Сущность и составные элементы идеологии белорусского государства. О государственной идеологии республики беларусь Что является фундаментом идеологии белорусского государства

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«МОГИЛЁВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРОДОВОЛЬСТВИЯ»

Кафедра гуманитарных дисциплин

А.П. Костеров

ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Конспект лекций для студентов всех специальностей

дневной и заочной формы обучения

Могилѐв 2008

Рецензенты: кандидат философских наук, доцент УО МГУП Кармазинов Л.С. кандидат исторических наук, профессор ЧУО БИП – институт правоведения Макаревич В.А.

Костеров, А.П.

Основы идеологии белорусского государства: Конспект лекций для студентов всех специальностей дневной и заочной формы обучения. – Могилев: УО МГУП, 2008. – с.

В конспекте лекций, в соответствии с типовой программой для вузов излагаются вопросы по учебной дисциплине «Основы идеологии белорусского государства». Краткое и доступное изложение теоретического материала характеризует сущность идеологии, ее структуру, функции, особенности проявления и роль в современном белорусском обществе.

УДК 321 (476) ББК

© УО «Могилѐвский государственный университет продовольствия», 2008 СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Лекция 2. Современные идеологические концепции и доктрины

Лекция 3. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства

Лекция 4. Политическая культура и идеологические процессы

Лекция 5. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства

Лекция 6. Белорусская экономическая модель и белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства

Литература

Приложение

ВВЕДЕНИЕ В конце ХХ века Республика Беларусь провозгласила полный

суверенитет и оказалась перед выбором своего государственного и общественного развития. В этот период была разработана Конституция 1994 года, которая была принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года с изменениями и дополнениями, определены специфика белорусской модели социально-экономического развития, направления внутренней и внешней политики страны. На рубеже ХХ – ХХI веков формируется концепция идеологии белорусской государственности, которая опирается на многовековой опыт историко-культурного развития Беларуси. Идеологию государства можно соотнести с иммунной системой, наличие которой делает возможным существование самого феномена государства. Ее основными принципами являются:

стабильность, устойчивость социально-политического развития; социальная справедливость; народовластие; трудовая и человеческая солидарность;

историческая и политическая преемственность; дружба народов.

Особенности белорусской идеологии заключаются в следующем:

Сильная государственная власть, персонифицированная Президентом РБ;

Активная роль государства в реформировании экономики с целью ее постепенной интеграции в мировую хозяйственную систему;

Сильная социальная политика с ориентацией экономики на повышение ее эффективности, направленной на развитие человеческого потенциала.

Курс «Основы идеологии белорусского государства» был введен в 2003 году. Его цель – формирование у граждан важных для белорусского общества идей, ценностей, представлений, убеждений, устремлений, которые должны поддерживаться силой государства, всеми его институтами. Учебной программой предполагается изучение феномена идеологии, истории, теории и динамики идеологических процессов, механизма реализации идеологических функций государства.

Главными задачами преподавания курса являются:

Разъяснение приоритетов белорусской модели социальноэкономического развития и политической системы; получение систематизированных знаний на основе теории,

изучение методологии с целью обретения студентами устойчивых идеологических ориентиров;

Способствование формированию у студентов политической культуры и гражданско-патриотической позиции.

Конспект лекционного курса представляет анализ существующей научной и учебно-методической литературы и ее адаптацию к требованиям рабочей программы применительно к специфике вуза.

Лекция 1. Предмет, теория и методология идеологии белорусского государства

1. Понятие «идеология» и его генезис.

2. Структура и функции идеологии.

3. Истоки и становление идеологии белорусской государственности.

1. Понятие «идеология» и его генезис

При рассмотрении первой лекции необходимо сделать краткое вступление. Следует констатировать, что республика находиться на пути перехода к новому качественному состоянию, как в экономике, политической жизни, так и в сознании, мышлении людей. Государственное строительство происходит одновременно с глубокими социально-экономическими преобразованиями. Научной основой на пути создания сильного государства может стать формирование идеологии белорусской государственности. Ее предназначение состоит в том, чтобы обеспечить жизнестойкость социальной системы от опасностей и угроз как извне, так и собственной внутренней среды. Цель идеологии - формирование сознания людей путем ее воздействия на их поведение.

Все отношения людей, их взаимодействия в обществе складываются на различных уровнях политического сознания: государственном, теоретическом, эмпирическом.

Идеология в процессе возникновения, развития и функционирования связана с философией, культурой, религией, нравственностью, политикой и другими формами общественного сознания. Само ее понятие многозначное, отсюда и множество различных определений.

Дословный перевод с греческого: учение об идеях. В научный оборот этот термин ввел француз Дестат де Траси в докладе «Проект идеологии» в 1796 году. В начале ХIХ века он в исследовании «Элементы идеологии» стремился разработать методологию, с помощью которой можно было бы систематизировать идеи выдающихся мыслителей Нового времени и создать «общую теорию» идей, чтобы исследовать естественное происхождение идей и разоблачать «иллюзорные мысли». Для чего это нужно? Известно, что коренное отличие общества от любой другой материальной системы состоит в том, что способом его существования, является деятельность людей и творят они свою историю, исходя из своих потребностей и интересов. Не случайно французские просветители заявляли, что «мнения правят миром». Если это так, стоит разобраться: какие из них мнения (идеи) являются истинными, а какие ложными? Возникает вопрос: где тот критерий, который позволял бы отличить истинные идеи от ложных? Таким критерием была объявлена «природа

человека»; те идеи, которые противоречат ей – ложные и наоборот. С этих позиций идеологи подвергали критике феодальное общество и круг его идей, одновременно рекомендовали, как организовать общественную жизнь в соответствии с искомой «природой человека». В реквизите идеологов в XVIII веке появились термины: «права человека», «общечеловеческие ценности», «демократические стандарты» и т.п.

В ХIХ веке преобладало негативное отношение к идеологиям, когда идеи, систематизированные мыслителями в особые теории, превращались в символы веры и потрясали общества. К. Маркс квалифицировал идеологию как «ложное сознание» по той причине, что природа человека не есть нечто раз навсегда данное и неизменное, оно изменяется в ходе общественного развития. К.Маркс сделал вывод, что любая идеология носит классовый характер, выражает интересы тех или иных общественных классов, а эти интересы, в свою очередь, детерминируются положением этих классов в системе общественного производства. С позиций марксизма политическая идеология – это система идей, взглядов, представлений, содержащая теоретическое осмысление политического бытия с точки зрения интересов определенных классов. Свое учение Маркс и Энгельс не считали идеологией и утверждали, что сумели найти научный метод познания социальных процессов. Немецкий социолог К.Маннгейм считал, что идеология консервативна и в этом ее главное отличие от утопии. Утопия ориентирует сознание на действие и стремиться взорвать существующий порядок вещей.

В.И. Ленин придавал идеологии научное значение и считал, что она способна просветить, сплотить и мобилизовать пролетариат на революционную борьбу за свержение капитализма и построение социалистического общества. В его понимании идеология – это система идей, теорий, взглядов, отражающих социально-политическое и экономическое развитие общества и выражающих интересы определенного класса – буржуазии или пролетариата. Другие мыслители ХХ века (Э. Дюркгейм, М.Вебер, Т.Парсонс), давая идеологии свои оценки, подчеркивали ее систематизированность, способность сплачивать людей, аккумулировать их энергию для действий. Американский политолог японского происхождения Ф.Фукуяма писал, что мировая история как продукт соперничающих идеологий подошла к своему завершению, поскольку после крушения коммунистической идеологии концепция либеральной демократии утвердилась в качестве единственного принципа политической организации человеческого общества. По его мнению человечество перестало нуждаться в идеологических конструкциях. Политологи Т.Адорно и Ф.Бенетон утверждали, что идеология ведет к духовному закабалению человека, к опутыванию его ложными коллективными идеалами, в результате индивид становиться объектом манипулирования. Несмотря на явные расхождения ученых, большинство из них определяют предназначение идеологии так: идеология – это система идей, теорий, идеалов, взглядов, ценностей, политических и нравственных ориентиров, отражающих в систематизированной форме отношение больших социальных слоев и групп людей, отдельных личностей к окружающей действительности, описывающих положение, роль и место

человека в современном обществе и осмысленных ими как цель жизнедеятельности. Белорусские ученые считают: идеология белорусского государства - это система взглядов, соответствующих целям и особенностям белорусского пути общественного развития.

В заключение вопроса следует пояснить соотношения понятий «идеология» и «мировоззрение». Мировоззрение представляет собой философско-теоретический синтез научных знаний (или религиозных верований), идеалов, ценностных ориентаций, убеждений, исторического и повседневного опыта человека и человечества. Именно в этом качестве оно становиться философско-теоретической основой идеологии.

Значимость мировоззрения как основы идеологии заключается в том, что именно от мировоззрения, от того какое оно, зависит и идеология.

2. Структура и функции идеологии

Структура идеологии предполагает собой совокупность устойчивых внутренних связей, которые обеспечивают сохранение ее основных свойств. Структура имеет много граней и много уровней. Духовным ее основанием является мировоззрение, т.е. совокупность взглядов человека на мир в целом на свое собственное место в этом мире.

В горизонтальном разрезе она представляется как: мировоззрение; политические концепции; экономические теории; правовые нормы; эстетические идеалы; нравственные убеждения; иерархия ценностей;

воля и решимость для достижения целей.

В вертикальном разрезе как:

воплощение идеалов и чувств в жизненных позициях людей; практическая деятельность идеологических служб;

массовое сознание (представления, чувства, верования, ценностные ориентации);

лозунги, заповеди, установки; мировоззренческие основы.

Следует различать функции политического сознания и идеологии. Функции политического сознания:

регулятивная; познавательно-информационная; оценочная; мобилизующая.

Функции идеологии: ориентационная; мобилизирующая;

интегративная; амортизационная; социальная; познавательная; легитимирующая; нормативная.

Расшифровывая значение и суть каждой функции, важно отметить, что функции идеологии вытекают из того, насколько в ней выражено:

Теоретически оформленные систематизированные социальноклассовые интересы;

Использованию власти для достижения этих интересов.

3. Истоки и становление идеологии белорусской государственности

Используя знания по отечественной истории, следует напомнить основные моменты развития белорусской государственности. Исторический путь Беларуси прошел важные этапы:

1. Общественный строй на белорусских землях в Х-ХII веках.

2. Создание Великого княжества Литовского. Общественный строй Речи Посполитой.

3. Белорусские земли в составе Российской империи.

4. Октябрьская (1917г.) революция и национально-государственное самоопределение Беларуси.

5. Советский период государственности.

6. Нынешний переходный период к белорусской государственности. Объединительный процесс России и Беларуси.

После распада СССР и краха коммунистической идеологии, которая 70 лет доминировала в сердцах и умах большинства советских людей, первая половина 90-х г. в РБ ознаменовалась развитием деидеологических процессов. Наблюдалось развенчивание прежней идеологии как пережитка бывшего режима. В дальнейшем была начата реидеологизация, т.е. восстановление идеологии. Политическая элита в Беларуси пришла к пониманию, что общество нуждается в некой объединяющей, скрепляющей его совокупности идей. К примеру, государственная идеология США цельно развивается с XVIII века до сегодняшних дней и представляет четкую конструкцию с отлаженным механизмом идеологической работы. Главным ее идейным постулатом является идея «пан-американ», т.е. государство – самое сильное, демократическое, а нация – самая великая, умная, образованная, которая способна жить достойно и не только в пределах своего государства, но и нести свой образ жизни на другие народы и страны.

Идеология белорусского государства в своем развитии прошла несколько этапов:

1. Первая половина 90-х годов ХХ века. Деидеологизация.

2. Середина 90-х годов. Реидеологизация.

3. Конец ХХ века. – начало ХХI века. Создание новой идеологии и ее распространение в обществе.

Четкие ориентиры белорусской идеологии были обозначены в ряде докладов Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. По мнению Главы государства, выстраивая свои идеологические приоритеты, следует учитывать как опыт прошлых веков, так опираться и ориентироваться на все то новое и позитивное, что появилось у нас с момента провозглашения независимости. При этом необходимо четко осознавать тот факт, что нельзя искусственно идеологизировать общество, исходя из конъюнктурных соображений, подчинить общество корыстным потребностям отдельных личностей или социальных групп. Навязывание обществу мертвых идеологических схем приводит к упадку государственности, застою и переходу к регрессивному развитию. Президент РБ отметил: «Государственная идеология-это не изобретение коммунистов, а атрибут присущий…любому государству. Все государства… опирались и опираются на идеологические принципы, в концентрированном виде выражающие основные ценности своего общества, цели его развития».

Идеология государства, которую белорусский лидер считает «краеугольным камнем в государственном строительстве», -это национальная объединительная и мобилизующая идея. Ее главной задачей является воздействие посредством пропаганды национальной идеи на сознание людей, с тем, чтобы проживающее на территории государства население осознавало себя как единое общественно целое в государственно--политическом, территориальном, экономическом, культурно-историческом и нравственнодуховном планах. Идеология государства позволяет людям различных убеждений прийти к осознанию общих ценностей, способствует установлению в обществе атмосферы согласия и созидания. По определению Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, «государство без идеологии, как человек без мысли не может жить и развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам и вызовам. Идеология для государства-то же самое, что иммунная система для живого организма. Если иммунитет ослабевает, любая даже самая незначительная инфекция становиться смертельной. Точно так же и с государством: когда разрушается идеологическая основа общества, его гибель становится только делом времени, каким бы внешне государство ни казалось сильным и грозным».

Идеология белорусского государства официально сформулирована в Основном Законе, где изложен главный принцип проведения государственной политики в нашей стране: все должно делаться для человека и в интересах человека. Соблюдение норм Конституции, реализация заложенных в ней принципов является на сегодняшний день важнейшей задачей, которая стоит перед органами государственной власти.

В заключение, важно отметить, что белорусская идеология аккумулирует все позитивное из исторического опыта народа Беларуси и его достижений на современном этапе. Важно подчеркнуть, что на политическом уровне идеология принимает форму идеологической доктрины, которая является мировоззренческой основой в современных конкретно-исторических условиях. Важнейший мировоззренческий стержень составляет в идеологии белорусская гражданственность, национальное самосознание и патриотизм.

Контрольные вопросы по теме к дискуссии:

1. Воздействие каких факторов, испытывает массовое политическое сознание?

2. Как соотносятся между собой понятия: идеология, философия, религия, мировоззрение, пропаганда?

3. Какая функция идеологии служит ослаблению социальной напряженности?

4. Определите сущность концепции деидеологизации.

5. Каковы основные идеологические приоритеты в Республике Беларусь?

Лекция 2. Современные идеологические концепции и доктрины 1. Основные типы идеологии.

а). Либерализм: принципы и цели б). Консерватизм: принципы и цели

в). Социал-демократизм: характерные черты и идеи г). Другие политические идеологии

2. Мировоззренческие основы и приоритеты идеологической политики белорусского государства.

1. Основные типы идеологии

Для правильного понимания и истолкования различных идеологий их

сущностей, особенностей, функций, способов аргументации, сфер влияния важное значение имеет их типологизация.

Либерализм. Классический либерализм сформировался на заре буржуазного политического движения (XVII век). Основные положения данной идеологии сформулировали Д.Локк, Ш.Монтескье, А.Смит, Б.Франклин, Т.Джефферсон. Организационно либерализм оформился в ХIХ веке c появлением политических партий. Термин «либерализм» (от лат. «свободный») употреблялся как:

Образ мышления и деятельности, для которого характерна независимость по отношению к традициям, привычкам, догмам, а также способность к активному самоопределению;

Совокупность идейно-политических учений, политических и экономических программ, ставящих целью ликвидацию форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивидууму, или смягчения этих форм.

Носитель идеологии – буржуазия. Содержательное ядро идеологии.

Идеология белорусского государства – этосовокупность идей, идеалов, которые отражают национально-исторические традиции и ценностные ориентации, со­ответствующие целям и особенностям белорусского пути общественного развития. Идеология белорусского государства – ядро политической культуры современного белорусского общества, она играет важную роль в консолидации и дальнейшем развитии белорусского народа.

Мировоззренческая основа идеологии государства – это национальная идея, которая включает в себя традиционные ориентации белорусов, а также общече­ловеческие и христиан­ские ценности, национально-государственное самосоз­нание, гражданственность и патриотизм.

Правовой основой идеологии государства является Конституция Республики Беларусь. Основные положения идеологии белорусского государства закреплены
в Основном Законе Республики Беларусь, который содержит 146 статей, опреде­ляющих: основы конституционного строя, отношения личности, общества и госу­дарства, избирательную систему, порядок взаимодействия ветвей власти, функци­онирование местных органов управления и контроля, основы финансово-кредитной системы, а также порядок действия и изменения самой Конституции.

Экономическая основа идеологии белорусского государства – белорусская экономическая модель развития (социально ориентированная рыночная экономика).

Идеология белорусского государстваспособствует формированию и развитию политического сознания людей (индивидуального и общественного), мировоззрен­ческих позиций и ценностных ориентиров. Идеология белорусского государства обеспечивает механизмы политической социализации личности, воспитания и раз­вития политической культуры.

Приоритетами идеологии белорусского государства являются: обеспечение национальных интересов и национальной безопасности Республики Беларусь и ее суверенитета; создание динамично развивающейся, социально ориентированной рыночной экономики; реализация принципов социальной справедливости, патри­отизма и ответственности за судьбу белорусского государства; обеспечение условий для реализации творческих способностей людей во всех сферах развития общества, образования, науки в соответствии с традициями белорусского народа.

На республиканском семинаре «Система идеологической работы в Республике Беларусь: современное состояние и перспективы развития» справедливо отмечалось, что «идеология белорусского государства в основе своей содержит четкую систему взглядов и ценностей, которые в течение столетий формировались самим ходом белорусской истории», а ее базовыми принципами являются «единство нации, социальная справедливость, солидарность, нравственность».

Значение данных принципов подчеркивается в Концепции национальной безо­пасности Республики Беларусь: «Общечеловеческие ценности и национальные духов­ные традиции нашли отражение в идеологии белорусского государства, базовыми принципами которой являются единство нации, социальная справедливость, соли­дарность, нравственность».

В современных условиях при проведении идеологической работы важно учитывать следующие особенности идеологии белорусского государства.

1) Ее ориентацию на совершенствование и укрепление основ белорусского госу­дарства и институтов власти. Сильное государство – залог устойчивого и стабиль­ного развития белорусского общества в условиях современной глобализации. Укреп­ление государства означает прежде всего совершенствование государственного управ­ления, а «создание эффективного государства предполагает, что в стране сформи­рованы и эффективно действуют государственно-правовые условия для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики, защиты прав
и законных интересов граждан и предприятий всех форм собственности, стиму­лирования инвестиционной и инновационной активности, подъема темпов роста валового внутреннего продукта (ВВП), качества и конкурентоспособности товаров
и услуг, производимых национальной экономикой».

2) Ее направленность на обеспечение равноправия всех форм собственности, всех форм хозяйствования . На основе равноправия всех форм собственности, всех форм хозяйствования сегодня реализуются задачи совершенствования белорусской модели социально ориентированной экономики . Четвертым Всебелорусским народ­ным собранием были одобрены основные положения Про­граммы социально-эконо­мического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, в ко­торой определены стратегические цели, задачи и приоритеты, основные направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития страны до 2015 г. В этом документе в качестве главной цели социально-экономического развития указаны рост благо­состояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкуренто­­способности национальной экономики.

В данной Программе также отмечено, что экономика страны продемонстри­ровала свою жизнеспособность в условиях глубокого мирового экономического кризиса.

В белорусской модели экономического развития последовательно учитываются имеющие важное идеологическое значение негативные последствия для общества
и человека непродуманной приватизации, безработицы, резкой поляризации доходов населе­ния, криминализации сознания и практики хозяйствования и др.

3) Ее связь с формированием и развитием прочных духовно-нравственных основ государства и общества.

В Республике Беларусь при соблюдении принципа равенства религий перед законом и светского характера государства успешно складываются партнерские отношения государства и ведущих исторически традиционных Церквей.

Например, 12 июня 2003 г. в рамках гражданского законодательства было заключено Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорус­ской Православной Церковью. В нем определены принципы взаимоотношений государства и Церкви и направления сотрудничества. На основании данного Согла­шения были подписаны Программы сотрудничества Национальной академии наук, различных министерств и Белорусской Православной Церкви.

4) Ее связь с современными процессами глобализации и интеграции.

В наши дниРеспублика Беларусь входит в различные международные Инте­грационные союзы и объединения. Особое значение для нашей страны имеет строительство Союзного государства сРоссийской Федерацией,интеграционные процессы и развитие сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, СНГ.

Беларусь рассматривает интеграцию на постсоветском пространстве в качестве магистрального внешнеполитического и внешнеэкономического приоритета, исходит из того, что, помимо экономической интеграции, в этих объединениях появляется потребность в новых гранях сотрудничества в социальной и информационной сферах, области здравоохранения и спорта, выработке внешнеполитических приоритетов
и единой интеграционной идеологии. Идеология белорусского государства является также открытой для сотрудничества белорусского государства на основе принципов равноправия и справедливости со всеми странами Востока и Запада, Севера и Юга.

Идеология белорусского государства играет объединяющую и мобилизующую роль в современном белорусском обществе. Она оказывает мощное и разнообразное воздействие на духовный мир человека и его мировоззрение, на социальное поведение индивидов и групп, на политику белорусского государства, его внутренние
и международные приоритеты. Важной формой распространения и развития идеологии белорусского государства является политическая символика.


Похожая информация.


  • Вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Глава 3. Становление идеологии белорусского государства § 1. Распад советской государственности
  • § 2. Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период
  • § 3. Укрепление белорусской государственности
  • § 4. На пути к союзному государству
  • Литература
  • Глава 4.Современные идеологические концепции и доктрины §1. Определение идеологии
  • § 2. Основные типы идеологии
  • Литература:
  • Глава 5. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства § 1. Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь
  • § 2. Понятие и характерные черты конституционного строя Республики Беларусь и его основ. Закрепление конституционного строя в Конституции Республики Беларусь
  • § 3. Понятие и политико-правовое значение суверенитета
  • § 4. Характеристика основ конституционного строя
  • Демократическое государство
  • Правовое государство
  • Социальное государство
  • Светское государство
  • Глава 6. Политическая культура и идеологические процессы
  • §1. Политическая культура как сфера духовной культуры
  • §2. Проблемы формирования политической культуры
  • §3. Сущность идеологии и ее роль в общественно-политической жизни Беларуси
  • §4. Идеологические процессы в Беларуси и их особенности
  • Вопросы для самопроверки
  • Литература:
  • Глава 7. Средства массовой информации в идеологических процессах
  • §1. Роль средств массовой информации в условиях современного политического развития
  • §2.Идеологическая функция средств массовой информации
  • §3. Особенности деятельности средств массовой информации в Республике Беларусь
  • Литература
  • Глава 8. Профсоюзные организации в идеологических процессах
  • §1.Политико-правовые основы деятельности профсоюзов
  • §2.Роль, функции и механизм деятельности профсоюзов в переходный период
  • §3.Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе
  • §4.Идеологическое обеспечение развития профсоюзного движения в Республике Беларусь
  • §5.Профсоюзы и социально-экономические аспекты переходного периода
  • §6.Тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе
  • §7. Социальное партнерство
  • Вопросы для самопроверки:
  • Литература:
  • Глава 9. Идеология избирательных кампаний
  • § 1. Понятие и функции выборов в политической системе общества
  • § 2. Виды избирательных систем
  • § 3. Стадии избирательного процесса
  • Вопросы для самопроверки
  • Политико-правовой статус Президента Республики Беларусь
  • Специфика президентской власти при «смешанной» системе правления
  • § 2 Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства
  • Вопросы для самоконтроля
  • Литература
  • Глава 11. Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства § 1. Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь
  • § 2 Структура и функции Парламента
  • §3 Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики Парламентом – Национальным собранием Республики Беларусь.
  • Литература
  • Глава 12. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология Белорусского государства § 1. Идеология деятельности исполнительной власти
  • §2. Идеология экономической политики Правительства
  • §3. Основные приоритеты в работе Правительства
  • Аграрная политика
  • Жилищное строительство
  • §4. Социальная сфера как объект идеологической деятельности
  • §5. Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики
  • Литература
  • Глава 13. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах §1. Идеологическая составляющая реформы местного самоуправления
  • §2. Система и главные направления идеологической работы на местном уровне
  • §3. Социальные технологии идеологической работы в системе местного самоуправления
  • Разделiv. Государственная политика в идеологической сфере Глава 14. Белорусская экономическая модель -- компонент идеологии белорусского государства
  • §1. Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией
  • §2.Экономические платформы современных идеологических течений
  • §3.Концептуальные основы формирования национальных моделей рыночных экономик и белорусской экономической модели
  • §4.Условия формирования белорусской экономической модели
  • §5.Экономическая политика Республики Беларусь
  • Вопросы для самопроверки:
  • Глава 15. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
  • §1. Интегративная идея и национальные интересы государства
  • §2. Нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы
  • §3. Проблема стабильности и изменчивости политической системы
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 16. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства
  • § 1. Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции
  • § 2. Понятия «национальной идеологии» и «идеологии белорусской государственности»
  • §3. «Белорусская идея», традиции национальной культуры и патриотизм
  • § 4. Духовные славянские традиции и ценности в становлении белорусской государственности
  • §5. Стратегические приоритеты и консолидирующие идеи белорусского общества: рациональный выбор исторического пути развития
  • Вопросы для самопроверки
  • Литература
  • Глава 17. Идеологическая политика в социальной сфере § 1. Сущность и содержание социальной политики
  • § 2. Приоритеты в сфере образования.
  • §3. Приоритеты в сфере здравоохранения.
  • § 4. Приоритеты в сфере социальной защиты населения.
  • § 5. Приоритеты в сфере культуры спорта и туризма.
  • Глава 18. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
  • §1. Религия в современной Беларуси
  • §2. Конфессиональная политика в контексте идеологии белорусского государства
  • §3. Современное законодательство о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях
  • Глава 19. Идеологическая политика в молодежной среде § 1. Молодежь как социальная группа общества, политическая социализация молодежи.
  • § 2. Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики. Принципы молодежной политики
  • §3. Основные направления молодежной политики на современном этапе
  • Глава 20. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь § 1. Внешняя политика и идеология государства
  • § 2. Национальные интересы Республики Беларусь. Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики
  • § 3. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь
  • § 4. Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусской государства
  • Приложение. Учебная программа спецкурса для высших учебных заведений Основы идеологии белорусского государства
  • Раздел I. Теория и методология идеологических процессов
  • Тема 1.1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
  • Тема 1.2. Истоки идеологии белорусской государственности
  • Тема 1.3. Становление идеологии белорусского государства
  • Тема 1.4. Современные идеологические концепции и доктрины
  • Тема 1.5. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства
  • Раздел II. Динамика идеологических процессов
  • Тема 2.1. Политическая культура и идеологические процессы
  • Тема 2.2. Средства массовой информации в идеологических процессах
  • Тема 2.3. Профсоюзные организации в идеологических процессах
  • Тема 2.4. Идеология избирательных кампаний
  • Тема 3.1. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства
  • Тема 3.2. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства
  • Тема 3.3. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология белорусского государства
  • Тема 3.4. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах
  • Раздел IV. Государственная политика в идеологической сфере
  • Тема 4.1. Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства
  • Тема 4.2. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
  • Тема 4.3. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства
  • Тема 4.4. Идеологическая политика в социальной сфере
  • Тема 4.5. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
  • Тема 4.6. Идеологическая политика в молодежной среде
  • Тема 4.7. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики
  • Раздел I. Теория и методология идеологических процессов 8
  • Основы идеологии белорусского государства

    Под общей редакцией

    профессора С.Н. Князева и профессора С.В. Решетникова

    кандидат юридических наук, профессор Князев С.Н.,

    доктор политических наук, профессор Решетников С.В.,

    доктор юридических наук, профессор Василевич Г.А.,

    доктор политических наук, профессор Земляков Л.Е.,

    кандидат философских наук, доцент Денисюк Н.П.,

    кандидат политических наук, доцент Антанович Н.А.,

    доктор философских наук, профессор Яскевич Я.С.,

    кандидат философских наук, доцент Старовойтова Л.В.,

    кандидат философских наук, доцент Гречнева.,

    доктор философских наук Криштапович Л.Е.,

    кандидат социологических наук, доцент Дмитриев Е.И.,

    кандидат политических наук Паречина С.Г.,

    кандидат экономических наук, доцент Антонова Н.Б.,

    кандидат исторических наук, доцент Мацель В.М.,

    доктор биологических наук, профессор Чещевик А.Б.,

    доктор исторических наук, профессор Шинкарев В.В.,

    кандидат исторических наук, доцент Соколовский А.А.,

    доктор социологических наук, профессор Котляров И.В.,

    доктор экономических наук, профессор Козик Л.П.,

    доктор философских наук, профессор Адуло Т.И.,

    доктор политических наук, профессор Бущик В.В.,

    кандидат философских наук, доцент Матусевич Е.В.

    доктор исторических наук, профессор Сташкевич Н.С.

    Вартанова Л.В.

    кандидат юридических наук, Петрик И.Л.

    Научные рецензенты: кафедра философии Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка; профессор кафедры культурологии Белорусского государственного университета культуры, доктор социалогических наук Р.В. Гребенников

    Основы идеологии белорусского государства: Учеб. для вузов / под. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова.-Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь.-2004.- 690с.

    В книге на основе системного подхода раскрывается содержание таких важнейших компонентов идеологии белоруского государства, как теория, история и методология идеологических процессов, динамика идеологических процессов, идеологические аспекты деятельности государственных институтов, государственная политика в идеологической сфере. Содержание учебника соответствует учебной программе спецкурса для высших учебных заведений, утвержденной министерством образования Республики Беларусь.

    Книга предназначается студентам, аспирантам и преподавателям вузов. Адресуется также профессиональным политикам и идеологам, будет полезна всем, кто интересуется идеологическими процессами, происходящими в современном белорусском обществе.

    Предисловие

    Понятие “идеология” неразрывно связано с системным анализом политических, правовых, нравственных и эстетических отношений в обществе. В политической плоскости эта конструкция позволяет лучше понять то или иное явление. Идеология – это своего рода среда, “подпитка” центра принятия политических решений, где законодательная, судебная и исполнительная ветви власти составляют единый блок.

    Когда наступают знаковые периоды в жизни общества (к ним также относятся президентские выборы, формирование местных органов власти), люди выражают свои взгляды посредством голосования за того или иного кандидата, мысли, предпочтения которого совпадают с личными симпатиями граждан. Поэтому при формировании и реализации избирательных технологий идеологическая составляющая может рассматриваться как система ценностных ориентаций людей, определяющая их выбор, шкалу их предпочтений. С этой точки зрения она важна как предтеча принятия государственных, политических решений.

    На этапе избирательных баталий термин “идеология” можно отождествить с таким многовекторным понятием, как “пропаганда” или “агитация”, включающим в себя, в том числе знания о политических технологиях, маркетинге и имиджмейкерстве. Когда же выборы состоялись, то предвыборные платформы кандидатов становятся значимыми государственными документами, где уже обозначены приоритеты для властных структур. Здесь победившие, если так можно выразиться, идеологические конструкции приобретают вид доктрин, программ, проектов. Поэтому конституция любого государства, по большому счету, является главным идеологическим документом, в котором прописаны основные цели государства (затем они конкретизируются в программах развития экономики, социальной сферы, культуры и т.д.).

    Если решения госорганов соответствуют ожиданиям граждан, и руководством страны проводится соответствующая политика во всех сферах, то в политической системе соблюдается определенное равновесие, общественный баланс.

    Идеология государства  это не застывшая идиома, а подвижная и постоянно трансформирующаяся система, нацеленная на реализацию потребностей и запросов общества, выяснение его отношения к различным институтам власти. Довольно часто уже после выборов в краткосрочной перспективе возникает необходимость в определенной степени изменить, скорректировать курс на основе новых тенденций, специфики и чаяний людей. Как это сделать правильно, быстро и эффективно? Во-первых, государству необходимо постоянно проводить мониторинг, зондаж общественного мнения с целью выявления предпочтений граждан. Во-вторых, для идеологического обеспечения государственной политики, помимо прямой связи “гражданин – государство”, которая особенно ярко проявляется в ходе избирательных кампаний, должна работать обратная связь “власть, органы управления – человек”.

    У нас сформировалась социальная ориентированность идеологических предпочтений. В Конституции Республики Беларусь четко указывается, что наша страна – социальное государство. Таким образом, белорусы ожидают от правительства социальных гарантий, устранения болевых точек, в первую очередь, в экономической и социальной сферах. Думается, второй особенностью белорусской идеологической составляющей является решение всего комплекса проблем, связанных с ликвидацией последствий на ЧАЭС.

    Общую палитру идеологических предпочтений в нашей стране дополняют партии. Однако сегодня нельзя с полной уверенностью говорить о том, какая же платформа пользуется наибольшим доверием избирателей. В целом наши граждане высказали доверие сильной государственной власти и институту Президенства, а также свою приверженность христианским ценностям.

    Что касается диалога ученых и специалистов, нужен ли еще один универсальный документ, где будут затронуты политические, социальные, философские, религиозные и экономические отношения, – вопрос пока остается открытым. Представляется, что государство должно быть заинтересовано в развитии научных концепций, касающихся феноменов “государственность”, “идеология”, “национальная идея”, так как их нельзя навязать “сверху”, искусственным путем, а следует “собирать” по крупицам.

    Попытки сформулировать национальную идею в последние годы предпринимались не одиножды. К сожалению, ни одна из них не была удачной, и выглядели они, скорее, как декларация намерений, не обоснованных научными разработками. Ведь создание национальной идеи – не пропагандистская акция, а определение направления и перспектив государственного строительства.

    В идеологии должен быть, во-первых, мировоззренческий стержень. По мнению авторов книги, этим стержнем является белорусская гражданственность, национальное государственное самосознание и патриотизм. Вот фундамент, на котором формируется мировоззрение. Кроме того, безусловно, существенное влияние оказывают и экономика, и политика государства, и другие сферы общественной жизни.

    Еще раз подчеркнем: идеология белорусского государства – это идеология белорусского пути общественного развития, это идеальная модель общественного устройства.

    Структура курса имеет системный характер, она включает 4 раздела, 4 уровня рассмотрения вопросов идеологии. Первый, теоретико-методологический уровень – теория, история, методология и, в том числе, конституция как правовая основа идеологии. Второй уровень – динамика идеологических процессов представляет собой “процессуальный уровень” принятия государственных политических решений. Он охватывает культуру, ментальность, средства массовой информации, которые отражают мысли и взгляды населения и сами, в свою очередь, формируют и общественное мнение, и, в полной мере, общественно-политический курс государства. СМИ – это прямая и обратная связь народа и власти, наиважнейший инструмент формирования общественного сознания. На политическом уровне правительством страны отмечено, что есть три фундаментальные опоры, на которых базируется наша страна: Советы, мощные профсоюзные и молодежные организации. Поэтому в раздел “Динамика идеологических процессов” мы включили и тему о роли профсоюзов, чтобы рассмотреть, как профсоюзы влияют на формирование идеологии белорусского государства и экономической стабильности.

    В этом же разделе – тема идеологии избирательных кампаний. Мы посчитали, что такой аспект также обязательно должен присутствовать, поскольку разговор идет о выборах руководящих органов государственной власти, а это зависит от населения и, в том числе, от СМИ. Идет формирование общественного мнения, представлений о том, как государственные институты будут выполнять политические, экономические, мировоззренческие, идеологические задачи. Поэтому наиболее важно исследовать и проследить процесс организации и проведение избирательных кампаний.

    Третий блок проблематики посвящен непосредственно центрам принятия решений. Он называется: “Государственные институты и идеологические процессы”. Сформированные органы власти – президент, парламент, правительство, органы местного управления – призваны действовать в интересах народа, экономического процветания страны, защищать суверенитет, национальную целостность. Мы выясняем, каким образом, с учетом каких факторов принимаются решения в управленческой сфере, на самом высоком политическом уровне? Разве это не интересно студентам, всем гражданам?..

    И четвертый уровень, инструментальный, включает механизмы реализации государственного курса и называется: “Государственная политика в идеологической сфере”. Идеология пронизывает все сферы жизнедеятельности государства экономическую, политическую, мировоззренческую и собственно идеологическую. Но надо знать, что делать и после оглашения целей: как, какими способами их достигнуть – и какими будут результаты?

    В Беларуси хорошая обществоведческая школа, богатый потенциал ученых, преподавателей. Во многом именно от них зависит, как этот курс будет воспринят студентами, народом, гражданами. Мы очень на это рассчитываем. Ведь это не какое-то дежурное, конъюнктурное, пропагандистское мероприятие, а чисто научный, системный подход к осознанию сущности идеологии. Глубокая фундаментальная разработка курса идеологии, с одной стороны, существенно продвигает развитие нашей науки, с другой – решает важную мировоззренческую задачу: обеспечивает диалог с молодыми людьми в стенах вуза относительно главных направлений внутренней и внешней политики нашей страны, насколько они соответствуют стремлениям, потребностям, запросам граждан. По большому счету, это открытый, заинтересованный диалог власти и населения.

    Политические основы идеологии белорусского государства составляет комплекс идей и представлений белорусского народа о политическом устройстве Республики Беларусь, механизме взаимодействия органов государственной власти, месте и роли общественно-политических сил в политическом процессе и путях совершенствования политической системы.

    Народовластие

    Фундаментом политического и государственного устройства Республики Беларусь выступает народовластие. Белорусский народ, являясь единственным источником верховной власти, создает механизмы, при помощи которых граждане принимают активное участие в решении государственных дел, разрешении политических конфликтов. Отличительной особенностью новейшей политической истории Беларуси является широкое использование форм непосредственной демократии: референдумов, выборов и Всебелорусских народных собраний.

    Референдум является высшей формой волеизъявления народа, способом принятия гражданами решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни посредством народного голосования. Именно проведение референдумов в 1995 и 1996 гг. позволило Беларуси избежать крупномасштабного государственного кризиса. Положительная практика проведения республиканских референдумов свидетельствует об их важной роли в становлении белорусского государства и возможности использования не только на общенациональном, но и на местном уровнях.

    Немаловажное значение принадлежит и Всебелорусским народным собраниям (1996, 2001 гг.), истоки которых берут свое начало в истории Полоцкого княжества. Обращение белорусских властей к гражданам в особо тревожные и судьбоносные моменты за советом свидетельствует о признании государством народа в качестве основного субъекта политического процесса.

    Еще одной формой участия белорусов в осуществлении государственной власти выступают выборы. Для того чтобы власть служила людям, она должна быть им подконтрольна. Граждане должны иметь возможность самостоятельно формировать властные структуры на основе всеобщих и свободных выборов.

    Белорусское государство создает все необходимые условия для проведения справедливых, равных и честных выборов с целью обеспечения прихода к власти достойных людей, избранных большинством населения страны и пользующихся всенародным доверием и поддержкой. В Республике Беларусь - в одной из немногих стран мира - действует Избирательный кодекс , который содержит правовую базу для проведения свободных и демократических выборов. Соблюдение норм Избирательного кодекса позволяет белорусским гражданам создавать действенные органы государственной власти и, в первую очередь, Национальное собрание Республики Беларусь.

    Благодаря высокому профессионализму депутатов в республике сформирована законодательная база для успешного развития нашей страны. Белорусский парламент является ареной политических дискуссий, местом, где происходит свободный и конструктивный обмен мнений по наиболее сложным и судьбоносным вопросам политических и социально-экономических преобразований Республики Беларусь. Политическая ситуация в Беларуси характеризуется публичностью и открытостью процесса принятия политических решений.

    Сегодня очевидно, что только органы государственного управления, созданные на легальной и легитимной основе, могут быть выразителями воли народа и проводить политику, направленную на повышение уровня благосостояния населения.

    Политический плюрализм

    Демократия в Беларуси осуществляется на принципахплюрализма,многообразия политических институтов, идеологий, мнений. Необходимым фактором реализации данных принципов является развитое гражданское общество, которое служит своего рода социальным пространством, где создаются необходимые условия для удовлетворения многообразных потребностей индивидов и социальных групп, реализации их интересов и целей. Гражданское общество противостоит авторитарным проявлениям со стороны государственной власти, защищает права и свободы человека.

    Каркас гражданского общества составляют политические партии, общественные организации и объединения, органы местного самоуправления. К сожалению, в Беларуси пока не сложилась развитая партийная система. Политические партии в своем подавляющем большинстве фактически являются политическими клубами, не имеющими должной организационной структуры и социальной опоры. Зачастую партии создаются под конкретные личности - лидеров, оторванных от рядовых членов и заинтересованных лишь в реализации своих личных амбиций, что определяет политическую бесперспективность и неконкурентоспособность многих партий.

    Поэтому опорой белорусского общества должны стать сильные Советы депутатов, профсоюзы и молодежная организация (БРСМ), призванные обеспечить связь народа с властными структурами, вовлечь граждан в активное государственное строительство и осуществлять контроль за деятельностью органов государственной власти.

    После распада Советского Союза в нашей стране удалось сохранить систему местного самоуправления, позволяющую гражданам непосредственно участвовать в управлении общественными делами, в решении экономических и социальных проблем на местах. Однако в силу ряда объективных причин в Беларуси не оформилась самостоятельность и независимость Советов. Большинство существующих полномочий по управлению административно-территориальными единицами сконцентрировалось в исполнительных комитетах.

    Назрела потребность в реформировании системы местного управления и самоуправления, в результате которой должны быть созданы реальные условия для выполнения местными Советами всего спектра задач по территориальному самоуправлению, масштабного вовлечения граждан республики в механизм государственного управления с целью реализации основного принципа белорусского государства - народовластия.

    Специфика процессов самоорганизации белорусского общества заключается в том, что главным инициатором преобразований, партнером рождающегося гражданского общества выступает государство.

    В результате реформированиямолодежного движения в республике создана мощная молодежная организация - Белорусский республиканский союз молодежи, представляющая интересы подавляющего большинства белорусских юношей и девушек. Ее основные задачи : выявление и раскрытие творческого потенциала молодежи, формирование мировоззрения молодых граждан Республики Беларуси на основе принципов патриотизма, гуманизма и нравственности.

    Также благодаря усилиям государства удалось вернуть профсоюзы к выполнению их основной функции - защите и отстаиванию интересов трудящихся. В дальнейшем следует добиваться обеспечения высокого уровня защищенности белорусских трудящихся посредством укрепления дисциплины профсоюзных кадров, повышения их ответственности перед членами профсоюза.

    Разделение властей

    Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая власть в пределах своих полномочий независима и самостоятельна, что является необходимым условием построения правового демократического государства. Однако власти, будучи разделенными, должны дополнять друг друга, образуя единый "политический механизм". Решению этой проблемы служит система сдержек и противовесов . Создается механизм, при котором каждая ветвь власти, самостоятельно решая государственные задачи, своими правовыми средствами уравновешивает другие, предотвращая возможность узурпации полномочий верховной власти каким-либо одним органом. Специфика реализации принципа разделения властей в Республике Беларусь заключается в том, что привычная триада властей дополнена еще одной - президентской , которая заботится о бесконфликтном и согласованном функционировании других ветвей власти, выступает арбитром между различными политическими силами, что способствует разрешению противоречий между ними. Посредничество Президента выведено за сферу публичных властей, распространено на отношения органов государственной власти, государства и народа. Наделение Главы государства таким статусом необходимо для выполнения функций, возложенных на Президента Конституцией - осуществление преемственности и взаимодействия государственных органов, поддержание политической и экономической стабильности. Институт президентства в Республике Беларусь обеспечивает функционирование сильной и эффективной государственной власти. Белорусское общество осознает необходимость сильного института президентства, способного объединить все прогрессивные силы общества для выведения страны на новый качественный уровень развития, построения демократического государства и гражданского общества, создания необходимых условий для раскрытия внутреннего потенциала личности. Правовые основы идеологии белорусского государства составляет комплекс идей и представлений белорусского народа о суверенитете Республики Беларусь, принципах построения правового государства и механизме реализации прав и свобод человека и гражданина.

    Суверенитет

    Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Это означает, что народ осуществляет свою власть самостоятельно как через представительные органы, так и непосредственно (на референдумах, при проведении выборов). Суверенная воля народа является определяющей при выработке основных направлений внутренней и внешней политики. Именно народ формирует органы государственной власти и осуществляет контроль за их деятельностью.

    Народный суверенитет может реализоваться только при условии существования государственного суверенитета, который представляет собой верховенство, самостоятельность и полноту высшей государственной власти на своей территории, независимость от других государств или международных организаций при проведении внутренней и внешней политики.

    Значимость государственной идеологии белорусского общества обусловлена объективными причинами современного развития. Так, в 90-е гг. в большинстве стран социалистической системы началась трансформация существовавшего тогда общественно-экономического уклада. Ее теоретики и практики, не учитывая своеобразия национальных особенностей развития, копировали западный путь преобразований. Вскоре стало очевидным, что осуществить данный процесс по западному образцу было невозможно хотя бы в силу системного закона неприводимости динамических систем к исходному состоянию. Предполагаемые коренные преобразования объективно нуждались в адекватной новой идеологии – разработке теорий, моделей, программ и проектов. Однако оказалось, что как в зарубежных, так и в отечественных теориях и практике трансформации фактически не было выдвинуто ни одной новой идеи. В самом деле, можно ли считать новацией невыплату заработной платы как средства борьбы с инфляцией или использование киллеров в борьбе с конкурентами?

    По мнению Ральфа Дарендорфа, на повестке дня в бывшем коммунистическом мире стояло всего лишь «восстановление старых идей». В итоге появились теории трансформации. Они оказались «подгримированными» теориями модернизации, созданными в еще 50–60 гг. ХХ в. главным образом для некоторых развивающихся стран. Как показал ход исторического развития, предлагаемые модели не дали положительных результатов.

    Таким образом, теории трансформации постсоциалистического мира оказались сильнейшим поражением социальной науки и практики. Разработчики теории трансформации не предложили сколь нибудь убедительного решения назревших проблем.

    Сторонники рыночной экономики на все лады восхваляли принципы либерализации. А его противники категорически их отрицали. В этом случае уместно вспомнить характеристику подобных действий, которую дал еще А. Герцен: «Одни хотят насильственно раскрыть дверь будущему, другие насильственно не выпускают прошедшего… Их работа состоит в том, чтобы мешать друг другу, и вот те и другие стоят в болоте». К примеру, известный московский ученый Б.Г. Капустин утверждает, что «рынок, как он видится правильной теорией, в принципе нельзя построить в России. Предписания теории, способы и средства такого строительства дают результаты, обратные ожидаемым (возникновение подневольного труда вместо придания рабочей силе вида товара, демонетаризация в экономике через бартер и иное…)».



    Старт так называемых экономических реформ в постсоциалистических странах описал один из известных экономистов нашей эпохи Джон Кеннет Гэлбрэйт в своей нашумевшей статье «Рецепт по имени капитализм» с примечательным подзаголовком: «На крах коммунизма Запад реагирует идеологией вместо помощи». «Прошедшие месяцы ознаменовались крупнейшими изменениями нашей эпохи. Это привело к потоку экономических советов: поскольку, по общему мнению, коммунизм провалился, то триумфирует капитализм, и поэтому высокопоставленные священники капитализма должны дать наставления – или, скорее, отдать приказы, что должны делать страны, которые оказались затронуты переменами».

    Можно предположить, что многие рекомендации, которые предлагались и предлагаются центрально- и восточно-европейским государствам, воспроизводят ту «картину» капиталистической экономики, которая мало соотносится с реальностью. Она является идеологическим воображением.

    Советы исходят от людей, которые давно осознали необходимость социальных перемен в западной экономической системе: построение социального государства, увеличение помощи бедным, расширение сферы общественных услуг, укрепление сотрудничества с профсоюзами, обеспечение справедливого распределения доходов и повышение ответственности государства за функционирование экономической системы. Подобные «реформы» в собственных странах советники не любят: они находят благодарных слушателей за пределами своих государств.

    «Легкомысленные советы» для перехода к рыночной экономике предлагают принять обнищание, безработицу, инфляцию и падение жизненных социальных стандартов. Эти рекомендации – так называемая «терапия»: на основе опыта безработицы и голода формируется будто бы «новая» трудовая этика. И вот результат, о котором профессор католической высшей школы в Кёльне Х. Тайзен, в рамках программы «Трансформ» прочитавший лекции и в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, говорит следующим образом: «Экономика без политики, политика без философии, философия без этики – такая редукция целостной реальности несет с собой разрушительные последствия. Вакуум власти, который возник в государственном порядке после начала реформ, был заменен не самоорганизацией рынка, но финансовыми олигархами и мафиози, которые овладели большей частью экономической и государственной жизни».

    Подобные «реформы» в России, по мнению члена-корреспондента Российской Академии наук М.Н. Руткевича, привели к тому, что сложившаяся ситуация «определяется невиданным для мирного времени системным кризисом, который поставил страну перед угрозой катастрофы. Российское общество отброшено назад на десятилетия, что особенно рельефно на фоне быстрого прогресса Китая, Индии и стран Юго-Восточной Азии».

    После распада СССР белорусское общество было также на грани хаоса. Народное хозяйство страны становилось неуправляемым, дерегулирование стало фактом, а рыночное саморегулирование отсутствовало. К тому же становилось очевидным, что его одного недостаточно для успешного развития экономики и общества.

    Большинство населения Беларуси осознало необходимость смены курса, что отразилось на президентских выборах 10 июля 1994 г. После сложной борьбы с пятью кандидатами, представлявшими весь спектр политических сил страны, кандидат от народа А.Г. Лукашенко, получивший более 80% голосов избирателей, был избран Президентом Республики Беларусь. В условиях нараставшего кризиса, резкого падения уровня жизни большинства, народ под руководством первого Президента страны приступил к последовательному выполнению его предвыборной программы.

    «Предстояло не только выработать концепцию преобразований, но и реформировать органы власти, наладить их работу, определить систему обучения подготовки и переподготовки кадров, выстроить все иные атрибуты современного демократического государства – парламент, правительство, судебную систему и прокуратуру, вооруженные силы, внутренние и иностранные дела, а также модернизировать или создать заново важнейшие общественные организации, обеспечивающие связь народа и государства, – ветеранские, профсоюзные, молодежные, женские и т.п. Одновременно шел активный законотворческий процесс – тысячи новых правовых норм должны были отрегулировать все основные потребности суверенного государства.

    А.Г. Лукашенко принял предельно ослабленную страну с множеством острейших социально-экономических проблем. В обществе преобладали пессимизм и апатия. Рушилась вековая мораль, распадались семьи, тысячи людей опускались в бездну нищеты и утраты своей индивидуальности.

    А.Г. Лукашенко объединил усилия граждан страны по проведению экономической реформы, совершенствованию работы государственных органов, реформе образования и здравоохранения, развитию национальной культуры. Все важнейшие решения принимались им с учетом мнения народа.

    Референдумы 1995 и 1996 гг. определили конституционное устройство страны, решили языковые проблемы, утвердили государственные символы, недвусмысленно высказались за союз с Россией.

    По инициативе А.Г. Лукашенко был создан мощный демократический институт активизации общественного мнения страны – в октябре 1996 г. впервые было проведено первое Всебелорусское народное собрание, определившее направление развития страны до 2000 г. Второе Всебелорусское народное собрание в мае 2001 г. утвердило программу развития страны на следующие пять лет.

    Был дан импульс развитию гражданского общества как системы общественных организаций, способных сплоченно выражать и отстаивать национальные интересы и традиции. В стране прошли съезды Белорусского союза женщин, Белорусского патриотического союза молодежи, учителей, судей, представителей других социальных слоев общества. В рамках повышения уровня работы местных органов власти и с целью ускоренного развития регионов был проведен Съезд депутатов Советов депутатов Республики Беларусь.

    Президент сформулировал новые подходы к идеологической и воспитательной работе, положив в ее основу христианские ценности. Много времени и сил он посвятил укреплению и развитию творческих организаций, работе с молодежью, научным и педагогическим корпусом, положению в области здравоохранения и образования, пенсионного обеспечения, межконфессиональных отношений, связям с Православной церковью, объединяющей 80% верующих в стране, а также с белорусской диаспорой за рубежом. Разрабатывая стратегию духовного и экономического возрождения, А.Г. Лукашенко определил приоритеты, позволяющие наиболее эффективно расходовать ресурсы и строить годовые бюджеты: экспорт, жилье, продовольствие; их основой определена инновационная и инвестиционная деятельность при выделении науки и здоровья нации как главных инструментов осуществления высших целей белорусского государства».

    В свете теории адаптивного поведения, выдающиеся ученые, Нобелевские лауреаты Р. Акофф и Ф. Эмери отмечают: «Государство также может считаться целеустремленным индивидом». Это значит, что оно стремится, как и физический индивид, улучшить свое жизненное пространство, определить цели, пути и средства жизнедеятельности в рамках своего исторического предназначения: обеспечения безопасности и общего блага граждан. Следовательно, государство, как и индивид, может иметь свою идеологию. История учит: любое общественное возрождение начинается с очищения и обновления общественных идеалов, с утверждения обновленной системы ценностей, новой идеологии общественного обустройства государства. В данном контексте и была поставлена Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко масштабная задача разработки государственной идеологии: «Государственная идеология – это не изобретение коммунистов, а атрибут, присущий любому государству. Все государства опирались и опираются на идеологические принципы, в концентрированном виде выражающие основные ценности своего общества, цели его развития».

    Политическая воля Главы государства оказалась созвучной тому, что происходило в душах и умах основной массы сограждан, улавливая желания и интересы большинства народа. Все это создавалось страстью, интеллектом, политической волей.

    Государственная идеология – это система базовых принципов, установок, определяющих стратегию развития государства на основе общественного выбора и достижения консенсуса по поводу базовых принципов и целей развития.

    Государственная идеология социально - политически направлена, так как она раскрывает взаимосвязь и взаимную ответственность гражданина и государства. Основой этой взаимосвязи является личная ответственность гражданина перед государством и государства перед личностью.

    Составные компоненты государственной идеологии белорусского общества:

    –система ценностей, формирующих основу гражданского согласия в обществе и демократической политической культуры;

    – нормы демократического политического участия граждан в общественных процессах;

    – система институтов государственной власти;

    важнейшие направления государственной политики.

    Основные направления государственной идеологии белорусского общества:

    – обоснование белорусской модели развития и определение места Беларуси в современной цивилизации;

    – развитие идеи белорусского народа как единой общности в рамках суверенного белорусского государства;

    – историческая непрерывность развития общества и определение концептуальных позиций истории Беларуси.

    Беларусь все больше интегрируется в мирохозяйственные связи, которые характеризуются такими ведущими тенденциями, как глобализация, гуманизация и экологизация социально-экономических процессов, становление постиндустриального (ноосферного) общества, формирование транснациональных корпораций, кластерных структур, региональных интеграционных объединений стран на принципах и правилах Всемирной торговой организации.

    Данные закономерности поставили республику перед необходимостью изменения социально-экономической парадигмы развития, где человек становится не только средством, фактором экономического роста, а главной его целью и ценностью, а развитие личности – основой и критерием гармонизации системы «природа – человек – общество».

    Реализация новой социально-экономической парадигмы в Беларуси предполагает осуществление кардинальной структурной перестройки экономики, модернизацию и обновление фондов на основе развития разума, воплощаемого в новейших достижениях научно-технического прогресса.

    На решение этой проблемы направлены и разрабатываемые концепции и программы по социально-экономическому развитию республики, прогнозы научно-технического прогресса с определением приоритетных направлений научно-технической деятельности в Беларуси, стратегии национальной постиндустриальной (ноосферной) системы инновационного развития республики в контексте международной концепции устойчивого развития, обоснованной в 1992 г. конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро).

    Главные ориентиры разрабатываемых концепций – это формирование нового по своему качеству трудового потенциала, создание системы стимулов к высококвалифицированному инновационному труду и его эффективному использованию. Решающее экономическое значение приобретает развитие сферы услуг, где занятость трудоспособного населения может и должна составить около 2/3 от всех занятых в сфере общественного производства.

    Сферы науки, образования, культуры, здравоохранения, спорта, туризма, логистики становятся приоритетными в экономической деятельности. На основе синтеза новых технологий и культуры происходит переориентация структуры экономики на современное наукоемкое производство и образование. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации и управлении производством, приходится до 90% прироста ВВП.

    Основой белорусской государственности становится переход к социально ориентированной рыночной инновационной экономике, предполагающей сочетание и гармонизацию механизмов рыночного, государственного и общественного регулирования социально-экономических, экономико-экологических процессов. За государством остается выполнение таких функций, как создание законодательного поля, что предполагает:

    · обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственности и субъекта хозяйствования;

    · обеспечение гарантий минимума благ и услуг совместного пользования (наука, образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги);

    · формирование устойчивой макроэкономической системы «природа – человек – общество», включающей эффективное функционирование финансовых и денежно-кредитных подсистем;

    · проведение внешнеэкономической и оборонной политики, направленной на развитие интеграционных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья в контексте вступления в ВТО;

    · четкую инвестиционную политику в социальном обеспечении и развитии инфраструктуры общегосударственного значения;

    · поддержку нетрудоспособного населения;

    · охрану окружающей среды;

    · осуществление активной демографической политики;

    · преодоление последствий катастроф (особенно на Чернобыльской АЭС).

    В ближайшие 10 лет предстоит решить следующие задачи:

    · повысить престиж науки и образования;

    · создать систему стимулирования высококвалифицированного, качественного и инновационного труда;

    · создать равные условия для функционирования различных форм собственности;

    · снизить непроизводительные государственные расходы и уменьшить на этой основе налоговый пресс;

    · укрепить национальную финансовую систему;

    · создать стимулирующий механизм инвестирования, особенно отечественного, и ценообразования;

    · развить институт экспорта отечественного и трансфера зарубежного капитала;

    · обеспечить государственную поддержку предпринимательства, развитие малого и среднего бизнеса;

    · разработать и ввести механизмы протекционизма, конкуренции и банкротства субъектов хозяйствования всех форм собственности; завершить создание необходимой законодательно-правовой базы для реформирования экономики и повышения ее эффективности;

    · усовершенствовать механизмы местного управления и самоуправления.

    Стратегию устойчивого развития республики (своего рода национальной идеи) должна определять инновационная деятельность. Жизненно важным в ближайшее время (по опыту развитых инновационных стран) является доведение наукоемкости ВВП до 3–4%.

    Приоритетным направлением в системе подготовки и переподготовки кадров должно стать повышение наукоемкости образования. Наука и образование сосредоточатся на решении проблем повышения эффективности производства на основе развития его экспортного потенциала, импортозамещения, разумного природопользования, ресурсосбережения.

    Особое место должно занять решение проблемы повышения эффективности энергопроизводства и энергопотребления. От ее успешного решения во многом зависит рост конкурентоспособности продукции и увеличение доли заработной платы в структуре стоимости произведенной продукции, работ и услуг.

    Не менее важным является необходимость кардинального (кратного) повышения оплаты труда в сфере науки и образования.

    Предстоит улучшить информационное обеспечение научно-технической и инновационной деятельности путем создания современных технологий и использования компьютерных сетей.

    Особое внимание предстоит уделить управлению научно-техническим и инновационным развитием на региональном уровне, для чего важно создать условия для применения научных подходов при решении конкретных проблем использования природных ресурсов и производственного потенциала, замены физически и морально устаревших технологий и оборудования, обеспечения роста объемов инвестиций в сферу производства экспортных товаров (работ и услуг).

    В ближайшие 10–15 лет предстоит реализовать около 200 инвестиционных проектов, что позволит снизить степень износа фондов в 2015 г. до 40–55% и расширить выпуск конкурентоспособной продукции.

    Значительные изменения планируются в строительном комплексе, особенно в строительстве жилья с высокими потребительскими качествами на основе прогрессивных энергосберегающих материалов, изделий, конструкций.

    Структурная перестройка экономики будет происходить на основе изменения производственных отношений путем укрепления и развития государственной собственности наряду с разгосударствлением, приватизацией, демонополизацией, совершенствованием организационно-управленческих структур и институтов различных форм собственности.

    Главной целью изменения производственных отношений является повышение эффективности общественного производства, где критерием является не прибыль, а развитие личности и рост ВВП.

    В системе реформирования особое место будет занимать решение проблем развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, создание и развитие рыночной инфраструктуры. Развитие этих процессов будет осуществляться в контексте общемировых тенденций.

    Курс на глобализацию предполагает вхождение республики в единый международный рынок финансовых услуг, в транснациональные государственные и негосударственные кластерные образования, а дальнейшая информатизация общества – изменения в системах обработки и хранения финансовой информации, технологии анализа и принятия решений на рынке сбыта товаров и услуг, автоматизации рабочих мест трейдеров, брокеров и операторов ценных бумаг. Все большее значение будут иметь рынки срочных контрактов (форварды, фьючерсы, опционы, инструмент хеджирования и др.). Широкое распространение получит лизинг оборудования, недвижимости, бытовых услуг, электронная торговля и электронное декларирование.

    Исходя из особенностей Республики Беларусь как страны с высокой степенью открытости экономики и необходимости ее успешного инновационного развития на основе углубления интеграционных процессов, важнейшим условием является обеспечение устойчивости национальной валюты, а затем переход к общей валюте стран, с которыми республика будет иметь наиболее прочные и развитые внешнеэкономические и внешнеполитические отношения. Речь может идти прежде всего об углублении интеграции Беларуси, России, Казахстана, Украины, Китая и других стран.

    Среди актуальнейших проблем в Беларуси особое место занимает проблема преодоления негативной тенденции демографических процессов. Решение этой задачи предполагает осуществление следующих мер:

    · укрепление института семьи;

    · повышение физической активности населения;

    · пропаганду и стимулирование здорового образа жизни;

    · охрану материнства и детства, стимулирование деторождаемости;

    · защиту окружающей среды;

    · повышение уровня жизни населения и обеспечение его потребности в жилье, в организации быта и отдыха.

    В решении этих и других проблем велика роль науки, образования, культуры и в первую очередь научной экономической мысли, социологии, политологии и права. Без научного системного политико-экономического и экономико-экологического мышления ни одно государство в мире не способно даже существовать в будущем, не говоря уже про устойчивое обеспечение экономического роста, национальной безопасности, уровня благосостояния.

    В республике имеется все необходимое, а главное – кадры ученых-экономистов, социологов, политологов, юристов, психологов, экологов, специалистов других отраслей науки, которые способны выработать необходимые основы, методы и принципы эффективного ведения народного хозяйства Беларуси.

    Исходя из сути прогрессивных мировых тенденций и моделей социально-экономического развития, XXI в. предполагает рассматривать экономическую науку не только как социально-экономическую теорию о производстве товара и прибыли в условиях ограниченных ресурсов и оценивать эффективность государства по традиционным технико-экономическим и социально-экономическим показателям и схемам. Экономическая наука, социология, право и политика известные схемы общественного воспроизводства Д-Т-Д или Т-Д-Т будут применять в XXI в. во взаимосвязи с большими макросистемными триадами. С точки зрения основ государственности – это Политика, Экономика и Право. В этой макросистеме экономика будет являться одновременно базисом и критерием ее эффективности.

    Алгоритм ее действий может быть таким. Если экономика дает сбой, накапливая различного рода противоречия, то на основе системного анализа будет уточняться степень соответствия экономических действий принятым законодательным актам и политическим установкам в контексте мирового развития. Проведя предварительный системный научный анализ этого взаимодействия, можно приступать к совершенствованию законодательного поля, менять политико-экономические ориентиры и двигать общество вперед.

    К сожалению, сегодня такого подхода нет. Законодатели пытаются создавать или совершенствовать правовую систему, как правило, на базе зарубежного опыта и без глубокого изучения национальных экономических проблем во взаимосвязи с международными экономическими процессами. Иначе говоря, все подсистемы названной триады нередко функционируют без взаимодействия друг с другом и даже противоречат друг другу.

    С точки зрения содержания модели социально-экономического устойчивого инновационного развития (выбор человека как ценности и самоценности общества) – это природа, человек, общество, которые должны находиться во взаимообусловленной гармонии.

    С точки зрения единства и взаимообусловленности материального и нематериального общественного воспроизводства – это:

    I C + V + m = М 1 – воспроизводство средств производства;

    II С + V + m = M 2 – воспроизводство предметов потребления;

    III С + V + m = М 3 – воспроизводство человека как биосоциального и ноосферного продукта (разум, знание, интеллект, наука, образование, здравоохранение, спорт, культура и другие услуги).

    При этом важно понять, что с позиции эффективности общественного воспроизводства и накопления первичным, опережающим процессом всегда является нематериальное производство и накопление. Вначале, как правильно трактует религия, идет слово, а потом дело. Прежде чем создать новую технологию, технику или другую потребительную стоимость, стоимость и меновую стоимость, надо иметь приоритетное накопление и развитие в самом человеке, его разуме, интеллекте, духовности, культуре (а следовательно, в обществе в целом).

    Если нет опережающего накопления в нематериальной сфере, особенно в самом человеке, его разуме, знаниях, науке, образовании, культуре, то нельзя надеяться на рост валового внутреннего продукта, повышение эффективности в материальном и нематериальном производстве. В этом суть ноосферной экономики и социальной политики, которые делают свои первые шаги, императивно определяя новое содержание белорусской модели социально-экономического устойчивого инновационного развития в XXI в.

    В основу теории развития экономики и социальной политики положено системное использование трех основных фундаментальных социально-экономических теорий цивилизационного развития человечества:

    · ноосферной теории с ее критерием приоритетного развития разума человека и инновационной деятельности по развитию постиндустриальных производительных сил и совершенствованию производственных отношений, обеспечивающих сохранение природы для будущих поколений;

    · неомарксистской теории, рассматривающей развитие науки как главной производительной силы, которая, используя различные формы собственности, обеспечит устойчивый рост ВВП – вновь созданной стоимости на основе структурного принципа «золотого сечения» (34% ВВП, создаваемого в сфере материального производства, и 66% ВВП, создаваемого в нематериальной сфере – сфере услуг), а также государственное регулирование распределительных отношений ВВП между 10% относительно богатых и 10% относительно бедных членов общества в соотношении 5:1.

    · неокейнсианской теории с ее представлением о сильной и эффективной роли государства в общественном воспроизводстве системы «природа – человек – общество» с максимальной занятостью трудоспособного населения.