Современные здоровьесберегающие технологии консультация (младшая группа) на тему. Условия здоровьесбережения в школе Вопросы по здоровьесбережению в школе

Формирование культуры здорового образа жизни –

фундамент образовательной системы школы

Актуальность проекта.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта - это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Однако последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз, поэтому проблемы сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны. Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении количества детей, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. К наиболее распространенным хроническим заболеваниям относятся болезни органов дыхания, уха, горла, носа, расстройство обмена веществ, нарушение осанки.

Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса большим количеством изучаемых дисциплин, несбалансированное питание, отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация - основные причины утраты здоровья детьми. Все это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через обучение в школе проходит все население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества.

В связи с этим как никогда остро встает проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на школьных уроках и во внеурочное время. Назрела необходимость ведения просветительской работы с педагогами, обучающимися и родителями. Добиться желаемых результатов можно только при тесном сотрудничестве школы и семьи. Совместные занятия спортом, выполнение физических упражнений с родителями, игры и прогулки на свежем воздухе, своевременное соблюдение гигиенических процедур пробудят у ребенка стремление к здоровому образу жизни.

На выходе из школы лишь 10% выпускников можно назвать относительно здоровыми. Все чаще педагоги осознают, что именно учитель может и должен сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

Каждый ребенок должен знать, что здоровый образ жизни - самое надежное средство сохранения и укрепления здоровья.

Проект формирования культуры здорового образа жизни на ступени начального общего образования разработан с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.

Проблема проекта: как формировать у учащихся культуру здорового образа жизни?

Целью данного проекта является поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепление здоровья учащихся, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Исходя из конкретной ситуации в школе и в соответствии с поставленной целью определены следующие задачи направления деятельности педагогического коллектива по реализации проекта « Формирование культуры здорового образа жизни – фундамент образовательной системы школы».

Здоровый образ жизни школьников .

Здоровье человека зависит от многих факторов - внутренних и внешних, природных и социальных, космических и планетарных и т.п. Для человека любой из них является определяющим.Влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья распределяется следующим образом:

Наследственность (биологические факторы) - определяет здоровье на 20%

Условия внешней среды (природные и социальные) - на 20%

Деятельность системы здравоохранения - на 10%

Образ жизни человека - на 50%

Наиболее значимым фактором, определяющим здоровье человека, является его образ жизни (режим труда и отдыха, культура движения, физическая и умственная активность, питание, закаливание, культура отношений и общения, нездоровые привычки и т.п.) Образ жизни закладывается с детства, отражает обычаи и традиции семьи, этноса и социума к которым ребенок принадлежит. Образ жизни может способствовать сохранению и развитию здоровья ребенка (в этом случае говорят о ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ), а может не только провоцировать снижение потенциала здоровья человека, но и быть причиной сокращения генетически предопределенной продолжительности его ЖИЗНИ.

Образ жизни должен соответствовать возрасту человека;

Образ жизни должен быть обеспечен энергетически;

Образ жизни должен быть укрепляющим;

Образ жизни должен быть ритмичным;

Образ жизни должен быть эстетичным;

Образ жизни должен быть нравственным;

Образ жизни должен быть волевым;

Образ жизни должен быть самоограничительным (аскетичным).

Здоровый образ жизни школьников. Основные направления деятельности педагогов и родителей по поддержанию здоровья учащихся должны быть направлены на:

Создание оптимальных внешнесредовых условий в школе и дома;

Рациональная организация труда и отдыха школьников;

Воспитание у школьников сознательного отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей, культуры поведения и здоровьесберегающей деятельности (умений и навыков здоровьесбережения).

Воспитание активной гражданской позиции.

Здоровье человека в первую очередь зависит от образа жизни, указали лишь 44,4% мальчиков и 40,7% девочек старшего школьного возраста. Не случайно, по-видимому, только 35,4 % мальчиков и 28,4 % девочек свой уровень знаний о здоровом образе жизни оценивают положительно. Интересно отметить, что с возрастом повышается число учащихся, безразлично или даже положительно оценивающих своих сверстников, которым были свойственны такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя, разных наркотических веществ. Так же, как и в случае знаний о физической культуре и спорте, основными источниками знаний о здоровом образе жизни явились средства массовой коммуникации (на это указали 27,9% мальчиков и 25,9% девочек), родители (соответственно 17,1 и 18,9%), учителя биологии (13,6 и 11%) и физической культуры (6,1 и 4%). Хотя с возрастом число школьников, которых совсем не интересуют вопросы о здоровом образе жизни, снижается, процент их остается высоким (с 21,2% в младших классах до 10,4% в старших - среди мальчиков (р<0,01) и с 18,7 до 4,5% (р<0,001) - среди девочек).

Снижение физической активности может стать причиной ослабления физических возможностей человека. Вместе с тем меняющуюся деятельность в свободном времяпрепровождении учащихся помимо негативных условий социальной среды обусловливает и потребностно-мотивационная сфера, формирование которой зависит от единства врожденных и приобретенных свойств личности. Среди них в формировании интересов постепенно повышается значение приобретенных свойств, которые с возрастом превалируют над врожденной потребностью детей к двигательной активности. В этом плане на формирование интересов более значительно влияют окружающая среда, процесс воспитания в семье и школе. Если окружающая среда неблагоприятна, а процесс в семье и школе обходит стороной вопросы профилактики употребления наркотических средств, тогда в свободном времяпрепровождении школьников постепенно начинает формироваться физически пассивный стиль поведения личности. Это означает, что индивидуум меняет физическую активность не только на ему нужную (например, учебу), но и на обществом навязанную (курение, употребление алкоголя и других наркотических веществ) или другую деятельность. Недостаточная физическая активность и негативное отношение взрослых (родителей) не позволяют им стать предметом для подражания. Имеет смысл пересмотреть содержание самих уроков, классных часов, внеклассных мероприятий, т.к. психологически не удовлетворяет школьников, часть которых (35,2% мальчиков и 41,7% девочек) чувствуют себя на них недостаточно уверенно. Не случайно, по-видимому, 50% девочек и 29% мальчиков безразлично относятся к этому школьному предмету, что особенно заметно в старших классах. При этом физическая культура, ОБЖ и биология по мнению учащихся, являются предметами в школьном обучении, по которому знания являются важными. Цивилизованное общество строится здоровыми людьми. Мы говорим: “Будущее наших детей – в наших руках”. Значит, от нас зависит, каким будет здоровье наших детей через год, через десять лет. Станет ли здоровый образ жизни, надёжным спутником нового поколения? Проблемы здоровья важны и актуальны в любом возрасте, поэтому любое учебное заведение первоочерёдной задачей ставит воспитание физически, психологически и морально здорового ребёнка. Здоровый образ жизни играет решающую роль в профилактике наркомании. Он включает в себя такие компоненты, как достаточная двигательная активность, полноценный сон, рациональное питание, гармоничные отношения в семье и в коллективе, неприятие вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков).Правильно организованный режим позволяет сохранять высокую работоспособность организма ребёнка, способностей нормальному физическому развитию и укрепляет здоровье. Напряжённые занятия в школе, трудные домашние задания, дополнительные занятия иностранным языком или музыкой приводят к переутомлению, поэтому возникает соблазн посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные игры, уйти от реальности при употреблении наркотиков.

Основная ответственность за формирования здорового образа жизни ребят в школе ложится на уроки физкультуры. Занятия физической культурой должны быть систематическими, нагрузки при этом должны увеличиваться постепенно, по мере развития физических возможностей ребёнка. Учителю физической культуры необходимо помнить, что занятия полезны детям только тогда, когда доставляют удовольствие.

Задачи проекта:

Разработать методические рекомендации по использованию системно -деятельностного подхода в формировании здорового образа жизни детей с учетом результатов медицинских осмотров и мониторингов физического состояния учеников;

Создать банк здоровьесберегающих технологий для использования на уроках;

Разработать план мероприятий программы внеурочной деятельности по направлению «Сохранение и укрепление здоровья, формированию культуры здорового образа жизни».

Участники проекта – учащиеся школы, родители, педагоги.

Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

Наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.

При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте необходимо, учитывая психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития, исходя из того, что формирование культуры здорового и безопасного образа жизни - необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно оздоровительной работы, рационального питания.

Одним из компонентов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Разработка проекта формирования культуры здорового образа жизни, а также организация всей работы по его реализации строится на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

Организация работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни осуществляется с помощью следующих механизмов.

Анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:

организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;

организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями);

выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а так же возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.

Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:

внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;

лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;

проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), представителей детских физкультурно оздоровительных клубов.

3. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:

проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;

приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков:

рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся,

эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы,

реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями);

формирования у обучающихся ценности здоровья, сохранения и укрепления у них здоровья.

организации дней здоровья.

Направления деятельности по реализации проекта

Ожидаемые результаты:

Получение картины состояния физического здоровья детей для оптимизации форм работы по сохранению и укреплению здоровья.

Повышение уровня профессионального мастерства учителей, использование здоровьесберегающих технологий на уроке; подбор заданий, направленных на формирование здорового образа жизни и включение их в учебный процесс.

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся на основе применения технологий и методов, здоровьесберегающей направленности в урочной и внеурочной деятельности.

Ожидаемые эффекты проекта:

Получение знаний о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности.

Формирование знаний о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и окружающей среды.

Приобретение знаний о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья.

Снижение общей заболеваемости учащихся.

Описание проекта.

Для решения первой задачи необходимо проанализировать существующие диагностические материалы по теме проекта. Наиболее эффективными можно назвать методики Смирнова Н.К., Базарного В. Ф., которые позволяют организовать учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных, возрастных особенностей учащихся, используя здоровьесберегающие технологии.

Учитывая имеющиеся материалы и особенности проекта, разработаны материалы, которые могут применяться для входной, текущей и итоговой диагностики, позволяющие определить уровень осведомленности о здоровом образе жизни школьников, о состоянии комфортности образовательной среды и здоровьесберегающей деятельности школы и класса.

Формирование культуры здорового образа жизни невозможно без системного подхода к этому вопросу, поэтому внедрение проекта должно проходить в системе, связывающей урочную и внеурочную деятельность детей и педагогов, а так же родителей и общественности. С этой целью была разработана система мероприятий по формированию культуры здорового образа жизни.

Необходимым звеном реализации этого проекта является подбор здоровьесберегающих технологий и разработка методических рекомендаций по их использованию на уроках в школе.

Возможные риски реализации проекта:

1.Несбалансированное по качеству и количеству питание;

2.Гиподинамия, гипердинамия.

3.Стрессовые ситуации в семье.

4.Безразличное отношение к здоровью

5.Незнание методов диагностики здоровья

6.Плохие материально-бытовые условия.

Предупреждение рисков:

1.Рациональное питание.

3.Здоровый психологический климат в семье.

4.Внимательное отношение к своему здоровью.

5.Владение простейшими методами диагностики здоровья.

6.Хорошие материально-бытовые условия.

Библиотека медиаресурсов по ЗОЖ.

1. Запорожченко В.Г. Образ жизни и вредные привычки – М.: Медицина,2005.

2. Правильное питание: Рецепты здоровья / пер. с англ.- М.: ТЕРРА, 2006.

3. Алишев, А.В., Зайцев, Г.К., Колбанов В.В., Татарникова Л.Г. Основные направления школьной валеологии. В Сб.: Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт, т. 2, 1993

4. Апанасенко, Г.А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Валеология. 1996, №2, с. 9-14.

5. Бароненко,В.А.,Рапопорт, Л.А. Здоровье и физическая культура студента. М.:2003.

6 Басалаева, Н.М., Савкин В.М. Здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России // Валеология. 1996. - №2, с. 35-37.

7. Брехман, И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. Л., 1987. - 125 с.

8. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993. - 269 с.

9. Васильева, О.С. Валеология - актуальное направление современной психологии // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997. - Вып.3. с. 406-411.

10. Григорьев, Ю.И., Григорьев, И.Ю., Истомина Л.Б. Некоторые аспекты правового обеспечения формирования валеологического пространства в образовании //Формирование валеологического пространства в образовательной системе Российской Федерации. Тезисы науч.-практ. конф. - Липецк, 2001. - С18-20.

11. Динейка, К.В. 10 уроков психофизической тренировки. М., 1987. - 63 с.

12. Дэвид Майерс. Социальная психология. Интенсивный курс.

13. Журнал «Воспитание школьников»,№10, 2009.

14. Журнал «Педагогика», №1, 2009.

15. За здоровый образ жизни. Программа для учащихся общеобразовательных школ, учителей, родителей /Амиров Н.Х., Иванов А.В., Давлетова Н.Х., Морозов Р.Г., Галеев К.А. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004. - 72 с.

16. Здоровье, развитие, личность / под ред. Г.Н.Сердюковой, Д.Н. Крылова, У. Кляйнпетер М., 1990. - 360 с.

17. Зиновьев, В. Правоведы осознают необходимость возврата к строгому контролю //Наркомат, 2004. - №9. - с.22-23.

18. Иванюшкин А.Я. “Здоровье” и “болезнь” в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР. 1982. Т.45. №1, с.49-58, №4, с.29-33.

19. Культура здоровья и безопасность жизнедеятельности: сб. науч. тр. участников Всерос. конф. [с междунар. участием] «Культура здоровья и безопасность жизнедеятельности», 12--13 сентября 2006 г., г. Балашов / под ред. А. В. Тимушкина. -- Балашов: Николаев, 2006. -- 196 с.

20. Кураев, Г.А., Сергеев С.К., Шленов Ю.В. Валеологическая система сохранения здоровья населения России // Валеология. 1996. - №1, с. 7-17.

21. Лисицын, Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982, 40 с.

22. Лисицын, Ю.П., Полунина, И.В. Здоровый образ жизни ребенка. М. - 1984.

23. Нистрян Д.У. Некоторые вопросы здоровья человека в условиях научно-технического прогресса // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991, с. 40-63.

24. Понедельник, С.В. Формирование здорового образа жизни семьи в системе школьного образования // Современная семья: проблемы и перспективы. Ростов-на -Дону, 1994. - с. 132-133.

25. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М. - 1990, 494 с.

26. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. - 1994.

27. Семенова, В.Н. Валеология в практике работы школы // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998. - №3, с. 56-61.

28. Трубачев, В.Н. Сущность внеклассной воспитательной работы и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности. Краснодар, 2008.

29. Худякова, Н.Л. Теория и методика воспитания, ориентированного на развитие ценностного мира человека: учеб. пособие / Х Н.Л. Худякова. - Челябинск: изд-во ЧелГУ, 2008. - 202с. - ISBN.

30. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. 1997, №2, с. 3-14.

31. Яковлева, Н.В. Анализ подходов к изучению здоровья в психологии // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. Ярославль, 1998, Т.4. Вып.2. с.364-366.

32. Кирьякова А.В. Теория ориентации Личности в мире ценностей. Оренбург, 1996 - 188с.

33. Седьмая волна психологии. Вып. 7./Сб. под ред. Козлова В.В.- Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2010 - 444 с.

учитель начальных классов,

ГБОУ СОШ № 145 Калининского района

О проблеме здоровья сейчас говорят все. В последнее время эта проблема стоит очень остро. О неблагополучии здоровья подрастающего поколения стали говорить на всех уровнях. Общеизвестно, что на здоровье (физическое, психическое, нравственное и интеллектуальное) влияет весь комплекс социально-экономических, экологических и духовных факторов общества. Но у школьных болезней есть и свои причины. К ним относятся несообразная природе ребенка организация учебного процесса и внешкольных занятий, несоответствие методов обучения возрастным и функциональным особенностям детей, стрессовая тактика педагогических воздействий и высокая информационная загрузка учащихся, от которой отстает морально-нравственное воспитание. Учитель может сделать для здоровья школьника, пожалуй, даже больше чем врач. Забота о здоровье учащихся является одной из главных задач в работе учителя. Сущностью здоровьесбережения является сохранение здоровья учащихся с помощью педагогических средств, способов, приемов. Ведущим в здоровьесбережении является мотив «Через педагогику - к здоровью, через образование - к здоровому образу жизни». Цель здоровьесбережения - создание условий и проведение мероприятий, направленных на сохранение здоровья учащихся.

Основными задачами здоровьесбережения являются:

1) формирование потребностей учащихся в сохранении и укреплении своего здоровья;

2) создание в общеобразовательной школе здоровьесберегающей среды;

3) информационное обеспечение процесса здоровьесбережения;

4) применение здоровьесберегающих образовательных технологий как основных методических приемов в работе по здоровьесбережению.

Педагоги и методисты определяют «здоровьесберегающие образовательные технологии» как совокупности всех используемых в образовательном процессе приемов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья. И, следовательно, задача здоровьесберегающей педагогики - обеспечить школьнику высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья для будущей счастливой самостоятельной жизни, умения заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей. Из определения здоровьесберегающих образовательных технологий видно, что важнейшей целью их внедрения в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. При этом творческий характер образовательного процесса - крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребенка в творческий процесс не только служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, способствует достижению цели работы школы - развитие личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Реализация творческих задач достигается использованием на уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения (дискуссия, работа в группах, проектная работа, психолого-педагогический тренинг и др.) Важный принцип здоровьесбережения состоит в оценке учителем того, какой ценой для здоровья конкретный учащийся, с учетом всех его индивидуальных особенностей и состояния здоровья, должен расплатиться за полученные на уроке знания, умения и навыки.

3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

Учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.

Снятие эмоционального напряжения
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

Создание благоприятного психологического климата на уроке.
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выра-зить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого вре-мени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологи-ческих условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Комплексное использование личностно-ориентированных технологий
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности
Личностно-ориентированные (антропоцентрические) технологии в центре образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.

Педагогика сотрудничества - её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Цель школы, реализующей ПС,— разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики - приоритет воспитания над обучением - позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л. С. Выготского, в частности - его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Классификационные характеристики технологии РО, разработанной Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым, в определённой части отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики: антропоцентрическая философская основа, признание основным фактором развития психогенного, развивающая концепция усвоения и т. д. Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий.

Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В. В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации. Среди классификационных параметров этой группы технологии потенциальная положительная связь с воздействием на здоровье учащихся видится в таких, как приспосабливающая философская основа, система малых групп среди типов управления познавательной деятельностью, целевая ориентация на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. У учителя появляется возможность дифферецированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые - меньше ощущают своё отставание от сильных.

Важной отличительной особенностью данной технологии, которую можно рассматривать как системообразующую для целой группы образовательных технологий, является разработанный подход к оцениванию знаний учащихся.

К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и «технологию раскрепощённого развития детей », разработанную физиологом В. Ф. Базарным.

Отличительные особенности этой технологии, основное внимание которой обращено главным образом на учащихся начальной школы, состоят в следующем:

1. Учебные занятия в классе проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть - стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка.
2. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажёры, «бегущие огоньки». Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т. ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т. п.).
3. С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный «Экологический букварь» (картина-панно), распложенный на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это даёт возможность практически «бескнижного» обучения в начальной школе, снижая нагрузку на зрение.
4. Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние.
5. В процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз - рука».
6. Обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке.
7. В школах, использующих эту технологию, дети совместно с педагогами и родителями сами созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду.
8. В технологии предусмотрено введение раздельно-параллельного образования мальчиков и девочек. Это означает, что, учась в классах раздельно, они, как и обычно, общаются друг с другом на переменах, в творческих кружках, на совместных вечерах и праздниках.
9. Одно из требований технологии - условие, отличающее все здоровьесберегающие технологии,— регулярное проведение экспресс-диагностики состояния детей и отчёт перед родителями о полученных результатах.
Технология психологического сопровождения учебной группы разработана М. Ю. Громовым и Н. К. Смирновым как модель внедрения в работу школы принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии. В её основе - активное участие психологов в образовательном процессе школы, превращение школьного психолога в одну из ключевых фигур учебно-воспитательного процесса, основанного на принципах здоровьесбережения. Именно психогенные нарушения здоровья являются наиболее распространёнными среди школьников и служат в дальнейшем основой развития большого числа разных заболеваний. Учителям, освоившим эту технологию становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению - характер обучения и воспитания, уровень культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь.

Список литературы

1. 1. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. - 480 с.

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

3. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.

4. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению пере-грузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

5. Наш выбор - здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 184 с.

6. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. - М.: КНОРУС, 2006. С. 147

7. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2002. - с. 62.

8. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. -Ростов н/Дону: Феникс, 2007. - 285 с.

9. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. - 220 с.

Здоровье, являясь важнейшей ценностью человека и общества, относится к категории государственных приоритетов, поэтому процесс его сохранения и укрепления вызывает серьезную озабоченность не только медицинских работников, но и педагогов, психологов, родителей. Здоровье человека, а также проблемы здоровьесбережения всегда были актуальны, а в XXI веке эти вопросы выходят на первый план.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) даёт следующее определение здоровью: «Здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой».
В настоящее время прослеживается тенденция к ухудшению здоровья и физической подготовленности населения. Особенно сильно она проявляется среди детей, подростков и молодежи. По данным Минздравсоцразвития России только 14% учащихся старших классов могут считаться полностью здоровыми.

Результаты Всероссийской диспансеризации детей 2002 года подтвердили тенденции в состоянии здоровья детей, сформировавшиеся за прошедший десятилетний период: снижение доли здоровых детей (с 45,5 % до 33,89 %), с одновременным увеличением вдвое удельного веса детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность. Если же обратиться к результатам диспансерного осмотра детского населения Тверской области, то результаты буду следующими: в возрастной период с 0 до 18 лет выявлено с патологией 61.3 %, из них в возрастной период с 0 до 6 лет - 56.3 %, с 7 до 18 лет - 63.2 %.

Значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастной период с 7 до 17 лет, то есть именно в период получения общего среднего образования.

Факторами риска школьной среды являются:

  1. Интенсификация учебного процесса и учебная перегрузка
  2. Стресс, как следствие перегрузок.
  3. Снижение возраста начального школьного обучения.
  4. Гиподинамичный характер обучения.

Исходя из всего вышеперечисленного, становится понятной обеспокоенность государства в сфере развития физической культуры и здоровьесбережения населения, и в первую очередь детей. Это нашло отражение в государственных документах (Национальной доктрине образования, федеральной, региональных и городских программах развития образования).

Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. Сегодня мы уже с уверенностью можем говорить о надвигающейся глобальной катастрофе современной цивилизации. Это связано не только с проблемами здоровьесохранения в школе, но и с наступлением эры всеобщего развития сфере высоких технологий (компьютеры, интернет, мобильные телефоны). По сути, мы и наши дети находимся в различных эпохах. Произошла очередная научно-техническая революция. Будущее уже наступило, оно стало нашим настоящим. Именно от нас зависит, сможем мы заложить основы физической культуры нашим детям или нет. Возможны конечно и возражения на этот счёт, что современные диагностические и медицинские технологии способны обеспечить здоровье конкретного человека, а как следствие и здоровье нации. Но при всей вооруженности современной медицины и профилактики, она не гарантирует здоровье последующих поколений. Соответственно, перед современным образованием (в первую очередь физкультурным) стоит задача научить ребёнка следовать принципам здорового образа жизни, обеспечить культуру своего здоровья.

Что же входит в понятие «здоровый образ жизни» (ЗОЖ)? В медицинской энциклопедии ЗОЖ описывается следующим образом -это рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья, образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является основой профилактики, а его формирование — важнейшей задачей социальной политики государства в деле охраны и укрепления здоровья народа.
Поскольку большую часть времени бодрствования школьник проводит именно в образовательном учреждении, то появилась острая необходимость решения проблемы здоровья отдельно взятой школы. Эта задача решается через системное применение в образовательном процессе.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) включают в себя технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. К этим факторам относятся:

  • интенсификация учебного процесса;
  • отсутствие систематического образования по формированию ценностей здорового образа жизни;
  • недостаточная вовлеченность родителей в процесс формирования здорового образа жизни;
  • гиподинамия;

Остановимся подробнее на каждом из этих факторов.

1. Гиподинамия.

Основной причиной ухудшения состояния здоровья происходит на фоне низкой двигательной активности как детей, так взрослых. Гиподинамия среди детского и взрослого населения России достигла 80%. Этот фактор, наряду с курением, алкоголизмом и наркоманией говорит о низком уровне культуры. Эти факторы в сумме своей характерны для населения стран «третьего» мира. Таким образом целью ЗОТ является воспитание и обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, то есть фактически создание цельной личности. У современных детей фактически уже нет альтернативы, где и как провести своё свободное время, поскольку соблазны окружающего мира весьма сильны. Движение и подвижные игры они заменяют многочасовым пребыванием за компьютером или у телевизора, что представляет реальную угрозу для организма, поскольку гиподинамия - это не просто недостаток движения, это болезнь, определение которой звучит так: "снижение нагрузки на мышцы и ограничение общей двигательной активности организма".

Гиподинамия способствует заболеванию детей ожирением. Так, по данным большинства исследователей, 70% детей страдают от последствий гиподинамии, 30-40% - имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ, у 43% обнаружена близорукость, у 24% - повышение артериального давления и т.д.

Дети большую часть времени проводят в статическом положении, что увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Поэтому снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости, силы. Для этих нарушений очень часто используется термин - «школьные болезни».

Отдав ребёнка в школу, мы лишаем его активного образа жизни, который необходим ему в силу возрастных особенностей. В начальной школе дефицит физической активности составляет 35 - 40%, в старших классах этот процент уже растёт до 75 - 85%. Уроки физкультуры лишь в малой степени - на 10 - 18% - компенсируют дефицит движения, что явно недостаточно. Потому министерство и запланировало введение с 2010 года обязательного третьего часа физкультуры. Но даже введение этих трёх уроков не может покрыть дефицит двигательной активности у школьников. В этой связи уместно говорить о дополнительном образовании - спортивных школах и секциях.

К сожалению, мы не часто видим заинтересованность родителей в решении проблемы гиподинамии, развития физической культуры ребенка. Родители не используют своих резервов и воспитательных возможностей семьи, сами ведут нездоровый образ жизни: не занимаются спортом, имеют вредные привычки (табакокурение, употребление алкоголя и т.д.). Таким образом можно сделать вывод, что без активного участия родителей, показа собой «живого примера», в ребёнке воспитать потребность заниматься физической культурой только силами школы является проблематичным.

Также сейчас все большее время уделяется подготовке педагогических кадров для школы, которые готовятся с учетом применения ЗОТ. Особенно это касается учителей начальной школы. Они в процессе урока обязательно включают в свой учебный план построения занятия физкульт минутки. Также во многих школах вводятся дополнительные «Уроки здоровья и ОБЖ». Введение этих уроков даёт положительный эффект, так например, процент детей, которые интересуются ЗОЖ и хотят получать информацию о нём, увеличился с 60% в 1 классе до 88% в 3 классе.

2. Интенсификация учебного процесса.

Интенсификация образовательного процесса идет различными путями.

Во-первых, это увеличение количества классных и индивидуальных занятий. Становится общепринятой нормой пребывание в школьных стенах учеников до 15-16 часов. Фактически это подменяет собой нормированный 6-тичасовой рабочий день взрослого человека. Этот же фактор ведёт за собой последующие: ребёнок не успевает проводить необходимое ему время на свежем воздухе, так как вынужден, придя из школы, снова садиться за уроки. Этот же фактор ведёт за собой, как следствие, гиподинамию.

Второй вариант интенсификации учебного процесса -уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объема материала. Столь резкое сокращение количества часов неизбежно должно было привести к увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса.
Результатом интенсификации учебного процесса является возникновение у учащегося состояний усталости, утомления, переутомления. Все эти факторы являются причиной возникновения у детей хронических заболеваний, развития нервных, психосоматических и других нарушений.

Решением этой проблемы является организация педагогом учебного процесса, знание физиологических основ восприятия и мышления ребенка, умение правильно распределить учебный материал урока.

Но, решение проблемы интенсификации учебного процесса не является только задачей школы. Большая ответственность лежит и на плечах родителей. Они должны научить своего ребенка правильно использовать свободное время, а также составлять распорядок дня. После возвращения из школы, ребёнок должен заняться физической активностью. Для этого подходят и занятия в спортивных школах, и посещение спортивных секций. Смена деятельности с умственной на физическую и обратно следует из принципов гигиены ума. Физическая активность обеспечивает приток крови, занятия на свежем воздухе насыщают кровь кислородом. Всё это обеспечивает результативность дальнейшей умственной деятельности. Также сразу снимается вопрос гиподинамии.

3. Отсутствие систематического образования по формированию ценностей здорового образа жизни.

В стране не существует последовательной и непрерывной системы «обучения здоровью» и его сохранению. Информация, которую получает человек на протяжении всей своей жизни, носит обрывочный характер. Источниками такой информации являются родители, школьные учителя, обывательские разговоры, статьи в интернете и в периодических изданиях. Полученные знания из этих источников являются несистематическими, а зачастую весьма противоречивыми. Следствием этих проблем и является внедрение ЗОТ в образовательный процесс на всех этапах обучения (начиная от дошкольных учреждений заканчивая ВУЗами).

Перед педагогом стоит четкая и определенная задача - воспитывать у ученика интерес к вопросам своего здоровья и его сбережения. В результате успешного решения этой задачи у ребенка появиться возможность выбора, как провести свое свободное время - у компьютера или играя в футбол, хоккей, и т д. А значит у него будут формироваться задатки личности и самосознания.

Выводы.

Мы рассмотрели основные проблемы и пути их решения. В современной подготовке педагогических кадров для школы и дошкольных учреждений всё большее внимание уделяется вопросом здоровья и здоровьесбережения школьников. С другой стороны, обеспокоенность государства здоровьем детей находит препоны в тех же образовательных учреждениях.

Как уже было сказано, введение дополнительного урока физкультуры улучшает общую тенденцию оздоровления школьников, но не может покрыть весь дефицит движения детей. Поэтому многие школьники занимаются в секциях и спортивных школах. Именно здесь и возникает проблема сочетания общего и дополнительного образований. Во-первых, это проблема отношения преподавателей к таким детям отличается. Вместо того, чтобы стимулировать и всячески поддерживать занимающихся спортом детей, зачастую встречается именно критическое к ним отношение. Я не имею ввиду те педагогические кадры, которые получают образование в данный момент с учетом ЗОТ, а именно тот контингент педагогов, которые как раз-таки и не используют в своей педагогической практике ЗОТ.

С другой стороны, еще одним фактором, который не даёт детям возможность посещать спортивные школы и секции, а, следовательно, и восполнить дефицит двигательной активности, является интенсификация учебного процесса. Стало уже почти абсолютной нормой введение после основных образовательных уроков индивидуальных занятий с преподавателями и так называемых элективов. Также это усугубляется со стороны родителей тем, что они загружают детей занятиями с репетиторами. В результате учебный день старшеклассника зачастую заканчивается в 17-18 часов. С одной стороны, это нарушение всех возможных норм (санитарных и др.), с другой стороны ставится вопрос о качестве приобретаемых знаний в школе, если постоянно требуются дополнительные занятия и репетиторы. Но этот вопрос не является темой этого сообщения.

В связи с удлинение учебного дня школьника ставится вопрос о возможности посещения им секций и спортивных школ. Поскольку дополнительное образование по нормам должно заканчиваться не позже 20:00, то ребенок просто не успевает посещать такие занятия.

Поскольку основное образование и дополнительное образование направлены на развитие ребёнка, причём разностороннее, то есть преследуют одинаковую цель, стоит искать компромиссы, а не строить препоны. Да, дополнительное образование отнюдь не является обязательным для всех детей, но надо всячески поощрять и стимулировать детей, которые занимаются спортом. Именно они в будущем станут здоровым генофондом нации.

Введение дополнительного урока физкультуры также относится к действиям, которые соотносятся с применение ЗОТ.

Ещё одной из этих тенденций является заново введение сдачи . В современных школах сдача норм ГТО разделена на 5 ступеней:

  • 1 ступень — нормы ГТО для школьников 6-8 лет
  • 2 ступень — нормы ГТО для школьников 9-10 лет
  • 3 ступень — нормы ГТО для школьников 11-12 лет
  • 4 ступень — нормы ГТО для школьников 13-15 лет
  • 5 ступень — нормы ГТО для школьников 16-17 лет.

Также необходимо сказать о возрождении спортивных соревнований среди школьников - это и первенства районов, первенства города и спартакиады учащихся.

Всё большую популярность набирают такие федерально значимые проекты как «Лыжня России» и «Кросс наций». Также, в частности, в Твери проводится традиционная эстафета 9 мая, посвящённая Дню победы, в которой принимают участие все школы города.

Всё перечисленное выше относится к тем действиям, которые способствуют привлечению школьников к здоровому образу жизни.

Но существуют также некоторые проблемы в школах, касающиеся методов преподавания физкультуры. В свете последних тенденций в сфере преподавания стало возможно включение элементов пилатеса и фитнеса в учебный процесс. Но есть одно большое НО. Весь учебный день школьники проводят в замкнутых помещениях, и уроки физкультуры по сути являются единственной возможностью ребёнка побыть на свежем воздухе. Поэтому следует использовать всякую возможность для проведения уроков за пределами спортивных залов. Также необходимо развивать исконно русские виды спорта - лыжный спорт, хоккей. Это не означает, что надо забыть о новых тенденциях в современном физическом образовании, но нельзя также полностью отказываться от старого. К сожалению, введение физкультуры с использованием лыж зимой часто упирается чисто в материальную проблему. Многие школы просто не оснащены необходимым инвентарём. Решение этой задачи должно находить отклик в администрациях школ и управления образованием.

Если делать вывод из всего вышесказанного, то в современных школах создаются благоприятные условия для решения проблем здоровьесбережения подрастающего поколения. К этим условиям относится и подготовка педагогических кадров, и введение дополнительных уроков физкультуры. Часто педагоги и общеобразовательных школ, и спортивных устраивают родительские собрания, на которых поднимаются вопросы здоровья их детей. Таким образом, осуществляется еще и просветительская функция. Потому как, как бы мы ни старались привить ребенку основы здорового образа жизни и здоровьесбережения, основополагающую роль в воспитании ребенка имеет живой пример, и среда, в которой он находится. Если же родители не закладывали с юного возраста в ребенка основы ЗОЖ, преподавателям образовательных учреждений придется намного тяжелее привить эти качества ребёнку.

Современные образовательные стандарты предъявляют к учащимся школ высокие требования, увеличивая на них нагрузку. Кроме того, в школьный период дети интенсивно растут, им свойственны усталость и утомляемость. Регулярно пополнять энергию, заботиться о самочувствии детей призваны здоровьесберегающие технологии в школе.

Что такое здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии – это условия, принципы, методы образовательного процесса, призванные сохранить и укрепить здоровье учащихся.

Цель этих технологий – сбережение здоровья учеников в период обучения, усвоение знаний, навыков, привычек сохранения здоровья. В итоге дети должны научиться пользоваться полученными навыками в дальнейшей жизни.

Здоровьесберегающая деятельность решает такие задачи:

  • Формирование у детей устойчивой мотивации к воспитанию и обучению.
  • Расширение возможностей учеников.
  • Формирование нравственности, волевых качеств, трудолюбия.
  • Развитие эмоциональной и эстетической сфер личности.
  • Укрепление и поддержание физического здоровья.
  • Профилактика заболеваний.
  • Обучение умениям и навыкам взаимодействия с окружающими.
  • Формирование безопасного поведения во время игр, в быту, на природе.

В решении поставленных задач нужно придерживаться определенных принципов.

Принципы здоровьесохраняющих технологий

Принципы помогают выбрать правильное направление решения задач и подходящие методы для этого. Несоблюдение даже одного принципа вредит технологиям и снижает их эффект.

Согласно принципам учителя должны:

  • Не причинять вред.
  • Отдавать предпочтение эффективной заботе о здоровье учеников.
  • Понимать под здоровьем физическое, психическое и психологическое благополучие.
  • Использовать технологии непрерывно и с учетом преемственности.
  • Взаимодействовать с учениками как с субъектами.
  • Учитывать возрастные особенности учеников в процессе обучения.
  • Сочетать охрану здоровья и обучение здоровым привычкам.
  • Формировать ответственность за свое здоровье.
  • Научить действовать на перспективу.
  • Контролировать результаты.

Решение задач с соблюдением всех принципов требует создания специальной здоровьесберегающей среды в школе.

Создание здоровьесберегающей среды на уроке

Соответствующую среду на уроках создает учитель и окружающая обстановка. Администрация школы должна оказывать учителям в этом поддержку.

Для создания среды, сохраняющей здоровье, учитель должен:

  • Поддерживать выполнение санитарно-гигиенических условий в учебном помещении.
  • Менять активные и пассивные формы и методы урока , использовать динамические паузы.
  • Менять виды деятельности учеников в течение урока.
  • Не допускать перегрузок на занятиях.
  • Анализировать уроки с валеологической точки зрения.

Положительный результат здоровьесберегающих технологий в школе зависит и от соблюдения следующих условий:

  • Выявление и учет показателей здоровья детей.
  • Правильная организация места и времени учебных занятий.
  • Применение приемлемых для учебного заведения здоровьесберегающих технологий.
  • Тесное взаимодействие родителей, учителей и администрации по вопросам сбережения здоровья детей.

Благоприятные условия, поддержка со стороны родителей, искренняя заинтересованность учителя в сохранении здоровья своих подопечных помогут достичь целей технологий, сохраняющих здоровье.

Виды здоровьесберегающих технологий в школе

Технологии здоровьесбережения делятся на несколько групп.

Общие здоровьесберегающие технологии на уроках представляют собой:

  • Физкультминутки для тела и глаз.
  • Тематические вставки о здоровье на каждом предмете.
  • Отслеживание эмоционального настроя.
  • Походы классом, школой.
  • Цветотерапия.
  • Смена деятельности 5-7 раз за урок.
  • Употребление слов и выражений, не унижающих ребенка, а помогающих поверить в себя.
  • Классные и родительские собрания по теме здоровья.

На конкретных предметах используются определенные методы здоровьесбережения.

Например, здоровьесберегающие технологии на уроках математики могут быть следующими:

  • Групповая и парная работа, в т. ч. и у доски. Такая работа снижает стресс.
  • Проговаривание правил и терминов вслух. Некоторые ученики хорошо усваивают в уме, но потом затрудняются повторить вслух знакомый материал.
  • Ритуал окончания урока: что осталось непонятного, что понравилось.

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка:

  • Пальчиковая зарядка.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Тематические вставки: разбор текста, списывание с доски, обсуждение сказок на тему здоровья.
  • Написание сочинений по теме здоровья.

Здоровьесберегающие технологии в школе должны применяться с первого класса, а еще лучше начинать их использовать с детского сада. Чем раньше приучить детей заботиться о своем здоровье, тем больше шансов, что они будут делать это на протяжении всей жизни.

Здоровьесберегающая методика образования. Базарный В. Ф.

О каких условиях здоровьесбере жения в школе следует вести речь? В первую очередь о тех, которые влияют (непосредственно или опосредованно) на ученика, то есть условиях, в которые попадает ученик в процессе образовательной (учебной) деятельности. Лукьянова М.И. выделяет несколько групп таких условий. А именно:

· межличностные отношения с людьми, скоторыми происходит общение ученика в конкретном образовательном учреждении - педагогами, одноклассниками, другими учащимися (микроклимат в педагогическом и классном коллективах, уровень авторитетности учителей в глазах детей, степень взаимопонимания и поддержки, симпатии и антипатии как основа формирования микрогрупп в классах, уровень сплоченности ученических групп и т. д.);

· направленность и особенности организации учебного процесса, определяющие характер взаимодействия между участниками образовательного процесса в их деятельности (учебной и педагогической). Здесь важными являются приоритетные методы преподавания/ учения, ориентация на коллективные/ индивидуальные способы обучения, степень учета интересов и способностей учащихся, способы и стиль взаимодействия учителя с коллегами и учениками, реальная возможность выбора учеником содержания обучения, уровня и методов его усвоения и др.;

· степень профессиональной компетентности педагогов школы, качество преподавательского корпуса (уровень профессиональных знаний, умений и навыков, сформированность профессионально значимых личностных качеств, обеспечивающих конструктивное взаимодействие, доброжелательность др.);

· материальные условия реализации образовательного процесса (степень комфортности учебных помещений, обеспеченность и качество учебной литературы, наглядных пособий, школьного оборудования и мебели, соблюдение санитарно-гигиенических требований др.).

Здоровьесберегающими в образовании можно считать лишь те изменения, в которых доминирующим выступает «личностное измерение», то есть те аспекты образовательного процесса, которые непосредственно соотносятся с личностным развитием учащихся. Таким образом, изменения содержания и организации образовательного процесса должны быть ориентированы прежде всего на личностное развитие учащихся и других участников образовательного процесса.

Аксиологический (имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций; необходимо, чтобы здоровье входило в разряд ценностных приоритетов школьников);

Когнитивный (обеспечивает учащихся системой научных знаний о человеке, культуре, природе, ноосфере как основе духовно-нравственного развития и здоровья);

Деятельностно-творческий (имеет целью формирование у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей, жизненно важных навыков, обеспечивающих здоровый образ жизни);

Личностный (способствует самопознанию, развитию рефлексивных способностей, овладению способами саморегуляции, самосовершенствования и самоопределения, формированию жизненной позиции).

Любая применяемая в образовательном учреждении педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей . Это положение сформулировано в законе РФ «Об образовании», 51 статья которого начинается с утверждения: «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Ученые и практики понимают влияние постоянного переутомления на здоровье учащихся и борются с этим явлением, но мало кто идет путем предотвращения перегрузки через использование «здоровьесберегающих технологий», т.е. совокупности приемов, методов, форм обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум четыре требования:

· учет индивидуальных (интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и других) особенностей учащегося, его темперамента, характера восприятия им учебного материала, типа памяти и т.п.;

· недопускание чрезмерной, изнуряющей интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузки при освоении учебного материала, стремление добиться оптимальных результатов обучения обязательно при оптимизации необходимых затратах времени и сил учащегося и педагога;

· обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание благоприятного морально-психологического климата в учебной группе, укрепление психического здоровья учащихся;

· делать акцент не только на организации учебного процесса, не приносящей вреда, но и на том, чтобы научить учащихся самостоятельно защищаться от стрессов, обид, оскорблений, обучить его средствам психологической защиты и сохранения здоровья.

Рассмотрим основные здоровьесберегающие технологии.

Лукьянова М.И. указывает, что созданию здоровьесберегающей образовательной среды способствует применение технологий личностно ориентированного обучения.

Технологии личностно ориентированного обученияпредполагают развитие личностных (социально значимых) качеств учащихся с помощью учебных предметов. Спектр социально значимых качеств достаточно разнообразен: мыслительные, речевые, поведенческие, коммуникативные, творческие, физические, эмоционально-чувственные. Личностно ориентированный подход создает оптимальные условия для самовыражения учащихся,поскольку самовыражение в данном случае становится эффективным способом закрепления тех или иных личностных качеств и обеспечения психологического и социального здоровья.

Технология дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения опирается на изучение особенностей человека (социально-демографических, социально-психологических, индивидуально-личностных, экзистенциально-личностных). Ее цель - оказать психологическую и методическую помощь школьникам, чтобы их учебная деятельность была успешной. Следовательно, эта технология позволяет, прежде всего, учитывать особенности аудитории, а также создавать условия для самовыражения учащихся, подбирать приемы, влияющие на сохранение интереса к учебному материалу. Снижается тревожность учащихся, формируется их адекватная самооценка.

Технология проблемного обучения предполагает постановку развивающей цели, формулирование проблемной ситуации или проблемного вопроса, а также поиск вариантов решения. Что обеспечивает развитие мышления, способности к анализу и рефлексивно-оценочной деятельности.

Ненасильственное обучение позволяет использовать психологические и педагогические средства конструктивного взаимодействия педагогов и учащихся, помогает учителю уйти от авторитарного и манипулятивного стиля управления на уроке, дает возможность увлечь, заинтересовать школьников учебным материалом, побуждать их к размышлению, а также позволяет использовать разнообразные формы коллективной мыслительной деятельности. Учитель с помощью ненасильственного обучения создает благоприятный психологический микроклимат, предупреждает гиподинамию через разнообразные формы коллективной деятельности, способствует эмоциональному благополучию школьников.

Технология диалогового обучения дает возможность педагогу строить урок на диалоговой основе, то есть превратить урок в пространство эффективного общения, где реализуются такие грани диалога, как: информативная (информационный обмен), интерактивная (организационный аспект общения), эмотивная (эмоциональный контакт), конативная (обратная связь), креативная (обмен идеями), перцептивно-когнитивная (учет особенностей собеседника в процессе общения), биоэнергетическая (энергетический обмен). Это означает, что на уроке приоритетными становятся взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение, взаимодополнение, взаимоподдержка. Следовательно, создаются условия для самовыражения учащихся, учета особенностей аудитории, создания благоприятного психологического фона, использования приемов, влияющих на интерес к учебному материалу, активизации разнообразных видов деятельности.

Используя технологию рефлексивного обучения, учитель имеет возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учениками учебного материала, особенности их психологического состояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности), отношение к изучаемому материалу и уроку в целом с помощью обратной связи. Рефлексивное обучение помогает создать условия для самовыражения учащихся, инициирует разнообразные виды деятельности .

Козык Н.И. предлагает проводить следующие оздоровительные мероприятия в режиме дня.

Гимнастика до занятий. Она служит прекрасным организационным и мобилизующим фактором. Во время занятий происходит настройка всех функций и систем организма на необходимый ритм, что постепенно приводит к повышению общей работоспособности. Комплекс состоит из 4-7 общеразвивающих упражнений. Выполняется в течение 5-6 минут. При составлении комплекса физических упражнений необходимо учитывать, с какого именно урока начинается учебный день. Если первый урок - письмо или русский язык, то целесообразно включить упражнения для развития мышц кисти. Если первый урок - литературное чтение, то в комплекс следует включить специальные упражнения, укрепляющие аккомодационный аппарат глаз.

Физкультурные минутки. Это кратковременные перерывы на занятиях (на 8-20-й минутах занятия). Занимают 1 -3 минуты для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой детей. Их цель - предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки. Виды физкультминуток: упражнения для снятия общего утомления; упражнения для кистей рук (пальчиковая гимнастика, мудры); гимнастика для глаз; упражнения на осанку; дыхательная гимнастика.

Динамические паузы. Они, как правило, проводятся в середине рабочего дня, на третьем уроке. При хорошей погоде проводятся на свежем воздухе, в плохую погоду - в хорошо проветриваемом помещении. В программу динамических пауз можно вводить общеразвивающие упражнения, ритмическую гимнастику, подвижные игры. Активный отдых, подвижные игры на свежем воздухе приносят больше пользы организму, чем перемены, проводимые в помещении школы. А систематический отдых на открытом воздухе оказывает закаливающее, оздоровительное влияние. Ритмическая гимнастика выполняется под музыку с контролем дыхания. Состоит она из разминок, в которую входят гимнастические упражнения и танцевальный комплекс. В комплекс входят упражнения для мышц шеи, плечевого пояса, рук, ног, туловища. А игры на свежем воздухе и в помещении помогут интереснее провести свободное время, стать более организованным и самостоятельным благодаря правилам игр.

Уроки здоровья. На уроках здоровья можно дать детям больше знаний о важности быть здоровым. В разработке программы таких уроков я, например, за основу использовала программы Л.А. Обуховой и Н.Г. Лемяскиной «Школа докторов здоровья, или 135 уроков здоровья», а также материалы из книги Н.И. Дереклеевой «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья». В уроки здоровья ввожу аффирмации (целительные утверждения), например: «Изо дня в день, с каждым днем я чувствую себя все лучше и лучше». Уделяю внимание релаксин - расслаблению организма через дыхание (особенно при нервных состояниях): 10 глубоких выдохов и вдохов в соотношении (1 - вдох; 1-2-3-4 - задержка дыхания; 1-2 - выдох) .

Почекутова Г.А. указывает на важность организации подвижных игр на переменах. Проведение динамических подвижных перемен способствует лучшему восприятию учебного материала, физическому развитию и воспитанию волевых качеств.

Приведем примеры некоторых игр.

Мяч по кругу. Играющие стоят по кругу лицом к центру на расстоянии одного шага друг от друга и передают мяч соседу вправо или влево. Водящий находится за кругом и старается коснуться мяча, не задевая играющих. Тот, у кого он коснется мяча, становится водящим, а водящий занимает его место.

Выигрывают играющие, которые не были водящими.

Можно образовать два-три круга и назначить соответственно столько же водящих.

Удочка. Играющие стоят по кругу, водящий - в середине круга и крутит веревочку с мешочком на конце так, чтобы мешочек находился на 10-15 см от пола. По команде все играющие начинают прыгать через веревочку. Задевший ее получает штрафное очко.

Выигрывают играющие, получившие меньшее число штрафных очков за 8-10 кругов.

Кто первый? Играют две команды.

Между двумя стульями, стоящими на расстоянии 8-10 м друг от друга, кладется веревка. Около каждого стула стоит один участник. По сигналу каждый участник бежит к стулу противника и, обогнув его, бежит обратно. Добежав до своего стула, он старается как можно скорее схватить конец веревки.

Побеждает тот, кто раньше схватит канат веревки.

Не ошибись. Учитель стоит с играющими в круге и предлагает выполнять за ним различные движения, кроме заранее запрещенных. Тот, кто ошибается, получает штрафное очко.

Выигрывает тот, кто не сделал ошибок.

Музыкальная палочка. Играющие стоят по кругу. В центре круга - водящий. Под музыку играющие передают за спиной палочку так, чтобы водящий не видел ее. Как только музыка остановится, водящий должен узнать, у кого палочка. Если он узнал, они меняются ролями.

Ну-ка, отними! Играющие стоят за чертой. Водящий бросает мяч вперед, и все бегут за ним. Тот, кто первый схватит мяч, бежит с ним обратно за черту. Остальные пытаются коснуться мяча рукой. Если кто-то коснулся мяча рукой, водящий ударяет мячом о землю. Мяч может поймать любой игрок. Тот, кому удалось без препятствия пронести мяч за черту, становится водящим и получает право бросать мяч.

Побеждает тот, кто большее число раз был водящим.

Птицы и клетка. Играющие образуют два круга: внутренний круг - клетка, внешний - птицы. Клетка движется указанным способом влево, а птицы летят вправо. По сигналу клетка останавливается, и все, образующие ее, поднимают сцепленные руки вверх. Птицы пролетают в клетку и вылетают из нее. По второму сигналу клетка захлопывается. Игроки внутреннего круга приседают и опускают руки вниз. Птицы, оказавшиеся в клетке, присоединяются к игрокам внутреннего круга и помогают им ловить оставшихся птиц при повторении игры.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует сохранению и укреплению здоровья. Именно комплексное использование позволяет выполнить примерный объем двигательной активности .


Похожая информация.