Формирование различных социально политических моделей развития. Формирование социально - политических и нравственных установок. Предпосылки политической раздробленности на Руси

20.11.2016 21- номер по календарно-тематическому планированию
10Б Тип урока: комбинированный урок
§15-16. Формирование различных социально-политических моделей развития древнерусского общества и государства (1 из 2)
Цели:
Образовательные:
- Подвести к пониманию особенностей удельного периода Руси
- Добиться усвоения учащимися причин распада Киевской Руси
- Создать представление об особенностях удельной системы и последствиях ее на Руси.
-Рассмотреть типы государственности княжеств: Новгородского, Владимиро-Суздальского,Галицко-Волынского
Воспитательные:
-Формировать личное отношение учащихся к историческим событиям и лицам.
-Воспитывать патриотизм, прививать уважение к историческому прошлому своего народа
-Способствовать формированию мировоззрения и национального самосознания учащихся
Развивающие:
- Способствовать формированию умений и навыков сравнивать и анализировать события одного процесса.
- Продолжить развитие у учащихся исторического мышления, формирование навыков работы со словарем, учебником, исторической картой, умений делать выводы и обобщения, давать свои оценки изучаемым событиям.
-Развивать и обогащать речь учащихся.
Оборудование урока: Учебник: Россия и мир: древность. Средневековье. Новое время: учеб. Для 10 кл. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Контурная карта, наглядный материал, презентация
Ход урока:
На прошлом уроке мы с вами изучили тему: Древнерусское государство и общество, а так же провели игру посвященную восточным славянам и по итогу игры, было ясно, что имеются большие проблемы с расположением восточных племен на карте. В связи с этим, у Вас на столах лежат контурные карты, по мере того, как мы будем с вами еще раз разбирать расположение племен, вы заполните ее и вклеите себе в тетрадь. (Выполнение работы, при помощи презентации и учителя)
После повторения место расположения славян дома, я думаю, у нас больше не возникнет проблем с данной темой. Помимо этого мы с вами изучили причины и этапы образования Древнерусского государства, а так же ознакомились с внутренним миром Древнерусского государства.
Какие причины и теории образования древнерусского государства, вы знаете? (Ответы учащихся)
Тема сегодняшнего урока: Формирование различных социально-политических моделей развития древнерусского общества и государства. (Запись числа и темы урока в тетрадь)
Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня разговаривать?(Ответ учащихся)
План:
Причины раздробления Древнерусского государства
Новгородская республика
Владимиро-Суздальское княжество
Галицко-Волынское княжество
Ребята, мы сегодня начинаем изучать новый период в истории нашей страны, который получил название удельной Руси.
Давайте вспомним из истории средних веков определение феодальной раздробленности. (Ответы детей)
Феодальная раздробленность – это период обособления отдельных земель во главе с князьями. (Запись в тетрадь)
Для того чтобы понять причины раздробленности предлагаю самостоятельно поработать с текстом учебника, стр. 127-129 и по мере прочтения, фиксирование в тетрадь причин раздробленности.
Самопроверка (сперва опрос класса, параллельно сверять со слайдом презентации)
Причины: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ: рост крупной земельной собственности в условиях господства натурального хозяйства;
ПОЛИТИЧЕСКИЕ: стремление сыновей – наместников отделиться от Киева (они имели аппарат управления и военную силу); Поддержка местного князя местным населением (контроль князя через вече);
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ: разобщенность экономических и политических интересов жителей Руси (отпала необходимость охранять путь «из варяг в греки»);
ВОЕННЫЕ: отсутствие общего врага – половцев.
На территории Древнерусского государства образовалось около 15 княжеств в середине XII века, 50 княжеств в начале XIII в, а в XIV веке княжеств достигало 250. Это из-за разрастания династии Рюриковичей.
Основные 3 политические центра, которые бы сегодня изучим и их типы государственности это:
1. Республика(Новгородская земля)
2. Монархия (Владимиро - Суздальское княжество)3. Ограниченная монархия(аристократия) (Галицко-Волынское княжество)
Основная цель нашего урока, это рассмотреть типы государственности и начнем мы с Новгородской земли, которая на тот момент имела тип правления: республику.
В XII-XIII вв. Новгородская земля устойчиво держалась общественно-республиканских форм общежития. Гос. управление осуществлялось через систему вечевых органов. Вече являлось высшим органом власти и решала важнейшие вопросы. Работа со схемой на доске.
Какие вопросы решало вече? Кто такой посадник и его функции? Тысяцкий? (ответы детей, если не знают запись определений в тетрадь)
Физкультминутка
Следующий тип государственности, это монархия и ограниченная монархия и данными типами были Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества. Разобрать форму правления.
Если говорить, про политические особенности каждого княжества, то нам нужно разбиться на варианты и заполнить таблицу.

Ребят, а давайте подумаем, а последствия раздробленности были только отрицательные? (ответы детей)
Закрепление
Что было изучено нами на уроке?
Какие основные причины раздробленности на Руси?
Типы государственности княжеских центров?
Домашняя работа:
§15-16 читать стр. 127-132. Найти положительные и отрицательные стороны раздробленности, записать в тетрадь.
Доклады: Монголо-татарское нашествие, основные события.
Борьба Александра Невского с литовцами.
Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 3ДђЗаголовок 115

1 слайд

Формирование социально- политических и нравственных установок Автор: Соболева Ирина Михайловна, учитель МОУ лицея №76, г. о. Тольятти Руководители: к.п.н., доцент Пивнева С.В., к.п.н. доцент Витковская Н.Г.

2 слайд

Проблема проекта Современное молодое поколение имеет низкий уровень патриотизма и гражданственности, но в России такого не должно быть, молодежь должна знать, какой ценой одержана победа в ВОВ

3 слайд

Цель проекта Воспитать чувство патриотизма и гражданственности молодого поколения

4 слайд

5 слайд

Аннотация Во время Великой Отечественной войны многие люди совершали подвиги, жертвуя своей жизнью. Во имя чего? Почему о них нужно помнить и подражать им? Прошло 65 лет со дня Победы над фашистской Германией. Эта Победа досталась великой ценой Советскому народу. Она унесла миллионы жизней, исковеркала человеческие судьбы. В настоящее время в живых осталось очень мало участников ВОВ. Одни погибли на поле боя, другие, подорвав здоровье, уходят из жизни в послевоенное время. Современное поколение о ВОВ может судить по кинофильмам, художественным произведениям, рассказам фронтовиков и детей войны. Целями и задачами творческой работы являются: Рассмотреть, на примере каких фильмов, книг, произведений ИЗО воспитывалось молодое довоенное поколение Найти конкретные примеры героев (из жизни, художественной литературы), которым подражала молодежь 40-х годов Цели учителя Способствовать формированию коммуникативной и информационной компетенции. Изменить приоритет ценностей юного поколения. Воспитать патриотические чувства у школьников. Познакомить с художественной литературой о ВОВ. Работа состоит из семи частей: Встреча с ветеранами Встречи учащихся с детьми военных лет Письма ветеранам Отрывки сочинений Посещение краеведческого музея Рисунки учащихся Музыкальная композиция Знакомство с фильмами, художественной литературой о ВОВ, встреча с ветеранами, посещение краеведческого музея, беседы с детьми военных лет помогут увидеть примеры для преклонения и подражания, помогут понять патриотические чувства героев войны и задуматься над тем, каковы наши патриотические качества, нужны ли в наше время.

6 слайд

Война глазами современных детей и детей военного времени Прошло 65 лет со дня Победы над фашистской Германией. Эта Победа досталась великой ценой Советскому народу. Она унесла миллионы жизней, исковеркала человеческие судьбы. В настоящее время в живых осталось очень мало участников ВОВ. Одни погибли на поле боя, другие, подорвав здоровье, уходят из жизни в послевоенное время. Современное поколение о ВОВ может судить по кинофильмам, художественным произведениям, рассказам фронтовиков и детей войны. Эта война является историей нашей Родины, наших родных и близких. Она занимает исключительно важное место в судьбе каждого из нас. Не только на мужские, но и на хрупкие женские и детские плечи легли тяжелые испытания. Многие трудились в тылу, обеспечивая фронт всем необходимым, растили хлеб.

7 слайд

8 слайд

Проблема ВОВ и отношение к ней современной молодежи: низкий уровень патриотизма и гражданственности среди молодежи; отсутствие высоких идеалов.

9 слайд

Цели учащихся Найти и изучить информацию о судьбах детей военного времени. Познакомиться художественной литературой о ВОВ. Создать творческие работы (сочинения, рисунки, стихи, письме ветеранам). Посетить краеведческий музей. Провести акцию «Живые цветы».

10 слайд

задачи учителя Способствовать формированию коммуникативной и информационной компетенции. Изменить приоритет ценностей юного поколения. Воспитать патриотические чувства у школьников. Познакомить с художественной литературой о ВОВ.

11 слайд

Задачи работы над проектом учащихся: Подготовить выставку книг о ВОВ. Взять интервью у детей военного времени. Написать сочинение по теме: « Этих дней не смолкнет слава». Задачи работы над проектом для учителя: Помочь в подготовке выставки книг о ВОВ. Помочь учащимся провести интервью с детьми военного времени. Научить писать сочинение о ВОВ. Написать письма ветеранам. Посетить краеведческий музей

12 слайд

13 слайд

Встреча учащихся с детьми военных лет Кротова Алена: Моя бабушка, Мотыленко Анастасия Емельяновна, во время войны работала в своем родном селе Хрящевка в Самарской области. Ей было всего 13 лет. Она вместе с колхозниками убирала хлеб, который отправляли на фронт. Я очень горжусь своей бабушкой. Светличный Игорь: Я хочу рассказать о своем дедушке Светличном Степане Алексеевиче. Когда началась война, в свои 13 лет он работал в колхозе шофером. Он имеет ордена и медали, одна из них « За доблестный труд в ВОВ». Его отец, Алексей Корнеевич, был участником войны. Погиб на Украине в 1942 году.

14 слайд

Встреча учащихся с детьми военных лет Марьин Кирилл: В нашей школе работает Тарасенко Таисия Ивановна. Во время войны ей было 14 лет. В Воронежской области она помогала взрослым строить платформы для самолетов. Таисия Ивановна помнит, как взрывались бомбы, летели снаряды. В одной из бомбежек она была ранена, на лице остался шрам. В 1943 году ее отправили домой: умерла мама, и остались маленькие брат и сестра. А ее отец в это время был на фронте.

15 слайд

16 слайд

Письма ветеранам Здравствуйте, Дмитрий Петрович! Сегодня я узнал от своей мамы, что и нашу семью не обошла война. Вы - мой прадед, были участником военных событий 1941-1945г.г. Я узнал о том, что Вы были младшим ребенком в своей семье после трех сестер. В1941 году закончили школу и добровольцем ушли на фронт. С фронта ваша семья получала письма, в которых Вы спешили «выговориться», сказать родным и близким то, что переполняло ваше сердце, оставить своеобразное завещание. И во всех этих завещаниях непременный пункт: победа (в ней никто тогда не сомневался, в нее верили непоколебимо). А победа завоевывалась очень и очень дорогой ценой. В конце войны пришло известие о том, что Вы пропали без вести. Это было уже в 45 году. Я посчитал, Вам тогда было всего 21 год… А моему старшему брату Сергею сейчас 19 лет. Почти ровесники...Мой брат в настоящее время получает будущую профессию и учится в университете. А Вы не смогли продолжить образование и получить профессию, познали лишь на себе, что такое война. После войны близкие разыскивали Вас, писали в часть, в которой Вы служили. И только через несколько лет получили ответ, который развеял их всякую надежду на Ваше возращение, - «младший сержант Кузнецов Дмитрий Петрович, погиб в бою за Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество 21 апреля 1945 года. Похоронен юго-западнее села Преденков (Германия)». Мне сейчас 11 лет. Я учусь в школе, в пятом классе и занимаюсь спортом. Я не слышал смертельного свиста пуль и о войне знаю только по книгам и кинофильмам. Мне трудно представить события тех военных лет и Вас – моего прадеда. Но я отважился написать письмо в прошлое – Вам, Дмитрий Петрович. Мы никогда уже не встретимся, но я не хочу отставать от своих предков. Свою отвагу и мужество постараюсь проявить в спортивной борьбе, чтобы Вам не было стыдно за меня. Благодарю Вас за возможность жить, учиться и радоваться каждому мирному дню. С большим уважением Макар Дементьев.

17 слайд

Отрывки сочинений учащихся Хуснеева Алина - сочинение по повести Б. Васильева « А зори здесь тихие» Повесть «А зори здесь тихие» рассказывает о далеких событиях 1942 года. Автор повести относится к тем писателям, кто сам прошел трудными дорогами войны, кто защищал родную землю с оружием в руках. Главными героями повести являются старшина Васьков и пять девушек зенитчиц. Васьков имеет лучшие качества защитника, солдата: благодаря подвигу таких Васьковых и была одержана победа. Помощником старшины была сержант Осянина. Старшина выделил ее среди других: «строгая, не смеется никогда». Осянина погибает последней из девушек. Перед смертью она рассказывает о том, что у нее маленький ребенок. Его она вверяет старшине, как самому дорогому человеку. Рыжая красавица Комелькова пожертвовала собой ради товарищей. Страшной смертью погибает Лиза, провалившись в трясину. Задание было выполнено, но какой целью! Тяжело переживает Васков гибель своих девушек. Он чувствует свою вину. В каждой он видит будущую мать, у которой были бы свои дети. Эта книга учит видеть чужую боль, сопереживать. Учит быть сильными, горячо любить свою Родину.

18 слайд

Отрывки сочинений учащихся Копорева Катя – сочинение по произведению М. Шолохова «Судьба человека» Рассказ Шолохова «Судьба человека» - это Повествование о том, какой страшной трагедией Является война, как она ломает и калечит души человека. Это произведение о судьбе солдата, о судьбе оставшегося во время войны сиротой мальчика. М. Шолохов изобразил своего пережившего плен героя Андрея Соколова честным и мужественным патриотом, решившим усыновить оставшегося без родителей мальчика. Война отняла у него все: семью, дом. Но человек не может и не должен быть в мире один, жизнь должна иметь смысл, что воевать можно с ненавистью, жить только с любовью. Андрей Соколов уверен в своем будущем, свою жизнь посвящает воспитанию Ванюши.

19 слайд

Отрывки сочинений учащихся Баринова Ольга – сочинение по произведению В. Закруткина « Матерь человеческая». Имя советского писателя Виталия Закруткина хорошо известно не только в нашей стране, но и за ее пределами. За роман « Сотворение мира» он удостоен Государственной премии СССР. В книгу включена повесть « Матерь человеческая», которая получила высокую оценку критиков и читателей. Главная героиня повести, Мария, потеряв любимого мужа и десятилетнего сына, нашла в себе силы, чтобы выжить, родить ребенка и воспитывать еще семерых детей, оставшихся без родителей.


ПРИЧИНЫ РАЗДРОБЛЕННОСТИ: (самостоятельная работа с текстом учебника) Стр


ПРИЧИНЫ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (самопроверка): ЭКОНОМИЧЕСКИЕ: рост крупной земельной собственности в условиях господства натурального хозяйства; ПОЛИТИЧЕСКИЕ: стремление сыновей – наместников отделиться от Киева (они имели аппарат управления и военную силу); Поддержка местного князя местным населением (контроль князя через вече); 4






7






10














Таблица для самопроверки (1 группа) Политические особенностиПричины их появления 1. Проявление монархических черт в княжеской власти (сильная княжеская власть, ее трансформация к монархии) 2. Отсутствие сильного веча, которое могло бы ограничить власть князя 3. Принятие титула Великого князя Киевского 4. Уменьшение роли старшей дружины 1.Поздняя колонизация края 2. Победа князя в борьбе с родственниками и боярами: изгнание родственников и старшей дружины 3. Переезд во Владимир, где не было веча 4. Посадил в Киев своих подручников, зависимых от князя 5. Усиление роли младшей дружины (дворян), находившейся в жесткой личной зависимости от князя 17




Таблица для самостоятельной работы для 2 группы Политические особенности Причины их появления(различны е точки зрения) Стр


Таблица для самопроверки (2 группа) Политические особенностиПричины их появления 1)Нестабильность княжеской власти. 2)Огромное политическое влияние бояр (могущество бояр) 3)Местное боярство сумело подчинить себе вече. 4) Постоянная борьба князей и бояр за власть 1)Сила бояр в занимаемых должностях. 2) Бояре являлись держателями доходов от кормлений и тем самым подчинили себе местное население 3) Большие земельные владения бояр 4)Бояре являлись выразителями интересов городской общины, в которой шла борьба партий. 5)Бояре – потомки родоплеменной местной знати. 20


Литература и интернет-ресурсы: 1. Данилов А.А. Россия и мир: древность. Средневековье. Новое время: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт.- 3-е изд.- М.: Просвещение, Данилов А.А. История России: С древнейших времен до конца XVI века учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений/А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.-2-е изд.-М.: Просвещение, Toc ;

В современной научной литературе 1132 г. – дата смерти Мстислава Великого – рассматривается как точка отсчета длитель­ной эпохи политической раздробленности Руси, продолжавшейся три с половиной столетия. Однако, распавшись, Русь не исчезла с лица земли, трансформировались лишь политические формы ее бытия. Она продолжила свое существование в виде земель и кня­жеств, число которых с полутора десятков в середине XII в. дохо­дит до пятидесяти к концу столетия. Выделение отдельных кня­жеств из состава Киевского государства сопровождалось быстрым развитием их экономики, культурным подъемом и активизацией внешнеполитической деятельности.

Таким образом, политическая раздробленность Древнерусского государства, несмотря на ее определенные отрицательные послед­ствия, способствовала дальнейшему прогрессу русских земель. Первое столетие эпохи раздробленности было временем, когда от­дельные регионы Руси, свободно развиваясь и не испытывая дав­ления со стороны, самостоятельно прокладывали свой дальнейший путь. Их последующее историческое развитие приняло раз­личные направления, о чем свидетельствует история Новгородс­кой боярской республики, Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств.

Несмотря на политический распад, русские земли не порвали многих связующих их нитей. В частности, сохранилось единство княжеского рода, правившего Русью.

Священнослужители на Руси осуществляли не только свои прямые функции, но и принимали активное участие в граждан­ской жизни, выполняя миротворческие, представительские, посред­нические обязанности при светских правителях, как во внутрен­них, так и в международных делах.

Экономическое развитие. Все три региона после распада Киев­ской Руси переживали время экономического подъема. Обширные пространства, которые занимала Русь, разнообразие почв, климата, растительности предрасполагало к занятию различными видами хозяйственной и экономической деятельности. В Новгородской земле по причине скудости почв отсутствовали благоприятные ус­ловия для земледелия. По этой причине новгородцам приходи­лось ввозить хлеб извне. Зато большого развития здесь достигли промыслы и торговля, ставшие основой благосостояния этого края. Процветанию его способствовало и то обстоятельство, что в силу своего географического положения Новгород не подвергался разо­рительным набегам степных кочевников - печенегов и половцев. Избежал он впоследствии и татарского погрома. Земли Новгорода, как и земли подвластного ему населения, были богаты природны­ми ресурсами - пушным и мясным зверем, ценными породами рыб, дарами леса, драгоценными и полудрагоценными камнями, реч­ным жемчугом, самородным золотом и др. Этими природными богатствами успешно торговали новгородские купцы, имевшие свои организации - сотни, артели и т. д. В середине 30-х годов XII в. было учреждено купеческое общество при церкви св. Иоанна Пред­течи, объединившее наиболее богатых и влиятельных купцов. По­лучило в Новгороде развитие и ремесло, кузнечное, ювелирное, ко­жевенное и др. Ремесленники организовывались в цеха, работали как на заказ, так и на рынок.

Владимиро-Суздальское княжество не было расположено в зоне оживленной торговли, хотя р. Волга и связывала его с крупными торговыми путями. Основным занятием местного населения ста­ло земледелие. Удаленность от регионов, постоянно подвергавших­ся половецким набегам, обилие лесов, позволявших укрываться не только от внешних врагов, но и от княжеской администрации, боль­шое количество незанятой земли привлекали сюда выходцев из других земель и способствовали быстрому приросту населения. Это создавало предпосылки для роста городов, быстрого развития ремесла и торговли. В Галицко-Волынской земле счастливо сочетались условия, благоприятные как для земледелия, скотоводства, так и для тор­говли: мягкий климат, плодородные почвы, обилие рек, многочис­ленные сухопутные и водные пути, ведшие на Запад и на Восток. Политическое устройство. Среди русских земель и княжеств особым политическим устройством выделялся Новгород. Он из­древле был политическим соперником Киева. В IX в. оба претен­довали на роль центра складывавшегося Древнерусского государ­ства. Когда же Киев сделался «матерью городов русских» и поставил Новгород в зависимость от себя, целью новгородцев стало обрете­ние политического суверенитета. Постепенно, шаг за шагом Нов­город получает все больше свободы. Этот процесс завершился в 1136 г., когда жители Новгорода свергли насильно посаженного к ним из Киева князя Всеволода Мстиславича и с этого времени стали самостоятельно решать вопрос о призвании к себе князей, равно как и об их изгнании. Начинается формирование Новгород­ской боярской республики. Вече являлось также выс­шей судебной инстанцией для пригородов и частных лиц.

Текущее управление осуществлялось Советом господ, куда вхо­дили архиепископ, посадник, тысяцкий, князь, выборные предста­вители от концов (районов) и улиц.

Князь в Новгороде был должностным лицом, призываемым на службу городу по решению веча. Основная функция его заклю­чалась в защите новгородцев от внешнего врага и в обеспечении их торговых интересов. Ему также принадлежала определенная толика судебной власти и функция представления Новгорода в сношениях с другими странами и землями. Однако, согласно догово­ру, который заключался между городом и князем, последний не имел права проживать в самом Новгороде, иметь личную земель­ную собственность в пределах Новгородской земли, участвовать в торговле с немцами, нарушать торговые права жителей, назначать по своему усмотрению людей на административные должности.

Северо-Восточные земли, малонаселенные, сплошь покрытые густыми лесами, еще долго оставались глухим «медвежьим углом». Активное освоение их началось позднее и осуществлялось в форме княжеской колонизации. Поскольку князья играли перво­степенную роль в заселении, обустройстве и обживании этого региона, они, естественно, стремились к насаждению здесь угодных им поли­тических порядков. В силу этих причин в Ростово-Суздальской земле отчетливее, чем где-либо еще, проявилась тенденция к единовла­стию князей. Особенно сильно она сказалась в правление Андрея Боголюбского, действовавшего наперекор как общерусским поли­тическим традициям, так и политическим традициям Северо-Вос­точной Руси. Стремясь усилить свою власть, этот князь делает сво­ей опорой простых горожан и младших дружинников. Тем самым он добивался ослабления политического влияния боярства. По­скольку это влияние было особенно сильным в старых городах Се­веро-Восточной Руси – Ростове, Суздале, где прочно сохранялись и вечевые тенденции, Андрей Боголюбский перенес столицу княже­ства в сравнительно молодой г. Владимир, основанный в 1108 г. Мономахом. После перенесения во Владимир епископской кафед­ры город становится также и религиозным центром княжества. Таким образом, Андрей Боголюбский пытался использовать авто­ритет и влияние церкви для укрепления своей власти. С другими князьями Андрей Боголюбский вёл себя уже не как старший род­ственник с равными себе по происхождению, а как властелин со своими подданными, решительно подавляя попытки протеста с их стороны, лишая их вотчин, выгоняя недовольных из Суздальской земли, а подчас и казня. Завоевав в 1169 г. киевский престол, он посадил в Киеве брата Глеба, а сам, сохраняя титул великого князя, продолжал жить во Владимиро-Суздальском княжестве. Тем са­мым Андрей Боголюбский давал понять, что Киев утратил свой прежний высокий статус, а Северо-Восточная Русь, наоборот, приоб­ретает его.

До объединения Галицкая и Волынская земли жили самосто­ятельной жизнью. Галицкое княжество было основано в 1141г. путем поглощения ряда княжеств князем Владимиром Володаревичем (княжеская ветвь Ростиславичей). Волынское княжество образовалось в X в., а к середине XII в. полностью освободилось от власти Киева. Боярство занимало в Галицкой земле важное политическое положение благодаря своему богатству: боярское землевладение получило здесь очень большое развитие. Феодаль­ная аристократия располагала крупными вооруженными контингентами, ядром которых были ее многочисленные слуги. Земель­ные же владения князей в Галицкой земле по своим размерам намного уступали боярским. Это ограничивало возможности кня­зей привлекать к себе сторонников и вознаграждать их за службу. Кроме того, непокорность и агрессивность Галицкого боярства были следствием тесных контактов с сопредельными Венгрией и Польшей, которые не раз нападали на Галицкое и Волынское кня­жества и принимали активное участие в их внутриполитической жизни. В этих странах могущественная феодальная аристократия диктовала свою волю королям. По ее примеру Галицкое боярство также стремилось подчинить себе князей и сделать их орудием своей власти. В 30-х годах XII в. Происходил политический распад Киев­ской Руси. Эпоха политической раздробленности продолжалась до начала XVI в. В первый ее период, охватывавший одно столе­тие, шло быстрое и всестороннее развитие русских земель и одно­временно поиск ими путей развития, выбор цивилизационных ори­ентиров. В ходе этого процесса формировались различные модели государств со своей спецификой социально-экономического и по­литического развития. Этот органичный путь развития был пре­рван монголо-татарским нашествием в 30-х годах XIII в.

  • 1.5. Историография отечественной истории
  • 2. Отечественное государство в IX – XIII вв.: проблема особенностей его становления и развития
  • 2.1. Становление и изменение форм государства
  • В древности и раннем Средневековье
  • 2.2. Причины и предпосылки образования Древнерусского государства. Роль варягов в этом процессе
  • 2.3. Особенности формирования Древнерусского государства
  • 2.4. Особенности социально-экономического устройства Древнерусского государства
  • 2.5. Особенности политического устройства Древнерусского государства
  • 2.6. Причины и предпосылки политической дезинтеграции Древнерусского государства
  • 2.7. Формирование различных моделей развития Древнерусского общества и государства в период политической раздробленности
  • 2.8. Специфика древнерусской цивилизации
  • 3. Формирование русского централизованного государства и европейское средневековье
  • 3.1. Дискуссия о феодализме как о явлении всемирной истории
  • 3.2. Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе и на Востоке
  • 3.3. Русь между Востоком и Западом: дискуссия о влиянии Золотой Орды на развитие средневековой Руси
  • 3.4. Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы
  • 3.5. Образование Русского централизованного государства
  • 4. Россия в XVI – XVII вв. В контексте развития европейской цивилизации
  • 4.1. Начало Нового времени в Европе: развитие капиталистических отношений, возрождение и реформация. Дискуссия об определении и генезисе абсолютизма
  • 4.2. Цели, формы, результаты реформ Ивана Грозного
  • 4.3. Государство, политика, нравственность в России в XVI в. Представление о миссии государства в России и странах Западной Европы
  • 4.4. Смутное время в истории России
  • 4.5. Особенности социально-экономических отношений и сословно-представительной монархии в России XVII в. Дискуссии о генезисе самодержавия
  • 5. Модернизационные процессы в России и мире XVIII – XIX вв.
  • 5.1. Развитие мирового капиталистического хозяйства в XVIII в. Предпосылки промышленного переворота в Европе
  • 5.2. Пётр I и его борьба за преобразование традиционного общества в России: основные направления и результаты его реформ в политической, социальной, военной, религиозной сферах
  • 5.3. Пётр I и скачок в развитии российской промышленности
  • 5.4. Освещение петровских реформ в отечественной историографии
  • 5.5. Пути трансформации западноевропейского абсолютизма в XVIII в. Европейское Просвещение и рационализм
  • 5.6. Екатерина II и просвещённый абсолютизм в России
  • 5.7. Европейские революции XVIII – XIX вв. И их влияние на политическое и социокультурное развитие Европы и Северной Америки
  • 5.8. Попытки реформирования политической системы России при Александре I; проект м.М. Сперанского
  • 5.9. Промышленный переворот; ускорение процесса индустриализации в XIX в. И его политические, экономические, социальные и культурные последствия
  • 5.10. Предпосылки, причины, итоги отмены крепостного права
  • 5.11. Политические преобразования 60–70-х гг. XIX в.
  • 6. Нарастание общенационального кризиса в России начала XX в. Общенациональный кризис и революция в России в 1917 г.
  • 6.1. Основные тенденции развития мировой экономики
  • На рубеже XIX – хх вв. Завершение раздела мира
  • 6.2. Российская экономика конца XIX – начала хх вв.: особенности и основные тенденции развития
  • 6.3. Причины, характер, особенности, этапы и итоги революции 1905–1907 гг.
  • 6.4. Политические партии в России начала хх в.: генезис, классификация, программы, тактика
  • 6.5. Первая мировая война: предпосылки, ход, итоги, влияние на европейское развитие
  • 6.6. Участие России в Первой мировой войне и её влияние на приближение общенационального кризиса
  • 6.7. Альтернативы развития России после Февральской революции. Октябрь 1917 г. И причины победы большевиков
  • 7. Формирование основ советской экономики
  • 7.2. Политический кризис начала 1920-х гг. И переход от военного коммунизма к нэпу. Свертывание нэпа: причины и последствия
  • 7.3. Капиталистическая мировая экономика в межвоенный период. Альтернативные пути выхода из мирового экономического кризиса и идеологическое обновление капитализма
  • 7.4. Дискуссии о тоталитаризме в современной историографии. Политическая система советского общества
  • 7.5. Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, её экономические и социальные последствия
  • 7.7.Культурная революция в ссср в 1930-е гг.: причины проведения и последствия
  • 7.8. Советская внешняя политика накануне и в начале Второй мировой войны. Современные споры о международном кризисе 1939 г.
  • 7.9. Предпосылки и ход Второй мировой войны
  • 7.10. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. Причины и цена победы
  • 7.11. Начало холодной войны. Образование военно-политических блоков
  • 7.12. Трудности послевоенного переустройства и восстановления народного хозяйства. Ужесточение политического режима и идеологического контроля в ссср в послевоенное время
  • 7.13. Попытки реформирования и обновления социалистической системы во второй половине
  • 1950-Х – начале 1960-х гг. «Оттепель» в духовной сфере
  • 8. Социально-экономический
  • 8.2. Стагнация в экономике и предкризисные явления в конце 70-х – начале 80-х гг. В стране
  • 8.3. Цели и основные этапы перестройки. Распад кпсс и ссср. Образование снг
  • 8.4. Россия в 1990-е гг.: изменение экономического и политического строя. Социальная цена и первые результаты реформ
  • 9. Россия и мир в XXI в.
  • 9.1. Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства и конец однополярного мира
  • 9.2. Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе
  • 9.3. Государственно-конституционные реформы в России начала XXI в.
  • В результате политической дезинтеграции на территории Древней Руси сложилось несколько геополитических и субкультурных регионов. Каждый из них реализовывал свою цивилизационную модель развития. Поэтому он представлял собой определённую историческую альтернативу будущего цивилизационного развития нашего Отечества. Южный регион (Киевская земля) являлся зоной встречидревнерусской и кочевой (тюркской) цивилизаций . В геополитическом плане он был ориентирован на азиатскую степь. В политическом плане Киев представлял собой синтез власти бояр (и верхушки горожан) и достаточно сильного княжеского влияния. Боярско-купеческие верхи княжества играли на противоречиях между князьями, которые постоянно «грызлись» из-за обладания формальным политическим центром Руси. Поэтому они получили возможность приглашать князей в какой-то степени по своему усмотрению. Однако относительно сильная власть князей также была необходима вследствие близости к крайне опасным половцам, набеги которых на Киев (впрочем, как и контакты другого, мирного, рода) не прекращались. Эта альтернатива была уничтожена в результате монголо-татарского нашествия.Юго-Западный регион (Галицко-Волынская земля) в большей степени ориентировался на Восточную Европу (Литву и Польшу). Он испытывал значительное влияние романских культурных традиций, став в субкультурном плане местомславяно-православного и романо-католического синтеза . В политическом плане боярская колонизация и близость сильных государств-конкурентов (Венгрии, Литвы, Польши) привели к тому, что важнейшим из трёх политических институтов дворцово-вотчинной системы управления (в принципе не претерпевшей кардинальных изменений в период дезинтеграции ни у нас, ни в Западной Европе) сталБоярский совет . Вассальные отношения эволюционировали здесь в сторону усиливавшейся боярской автономии. Впоследствии эта альтернатива была реализована созданием Литовско-Русского государства. Оно претендовало в определённый период времени (реально вXIV–XVвв., а формально и много позднее) на общерусское значение. Однако со временем это значение было утрачено вследствие постепенного включения этого региона в орбиту сугубо католической романской цивилизации.Северо-Западный регион (Новгородская земля) ориентировался на своих основных торговых партнёров − союз североевропейских городов – Ганзу. В определённой мере он испытывалвлияние западноевропейской культуры . Экономическое своеобразие Новгорода, проявившееся в преобладании неземледельческого, торгово-ремесленно-промыслового, рыночного хозяйства; «купеческо-ремесленный» характер колонизации; наличие у боярско-купеческой верхушки материальной независимости от княжеской власти и необходимость с её стороны учитывать интересы достаточно мобильного, культурного, материально независимого ремесленного населения городов – всё это породило своеобразный политический механизм Новгорода. Подобно ряду западноевропейских городов, в которых преобладала торгово-ремесленная составляющая социально-экономической жизни, Новгород представлял собойолигархическую, боярско-купеческую республику . Основным институтом управления сталовече . Однако контроль над ним через различные дополнительные политические учреждения («Совет Господ») и колоссальные властные полномочия (исключительное право законодательной инициативы и занятия высших государственных должностей Архиепископа, Посадника и Тысяцкого) сохраняла городская боярская аристократия. Эта цивилизационная альтернатива была ликвидирована с образованием Московского государства. Цивилизационное своеобразиеСеверо-Восточной Руси (Владимиро-Суздаль-ская земля) было обусловлено, с одной стороны, формированием на этой территорииэтнической общности великороссов (русских), а с другой – социокультурным влиянием татар в период ига . Вследствие земледельческого характера хозяйства и «княжеской» колонизации центром политической жизни здесь сталКнязь и его Двор . Эта альтернатива была реализована образованием на территории Северо-Восточной и Северо-Западной Руси Московского государства. Оно и стало формой окончательного выбора исторической цивилизационной альтернативы развития нашего Отечества.