Республика вместо империи. Как Мустафа Кемаль Ататюрк создал новую Турцию. Турецкий реформатор Ататюрк Мустафа Кемаль: биография, история жизни и политическая деятельность Где похоронен ататюрк

10 ноября в Турции была весьма торжественно и обстоятельно отмечена 74-я годовщина смерти основоположника Турецкой Республики Кемаля Ататюрка. Он умер 57-и лет и похоронен в мавзолее в Анкаре

Канонизированную биографию Ататюрка (так некогда было с жизнеописанием советских вождей-идолов Ленина и Сталина) в Турции знают все едва ли не наизусть, но на деле она полна загадок и нестыковок. Так, нет достоверных сведений о дате рождения — то ли 1880-й, то ли 1881-й. Сам Мустафа выбрал днем рождения 19 мая — день начала борьбы за независимость.



Подвергается сомнению и место появления на свет. Салоники? Традиционно — да, Салоники, тогда — оттоманский город. Нет документальных данных о национальной принадлежности родителей Мустафы. Возможно, а скорее всего, отец был по происхождению албанцем. Распространено мнение, что он принадлежал к еврейской секте “дёнме”... Мать вроде бы македонка, но тоже нет точных сведений. Биографы утверждают, что Мустафа был активным, вспыльчивым, независимым, бескомпромиссным ребенком. Разумеется, целеустремленным и независимым. С 12 лет получал образование в подготовительной военной школе и далее вплоть до Оттоманской академии Генштаба. Критиковал Абдулгамидовский режим и участвовал в младотурецком перевороте...
Без сомнения, Ататюрк был крупнейшим государственным, политическим и военным лидером своей страны. Он смог “вытащить из ямы“ Османскую империю после поражения в Первой мировой войне и заложить основы современного государства. Ататюрку удалось собрать остатки войск бывшего Кавказского фронта и сколотить их в “кувввал-и миллие” — “национальные силы”, создать буржуазно-националистическое движение, позже названное “кемалистским”. Оно было направлено прежде всего против греков и армян, Республики Армения. Главной целью кемалистского движения было сохранение целостности Османской империи. С первого дня начала “движения” Кемаль продекларировал, что “Турция не уступит ни пяди земли Армении” и будет “вести решительную борьбу против всякого движения, поставившего себе целью создание независимой Армении”. Свои территориальные претензии он сформулировал в день открытия Великого национального собрания — 23 апреля 1920 года: “Границы Турции должны включать Карс, Батум, Ардаган на Кавказе, Мосул и Диарбекир — в Месопотамии”.
Говоря о войне с Арменией, Кемаль был предельно концептуален и кровожаден: “Мы должны уничтожить армянскую армию и армянское государство”. В захваченных армянских городах и селах он, по существу, продолжил геноцид, организованный младотурками.
В 1920-1921 гг. Кемаль начал сближение с советской Россией, что было обусловлено известным родством душ с Лениным и антиантантовской позицией Турции. Полуголодная Россия более чем щедро, по-царски, в два приема оказала помощь Турции. Сближение привело к дружеским объятиям — переговорам в Москве и Московскому договору 1921 года. Договор, напомним, был подписан без участия Армении. Ататюрк обставил Ленина и Россию и добился ценнейших территориальных приобретений в основном за счет Армении. В Закавказье он получил 26 тысяч кв.км, из них 24 тысячи были территорией Республики Армения.
В дальнейшем Кемаль продолжил не менее успешно мухлевать: с одной стороны, велеречиво заявлял о своем неослабном стремлении поддерживать отношения с СССР, с другой — проводил реальную и эффективную политику сближения с Европой и США.
В последние недели едва не все турецкие издания, а также некоторые зарубежные посвятили статью турецкому вождю, чья и жизнь, и смерть полны тайн. В “демократической” Турции явно не стремятся разгадать их.

“Бин Яша, биш Яша, Мустафа Кемаль Паша”

“Бин Яша, биш Яша, Мустафа Кемаль Паша”, — “тысячи лет жизни тебе, наш любимый Ататюрк”, — напевает Хамид, торговец турецкими баранками на углу одной из стамбульских улиц. 10 ноября ровно в 09:05 он приостанавливает свою торговлю и замирает под длительный вой сирен, который звучит по всей стране в честь очередной годовщины смерти Ататюрка. Вместе с ним в немом почтении застывают прохожие на улице, школьники, домохозяйки, базарные торговцы, продавцы ковров, рабочие на стройках и даже водители пассажирских морских трамваев и поездов метро, которые ровно на пять минут останавливают в темных туннелях вагоны поезда. Сегодня у стамбульского дворца Долмабахче, где скончался бывший турецкий лидер, собрались около десяти тысяч людей, чтобы почтить его память и возложить к подножию его кровати белые хризантемы, любимые цветы Ататюрка.
“Ататюрк был профессиональным военным, — говорит тринадцатилетняя стамбульская школьница Айше Арман, которая пришла сюда вместе со своими родителями, — он учился в Салониках, окончил академию Генштаба. Во время Первой мировой войны, которая повлекла распад Османской империи, возглавил национально-освободительное движение против стран победительниц: Англии, Франции, Италии Греции”, — продолжает школьница Айше. Война, как известно, закончилась провозглашением независимого турецкого государства. Ататюрк отменил исламский календарь, ввел новый гражданский кодекс, который устанавливал равноправие между полами, отделил религию от государства, принял новый алфавит и Конституцию Турции. За годы существования Турецкой Республики пропагандистская машина создала свою биографию вождя, не гнушаясь даже самых нелепых мифов. “Ататюрк любил цветы и детей, — говорит в интервью телеканалу СNN Turk ученица стамбульской школы, — однажды он вынужден был скрываться от врагов в снежной пустыне. Он не ел несколько дней, продрог и страшно замерз, не мог найти дорогу. Ему помог орел, который прилетел и указал правильный путь”, — продолжает десятилетняя школьница.
Настоящие данные личной жизни вождя однако до сих пор засекречены и находятся в тайных архивах, считают эксперты. Несмотря на то, что подробности жизни создателя Турецкой Республики знает каждый турецкий школьник, Ататюрк до сих пор остается самой закрытой и неприкасаемой фигурой в турецком обществе. Память основателя Турции священна, специальный закон защищает репутацию, честь и достоинство бывшего лидера. Любое недостаточно почтительное упоминание о нем в публичном месте грозит длительным сроком заключения.
“Турецкое общество не готово принять Ататюрка таким, каким он был на самом деле”, — говорит турецкий гражданин Х... Несколько лет назад в Турции были впервые опубликованы письма, дневники и воспоминания бывшей жены вождя, Латифы, с которой он прожил несколько лет, а потом развелся... Это вызвало настоящий шок в турецком обществе. Видные представители турецкой интеллигенции предлагали арестовать и направить в тюрьму авторов публикации. “Латифа была дочерью богатого торговца из Измира, это была самостоятельная, умная, независимая, образованная женщина, — писали авторы издания, группа турецких историков и ученых, — она не могла принять слишком крутого нрава вождя, его ревность и вспыльчивость”. Она не могла также ужиться с его образом жизни. В последние годы Ататюрк много пил и устраивал длительные возлияния с друзьями. Он посещал европейские кварталы, любил общество раскрепощенных свободных женщин, встречался с русскими эмигрантками из России, любил танцевать, много пил, в основном крепкий спиртной напиток раке, за что его за глаза называли пьяницей. Чрезмерное употребление спиртного, по официальным данным, стало причиной смерти турецкого лидера. Врачи поставили диагноз цирроз печени, однако данные о вскрытии тела так и не были обнародованы. Это породило невероятное количество слухов, многие из которых популярны до сих пор. Ряд историков, например, утверждает, что Ататюрк был убит, что его могли уничтожить силы, которые не хотели подъема Турции, в частности члены еврейско-масонской ложи, имевшие в те годы довольно большую силу в Турции, к которой, по мнению историков, принадлежал и сам Кемаль.
Дело в том, что заговоры против вождя были и при его жизни. Многие его соратники выступали против единоличного правления Ататюрка. В конце 1926 года в Стамбуле прошли показательные судебные процессы над его сподвижниками, которые планировали его физическое устранение. В убийстве якобы замешана американская кинозвезда Заза Габор, известная не столько ролями, сколько многочисленными замужествами и романами. Ее называли “самой дорогой куртизанкой со времен мадам де Помпадур”. В тридцатые годы в ранней юности Заза Габор вышла замуж за турецкого дипломата и переехала в Турцию. Она тайно встречалась с Ататюрком, имела с ним близкие отношения, а после его кончины неожиданно тайно выехала в Америку.
Турецкий исследователь Али Кузу, автор книги “Кто убил Ататюрка?”, полагает, что турецкого лидера могли отравить сильнодействующим мочегонным средством, которое содержит ртуть и крайне опасно при длительном применении. Когда Ататюрка приезжали лечить специалисты из Франции, его здоровье улучшалось, а когда заботу о нем снова брали на себя турецкие врачи, состояние его здоровья снова ухудшалось”, — пишет он.
“У меня есть фотографии одного из врачей, проведшего вскрытие тела Ататюрка, — заявил накануне очередной годовщины смерти Ататюрка известный историограф, коллекционер Мухамед Юкче в интервью турецкому ТВ, — на фото его тело лежит на фольге, вскрыта брюшная полость. Вскрытие тела вождя производила через два дня после его смерти группа турецких врачей, — Акыл Мухтар, Мехмед Камиль, Сурея Хедо. Доктора заявили, что не посмели даже взять образец крови вождя. Однако во всем мире уже проводили аутопсию. Что там происходило, никто не знает. Та часть документов, где описывается вскрытие, отсутствует”.
После смерти тело Ататюрка было забальзамировано и спешно отправлено в этнографический музей, а позже захоронено в мавзолее в Анкаре. Эксперты утверждают, что данные о вскрытии тела существуют, но до сих пор засекречены и находятся в государственном архиве. Оппозиционная газета “Сезжду”, например, утверждает, что Ататюрк был отравлен так же, как много позже президент Турции Тургут Озал, скончавшийся в 1993 году. Останки тела Озала эксгумировали в начале октября этого года. По данным турецких газет, в образцах ткани тела бывшего экс-президента был обнаружен сильнодействующий яд — стрихнин, который якобы добавляли в его еду и напитки. Официальные власти эту информацию отвергают.
“Мы до сих пор страшно боимся Ататюрка, — пишет известный турецкий журналист Мехмет али Биранд. — Он вызывает у нас восхищение и страх, которые мы впитали с детства, со школьной скамьи. Эти чувства были в глазах наших матерей и дедов, которые рассказывали нам на ночь истории о его героических подвигах. Эти чувства я испытывал в армии каждый раз, когда поднимался вверх турецкий флаг. Мы до сих пор не знаем реальности, нам удобнее жить с мифом, который привили нам с детства, и не хотим расставаться с детской мечтой”.

Так в Салониках, или в Малатии?

В последнее время в Турции вновь стала активно циркулировать информация об армянском или курдском происхождении основателя Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка. Причиной подобных разговоров стали те аргументы, согласно которым Ататюрк родился не в Салониках, а в Малатии, где преобладало армянское и курдское население. Обозреватель турецкой газеты Radikal Орхан Кемаль Дженгиз в своей статье обратился к этим разговорам.
“Мы — это не оставившая в прошлом ничего и не сумевшая двинуться вперед страна. Мы не смогли искренно посмотреть на произошедшие в прошлом события, не смогли скорбеть по боли, однако, как бы это ни было болезненно, нужно иметь силы для того, чтобы выстоять перед болью действительности. Мы предпочли забыть большую часть своей истории. Эта ноша настолько потяжелела на наших плечах, что сегодня из-за этой тяжести мы не можем решить ни одной своей проблемы”, — написал Кемаль Дженгиз.
Он отметил, что периодически направо-налево распространяются подобные слухи, однако им не удается храбро смотреть на них, как, например, не смогли они с легкостью принять то, что в ходе войны Чанаккале героем стал армянский офицер — Саргис Торосян. То есть когда, с одной стороны, младотурки уничтожали армян, один армянский офицер боролся за свою страну. Конечно, ни в одном из наших учебников по истории нет имени Торосяна, поскольку история сражавшегося на смерть за страну армянина беспокоит нас и напоминает нам о нашей ноше за спиной. Обращаясь к разговорам о том, что Ататюрк родился не в Салониках, а в Малатии, Дженгиз пишет: “Эта информация может быть и правдива, и ложна. Вполне возможно, что информация о рождении Ататюрка в Салониках была также придумана”. Для доказательства сказанного журналист напоминает, что до последних пор для отрицания существования курдов придумывались всевозможные факты. Сегодня их существование принимают, однако не дают им равных прав, даже отказываются признавать их право на родной язык. “Нам необходимо искренно посмотреть на свою историю. Тогда мы увидим борьбу армянского офицера в Чанаккале, а Ататюрка и курдских повстанцев будем воспринимать так, как они есть, и, оставив в стороне ношу на наших плечах, двинемся дальше”, — завершает он.

ТУРЕЦКО-АРМЯНСКАЯ ВОЙНА. ОТНОШЕНИЯ С РСФСР

Основные этапы турецко-армянской войны: взятие Сарыкамыша (20 сентября 1920 года), Карса (30 октября 1920 года) и Гюмри (7 ноября 1920 года).
Решающее значение в военных успехах кемалистов против армян, а также впоследствии греков, имела значительная финансовая и военная помощь, оказанная большевистским правительством РСФСР начиная с осени 1920 года вплоть до 1922 года. Уже в 1920 году в ответ на письмо Кемаля Ленину от 26 апреля 1920 года, содержавшее просьбу о помощи, правительство РСФСР направило кемалистам 6 тысяч винтовок, свыше 5 млн винтовочных патронов, 17 600 снарядов и 200,6 кг золота в слитках.
При заключении 16 марта 1921 года в Москве договора о “дружбе и братстве” было также достигнуто соглашение об оказании ангорскому правительству безвозмездной финансовой помощи, а также помощи оружием, в соответствии с которым российское правительство в течение 1921 года направило в распоряжение кемалистов 10 млн руб. золотом, более 33 тысяч винтовок, около 58 млн патронов, 327 пулеметов, 54 артиллерийских орудия, более 129 тысяч снарядов, полторы тысячи сабель, 20 тысяч противогазов, 2 морских истребителя и “большое количество другого военного снаряжения”. Российское правительство большевиков в 1922 году выступило с предложением пригласить представителей правительства Кемаля на Генуэзскую конференцию, что означало для ВНСТ фактическое международное признание.
Письмо Кемаля Ленину от 26 апреля 1920 года, среди прочего, гласило: “Первое. Мы принимаем на себя обязательство соединить всю нашу работу и все наши военные операции с российскими большевиками, имеющими целью борьбу с империалистическими правительствами и освобождение всех угнетенных из-под их власти “ Во второй половине 1920 года Кемаль планировал создать подконтрольную ему турецкую коммунистическую партию — для получения финансирования от Коминтерна; но 28 января 1921 года все руководство турецких коммунистов было ликвидировано с его санкции. Главного турецкого коммуниста Мустафу Субхи и его ближайших соратников предали казни — кажется, утопили в Босфоре.

ГРЕКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА

Согласно турецкой традиции, считается, что “Национально-освободительная война турецкого народа” началась 15 мая 1919 года с первых выстрелов, данных в Измире по высадившимся в городе грекам. Оккупация Измира войсками Греции осуществлялась в соответствии со статьей 7-й Мудросского перемирия. Вплоть до августа-сентября 1921 года удача сопутствовала обеим сторонам, однако исход войны решился при Генеральном наступлении турок и победе над греками при Домлупынаре (ныне Кютахья. Мустафе Кемалю был пожалован титул “гази” и звание маршала.
26 августа позиции греков были прорваны, и греческая армия фактически потеряла боеспособность. 30 августа был взят Афьон-Карахисар, 5 сентября — Бурса. Остатки греческой армии стеклись в Измир, однако флота для эвакуации не хватало. Эвакуироваться сумели не более трети греков. Турки захватили 40 тысяч человек, 284 орудия, 2 тысячи пулеметов и 15 самолетов. Около миллиона человек с обеих сторон остались без крова.
9 сентября Кемаль, находясь во главе турецкой армии, вступил в Измир; греческие и армянские части города были полностью уничтожены пожаром; все греческое население бежало либо было уничтожено. Сам Кемаль обвинял в сожжении города греков и армян, а также лично митрополита Смирнского Хризостома, в первый же день вступления кемалистов погибшего мученической смертью: командующий Нуреддин-паша выдал его турецкой толпе, которая умертвила его после жестоких истязаний. (Ныне Хризостом причислен к лику святых).
17 сентября 1922 года Кемаль направил телеграмму министру иностранных дел, в которой предлагалась следующая версия: город был подожжен греками и армянами, которых к тому побуждал митрополит Хризостом, утверждавший, что сожжение города — религиозный долг христиан; турки же делали все для его спасения. То же Кемаль говорил французскому адмиралу Дюменилю: “Мы знаем, что существовал заговор. Мы даже обнаружили у женщин-армянок все необходимое для поджога... Перед нашим прибытием в город в храмах призывали к священному долгу — поджечь город”. Французская журналистка Берта Жорж-Голи, освещавшая войну в турецком лагере и прибывшая в Измир уже после событий, писала: “Кажется достоверным, что, когда турецкие солдаты убедились в собственной беспомощности и видели, как пламя поглощает один дом за другим, их охватила безумная ярость и они разгромили армянский квартал, откуда, по их словам, появились первые поджигатели”.
Кемалю приписываются слова, якобы сказанные им после резни в Измире: “Перед нами знак того, что Турция очистилась от предателей-христиан и от иноземцев. Отныне Турция принадлежит туркам”.
Под давлением британских и французских представителей Кемаль в конце концов разрешил эвакуацию христиан, но не мужчин от 15 до 50 лет: они были депортированы во внутренние области на принудительные работы и в большинстве погибли.
11 октября 1922 года державы Антанты подписали с кемалистским правительством перемирие, к которому спустя 3 дня присоединилась Греция; последняя была вынуждена оставить Восточную Фракию, эвакуировав оттуда православное (греческое) население.
24 июля 1923 года в Лозанне был подписан Лозаннский мирный договор (1923), положивший конец войне и определивший современные границы Турции на западе. Лозаннский договор, среди прочего, предусматривал обмен населением между Турцией и Грецией, что означало окончание многовековой истории греков в Анатолии. В октябре кемалисты вступили в эвакуированный Антантой Стамбул.
По материалам
зарубежной,
в т.ч. турецкой прессы
Подготовила для газеты "Новое время"

Мустафа Кемаль Ататюрк

Даже если вы никогда не были в Турции, то наверняка слышали это имя. Тот же, кто уже успел там побывать, конечно, вспомнит многочисленные бюсты и памятники, портреты и плакаты, увековечивающие память этого человека. А сколько учреждений, учебных заведений, улиц и площадей в различных городах Турции названы этим именем, наверное, никто и не сосчитает. Для людей нашего поколения во всем этом есть что-то до боли знакомое и узнаваемое. Мы тоже помним многочисленных истуканов из мрамора, бронзы, гранита, гипса или другого подручного материала, воздвигнутых на улицах и площадях, в скверах и парках городов и поселков, украшающие детские садики, парткомы и столы различных президиумов. Впрочем, некоторые остались на свежем воздухе и до сих пор. И тоже в каждом кабинетике любого руководящего товарища от заплеванного колхозного правления в деревне Распердяево до роскошных кремлевских хором нас встречал лукавый прищур, врезавшийся в память с самыми первыми детскими впечатлениями. Почему же Мустафа Кемаль Ататюрк и сейчас национальная гордость и святыня турецкого народа, а Ильич у нас даже в анекдотах в последнее время упоминаться перестал? Безусловно, это тема для большого и серьезного исследования, но нам кажется, что простое сравнение двух высказываний этих, несомненно, выдающихся исторических деятелей дает в какой-то степени правильный ответ: «Какое счастье быть турком!» и «На Россию мне наплевать, ибо я большевик».

Человек, который считал, что быть турком - это счастье, родился в 1881 году в городе Салоники (Греция). По отцовской линии Мустафа Кемаль происходит из юрюкского племени Коджаджык, представители которого в XIV–XV веках переселились из в Македонию. Юный Мустафа , едва достигнув школьного возраста, лишился отца. После этого отношения с матерью у Мустафы Кемаля складывались не совсем просто. Овдовев, она вышла замуж вторично. Личность второго мужа категорически не устраивала сына, и они прекратили отношения, которые восстановились лишь после разрыва матери с отчимом. После окончания школы Мустафа поступил в военное училище. Именно в этом заведении учитель математики добавил к имени Мустафа имя Кемаль (Kemal — совершенство). В возрасте 21 года он становится слушателем Академии Генерального штаба в . Здесь увлекается литературой, особенно поэзией, сам сочиняет стихи. После окончания военной академии Мустафа Кемаль участвует в офицерском движении, которое называло себя “движением младотурок” и стремилось произвести коренные реформы в политической структуре общества.

Мустафа Кемаль проявил свои военно-стратегические способности на разных фронтах Первой Мировой войны - в Ливии, Сирии и особенно при защите Дарданелл от многочисленных сил англо-французской армии. В 1916 году он получает чин генерала и звание «Паши». Первая Мировая война заканчивается поражением и распадом Османской империи. Страны-победительницы - Англия, Франция, Греция и Италия оккупируют большую часть территории Турции. Именно в это время под руководством Мустафы Кемаля и начинается национально-освободительное движение турецкого народа против оккупантов. За победу над греческими войсками в битве при реке Сакарье (1921 год) ему присваивают чин маршала и титул «Гази» («Победитель»).

Война заканчивается в 1923 году победой турецкого народа и провозглашением независимого турецкого государства, а 29 октября 1923 года устанавливается республиканская власть в стране и первым президентом Республики Турция становится Мустафа Кемаль . Это было началом масштабных прогрессивных реформ, в результате которых Турция стала превращаться в светское государство с европейским обликом. Когда в 1935 году был принят закон, обязавший всех граждан Турции взять турецкие фамилии, Кемаль (по просьбе народа) принял фамилию Ататюрк (Отец турок). Мустафа Кемаль Ататюрк , долгое время болевший циррозом печени, скончался 10 ноября 1938 года в 9.05 утра в стамбульском . 21 ноября 1938 года тело Ататюрка было временно предано земле у здания в . После завершения строительства мавзолея на одном из холмов , 10 ноября 1953 года, останки Ататюрка с грандиозной церемонией погребения были перенесены на его последний и вечный погост.

Каждый политический шаг Ататюрка был просчитан. Каждое движение, каждый жест выверен. Он использовал данную ему власть не для получения удовольствий и не тщеславия ради, но как возможность бросить вызов судьбе. Есть мнение, что для достижения своих, несомненно, благородных целей Ататюрк считал, что все средства хороши. Но среди этих «всех средств» у него почему-то отсутствовали поголовные репрессии. Он сумел сделать Турцию светским государством, не прибегая к тотальным запретам. Ислам не подвергался никаким гонениям ни во времена Ататюрка , ни после, хотя сам Ататюрк был атеистом. И атеизм его был демонстративным. Это был политический жест. Ататюрк питал слабость к спиртным напиткам. И тоже демонстративно. Очень часто его поведение было вызовом. Вся его жизнь была революционна.

Его противники говорят, что Ататюрк был диктатором и объявил вне закона многопартийность, дабы получить абсолютную власть. Да, действительно, Турция его времени была однопартийной. Однако он никогда не был противником многопартийности. Он считал, что все слои общества имеют право и должны высказывать свое мнение. Но не получались тогда политические партии. Да и могли ли они появиться у народа, почти два столетия терпевшего поражение за поражением и утратившего национальное самосознание и гордость. Кстати, национальную гордость народу вернул также Ататюрк . В то время, когда в Европе слово «турок» употреблялось с оттенком пренебрежения, Мустафа Кемаль Ататюрк произнес свою великую фразу: «Не мутлу тюркюм дийене!» (турецк. Ne mutlu türk’üm diyene – Какое счастье быть турком!).

Мустафа Кемаль родился в Греции в Салониках в 1881 году. Его точная дата рождения не известна. В одних источниках указывается 12 марта, в других - 19 мая. Первая дата считается официальной, а вторую он выбрал сам после начала борьбы за независимость Турции. Настоящее имя великого турецкого реформатора Мустафа Риза. Прозвище Кемаль он добавил к своему имени во время учебы в военном училище за знания по математике. Титул Ататюрк - отец турков - Мустафа получил после признания его национальным лидером государства.

Семья Мустафы - таможенные чиновники. Ко времени рождения Мустафы Салоники находились под властью турков и страдали от сильного гнета нового правительства. Отец и мать Мустафы были по крови турками, однако в роду могут быть предки греков, славян или татар. Кроме Мустафы в семье было еще трое детей. Два брата умерли во младенчестве, а сестра дожила до взрослого возраста.

Начальное образование мальчик получил в мусульманской школе, затем в возрасте 12 лет переходит в военное училище. Характер юноши был довольно тяжелым. Он прослыл грубым, вспыльчивым и прямолинейным человеком. Мустафа был активным и независимым ребенком. Практически не общаясь со сверстниками и сестрой, Мустафа предпочитал оставаться в одиночестве. Он не слушал мнения окружающих и не шел на компромисс. В будущем это сильно отразилось на его карьере и жизни. Мустафа Кемаль нажил немало врагов.

Политическая деятельность Мустафы Кемаля

Во время учебы в Оттоманской Академии Генштаба, Мустафа увлекался чтением книг Вольтера, Руссо. Изучал биографии выдающихся исторических личностей. Именно тогда в нем стали зарождаться патриотизм и национализм. Будучи курсантом Мустафа проявлял интерес к младотуркам, которые выступали за независимость Турции от оттоманских султанов.

После окончания обучения Мустафа Кемаль организовал несколько тайных обществ, которые занимались борьбой с коррупцией в турецком правительстве. За свою деятельность он попал под арест и был сослан в Дамаск, где основал партию "Ватан". Данная партия и в настоящее время является одной из влиятельных организаций Турции.

В 1908 году Мустафа принял участие в Младотурецкой революции. Была восстановлена Конституция 1876 года, однако больших изменений в стране не произошло. Кемаль переключился на военную деятельность.

Военная карьера Мустафы Кемаля

Как талантливый полководец и военачальник Мустафа Кемаль проявил себя во время Первой мировой войны. За сражение с англо - французским десантом в Дарданеллах получил звание паши. В военной карьере Кемаля выделяются победы 1915 года в сражениях при Киречтепе и Анафарталаре. Также заслуживает внимание и его работа в министерстве обороны.

После завершения Первой мировой войны государство стало распадаться на отдельные территории. Мустафа выступил с призывом сохранить единство страны, и в 1920 году создал новый парлемент - Великое Национальное собрание Турции. На первом заседании Мустафа Кемаль был избран главой правительства и председателем парламента. В октябре 1923 года Мустафа становится президентом Турецкой республики.

На посту президента Турции Кемаль провел множество реформ, позволяющих сделать государство более современным. Он выступал за изменение системы образования, улучшил социальную структуру, восстановил экономическую независимость Турции.

Личная жизнь

Официальной женой Мустафы Кемаля была Латифа Ушаклыгиль. Однако брак продлился всего два года. По слова сторонников Ататюрка женщина вмешивалась в дела мужа, что и послужило причиной развода. Своих детей у Мустафы не было. Он взял на воспитание приемных детей - 8 дочерей и 2 сыновей. Дочери Мустафы Кемаля Ататюрка стали примером свободы и независимости турецкой женщины. Одна из дочерей стала историком, другая - первой в Турции женщиной - летчиком.

В том, что евреи уничтожили в 1923 году Оттоманскую империю, лиц оной национальности обвиняли всегда и обвиняют сегодня не без оснований.
После ее развала Франция получила Сирию (которая тогда включала Ливан), Великобритания Ирак и Палестину (которая тогда включала и территорию нынешней Иордании). А оставшаяся часть территории сверхдержавы средневековья превратилась в новое государство под названием Турция.
И править этим государством стал Кемаль Ататюрк. «Ататюрк» в переводе означает «отец турок», что совершенно справедливо. Ибо он не только ввел в обиход сами названия «Турция» и «турки». Для новорожденного народа он ввел алфавит с латинскими буквами (в Оттоманской империи пользовались буквами арабскими).
В 1925 году он провел радикальную реформу головных уборов и одежды. Так родился национальный турецкий костюм. А в 1934 году он ввел в новом государстве для его граждан фамилии, принцип создания которых сам и придумал. Так возникли исконно турецкие фамилии. Ввел он в новообразованном государстве и европейские системы времени, календаря и других мер измерения (1925-31 годы).
А вот законы шариата, которые казались незыблемыми, отменил ко всем чертям. Впрочем, отменой меджелле (свода законов, основывающихся на шариате) он яро занимался все годы своего правления, хотя исламский дух из созданного им народа так до конца и не выбил. Хотя всякие там титулы, дервишеские органы, гаремы и прочую чепуху, на которой веками строилась Блистательная Порта, он отменил безжалостно. И даже столицу перенес из Стамбула в Анкару (Ангору), чтобы отрезать старую элиту от власти.
Он даже геноцид армян 1915-16 годов осудил в резких тонах. Хотя сам в его проведении так же участвовал. Впрочем, это было единственное его нововведение, которое потом забылось.
Как вы понимаете, столь буйный и последовательный реформатор не мог не быть евреем. И действительно, Кемаль Ататюрк был донме (хотя школьный курс турецкой истории приписывает ему другое происхождение).
А кто такие донме? «Донме» (тур. d;nme, буквально - отступники) - секта в исламе, созданной в 17 веке последователями Шабтаем Цви. Были такие богоискатели на почве секса в среде польских евреев. После ряда перипетий часть из них типа приняла ислам и поселилась в Салониках.
Шабтай Цви заменил 10 общепринятых заповедей новым религиозным катехизисом из 18 пунктов, исключив из него завет «не прелюбодействуй». И ввел особый праздник донме - Праздник Овцы, который отмечаемый в ночь с 21 на 22 еврейского месяца адар. Суть этого празднества заключается в том, что несколько женатых пар едят новорожденных овец. После чего тушат свет и ложатся спать все вместе друг с другом. Дети, рожденные от такого союза, считаются у донме святыми.
Суть саббатианства заключается в клиппот. Чтобы достичь всеобщего счастья, полноценной жизни отдельного человека и гармонии между людьми в отношениях на личном уровне и шире, в обществе, люди должны, по Саббату (так в Европе называли Шабтая Цви), пройти максимальные страдания или, как вариант, опуститься на самое дно и побыть моральными уродами (опуститься в клиппот - зло ивр.). А уж там, в дерьме, осознать, что тиккун (исправление ивр.) - это единственно правильное.
Это в теории. На практике это вылилось в появлении в общинах народных традиций пьянок-гулянок и оргий - (опускание в клиппот). Также в саббатианстве развит культ проповедников, которых считают миссиями - новыми Шабтаями. Нетипично для классического иудаизма, где почитаются только ветхозаветные пророки. А уж все эти раввины, цадики (праведники ивр.), подвижники, мудрецы за историю выдающиеся, но всё же люди как люди.
Но, при этом, донме выполняют многие заповеди иудаизма и женятся только друг на друге и по сию пору. А все могло быть по-другому.
Основная часть донме, около 16 000, после окончания Первой Мировой Войны жили в Салониках. Во время обмена населением между Грецией и Турцией в 1924 году донме попросили раввинов Салоник, желая избежать возвращения в Турцию, разрешить им вернуться в иудаизм. Однако раввины Салоник донме обратно в евреи не приняли.
Свое решение раввины объяснили тем, что дети, родившиеся после ночей Праздника Овцы, считаются по еврейскому закону мамзерим, т.е. незаконорожденными, родившимися у замужней женщины не от ее мужа. Хотя логики я тут не вижу, потому что и мамзерим являются точно такими же евреями, как и не мамзерим - и тех и других родила мать-еврейка.
И донме уехали в Турцию, прочно вошли в ее политическую и культурную элиту, не смотря на свою малочисленность. А евреев Салоник в 1942 году немцы убили всех. Раввины вообще часто поступают правильно, хотя это не всегда сразу бывает очевидно.
Но вернемся к временам распада Оттоманской империи. Донме никогда не забывали, что они евреи и очень сочувствовали сионистскому движению. И были крайне недовольны политикой султана Абдул-Хамида за то, что он препятствовал деятельности Теодора Герцля по переселению евреев во входившую тогда в Оттоманскую империю Палестину. А потому активно включились в революционную борьбу против прогнившего султанского режима. В среде младотурок, на первоначальном этапе их деятельности, значение донме было очень значительно. Хотя, в действительности, именно донме способствовали тому, что турецкие власти разрешили евреям из восточной Европы переселятся в Палестину в начале 20-го века.
После прихода младотурок во власть донме, естественно, заняли серьезные позиции во главе властной пирамиды. Кроме самого Ататюрка, донме были три министра первого турецкого правительства (Нужет Фаика, Мустафа Арифа и Мехмет Джавида). Сам Мустафа Кемаль дал очень интересный ответ на прямой вопрос одного из своих близких друзей Нури Чонкера (Nuri Conker) по поводу своего происхождения. Кемаль ответил: «Некоторые обо мне говорят, что я еврей, потому что родился в Салониках. Но не надо забывать, что и Наполеон был итальянцем из Корсики, хотя умер как француз и как таковой вошел в историю». (For me as well as some people want to say that I’m a Jew – because I was born in Salonica. But it must not be forgotten that Napoleon was an Italian from Corsica, yet he died a Frenchman and has passed into history as such.)
Исламисты в Турции ненавидели и ненавидят донме люто. В частности, один из самых страстных и авторитетных антисемитов сегодняшней Турции, Мехмет Сакат Аяги, обнародовал «Протоколы «красных». В Турции донме называют «красными турками», а обычных этнических турок, называют «черными турками». Это вызвано тем, что донме часто рыжие и белокожие, в отличие от жгучих брюнетов истинных турок. Так вот в «Протоколах «красных» программными целями донме объявляются «отключение турецких женщин от исламской культуры», «пропаганда бикини и отказа от чадры» и т. д.
Что, кстати, правда. В турецкой культуре и средствах массовой информации донме представлены чрезвычайно широко и всегда выступают за «западные ценности» вообще и бикини в частности. Что и не удивительно, потому что идеалы сексуальной свободы им были свойственны еще со времен Шабтая Цви.
Поэтому сегодня, во времена ползучей исламской революции в Турции, дня не проходит без того, чтобы тот или другой настроенный исламски орган массовой информации не предупреждали бы турецкий народ об опасности космополитизма, исходящий от донме. Этих продажных девок американского империализма, который, как известно игрушка в руках могущественного еврейского лобби. Ибо истинной целью оных девок является распад Турции на маленькие национальные государства (курдов, алавитов и т. д.), оставив самим туркам клочок земли вокруг Стамбула.
Именно донме, кстати, способствовали в 1997 году падению исламистского правительства Неджметина Арбакана. Что сегодня им вменяется в вину крайне активно так как нынешние правители Турции являются политическими последователями Арбакана.
А в Израиль, кстати, донме уехать права не имеют. Хотя без их помощи сионистский проект вряд ли бы состоялся. Потому что Израиль предоставляет гражданство только евреям, которые исповедуют иудаизм или не исповедуют никакую религию вообще. А донме все-таки мусульмане.

Даже те, кто никогда не был в Турции, наверняка слышали имя одного из ее легендарных исторических лидеров Мустафы Кемаля Ататюрка. Ну а те, кто регулярно прилетает на турецкие курорты, давно привыкли встречать его портреты буквально на каждом шагу: в полицейском участке, в почтовом отделении, помещении банка, магазинах и школах. В честь Ататюрка в каждом городе, в каждой деревне Турции есть улица его имени, в честь него названы аэропорт, стадион, культурные центры, многочисленные площади, парки, учебные заведения. Практически все комнаты и номера гостиниц, в которых когда-либо останавливался Ататюрк, превращены в музеи. Его изображение смотрит со всех денежных купюр, а размашистая узнаваемая подпись нарядным, почти геральдическим, вензелем красуется на даже на автомобилях, чашках, сувенирах и продается в виде наклеек для всех желающих отдать дань Великому реформатору.

ФАКТЫ:

  • Родился в 1881 г. в семье таможенного чиновника в городе Салоники (ныне Греция), на территории Османской империи.
  • Окончил военное училище и Академию Генерального штаба.
  • Зарекомендовал себя решительным и смелым военачальником на фронтах турецкой армии и Триполи (1911- 1912 гг.), Второй Балканской (1913 г.) и Первой мировой войны.
  • В 1915 г. вынудил войска Антанты признать Дарданеллы неприступными.
  • В 1919 г. возглавил национально- освободительное движение против расчленения Турции войсками Антанты.
  • В 1920 г. собирает Великое Национальное Собрание Турции, провозгласившее себя правительством страны.
  • 1923 г. - окончательный распад Османской империи, образование Республики Турция, избрание Мустафы Кемаля президентом нового государства.

Выдающийся полководец, герой борьбы за независимость, Мустафа Кемаль был удостоен фамилии Ататюрк («отец турок») за блестящие военные победы и многочисленные реформы, проведенные в годы его президентства. Он относится к числу тех деятелей, кто не только являлся активным участником исторических событий, но и был их непосредственным творцом, сумев доказать Турции и всему миру, что история страны не заканчивается с распадом империи.

Став в возрасте чуть более 40 лет полновластным правителем древней страны, Мустафа Кемаль занялся осуществлением очень трудной задачи - модернизацией турецкого общества, приобщением его к достижениям европейской цивилизации, культуры, науки и техники. Он закономерно полагал, что лишь с такой Турцией будут считаться великие мировые державы. Однако, несмотря на огромную популярность, принесённую ему военными и дипломатическими победами, действовать нужно было очень осторожно, так как нелегко заставить людей отказаться от прежнего образа жизни, освящённого религией и традициями.

Полное настоящее имя первого президента Турции - Гази Мустафа Кемаль-паша. Его военная карьера началась с детства: военная школа, в 20 лет - Высшее военное училище Генерального штаба, после - Османская военная академия в Стамбуле. В годы военного обучения Мустафы Кемаля в стране утвердился жестокий, беспощадный к противникам режим Абдул-Хамида, который практически подавил конституционное движение, приказав умертвить автора первой турецкой конституции Мидхат-пашу, создал отлаженный механизм поголовной слежки, доносов и преследований прогрессивных слоев общества. Экономический застой, политическое бесправие, засилье иностранного капитала, разложение режима порождали у прогрессивной молодежи, особенно курсантов военных училищ, стремление найти выход из создавшегося положения. Революционный настрой не давал покоя будущему президенту и его товарищам. Еще во время обучения они основали тайное общество «Ватан» («Родина»), но после Мустафа Кемаль примкнул к младотуркам, главной целью которых была замена султанского самодержавия конституционным строем. Чтобы понять, как Мустафа Кемаль стал Ататюрком, нужно вспомнить, что собой представляла Османская империя к моменту его рождения. В былые времена, в XV-XVI веках, особенно во времена Сулеймана Великолепного, она была сильнейшим государством в мире. К Турции и османским владениям относились, например, такие современные страны, как Ирак, Сирия, Ливан, часть Саудовской Аравии, Палестина, Иордания. До падения Османской империи Турция была крайне многонациональной страной, в которой турки составляли меньшинство. Но с конца XVII она все чаще терпит поражения, территория Османской империи постепенно сокращается, ключевые районы начинают подвергаться ударам.

По иронии судьбы в год рождения Мустафы Кемаля Османская империя объявила себя финансовым банкротом. К началу XX века, в период молодости Ататюрка, она уже успела потерпеть поражение в русско-турецкой войне, в результате которой независимость от османов получили Румыния, Сербия, Болгария. И вот теперь оказалось, что у турок осталась территория, на которой основную часть населения составляют именно турки, но и на ней осуществлена военная интервенция греческих и английских войск. Именно на борьбу с этой интервенцией Мустафа Кемаль и поднял турецкий народ.

Основной непосредственной задачей кемалистов была борьба с оккупацией Антантой «турецких» земель и сохранявшимся де-факто режимом капитуляции. Приведя деморализованных солдат в боевую готовность, Ататюрк собирает войска по всей Турции, чтобы дать ин&тервентам отпор. Харизма Мустафы Кемаля завораживает турок, и они готовы за него умирать. В результате борьбы за независимость Турции он не только возглавил турецкие войска, разгромил армию Антанты, но и фактически завершил историю Османской империи. 29 октября 1923 года на картах появилось новое государство — Республика Турция во главе с Мустафой Кемалем.

Сразу после войны Ататюрк принялся за осуществление реформ. На смену султанской монархии уже пришла президентская республика, но он понимал, что одной политической реформой не обойтись. Модернизация требовала изменения всего традиционного образа жизни, в конечном счете — менталитета турок.

Принято говорить, что главной заслугой Ататюрка стало строительство современного государства по западному образцу, что конечной целью было создание национального государства по передовым европейским стандартам. Но не все буквально представляют, что стоит за этой расхожей фразой и через какие преобразования прошла молодая страна. Реформы, проводимые «отцом турок» сегодня можно назвать беспрецедентными, ни одному руководителю восточного государства фактически не удалось повторить их в подобном объеме. Самого Мустафу Кемаля сравнивают разве что с Петром I по масштабу личности и роли в истории страны.

“Богатство человека состоит в нравственности его личности.
Успехи в военной сфере не могут дать тех же результатов, как реформы в области экономики, быта и культуры”
Мустафа Кемаль Ататюрк .

О годах правления Ататюрка на-писаны книги и целые научные исследования, но даже беглый пе-речень изменений, военных и гражданских реформ, которые он успешно провел в стране, просто поразителен. После ликвидации Османской империи прежде все-го упраздняется халифат и шариат. Вместо власти султанов и ша-риата, священного закона мусуль-ман, Мустафа Кемаль ввел правовую систему западного типа. В 1926 году принят новый Гражданс-кий кодекс, где устанавились либеральные светские принципы граж-данского права. Кодекс был пе-реписан с текста Гражданского кодекса Швейцарии, тогда - самого передового в Европе. Так-же были введены итальянский Уголовный кодекс и германский Коммерческий кодекс.

Изменены положения частного права, касавшиеся брака, наследования и пр. Запрещено многоженство. Ислам стал частным делом каждого, ордена дервишей запрещены, введено равноправие мужчин и женщин, кстати, впервые в исламском мире. Сим-волом приобщения народа вообще, и женщин в частности, к западной цивилизации он считал европейские танцы, которые сам очень любил. За какой-то десяток лет Турция изменилась, появились женщины-учителя, врачи, юристы и пр. В 1934 г. турецкие женщины получили избирательные права, что было неслыханным делом для восточной страны. Старое судебное право было заменено новой Конституцией, новым Сводом законов. Религия отделена от государства - Ататюрк считал необходимым, чтобы исламские религиозные деятели занимались исключительно делами веры и буквально “не лезли” в государственные дела. Государство также не должно вмешиваться в дела веры. Земли, недвижимость, принадлежащие религиозным орденам и мусульманским монастырям, были изъяты и переданы государству. Ликвидированы религиозные школы, вместо них созданы государственные светские учебные заведения, где преподавание религии запрещалось. Образование стало подчиняться Министерству образования. Благодаря этим реформам Турция в короткий срок превратилась в настоящее светское государство.

Наглядную европеизацию Мустафа Кемаль начал с небольшой, но очень характерной вещи. Он ополчился на феску - головной убор, ставший к тому времени символом турок и исламской ортодоксальности. Сначала он отменил феску в армии, затем сам появился в шляпе, чем страшно потряс сограждан. В итоге Ататюрк объявил ношение фески преступлением.

Этой же цели насаждения нового патриотизма с нуля была подчинена и языковая реформа Мустафы Кемаля - он отменяет арабскую письменность и создает новый литературный турецкий язык и алфавит. Президент лично ездил по стране, обучая народ новой письменности, за что получил очередное прозвище - «первый учитель республики». Именно языковую реформу, а не провозглашение республики или предоставление женщинам избирательных прав, некоторые исследователи считают «самым революционным преобразованием» Ататюрка. Благодаря введению единого языка все турки, вне зависимости от пола, происхождения или уровня доходов, впервые ощутили себя единой нацией.

Но Ататюрк идет дальше. Принимается закон, благодаря которому граждане страны получили фамилии. В это сложно поверить, но до 1934 года у каждого турка были только имя и связанное с должностью прозвище. Теперь же Ахмет-бакалейщик превратился в Ахмета Бакалейщика, а Ислам-почтальон стал Исламом Почтальоном. Также можно было выбрать себе любую фамилию из списков, вывешенных в общественных местах. Заслуги президента были оценены по достоинству, и в соответствии с Законом о фамилиях, 24 ноября 1934 года парламент присвоил Мустафе Кемалю фамилию Ататюрк, что значит «отец или предок турок», и специальным законом запретил носить эту фамилию любому другому гражданину страны.

Это интересно:
26 апреля 1920 года Ататюрк обращается за помощью к Ленину. Владимир Ильич предлагает помощь Турции, если та, в свою очередь, признает суверенитет советской России и отдаст спорные города на юге. Ататюрк соглашается на все условия. Большевики вернули Турции города Карс, Арт- вин и Ардаган, и 60 тысяч турецких военнопленных, ю тысяч интернированных солдат, в полном вооружении и амуниции. Турки признали право России на владение Батума. В соответствии с соглашением российское правительство в течение 1921 года направило в распоряжение кемалистов ю миллионов рублей золотом, более 33 тысяч винтовок, около 58 миллионов патронов, 327 пулемётов, 54 артиллерийских орудия, более 129 тысяч снарядов, полторы тысячи сабель, 20 тысяч противогазов и «большое количество другого военного снаряжения». В композиции памятника Республике в Стамбуле позади Ататюрка можно видеть фигуры Фрунзе и Ворошилова.
10 ноября 1938 года Мустафа Кемаль скончался. Его друг детства и неизменный адъютант Салих Бозок приближается к умершему, обнимает его в последний раз и быстро уходит в соседнюю комнату, где стреляет себе в грудь. Было объявлено о его смерти, но Салих Бозок выжил. Пуля прошла в нескольких сантиметрах от сердца.

Благодаря этим и многим другим реформам Ататюрка удалось стабилизировать экономику страны. Турция перестала отставать от ведущих держав и прекратила сокращаться в размерах. Более того, часть территорий, утраченных по условиям Севрского мира была возвращена обратно. Анкара стала выглядеть вполне достойно на фоне других мировых столиц, хотя еще за десять лет до этого здание парламента освещалось керосинками и отапливалось “буржуйками”, а западная пресса язвительно писала об “этой деревне”, куда стыдно отправлять послов.

К началу 1930-х годов Турция преобразилась. Она не просто шла в ногу с Европой, а в чем-то даже обгоняла ее. Когда западные страны погрязли в Великой депрессии, турецкая экономика, благодаря кемалистской политике государственного регулирования, переживала самый настоящий бум.

Предсказав мировую войну в 40-41 гг., Ататюрк завещал туркам не вступать в неё. В конце февраля 1945 года Турция объявляет войну Германии в виде формальной процедуры, но фактически турки исполнили последнюю волю своего первого президента и в войне не участвовали.

Ататюрк, долгое время болевший циррозом печени, скончался 10 ноября 1938 г. в Стамбуле, во дворце Долмабахче. Его тело было временно предано земле у здания этнографического музея в Анкаре, но после завершения строительства мавзолея Аныткабир останки Ататюрка с грандиозной церемонией погребения были перенесены в место его последнего и вечного приюта.

В нынешней Турции и сейчас действуют законы, запрещающие порочить или оскорблять имя Ататюрка, которое до сих пор окружено необыкновенным почетом и поклонением. Население страны, за исключением религиозных экстремистов, продолжает его боготворить.

“Из всех видов славы Ататюрк достиг наивысшей, - славы национального возрождения”
Генерал де Голлъ (Золотая книга мавзолея)

Сегодня страна, которую мы привыкли знать как экономически развитое, прогрессивное, современное светское государство, своим нынешним статусом целиком и полностью обязана этому “архитектору новой Турции” - известному политическому деятелю, основателю и первому президенту Республики Турция, блестящему боевому генералу, человеку выдающегося склада ума Мустафе Кемалю Ататюрку. Конечно, всегда находились и недовольные критики, которые утверждали, что он был настоящий диктатор и сокрушитель традиций, но даже они признавали, что вряд ли в то время для Турции была возможна другая форма правления. Страну нужно было вывести из кризиса и войн, вернуть туркам гордость за Отечество и нацию. Мустафа Кемаль сделал это настолько блестяще, что результат сохраняется до сих пор, и буквально виден в глазах каждого жителя страны, гордо вывешивающего его портрет или турецкий флаг на своем балконе. Прошло уже 75 лет после смерти Ататюрка, но по-прежнему Мустафу Кемаля чтят как никакого другого политического деятеля XX века.