Каким должен быть уклад семейной жизни. Современные проблемы науки и образования. Тенденции развития семьи в современном обществе

Семейный уклад

Дворянская семья во все времена имела определенный, традиционный уклад, регламентированный на законодательном уровне.

Мы уже кратко рассмотрели этот регламент, и теперь настала очередь взглянуть на дворянскую семью глазами ее членов.

Для этой цели мною были отобраны источники личного происхождения, а именно дневники и воспоминания дворян, по временным рамкам охватывающие, как первую, так и вторую половину XIX века.

Семейный уклад представляет из себя стиль семейного поведения. Семейный уклад зависит от положения семьи, ее сословной принадлежности и уровня благосостояния. Семейный уклад – это ритм жизни семьи, динамика ее развития, устойчивость духовно-нравственных начал, психологический климат, эмоциональное благополучие.

Каковы же были общие черты дворянского семейного уклада?

В первой половине XIX века в дворянской семье господствовали: патриархальность и иерархия.

Главой семейства всегда признавался отец – чьими стараниями и жила семья, обеспеченная во многом именно его усилиями в финансовом и нравственном отношениях.

В записках П. И. Голубева, питерского чиновника 30-х годов, мы находим, что он усердно служил, а все средства и милости, привносил в семью. Супругу свою он называл на «вы» и по имени и отчеству, она же в свою очередь относилась к нему с уважением и всюду следовала за ним.

В то время, пока он пропадал на службе, жена занималась домом и детьми.

Детей у них было двое – мальчик и девочка. Как пишет П.И. Голубев:

«Я занимался только с сыном, мать – собственно с дочерью». По вечерам семейство любило устраивать беседы, также они ходили в церковь, усердно вкладывали силы и средства в дальнейшую жизнь детей – сыну дали университетское образование, дочь выдали замуж.

Разделение семьи на мужскую и женскую иерархии можно проследить в женских мемуарах. М.С. Николева и А.Я. Бутковская в своих воспоминаниях постоянно упоминают, что их круг общения, всегда составляли либо сестры, либо кузины, либо многочисленные тетушки и знакомые их матерей, свекровей и т.п. В семейном доме или в гостях, комнаты, отведенные им, всегда подразумевали «женскую половину» и были отдалены от мужских покоев.

Но это вовсе не значит, что они сторонились мужчин-родственников, братья и кузены также составляли круг их общения, но в самой малой мере. Все дело в роли мужчин – они занимались делами, либо отсутствовали по долгу службы. Братья М.С. Николевой довольно продолжительное время провели вдали от семьи, так как находились в действующей армии и воевали против французов. Аналогичная ситуация складывалась и у других родственниц Николевой. Вот что она пишет о сыне своей тетушки, кузене Петре Протопопове:

«Петр Сергеевич, проведя 30 лет на службе, отвык от женского общества и потому казался дикарем и оригиналом. До 45 лет он лишь изредка наезжал на краткое время в свою семью. – Второй брат, Николай Сергеевич служил в Петербурге по министерству, был набожен, принадлежал к масонской ложе, редко бывал у родителей».

После смерти мужа А.Я. Бутковская писала:

«В 1848 году, мой муж, занимавший в чине инженер генерал-лейтенанта должность директора морского Строительного департамента внезапно скончался от апоплексии. Конечно, и в протекшие годы были у нас тяжелые семейные утраты, но это событие было мне особенно чувствительно, и совершенно изменило мою жизнь.

Я удалилась в свое имении и меньше стала принимать участия в общественной жизни. В венгерском походе, восточной войне, двое из моих сыновей были в действующих войсках, и я по неволе интересовалась ходом военных событий»

Юные женщины, в отличие от своих родных, мужского пола, практически всегда находились под сенью родительского дома, на попечении маменьки, либо старших родственниц или компаньонок, нянек, гувернанток. И лишь после замужества они сбрасывали с себя столь суровые оковы чрезмерной опеки, хотя и переходили под крыло свекрови или родственниц супруга.

Патриархальность в отношении женщины имела и, свои исключения из правил. Если мужчина – глава семьи, то после его смерти это главенство переходило, как правило, к его вдове, либо к старшему сыну, если он не был занят на службе.

«Более свободным было поведение вдов, на которых возлагались обязанности статуса главы семьи. Порой, передав фактическое управление сыну, они удовлетворялись ролью символической главы семьи. Например, московский генерал – губернатор князь Д. В. Голицын даже в мелочах должен просить благословения своей маменьки Натальи Петровны, которая в шестидесятилетнем военачальнике продолжала видеть несовершеннолетнего ребенка».

Помимо роли жены, наиболее важной считалась роль матери. Однако после рождения ребенка, между ним и матерью сразу же возникала дистанция. Это брало начало с самых первых дней жизни младенца, когда из соображений приличия, мать не смела, кормить своего ребенка грудью, эта обязанность ложилась на плечи кормилице.

П.И. Голубев, писал, что из-за обычая отлучать ребенка от материнской груди, он и его жена потеряли двоих малышей. Первая дочь умерла от неправильного кормления, пока они искали кормилицу, второй сын умер, заразившись от своей кормилицы болезнью.

Наученные горьким опытом, они отошли от обычая и, супруга его, вопреки приличиям, сама кормила последующих детей, благодаря чему те остались живы.

Но обычай отлучать детей от материнской груди, сохранялся вплоть до конца XIX века.

Охлаждение к ребенку, как к личности, обуславливалось его социальной ролью в будущем. Сын был отчужден от матери, так как его готовили к служению родине и круг его интересов, занятий, знакомых, находился в ее ведении лишь до его семилетнего возраста, затем уходил к отцу. Мать могла лишь следить за успехами сына. В девочке же видели будущую жену и маму, а из этого вытекало особое к ней отношение семьи – из нее пытались сделать идеал.

В.Н. Карпов в своих воспоминаниях писал:

«В те годы «женского вопроса» (вопроса об изменении роли женщины, в т.ч. и в семье) совсем не существовало. Родилась девочка в мир – и задача ее жизни была проста и не сложна. Девочка росла и развивалась для того, что бы в семнадцать лет расцвести пышным цветком и выйти замуж»

Из этого вытекает еще одна характерная черта дворянского, семейного уклада первой половины XIX века - это охлажденные отношения детей и родителей. Общепризнанная цель семьи – подготовить своих чад к служению отечеству или семье супруга. На этой цели и выстраивались взаимоотношения между родителями и детьми. Долг перед обществом становился превыше родительских чувств.

В семьях состоятельных дворян, ведущих светский образ жизни, где супруги находили либо при дворе, либо супруг занимал высокопоставленную должность, и вовсе, свидания с детьми становились редким явлением. Такие дети оставались либо на попечении нянек, либо отправлялись в престижные учебные пансионы.

А. Х. Бенкендорф пишет в своих воспоминаниях о том, как родители (отец - премьер-майор, мать – бывшая придворная) поначалу отослали его в пансион в Пруссии, затем недовольные его учебными успехами, отдали в частный пансион уже в Петербурге. В юности он оставался на попечении у родственников отца:

«Я проживал у дяди – брата отца; моя тетушка - превосходная женщина – взяла всю заботу обо мне лично на себя».

Практика передачи родственникам заботы о своем чаде была довольно распространенным явлением в дворянской среде. Это происходило по разным причинам – сиротство, светская жизнь, либо бедственное положение родителей.

М.С. Николева описывала следующий случай в семье своей тетушки:

«В числе родственников у Протопоповых был некто Кутузов с девятью дочерьми и сыном. Дочери были все хороши собою. Мать, женщина капризная, своевольная, оставшись вдовою, не взлюбила одну из дочерей, Софью Дмитриевну, и не давала ей приюта, кроме девичьей, где в обществе прислуги она сиживала на окне и вязала чулок. Тетка моя, видя нелюбовь матери к ребенку, взяла ее к себе в дом. Кузины очень полюбили ее, начали учить, каждая чему могла...

Когда брат Петр вышел в отставку, он нашел Сонечку 15-ти, лет живущую в его семье, как родная...

Мать совсем ее забыла и не виделась с нею, так что и по смерти тетки она осталась в доме Протопоповых»

Можно прийти к выводу, что в рассматриваемый нами промежуток времени сущность дворянских детей заключалась в неизбежном служении в социальной иерархии. Патриархальность диктовала какие нежелательные и незаслуживающие особого внимания эмоции ребенка следует подавлять. «Ни одна эмоция - страх, жалость, даже материнская любовь - не считались надежными руководителями в воспитании»

Поэтому, брак между дворянами заключался, как и по любви, так и по расчету. Неизменным было обстоятельство, что вопросы брака контролируют родители, руководимые одной лишь практической выгодой, а не чувствами своих детей. Отсюда и ранние браки девочек с мужчинами, в два, а то и три раза старше.

К.Д. Икскуль в «Женитьба моего деда», приводит возраст жениха в двадцать девять лет, а невесты в двенадцать.

М.С.Николева пишет о том, что ее кузен Петр по сильной любви женился на воспитаннице их матери Софье, которой было всего пятнадцать лет, он же был в два раза старше.

А.Я. Бутковская в своих «рассказах», описывает, как ее тринадцатилетняя сестра стала женой обер-прокурора, которому было сорок пять лет.

В дворянской культуре брак считался естественной потребностью, и являл собой одну из смысловых структур жизни. Безбрачная жизнь порицалась в обществе, на это смотрели как на неполноценность.

Родители, в особенности мамочки, подходили со всей ответственностью к воспитанию дочери, как в вопросах поведениях, так и в вопросах брака.

Графиня Варвара Николаевна Головина в своих мемуарах писала относительно дочери Прасковьи Николаевны:

«Моей старшей дочери в это время было почти девятнадцать лет, и она начала выезжать в свет...

Ее нежная и чувствительная привязанность ко мне предохраняла ее от увлечений, так свойственных молодости. Внешне она была не особо привлекательна, не отличалась ни красотой, ни грацией и не могла внушать опасного чувства, а твердые убеждения нравственности предохраняли ее от всего, что могло ей повредить»

Графиня М.Ф.Каменская, вспоминая свою кузину Вареньку, писала:

«Я очень любила Вареньку, и мы с нею много лет сряду были очень дружны, но стеснительная, недоверчивая манера тетушки в обращении с дочерью мне совсем не нравилась. Екатерина Васильевна держала Вареньку около себя точно на веревочке, ни на шаг от себя не отпускала, говорить свободно ни с кем не позволяла и целые дни не переставала дрессировать ее на великосветский манер»

Е.А. Ган описала в своем произведении «Суд света» всю сущность женщины в браке:

«Бог даровал женщине прекрасное предназначение, хотя не столь славное, не столь громкое, какое указал он мужчине, - предназначение быть домашним пенатом, утешителем избранного друга, матерью его детей, жить жизнью любимых и шествовать с гордым челом и светлою душою к концу полезного существования»

Если отношение женщины к браку менялось, то у мужчин оно сохранялось без изменений на протяжении всего XIX века. Мужчина обзаводился семьей с целью обрести наследников и хозяйку, сердечного друга или доброго советчика.

Примечательна судьба генерал-лейтенанта Павла Петровича Ланского. Первый брак был им заключен в 1831 году с бывшей женой сослуживца, Надеждой Николаевной Масловой. Мать Ланского была категорически против этого союза и после свадьбы разорвала с сыном отношения. А уже спустя десять лет, родив двоих детей, дражайшая супруга сбежала от него, с любовником в Европу. Известно, что бракоразводный процесс тянулся около двадцати лет. И став свободным, Павел Петрович женится во второй раз на бедной родственнице бывшей супруги, престарелой Евдокии Васильевне Масловой. Мотивом брака послужило благородное сердце Ланского, пожелавшего скрасить одиночество старой девы.

А.С.Пушкин в письме Плетневу написал после своей женитьбы на Наталье Николаевне Гончаровой, знаменитые строки:

«Я женат – и счастлив; одно желание мое, что б ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился»

Не менее красноречиво описывал свои чувства в связи с женитьбой А. Х. Бенкендорф:

«Наконец, более ничто не мешало моим планам жениться, у меня было время их хорошо обдумать в течении тех восьми месяцев, пока я был разлучен со своей суженой. Я часто колебался, опасения потерять свободу в выборе любви, которой я раньше пользовался, боязнь причинить несчастье замечательной женщине, которую я столь же уважал, сколь и любил, сомнения в том, что я обладаю качествами, требуемыми верному и рассудительному мужу – все это пугало меня и боролось в моей голове с чувствами моего сердца. Тем не менее, надо было принимать решение. Моя нерешительность объяснялась лишь боязнью причинить зло или скомпрометировать женщину, чей соблазнительный образ следовал за мной вместе с мечтой о счастье»

«Слишком две недели прошло, что я не писал тебе, верный друг мой» - писал И.И. Пущин своей жене.

«Друг мой сердечный» - обращались к женам в письмах, С.П.Трубецкой и И.И.Пущин.

Если не брать в расчет дела сердечные, то для мужчины – семья, еще и дело весьма дорогое, поскольку требовало немалых материальных вложений. Он должен был обеспечить жену и детей кровом, едой, одеждой и надлежащим окружением. Таков был его долг, в глазах общества.

Поэтому родители всегда отдавали предпочтение состоятельному кандидату с хорошей репутацией.

М.А.Кретчмер в своих воспоминаниях как раз описывает подобный случай, произошедший с его отцом и матерью в молодости:

«...познакомился с семейством матери моей, людьми хорошей фамилии, Массальскими, и при том очень богатыми. В семействе этом было два сына и три дочери; две из них замужние, третья моя мать, девица 16-ти лет, в которую мой отец влюбился и которая ему тем же отвечала. Отец задумал жениться, но так как он и в г.Краков вел жизнь самую расточительную и при том не совсем похвальную, то родители моей матери наотрез ему отказали».

Отношения в семье редко строились на взаимоуважении, в основном они опирались на подчинение младших старшим и почитание этих самых старших.

Старшим в семье был отец, за ним следовала мать, нельзя забывать и об авторитете бабушек, дедушек, тетушек и дядюшек, а так же крестных родителей, младшими же всегда были дети. Распоряжение судьбами детей в руках безответственных отцов превращалось в кошмарные реалии, столь красочно подхваченные литераторами.

И если у мужчин оставался хоть какой-то шанс отклониться от родительской опеки – поступить на службу, уехать из отчего дома на обучение, то у девушек в первой половине XIX века, такого шанса не было. Они до последнего оставались на попечении родителей и не смели противиться их воле, а порой жертвовали своей личной жизнью из глубокой преданности родным.

М.С.Николева даже описывает два случая в семье своих родственников Протопоповых:

«Братья Протопоповы были, понятно, на войне; с нами же оставались из мужчин лишь мой отец и больной дядя, при котором неотлучно находилась кроме жены, старшая дочь Александра. Она не оставляла отца ни днем, ни ночью и если на минуту выходила, больной начинал плакать как ребенок. Так продолжалось много лет, и бедная кузина моя не видела молодости (дядя умер, когда ей было уже тридцать пять лет)»

«Из пяти сестер Протопоповых ни одна не вышла замуж; хотя навертывались соответствующие женихи, но они предпочли не расставаться и жить дружно одной семьей, а когда Петр Сергеевич (их брат – прим. С. С.), будучи в отставке полковником, женился, они посвятили себя воспитанию его детей»

Семейный уклад дворянской семьи строился не только на патриархальных основах, но еще и на почитании традиций. Так любое уважающее себя семейство посещало церковь, отличалось религиозностью, устраивало семейные празднования и посиделки, а так же довольно часто посещало родных, живущих вдалеке, засиживаясь у тех в гостях месяцами.

Патриархальность, иерархичность, традиционность, подчинение старшим и авторитетам, святость брака и семейных уз – вот на чем формировались внутрисемейные отношения дворянства в первой половине XIX века. Господство долга преобладало над чувствами, родительская власть была не зыблема, как и власть супруга.

Но что происходит с семейным укладом во второй половине XIX века?

Воспоминания дворянина С.Е.Трубецкого ярко обрисовывают этот стык на рубеже смены поколений:

«Отец и мать, деды и бабки были для нас в детстве не только источниками и центрами любви и неприкасаемого авторитета; они были окружены в наших глазах еще каким-то ореолом, который не знаком новому поколению. Мы, дети, всегда видели, что к нашим родителям, к нашим дедам, не только мы сами, но и многие другие люди в первую голову многочисленные домочадцы, относятся с почтением...

Наши отцы и деды были в наших детских глазах и патриархами и семейными монархами, а матери и бабки семейными царицами»

Со второй половины XIX века в дворянскую семью проникает ряд нововведений. Возросла роль и авторитет женщин, поиски новых, прибыльных источников средств к существованию, развивались новые взгляды на брак и детей, гуманизм проникал в сферу семейных отношений

Наталья Гончарова-Ланская (вдова А.С.Пушкина), в письме ко второму супругу пишет относительно брачной судьбы своих дочерей:

«Что касается того, что бы пристроить их, выдать замуж, то мы в этом отношении более благоразумны, чем ты думаешь. Я всецело полагаюсь на волю Божию, но разве было бы преступлением с моей стороны думать об их счастье. Нет сомнения, можно быть счастливой и не будучи замужем, но это значило бы пройти мимо своего призвания...

Между прочим, я их готовила к мысли, что замужество не так просто делается и что нельзя на него смотреть как на игру и связывать это с мыслью о свободе. Говорила, что замужество – это серьезная обязанность, и надо быть очень осторожной в выборе»

Дворянские женщины стали активно заниматься воспитанием и образованием своих дочерей, поощрять их к отходу от традиционно уготованной роли жены, замкнутой в среде семейных отношений, пробуждали в них интерес к общественной и политической жизни, воспитывали в дочерях чувство личности, самостоятельности.

Что касается родительского отношения вообще, общество выступило за

партнерские, гуманные отношения между родителями и детьми.

Ребенок стал рассматриваться как личность. Стали порицаться и запрещаться телесные наказания.

О. П. Верховская писала в своих мемуарах:

«Прежнего страха перед отцом дети уже не испытывали. Никаких розог,

никаких наказаний, а тем более истязаний не было и в помине. Очевидно, крепостная реформа оказала свое влияние и на воспитание детей».

Отношения между супругами стали приобретать эгалитарный характер, то есть основываться не на подчинении, а на равенстве.

Однако старое поколение, воспитанное в патриархальных традициях, шло на конфликт с поколением новым – своими же детьми, перенявшими передовые, европейские идеи:

«...в этот промежуток времени, от начала 60-х до начала 70-х годов, все интеллигентные слои русского общества были заняты только одним вопросом: семейным разладом между старыми и молодыми. О какой дворянской семье не спросишь в то время, о всякой услышишь одно и то же:

родители поссорились с детьми. И не из-за каких-нибудь вещественных, материальных причин возникли ссоры, а единственно из-за вопросов чисто теоретических, абстрактного характера»

Свобода выбора повлияла на устои дворянского общества – возросло количество разводов и неравных браков. В этот период у женщин появляется возможность заключения брака по собственному усмотрению, что довольно часто использовалось дворянками, как средство достижения независимости в рамках фиктивного супружества.

Брак давал девушкам возможность выйти из-под опеки родителей, путешествовать за границу, вести желаемую жизнь, без обременения супружескими обязанностями.

Дворянка Е.И. Жуковская, в воспоминаниях отмечает, что и она и ее сестра, замуж вышли по расчету, желая вырваться из под опеки родителей, но с мужьями не жили.

По внутрисемейному укладу, отношения между супругами можно было классифицировать по трем типам - наряду с все еще господствующей «старой дворянской семьей», появляются «новая идейная дворянская семья» основанная на идеях гуманизма, и «новая практическая дворянская семья» практикующая эгалитаризм.

Кризис противоречия поколений, также породил три типа родительского отношения - «старые родители», «новые идейные» и «новые практические».

Можно сделать вывод, что вторая половина XIX века характеризуется кризисом патриархальной семьи. Дворянская семья эволюционирует, разделяется на «новую» и «старую». С модернизацией жизни новые идейные течения пошатнули традиционные устои, заставив большую часть общества в семейных отношениях отойти от патриархальных норм.

Дворянство служило обществу, а семья являлась средством для служения отечеству. Личность одного члена семьи была ниже, чем семья, в иерархии ценностей. Идеалом на протяжении всего XIX века оставалось самопожертвование во имя интересов семьи, особенно в вопросах любви и брака.


Философская Энциклопедия. В 5-х т. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. М, 1960-1970. Интернет портал словарей [электронный ресурс]: http://www.gramota.ru/slovari/online/

Голубев П.И. Записки петербургского чиновника старого времени (Петра Ивановича Голубева) // Русский архив, 1896. – Кн. 1. – Вып. 3. – С. 422

Голубев П.И. Указ.соч// Русский архив, 1896. – Кн. 2. - Вып. 5. – С.90.

Там же – С.97

Голубев П.И. Указ.соч// Русский архив, 1896. – Кн. 2. - Вып. 5. – С.101

Николева М.С. Воспоминания Марии Сергеевны Николевой // Русский архив, 1893. – Кн. 3. – Вып. 9. – С. 107-120// Бутковская А. Рассказы бабушки // Исторический вестник, 1884. – Т. 18. - № 12. – С. 594-631.

Николева М.С. Воспоминания Марии Сергеевны Николевой // Русский архив, 1893. – Кн. 3. – Вып. 9. – С. 118

Семьи были многочисленные, с домостроевским укладом. Часто глава семьи - старый дед или старая бабка - управляли семьями, у которых дети были сами дедами, но все строго и беспрекословно подчинялись распоряжениям старшего.

Нередко такие семьи жили в двух домах. Так, в деревне Митино семья Кувшиновых с общим числом членов семьи более 30 человек располагалась в двух больших избах. В одной, где постоянно жила глава семьи, старая бабка, стряпали и столовались; там же, в клети, хранились ценные вещи: выездная сбруя со шлеей и хомутом, отделанными медными бляшками, сундуки с нехитрой одеждой: тулупы, овчины, валяная и кожаная обувь всех домочадцев, холсты и полотенца, столешники (скатерти), новые половики. Здесь же бабушка хранила, пусть и незначительные, семейные деньги. Все, что выручалось от продажи небольших излишков, до последней копейки поступало в этот сундучок.

Глава семьи решал, куда израсходовать каждую копейку: заплатить подати попу, купить соль, спички, керосин, ещё что-то, что требуется по дому, на «черный день», и только потом - на одежду. В первую очередь покупалось девушкам, заранее, на приданое, а потом - по значимости каждого. До ребятишек очередь на покупки почти не доходила. Одетые в холщовые штаны или платьице, они бегали только босиком, в непогоду - в лаптишках, полушубках, сшитых здесь же, в семье.

В конце 19 века в Радилове открылась школа, и ребятишек стали обучать грамоте. Начальную школу кончали редко. Обычно обучение заканчивалось вторым классом, особенно мало учили девочек. Да и учились не все - многие были безграмотные.

Положение женщины в семье было трудное. Рождение девочки было несчастьем. Бытовал такой анекдот. Едет барин по полю, остановился около мужика, пашущего деревянной сохой землю. «Как живешь мужичок, наверное, достаток есть!» - «Оно, барин все бы ничего, да вот долг плачу, да в долг даю, а еще много в окошко выбрасываю» - и продолжал пахать. Не понял барин и спрашивает кучера: «Как это он в окошко выбрасывает?» - «Эх, барин, - ответил кучер. - Долг платит - значит, у мужика живы немощные отец с матерью, в долг даёт - сыновей растит, а в окошко выбрасывает - дочери у него, на них расход большой, а отдачи не будет».

Пока семья не разделилась, она еще экономически крепка. Но вот в семье возникают разлады. Происходит раздел имущества, земли, скота и др. При семейных разделах все делится, исходя из наличия в отдельных семьях мужчин. При разделе часто разгорались страсти. Нередко дело доходило до драки. Скандал выносился на «мир», т.е. на сельскую общину. В дом приходит староста деревни с «десятским», все имущество до последней ложки выкладывается посреди избы и раскладывается после оценки по кучкам. И если в целом у большой семьи до раздела хоть что-то было, то теперь во вновь образованных семьях получали совсем мало, и в этих семьях наступала бедность. Земля: пашня, луга - делилась по числу мужских душ, на женщин доля земли не выделялось. Так, в Синеборье в семьях обычно было 5-6 работоспособных. Коллективный труд такой семьи крепил ее экономику. Многие из мужиков этой семьи уходили в отход, на заработки. Получались некоторые сбережения.

В уезде возникали стекольные заводы. К примеру, Репьевы с помощью помещика Шарыгина построили недалеко от деревни Нагорное в лесу небольшой стекольный заводик. Наемных рабочих у них не было, работали все взрослые члены семьи. Дело как будто пошло, но глава семьи умер. Между братьями возникли раздоры из-за наследства. Семья распалась. Завод не мог справиться со сбытом, а еще Шарыгин потребовал уплаты долгов, и завод абонировался. После раздела завод перестал существовать, а отделившиеся семьи разъехались бедняками.

Домостроевский порядок особенно тяжело отражался на молодых людях. Жениться по любви было невозможно. Старшие выбирали для жениха невесту сами, исходя из интересов экономики семьи. Нужна в семье работница - вот и женили иногда 15-16 летнего парня. Чаще сватали не в своей деревне, а где-нибудь на стороне, верст за 6-10, а то и за 20. О личных симпатиях никогда никого не спрашивали: «стерпится - слюбится», «нам с лица не воду пить». Обычно в дом будущей невесты засылались сваты, и начиналась «купля-продажа» девушки.

При согласии родителей невесты выдать ее за какого-то жениха начиналось выколачивание приданного, оговаривалось все до последней мелочи. Невесту осматривали придирчиво: не хромая ли, нет ли иных физических пороков. Конечно, бедняк не мог посватать невесту богаче себя, разве только тогда, когда невесте уже некуда было деваться: или заждалась «в перестарках», или была с ярко выраженными физическими недостатками. В приданое невесты нередко входили старые бабушкины шубы и другие носильные вещи.

Tasha. Фото автора. Судогда, 8 февраля 2012 г.

ПРАВИЛА СЕМЕЙНОГО УКЛАДА

  • Каждая семья имеет свой уклад (порядок организации жизни семьи), который определяется главой семьи, совместными решениями мужа и жены или взрослыми и детьми.
  • Отношения между членами семьи строятся на основе уважения, доверия, взаимопомощи, персональной и коллективной ответственности за качество домашней жизни.
  • Члены семьи по мере необходимости согласовывают отношение к жизни, к отдельным событиям, а также понимание общечеловеческих ценностей: доброта, порядочность, образованность, семья, Родина, гражданин и др.
  • Взрослые учатся сами и учат детей умению договариваться. любить, быть благодарными, прощать и просить прощения.
  • Взрослые и дети изучают историю своего рода., создают и берегут семейные традиции, дорожат своей фамилией, умеют защищать честь семьи.
  • Родители создают детям условия для качественного образования, здорового образа жизни, содержательного досуга.
  • У каждого члена семьи согласно его возрасту, состояния его здоровья, занятости трудовой деятельности имеются свои обязанности по ведению домашнего хозяйства.
  • Для улучшения качества домашней жизни члены семьи регулярно определяют плюсы и минусы своей семейной жизни, совместно принимают решения по ее улучшению.
  • Родители воспитывают детей, как родителей своих внуков: учат сына быть мужчиной, мужем, отцом, дочь – женщиной, женой и матерью.
  • Дети почитают своих родителей, помогают младшим, несут ответственность за результаты учебного труда, за выполнение своих обязанностей по ведению домашнего хозяйства.
  • Добропорядочная семья имеет свои законы по организации счастливой семейной жизни, собственное представление о родном доме, о роли отца и матери в жизни человека.
  • Грамотно выстроенный семейный уклад является гарантией счастливой семейной жизни, залогом успешности взрослых и детей в социуме и служит основой семейных отношений в последующих поколениях рода семьи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру 3 класс программа Гармония" "Уклад жизни на Руси"

Задачи этого урока - сформировать представление о том, как была организована жизнь далёких предков, кто управлял их жизнью; познакомить с разнообразием жилищ; показать зависимость устройства жизни от...

Родительское собрание "Уклад семьи"- презентация.

Раскрывается значение слова уклад, лад. Даётся историко-бытовое предтавление видов семейного уклада: натуральный, индустриальный, символический.Гипотеза:от чего зависят задатки духовно-нра...

Проект: «Семейный уклад и обрядовые праздники. Традиции и современность»

Школьные учебники Г. М. Грехнёва «Родное слово» и Н. М. Конышева «Технология» – это тот комплект учебников, который ориентирован на общие принципы развивающего обучения и педагогику сотрудничества. Ср...

Были во многом связаны с убеждениями писателя, его жены и детей. Это отражалось на домашнем меню, распорядке дня и том, как хозяева усадьбы и их гости проводили свободное время. Портал «Культура.РФ» рассказывает о традициях и увлечениях семьи Толстых.

Церемонные обеды и тихие ужины

Илья Репин. Портрет Льва Толстого с женой (фрагмент). 1907. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург

В 1880-х годах Лев Толстой отказался от мяса и рыбы. Вскоре его примеру последовали и старшие дети. Основной едой для них были овощи, грибы, картофель, хлеб. Жена писателя Софья Берс была категорически против такого рациона и утверждала, что «не допустит до вегетарианства» младших детей до 12 лет.

Завтрак в Ясной Поляне подавали в час дня. Он состоял из блинов, яиц, разных каш. Летом на стол, конечно, ставили свежие фрукты и ягоды. Толстой с семьей не завтракал и спускался в столовую около двух часов пополудни. Ему подавали отдельно овсяную или гречневую кашу, яйцо всмятку, небольшой горшочек простокваши. Иногда писатель брал только чай с баранками и уходил к себе в кабинет.

Обед у Толстых обычно состоял из супа, овощей или молочных блюд. На десерт подавали фрукты или сладкую выпечку. Например, левашники - пирожки из сдобного теста с ягодной начинкой. Толстой обычно к обеду опаздывал и садился за стол ближе к концу трапезы.

«Обеда Лев Николаевич не любил. С обедом был связан церемониал: строгое распределение мест, чинное поведение, зажженные бронзовые канделябры на столе, торжественно прислуживающие лакеи в белых перчатках. Все это, а особенно лакеи, только мучило великодушного старца, напоминая ему о его привилегированном, «господском» положении».

Владимир Булгаков, последний секретарь Толстого

Совсем иначе писатель относился к семейным ужинам. По вечерам домочадцы и гости рассаживались кто где хотел, и даже свечи на столе зажигали не всегда - довольствовались светом ламп. Чаще всего пили чай с домашним вареньем, печеньем и медом.

Простая одежда: толстовка и темные платья

Михаил Нестеров. Портрет Льва Толстого у пруда (фрагмент). 1907. Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва

Одежду Толстые предпочитали простую и скромную. Одним из любимых домашних нарядов писателя был «многофункциональный» парусиновый халат с отстегивающимися полами. В нем Толстой не только ходил по дому, иногда спал, а иногда и укрывался им, как одеялом. Позже он стал носить знаменитую толстовку - серую просторную блузу, похожую на крестьянскую рубашку. В пожилом возрасте Толстой отказался от обуви и ходил босиком даже в холода. При этом в свободное время он любил шить сапоги, а затем дарил их друзьям и родственникам.

Софья Толстая носила дома простые темные платья со скромной отделкой. Лишь по воскресеньям и праздникам она надевала белые наряды и дополняла их золотым браслетом.

Фортепиано в четыре руки и «суррогат музыки»

Музыку в семье Толстых любили все, она часто звучала на семейных вечерах, праздниках и званых ужинах. Сын писателя Сергей хорошо играл на фортепиано. Иногда садились за инструмент и Лев Толстой с супругой - играли в четыре руки. Глава семьи предпочитал «высокую», серьезную музыку - Моцарта, Шумана, Гайдна, Бетховена. Некоторые мелодии могли растрогать его до слез. Однажды, впечатлившись игрой пианиста Александра Гольденвейзера, Толстой воскликнул: «Вся эта цивилизация, - пускай она пропадет к чертовой матери, только... музыку жалко!..»

Был в Ясной Поляне и граммофон, но его Толстой называл «суррогатом музыки». Однако иногда все же слушал пластинки - например, украинский гопак на балалайке или вальс Штрауса «Весенние голоса».

Вечера с любимой книгой

Илья Репин. Лев Толстой на отдыхе в лесу (фрагмент). 1891. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Чтение вслух - еще одна семейная традиция Ясной Поляны. В доме была большая библиотека - около 23 тысяч книг на разных языках. По вечерам все собирались в большом зале, и Толстой читал вслух Александра Дюма, Пушкина , Гомера. Свои произведения, не считая некоторых рассказов из «Азбуки» , писатель детям не читал.

В семье очень любили роман Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней». В то время он издавался без иллюстраций, и Толстой, чтобы порадовать детей, сам рисовал к книге картинки.

Городки, шахматы и «почтовый ящик»

Традиционной семейной игрой Толстых был «почтовый ящик». В специальную коробку все желающие - и члены семьи, и гости дома - всю неделю опускали свои записки: короткие рассказы, заметки, размышления, стихотворные экспромты. По воскресеньям Толстой открывал коробку и зачитывал все тексты вслух.

Также в семье очень любили шахматы . Секретарь писателя Валентин Булгаков писал: «Если находился партнер, Лев Николаевич садился после обеда сыграть партию в шахматы. Как и пасьянс, шахматы были средством отдыха от напряженной умственной работы» .

Весной, как только сходил снег и просыхала земля, в аллее яснополянского парка устраивали площадку для городков. Играли все: взрослые и дети, хозяева и гости. Лев Толстой, проходя мимо, обязательно сворачивал к площадке: иногда оставался, а иногда сбивал несколько фигур и шел дальше.

Домашний театр Ясной Поляны

Идея домашнего театра родилась в семье Толстых в один из длинных зимних вечеров. Сначала выбрали для постановки популярную тогда пьесу «Бабье лето», но молодежь она не вдохновила.

Тогда Софья Толстая предложила детям поставить пьесу «Власть тьмы», которую недавно написал их отец. К постановке готовились серьезно: много репетировали, продумывали костюмы и грим. 30 декабря 1884 года прошел первый спектакль домашнего театра Ясной Поляны. Зрители - родственники и гости, приглашенные к Новому году , - были в восторге, и увлечение домашними постановками надолго вошло в жизнь Толстых.

Спортивные увлечения

До глубокой старости Лев Толстой любил ездить на лошади . Почти каждый день перед обедом он отправлялся на верховую прогулку по окрестностям Ясной Поляны. Старший сын писателя вспоминал, что отцу особенно нравились безлюдные места с едва намеченными тропинками.

Когда в моду вошли велосипеды, Толстому было 67 лет. Однако он освоил и это средство передвижения. Сначала купил велосипед для себя , а вскоре приобщил к этому увлечению и дочерей: для них мужские модели пришлось переделывать в дамские. Велосипедные прогулки так же прочно вошли в повседневную жизнь Ясной Поляны, как и верховые.

Лев Толстой занимался и другими видами спорта - боксом, плаванием, фехтованием. Каждое утро, прежде чем сесть за работу, он делал гимнастику в своем кабинете. В Ясной Поляне построили теннисный корт - один из первых в России - и площадку для детей с гимнастическими снарядами.

Сколько семейных пар существует на земле, наверное, столько и укладов они имеют. Но все же опытные психологи, вывели четыре проблемных моделей семейной жизни. Хотите узнать, к какому типу относится ваша семья? Изучите все четыре модели и определите, какая из них ближе вашей паре. Определяя типаж семейной пары нужно основываться на то, какие роли и полномочия выполняют супругу в семье. Именно по этому каждая модель имеет достоинства и недостатки. И если есть достоинства, то нужно радоваться, а если есть недостатки, то их нужно искоренять при возможности.

Известный патриархат

Описанная в дореволюционном учебнике, классическая форма домостроя уже отжила свое, но в то же время такая модель семьи еще остается распространенной. Муж – добытчик, глава семьи, кормилец семейства. А еще он судья, вершитель судеб, первая скрипка в оркестре, и как полагается у него не только больше ответственности, но и прав. Ну а жене остается только интересоваться детьми, кухней и церковью. И если жена все же еще и работает, то только для виду. Ведь ее дохода за отработанный неполный рабочий день, хватает лишь на шпильки.

Если семья выдержала такие испытания временем, то у пары есть плюсы. Значит, муж стремится хорошо заработать, обеспечить жену и детей, а жена содержит дом в порядке и больше времени уделяет детям и их воспитанию.

Недостатки

Жена играет в семье вторые роли. Ведь ее основные интересы направлены на кухню и детей, продуктовые магазины и базары, детские садики и школы. Может наступить момент, когда такая жена перестанет развиваться как личность, она перестанет следить за собой, утратит свои профессиональные навыки.

Что делать

Если обоих супругов такой расклад в семье устраивает, то менять ничего не надо. Они счастливы в своем браке и это хорошо. Но если жена все-таки от этих семейных обязанностей испытывает некоторый дискомфорт, и ей хочется немного свободы и маневров вне дома, то стоит развиваться в этом плане.

Можно завести свое хобби, — записаться на курсы вязания, кройки и шитья, курсы флористики. А можно и на курсы вождения. Если жена не работает то можно найти небольшую подработку, но только чтобы она была по душе. Нужно чаще встречаться с подругами, ходить с ними на девичники, в кино, в театр. А главное делать все это плавно, без резких движений, иначе муж оценит это как попытку забросить семью. Можно сделать очень интересный маневр — предложить мужу как можно чаще ходить семьей в гости, бывать на природе, устраивать уикенды-путешествия. Все это только пойдет на пользу взаимоотношений в семье.

Старый матриархат

Семья в стиле матриархата тоже окультурилась с течением времени. К тому, что женщина решала в какой садик или школу пойдет дочь или сын, менять мужу место работы или оставаться на прежнем месте, сажать на даче картошку или только помидоры, то к этому еще прибавилось и материальное обеспечение семьи. И у некоторых успешных дам, это отлично получается. Они поднимаются по карьерной лестнице, и основывают свое дело или свой бизнес.

Достоинства такой семейной модели

Женщина чувствует себя значимой и успешной, она развивается. И мужчине с такой женой можно передохнуть. Но как показывает семейная практика, в этой семье все будет гладко, если жена имеет тип женщина-мать, а муж по типу мужчина-сын.

Недостатки

Если жена столь успешная, она со всем справляется, всем и всеми руководит, то какую роль играет в этой семье муж. Есть несколько вариантов – устраивает жизнь по собственному усмотрению: соперничает с женой: или же сложив крылья, и поставив точку на карьере, берет все домашние хлопоты на себя. Но большой восторг от всего этого ему приходится имитировать. Ведь «заправляющая» всем женщина, постепенно становиться менее мягкой и сердечной. И при этом подавляя не только мужа, но и всех домочадцев. Но, не смотря на то, что она откровенно демонстрирует свой властный характер, женщине все же хочется ощущать рядом заботу и сильное мужское плечо.

Что делать

Не смотря на то, что муж согласен с тем. Что главную роль играет жена, нужно постепенно ослаблять хватку, не брать все на себя. А стать более мягкой и более женственной. Нужно поддержать и мужа, ведь он способен на многое, только ему не дают «развернуться». Сильный характер жены нужен только в том случае, когда муж играет второстепенную роль из-за своей нерешительности или лени. Нужно звать мужу на помощь и не браться за те дела, которые он успешно может решить и сам. Пусть в его решениях будут ошибки, но сделал он их самостоятельно.

И женаты и свободны

В такой семейной модели никто не тянется за пальмой первенства. Каждый из супругов ждет, когда его половина возьмет штурвал в свои руки, а вместе с этим и решение всех проблем, — за что жить, как больше заработать, и где, ехать в этом году на море или отдохнуть на даче, отмечать день рождения сына или нет. Глядя со стороны можно подумать, что это не семья, а детский садик. Может где-то так и есть. Ведь такую модель семьи могут образовать только инфантильные люди. В большинстве случаев – это вчерашние студенты. А может быть и наоборот. Может семейная пара, не смотря на возраст, так и не готова к семенной жизни и к вытекающим из нее, — проблемам.

Достоинства семейной модели

Достоинств не так и много. Только то, что это возможность пожить взрослой семейной жизнью, и то, что в такой семье отличный секс, это основные точки соприкосновения.

Недостатки

Это не полноценная семейная жизнь. А полуголодное существование с неоплаченными коммунальными услугами, счетами и так далее. В этих семьях чаще всего вспыхивают упреки и претензии друг к другу. И если они порой затихают, то не надолго.

Что делать

Выход только один — взрослеть. Брать на себя ответственность за семью, начинать решать проблемы, идти на компромиссы.

Одни генералы

Эта модель семьи прямая противоположность выше описанной модели. Здесь такая ситуация, когда в одном штабе командуют два генерала. И супруг и жена борются за право быть главным. У них идут споры в серьезных вопросах, например, о покупке квартиры, и в мелких так же, — например, куда поставить торшер.

Достоинства

Две сильные личности соединились в пару и если они будут идти на компромиссы, то смогут достичь многого во всех сферах жизни.

Недостатки

Если пара никогда не садится за стол переговоров, значит, семья обречена на вечные военные действия.

Что делать

Попытаться увидеть в любимом человеке не конкурента и соперника, а лучшего партнера и друга.

Статья написано специально для Копирование статьи строго запрещено!