Квартплата: будем платить авансом? За оплату коммунальных услуг авансом планируют предоставлять скидки Авансовый платеж по коммунальным услугам

03.12.2013

Три четверти россиян негативно отнеслись к идее перехода на авансовую систему оплаты коммунальных платежей и считают, что такое нововведение доставит им неудобства.

МОСКВА, 3 декабря 2013 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне оценили инициативу по введению авансовой системы оплаты услуг ЖКХ.

Оплачивать коммунальные услуги авансом склонны сегодня лишь 2% россиян. Более половины опрошенных предпочитают платить ежемесячно (54%) - в основном это респонденты с высоким уровнем дохода (65%), москвичи и петербуржцы (73%). Каждый десятый и вовсе платит постфактум, раз в несколько месяцев (11%) - чуть выше доля таких респондентов в городах-миллионниках (16%). 30% признались, что оплатой услуг ЖКХ занимается другой член семьи.

Инициатива перейти на авансовую систему оплаты коммунальных платежей энтузиазма у россиян не вызвала: три четверти опрошенных отметили, что не одобряют ее. Такую позицию занимают, прежде всего, москвичи и петербуржцы (83%). При этом, такое отношение свойственно как тем, кто производит платежи лично (77%), так и те, кто не делает этого самостоятельно (71%). Чем ниже уровень дохода респондентов, тем чаще они склонны оценивать предложение негативно (с 72% среди высокообеспеченных до 78% среди россиян с низким уровнем доходов). Поддержали предложение 17% опрошенных - несколько выше доля таких респондентов оказалась в городах-миллионниках (21%).

Более половины опрошенных (59%) признались, что нововведение доставит им неудобства. Об этом говорят как те, кто лично платит за услуги ЖКХ (61%), так и те, кто этого самостоятельно не делает (53%). Чем старше респонденты, тем чаще они говорят о том, что услуга доставит им неудобство (с 48% среди 18-24-летних до 63% среди пожилых). Противоположного мнения придерживаются 31% респондентов.

Те, кто отмечает, что такая мера доставит им неудобства, чаще всего сетуют на финансовые трудности - «денег и так не хватает» (29%). Также, респонденты признаются, что хотят знать, за что платят (20%), опасаются путаницы с оплатой (15%) и обмана со стороны ЖКХ (11%).

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 24-25 ноября 2013 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Кто в вашей семье отвечает за оплату услуг ЖКХ? Если Вы, то по какой схеме Вы обычно производите оплату? (закрытый вопрос, один ответ)
Все опрошенные Низкий доход Доход ниже среднего Средний доход Доход выше среднего Высокий доход
Оплачиваю услуги ЖКХ ежемесячно, как только получаю квитанцию/наступает отчетный период 54 49 59 50 59 65
Оплачиваю услуги ЖКХ постфактум раз в несколько месяцев: коплю квитанции, счета и затем гашу накопившийся долг 11 13 13 13 11 8
Оплачиваю услуги ЖКХ авансом, в большем объеме раз в несколько месяцев: создаю резерв и плачу реже, не накапливая долги 2 3 1 2 3 1
Не оплачиваю услуги ЖКХ, копится задолженность 1 2 1 0 1 0
За оплату услуг ЖКХ отвечает другой член семьи 30 32 26 34 25 23
Другое 1 1 0 1 1 2
Затрудняюсь ответить 0 0 0 0 0 0
Все опрошенные Платят за услуги ЖКХ сами
Скорее одобряю 17 17 17
Скорее не одобряю 75 77 71
Затрудняюсь ответить 8 6 12
Вы лично одобряете или не одобряете инициативу перейти с оплаты коммунальных услуг «по факту» на оплату авансом? (закрытый вопрос, один ответ)
Все опрошенные Низкий доход Доход ниже среднего Средний доход Доход выше среднего Высокий доход
Скорее одобряю 17 16 15 17 19 18
Скорее не одобряю 75 78 78 76 74 72
Затрудняюсь ответить 8 5 7 7 7 9
Все опрошенные Платят за услуги ЖКХ сами За услуги ЖКХ платит другой член семьи
Скорее доставит 59 61 53
Скорее не доставит 31 31 29
Затрудняюсь ответить 11 8 17
Доставит или не доставит какие-либо неудобства Вам лично, членам Вашей семьи переход на авансовую систему оплаты коммунальных услуг? (закрытый вопрос, один ответ)
Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 и старше
Скорее доставит 59 48 55 62 61 63
Скорее не доставит 31 39 31 31 28 28
Затрудняюсь ответить 11 13 15 7 11 9
Если переход на авансовую систему оплаты услуг ЖКХ доставит вам неудобства, то какие именно? (открытый вопрос, один ответ, % от тех, кто указывает, что это доставит неудобства)
Все опрошенные Платят за услуги ЖКХ сами За услуги ЖКХ платит другой член семьи
Будем больше платить 7 6 7
Возникнет путаница с оплатой 15 14 18
Будет обман со стороны ЖКХ 11 11 10
Будут накапливаться долги 1 1 2
Зарплату вперед не платят, денег итак не хватает 29 29 30
Двойная плата за месяц 2 3 2
Должны знать, за что платим, зачем платить за не оказанные услуги 20 21 17
Мы уже привыкли так платить 7 8 4
Другое 2 2 1
Затрудняюсь ответить 10 9 12

Проблема

Здравствуйте,

ООО "УК "Мой Дом-1" требует оплатить авансом 6000р за поставку коммунальных услуг. Причём УК в лице директора Росляковой Елены Владимировны ссылается на пункт 4.2 Договора оказания услуг по управлению, содержанию многоквартирного дома по адресу: г. Калининград, пер. Иртышский, дом № 12, который был нами подписан.

Пункт 4.2 гласит:

С момента сдачи жилого дома в эксплуатацию и передачи жилых/нежилых помещений дольщикам, Собственник оплачивает Исполнителю затраты на обеспечение поставок коммунальных ресурсов, содержание жилого дома согласно смете, указанной в приложении № 1 к Договору. Оплата производится дольщиком Исполнителю в виде авансового платежа в размере 6000 рублей на основании счёта-квитанции, выставляемой Исполнителем. Указанная сумма принимается к зачёту Исполнителем при расчёте платы за оказанные жилищно-коммунальные услуги.Основанием и моментом для производства расчёта и выставления его к оплате является подписанный Застройщиком с дольщиком (собственником) Акт передачи ключей от помещения с указанием идентификационных данных и показаний прибора учёта.

Квитанция в прикреплённых документах, а также копия листа договора с п 4.2...

Я приобрёл квартиру у "Фонда жилищного и социального строительства Калининградской области" в ипотеку и имею свидетельство о Государственной Регистрации права, которое выдано 24.10.2012 на основании договора купли-продажи квартиры (возникновение ипотеки в силу закона) от 18.10.2012.

Я не учавствовал в долевом строительстве. Дом новый.

Насколько правомерно требование УК? Ведь я не дольщик, а в п 4.2 написано: Оплата производится дольщиком Исполнителю в виде авансового платежа в размере 6000р???

Решение

По Закону о защите прав потребителей, любое условие договора, ущемляющее права потребителей считается ничтожным. То есть сначала услуга, потом оплата. А желающих получить оплату вперед, не предоставляя услуги может быть много.

Скорее всего УК пригласит меня в суд за неуплату (так мне сказала директор, не потрудившись ничего разъяснять). Читал на другом ресурсе (не могу сейчас его найти), что если в договоре прописан авансовый платёж, то я должен его платить. Но тут вопрос в другом, в договоре с УК я на первой странике прохожу как собственник, а потом в п 4.2. там намешаны слова собственник/дольщик... какая разница между этими словами? Или это, вообще, одно и тоже??? Я не собираюсь оплачивать услуги наперёд... Но за конкретные услуги я готов заплатить за прошедшее время (вывоз мусора, дворник...) с момента Государственной Регистрации права, которое выдано 24.10.2012 (Жилищный кодекс РФ | Статья 153.). Но мне никто не присылает счёт-квитанцию " Симплекс" . А эта квитанция на 6000р - похожа на какой-то развод...

Скорее всего в суд они не подадут. Слишком рисковано. Обычно судои пугают тех, кто не умеет читать законы. Если даже подадут и пригласят на дсудебную встречу. а вы там сумеете грамотно сослаться на Жилищный кодекс и Закон "О защите прав потребителей", то дальше дело не сдвинется. Так же следует требовать у Ук документальные доказательства, что они эти услуги оказывали. А потом, причем здесь дольщик. я тоже была дольщиком. Условия договора долевого строительства заканчиваются после передачи дома собственнику. Строительство и обслуживание жилья принципиально разные вещи.

Спасибо Вам за ответ Зинаида. А Вы не могли бы написать на какую статью Жилищного кодекса и закона "О защите прав потребителей" нужно ссылаться? Я совсем не разбираюсь в данном вопросе (хоть и пытаюсь)... Образование у меня не то =). И как будет обстоять дело с уплатой оказанных услуг (контейнер с мусором действительно стоит и меняется по мере заполнения), ведь непонятно, когда я получу нормальную счёт-квитанцию... Вожможен такой вариант, что за неуплату вовремя, будет капать пеня? Заранее спасибо...

Закон о "Защите прав потребителей ст.4 - (качество работы, услуги) и ст. 16 - недействительность условий договора, ущемляющих права потребителей. Жилищный кодекс ст. 162 "Договор управления многоквартирным домом."

Могут пригодиться и другие положения этих законов по обстоятельствам. Нужно купить тексты и регулярно их читать. Для этого не нужно специального образования. Они написаны понятным языком. Но в нашей стране у нас столько прав, сколько мы знаем и молжем защитить. Поэтому законы читать обязательно. Я сама вовсе не юрист. Просто так же приходится отстаивать свои права

В комитете Госдумы, курирующем жилищную политику и ЖКХ, подготовили ряд поправок к закону об изменениях в Жилищном кодексе России и определенных законодательных документах РФ.

Подготовленные Госдумой поправки призваны улучшить платежную дисциплину в сегменте жилищно-коммунального хозяйства.

Поставщикам ресурсов будут предложены иные правила ведения бизнеса

Льготные условия будут применяться и к тем потребителям, которые вносят предоплату за пользование коммунальными услугами. С принятием подобного нововведения добросовестные плательщики будут поощрены, а сами РСО получат ряд полномочий по введению специальных льготных правил.

В Госдуме не исключают возникновения возможных затруднений при утверждении такого порядка, ведь РСО не может влиять на размер установленных тарифов на коммунальные услуги.

В некоторых регионах страны уже действует скидочная программа

Первым заместителем председателя комитета Госдумы по ЖКХ и жилищным вопросам, Еленой Николаевой, было сделано заявление относительно существующих скидочных программ.

По ее словам на территории страны уже практикуются такие поощрения, но применяются они в чаще всего по отношению к потребителям, вносящих аванс за оплату услуг. Размер этой скидки находится в пределах 10%.

По словам политика, в качестве эффективной меры, направленной на разрешение проблем с неуплатой услуг жилищно-коммунального хозяйства, правительство предлагает ввести ряд поощрений по отношению к управляющим компаниям, кооперативам, ТСЖ и гражданам, проводящим авансовые платежи за использование коммунальных услуг.


В качестве примера, Е. Николаева приводит управляющую компанию «Северо-Восточная» в Оренбурге, которая придерживается подобной программы. Уже на протяжении 2 лет клиенты организации пользуются скидками.

В рамках программы льготные условия предоставляются тем, кто добросовестно вносит авансовые платежи в течение длительного времени. Не исключено, что такой подход будет применен на государственном уровне.

Политик отмечает, что сейчас нет запретов на самостоятельное введение аналогичных программ управляющими компаниями. Основное затруднение кроется лишь в нежелании РСО предоставлять ресурсы управляющим организациям по оптовым ценам.

Введения скидочных мероприятий не выгодно РСО

Исполнительным директором Гильдии управляющих компаний в сфере ЖКХ, Верой Москвиной, было высказано одобрение относительно внедрения скидок.

Эксперт, принимая участие в предварительном обсуждении будущего нормативно-правового акта, заявила, что введение скидочной программы на внесенные авансом коммунальные платежи положительно отразится на сфере ЖКХ.

Правда, наряду с принятием таких правил, стоит обязать РСО предоставлять скидку на оптовые закупки ресурсов, а не оставлять за ними право самостоятельно вести ценовую политику.

Согласно мнению исполнительного директора, идея является хорошей, но ресурсоснабжающие компании будут всячески этому противиться.

Ведь оптовые поставки ресурсов, помимо установления на них низкой цены, обяжут поставщика не поднимать стоимость до конца сроков действия договора. Работая по противоположному принципу, компании-поставщики значительно увеличивают свои капиталы.

Именно поэтому здесь важно применять скидочную политику, как обязательную норму работы ресурсоснабжающей организации.

В ходе обсуждения предстоящих поправок, вопрос, связанный с затруднениями реализации программы скидок, был поднят председателем совета Ассоциации эксплуатационных и управляющих компаний Санкт-Петербурга, Евгением Пургиным.

По мнению докладчика, при сложившейся ситуации новые правила должны применяться ко всем клиентам управляющих компаний. Еще один выход чиновник видит в переходе на прямые платежи.

Устранить же хоть одного посредника в существующем положении нелегко, ведь они занимают в цепочке важную функцию. Одни занимаются добычей ресурсов, другие их доставкой, а третьи – самими расчетами. Как видно, здесь все взаимосвязано.

Как реализовать на практике федеральную идею введения авансирования квартплаты, в Петербурге пока не знают ни чиновники, ни эксперты. Впрочем, в Смольном заверяют, что «13-я квитанция» горожанам не грозит.

С предложением ввести новую систему оплаты квитанций за жилищно-коммунальные услуги глава Российского правительства Дмитрий Медведев выступил в четверг, 14 ноября.

Сейчас, согласно статье 155 Жилищного кодекса РФ, граждане имеют право оплатить квартплату до 10 числа следующего месяца. По инициативе премьера предлагается рассмотреть возможность внесения поправок в ЖК, согласно которым платежи будут взимать авансом в обязательном порядке не позже 10 числа текущего месяца.

Причина нововведения проста. Просроченная задолженность всех российских потребителей за коммунальные ресурсы сейчас составляет 248,3 млрд руб. Примечательно, что, по словам главы комитета Госдумы по жилищно-коммунальному хозяйству Галины Хованской, самую большую категорию неплательщиков составляют учреждения, отключение которых невозможно. К ним относятся: поликлиники, больницы, школы, детские сады и т. д. По Петербургу задолженность всех потребителей превышает 6,65 млрд руб. По данным Жилищного комитета городского правительства, в 2013 году в районные суды было направлено 30,4 тысячи исков и заявлений о выдаче судебных приказов в отношении злостных неплательщиков за жилищно-коммунальные услуги.

В этой ситуации желание поставщиков ресурсов собрать средства с добросовестных плательщиков (а по статистике, квартплату сейчас своевременно вносит до 90% российских граждан) вполне очевидно.

Как отмечает заместитель председателя Жилищного комитета Смольного Валерий Вогачев, сейчас никому непонятно, как будет реализована федеральная инициатива, так как нет никаких официальных документов. Однако он не исключает, что после перехода на новую систему в одном месяце придется заплатить дважды: платежи за предыдущий период и аванс за будущий.

«Даже если люди в один месяц заплатят и аванс, и основную квартплату - ничего страшного не произойдет. Деньги все равно никуда не денутся. Нам предстоит впереди большая работа по внедрению новой системы: необходимо готовиться, если федеральный центр все-таки решит ее применить», - говорит он.

Пока что вопросов, на которые не могут ответить чиновники, очень много. Например, как будет компенсироваться гражданам, в чьих домах установлены приборы учета, возможная переплата за тепло, если текущий месяц вдруг выдастся более теплым, чем прогнозировалось. И наоборот: каким образом жильцам придется доплачивать за ресурс, если температура будет ниже ожидаемой. Еще больше вопросов с оплатой горячей и холодной воды, если гражданин отбывает на отдых или в длительную командировку. По словам Валерия Вогачева, в такой ситуации возможно проведение корректировки оплаты в следующем месяце. «Вторых квитанций за один месяц гражданам никто выставлять не будет. Такой же ситуации, как и с «13-й квитанцией», не будет», - заверяет он.

Опрошенные БН эксперты тоже не знают, как реализовать инициативу на практике, да и в принципе сомневаются в ее целесообразности.

«Сейчас никто не запрещает гражданам вносить квартплату авансом в добровольном порядке. Те, кто считает такой вариант платежей приемлемым для себя, уже давно пользуются таким способом», - говорит депутат Государственной Думы Оксана Дмитриева. Она уверена, что предлагаемые в ЖК поправки лишь ущемят права граждан как потребителей, а бороться с должниками инициатива не поможет.

«Те, кто не платят сейчас, и впредь платежи вносить не будут. А для предъявления санкций к ним по авансовым платежам придется менять финансовое законодательство. На мой взгляд, инициатива выгодна только поставщикам ресурсов, так как может усилить их безнаказанность. И сейчас от них трудно добиться компенсаций за некачественные услуги или их непредоставление, например, отсутствие отопления зимой, а с введением авансовой системы это станет еще сложнее», - подчеркивает Дмитриева.

Впрочем, глава совета Ассоциации управляющих и эксплуатирующих организаций в жилищной сфере Евгений Пургин полагает, что новая инициатива неприятия у населения не вызовет, если платежи действительно, как обещают власти, не вырастут. «По существу, нам предлагают платить квартплату все те же 12 месяцев, хоть и чуть раньше», - отмечает он.

Разработать предложения по введению новой системы оплаты квитанций федеральные чиновники должны до начала декабря этого года. Тогда и станет понятно, когда и как конкретно гражданам предложат вносить платежи авансом.

Электроснабжающая организация требует произвести авансовый платёж за электроэнергию. Но, согласно Гражданскому кодексу РФ , потребитель обязан оплачивать объём электроэнергии, который принял фактически. Вправе ли ресурсоснабжающая организация настаивать на авансе?

В сегодняшней статье мы разберёмся, какие документы регламентируют порядок оплаты электроэнергии и можно ли этот порядок изменить.

Нормативные порядок и сроки оплаты

По общему правилу, установленному ст. 544 Гражданского кодекса РФ , оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчётов за потребленную энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Иными словами, абонент платит по факту потребления энергии в соответствии с порядком, который предусмотрен нормативным актом или договором между энергоснабжающей организацией и абонентом.

Нормативный порядок оплаты электроэнергии гарантирующему поставщику электрической энергии установлен Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 .

Порядок оплаты электроэнергии установлен диспозитивными нормами постановлений Правительства РФ N 442 и N 124 . Законодатель разрешил изменять сроки оплаты на более поздние даты по договорённости между сторонами (абз. 2 п. 81 Основных положений N 442 , п. 25 Правил N 124). Относительно изменения сроков оплаты на более ранние даты законодатель ничего не сказал. В данном случае следует исходить из императивности правил об оплате электроэнергии, выбирая исключительно между двумя моделями:

  • нормативные сроки оплаты, установленные постановлениями Правительства РФ N 442 и N 124 ;
  • или договорные сроки с указанием более поздних дат оплаты, нежели установлены постановлениями Правительства РФ N 442 и N 124 .

Если стороны не могут договориться о сроках оплаты электроэнергии, их спор должен быть передан на рассмотрение суда. При рассмотрении подобного спора суды основываются на балансе интересов сторон. Как показывает практика, суды изменяют сроки оплаты в том случае, если это необходимо для устранения неравенства и разногласий между сторонами относительно объёмов поставленной электроэнергии.

Позиция суда относительно изменения сроков оплаты

В суде рассматривался спор между ТСЖ и АО «Мариэнергосбыт» о согласовании условия договора энергоснабжения по срокам оплаты электроэнергии, поступающей в МКД. Несмотря на наличие нормативного правила о сроке оплаты электроэнергии до 15-го числа месяца, следующего за расчётным периодом, суд установил срок оплаты ТСЖ электроэнергии - до 25-го числа месяца, следующего за расчётным периодом. Основанием принятия подобного решения послужило следующее обстоятельство: поставка электроэнергии собственникам жилых и нежилых помещений на индивидуальное потребление осуществлялась по прямым договорам, с ТСЖ спорный договор был заключён лишь на объём электроэнергии, поступающий на общедомовые нужды. Как отметил суд, обязательство собственников помещений по оплате электроэнергии совпадает с датой оплаты Товариществом электроэнергии АО «Мариэнергосбыт». Для соблюдения баланса интересов сторон требуется согласовать срок оплаты - до 25 числа (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.04.2015 по делу N А38-535/2014).

При заключении договора между УО и энергоснабжающей организацией возникли разногласия по вопросу об определении сроков исполнения обязательства по оплате электроэнергии. Суд учёл возможность изменения срока оплаты электроэнергии на более поздний - до 22-го числа месяца, следующего за расчётным периодом, основываясь на п. 5 Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 N 253 , а также учитывая сроки оплаты гражданами коммунальных услуг и сроки перечисления банком УО полученных от них денежных средств (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.02.2014 по делу N А28-5906/2013).

В целях соблюдения интересов и баланса сторон, учитывая сроки оплаты коммунальных услуг гражданами и сроки перечисления банком денежных средств граждан УО, принимая во внимание количество находящихся в управлении УО жилых домов, суды посчитали возможным установить срок оплаты электроэнергии до 18-го числа месяца, следующего за расчётным (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.06.2016 по делу N А12-43813/2015).

Учитывая большой объём ежемесячно проверяемой информации, связанной с обслуживанием УО значительного количества МКД (185) и принимая во внимание необходимость осуществления УО деятельности по взысканию задолженности с потребителей в судебном порядке, а также учитывая иные обстоятельства, суды посчитали возможным утвердить редакцию условия договора о сроках оплаты, предложенную УО: «до 25-го числа месяца, следующего за расчётным» (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.06.2016 по делу N А12-38064/2015).

Выводы

1) Авансовые платежи за электроэнергию, предусмотренные в п. 82 Основных положений N 442 , не могут применяться к исполнителям коммунальной услуги, поскольку для них предусмотрены иные сроки оплаты - до 15-го числа месяца, следующего за расчётным периодом, или более поздний срок, согласованный договором или определённый судом.

2) Иные абоненты (например, собственники нежилых помещений, РСО), для которых предусмотрена авансовая схема платежей за электроэнергию в виде двух промежуточных платежей до 10-го и до 25-го числа расчётного месяца, могут её изменить в договорном порядке на более поздние сроки. Исходя из практики, подобное представляется маловероятным.

3) Электроснабжающая организация не вправе требовать предоплаты, то есть 100 % оплаты за фактически непредоставленную в пользу абонента энергию.

Ответственность за просрочку оплаты электроэнергии

В случае, когда абонент своевременно не оплачивает фактически принятую электроэнергию, переданную через присоединенную электрическую сеть, к абоненту в соответствии с п. 3 ст. 486, абз. 1 п. 4 ст. 488 ГК РФ применяются меры ответственности. На сумму, уплата которой просрочена, абонент обязан уплатить неустойку, размер которой определён п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» .

Размеры неустойки за просрочку оплаты электроэнергии


Электроснабжающая организация,
гарантирующий поставщик
Управляющие организации, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие ГВС, ХВС и (или) водоотведениес 1 по 60 день - 1/300с 61 по 90 день - 1/170с 91 и дня и далее - 1/130
ТСЖ, ЖК, ЖСК и иные специализированные кооперативы;
Собственники и иные законные владельцы помещений в МКД
с 1 по 30 день - 0с 31 по 90 день - 1/300с 91 дня и далее - 1/130
Иные абоненты (организации, предприниматели)1/130 с первого дня просрочки

Ответственность за просрочку оплаты электроэнергии в виде неустойки для всех абонентов и исполнителей коммунальных услуг и/или в виде ограничения/приостановления предоставления электроэнергии за исключением УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК и отдельной категории абонентов может наступить лишь в случае просрочки оплаты переданной электроэнергии, то есть за фактически принятое, но не оплаченное получателем количество энергии за месяц при наступлении срока окончательного расчета. Для целей расчётов и применения мер ответственности юридический факт передачи электроэнергии возникает по окончании расчётного периода в момент фиксации объёма поставки (п. 54 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7). Для исполнителей коммунальной услуги (УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК) этот момент определяется 15-го числа месяца, следующего за расчётным периодом. Для иных лиц - 18-го числа месяца, следующего за расчётным периодом, если иные сроки не были предусмотрены договором.

Таким образом, у электроснабжающей организации отсутствуют правовые основания применять меры ответственности (взыскивать неустойку, отключать электроэнергию) к абонентам, которые допускают просрочку авансовых или иных платежей до окончания расчётного периода.

Судебная практика по привлечению к ответственности за просрочку оплаты

Как разъяснил Верховный Суд РФ в Определении от 06.10.2016 N 305-ЭС16-8210 , «поскольку факт поставки электроэнергии ни к 10-му, ни к 25-му числу расчётного месяца не подлежит фиксации и не был зафиксирован, обязанность компании оплатить предварительный платеж, исчисленный от ориентировочного объёма поставляемой электроэнергии за текущий месяц, не корреспондировала обязанности сбытовой компании поставить к этой дате определенное количество электроэнергии, несвоевременное осуществление первого и второго платежей не является достаточным основанием для привлечения компании к ответственности в соответствии со ст. 395 ГК РФ за просрочку оплаты поставленной электроэнергии».

Защита от незаконных требований электроснабжающей организации

Абонент, получивший требование об оплате электроэнергии в иные сроки, отличные от нормативных или договорных, действуя в порядке самозащиты (ст. 14 ГК РФ), может не производить оплату по указанному требованию, направить в адрес электроснабжающей организации претензию с указанием на незаконность действий и производить оплату в нормативные или договорные сроки.

Если электроснабжающая организация применяет к абоненту штрафные санкции или отключение в качестве меры ответственности за просрочку оплаты электроэнергии, УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК могут обратиться за защитой своих прав в антимонопольный орган. Требования электроснабжающей организации в данном случае будут квалифицированы как противоречащие антимонопольному законодательству.

Автор статьи: Киракосян Сусана Арсеновна, кандидат юридических наук, доцент, доцент филиала КубГУ г. Новороссийска, партнёр юридической фирмы «Эсток-Консалтинг», независимый эксперт при Минюсте РФ по антикоррупционной экспертизе НПА.