Закон жкх о коммунальных услугах. Новые нормы жилищного законодательства РФ Новые законы в сфере жкх

Закон о ЖКХ фактически состоит из целого комплекса законов, которые, если рассматривать их совместно, являются основой жилищного действующего законодательства. Закон о жилищно-коммунальных услугах, говоря о проживании в определённом жилье, подразумевает, кроме определённых прав, также и ряд важных обязанностей. Чтобы обеспечить проживание жильцов, государство гарантирует предоставление жизненно важного для них коммунального обслуживания. Жильцы, соответственно, обязаны их оплачивать по ст. 153 ЖК РФ (Жилищного кодекса) и выполнять определённые законодательством правила.

Законодательство в сфере ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства) может включать в себя ряд основополагающих документов. Это может быть приказ, постановление, закон, а также некоторые другие виды юридических документов.

Основным из них будет Жилищный кодекс, федеральный закон. Этот документ составляет юридическую основу законодательства, регулирующего обращение такого вида недвижимости, как жилые помещения.

Федеральный закон рассматривает вопросы следующего рода:
  1. Те, что связаны с предоставлением жилья.
  2. Иногда, в некоторых ситуациях законодательство допускает возможность их изъятия. Такие вопросы, соответственно, регулируются в рассматриваемом документе.

Речь при этом может идти как о том жилье, что находится в частном владении, так и о том которое входит в категорию социального жилья.

В коммунальной деятельности важное значение имеет регламентация вопросов, которые относятся к использованию общих помещений и технических устройств, обеспечивающих жилищные коммунальные работы. Важно также установить правила относительно территории, находящейся рядом. Можно сказать, что ЖКХ законодательство Российской Федерации определяет основы, по которым организациям ЖКХ регламентируется жилищно-коммунальное обслуживание.

Здесь говорится о наиболее важных, наиболее основных вещах. Для их детализации приняты другие документы, которые носят более частный, уточняющий характер.

Учитывая важность регламентации деятельности этого сектора экономики, было принято Постановление 354. Оно формулирует требования и нормы обеспечения жилищно-эксплуатационными организациями услуг собственникам и нанимателям. Ещё здесь рассматриваются обязанности исполнителей жилищных услуг, их права и лицензирование подобных служб.

Наряду с этой информацией, рассмотрены требования к качеству оказанных услуг и правила расчёта или перерасчёта сумм коммунальных платежей. Федеральный закон указывает формулы, обязательные при применении во время таких расчётов.

Ещё один важный подзаконный акт регулирует важную сторону деятельности по осуществлению жилищно-коммунальных услуг. Речь идёт о сжатом их списке в Постановлении правительства 290 от 3 апреля 2013 года. Оно называется: «О минимальном перечне услуг, нужных для надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома и порядке их оказания».

Как известно, когда речь идёт об уплате счетов по конкретной квартире или дому, принципах расчёта, начисления и проведения выплат таких сумм, они являются в достаточной степени понятными и вызывают относительно мало вопросов. С другой стороны, когда речь идёт об общедомовом имуществе многоквартирного дома, ситуация становится достаточно неопределённой. Ведь в данном случае возникают вопросы об обслуживании коммуникационного оборудования, находящегося вне жилья, обслуживании лестниц, лифтов, ремонтах, уборке придомовой территории и других достаточно сложных вопросах. Какие требования к предоставлению таких услуг предъявляет федеральный закон, сколько за них нужно платить? Кто именно должен заниматься обслуживанием общедомового имущества? Важно также получить ответ и на вопрос, который имеется в формулировке рассматриваемого документа, о том, каков именно самый краткий список жизненно важных услуг?

Здесь раскрываются несколько существенных аспектов:

  1. В документе конкретно указывается минимальный список обязательных для предоставления услуг и работ, которые достаточны для содержания многоквартирного дома в исправном состоянии.
  2. Рассматриваемый вопрос конкретизирован, определены правила выполнения коммунального обслуживания, которые должны исполняться соответствующими коммунальными службами.
  3. Здесь особо рассматриваются такие услуги, которые относятся к водоснабжению или теплоснабжению.
  4. Дополнительно рассматриваются и другие виды работ, которые не входят в перечисленные разделы. Пример - это проведение влажной уборки на общей площади многоквартирного дома. В частности, приводится перечень работ и услуг, относящихся к данному разделу.

О чём говорят другие документы?

Например, наниматель селится на новой жилплощади и считает, что это его собственность (в некоторой степени), на которой он имеет право действовать по своему усмотрению. Во многих аспектах это именно так и есть. Однако при этом речь идёт не только о его правах, но и об обязанностях.

Кроме всем известной обязанности по оплате разного рода коммунальных платежей, не нужно забывать и о других сторонах вопроса. Одной из важнейших является обязанность поддержания жилища в исправности.

Это как раз и регламентируется документом, который здесь будет кратко рассмотрен - постановление, изданное 13 августа 2006 года под номером 491 «Об утверждении норм и правил для использования жилых помещений».

Речь здесь идёт о правилах, относящихся к жильцам из тех домов, которые относятся к многоквартирному типу. Регулируются детали эксплуатации такого рода жилья. Подробно сформулированы правила, касающиеся самих собственников, а также и жильцов. Здесь может рассматриваться ряд следующих ситуаций.


  1. Важным аспектом является пользование жилой площадью по предусмотренному для него назначению. В частности, здесь важно, что если недвижимость разрешено использовать только для проживания, то там не может работать, например, механическая мастерская или химическое производство. Для того чтобы изменить назначение жилого помещения, нужно предварительно получить разрешение государства, пройдя соответствующую процедуру оформления. Не во всех случаях получение нужного разрешения может оказаться возможным.
  2. Другим важным направлением деятельности является поддержание жилья в надлежащем состоянии. Коммуникации, которые проходят внутри квартиры, являются частью коммуникаций всего дома и неисправность, имеющая место в одной квартире, может сильно повлиять на степень исправности оборудования за её пределами. В качестве примера можно привести возможность утечки газа или, скажем, засорение сточных труб. Поддержание квартиры на необходимом уровне - это важная составная часть обязанностей жильцов.
  3. В документе также рассмотрена ещё одна категория вопросов. Речь идёт о специализированном жилом фонде. Для него предусмотрены ограничения, которые связаны с его обменом или, например, сдачей в поднаём.

Здесь были рассмотрены основные документы.

Конечно, речь шла лишь о наиболее специфичных для данной сферы законодательных актах. Реальное юридическое применение упомянутых норм может быть связано и со многими другими законодательными актами, например, с Гражданским кодексом.

В заключение следует рассмотреть ещё одну важную сферу, которая имеет непосредственное отношение к жилищному законодательству. Как известно, сложные вопросы, конфликты интересов нельзя исключить из рассмотрения даже при самом подробном законодательстве.

Если указанные ситуации имеют место, заинтересованные лица могут обратиться в судебную инстанцию для рассмотрения соответствующих вопросов. Эта тема регламентируется следующим документом - Постановление 14 Пленума Верховного Суда России «О вопросах, которые возникают при применении Жилищного кодекса» от 2009 года. Здесь рассматриваются вопросы о предоставлении коммунальных услуг, носящие довольно сложный характер, для решения при этом потребуется подать судебный иск.

За несколько последних месяцев рассматривалось немало нововведений, относящихся к деятельности жилищно-коммунального хозяйства. Важным вопросом является определение того, какие коммунальные платежи нужно платить. Важен и вопрос, как организована такая выплата с учётом последних изменений в законодательстве.

Одним из важных моментов будет рост тарифов. В частности, для москвичей с середины года возрастут тарифы за горячую и за холодную воду. Степень роста составит десять и более процентов. При планировании таких изменений бралось в расчёт и то, что постоянный и существенный рост величины коммунальных платежей может стать существенной нагрузкой для жильцов, особенно для тех, кто входит в категорию малообеспеченных граждан.

Вводимые изменения предназначены для повышения ответственности как плательщиков, так и поставщиков коммунальных услуг.

Много сложностей обычно вызывала разновидность выплат, направленных на обеспечение содержания дома или компенсацию выполнения капремонта в будущем. Теперь тарифы станут учитываться в разделе, где указывается плата за коммунальные услуги. Усовершенствование далеко не косметическое. На него можно посмотреть с различных точек зрения. Раньше указанная оплата выделялась отдельно от основных платежей, и это выглядело, как дополнительные, а не основные выплаты, которые к тому же представляли собой значительную финансовую нагрузку. Теперь же эти затраты включены в основные выплаты. С другой стороны, при новом положении дел начисление оплаты на содержание дома и придомовой территории, а также и проведения ремонта рассчитываются в такой сфере и теперь произвольный способ их начисления вряд ли теперь возможен.

Раньше статус отчислений на эти цели носил несколько неопределённый характер, что иногда могло приводить к проблемным ситуациям. С другой стороны, произведённые уточнения не только делают более чёткой процедуру начисления коммунальных выплат, но и повышают ответственность жильцов за уклонение от произведения выплат. Если раньше просрочки в этой сфере были чем-то более или менее нормальным, хотя и неприятным, то теперь такая ситуация может привести к наложению довольно существенных штрафов по отношению к тем жильцам, которые являются неплательщиками.

Новые изменения в вопросах об оказании коммунальных услуг коснутся ещё одной важной сферы. Речь идёт о предоставлении коммунальных услуг по вывозу мусора. Как известно, эта сфера деятельности коммунальных служб является очень важной.

В то же время ранее прямой оплаты данного вида услуг не выполнялось. Как же дела обстоят теперь? Какие изменения предусмотрены в 2017 году? Теперь в обязательном порядке жильцы должны будут непосредственно оплачивать коммунальным службам, имеющим нужную лицензию, расходы по уборке мусора.

При этом здесь одновременно используются два принципа начисления, которые будет применять управляющая компания:
  • по количеству мусора на каждого из жильцов;
  • в соответствии с объёмом произведённого мусора.

В обращение планируется ввести ещё один важный принцип. Речь идёт о поощрении раздельного сбора мусора. То есть, говоря другими словами, если выбрасываемый мусор будет рассортирован установленным образом, то и плата за его уборку будет несколько меньше. Если жилец поступит неправильно и откажется сортировать выбрасываемый мусор, ему придётся оплачивать более высокий тариф. Такой подход позволит производить более эффективную не только уборку, но и утилизацию и вторичное использование мусора. В частности, в соответствии с 458 Федеральным законом бытовые отходы (твёрдые) перешли в разряд коммунальных отходов.

Кроме изменений для процедуры оплаты, будут приняты и другие меры. Предлагается стимулировать активность региональных операторов, занимающихся переработкой мусора. На настоящий момент этот законопроект прорабатывается и готовится с тем, чтобы его приняли, а он получил юридическую силу. Сейчас эта сфера является весьма непрозрачной, что не может не отражаться на уменьшении эффективности в этой сфере. На этот момент такие меры ещё не приобрели обязательного характера (федеральный закон ещё не принят), но те регионы, которые хотят проявить инициативу в этой сфере, имеют возможность, получив лицензирование, постепенно приступить к использованию новых форм работы в правильном формате в этой сфере.

Рассматривается также законопроект, который предусматривает отмену влияния невыплат на предстоящий капремонт на возможность получения льготы по текущим коммунальным платежам.

На данный момент, как известно, данная невыплата является препятствием для получения компенсации.

Теперь практически в любой области человеческой жизни и деятельности большую роль играет уровень компьютеризации деятельности. Это позволят оптимальным образом использовать требуемые данные о предоставлении коммунальных услуг. Здесь в текущем году предусмотрено создание соответствующего компьютерного комплекса. Его называют ГИС ЖКХ (информационная система, предназначенная для ЖКХ).

Говоря коротко о её основных функциях для российского квартирного плательщика, следует отметить, что здесь речь идёт не только о предоставлении жилищных услуг, но и о раскрытии информации об этом:

  1. Одной из важнейших функций является возможность делать централизованно платежи онлайн, не выстаивая длинных очередей при оплате коммунальных услуг.
  2. Этой программе присуща учётная функция. С её использованием можно будет точно узнать об оплате коммунальных услуг, состояние своих финансовых расчётов согласно ст.153 ЖК РФ. На соответствующем сайте легко можно будет узнать, погашены ли задолженности на данный момент, а при неуплате - их точную сумму.
  3. Важным моментом является возможность точно узнать действующие на данный момент тарифы по ЖКХ. Это может быть особенно важным в тех случаях, когда коммунальные услуги меняют свои тарифы, что позволит исключить неверные данные при произведении расчётов.

Создание и лицензирование этой системы предусмотрено в течение 2017 года. Она предоставит полную информацию о предоставлении коммунальных услуг.

В этом году нас ожидает очередное плановое повышение тарифов ЖКХ. В октябре 2015 года правительством РФ утверждены индексы изменения размера платы с граждан за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ на 2016 год. Для разных регионов устанавливается разный процент допустимого роста коммунальных платежей.

В 2016 году наибольшее допустимое повышение платежей за ЖКХ установлено для Москвы (на 7,5%), Камчатского края, Якутии и Санкт-Петербурга (6,5%). При этом плата за отдельные виды коммунальных услуг может и превышать эти значения, но усредненный показатель должен укладываться в установленные правительством пределы.

Подобные повышения вводятся каждый год. Однако, помимо этого, произошел ряд существенных изменений в законодательстве, о которых следует знать.

Подняли пени

За неплательщиков решили взяться всерьез. Действующие ранее пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ применяются теперь только при просрочке до 90 календарных дней. При более длительной просрочке пени увеличиваются до 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы задолженности за каждый день просрочки.

«К примеру, при задолженности в 5000 руб. в течение одного года за первые три месяца придется заплатить 165 руб. (1 руб. 83 коп. в день), а за последующие девять месяцев — 1163 руб. (4 руб. 23 коп. в день). Общая сумма пеней за год составит 1328 руб.», — пояснил Николай Захаров, руководитель проектов практики «Инфраструктура» консалтинговой группы «НЭО Центр».

Борьба за счетчики

С 1 января 2016 года повышаются коэффициенты при оплате воды и электричества без счетчика (по нормативу). Теперь он будет равен 1,4, а с 1 июля 2016 года повысится до 1,5. (Постановление правительства РФ от 16.04.2014 №344.) Напомним, что граждане, не установившие счетчики, оплачивают не реальное потребление, а прописанные на каждого человека нормативы. Зачастую они меньше реальных объемов потребления, поэтому некоторые жильцы не торопятся устанавливать счетчики. Чтобы убедить их, размер платежей повышается согласно введенным штрафным коэффициентам.

Возможно, нормативы еще вырастут. Как рассказал Александр Козлов, руководитель проекта «Школа грамотного потребителя», сейчас рассматривается возможность дополнительного увеличения штрафных коэффициентов.

«Планировалось ввести трехкратное увеличение с января и пятикратное с июля. Январь уже подходит к концу, пока эту норму не ввели, но, возможно, к лету все-таки примут, и тогда тем, кто не установил счетчики, платить придется значительно больше», — рассказывает эксперт.

Штрафы в пользу жильцов

Штрафы ввели не только для жильцов, но и для управляющих компаний и ресурсников. С 28 декабря прошлого года вступили в силу законы, которые позволяют жильцам получить компенсацию за некачественные услуги ЖКХ. Как пояснил Валерий Новиков, начальник управления юридического сопровождения НП «ЖКХ Контроль», если услуги были оказаны ненадлежащего качества (существуют четкие нормативы для температуры отопления, напора воды и т.п.) или с перебоями, превышающими установленные законом нормы, то в пользу жильцов поставщик услуг обязан уплатить штраф в размере 30% от начисленного.

Если же счет был составлен некорректно, то жильцам вернут 50% от суммы.

«Речь идет о случаях, когда неправильно посчитали объем потребленных ресурсов, счет был составлен с ошибками. После того как это будет выявлено, потребитель получает скидку в 50% от реально использованного объема», — пояснил Новиков.

Платежки переводят в интернет

С 1 января вся информация о коммунальных услугах должна размещаться в государственной информационной системе (ГИС ЖКХ). Если же информация о какой-то услуге туда не попала, то ее можно не оплачивать. Эта норма вступит в силу с 1 января 2017 года.

«Эта норма введена, чтобы обеспечить открытость ЖКХ. У каждого гражданина в системе ГИС есть свой личный кабинет, где он сможет спокойно изучить счета, проследить их динамику», — рассказывает Новиков.

Льготы для долгожителей

Позаботились и о пенсионерах. Региональные власти получили право компенсировать одиноко проживающим пенсионерам расходы на уплату взноса на капитальный ремонт. По достижении возраста 70 лет могут компенсироваться 50% от суммы взносов, 80 лет — в размере 100%. Однако применять ли эту норму на практике, в каждом регионе решают самостоятельно.

Если в России что-то имеет стабильность, то это активный рост стоимости услуг за коммунальные услуги. Обслуживающие организации не стесняются поднимать цены дважды в год, а на отдельные услуги и трижды, даже не уведомляя потребителя. Понятно, что в таких условиях у жителей возникают задолженности, расплатиться с которыми он не в силах. Однако платить все же необходимо, иначе последствия могут быть чреваты большими сложностями. Даже временное приостановление поставки газа влечет бумажную волокиту больше, чем сам долг. Написать заявление, ждать очереди, привести или даже привезти газовщика.

Но есть и такие, кто просто не хочет платить по счетам. Элементарная безалаберность и надежда на «авось» способствуют росту задолженности в геометрической прогрессии. Закон ужесточился и в 2016 году есть предпосылки к дальнейшему ужесточению, поскольку из-за неплательщиков стали страдать и те, кто аккуратно все выплачивает.

Закон о пенях за неоплату коммунальных услуг

С 1 января 2016 года в законную силу вступит новый закон о размерах пени за неуплату коммунальных услуг для физических и юридических лиц. Данный законопроект был принят Госдумой во втором и третьем чтении и подразумевает увеличение размеров пени и ужесточении ответственности граждан по коммунальным задолженностям. В частности:

Для юридических лиц сумма неустойки устанавливается на уровне 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с первого дня просрочки.

Для граждан пени за неоплату услуг ЖКХ в течение первого месяца просрочки начисляться не будут. С 31-го по 90-й день просрочки пеня устанавливается на уровне 1/300 ставки, с 91-го дня - 1/130 ставки (В настоящее время пеня для граждан составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ с первого дня просрочки)

Здесь вы можете ознакомиться с основными положениями нового закона о пенях за неоплату коммунальных услуг, который официально называется «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов »

Иногда управляющие компании доходят до откровенного «вышибания» долгов. Незаконно, но обслуживающие организации идут иногда и на это, если процент должников слишком большой по подъезду или дому в целом. Встречаются рассуждения: «А что будет? Мне ничего не сделают». Сделают, и заплатить придется, поскольку это не «частная лавочка», а муниципальный фонд.

На что имеют право поставщики услуг:

  • ограничить подачу ресурса;
  • начислять и применять систему штрафов;
  • полностью отключить подачу ресурса;
  • выселить нарушителей.

Ограничение на пользование ресурсом

Ограничение может быть двух видов и зависит от выбора управляющей компании. Первый вариант - введение определенного лимита. Например, потребитель имеет долг за свет, в ответ ему вводят лимит на 30 кВт в сутки. Как только этот лимит обнулится, свет автоматически отключается. Второй вариант - обычное ограничение к доступу, когда подача ресурса просто уменьшается.

Но любое ограничение вступает в действие не сразу. Сначала должник получает уведомление в руки, что за месяц он должен рассчитаться с долгом. Причем долг исчисляется не из тех показаний, что дает ваш счетчик. Долг начисляется по принятым нормативам в управляющей компании. То есть, плата должна будет пройти за фактически использованную услугу по тарифам компании .

За три дня будет еще одно уведомление и только после этого управляющая компания применит метод противодействия. Единственный момент: лимиты и ограничения не касаются частых домов. Там сразу производят полное отключение.

Полное отключение от сетей

Нужно сказать, сами управленцы не особо любят принимать кардинальные меры. Именно поэтому должника долго увещевают и ведут работу. Им самим неудобно потом возиться с отписками по делам. Глобальное отключение обычно используют, если лимитирование не дало эффекта или же нет возможности ограничить/уменьшить подачу.

После полной уплаты долга возобновление подачи отключенного ресурса происходит в течение двух рабочих дней, однако его отключение требует иногда умышленного повреждения труб. В связи с этим необходим ремонт, и он проводится только за счет недобросовестного плательщика, поскольку его действие (долг) привело к вынужденной порче. Исключением может быть факт инвалидности или критичности материального состояния. Чаще это остается на индивидуальное усмотрение организации, как смогут договориться в конкретном случае.

Выселение за долги

Выселение из квартиры за неуплату коммунальных услуг - процесс очень сложный и крайне редко инициируемый.

Закон говорит, что в теории выселить человека с задолженностью реально, но на практике это редкие случаи. Невзирая на долг, государство по-прежнему остается лояльным и поэтому внесено много поправок и ограничений, не позволяющих выселить человека при долгах за коммуналку.

Прежде всего определимся с тем, о какой собственности идет речь. Если квартира в собственности одна, то забрать ее могут только при одном условии: квартира в залоге при ипотеке. Это оговорено договором залога при заключении ипотеки.

Вообще при условии, что квартира одна и у человека больше нет жилых объектов, долги не могут истребовать путем изъятия квартиры. Закон не позволяет забирать жилище, если последнее у должника одно. А вот если есть еще квартира или же помещение с жилищными условиями, то картина меняется. В этом случае взыскание можно реализовать путем стоимости жилья.

Если квартира государственная, то семью и должника можно просто выселить, если от него не было оплат 6 месяцев. Но и тут ограничения. Если он в течение этих месяцев хоть часть заплатил, пусть незначительную, то он уже не попадет под определение «злостный должник» и его не смогут лишить квартиры.

Даже если должник «злостный», его нельзя просто выселить в никуда. Взамен государственный или муниципальный орган обязан найти жилье, в котором будет по 6 м на каждого члена его семьи. Кроме этого, выселение требует выполнения следующих условий:

  • нет весомых причин, мешающих оплатам;
  • нет выплат полгода;
  • нет договора об отношениях с нанимателем;
  • человек ухудшает состояние жилплощади, приводит его к разрушению и непригодности.

Однако сейчас активно обсуждается новая поправка. Если она будет утверждена, то уже будет недостаточно внести некоторую сумму, чтобы защититься от выселения. Необходимо будет погасить ровно половину долга, чтобы суд не мог принять решение о срочном выселении. Но это касается только тех, кто является обычным нанимателем. Собственники сюда не попадают, их невозможно выселить в принципе.

Уважительные причины долга за коммунальные услуги

Список таких причин принят и утвержден законом, поэтому его следует придерживаться управляющим компаниям. Веские причины для долга:

  • человек находится в бедственном материальном положении при том, что работает;
  • нет возможности найти работу. Человек состоит на учете, активно ищет варианты;
  • серьезная болезнь или инвалидность;
  • наличие иждивенцев, детей, недееспособных лиц.

Такие должники требуют индивидуального подхода и некоторой лояльности от управляющих компаний и организаций, поставляющих услуги. Эти причины учитываются судом как смягчающие.

Как избежать суда и санкций при задолженности?

В любом случае необходимо лично встретится с представителями той услуги, по которой появился долг. Нередко управляющие компании или местные ЖКХ показывают удивительную халатность к работе, приписывая долги, которых нет или ошибаясь в значениях, причем почти всегда в минус плательщику. Имеется умысел или нет, в таких ошибках - разбираться можно долго. Но должнику важно добиться правильного расчета и внесения истинных сумм в свою платежку.

В некоторых случаях организации будут обязаны пойти на соглашение и составить индивидуальный график платежей. Это становится реальным, если при сравнении тарифов за текущий и прошлый месяца разница составит от 25 %. То есть, если в текущем произошло повышение на треть относительно прошлого месяца, то организация обязана предоставить своеобразный годовой кредит. Должник при этом должен понимать: придется выплачивать и некоторый процент за такой график рассрочки.

Должников сегодня много, часть из них действительно достойны наказания, другие просто находятся в жестких условиях выживания. Обслуживающие организации не склонны проводить такие разделения и «расчесывают» всех одинаково. Но законодательство нашей страны старательно оберегает от такого обращения с гражданами. Поэтому необходимо знать действующие законы, которые могут помочь в защите себя и квартиры. Только так можно остановить «беспредел», который зачастую происходит на конкретных местах.

Если же вы все-таки столкнулись с проблемами, связанными с неуплатой коммунальных услуг, то наш юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по вашей конкретной ситуации. Свой вопрос вы можете задать в форме, которая находится внизу страницы.

Изменения в жилищном законодательстве последних лет направлены на увеличение степени участия собственников и квартиросъемщиков в содержании не только принадлежащего им помещения, но и общедомового имущества и территории. О том, какие именно нормы претерпели изменения, рассказано в предложенном материале.

Каковы наиболее значимые недавние изменения в жилищном законодательстве

Говоря о недавних изменениях жилищного законодательства, стоит отметить наиболее значимые из них. Например:

  1. С 01.01.2017 изменен порядок расчета оплаты содержания жилых помещений. Теперь в ее состав вошла стоимость отдельных коммунальных ресурсов, затрачиваемых на оплату общедомового имущества (далее — ОДИ) (закон от 29.06.2015 № 176-ФЗ).
  2. Введены единые требования к определению размера платы за наем жилого помещения по договору соцнайма или найма помещений государственного или муниципального фонда (приказ Минстроя России от 27.09.2016 № 668/пр). Новая формула основывается на качестве социально-экономической обстановки в регионе.
  3. В Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, внесены изменения, касающиеся газоснабжения (в отношении заключения договоров, обслуживания оборудования и др.).
  4. Введена обязанность размещать всю информацию об услугах и лицевых счетах потребителей в Главной информационной системе ЖКХ, административная ответственность и гражданско-правовые последствия за неразмещение.

Новое в жилищном законодательстве: оплата ресурсов на обслуживание общедомового имущества

Одна из самых нашумевших новинок 2017 года — изменение размера оплаты коммунальных платежей в связи с принятием новых региональных нормативов для расчета стоимости ресурсов, затрачиваемых на содержание ОДИ (собственно понятие коммунальных ресурсов также было введено в 2017 году). Свое закрепление правовая норма нашла в ст. 154 и чч. 9.1-9.3, 10 ст. 156 ЖК РФ. Речь идет о необходимости оплаты таких ресурсов только в том случае, если само сооружение предполагает возможность их расходования.

Расчет оплаты таких ресурсов проводится на основании показаний:

  • общедомовых приборов учета;
  • автоматизированной информационно-измерительной системы учета.

В качестве альтернативного варианта собственники жилья могут принять на общем собрании решение о расчете расходов на оплату коммунальных ресурсов исходя:

  • из нормативов, установленных в регионе;
  • прошлогодних показателей за аналогичный период с учетом перерасчета.

Нормативы потребления определяются на уровне субъектов Федерации в порядке и по правилам, установленным Правительством РФ в постановлении от 23.05.2006 № 306. На данный момент все регионы уже разработали свои нормативы, но не все они оказались обоснованными.

Внесение сведений в ГИС ЖКХ

Законом «О внесении изменений…» от 28.12.2016 № 469-ФЗ был перенесен на 01.07.2017 срок обязательного размещения в ГИС ЖКХ сведений поставщиками коммунальных ресурсов и организациями, управляющими многоквартирными домами.

Ранее ГИС ЖКХ пополнялась за счет данных, вносимых из государственных и муниципальных информационных систем, и сведений о лицензиатах в области предпринимательства — управления многоквартирными домами. Последние были обязаны размещать в ГИС ЖКХ сведения о домах, которыми управляли согласно Составу сведений о многоквартирных домах…, утв. приказом от 29.09.2015 Минкомсвязи России № 368, Минстроя России № 691/пр.

С июля же 2017 года обязанность по внесению сведений, перечисленных в ст. 6 закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2014 № 209-ФЗ (далее — закон о ГС ЖКХ), распространена на большую часть коммунальных и управляющих организаций, кроме поставщиков информации, работающих на территории городов федерального значения.

С 01.07.2017 у органов жилищного контроля появилась возможность выдавать предписания о размещении недостающей информации в системе, но с датой выполнения после 01.01.2018 (письмо Минстроя России от 29.08.2017 № 30838-АЧ/04).

С 01.01.2018 не размещенная в ГИС ЖКХ квитанция не считается предоставленной потребителю (ч. 8 ст. 12 закона о ГИС ЖКХ), вследствие чего:

  • субъект, который должен был разместить информацию об оплате, подлежит административной ответственности по ст. 13.19.2 Кодекса об административных правонарушениях;
  • потребитель может не оплачивать квитанцию.

Таким образом, в 2017 году право в сфере ЖКХ обогатилось новым понятием «коммунальные ресурсы». Кроме того, наступил новый этап развития ГИС ЖКХ: законодатель дал субъектам, обязанным размещать информацию в данной системе, полгода на ее освоение, а с 2018 года ввел неблагоприятные последствия для нарушителей.

Законодательство в сфере ЖКХ меняется постоянно и пока мы были в отпуске, вышел ряд новых законов и постановлений, а именно:

Постановление Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг"

Регионам дали право выбирать как будет производиться оплата за отопление, равномерно в течение календарного года, или плата будет производиться только в течение отопительного периода. Внесены соответствующие изменения в Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 и Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 306.

Согласно данным изменениям, не чаще одного раза в год до 1 октября года регионы могут принять решения о том, в каком порядке будет производиться расчёт за отопление.

Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором власти региона приняли решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором было принято соответствующее решение.

При этом, если в доме есть техническая возможность установки общедомового прибора учета по отоплению, однако он не установлен, с 2016 года плата за отопление будет производиться с учетом повышающего коэффициента.

Эти же повышающие коэффициенты действуют и в тех случаях, когда расчет за отопление по нормативу производится из-за того, что общедомовой прибор учета вышел из строя более 2-х месяцев назад, либо из-за того, что управляющая компания более 2 раз не допустила представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния данного прибора.

Более подробно о изменениях в Правила оказания коммунальных услуг мы напишем в ближайшее время.

Федеральный закон от 03.07.2016 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

C 15 июля 2016 года вступают в силу изменения Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", на основании которых государственная регистрация прав на недвижимость удостоверяется только выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Такая выписка из ЕГРП может быть выдана как в бумажной, так в электронной форме.

Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах"

Постановление устанавливает новый порядок проведения закупок для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Все подобные закупки отныне будут проводится в форме электронного аукциона.

Согласно постановлению, электронный аукцион проводится на электронной площадке, путем снижения начальной (максимальной) цены договора с шагом аукциона от 0,5 до 5 процентов. Договор об оказании услуг заключается с победителем аукциона, с учетом установленных особенностей. Уполномоченный федеральный орган власти ведет реестр договоров об оказании услуг, заключенных заказчиками.

Также предусмотрено ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, осуществляемое федеральным антимонопольным органом.

Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 267-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской федерации»

Статья первая этого закона исключает из структуры платы за жилое помещение тепловую энергию, затрачиваемую на содержание общего имущества в многоквартирном доме. По факту просто исправлена допущенная ранее техническая ошибка.

Статья вторая этого закона приостанавливает до 1 января 2017 года действие статьи 47.1 Жилищного кодекса РФ, в части проведения общих собраний собственников помещений в МКД с использованием ГИС ЖКХ. Использование других систем для проведения общих собраний собственников МКД через интернет эта статья не затрагивает.

Третья статья этого закона уточняет, что нормы Гражданского кодекса РФ, регламентирующие требования к оформлению доверенности на представление собственника в общем собрании собственников МКД распространяются на правоотношения возникшие с 1 сентября 2013 года.

Федеральный закон от 03 июля 2016 года N 269-ФЗ «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"»

До 1 января 2019 года продлен срок оснащения потребителей приборами учета коммунальной услуги по газоснабжению.

Федеральный закон от 03 июля 2016 года N 355-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении"»

Теперь для принятия решения о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома на специальном счете достаточно набрать более 50% от общего количества голосов собственников, а не более 66,7% (2/3) как ранее.

Введено понятие «специальный депозит» - это банковский депозит, на котором можно разместить временно свободные средства со специального счета. При этом доходы, полученные от такого размещения, могут быть потрачены только на проведение Капитального ремонта.

Новым федеральным законом вводится существенное требование к составлению краткосрочных планов капитального ремонта: краткосрочные планы должны составляться так, чтобы максимальное количество средств, собираемых на капитальные ремонты, было потрачено на проведение ремонтов, а не лежали на счетах регионального оператора мертвым грузом. При этом, краткосрочные планы должны периодически корректироваться в зависимости от реальной собираемости.

Также установлены новые требования к руководителям региональных операторов капитального ремонта.

Постановление Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов"

Постановлением утверждены:

1) Требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида.

К данным требованиям относятся: требования к тротуарам, бордюрам и съездам на территории примыкающей к МКД, требования к покрытию дорожек, требования к пандусам и ограждениям и т.п.

2) Требования по приспособлению жилого помещения с учетом потребностей инвалида.

К данным требованиям относятся: требования к площади жилого помещения, обязательное оснащение жилого помещения, требования к приспособлению ванных и санузлов для инвалидов и многое другое.

3) Порядок обеспечения условий доступности жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме для инвалидов.

В постановлении описан порядок составления акта о отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Также составляемый акт включает в себя минимальный перечень мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий жилое помещение инвалида должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными данным постановлением.