Формы и методы организации методического сопровождения педагогов. Методические указания и рекомендации «Методическое сопровождение образовательного процесса через модель развития методического сопровождения педагогической деятельности в ДОУ Методическое с

Анжеро-Судженский ГО 2017

Актуальность…………………………………………………………..стр. 3

Направления методической работы в образовательном

учреждении…………………………………………………………..стр. 5

введения ФГОС ДО………………………………………………стр. 8

Заключение……………………………………………………….стр. 13

Литература ……………………………………………………….стр. 14

Приложение…………………………………………………………стр. 15

Актуальность

С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим стандартизация дошкольного образования приобретает особую актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом.
В связи с этим основная задача дошкольных учреждений – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе. Создание условий для успешной социализации детей на различных этапах их возрастного развития, определенных ФГОС, отслеживание личностного прогресса обучающихся, выявление проблем преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования являются важными задачами современной образовательной политики. Ведущими критериями оценки педагогического процесса является готовность каждого специалиста к созданию следующих условий:

  • для становления личности ребёнка как субъекта социальной жизни и создания педагогически целесообразной среды;
  • для реализации целей образовательного процесса;
  • для соблюдения прав и обязанностей ребёнка в социуме.

Необходимо оценивать также и содержание деятельности воспитателей:

  • социальному заказу государства к данному типу учреждения;
  • социальным ожиданиям субъектов образовательного процесса (детей, родителей законных представителей, педагогов);
  • включённость других специалистов учреждения в педагогическую работу.

Методической службе ДОУ необходимо серьезно работать над повышением компетентности педагогов, которая позволит им организовать образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС. Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта. В документе прописаны различные компетенции, которые необходимы для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту. На основании этих компетенций необходимо выстраивать систему подготовки педагогов.

Основным принципом данной деятельности является принцип «выращивания», суть которого состоит в следующем:

Социально значимая цель обучающего и индивидуальность управляемой им деятельности обучаемого - две стороны требований к деятельности обучающего (педагога). Вне соотнесения содержания деятельности обучаемого, выработки субъективно значимого для него варианта содержания, вне управления этими процессами невозможно достижение педагогических целей.

Управление учебной деятельностью осуществляется педагогом при максимальном осознании учеником всех процессов самоопределения в ней. Вне выявленное этих процессов, их рефлексивного анализа, без выработки адекватного отношения к ним невозможно построение личностно значимого осуществления учебной деятельности.

Педагогическое воздействие на обучаемого должно быть понято и принято последним. В противном случае учебная деятельность не признается учеником как «своя», за которую он «лично» ответственен (О. С. Анисимов).

Направления методической работы в образовательном учреждении

Методическая работа – это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на повышение качества и эффективности образовательного процесса через обеспечение профессионального роста педагогических работников и развитие их творческого потенциала.

Методическая работа включает следующие направления:

Методическое сопровождение (взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего в вопросах выявления, информационного поиска и конструирования путей решения актуальных для педагогического работника проблем профессиональной деятельности).

Методическое обеспечение (совместный поиск (создание), экспертиза и отбор, апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий развития воспитанников).

Цель методической работы в ДОО в условиях введения ФГОС ДО может быть сформулирована следующим образом: повышение профессиональной компетенции педагогических работников для реализации ФГОС ДО через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагогического работника.

Методическое сопровождение – это правильно организованные действия (процесс) по организации введения ФГОС в образовательном учреждении. Это – процесс, направленный на разрешение актуальных для педагогов проблем профессиональной деятельности: актуализация и диагностика существа проблемы, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе выбора пути, конструирование и реализация плана.

Достижение нового качества дошкольного образования и личности ребенка возможно, только при условии повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников. Исходя из этого, задачи методической службы на новом этапе будут следующие:

  • Моделирование основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации согласно ФГОС ДО.
  • Создание развивающей образовательной среды в ДОО, которая позволит реализовать достижения нового качества образования.
  • Формирование в ДОО коллектива единомышленников: выработать педагогическое кредо, развить традиции, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, выявить, обобщить и распространить передовой педагогический опыт, приобщить воспитателей к экспериментальной работе.
  • Способствование развитию профессиональных компетентностей воспитателей, направленных на использование продуктивных педагогических технологий.
  • Повышение педагогического мастерства педагогов через привлечение их к участию в конкурсных проектах.

Процессуальная модель методического сопровождения состоит из шести последовательных взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов:

Диагностика образовательной деятельности педагога.

Определение затруднений педагога в образовательной деятельности в условиях введения ФГОС дошкольного образования и их причин.

Проблематизация затруднений педагога в осуществлении образовательной деятельности в условиях введения ФГОС дошкольного образования.

Оформление заказа на повышение квалификации педагога.

Организация повышения квалификации педагога.

Методическое руководство, консультирование по созданию и оформлению методической разработки.

Каждый этап методического сопровождения, имея свои цели, содержание, формы (конкретные методические мероприятия, составляющие в совокупности систему методической работы ДОО в аспекте решения проблемы) и методы, взаимосвязан с действиями педагога по устранению выявленных затруднений. Переход к следующему этапу возможен только при условии наличия результата, определенного для каждого конкретного этапа. (см. приложение)

Учебно-методическое сопровождение – это одно из основных направлений, через которое проводится работа с педагогическим коллективом. Оно должно соответствовать требованиям предметно-развивающей среды и программам нового поколения (пособия, игрушки, технические средства обучения и воспитания дошкольников), помогать воспитателю в организации учебно-воспитательного процесса на современном уровне. Работа, проводимая методической службой, позволяет педагогам быть в курсе научно-методической информации и оперативно использовать новинки в практической работе. Одна из эффективных и результативных форм методической работы, дающих импульс творчеству педагогов – система поддержки профессионального роста педагогов.

Методическое обеспечение педагогов – это:

  • необходимая информация, учебно-методические комплексы, т. е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности;
  • это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции (программы, методические разработки, дидактические пособия), включающий, помимо методического оснащения такие компоненты, как: совместная продуктивная работа методиста и педагога (коллектива);
  • апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий;
  • информирование, просвещение и обучение кадров.

Данный процесс будет работать при правильной организации работы методической службы ДОУ, которая представляет собой целостную систему взаимосвязанных мер, нацеленных на обеспечение профессионального роста воспитателя , развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья воспитанников.

Результат деятельности методического сопровождения в условиях

введения ФГОС ДО

Конечный результат методического сопровождения - установленный в результате повторной диагностики факт эффективного и стабильного осуществления педагогом образовательной деятельности в условиях введения ФГОС дошкольного образования.

Отсюда следует, что субъектом методической работы в современных условиях в первую очередь является сам педагог, выступающий как самостоятельный творец своей профессиональной деятельности.

Первый этап - диагностика образовательной деятельности педагога - позволяет получить необходимую информацию об особенностях и уровнях образовательной деятельности педагога на данный момент.

На втором этапе в процессе обобщения результатов диагностики определяются затруднения педагога в осуществлении образовательной деятельности в условиях введения ФГОС дошкольного образования и их причины.

На третьем этапе происходит проблематизация затруднений педагога в осуществлении образовательной деятельности в условиях введения ФГОС дошкольного образования. Необходимость устранения выявленных затруднений требует не просто информирования педагогов о фактах отсутствия чего-либо, несоответствии предъявленным требованиям и т. д. Важным является принятие педагогом факта наличия затруднений, осознание их как «своих», активное участие в определении путей их устранения.

Четвертый этап предполагает помощь в оформлении заказа на повышение квалификации педагога, а именно в определении и планировании системы мероприятий ДОО по устранению выявленных затруднений.

На пятом этапе организовывается повышение квалификации педагога, направленное на обновление знаний педагога и развитие у него умений осуществлять образовательной деятельности в условиях введения ФГОС дошкольного образования. Повышение квалификации осуществляется посредством лекций, проблемных семинаров, тематических педагогических советов, тематических практических семинаров и конференций, индивидуальных и групповых консультаций.

Шестой этап предполагает методическое руководство, консультирование по созданию и оформлению методической разработки в виде подробно описанной процедуры выполнения требований к образовательной деятельности педагога, гарантирующей ее эффективность.

Далее следует применение педагогом методической разработки при проектировании, организации, анализе и оценке образовательной деятельности в условиях введения ФГОС дошкольного образования на каждом занятии, мероприятии.

Повторная диагностика, с одной стороны, установив факт решения педагогом задачи осуществления образовательной деятельности, указывает на результативность методического сопровождения, а с другой - является «отправной точкой» для постановки перед педагогом новой задачи.

Полученные данные используются для определения типичных затруднений педагогов и установления их причин.

Прежде всего, педагогов знакомят с результатами диагностики, типичными затруднениями, препятствующими осуществлению ими образовательной деятельности в условиях введения ФГОС дошкольного образования, и их причинами.

Проблематизация затруднений предполагает содействие педагогу в обнаружении и осознании недостаточности знаний, указание на имеющиеся иллюзии, актуализацию потребности в устранении недостатков. Не отрицая имеющихся достижений, можно показать, как на основе того, что у педагога есть позитивного, «нарастить» недостающее в его практике; продемонстрировать, как есть в практике и как должно быть. Необходимо помогать педагогам увидеть причины своих затруднений не во внешних условиях, а в самих себе, своих недостатках.

Важно, что любая новая деятельность - а таковой педагогу следует воспринимать образовательную деятельность в условиях введения ФГОС дошкольного образования - вызывает затруднения, требуя изменения стереотипов, обновления знаний, формирования необходимых для ее осуществления умений, увеличения объема работы и т. д., а значит сопротивление педагогов наполнено личностным смыслом и требуется обратить внимание «вовнутрь».

Вышесказанное позволяет четко сформулировать и осознать противоречие между наличием затруднений и односторонним видением педагога причин их устранения (во внешних факторах) и обратиться к рассмотрению других версий причин затруднений. Данная работа осуществляется до тех пор, пока педагоги не указывали основную причину затруднений - в себе.

Вопросы: «Что же теперь делать?», «Чего хотим достичь?», «Сможем ли мы это сделать сами? Если сами, то как?» - позволяют педагогам утвердиться в мнениях по поводу необходимости дополнительных знаний, практико-ориентированных и проблемных семинаров, в ходе которых выстроится картина осуществления данной деятельности, четко будут сформулированы требования к образовательной деятельности в условиях введения ФГОС дошкольного образования и методики ее диагностики.

Таким образом, формируется заказ на повышение квалификации, оформляется план методической работы ДОО, представляющий собой комплекс методических мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогов в аспекте эффективного осуществления образовательной деятельности.

На основе полученных знаний, умений, приобретенных педагогом в ходе предыдущего этапа, позитивного опыта своих коллег, оформленного в виде конспектов занятий, мероприятий и хранящегося в методическом кабинете, педагоги создают и оформляют методическую разработку - алгоритм проектирования, осуществления и рефлексии образовательной деятельности, требования к ее организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования, применение которой в практике гарантирует эффективное осуществление данной деятельности.

Методическое сопровождение осуществляется в виде методического руководства процессом создания методической разработки и консультирования педагогов при ее оформлении.

Повторная диагностика позволяет установить факт решения педагогом задачи осуществления образовательной деятельности и доказать эффективность разработанной модели.

Оценка результативности профессиональной деятельности педагогов проводится по следующим показателям:

  • Чёткость в организации профессиональной деятельности.
  • Многообразие применения методов и приёмов работы с детьми.
  • Динамика педагогического сопровождения индивидуального развития ребёнка в течение года.
  • Эмоционально благоприятный микроклимат в группе.
  • Информационная обеспеченность каждого направления работы.
  • Популярность среди воспитанников, родителей, коллег.
  • Широта охвата проблем, решаемых за счёт социальных связей с государственными и общественными структурами.
  • Педагогическая целесообразность методического обеспечения.
  • Наличие публикаций, обобщение и представление опыта на городском, федеральном и международном уровне.

Методическую службу необходимо создать на диагностико-прогностической основе через систему мониторинга, направленной на отслеживание уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ и качества образования, привлечение педагогов ДОО к участию в конкурсных проектах, создание портфолио каждого педагога, разработка технологических карт по обучающим программам.

Профессиональное развитие педагога ДОУ – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала. Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях ДОУ.

В заключение необходимо отметить, что результат, к которому мы стремимся, соответствует следующим параметрам:

1) осознанная готовность педагогов ДОУ к реализации новых образовательных стандартов;
2) субъектная позиция педагога в отношении внедрения ФГОС дошкольного образования,
3) повышение профессиональной компетентности педагогов;
4) активизация педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности;
5) самореализация педагога в профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методическая служба в условиях внедрения и реализации ФГОС является связующим звеном между управлением и образовательным процессом, реализующим основную образовательную программу и обеспечивающим результаты образовательной деятельности, из чего следует, что к ее планированию и реализации необходимо относиться щепетильно и очень ответственно.

«Процессы введения ФГОС требуют специально организованной деятельности образовательных учреждений, методических служб, нового содержания повышения квалификации кадров».

Все вышесказанное позволяет утверждать, что федеральные государственные образовательные стандарты требуют серьезного сопровождения педагога в различных направлениях.

При этом главным результатом повышения квалификации педагога следует считать не сумму единиц усвоенной информации, а необходимые изменения, предполагающие динамику личностного развития педагогов, осваивающих новый образовательный стандарт, что предусматривает оценку сформированности их самостоятельности, ответственности, креативности, структуры интересов и ценностей, умения самовыражаться и т.п.

Методическая и психологическая поддержка педагогов поможет им не только понять и принять новые образовательные Стандарты, но и успешно реализовывать их в своей профессиональной деятельности.

Список литературы:

  1. Демин, В.А. Профессиональная компетентность: понятие, виды [Текст] / В.А. Демин // Мониторинг образовательного процесса. – 2000. – № 4. – С. 35-39.
  2. Майер, А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ [Текст]: методическое пособие / А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2012. 128с.
  3. Перспективы реализации ФГОС дошкольного образования как условие формирования социального опыта детей [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Кемерово, 19-20 февраля 2014 года: в 2 ч./ред. Кол.: Е.А. Пахомова, А.В. Чепкасов, О.Г. Красношлыкова и др. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2014. – Ч.1. – 288с.
  4. Троян, А.Н. Управление дошкольными образовательными учреждениями [Текст]: учебное пособие / А.Н. Троян. – Магнитогорск, 2001. – 276с.

Приложение

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОГО СПРОВОЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Направление

Организационно-методическое

Информационно-методическое

Мониторинговое

Цель

внедрение эффективных технологий образования, способствующих реализации ФГОС

обеспечение профессиональной деятельности педагогов по изучению, внедрению и реализации ФГОС

получение аналитико-диагностической и прогностической информации; текущий промежуточный контроль состояния и результативности образовательного процесса

Формы работы

семинары, семинары-практикумы, мастер-классы, вебинары, круглые столы, научно-практические конференции, проектная деятельность, курсовая подготовка педагогов

педагогические чтения, научно-практические конференции, формируются электронные библиотеки, медиатеки, базы данных педагогов

анкетирование, опросы участников образовательного процесса, экспертиза методических материалов


«Методическое сопровождение педагогов ДОУ, как необходимое условие повышения качества образования».

В годовом плане на 2016 - 2017 учебный год, принятом на педагогическом совете МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 1

«Мечта» г.Ртищево Саратовской области» от « 30 » августа 2016 года, п ротокол № 1 прописан раздел VI. Методическая работа,

Который включены:

  • Открытые просмотры педагогической деятельности, взаимные посещения;
  • Обучающие семинары, семинары практикумы;
  • Консультации;
  • Наставничество;
  • Работа методического кабинета;
  • Самообразование.
  • График прохождения аттестации;
  • Курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

СЛАЙД 13

АНАЛИЗ КАДРОВОГО СОСТАВА

По уровню профессионального образования

На сегодняшний день в Центре продолжается работа по формированию сплоченного, работоспособного коллектива педагогов.

8 педагогов имеют высокий потенциал личностного развития, стремящиеся к саморазвитию и развитию взаимодействия с окружающими коллегами.

12 педагогов больше склонны к исполнительской роли в педагогической деятельности и в установлении взаимоотношений в коллективе, не проявляют творческой инициативы.

6 педагогов с большим творческим потенциалом, но имеют трудности в установлении контактов с коллегами, (неуверенность в своих силах, низкий уровень ответственности к выполнению профессиональных обязанностей). Это связано с постоянно меняющимся составом педагогического коллектива. За период первого полугодия коллектив сменился на 30%, что обусловлено молодым контингентом педагогических работников. Тем не менее, положительная динамика наблюдается и подтверждается формальными показателями, где отмечается устойчивый рост количества педагогов имеющих высшее профессиональное образование. На переподготовку и обучение было направлено 14 человек.

СЛАЙД 14

Сравнительная диаграмма образовательного уровня педагогических работников ДОУ за 3 года

Отмечается увеличение количества педагогов имеющих квалификационную категорию.

СЛАЙД 15

Таблица «Квалификация педагогов»

СЛАЙД 16

Сравнительная диаграмма уровня квалификации педагогических работников ДОУ за последние 3 года

СЛАЙД 17 Таблица 4 Награды, звания имеют 5 педагогов

СЛАЙД 18 Таблица «ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ»

Опыт работы

СЛАЙД 19 Сравнительная диаграмма стажа работы

Педагогических работников ДОУ за 3 года

СЛАЙД 20

Возрастная характеристика педагогического состава (в процентном и количественном соотношениях).

СЛАЙД 21 СТАБИЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

СЛАЙД 22 Анализ владения педагогами компетентностями представлен в таблице 8

СЛАЙД 23 ФОТО КОПИИ СВИДЕТЕЛЬСТВ О ПРОХОЖДЕНИИ КУРСОВ ИКТ, СЕРТИФИКАТОВ О ПУБЛИКАЦИЯХ ПЕДАГОГОВ, МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ, ПРОЕКТОВ.

СЛАЙД 24 Анкетирование и/или тестирование:

СЛАЙД 25

ФОТОГРАФИИ ПЕДАГОГОВ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ЗАДАНИЯ

СЛАЙД 26

В практике работы методической службы Центра используется система индивидуального сопровождения педагогов.

Выбор оптимального варианта методической работы предполагает всестороннее изучение личности и деятельности воспитателя дошкольного учреждения. В основе системы сопровождения лежит распределение педагогов на группы с учётом стажа педагогической деятельности, а так же дифференцированный подход к педагогу в соответствии с результатами педагогического мониторинга.

СЛАЙД 27-28 Проблемный анализ профессионализма педагогов по результатам диагностической деятельности

СЛАЙД 29

Заполнение педагогических паспортов позволяет условно разделить педагогический коллектив на 4 условные группы:

СЛАЙД 30

Эффективные формы работы с педагогическим коллективом

СЛАЙД 31

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ:

Педагогический час, консультации,

Электронная страница и электронный механизм сбора информации через электронную почту .

Наиболее эффективны и популярны среди педагогов такие формы работы:

мастер-класс

Педагогическая мастерская

творческая лаборатория.

СЛАЙДЫ 32-35 «Решение годовых задач различными формами »

СЛАЙД 36

ФОТОГРАФИИ СЕМИНАРОВ-ПРАКТИКУМОВ, ЭССЕ, КОПИЙ УДОСТОВЕРЕНИЙ О ПРОХОЖДЕНИИ КПК, КОПИИ ДИПЛОМОВ И ГРАМОТ ЗА ПОБЕДУ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСАХ, ОТКРЫТЫХ ПРОСМОТРОВ, МАСТЕР – КЛАССОВ, СКРИНШОТА СТРАНИЦЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ, КОНСУЛЬТАЦИИ.

Следующим приоритетным направлением деятельности методической службы является адаптация молодых специалистов, не имеющих профессионального опыта.

СЛАЙД 37-38 Наставничество

Наставники имеют планы работы с молодыми специалистами, проводят индивидуальную работу по оказанию практической, теоретической, методической и психолого-педагогической помощи педагогам.

Постепенно при поддержке наставника молодой воспитатель начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с детьми и их родителями. Наставник помогает овладеть искусством общения, найти подход к любому родителю, а через него узнать как можно больше о ребенке, и в целом установить доверительные отношения с детьми, а в дальнейшем завоевать любовь детей и уважение их родителей. Наставники и молодые специалисты при взаимном посещении занятий и режимных моментов заполняют тетрадь взаимопосещений.

СЛАЙД 39 ПЛАН РАБОТЫ «ШКОЛЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА»

СЛАЙД 40 Этапы профессионального становления молодого специалиста

I этап – стажировка (первый год работы). Выпускник колледжа или вуза осознает свои возможности как педагога, начинает понимать свою значимость для детей, их родителей, всего коллектива ДОУ. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении. Осознание недостаточного владения содержанием работы с детьми заставляет его заняться самообразованием.

II этап - развивающий (2-3 год работы). Идет процесс развития профессиональных умений, накопление опыта, поиск лучших методов воздействия на группу детей в процессе воспитательно-образовательной работы, вырабатывается свой стиль в работе, появляется интерес к опыту коллег.

III этап - становление (4-5-й год работы). В деятельности педагога начинает складываться система.

IV этап - совершенствование (более 5 лет работы), саморазвитие, освоение новых педагогических технологий.

СЛАЙД 41 Интерактивные формы и методы в работе

с молодыми специалистами

ФОТОГРАФИИ

СЛАЙД 42 РАБОТА ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Состав творческой группы:

ФОТОГРАФИИ

Заседания творческой группы проводятся первый понедельник месяца, на которых в соответствии с планом разрабатываются положения об организации и проведении смотров, конкурсов в Центре.

ФОТОГРАФИИ

СЛАЙД 43 Работа методического кабинета

Расширение и модернизация методического оснащения

ФОТОГРАФИИ

Пополнение фонда медиатеки

ФОТОГРАФИИ

Накопление и систематизация материалов, созданных педагогическими работниками

ФОТОГРАФИИ

Разработка материалов (электронный вариант) по тематике педагогических советов

ФОТОГРАФИИ

Размещение материалов педагогов и специалистов на сайте

ФОТОГРАФИИ

Издание и публикация материалов конференций

ФОТОГРАФИИ

Пополнение фонда методической, научно-практической, периодической, информационной литературы

ФОТОГРАФИИ

СЛАЙД 44 Самообразование .

Все педагоги работают по индивидуальным планам профессионального развития. При составлении индивидуальных планов и выборе методической темы педагоги в мае представляют «Пояснительную записку», в которой обозначают актуальность выбора данной темы (после проведенного анализа педагогической диагностики, выделяю проблему, определяют цель и ставят задачи, обосновывают использование средств) и разрабатывают план, определяя способы реализации.

План работы по самообразованию

СЛАЙД 45 Методические темы по самообразованию педагогических работников

СЛАЙД 46 ФОТОГРАФИИ ПАПОК ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

СЛАЙД 47 График прохождения аттестации педагогическими р аботникам и

СЛАЙД 48 График прохождения аттестации педагогическими работниками

СЛАЙД 49 МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

СЛАЙД 50 Курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации .

В период с 2015 по 2016 год курсы повышения квалификации и переподготовку прошли 23человека, что составляет 85% от общего числа педагогов, включая использование дистанционных образовательных технологий и обучение в форме вебинаров.

Курсы профессиональной переподготовки

Курсы повышения квалификации по ФГОС

СЛАЙД 51

Курсы повышения квалификации в период с апреля по октябрь 2015 года по дополнительной профессиональной программе «Деятельный подход к воспитательно-образовательному процессу в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» прошли из 26 человек – 23, что составляет 85% (не прошли курсы специалисты и вновь прибывшие сотрудники)

СЛАЙД 52

В течение учебного года 2 воспитателями логопедической группы пройдены курсы повышения квалификации

СЛАЙД 53

Чёткость в организации профессиональной деятельности.

Многообразие применения методов и приёмов работы с детьми.

Динамика педагогического сопровождения индивидуального развития ребёнка в течение года.

Эмоционально благоприятный микроклимат в группе.

Информационная обеспеченность каждого направления работы.

Популярность среди воспитанников, родителей, коллег.

Широта охвата проблем, решаемых за счёт социальных связей с государственными и общественными структурами.

Педагогическая целесообразность методического обеспечения.

Наличие публикаций, обобщение и представление опыта на муниципальном, региональном, федеральном и международном уровне.

Повышение педагогического мастерства педагогов через привлечение их к участию в конкурсных проектах.

СЛАЙД 54

Информация об участии педагогов ЦРР МДОУ – детский сад №1 «Мечта» г.Ртищево Саратовской области в конкурсах различного уровня

СЛАЙД 55

Муниципальные конкурсы: «Лучший педагогический сайт», «Ярмарка педагогических идей», «Триумф мастерства»,

Региональные конкурсы «Лидеры дошкольного образования» «Саратов сегодня»

Всероссийские конкурсы: «Таланты России», «Требования ФГОС к системе дошкольного образования», «Мой мастер – класс».

Международные конкурсы «Лучший мастер-класс»

СЛАЙД 56

Педагоги активно:

Представляют опыт работы на районных МО «Калейдоскоп педагогический идей», тема «Организации совместной проектной деятельности взрослых и детей в рамках реализации ФГОС ДО»;

Принимают участие во всероссийских семинарах «Самообразование педагога - основа профессиональной компетенции педагога» , «Творческая деятельность педагога как необходимое условие креативного развития детей» , в о всероссийском дистанционном осеннем фестивале работников образования «Творчество педагогов» на портале «Одаренность.RU» www.ya-odarennost.ru

во всероссийских вебинарах «Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения», «Самообразование, как необходимое условие повышения профессиональной компетентности педагога», во всероссийском дистанционном конкурсе педагогов «Вернисаж изобразительного искусства».

С целью повышения компетентности в использовании ИКТ –технологий, изучаются учебно-методические материалы, размещённые на портале «Открытое образование».

Участие в муниципальных и всероссийских профессиональных конкурсах – это стремление не только к передаче своего, но и восприятию чужого опыта, профессиональное честолюбие, конкурентоспособность. Сам факт участия в каком-либо профессиональном конкурсе, независимо от достигнутого результата (победа или участие) определенно свидетельствует в пользу претендента, так как характеризует его стремление к постоянному повышению профессиональной компетентности, возможности для профессионального роста.

Итогами работы самообразования стало использование при организации воспитательно-образовательных мероприятий дошкольного учреждения положительного педагогического опыта.

В 2015-2016 учебном году и в 1 полугодии 2016 -2017 учебного года была организована работа над повышением педагогического мастерства, применялись активные методы обучения, использовался опыт педагогов.

Перед методической службой Центра развития ребёнка стоят следующие задачи:

1. Создание образовательной среды позволяющей реализовать творческий потенциал каждого ребёнка, педагога, всего педагогического коллектива.

2. Ориентация педагогов на самообразование, саморазвитие, самосовершенствование.

С начала учебного года 17 педагогов и специалистов приняли участие в муниципальных заседаниях методических объединений и семинарах. На базе МДОУ в октябре был проведен семинар "Поколение NEXT"

Профессиональное развитие педагога ДОУ – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала.

СЛАЙД 57

Модель организации методического сопровождения, которая создана в Центре на основе диагностико- прогностической деятельности. При создании системы мониторинга, направленного на отслеживание уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ и повышение качества образования, можно активно привлекать педагогов ДОУ к участию в конкурсных проектах. Только при изучении личностных и профессиональных качеств педагога и через создание собственного стиля педагогической деятельности каждого педагога можно добиться высокого качества образования в ДОУ.

Модель методического сопровождения в ДОУ

СЛАЙД 58

Правильно организованное методическое сопровождение педагогов способствует развитию профессиональной компетентности конкретного педагога в области содержания дошкольного образования, развитию его эрудиции, а также необходимых для педагога – практика свойств и качеств личности.

Современный педагог должен быть конкурентоспособным и уметь позиционировать себя в условиях ДОУ.

В организации методической поддержки:

Создаются условия для распространения и внедрения практического опыта в

деятельность других образовательных организаций;

Создается механизм отражения, хранения и анализа результатов педагогического мониторинга реализации ООП ДО.

СЛАЙД 59

В системе управления качеством образования (новые подходы и технологии, новизна в системе взаимодействия с партнерами):

Появился механизм получения результатов и осуществления коррекции образовательного процесса в ДОУ;

У педагогов появилась возможность самостоятельно и компетентно оценить качество образования в ДОУ и реализацию образовательных задач в группах, в отношении каждого ребенка;

Появилась возможность расширения перспектив развития ОУ, определения новых целей, расширение пространства образовательных областей.

В организации профессиональной деятельности и профессионального развития педагога:

повысилась профессиональная компетентность педагогов ДОУ;

повысилась заинтересованность педагога к проведению мониторинга и в положительной динамике результативности освоения программы, изменились методы проведения мониторинга и коррекции индивидуального развития ребенка;

повысилась сплоченность в работе педагогического коллектива, неформальное принятие и достижение общих целей, реализация общих задач.

Задачи, поставленные в текущем учебном году, реализованы в полной мере и способствовали достижению ключевых результатов.

Достаточный уровень нормативного обеспечения по мониторинговой деятельности.

Достаточный уровень методической активности - деятельность по созданию методических продуктов.

Достаточный уровень влияния инноваций для целей и задач ФГОС, включая профессиональное развитие педагогов.

СЛАЙД 60

В новом учебном году планируется:

* продолжать организацию наставничества, осуществляя психолого-педагогическую и методическую помощь молодым специалистам;

* стимулировать педагогов к повышению квалификации;

* активизировать работу с родителями, приглашая их на консультации, открытые мероприятия;

* направлять педагогических работников, нуждающихся в повышении квалификации по различным направлениям развития детей и овладении технологиями развивающего обучения (учителя-логопеды, музыкальные руководители, педагог – психолог, инструктор по физической культуре).

СЛАЙД 61

Результат соответствует следующим параметрам:

1) осознанная готовность педагогов ДОУ к реализации новых образовательных стандартов;
2) субъектная позиция педагога в отношении внедрения ФГОС дошкольного образования,
3) повышение профессиональной компетентности педагогов;
4) активизация педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности;
5) самореализация педагога в профессиональной деятельности .


Светлана Луткова
Методическое сопровождение деятельности педагогов в Дюсш

Спорт представляет собой собственно соревновательную деятельность , специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, ей присущие. На современном этапе развития общества основными критериями физического совершенства служат нормы и требования государственных программ в сочетании с нормативами единой спортивной классификации. Важное место в сфере физической культуры и спорта и в современной системе образования нашей страны занимают спортивные школы, являющиеся учреждениями дополнительного образования спортивной направленности.

Спортивная школа является одной из самых динамичных и развивающихся образовательных систем : сегодня она наиболее открыта и свободна от стандартного подхода (постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми, возможна творческая авторская позиция педагога .

Образовательная система должна формировать и развивать личностные качества и ценности, учить способности мыслить, жить в новых условиях рыночной экономики, учить толерантному мышлению и коммуникативности.

Ключевую роль в условиях модернизации в системе образования призван сыграть кадровый потенциал.

Основной путь, существенно влияющий на повышение уровня педагогического мастерства педагогов , – это четкая организация методической работы .

Основным фактором реализации такой деятельности является системное методическое сопровождение .

Методическое сопровождение деятельности педагогов является актуальным , так как модернизация системы образования требует создания и развития различных направлений повышения профессиональной компетентности педагогов .

Методическое сопровождение педагога - важнейший способ организации методической деятельности в образовательной организации, позволяющий максимально удовлетворять потребности педагогов в получении своевременной методической помощи при решении образовательных задач в условиях модернизации образования.

Поэтому особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога . Во время повышения профессионального уровня происходит осмысление собственного педагогического опыта и выработка своей педагогической позиции .

Решение задач, стоящих перед спортивной школой, зависит с одной стороны, от адекватного понимания и описания системы функционирования, а с другой – от внедрения в практику современных методик , научно-педагогических технологий и достижений в тренировочный процесс, направленный на конечный результат. Он предполагает не только особую мотивационно-целевую ориентацию педагогического коллектива , но и новый подход к научно-методическому и информационному обеспечению, организации работы, анализу, планированию, контролю и регулированию всей деятельности .

В данной разработке раскрываются механизмы методического сопровождения тренировочного процесса, обеспечивающие переход из функционирующего в развивающийся режим.

Методическое сопровождение деятельности педагога будем рассматривать как целостную, системно организованную деятельность , в процессе которой создаются условия для профессионального роста педагога , развития его профессионально-педагогической компетентности , т. е. как управленческую технологию организации сотрудничества субъектов.

Методическое сопровождение предполагает непрерывную (заранее спланированную) деятельность , направленную на предотвращение трудностей или освоение нового. Исходя из определения организационно-методического сопровождения , субъекту образования предоставляется большая самостоятельность в плане принятия решения о необходимости оказания ему помощи. Кроме того, «создание условий» говорит о свободе выбора субъектом образования того или иного пути решения проблемы.

Программа методического сопровождения рассматривается через последовательную реализацию следующих шагов :

Диагностики сути проблемы;

Информационного поиска методов для ее решения ;

Обсуждения вариантов решения проблемы и выбора наиболее целесообразного пути ее решения;

Оказания первичной помощи на этапе реализации плана решения.

В процессе деятельности были проведены мероприятия :

Разработана разноуровневая модель методического сопровождения педагогической деятельности ДЮСШ , исходя из конкретных условий, образовательных запросов и потребностей тренеров-преподавателей;

Разработаны механизмы интеграции своих педагогических находок через работу мастер-классов в рамках семинаров-практикумов;

Функционирует система мониторинга педагогического процесса ;

Идет работа по обновлению дополнительных образовательных программ,

созданию рабочих программ и методических рекомендации ;

Оказывается консультативная и практическая помощь в оформлении и разработке программ и другой учебной документации;

Отработан механизм мониторинга результативности соревновательной деятельности спортсменов .

В качестве способов и средств организации деятельности могут использоваться : современные технологии обучения, в том числе информационно-коммуникационные, дистанционное обучение, диалог и др. Для методистов важно , что эти способы содержат в себе рефлексивную основу как необходимый элемент и показатель качества взаимодействия в системе непрерывного повышения квалификации.

Кроме того, к формам методического сопровождения педагогов относят :

Организацию методической поддержки (консультирование, тьюторство, помощь в работе творческих групп, общешкольные семинары, педагогические советы ). Это направление носит в основном характер передачи информации, но формы здесь могут быть самыми разнообразными. Их можно разделить на активные (дискуссии, тренинги и т. д.) и пассивные (выступление на педсовете, конференции; анкетирование (другие формы опроса) ; ознакомление с печатной информацией (книги, учебные пособия) и т. д.);

Создание организационных и методических (консультирование) условий для участия педагогов в различных мероприятиях : курсы, конференции, методические объединения , круглые столы, семинары практикумы и т. д. ;

Оказание методической поддержки (тьюторство) для педагогов ;

Информационная поддержка участия педагогов в различных педагогических мероприятиях (конференции, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства) по представлению, обобщению своего опыта.

Успешно включаются в учебно-тренировочный процесс : открытые занятия, педагогические (тренерские) советы, родительские собрания, мастер-классы, педагогические чтения .

Регулярно, в целях пропаганды здорового образа жизни, проводятся спортивно-массовые мероприятия.

Ведется методическая работа с тренерско-преподавательским составом по оформлению «Портфолио тренера» . Такая работа, по сути, представляет панораму передового опыта и позволяет педагогическому коллективу лучше узнать своих коллег, получить позитивную, доброжелательную оценку своей деятельности . Это требует полноценной теоретической и методической подготовки , побуждает тренеров-преподавателей к рефлексии своей деятельности и мотивации освоения новых ступеней мастерства и профессионализма, которые задают более высокую планку и рождают стимулы к дальнейшему росту.

Методическое сопровождение конечно , это очень серьезная и ответственная работа, в ходе которой могут возникнуть трудности и проблемы. Но ее конечный результат, принесет радость и удовлетворение всем участникам образовательного процесса.

Любое изменение подразумевает переход из одного состояния в другое. Другое по качеству, другое по уровню, другое по степени соответствия внешней системе требований и нашей системе ценностей.

Если изменениями не управлять, они все равно произойдут, независимо от того, хотим мы этого или нет. Вот только совсем не факт, что они будут именно такими, как нам хочется. Управление предназначено именно для того, чтобы перевести систему в желательное для нас состояние. Чтобы работать в таких условиях, которые нам подходят. Чтобы делать то, что нам нравится. Чтобы получать от своей работы удовлетворение.

ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

АННОТАЦИЯ

В статье описаны особенности и проблемы организационно-методического сопровождения и методической поддержки деятельности педагогов в изменяющихся условиях развития образования и реализации ФГОС. Определяются содержание, формы и условия реализации организационно-методического сопровождения, его роль и место в системе работы МБОУ СОШ № 4.

Важным условием реализации ФГОС основного общего образования является создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение деятельности педагогов на всех этапах реализации требований ФГОС.

Успешная организация методической работы – одно из важных направлений в развитии и функционировании каждого образовательного учреждения. Одним из условий готовности образовательной организации к введению ФГОС ООО является создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение деятельности педагогов на всех этапах реализации требований ФГОС ООО.

План организационно-методического сопровождения в педагогике рассматривается через последовательную реализацию следующих шагов:

    диагностики сути проблемы;

    информационного поиска методов для ее решения;

    обсуждения вариантов решения проблемы и выбора наиболее целесообразного пути ее решения;

    оказания первичной помощи на этапе реализации плана решения.

В качестве способов и средств организации такой деятельности могут использоваться: современные технологии обучения, в том числе информационно-коммуникационные, дистанционное обучение, игра, диалог, фокус-группы, тьюторство, командообразование и другие .

Для нас важно, что эти способы содержат в себе рефлексивную основу как необходимый элемент и показатель качества взаимодействия в системе непрерывного повышения квалификации.

ПРОБЛЕМЫ

При реализации организационно-методического сопровождения профессионального роста педагогов нами выявлены следующие проблемы:

1. Отсутствие развитой структуры организации деятельности по организационно-методическому сопровождению учителей различных категорий и уровня квалификации.

2. Недостаток разработанных систем контрольно-диагностической и мониторинговой деятельности.

3. Недостаточно отработанные формы взаимодействия с другими организациями в системе повышения квалификации.

4. Становление взаимосвязей и взаимодействия с методическими службами школ.

5. Сложности в организации площадок «демонстрации» продуктивности проектов учителя в виде методических конкурсов, творческих смотров, фестивалей, совместных выставок учителей и учащихся, презентаций и др.

ЦЕЛЕВЫЕ ОРЕНТИРЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ:

1. Сопровождением в педагогике считается особый вид взаимодействия, имеющий целью создание благоприятных условий развития субъектов взаимодействия;

2. Организационно-методическое сопровождение представляет собой целостную, системно организованную деятельность в системе непрерывного повышения квалификации;

3. Цель организационно-методического сопровождения – способствовать самостоятельному поиску оптимальных решений, опираясь на уже имеющийся опыт;

4. Организационно-методическое сопровождение в системе непрерывного повышения квалификации характеризуется полифункциональностью.

Позволяет получить положительный результат в их достижении единая методическая тема школы «Профессиональный стандарт учителя, как объективная система оценивания квалификации учителя» и реализация модуля Программы развития школы на 2015-2018 годы «Совершенствование учительского корпуса».

ПРИНЦИПЫ:

К принципам сопровождения мы относим:

    ответственность субъекта за выбор решения (тот, кто сопровождает, имеет только совещательные права);

    приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность и системность сопровождения;

    индивидуальный подход, приоритетность самостоятельного обучения востребованность результатов обучения в практической деятельности.

Необходимо определить отличие организационно-методического сопровождения от другого распространенного способа оказания помощи субъектам образования – методической поддержки, который, как и организационно-методическое сопровождение, реализуется в сфере образования и является частью непрерывного повышения квалификации.

Под методической поддержкой мы понимаем разные виды методической работы по достижению поставленной цели. Цель методической поддержки – освоение содержания обучения на основе рациональных методов обучения; повышение уровня общедидактической и научно-методической подготовленности обучающихся к реализации задач новых образовательных стандартов; обмен опытом между обучающимися, выявление особенностей, специфики, рисков реализации стандартов и разработка мер по их предупреждению.

    углубленное изучение основ теории и практики социальных процессов общества;

    изучение новых методов обучения и воспитания на основе опыта педагогов новаторов и творчески работающих педагогов;

    изучение нормативных документов руководящих органов образования;

    знакомство с научными открытиями, рационализаторскими предложениями в области учебной и учебно-методической работы;

    изучение психолого-педагогической литературы по вопросам обучения и воспитания обучающихся, а также по проблемам управления образовательным процессом в общеобразовательном учреждении;

    изучение передового опыта работы коллег в школе, городе, районе и другое;

    работа над единой методической темой;

    поиск, обобщение, анализ и внедрение передового и управленческого опыта ОУ в различных формах.

    методическое сопровождение самообразования и саморазвития педагогов через механизм аттестации;

    разработка, анализ и внедрение современных методик образования и воспитания;

    разработка системы мониторинга образовательного процесса в школе через внедрение тестовой, диагностической базы;

    просветительская деятельность и информационная поддержка педагогов;

    система демонстрации результатов труда педагогических работников.

Продуманная и планомерная методическая работа, направленная на повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ООО, осуществляется через систему таких мероприятий как:

    заседания предметных методических объединений;

    тематические педагогические советы;

    заседания научно-методического совета школы;

    заседания постоянно действующей рабочей группы;

    практико-ориентированные, проблемные и обучающие семинары;

    тренинги;

    стажёрские и консультативные площадки;

    институциональные, муниципальные и окружные мастер-классы и круглые столы;

    «открытые» учебные и внеклассные занятия;

    институциональные, муниципальные, окружные и всероссийские конкурсы педагогического мастерства, инновационных форм учебных занятий, педагогических разработок.

Теоретическими предпосылками организации методической работы в ОУ являются труды ученых: М.М. Поташника, Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова, Ю.А. Конаржевского, Л.П. Ромадиной, Т.Н. Макаровой, В.М. Лизинского, Ю.К. Бабанского и других. Анализ исследований по проблеме сопровождения (Н. Г. Битянова, О. С. Газман, Г. А. Давыдова, Е. И. Казакова, М. С. Полянский, И. П. Соловьёва и др.) позволил установить, что сопровождение является самостоятельной сферой педагогической деятельности, порожденной гуманизацией образования.

УПРАВЛЕНИЕ СОПРОВОЖДЕНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Понимание сопровождения как управленческой технологии позволяет решить проблему организационно-методической деятельности в обучении педагогов, как в курсовой, так и межкурсовой период.

Анализ теории и психологии управления (В. С. Лазарев, М. М. Поташник, В. Ю. Кричевский, А. И. Китов, В. Д. Шадриков, М. Марков) позволил уточнить компонентный состав (структуру) и содержание организационно-методического сопровождения: диагностико-аналитический, ценностно-смысловой, методический, прогностический. В методическом блоке выделяется три модуля: информационно-методический, организационно-методический и практический (опытно-внедренческий). Организационно-методический модуль направлен на организацию и проведение системы различных методических мероприятий по повышению квалификации педагогов: семинаров (проблемно-целевых, научно-методических, проектировочных и др.), «круглых столов», стажировок, тематического индивидуального и коллективного консультирования.

Рефлексивное управление непрерывным повышением квалификации педагогических работников планируется к осуществлению по следующим направлениям:

    Организация работы по внедрению системы менеджмента качества в учреждения образования.

    Моделирование системы повышения квалификации в контексте компетентностного подхода.

    Диагностика образовательных потребностей педагогов на различных этапах их профессионального развития.

    Организационно-методические условия профессионально-личностного развития педагогов в аттестационном процессе.

    Организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности.

    Создание системы управления качеством образовательных услуг.

    Психологические, педагогические и методические аспекты управления профессионально-личностным развитием педагогических кадров в межкурсовой период.

    Управление самостоятельной работой педагогов по повышению квалификации в межкурсовой период.

    Методическое сопровождение профессионально-личностного становления молодых педагогов.

    Дистанционные формы повышения квалификации педагогических кадров: организационные и методические аспекты.

    Совершенствование управления качеством образования на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий.

УСЛОВИЯ

Основными условиями, обеспечивающими эффективность реализации организационно-методического сопровождения деятельности педагога, являются:

    включение педагога в событийные общности, в которых происходит не только профессиональное, но и духовное его развитие;

    содействие профессиональной идентичности педагога в процессе принятия и освоения профессиональных ценностей;

    использование возможностей гуманитарной экспертизы в познании личности педагога во всех ее проявлениях и создании педагогических ситуаций, способствующих развитию внутреннего потенциала;

    совершенствование механизмов управления, направленных на мотивацию профессионального роста педагога: психологических (система вызовов; накопительная система оценки достижений; карьерный рост педагога) и экономических (бонусная система денежного вознаграждения, компенсационный пакет, социальное партнерство)

СОТРУДНИЧЕСТВО С ВЫСШИМИ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ

Вуз

Мероприятие

Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Академическая гимназия СПбГУ

Консультирование, организация участия педагогов школы во Всероссийской научно-методической конференции «Университетская гимназия», «Информационные технология для Нашей Новой школы»

    Санкт-Петербургский государственный университет (СПб ГУ),

    Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича (СПб ГУТ),

    Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, точной механики и оптики (СПб ГУ ИТМО),

    Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» (НМСУ),

    Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ).

Организация и участие школьников под руководством учителей в системе дистанционных олимпиад и конкурсов вузов.

Участие в выездных мероприятиях для абитуриентов, посещение музеев, выставок, методических центров указанных вузов

ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

К формам организационно-методического сопровождения педагогов мы относим:

    Организацию методической поддержки (консультирование, тьюторство, помощь в работе творческих групп, общешкольные семинары, педагогические советы). Это направление носит в основном характер передачи информации, но формы здесь могут быть самыми разнообразными. Их можно разделить на активные (дискуссии, деловые игры, тренинги и т.д.) и пассивные (выступление на педсовете, конференции; анкетирование (другие формы опроса); ознакомление с печатной информацией (книги, учебные пособия) и т. д.);

    Создание организационных (работа ресурсных кабинетов или информационных центров) и методических (консультирование) условий для участия педагогов в различных мероприятиях: курсы, конференции, методические объединения, круглые столы, семинары практикумы и т. д.;

    Оказание методической поддержки (тьюторство) для педагогов, ведущих свою научно-исследовательскую деятельность, педагогический эксперимент;

    Информационная поддержка участия педагогов в различных педагогических мероприятиях (конференции, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства) по представлению, обобщению своего опыта.

Формы методической работе в условиях введения ФГОС делятся на дидактические и организационные.

К дидактическим формам работы, позволяющим повысить уровень квалификации, результативности, профессиональной культуры педагога, относим:

    выступления (доклады) на педчтениях, семинарах и конференциях разного уровня, на тематических педагогических советах школы, заседаниях школьных (НМС, МО, ВТГ) и городских творческих групп педагогов;

    проведение индивидуальных консультаций для коллег;

    организацию тренингов для педагогов;

    творческие отчеты по презентации педагогического опыта работы (с использованием фото- и видеоматериалов, мультимедийной версии презентации и др.);

    участие в профессиональных смотрах-конкурсах, фестивалях разного уровня;

    участие в профессиональных методических и творческих выставках;

    участие в создании общешкольных тематических методических альбомов;

    проведение открытых учебных занятий и внеклассных мероприятий, родительских собраний;

    разработка и выполнение профессиональных индивидуально-творческих проектов.

К организационным формам (структурам методических служб) относим:

    педагогический совет школы;

    научно-методический совет;

    методическая школа молодого специалиста;

    профессиональные педагогические объединения (методические объединения, творческие дуэты, временные творческие группы);

    педагога как отдельную самодостаточную структуру (индивидуальное профессиональное педагогическое самообразование, самоаттестация, консультирование и консультация);

    экспертный Совет и временные экспертные группы;

    психолого-медико-педагогический консилиум;

    службу информационного сервиса.

Важной задачей является организация информационного обеспечения деятельности педагогов. Ее успешной реализации способствуют структуры информационного сервиса: методический кабинет, методические лаборантские, библиотека.

Их основные функции:

1) формирование банка данных педагогического опыта учителей школы;

2) оказание помощи педагогам и школьникам в научной организации труда;

3) создание условий для оптимального доступа к любой информации;

4) оперативная помощь.

Педагоги, имеющие методический статус могут создавать иные структуры, организующие методическую работу в школе по определенным направлениям. Принимая активное участие в работе этих структур, педагог может в полной мере себя проявить как:

    «педагог – организатор» (планирует, организует и проводит организационно-педагогические мероприятия),

    «педагог – передатчик» (распространяет свой практический опыт работы, делится накопленными профессиональными знаниями, формирует профессиональные умения у коллег);

    «педагог – преемник» (обучается сам, получает новые профессиональные знания и умения, перенимает опыт у коллег).

Индивидуальная работа с педагогом – важная составляющая целостной системы методической работы. В школе выделены четыре составляющие методической работы педагога: самообразование, самоаттестация, консультирование (у коллег) и консультация (для коллег).

Приоритетны в индивидуальной работе с педагогом посещение учебных занятий и внеклассных мероприятий, что позволяет оказывать консультативную помощь по разработке новых занятий, а также вести поиск лучших образцов педагогической деятельности (методов и приемов обучения, отбора содержания и т.п.) с целью их обобщения и распространения в коллективе, а также привлечения лучших педагогов к организации методической работы в школе.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ.

В названную работу вовлекаются наиболее опытные педагоги школы, которые:

    участвуют в организации семинаров и конференций районного и окружного уровней, проводимых на базе школы;

    оказывают индивидуальную консультативную помощь коллегам города и района в рамках реализации плана опорной школы по направлениям:

    психолого-медико-педагогическая реабилитация школьников в образовательном учреждении, коррекционная педагогика;

    воспитание патриотизма средствами музейной педагогики.

    дают открытые уроки в рамках КПК;

    руководят профессиональными методическими объединениями педагогов – ГМО;

    работают во временных экспертных группах по аттестации педагогов при районной аттестационной комиссии Департамента образования;

    являются членами предметной комиссии при Департаменте образования по проверке олимпиадных работ учащихся, письменных экзаменационных работ выпускников школ, претендующих на медаль, участвуют в мониторинге качества проверки выпускных работ;

    являются экспертами аттестационной комиссии департамента образования ЯНАО по аттестации муниципальных образовательных учреждений.

Аттестация работника школы – процедура оценки его профессионализма, в том числе и результатов методической работы. В процессе аттестации решаются такие важные задачи как выявление реального уровня преподавания, воспитания и определение резервов повышения профессионального мастерства.

В процессе подготовительного, предаттестационного и аттестационно-экспертного этапов педагоги реализуют свой творческий педагогический потенциал, используя и органично сочетая представленные выше различные дидактические и организационные формы методической работы на институциональном, районном , окружном, региональном и федеральном уровнях. Аттестация педагогических работников в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 49) проводится в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям на основе оценки их профессиональной деятельности, с учетом желания педагогических работников в целях установления квалификационной категории. Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям должна осуществляться один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми образовательными организациями.

ЛОГИКА ДЕЙСТВИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЯ

    Диагностируем по каждому критерию разделов профессионального стандарта Учителя (самодиагностика + наблюдения администрации+ аттестация учителя на соответствие занимаемой должности)

    По результатам диагностики определяем проблемные зоны в развитии профессиональных компетентностей Учителя по направлениям: профессиональные знания; профессиональные умения; профессиональные действия и пр.

    Ранжируем выявленные проблемные зоны.

    По проблемам, носящим «массовый» характер проводится фронтальная работа: семинары, методические советы, дебрифинги, конференции и пр.

    По проблемам, носящим «индивидуальный» характер проводится адресная работа с учителем: составление программы профессионального роста, наставничество молодых специалистов, тематическая курсовая переподготовка и пр.

    По вопросам развития узконаправленных компетентностей специалисты школы (педагоги-психологи, логопеды, социальные педагоги и пр.) проводят практические семинары

Для достижения результатов основной образовательной программы в ходе ее реализации проводится оценка качества и результативности деятельности педагогических работников с целью коррекции их деятельности, а также определения стимулирующей части фонда оплаты труда.

Критерии оценки результативности деятельности педагогических работников разработаны образовательной организацией на основе планируемых результатов (в том числе для междисциплинарных программ) и в соответствии со спецификой основной образовательной программы образовательной организации. Обобщенная оценка личностных результатов учебной деятельности обучающихся осуществляется в ходе различных мониторинговых исследований. При оценке качества деятельности педагогических работников учитывается востребованность услуг учителя (в том числе внеурочных) учениками и родителями; использование учителями современных педагогических технологий, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих; участие в методической и научной работе; распространение передового педагогического опыта; повышение уровня профессионального мастерства; работа учителя по формированию и сопровождению индивидуальных образовательных траекторий обучающихся; руководство проектной деятельностью обучающихся; взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса и др.

Мониторинг достижений ПЕДАГОГОВ на основе измеряемых критериев:

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

    Повышение уровня базового образования учителей.

    Увеличение доли педагогических работников, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности.

    Расширение использования ИКТ в образовательном процессе школы.

    Участие и победы педагогов в профессиональных конкурсах/ программах.

    Привлечение на работу педагогов до 30 лет и специалистов, не имеющих педагогического образования.

    Совершенствование форм методической работы.

    Повышение компьютерной грамотности и информационной культуры учителей.

    Повышение доли педагогов, являющихся субъектами инновационной деятельности.

    Развитие кооперации школы с педагогическими вузами для проведения исследований прикладного характера.

    Реализация специальных программ стимулирования педагогов.

    Профилактика профессиональных деформаций и выгорания учителей.

    Диверсификация возможностей повышения квалификации педагогов.

    Внутришкольное обучение педагогов.

    Включение учителей в конкурсное движение.

Понятно, что ни один человек не может соответствовать всем квалификационным требованиям, и каждый директор школы вправе сосредоточить усилия на конкретных аспектах деятельности: предметном, воспитательном, работе с одаренными, с трудными, с инвалидами – в зависимости от особенностей своей образовательной организации. Кроме того, никто не требует от учителя, например, корректировать сложные отклонения в поведении ребенка, но его главная задача – суметь вовремя распознать те или иные проблемы (будь то задержка в развитии или умственная отсталость или просто дефицит внимания) для того, чтобы направить ребенка к нужному специалисту. Учитель в данном случае выступает в роли социального терапевта, который обнаруживает проблему и при необходимости направляет пациентов к разным специалистам. Поэтому одно из главных требований – умение взаимодействовать с другими специалистами: психологами, социальными педагогами, дефектологами и т.д.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

    Решетников В. Г., Тюменский областной государственный институт развития регионального образования. Организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка деятельности педагогов в условиях модернизации образования, 2014 г.

    Радионова, Н. Ф. Исследование проблем высшего педагогического образования как путь совершенствования многоуровневой подготовки специалиста в сфере образования /А. П. Тряпицына, Н. Ф. Радионова // Подготовка специалиста в области образования: Научно-исследовательская деятельность в совершенствовании профессиональной подготовки: коллективн. моногр. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. –Вып. VII. – С. 7–17.

    Кирдянкина, С. В. Научно-методическое сопровождение профессионального роста учителя: автореф. дис. … канд. пед. наук / С. В. Кирдянкина. – Хабаровск, 2011. – 24 с.

Все формы методической работы, направленные на методическое обеспечение и сопровождение педагогов, К. Ю. Белая представляет в виде двух взаимосвязанных групп:

  • групповые формы - педагогические советы, семинары, семинары- практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения и коллективные просмотры педагогического процесса, творческие микрогруппы, школы передового опыта, работа по единым методическим темам, деловые игры, мозговой штурм и т.д.;
  • индивидуальные формы - самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество, дневник воспитателя и т.д.

Организация общего методического пространства осуществляется через деятельность педагогического совета, который является творческой мастерской педагогов совместно со старшим воспитателем. Проведение педсоветов по традиционной методике не учит педагогов новому знанию и опыту. Обновление форм и содержание педсоветов дают возможность принимать решения и осуществлять выбор, обмениваться мнениями, общаться друг с другом, сотрудничать. Поэтому современная работа педсоветов строится на основе диалога, это свободный обмен мнениями педагогического сообщества о путях решения проблем, а не пассивное слушание докладов; обучение аналитической деятельности на примере анализа педагогических ситуаций, моделирования психолого-педагогических ситуаций, индивидуальных и групповых консультациях по конкретным проблемам, возникающим в ходе реализации образовательного процесса, открытые просмотры разных видов детской деятельности, режимных моментов, а не только занятий и др.

На основе интерактивного обучения совместно обсуждаются актуальные вопросы, коллегиально решаются проблемы и др. Это позволяет увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. В настоящее время разработано много форм такой интерактивной групповой работы: деловые игры, мастер-классы, педагогические тренинги, конкурсы профессионального мастерства, практикумы, семинары-практикумы, коллективные просмотры, смотры-конкурсы, конференции, педагогические чтения, консультации, наставничество, самообразование. Их используют с целью повышения социально-психологической и педагогической культуры педагогов, развития коммуникативных умений и навыков благодаря педагогике сотрудничества.

На основе собранных данных анализируют уровень профессионализма педагогов дошкольной образовательной организации, составляют программы их профессионального роста. Сегодня возможности повышения квалификации и дополнительного образования педагогов дошкольной образовательной организации широки, а формы их активизации различны для совершенствования профессионального мастерства. Успешное профессиональное развитие специалистов достигается за счет сочетания различных форм работы: регулярное прохождение курсов повышения квалификации и переподготовки, знакомство с новыми технологиями обучения и воспитания дошкольников, взаимодействие с родителями через специализированные издания - журналы по дошкольному образованию, методическую литературу, участие в конкурсах, которые проводят издательства. В периодике публикуются как теоретические основы деятельности специалистов сферы дошкольного образования, так и практические наработки (авторские разработки педагогов) для использования в образовательном процессе.

К примеру, согласно приказу Министерства образования Московской области от 28.12.2009 № 2804 «Об организации региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Московской области» дошкольные образовательные организации активно перестраиваются и организуют разнообразные дополнительные формы обучения педагогов на местах. Повышению компетентности педагогов способствует их участие в региональных мероприятиях: тематических и научно-практических конференциях, обучающих и проблемных семинарах, круглых столах. Формы работы определяются с учетом категорий педагогов, уровня их подготовленности, стажа и образования.

Действенной формой управления педагогами и повышению их квалификации в дошкольной образовательной организации служит организация работы проблемной или творческой группы под руководством старшего воспитателя, которая создается из опытных, высококвалифицированных, творческих педагогов, заинтересованных в изучении и распространении передового педагогического опыта. Такая группа позволяет решить целый ряд задач: накопление педагогических материалов, разработка нормативно- правовой документации (например, положения о мониторинге качества образовательного процесса), анализ результатов деятельности по методической теме и др.

Можно выделить методические объединения, которые формируются из опытных высококвалифицированных педагогов, способных к творческой работе, их цель - реализация практических мероприятий, базирующихся на достижениях науки и передового опыта и направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, что способствует повышению качества дошкольного образования. При этом повышение компетентности педагогов дошкольной образовательной организации реализуется через систему разных форм методической работы: работа детского сада по методической теме, самообразование.

В детском саду также может быть создан совет по инновациям. Его деятельность направлена на объединение инновационного потенциала работников, практическое обновление содержания образовательного процесса, востребованное новой педагогической ситуацией и влияющее на стратегическое управление развитием самого детского сада. Деятельность такого совета позволяет дошкольной образовательной организации работать в инновационном режиме, сформировать сотрудников готовность осваивать и внедрять теоретические инновации в практику.

Внедрение инноваций осуществляется поэтапно:

I этап - помощь педагогам в овладении теоретическими знаниями в области инноваций, организуются лекции, проблемные семинары, круглые столы, дискуссии, интерактивные игры, самостоятельная работа и другие формы с приглашением представителей науки, могут быть консультации в режиме он-лайн с целью выявления проблем и поиска путей их решения;

II этан - разработка концепции, программы инновационного содержания, внедрение и апробация в образовательный процесс, например, разработка проектов;

III этап - обобщение педагогического опыта педагога или творческой группы и распространение через участие и выступления на конференциях, издание печатных публикаций и т.д.

К инновациям можно отнести конкурсную работу, работу экспериментальных и стажеровочных площадок. Конкурсная работа осуществляется как внутри детского сада (например, конкурс наглядного материала, конкурс педагогических идей, педагогического мастерства), так и в социуме (на муниципальном, региональном, федеральном уровнях). Это особая организация методической работы с активным включением педагогов, которая позволяет повысить их профессионализм, предоставляет возможность по-другому посмотреть на свою работу, познакомиться с опытом коллег, получить удовлетворение от творчества.

К примеру, в начале такой работы можно провести тренинг по методике Э. де Боно «Шесть шляп мышления » . Цель этого тренинга:

  • показать процесс создания, освоения и распространения инноваций, обеспечивающих современное качество образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации;
  • повышение научно-педагогического потенциала дошкольной образовательной организации посредством включения педагогов в научно-исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельность по актуальным проблемам;
  • формирование мотивационной, методологической и технологической готовности педагогов к освоению инноваций.

В ходе тренинга педагоги, познакомившись с инновационным опытом, могут высказывать свое мнение и опасения, проявлять чувства, надевая шляпы шести цветов :

Затем можно организовать дискуссию для педагогов с интерактивными заданиями «Лестница инноваций» . В ходе такой формы методической работы педагоги, определившиеся с составом микрогруип и тематикой работы своей группы в инновационном контексте, определяют этапы работы, выстраивают логику процесса создания и освоения инноваций, пользуясь макетом лестницы. Такая форма работы позволяет сконструировать инновацию «от теории к практике», двигаясь по ступеням, определить теоретическое, методическое и дидактическое наполнение выпускаемой ими методической продукции.

Такой инновационный режим функционирования предполагает работу экспериментальных площадок, деятельность которых связана с поиском, разработкой и апробацией новых педагогических идей, находок или открытий, включением их в образовательную деятельность организации. Для этого разрабатывается концепция, программа экспериментальной площадки, план проведения мероприятий, который реализуется в форме исследовательских проектов, семинаров, круглых столов, мастер-классов, обеспечивая консультативную поддержку педагогам со стороны представителей науки, стимулирование и развитие педагогического творчества, обобщение педагогического опыта, создание методических разработок, их распространение.

Итоговый уровень инновационно-методической компетентности педагогов и его динамика изучается методистом детского сада с помощью экспертной оценки по нескольким критериям Ромашкова Е. И. Картотека форм познавательной деятельности учащихся. М. : ТЦСфера, 2005.

  • Яковлева Г. В. Как оценить профессиональную и методическую компетентность педагога инновационного дошкольного образовательного учреждения // Дошкольное воспитание. 2009. № 10. С. 88-94.