Могилевский государственный областной институт развития образования. Могилевский государственный областной институт развития образования Могилевский областной институт развития

Управление образования Могилевского облисполкома

Учреждение образования

«Могилевский государственный областной институт развития образования»

Могилёв, 2011

Составители:

Грибанова Ж.М. – старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования УО «Могилевский государственный областной институт развития образования», методист отдела дошкольного воспитания

Ярошева Н. А. - старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования УО «Могилевский государственный областной институт развития образования», начальник отдела дошкольного воспитания

3 выпуск вестника дошкольного образования подготовлен по итогам областной панорамы опыта дошкольных учреждений Могилевской обрасти по организации образовательных услуг по подготовке детей к школе в разных формах дошкольного образования.

Введение …………………………………………………………. 4

Миницентр предшкольного развития ребенка ГУО «Дошкольный

Центр развития ребенка № 2 г. Могилева» ………………………. 5

Организация дополнительных образовательных услуг в кружке по

Подготовке к школе ГУО «Ясли - сад № 95 г. Могилева» ……… 6

Организация дополнительных образовательных услуг в кружках

«Обучающая и развивающая математика» и «Занимательная

Грамматика» ГУО «УПК ДСШЭУ г. Могилева» ……………….. 7

Субботняя школа развития детей 5-6 летнего возраста Дмитриевского

УПК ЯС/БШ филиал ГУО «Слободская базовая школа» Кличевского

Района ………………………………………………………………… 8

Организация дополнительных образовательных услуг в кружке «Школа

Гениев» ГУО «Ясли - сад № 5 г. Кличева»………………………… 9

Организация дополнительных образовательных услуг в кружке

«Развивающие игры» ГУО «Ясли - сад № 10 «Росинка»

Г. Осиповичи» ……………………………………………………….. 10

ВВЕДЕНИЕ

В дошкольных учреждениях Могилевской области сложились определенные традиции в подготовке детей дошкольного возраста к дальнейшему школьному обучению.

Эффективность деятельности в данном направлении обусловлена соблюдением педагогами в разных формах дошкольного образования ряда условий:


  • личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком;

  • направленность на развитие творческих способностей дошкольников в различных видах деятельности (игра, познавательно-практическая деятельность, общение, изобразительная деятельность, конструирование, театрализованная деятельность и др.), в которых закладываются предпосылки готовности ребенка к школе;

  • организация игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;

  • моделирование образовательной среды, способствующей его личностному и познавательному развитию.
В системе работы органов управления Могилевской области традиционным стало ежегодное обновление банка данных о дошкольниках, не посещающих дошкольные учреждения, выявляются причины непосещения и образовательные потребности таких семей. Так, на 1 октября 2010 года в Могилевской области 251 ребенок 5-летнего возраста не посещает дошкольное учреждение. С учетом сложившейся образовательной ситуации возникает необходимость охвата детей старшего дошкольного возраста разными формами дошкольного образования с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе.

Подготовка детей к школе осуществляется в традиционных формах дошкольного образования (ясли - сад, детский сад, УПК «ДССШ»), в которых наряду с образовательным процессом по программе «Пралеска» функционируют дополнительные образовательные услуги по подготовке детей к школе. Эффективной формой подготовки детей к школе являются группы кратковременного пребывания, субботние школы и другие.

В 3 выпуске информационного вестника представлен региональный опыт организации образовательных услуг по подготовке детей к школе, с которым участники областной панорамы опыта знакомились на базе дошкольных учреждений Кличевского района.

Сложившаяся система работы дошкольных учреждений по организации образовательных услуг по подготовке детей к школе в Могилевской области имеет свои положительные результаты. Такая работа формирует позитивное общественное мнение о дошкольном учреждении, повышает спрос родителей на образовательные услуги, обеспечивает их доступность, качество подготовки детей для дальнейшего школьного обучения, способствует более легкой адаптации будущих школьников в новой социальной среде.

Миницентр

предшкольного

развития ребенка

ГУО «Дошкольный центр

развития ребенка № 2

г. Могилева»

Дошкольный центр развития ребенка № 2 г. Могилева является участником республиканского инновационного проекта «Внедрение модели личностного развития ребенка в условиях преемственности дошкольного учреждения и школы».

Важнейшими особенностями непрерывного образования в условиях взаимодействия ДЦРР №2 г. Могилева и школы являются:


  • Преемственность между дошкольным и начальным образованием определяется на уровне целей и задач образования.

  • Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется степенью готовности ребенка самостоятельно добывать и применять знания.
Ведущая цель подготовки ребенка к школе - формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью:

Любознательности;

Инициативности;

Самостоятельности;

Произвольности;

Творческого самовыражения.

При этом знания, умения и навыки рассматриваются в качестве важнейшего средства развития ребенка.

На базе ДЦРР создан миницентр предшкольного развития ребенка, в котором работают совместно с педагогами дошкольного учреждения учителя начальной школы, обладающие творческой активностью, познавательной инициативностью и креативностью мышления. Педагогическое общение с дошкольниками в миницентре носит игровой, творческий и результативный характер.

Организация дополнительных

образовательных услуг

Кружок

по подготовке к школе

ГУО «Ясли-сад № 95

г. Могилева»


Девизом в организации дополнительных образовательных услуг по подготовке к школе педагоги дошкольного учреждения взяли слова Б.П. Никитина: «Чтобы дети были способными и талантливыми – помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но … не опаздывайте и, помогая… думайте сами».

Основная цель кружковой работы – развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста.


  • Развивать познавательные психические процессы.

  • Стимулировать любознательность, стремление к рассуждению и поиску.

  • Формировать навыки учебно-познавательной деятельности.

  • Развивать чувство уверенности в своих возможностях.
В структуре кружковых занятий - мнемические тренинговые упражнения на развитие памяти; решение логических задач; игры и упражнения на развитие умения выделять в предметах от 1 до 4 различных свойств (цвет, форма, размер, толщина); игры на развитие способности к распределению и переключению внимания; упражнения на развитие ориентировки на листе бумаги.

На занятиях кружка широко используются наборы палочек Кюизенера, блоки Дьенеша, таблицы и карточки-схемы для решения логических задач А. Зака, развивающие игры А.А. Столяра.

Обучение с увлечением дает высокий результат – большинство выпускников дошкольного учреждения становятся учениками ГУО «Гимназия № 1 г. Могилева».

Организация дополнительных

образовательных услуг

Кружки

«Обучающая и развивающая математика»

«Занимательная грамматика»

«УПК ДСШЭУ

г. Могилева»

В условиях учебно-педагогического комплекса функционируют кружки по интересам в соответствии с запросами родителей. Среди которых особое место отводится деятельности кружков интеллектуально-познавательной направленности: «Занимательная грамматика», «Развивающая и обучающая математика».

На занятиях кружка «Обучающая и развивающая математика» дети открывают мир чисел и фигур, решают проблемные ситуации, сравнивают и сопоставляют, устанавливают сходства и различия, анализируют маленькие математические проблемы, учатся ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию, что является необходимым условием подготовки к школе.

Деятельность кружка «Занимательная грамматика» направлена на обеспечение аналитико-синтетического подхода в обучении детей чтению.

В структуре занятий: вводная часть, интеллектуальная разминка, выполнение обучающих игровых заданий и упражнений, заключительная часть.

Дидактическую оснащенность составляют:


  • наглядные и дидактические пособия: наборы геометрических форм и фигур, наборы цифр, модели часов и календарей, логические таблицы, лабиринты, ребусы, настольно-печатные математические игры и др.

  • слоговые таблицы, наборы картин для составления предложений, схемы слов, предложений, наборы графических упражнений и др.
В совместной деятельности руководителя кружка и ее воспитанников нет сильных и слабых, умелых и неумелых. Все – и педагог и ребята увлечены процессом обучения, помогают друг другу, делятся впечатлениями и результатами, радуются совместным удачам и утешают

друг друга в неудачах.

Субботняя школа развития детей 5-6 летнего возраста

филиал

«Слободская базовая школа»

Кличевского района

Субботняя школа развития детей 5-6 летнего возраста, не посещающих дошкольное учреждение, функционирует с 2010-2011 учебного года с целью оказания квалифицированной помощи родителям в подготовке детей к школе.

Задачи образовательного процесса:


  • сохранение и укрепление здоровья ребенка;

  • пробуждение у ребенка любознательности, исследовательских интересов;

  • развитие инициативности и самостоятельности;

  • выявление и развитие творческих способностей;

  • развитие коммуникативных способностей и социального опыта;

  • формирование готовности ребенка к школьному обучению;
Занятия проводят учителя начальных классов по субботам: 4 занятия продолжительностью 20 минут по следующим образовательным областям:

  • Обучение грамоте.

  • Математика.

  • Мир природы.

  • Мир музыки.

Планирование образовательного процесса осуществляется по программе образовательных услуг для детей шестого года жизни, не посещающих дошкольное учреждение, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь. В работе с дошкольниками используется учебно-методический комплекс «Мои первые уроки»: И.В. Житко «Математический калейдоскоп», Д.Н. Дубинина «Мир вокруг меня», Л.С. Ходонович «Путешествие в мир музыки». В обучении грамоте педагоги используют методику Н.С. Старжинской.

На занятиях широко применяются игровые приемы обучения, физкультминутки, рефлексия по итогам работы на занятиях.

Опыт функционирования субботней школы высоко оценен родителями воспитанников и руководством отдела образования Кличевского райисполкома.

Организация дополнительных

образовательных услуг

Кружок «Школа гениев»

ГУО «Ясли-сад № 5

г. Кличева»

Образовательный кружок «Школа гениев» (руководитель Войтусенок Е.В.) на протяжении нескольких лет организован в старшей группе дошкольного учреждения с целью ознакомления детей с буквами алфавита, обучения слоговому чтению.

В основу работы кружка положена методика Е.Н. Бахтевой «Школа гениев», авторские курсы которой прошла бывший руководитель дошкольного учреждения – мама Е.В. Войтесенок. Она и познакомила дочь с «Букварем» и методикой работы с ним.

Предложенный букварь является уникальным пособием, который помогает детям, начиная с двухлетнего возраста, научиться читать. Своеобразие методики заключается в том, что каждой букве соответствует свой образ, поэтому дети с удовольствием занимаются с ним и никогда не путают даже внешне похожие буквы. Буквы в нем «живые», каждая имеет свою форму, цвет, свой неповторимый образ.

В кружке дети знакомятся с буквами алфавита, учатся называть их по порядку и вразнобой, отрабатывают навыки чтения слов с открытыми и закрытыми слогами, учатся составлять предложения. В работе педагог использует иллюстративный материал, артикуляционную гимнастику при постановке буквы перед зеркалом, дидактические игры «Найди пару», «Гласные против согласных» и др.

Основным девизом в работе педагога являются слова П.Буаста «Образование – клад, труд – ключ к нему!» Успехи детей в кружке оцениваются педагогом похвалой, золотистой звездочкой, медальонам «Умники и умницы», дипломами достижений.


Организация дополнительных

образовательных услуг

Кружок «Развивающие игры»

ГУО «Ясли-сад № 10

«Росинка»

г. Осиповичи»

Деятельность кружка «Развивающие игры для детей дошкольного возраста» организована педагогом – психологом ГУО «Ясли-сад № 10 «Росинка» г. Осиповичи» с целью формирования психологической готовности ребенка к успешному обучению в школе.

В процессе кружковых занятий решаются следующие задачи:


  • Развивать произвольность познавательных психических процессов.

  • Повышать уровень произвольности поведения будущих первоклассников.

  • Развивать мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию и графические навыки.

  • Развивать эмоционально-коммуникативные умения.

  • Формировать мотивы учения и положительного отношения к школе.

Занятия проводятся с детьми старшей группы 2 раза в неделю продолжительностью 20-25 минут. Курс рассчитан на 60 кружковых занятий. Занятия предусматривают последовательное усложнение развивающих игр, заданий и упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В структуре занятий – приветствие, комплекс развивающих игр и упражнений на развитие познавательных психических процессов, динамическая минутка, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие мелкой моторики и графических навыков, рефлексия.

Руководитель кружка Немцова Ю.А. свои убеждения подтверждает высказыванием Л.А. Венгера: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться…»

Учреждение образования «Могилевский государственный областной институт развития образования» (далее – МГОИРО, институт) является учреждением дополнительного образования взрослых, которое реализует образовательную программу повышения квалификации руководящих работников и специалистов, программу стажировки руководящих работников и специалистов, выполняет информационно-аналитическую, научно-методическую, организационно-методическую и иные функции по обеспечению развития системы образования Могилевской области в сфере дополнительного образования взрослых.

Сегодня это современное многофункциональное учреждение, которое сочетает функции повышения квалификации педагогических кадров и развития областной системы образования в целом. В структуре учреждения: 2 кафедры, 6 центров, 12 отделов, 1 управление, библиотека, бухгалтерия.

Сотрудники института – это высококвалифицированные специалисты, среди которых: кандидаты наук, отличники образования Республики Беларусь, авторы и рецензенты учебных программ и учебно-методических комплексов для системы дошкольного, общего среднего образования и образования взрослых, члены государственных экзаменационных комиссий высших учебных заведений, члены предметных секций Научно-методического совета Министерства образования Республики Беларусь, рецензенты и оппоненты диссертационных исследований, монографий, учебников и учебно-методических пособий.

МГОИРО как учреждение, функционирующее в сфере непрерывного педагогического образования, активно взаимодействует с учреждениями дошкольного, общего среднего, специального, профессионального, среднего специального, высшего и дополнительного образования.

С полным правом можно говорить, что институт выполняет сегодня роль научно-методического центра по развитию образования в Могилевской области. Но институт развивается и сам, стремясь быть достойным конкурентом на рынке профессиональных услуг дополнительного образования взрослых. В образовательном процессе активно используются информационные технологии, возможности сетевой инфраструктуры взаимодействия с педагогами области за счет добавления системы видеоконференций «Open Meetings», заочная (дистанционная) форма обучения, работает беспроводное интернет-соединение Wi-Fi. Информация о деятельности института представлена в сети Интернет через сервис YouTube, создан видеоканал УО «Могилевский государственный областной институт развития образования», на котором размещаются подготовленные видеоматериалы. На веб-сайте института функционирует «Виртуальный кабинет организаторов образования», «Областной профориентационный портал».

Институтом осуществляется целенаправленная работа по организации и обеспечению непрерывного профессионального образования, направленного на повышение уровня профессиональных знаний и умений, совершенствование деловых и общественно-значимых качеств руководящих работников и специалистов развитие профессиональных компетенций педагогических работников; оказание методической поддержки специалистам системы образования в решении задач, связанных с повышением качества и эффективности образовательного процесса.

Институт усовершенствования учителей при Могилевском областном отделе народного образования был создан в 1939 году в соответствии с решением Совнаркома БССР. Создание такого типа учреждения было вызвано необходимостью более целенаправленной работы с педкадрами области, так как например: из 10 тыс. учителей только 1,5 тыс. имели высшее образование.

В этот период времени институт активно использует для повышения квалификации учителей вечерние и воскресные курсы педагогических работников, проводит семинары с учителями – предметниками, организовывает практические занятия и открытые уроки, циклы лекций и докладов на педагогические и общеобразовательные темы с выездом лекторов и докладчиков в районы и школы области, обобщает и распространяет передовой опыт.

В период оккупации г.Могилева немецко-фашистскими захватчиками институт не работал. В ноябре 1944 г. в соответствии с постановлением СНК БССР № 801 институт усовершенствования учителей возобновил свою деятельность. Директором был назначен Пугачев Кирилл Афанасьевич. В 1944-1948 гг., из-за отсутствия денежных средств и необходимых помещений, в основном, проводились мероприятия на местах: очно-заочные курсы для учителей, семинары для директоров школ, школьных инспекторов и зав. райметодкабинетами.

Сотрудники института в послевоенный период часто выезжали в районы области, бывали в школах, выступали с сообщениями и докладами на «Дне учителя» и т.д. Небольшим коллективом института (всего – 5 чел.) в 1946 -1947 учебном году, было подготовлено и выслано в районы 20 методических разработок по различным учебным дисциплинам, совместно с обкомом комсомола выпущена брошюра «Краткие сведения по географии и истории Могилевской области».

В 1949 г. директор института Пугачев К.А. был удостоен ордена «Знак Почета». В 1949-1965 гг. директором ИУУ работал Черняков Александр Михайлович, депутат Верховного Совета БССР I созыва, заслуженный учитель республики. С 1966 по 1988гг. директорами ИУУ являлись Калистратов Михаил Матвеевич и Карпилович Алла Тимофеевна, имевшие богатый педагогический опыт, заслуженные учителя БССР.

В 1984 году на базе института проводился Всесоюзный семинар директоров институтов усовершенствования учителей. В период с 1988 по 2005гг., на протяжении 17 лет коллектив института возглавлял Ярошев Аркадий Михайлович, ранее работавший заведующим областным отделом народного образования, награжденный знаком «Отличник просвещения СССР». За успехи в работе по повышению квалификации учителей Могилевский ИУУ неоднократно награждался грамотами Министерств просвещения БССР, СССР, а заместитель директора Андрюхина Л.Г., заведующий кабинетом воспитательной работы Зеньков Г.И. методист Погужельская В.Е. были удостоены звания «Заслуженный учитель БССР».

В 1998г. ИУУ преобразован в УО «Могилевский государственный областной институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов и специалистов образования», была проведена реструктуризация с целью приближения к ВУЗовской структуре. В 2008г. институт преобразован в УО «Могилевский государственный областной институт развития образования». 212011, г.Могилев, пер.Березовский, 1 «А».