Технология «создания ситуации успеха. Ситуация успеха как педагогический приём в современной образовательной практике Создание ситуации успеха в обучении


6


У. Черчилль () 7


8






11


12


Снятие страха, напряжения Не бойтесь! Ничего страшного! Усиление мотива Это очень нужно для работы, важно для… Авансирование успеха У Вас обязательно получится! Инструктирование Начните вот так.. Эмоциональная поддержка Молодец! Прекрасно! Здорово! Алгоритм создания атмосферы доброжелательности: 13












Создание ситуаций успеха приводит к сотрудничеству учителей с учащимися. - несимметричность взаимодействия, т. е. ребенок, осуществляет поиск недостающих ему знаний; - познавательная инициатива ребенка, ученик активен, понимает, что ему еще надо узнать; обращение с конкретным запросом нового знания, т. е. обращение в случае незнания к учителю без жалобы на свои трудности. 19


Учитель должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться; такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутренние удовлетворение; помнить что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать ситуации успеха. 20




С педагогической точки зрения ситуация успеха - это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь высоких результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом, это- результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики учителя. С психологической точки зрения успех- это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпадал с ее надеждами, ожиданиями, либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. А.С. Белкин 22


Ситуация успеха - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех- результат подобной ситуации. Ситуация- это то, что способен организовать учитель. Ситуация успеха может стать своего рода пусковым механизмом дальнейшего движения личности. А.С.Белкин. 23








1. Снятие страха Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили». 27


2. Авансирова ние успешного результата Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. «У вас обязательно получиться..» «Я даже не сомневаюсь в успешном результате». 28










7. Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение». «Больше всего мне в твоей работе понравилось…» «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы». 33


Схема формирования адекватных реакций на неуспех (за основу берутся рекомендации Н.Л. Белопольской), может состоять из следующих этапов: -создается ситуация искусственного успеха путем исключения затруднительных для ребенка элементов деятельности, -обучение конкретной операции в ситуации успеха, когда достижения подчеркиваются, а недостатки игнорируются, -учитель обращает внимание на недостатки выполнения задания, но не порицает, а хвалит ребенка за старание и упорство, при этом обучает алгоритму выхода из ситуации неуспеха (порядку действий в случае ошибки), -совместный поиск учителем и ребенком средств создания ситуации успеха, исправление ошибок по знакомому алгоритму, -самостоятельное исправление ребенком ошибок как средство достижения успеха 34


Положительная "Я - концепция -предоставлять возможности и помогать детям, реализовать себя в положительной деятельности ("В каждом ребенке – чудо, ожидай его"). 35


Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее ("Все дети талантливы" – вот убеждение учителя). 36


Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость: "Учиться победно!". 37


Исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, "Я-концепции" ребенка ("Ребенок хорош, плох его поступок"). 38


Снятие страха и напряжения («Не бойтесь!, «Ничего страшного!») Усиление мотива («Это очень нужно для работы студии!») Авансирование успеха («У Вас обязательно получится!») Инструктирование («Начните делать так…») Эмоциональная поддержка («Молодец!, «Прекрасно!») 39








43




"Мы живем в этом мире только тогда, когда мы его любим." – Рабиндранат Тагор "Ни одна задача не является трудной, если занимаешься любимым делом." – Вадим Котельников 45



Надо создавать ребенку ситуации успеха, когда, чего-то достигнув, ребенок мог сказать: "Ура" У меня получилось! Я сделал это!". Что же может способствовать успеху вашего ребенка в школе? Следуйте этим 10 советам - и вы увидите, как ваш ребенок начнет преуспевать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы родителям.

Как создать ситуацию успеха у ребенка.

Надо создавать ребёнку СИТУАЦИИ УСПЕХА, когда, что-то достигнув, ребёнок мог бы сказать: «Ура! У меня получилось! Я сделал это!». Возможно, вы удивитесь, но придет ли успех к вашему ребенку или его постигнет неудача, во многом зависит от вас. Такие ситуации для подрастающей личности могут создать только взрослые. Мудрые и любящие взрослые, находящиеся рядом.

В результате исследований выяснилось, что негативнее всего на успеваемость школьников влияют недостаток сна, неправильное питание, ожирение и отсутствие родительской поддержки.

Наиболее же высокие результаты в школе показывают учащиеся из семей, которые ведут здоровый образ жизни, по мере возможности придерживаются четкого режима дня и умеют находить устраивающее всех решение в любой ситуации.

Чем вы можете способствовать успеху вашего ребенка в школе? Следуйте этим 10 советам - и вы увидите, как ваш ребенок начнет преуспевать.

Совет 1. Ведите здоровый образ жизни.

Никто не может хорошо выполнять что-то, если чувствует себя плохо. Чтобы помочь вашему ребенку лучше учиться в школе, сформируйте у него здоровые привычки и обеспечьте дома правильный режим работы и отдыха. Выберите время отхода ко сну так, чтобы ваш ребенок достаточно отдохнул, и настаивайте на соблюдении распорядка дня. Если ночью его организм достаточно отдохнул, вам не придется утром уговаривать ребенка поесть - аппетит у него будет. Вам же останется только приготовить для школьника здоровый завтрак - например, кашу и какао с тостом. Вообще поощряйте занятия ребенка в различных кружках и спортивных секциях - это поможет вам минимизировать время, которое ребенок проводит у телевизора, играя в видеоигры, слушая музыку и пользуясь компьютером.

Совет 2. Придерживайтесь установленного распорядка дня.

Большинство детей быстро привыкают к четкому режиму дня и структурированным занятиям - это помогает им самостоятельно правильно организовывать свои действия. Например, когда ребенок одевается, застилает кровать и завтракает, вы можете упаковывать ему с собой обед и сложить в школьную сумку тетради со сделанными домашними заданиями и спортивную форму. Когда он возвращается домой днем, вы даете ему перекусить, и затем он делает домашнюю работу, пока вы готовите ужин. Ваш распорядок дня может отличаться, но основной принцип обязательности остается схожим - каждый день ваш ребенок знает, чего ожидать и что ему делать.

Совет 3. Создайте ребенку «стартовую платформу».

Опытные родители знают, насколько важно для ребенка, чтобы у него было четко определенное место, где можно сложить рюкзаки, куртки, обувь, коробки с обедом, другие учебные принадлежности. Некоторые называют это «стартовой платформой», а другие - плацдармом. Как бы вы ни называли это, но обязательно оборудуйте уголок, где ваш ребенок сможет хранить предметы, которые ему нужны для школы каждый день, и следите, чтобы он поддерживал там порядок. Тогда вы всегда будете знать, где найти нужную вещь в утренней спешке.

Совет 4. Организуйте для ребенка правильное рабочее место.

В школе у вашего ребенка есть парта или стол, за которым он работает. Там достаточно света, много подставок и оборудованное помещение. Почему бы не обеспечить ребенку схожую обстановку для выполнения домашних заданий? Правильно организованное пространство для работы часто делает ее выполнение более легким и веселым. Особенно это важно для детей младшего школьного возраста. Письменный стол - это отлично, но встроенная в шкаф откидывающаяся полка-столешница или местечко на кухне тоже подойдут.

Совет 5. Читайте всегда и везде.

Часто говорят, что дети проводят первые несколько лет в школе, учась читать, а остальную часть жизни читают, чтобы учиться. Письменное слово - это ворота ко всем видам обучения, и чем больше вы читаете вашему ребенку, тем больше у него шансов стать в будущем хорошим специалистом.

Старайтесь каждый день найти время для совместного чтения - давайте ребенку возможность почитать вслух для вас и читайте сами, получая обоюдное удовольствие от этого процесса.

Совет 6. Учите детей постоянно.

Помните, что домашнее образование играет решающую роль в мотивации и опыте познания.

Ищите способы учить вашего ребенка в течение всего дня. Например, кулинария соединяет в себе химию, математику и физику. Используйте время, когда вы готовите ужин, как возможность научить ребенка придерживаться прочитанной инструкции и правильно дозировать продукты. Попутно можно обсудить компоненты блюда, выдвигать гипотезы («Что произойдет, когда я разобью яичную скорлупу?»).

Совет 7. Будьте примером.

Как и все детеныши, человеческие дети учатся, подражая взрослым. Пусть ваши дети видят вас читающими или осваивающими нечто новое. Найдите время, чтобы самим овладеть новыми полезными навыками, и обсудите полученные умения с ребенком. Хорошо, если в то время, когда ваши дети делают домашние задания, вы тоже будете чем-то заняты - садитесь и оплачивайте счета, шейте, мастерите или делайте другую домашнюю работу.

Совет 8. Разговаривайте с детьми каждый день.

Вы знаете, как ваш ребенок чувствует себя в своем классе, как общается с учителем и одноклассниками? Если нет, то расспросите его об этом. Поговорите с ребенком о том, что он любит и не любит в школе. Давайте ему возможность высказаться, поведав вам о своих проблемах, успехах или разочарованиях, ежедневно. В дальнейшем возьмите за правило беседовать с ребенком о прошедшем дне, поддерживайте и воодушевляйте его, хвалите за достижения и усилия.

Совет 9.Будьте в курсе дел ребенка.

Не ограничивайтесь общением только с вашим ребенком - познакомьтесь с его учителями (тренерами) и будьте на постоянной связи с ними по телефону или электронной почте, чтобы вы могли обсудить любые новости или проблемы, как только они возникнут. Таким образом не только удобно задать интересующие вас вопросы, но и выслушать учителей, если у них появятся какие-либо опасения по поводу вашего ребенка.

Совет 10. Настраивайте ребенка на успех.

Возможно, наиболее действенный способ поддержать усилия вашего ребенка в школе - это ожидать от него успеха и вселять в него уверенность, что он непременно достигнет цели.

Это не означает, что вы должны требовать, чтобы он непременно был лучшим учеником, или лучшим спортсменом, или лучшим художником. Но он должен знать, что вы ожидаете от него приложения максимума усилий, «всего возможного» для достижения цели. Ведь только в этом случае он будет гордиться тем, чего он смог достичь.

Если вы будете ждать от него не получения высоких оценок, а качественного выполнения работы и обеспечите такую домашнюю обстановку, которая бы способствовала нормальному обучению, тогда ваш ребенок приложит максимум усилий, чтобы в меру своих способностей стать лучшим учеником.

Создавайте для ребёнка ситуации успеха!


Юркина Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 31 с УИП ХЭП"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, ХМАО - Югра
Наименование материала: мастер- класс
Тема: "Как создать ситуацию успеха на уроке в начальной школе?"
Дата публикации: 23.12.2015
Раздел: начальное образование

Мастер – класс «Как создать ситуацию успеха в школе?»
Юркина С.В., учитель начальных классов МБОУ «СШ № 31 с УИП ХЭП», г. Нижневартовск ХМАО - Югра - Здравствуйте уважаемые коллеги. Свой мастер-класс мне хочется начать с притчи: - Сэр, в чем секрет вашего УСПЕХА?” - спросил репортер успешного человека. - Всего два слова! - И какие же, сэр? - Правильные решения! - И как же вы принимаете правильные решения? - Одно слово. - И что это за слово? - Опыт! - А как вы получаете этот самый опыт? - Два слова. - И какие же? - Неправильные решения… - Для того, чтоб ребенок был успешен, нужно создавать ситуацию успеха, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Именно через успех у ребенка развиваются учебно - универсальные действия. - Что же такое успех? - Успех - это внутреннее состояние человека, возникающее в результате ситуации успеха. Успех легко измерить. Это расстояние между тем, с чего вы начинали, и вашим последним достижением. У вас на столах лежат чистые листы бумаги и карандаши. Разбейтесь на пары. Ваша задача ничего не говорить, а нарисовать рисунок одним карандашом, держась за карандаш вместе. - Скажите, что мешало вам нарисовать картину? - Достигли вы успеха в этом деле? Почему? - Давайте разберёмся, что делать, чтобы добиться успеха. Создание ситуаций успеха в детском коллективе оказывает влияние не только на настроение учеников, но и на качество обучения. Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли
учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? В настоящее время ответы на данные вопросы достаточно актуальны для нас с вами. Они и станут предметом нашего разговора. В основе ожидания успеха у младшего школьника – стремление заслужить одобрение старших: учителя, родителей. Ув. коллеги, учителя начальных классов, как никто знают, что в начальной школе очень важно заинтересовать ребенка на новый для них вид учебной деятельности. Малышей можно научить только тогда, когда им интересно. Ситуация успеха важна для каждого человека, а для ребенка тем более. В рамках ФГОС, новых нормативных документов по модернизации образования в Ро ссии акцент делает ся н а индивидуализацию обучения, на выстраивание работы с одаренными детьми, на создание комфортных условий для каждого ученика. Поэтому мы с вами прекрасно понимаем значимость создания ситуации успеха для каждого ребенка, как на уроке, так и во внеурочной деятельности, в семье, во взаимоотношении с друзьями, одноклассниками. Я предлагаю вам стать помощниками моего мастер - класса. Я буду делиться своим опытом и очень жду, чтобы каждый из вас озвучил свои находки, свои приемы. И тогда у нас с вами получится большая методическая копилка по созданию успеха ребенка в школе.
Технология

игра “Волшебный стул”
(по Н.Е. Щуровой). Вы знаете, что в дружном коллективе видят не только и не столько недостатки, а главное, видят достоинства друг друга. Давайте поучимся замечать хорошее у своих друзей. А поможет вам в этом “волшебный стул”. (На “волшебный стул” приглашается один из участников игры: как только он садится, “высвечиваются” и становятся очевидными только все его достоинства). Назовите все достоинства вашего одноклассника. Эти упражнения помогают детям обрести уверенность в себе. Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции класса. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции классного коллектива, которые дают возможность ученику почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Начнем с урока.

Вы в роли ученика. Закончите его мысль… 1. Если я получаю хорошую оценку - это значит, что... 2. Если я получаю плохую отметку - это значит, что... 3. Мне всегда приятно, когда взрослые в школе... 4. Когда я смотрю на учителя, мне кажется, что... 5. Я чувствую себя уверенно, когда в школе...
А теперь поделитесь, какие чувства вы испытали, будучи в роли учеников? И всегда ли мы создаем ситуацию успеха, чтобы поддержать ребенка?
Как создать «ситуацию успеха» на уроке?
Приемов много. Я расскажу о тех наиболее интересных, нестандартных приемах, которые я использую в своей практике.
1 Прием. Эмоциональные поглаживания.
- «Молодец», «умница», «ребята, я горжусь вами», «Замечательно» - это похвала. Не бойтесь дарить добрые слова, их никогда не бывает много.
2. Анонсирование.
Учитель заранее предупреждает школьника о предстоящей самостоятельной, контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль. Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, повторить правила, перечитать определенную тему, подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем – то это напоминает репетицию, которая создает психологическую установку на успех. Дает уверенность в силах, т.к. устраняет синдром «внезапного нападения».
3 Прием «Даю шанс»
При самостоятельной работе хоть у доски, хоть на месте, каждый ребенок может использовать «свой шанс». Это значит - он может обратиться за помощью к однокласснику и при этом снижения отметки за работу не будет.
4 Прием «Умышленная ошибка»
Этот прием в последнее время стал широко использоваться учителями. Его можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале. Чем он хорош? Во – первых, разрушается миф о всезнайстве учителя; во – вторых, весь класс стимулируется к работе.
5 Прием «Внесение мотива»
Учитель подходит к ученику и говорит:
«Без твоей помощи твоим

товарищам не справиться…”
Этот прием показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
6 Прием «Персональная исключительность»
- Сегодня на уроке мы с вами говорили о дружбе людей и животных. Дома напишите сочинение о любимом животном. - «Маша, ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой. Найди к следующему уроку в интернете фотографии о дружбе людей и
животных. Хорошо?», «Света, только ты сможешь написать небольшое стихотворение о животном. Напиши, пожалуйста, к следующему уроку», «Олег, только тебе я могу доверить выполнить это задание: найди в интернете и скачай на следующий урок фильм «Хатико». Это прием «
Персональная

исключительность».
Он обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. Используя этот прием, я разрабатываю разноуровневые задания, кроссворды, рассчитанные персонально на одного ребенка, и т. д.
7 Прием «Высокая оценка детали»
- Запишите в тетради транскрипцию слов: олимпиада, Греция. (Учитель подходит к ребенку и говорит: «Тебе правильно удалось задание со словом олимпиада», «Наивысшей похвалы заслуживает вторая часть твоей работы», «Тебе особенно удалось задание со словом Греция»). Этот прием помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
8 Прием «Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах

совершения деятельности»
. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с …» «Выполняя работу, не забудьте о …»
9 Прием «Мобилизация активности или педагогическое внушение»
Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…» «Так хочется поскорее увидеть…» Ситуация успеха создается не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Это: ведение индивидуального портфолио, портфолио класса и семьи. Портфолио – это как достояние и ребенка, и семьи, и класса. Всё это формирует чувство любви и гордости за семью и класс. Эта та бесценная история человека, которая и определяет его стержень. Подобное портфолио позволяет ребенку составить представление о своей личности, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться своим успехам, проанализировать неудачи. Работа с портфолио продолжается в течение всего обучения в начальной школе. В начальной школе портфолио выглядит в виде папок. Столько сил и старания вкладывает каждый ученик в свой труд, ведь каждому хочется, чтобы его папка была самой наполненной. Портфолио помогает ученику оценить свои возможности и в дальнейшем реализовать их (показать портфолио ученика, класса и семьи). В конце учебного года проводится конкурс «Лучшее портфолио» ученика, где ребенок рассказывает о своих достижениях за учебный год
.
В
школьном конкурсе участвуют ребята по желанию, пройдя отборочный тур в классах. Обычно это бывает 3-4 ученика от класса. Это: общественная жизнь, распределение ролей. Для каждого ребенка в классе учитель должен найти ту форму проявления, где ему лучше и комфортно, пусть это будет спорт, пение, рисование, театр, танцы и т.п. В классе у нас, как и у вас, есть уголок, где отражена вся жизнь классного коллектива. Обязательно в этом уголке мы помещаем достижения учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Это грамоты, похвальные листы и дипломы учащихся, отличившихся в той или иной деятельности. Работу провожу в этом направлении так, чтобы каждый ребенок был замечен и отмечен в уголке. Созданию ситуации успеха

способствуетиспользование в учебно- воспитательном процессеколлективных форм обучения. В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”. В нашей школе мы отошли от предметных недель. Мы отбираем важные события года и проводим «Образовательные события». Например: в год «Земли» мы проводили мероприятия на параллели среднего и старшего звена «Земля – наш общий дом», в начальной школе «Земля Югра – дом в котором мы живем». Где принимали учащиеся с 1 по 11 класс. В группе могут быть учащиеся разных возрастов по интересам. Одна группа рисует, другая танцует, третья поет, четвертая ставит представление, пятая оформляет мероприятие, шестая не сет информационную задачу. В предверии Олимпиады в Сочи в начальной школе проводили образовательное событие «Олимпийская карусель». Этот год – «Год культуры». На этот учебный год у нас запланированы образовательное событие в старше школе «Обычаи и традиции народов России», в начальной школе «Национальный калейдоскоп».
Какие методы я использую в своей работе при создании ситуации

успеха ребенка в школе?
Активно применяю метод
дифференцированного обучения.
Этот метод позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения, так как учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера.
Педагогу очень важно знать, какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня, и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой педагог подводит учащихся, подводя итог урока, используя самооценку и взаимооценку. Поэтому
диагностика

эмоционального

состояния
обучающихся в ходе учебно- воспитательного процесса тоже важна при создании ситуации успеха учащихся в учебно-воспитательном процессе. Успешно использую
метод «Права выбора содержания, методов и

форм обучения».
Для выбора предлагаю упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Всем детям объявляю о разной степени сложности упражнений и предлагаю каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом. Данные методы, которые я использую в своей практике, могут создавать условия для переживания учащимися ситуации успеха ребенка в школе. В заключении хочется отметить - ситуация успеха – это длительный и кропотливый процесс. Но, как говорится, игра стоит свеч. На основе всего этого можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни! Ув. коллеги, помогите мне завершить нашу встречу своими педагогическими находками. Закончите предложение (раздать выборочно вопросы) - Начиная урок, я произношу слова: - Ученик не работает на уроке. Я ему говорю: - Перед контрольной работой (диктантом, проверочной работой) обычно я говорю: - По моему мнению, на эффективность урока влияет: Основная парадигма в работе учителя - дать каждому ребенку шанс проявить себя. Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, ибо в признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает и то, чего он стоит как человек. Я бы хотела поблагодарить вас за активное участие в проведении мастер- класса. Приложение

Отметьте +, какие из перечисленных

приёмов и методов вы применяете
в своей работе.
Приемы.

На уроке:
Эмоциональные поглаживания. Авансирование успешного результата Даю шанс Умышленная ошибка Внесение мотива Персональная исключительность Высокая оценка детали Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Снятие страха Мобилизация активности или педагогическое внушение.
Внеурочная деятельность
Ведение индивидуального портфолио, портфолио класса и семьи Распределение ролей Коллективные формы обучения Игра «Волшебный стул»
Ваш опыт…..

Методы.
Дифференцированное обучение Диагностика эмоционального состояния Права выбора содержания, методов и форм обучения
Ваш опыт…

Педагогический совет

Создание ситуации успеха в учебной деятельности

Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Однако часто приходится слышать от учащихся фразы, выражающие негативное отношение в школе. Ребенок, идя в образовательное учреждение, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? В настоящее время ответы на данные вопросы достаточно актуальны для представителей педагогической общественности.

На эти и многие другие вопросы искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет. О том, как лучше организовать обучение детей рассуждал К.Д. Ушинский. В своем педагогическом сочинении “Труд в его психическом и воспитательном значении” К.Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание интерес учиться. (4,142)

В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха. (3, 23)

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее”. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения. (2,83)

Таким образом, ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.

Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. (2,28)

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. (1,30)

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. (2,30)

Переживание учеником ситуации успеха:

n повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

n стимулирует к высокой результативности труда;

n корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;

n развивает инициативность, креативность, активность;

n поддерживает в классе благоприятный психологический климат

Технологические операции создания ситуации успеха

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

Технологические операции создания ситуаций успеха:

1. Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.

2. Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.

4. Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”

5. Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”

7. Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.

Система методов создания ситуации успеха на уроке

Деятельность учителя – преподавание, строится на основе системы методов.

Охарактеризуем методы, оперируя которыми педагог сможет создать условия для переживания учащимися ситуации успеха.

Методы дифференцированного обучения

Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.

Дифференциация (от латинского differentia – различие) означает расчленение, разделение, расслоение целого на части, формы, ступени. В основе дифференцированного обучения лежит создание разноуровневых групп учащихся с определенной целью. Для каждой группы педагогом подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню обученности и потребностям детей. Создание подобных групп может быть на этапе изучения нового материала, закрепления и применения усвоенных знаний, разноуровневым может быть контроль и проверка знаний.

При изучении нового материала можно создавать в классе группы, условно разделив их на “сильных”, “средних” и “слабых” учащихся. Учитель объясняет новый материал для всего класса, затем предоставляет возможность группе сильных учеников проявить свои творческие способности в ходе выполнения самостоятельного задания на применение изученного материала. Характер творческих заданий может быть различным:

n на установление межпредметных связей;

n ориентирующие учеников на поиски разнообразных вариантов решения;

n на сравнение и сопоставление;

n исследовательского характера;

n на расширение кругозора.

Вторая и третья группа продолжают работать под руководством учителя, после чего средние ученики также получают задание с элементами творчества. Учитель имеет возможность поработать с группой слабых учеников и осуществляет усиленное закрепление материала на основе возврата к изученному, используя большое количество примеров и упражнений. Также детям предлагаются образцы выполнения заданий, опорные схемы и алгоритмы действий. Каждый ученик в такой ситуации работать в меру своих возможностей, не теряет интереса к предмету, переживает успех от осуществляемой деятельности.

Осуществление разноуровнего контроля – создание групп учащихся, каждая из которых выполняет проверочную работу, соответствующую уровню обученности ее членов. Обязательной для выполнения является та часть заданий, которая опирается на программные требования к уровню ЗУН обучающихся. Задания выполненные сверх обязательного минимума оценивается учителем отдельно.

Еще одной разновидностью дифференциации обучения является предоставление обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения . Для выбора можно предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Учитель всем детям объявляет о разной степени сложности упражнений и предлагает каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом. Безусловно, к такому выбору ученика надо специально готовить. Во-первых, у него уже должны быть сформированы некоторые умения работать самостоятельно, при этом дается установка учителя: сначала работаем вместе, чтобы потом ты мог работать сам (только то, что ты сделаешь самостоятельно, будет иметь значение). Во-вторых, нужна постоянная воспитательная работа, в результате которой ученик утверждается в мысли, что только тот может добиться успехов в учении, в жизни, кто работает энергично, активно, на пределе своих возможностей.

Ситуация выбора

Пример

Выбор содержания обучения

Выбор содержания домашнего задания

Выбор задачи или упражнения для выполнения в классе

Выбор уровня сложности задания

Выбор методов обучения

Изучение с помощью учителя или самостоятельно

Выбор формы обучения

Работа индивидуально, в паре, в группе

Работа в классе или на учебной прогулке

Если задания на выбор предлагаются систематически, то у детей вырабатываются способности не теряться в ситуации выбора, осознанно выбирать работу по силам, умение объективно оценивать свои возможности. При этом в классе сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи. Деление класса на группы помогает организовать взаимопроверку выполненных заданий.

Достаточно ценным для развития у обучающихся адекватной самооценки и создания ситуации успеха является, на наш взгляд, предоставление ученикам права выбирать предоставлять ему свои знания для оценки учителем или нет. С целью коррекции такого эмоционального состояния учащихся как тревожность по поводу отметки нами используется прием разделения классной доски на 2 поля: место на сомнение и место на оценку. Ученик самостоятельно выбирает поле, когда идет отвечать к доске, тем самым он сохраняет за собой право предъявлять на оценку только тот материал, который считает хорошо усвоенным. Выбрав поле “место на сомнение”, ученик вправе спокойно изложить учителю учебный материал, педагог при этом не оценивает ответ отметкой. Многие скептики могут усомниться в адекватности данного метода, решив, что обучающиеся всегда будут выбирать право не быть оцененными учителем, избегая нежелательных отметок. Ни практика показывает, что младшие школьники чаще всего выбирают для ответа поле “место на оценку”. Позитивная поддержка учителя, подбадривание учащихся способствуют формированию у детей уверенности в собственных силах, повышению самооценки.

Созданию ситуации успеха, на наш взгляд, способствует использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения . В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”. Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников. Формы коллективной учебной работы обучающихся, используемые нами в своей педагогической деятельности: работа в парах постоянного и сменного состава, работа в микрогруппах (тройках, четверках), работа в группах (5-7 человек), коллективная работа (класс делится на 2-3 группы или выполняется общая для всего класса работа). <Рисунок 1>

Рисунок 1

Особый интерес вызывает работа в парах сменного состава, когда дети одного варианта передвигаются по ряду: ученики с первой парты – на последнюю, остальные двигаются всегда на место вперед, а второго варианта – остаются на своем месте. Так, каждый раз состав пар меняется. <Рисунок 2>


Рисунок 2

Приведем в качестве примера фрагмент урока окружающего мира:

Тема урока “Способы приспособления животных к окружающей среде”

1 вар. – раскладывает карточки с названиями животных и прячет их

Учитель читает описание способа приспособления животного

2 вар.– отгадывает название животного, забирает карточку, если название животного названо правильно.

По сигналу учителя дети, сидящие на 2 варианте передвигаются по ряду.

Эта птица живет в хвойных лесах, имеет характерную крестообразную форму клюва, которая позволяет ей легко доставать орешки из шишек

Клест

Это животное имеет длинные сильные ноги, что позволяет ему быстро убегать от хищника, а также рога, которые помогают ему справиться с врагом.

Олень

Это животное – большая лесная кошка. Тихие шаги, хороший слух, острые зубы, способность видеть в темноте позволяют этому животному ловить добычу, набрасываясь на нее с дерева.

Рысь

Белая шерсть на фоне снега помогает этому животному зимой спрятаться от врага

Заяц

Острые зубы и широкий, как весло хвост, позволяют этому животному плавать по воде и строить себе жилище – хатки.

Бобр

Его тело покрыто иголками, что спасает его от врагов

Еж

Сочетание репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения .

Построение урока в традиционной школе имеет в своей основе репродуктивное сообщение учителем нового материала, рассчитанное на запоминание его учениками. В итоге успешным в учебной деятельности чувствует себя тот ученик, который обладает развитыми способностями к запоминанию, сохранению и воспроизведению информации. Кроме функционирующей без отклонений памяти ученик должен быть способен к произвольному запоминанию. Произвольность познавательных процессов формируется у ребенка только к концу младшего школьного возраста. По этой причине половина обучающихся, слушающих объяснение учителя в классе, не способны усвоить услышанную информацию и испытывают неудачу при применении знаний на практике. Наиболее эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетания педагогом репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связь. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке. В качестве примера приведем фрагмент урока окружающего мира:

Тема урока: “Органы чувств”

У.– Закройте глаза и представьте следующую картину: Человек стоит на берегу моря. Перед ним бескрайнее море и золотое солнце. Он слушает шум волн, вдыхает неповторимый запах моря. Ветер бросает ему в лицо соленые брызги. Человек чувствует приятный теплый, немного влажный воздух побережья.

Кто из вас смог представить себя на берегу моря? Что окружает человека в моем рассказе? Д. – …

У.: С помощью каких органов-помощников человек воспринимает мир?

Составляется схема:


Использование проектного метода в обучении школьников

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами. Например, на уроках технологии младшие школьники могут работать над следующими проектами: “Город моего будущего”, “Улица моей мечты”, “В гостях у сказки” и т.д. <Рисунок 3>


Рисунок 3

Значение метода проектов в технологии создания ситуации успеха на уроке:

n развитие активной позиции ученика в учебной деятельности, его самостоятельности, инициативности;

n воспитание умения работать в коллективе, развитие коммуникативных способностей;

n повышение уверенности обучающихся в себе, мотивации учения;

n построение учебного процесса с опорой на интересы детей.

Осуществление диагностики эмоционального состояния обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса .

Педагогу очень важно знать какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой педагог подводит учащихся, подводя итоги урока, использование самооценки и взаимооценки детьми друг друга в течение урока.

Еще один интересный прием – работа с “деревом настроений”, которое используется как своеобразный диагностический инструмент для определения настроения, эмоционального фона учащихся в течение учебного дня. <Рисунок 4>


Рисунок 4

На большом листе бумаги изображается ствол дерева, для листьев делаются прорези. Мы используем следующий цвет листьев – красный, желтый, зеленый, фиолетовый. По желанию педагога, можно расширить цветовой спектр и включить листья черного, серого цвета. Приходя на занятия, дети самостоятельно выбирают лист и вставляют его в прорезь дерева. Анализируя цветовую гамму, учитель может сделать вывод об эмоциональном состоянии отдельных учащихся и всего класса в целом. Интерпретация цвета: красный цвет означает агрессивность, спонтанную активность, критическое отношение к себе; фиолетовый – угнетенное состояние, нежелание общаться, уход в себя, недовольство собой и своими достижениями; желтый – солнечное настроение, потребность в активности, самоутверждении, удовлетворенность своими успехами; зеленый – спокойное ровное настроение.

Акцентирование успехов каждого ученика, отслеживание продвижение его в учебной деятельности .

Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов. С этой целью с первого класса каждым ребенком заводится папка, название которое каждый ученик выбирает индивидуально “Мои успехи”, “Мои достижения”, “Мое творчество”. С папку вкладываются все работы ученика, выделенные ими как успешные и достойные признания окружающих. Индивидуальное портфолио состоит из нескольких разделов, которые ведут ученики, родители и учителя. Эти разделы включают в себя: “портфолио документов”, “портфолио работ” и “портфолио отзывов”. Подобное портфолио позволяет составить представление о личности ученика, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться его успехам и неудачам. Работа с папками продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Сколько сил и старания вкладывает каждый ученик в свой труд, ведь каждому хочется, чтобы его папка была самой наполненной. Портфолио помогает ученику оценить свои возможности и в дальнейшем реализовать их. <Рисунок 5>


Рисунок 5

В заключении хочется отметить, ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, но и школу, и ее методы обучения.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

Успеха без сотрудничества не бывает

Педагогика – едина. Это наука о воспитании человека, куда входит и обучение, и образование, нравственное, физическое, эстетическое и прочее становление.

Педагогика – наука об искусстве воспитания. (С. Соловейчик) (стр.6)

Власть в руках умного воспитателя похожа на жезл регулировщика, который одному потоку дает движение, другой – тормозит, а в целом обеспечивает безопасность каждому ученику движения, предупреждает катастрофу (стр.8).

Умение правильно распорядиться властью, наказывать провинившихся, поощрять достойных говорит о высоком профессионализме педагога (стр.9).

Если в окружающих Личность (учитель) видит Личности (учеников) признавая их неповторимость, уважая их мысли, чувства, право на свободу выбора, то признает этим самым их равенство, их право на сотрудничество, в каких бы официальных отношениях они бы не состояли (стр.10)

Сотрудничество в педагогике – это взаимное уважение личностей, готовность помогать самореализации их возможностей, оптимистическая вера в будущее.

Сотрудничество – это прежде всего позиция, своего рода точка отсчета в деятельности Воспитателя, Учителя, педагога, будь это родители, общественники (стр.10).

Точка отсчета определяет в конечном итоге судьбу ребенка, она высвечивает педагогическое кредо воспитателя, его принципиальную позицию. В ней концентрируются духовные, интеллектуальные, даже физические силы учителя, степень его этической воспитанности (стр.10).

Эгоцентризм учителя – мероприятия «напоказ», «для галочки», погоня за престижными местами (якобы для коллектива, а на самом деле для учителя). Эгоцентризм сопровождается безынициативностью, равнодушием, нравственным инфантилизмом.

Обратная форма эгоцентризма – педоцентризм – крайняя форма педагогического равнодушия или педагогической беспомощности. Такие воспитатели предоставляют своим воспитанникам свободу действий, остаются в позиции постороннего наблюдателя в то время, когда необходимо вмешательство, когда от учителя требуется полная отдача ума, энергии, сердца (стр. 12).

Отношение к ребенку как к личности предусматривает способность и умение педагога ставить себя в положение воспитанника, проникаться его состояниями, чувствами (стр. 14).

Односторонний эмоциональный контакт – это начало индивидуального подхода к ребенку, а двусторонний – личностного. Индивидуальный подход в воспитании – это тонкий инструмент, который должен держать в руках каждый воспитатель, а личностный – умение на нем играть, причем так, чтобы в ответ зазвучала душа ребенка (стр. 15).

Чтобы правильно понять эмоциональную жизнь детей, следует уметь (и учиться этому) ставиться себя в положение ребенка, вспоминать собственный состояния в сходных ситуациях; обогащать постоянно мир своих чувств, анализировать их (стр. 18).