Субъективизм продолжительности отрочества зависимость от социальных условий. Основные теории психического развития в подростковом возрасте. Задания для самостоятельной работы

Теории психического развития в подростковом возрасте. Первый, кто обратил внимание на новое социальное явление подростковый период развития, был Я.А. Коменский. Исходя из природы человека, он делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода по шесть лет каждый. Границы отрочества он определяет в 6 12 лет. В основу этого деления он кладет возрастные особенности отрочество, в частности, характеризуется развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой.

Следующий, кто обратил внимание на подростковый период развития, был Ж.Ж. Руссо. В своем романе Эмиль он отметил то психологическое значение, которое этот период имеет в жизни человека. Руссо, охарактеризовав подростковый возраст как второе рождение, когда человек рождается в жизнь сам, выделил особенность данного периода рост самосознания.

Но научную разработку идеи подросткового периода получили в фундаментальной работе С. Холла Взросление его психология, а также связь с физиологией, антропологией, социологией, сексом, преступностью, религией и образованием, вышедшей в 1904 году. Холла справедливо называют отцом психологией переходного возраста, так как он не только предложил концепцию, объясняющую данное явление, но и на долго определил круг тех проблем, которое традиционно стали связывать с подростковым периодом.

В духе философии немецкого романтизма содержание подросткового периода обозначается Холлом как кризисом сознания период Бури и натиска, преодолев который человек приобретает чувство индивидуальности. Холл строит свою модель социогиноза, в которой подростковая стадия трактуется как соответствующая эпохи романтизма в истории человечества, то есть промежуточной между детским и взрослым состоянием. Теоретические модели подросткового возраста представлены во всех ведущих направлениях западной психологии.

И хотя теории З. Фрейда и А. Фрейд психоанализ, К. Левина гештальтпсихология и Р. Бенедикт бихевиоризм сильно разнятся между собой, но их объединяет то, что все эти теории исходят их общей модели онтогенетического развития эволюционного. Именно здесь, в единственном пункте сходятся содержательно различные западные теории подросткового периода в понимании процесса психического развития как приспособительного по существу, поскольку эволюционной моделью навязывалось рассмотрение развития как обусловленного необходимостью приспособления организма к среде к обществу.

Однако, факторы социальной среды бихевиоризм, гештальтпсихологии, психоанализ и другие западные теории трактуют не одинаково. Особое место в изучении подросткового возраста занимает теория Э. Шпрангера, считавшего, что внутренний мир индивидуума принципиально не сводим к каким-то ни было природным или социальным детерминантам. Подростковая фаза, ограничиваемая им 14-17 годами характеризуется кризисом, связанным со стремлением к освобождению от детской зависимостью.

В качестве главных новообразований данного возраста выступают открытие Я, возникновение рефлексии, осознания своей индивидуальности. Теоретические положения Шпрангера были конкретизированы Ш. Бюллер. По ее мнению подростковый этап это негативная фаза юношеского периода, характерные черты которого тревожность, раздражительность, агрессивность, бесцельный бунт, стремление к самостоятельности, неподкрепляемой соответствующими физическими и психическими возможностями.

Психоаналитической традиции факторы социальной среды сводятся к внутренне-семейным отношениям. Это направление, у истоков которого стоял З. Фрейд, объявляет энергию либидо, сексуальную первооснову всех потребностей, двигателем и причиной всех изменений, сопровождающих развитие. Изменение сексуальности в подростковый период психоаналитики связывают, прежде всего, с изменением объекта от членов семьи - к несемейным отношениям.

Эволюционная концепция описывала социальные моменты как условия среды. Но среда включает и биологические условия, также влияющие на ход развития. Отсюда сакраментальный вопрос а что влияет больше и последующие попытки теорий подросткового возраста избавиться от дуализма. Одну из таких попыток предпринял Г.С. Салливен, считая движущие начала не биологическим потребностям, а социальным. Салливен строит свою теорию возрастного развития по аналогии с фрейдистской, но источником развития в его теории выступает потребность в межличностных отношениях.

Развитие сводится к процессу естественного развертывания данной потребности, и сменой шести возрастных стадий объясняется спонтанным вызреванием новых типов потребностей в общении в подростковом периоде гетерофилическая стадия потребность интимного общения с лицом противоположного пола не половое влечение. Таким образом, благодаря теории Саллевена психология подростка обогатилась такой важной проблемой как генезис общения.

Интеллектуальный аспект развития подростка стал предметом исследования Ж.И. Пиаже и его последователей, которые выделяют здесь созревание способности к формальным операциям без опоры на конкретные свойства объектов, развитие гипотетико-дедуктивной формой суждения, проявляющейся в склонности подростков к теоретизированию. Помимо теоретических задач вставших перед психологией подросткового возраста на новом этапе ее развития в 30-40 годы нашего столетия актуализировались задачи изучения подростка эмпирическим путем наблюдение, эксперимент.

В 50-ых годах А. Гезелл предпринял попытку упорядочить накопленный эмпирический материал в своей операционнальной концепции развития, который показателем развития служило степень взрослости. С помощью изменения степени взрослости он пытался преодолеть дуализм организма и среды, наследственности и опыта, структуры и функции, души и тела. Исследования проводились в основанном в 1950 году Гезеллом Институте детского развития, однако их теоретическая база оказалась явно не достаточной.

Разработкой понятия задачи развития занимался Р. Хавигурст 1 достижение зрелых отношений с лицами противоположного пола 2 достижение социально приемлемой взрослой сексуальной роли 3 приспособление к изменениям своего физического состояния, приятие и эффективное использование своего тела 4 достижение экономической независимости 5 выбор профессии и подготовка к профессиональной деятельности 6 подготовка к браку и семейной жизни 7 развитие интеллектуальных способностей и идеологических концептов, необходимых для компетентного участия социальной жизни 8 достижения социально ответственного поведения 9 выработка комплекса ценностей, в соответствии с которыми стоится поведение.

Примером теории построенной на этом понятии может служить теория Л.Айзенберга, который осуществляет попытку проследить функциональные связи между стадиями индивидуального развития. Айзенберг считает, что оптимальное развитие в подростковом периоде зависит от успешного разрешения задач развития в младенчестве и детстве.

Он объясняет подростковый кризис тем, что в короткий период времени происходит слишком много глубоких изменений. Адаптация к этим изменениям и составляет задачи развития подростка. Э.Эриксон выделяет в жизни человека восемь стадий, подчеркивая, что каждая стадия связана со всеми остальными. Подростковый возраст приходится на пятую стадию жизненного цикла - развитие эго-идентичности или диффузии идентичности.

Эта стадия в развитии личности характеризуется самым глубоким жизненным кризисом. Детство подходит к концу. Завершение этого большого этапа жизненного пути характеризуется формированием первой цельной формы эго-идентичности. Три линии развития приводят к этому кризису это бурный физический рост и половое созревание физиологическая революция озабоченность тем, как я выгляжу в глазах других, что я собой представляю необходимость найти свое профессиональное призвание. В подростковом кризисе идентичности заново встают все пройденные критические моменты развития.

Подросток теперь должен решить все старые задачи сознательно и с внутренней убежденностью, что именно такой выбор значим для него и для общества. Тогда социальное доверие к миру, самостоятельность, инициативность, освоенные умения создадут новую целостность личности. В ряде эмпирических исследований 60-80 годов сделаны попытки охарактеризовать подростковый возраст как относительное благополучный, как период бескризисного развития Ф. Элкин и У. Уистли, Э. Доуан и Дж. Адельсон, Д. и Дж. Офферов и ряд других.

В целом в современных теориях подросткового возраста в отличие от теорий первого круга возрастные кризисы рассматриваются как нормальное явление, а отсутствие таковых признак неблагополучного развития. Подростковый возраст необходимо рассматривать не как отдельно взятый этап, а в динамике развития, поскольку без знания закономерностей развития ребенка в онтогенезе, противоречий, составляющих силу этого развития, невозможно выявить психические особенности подростка.

В основе такого исследования лежит деятельностный подход, рассматривающий развитие личности, как процесс движущей силой которого является, во-первых, разрешение внутренних противоречий, во-вторых, смена типов деятельности, обусловливающее перестройку сложившихся потребностей и зарождения новых. В процессе изучения отечественные психологи Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. выяснили, что ведущий для подросткового возраста деятельностью является усвоение норм взаимоотношений, которые получает наиболее полное выражение в общественно полезной деятельности.

Таким образом, изучение подросткового периода очень сложный, долгий и многоплановый процесс, который не завершен и по сей день. До сих пор нет однозначного понимания всех его особенностей, не прекращаются споры между психологами. 4.Секретный мир подростка 4.1. Обряды инициации. Одной из составляющих секретного мира подростка является инициация ритуал, с помощью которого ребенок переходит и или готовится к своему новому статусу.

Обряды инициации существуют в большинстве примитивных культур. Такие обряды могут быть кратковременны или же длиться годами, могут протекать как простые церемонии или сложные представления, требующие специальных сооружений и длительной подготовки. Они могут быть радостным праздником или впечатляющей церемонией с преодолением опасностей, физическими лишениями и ритуальной хирургией полированием зубов, надрезами на коже, обрезанием.

Психологи пытаются расшифровать символику инициаций, стараясь обнаружить за символикой тот личностный смысл, который имеет для индивидуума достижение взрослого статуса. В начале века Ван Геннеп предложил общий теоретический подход к изучению социально функции обрядов инициации. Роль этих обрядов Ван Геннеп видит в указании смены одного социального состояния другим. Их функция обеспечение переходов от подросткового статуса к социально признанному взрослому статусу.

Этот переход включает три последовательных этапа 1. ритуал отлучения от прежнего статуса, обуславливающий разграничение ролей и разрыв с прежней группой. 2. переходный период период досуга, который готовит участников к новому статусу. 3. ритуал приема нового члена в общество взрослых, роль которого состоит в публичном признании участника инициации отныне полноценным взрослым. Во всех церемониях обряды инициации имеют ярко выраженный гендерный характер. Это видно на примере генитальных операций или празднования первых менструаций.

М.Кле утверждает, что обряды инициаций служат принятию существующих в данной культуре гендерных ролей и закреплению половой идентичности. Они так же приобщают человека к обычаям социальной и культурной жизни, что дает значительное психологическое преимущество подростку и гарантирует ему признание со стороны окружающих. М.Кле считает, что в нашем обществе переход к взрослости не институализирован, и программа, регулирующая его более туманна и сложна, так как диктуется правилами профессионального образования и специализации Вместо волнующего обычая цивилизованное общество создало систему, в которой поколения разделены в своей социальной деятельности и досуге.

Оно породило такой способ разделения труда, который определяет маргинальный статус подростков и стариков тех, кто ещ не может продуктивно работать, и тех, кто уже не способен к этому М.Кле, 1991. Но, как мне кажется, к социальной инициации в нашей стране можно отнести выдачу паспорта для мальчиков постановку на учет в военкомате наступление уголовной ответственности, продажа сигарет и алкогольных напитков с определенного возраста разрешение заключать браки без согласия родителей, возможность официально работать и участвовать в выборах.

Вс это подтверждает новый статус подростка в обществе. А самым значимым ритуалом для самих подростков, скорее всего, является выпускной бал по окончанию школы. Кроме вышеперечисленных у подростков есть ряд своих неинституциализированных инициаций.

Вот только несколько из них, найденных в работе С. Б.Борисова Морфология и генезис девичьей составляющей современной неофициальной детско-подростковой культуры 1. Первый поцелуй. Автор говорит о том, что поцелуй в системе мировосприятия девушки является символом статусного изменения. Очень интересны приводимые автором воспоминания подростков Поцелуй являлся как бы границей между детством, в котором практически все разрешали родители Первый поцелуй Это символ приобщения к взрослой жизни. Обычно, говоря о поцелуе, не говорят о поцелуе как о физиологическом акте, а о поцелуе как вступлении во взрослую жизнь Я поцеловалась у меня повысился мой внутренний статус.

Я как-то стала уверенней, считала себя совсем уже взрослой дикая гордость я целовалась в этом нет ничего интересного а только появившаяся причастность к взрослому миру. 2. Менархе. Появление менархе означает для девушки расставание с детством и переход в состояние взрослой девушки.

Психологически этот переход одними девушками переживается ностальгически На душе как-то было грустно, потому что знала, что расстаешься с детством, становишься девушкой Когда первый раз пришла менструация, это было ударом для меня. Я поняла, что стала взрослой. Я пережила это большое горе, и все стало на свои места. А другими радостно Я была довольной. Я стала носить имя Девушка. В меня по полному праву можно уже влюбляться. Я думала, и почему это не делает ни один мальчик Я помню, как еду в автобусе и думаю Вот стоит женщина, и она не знает, что со мной творится Я стала взрослой.

Она не видит этого. Таким образом, менархе воспринимается девочками как символ приобщения к взрослой жизни и, в зависимости от того, какие представления они имеют об этой жизни, разрыв с детством и вступление в ряды взрослых девушек окрашено либо грустными, либо радостными тонами. 3. Надевание бюстгальтера. Возможность надеть бюстгальтер это возможность идентифицировать себя с определенным социально-возрастным слоем взрослые девушки.

Точно таким же образом девушки делятся на 2 группы по отношению к этой возможности. Если девочка семиотически маркирует себя как ребенка, то рост груди и совет надеть бюстгальтер выступает для нее как посягательство на ее асексуальную, дорепродуктивную природу. Если же, напротив, девочка психокультурно ощущает себя готовой к роли эротически состоятельного субъекта, то высокая грудь и возможность носить бюстгальтер становятся для девочки желанными, и она ощущает сильнейший дискомфорт, если это желание не может быть реализовано немедленно.

Вот один яркий пример, из приведенных С.Б.Борисовым, девушки второй группы Иногда дома я надевала подаренный мне ношеный бюстгальтер маленького размера, накладывала туда ваты и смотрела в зеркало. Вид мне нравился, но смотреть на эти искусственные груди свои я долго не могла Как только у меня появилась возможность носить бюстгальтер, я сразу воспользовалась этой возможностью. Я была горда собой вот и я теперь взрослая, почти как женщина. 4. Посещение гинекологического кабинета.

Чаще всего первое посещение девушкой гинеколога бывает организованно школой в старших классах, как часть обязательного медосмотра. Оно воспринимается девочками-подростками как акт инициации, обряд вступления в мир женской взрослости. В этом случае само ожидание визита перед дверью служит предметом гордости Первый раз я встретилась с гинекологом, когда мне было 15 лет. Нас всем классом заставили пройти медосмотр, поступая в подростковый кабинет взрослой поликлиники.

О, это было ужасно страшно, но интересно, и, даже немного хотелось через это пройти, ведь это будет лишний раз доказывать твою взрослость Однажды мы всем классом пошли в больницу на медосмотр, нам надо было идти в кабинет гинеколога, все девочки стояли возле этого кабинета и еще гордились этим перед нашими парнями. А они ходили и смеялись над нами. А мы стояли такие гордые, показывая всем видом, какие мы большие. 5. Дефлорация.

С.Б.Борисов говорит о том, что не располагает достаточным количеством информации по данной теме. Но со всей уверенностью можно предположить, что акт дефлорации так же является для девушки ритуалом инициации, приобщением к миру взрослых. Здесь были рассмотрены социальные инициации только девушек, но, конечно, подобные ритуалы есть и у юношей. Это одна из частей секретного подросткового мира, вследствие чего она труднодоступна для исследований. А результатом этого является почти малое количество работ, посвященных данной тематике. 4.2.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Секретный мир подростка

Во мне покой нарушен, Когда иду в постель. И чувствую волненье, Когда гулять иду. Такого настроенья Я не переживу.. В XX в. подростковый период изучили с разных сторон, с точки зрения разных отраслей науки и разных теоретических..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Так, «отцом подросткового возраста» принято называть С. Холла, поскольку именно он впервые в 1904 г. предложил концепцию данного возраста и очертил круг связанных с ним проблем.

Для психоанализа пубертатный расцвет связан с неизбежным возрождением конфликтов Эдипова комплекса; с наступлением отрочества активизируются все проблемы, отражающие кровосмесительные влечения к родителю противоположного пола.

Чтобы восстановить равновесие и отношение к родительским образам, «перевернутые» этим отходом к периоду Эдипова комплекса, подросток в целях самоутверждения вынужден отказаться от идентификации с родителями.

Как С. Холла, так и 3. Фрейда принято считать сторонниками биологического универсализма в подходе к отрочеству: кризис подросткового возраста они считали явлением неизбежным и универсальным из-за его биологической предопределенности, связанной с половым созреванием. подростковый когнитивный мышление пиаже

Культурно-антропологические исследования М. Мид выявили определяющее значение культурных факторов в развитии подростков. Изучение ею детей-аборигенов о.

Самоа показало, что конфликты и кризисы в их развитии отсутствуют, тревоги и стрессы им незнакомы; напротив, этот период жизни протекал у них бесконфликтно, в атмосфере беззаботности.

Исследования М. Мид поставили под сомнение теорию биогенетического универсализма в объяснении характера развития в подростковом возрасте. Было установлено, что биологическое развитие в онтогенезе представляет собой константный фактор, протекает в целом везде одинаково, но психологически подростки из разных культур существенно отличаются друг от друга.

К. Левин поставил отрочество в контекст социальной психологии: подросток, вышедший из мира детей и не дошедший до мира взрослых, оказывается между социальными группами, «неприкаянным», что порождает особую подростковую субкультуру.

В культурно-духовном контексте подростковый возраст рассматривал немецкий философ, психолог и педагог Э. Шпрангер. Содержание подросткового возраста, по его мнению, составляет врастание человека в культуру, в дух данной эпохи.

Широкое признание в психологии получило его представление о разнотипном характере перехода подростка во взрослую жизнь.

Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, переживается подростком как второе рождение, в итоге которого возникает новое Я.

Второй тип - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.

Третий тип представляет собой такой процесс развития, при котором подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для подростков с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

В противовес биологическому универсализму в 20-30-е гг. XX в. стало набирать силу социогенетическое направление, толковавшее природу возраста со стороны социальных условий, обучения, воспитания. Это направление было подкреплено исследованиями М. Мид, доказавшей несостоятельность представлений о неизбежности подросткового кризиса изучением взросления девочек-подростков на о. Самба.

Она обнаружила существование гармоничного, бесконфликтного перехода от детства к взрослости и подробно описала условия жизни, особенности воспитания, обряды инициации и отношения детей с окружающими.

В исследованиях антропологов было опровергнуто обязательное наличие Эдипова комплекса у мальчиков, который 3. Фрейд считал базой подросткового кризиса.

Ш. Бюлер определяет подростковый возраст как период созревания, когда человека становится половозрелым. Основная его характеристика - то, что Бюлер называет психической пубертатностью.

Допубертатный период она считает детством, а заключительную часть пубертатного периода - юностью. Психическая пубертатность связана с вызреванием биологической потребности - потребности в дополнении, которая выводит подростка из состояния самоудовлетворенности и спокойствия и побуждает к поискам сближения с существом другого пола.

Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. По его мнению, в формировании личности важно то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь.

Переходный возраст, по Штерну, характеризуется не только особой направленностью мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особым образом действий. Он называет его «серьезной игрой» и описывает как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого.

Примерами таких игр могут служить игры любовного характера, выбор профессии и подготовкой к ней, занятия спортом и участие в юношеских организациях. Культурно-историческая традиция в изучении особенностей и закономерностей развития в подростковом возрасте была продолжена Л. С. Выготским.

Он рассматривал проблему интересов подростков, называя ее ключом ко всей проблеме психического развития в этом возрасте, так как здесь происходит разрушение и отмирание старых интересов и возникновение новых. Л. С. Выготский описал несколько основных групп интересов подростка, которые он назвал доминантами.

Это «эгоцентрическая доминанта» - интерес подростка к собственной личности; «доминанта дали» - установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние; «доминанта усилия» - тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые проявляются в упрямстве, борьбе против взрослых, протесте и других негативных проявлениях; «доминанта романтики» - стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.

Существенные изменения происходят в этом возрасте в развитии воображения: на передний план выходят фантазии, мечты. Выготский центральным и специфическим новообразованием отрочества считал чувство взрослости - возникающее представление о себе как уже не ребенка. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится им быть и считаться.

Своеобразие заключается и в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но полноценной взрослости еще нет, хотя появляется потребность в признании ее окружающими.

В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст связан с новообразованиями, возникающими из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность разворачивает подростка от направленности на мир к направленности на самого себя, и центральным становится вопрос «Что я такое?»

В связи с этим вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми; ребенок стремится войти в детские компании; иногда он начинает вести дневник, в которых подросток находит свободное убежище, где никто и ничто его не стесняет.

Американский психолог Стенли Холл считал, что для подросткового возраста характерен кризис самосознания, преодолев который человек приобретает "чувство индивидуальности".

В процессе этого кризиса отмечается амбивалентность и парадоксальность характера подростка, которая выступает в виде основных противоречий: чрезмерная активность которая может привести к изнурению, безумная весёлость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию.

Согласно культурно-психологической концепции подросткового возраста Шпрангера, психическое развитие, есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Переходный возраст по Ж. Пиаже, характеризуется тем, что у подростка созревает способность абстрагировать мыслительные операции от объектов, над которыми эти операции производятся.

Усложнение мыслительных действий оказывает важное влияние на все стороны жизни подростка. Для решения проблем подросток начинает пользоваться индуктивным мышлением, обобщая ряд фактов и строя на их основе свою теорию.

Самым влиятельным представителем в области изучения подросткового возраста был известный американский психолог Эрик Эриксон. Развитие личности, по Эриксону, складывается из трёх взаимосвязанных компонентов: соматического развития, развития сознательного "Я" и социального развития.

По мнению американского психолога, главная задача индивида заключается в том, чтобы переходя с одного жизненного этапа на другой, обрести позитивную самоидентичность.

В ходе этого, подросток стоит перед задачей сформировать чувство идентичности и избежать опасности возникновения ролевой диффузности. Подростки озабочены тем, что их собственное мнение о себе не совпадает с мнением окружающих их людей, а также тем, что их собственные идеалы не являются общепринятыми.

Подросток боится быть обманутым, доверившись простодушным обещаниям окружающих. Подростковый период характеризуется поиском возможностей свободного выбора подростком путей исполнения своих обязанностей и своего долга и, в то же время, смертельной боязнью оказаться слабаком в глазах окружающих. Э. Эриксон особое внимание уделил изучению самосознания. Он считал, что в подростковом возрасте происходит объединение всех элементов самосознания и, таким образом, получает своё разрешение конфликт.

Тема 8. Подходы к изучению кризисов в подростковом возрасте

1. Понимание кризиса подросткового возраста

Существуют различные взгляды на кризис в подростковом возрасте. Ученые различных школ и направлений исследуют эту проблему с середины ХІХв.

Так «отец» психологии переходного возраста и детской психологии в целом Стенли Холл, изучая данную проблему, рассматривает ее через основные идеи теория рекапитуляции. Характеризуя подростковый возраст, Стенли Холл считал, что этот период соответствует эпохе романтизма – промежуточная стадия между детством – эпоха охоты и собирательства и взрослым состоянием – эпоха развитой цивилизации. Подростковый возраст – эпоха хаоса, когда полуварварские животные тенденции сталкиваются с требованиями социальной жизни. Кризис считается неминуем. В этот период развития доминирует нестабильность, энтузиазм, смятение, царствует закон контрастов.

Стенли Холл выделяетК ним он относит амбивалентность и парадоксальность характера. Выделяет возрастные противоречия: безумная веселость сменяется унынием; уверенность переходит в застенчивость; высокие нравственные побуждения сменяются жизненными побуждениями; чрезмерная активность может привести к изнурению.

Ст. Холл называл подростковый период периодом «бурь и натиска». Основное содержание кризиса подросткового возраста – кризис самосознания, преодолев которыйчеловек приобретает «чувство индивидуальности».

Характеризуя подростковый возраст, Э. Шпрангер выделяет хронологические (временные) рамки этого периода для юношей – 14-21 лет; для девушек – 13-19 лет.

Он разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста – это возраст врастания в культуру. Положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентации, мировоззрения подростков.

Э Шпрангер попытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека ‑ любовь и ее проявления в подростковом и юношеском возрасте. Он дал психологическое описание двух сторон любви ‑ эротики и сексуальности, которые в качестве переживаний глубоко отличаются друг от друга. По Э. Шпрангеру эротика и сексуальность принадлежат к разным слоям психики. Эти явления вызывают в сознании подростков различные страхи, что в свою очередь ведет к появлению кризиса, а именно «….появляется лихорадочное, знойное возбуждение..., которое исходит не от физической стороны, а от сопровождающей ее фантазии». Помочь подростку справиться со всеми страхами и кризисными состояниями может, как отмечает Э. Шпрангер, лишь большая, чистая любовь и сила идеальных стремлений, «которые, однако, должны быть пробуждены уже до этого опьянения».

Согласованность этих двух моментов (эротики и сексуальности) «в одном большом переживании и связанном с ним акте оплодотворения» Э. Шпрангер считает «симптомом зрелости».

Также Э. Шпрангер выделял особенности психического развития в кризисный период. Этот период характеризуется кризисом , содержания которого является освобождение от детской зависимости . Психическое развитие – это врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи.

Э. Шпрангер выделяет 3 периода отрочества:

1. Резкое, бурное, кризисное течение, когда отрочество переживается как второе рождение – возникает новое «Я».

Плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов собственной личности.

Процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и дисциплинированности.

Также Э. Шпрангер отмечает появление основных новообразований , которые возникают в подростковый период: открытие «Я»; возникновение рефлексии; осознание своей индивидуальности.

Не менее интересен подход Шарлоты Бюлер к исследованию кризиса в подростковом возрасте. Автор считает, что подростковый возраст определяется на основе пубертатности – период созревания, стадия, в которой человек становится половозрелым. Период до начала пубертатности Ш. Бюлер называет детством человека, а заключительную часть пубертатного периода ‑ юностью.

Как считает Ш. Бюлер, фаза пубертатности, созревания, обнаруживается у человека в особых психических явлениях, которые автор называет психической пубертатностью, которая появляется еще до физического созревания в качестве его предвестника и продолжается долгое время после него. В свою очередь, физическая пубертатность протекает у мальчиков в среднем между 14-16 годами, у девочек - между 13 и 15 годами.

Психические симптомы переходного возраста проявляются, как правило, значительно раньше. Отдельные «психические симптомы» появляются уже в 11-12 лет: подростки необузданны и драчливы, игры более старших подростков им еще непонятны, а для детских игр они считают себя слишком большими. Проникнуться личным самолюбием и высокими идеалами они еще не могут, и в то же время у них нет детского подчинения авторитету.

Особенности психического развития в кризисный период. ‑ Ш. Бюлер выделяет 2 фазы развития ‑ пубертатная стадия и юность. Граница между ними проходит в 17 лет. Критерий перехода в период юности ‑ изменение основной установки по отношению к окружающему миру: за жизнеотрицанием, присущим пубертатной стадии, следует жизнеутверждение, характеризующее юношескую.

Основные черты негативной фазы: 1. «Повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние», а также «физическое и душевное недомогание», которое находит свое выражение в драчливости и капризах. 2. Подростки неудовлетворены собой, их неудовлетворенность переносится на окружающий мир.

Ненависть к себе и враждебность к окружающему миру могут присутствовать одновременно, находясь в связи одна с другой, а могут чередоваться, приводя подростка к мысли о самоубийстве. К этому присоединяется еще и ряд новых внутренних влечений «к тайному, запрещенному, необычному, к тому, что выходит за пределы привычной и упорядоченной повседневной жизни».

Непослушание, занятие запрещенными делами обладает в этот период особой притягательной силой. Подросток чувствует себя одиноким, чужим и непонятным в окружающей его жизни взрослых и сверстников. К этому добавляются разочарования. «Всюду воспринимается прежде всего отрицательное».

Наиболее обычные способы поведения – «пассивная меланхолия» и «агрессивная самозащита».

Следствие этих явлений ‑ общее снижение работоспособности, изоляция от окружающих или активно враждебное отношение к ним и различного рода асоциальные поступки. Все это отмечается в начале фазы.

Окончание негативной фазы – завершение телесного созревания. Общее беспокойство еще остается, но это уже «не столько беспокойство отчаяния, возникающее помимо и даже против воли и отнимающее силы, сколько радость растущей мощи, душевной и телесной творческой энергии, радость юности и роста». И здесь начинается вторая фаза ‑ позитивная .

- Позитивный период приходит постепенно. Начинается с того, что перед подростком открываются новые источники радости, к которым он до этого времени не был восприимчив.

- На первом месте «переживание природы» ‑ сознательное переживание как чего-то прекрасного. При благоприятных условиях источниками радости служат искусство и наука.

- Но радостное жизнеощущение юности часто омрачается разочарованиями, повседневными обязанностями, мыслями о профессии и мировоззрении, страстями и заботами о куске хлеба.

В. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. При этом решающую роль формирования личности играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь. В зависимости от того, какая ценность переживается как наивысшая, определяющая жизнь, совершенно по-разному формируется личность. Переживаемые ценности обуславливают тип человеческой личности.

Переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. Переходный возраст ‑ промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого – «серьезная игра». Примеры серьезной игры ‑ игры любовного характера (кокетство, флирт, мечтательное поклонение); выбор профессии и подготовка к ней; занятия спортом и участие в юношеских организациях. Именно в ней подросток учится «умерять свои цели, закалять свои силы, устанавливать отношение к различным видам интересов, которые в нем бродят и в которых он должен разобраться».

Подросток, считает В. Штерн, смотрит с известным пренебрежением на детские игры; с игрушкой, еще недавно очень любимой, он уже не хочет иметь дела. Все, за что он принимается, носит серьезный характер, его намерения также очень серьезны. Но при этом, все, что он делает, еще не вполне серьезное дело, а только предварительная проба.

Г. Гецер выделял 2 фазы развития в подростковом возрасте: позитивную и негативную.

К концу негативной фазы у большинства девочек обнаруживались попытки к литературному письму: писание писем, ведение дневников, стихосложение. Нужно сказать, что у девочек, которые до негативной фазы занимались литературным творчеством, в период негативной фазы это творчество прерывалось.

Рассматривая течение негативной фазы у мальчиков, отмечает, что во время негативной фазы у мальчиков возникает «тоска по другу», но она, так сказать, еще пассивна. К концу негативной фазы подросток активно ищет друга и находит его (субъективно), хотя впоследствии их дружеские отношения могут и не сохраниться. Потребность в друге и нахождение его есть еще одна черта, характеризующая момент перехода от негативной стадии к позитивной.

Э. Эриксон считал подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни, подчеркивал, что психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания личной биографии, но и от духовной атмосферы общества, в котором человек живет, от внутренней противоречивости общественной идеологии.

Этот период соответствует кризису идентичности. При этом происходит формирование и оптимизация образа собственного «Я». Молодые люди должны экспериментировать с различными социальными ролями и образами «Я» для того, чтобы найти свой собственный.

Те, кто потерпел неудачу в обретении чувства идентичности, столкнутся с кризисом идентичности. Следствие этого: выпадение из нормального хода жизни (образование, работа) либо асоциальный путь развития (наркотики и преступления).

Те, кто смог обрести чувство идентичности наиболее подготовлены к столкновению со взрослыми проблемами.

С точки зрения Ж. Пиаже в возрасте от 11-12 лет и до 14-15 лет осуществляется последняя фундаментальная децентрация ‑ ребенок освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить.

В этом возрасте окончательно формируется личность, строится программа жизни для чего необходимо развитие формального мышления. Строя план своей будущей жизни, подросток приписывает себе существенную роль в спасении человечества и организует свой план жизни в зависимости от подобной цели. С такими планами и программами подростки вступают в общество взрослых, желая преобразовать его. Испытывая препятствия со стороны общества и оставаясь зависимыми от него, подростки постепенно социализируются. И только профессиональная работа способствует полному преодолению кризиса адаптации и указывает на окончательный переход к взрослому состоянию.

К. Левин констатировал, что в современном обществе существуют отдельные самостоятельные группы взрослых и детей. Каждая обладает привилегиями, которых не имеет другая.

Специфика положения подростка состоит в том, что он находится между этими двумя группами, т.к. он уже не хочет принадлежать к группе детей и стремится перейти в группу взрослых, но они его еще не принимают – это является причиной, источником кризиса.

Чем больше разрыв между этими двумя группами и длиннее период неприкаянности подростка, тем с большими трудностями протекает подростковый период.

Л. С. Выготский полагал, что все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами.

В подростковом возрасте имеет место период разрушения и отмирания старых интересов, и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы.

В этот период подросток овладевает процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения.

Под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии». Говоря о фантазии подростка, Л.С. Выготский отмечал, что «она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя».

Как считал Л.С. Выготский, кризис переходного возраста связан с двумя факторами: возникновение новообразований в сознании подростка; перестройка отношений между ребенком и средой: эта перестройка составляет главное содержание «кризиса».

У подростка появляются новые интересы (доминанты): «эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к собственной личности); «доминанта дали» (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); «доминанта усилия» (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях); «доминанта романтики» (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).

Новообразования , которые появляются в результате кризиса: развитие рефлексии и на ее основе самосознания; более глубокое и широкое понимание других людей; социальное сознание, «перенесенное внутрь» ‑ это и есть самосознание. Сознание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание ‑ это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления.

Д. Б. Эльконин считал, что подростковый возраст связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя.

Для этого периода характерны:

1 ‑ детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять). Ребенок начинает вести дневник. Многие из исследователей сообщали о «тайных тетрадях и дневниках», в которых подросток «находит исключительно свободное убежище, где никто и ничто его не стесняет»;

2 ‑ идеальная форма ‑ то, что ребенок осваивает в этом возрасте, с чем он реально взаимодействует, ‑ это области моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения. Общение со своими сверстниками ‑ ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются от ношения равенства и уважения друг к другу;

3социальная зрелость возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого;

4 ‑интеллектуальная взрослость выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (кружки, музеи и т.п.). Значительный объем знаний у подростков результат самостоятельной работы. Учение приобретает у таких школьников личный смысл и превращается в самообразование.

Как считает Д.Б. Эльконин для подросткового кризиса характерны симптомы : вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы. Происходит обращение ребенка к самому себе. Во всех симптомах просматривается вопрос «Кто я?». Самоизменение возникает и начинает осознаваться сначала психологически в результате развития учебной деятельности и лишь подкрепляется физическими изменениями. Это делает поворот на себя еще более интимным. Подросток требует к себе отношения как к взрослому, т.к. сравнивая себя со взрослым, приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он требует от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами.

Центральное новообразование ‑ возникновение представления о себе как «не о ребенке»; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Наблюдается подражание внешним признакам взрослости ‑ курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом.

Л.И. Божович считает, что у подростка появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более «взрослую» позицию в жизни. Однако в переходном возрасте еще нет возможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы занять эту позицию. Ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе. Развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь. Мотивы иерархизуются. Формируется мировоззрение, планы на будущее. Формируются и оформляются нравственные убеждения. Нравственное мировоззрение – иерархизации в системе побуждений, ведущее место начинают занимать нравственные мотивы – стабилизация качеств личности – определение ее направленности.

Новообразование : самоопределение – осознание себя в качества члена общества и конкретизируется в общественно значимой позиции. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии.

Подход М. Мид .Ведущую роль в психическом развитии играет социокультурные факторы.

Сравнивая особенности полового созревания, формирования структуры самосознания, самооценки у представителей разных народностей, Маргарет Мид подчеркивала зависимость этих процессов в первую очередь от культурных традиций, особенностей воспитания и обучения детей, доминирующего стиля общения в семье.

Подростковый кризис в развитии детей нецивилизованных племен М. Мид не обнаружила. М. Мид выявила и описала гармоничное, бесконфликтное протекание подросткового периода. Пришла к выводу, что подростковый период наиболее свободный и приятный по сравнению с детством и взрослостью.

Бенедикт Р . считает, что вразных обществах переход от детства к взрослости происходит по-разному. В развитых цивилизациях в детском возрасте присваивают знания, которые не нужны, а в низших цивилизациях – только те, которые необходимы. Во многих культурах нет подчеркивания контраста между ребенком и взрослым, в их отношениях существует взаимосвязь. Дети включены в труд взрослых, имеют обязанности, несут ответственность. Когда важные требования к детям и взрослым не совпадают, являются противоположными, складывается неблагоприятная ситуация: в детстве ребенок усваивает то, что ему не пригодится как взрослому, и не учится необходимому для будущего. Поэтому он оказывается не подготовленным к нему при достижении «формальной» зрелости. В этих условиях возникают разные сложности в развитии и воспитании подростка.

Классические исследования подросткового возраста касаются развития личности в определенный исторический период: 1-я треть ХХ века детская психология формируется как самостоятельная наука, оставаясь под влиянием биологизаторских идей, 2-я половина ХХ века исследования касаются роли среды в развитии подростка.

Задания для самостоятельной работы

1. Опишите, как проявляется «чувство взрослости» у современных подростков.

2. Прочитайте романы Ф.М. Достоевского «Подросток» и Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Сравните проблемы подростков в ХIХ и ХХ веках.

Ст. Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Это промежуточная стадия между детством - эпохой охоты и собирательства и взрослым состоянием - эпохой развитой цивилизации. По мнению Ст. Холла, этот период воспроизводит эпоху хаоса, когда животные, антропоидные, полуварварские тенденции сталкиваются с требованиями социальной жизни. Его представление о "бунтующем" отрочестве, насыщенном стрессами и конфликтами, в котором доминируют нестабильность, энтузиазм, смятение и царствует закон контрастов, глубоко вошло в психологию.

Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по Э. Шпрангеру, - это возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый возраст является периодом "бури и натиска", Э. Шпрангер описал три типа развития отрочества.

Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я". Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности. Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, - открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности.

Исследование Г. Гецер содержит интересные данные, связанные с переходом от негативной фазы пубертатного периода к позитивной.

Первым признаком спадения негативной фазы Г. Гецер считает повышение продуктивности, отмечая, что у 70% девочек "первой продуктивной работой была литературная работа, хотя девочек вследствие их плохой школьной успеваемости можно было бы охарактеризовать как неспособных к письму". Г. Гецер отмечает, что к концу негативной фазы у большинства девочек обнаруживались попытки к литературному письму: писание писем, ведение дневников, стихосложение. Нужно сказать, что у девочек, которые до негативной фазы занимались литературным творчеством, в период негативной фазы это творчество прерывалось.

Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. Центральной проблемой всякой психологии, по его мнению, должна быть проблема человеческой личности, а для формирования личности решающую роль играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь. Вслед за Э. Шпрангером, Э. Штерн попытался изменить старую поговорку ("Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу тебе, кто ты"), придав ей другое значение: "Скажи мне, что для тебя ценно, что ты переживаешь как наивысшую ценность твоей жизни, и я скажу тебе, кто ты". возраст подростковый переходный

В другой известной научной концепции - концепции Ж. Пиаже, в возрасте от 11-12 лет и до 14-15 лет осуществляется последняя фундаментальная децентрация - ребенок освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. В этом возрасте, когда, согласно Ж. Пиаже, окончательно формируется личность, строится программа жизни. Для создания же программы жизни необходимо развитие гипотико-дедуктивного, то есть формального мышления. Строя план своей будущей жизни, подросток приписывает себе существенную роль в спасении человечества и организует свой план жизни в зависимости от подобной цели. С такими планами и программами подростки вступают в общество взрослых, желая преобразовать его. Испытывая препятствия со стороны общества и оставаясь зависимыми от него, подростки постепенно социализируются. И только профессиональная работа способствует полному преодолению кризиса адаптации и указывает на окончательный переход к взрослому состоянию.

Текущая страница: 6 (всего у книги 69 страниц) [доступный отрывок для чтения: 46 страниц]

Шрифт:

100% +

1. Arnett, J. J. (2004). Emerging Adulthood: The Winding Road from the Late Teens through the Twenties. New York: Oxford University Press.

2. Buckingham, D., and Willett, R. (Eds.). (2006). Digital Generations: Children, Young People, and the New Media. Mahwah, NJ: Erlbaum.

3. Chilman, C. S. (2001). Adolescent Sexuality in a Changing American Society: Social and Psychological Perspectives.

4. Cornbleth, C. (2003). Hearing America"s Youth: Social Identities in Uncertain Times. New York: Peter Lang.

5. Graff, H.J. (1995). Conflicting Paths: Growing Up in America. Cambridge, MA: Harvard University Press.

6. Hoffman, A. M., and Summers, R. W. (2000). Teen Violence: A Global Perspective. Westport, CT: Greenwood Press.

7. Mortimer, J. Т., and Larson, R. W. (2002). The Changing Adolescent Experience: Societal Trends and the Transition to Adulthood. Cambridge, England: Cambridge University Press.

Глава 2
Подростковый возраст с точки зрения теории

Дж. Стэнли Холл: «Буря и натиск»

Арнольд Гезелл: спиральная модель развития

Зигмунд Фрейд: индивидуализация

Анна Фрейд: механизм защиты

Эрик Эриксон: эгоидентичность

Подростковый возраст с точки зрения когнитивной психологии

Жан Пиаже: адаптация и равновесие

Роберт Селман: социальное познание

Лев Выготский: влияние социума на познание

Подростковый возраст с точки зрения социально-когнитивного подхода научения

Альберт Бандура: социальная теория научения

Социально-когнитивная теория

Влияние культуры на подростков

Роберт Хэвигхерст: задачи развития

Курт Левин: теория поля

Ури Бронфенбренер: экологическая модель

Маргарет Мид и Рут Бенедикт: антропологический подход

Как характеризовал подростков первый психолог, изучавший их?

Что думал о подростках Зигмунд Фрейд?

Какова, по мнению большинства психологов, важнейшая задача подросткового возраста?

В чем подростки умнее детей?

В какой степени наблюдение за поведением других влияет на подростков?

Как современное американское общество обособляет подростков?

Почему современная американская культура усложняет процесс взросления подростков?

Всегда ли подростковый возраст является тяжелым периодом жизни?


Что такое подростковый возраст с точки зрения биологии, психиатрии, психологии, экологии, социологии, социальной психологии и антропологии? Отчасти мы рассматривали ответ на этот вопрос в главе 1. В этой главе будет дан обзор представлений нескольких наиболее авторитетных и влиятельных ученых, занимающихся этими науками. В дальнейшем, перейдя к более подробному рассмотрению различных аспектов юности, мы еще вернемся к некоторым из затронутых здесь вопросов. Сопоставляя различные точки зрения, мы получим более точную и завершенную картину подросткового возраста.

Теории, упоминаемые в этой главе, располагаются по порядку – от наиболее к наименее биологически обоснованным. Теоретики, придерживающиеся биологической трактовки, непосредственно биологи и психологи, считают, что поведение подростков определяют гены, гормоны и история эволюции. Эти теоретики не принимают во внимание влияние среды и считают, что поведение подростков одинаково независимо от той среды, в которой они проживают. Менее биологически ориентированные теоретики, психологи, антропологи и социологи считают, что на развитие подростков влияет как личный опыт, так и культурное окружение. Следовательно, они считают, что подростки могут значительно отличаться друг от друга в зависимости от событий, которые происходили в их жизни.

Подростковый возраст с точки зрения биологии

Если рассматривать подростковый возраст со строго биологических позиций, то он может быть определен как период физического и полового созревания ребенка, когда в его организме происходят важные изменения, вызванные процессом роста. В этом разделе мы опишем эти телесные, половые и физиологические изменения, их причины (когда они известны) и последствия.



Холл полагал, что подростковый возраст – это беспокойное время жизни, он характеризуется колебаниями между крайними эмоциональными состояниями


С точки зрения биолога, главным источником всех изменений, происходящих в психологии и поведении подростка, являются биогенетические факторы. Предполагается, что как процессами роста, так и поведением индивида управляют внутренние силы созревания, а влияние социокультурных условий воспитания незначительно. Развитие происходит на основании неизменной, универсальной последовательности, не зависящей от социокультурного окружения. В соответствии с некоторыми представлениями эти последовательности сформировались в результате эволюции под воздействием естественного отбора.

Дж. Стэнли Холл : «буря и натиск»

Если есть «отец психологии подростков», то это Дж. Стэнли Холл (G. S. Holl, 1846–1924), поскольку он был первым человеком, применившим научный подход к исследованию подросткового возраста. Его двухтомная книга «Подростковый возраст: психология и связь с физиологией, антропологией, социологией, полом, преступностью, религией и образованием», опубликованная в 1904 г., считается первой серьезной книгой в этой области.

«Буря и натиск» – образное выражение, используемое для описания изменчивого характера подростка.

Холл был увлечен теорией эволюции Чарлза Дарвина, а именно тем, что люди эволюционировали из более простых форм жизни в процессе естественного отбора («выживание сильнейшего»). Как и Дарвин, Холл считал, что «онтогенез повторяет филогенез», это значит, что индивидуальный рост и развитие (онтогенез) повторяет или идет параллельно (рекапитулирует, повторяет) развитие (филогенез) вида. Холл применил эту идею при изучении человеческого поведения, в особенности поведения подростков.

Согласно теории Холла, после прохождения животной стадии, стадий охоты и дикости – т. е. младенчества, детства и отрочества соответственно – подростковый период оказывается периодом sturm und drang. Эта немецкая фраза означает «буря и натиск», она отражает взгляд Холла на бушующую природу подросткового периода.

Он полагал, что подростки находятся на эмоциональных качелях: романтика одного момента переходит в депрессию следующего, апатичность сегодня сменяется экспрессивностью завтра. Эти колебания между эмоциональными крайностями, как полагал Холл, длятся до 20 лет. Более того, с этим ничего нельзя поделать, поскольку они генетически запрограммированы.

Хотя психологи больше не придерживаются точки зрения Холла о том, что подростковый возраст неизбежно труден, он вдохновил других ученых изучать его. Более того, его негативные взгляды на переживания в подростковый период были подхвачены другими, например Зигмундом Фрейдом.

Арнольд Гезелл : спиральная модель развития

Арнольд Гезелл (A. Gesell, 1880–1961) получил известность благодаря наблюдениям за развитием человека от рождения до юношеского возраста, которые он и его сотрудники проводили в Йельской клинике развития ребенка, а затем в основанном Гезеллом Институте развития ребенка. Его самая известная книга о подростковом возрасте носит название «Юность: от 10 до 16 лет» (Gesell, and Ames. «Youth: The Years from Ten to Sixteen», 1956). Гезелл был студентом Г. Стэнли Холла и многому у него научился.

Гезелл интересовался тем, как развитие сказывается на поведении. На основе наблюдений за поступками и поведением детей различного возраста он создал обобщенные описания этапов и циклов развития подростка. В этих обобщениях он в хронологической последовательности описывал поведение, которое считал нормальным для каждого этапа.

ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ..

Как характеризовал подростков первый психолог, изучавший их ?

Г. Стэнли Холл, отец подростковой психологии, считал, что подростки по своей природе изменчивы и непостоянны.

Гезелл полагал, что гены предопределяют порядок появления поведенческих особенностей и направление развития. Таким образом, способности и умения возникают без влияния специального обучения и практики (Thelen, and Adolph, 1992). Подобная концепция подразумевает существование определенного биологического детерминизма и не допускает возможности для родителей и учителей как-либо повлиять на развитие ребенка. Поскольку созревание рассматривается как естественный биологический процесс, предполагается, что только время сможет разрешить большинство проблем, возникающих при воспитании детей. Считается, что ребенок должен «перерасти» все трудности и отклонения, поэтому Гезелл полагал, что родители не должны применять эмоциональные методы поддержания дисциплины (Gesell, and Ames, 1956).

Гезелл стремился учитывать индивидуальные различия, принимая тезис о том, что каждый ребенок рождается с уникальными «генетическими факторами, или индивидуальной конституцией и врожденной последовательностью созревания» (Gesell, and Ames, 1956, p. 22). Но он подчеркивал, что «приобщение индивида к культуре никогда не может пересилить влияния созревания», поскольку последнему принадлежит ведущая роль. Гезелл не отрицал определенного значения индивидуальных особенностей и условий воспитания в процессе развития индивида, однако считал, что основные принципы, тенденции и хронологическая последовательность созревания универсальны и присущи всем в равной степени.

Хотя Гезелл подчеркивал, что наблюдаемые изменения происходят постепенно и накладываются друг на друга, его описания часто обнаруживают глубокие и внезапные перемены в момент перехода от одного возрастного этапа к другому. Он подчеркивал также, что развитие не только поступательно, но происходит и по спирали; характеризуется изменениями, направленными как вверх, так и вниз, в результате чего некоторые формы поведения повторяются на различных возрастных этапах. Например, как 11-летние, так и 15-летние подростки мятежны и неуживчивы, в то время как 12– и 16-летние довольно уравновешенны.

Одно из главных критических замечаний касается использованной Гезеллом выборки. Он основывал свои выводы на наблюдениях за мальчиками и девочками из семей с благополучным социоэкономическим статусом, проживавших в Нью-Хэйвене, штат Коннектикут. Он утверждал, что использование столь однородной выборки не приведет к ложным обобщениям. (Это связано с его представлением, что социокультурное окружение незначимо для развития.) Однако даже при рассмотрении одного только параметра – физического развития детей – обнаруживаются столь сильные различия, что оказывается трудно установить нормы для какого-либо возрастного этапа. Тем не менее книгами Гезелла руководствовались тысячи родителей, и его теория оказала огромное влияние на практику воспитания детей в 1940-е и 1950-е гг. Его книги считались библиями по детскому развитию для многих студентов и преподавателей в течение многих лет.

Подростковый возраст с точки зрения психоанализа и психосоциальных концепций

Зигмунд Фрейд был венским врачом, который заинтересовался неврологией, исследованиями человеческого мозга и нервных расстройств. Он стал основоположником теории психоанализа. Его дочь Анна применила теорию Фрейда к исследованию подростков. Концепция Фрейда, психологическая по природе, имела значительное биологическое основание, поскольку он полагал, что «биология – это судьба». То есть он считал, что мужчины и женщины на основании различий в анатомии внешних половых органов, неизбежно имеют различный опыт переживания и отсюда отказывают в доверии друг другу.

Зигмунд Фрейд : индивидуализация

Зигмунд Фрейд (Sigm und Freud, 1856–1939) мало интересовался подростковым возрастом, так как считал формирующими ранние годы детства. Однако он кратко затронул тему подросткового возраста в своем труде «Три очерка по психологии сексуальности» (Freud «Three Essays on the Theory of Sexuality», 1953). Он описывал подростковый возраст как период сексуального возбуждения, тревожности и иногда расстройств личности. По Фрейду, половое развитие – это окончательная стадия серии изменений, направленных на то, чтобы инфантильная сексуальная жизнь перешла в свою конечную, взрослую форму.

В период младенчества, когда ребенок получает наслаждение лишь от оральной деятельности (оральная фаза ), он использует сексуальный объект, находящийся вне его организма: материнскую грудь. Этот объект дает ребенку физическое удовлетворение, тепло, удовольствие и ощущение защищенности. Когда мать кормит своих детей, она прижимает их к груди, ласкает, целует и укачивает (Freud, 1953).

Постепенно удовольствие, которое получают дети, становится аутоэротическим, т. е. они получают удовлетворение и удовольствие от активных действий, которые они могут выполнять самостоятельно. По мере того как младенцы отвыкают от сосания материнской груди, они обнаруживают, что можно получать удовольствие от других видов оральной активности – например, они научаются самостоятельно есть. В возрасте 2–3 лет ребенок начинает уделять большое внимание анальной активности и выделительным процессам (анальная фаза ). За этим периодом следует фаллическая фаза сексуального развития (возраст от 4–5 лет), когда у ребенка появляется интерес к собственному телу и он начинает исследовать свои половые органы.

На следующем этапе, который Фрейд назвал латентным периодом (примерно от 6 лет до начала полового созревания), сексуальные интересы ребенка слабеют и не проявляются. Хотя Фрейд полагал, что детские сексуальные побуждения истощаются, последние исследования свидетельствуют о том, что они только уходят на неосознанный уровень (Thanasiu, 2004). Детские источники удовольствия постепенно переносятся с собственного тела на других людей. Человека все сильнее интересует дружба с другими людьми, особенно одного с ним пола.

В период полового созревания (генитальная фаза )этот процесс «поиска объекта» приходит к своему завершению. С созреванием внешних и внутренних половых органов появляется сильное желание разрядить возникшее сексуальное напряжение. Для этого необходим объект любви; поэтому, как утверждает Фрейд, юношей и девушек привлекают представители противоположного пола, способные разрядить их сексуальное напряжение.

Оральная фаза – это первый этап психосексуального развития в теории Зигмунда Фрейда; он охватывает период от рождения до одного года, в течение которого главным источником удовольствий и наслаждений для ребенка становится рот.

Фрейд полагает, что, начиная с фаллической стадии (4–6 лет), мужчины и женщины имеют различные типы личностей и виды поведения из-за различий в анатомии. Прохождение через фаллическую стадию принципиально различно. Мальчики переживают эдипов комплекс. (По имени героя греческой трагедии «Царь Эдип». По сюжету Эдип убивает своего отца и женится на своей матери.) Существенной чертой периода является то, что мальчики ревниво следят за вниманием матери по отношению к отцу и неосознанно полагают, что так же ревнуют и их отцы. Мальчики боятся, что отцы их накажут, и воспринимают их как соперников (так называемая кастрационная тревога ). Чтобы снизить тревогу, они идентифицируют себя с отцами. Идентификация включает принятие представлений их отцов, поведения, ценностей и служит двум функциям:

1) она снижает тревогу кастрации, поскольку подобная имитация льстит отцам и снижает конфликтность между отцом и сыном;

2) она учит мальчика вести себя как мужчина, что поможет в дальнейшем найти собственную жену в зрелости. Поскольку тревога кастрации слишком стрессогенна, мальчики интенсивно идентифицируются и формируют гармоничные личности.


Девочки не ревнуют отцов, не переживают Эдипов комплекс; вместо этого они проходят своим путем с комплексом Электры. (Электра также героиня греческой трагедии. Она подговорила своего брата убить мать, чтобы отомстить за убийство отца.) Согласно Фрейду, девочки этого возраста увлечены их отцами, которые представляются им крепкими и сильными, а также потому, что они – мужчины. Как только девочки узнают о различиях в гениталиях, они начинают завидовать мальчикам, поскольку в их восприятии пенис лучше вагины (который называется пенисом зависти ). Девочки начинают враждебно относиться к матери из-за их гениталий второго сорта и потому, что отцы уделяют им внимание. Девочки с неохотой идентифицируют себя с матерями: они привлекают хороших мужей, но они только лишь женщины, которые плохи. Фрейд приписывал комплексу Электры и связанной с ним слабой идентификации многие негативные личностные черты: низкий моральный облик, отсутствие сексуального желания – он считал их внутренним свойством женщин.

Фрейд полагал, что в конце периода детства дети идентифицируют себя с родителями того же пола и очень зависят от них эмоционально. Поэтому центральной задачей подросткового возраста становится разрыв этих тесных эмоциональных связей, чтобы стать независимым от взрослых. Этот процесс, называемый индивидуализацией, включает отделение поведения, чувств, суждений и мыслей подростка от родительских. В то же время детско-родительские отношения развиваются в сторону кооперации, равенства и зрелости, поскольку ребенок становится автономной личностью внутри семьи (Mazor, and Enright, 1988).

ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ..

Что думал о подростках Зигмунд Фрейд ?

Зигмунд Фрейд считал, что причиной беспокойности и подавленности подростков являются появившиеся у них новые сексуальные потребности.

Сегодня мало психологов поддерживает идеи Фрейда. Он был человеком Викторианской эпохи, когда считалось, что женщины – слабые существа второго сорта. Его теория, значительная в плане готовности допустить значимость человеческой сексуальности, зашла слишком далеко в другом направлении и излишне преувеличила роль сексуальных побуждений в контроле поведения. К тому же психоаналитическая теория очень негативна, поскольку настаивает на том, что все люди руководствуются эгоистичными и враждебными побуждениями. Этот негативизм, возможно, возник из-за того, что Фрейд создавал свою теорию, работая с психически больными пациентами, а не с обычными людьми. К тому же большинство психологов полагает, что Фрейд преувеличил важность самого раннего опыта и видел личность более неизменной, чем это реально фиксируется.

И еще, важно осознавать значительность вклада Фрейда в наше понимание поведения. Даже если бы он ничего не создал, кроме концепции бессознательного, его бы все равно помнили в веках.

Анна Фрейд : механизм защиты

Анна Фрейд (A. Freud, 1895–1982) интересовалась изучением юношеского возраста больше, чем ее отец. Она много работала над исследованием процесса подросткового развития и структуры психики в пубертатный период (Freud, 1946, 1958).

Она характеризовала юность как период внутреннего конфликта, психической неуравновешенности и неустойчивого поведения. С одной стороны, юноши и девушки эгоистичны, интересуются лишь собой и считают себя центром Вселенной, с другой – они способны на самопожертвование и преданность. Они могут страстно влюбиться, а затем внезапно разорвать отношения с объектом своей любви. Иногда им хочется постоянно быть в обществе сверстников и принадлежать к какой-либо группе, иногда же они стремятся к одиночеству. Они то слепо подчиняются власти, то восстают против нее. Они эгоистичны и меркантильны, но в то же самое время полны возвышенного идеализма. Они воздержанны и вместе с тем любят удовольствия; невнимательны к окружающим, но очень обидчивы, когда дело касается их самих. Их настроения колеблются между пессимизмом и оптимизмом, неутомимым энтузиазмом и апатичной ленью (Freud, 1946).

Анальная фаза (в теории Фрейда ) – второй этап психосексуального развития. На протяжении второго года жизни ребенок ищет удовольствия и удовлетворения в анальной деятельности, связанной с процессами выделения отходов жизнедеятельности организма.

Генитальная фаза (в теории Фрейда ) – последний этап психосексуального развития. В этот период сексуальные влечения находят выход в поисках объекта для разрядки сексуального напряжения.

Идентификация – принятие ценностей, воззрений и поведения своих родителей.

Индивидуализация – формирование личной идентичности путем развития индивида как самостоятельной, отделенной от родителей и других людей личности.

Латентный период (в теории Фрейда ) – четвертый этап психосексуального развития. Примерно от 6 до 12 лет сексуальные влечения остаются скрытыми, а интересы ребенка концентрируются вокруг учебы и прочих видов деятельности.

Оно (Ид в теории Фрейда ) – те инстинктивные влечения, которые человек хочет удовлетворить, исходя из принципа удовольствия.

Сверх-Я (супер-Эго в теории Фрейда ) – та часть сознания, которая противостоит желаниям Оно, накладывая на них усвоенные путем научения моральные ограничения и стремясь к совершенству.

Теория психоанализа – теория Фрейда, согласно которой личность включает в себя Оно-Эго и супер-Эго; психическое здоровье зависит от баланса между этими компонентами.

Фаллическая фаза (в теории Фрейда ) – третий этап психосексуального развития. От 4 до 6 лет главным источником удовольствия и удовлетворения является область гениталий.

Я (Эго в теории Фрейда ) – рассудок, который стремится рациональными путями, учитывая требования реальной жизни, удовлетворить желания Оно.

Согласно Анне Фрейд, столь противоречивое поведение обусловлено психической неуравновешенностью и внутренними конфликтами, которыми сопровождается половое созревание (Bios, 1979). Одним из самых заметных изменений, происходящих в пубертатный период, является усиление инстинктивных влечений: его основным источником является половое созревание, сопровождающееся возрастанием интереса к половой сфере и вспышками сексуального влечения. В то же время усиление инстинктивных влечений в пубертатный период имеет и физиологическую основу, выходящую за рамки исключительно половой жизни. Возрастает частота и интенсивность вспышек агрессивности, голод превращается в ненасытность, вызывающее поведение иногда приобретает криминальный характер. Возрождается давно подавленный интерес к оральной и анальной деятельности. Привычка к чистоплотности сменяется неряшливостью и беспорядком. Скромность и сочувственное отношение к окружающим вытесняются самолюбованием и грубостью. Анна Фрейд сравнивала такое усиление влияния инстинктивных сил в период полового созревания с аналогичными особенностями раннего детского поведения. В пубертатный период как бы возрождаются инфантильная сексуальность и мятежная агрессивность раннего детства (Freud, 1946, р. 159).

Импульсы Оно в подростковом возрасте усиливаются и бросают прямой вызов Я и сверх-Я индивида. Под Я Анна Фрейд подразумевает совокупность психических процессов, направленных на защиту индивидуума. Я – это оценивающая и рассуждающая часть сознания индивида. Под сверх-Я Анна Фрейд подразумевает Я-идеал и совесть, т. е. ту часть сознания, которая является носителем общественных ценностей, усвоенных индивидом от родителя одного с ним пола (рис. 2.1). Таким образом, в юности новый всплеск энергии инстинктов непосредственно противостоит способности разумно рассуждать и сознанию индивида. Тщательно выверенное равновесие между этими психическими элементами, достигнутое в латентный период, нарушается, и между Оно и сверх-Я начинается открытая война. Я, которому прежде удавалось поддерживать мир, теперь так же трудно добиться перемирия, как слабовольному родителю – прекратить ссору между двумя упрямыми детьми. Если Я полностью перейдет на сторону Оно, то «от прежнего характера индивида не останется и следа и его вступление во взрослую жизнь будет ознаменовано вспышкой ничем не ограниченного удовлетворения инстинктивных желаний» (Freud, 1946, р. 163). Если Я всецело встанет на защиту сверх-Я, то характер, сложившийся у индивида в латентный период, сохранится у него на всю жизнь. Влечения Оно будут ограничены узкими рамками, предписываемыми ребенку, но для контроля над ними потребуются постоянные затраты психической энергии на подавление эмоционального напряжения, защитные механизмы и эмоциональное сочувствие.



Рис. 2.1. Согласно представлениям А. Фрейд, конфликт между Ид, Эго и супер-Эго возрастает в подростковом возрасте


Если конфликт между Оно, Я и сверх-Я не разрешается в юности, то его последствия могут быть разрушительными для эмоциональной сферы индивида. Анна Фрейд описывает, как Я использует защитные механизмы, чтобы выиграть эту битву. Я подавляет, смещает, отрицает и обращает инстинкты против самого себя; это вызывает фобии, истерические симптомы и тревогу с помощью обсессивного мышления и поведения. По мнению Анны Фрейд, усиление аскетизма и интеллектуализма в юношеские годы является признаком недоверия ко всем инстинктивным желаниям (см. также раздел, посвященный Пиаже, в главе 6). Усиление в подростковом возрасте невротических симптомов и подавления свидетельствует о частичном успехе Я и сверх-Я, но этот успех достигается за счет индивида. Тем не менее Анна Фрейд считает, что гармония между Оно, Я и сверх-Я возможна и у большинства нормальных юношей и девушек она в конце концов наступает. Для этого необходимо, чтобы сверх-Я успело достаточно развиться в течение латентного периода, однако без чрезмерного подавления инстинктов, вызывающего повышенное чувство вины и тревоги; чтобы уладить конфликт, Я должно обладать достаточной силой и мудростью (Freud, 1946).

Эрик Эриксон : эгоидентичность

Эрик Эриксон (Е. Erikson, 1902–1994) модифицировал созданную Фрейдом теорию психосексуального развития, использовав открытия современной социальной психологии и антропологии. Хотя Эриксон использовал многие из понятий Фрейда, включая треугольник Ид – Эго – супер-Эго (или Оно – Я – сверх-Я), он меньший упор делал на биологические потребности Оно, чем Фрейд. Вместо этого Эриксон считал Я движущей силой, в основном определяющей поведение человека.

Он описал восемь стадий развития человека (Erikson, 1950, 1968, 1982), на каждой из которых перед индивидом стоит своя психосоциальная задача. В процессе решения каждой задачи возникает конфликт, имеющий два возможных исхода. Если конфликт данного этапа разрешается успешно, то личность приобретает новое положительное качество и ее развитие продолжается. Если конфликт не разрешен или разрешен неудовлетворительно, то Я терпит ущерб, поскольку приобретает отрицательное качество. По мнению Эриксона, главная задача индивида заключается в том, чтобы, переходя с одной жизненной стадии на другую, обрести позитивную эгоидентичность (Erikson, 1950, 1959). В табл. 2.1 перечислены восемь стадий по Эриксону, возраст, соответствующий каждой из стадий, описание возможных позитивных результатов и негативных последствий на каждой из них.

Таблица 2.1. Стадии личностного развития по Эриксону


Хотя нас больше интересует формирование идентичности, связанное с пятой стадией – подростковым периодом, – полезно понять суть четырех предшествующих стадий. Каждая из стадий надстраивается над предыдущей, и позитивный результат любой из стадий зависит от того, насколько позитивными были достижения предыдущих. Жизнерадостные и спокойные подростки, чувствующие независимость и жажду познания, гордость за собственные достижения – все те качества, которые они приобрели на более ранних стадиях, более способны к формированию идентичности.



Область интересов, обнаруживаемая в спальне это девочки, демонстрирует, что она достигла чувства личной идентичности, как ее определяет Эриксон


Формирование личной идентичности начинается еще до наступления подросткового возраста и с его окончанием не завершается. Этот процесс продолжается в течение всей жизни человека. Он берет начало в детстве, в совместных переживаниях ребенка и родителей. Дети формируют Я-концепции через это взаимодействие. Если родители любят и ценят своих детей, дети также чувствуют свою ценность. Если же родители пренебрегают детьми или отвергают их, дети чаще всего ощущают себя ущербными. По мере взросления детей их общение со сверстниками и другими значимыми взрослыми продолжает формировать их представление о самих себе. Общество и формирует зарождающуюся личность и признает ее.

Защитные механизмы – по представлениям Анны Фрейд, иррациональные стратегии, которыми Я пользуется для самозащиты и разрядки напряжения.

Эриксон подчеркивал, что поиск идентичности является «нормативным кризисом», нормальной фазой усиления конфликтов. Экспериментирующий подросток становится жертвой осознания идентичности, что является основой самосознания в подростковом возрасте. В этот период подросток должен сформировать чувство личной идентичности и избежать опасности диффузии идентичности. Чтобы достичь идентичности, подросток должен приложить усилие и оценить свои сильные и слабые стороны и научиться использовать их для получения ясного представления о себе и о том, каким он хочет стать в будущем. Подросткам, активно ищущим себя, зачастую присущи неуверенность в собственных силах, смятение, импульсивность, конфликты с родителями и авторитетными взрослыми (Kidwell, Dunham, Bacho, Patirino, Portes, 1995).

Защитные механизмы – по представлениям Анны Фрейд, иррациональные стратегии, которыми Эго пользуется для самозащиты и разрядки напряжения.

Одним из интересных аспектов теории Эриксона является его представление о подростковом возрасте как психосоциальном моратории, санкционированным обществом переходном периоде между детством и взрослостью, в течение которого индивид, свободно пробуя различные роли, находит собственную нишу (Erikson, 1959). Подростковый возраст становится сроком исследования и «примерки» различных ролей без обязательного принятия какой-либо из них. Эрик-сон указывает, что в различных обществах продолжительность и интенсивность протекания этого периода различны, но если к его концу индивиду не удается сформировать свою идентичность, он глубоко страдает от ролевой размытости. Интересно, что сейчас количество времени, необходимое человеку на формирование идентичности, увеличилось и окончание этого процесса происходит ближе к 30 годам. Поэтому потребовалось введение новой стадии – наступающая взрослость. Эта недавно открытая стадия будет рассмотрена нами позже.

Подросток, которому не удалось достичь самоидентичности, испытывает сомнения в себе, ролевую размытость и расплывчатость; такой подросток может увлечься саморазрушительной односторонней деятельностью. Он может придавать преувеличенное значение мнению окружающих или пуститься в другую крайность и не обращать внимания на то, что о нем думают посторонние. Он или она может уйти в себя или начать употреблять наркотики и алкоголь, чтобы справиться с тревожностью, вызванной диффузией идентичности.