Территориальные изменения в XX веке. Страны Европы и США в начале XX века Страны с начала 20 века

Страны мира к началу XX в. различались не только по своему положению в качестве метрополий и колоний . Разрыв между ведущими державами и остальной частью мира определялся в первую очередь уровнем экономического развития. В большинстве стран Западной Европы, в Северной Америке и Японии сложилось индустриальное общество. Эти страны прошли этап промышленной революции. Новая техника не только широко использовалась в промышленности, но находила все большее применение и в сельском хозяйстве, что привело в дальнейшем к коренным переменам в этой древнейшей сфере деятельности человека. В Африке и на большей части Азии индустриализация еще не началась.

Политическое развитие в начале XX в. По форме правления в начале XX в. преобладали монархии . Республиками были все государства Америки, а в Европе ими были лишь Франция и Швейцария. Однако в большинстве государств власть монарха была ограничена народными представительствами (Великобритания, Австро-Венгрия, Германия, Япония и др.). В некоторых странах монарх продолжал играть существенную роль в управлении. Выборы нигде не были всеобщими (так, избирательных прав были лишены женщины). Даже во многих республиках существовали деспотические режимы.

Борьба за передел мира . В результате совершенствования транспорта стало значительно проще перевозить на большие расстояния сырье и готовую продукцию. Именно это подталкивало развитые страны к новым колониальным захватам. В результате развернулась борьба за передел мира. Особенно настойчиво этот курс взяли государства, опоздавшие к разделу колоний, но затем превратившиеся в мощные индустриальные державы. В 1898 г. США напали на Испанию под лозунгом освобождения ее колоний. В результате формальную независимость получила Куба, ставшая фактически владением США. К США отошли и Гавайские острова, зона Панамского канала.

Германия в XIX в. захватила Юго-Западную и Юго-Восточную Африку (Камерун, Того), купила у Испании Каролинские и Марианские острова в Тихом океане. Япония завладела Тайванем, стремилась утвердиться в Корее. Но и Германия, и Япония считали себя обделенными колониями. Помимо испано-американской войны 1898 г. первыми войнами за передел мира считаются англо-бурская война (1899-1902) и русско-японская война (1904-1905). В результате победы над Россией в русско-японской войне Япония утвердилась в Корее и упрочила свое положение в Китае.

Экономика ведущих европейских стран.

Решающим фактором экономического и политического развития Великобритании оставалась эксплуатация огромных колониальных владений и рост вывоза капитала. За счет этого Англия, несмотря на потерю промышленной гегемонии, оставалась в числе развитых стран. Однако усиление экономических проблем вело к росту рабочего движения и возникновению в 1906 г. на основе ряда тред-юнионов новой лейбористской (рабочей) партии. Экономические трудности, увеличение расходов на вооружение, новая волна борьбы Ирландии за независимость создавали большие проблемы.


Несмотря на значительный промышленный подъем, Франция отставала от других крупных государств. Главная причина сравнительной отсталости французской индустрии была в особенностях ее экономики. Она носила ростовщический характер, капиталы вывозились за границу, часто в виде государственных займов. Замедление темпов экономического развития, отсталое рабочее законодательство и рост налогов в связи с увеличением расходов на вооружение привели к усилению позиций социалистов.

В начале XX в. по уровню промышленного производства Германия выдвинулась на первое место в Европе. Преимущественное развитие тяжелой промышленности было вызвано в значительной мере потребностями армии, железнодорожного строительства и судостроения. Создавались могущественные монополии . Готовясь к переделу мира, Германия увеличивала свои военные расходы. В 1914 г. она по количеству боевых кораблей она заняла второе место в мире, уступая лишь Англии. В германском обществе были распространены идеи милитаризма и шовинизма .

Проблемы модернизации. Многие страны сталкивались с проблемой модернизации — экономических, социальных, политических и культурных преобразований, направленных на формирование общества, отвечавшего требованиям эпохи. Образцом служили государства Западной Европы. Однако в XIX в. единственный довольно успешный опыт модернизации имел место в Японии. Эти реформы открыли путь для быстрого промышленного развития, распространения гражданских свобод, образования. При этом японцы не отказались от своих традиций, не разрушили привычный уклад жизни.

Социальные движения .

Быстрое промышленное развитие ряда стран, увеличение численности рабочих вело к росту социальных движений. Началось объединение профсоюзов в федерации. Так возникли Американская федерация труда (АФТ) в США (1886 г.), Всеобщая конфедерация труда во Франции (1895 г.) и др. Рабочие выдвигали требования повышения заработной платы и установления 8-часового рабочего дня. В рабочем движении распространялись анархо-синдикалистские идеи. Сторонники этих идей отвергали политическую борьбу партии, считая, что рабочие должны объединяться только в профсоюзы, основной формой их борьбы должно быть «прямое действие» — стачки, бойкот, саботаж.

Социальные реформы . Для сохранения стабильности в обществе и под напором населения наиболее дальновидные представители правящих кругов стремились к продолжению социальных реформ. На этом пути в начале XX в. были сделаны важные шаги. В Англии левое крыло либеральной партии выступало в роли посредника между предпринимателями и рабочими. В 1906 г. был принят закон о компенсации работникам, пострадавшим при несчастных случаях на производстве. В 1908 г. установлен 8-часовой рабочий день для шахтеров. Вводились пенсии для рабочих с 70-летнего возраста. Появился закон о страховании рабочих по болезни и безработице. В 1909 г. видный политический деятель либерал Ллойд Джордж , бывший министром финансов, предложил бюджет, названный «народным». Около 10 млн. фунтов выделялось на социальные расходы.

В США президент Т. Рузвельт провозгласил компанию против злоупотреблений со стороны монополий. Были приняты законы в области охраны природных богатств, против бесхозного использования земель и воды. Вводился контроль за качеством продуктов и медикаментов. Научно-технический прогресс. Отличительной особенностью развития общества в первой половине XX в. являлся быстрый количественный и качественный рост промышленности и такой же быстрый рост ее научно-технической основы.

В области техники наибольшее значение имели электрификация промышленных предприятии и транспорта, переход к автоматической системе машин, широкое использование двигателей внутреннего сгорания, совершенствования химической технологии. Одним из решающих факторов освоения новой техники стало применение электричества. Электрификация стала основой технического прогресса, обусловив более эффективное использование природных энергетических ресурсов и рациональное распределение производительных сил.

Международные отношения в 1900-1914 гг.

Планы военно-политических блоков в Европе. В конце XIX — начале XX в. в Европе сложилось два противоборствующих военно-политических союза: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанта (Франция, Россия, Великобритания). Они вынашивали грандиозные планы по переустройству мира.

Англия стремилась стать еще более «Великой Британией», призванной подчинить своему влиянию большую часть мира.

Германия строила планы создания «Великой Германии», «Срединной Европы», которая охватывала бы Австро-Венгрию, Балканы, Переднюю Азию, Прибалтику, Скандинавию, Бельгию, Голландию и часть Франции, она хотела стать огромной колониальной империей, имеющей сферу влияния в Южной Америке.

Франция стремилась не только вернуть Эльзас и Лотарингию, но и присоединить Рур, расширить колониальную империю.

Россия хотела овладеть черноморскими проливами, расширить влияние в районе Тихого океана.

Австро-Венгрия добивалась разгрома Сербии, чтобы укрепить свою гегемонию на Балканах. Широкие захватнические планы строили США и Япония.

К 1914 г. гонка вооружений в мире достигла огромных размеров. Германия, не сокращая морскую программу, лихорадочно увеличивала и сухопутную армию. Вместе со своей союзницей Австро-Венгрией она имела в распоряжении 8 млн. человек, обученных военному делу. В лагере Антанты насчитывалось большее число обученных военному делу, но германская армия была технически лучше оснащена. Страны Антанты также быстро увеличивали свои вооруженные силы. Однако военные программы Франции и России запаздывали. Их выполнение планировалось только на 1916-1917 гг. Германский план войны, предусматривавший быструю (молниеносную) войну на двух фронтах — Западном и Восточном, разработал Шлиффен.

Главная идея заключалась в нанесении удара по Франции через Бельгию. Целями операции были окружение и разгром французских армий. Против русских армий сначала предусматривались оборонительные действия ограниченными силами. После разгрома французов предполагалось перебросить войска на восток и нанести поражение России. Планы французского командования носили в основном выжидательный характер, поскольку и в военно-промышленном отношении, и по численности армии Франция уступала Германии. Англия не стремилась к широкому участию в сухопутной войне, надеясь всю ее тяжесть переложить на Россию и Францию. Русские политические и стратегические интересы требовали направления главных усилий против Австро-Венгрии.

Балканские войны . Преддверием Первой мировой войны называют Балканские войны. Они начались как завершающий этап в освобождении Балканского полуострова от многовекового турецкого ига. Сыгравшая решающую роль в Первой Балканской войне Болгария укрепила свои позиции, что вызвало недовольство ее союзников. Результатом стала Вторая Балканская война 1913 г. Болгария, которую поддерживали Германия и Австро-Венгрия, была разгромлена и потеряла часть своих недавних завоеваний.

К началу XX века территориальный раздел мира был полностью завершен. Возможным оставался лишь его насильственный передел, и такие попытки были предприняты в испано-американской, англо-бурской, русско-японской, балканских и других войнах, но особенно в первой и второй мировых войнах. В результате первой мировой войны изменились границы почти всех воевавших стран; распались Австро-венгерская, Османская и Российская империи, произошли революции в России, Германии, Венгрии, Турции. Колонии побежденных перешли под управление стран-победителей - Франции, Великобритании, Японии. Получили независимость Польша, Чехословакия, Венгрия, Австрия, Югославия, Литва, Латвия, Эстония, Финляндия. В Турции прошли невиданные прежде «этнические чистки» - были истреблены или депортированы армяне и греки. Укрепившийся в России коммунистический режим взял курс на «мировую революцию», противопоставив себя всему миру.
По итогам второй мировой войны изменены границы Германии, СССР, Польши, Японии, Китая и других стран; проведены межгосударственные депортации немцев, венгров, словаков, болгар, поляков, украинцев, японцев, а внутри СССР - народов Крыма, Кавказа и Поволжья. Страны Прибалтики, Молдавия и Тува оказались в составе СССР. Сразу после войны между «социалистическим» и «империалистическим» блоками государств развернулась невиданная по масштабам и опасности гонка вооружений - «холодная война». Противоборство двух систем привело к образованию двух германских государств (ФРГ и ГДР), двух корейских (КНДР и Южная Корея), двух китайских (КНР и Тайвань), двух вьетнамских (Северный и Южный).
Бог поселил людей на родине. Насильственно разлучать с родиной равносильно убийству духа («Хартия немцев, изгнанных с родины»). На территории Палестины в 1947 г. образовано государство Израиль, куда направились уцелевшие от гитлеровской резни европейские евреи. Раздел Палестины привел к конфликту с арабами, и евреи покинули и мусульманские страны.
В арабском мире в 50-80 гг. предпринимаются неоднократные попытки создания Объединенной Арабской Республики (ОАР). Попеременно договоры о ее образовании заключали Египет, Сирия, Ирак, Йемен, Судан, Ливия, но союзы либо скоро распадались, либо не состоялись вообще.
В соответствии с решением ООН о деколонизации зависимых территорий прошел «роспуск» колониальных империй. Уже в 1945-50 гг. получают независимость страны Южной и Юго-Восточной Азии. В 50-60-е гг. политически независимыми стали почти все колонии, протектораты и мандатные территории в Африке, Азии и Карибской Америке. К сер. 70-х гг. колонии на Земле практически исчезли. В числе независимых государств оказалось множество мельчайших стран с мизерным населением; все попытки удержать их в рамках более крупных объединений не имели успеха.
Великобритания в колониях не разрушала традиционные системы власти, но уделяла особое внимание подготовке управленческих кадров из числа местных жителей. Англичанин выступал в роли советника, а прямым исполнением властных функций занимались обученные местные. Независимость колониям предоставлялась после добросовестной подготовки властных структур (армии, полиции, финансов, политических партий) и подавления нежелательных движений (например, «мау-мау» в Кении, коммунистические партизаны в Малайзии и др.).
Результатом британской политики стало преобразование империи в Содружество Наций во главе с английской королевой. Сегодняшнее Содружество Наций - это добровольный союз 56 государств с населением 1,5 млрд. чел., в котором Великобритания, не вмешиваясь во внутренние дела стран, гарантирует конвертируемость местных валют, экономическую и военную помощь, обучение студентов в британских университетах и т.д. Политическое и экономическое положение в стран Британского Содружества в целом лучше, чем в бывших владениях других держав.
Франция, Португалия, Бельгия делали ставку на прямое управление владениями, назначая начальниками присылаемых из метрополии своих специалистов. Это давало выигрыш в эффективности аппарата управления, но минусом были взаимоотношения с местным населением: одно дело, когда тебя «мордует» чиновник твоей национальности, и совсем другое, когда его национальность иная. Для борьбы с сепаратизмом практиковалось объявление владений «неотъемлемыми» частями державы. Независимость колониям предоставлялась без особой подготовки либо «в одночасье» (год Свободы Африки - 1960-й), либо после длительной войны (Вьетнам, Алжир, Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау).
Экономическое и политическое положение в большинстве бывших владений этих держав ухудшилось, пришлось эвакуировать около 3 млн. колонистов-европейцев и ассимилированных туземцев. Бывшие французские и португальские территории преобладают в списке «горячих точек» планеты. Франция остается единственной метрополией, сохраняющей военное присутствие для поддержания порядка в бывших колониях. Провозглашенный после роспуска империи Французский Союз просуществовал всего несколько лет - желающих оставаться в нем не оказалось. Сотрудничество Франции с бывшими колониями осуществляется только на основе двухсторонних соглашений, а Португалия вообще утратила связи с бывшими «заморскими территориями».
Советская «борьба за мир» после 1945 г. ознаменовалась участием советских войск (с числом участников свыше 1,5 млн. чел.) более чем в 30 локальных войнах и конфликтах. Сюда относятся «наведение порядка» в Венгрии, ГДР и Чехословакии; поддержка «своих» в Китае, Корее, Вьетнаме, Египте, Алжире, Эфиопии, Анголе, Никарагуа и т.д.; наконец, война в Афганистане.
Закономерным итогом стал экономический (на армию шло 20% национального дохода) и моральный надрыв и крушение СССР, а вместе с ним - «социалистического лагеря» и режимов «социалистической ориентации». В одночасье (не французский ли вариант?) возникло более 20 новых государств, часть из которых попала в разряд «горячих точек» (Таджикистан, страны Закавказья и Балкан).
Последние изменения на политической карте - образование Палестинской автономии на оккупированных Израилем арабских землях (1996 г.), возвращение Гонконга Китаю в связи с истечением срока аренды его Великобританией (1997 г.).

Европы была гораздо менее разнообразной, чем сейчас. На территории этой находилось 13 государств. Большинство из них имело колонии за пределами континента. Главной колониальной державой мира была Великобритания. Ее территории включали в себя современную Ирландию. Также британским доминионом были Канада, Австралия и Южно-Африканский Союз. Доминионы обладали большей степенью автономии, чем колонии. В южной Америке Британия владела часть территории Гвианы и несколькими островами в Карибском море. Африканскими колониями Британской империи были Нигерия, Северная Родезия, Восточная Африка и Сейшельские острова. В Азии Британия контролировала юг Аравийского полуострова, территорию современной, Индии, Пакистана и Бангладеш, а также Бирму и часть Новой Гвинеи. Два китайских города - Гонконг и Вэйхай - тоже находились под прямым управлением Британии.


В начале XX века Британская Империя достигла максимальных размеров.

Владения других стран Европы были несколько скромнее. Страны Южной Европы - Испания и Португалия - потеряли большинство своих владений в Южной Америке. В то же время Франция сохраняла колониальное влияние - она управляла небольшой территорией на побережье Южной Америки, а также обширными землями в Африке - Алжиром, Марокко, Западной Африкой, Экваториальной Африкой, а также территорией современного Вьетнама в Азии. Дания владела Исландией и Гренландией. Нидерландские и бельгийские колонии в Африке были значительно скромнее .

Территория Германии в Европе была меньше современной, и колоний у этой страны было немного. Италия к началу 20 века только начала расширять свои колониальные владения. На карте Европы были и страны совсем без колоний - Австро-Венгрия, Норвегия и Швеция.

Российская империя не была колониальной державой в узком понимании, однако в ее состав входила Польша и Финляндия. Их статус можно было сравнить с Британскими доминионами, так как у этих государств была достаточно широкая автономия.


Российская Империя объединила под своим протекторатом и несколько полунезависимых среднеазиатских стран.

Остальной мир

За пределами Европы в то время существовало множество независимых государств. В Северной Америке было два крупных независимых государства - США и Мексика. Вся Южная Америка была независима, за исключением территории Гвианы. Политическая карта этого континента практически совпадал с современной. На территории Африки независимость сохраняла только Эфиопия и отчасти Египет - он был под британским протекторатом, но не был колонией. В Азии независимой и сильной державой была Япония - эта страна владела и Корейским полуостровом. Китай, Монголия и Сиам, сохраняя формальную независимость, были разделены на сферы влияния европейских государств.

Начнем с производства. Как вы уже знаете, бурное развитие промышленности в последние десятилетия XIX в. сопровождалось появлением новых, технически более совершенных и производительных машин, транспортных средств и т. д. Это вело к укрупнению производства.

Концентрация производства и капитала. Старые и новые лидеры

В новых отраслях промышленности (автомобильной, химической, электротехнической и др.) за относительно короткий срок был пройден путь от первых опытов в полукустарных мастерских до создания мощных предприятий.

Приведём пример. В 1893 г. Г. Форд испытал свой первый изготовленный в мастерской автомобиль, который, по его признанию, «напоминал крестьянскую тележку». В 1903 г. уже было основано «Общество автомобилей Форда», в 1906 г. построено первое трёхэтажное заводское здание. К началу Первой мировой войны предприятия Форда превратились в своего рода империю с филиалами в Англии, Австралии и других странах. Здесь производилось 248 тыс. автомобилей в год.

О росте автомобильного производства Г. Форда рассказывают данные таблицы.

Укрупнение предприятий, концентрация промышленного производства происходили не только вследствие развития технологий. Дело было ещё и в том, что в условиях бурного промышленного роста усиливалась конкуренция. Чтобы укрепить свои позиции в той или иной отрасли, предприятия объединялись в картели, синдикаты, тресты. Степень взаимодействия участников в этих объединениях различалась. В картелях, например, предприятия договаривались об объёме производства, рынках сбыта, ценах на однородную продукцию, но сохраняли финансовую и производственную самостоятельность. А в трестах они полностью переходили под единое управление, становились пайщиками одной компании. Цель названных объединений состояла в том, чтобы занять монопольное (единовластное, господствующее) положение в своей отрасли. Отсюда их общее название - монополии.

Признанной «страной трестов» стали Соединённые Штаты Америки. В 1900 г. монопольные объединения, численно составлявшие 8% всех предприятий этой страны, выпустили 59,9% промышленной продукции, а к 1913 г. увеличили этот показатель до 80%. Крупнейшие из монополий часто распространяли свою власть сразу в нескольких отраслях, чтобы контролировать и производство, и доставку той или иной продукции. Так, нефтяной трест семейства Рокфеллеров «Стандард ойл» к началу XX в. контролировал 90% всей продукции нефти в США. Помимо нефтяных месторождений, он владел 70 тыс. км нефтепроводов, океанскими пароходами. Позже в трест вошли предприятия газовой и электротехнической промышленности, заводы по производству цветных металлов и др.

Сходные явления имели место в других странах. В Германии две крупные компании - «Сименс-Гальске» и Всеобщая компания электричества (АЭГ) - производили около 2/3 продукции электротехнической промышленности, в судостроении также господствовали две компании - «Северогерманский Ллойд» и «Гамбург - Америка». В автомобильной промышленности Франции тон задавали две мощные фирмы - «Рено» и «Пежо». Наряду с концентрацией производства происходила концентрация капитала. В 1909 г. девять берлинских банков контролировали 83% всего финансового капитала страны, в это же время в Великобритании 12 банков управляли 70% всего банковского капитала.

Борьба между промышленными и финансовыми монополиями шла не только за внутренние, но и за внешние рынки. Первые места по капиталовложениям за пределами своих стран в начале века занимали Великобритания и Франция. Британская буржуазия предпочитала вкладывать средства в колонии, где можно было получить большие прибыли за счёт дешёвого сырья и нещадной эксплуатации рабочей силы. Французские капиталы чаще вывозились за границу в виде займов под высокие проценты. Францию не без оснований называли «ростовщиком Европы». К началу Первой мировой войны в числе должников французских банков были Россия, Великобритания, Испания и другие государства.

В начале XX в. стала особенно заметна неравномерность темпов развития в группе ведущих стран мира. США и Германия, позже вставшие на путь индустриализации, догоняли по многим экономическим показателям традиционных лидеров - Великобританию и Францию. США выдвинулись на первое место в мире по выплавке стали, добыче угля и нефти, производству электричества и выплавке меди. Германия обогнала Великобританию по производству стали и чугуна.

Борьба за «место под солнцем»

Растущая экономическая мощь и интересы монополий подталкивали новых лидеров к вступлению в борьбу за источники сырья и рынки сбыта, за сферы прибыльного вложения капиталов. США, опоздав к колониальному разделу мира, стали настойчиво искать и расширять зоны своего экономического и политического влияния в разных регионах, в первую очередь в Латинской Америке.

В конце XIX в. особое внимание североамериканского капитала привлекла Куба, находившаяся под властью Испании. Монополии США почти полностью контролировали на Кубе производство сахара, табачную промышленность, владели рудниками и железными дорогами. В апреле 1898 г. США потребовали от Испании предоставить Кубе независимость. Испания ответила отказом. Началась испано-американская война. Явное превосходство американского флота привело к скорому её завершению. Уже в декабре 1898 г. был подписан мирный договор, по которому Испания отказалась от прав на Кубу, Пуэрто-Рико и другие острова в Вест-Индии, а также от владений в Тихом океане - острова Гуам и Филиппинских островов (до этого США захватили ещё и Гавайские острова).

Освободившаяся от колониальной зависимости Куба фактически оказалась под контролем США. На Филиппинах, население которых в течение нескольких лет боролось за независимость, американские войска проводили беспощадные акции «усмирения». На Гавайских островах, в бухте Пёрл-Харбор, была развёрнута крупная военная база США. Объектом интересов США стал также Китай, где предлагалось проводить политику «открытых дверей» (т. е. свободной деятельности всех иностранных компаний). В начале XX в. США предприняли новые шаги по расширению своего влияния в мире. Они способствовали провозглашению независимости Панамы (до этого одной из провинций Колумбии). Сразу вслед за этим был подписан договор, предоставлявший США исключительные права на зону Панамского перешейка, где предусматривалось построить канал, связывающий Атлантический и Тихий океаны.

Планы расширения «жизненного пространства», зарубежной экспансии активно разрабатывались с конца XIX в. в Германии. Известный политик Б. фон Бюлов (в 1900-1909 гг. - канцлер Германии), выступая в рейхстаге в 1897 г., заявил: «Времена, когда немец уступал одному соседу сушу, другому - море, оставляя себе одно лишь небо... - эти времена миновали... Мы требуем и для себя места под солнцем». Планы не расходились с делом. В 1897 г. германский военно-морской десант высадился в китайской провинции Шаньдун, а в следующем году был подписан договор, превращавший эту провинцию в германскую сферу влияния.

В 1899 г. Германия приобрела у Испании, потерпевшей поражение в войне против США, Каролинские и Марианские острова (кроме о. Гуам). Началось экономическое проникновение Германии в Османскую империю и другие страны Ближнего Востока (особое значение имели концессии на строительство железных дорог). Не была оставлена без внимания и Африка, где первые колониальные захваты Германия осуществила ещё в 1880-е годы. В первые десятилетия XX в. германская дипломатия боролась за возможность участвовать в колониальной эксплуатации Марокко, против установления в этой стране французского господства, но, несмотря на два спровоцированных ею марокканских кризиса, вынуждена была отступить.

Социальные движения

Быстрое промышленное развитие стран Европы и Северной Америки в конце XIX - начале XX в., рост городов, увеличение доли рабочих и служащих в общей численности населения сопровождались расширением и активизацией социальных движений. Цели этих движений заключались в отстаивании насущных интересов различных слоёв и групп общества.

Всё более массовым и организованным становилось рабочее движение. В 90-е годы XIX в. в большинстве стран Западной Европы и США произошло объединение разрозненных ранее профсоюзных организаций в общенациональные федерации. Это способствовало заметному росту численности профсоюзов. Так, в США число членов Американской федерации труда (АФТ) с 1886 по 1900 г. выросло со 138 тыс. до 868 тыс. человек, а в 1914 г. достигло уже 2 млн, что составляло около 10% всех американских рабочих.

Традиционные задачи профсоюзного движения состояли в борьбе за улучшение условий труда и материального благосостояния рабочих. В начале XX в. для рабочих большинства стран актуальными являлись требования повышения заработной платы и установления 8-часового рабочего дня.

О том, что было за что бороться, свидетельствуют цифры. Например, в США в 1914 г. средняя продолжительность рабочей недели составляла 54 часа. За год произошло около 2 млн несчастных случаев на производстве, каждые 16 минут у станка погибал рабочий. Хотя номинальная зарплата выросла за год более чем на 30 %, цены за это время поднялись на 32 %, а налоги на душу населения увеличились в 3,5 раза. В других странах положение было не лучше. Так, в Германии в конце XIX в. достижением считалось то, что правительство ввело для рабочих обязательный воскресный отдых, рабочий день для женщин был ограничен до 11 часов в день, на фабричных предприятиях запрещался труд детей младше 13 лет.

Характерной чертой рабочего движения в этот период стало распространение анархо-синдикалистских идей («синдикат» - французское название профсоюза). Их последователи отвергали все формы политического господства (в том числе государство) и политической борьбы. Основной организацией рабочего класса, по их представлениям, должен быть профсоюз, главной формой борьбы рабочих - «прямые действия», т. е. стачки, бойкот, саботаж и высшее проявление борьбы - всеобщая экономическая забастовка.

Цифры и факты

Забастовочное движение в странах Европы в 1900-1913 гг.

Франция. Число участников забастовок: 1902 г. - свыше 200 тыс., 1904 г. - около 300 тыс., 1906 г. - 438 тыс. человек.

Великобритания. Число участников забастовок: 1905 г. - 93 тыс., 1906 г. - 217 тыс. человек. В 1912 г. проведена стачка горняков, требовавших, чтобы официально был установлен минимум, ниже которого зарплата не может опускаться. В разгар стачки бросили работу 1 млн горняков и ещё 1 млн рабочих на смежных предприятиях. Правительство вынуждено было принять компромиссный закон «о порайонном минимуме» заработной платы.

Италия. На 1904 -1907 гг. пришёлся общий подъём стачечной борьбы. В 1906 г. был создан объединённый профсоюзный центр - Всеобщая конфедерация труда. В 1907 г. бастовало 576 тыс. человек.

В ходе стачечного движения рабочие не ограничивались требованиями повышения зарплаты и улучшения условий труда. В их выступлениях всё чаще звучали и политические лозунги. Это было связано с влиянием социалистических партий, представлявших политические интересы людей труда.

В социалистическом движении многих стран в конце XIX - начале XX в. происходило объединение разрозненных прежде партий и организаций. Во Франции, например, пришлось преодолевать сильную раздробленность движения, в котором последователи Ж. Геда, Ж. Жореса и некоторых других лидеров представляли особые течения. В 1905 г. была создана объединённая социалистическая партия. В Великобритании в 1900 г. возник Комитет рабочего представительства, учредителями которого стали тред-юнионы (профсоюзы) и отдельные социалистические партии. В 1906 г. на основе комитета оформилась лейбористская партия.

Объединение социалистических партий способствовало усилению их позиций. Представители социалистов всё чаще проходили в парламенты своих стран. Более того, у них появилась возможность участвовать в работе правительственных органов. Одним из первых случаев такого рода стало вхождение в 1899 г. социалиста А. Мильерана в состав французского правительства в качестве министра торговли и промышленности. «Казус Мильерана» получил широкую огласку, а вопрос, вступать или не вступать в буржуазное правительство, вызвал бурные споры (в том числе на конгрессе II Интернационала в Париже в 1900 г.) и даже раскол среди французских социалистов.

В отношении к этому событию отразились принципиальные разногласия по вопросам стратегии и тактики борьбы, выбора реформистского или революционного пути достижения поставленных целей, существовавшие в социалистическом движении. Одни его представители, например Э. Бернштейн, видели возможность постепенного «перерастания капитализма в социализм» путём реформ и расширения социальных завоеваний трудящихся. Другие - А. Бебель, К. Либкнехт, Р. Люксембург - выступали за социалистическую революцию, установление диктатуры пролетариата и отвергали любое «соглашательство с буржуазией». Третьи - К. Каутский, Р. Гильфердинг и другие - занимали промежуточную, центристскую, позицию. Споры между сторонниками названных течений не затихали вплоть до начала Первой мировой войны. События же первых десятилетий XX в. всё больше переводили существовавшие разногласия из области теоретических дискуссий в область политической практики и конкретных действий, от которых зависели судьбы тысяч людей.

Наряду с промышленными рабочими борьбу за свои интересы вели и другие группы трудящихся. В США с конца XIX в. усилилось движение фермеров. Объединяясь в «фермерские альянсы» (союзы), они организовывали хранение и сбыт своей продукции, выступали против монопольных цен на перевозки, устанавливавшихся железнодорожными корпорациями, против земельных спекулянтов. В Италии в конце XIX - начале XX в. большого размаха достигло движение малоземельных крестьян и батраков на юге страны - в Сицилии и других областях.

Итальянские крестьяне отказывались от уплаты налогов, нападали на муниципалитеты (местные органы власти), помещичьи усадьбы. В ходе борьбы создавались крестьянские организации - лиги. В 1901 г. образована Национальная федерация трудящихся крестьян. Выступления крестьян безжалостно подавлялись полицией и правительственными войсками. В 1904 г. были расстреляны демонстрации батраков на островах Сардиния и Сицилия, что вызвало забастовку протеста итальянских рабочих.

Франция в 1907 г. была потрясена выступлением крестьян-виноделов. Оказавшись в бедственном экономическом положении, они потребовали от правительства помощи, отказывались платить налоги.

Крестьяне объединились в Генеральную конфедерацию виноделов, провели несколько крупных демонстраций. Во время подавления волнений один из присланных правительством полков отказался стрелять в крестьян. Лишь крупные воинские силы смогли навести порядок.

В этот период во Франции участились выступления государственных служащих: учителей, работников почт, телеграфа, железных дорог. Они добивались повышения своего крайне низкого жалованья. В ответ на это правительство приняло закон, запрещавший государственным служащим организовывать профсоюзы и проводить забастовки.

В конце XIX - начале XX в. активизировалось феминистское движение. Его участницы выступали против разного рода ограничений в отношении женщин. Так, перед Первой мировой войной всеобщее избирательное право (распространявшееся и на женщин) существовало лишь в Норвегии, Австралии, Новой Зеландии. Во Франции, например, в конце XIX - начале XX в. избирательных прав не имели три группы населения - женщины, военные и жители колоний.

На производстве женщины за равный с мужчинами труд получали в 1,5-2 раза меньшую плату. Женщины не были равноправны с мужчинами и в семейных отношениях. Для них ограничивались возможности получить высшее образование, стать, например, врачом, преподавателем в университете, юристом.

Из записей Анны Мартин, участницы движения за женские права в Англии (1910):

«Я встаю в 4.45 утра, немного убираюсь и кормлю мужа завтраком. Он должен выйти из дома до 6 часов. Затем я поднимаю и умываю детей, даю каждому ломтик хлеба с маслом и остатки чая и оставляю овсяную крупу и сахар для Гарри, чтобы он позже приготовил для остальных (Гарри 10 лет). Затем я убираю постели и отвожу младшего ребёнка к миссис Т. Моя работа начинается в 7 часов. В 8.30 нам приносят кружку чая, и я ем принесённый с собой хлеб с маслом. В обеденный перерыв я раньше ходила домой, но теперь мои ноги так плохи, что я покупаю в лавке чашку кофе за полпенни и съедаю остаток того, что принесла из дома. В 4.30 вечера я выпиваю чашку чая. Около 7 часов вечера я бываю дома. Развожу огонь, кормлю мужа обедом и готовлю постели. Потом я что-нибудь чиню или штопаю и в 11 часов вечера обычно ложусь спать».

Нетерпимость существовавшего положения осознавалась особенно остро по мере того, как женщины всё больше вовлекались в трудовую и общественную деятельность. Женщины-работницы стали активнее участвовать наряду с мужчинами в борьбе за улучшение своего материального положения. Представительницы среднего класса в течение нескольких десятилетий вели борьбу за предоставление женщинам избирательных прав. Активистки этого движения - так называемые суфражистки - устраивали митинги, публично нападали на официальных лиц, которые, по их мнению, препятствовали предоставлению женщинам права голоса, били стёкла в их домах и т. д. Будучи арестованными за свои действия, они объявляли в тюрьме голодовки. Достичь поставленных целей феминисткам удалось уже после Первой мировой войны.

Реформизм в начале XX века

Рост выступлений рабочих и других групп трудящихся в большинстве стран Европы и Северной Америки, события российской революции 1905- 1907 гг. подталкивали власть имущих к некоторым уступкам, преобразованиям в социальных и политических отношениях. Во многих европейских государствах первое десятилетие XX в. стало временем реформ, которые проводились пришедшими к власти либеральными силами.

Один из ярких примеров социального реформизма - деятельность либеральных правительств в Великобритании (1906-1916). Идеологом этого курса был популярный общественный деятель и незаурядный политик Д. Ллойд Джордж.

Дэвид Ллойд Джордж (1863-1945) родился в семье бедного учителя в Уэльсе, рано лишился родителей. Не имея возможности платить за образование, самостоятельно изучил юридическое дело и начал работать в адвокатской конторе. Получив определённую популярность, добился избрания в парламент, стал известным деятелем Либеральной партии. В декабре 1905 г. вошёл в состав либерального правительства. В 1916-1922 гг. являлся премьер-министром Великобритании.

Д. Ллойд Джордж (слева) и У. Черчилль. 1908 г.

Левое крыло Либеральной партии, к которому он принадлежал, пыталось выступить в роли посредника между предпринимателями и рабочими. В 1906 г. был принят новый закон о компенсации работникам, пострадавшим при несчастных случаях на производстве, в 1908 г. установлен 8-часовой рабочий день для шахтёров. Вводились пенсии для отдельных групп рабочих по достижении 70-летия. Сами рабочие называли их «пенсиями для покойников», поскольку дожить до этих лет тяжело работавшим людям было трудно. Позже появился закон о социальном страховании рабочих по болезни, инвалидности и безработице. В 1909 г. Д. Ллойд Джордж в качестве министра финансов предложил новый бюджет (распределение доходов и расходов) страны, который сам назвал «народным». В нём выделялось около 10 млн фунтов на социальные расходы, планировалось увеличение налогов с зажиточных слоёв населения. Однако в этом же бюджете почти в четыре раза больше средств, чем на социальные нужды, отводилось на усиление военно-морского флота. «Сын народа», как представлял себя Ллойд Джордж, служил империи и ставил на первое место её интересы.

В Италии в первое десятилетие XX в. проводился курс «прогрессивного либерализма», идеологом которого стал Джованни Джолитти (1842-1928). Он считал, что революционный натиск «народных классов» может быть предотвращён, если принять прогрессивные социальные законы. Либеральные правительства восстановили отменённые ранее политические свободы, право создания профсоюзов, усилили ограничения на использование детского и женского труда в промышленности, ввели обязательное 6-летнее школьное обучение. Совершенствовалось трудовое законодательство. В то же время либералы провели законы, отменявшие право железнодорожников, государственных служащих на забастовку.

Попытки урегулирования экономических и социальных противоречий предпринимались в этот период и в США. Президент Теодор Рузвельт (занимал этот пост в 1901-1909 гг.) провозгласил кампанию против злоупотреблений монополий. Были приняты законы в области охраны природных богатств страны, против бесконтрольного использования земель и водных ресурсов. Специальными постановлениями вводился контроль за качеством пищевых продуктов и медикаментов, чтобы предотвратить злоупотребления компаний-производителей.

Преобразования, проводившиеся в названных странах, касались разных социальных проблем. Общим было то, что они стали возможны благодаря многолетней, настойчивой борьбе многих людей. Реформы нередко оказывались половинчатыми, реальные результаты не всегда соответствовали обещаниям. Но всё же они расширяли права трудящихся и демократические права в целом.

Национальные отношения и национальные вопросы

Важной проблемой для многих европейских стран в начале XX в. были отношения между населявшими их народами. Это касалось прежде всего многонациональных империй, сложившихся в течение столетий и основывавшихся на подчинении господствовавшей нацией других, как иногда говорили, «малых» народов. Но малых народов не бывает, каждый из них значителен тем, что неповторим и хочет жить на своей земле в соответствии со своим историческим опытом, ценностями и устремлениями.

XIX век стал столетием пробуждения национального сознания народов, входивших в империи. Это касалось как господствовавших, так и подчинённых наций. Во многих европейских странах эти процессы получили название «национальное возрождение». Они нашли яркое выражение в развитии национальных языков, литературы и истории, художественной культуры. Подъём духовной жизни сопровождался заметным продвижением в социально-экономическом развитии. В европейских революциях 1848-1849 гг. национальный вопрос прозвучал отчётливо и сильно, здесь были свои герои и свои жертвы.

Идеи гражданских прав и свобод, социальной справедливости, которые распространялись и отстаивались в XIX в. различными социальными движениями, не могли не отразиться и на национальных отношениях. Национальный вопрос стал всё чаще обсуждаться в парламентах и политических партиях. Однако стремление обосновать и защитить права народа нередко строилось на идее его национальной исключительности, превосходства над другими. Такая позиция вела к крайнему национализму. История XX в. показала, что он может проявляться как у «великих», так и у «малых» народов. Усиление националистических настроений в начале XX в. стало порождать острые и затяжные конфликты.


Рассмотрим несколько ситуаций, в которых отражалась сложность национальных отношений в Европе в тот период.

Крупнейшим многонациональным государством в Центральной Европе являлась Австро-Венгрия.

В австрийской части государства в конце XIX - начале XX в. особенно обострился «чешский вопрос» . Чехия была одной из наиболее развитых в экономическом и социальном отношении частей империи. Естественное стремление чешской буржуазии обеспечить себе прочные позиции в экономической и политической жизни страны дополнялось широким общественным движением чехов за национальное равноправие. В отличие от Венгрии чешские земли в XIX в. не сумели добиться признания своей самостоятельности в рамках империи. В результате многие чешские буржуазные политики (так называемые «младочехи») перешли в оппозицию к венскому правительству. А поскольку в имперском парламенте - рейхсрате - австро-немецкие депутаты составляли меньшинство (43 % голосов), то оппозиционные силы имели возможность практически парализовать его работу.

В конце XIX - начале XX в. камнем преткновения в немецко-чешских отношениях стал вопрос о двуязычии. Бурную реакцию вызвала попытка австрийского правительства ввести в 1897 г. в чешских землях, где до этого официальным языком был немецкий (он использовался в государственных учреждениях, армии и т. д.), второй официальный язык - чешский. Националистически настроенные немецкие организации в Австрии и в самой Чехии (здесь особенно активными были немцы, проживавшие в пограничной с Германией Судетской области) выступили против этого решения. Во многих городах проводились демонстрации сторонников и противников двуязычия. В парламенте происходили стычки между депутатами, так что приходилось вмешиваться полиции. Премьер-министр К. Бадени, подписавший решение о введении двуязычия, был вызван на дуэль немецким националистом и ранен в руку. В результате этих событий правительство ушло в отставку, парламент был распущен. Но «чешский вопрос» остался.

Иной была ситуация в польских землях империи. Галиция, часть населения которой составляли поляки, имела собственный сейм, польский язык был признан здесь официальным. Аристократы и шляхта поддерживали центральную власть, занимали высокие посты в имперских органах управления. Польское население Галиции имело более благоприятные условия для национального развития, чем поляки, проживавшие в Германии и России. Вместе с тем украинское население Галиции оказалось под двойным гнётом - со стороны австрийских властей и польских помещиков.

В Венгрии, добившейся в 1867 г. статуса самостоятельной части «двуединого» государства, существовали свои национальные проблемы. С одной стороны, венгерский сейм (парламент) выступал за расширение независимости Венгрии, введение самостоятельной армии, учреждение венгерского национального банка, за таможенное отделение от Австрии и т. д. С другой стороны, сохранялось неравноправное, угнетённое положение невенгерского населения - словаков, румын, русинов, хорватов, словенцев и др. Оно особенно осложнялось в связи с провозглашением «единой венгерской политической нации».

В школьном образовании применялся тезис: «В Венгрии живут только венгры». Власти стремились сокращать число невенгерских национальных школ и культурно-просветительных учреждений. В 1907 г. венгерский язык был введён как язык обучения в большинстве «народных школ» (в средних школах это было сделано ещё раньше). В результате постепенно «мадьяризировались» школы словаков и закарпатских украинцев.

Национальное неравноправие, политика мадьяризации вызывали разное отношение у людей невенгерских национальностей. Одни предпочитали приспособиться к существовавшему положению, другие решались на борьбу против него. Особенно острая ситуация сложилась в Хорватии, население которой всё активнее выступало против подчинения Венгрии. В начале века Хорватия постоянно находилась на «чрезвычайном положении». В 1912 г. в ответ на подъём освободительного движения венгерское правительство распустило хорватский сейм и приостановило действие конституции на территории Хорватии.

Национальные противоречия, пронизавшие австро-венгерское государство сверху донизу, часто отодвигали на задний план другие проблемы. Даже социал-демократическая партия Австрии в конце XIX в. раскололась на шесть национальных партий: австрийскую, чешскую, польскую, украинскую, южнославянскую и итальянскую. В чешских землях нередки были случаи, когда на одном предприятии действовали две профсоюзные организации - чешская и немецкая. Национальные проблемы, с трудом улаживаемые в мирное время, могли оказаться серьёзной угрозой целостности империи при малейших потрясениях.

Ареной национального противостояния становились в этот период не только многонациональные империи. В Великобритании в начале XX в. с новой остротой дал о себе знать ирландский вопрос.

Камнем преткновения здесь служило требование о гомруле (самоуправлении) Ирландии. Отношение к нему было разным, часто взаимоисключающим. За достижение самоуправления законодательным путём выступала Ирландская парламентская партия. Другую позицию занимала партия «Шин фейн» (в переводе - «Мы сами»), основанная в 1905 г. группой ирландских политических деятелей во главе с А. Гриффитом. Она призывала к ненасильственному сопротивлению угнетателям, включая отзыв ирландских парламентариев из палаты общин и созыв народной ассамблеи, к бойкоту английских товаров и т. д. За независимость Ирландии выступала Ирландская социалистическая партия. Наиболее решительные позиции занимало возродившееся в эти годы Ирландское республиканское братство, которое стремилось к освобождению Ирландии вооружённым путём.


Против предоставления Ирландии самоуправления выступали английские консерваторы и часть протестантского населения в самой Ирландии. Это были в основном крупные землевладельцы и предприниматели, потомки англо-шотландских завоевателей Ирландии. Они предлагали сохранить в составе британского королевства если не всю Ирландию, то её северо-восточную часть - Ольстер. Сторонников этой позиции называли юнионистами(от слова union - союз). В 1912 г. либеральное правительство попыталось провести через парламент закон о гомруле. Ирландские юнионисты заявили, что не подчинятся этому закону, и собрали хорошо вооружённый добровольческий корпус. Офицеры правительственных войск отказались выполнить приказ направиться в Ольстер для подавления мятежа юнионистов (1914). С другой стороны, силы, выступавшие за гомруль, также создали свои вооружённые отряды. Столкнувшись с угрозой гражданской войны в Ирландии, правительство отказалось от введения в действие закона о самоуправлении. Ирландский вопрос остался открытым.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.

Основные черты и тенденции экономического развития в 20 веке

Экономическое развитие в новейшее время происходило неравномерно и неоднозначно для различных стран и регионов. Но в целом можно выделить несколько основных тенденций, характерных для экономики всех стран.

1. Весь ход развития мировой экономики в 20 веке определил глубокий раскол мира, начало которому было положено Октябрьской революцией в России. Мир раскололся на две социально-экономические системы: капиталистическую, основанную на рыночной экономике, и социалистическую, командно-административную систему. Начались долгие годы противостояния - экономического, политического, идеологического и военного. Усиливается милитаризация экономики, в первую очередь ведущих стран. Гонка вооружений обескровливала экономику, поглащая огромные финансовые, интеллектуальные и материальные ресурсы. Раскол мира усилился с образованием мировой системы социализма после второй мировой войны и закончился во второй половине 80-х - начале 90-х годов 20 века с крушением СССР и мировой системы социализма.

2. Современная экономика всех стран развивается под воздействием научно-технической революции (НТР). НТР - это глубокие, радикальные изменения во всех элементах производительных сил: в технике, технологии, материалах, источниках энергии, системах хранения и переработки информации, в положении человека на производстве (появляются новые отрасли, создана ракетная техника, используется ядерная энергия, информационные, лазерные и биотехнологии, созданы материалы с заданными свойствами, развивается генная инженерия и др). Меняется облик аграрного сектора, происходит “зеленая революция”, призванная решить проблему голода (в сельском хозяйстве широко используется электроника, достижения химии, генная инженерия, капельное орошение и др.). Индустриальная эпоха сменяется постиндустриальной, информационной.

Достижения НТР непосредственно сказываются на росте доходов и улучшении качества жизни населения (широко используется современная бытовая техника, компьютеры, личный транспорт, современные строительные технологии).

В 60-х - 70-х гг. произошел переход развитых стран к преимущественно интенсивному типу экономического роста, основанному на завоеваниях НТР. Главная причина такого перехода - ограниченность всех видов ресурсов и крушение колониальной системы, бывшей источником этих ресурсов для метрополий.

3. Главной позитивной чертой экономического развития в 20 веке стало усиление государственного регулирования экономики. Глобализация экономики, усложнение современного рынка, обусловили снижение его способности к саморегуляции. Следующие внутренние и внешние причины обусловили необходимость его внешнего регулирования:



Усиление экономической нестабильности (систематические экономические кризисы);

Обострение социальных проблем и усиление классовой борьбы на рубеже 19 - 20 веков;

Монополизация экономики;

Масштабные войны и локальные конфликты с их негативными экономическими последствиями;

Усиление инфляционных процессов;

Глобализация экономики и др.

Исходя из этого, основными целями усиления государственного вмешательства в экономику стали:

Обеспечение стабильного экономического роста (без глубоких спадов, затяжных депрессий и перегрева экономики во время экономического подъема);

Обеспечение социальной стабильности и классового мира в обществе;

Антимонопольное регулирование и защита конкуренции на рынке;

Антиинфляционное регулирование,

Внешнеэкономическое регулирование, направленное на интеграцию национальных экономик в мировое рыночное хозяйство и др.

Основными формами государственного участия в экономике стали: государственное прогнозирование, целеполагание и программирование экономики (не путать с планированием в условиях административной экономики); законодательная деятельность и контроль за исполнением законов; государственная собственность и государственная предпринимательская деятельность; регулирование основных макроэкономических параметров инструментами финансовой и денежно-кредитной политики и др.

Трансформация рыночной экономики в 20 веке связана в первую очередь с усилением государственного регулирования и решением на основе этого регулирования многих острых социальных и экономических проблем.

4. Следующей принципиальной чертой современной рыночной экономики стала трансформация экономических отношений:

Гуманизация производства (сокращение рабочего времени; повышение реальной заработной платы; государственный контроль за режимами труда, отдыха и санитарно-гигиеническими условиями, соблюдением трудового законодательства и др.);

Усиление социальной защищенности населения (пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование, поддержка безработных и малообеспеченных, защита детства и материнства и др.), развитая система государственного образования и медицинского обслуживания;

Участие трудящихся в прибылях (“демократизация капитала”) за счет получения доходов от ценных бумаг и банковских вкладов; стимулирование труда из прибыли предприятий, что создает основу для роста среднего класса - класса собственников.

Все эти изменения становятся предпосылками социальной стабильности в обществе и социального партнерства труда и капитала. И чем более развито общество, тем больше у него возможности для реализации социальных программ и роста национального благосостояния.

5. Важные изменения произошли в 20 веке в мировой экономике: глобализация, экономическая интеграция и завершение формирования единого мирового хозяйства. Новыми формами мирохозяйственных связей стали: международный маркетинг, лизинг и инжиниринг, усилились научно-техническое сотрудничество и финансовые взаимосвязи в современном мире. Возросла открытость национальных экономик, их зависимость от экономических процессов, происходящих в мире.

Однако, несмотря на усиление взаимосвязей в мировом хозяйстве, сохраняется и усиливается неравномерность экономического развития стран (мир делится на высоко развитые постиндустриальные страны, динамично развивающиеся новые индустриальные страны и слаборазвитые страны). С другой стороны, не исчезают явления соперничества и конкуренции на мировом рынке (сложились три основных центра мирового соперничества: страны европейского сообщества, Североамериканский союз и страны Азиатско-Тихоокеанского региона).

В 20 веке завершилось крушение колониальной системы, что обусловило глубокие изменения как в хозяйстве бывших колоний, так и их метрополий. Главным результатом деколонизации для западного мира стала экономическая интеграция и переход к интенсивному типу хозяйства в условиях потери колониальных источников сырья.

6. В 20 веке обостряются глобальные экономические проблемы: экологические, связанные с негативными последствиями хозяйствования человека на Земле; обеднение животного и растительного мира; исчерпание невосполнимых ресурсов; проблемы разоружения и конверсии; борьбы с мировым терроризмом; освоения Космоса и мирового океана; проблемы бедности и нищеты в отсталых странах; проблема инфекционных заболеваний и др. Эти проблемы носят глобальный характер, так как они касаются всех стран, и решение их возможно только на основе объединенных усилий всего человечества.

Кроме перечисленных черт и тенденций в 20 веке сохраняются такие особенности рыночной экономики, как монополизация (несмотря на активное государственное антимонопольное регулирование) и цикличность в развитии экономики (периодические спады и кризисы, несмотря на проводимую антициклическую политику). Таковы основные черты и тенденции в экономическом развитии стран в 20 веке.

Выделяются несколько периодов экономического развития в 20 веке: межвоенный период (1919 - 1939 гг.), послевоенный (1945 - конец 60 - х гг.) и современный период (последняя треть 20 - начало 21 века).

Последствия первой мировой войны и экономические изменения

в межвоенный период

Усиление неравномерности экономического развития стран в конце 19 - начале 20 века обусловило обострение борьбы между ведущими странами за передел мира - за колонии, источники сырья, рынки сбыта, сферы приложения капиталов. Эта борьба привела к первой мировой войне 1914 - 1918 гг. между странами Антанты (Англия, Франция, Россия и другие страны) и Тройственным союзом (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария и др.). Это была именно мировая война, так как в ней участвовали 34 страны из 56 стран мира и 80 млн. человек. Победу одержала Антанта, исход войны был предрешен успехами английского военного флота, отрезавшего Германию и ее союзников от источников сырья, и вступлением в 1917 г. в войну США.

Экономические потери в результате войны были огромными: уничтожено треть материальных ценностей человечества, большой урон был нанесен природе, осуществлены огромные нерациональные военные расходы (выросшие за годы войны в 20 раз), человеческие жертвы составили более 10 млн. убитых, 20 млн. - инвалидов, еще 10 млн. умерших от голода и заболеваний. 50 % промышленности работало на нужды фронта, производя пулеметы, танки, самолеты, подводные лодки, пушки, обмундирование и боеприпасы. Только США и Япония вышли из войны обогащенными, их национальное богатство увеличилось на 40 и 25 % соответственно, США сосредоточили половину мирового запаса золота..

В результате войны произошла глубокая перестройка экономической и политической систем ряда стран: распад Российской, Турецкой и Австро-Венгерской империй; буржуазные революции в России и Германии; социалистическая революция в России, положившая начало расколу мира и противостоянию двух систем; начало крушения колониальной системы. В борьбе с социализмом в мире сложилось две основные тенденции: с одной стороны, к демократизации общественной жизни и гуманизации производства (США, Англия, Франция), и с другой стороны, к тоталитаризму и усилению политической реакции (Германия, Италия и Япония).

Основные этапы межвоенной экономики:

1918 - 1924 гг. - послевоенное восстановление хозяйства;

1925 - 1929 гг. - оживление и подъем экономики;

1929 - 1936 гг. - мировой экономический кризис и последовавшая за ним депрессия;

1936 - 1939 гг. - новое оживление на основе военной конъюнктуры.

Экономический кризис 1929 - 1933 гг. стал главным событием мировой экономики. Он охватил весь мир и стал тяжелейшим потрясением для рыночной системы хозяйства. Это был типичный кризис перепроизводства, вызванный дисбалансом совокупного спроса и совокупного предложения. Проблемы были во всех странах одинаковые: затоваривание, глубокий спад производства, банкротства предприятий, паралич кредитно-банковской системы, массовая безработица и резкое снижение жизненного уровня населения. Выход из кризиса каждая страна искала по-своему, общим было усиление государственного регулирования с целью оживления экономики.

Германия. Германия была побежденной в первой мировой войне страной и понесла большие людские и материальные потери (2 млн. чел. погибло, 1,5 - ранено, 1 млн. - погибли в результате голода и эпидемий). Версальский мирный договор 1919 г. поставил Германию как побежденную страну в крайне тяжелое положение: огромные репарации (132 млрд золотых марок товарами и золотом), территориальные потери (Франции возвращены Эльзас и Лотарингия, передан Саарский угольный бассейн), отторжение колоний (с населением в 13 млн. чел.). Был ликвидирован военно-морской флот, сокращена сухопутная армия и все виды вооружения. Военные расходы Германии за годы войны составили более 150 млрд. марок. В стране усиливался экономический хаос, произошел спад производства (до 43 %), царила безработица (она составляла четверть населения), обострялась классовая борьба.

В 20-х годах осуществляются экономические преобразования, нацеленные на стабилизацию экономки: антиинфляционная денежная реформа 1923 г., модернизация устаревшего оборудования, укрепление германских монополий, усиление эксплуатации. Боясь революционного пожара в стране, а также будучи заинтересованным в восстановлении военно-политического потенциала Германии, значительную экономическую поддержку оказывает мировой капитал (смягчение условий Версальского договора, пересмотр репараций, кредиты и иностранные инвестиции). Был разработан план Дауэса (на 1924 - 1929 гг.), направленный на поддержку Германии, и затем план Юнга (с 1929 г. он не был реализован в условиях начавшегося кризиса).

В результате, во второй половине 20-х гг. отмечается оживление германской экономики. Превзойден довоенный уровень производства, началось его расширение на новой технической основе (особенно быстро развивались электротехническая промышленность и машиностроение). Производительность труда выроста на 40 %, по объемам производства Германия вышла на 2-е место в мире. Были восстановлены утраченные международные позиции германского финансового капитала.

Экономический кризис 1929 - 1933 гг. тяжело поразил германскую экономику, едва оправившуюся от послевоенного спада. Почти на 40 % упало производство, 68 тыс. предприятий потерпело крах, около 8 млн. чел. (11 % трудоспособного населения) стали безработными, разорялось крестьянство. В стране произошел рост заболеваний и самоубийств.

Выход из кризиса в Германии происходил на основе создания командно-административной экономики и централизации управления. В 1933 г. к власти пришла нацистская партия во главе с Адольфом Гитлером, это было крахом политической системы Веймарской республики и демократии в стране. Гитлер был поддержан национальной и мировой буржуазией, которая видела в милитаристской Германии щит против усиления советской России. Тиссен, Флик, Крупп, Стиннес, Шредер, Шахт и другие финансировали нацистскую партию. Утверждается фашистская диктатура, усиливается тоталитаризм и политическая реакция, Германия готовится к войне за ”восстановление исторической справедливости” и жизненное пространство.

Игнорируя условия Версальского договора, Гитлер начинает открытое перевооружение и наращивание военного потенциала. Он делает ставку на милитаризацию экономики (военные расходы в 1933 - 1939 гг. выросли в 25 раз, их удельный вес в государственных расходах увеличился с 26 % до 76 %), на самообеспечение, централизованное управление и государственный контроль за ценообразованием и распределением всех видов ресурсов. Создаются огромные стратегические запасы за счет импорта сырья (в том числе и из России). Осуществляется принудительное картелирование (монополизация) экономики, растет государственный сектор экономики, в значительной степени за счет ариезации (конфискации собственности не немцев). Расширяются государственные заказы, в первую очередь военного характера. Формируется государственно-монополистический капитализм гитлеровского типа. Запрещены забастовки, стачки, профсоюзы и рабочие политические партии. В стране наводится “порядок” и жесточайшая дисциплина.

Экономический рост в Германии, начавшийся во второй половине 30-х гг., связан в большой степени с подготовкой к войне и усилением ВПК. Германия становится мощной военной державой.

США. США были ведущим государством мира и самой благополучной в экономическом отношении страной (с конца 18 века здесь не прекращался экономический рост). Мировой экономический кризис особенно больно поразил экономику США. Он произошел после долгой эпохи благополучия и стал моральной катастрофой, разрушил веру американцев в свое вечное процветание (психологию “просперити”).

Докризисный период был связан с беспрецедентным “перегревом” экономики и ростом спекулятивного капитала. Кризис начался с паники на Нью-Йоркской фондовой бирже, быстро охватил все отрасли и перекинулся через Атлантику. Это был типичный кризис перепроизводства. По стране прокатилась волна разорений и банкротств. Производство сократилось на 46 % и было отброшено назад на 20 лет, к уровню 1911 года. Резко ухудшилось положение трудящихся. В стране было огромное количество безработных: около половины трудоспособного населения (в 1931 г. только в Нью-Йорке от голода погибло 2 млн. человек). Особенно тяжелым было положение фермеров.

В 1929 году президентом становится Г. Гувер. Он сделал ставку на традиционный американский индивидуализм и экономический либерализм (надежда на то, что рынок все сам отрегулирует), но экономика еще больше погружалась в кризис. В 1932 г., в разгар кризиса, к власти приходит Ф. Д. Рузвельт - один из величайших политических деятелей Америки. Он провозглашает “Новый курс”: экономическую политику, основанную на классовом мире и добрососедстве, на государственном регулировании на основе кейнсианских рецептов.

Дж. М. Кейнс, великий английский экономист, полагал, что в период экономического кризиса надо стимулировать не совокупное предложение (производство), а совокупный спрос (потребительную способность нации). Он не только обосновал необходимость сильного государственного регулирования экономики, но и показал конкретные его рычаги: финансовую и денежно-кредитную политику. Кейнс посетил США, беседовал с Рузвельтом, объяснял ему свой механизм регулирования экономики. Вся программа выхода из кризиса, которую реализовал Ф.Д. Рузвельт, была реализацией кейнсианских идей.

Выход из кризиса Рузвельт начал со спасения банковской системы. Были закрыты банки, и объявлены “банковские каникулы”, затем проведена реструктуризация банковской системы (значительная часть банков при этом была признана нежизнеспособной и ликвидирована); была создана Федеральная Резервная система - аналог центрального банка - для регулирования банковской системы; введено государственное страхование депозитов, что вернуло доверие вкладчиков к банковской системе; изъято из обращения золото и запрещен его вывоз за границу; золотые запасы были сконцентрированы в Казначействе; была осуществлена девальвация доллара, что повысило конкурентоспособность американской продукции на мировом рынке.

Вторым слагаемым программы Рузвельта было восстановление промышленности. Бал принят Закон о восстановлении промышленности (НИРА), “Кодекс честной конкуренции и найма”, ограничивший конкурентную борьбу и регламентирующий отношения труда и капитала. Были развернуты общественные работы, финансируемые государством, в целях сокращения безработицы и стимулирования общественного спроса. Промышленность была поддержана государственными субсидиями, снижением налогов и банковского процента в целях оживления инвестиционной политики. Проводилось принудительное картелирование.

Третья составляющая выхода из кризиса была связана с помощью сельскому хозяйству. Был принят Закон о регулировании сельского хозяйства (ААА): подняты закупочные цены на сельхозпродукцию, стимулировалось снижение производства для обеспечения сбалансированности спроса и предложения. Фермеры получили кредитную поддержку и погашение своей задолженности банкам за счет государства. Осуществлялась концентрация земель и аграрного производства.

В 1935 г. произошел поворот государственной политики влево, в сторону трудящихся. Был принят закон Вагнера - легализированы профсоюзы и рабочие партии, принято трудовое законодательство, Закон о социальном обеспечении, Закон о справедливых условиях труда (начинает осуществляться государственный контроль за условиями труда и заработной платой).

Таким образом, выход из кризиса США был связан с усилием государственного регулирования экономики, с политикой либерального реформизма.

Великобритания . Здесь кризис на был таким тяжелым, как в Германии и США, и тем не менее, экономика была дестабилизирована. Спад производства произошел на 18 %, особенно в старых отраслях, в два раза сократилась торговля, свирепствовала безработица (она составляла 30 - 35 %), была парализована финансовая система. Необходимы были решительные меры по стабилизации экономики.

В 1931 г. Была создана комиссия под руководством банкира Дж. Мэя, которая была призвана проанализировать экономическую ситуацию и выработать рекомендации для правительства. Комиссия делает неутешительные выводы о состоянии экономики и финансовой системы в стране. Это стало ударом по лейбористскому правительству, к власти приходят консерваторы и разворачивается программа по оздоровлению экономики.

Основное внимание правительства направляется на финансовую стабилизацию. Принимается жесткий бюджет, осуществляется план государственной экономии и рационализации бюджетных расходов (причем английские чиновники не только урезают социальные программы, но и ограничивают финансирование госаппарата и силовых ведомств). Ужесточается налоговый пресс. Проводятся мероприятия по укреплению денежной системы (отменен золотой стандарт, проводится девальвация фунта стерлингов, что приводит к ценовым преимуществами стерлинговых товаров на мировых рынках). Восстанавливается доверие к фунту, возвращаются вклады в английские банки. Вводится политика торгового протекционизма (после двух столетий фритредерства), повышаются таможенные пошлины на импортные товары, улучшается платежный баланс страны.

Все эти мероприятия дают стабилизационный эффект, уже в 1932 г. миновал финансовый кризис, и в 1934 г. начинается оживление британской экономики.

Франция . Особенностью стабилизации во Франции была широкая демократизация общественной жизни и гуманизация производства.

Во Франции в начале 30-х годов усиливается влияние фашистской партии, но нация смогла сплотиться в борьбе против угрозы фашизма, создав Народный фронт - правительство объединенных левых сил (рабочих, мелкобуржуазных, крестьянских партий).

Правительство Народного фронта под руководством социалиста Л. Блюма было у власти в 1936 - 1938 гг. За это сравнительно непродолжительное время было сделано очень много для улучшения положения трудящихся. Было достигнуто соглашение между союзом предпринимателей и Всеобщей конфедерацией труда о признании профсоюзов, увеличении заработной платы, улучшении условий труда (40-часовая рабочая неделя, оплачиваемые отпуска, заключение коллективных договоров) - так называемые “Матиньонские соглашения”. Эти соглашения были законодательно закреплены решением парламента. Деятельность Народного фронта показала эффективность совместных усилий государства и общества.

Правительством Народного фронта проводилась политика активного государственного регулирования экономики: антимонопольное регулирование, частичная национализация экономики, политика регулирования доходов и гармонизации экономических отношений в интересах общества.

Эта политика встретила ожесточенное сопротивление крупной буржуазии. Начинается ее саботаж, локауты, отток капитала за границу. Широкие социальные программы ложатся бременем на государственный бюджет, растет его дефицит, усиливается инфляция. Начинается правительственный кризис, компромисса интересов широких масс и крупной буржуазии не было найдено. Происходит раскол внутри самого Народного фронта, усиливается ориентация экономической политики на интересы крупного бизнеса. В 1938 г. правительство Л. Блюма уходит в отставку, его сменяет правительство правого радикала Ф. Даладье, сворачивается политика Народного Фронта, усиливается политическая реакция, страна готовится к войне.

Таким образом, разные страны демонстрируют различные пути выхода из экономического кризиса и национального возрождения: либерально-реформистский путь в США и Великобритании, широкая демократизация и социализация во Франции и Испании, тоталитарный диктаторский режим и создание административно-командной экономики в Германии, Италии, Японии.

Экономические последствия второй мировой войны и послевоенная экономика ведущих стран.

Вторая мировая война (1939 - 1945 гг.) заканчивается поражением Германии и ее блока. Несмотря на то, что вся оккупированная Европа работала на Германию, ее экономика была истощена войной. Англо-американский флот блокировал пути поставки сырья в Германию. Объединенный военный и экономический потенциал союзников (СССР, Англия и США) был выше германского. Германии не удалось избежать затяжной войны на два фронта. Кроме того, на оккупированных территориях сложился оккупационный режим, вызвавший ненависть к оккупантам и упорное сопротивление гражданского населения.

Война носила характер мировой, так как в ней приняли участие 60 стран с населением 4/5 всех жителей планеты; военные действия происходили на территории 40 стран Европы, Азии, Африки и в экватории океанов; в армию было призвано 110 млн. человек.

Последствия войны были катастрофическими для побежденных и очень тяжелыми для победителей: огромные человеческие жертвы (более 55 млн. чел.), разрушенное национальное богатство (на сумму примерно 316 млрд. долл), огромные военные расходы (порядка 962 млрд. долл. - в 4,5 раз большие, чем во время первой мировой войны). Все страны вышли из войны с выросшими государственными долгами, деформированной милитаризированной экономкой, дефицитным бюджетом, спадом гражданского производства, изношенным оборудованием, разорванными хозяйственными связями, разрушенной системой внутренней и внешней торговли, инфляцией и нехваткой самых необходимых товаров. Многие страны пострадали из-за бомбардировок и военных действий на их территории.

В результате войны укрепилось экономическое могущество только США: промышленное производство выросло в 2 раза, промышленная прибыль - в 5 раз, страна сосредоточила 2/3 мирового запаса золота (в частности, в результате помощи США по ленд-лизу, внешний долг Великобритании вырос в 8 раз).

В результате войны произошли глубокие социально-экономические и политические изменения в Европе и во всем мире: в 40 - 50 гг. образуется и растет мировая система социализма (в нее включаются Болгария, Польша, Венгрия, Румыния, Германская демократическая республика, Чехословакия в Европе, Китайская народная республика, Корейская народно-демократическая республика и Вьетнам в Азии, Куба в Америке). В значительной степени под воздействием мирового социализма завершается крушение колониальной системы.

В результате образования мировой системы социализма усиливается противостояние двух социально-экономических систем, начинаются долгие годы “холодной” войны, главным смыслом которой была гонка вооружений. Формируются военно-политические блоки двух систем (Варшавский и Северо-Атлантический - НАТО).

Послевоенная экономика прошла несколько этапов в своем развитии:

1. Вторая половина 40-х годов - послевоенное восстановление экономики;

2. 50 - 60-е гг. - экономический подъем на основе сильного государственного регулирования и разворачивания НТР;

3. 70 - 90 гг. - современный этап в развитии экономики, связанный с ее либерализацией.

Послевоенное восстановление экономики заняло 5 - 6 лет. В послевоенном возрождении многих стран большое значение сыграла реализация Плана Маршалла1 (1948 - 1951 гг.). Это была программа экономического сотрудничества и помощи 16 европейским странам со сторны США в размере примерно 13 млрд. долл.: топливом, продовольствием, сырьем, оборудованием (основную долю помощи получили Англия, Франция, ФРГ и Италия)2 .

В июне 1947 г. был учрежден Комитет европейского экономического сотрудничества для подготовки сводной заявки на американскую помощь, в апреле 1948 г. Конгресс США принял Закон о помощи. Она носила частично безвозмездный характер, частично финансировалась банками на кредитной основе под гарантии государства. Кроме того, были созданы благоприятные условия для возрождения экономики разрушенных стран - валютные, торговые, финансовые. Значение этой помощи для экономического возрождения Европы трудно переоценить. Но с обострением международной обстановки, с усилением “холодной” войны экономическая помощь все больше трансформировалась в помощь военную. Усиливалась политическая и экономическая зависимость европейских стран от США (экономическая помощь предоставлялась при условии создания американских военных баз на территории соответствующих стран, их участия в военно-политических союзах, дискриминации в торговле с социалистическими странами и др.).

К началу 50-х гг. были в основном залечены раны войны, достигнут довоенный уровень развития производства. Душевое производство угля, стали, электроэнергии превысило уровень 1938 г., особенно быстро восстанавливалась энергетика

С начала 50-х годов начинается новый экономический подъем. Осуществляется новая технологическая модернизация, появляются новые отрасли (электроника, реактивный транспорт, современное автомобилестроение, жилищное строительство на основе новых технологий и др.), складывается “постиндустриальное”, или “информационное” общество. Начинается освоение Космоса, использование высоких технологий, широкая компьютеризация общества. Совершенствуется структура производства, расширяется сфера услуг, науки и образования. В результате крушения колониальной системы и утери мощных источников сырья западные страны делают ставку на интенсификацию производства и экономический рост на основе НТП.

Особенностью экономики 50-60-х гг. стало сильное государственное регулирование на основе кейнсианских идей. Во всех странах расширяется доля государственной собственности, растут государственные инвестиции в экономику (в Англии национализируются предприятия угольной промышленности, металлургии, электроэнергетики, частично - электротехнические и автомобилестроительные предприятия, банки. Во Франции - угольная, газовая, авиационная, автомобильная, частично - нефтеперерабатывающая и оборонная промышленность, железнодорожный транспорт и банки). Осуществляется государственное прогнозирование и программирование экономики в целях экономической стабилизации и сглаживания экономического цикла. Активно используются инструменты финансовой и денежно-кредитной политики для стимулирования экономического роста. Глубокие изменения происходят в экономических отношениях общества (отделение собственности от управления, демократизация капитала, гуманизация производства и др.)