Архитектор Фостер Норман: биография, проекты. Великие архитекторы: Норман Фостер Архитектурные сооружения нормана фостера

Норман Фостер - британский архитектор, придумавший стиль хай-тек. Каждый проект архитектора обязательно бьёт рекорд по масштабу, инновационности, многофункциональности, высоте или бюджету.

В этой статье вы познакомитесь:

  • с краткой биографией Нормана,
  • с философскими идеями его архитектуры,
  • с самыми значимыми сооружениями, повлиявшими на современную архитектуру,
  • с источниками вдохновения архитектора,
  • с интересными фактами из жизни Фостера.

Биография

Норман родился 1 июня 1935 года в Британском городе Манчестере. Отец будущего архитектора работал маляром, а мать - разнорабочей на заводе. В 16 лет Фостер бросил школу, чтобы устроиться на работу и помочь родителям платить по счетам. Об университетском образовании он даже не думал.


Портрет Нормана Фостера

Работая продавцом в мебельном магазине, Фостер заинтересовался моделированием пространства. Всё свободное время он тратил на изучение градоустройства и архитектуры. Благодаря огромному трудолюбию и таланту Норман в 21 год выиграл стипендию на обучение в США. После двух лет учёбы в Школе архитектуры Йельского университета он получил степень магистра.

Во время учёбы в Йеле Норман познакомился с Ричардом Роджерсом - одарённым архитектором из Англии. После окончания университета они вместе вернулись в Британию и открыли «Бюро четвертых». Помимо архитекторов в бюро работали их жёны. Во время 10-летнего существования компании архитекторы не построили ничего выдающегося. Но всё же благодаря одному открытию мир узнал их имена. Вдохновившись работами русского инженера Владимира Шухова, четвёрка изобрела новый архитектурный стиль - хай-тек.

Команда пыталась продвинуть идею экологической архитектуры. Четвёрка проектировала здания, которые потребляли меньше энергии, меньше загрязняли природу, мягче воздействовали на окружение. К сожалению, идеи оказались нереализованными, однако они заложили фундамент для идей и зданий, которые стали востребованными в будущем.

Вскоре Фостер закрыл бюро и основал новое «Foster and partners». Поначалу фирма занималась небольшими проектами, но постепенно начала сотрудничать с крупными архитекторами и инженерами.

В 1971 году Фостера пригласили в команду архитекторов для строительства здания страховой компании «Willis Faber and Dumas». Там он познакомился с американским архитектором, инженером и изобретателем Бакминстером Фуллером. Бакминстер заметил нестандартное мышление Фостера. Ему стало интересно, каким получится здание, если не вмешиваться в процесс проектирования Нормана и соглашаться со всеми его идеями.


Willis Building

Результат вызвал огромный резонанс. Информация об инновационном типе офиса стала стремительно разлетаться за пределы страны. Здание не было похоже ни на что построенное прежде. Стены постройки целиком состояли из чёрного стекла. На крыше находился сад и бассейн для сотрудников, который работал в качестве теплоотвода. Помимо этого, здание оснащалось множеством технологических новинок. Всё это было революционно для середины 1970-х. Так Норман впервые заявил о своих идеях о важности энергоэффективного здания и значимости социальной роли архитектуры.



Бакминстер был доволен результатом. Видя в Нормане огромный потенциал, он учил его не бояться идти против правил и осуществлять самые безумные идеи. Фостер называл Фуллера своим вдохновителем и учителем. Рука об руку они проработали до самой смерти Бакминстера.

«Фуллер показал мне, как даже мельчайшая деталь может полностью изменить комнату, здание и даже весь город»

После такого успешного проекта на Нормана посыпались заказы. Теперь он не брался за всё подряд. Он выбирал только масштабные проекты, где была возможность по максимуму реализовать своё видение и идеи.

Каждый новый проект делал Нормана еще более знаменитым. Он начал строить новые здания и реконструировать старые по всему миру, преподавать в лучших университетах США и Европы. Архитектор изобрёл архитектурные решения, которые изменили всю отрасль высотного строительства. Благодаря им фирма «Foster and partners» стала самой авторитетной в области возведения высоток.

«Я не “человек привычки”. Я люблю исследовать и находить новые идеи в неожиданных источниках»

К началу 2000-х Фостер собрал самые почётные призы. После получения Притцкеровской премии архитектора пригласили в Россию для проектирования множества объектов. Взаимоотношения с нашей страной сложились неоднозначные.

Команда Фостера спроектировала здания для Санкт-Петербурга, Москвы, Ханты-Мансийска и Екатеринбурга. Для Москва-Сити был готов макет 600-метровой башни «Россия», для Ханты-Мансийска проект высотной башни «Кристал». Бюро приняло участие в конкурсе на строительство парка «Зарядье» в Москве и «Новой Голландии» в Петербурге, сконструировало офисно-жилой комплекс «Апельсин», который своей футуристической архитектурой больше напоминал работы Фрэнка Гери. В силу разных причин ни один проект так и не был реализован.

В наше время компания Фостера известна своим высокотехнологичным дизайном во многих сферах. Команда занимается городским планированием, строительством аэропортов, мостов, государственных объектов, жилых и офисных зданий, реконструирует исторические постройки, проектирует рабочие пространства и производит материалы для строительства.

Сейчас 82-летний архитектор постоянно курсирует между 25 офисами в разных странах. Норман лично контролирует все проекты, делает эскизы, участвует в обсуждениях и контролирует все процессы.

Норман Фостер: философия архитектуры

Когда Норман был ребёнком, он увлекался паровозами и самолётами. В школьные годы Фостер любил бродить по своему городку, рассматривать здания и зарисовывать понравившиеся. В армии, служа лётчиком, Норман не упускал случая на практике поизучать внутренности самолётов. Из такого союза техники и архитектуры родилась философия Фостера.

Хай-тек: архитектурный стиль для рациональной эпохи

Фостер считает, что современное общество нуждается в функциональной, удобной, экономичной и экологичной городской среде - всё это может дать придуманный им стиль хай-тек. Свои здания архитектор оснащает ультрасовременной техникой так, что они больше походят на сложные машины, управляемые компьютерным центром.


Скетчи демонстрирующие как будущие здания будут взаимодействовать с окружающей средой

При этом он не бездумно пичкает постройки технологическими новшествами. Только после скрупулезного изучения местности, городской среды, климатической и экологической обстановки Фостер приступает к разработке дизайна.

Энергосбережение - лучший путь заботы о потомках

Фостера называют «зелёным архитектором» не случайно. Его взгляд всегда направлен в будущее. Поэтому использование энергосберегающих технологий для него - не дань моде, а вопрос «здоровья» нашей планеты и выживания потомков.


Скетчи Нормана показывают, как должны распределяться воздушные потоки

На последних стадиях разработки Фостер использует специальную компьютерную программу. Она показывает, как распределяются потоки воздуха в здании, как много углекислого газа в нём находится, насколько сильно нагреваются части постройки от солнца, каким образом в определённое время года ветер обдувает здание и какое количество электроэнергии будет потреблять сооружение.

В каждом своём проекте Фостер по максимуму старается использовать неисчерпаемые природные ресурсы в виде солнечного света и воздуха.

Солнечные батареи питают здание электроэнергией. Воздушные потоки попадают в здание через приоткрытые створки фасада и циркулируют между обсаженными зеленью уголками интерьера. Таким образом здание само себя проветривает и регулирует температуру.

Архитектура - это выражение гражданских ценностей

Фостер считает, что здания должны отражать общественные ценности. Для примера, основным материалом для лондонской мэрии стало прозрачное стекло. Если днём в окнах могут отражаться небо и облака, то вечером здание просматривается насквозь. Так Норман воспринимает идею бесцензурной демократии.


В этом скетче Норман показывает, как должен выглядеть вид из «окна» кабинета. «Окно» - на самом деле внутренняя прозрачная стена. Вид открывается на атриум, который пронизывает здание с первого этажа и до крыши

Другой пример - все построенные архитектором офисные здания, которые больше похожи на вертикальные города. Помимо офисов, в них находятся бассейны, тренажёрные залы, спа, сады на крыше, множество ресторанов и кафе. По выходным здания превращаются в площадки для различных городских мероприятий. Таким образом Фостер выражает своё видение рабочего пространства - это место, где приятно работать и проводить свободное время.

Исторические здания нужно адаптировать к современному миру

Фостер считает, что помимо всего прочего, архитектура - это связь с прошлым. Когда Норман получает заказ о реконструкции исторического здания, он не просто меняет старые кирпичики на новые, а адаптирует постройку для современного мира и новых поколений. Такой вид реконструкции получил отдельное название - адаптивное повторное использование.


Скетч Нормана. Разработка технологичного купола, который возведён над Рейхстагом

Норман старается внедрить энергосберегающие технологии, насколько позволяет каркас и внутреннее пространство зданий. Помимо этого, он меняет планировку, пристраивает к зданиям купола и дополнительные строения. Фостер считает, что всё это делает старые здания более интересными для будущих поколений. Часто после таких «адаптаций» у построек заменяется всё, кроме внешних стен. Неудивительно, что большую часть критики Фостер получает именно за такую радикальную реконструкцию.

Здание как вертикальный город

Норман всегда думает над инфраструктурой. Постройки Фостера скорее напоминают вертикальные города, чем просто офисы или жилые дома. Архитектор стремится оснастить свои здания всем, что только может понадобиться человеку. В небоскрёбах, помимо магазинов, ресторанов, парков на крыше и тренажёрных залов, Фостер не забывает расположить библиотеки, музеи, театры и даже церкви.


Скетч внутреннего пространства банка

Моделирование пространства таких высоток - еще одно нововведение архитектора. Мы привыкли видеть всю инфраструктуру здания только на нескольких первых этажах, но так как Фостер воспринимает здания как города, то и этажи для него - это улицы. Поэтому всю инфраструктуру он распределяет с самого низа здания и до самого верха. Благодаря такому расположению люди курсируют между этажами, не создавая столпотворений и самое интересное - ассоциируют этаж (подобно улице) с тем, что на нём находится.

Самые значимые проекты Фостера

За полувековую карьеру Норман Фостер построил огромное количество сооружений. Почти каждый проект на момент окончания строительства получал какой-нибудь титул с припиской «самый»: самый экологичный дом, самый высокий небоскрёб, самый длинный мост, самое инновационное и многофункциональное здание и так далее.

Мы остановимся на 8 сооружениях, которые больше всего повлияли на современную архитектуру и прославили Фостера на весь мир.

Здание банка HSBC. Гонконг, 1986

В 1979 году одному из крупнейших банков Азии понадобился головной офис. Фостер получил не самое лёгкий заказ: директора банка желали получить самое технологичное, высокое, величественное и построенное по правилам фэн-шуя здание.

На тот момент небоскрёбы быстро выходили из строя из-за сложностей с несущими конструкциями. Еще выше строить было просто опасно. Отказаться от такого сложного, но интересного заказа Фостер не мог. Поэтому ему ничего не оставалось, кроме как изобрести новую систему возведения небоскрёбов.

Особенности здания

  • Фостер убрал все внутренние несущие конструкции, оставив только наружный скелет, собранный из облегчённых материалов.
  • Благодаря новой структуре появилась возможность вынести все коммуникации и лифтовые шахты к каркасу здания, а офисные пространства расположить со свободной планировкой вокруг 12-этажного атриума.
  • Здание банка располагается на берегу бухты. Это надоумило Нормана изобрести новую энергосберегающую систему кондиционирования. Здание охлаждается морской водой, которая поступает по подземным туннелям.
  • Фасадные панели покрыты полупрозрачной плёнкой, которая ограничивает попадание прямых солнечных лучей и оберегает внутренние помещения от перегрева.
  • Лифты в 48-этажном здании существуют довольно формально. Они останавливаются лишь на нескольких этажах. Все остальные уровни связывает система лестниц и эскалаторов.
  • На фасаде здания расположен солнечный рефлектор, который через систему зеркал направляет свет внутрь здания, освещая атриум, банковский зал и сервисный комплекс небоскрёба.
  • Планировка офисов спроектирована по древнекитайскому учению: специальные перегородки визуально скрывают вход и выход, интерьер офисов максимально просторный, а лёгкость пространству придают огромные окна, стены из стекла и ширмы из тонких реек.

Получившийся проект вывел Нормана из числа профессиональных архитекторов международного уровня в мировые лидеры. Он встал в один ряд с такими признанными мастерами и живыми легендами как Мис ван дер Роэ, Оскар Нимейер и Ле Корбюзье.

Особенности здания

  • Здание выглядит как треугольник, состоящий из офисных пространств. По центру они пронизаны 160-метровым атриумом от первого и до последнего этажа.
  • На разных уровнях с каждой стороны башни расположены сады высотой в 4 этажа. 10 садов олицетворяют флору определённого региона: средиземноморскую, североамериканскую и азиатскую.
  • Сады играют роль естественных фильтров, которые очищают воздух в здании.
  • По периметру постройки находятся панорамные площадки, которые спроектированы не только как пространство для отдыха, но и как главные источники света.
  • Фостер настоял на использовании стали в качестве основного материала. Это позволило избавиться от массивных несущих колонн, но значительно увеличило стоимость работ.
  • Для слаженной работы всех систем небоскрёба, Норман использовал систему автоматизации «Сименс». Она связывает более чем 30 тысяч сенсоров, выключателей, вентиляторов, увлажнителей, насосов, жалюзи и групп освещения.

Насладиться садами, рестораном под стеклянной крышей и панорамными площадками могут только работники банка. Туристы имеют право находиться только на первом этаже.

Реконструкция Рейхстага задумывалась как символ национального покаяния и в то же время демонстрация миру обновленного образа демократичной Германии.

Немецкий парламент провёл конкурс на лучший план строительства. Жюри отобрали самые интересные предложения из всех работ, а реализовывать проект наняли Фостера.

В соответствии с планом архитектор должен был сохранить исторический облик фасадов, воссоздать сгоревший купол и перестроить здание изнутри, чтобы парламенту было комфортно работать, а туристам интересно исследовать здание. Придерживаясь указания о сохранении фасадов, первым делом Норман снёс все внутренние стены, чем шокировал парламент и вызвал массу критики. В итоге здание получилось инженерно-техническим чудом с примесью истории.

Особенности здания

  • На первом этаже здания в полу расположен прозрачный конус. Сквозь него туристы могут наблюдать заседания в пленарном зале, который находится на цокольном этаже.
  • С внутренней стороны купола расположен пандус спирального вида. По нему туристы поднимаются вверх под самую крышу купола, где находится смотровая площадка с панорамным видом.
  • Между первым этажом и крышей купола находится опорная колонна в виде воронки. Она облицована 360 фрагментами зеркал. Кажется, что воронка просто эффектная инсталляция, но на самом деле это замаскированная вентиляционная шахта. Воздух, проходящий сквозь нее, используется для теплообмена и уменьшает энергозатраты на охлаждение и обогрев здания.
  • Специальный механизм поворачивает зеркала воронки под разными углами, чтобы они улавливали солнечный свет и освещали здание изнутри.

Сейчас Рейхстаг - самый посещаемый парламент в мире, который усилиями Фостера превратился в туристический “аттракцион”. Туристы приходят сюда, чтобы встретить политиков, понаблюдать за их работой, поесть в ресторане с видом на город, посмотреть на стены, где сохранились надписи советских солдат и следы от пуль, и помимо этого - восхититься гениальным творением современных инженеров и архитекторов.

Виадук Мийо. Мийо - Крессель, 2004


Виадук Мийо - часть высокоскоростной магистрали, которая соединяет Париж и городок Безье. Это самый высокий и длинный (на момент строительства) мост в мире. Его длина - 2,5 км, а высота одной из его опор 341 метров, что немного выше Эйфелевой башни.

Уникальное инженерное сооружение воздвигали не менее уникальным способом: дорожное полотно поднималось наверх через уже построенные опоры при помощи гидравлических домкратов, которые управлялись со спутника.

Особенности сооружения

  • Виадук Мийо - сложное инженерно-техническое сооружение. Он снабжён множеством приборов и датчиков. Ежесекундно они делают почти 100 замеров, чтобы отслеживать реакцию моста на погодные условия и оценивать малейшие его сдвиги.
  • Виадук стоит на 7 опорах, каждая из которых увенчана пилонами. К пилонам прикреплены 11 пар вант. Чтобы удостовериться, что такая конструкция идеальна для климатических и геологических условий региона, команда инженеров потратила на исследования 10 лет.
  • Чтобы металлическое полотно не деформировалось, исследовательская группа разработала новый вид асфальта на основе минеральной смолы.

Такую амбициозную постройку критики долго не оставляли в покое. Они считали, что стоимость строительства в 400 млн евро не окупится, туристы сюда не поедут, а место расположения моста слишком опасное из-за нестабильности дна ущелья.

Опасения сбылись на треть. Чтобы восполнить потраченные деньги, понадобится около ста лет непрерывного трафика по мосту. Проезд по нему в зависимости от вида транспорта сейчас стоит от 6 до 29 евро. А вот боязнь недостатка туристов и небезопасности конструкции не оправдалась.


Башня проектировалась как лондонская штаб-квартира страховой компании «Свисс-Ре», поэтому иногда упоминается под этим именем.

Заказчики не дали никаких определённых указаний Фостеру, кроме одного: из окон здания должны быть видны все главные достопримечательности центра Лондона. Правительство города, узнав о намечающемся строительстве под руководством Фостера, тут же выслало требование - здание должно вписываться в историческую картину района. С пожеланием заказчиков архитектор справился идеально, а вот указание правительства, видимо, понял по-своему.

Особенности здания

  • Благодаря сигарообразной форме и почти прозрачной конструкции башня отбрасывает меньше тени, чем прямоугольный небоскрёб. Помимо этого, здание более устойчиво к ветровым нагрузкам. Ветер плавно огибает аэродинамическую форму, не создавая завихрений и мини-облаков.
  • Фасад сконструирован из светопрозрачной сетчатой оболочки. За счёт обилия естественного освещения башня потребляет вдвое меньше электроэнергии, чем другие постройки такого типа.
  • Помимо этого фасад оснащён панелями, которые пропускают свежий воздух внутрь здания и естественным образом его вентилируют.
  • На одном из последних этажей находятся бар-ресторан с панорамным видом. А на самом последнем - смотровая площадка, где иногда проходят конференции.
  • Из-за массы инновационных разработок в процессе проектирования, использования последних технологий и только экологических материалов здание «Мэри-Экс» стало самой дорогостоящей постройкой Великобритании.

После окончания строительства на Фостера, как обычно, посыпалась критика, но в этот раз довольно серьёзная. Градостроительный совет Лондона был недоволен видом здания и его очевидной несовместимостью с историческим центром. Британский архитектор Кен Шаттлворд посоветовал Фостеру разобрать сооружение и впредь подходить ответственнее к своему творчеству, так как содержать такой небоскрёб обходится в несколько раз дороже, чем обычный.

Несмотря на негативную оценку, проект получил премию Emporis Skyscraper Aword в номинации лучшего небоскрёба в мире и премию Джеймса Стирлинга от Королевского института британских архитекторов.


В 1928 году Вильям Хёрст мечтал построить грандиозную башню для своего издательства. Из-за Великой депрессии строительство остановилось на 6 этаже. Спустя 70 лет Норман Фостер возобновил строительство. Небоскрёб «вырос» из старой постройки, не нарушив исторические фасады.

Особенности здания

  • Дождевая вода, которая скапливается в резервуарах на крыше, используется для полива растений и работы кондиционеров.
  • Норман не обделил фасады и этой башни в «умных» панелях, которые пропускают потоки воздуха и естественным образом вентилируют здания.
  • Башня будто опутана сетчатой оболочкой, которая выполняет функцию несущей конструкции. Благодаря ей архитектор потратил стали на 21% меньше, чем в подобных небоскрёбах.
  • Гигантские окна здания покрыты панелями из бронированного стекла - каждая высотой в 4 этажа.
  • Почти весь металл, который использовался в строительстве здания, - продукт вторичной переработки.

На сегодняшний момент небоскреб является одним из самых «зеленых» в мире и первым в Нью-Йорке, который получил сертификат лидерства в энергетическом и экологическом проектировании.



Компания Virgin Galactic, занимающаяся космическим туризмом, устроила конкурс на строительство первого частного космодрома. Кто как не Фостер - человек, который строит будущее - мог победить в этом состязании.

Сказать, что выбранное место для строительства отдаленно и обособлено, это не сказать ничего. Космодром расположен в пустыне, а ближайший населённый пункт находится в 32 км. Поэтому главной задачей Фостера стало проектирование полностью автономного здания, отвечающего запросам максимальной экологичности и технологичности.

Особенности здания

  • Здание сливается с природным окружением и напоминает своим видом пустынную лягушку.
  • Постройка врыта в землю, чтобы использовать геотермальную энергию для обогрева и охлаждения.
  • Крыша спроектирована так, чтобы «ловить» ветра и использовать их для естественной вентиляции. Также, уже по традиции, солнечные лучи играют роль главного энергоресурса.
  • Внутри здания находится ангар для 7 самолётов, терминал для туристов, центр управления и различные технические помещения. В ближайшем будущем планируется строительство ресторана.
  • Вход в космопорт построен в виде длинного подземного коридора, а на стенах устроена выставка об этапах покорения человеком космоса.

Из-за задержек со строительством и проблемами с ракетопланами первые полноценные полёты начались только спустя 3 года после открытия. Сейчас двухчасовой полёт стоит около 14,5 млн рублей. Возможно, из-за проблем с финансированием и недостатком туристов компания начала предоставлять новую услугу - космические похороны. За 300 тысяч рублей вы можете отправить контейнер с граммом праха на околоземную орбиту.


В 2006 году правительству ОАЭ пришла идея построить первый в мире город с нулевым уровнем углеродных выбросов и других производственных отходов. Не устраивая никаких конкурсов, для разработки и строительства города сразу же наняли Нормана Фостера.

Особенности города

  • В архитектуре сразу же выделяется одна деталь - это лёгкие навесы между крышами зданий. Они создают тень на улицах и спасают жителей от жары.
  • Здания в городе соответствуют идеям Фостера. Это значит, что все постройки потребляют минимум электроэнергии.
  • Полностью обойтись без электроэнергии город, конечно, не может. Неудивительно, что Масдар получает её только лишь от Солнца. Недалеко от города работает самая мощная в мире солнечная электростанция, которая занимает 200 квадратных километров.
  • Для предприятий, которые хотят существовать в пределах города, установлено строгое правило - они должны доказать отсутствие вредных выбросов в окружающую среду.
  • В Масдаре запрещён транспорт с двигателем внутреннего сгорания. Жители перемещаются на электромобилях и пользуются скоростной монорельсовой дорогой.

Сейчас город почти достроен. В ближайшем будущем планируется возвести последнюю и очень неоднозначную деталь - высокую стену вокруг всей городской зоны. Считается, что это единственная возможная защита от горячего пустынного ветра.

  • Во время службы в армии Норман получил диплом пилота. Благодаря этому навыку сейчас архитектор сам управляет личным самолётом, перемещаясь от одного строящегося объекта к другому.
  • В 1990 году королева Елизавета II посвятила архитектора в рыцари.
  • В этом году в возрасте 82 лет Норман начал вести инстаграм. Там вы не найдёте присущего звёздам пиара себя и показа лучших сторон жизни. Фостер делится обычными и от этого более интересными снимками. Он фотографирует понравившийся тортик, посещение объектов, работу в офисе, свою семью, занятия спортом - @officialnormanfoster .
  • Помимо зданий Фостер спроектировал яхту, которая оказалась не только самой дорогой, но и самой быстрой в мире.
  • Громкий скандал разразился вокруг лондонского Сити-Холла. Критикам не пришёлся по вкусу не только вид здания, но и его заявленные энергосберегающие свойства. Самые возбуждённые эксперты даже провели замеры, которые доказали, что экономии действительно почти нет.
  • В 2010 году Норман Фостер снялся в биографическом фильме о себе «Сколько весит ваше здание, мистер Фостер?».

Источники вдохновения Фостера

Чтобы зарядиться вдохновением, Фостер придумал такой ритуал: он садится в свой самолёт и летит на другой континент. Во время полёта он рассматривает горы, геометрию городов, причудливо извивающиеся реки и дороги. Всё это настраивает его на определённый лад и даёт множество идей.

Конечно, было время, когда архитектор не мог позволить полететь на другой континент, чтобы просто посмотреть на ландшафт с высоты. Фостер в одном из интервью поделился списком вещей, из которых он черпал вдохновение в начале карьеры:

Книга Ле Корбюзье «К архитектуре», 1923.

Книга Генри-Рассела Хичкока «В природе материалов: здания Фрэнка Ллойда», 1942.

Журнал The Architectural Review. Статьи 1950-х годов. В тот период публиковалось много пейзажей Южной Америки, которые Норман выделяет отдельно.

Проекты Оскара Нимейера.

Архитектура Скандинавии ХХ века.

Если вам понравилась биография Нормана Фостера, предлагаем прочитать истории жизни других легендарных архитекторов современности:

Гениальный новатор в современной архитектуре

Первая женщина, получившая Притцкеровскую премию

Экспрессивный гений деконструктивизма

Новатор финской архитектуры, представитель скандинавского дизайна ХХ века

(Norman Foster, р. 01.06.1935) успевает всегда и везде - баронет, лыжник, увлеченный пилот и велосипедист, отец пятерых детей, 84-летний архитектор-машина. Успевает работать над сотней проектов одновременно, управляет бюро Foster + Partners, 1200 сотрудников которого говорят на 40 языках, - идеально налаженный механизм, чей продукт моментально становится стандартом: так надо строить.

NORMAN FOSTER Закончил School of Architecture and City Planing в Университете Манчестера и Йельский университет. Ученик Р.Б. Фуллера и последователь В. Шухова, от которых воспринял остекленные своды и сетчатые диагональные металлоконструкции. Его бюро получило с 1967 года две сотни наград и выиграло полсотни конкурсов.
С 1990 года - сэр, с 1999-го - пожизненный пэр и лауреат Притцкеровской премии.

Один из примеров - эко-город Масдар, проектируемый недалеко от Абу-Даби. Низкоэтажные дома для сорока тысяч жителей, начиненные современными технологиями, построят по-арабски скученно, что позволит сохранить относительно низкие температуры во внутренних дворах. Masdar City - не социальный проект, но в качестве «идеального города» способен стать урбанизационной моделью в любой стране. С шейхами Фостер сотрудничает давно и плотно, он - автор национальных павильонов ОАЭ на межэдународных EXPO

Фостера можно назвать рекордсменом во многих измерениях. Едва ли манчестерский мальчишка из неблагополучного рабочего района, подрабатывавший то мороженщиком, то пекарем, то вышибалой на дискотеке, мог мечтать, что станет архитектором самых больших, высоких, длинных и дорогих сооружений в мире, получит все возможные профессиональные награды, станет героем нашумевшего документального фильма How Much Does Your Building Weigh, Mr Foster? и будет автором космодромов, городских агломераций и политической фигурой мирового масштаба.

Проект аэропорта New Mexico Сity. Foster + Partners совместно с Фернандо Ромеро (FR-EE). 2014.

Известность пришла в 1975-м, когда здание страхового общества Willis Faber & Dumas в Ипсвиче перевернуло традиционные взгляды на офис: изогнутые стены одело сплошное затемненное стекло, в котором отразилась окружающая историческая застройка, газон на крыше начал свою работу по сохранению тепла, а бассейн разбавил рабочие будни.

Кампус Apple Cupertino 2, Калифорния. Foster+Partners.

Основные клиенты Фостера - люди, которые стоят у руля или, по выражению самого архитектора, «держат кнут за рукоятку». Его можно сравнить с Карлом Фридрихом Шинкелем: в XIX веке тот стал практически официальным архитектором прусской столицы, а Фостер определил картину сегодняшнего Лондона. Сейчас мало кто может представить город не только без старинного Тауэрского моста, но и без фостеровского моста Millennium, здания городской мэрии со сдвинутыми с вертикальной оси этажами, реконструированных музеев и, конечно, 180-метрового небоскреба швейцарской страховой компании Swiss Re. Это первое экологически чистое высотное здание в Британии журналисты едко сравнивали с початком, корнишоном, гильзой, шишечкой и т. п. За этот проект архитектор был удостоен премии Стерлинга.

Главный офис компании Swiss Re, Лондон, 2003.

В современном мировом градостроительстве архитектор Фостер Норман высоко котируется как классик стиля хай-тек. Его архитектурной фирме Foster and partners доверяют наиболее концептуальные градообразующие проекты в странах на всех континентах.

Этот гражданин Британии является лауреатом наипрестижнейших в мире (аналога Нобелевской применительно к архитектуре) и Императорской (высшей в Британии). Германия наградила его своим высшим орденом в области культуры “За заслуги” за проект модернизации своего парламента. Он, создавший ряд проектов для Москва-Сити, также является почетным членом Академии художеств РФ.

Фостер Норман пришел к успеху исключительно благодаря своему таланту и целеустремленности.

Начало трудовой деятельности

Родился классик хайтека в 1935 году в Манчестере (Великобритания.) Отец будущего архитектора был рабочим на предприятии, изготавливающем паровые турбины и генераторы. Ввиду материальных трудностей семьи 16-летний парень был вынужден оставить школу и устроиться на работу в казначейство родного города. Отец Нормана мечтал о карьере служащего для своего сына. Помимо основной работы, юный Фостер также изучал торговое право. Впрочем, офисная работа вовсе не прельщала молодого парня.

Уже тогда, воодушевленный архитектурой Манчестера, Фостер Норман начал рисовать эскизы придуманных собой зданий. Один из коллег-клерков, увидев однажды эти рисунки, порекомендовал ему заняться архитектурой профессионально.

Однако претворению в жизнь мечты предшествовали сначала годичная срочная служба в Британских ВВС, а затем - два года различных неквалифицированных работ: в пекарне, на заводе, в мебельном магазине. Пройдя собеседование, Фостер Норман устроился на работу в отдел контрактов архитектурного агентства помощником руководителя. Выполняя коммерческую работу, он осознал, что для того, чтобы стать архитектором, обязательно нужно образование.

Образование

21-летнему парню далось пройти по конкурсу на соответствующий факультет Однако набранных баллов не хватило для получения гранта, дающего право учиться за казенный счет.

Поэтому Фостер Норман зарабатывал средства в оплату за учебу, трудясь по нескольку часов в день пекарем, продавцом и даже охранником в ночном клубе. Но полученное не полностью удовлетворяет профессиональные амбиции молодого архитектора. Его манит архитектура заокеанских монстров-небоскребов. Фостер Норман проходит курс обучения в американском Йельском университете. Окончив его, молодой специалист вместе со своим другом и однокашником Ричардом Роджерсом возвращаются в Британию, где регистрируют архитектурную мастерскую "Команда 4".

Рождение хай-тека

В первых их работах - проектированию жилых зданий, украшающих холмистый рельеф Корнуолла, и престижных лондонских апартаментов “Мьюс Хаус” - ощущается утонченная классическая архитектура.

Пребывая в творческом поиске, стремясь пространственно развить американские архитектурные идеи строительства, эта молодая команда создала новый стиль архитектуры - хай-тек. И конечно же, свою часть концептуальных идей нового направления сформулировал архитектор Норман Фостер. Его проекты того периода касаются в основном производственных зданий. Поворотным событием в его творчестве конструирования зданий стал проект 1966 г., разработанный для фабрики по производству компьютеров "Рилайенс Контролс".

Элегантная гармоничность решения, сдержанность и изящество конструкции этого сооружения заставили британцев говорить о новой звезде в области архитектуры. В нем автор творчески использовал эстетику профилированного металла, выполнявшего не только роль жестких диафрагм, но и оригинальных световых рефлекторов, сияющих благодаря вставленным в них флюоресцентным трубкам. Это здание было последним проектом “Команды четырех”, которое создал в содружестве с Ричардом Роджерсом архитектор Норман Фостер.

Фото сего творения убедительно свидетельствует о креативности ее проектировщиков, смело использующих в строительстве дотоле неслыханные материалы и конструкции, изобретающих оригинальные трактовки пространства внутренних объемов, создающих одновременно уникальные и ультрасовременные фасады зданий. Это не было работой ремесленников. Созданное архитекторами творение говорило само за себя: в мировой архитектуре родился новый стиль - хай-тек.

Своя компания, свои идеи

Очевидной для всех стала революция в принципах строительства зданий, которую инициировал Норман Фостер. Проекты хай-тек предполагают замену традиционных стоечно-балочных конструктивных систем на выразительные большепролетные “парящие” секционные конструкции. Их отличает поражающее воображение зеркальное остекление фасадов и, конечно же, новые принципы в разводке коммуникаций. Внешне такая архитектура создает иллюзию сюрреалистичности.

В 1967 году архитектор основывает свою частную фирму “Фостер и партнеры”, в которой до 1983 года (до смерти компаньона) работает в содружестве с Бакминстером Фуллером. Новый напарник Фостера прославился в архитектуре созданием своего ноу-хау: большепролетных легких куполов, перекрывающих большие городские пространства и создающих возможности для локализации отдельных многоцелевых пространств с автономно-поддерживаемым микроклиматом.

Хай-тек, приобретший большую выразительность благодаря законченности, подчеркнутой изящным куполом, нашел свое выражение в лондонских доках и пассажирском вокзале “Фред Олсен центр” (1967 г.), в здании компании “Вилли Фабер и Дьюма” (Ипсвич, 1974 г.)

Следующим этапным зданием, которое принесло архитектору мировую известность, стал Сайнсбери-центр, построенный в Восточной Британии в 1977 г. при университете. Замысел Фостера - объединить под одной крышей совершенно разные по своей функциональности помещения: музей, ресторан, сам университет, зимний сад удалась на славу.

Пожалуй, с этого временного рубежа компании меняется. По заказам богатых частных инвесторов начинает разрабатывать Норман Фостер проекты. 10 лучших из них мы представим в данной статье. Здания, в создание которых он вложил свой талант и душу, ныне являются неотъемлемой частью городского ландшафта многих городов. Итак, начнем нашу виртуальную экскурсию.

Лондон: здание-огурец

Нетипичная архитектура, которую сами лондонцы с долей юмора называют “эротическим огурцом” или “сексапильной сигарой”. Однако гораздо чаще сорокаэтажное здание штаб-квартиры швейцарской страховой компании Swiss Re, кстати, одной из самых крупных в мире, называют “корнишоном” (The Gherkin).

Она вовсе не нарушила, как этого опасались, архитектурный облик столицы Британии, идеально вписавшись в него. Здесь работают тысячи офисных сотрудников. Рестораны и бары находятся на верхнем этаже творения британца.

Нью-Йорк: башня Хорста

Медиаимперия корпорации Hearst в городе, который местные жители называют “большим яблоком”, также получила подарок от Фостера. Проект архитектора предполагал творческую доработку местного долгостроя.

Ввиду наступившей в 30-е годы великой депрессии американцы заморозили, а потом и прекратили строительство классического балочного небоскреба, ограничившись заложенным фундаментом и низшими этажами.

Над ними Норман Востер воздвигнул сверкающую стеклянными панелями трехугольную эргономичную башню с гигантскими окнами из бронированного стекла, в которой нынче трудятся сотрудники известных издательств Cosmopoltan” и Esquire. Ноу-хау архитектора заключается в экологичности здания: обдувающие его естественные воздушные потоки используются для его же вентиляции, а дождевая вода, упавшая на крышу, - для системы кондиционирования и для полива растений.

Франция: мост “Виадук Вийо”

Этим сооружением, превышающим по высоте знаменитую Эйфелеву башню, пополнил свои Норман Фостер проекты (10 лучших). Фото этого моста через реку Тарн, протянувшегося от Южной Франции до Испании, отражает уникальность творческого замысла.

Мост между государствами поражает семью высоченными опорами, километрами полотна дороги, вантами с тройным антикоррозионным покрытием. Он не только разгрузил страдающую от постоянных пробок трассу А-75, но и привлек к себе многих туристов, став известной архитектурной достопримечательностью Франции.

Лондон: стадион “Уэмбли”

Самый большой на сегодняшний день стадион в мире, к созданию современного облика которого приложил свою руку Норман Фостер, принял первых зрителей в 2007 году. Легендарная арена страны-родины футбола в своем современном обличии принимает до 90 тысяч зрителей! Архитектором элегантно предупреждена возможность возникновения давки (обычно происходящей на входе и выходе на территорию стадионов.) Люди на трибуны попадают с помощью эскалаторов, имеющих общую длину 400 метров. Главной особенностью проекта является ажурная арка длиной 130 метров, поддерживающая раздвижную крышу спортивного сооружения. Светящаяся арка в ночное время заметна со всех уголков Лондона.

Подобная конструкция крыши важна для ухода за газоном. Благодаря естественному солнечному освещению достигается надлежащий уход за газоном стадиона.

Германия. Берлин. Рейхстаг

В это здание, без преувеличения, стремятся попасть все гости Берлина. Бывший Рейхстаг, который нынче называют Бундестагом, кроме исторической достопримечательности, превратился в чудо хай-тека. Выигравший в 90-е годы конкурс на его реконструкцию Норман Фостер не только снабдил здание федерального собрания (Бундестаг) стеклянным куполом, обеспечивающим 360-градусный обзор города - сердца Германии, но и произвел принципиальную перепланировку его внутреннего объема.

Под оставшейся без изменений внешней оболочкой здания архитектором создана уникальная хайтековская внутренняя среда. Это достигнуто с помощью современных панелей и стальных конструкций. Светлый природный камень и декоративный бетон придают современным помещениям Бундестага одновременно и величественный, и эргономичный вид.

Казахстан. Астана. “Хан-Шатыр”

Как вы думаете, какой архитектор воздвиг наибольший шатер в мире? Вопрос риторический. Здание охватывает просто гигантскую 10 футбольных полей. Его уникальная крыша намеренно оформлена в виде специфического наклонного конуса. Ее уникальность - в асимметрии (заимствованная архитектором идея стиля модерн). Тысячи тросов, жестко скрепляющих ее, во время строительства башни одновременно крепили 650 промышленных альпинистов. Уже само строительство здания походило на шоу!

Внутри же этого достойного хайтековского сооружения находится крупнейший в Казахстане торгово-развлекательный центр с десятками ресторанов, магазинов и супермаркетов, клубов, кинотеатров.

Однако визитной карточкой “Хан-Шатыра” является уникальный для степной страны внутренний бассейн с пляжем (в песчаном покрытии которого использован знаменитый белый вулканический песок с Мальдивских островов.)

Британия. Лондон. Аэропорт “Станстед”

В проектировании этого здания, построенного в 50-километровом отдалении от Лондона, лорд Фостер опять был оригинален. Он изначально отбросил все классические каноны строительства подобных сооружений.

Его главный принцип творчества - сложная простота - опять проявился в полной мере. Уникальная зеркальная крыша терминала, поддерживаемая каркасом из секций труб, контурами напоминающими перевернутые пирамиды, защищает ожидающих от природных осадков. К этому навесу примыкает современное здание аэропорта, напоминающее огромный стеклянный хайтековский куб.

Британия. Бостон. Музей изящных искусств

Растущее количество экспонатов этого крупнейшего в Британии музея создало проблему. Перестало хватать имеющихся помещений для их размещения. На помощь кликнули барона Фостера. В данном случае он, не внося изменения в уже имеющиеся основные фонды музея, возвел современный просторный четырехэтажный корпус, в который переехала вся экспозиция американского искусства. Проблема помещений для музея на долгие годы была разрешена.

Германия. Франкфурт. “Коммерцбанк-Тауэр”

Для Франкфурта это здание имеет архитектурное значение, аналогичное лондонскому Тауэру или башне Эйфеля для Парижа. Попросту говоря, это визитная карточка города. Трехгранный уникальный небоскреб реализовал концепцию европейского экологического здания. Внутри его на уровне четырех этажей спиралью высажены уникальные сады: средиземноморский, североамериканский, азиатский. Люди, пребывающие в здании, находятся в уникальной хайтековско-природной среде.

Жить будущим

Безусловно, одним из наиболее интересных архитекторов современности является Норман Фостер. Проекты, планы британского маэстро от архитектуры опережают время. Он является новатором и революционером в формировании архитектурного облика мегаполисов по всему земному шару. Архитектурная компания “Фостер и партнеры” постоянно строит знаковые и уникальные здания в Европе, в Новом Свете, в Азии. Характерно, что они после своего возведения задают планку высоты уровня архитектуры, становятся точками развития современного строительства городов и регионов.

Он гениален. Его строения уместны в самых различных контекстах: будь это модернизация правительственного здания или реновация производственного корпуса, построение концептуального торгово-развлекательного комплекса или же целевого объекта городской инфраструктуры: моста или же аэропорта.

На сегодняшний день он реализовал проекты в 22 странах. Как главный менеджер своей успешной компании, на много лет вперед планирует свою работу Норман Фостер.

Проекты в России - не самое его прибыльное предприятие, однако оно показательно. Дело в том, что, сперва решившись на сотрудничество с мэтром, правительство Москвы далее пошло путем отсрочек реального воплощения проектов. Речь идет о проекте небоскреба «Россия» высотой 612 метров на территории Московского международного делового центра ”Москва-Сити”. Это здание в 118 этажей, после своего возведения, стало бы самым высоким в Европе. Впечатляет объем застройки, который планировался на площади в 520,8 тысяч квадратных метров. Строительство было начато в 2007 году. Однако уже в следующем из проекта исключили главного инвестора - компанию Шалвы Чигиринского, испытывавшего финансовые трудности. Затем в адрес компани “Фостер и партнеры” поступило предложение уменьшить высоту здания в три раза. Мотивацией послужила ограниченность в средствах правительства Москвы в условиях кризиса. Затем в марте 2012 года планируемую высоту башни установили на уровне 360 метров. И, наконец, от проекта вовсе отказались. Нынче на площади строительства строится принципиально иное сооружение.

Заключение

Нынче он считается архитектором № 1 в мире. В его компании на постоянной основе работают 500 специалистов, и еще 100 он ежегодно нанимает по договору. Секрет успеха маэстро от архитектуры - в личной креативности, а также в мощном ядре его команды, в которое входят люди с мировым именем: Дэвид Нельсон и Спенсер де Грей.

Выходцу из постой рабочей семьи посчастливилось в полной мере реализовать свой огромный творческий потенциал. Ему удалось убедить в верности своих архитектурных идей Британию, а затем и весь остальной мир. Архитектор Фостер Норман активно воплощает в жизнь городов и стран созданный им же самим архитектурный стиль. Несмотря на почтенный возраст (барону-архитектору 80 лет), он не уходит в тень, продолжая опережать по рейтингу всех современных архитекторов стиля хай-тек.


Британский архитектор Норман Фостер на весь мир заявил о себе, как об одном из родоначальников стиля хай-тек. Его проекты всегда выделяются изобилием стекла и сетчатых оболочек, структуру которых Фостер позаимствовал у знаменитого русского инженера Владимира Шухова. Из нашей статьи вы узнаете о 15 наиболее значимых проектах произведенного в бароны британца.

1. Станция метрополитена "Expo"в Сингапуре


Станция метрополитена "Expo



Станция метрополитена "Expo


Станция Expo, выполненная Фостером в "космическом" стиле, была открыта в Сингапуре в январе 2001 года. Основными строительными материалами, используемыми при возведении этого объекта, стали стекло, сталь и титан. Вокруг станции разбиты тропические сады, а максимально открытое пространство зала, находящегося в тени полированных металлических крыш-«шляпок», значительно облегчает передвижение пассажиров.

2. "Херст-тауэр" в Нью-Йорке, США





Современный комплекс "Херст-тауэр" состоит из двух частей - офисного здания, построенного в стиле ар-деко еще в 1928 году, и возведенной в 2006 году 46-этажной башни. Этот небоскреб является одним из самых "зеленых" в мире и первым в Нью-Йорке, получившим золотой сертификат руководства по энергоэффективному и экологическому проектированию LEED. Благодаря уникальной конструкции диагональной сетки со срезанными углами строителям удалось потратить стали на 21% меньше, чем в большинстве аналогичных небоскребов, и использовать облегченный стальной каркас.

3. Купол на крыше здания немецкого парламента Рейхстага в Берлине, Германия






Одна из главных достопримечательностей Берлина была построена еще в конце XIX века. Однако в 1993 году был объявлен конкурс на проведение реконструкционных работ, одним из победителей которого стал Норман Фостер. Главной изюминкой обновленного фасада здания стал возведенный на крыше грандиозный купол из стекла и стали диаметром 40 м и высотой 24 м. Посетителей, находящихся внутри купола, завораживает невероятная игра света, создаваемая отражениями 360 зеркал. Особенное зеркальное покрытие способствует отражению и пропуску света во внутренние помещения.

4. "Сити-холл" в Лондоне, Великобритания





Отклонившийся от вертикальной оси современный комплекс "Сити-холл" был открыт в 2002 году. Общая стоимость строительства составила примерно 65 миллионов фунтов стерлингов. Здание имеет выпуклую форму, что позволяет сократить фактическую площадь поверхности, экономя тем самым расход энергии. Конструкция здания сильно напоминает купол Рейхстага с его спиральной лестницей и овальными формами. Весь комплекс опоясывает длинная галерея. На верхних этажах располагается площадка для конференций, встреч и выставок.

5. Небоскреб "Торре Каха" в Мадриде, Испания




250-метровый небоскреб находится в верхней части списка 100 самых высоких зданий в мире. В настоящее время Торре Каха, построенный в 2009 году, служит в качестве основного офисного центра крупнейшего банковского учреждения Испании. Внутри этого роскошного небоскреба располагаются многочисленные офисные помещения и залы для конференций.

6. Конференц-зал Клайд Аудиториум в Глазго, Шотландия






Конференц-зал, расположенный в Королевских доках на берегу реки Клайд, был построен в 1997 году. Этот комплекс, рассчитанный на 30 тысяч мест, являет собой пример архитектуры будущего. Поражающая прохожих форма здания помимо эстетической, несет важнейшую функцию распределения звука. Акустическая система зала - одна из лучших в мире. Клайд Аудиториум пользуется огромной популярностью - здесь постоянно проходят международные конференции, крупные концерты и другие мероприятия массового порядка. Интересно, что из-за схожей структуры многие сравнивают этот комплекс со знаменитым оперным театром в Сиднее. Также, за свое внешнее сходство с представителем семейства млекопитающих шотландский конференц-зал получил прозвище "броненосец".

7. Небоскрёб Мэри-Экс в Лондоне, Великобритания







Небоскреб Мэри-Экс, получивший прозвище "дом-огурец", был построен в 2004 году. Расположенное в финансовом центре Лондона здание считается одним из самых экологичных в мире и имеет статус "самого зеленого небоскреба". Столь высокую оценку экологичности этого шедевра современной архитектуры в первую очередь обеспечили система естественной вентиляции воздуха, тщательно разработанная архитектурным бюро Нормана Фостера, и раскинувшиеся внутри комплекса зеленые насаждения. Основную площадь "Огурца" занимают многочисленные офисные помещения компании Swiss Re. Первые этажи открыты для всех посетителей, а в верхних располагаются дорогие кафе и рестораны с панорамными видами на город. Стоит отметить, что Мэри-Экс стал самым дорогим зданием Великобритании, обойдясь швейцарской страховой компании в рекордные 630 миллионов фунтов стерлингов.

8. Мост Тысячелетия в Лондоне, Великобритания





Открытие пешеходного моста было приурочено к празднованию тысячелетнего юбилея английской столицы и состоялось в 2000 году. Проложенный через Темзу стальной мост достигает 370 м в длину, а его ширина составляет 4 м. Необычная структура висячего горизонтального моста раскрывает для прогуливающихся здесь людей потрясающие виды на Темзу, Собор Святого Павла, галерею музея "Тейт Модерн" и шекспировский театр "Глобус". Лондонский мост отличается от большинства других своим легко узнаваемым видом: он состоит из двух Y-образных речных опор, по которым проходят натянутые вдоль моста стальные канаты. За время своего существования мост "Миллениум" стал действительно знаковым объектом британской архитектуры.

9. Филологическая библиотека Свободного Университета в Берлине, Германия






Берлинский университет свободы входит в тройку самых престижных высших учебных заведений Германии. В его стенах ежедневно проводятся опыты и исследования в сфере гуманитарных и естественных наук. Здание, строительство которого велось на протяжении 8 лет и окончательно завершилось в 2005 году, имеет необычную овальную форму здания, вызывающую у большинства людей ассоциации с яйцом. За это его в шутку причисляют к шедеврам "эггхитектуры" (от англ. egg - яйцо). Многие критики выражают недовольство в связи с отличием архитектуры библиотеки от архитектуры окружающей ее прямоугольной застройки. Другие специалисты считают, что на это несоответствие можно закрыть глаза, так как суперсовременный комплекс библиотеки формирует собой архитектуру будущего.

10. Музей американских воздушных сил в Кембридже, Великобритания





Спроектировав потрясающий по красоте музей, Норман Фостер отдал дань уважения американским летчикам, погибшим во время Второй мировой войны, а также в войнах во Въетнаме и Корее. Здание, расположенное в британском городе Кембридж, было построено в 1997 году. Выдержанный в современном стиле фасад здания по своей форме напоминает огромный ангар. Большой интерес у гостей вызывает внутреннее пространство музея - здесь можно увидеть легендарные американские самолеты военных времен, большинство из которых подвешено в воздухе с помощью специальных тросов, что создает эффект полного реализма.

11. " во Франкфурте, Германия


Штаб-квартира банка "Коммерцбанк


Штаб-квартира банка "Коммерцбанк


Штаб-квартира банка "Коммерцбанк


Построенное в 1997 году здание штаб-квартиры крупнейшего банка Германии было самым высоким в Европе до 2005 года, уступив это почетное звание гостинице Триумф Палас в Москве. Высота 65-этажной башни составляет 259 метров (вместе с антенной - 300 м). Как и во многих проектах Фостера, во франкфуртском небоскребе была тщательно продумана и разработана система естественного освещения и циркуляции воздуха внутри здания. Кроме того, на разных этажах башни архитектор организовал роскошные зимние сады. Это здание - одно из немногих в Германии, при строительстве которых в качестве основного материала использована сталь, а не бетон.





Гонконгский международный аэропорт был открыт в 1998 году. В настоящее время обслуживает около 90 авиакомпаний, осуществляющих рейсы в более чем 150 направлений по всему миру, и является одним из самых загруженных в мире. Особое внимание при проектировании всего комплекса Фостер уделил созданию легкой и «воздушной» структуры из материалов, способствующую проникновению света через крыши и оконные проемы. В 2005 году гонконгский аэропорт был награжден премией Aetra как лучший аэропорт в мире.

13. Стадион "Уэмбли" в Лондоне, Великобритания

Провисающая крыша шатра состоит из прозрачной высококоррозионной ударопрочной пластмассы, способствующей проникновению естественного солнечного света во внутренние помещения. Уникальный объект был построен летом 2010 года, а его общая стоимость составила $ 400 млн.

Норман Фостер - легендарный ветеран и один из создателей современной архитектуры. В этом году ему исполнится 80 лет, однако и в таком возрасте он продолжает удивлять своими невероятными проектами, среди которых стоит выделить , и .

Один из самых успешных архитекторов современности является одним из родоначальников направления хай-тек, а его имя связано с интереснейшими постройками, похожими на фантастические объекты будущего. Обладатель более 300 престижных премий буквально изменил внешний облик многих городов мира. Он первый стал использовать в архитектуре экологический подход.

Необычные идеи Н. Фостера весьма узнаваемы, а уникальность спроектированных им зданий заключается в том, что гениальные объекты представляют собой единый организм, экономящий энергию, регулирующий потоки воздуха и света. Используя экологически чистые отделочные материалы, архитектор благотворно влияет на организацию городской жизни современного человека.

Краткая биография архитектора

Англичанин Норман Фостер, биография которого весьма интересна, родился в 1935 году в обычной семье. После армии он успел поработать пекарем, продавцом в магазине, рабочим на заводе. А в 21 год он понял, что хочет заниматься промышленным дизайном и поступил в школу архитектуры университета Манчестера. Позднее он становится стипендиатом Йельского университета в Америке, где знакомится с основателем направления хай-тек Р. Роджерсом.

В 1963 году Norman Foster возвращается в Англию, а через четыре года он становится владельцем архитектурной фирмы Foster and Partners, которую организовал совместно с женой. Уже после первых проектов, восхитивших британцев, стало понятно, что очень много внимания автор уделяет энергосбережению и заботится об окружающей среде.

27 лет назад королева Елизавета II пожаловала ему рыцарский титул, а позднее Фостер становится пэром Великобритании.

Сегодня архитектурное бюро, которое достигло высокого международного уровня, имеет свои филиалы в 20 странах, а его детища находятся в разных уголках нашей планеты. За много лет плодотворной работы компания завершила огромное количество уникальных проектов, которые отличаются высокой экологичностью.

Любимая форма гениального мэтра

Сэр Норман Фостер считает своим учителем советского архитектора В. Шухова, впервые в мире применившего в проекте крышу, состоящую из стеклянных модульных перекрытий. Любопытно, что его творения существуют до сих пор, например радиобашня Шаболовки. Шухов мечтал утереть нос Эйфелю и возвести сооружение высотой 350 метров, однако металла хватило лишь на 150.

Как признается сам гениальный Норман Фостер, пирамида в виде спирали - это его любимая архитектурная форма. Он считает, что сооружения древних египтян приносят удачу и способствуют достижению полной гармонии человека с природой. Первым объектом в СНГ, возведенным по проекту архитектурной фирмы Foster and Partners, является Дворец мира и согласия, выполненный в стиле хай-тек.

Уникальное сооружение в Астане

Гигантская "Пирамида мира" Нормана Фостера, одержавшего победу в архитектурном конкурсе, служит делу укрепления согласия в нашем мире. Возведенная в Астане, столице Казахстана, она признана главной достопримечательностью страны. Символ единения народов, веры, культур и религий очень напоминает древнеегипетские сооружения, только современное здание состоит не из камней и песка, а металла и стекла.

Учитывая условия континентального климата, Норман Фостер создал "Пирамиду мира" - подвижную стальную конструкцию, которая покоится на скользящих опорах. В зимний период, когда температура воздуха опускается до минус 40 градусов, уникальный шедевр сжимается в размерах.

Восьмое чудо света

Прославленный мэтр, заявляющий, что только пирамиды не боятся времени, считает их символами вечности. Вход во Дворец мира и согласия находится под землей, а вершина сооружения целиком состоит из стекла. Можно понять восхищение гостей Астаны, когда они начинают осмотр с зала, выполненного из черного мрамора. Подземный оперный театр, рассчитанный на 1500 мест, - уникальное место, где выступала сама М. Кабалье. Сцены помещения сконструированы таким образом, что они двигаются, и это позволяет режиссеру воплотить в жизнь самые смелые идеи.

Известный Норман Фостер создал пирамиду, прозванную в народе восьмым чудом света. Это уникальное здание, в котором располагается и настоящий музей, где хранятся любопытные артефакты, найденные в долине Нила, и Тюркская библиотека с уникальными фолиантами, и картинная галерея с редкими произведениями Шагала и Пикассо.

Пять лифтов движутся не вверх, а по диагонали. И такие конструкции встречаются лишь в Эйфелевой башне и самом роскошном отеле Лас-Вегаса. Президентский лифт сразу поднимается на крышу здания, а остальные проходят через живописный зимний сад, и гости любуются красотой стеклянных террас, утопающих в зелени. Сооружение, которое по праву считают архитектурным чудом, ночью светится изнутри, вызывая восторг у всех туристов.

Торгово-развлекательный центр "Хан-Шатыр"

Это не единственная конструкция в Астане, спроектированная великим мастером. Фостер Норман, создавший роскошный торгово-развлекательный центр, позволил себе самые смелые фантазии. На свет появилось здание, которое похоже на гигантский восточный шатер площадью около 140 тысяч квадратных метров. Ажурная крыша, сплетенная из стальных вант, сделана в виде наклонного корпуса, а все прочные тросы крепятся под разными углами.

Самый необычный торговый комплекс Казахстана вмещает сотни бутиков, десятки ресторанов, огромный парк, а главной изюминкой красивейшего сооружения является искусственный пляж с белоснежным песком, завезенным с экзотических Мальдивских островов.

Башня Mary Axe необычной формы

Британский архитектор Фостер Норман, считающий, что большие города изменяют жителей не только морально, но и физически, понимает все насущные проблемы обитателей шумных мегаполисов. Он видит их решение в зданиях с внутренней экосистемой, потребляющей минимум внешних ресурсов.

Когда в Лондоне появилась башня необычной формы, жители принялись придумывать ей различные названия, среди которых "эротическая сигара" - это самое невинное. Сорокаэтажный небоскреб, несмотря на свои округлые формы, покрыт стеклом, и конструкция, которую спроектировал Фостер Норман, вызвала бурные споры. Одни посчитали, что башня-"корнишон" портит облик чопорного города, а другие обрадовались архитектурному шедевру, который украсил Лондон.

Башня Mary Axe является одним из самых экологических сооружений в мире: она потребляет в несколько раз меньше энергии, чем другие конструкции, и все это благодаря использованию солнечных батарей.

Виадук, начиненный датчиками

Один из самых длинных мостов на нашей планете возведен во Франции. Он положил конец постоянным пробкам на автотрассе, связывающей страну с Испанией. Потрясающе красивый виадук, оснащенный огромным количеством датчиков, которые отслеживают малейшие изменения в конструкции, гармонично вписался в живописный ландшафт благодаря особому таланту великого мэтра.

Постройка вантового красавца сопровождалась скандалом. Жители Мийо переживали, что в процессе возведения мощного сооружения город разорится, а строительство никогда не окупится. Однако туристы поспешили в долину реки Тарн, которая находится недалеко от населенного пункта, чтобы поближе познакомиться с дорожной конструкцией, продолжающей высокоскоростную магистраль. И даже скептики признали мощный Le Viaduc de Millau, представляющий собой сложнейшее инженерно-техническое устройство, подлинным архитектурным шедевром. Он выполнен настолько изящно, что возникает ощущение его удивительной легкости.

Здание будущего в Швейцарии

В швейцарской долине Энгадин (Engadine) появился уникальный дом в футуристическом стиле. Chesa Futura, что переводится как "здание будущего", уютно расположилось на склоне горы, и обитатели апартаментов наблюдают потрясающие панорамные виды. Трехэтажное сооружение больше напоминает летающий объект пришельцев, нежели жилой дом.

Архитектурный шедевр, форма которого разработана с помощью компьютерных технологий, построен из бревен и обшит досками. Однако это не вполне обычное здание, ведь оно возвышается над землей на восьми колоннах, чтобы дерево не впитывало влагу и не портилось от снега. Сэр Норман Фостер утверждает, что эта конструкция будущего является своеобразным манифестом архитектуры современных зданий. Он воплотил в жизнь свою идею инновационного проекта, сохраняющего окружающую среду.

Уютное шале

Знаменитый Норман Фостер, работы которого уникальны и необычны даже для современного мира, более трех лет занимался проектом шале в Швейцарии. Архитектора пригласили, чтобы он создал здание, где на первом месте будет не эффектный дизайн, а возможность чудесно отдохнуть в роскошной обстановке дома, напичканного техническими гаджетами. Поэтому особый упор Norman Foster сделал на интерьерах, которые поражают даже самых взыскательных клиентов: сделанная на заказ люстра, состоящая из множества мелодичных колокольчиков, прозрачный камин, отделка помещения из экологических материалов дарят ощущение уюта.

Все здания Нормана Фостера оснащены самой современной техникой, и часто с именем мэтра связывают такое понятие, как "умный дом", когда помещения становятся сложной машиной, которой управляет компьютерный центр.

Реконструкция рейхстага

Надо сказать, что гений работает и со знаменитыми памятниками, и известность он получил не только как архитектор, но и мастер реконструкции исторических шедевров. В Германии английский лорд прославился тем, что блестяще восстановил здание рейхстага в 1999 году. Он не смог отказаться от любимого стиля и выполнил купол из прозрачного стекла. Сооружение внешне почти не изменилось, зато внутри мастер полностью его преобразил. Он снес все стены, а вместо них появились невесомые конструкции из стали.

Прозрачная полусфера здания символизирует открытость немецкого общества. Конструкцию венчает перевернутый конус, украшенный зеркальными пластинами, от которых отражается солнечный свет, что значительно экономит потребление электроэнергии. В нижнем уровне конструкции выставлены старые фотографии, повествующие об истории здания в Берлине. Фостер Норман не забывает о ценности величайших памятников архитектуры и всегда старается сохранить их исторический облик. Работая над рейхстагом, он сберег надписи, оставленные советскими солдатами в 1945 году как символ победы над фашизмом. Обновленное здание является главной достопримечательностью столицы Германии, а со стеклянного купола, где расположена смотровая площадка, открывается фантастический вид на прекрасный Берлин.

За реконструкцию мэтр получил одну из самых престижных наград в мире - Притцкеровскую премию.

Влюбленный в свою работу

Надо признать, что уже давно завоевал монополию в современном зодчестве гениальный Норман Фостер. Архитектурамэтра, находящаяся на пике популярности, очень узнаваема, а его бизнес только процветает.

Получить проект от прославленного британского мастера, влюбленного в свое дело, считается большой честью для каждой страны мира. Как признается сам успешный автор более сотни сооружений, у него припасено еще немало уникальных произведений архитектурного искусства, ждущих своей реализации.

Полет фантазии

В портфолио фирмы, возглавляемой британцем, чаще всего присутствуют сферические формы зданий, а сам руководитель обожает использовать большое количество застекленных поверхностей. Можно только позавидовать полету фантазии Фостера, заслуженно считающегося яркой звездой в мире архитектуры.