Девиз недели естественных наук. Неделя естественных наук. «В мире профессий»

Отчет о проведении недели естественных наук

МОУ Шаранчинская СОШ

с 21.01.13 по 26.01.13

Неделя естественных наук в нашей школе является традиционной и проводится в старшем и среднем звене ежегодно, в соответствии с планом работы школы. В одной из своих книг Симон Соловейчик упоминал три силы, заставляющие ученика учиться: младшим школьником движет сила послушания, средним - подростком - сила интереса, старшим - сила цели. С каким увлечением новоиспеченные школяры отправляются в путь по бесконечной дороге к знаниям и как, увы, скоро тает это увлечение, редеют ряды желающих добраться до цели.

В споре о преимуществе умных голов перед «набитыми» давно найдена истина. Все давным-давно понимают, что дети, как и взрослые, научаются только тому, чему хотят научиться, и уж никак не отсутствие знаний по тому или иному учебному предмету делает выпускника неприспособленным к жизни. Таковым его делает отсутствие определенных личностных качеств, умений и компетенций. В этих условиях сыграть свою важную роль в становлении современной личности школа может только путем введения новых методов и форм обучения. Одной из таких форм является проведение предметных недель.

Цель проведения недели: повышение интереса учащихся к дисциплинам естественнонаучного цикла, вовлечение их в самостоятельную творческую деятельность.

Задачами предметной недели естественных наук являются:

1. Совершенствование профессионального мастерства учителя через подготовку, организацию и проведение открытых внеклассных мероприятий;

2. Выявление школьников, которые обладают творческими способностями, стремящихся к углубленному изучению предметов естественнонаучного цикла.

3. Расширение кругозора учащихся в области естественных наук.

4. Неформальное общение преподавателей и учащихся.

Организаторы недели естественных наук:

Учитель методического объединения естественных наук.

Участники предметной недели:

Ученики 5-11 классов; учителя школы.

В рамках предметной недели были проведены:

ФИО педагога

Открытое мероприятие

Класс

Дата

Маркова

Лариса

Николаевна

Линейка открытие недели

Биологический марафон

Интерактивная игра «Угадай растение»

Интерактивная игра «Слабое звено»

Игра-соревнование «Что? Где? Когда?»

КВН «Перекрестки естественных наук»

Интерактивная игр «Химический лабиринт»

Экскурсия в кабинет химии

Конкурс рисунков «Береги природу!»

Подведение итогов

При подготовке мероприятий и творческих заданий учитывались возрастные особенности детей. Каждое мероприятие было нацелено на реализацию поставленных задач.
Неделя естественных наук проходила под названием «Парад естественных наук» и началась с открытия на школьной линейке, где учащиеся 10 класса представили Науки: Биологию, Химию, Экологию и Географию. В начале недели было объявлено учащимся о конкурсе рисунков «Береги природу».Цель этого конкурса заключалась в формировании экологической культуры у учащихся нашей школы. Некоторые ученики нарисовали несколько рисунков. Самыми активными были учащиеся 2 и 4 классов. В конкурсе рисунков не приняли участие учащиеся 5, 7, 8, 10 и 11 классов.

С целью развития познавательного интереса к биологии был проведен биологический марафон, в котором приняли участие ребята 5, 6 и 7 классов. Весёлые вопросы вызывали у ребят живой интерес и каждый смог оценить свои знания на практике, показать эрудицию и смекалку. В итоге с преимуществом в 1 очко победили ученики 7 класса.

С большим интересом и активностью ребят прошла интеллектуальная интерактивная игра для 6 класса «Угадай растение». Учащиеся узнали много нового и интересного, расширили свой кругозор. Цели игры (развитие мышления, скорости реакции, познавательной активности, интеллекта и взаимовыручки) были достигнуты. Победила дружба.

Для учащихся 5 класса была проведена игра «Слабое звено». Она проходила в форме соревнования. Ребята должны были показать свои знания о животных. В итоге в победители вышли четверо ребят. Все остались довольны. Эти мероприятия сделали школьную жизнь детей более интересной и запоминающейся.

С этой же целью была организована игра «Что? Где? Когда?». Команды учащиеся 7 и 8 классов сразились в интеллектуальном марафоне. Много нового и интересного они узнали по биологии, географии, экологии. Ребята вспомнили, активизировали и закрепили имеющиеся у них знания, а также показали, что умеют наблюдать за природой, сравнивать и делать выводы.

Для стимулирования учащихся 10 и 11 классов к получению новых знаний был проведён КВН «Перекрестки естественных наук». Команды 10 и 11 классов показали хорошее знание по биологии, физики, географии и экологии. Победителем в итоге стала команда 10 класса.

Интерактивная игра для учащихся 9 класса «Химический лабиринт» была направлена на активизацию познавательной деятельности учащихся по химии. Было отрадно, что большинство ребят показали хорошие знания по данному предмету.

Все мероприятия были проведены с использованием интерактивных технологий, с помощью презентаций. Так как в результате применения методов игрового обучения с использованием ИКТ достигаются следующие цели:

Стимулируется познавательная деятельность уч-ся;

Активизируется мыслительная деятельность;

Самопроизвольно запоминаются специальные сведения;

Выявляются личностные черты характера ученика;

Усиливается мотивация к изучению предмета;

Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы;

Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.

Учащимся 4 класса представилась удивительная возможность совершить экскурсию в загадочный кабинет химии. Здесь ребята ознакомились с лабораторным оборудованием, узнали правила по техники безопасности, разгадывали загадки и с интересом наблюдали химические опыты. Особенно ребят заинтересовали такие опыты как «вулкан», «волшебная полочка», «дым без огня», «операция», «волшебная вода», «водоросли», «Получение золота».

Проблема интересной Недели, как и хорошего урока – это проблема сочетания познавательного интереса, уровня подготовленности учащихся и педагогического замысла учителя. Важно, что в эти дни дети ещё раз убедились, сколько всего интересного, необычного, значимого в предметах, как они все взаимосвязаны и необходимы в будущем для каждого из них.

Чтобы повысить интерес школьников к проведению Недели в будущем, была организована линейка с приданием широкой гласности отличившихся в ней учащихся и их поощрением.

Руководитель МО естественно-математического цикла, учитель биологии-химии: ____________

Неделя естественных наук в Образовательном Центре ОАО «Газпром»

Четыре года мы, методисты по биологии и экологии, химии и естествознанию Образовательно-методического центра Юго-Западного округа г. Москвы, работаем в направлении, условно названном «Пути интеграции естественно-научных дисциплин», активно сотрудничая с кафедрой естествознания Московского института открытого образования (МИОО). В округе организуются курсы повышения квалификации для учителей естественного цикла по данной проблематике. На базе школ № 931, 531 и 1930 проводились творческие встречи преподавателей естественно-научных дисциплин, педагогическая гостиная «Связь основного и дополнительного образования в рамках предметов естественного цикла». Отдельный большой блок работы – проектная деятельность учащихся в области естествознания с последующим участием в разнообразных конкурсах, олимпиадах, «Ярмарке идей на Юго-Западе».

Связующей нитью, объединившей учителей биологии, химии, физики, экологии, географии, стало проведение Недели естественных наук. К проведению мероприятий Недели в нашем образовательном учреждении присоединились учителя начальных классов, гуманитарии и математики.

Неделя естественных наук проводилась с 9 по 13 февраля 2004 г. В ходе подготовки мы проанализировали заранее собранные анкеты учащихся, пожелания учителей, учли свой опыт проведения Недели в 2002/2003 учебном году, а также опыт проведения подобных недель в школах округа.

К проведению Недели были привлечены учащиеся всех возрастных групп, и план ее проведения предусматривал:

открытые уроки;
– внеклассные мероприятия;
– открытые мероприятия междисциплинарного и познавательного характера;
– экскурсионную деятельность.

Исходя из нашего опыта, при планировании Недели на февраль подготовку целесообразно начинать после окончания первой четверти. Именно такой срок позволит провести анкетирование учащихся, оценить возможности учителей естественного цикла по организации экскурсий, спланировать совместные мероприятия, составить сценарий открытия и закрытия Недели. При организации Недели естествознания необходимо проработать план со всеми заместителями директора школы, председателями Методических объединений, имеющими отношение к проведению мероприятий.

В плане обязательно следует указать место проведения мероприятия и ответственного.

План проведения Недели естественных наук в Образовательном центре ОАО «Газпром» в 2003/2004 учебном году

14.00
14.20

Открытие недели «Ярмарка естествознания» (5–11-е кл.)
Открытие выставки фотографий «Я иприрода» (5–11-е кл.)
Открытие тематических выставок по предметам
Час занимательной химии для учащихся начальной школы (4-е кл.)
Старт заочной олимпиады по физике (10-11-е кл.),
Старт заочной олимпиады по химии (8-е кл.)
Блиц-турнир по физике (8-е кл.)

14.00
15.20

Час занимательной химии для учащихся начальной школы (3-и кл.)
Познавательная игра «Путешествие Барона Врунгеля» (6-е кл.)

14.30
15.15
В течение дня

Экскурсия в Политехнический музей по теме: «Химия галогенов» (9 «Г», 9»В» кл.)
Беседа «Здоровье дарят растения» (2-е кл.)
Познавательная игра «В царстве растений» (7-е кл.)

Биологическая викторина (3–4-е кл.)

15.15
16.00
В течение дня

Экскурсия в Политехнический музей по теме: Химия галогенов» (9 «А», 9 «Б» кл.)
Час занимательной физики (2–3-е кл.)
Олимпиада по биологии (7–11-е кл.)
Естественно-научный турнир (10-е кл.)
Биологическая викторина (3-и кл.)

15.20
16.00

Экскурсия в Политехнический музей по теме: «В мир естествознания» (5-е кл.)
Час занимательной физики (3–4-е кл.)
Биологический лекторий «Курение: иллюзия и реальность» (9-е кл.)
Работа жюри по подведению итогов олимпиад.
Закрытие олимпиады
Награждение победителей и активных участников

Чем же запомнилась мне наша Неделя?

1. Открытие Недели проходило как «Ярмарка естествознания» с демонстрацией опытов, интересного лабораторного оборудования, с решением задач, кроссвордов, работой с географическими картами.
Текст вступительного Гимна учителей написали сами преподаватели к Неделе естественных наук в 2003 г.
Тексты зазывалок к предметам, призывов, четверостиший и стихотворений к вступительному монтажу «Ярмарки» написали учащиеся 5-, 7-, 10-, 11-х классов.

2. Проведение выставки фотографий «Я и природа» (на конкурс представлены 243 фотографии, отобраны 48).

3. Тематические выставки «Актуальные проблемы биологии», «Актуальные проблемы химии», «Актуальные проблемы физики» были оформлены совместно учениками и учителями рядом с соответствующими кабинетами.

4. Для привлечения внимания учащихся начальной школы к интересным фактам естественных дисциплин и ознакомления с лабораториями физики, химии, биологии были задуманы часы занимательной физики, химии, биологии, которые проводили учащиеся 8- и 9-х классов.

5. Беседу по профилактике здорового образа жизни «Здоровье дарят комнатные растения» в начальной школе провели учащиеся 8-х классов. Они познакомили малышей с результатами проектной работы «Комнатные растения и здоровье человека», которую проводили с использованием комнатных растений из кабинета, где учатся младшие школьники. Использовали они и материалы, с которыми познакомились на экскурсии во Всероссийский институт лекарственных растений (ВИЛАР). Для учащихся 9-х классов был организован биологический лекторий «Курение: иллюзия или реальность», который подготовили учащиеся 9 «Д» класса вместе с учителем биологии. Лекторий был построен как «Устный журнал. Теоретические странички» прерывались творческими выступлениями учащихся: «Антиникотиновая реклама», «Мое письмо курильщику».

6. Познавательный характер проводимых мероприятий особенно ярко проявился в игре для учащихся 6-х классов «Путешествие Барона Врунгеля», в 7 «Б» – «В Царстве растений», в 10-х классах – в Естественно-научном турнире, в 8-х классах – в Блиц-турнире по физике.

7. Учитывая пожелания учащихся, в этом году были проведены: заочная олимпиада по физике в 10–11-х классах, заочная олимпиада по химии в 8-х классах, олимпиада по биологии в 7–11-х классах.

8. В нашей школе есть замечательный Зимний сад. В этом году мы попытались апробировать методику организации и проведения в него экскурсий с учащимися 7-х классов

9. Были организованы экскурсии в Политехнический музей для 5-х и 9-х классов по теме «Истоки естествознания».

10. Все учащиеся, принявшие участие в мероприятиях Недели естественных наук, получили призы и подарки.

Логическим завершением Недели естественных наук было:

– награждение грамотами победителей олимпиад по химии, физики и биологии, а также активных участников Недели;
– подготовка каждым учителем естественно-научного цикла материалов по проведенным мероприятиям для сайта Образовательного центра, а также для публикации в печати;
– участие в подготовке и проведении городского конкурса-конференции «Естествознание глазами детей» (15.04.04).

ОПЫТЫ ДЛЯ «ЯРМАРКИ ИДЕЙ»

Определение реакции среды (рН)

Индикаторы – это вещества, которые изменяют свой цвет в зависимости от того, в кислоту или щелочь они помещены. Один из индикаторов называется универсальным. Он является смесью различных красителей, которые изменяют свой цвет в соответствии со шкалой уровня рН. рН=7 – нейтральная среда, рН>7 – щелочная, рН<7 – кислая. Ты можешь сам определить кислотность или щелочность среды. Возьми любой раствор (мыла, сока, кефира, шампуня, соды, соли, уксуса и др.), опусти в него полоску универсальной индикаторной бумаги и результат сравни со шкалой уровня рН.

универсальная индикаторная бумага в упаковке с нанесенной шкалой рН и стаканчики с разными растворами.

Есть ли крахмал

Ты можешь сам определить наличие крахмала в каком-либо пищевом продукте. Для эксперимента тебе потребуется пузырек йода, который можно купить в аптеке, и несколько кусочков различных пищевых продуктов: сырого картофеля, яблока, хлеба и пр. Капни поочередно на каждый кусочек по несколько капель раствора йода. Если в продукте содержится крахмал, то кусочек очень быстро окрасится в синий цвет, интенсивность которого зависит от количества крахмала в продукте.

Оборудование и реактивы для опыта: раствор йода, пипетки, раствор крахмала, сырой картофель, кусочки яблока, хлеба.

«Естественно-научный турнир»

Игра проводилась в рамках Недели естественных наук. В игре участвовали учащиеся всех 10-х классов. Команды состояли из 6 человек (формировались по желанию учащихся).

Цели мероприятия:

– повысить мотивацию к изучению дисциплин естественно-научного цикла;
– показать связь физики, химии, биологии как дисциплин, формирующих научное мировоззрение, развивающих логику мышления;
– развивать навыки коммуникативного общения.

Каждой команде предлагается перечень из 10 вопросов по физике, химии, биологии. Вопросы подобраны так, что не требуют много времени для ответа на них. На выполнение задания отводится 10 минут. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

1. Основатель молекулярно-кинетической теории.

2. Металл серебристо-белого цвета. На поверхности образует ся прочная оксидная пленка, по электрической проводимости уступает лишь меди и серебру. Его называют «крылатым» металлом.

3. Ядро в клетке:

а) обеспечивает передвижение веществ;
б) придает клетке форму;
в) участвует в делении клетки;
г) выполняет защитную функцию.

4. Способ соединения проводников, при котором общее напряжение в цепи равно напряжению на каждом из них.

5. Один из этих двух элементов в виде простого вещества горит, другой – поддерживает горение, а их соединение пригодно для тушения огня.

6. Главный признак живого организма:

а) постоянная температура тела;
б) постоянство размера;
в) обмен веществ;
г) сохранение массы.

7. Физическая величина, показывающая, какой заряд протекает через сечение проводника за единицу времени.

8. Бактерии, которые используют атмосферный кислород, называются:

а) оксигенные;
б) анаэробные;
в) аноксигенные;
г) аэробные.

9. Этот элемент – металл. Вдыхание его паров может вызвать у человека озноб и легкое отравление.

Металл может накапливаться в тканях организма. Химические свойства позволяют использовать его для создания антикоррозийной пленки на поверхности других металлов.

10. Французский ученый, сформулировавший закон передачи давления внутри жидкостей и газов.

Задание по физике

Цель : проверить навыки работы с физическими приборами, умение выводить формулу, производить расчеты.

Учащимся предлагается провести эксперимент по определению жесткости пружины. В их распоряжении пружина с грузом, закрепленные на штативе, динамометр, электронный секундомер.

Так как формула периода колебаний пружинного маятника была изучена давно, то ее запись дается в качестве подсказки. Анализируя формулу, учащиеся должны увидеть, что им необходимо знать массу груза и период его колебаний. Эти величины они должны определить, используя динамометр и секундомер.

На выполнение работы отводится 10–15 мин. Жюри оценивает выполненное задание по 5-балльной системе. При выставлении оценки учитывается правильность вывода формулы, точность проведения эксперимента и произведенного расчета.

Задание по химии

Цель : проверить умение проводить химические опыты и их анализировать.

Используя предложенные реактивы, установите, имеются ли в пробе выданной воды следующие ионы:

а) ОН – ;
б) Ва 2+ ;
в) Fe 3+ ;
г) CI – ;
д) Н + .

На выполнение задания отводится 5–10 мин. Жюри оценивают работы по 5-балльной системе, учитывая правильность обоснования полученных результатов.

Задание по биологии

Цель : проверить умение проводить биологические исследования.

Каждой группе учащихся выдаются микроскопы и микропрепараты биологических образцов. Необходимо определить виды клеток, ответ пояснить.

На выполнение задания отводится 5–7 мин (настройка микроскопа, исследование образца). Задание оценивается по 2-балльной системе.

Творческое задание

Физика, химия, биология – дисциплины естественно-научного цикла. Они формируют научное мировоззрение, логику мышления. Дисциплины совершенно разные, но у них много общего.

Задание: найти точки соприкосновения этих наук.

Каждой команде выдается чистый лист ватмана, на котором они должны представить свое видение общности наук. Задание выполняется в течение 10 мин с дальнейшей презентацией каждой командой в течение 1 мин.

Г.Г. САВАТЕЕВА,
учитель физики Образовательного центра ОАО «Газпром»

ЧАС ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ОПЫТОВ ПО ХИМИИ

«Удивительные превращения веществ»

Подготовка химического эксперимента для школьников 3–4-х классов осуществляется силами учащихся 8-х классов.

Химическая хирургия

Реактивы и оборудование: 10% р-ры FeCl 3 , тиоцианата калия (KCNS), фторида калия или натрия (КF или NaF), скальпель или нож, салфетки, вата, склянки с надписями: «Живая вода» и «Мертвая вода» или «Спирт» и «Настойка йода».

Исполнитель приглашает из числа зрителей добровольца, который согласится, чтобы на нем провели демонстрацию медицинского чуда. «Операция» проводится на внутренней стороне предплечья.

Сначала оперируемую поверхность дезинфицируют ваткой, смоченной «спиртом» (на самом деле это будет раствор KCNS). Затем дезинфицируют скальпель раствором «йода», не жалея его (это раствор FeCl 3) и делают «надрез». Струится «кровь». Зрители изумлены. На самом деле происходит взаимодействие хлорида FeCl 3 с KCNS с образованием ярко окрашенного комплексного соединения K 3 , цвет которого похож на кровь.

Наступает очередь «живой воды»: ватой, смоченной раствором фторида калия, протирают «рану» и, о чудо, «кровь» исчезает – под ней здоровая кожа – «исцеление» свершилось!

Причина – образование нового бесцветного комплекса:

K 3 + 6KF = K 3 + 6KCNS.

После сеанса исцеления необходимо хорошо вымыть «прооперированную» руку водой, чтобы не осталось следов использованных реактивов.

Огненная надпись

Реактивы и оборудование : концентрированный раствор KNO3, тонкая кисточка, листы бумаги, лучинка, нагревательный прибор.

Концентрированным раствором KNO 3 с помощью кисточки на бумагу заранее наносится любой рисунок сплошной линией. Бумаге дают просохнуть.

Во время демонстрации исполнитель показывает зрителям чистый лист бумаги. Затем горящей лучинкой (можно накаленной стеклянной палочкой) касается любой точки рисунка. Тотчас появляется «искра», которая медленно продвигается по контуру рисунка, пока не замыкает его полностью. Почему это происходит?

При нагревании нитрат калия разлагается:

2KNO 3 = 2KNO 2 + O 2 .

Он превращается в нитрит калия и выделяется кислород. От выделяющегося кислорода бумага обугливается и обгорает, а разлагаться начинают следующие, соседние порции кристаллического нитрата калия. Впечатление от демонстрации усиливается в затемненном помещении.

«Несгораемый платок»

Реактивы и оборудование: спирт или ацетон, хлопчатобумажный платок, кристаллизатор с водой, тигельные щипцы, спички, лучинка.

Исполнитель смачивает в воде и слегка отжимает хлопчатобумажный платок, после чего пропитывает его этиловым спиртом или ацетоном. Берет платок щипцами и с помощью длинной лучинки поджигает. Спирт сразу же вспыхивает – создается впечатление, что горит платок. Горение спирта сопровождается образованием углекислого газа и воды:

C 2 H 5 OH + 3O 2 = 2CO 2 + 3H 2 O.

Пламя при этом почти бесцветное. Горение скоро прекращается, а платок остается невредимым. Причина: температура воспламенения влажной ткани гораздо выше, чем у паров этилового спирта, и сам платок не успевает загореться.

«Облако из колбы»

Оборудование и реактивы: кристаллический карбонат натрия, водный раствор аммиака, концентрированная соляная кислота, большая колба с пробкой.

Заранее в колбу насыпают кристаллический карбонат натрия Na 2 CO 3 (кальцинированную соду) слоем
1–2 см, осторожно наливают водный раствор аммиака NH 3 так, чтобы он покрыл кристаллы слоем не более 2 мм, и закрывают пробкой.

Во время демонстрации исполнитель тонкой струйкой вливает в колбу немного концентрированной соляной кислоты HCl. И тут начинается такое….

Из горла колбы вырывается плотная струя густого белого дыма, который под собственной тяжестью сползает по ее наружным стенкам, стелется по поверхности стола и, добравшись до края, хлопьями медленно падает на пол.

Появление белого дыма вызвано реакциями:

NH 3 + HCl = NH 4 Cl,
Na 2 CO 3 + 2HCl = 2NaCl + CO 3 + H 2 O.

Аэрозоль (воздушная взвесь мельчайших кристалликов) хлорида аммония, которая получается в результате первой реакции, увлекается из колбы углекислым газом, выделяющимся в результате второй реакции. Углекислый газ тяжелее воздуха, и «дым» падает на пол.

«Волшебный кувшин»

Реактивы и оборудование: раствор фенолфталеина, раствор кальцинированний соды – карбоната натрия, раствор кислоты, вода, четыре стакана, непрозрачный химический стакан большого объема – «кувшин».

Исполнитель наливает в первый стакан раствор фенолфталеина, во второй – соды (Na 2 CO 3), в четвертый – кислоты, третий стакан пустой, в кувшине – вода.

Воду из кувшина исполнитель наливает в четыре стакана. Затем содержимое стаканов, кроме четвертого, переливают обратно в кувшин.

Наливают содержимое кувшина в пустые стаканы. Раствор стал ярко-малиновым! Выливают «сироп» в кувшин, разбавляют «водой» из последнего стакана. Вновь выливают воду из кувшина в стаканы. «Сироп» опять превратился в воду.

Опыт основан на свойстве индикатора фенолфталеина изменять окраску в щелочной среде (раствор соды) на малиновую и терять ее в кислой среде (раствор кислоты).

Получение «молока» и «газированной воды»

Реактивы и оборудование: растворы BaCl 2 , Na 2 СO 3 , кислоты, два стакана.

Водные растворы солей наливают поочередно в стаканы. Исполнитель во время демонстрации к содержимому каждого стакана добавляет раствор кислоты. В первом стакане наблюдается образование мелкокристаллического белого осадка сульфата бария, напоминающего молоко или творожную массу.

BaCl 2 + H 2 SO 4 = BaSO 4 + 2НCl.

Во втором стакане бурно выделяется бесцветный газ – получается «газировка»:

Na 2 CO 3 + H 2 SO 4 = H 2 O + CO 2 + Na 2 SO 4

Уголь из сахара

Реактивы и оборудование: сахарная пудра, концентрированная серная кислота, узкий стеклянный стакан, стеклянная палочка.

Исполнитель насыпает в стакан сахарную пудру (1/5 часть объема) и, соблюдая меры предосторожности, приливает небольшое количество концентрированной серной кислоты H 2 SO 4 . Затем быстро перемешивает содержимое стеклянной палочкой.

Через одну-две минуты сахар начинает чернеть, вспучиваться и в виде объемистой, рыхлой и ноздреватой массы черного цвета поднимается вверх. Смесь в стакане сильно разогревается и даже немного дымится, чувствуется запах жженого сахара.

Серная кислота отнимает от сахарозы С 12 Н 22 О 11 воду и частично обугливает (окисляет) ее:

C 12 H 22 O 11 + 2H 2 SO 4 = 11C + CO 2 + 13H 2 O + 2SO 2 .

Выделяющаяся при реакции вода в основном поглощается серной кислотой с образованием гидратов – отсюда сильное выделение тепла. А углекислый газ, который получается при окислении сахарозы, и сернистый газ, образующийся при восстановлении серной кислоты, вспучивают образующийся уголь и выталкивают его из стакана.

«Извержение вулкана»

Реактивы и оборудование : кристаллический дихромат аммония, фарфоровый тигель, коническая колба, спирт, лучинка.

Исполнитель заранее готовит макет вулкана. Для этого в горло конической колбы вставляет тигелек, а колбу покрывает пластилином, придавая ей форму горы. Перед демонстрацией под колбу помещают большой лист бумаги для сбора оксида хрома (III). В тигелек насыпают дихромат аммония (NH 4) 2 Cr 2 O 7 , в центре холмик смачивают спиртом. Зажигается «вулкан» горящей лучинкой. (Можно обойтись без спирта и зажигать его накаленной стеклянной палочкой, помещая ее в середину кратера).

Реакция экзотермическая, протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскаленные частички оксида хрома (III). Если погасить свет, то создается впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого выливаются раскаленные массы:

(NH 4) 2 Cr 2 O 7 = N 2 + Cr 2 O 3 + 4H 2 O.

Яйцо в бутылке

Реактивы и оборудование: раствор щелочи, стеклянная бутылка из-под молока, заранее наполненная углекислым газом и герметично закрытая, яйцо, сваренное вкрутую и очищенное от скорлупы.

Во время демонстрации исполнитель открывает бутылку и наливает в нее примерно 20 мл щелочи и сразу же накрывает отверстие яйцом, острым концом вниз, плотно его прижимая. Бутылку энергично встряхивают и ставят на стол. Яйцо на глазах у изумленных зрителей постепенно вытягивается и с громким всплеском падает в бутылку.

В бутылке происходит химическая реакция между углекислым газом и раствором щелочи:

2NaOH + CO 2 = Na 2 CO 3 + H 2 O.

Над жидкостью образуется безвоздушное пространство – вакуум. Яйцо под действием сил внешнего давления «входит» в бутылку.

Золотой нож

Реактивы и оборудование : насыщенный раствор медного купороса, 20%-ный раствор H 2 SO 4 , стакан (250 мл), стальной нож.

Исполнитель наливает в химический стакан 200 мл насыщенного раствора медного купороса CuSO 4 ·5H 2 O и подкисляет его 1 мл 20%-ного раствора серной кислоты. Нож предварительно хорошо зачищают мелкозернистой наждачной бумагой, промывают в теплой воде и обезжиривают спиртом или ацетоном.

Во время демонстрации нож на несколько секунд опускают в раствор медного купороса, затем вынимают, быстро споласкивают водой и насухо протирают полотенцем. Нож становится «золотым» –покрывается ровным блестящим слоем меди:

CuSO 4 + Fe = FeSO 4 + Cu.

«Метель в стакане»

Реактивы и оборудование: бензойная кислота, ветка ели, химический стакан объемом 500 мл, электроплитка.

Исполнитель помещает в стакан несколько ложек бензойной кислоты и веточку ели. Стакан нагревается на электроплитке. Внутри начинает бушевать «настоящая февральская метель», укутывая еловые веточки «снежным» покровом. «Метель» разыгрывается в результате возгонки бензойной кислоты, которая происходит при нагревании этого вещества.

«Фараоновы змеи»

Реактивы и оборудование: таблетки лекарственных препаратов из группы сульфаниламидов, например, сульгин, норсульфазол, фталазол, стрептоцид; глюканат кальция; сухое горючее.

Исполнитель помещает на таблетку сухого горючего 1–2 таблетки лекарственного препарата и поджигает горючее. При этом происходит образование блестящей «фараоновой змеи» серого цвета, которую можно назвать из-за внешнего вида и «графитовой змеей».

Если «змею» аккуратно подцепить пинцетом и осторожно вытягивать, то можно получить достаточно длинный «экземпляр» (до 40 см). Наилучший результат дают стрептоцид и сульгин.

«Змея» из глюканата кальция имеет более светлую окраску с белыми пятнами и длину 10–15 см.

При нагревании происходит окисление сульфаниламидных препаратов кислородом воздуха, при этом выделяется много газообразных продуктов реакции (SO 2 , H 2 S, N 2 , пары воды), которые вспучивают реакционную массу и формируют пористую «змею».

Зажигание свечи

Реактивы и оборудование: перманганат калия, концентрированная серная кислота, спирт, свеча, вата, пипетка, стеклянная палочка, фарфоровая чашка.

Непосредственно перед демонстрацией исполнитель под контролем учителя готовит смесь перманганата калия с концентрированной серной кислотой. Для этого в фарфоровую чашку насыпают немного (на кончике ложечки) «марганцовки», пипеткой отбирают 2–3 капли кислоты и переносят их на «марганцовку».

К фитилю свечи прикладывают ватку, смоченную спиртом. Затем стеклянной палочкой берут небольшое количество окислительной (зажигательной) смеси и подносят к фитилю. Свеча воспламеняется. Возгорание свечи происходит без участия огня – без спичек.

Проявление надписи

Реактивы и оборудование: 1%-ный спиртовой раствор фенолфталеина, концентрированный раствор карбоната натрия Na 2 CO 3 , пульверизатор, лист бумаги.

Исполнитель заранее пишет на листе бумаги раствором карбоната натрия какую-нибудь надпись, например «Чудеса на выбор». Во время демонстрации лист магнитом закрепляют на доске и опрыскивают из пульверизатора раствором фенолфталеина. Проявляется малиновая надпись: карбонат натрия имеет щелочную реакцию среды.

Н.В. СОЛУЯНОВА,
учитель химии Образовательного Центра ОАО «Газпром»

Литература

Аликберова Л . Занимательная химия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

Алексинский И. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1995.

Кукавский А. «Маленькие трагедии»: химическая интерпретация. Вечер химии //Химия в школе, 2001, № 10.

Малышкина А . Занимательная химия. Серия «Нескучный учебник». – С-Пб: Тригон, 1998.

Першин Р . Занимательные опыты на уроках химии // Химия в школе, 2001, № 5.

Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа №59» г. Перми

Методическая разработка недели естественных наук

«В мире естественны х наук»

Девиз: «Планета-наш общий дом».

учитель химии Казакова Н. М.

учителя физики Карпова Е. А., Кипин П. Д.

учителя географии Акова Н. В., Баксанова Е. А.

Пермь 2016 г.

Пояснительная записка

Основной задачей при изучении предметов естественного цикла является развитие познавательного интереса, интелектуальных и творческих способностей учащихся. Большая роль в решении этой задачи отводится системе внеклассной работе. Мероприятия предметной недели расширяют рамки изучения различных дисциплин, предлагают различные формы деятельности, способствуют личному развитию учащихся, их профессиональному самоопределению. Широкие возможности для пробуждения интереса у воспитанников к природе и проблемам ее охраны представляет предметная неделя. Она позволяет комплексно, интегрированно развивать интерес к предметам естественного цикла, т. к. многие учащиеся имеют узкий кругозор, низкую учебную мотивацию, ограниченные знания о природе, потребительское отношение к ней. Внеклассная работа по предметам естественного цикла позволяет расширить кругозор учащихся, повысить мотивацию к обучению, развить творческие способности, дать возможность использовать свои знания на практике, помочь подросткам приобрести навыки эффективного общения. В результате внеклассной деятельности у обучающихся могут быть сформированы и развиты: толерантность, общественная, познавательная, творческая активность, умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения, коммуникабельность: уважение к себе и другим; личная и взаимная ответственность. Форма внеурочной деятельности осуществляется через школьное самоуправление. Развитие этого процесса в школьной среде позволяет включать детей в социальные ситуации, формирующие определенный образ поведения, и дает не только знания, умения и способы деятельности, но и возможность ориентироваться в нестандартных ситуациях, прежде всего в ситуациях выбора. Поэтому ученическое самоуправление следует рассматривать как средство формирования социально-нравственной ориентации, социальной активности и зрелости. Самоуправление-один из основных принципов деятельности ученического коллектива. Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса и школы. Настоящее самоуправление предпологает, что его органы не только обладают правами, но и несут реальную ответственность за свою работу.

Цель мероприятия: формирование общеобразовательного пространства основанного на самоуправлении.

Задачи мероприятия:

Личностные

Метапредметные

Предметные

1. Развивать творческую активность ребенка, его любознательность.

2.Развитие познавательного интереса к биологии, химии, физике и географии через внеурочные формы работы.

1Развивать сотруднечество между учащимися среднего и старшего звеньев;

2 пропаганда научных знаний, развитие у школьников интереса к познанию мира, к сущности процессов и явлений;

3 развитие у учащихся умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать знания и умения на практике;

4 создание необходимых условий для поддержки одарённых детей.

1систематизировать знания по предметам естественно-научного цикла;

2.развитие устойчивого интереса к предметам естественного цикла:

Углублённое изучение отдельных тем; формирование навыков исследовательской работы:

Воспитание творческой инициативы, умения работать в коллективе, ответственного отношения к порученному делу.

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

1.Гражданская идентичность:-участие в школьном самоуправлении и общественной жизни; -гражданский патриотизм к истории и культуре страны.

2. Самоопределение: -рефлексивная самооценка внеклассной деятельности; -адекватное самовосприятие общеобразовательного пространства; -жизненное и профессиональное самоопределение.

3Смыслообразование: -мотивация внеклассной деятельности на основе примеров; -самостоятельное приобретение новых знаний и практических умений.

4Нравственно-этическое: -формирование ценностных отношений друг к другу, учителям, родителям и результам своей деятельности

1Коммуникативные УУД: -1взаимодействие с членами коллектива: -формирование умений учавствовать в диалоге, спрашивать, интересоваться другим мнением, принимать другие точки зрения, точно выражать свои мысли, слышать и слушать других; 2выполнение групповой работы: -формирование умений работать в коллективе, группе с выполнением различных социальных ролей; -развитие способностей интегрироваться в группу, определять свои функции и соответственно действовать, уметь помогать другим и стремиться к эффективной работе, брать ответственность за групповой результат иконструктивно преодолевать конфликтные ситуации; -воспитание сдержанности культуры взаимоотношений в общеобразовательном пространстве; 3Взаимодействие со взрослыми: -формирование дружеских отношений при информационном поиске и сотрудничестве.

Регулятивные УУД:1целепологание, контроль деятельности: -умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности; -развивать мотивы и интерес к своей познавательной деятельности:-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач; -умение оценивать правильность своей задачи.

2. Саморегуляция: -формирование самостоятельности, умения эффективно организовать свою внеклассную деятельность. Познавательные УУД: 1общеучебные: -формировать умения создавать алгоритмы деятельности, находить необходимую информацию;

2 Логические: -умения анализировать и синтезировать информацию, находить причинно-следственные связи.

1Формирование системы научных знаний о фундаментальных открытиях в области естествознания. 2Формирование и развитие в области использования информационно-коммуникационных технологий.

3 Развитие интереса к природе Пермского края 4 Развитие умения исполнения песни о природе.

5 Развитие умения делать фотографии о природе.

План проведения предметной недели.

Название мероприятия

Ответственный

5, 6 7, 8, 9, 10,11.

Открытие предметной недели.

Конкурс стенгазет «В мире естествознания».

Фотоконкурс «Любимый Пермский край»

Тимофеева Е. А.

Акова Н. В.

Игра «Путешествие по материкам»

Баксанова Е. А.

Казакова Н. М.

Постановка сказки «Путешествие с комнатными растениями»

Ахатова Т. И.

Научно-практические конференции по биологии, химии, физике, географии.

Карпова Е. А.

Кипин П. Д.

Критерии эффективности реализации мероприятия:

Уровень 1:приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения; освоение способов поведения в различных ситуациях. Уровень 2:получение школьниками опыта переживания и позитивных отношений к базовым ценностям общества(человек, семья, родина, природа, мир, культура, знания, труд).

Уровень 3:получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Список литературы

1.Лизинский В. М. Практическое вопитание в школе. Часть 1, 2/М: Центр»Педагогический поиск», 2002 г., 160 с.

2. Нечаев М. П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления//Методист «4/2006 г.

3. Развитие личности школьника в воспитательном просранстве:проблемы управления /Под ред. Селивановой Н. Л./М: «Педагогическое общество России», 2001 г., 284 С.

Сценарий общешкольного мероприятия, посвященного естественно-математическим наукам.

Структура проекта:

Место реализации проекта : Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №112, кабинет информатики и ИКТ.

Тема проекта : Использование информационных технологий при изучении естественно-математических наук на примере изучения темы: «Великие имена математики, информатики и биологии. Значение естественно-математических наук в жизни человека и мира в целом».

Направление: Предметное. Открытое общешкольное мероприятие на предметной неделе естественно-математических наук.

Целевая аудитория : учащиеся 10-11 классов, возраст от 16 до 30 лет.

Номинацию Фестиваля : краткосрочный педагогический проект.

Актуальность проекта : Использование информационных технологий при изучении образовательных наук и мире в целом. Ученики нашей школы - это трудные подростки или взрослые люди имеющие пробелы в обучении. Многие из них совершенно не владеют компьютерной грамотностью, и не интересуются образовательными науками. Поэтому цель нашего образовательного учреждения – это создать благоприятные условия для учащихся, мотивировать их на обучение, заинтересовать учебным процессом. При подготовке к данному мероприятию ученики самостоятельно делают презентацию и защищают ее на уроке. Для этого учащиеся выбирают учебный предмет и тему презентации (из предложенного списка), учителя предметника - наставника, который контролирует образовательную сторону проекта и учителя информатики, который следит за техническим исполнением презентации и видео проекта.

Данных подход к организации познавательной деятельности, способствует:

Развитию интереса у учащихся к изучаемому предмету;

Освоению информационно коммуникативных технологий и интернет ресурсов;

Развитию межпредметных связей среди наук естественно-математического цикла, а именно математики, информатики, биологии. Эти связи, имеют важное значение в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, а также в формировании комплексного видения образовательных предметов;

Развитию самостоятельности в выборе плана познавательной деятельности, поиску информации, выборке наиболее важный моментов, анализу данных, осмыслению, систематизации полученных знаний, умению делать выводы и подводить итоги своей работы.

Сплочению рабочей группы, которое возникает в ходе сотрудничества ученика, учителя информатики и учителя предметника.

Все выше перечисленное позволяет решить многие педагогические задачи.

Цели проекта: расширение кругозора учащихся, развитие интереса к изучаемым предметам, применение информационных технологий при изучении образовательных наук, акцентирование внимания учащихся на важности изучения естественно-математических наук, демонстрация межпредметных связей, применение знаний и умений, полученных при изучение математики, информатики и биологии в жизни человека и природе в целом.

Задачи:

Использования информационных технологий в процессе обучения учащихся.

Формирование у учащихся навыков самостоятельно добывать знания в информационном пространстве, используя интернет ресурсы.

Развитие у учащихся таких видов деятельности как поиск информации, анализ данных и формирование умения выбирать наиболее важную информацию, умение систематизировать данные, умение демонстрировать свои разработки и мини- проекты, а также подводить итоги своей работы - делать вывод.

Процесс реализации : защита презентаций и видеопроектов учащимися; творческие минутки.

Этапы:

Выбор учебного предмета и темы презентации самим учеником.

Подготовка презентации к общешкольному мероприятию от 1 до 3 недель. (само мероприятие рассчитано на 1,5 часа).

Ожидаемые результаты: Достижение поставленных целей и задач, выставка работ учащихся на сайтах. В следствии реализации проекта учащиеся должны заинтересоваться изучением школьных наук, найти себе новых друзей, проявить более широко свой человеческий фактор, сблизится с участниками проекта, т.к. их объединяет общая цель.

Авторские медиаприложения к педагогическому проекту: видеоролик учителя информатики Петрухиной Т.О., презентации учащихся нашей школы, стихи с учительских сайтах.

Ход мероприятия:

    Видеофильм о науках естественно-математического цикла их применение в природе»

    Ведущий: уч. Математики Соколова Г.О:


(Выводиться на экран слайд «Тема предметной недели»)

Добрый день! Сегодня у нас открытый урок, посвященный наукам естественно-математического цикла. Основной целью данного мероприятия является использования информационных технологий в процессе обучения учащихся, демонстрация межпредметных связей среди наук естественно-математического цикла, а именно математики, информатики, биологии. Эти связи, имеют важное значение в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, а также в формировании комплексного видения образовательных предметов.

С помощью презентаций и видеопроектов учащиеся продемонстрируют нам, насколько актуально использование информационных технологий не только в процессе обучения, но и в мире в целом. Это одно из самых интереснейших направлений современной педагогики. Во - первых ребенок самостоятельно выбирает план познавательной деятельности, лучше запоминает полученные знания, т.к. самостоятельно ведет поиск информации и анализ данных. Во- вторых идет сотрудничество учащегося или групп учащихся с учителей предметником и учителем информатики, что способствует сплочению рабочей группы, развитию интереса к данному предмету и формированию прочных знаний.

(выводиться на экрану слайд «Великие ученые»).

Часть урока мы посвятим ВЕЛИКИМ УЧЕНЫМ, которые внесли огромный вклад в историю и развитие таких наук как математика, информатика и биология.

Болдашова Яна- ученица 11- го класса

Ни к чему великому хвала -
И при жизни он в ней не нуждался:
Мыслью гениальною в дела.

Н е во имя славы воплощался.

Его разум век опередил .

В круговерти мировых событий.
Жизнь свою науке посвятил,
Ряд чудесных совершил открытий.

БИОЛОГИЯ

    Сегодня огромное внимание стоит уделить ученому естествоиспытателю, мыслителю и общественному деятелю ВЛАДИМИРУ ИВАНОВИЧУ ВЕРНАДСКОМУ, которому в этом году исполняется 150 лет. Он является основоположником современных наук о Земле- геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии.

О его достижениях нам расскажет ученица 11-го класса Могилёвкина Екатерина.

(выводится на экран презентация « Владимир Иванович Вернадский»)

ИНФОРМАТИКА

    Екатерина широко использовала информационные технологии при подготовке своего мини - проекта, а ведь для простоты использования компьютера многие ученые провели бессонные ночи с этим чудом техники с целью разработки специального программного обеспечения, которое постоянно обновляется и совершенствуются. Одним из таких разработчиков является БИЛЛ ГЕЙТС. Кто не знает этого имени? Билл Гейтс – глава компании Microsoft, являющейся лидером в производстве компьютерного программного обеспечения. Доходы корпорации уже давно превышают десятки миллиардов долларов в год, а ее отделения находятся во всех странах цивилизованного мира. Безусловно, биография Билла Гейтса заслуживает нашего внимания.

О его жизни и его достижениях нам расскажет ученик 11- го класса Щеглов Алексей.

(Выводится на экран презентация « Уильям Генри Гейтс III »)

МАТЕМАТИКА

    Особое внимание сегодня хотелось бы уделить одному из великих ученых древности Пифагору Самосскому. Почему именно ему? Да потому что именно его теорему мы ежедневно используем на уроках геометрии в 10- м и 11-м классе при решении задач. Поэтому любой ученик старшего звена должен знать этого Великого ученого - одного из основоположников геометрии древности, теорию которой мы используем до сих пор при изучении геометрии 7-11 класса.

О жизни и открытиях ПИФАГОРА САМОССКОГО нам расскажет ученица 10-2 группы Кирьянова Елена.

(выводится на экран презентация «Пифагор»)

    Вторую часть нашего мероприятия мы посвятим значению математики, информатики и биологии в жизни человека и мира целом. Вы часто задаете вопрос: «Зачем нужна математика?». Учителя отвечают: «Для общего развития!». Мы не устаем повторять, что важно изучать все школьные предметы для всестороннего и гармоничного развития личности, для формирования мировоззрения человека.

Мы сегодня поговорим о практическом применении математики, биологии, и информатики в повседневной жизни и природе целом.

(выводится на экран слайд «Математика»)

Катя Авдеева- ученица 11-1 группы:

О царице всех наук,

Начинаем свою речь.

Математика вокруг

С ней у нас не мало встреч.

Не случайно ей такой почет.

Это ей дано давать ответы,

Как хороший выполнить расчет

Для постройки здания, ракеты.

Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

    Все в мире подчинено строгим математическим законам. Как красиво и гармонично создана природа! Парой правильность форм просто удивляет. Цветы, снежинка, бабочка имеют симметричную форму, а ведь это все создано не человеком, а природой. О красоте и гармонии мира в целом, о симметрии в природе нам расскажет ученик 10-2 группы Верещага Игорь.

(выводится на экран презентация «Симметрия в природе»)

    Читает Соколова Г.О.

(выводится на экран слайд «Созерцая, совершенное…»)

«Созерцая совершенное, прекрасное человеческое лицо и тело, невольно приходишь к мысли о каком-то скрытом, математическом изяществе его форм, о математической правильности и совершенстве составляющих его частей. Удивительна правильность пропорций тела! Прекрасна симметрия лица!»

Уже тысячелетия люди пытаются найти математические закономерности в пропорциях тела человека, прежде всего человека, хорошо сложенного, гармоничного.

Одна из интереснейших тем математики - это гармония мира в целом. Универсальный принцип гармонии и красоты в пропорциях получил название «золотое сечение».

Эта тема до сих пор вызывает интерес у современности. И Королёв Филипп- ученик 10-1 группы расскажет нам о практическом применении золотой средины и золотого сечения.

(выводится на экран презентация « Золотое сечение»).

Как много мы сегодня узнали о симметрии в природе.

А какие еще математические понятия мы употребляем ежедневно? Мир вокруг нас просто переполнен математикой: параллели и перпендикулярности, плоскости и пространство, прямые и кривые. Вот про это нам расскажет ученик 10 класса Бондаревский Павел

(выводится на экран презентация «Геометрия в природе»)

(выводиться на экран слайд «Информатика»).

Хосман Марина- ученица 11-1 группы:

Царица наук – математика.

Но выросла рядом принцесса-

Прекраснейшая Информатика,

Дочь мысли людской и прогресса.

Сегодня без этой науки

Представить наш мир невозможно

Она нас спасает от скуки.

Она наш помощник надежный.

    Действительно, информатика нас спасает от скуки, в настоящий момент многие люди любят окунуться в виртуальный мир, а уж как вечером переполнены социальные сети.

Современный мир и информатизация позволяют нам поддерживать отношения со своими близкими, заводить новых друзей, получать и передавать на расстояние информацию практически в миг. А ведь к такой простоте общения человечество шло века. А как раньше люди общались, об этом нам расскажет Курбатова Ольга ученица 10-1 группы.

(выводиться на экран презентация «Передача информации от древних времен, до наших дней»).

Информационные технологии – это прекрасно. Возможности интернета безграничны, но личное общение ничто не заменит. Поэтому не забывайте посещать своих родных и близких


    Информацию передавать на расстояние мы с вами научились, а где же хранить информацию (документы, фото, видео файлы)? Об этом нам расскажет Иванов Владимир ученик 10-1 группы.

(выводится на экран презентация «Носители информации»).

Советуем вам не забывать делать дубликаты важных для вас документов, фото и видео изображений, которые вам дороги. И не только дублировать информацию на электронные носители, но и распечатывать ее на бумагу.

Случаи бывают разные, техника иногда подводит, потому что КОМПЬЮТЕР- ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ МАШИНА- ИСПОЛНИТЕЛЬ ВАШИХ КОМАНД.

(выводится на экран слайд «Биология»)

Иванов Руслан- ученик 10-2 группы.

Без генетики мы никуда,

Без нее не было бы человека,

Не узнали б мы про ДНК

И ближайшие три сотни века.

Биология важна,

Дарит красоту всего тела,

Для зверей и растений нужна,

С ней и в космос лететь можно смело.

(

    Да, действительно, если информатика занимается нашим умом, то биология занимается нашим телом. А чтобы тело было красивым, здоровым нужно особое внимание уделить генетике и наследственности. Об этом нам расскажет ученица 10-2 группы- Ильина Татьяна.

(выводиться на экран презентация « ДНК»)

(выводится на экран слайд «Астрономия»).

Шаталина Мария- ученица 11-1 группы

Космос- это закрытая книга,

Мы лишь чуть приоткрыли ее.

Но без вас, астрономов, мы точно

Не смогли б заглянуть в небытиё

Астрономия – это тайна

И не каждый способен понять,

Что быть может, Земля - лишь окраина

И вселенских просторов лишь малая часть.

И масштабы у вас непривычные,

Километры? Да как бы ни так!

Световые года – вот отличие

Межпланетных просторов от всех координат.

    Астрономия очень красивая наука, и мы не можем сегодня промолчать о ней. В рамках нашего проекта была организована поездка в Московский планетарий, и сейчас Никитина Анна- ученица 10-2 группы представит вам видеоотчет.

(выводится на экран видеоролик)

    На такой красивой, позитивной ноте мы заканчиваем наше мероприятие. Спасибо все участникам, за то, что вы серьезно отнеслись к своей проектной деятельности и украсили нашу предметную неделю своими работами.

http://chitatetocruto.blogspot.ru/2012/12/4.html

Фрагмент видеоролика:

Nature By Numbers ( )

Сценарий «Парад наук»

Сценарий общешкольной торжественной линейки по поводу открытия недели науки «Парад наук»


Шестакова Ирина Ионасовна, педагог-организатор, МБОУ СОШ №42, г. Владимир.
Описание: Данный материал будет полезен педагогам-организаторам, завучам учебно-воспитательной работы и классным руководителям при разработке сценария итоговой линейки знаний или для открытия недели науки в общеобразовательном учреждении.

Цель: Расширение знаний в области различных наук, вовлечение учащихся в научную деятельность, стимулирование школьников принимать участие в школьных проектах, в научных исследованиях.

Задачи:
- Углубление знаний о классификации научных ветвей;
- Систематизирование знаний предметного цикла;
- Воспитание у учащихся стремления к новым знаниям;
- Создать условия для формирования школьной научной среды.

Действующие лица: Ведущий, математика, физика, химия, информатика, русский язык, иностранный язык (1 или 2 человека), история, география, биология.
Все действующие лица одеты в костюмы (желательно мантии) соответствующие наукам. У всех детей в руках некая атрибутика, а на головах одеты кафедралки (квадратная академическая шапочка) определенного цвета:
Физика – золотой цвет;
Химия – зелёный цвет;
Математика – желтый цвет;
Информатика – оранжевый цвет;
История – белый цвет;
География – стальной цвет;
Биология – салатный цвет;
Русский язык – синий цвет;
Иностранный язык – голубой цвет.

Ход мероприятия

Ведущий
Все, что есть в этой жизни полезного,
Уникального, интересного,
Все придумано, братцы, наукой
И тем, кто с ней связан, совсем не до скуки.

В суетном мире, сквозь пространство, годы,
Для человечества другого нет пути:
Секреты отнимать и тайны у природы,
Искать, учиться и вперед идти!

Идёт парад миров научных,
Мечта учёных докторов,
Где мир наш дом, и он изучен
Но знаем ли мы все о нем?

Физика
Знаете, как говорят в народе?
Физика – царица всех наук о природе!
Физика много разделов включает,
Каждый вопросы свои изучает.
Например, проводов «величество»
Изучает раздел «Электричество».
«Механика» все изучает движения,
Действия сил, точки их приложения.
Тепловых процессов динамику
Изучает «Термодинамика».

Химия
В жизни химия нужна,
Как предмет она важна.
И учить ее прилежно
Мы должны от А до Я.
Что мы носим, что едим,
Чем здоровью мы вредим?
Как кислоты выливать,
Чтобы что-то не взорвать?
На все вопросы эти
Нам химия ответит!

Математика
Вперед науку двигают ученые,
И опытом, и знаньем окрыленные,
Но впереди идет любого практика
Прекрасная наука – математика.
Ты нам, математика, даёшь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю и смекалку.

Информатика
Информатика - серьёзная наука.
Без неё сегодня - никуда.
"Windows" - непростая штука
Чтоб знать - немало надобно труда.
В школе учат информатику,
Дружит с нею математика,
И расчеты упрощаются,
Наши знания прибавляются!

История
Летят года, проходит век за веком…
Всё созданное в мире человеком
Историки для всех людей хранят,
За это люди их благодарят.
Историю обязан каждый знать.
Не только, чтоб не повторять чужих ошибок.
Но еще, чтобы перенимать
Все то, что было положительным примером.

География
История без географии ничто,
Если неизвестно где,
То не интересно, почему и кто.
Глобус, карта и учителя рассказ,
По дальним странам вновь уводят нас.
Народности, особенности государства…
Наука - госпожа географического царства!

Биология
Биология наука о Земной всей красоте…
О букашках, насекомых о лесах всех на Земле…
То наука о прекрасном, что нам Бог всем подарил…
Ведь не зря он всю Планету, красотою наделил…
Сохранит и приумножит всё живое на Земле…
Всё изучит и поможет выжить в не простой борьбе…
Ведь законы всей Вселенной не отменишь, не сотрёшь…
Выживает там сильнейший, если слабый то умрешь…

Русский язык
Лишь русский мой родной язык
Позволит написать мне строки
Любви к земле, любви к стране,
Любви бескрайней и высокой.
Как величав, ты наш язык!
Красивый, ясный, мелодичный,
Тобой воспеть возможно все,
Ведь океан твой безграничен!

Иностранный язык
Почему так происходит на большой планете,
На различных языках говорят все дети
Чтоб друг друга понимать
Нам иностранный нужно знать
Узнав язык другой страны,
Теперь, приехав за границу,
Мы там сумеем объясниться-
Язык мы знаем хорошо,
Спасибо, thank you, danke schön!

Ведущий
Всё в нашей жизни закономерно,
Всё очень точно, а не примерно.
Логика жизни состоит в том,
С каким багажом мы на Землю идём.
От простого к сложному,
От невозможного к возможному –
Человек - частичка Мироздания,
Он должен выполнять своё задание.

Науки стоит развивать
Чтобы природу лучше знать!

Эта фраза и станет девизом нашей недели науки.
Парад наук объявляется открытым!