Викторины по химии. Игра викторина "занимательная химия". Спасибо за участие

Предлагаем вам ответить на вопросы викторины «Химические элементы и география». Эта викторина по химии не настолько сложна как кажется на первый взгляд и её вопросы можно использовать не только в школе, но и для прививания интереса ребёнка к химии. Если вы читали нашу статью про географические названия химических элементов , то возможно какие-то вопросы покажутся совсем лёгкими, но некоторые из них всё же могут поставить в тупик даже искушенного химика. В этом случае вы всегда сможете посмотреть правильные ответы на викторину по химии, который всегда дается после вопроса, которые так или иначе относятся к обеим наукам: химии и географии. Итак, приступим, викторина по химии «Химические элементы и география».

  1. В честь какого химического элемента названа Аргентина?

    (Серебро . От латинского наименования элемента Argentum.)

  2. С названием какого химического элемента созвучно название земной коры?

    (Литий – литосфера, от греч. lithos – камень)

  3. Часть названия какого химического элемента шестого периода периодической системы Д.И.Менделеева является названием единицы давления?

    (Барий – бар)

  4. Какой химический элемент объединяет Норвегию, Швецию и Финляндию?

    (Скандий – Скандинавский полуостров, на котором находятся эти страны.)

  5. Название какого химического элемента из группы актиноидов происходит от названия части света?

    (Америций – Америка)

  6. Как называется химический элемент, одноименный с городом Мурманской области?

    (Никель)

  7. Какой химический элемент шестой группы периодической системы «гостит» в городе Западного Казахстана?

    (Хром – г.Хромтау)

  8. В названии столицы Эстонии измените две последние буквы на одну, и вы получите название химического элемента девятого ряда периодической системы Д.И.Менделеева.

    (г.Таллинн – таллий)

  9. Назовите название городка в Швеции в честь которого были названы аж 4 химических элемента.

    (Иттербю)

  10. Отгадайте химический элемент из группы актиноидов, название которого совпадает с названием планеты.

    (Уран.)

  11. Невнимательный химик хотел написать название химического элемента пятой группы, а получилось название портового города Ростовской области.

    (Азот – г.Азов)

  12. Но невнимательный химик на этом не остановился и хотел написать название пролива между Черным и Мраморным морями, а получилось название химического элемента третьего периода.

    (Босфор — Фосфор)

  13. Шутливый вопрос. Каким химическим элементом можно чистить обувь?

    (Кремний – крем)

  14. Какой химический элемент находится в градуснике?

    (Ртуть)

  15. Из какого «химического элемента» можно сшить сапоги?

    (Из хрома)

Надеемся, что вам понравилась наша сегодняшняя викторина по химии. В таком случае, не стесняйтесь, расскажите о ней своим друзьям в социальных сетях с помощью кнопок, которые находятся чуть ниже.

Участники викторины: двое ведущих, жюри в составе трех человек и две команды по пятнадцать человек от восьмых или девятых классов.

Ход мероприятия

1-й ведущий: Добрый день, дорогие друзья!

2-й ведущий: Мы рады приветствовать Вас сегодня на нашей химической викторине. Госпожа удача даётся в руки, увы, далеко не каждому, а только тем, кто готов бороться и искать, находить и никогда не сдаваться. И сегодня удачу будут испытывать самые смелые ребята из 10-х классов. Ура им и громкие аплодисменты!

Участники игры занимают свои места.

Представление жюри и команд.

Конкурс-разминка «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ...»

  1. Газообразная природная смесь (воздух)
  2. Процесс распада электролита на ионы (диссоциация)
  3. Газ, образующийся во время грозы (озон)
  4. То, из чего состоит тело (вещество)
  5. Положительная частица ядра (протон)
  6. Самое твердое природное вещество (алмаз)
  7. Газ, выделяемый растениями на свету (кислород)
  8. Химическое явление (по-другому) (реакция)
  9. Какую водку не станет пить пьяница (царскую)
  10. Водный раствор хлороводорода (соляная кислота)
  11. Простейший стеклянный химический сосуд (пробирка)
  12. Реакция, сопровождаемая светом и теплом (горение)
  13. Родина фарфора (Китай)
  14. Жидкий металл (ртуть)
  15. Жидкий неметалл (бром)
  16. От какого дождя гибнут растения (кислотного)
  17. Очень быстрая химическая реакция (взрыв)
  18. Окисление железа (по-другому) (ржавление)
  19. Химический нагревательный прибор (спиртовка)

Жюри подводит итоги и объявляет результаты первого конкурса.

1-й ведущий: сейчас мы покажем вам рождение новой звезды в лаборатории!

Химический опыт №1 «РЕАКЦИЯ ГОРЕНИЯ»

Задание: написать уравнение данной реакции и назвать отличительную особенность реакций горения (выделение тепла и света; экзотермические реакции) (по 1 баллу за правильный ответ на каждый вопрос).

Оборудование и реактивы: магниевая лента, спички, спиртовка, щипцы на длинной ручке.

Уравнение и условия проведения реакции: 2Mg + O 2 = 2MgO (сгорание на воздухе).

Проведение опыта: зажечь спиртовку от зажжённой спички. Взять в щипцы ленту магния и внести её в пламя спиртовки. После того, как магний загорится, вынести его из пламени – процесс горения будет продолжаться (так как реакция является экзотермической).

2-й ведущий: продолжаем нашу викторину!

1-й ведущий: объявляется конкурс «Угадай-ка»

Конкурс «УГАДАЙ-КА»

Какой(-ие) элемент(-ы)...:

  1. …всегда радуются? (радий, радон)
  2. …утверждает, что он – это не он? (неон)
  3. …назван в честь Франции? (франций)
  4. …назван в честь Польши? (полоний)
  5. …назван в честь России? (рутений)
  6. …открыт впервые на Солнце? (гелий)
  7. …названы в честь учёных? (кюрий, менделевий, нобелий, резерфордий и т. д.)
  8. …названы в честь планет? (уран, нептуний, плутоний)
  9. …открыт в одном из городов Московской области и назван в честь него? (дубний)

В названии какого элемента заключено название…:

  1. …двух животных? (мышьяк)
  2. …волшебника? (магний)
  3. …увеселительного заведения? (цирконий)
  4. настольной игры? (золото)
  5. …напитка пиратов? (хром, бром)
  6. …американского штата? (калифорний)
  7. …человеческой кости? (серебро)
  8. …цифры 3? (натрий, иттрий)
  9. …хвойного дерева? (никель)

Жюри подводит итоги и объявляет результаты второго конкурса.

2-й ведущий: что-то мне пить хочется. У тебя сока какого-нибудь не найдётся?

1-й ведущий: сейчас сделаем…

Химический опыт №2 «РЕАКЦИЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ»

Задание: объяснить химические процессы, происходящие в ходе реакции, написать её уравнение (по 1 баллу за правильный ответ на каждый вопрос).

Оборудование и реактивы: 10%-ные водные растворы гидроксида натрия и соляной кислоты, фенолфталеин, пробирки.

Уравнение и условия проведения реакции: NaOH + фенолфталеин → появление малинового окрашивания; NaOH + HCl = NaCl + H 2 O (исчезновение малинового окрашивания).

Проведение опыта: в пробирку налить 10%-ный водный раствор гидроксида натрия, добавить фенолфталеин до появления яркой малиновой окраски раствора.

2-й ведущий: что-то мне уже не хочется сока. Минеральной воды у тебя не найдется?

1-й ведущий: сейчас посмотрим, чем тебе можно помочь.

Добавить раствор соляной кислоты до полного исчезновения окраски.

Конкурс «САМЫЕ-САМЫЕ»

Назовите элемент…:

  1. …самый распространённый на Земле (кислород)
  2. …самый распространённый в земной атмосфере (азот)
  3. …самый распространённый в космосе (водород)
  4. …самый редкий из содержащихся в земной коре (астат)
  5. …имеющий наибольшее количество аллотропных модификаций (плутоний)
  6. …входящий в наибольшее число разнообразных соединений (углерод)

Назовите:

  1. самый лёгкий газ (водород)
  2. самый тяжёлый газ (радон)
  3. самый лёгкий металл (литий)
  4. самый тяжёлый металл (иридий, осмий)

Жюри подводит итоги и объявляет результаты третьего конкурса.

2-й ведущий: ну что ж, перейдём к следующему опыту.

1-й ведущий: да, тем более, что он очень интересен и носит интригующее название… Какое? Сами поймёте в ходе опыта!

Химический опыт №3 «ИСКУССТВЕННАЯ КРОВЬ»

Задание: объяснить химические процессы, происходящие в ходе реакции, написать её уравнение (по 2 балла за правильный ответ на каждый вопрос ).

Оборудование и реактивы: водные растворы хлорида железа(III) и роданида калия (или аммония), вата, тупой нож.

Уравнение и условия проведения реакции: FeCl 3 + 3KCNS = Fe(CNS) 3 + 3KCl

Проведение опыта: намочить одну ватку раствором хлорида железа (III) и протереть ей руку одного из ведущих. Другую ватку намочить раствором роданида калия и протереть ей лезвие ножа. Провести ножом по руке ведущего – появится так называемая «искусственная кровь»

2-й ведущий: как вы уже, наверное, догадались, имя этому опыту – «искусственная кровь»!

1-й ведущий: а теперь самое время немного пораскинуть мозгами и перейти к не менее интересному, но гораздо более сложному конкурсу «Химические размышлизмы»!

Конкурс «ХИМИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛИЗМЫ»

  1. Известно, что Д.И. Менделеев очень любил своих детей. А сколько их было? (шесть)
  2. Какой металл в XIX веке был дороже золота? (алюминий)
  3. Какой металл часто используют юные пиротехники? (магний)
  4. Какой неметалл помог открыть учёному кот? (йод)

1-й ведущий:

У Куртуа был любимый кот,
Он помог ему открыть йод.
Когда хозяин питался,
Кот на плече располагался.

Однажды обед
В лаборатории происходил,
Кот с плеча спрыгнул,
Две бутылки сбил.

В одной зола водорослей
В спирте была,
В другой – концентрированная
Серная кислота.

Бутылки, естественно, разбились,
Жидкости, конечно, соединились,
С пола сине-фиолетовый дым поднимался,
В виде чёрно-фиолетовых кристаллов осаждался.

Так новое вещество Куртуа узнал,
Позже Гей-Люссак его йодом назвал.

  1. Какое отношение имеет русский поэт А.А. Блок к Д.И. Менделееву? (зять)

Жюри подводит итоги и объявляет результаты пятого конкурса.

2-й ведущий: а сейчас – один из красивейших химических опытов – «Вулкан»!

Химический опыт №4 «ВУЛКАН»

Задание: перечислить признаки данной химической реакции (изменение цвета вещества, выделение газа, выделение теплоты), написать её уравнение (по 2 балла за правильный ответ на каждый вопрос).

Оборудование и реактивы: дихромат (бихромат) аммония (NH 4) 2 Cr 2 O 7 (кристаллы оранжевого цвета), лучинки, спички, фильтровальная бумага (большой лист), асбест или стеклоткань.

Уравнение и условия проведения реакции: (NH 4) 2 Cr 2 O 7 = N 2 + Cr 2 O 3 + 4H 2 O (t ~ 168°C – 185°C).

Подготовка опыта: для проведения опыта следует приготовить фарфоровую или кварцевую чашку, в которой будет происходить разложение дихромата аммония. Так как фарфоровая чашка будет сильно разогреваться, необходимо поставить её на кусочек асбеста или стеклоткани. Чтобы было легче собрать продукт реакции, следует застелить прилегающую к месту опыта поверхность стола листом фильтровальной бумаги.

Проведение опыта: насыпать в чашку на 2/3 её объема кристаллический дихромат аммония, поджечь спичкой лучинку и внести её в массу кристаллов. Начинается реакция разложения; сначала она идёт медленно, затем всё быстрее и быстрее. Реакция сопровождается выбросом раскалённых докрасна твёрдых частиц оксида хрома(III) (после остывания они имеют зелёный цвет), выделением газообразного азота и паров воды. Процесс идет самопроизвольно, пока не будет израсходован весь исходный реагент – дихромат аммония.

1-й ведущий: Ну вот, дорогие друзья, наша викторина подошла к концу.

2-й ведущий: Просим жюри объявить итоги викторины и команду-победителя.

Жюри оглашает итоги, называет победителя викторины.

Обеим командам вручаются призы.

Внеклассное открытое мероприятие по химии

Межпредметная викторина «Химия и ….

(учитель)

Цель : расширить круг знаний обучающихся, использовать знания по другим предметам, формировать целостную картину окружающего мира, посоревноваться и отдохнуть.

Оборудование : плакаты с высказываниями признанных авторитетов : «Медик без довольного познания химии совершенен быть не может» (),

«Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии, с картинами живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области…» (); «Какой только области механических искусств не нужны знания химии» (Д. Дидро).

План викторины

I Вступительное слово учителя

II Конкурс капитанов

«Химия и литература»

«Химия и русский язык»

«Химия и биология»

«Химия и история»

IV Конкурс «Зашифрованное письмо»

V Подведение итогов игры в номинациях: «Лучший поэт», «Знаток биологии» (литературы и т. д.), «Самый активный болельщик».

Ход викторины

Учитель. Сегодня вы собрались для того, чтобы расширить круг своих знаний, посмотреть на учебные предметы с иной точки зрения, посоревноваться, пообщаться друг с другом и просто отдохнуть. Надеюсь, соревнование будет добрым, веселым, остроумным.

Предлагаю вам отправиться в путешествие, которое называется химией.

А посвящено оно различным наукам, в частности химии. Вы увидите, что знание, биологии, географии и т. д. может пригодиться в жизни любому, убедитесь, что «не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь» (Дистервег).


Учитель представляет Жюри, «хранителя времени» и предлагает учащимся отправиться в долгое путешествие по стране, которую называют химией.

Конкурс капитанов

Открытие периодического закона положило начало развитию многочисленных наук, смежных с химией . Назовите эти науки. Можно пофантазировать – вряд ли ошибетесь.

Капитан, который последним закончит игру, выигрывает и получает 3 балла, остальные – по 1 баллу.

(ответы: агрохимия, аналитическая химия, биохимия , геохимия гидрохимия, коллоидная химия , космохимия, кристаллохимия, механохимия, неорганическая химия , органическая химия , нефтехимия, термохимия, фармацевтическая химия, физическая химия, фотохимия, химия полимеров, электрохимия, химическая кинетика, химическая технология, химия природных соединений.)

Следующие конкурсы проводятся одинаково. Представители команд берут конверты с вопросами, садятся за стол. Команды открывают конверты. Каждый конкурс оценивается по пятибалльной системе.

«Химия и география»

Вопросы командам:

Перечислите элементы названные в честь стран. (Германий, франций, полоний, рутений, галлий.)

● В названиях каких элементов можно перечислить названия рек?

(Радон , нил ьсборий, инд ий, по лоний.)

Название какого элемента имеет происхождение, совпадающее с происхождением земной коры ? (Земная кора-литосфера; название лития происходит от того же слова.)

Заменив одну букву в названии элемента, получите: а) название пролива между Европой и Азией (ф осфор-Б осфор); б)название горной системы, расположенной на границе между Европой и Азией (у ран - У рал).

Пока команда готовится, учитель готовит викторину для болельщиков.

За каждый правильный ответ болельщика команда получает 0,5 балла.

Вопросы болельщикам:

Названия каких элементов произошли от столиц европейских государств? (Гольмий - от лат. названия Стокгольма, лютеций и гафний - от древних названий Парижа и Копенгагена.)

Название какого полуострова звучит в названии элемент а? (Скандий – Скандинавский п-ов.)

Имя какой шведской деревушки дало названия четырем химическим элементам? (От названия местечка Иттербю (Швеция) произошли названия иттрия, тербия, иттербия.)

Перечислите названия химических элементов, одинаковые с названием городов бывшего СССР . (Никель, Марганец, Бор.)

«Химия и русский язык»

Вопросы командам:

Придумайте не менее трех синонимов названия «поваренная соль»

(Хлорид натрия, каменная соль, пищевая соль.)

Приведите примеры не менее трех омонимов среди химических терминов. (Моль, цилиндр, пестик, неон, радикал, флюс, чернь, ерш, бор.)

В названия каких элементов входят: а) местоимение (неон , криптон , мы шьяк); б) частица (не он); в) глагол (бери ллий, сел ен.)

Игра со зрителями:

Добавьте буквы в начале или в конце слова так, чтобы получилось название химического элемента .

Бар - барий; ром - бром, хром; желе-железо; ель-никель; крем-кремний; тина-платина; маг-магний; полон-полоний; ребро-серебро; три - иттрий, натрий; лото-золото; род - водород , кислород, углерод.


«Химия и литература»

Учитель. В образных и древних названиях есть своя прелесть. Они составляют лексическое достояние языка. Русский филолог писал: « Язык, который сверх своего наличного словарного запаса, не имел бы прибереженной денежки и кое-каких редких монет, был бы бедный язык».

Вопросы командам:

Как следует понимать выражение «золотая молодежь», «золотая середина»? (Богатая, аристократическая молодежь, прожигающая жизнь; оптимальное решение, лишенное риска.)

● В произведениях какого писателя-фантаста содержится более ста научных предсказаний, многие из которых уже получили технические решения? (Ж. Верн.)

● Какие поговорки и пословицы включают названия химических элементов, веществ? На одном примере поясните, почему используется именно это название. («Слово-серебро, молчание золото», «В народе без железа, что при обеде без соли».)

Игра с болельщиками:

«Я помню время золотое…» ()

«Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и все же хочу я стальную

Видеть бедную, нищую Русь.» (С. Есенин)

«Поэзия та же добыча радия,

В грамм добыча, в год труды.» (В. Маяковский)

«Трава молодая - степной малахит…» (М. Светлов)

«А за окошком в первом инее лежат поля из алюминия… »(А. Вознесенский)

«Химия и биология»

Вопросы командам:

● Какое вещество и почему Леонардо да Винчи назвал соком жизни»? (Воду. В водной среде проходят все химические реакции в организме, вода составляет основу крови, которая снабжает организм всем необходимым и очищает его от шлаков, испарение воды регулирует температуру тела.)

Назовите не менее семи элементов. Которые называют «элементами жизни». Почему их так называют? (Углерод, водород, кислород, азот , фосфор, кальций, железо и др.; входят в состав жизненно необходимых веществ.)

● Какие вещества и как используются в медицине? (Перманганат калия (марганцовку) используют для дезинфекции, пероксид водорода - как кровоостанавливающее средство, нитрат серебра (ляпис) – противомикробное и прижигающее средство, раствор хлорида натрия – вводят в организм человека при большой потере крови, гидрокарбонат натрия (питьевую соду) используют при повышенной кислотности желудочного сока.)

● Иногда говорят, что человеку, страдающему расстройством нервной системы. Врачи рекомендовали «пить бром». Можно ли пить бром? Почему? Какие вещества на самом деле дают больному? (Пить бром нельзя, он чрезвычайно ядовит. В состав успокаивающих препаратов входят небольшие дозы солей-бромидов натрия, калия.)

Вопросы болельщикам:

Недостаток какого элемента в организме приводит к кариесу зубов? (Фтора.)

● В какой капусте содержится много иода? (В морской капусте - ламинарии около 3% иода.)

Какая кислота входит в состав желудочного сока и способствует пищеварению? (Соляная кислота.)

В названиях каких элементов звучат названия животных ? (Мышьяк , циркони й, менделев ий.)

«Химия и история»

Вопросы командам:

● Если верить древнему историку, во время похода А. Македонского в Индию офицеры его армии страдали от желудочно-кишечных заболеваний реже, чем солдаты. Еды и питье у них были одинаковы, а вот металлическая посуда разная. Из какого металла была

изготовлена офицерская посуда? (Из серебра, оно обладает

бактерицидными свойством.)

Назовите вещества, с которыми связаны какие-либо исторические события на Руси. (Соляной и медный бунты, XVII в.)

● Какие элементы названы в честь героев древней мифологии?

(Титан, прометий, тантал названы по имени героев греческой мифологии; ниобий - по имени Ниобеи - дочери Тантала; торий –по имени божества скандинавской мифологии Тора.)

«Зашифрованное письмо»

В последнем конкурсе участвуют команды в полном составе.

За 2 минуты они должны отыскать в тексте письма названия химических элементов. За каждое название команда получает

один балл.

Текст письма: «Здравствуй, дорогая подружка. Эта открытка будет отправлена уже из Европы. Современная техника - просто чудо: утром - лето на Кипре, днем - осень в Париже. Здесь чудная, золотая осень.

Солнечные лучи еще греют землю. Очень красиво, но все равно я испытываю поистине танталовы муки – так скучаю по России. Жду

не дождусь встречи с тобой. До свидания.

Р. S. Купила тебе новый костюм цвета индиго, очень красивый, отливает серебром». (Европий, технеций, медь, лютеций, золото, гелий, тантал, рутений, неон. Индий, серебро.)

Жюри подводит итоги. По результатом игры жюри выбирает и награждает победителей в номинациях:»Лучший поэт», «Знаток биологии(литературы и т. д.)», «Самый активный болельщик».

Лицейское внеклассное мероприятие«ПАРАДНАУК»

Цель : п овысить интерес учащихся к изучаемым предметам.

Форма проведения: игра по типу телевизионной игры «Что? Где? Когда?»

Вопросы по химии

  1. Какие металлы наиболее распространены в земной коре? (2 балла)
  2. Сплав железа с углеродом, содержащийболее 2% углерода, примеси кремния, марганца, фосфора и серы(1 балл)
  3. Названия каких элементов схоже с названием планет?(1 балл)
  4. Какой элемент можно назвать элементом жизни и смерти и почему?(2 балла)
  5. Тяжёлый металл в жидком состоянии.(1 балл)
  6. Элемент, названный по имени героя древнегреческой мифологии.(1 балл)
  7. Как можно на некоторое время предохранить молоко от прокисания при температуре летнего дня?(3 балла)
  8. Какая кислота содержится в желудочном соке животных? Какова её роль? (1 балл)
  9. Какая кислота рождается во время грозы?(1 балл)
  10. Какой кислотой медики пользуются для дезинфекции, кожевенники для дубления кожи, химики для приготовления стёкол?(2 балла)
  11. Какая кислота самая ядовитая?(2 балла)
  12. Какая кислота в чистом виде напоминает студень, а какая кристаллики льда?(2 балла)
  13. Много ли солёных солей?(1 балл)
  14. Какими солями вы пользуетесь по утру, ещё не успев сесть за завтрак?(2 балла)
  15. Какая кислота содержит элемент, который является основой всего живого?(1 балл)
  16. Какую планету называют “красной” и почему?(1 балл)
  17. Что представляют собойполярные шапки Марса? Какой их химический состав?(3 балла)
  18. Какой газ в избытке находится на Венере, а на Земле он применяется для получения фруктовых вод?(2 балла)
  19. Почему в космосе в отличие от Земли можно прочно сварить любые металлы?(3 балла)
  20. Какие слова М. В. Ломоносова являются крылатыми?(2 балла)
  21. Кто является основоположником стекольной промышленности в России и открыл атмосферу на Венере?(2 балла)
  22. Каким расплавленным металлом можно заморозить воду?(1 балл)
  23. Какой металл самый лёгкий и какой самый тяжёлый?(2 балла)
  24. Какое золото “ дешевле” серебра?(3 балла)
  25. Разработка залежей какого минерала послужила для основания города в Оренбургской области? Назовите этот город?(2 балла)
  26. Химическое вещество, называемое в технике каустической содой.3 балла
  27. Дайте ещё два названия раствору аммиака.(2 балла)
  28. “Вещество неисчерпаемых возможностей”. В середине 20 века в некоторых странах оно служило единицей ценности и играло роль денег. (3 балла)
  29. Как опытным путём различить питьевую и стиральную соду?(2 балла)
  30. Какой выдающийся русский химик являлся и гениальным композитором?(2 балла)
  31. Название какого элемента в переводе на русский язык означает безжизненный?(1 балл)
  32. Как вывести чернильное пятно на платье?(3 балла)
  33. Как опытным путём различить калийную селитру и поташ?(3 балла)
  34. Как называются атомы одного химического элемента, имеющее одинаковое число протонов, но разное число нейтронов в ядре?(1 балл)
  35. Какой газ выделяется при действии соляной кислоты на сульфид натрия? Какой запах он имеет?(2 балл)
  36. Какие оксиды имеет углерод? Какой из них солеобразующий?(1 балл)
  37. Почему простых веществ больше, чем химических элементов?(2 балла)
  38. Химический элемент, в котором 8 протонов и 8 электронов, имеет две аллотропные модификации (назовите их).(1 балл)
  39. Газ, который применяли в качестве химического оружия во время первой мировой войны.(1 балл)
  40. Какое вещество гасят водой, хотя оно не горит? Какое вещество при гашении получается? Какое молоко не пьют?(2 балла)
  41. Учитель гимназии - автор сказки “Конёк-горбунок”, ученик - великий русский химик. Назовите их имена.(2 балла)
  42. Биологические катализаторы.(2 балла)
  43. Каким химическим элементом богата морская капуста, а недостаток его в организме человека приводит к заболеванию щитовидной железы?(1 балл)
  44. Металл, обладающий бактерицидными свойствами.(1 балл)
  45. Галоген, соединения которого оказывают успокаивающее действие на нервную систему.(2 балла)
  46. Дайте названия элементам 1А, 2А, 7А и 8А групп(1 балл)
  47. Процессы отдачи и присоединения электронов. (1 балл)
  48. Напишите формулы пероксида водорода, фторида кислорода, гидрида натрия.(1 балл)
  49. Это средство было изобретено, как дорогое упаковочное, например, для ценных подарков цветов, ювелирных изделий. В наши дни, сохранив свои функции, это стало, чуть ли не главным мусором планеты.(3 балла)
  50. Недавно во Флориде построен первый дом из алюминия. Алюминий был получен при переработке вторичного сырья. Всего на сооружение дома потребовалось более полмиллиарда единиц этого вторичного сырья. Что это за сырьё?(3 балла)

Ответы

1. Алюминий и железо

2. Сталь

3. Уран, плутоний, нептуний.

4. Азот. Элементом жизни его называют потому, что он входит в состав белка - носителя жизни на земле, элементом смерти называют потому, что он входит в состав многих взрывчатых веществ (аммонал, тринитротолуол и другие).

5. Ртуть.

6. Тантал.

7. Сосуд с молоком нужно поставить в таз с водой и накрыть салфеткой так, чтобы её края находились в воде. Вода, поднимаясь по салфетке, будет испаряться. Испарение - процесс эндотермический, поэтому молоко в сосуде будет охлаждаться.

8. Соляная кислота, которая расщепляет белки на более простые соединения.

9. Азотная.

10. Борной.

11. Синильная.

12. Кремневая, уксусная.

13. Одна, поваренная соль.

14. Карбонат кальция в зубной пасте.

15. Угольная.

16. Марс, потому что его поверхность покрыта частицами, содержащие оксид железа.

17. Это замёрзший углекислый газ в смеси со льдом и снегом.

18. Углекислый газ.

19. У металлов отсутствует оксидная пленка.

20. “Широко простирает химия свои руки в дела человеческие”

21. М.В.Ломоносов, разработал рецепт цветных стёкол.

22. Жидкая ртуть.

23. Самый лёгкий - литий. Самый тяжёлый - осмий.

24. “Сусальное золото”. По химическому составу - это двусерное олово. По внешнему виду это вещество жёлтого цвета.

25. Медный колчедан. Город Медногорск.

26. Едкий натр - гидроксид натрия.

27. Нашатырный спирт, гидроксид аммония.

28. Соль поваренная.

29. Питьевая сода, при нагревании разлагается с выделением углекислого газа, в отличии от стиральной соды.

30. А.П.Бородин

31. Азот

32. Чернила выводят горячим раствором щавелевой кислоты. д ля белых тканей можно применить хлорную воду.

33. С помощью соляной кислоты, там, где поташ, выделяетсяуглекислый газ.

34. Изотопы.

35. Сероводород, он имеет запах тухлых яиц.

36. Закись углерода - угарный газ CO , двуокись углерода - углекислый газ CO 2 (солеобразующий оксид)

37. Обусловлено явлением аллотропии.

38. Кислород

39. Хлор

40. Оксид кальция - негашёная известь. Гидроксид кальция - гашёная известь. Известковое молоко

41. П.П.Ершов - учитель. Д.И.Менделеев - его ученик

42. Ферменты

43. Йод.

44. Серебро

45. Бром

46. 1А группа - щелочные металлы, 2А - щелочноземельные, 7А - галогены, 8А - инертные газы.

47. Окисление и восстановление

48. H 2 O , OF 2 ,NaH

49. Целлофан

50. Алюминиевые банки из-под пива и лимонада.

Викторина по химии для учащихся 9 классов «Путешествие в мир неорганических веществ»

Сценарий данной викторины предназначен для проведения внеклассного мероприятия среди учащихся 9 классов, будет полезен для учителей химии.

Это мероприятие помогает в реализации компетентностного подхода к обучению химии через развитие познавательной активности, повышение интереса к изучаемому предмету, проявление оригинальности и изобретательности, работу в сотрудничестве.

Ведущий: Добрый день, дорогие учителя, учащиеся и наши гостья. Мы рады Вас видеть сегодня на нашей химической викторине «Путешествие в мир неорганических веществ». А сейчас поприветствуем наших участников - 2 команды учащихся 9 классов.

Участники занимают свои места.

Представляются члены жюри.

Слово предоставляется командам, команды знакомят с собой (название команды, девиз).

Первый конкурс «Угадай элемент»

Каждая команда отвечает на вопросы ведущего по очереди, если команда не знает правильного ответа либо отвечает неправильно, то право ответа передается команде сопернику. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

1. Когда в 1669 году гамбургский алхимик Хеннинг Бранд открыл этот элемент, он был поражён его свечением. Новое вещество получило название, которое в переводе с греческого означает „несущий свет“. Так что „светофор“ — лингвистически то же самое, что и „Люцифер“. О каком элементе идет речь? (Ответ: Фосфор)

2. В течение длительного времени были известны только производные этого элемента, в том числе исключительно едкая кислота, растворяющая даже стекло и оставляющая на коже очень тяжёлые труднозаживающие ожоги. Природу этой кислоты установил в 1810 году французский физик и химик А.М. Ампер; он и предложил для соответствующего элемента (который был выделен намного позднее, в 1886 году) название, что в переводе с греческого означает разрушение, гибель. (Ответ: Фтор)

3. С греческого переводится как жёлто-зелёный. Именно такой цвет имеет этот газ, обладает удушающим действием. О каком газе идет речь? (Ответ: хлор)

4. С греческого этот элемент переводится как радуга, богиня радуги, вестница богов. (Ответ: Иридий)

5. В XV веке в Саксонии среди богатых серебряных руд обнаруживали блестящие, как сталь, белые или серые кристаллы, из которых не удавалось выплавить металл; их примесь к серебряной или медной руде мешала выплавке этих металлов. „Нехорошая“ руда получила у горняков имя горного духа. В 1735 году шведский минералог Георг Бранд сумел выделить из этого минерала не известный ранее металл. Какой это металл? (Ответ: Кобальт)

6. Этот элемент был предсказан Д.И. Менделеевым и открыт в 1875 году французским химиком Полем Эмилем Лекок де Буабодраном (Р.Е. Lecoq de Boisbaudran), который назвал его в честь своей родины. О каком элементе идет речь (Ответ: Галлий)

7. Этот элемент открыт в 1844 году профессором Казанского университета К.К. Клаусом, который назвал его в честь своей родины - России. (Ответ: Рутений)

8. Название этого элемента связано с греческим богом Солнца Гелиосом. Латинское название означает „жёлтое“ и родственно с „Авророй“ — утренней зарёй. (Ответ: Золото)

(Задания для этого конкурса составлены используя статьи И.А.Леенсона «Откуда имя твое»)

Жюри подводит итоги первого конкурса и озвучивает баллы.

Второй конкурс «Сделай Сам»

Каждой команде выдано определенное количество реактивов и оборудования, они должны получить как можно больше новых веществ, используя имеющиеся возможности, доказать прохождение химических реакций. Записывают уравнения реакций и описывают свои наблюдения. Далее показывают свои результаты, жюри оценивает правильность проведенных реакций. Реактивы: магний стружки, алюминий порошок, раствор соляной кислоты, раствор гидроксида натрия, раствор нитрата серебра, раствор фенолфталеина, раствор нитрата свинца (II), спиртовка, спички.

Пока участники команд выполняют задание, ведущие проводят конкурс со зрителями. За каждый правильный ответ зрители получают звездочку. В конце подводятся итоги, кто из зрителей больше набрал звездочек получают подарки.

Вопросы для игры со зрителями

1. Самый распространенный металл на земле? (Алюминий)

2. Чем пахнет после грозы? (Озон)

3. Незаменимый компонентом гемоглобина - пигмента эритроцитов, переносящего кислород о легких к тканям содержит..... (Железо)

4. Какой элемент является активной частью гормонов щитовидной железы? (Йод)

5. Назовите основные источники йода (рыба, морские продукты)

6. Этот элемент входит в состав многих ферментов, оказывает стимулирующее действие процесс полового созревания, образования костей, распада жировой ткани. (Цинк)

7. Этот элемент является фактором активации витамина В12, поэтому этот элемент незаменим для нормального протекания процесса образования крови (Кобальт)

8. Этот элемент является основным ионом внутриклеточной среды. Его концентрация в крови во много раз меньше чем внутри клеток. Этот факт является очень важным для нормального функционирования клеток организма. (Калий)

9. Этот элемент является самым распространенным ионом плазмы - жидкой части крови. На долю этого элемента приходится основная доля в создании осмотического давления плазмы. (Натрий)

10. Этот металл может исцелять. Если хранить воду в сосудах изготовленных из этого металла или просто в контакте с изделиями, то мельчайшие частички этого металла переходят в раствор и убивают микроорганизмы и бактерии. Такая вода долго не портится и не "зацветает". О каком металле идет речь? (Серебро)

11. Что помогает обнаруживать детали конструктора «Лего», если их проглатывают дети? (Ответ: В состав пластмассы для деталей конструктора «Лего» входит сульфат бария)

12. Что такое «известковое молоко»? (Гидроксид кальция)

13. Химическое название «ляписа» (нитрат серебра)

14. Каустическая сода - это... (гидроксид натрия)

15. Речной песок, кремнезем, кварц - это... (Оксид кремния (IV))

16. Самый электроотрицательный элемент (Фтор)

17. Кислота, необходимая для пищеварения (Соляная кислота)

18. Как обуглить дерево без огня (С помощью концентрированной серной кислоты)

19. Какая вода становится мутной при дыхании (Известковая)

20. Какой металл входит в состав хлорофилла (Магний)