Максимович-Амбодик и его роль в акушерстве. История акушерства в России. 3. Кондоиди. Ф. Эразмус. Н. Максимович-Амбодик. М. Рихтер. В.И. Кох. А.П. Матвеев Организация и принципы работы ЖК

, магистр богословия . Выпускник Страсбургского университета , доктор медицины, профессор. Почётный член Медицинской Коллегии Российской империи, член Императорского Вольного экономического общества .

Один из основоположников российской акушерской и педиатрической школ. Автор первого русскоязычного руководства по фитотерапии .

Псевдоним Амбодик , с латинского «скажи дважды» (лат. ambo dic ), был взят им в знак того, что его отчество и фамилия совпадают .

Нестор Максимо́вич родился в селе Веприк (совр. Гадячский р-н, Полтавская обл., Украина) и принадлежал к православному казацкому духовенству . Родился в семье священника Максима Максимо́вича -- настоятеля церкви Веприцкой сотни Гадячского полка. После окончания сельской приходской школы он продолжил духовное образование в Киево-Могилянской академии , где обучался словесным наукам, философии и богословию. С окончанием в 1768 году академии Нестор Амбодик отправился в Москву в распоряжение учреждённой годом раньше по инициативе императрицы Екатерины II законодательной «Комиссии о сочинении проекта нового Уложения » .

Комиссия оценила высокий уровень подготовки юного богослова и направила его студентом на медицинский факультет Московского университета . На следующий год Нестор Максимо́вич волонтером перевелся в Санкт-Петербургскую хирургическую школу при адмиралтейском и сухопутном военных госпиталях , в стенах которой проучился всего 1 год.

Ещё обучаясь в Московском университете, Н. М. Амбодик обратил на себя внимание особыми способностями, высокой работоспособностью и хорошим знанием иностранных языков. Эти качества стали определяющими, когда в 1770 году в числе троих студентов он по особой стипендии из фонда княгини Е. Д. Голицыной-Кантемир был направлен учиться медицине и главным образом повивальному делу в Страсбургский университет :

«Страдая неизлечимой болезнью, от которой не помогали ни тёплый климат, ни воды Пломбьера и Бережа, княгиня Голицина интересовалась медициной и по духовному завещанию оставила крупное пожертвование в пользу акушерского дела в России. На проценты с завещанного ею капитала в 20000 руб. должны были отправляться через каждые 6 лет трое из питомцев Московского университета, природные русские, в Страсбургский университет, славившийся в то время лучшим преподаванием повивального искусства. На эти средства получили своё образование известные доктора Н. М. Максимо́вич-Амбодик, автор многих научных трудов на русском и немецком языках, А. М. Шумлянский и другие первые представители акушерства в русских школах.»

Н. М. Амбодик оказался автором капитального труда «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле» - первого российского руководства по акушерству, который считался лучшим трудом XVIII века в этой области. По этому руководству обучались несколько поколений русских акушеров. Многие положения до сих пор не утратили своей актуальности, например, описанные им формы узкого таза будущих матерей легли в основу классификаций узкого таза, предложенных в дальнейшем многими авторами.

Нестор Макси́мович первым в России описал асинклитическое вставление головки плода, при котором первой вставляется передняя часть или задняя часть теменной кости. Он одним из первых в России внедрил в практику наложение акушерских щипцов при операциях. Принцип операции при ножном предлежании плода актуален и сегодня.

Н. М. Амбодик был сторонником по возможности естественного протекания родов, он основоположник бережного ведения родового процесса, в основе которого лежит выжидательная тактика. Её придерживаются и многие современные акушеры. Нестору Макси́мовичу принадлежит следующее выражение:

Особое значение учёный придавал патологии беременности, а также образу жизни будущей матери. Широкое распространение получил предложенный им метод массажа матки на кулаке с целью её сокращения, предупреждающий возможное послеродовое кровотечение . Подобный массаж применяется и в современной акушерской практике.

В отечественную историю Н. М. Амбодик-Максимо́вич вошёл как «отец русского акушерства».

Пятая часть труда Н. М. Амбодика «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле» объёмом в 140 страниц содержит:

Предшествовали написанию этой части книги переводы на русский язык двух руководств, изданных в Европе. Выполнил переводы и опубликовал их в 1781 году в России сам Нестор Макси́мович.

Руководство И. Штейбера с прибавлениями П. И. Погорецкого в переводе Н. М. Максимовича-Амбодика «Manuductio ad cognoscendos et curandos morbos, cui accedit appendix de morbis sexus sequioris atque infantum» Свой перевод руководства И. Шрейбера Нестор Максимович Максимович-Амбодик делал уже по переводу П. И. Погорецкого и с его прибавлением. Он увидел свет под названием. «Руководство к познанию и врачеванию болезней человеческих наружных и внутренних, с прибавлением главных немощей женскаго пола и малолетных детей»

И труд профессора Л. С. Сосерота и руководство И. Шрейбера, а главное прибавление к нему П. И. Погорецкого, содержали значительные сведения о развитии, заболеваниях, уходу и лечению детей первых лет жизни и стали органичной основой для написания Нестором Макси́мовичем пятой части своего руководства.

Нестор Максимович Максимович-Амбодик - крупнейший ученый второй половины XVIII века-является основоположником русского акушерства и педиатрии; он также считается по праву одним из основоположников русской фармакогнозии и медицинской терминологии. Созданные им фундаментальные работы в области акушерства, педиатрии, медицинской ботаники и фармакогпозии были не только первыми оригинальными научными руководствами, но и первыми русскими учебными пособиями, без которых успешное развитие медицинского образования и подготовка аку-шерских кадров в России были бы невозможны.

Словари, составленные Н. М. Максимовичем-Амбодиком, положили начало разработке русской медицинской номенклатуры.

Н. М. Максимовичу-Амбодику принадлежит также ряд крупных переводных работ, способствовавших по-пуляризации медицинских знаний среди широких слоев населения. -

Однако чтобы попять и оценить по настоящему заслуги Н. М. Макспмовича-Лмбодика, надо хотя бы в общих чертах познакомиться с тем, что было до него, а также с темп условиями, в каких ему пришлось жить и работать.

Вторая половина XVIII века в России - период больших преобразований, связанных с реформами Петра I, охвативших все стороны экономической, государственной и культурной жизни страны. Реформы коснулись также и медицины, в частности наиболее важного вопроса о медицинском образовании. Откры-ваются первые госпитальные школы, которые стали началом систематической подготовки отечественных врачей. Обучение в госпитальных школах велось па латинском языке, и далеко не все русские могли поступить в эти школы. В них. учились преимущественно дети иностраецев и дети духовенства, окончившие духовные семинарии. Подготовка врачей из-за отсутствия учебников, нехватки квалифицированных преподавателей шла медленно. В числе преподавателей были преимущественно иностранцы. Некоторые из них, такие, как Николай Бидлоо, сыграли большую роль в организации учебно-медицинского дела в России. Но были и такие, которым были чужды интересы русского народа, и они не всегда добросовестно относились к своим обязанностям. В русских врачах они чувствовали соперников, старались всячески препятствовать развитию медицинского образования в России.

Между тем Россия в это время в связи с очень высокой заболеваемостью и смертностью населения испытывала острейшую нужду в медицинских кадрах. Частые эпидемии, войны уносили большое число жизней. Но особенно велика была материнская и детская смертность, так как акушерская помощь при родах среди широких слоев населения отсутствовала. Если женщины из богатых слоев общества имели возможность обращаться к врачам-иностранцам за акушер-ской помощью, то женщины из народа вынуждены были прибегать к помощи повитух, в подавляющем большинстве неграмотных и невежественных, часто причинявших большой вред и матери, и ребенку.
Такое положение не могло не отразиться на приросте населения - "приумножения народа российского" почти не происходило. И государство, и передовые деятели общества были обеспокоены создавшимся положением. Государство пыталось решить зту проблему с помощью иностранных специалистов, передовые же люди России считали необходимым создание отечественных кадров врачей, и в первую очередь акушерских кадров.

Так, гениальный русский ученый М. В. Ломоносов в своих трудах уделял большое внимание вопросу увеличения рождаемости и прироста населения. Он считал основной причиной медленного прироста населения высокую детскую смертность. В письме И. И. Шувалову «О сохранении и размножении российского народа», написанном в 1761 г., он рекомендовал целую систему мероприятий повышения рождаемости, снижения смертности и заболеваемости детей. Для развития повивального искусства в России М. В. Ломоносов предлагал составить русское руководство но акушерству, положив в основу научные труды западноевропейских ученых и богатый опыт российских повивальных бабок, напечатав его в большом количестве.

Обучение акушерству и образование родовспомогательных учреждений на государственных началах в России начались лишь во второй половине XVIII века, когда по предложению первого организатора российского здравоохранения П. 3. Кондиоди в 1757 г. были открыты в Москве, в Санкт-Петербурге бабичьи школы, где стали обучаться акушерскому искусству повиваль-ные бабки - женщины, оказывающие помощь в родах.

Но главе этих школ были поставлены немецкие профессора: в Москве И. Ф. Эразмус, в Санкт-Петербурге

А. Линдеман. Занятия проходили на квартирах у профессоров. Русским языком они не владели, объяснялись со своими ученицами через переводчиков-немцев, которые тоже плохо владели русским языком. Обучение носило чисто теоретический характер. Не было современных учебных пособий, следовательно, достижения европейского акушерства оставались неизвестными. Не было и практической базы, где бы можно было обучаться повивальному искусству. Лишь когда при Воспитательном доме в Москве (1764) и Санкт-Петербурге (1771) открылись родовспомогательные отделения, впервые появилась возможность практического обучения,

Уровень подготовки в этих школах продолжал оставаться низким. Количество окончивших их также было невелико. Так, за первые 20 лет существования Московской бабичьей школы всего 35 учениц получили звание "присяжных повивальных бабок», из них русских было всего 5.

Таким образом, дело государственной важности - подготовка отечественных акушерских кадров - не имело должного развития. Только с появлением отлично подготовленных русских врачей-преподавателей, искренне заинтересованных в развитии в России родовспоможения, осуществляется подготовка акушерских кадров на современном научном уровне. Одним из таких преподавателей и ученых был первый русский профессор акушерства Нестор Максимович Максимович-Амбодик.
^ Жизненный путь Н. М. Максимовича-Амбодика.

Нестор Максимович Максимович-Амбодик (от греческих слов «ambo dic» - «дважды скажи», указывающих на двукратное повторение слова «Максимович» в его отчестве и фамилии) родился 27 октября 1744 г. в селе Веприк Полтавской губернии в семье сельского священника. Первоначальное образование он получил, очевидно, дома. В возрасте 13 лет его определяют в Киевскую духовную академию - одно из крупнейших учебных заведений того времени, дававшее своим воспитанникам обширные и глубокие знания не только но богословию, но и по философии, истории, иностранным языкам. Киевская духовная академия поставляла России кадры образованных людей: учителей, пере-водчиков и даже работников издательского дела. Многие из ее воспитанников становились учащимися медицинских школ. Окончив академию в 1768 г. Н. М. Максимович-Амбодик не предполагал посвятить себя медицине. Об этом он писал в предисловии к «Искусству повивания»: «Сколько могу из детства вспомнить, когда мне и на мысль не приходило, чтобы когда ни есть обучаться врачебной науке; а еще и того менее, чтоб быть для других путеводителем в повивальном деле».

Богато одаренный юноша, обладавший чувствительной душой и добрым сердцем, Амбодик не мог не видеть и не переживать противоречивое сосуществование общего прогресса в жизни государства и потрясающей бедности, бескультурья, огромной заболеваемости и смертности среди простого народа. И ему «захотелось узнать законы, по которым должны жить российские

поданные, поэтому он начал работать в юридической комиссии по становлению проекта Уложения новых законов. Потребовалось очень немного времени, чтобы H. М. Максимович-Амбодик понял одну из причин высокой детской смертности - "крайнее в повивальном деле незнание многих неученых русских бабок. кои повсюду в России, а особливо между простым народом свободно исправляют повивальное дело к собственному их стыду, общей гибели и явному вреду всего государства». В дальнейшем много сил и энергии отдаст он делу воспитания ученых повивальных бабок и просвещению простого народа. А пока желание быть полезным Родине заставляет его найти свое призвание в медицине, особенно в акушерстве.

В 1769 г. Н. М. Макенмович-Амбодик поступил в Госпитальную школу при Санкт-Петербургском сухопутном госпитале, но, не удовлетворившись постановкой обучения, через несколько месяцев уехал во Францию Для поступление на медицинский факультет Страсбургского университета. Этот университет славившийся своими преподавателями, являлся первым учебным заведением, где с 1728 г, врачи могли получать специальную теоретическую и практическую подготовку по акушерству. Повивальное дело преподавал Редерер, ученый с европейским именем.

Сначала Н.М. Максимович-Амбодик обучался за свой счет, а затем ему была назначена стипендия княгине Е. Д. Голициной-Кантемир, которая завещала большой капитал, как она писала, "для беспрерывного природных россиян акушерскому делу обучения в чужих краях". Самый факт завещания специального капитала для подготовки ученых-акушеров - убедительное свидетельство большой потребности в них. Эта стипендия дала возможность молодому Н. М. Максимовичу вместе с его сверстниками А. М. Шумлянским и М. М. Терсховским (ставшими впоследствии тоже известными врачами) получить за границей прекрасное медицинское образование.

По окончании университета, в котором он проучился 4 года, 18 мая 1775 г Н. М. Максимович-Амбодик успешно защищает диссертацию на тему "О печени человеческой» и получает докторский диплом и отличный аттестат от декана Страсбургского университета проф. И. Р. Шпильмана. 1

С целью повышения общего образования и знаком-ства с медицинскими достижениями в другой стране Н. М. Максимович-Амбодик совершил большое путешествие по Германии. Он посетил ряд немецких клиник, слушал лекции, беседовал с врачами и руководителями клиник. Одновременно он совершенствовал свои познания в немецком языке, что в дальнейшем позволило ему свободно говорить и читать на этом языке.

По возвращении в Санкт-Петербург Н. М. Максимович-Амбодик был проэкзаменован в Медицинской коллегии докторами Г. Ашем, X. Пеккеном, А. Линдеманом и 19 сентября 1776 г. получил право практики и назначение младшим доктором в Санкт-Петербургский адмиралтейский госпиталь. Здесь он начал читать свои первые лекции по повивальному искусству. Кроме того, ему было поставлено условие два раза в неделю читать эти же лекции и в Госпитальной школе при Санкт-Петербургском сухопутном госпитале.

В 1777 г. по «высочайшему повелению» Н. М. Максимович-Амбодик был направлен за границу на один год для дальнейшего совершенствования своих знаний. По возвращении в Россию 2 сентября 1778 г. он вновь начал читать лекции в Санкт-Петербургском адмиралтейском госпитале, но вскоре ыил переведен в Кронштадтский госпиталь. Там ему предписывают читать лекции по физиологии, медико-хирургической практике и лекарственным растениям - курс, включавший в себя и способы сбора, сушки и хранения заготовленного лекарственного сырья (курс "Материа медика"). Такой род деятельности абсолютно не соответствовал стремлениям молодого врача. Русский историк медицины Я. А. Чистович в дальнейшем писал: "Может быТЬ, ЭТО было родом ССЫЛКИ, потому что Кронштадтская школа всегда считалась отсталой, а госпиталь в Кронштадте был до конца прошлого столетня образцом неустройства, беспорядков и злоупотреблений".

Через полгода Н. М. Максимович-Амбодик подал прошение об его обратном переводе вСанкт-Петербург, ссылаясь на то, что всегда готовился быть акушером, в Кронштадте же ему приходится заниматься самыми различными делами, но только не повивальным делом, к которому он себя готовил. Лишь благодаря счастливой случайности его стремления увенчались успехом. В 1781 г вышел в отставку доктор А. Линдеман, профессор Санкт-Петербургской бабичьей школы со времени ее основании. Кандидатов из иностранцев не нашлось, и Н. М. .Максимович-Амбодик 10 мая 1781 г. был назначен его преемником. Кроме этого, его обязали 3 раза в неделю преподавать повивальное искусство подлекарям и ученикам в двух петербургских госпиталях.

Несмотря на почти 25-летнее существование Санкт-Петербургской бабичьей школы, уровень подготовки повивальных бабок в пей по-прежнему оставался очень низким. Обучение в школе велось по устаревшему акушерскому руководству Горна и продолжало оставаться теоретическим, по и такое акушерское образование было недоступным для большинства русских, ибо преподавание велось на немецком языке.

Возглавив Петербургскую бабичыо школу, Н. М. Максимович-Амбодик ставит перед собой три цели: 1) сделать медицинское образование для русских доступным; 2) поставить преподавание на высокий уровень, соответствующий современному развитию акушерства; 3) создать учебное руководство по акушерству на русском языке, отражающее современные знания в области повивального искусства.

С необыкновенной энергией и энтузиазмом, не жалея ни времени, ни сил, ни личных средств, Н. М. Максимович-Амбодик берется за реорганизацию всего

учебного процесса подготовки повивальных_бабок.

Прежде всего он вводит обязательные практические занятия у постели рожениц в родильном отделении Воспитательного дома. Теорию и практику он считает неразделимыми. Для получения знаний "недостаточно врачу, лекарю или бабке прочесть только какую ни есть о повивальной науке книгу, не довольно выслушать только словесные о бабичьем деле наставления, но довольно... несколько раз присутствовать при родах, но необходимо, нужно, как чтением и слушанием... так и самого вещию через бабичье руководствие при родах исправляемое, приобрести надлежащее в оном познание. Умозрение с опытодействием сопряжено не-разрывным союзом...».

Н. М. Максимович-Амбодик первым в России проводит занятия на акушерском фантоме (модель женского таза и плода), применяя его для изучения механизма родов, как нормальных, так и патологических, а также для обучения различным акушерским приемам, пособиям, операциям. Так как Санкт-Петербургская бабичья школа не имела акушерского фантома, Н. М. Максимович- Амбодик создаст модель, по которой в сентябре 1782 г. мастер Василий Коженков изготовляет фантом. Одновременно Н. М. Максимович-Амбодик ему же заказывает сделать ряд акушерских инструментов: стальные клещи с деревянными рукоятками (т. е. акушерские щипцы), серебряный женский катетер и др.

Н. М. Максимович-Лмбодик первым из акушеров начинает читать лекции на русском языке, считая, что и другие науки во всех лекарских школах должны преподаваться на родном языке, гак как невладение иностранным языком является препятствием для получения медицинских знаний.

Стремясь увеличить количество обучающихся «6а-бичьему делу», Максимович-Амбодик подает в Медицинскую коллегию прошение «обнародовать» часы его лекций через газету «Санкт-Петербургские ведомости». Рассматривая свою деятельность как выполнение государственною долга, Н. М. Максимович-Амбодик стремился всеми силами сделать медицинскую науку доступной и понятной соотечественникам, интересовавшимся медициной. «Общественная и государственная польза требует, дабы теоретическая и практическая повивальная и прочие лекарские науки на российском языке преподаваемы были».
Сейчас уже невозможно точно представить, с какими трудностями столкнулись Н. M. Максимович-Амбодик и другие русские врачи-преподаватели, вспупившие на путь борьбы за развитие отечественной медицины. Ведь в то время все медицинские и лечебные учреждения в России практически находились в руках врачей-иностранцев, большая часть которых не желала уступать своих господствующих позиции. Немцы занимали почти все руководящие должности; по научным вопросам было принято говорить только по-немецки. Русских врачей, не знавших немецкого языка, игнорировали, обращались с ними надменно Заслуг их не признавали, препятствовали их выдвижению, оплетая интригами и создавая тяжелую атмосферу. Нужно было иметь необыкновенное упорство и твер-дость духа, чтобы не только выдержать это противодействие, по еще и активно бороться за становление русской медицины, за преподавание на русском языке.

Преподавание на родном языке осложнялось и тем, что научной медицинской терминологии в русском языке не существовало. Л. Ф. Змеей, оценивая ату сторону деятельности Н. M. Максимович-Амбодика, писал: «Максимович первым дерзнул передать науку на языке. как говорили, варварском, - труд, перед громадностью коего сломилась не одна уже добрая волн стихла не одна жгучая энергия многих из его предшественников».

Другой русский историк медецины Я. А. Листании писал: «Амбодик один из первых начал излагать научные предметы по-русски и должен был сам придумы-вать термины для выражения понятий, не имевших еще права гражданства в русском языке. Он положил основание русской медицинской номенклатура, и мы пользуемся плодами трудов его, не сознавая происхождения их". К своим ученицам Н. М. Максимович-Амбодик испытывал искреннюю глубокую привязанность, стараясь их вдохновить, увлечь, привить любовь к избранной профессии. Подчеркивая ту громадную роль, которую будут играть в деле спасения жизней матерей и младенцев его ученицы, он противопоставляет их неученым повитухам, в которых видит одну из главных причин огромной заболеваемости и смортносги среди матерей и новорожденных. Отдавая должное ученым повивальным бабкам, Н. M. Максимович-Амбодик посвящает им даже свои стихи, в которых воспевает их искусство.

Кроме преподавания, Н. M. Максимович-Амбодик ведет активную врачебную работу, посещая нуждающихся в его помощи в любое время дня и ночи как в родильном отделении, так и на дому. Блестящий акушер-практик, он один из перых в Тоссиц стал применять операцию - наложение акушерских щипцов, требующую от врача большого искусства. Яркой иллюстрацией напряженной деятельности Н. M. Максимовича-Амбодика является один из его отчетов. Медицинской коллегии: за год в Воспитательном доме было принято 209 родов, из них в 39 случаях - трудные роды; в 13 случаях наложены "клещи". Кроме этого, в 25 случаях роды приняты на дому, из них в 10 случаях применялись клеши», в 13 - повороты, в 2 - ручное отделение детского места.

Медицинская коллегия оцепила выдающиеся заслуги Н. М. Максимовича-Амбодика в развитии акушерского образования в России, присвоив ему, первому из русских преподавателей, в октябре 1782 г. звание профессора акушерства.

Несмотря на свою большую занятость как преподавателя и врача, Н. М. Максимович-Амбодик в 1783 г. I издает «Анатомико-физиологическнй словарь» и активно работает сразу над несколькими капитальными трудами по акушерству, педиатрии и фармакогнозии: «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле», "Врачебное веществование, или описание целительных растений"

Зная хорошо французский, немецкий и латинский языки, Н. М. Максимович-Амбодик переводит ряд медицинских работ популярного характера, пропагандируя медицинские знания среди широких слоёв русского населения с целью повышения его культурного санитарного уровня. Он не oстанавливается перед материальными затратами и издает часть работ на собственные средства, хотя и не обладает большим капиталом.

В 1784 г. Санкт-Петербургская бабичья школа, получив от неизвестного частного лица крупное денеж-ное пожертвование, преобразуется в школу более вы-сокого типа - Повивальное училище. Директором этого училища назначается Моренгейм, специально приглашенный для этого из Германии, а Н. М. Максимович-Амбодик назначается профессором акушерства для преподавания повивального дела. Через два года Повивальное училище было преобразовано в Повивальный институт. В связи с этим Н. М. Максимович-Амбодика освобождают от преподавания в госпиталях с тем, чтобы он мог посвящать больше времени преподаванию акушерства в Повивальном институте.

За заслуги в области преподавания и в создании ряда научных трудов в 1793 г. Н. М. Макснмовича-Амбодик избирается почетным членом Медицинской коллегии и принимает в ее работе активное участие: рецензирует работы, поступаемые в Коллегию от русских врачей, составляет проект развития акушерского образования в России, который, однако, не был реализован; составляет и программу подготовки повивальных бабок для села.

В 1797 г. в Санкт-Петербурге открывается третье в России родовспомогательное учреждение, во главе которого стал Моренгейм, а Н. М. Максимович-Амбодик был назначен преподавателем акушерства. Н. М. Максимович-Амбодик мог по праву возглавить оба родовспомогательных учреждения Санкт-Петербурга, но царское правительство по-прежнему не ве-рило в знания и умения русских врачей и продолжало приглашать на руководящие должности врачей-иност-ранцев. Объясняя причины плохой подготовки акуше-ров в те времена, известный русский акушер В. С. Груздев писал, что повивальное дело находилось в руках иноземных бездарностей, «русские же даровитые лю-ди вроде Шумлянского и Максимовича-Амбодика всячески оттирались от него немецкой кликой, и в лучшем случае, оставались на положение простых рабочих».
Н. М. Максичович-Ачбодик, увлеченный своей любимой работой, не вел открытой борьбы против врачей-иностранцев. Однако в его трудах имеются высказывания, направленные против иностранного засилия: «Хотя врачебная наука повсюду есть единая и та же самая, однако, кажется, она имеет некоторое различие в том, что врач и лекарь еднноземец, соотчич и друг, почитаются для болящего и лучше, и надежнее, и вернее, чем неизвестный пришелец и иноземец, кому и сложение тела, и свойства, и род жизни болящего неизвестны».

Несмотря на тяжелые условия, Н. М. Максимович-Амбодик продолжает неутомимо работать, совершенствуя методы преподавания и создавая капитальные груды. При этом он использует не только личный богатейший клинический опыт, но и достижения европейского акушерства: «Мне не стыдно сознаться, что я пользовался наставлениями лучших, славных во врачебном искусстве мужей иностранных университетов. Они подали мне случай к новым предприятиям».

В этот период он издает ряд медико-ботанических работ: «Словарь ботанический» (1795), «Первоначальные основания ботаники» (1796), в которых указывает на необходимость изучения медицинской ботаники для врачей, аптекарей и лиц, занимающихся сбором лекарственных растений.

Годы напряженного труда не могли не отразиться

на состоянии здоровья Н. М. Максимовича-Амбодика. Здоровье его ухудшается, особенно слабеет зрение.Возможно, что в связи с этим он в 1798 г. уходит с преподавательской работы. О последующей его деятельности также почти ничего не известно, кроме того, что до конца своей жизни он занимал скромное место консультанта в Калинкинской больнице. Н. М. Максимович-Амбодик умер в Петербурге 24 июля 1812 г.
^ Основоположник отечественного акушерства и педиатрии

Нестора Максимовича Максимовича-Амбодика по праву называют отцом русского акушерства. Он является создателем капитального труда «Искусство понимания, или наука о бабичьем деле» (1784-1786) - первою отечественного научного руководства на русском языке, без которого было бы немыслимо успешное развитие в России акушерства и научной подготовки акушерских кадров. «Искусство повивания» включает вопросы физиологического, патологического и оперативного акушерства. По нему училось несколько поколении врачей и акушерок. Труд этот написан па основе прекрасного знания современного европейского акушерства и богатого личного клинического опыта.

Многие положения, высказанный Н. М. Максимовичем-Амбодиком, были прогрессивными и не потеряли актуальности и в паши дни. В предисловии к «Искусству поливания» Н. М. Максимович-Амбодик пишет о том, что следует знать анатомию женского тела и утробного плода, без которых невозможно стать опытным акушером, о том, что важно «заблаговременное» пракическое обучение для получения специальных навыков, нужных для оказания своевременной помощи о трудных родах. Он неоднократно говорит «необходимости сочетать теоретические и практические знания: «... умозрение с опытодействием сопряжена неразрывным союзом, так что одно без другого есть весьма слабо и бессильно, а иногда вредно и пагубно быть может». Н. М. Максимович-Амбодик также обращает внимание на тесную связь медицины с другими науками, такими, как химия и физика. Высказывание Н. М. Максимовича-Амбофдика о том, что «опытную физику в помощь врачу снискать нужно», перекликается с идеями М. В. Ломоносова о тесной связи медицины с химией и физикой.

В «Искусстве повивания» Н. М. Максимович-Амбодик подробно описал анатомическое строение женских половых органов и внутриутробное положение плода, признаки беременности, методику и значение акушерского исследования беременной и роженицы. Он первым обратил внимание на большое значение подготовки рук акушера для «перстного осязания»: необходимо остричь ногти и смазать руки теплым маслом. Одновременно он рекомендует не проводить акушерского исследования без достаточных к тому показаний.

Одна из важнейших причин акушерской патологии- узкий таз - рассматривается Н. М. Максимовичем-Амбодиком очень подробно. Обращая внимание на неправильное строение женского таза, он подчеркивает, что такой таз является частой причиной трудных родов, а иногда и невозможности их. Описанные им формы узкого таза, признанные и в настоящее время, легли в основу классификаций узкого таза, предложенных в дальнейшем многими авторами.

Среди причин осложненных родов Н. М. Максимович-Амбодик отмечал также необычное положение головки, когда шаровка «личиком к лону, а затылком к крестцу оборочена». Эта теория получила в дальнейшем широкие, развитие как учение о клинически узком тазе, которому было посвящено много работ советских и зарубежных авторов (М С. Малиновский, 1923; Б. А. Архангельский, 1939; И. А. Покровский, 1959; Р. И. Калганова, 1965, и др.). В целях родоразрешения при узком тазе Н. М. Максимович-Амбодик предлагал исправление положения головки ручными приемами (поворот на ножку), а при необходимости - применение прямых щипцов или краниотомию (плодоразрушающую операцию). Н. М, Максимовичем-Амбодиком подробно изложены условия и показания к производству операции акушерского наружно-внутреннего поворота. Он первый в России описал асинклитическое вставление головки плода (неправильное вставление головки плода в полость таза - очень серьезный признак, указывающий на имеющееся сужение входа в таз, что могло осложнить нормальное течение родов).

Во время издания «Искусства повивания» о конфигурации (приспособлении головки плода к тазу) врачи не имели понятия. Среди врачей были распространены взгляды немецких и французских акушеров, утверждавших, что основным назначением типцов является сжатие головки плода, в силу чего уменьшенная головка может пройти через узкий таз. Однако Н. М. Максимович-Амбодик утверждал, что чрезмерное сжатие головки щипцами наносит вред плоду. При значительном несоответствии таза матери и головки плода нельзя накладывать акушерские щипцы, так как этой операцией нельзя спасти плод и, кроме того, ставится под угрозу жизнь матери. При большом несоответствии Н. М. Максимович-Амбодик советовал производить плодоразрушающую операцию. Он указывал, что щипцы безопасны лишь тогда, когда они легкие, нет осложнений в течении родов и накладывает их опытный акушер.

Н. М. Максимович-Амбодик описал операцию наложения щипцов на последующую головку (при ножном предлежании плода), основные положения которой не потеряли своей актуальности до настоящего времени. При велении родов он рекомендовал воздерживаться от необоснованных вмешательств: «поистине счааливы те жены, кои с пособием природы рожают детей благополучно сами, не имея нужды в помощи чужой. Н. М, Максимович-Амбодик был противником вмешательства в физиологическое течение родов и советовал прибегать к нему только при их осложнении. Он считал, что применение «орудий» показано лишь при «..ненатуральных, трудных родах» (узкий или деформированный таз, чрезмерная величина или уродство плода, неправильное его положение, сросшиеся двойни, сочетание узкого таза и крупного плода, старая первородящая). При необходимости нужно начинать оперативные вмешательства с «легчайших» и менее опасных способов. Он положил начало бережному ведению родов, придерживаясь выжидательной тактики, которой пользуются и в настоящее время.

С целью предупреждения разрыва промежности во время родов Н. М. Максимович-Амбодик первый в России предложил защиту промежности - ответственный момент в ведении родов.

Патологии беременности, т. е. описанию болезней во время беременности и их лечению, Н. М, Максимович-Амбодик придавал особое значение. Он обращал внимание на образ жизни беременной, считая это очень важным для здоровья будущего ребенка. «Беременная жена, как скоро почувствует, что она во своей утробе зачала, сугубо обязывается всячески наблюдать добропорядочную жизнь и бляголоведение во всем ея состоянию приличное; ибо она должна пещися не токмо о предохранении собственного здравия, но еще иметь попечение и о соблюдении носимого ею утробного плода». Он придает большое значение во время беременности пище, движениям, одежде, свежему воздуху, употреблению нужных лекарств.

Н. М. Максимович-Амбодик подробно описывает и послеродовые заболевания и их лечение. Такая грозная акушерская патология, как послеродовое кровотечение, уносила в то время множество жизней. Н. М. Максимович-Амбодик перечисляет причины, вызывающие кровотечение, очень тщательно описывает клинические признаки большой кровопотери (бледность, звон и шум в ушах, зевота, малый пульс, слабость, обморок). Задачи акушера - вызвать сокращение матки, для чего он рекомендовал массировать живот, удалить сгустки крови или задержавшееся детское место. При отсутствии эффекта Н. М. Максимович-Амбодик впервые в мире предлагает метод массажа матки на кулаке. Этот метод получил широкое распространение и применяется в наши дни.

Другая акушерская патология, очень часто встречавшаяся после тяжелых родов, сопровождавшихся разрыва ми промежности,это выпадение матки. В качестве лечения Н. М. Максимович-Амбодик предлагал сразу же после родов вправление матки. Для. удержания и укрепления ее он рекомендовал применять особые кольца, вводимые во влагалище. При разрывах промежности он предлагал соединять края раны с помощью навощенной нити и кривой иглы.

Большой исторический интерес представляет указание Н. М. Максимовича-Амбодика на необходимость-хирургического лечения внематочной беременности, о которой в те годы имели самое смутное представление. Даже сто лет спустя, когда чревосечения проводились с полным успехом, некоторые акушеры и гинекологи при внематочной беременности применяли консервативный метод лечения. Правильное положение Н. М. Максимовича-Амбодика о необходимости хирургического лечения внематочной беременности было подтверждено впоследствие блестящими диссертациями Н. В. Склифосовского (1863) и В. Ф. Снегирева. (1873). «Искусство повивания» было снабжено большим количеством иллюстраций, которые еще больше-повышали ценность этого труда.

Вклад в отечественную педиатрию

Огромный вклад внес Н. М. Максимович-Амбодик в отечественную педиатрию. Пятая часть «Искусства повивания» посвящена вопросам физиологии и гигиены, а также заболеваниям детей раннего возраста. В заглавии этой части написано: «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле. Часть пятая, содержащая краткое объяснение всего того, что воспитывающим детей ведать и делать должно - касательно их природных свойств, воспитания, попечения и содержания от самого их рождения до отроческого возраста; ...описание болезней, младенцам приключающихся; примечания и наставления о врачевании оных и надежные средства, к облегчению и предохранению детей от немочен способствующие». Эта работа по существу является первым руководством по педиатрии па русском языке.

Н. М. Максимович-Амбодик дает определение доношенного и недоношенного плода, здорового и больного ребенка, сведения о соответствующих размерах головы, груди, о длине и весе тела ребенка, описывает процессы дыхания, кровообращения новорожденных В главе «О причинах гибели младенцев вообще» Н. М. Максимович-Амбодик показывает, как «незнание и крайнее в повивальном деле невежество многих неученых и мнимых бабок, подвергающих великой опасности, а иногда л смерти не только родящих жен, но и от них рождающихся» являются главной причиной гибели младенцев. Одновременно он выступает против предрассудков при оказании помощи в родах, связанных с церковными обрядами и обычаями, как, например, «отверзание царских врат в церквах, будто бы церковные двери имели сопряжение с отверстием беременной матки». И далее он восклицаем «О сколь далеко простирается общенародное суеверие и заблуждение. Подобная оценка церковных обрядов в тех условиях могла грозить автору большими неприятностями.

Задача «сохранения и размножения народа предусматривала как заботу о повышении рождаемости, так и о предотвращении смертности среди детей. В «Искусстве повивання» дается классификация детских болезней. Н. М. Максимович-Амбодик приводит правильное клиническое списание многих детских болезнен - диспепсии («поноса»), рахита («аглицкой болезни»), оспы, корн, коклюша («сповального кашля»), а также глистных заболеваний. «Иногда у детей рождается великое множество червей oт нечистоты и неопрятности, коя истребляются только чистотой и лекарствами, червей убивающими». Н. М. Максимович-Амбодик считал необходимым прибегать к лекарствам для лечения детей только в исключительных случаях и с большой осторожностью. Ко уврачеванию младенческих болезней едва требуются лекарства. По крайней мере следует выбирать из них самые легчайшие, да и то только по необходимой нужде».

Многие советы Н. М. Максимовича-Амбодика могут рекомендовать врачи и в настоящее время. Так например, он ратовал за грудное вскармливание. «Материнское молоко - полезнейшее, надежнейшее, ничем не заменимое питание». В случаях болезни матери он рекомендовал пользоваться свежим нежирным коровьим молоком, разбавлять его водой и добавлять небольшое количество сахара. Прикармливание кашей из сухарей или крупы советовал начинать после 5 месяцев, притом кашу «надо делать всегда свежею и не запасать ее вперед, дабы она не прокисла». Прикорм новой пищей советовал начинать осторожно, постепенно, избегая резкой перемены пищи.

В своих работах Н. М. Максимович-Амбодик подчеркивает существенное значение ухода и гигиенического режима в предупреждении детской патологии. «Впускать воздух в детскую горницу полезно по меньшей мере дважды в день, чаще надо выносить детей на свежий воздух, особенно в хорошую погоду. Прогулки детей на свежем воздухе предохраняют их от многих болезней». Он указывал, что воздух в детской комнате должен быть всегда чистый, сухой, определенной температуры. «Неумеренная теплота, духота расслабляют весь телесный состав. Надлежит заблаговременно приучать детей к холоду и ко всем воздушным переменам. Холодный воздух укрепляет тело. Кроватка ребенка не должна стоять возле печки и на сквозняке».

Большое значение отводил Н. М. Максимович-Амбодик одежде ребенка. Он указывал, что одежда должна быть простая, свободная, умеренно теплая. В «Искусстве повивания» он писал, что необходимо «добропорядочное содержание детей, касательно окружающих вещей, особливо же, воздуха, одежды, пищи и прочего: начиная от самого их рождения до отроческого возраста, тщательно наблюдаемое, может и должно почесться тогда наилучшим и наиполезнейшим, когда оное с самою природою наиболее сходствует». Н. М. Максимович-Амбодик учил вырабатывать у детей выносливость, ласковость, жалость, человеколюбие. Он категорически возражал против телесного наказания и указывал, что «телесное наказание все-ляет в детей подлость, робость, неоткровенность, ложь и прочие пороки. Побои без сомнения обращаются во вред здоровью». Это писалось в те времена, когда телесные наказания считались обязательными в воспитании.
^ Вклад в отечественную фармакогнозию

Н. М Максимович-Амбодик написал ряд трудов по медицинской ботанике («Словарь ботанический» -

1795 г., «Первоначальные основания ботаники» -

1796 г., «Новый ботанический словарь»-1804, 1808 гг.), которые дают право считать его одним из основоположников отечественной фармакогнозии. Ему также принадлежит первое русское руководство по лекарственным растениям в 4 томах «Врачебное веществословие, или описание целительных растений», которое издавалось с 1783 по 1789 г. Появление медико-биологических работ на эту тему не случайно. Они обусловлены рядом причин, главная из которых заключалась в острой потребности государства в большом количестве различных лекарственных средств в связи с чрезвычайно высокой заболеваемостью и частыми эпидемиями.

Несмотря на богатейшие природные ресурсы, Россия почти не имела собственных сырьевых баз из-за слабого развития лекарственного растениеводства. В результате государств вынуждено было покупать лекарственные средства за границей по очень дорогой цене. По данным о государственном бюджете за 1764 - 1767 гг. расходы на медикаменты выражались в сумме 71 459 руб. ежегодно, что составляло около 0,5% всех государственных расходов.

Отсутствие квалифицированной мед «пинской помощи и необходимых лекарств создало благоприятную почву для развития шарлатанства и знахарства, способствовало появлению большого количества самых различных средств, не обладавших никакими целебными свойствами. Вот как пишет об этом С. М. Громбах в монографии «Русская медицинская литература XVIII века»: «Число растений, которым приписывались целебные свойства, было очень велико. И этот фармацевтический арсенал неустанно пополнялся все новыми ц новыми средствами, среди которых наряду с истинными медикаментами очень часто процветали и всевозможные непроверенные, а порой и попросту шарлатанские средства: элексиры, капли, порошки и т. д.".
Передовые русские врачи XVIII века, руководствуясь патриотическим стремлением улучшить экономическое положение государства, решили отказаться от иностранного снабжения дорогостоящими лекарствами. Стремись сделав доступным населению использование многочисленных лекарственных растений, они начинают активно изучать травы. С этой целью по стране предпринимают путешествиия видные ученые-(И. И. Лепехин, П С. Паллас и др.) Для России этого периода характерно появление значительного числа научных paбoт, в которых утверждается необходимость развитии отечественного лекарственного растениеводства, настойчиво пропагандируются отечественные лекарственные травы, ничем не уступающие, а иногда и превосходящие по своим лечебным свойствам иностранные.

Н. М. Максимович-Амбодик был одним из активпых сторонников развития отечественного лекарственного растениеводства и противником ввоза дорогостоящих иностранных лекарственных средств. «Я смело моту сказать, что если бы все врачи и лекари тщательнее и прилежнее повторными опытами испытывали силу и действие растений, в своем отечестве прозябающих, го едва ли они имели нужду в выписывании новых, из чужих стран вывозимых, дорогих, но иногда вовсе бездейственных, лекарственных веществ».

Н. М. Максимович-Амбодик прекрасно понимал, что для научного изучения отечественных лекарственных растений нельзя довольствоваться одним только «внешним познанием растении», необходимо знать их строение, условия произрастания, особенности сбора и хранения лекарственного сырья, а также уметь проверять и испытывать целебные свойства различных растении. В связи с этим он считал необходимым изучение ботаники врачами, аптекарями и лицами, занимающимися сбором лекарственных растений.

Работа Н. М. Максимовича-Амбодика «Первоначальные основания ботаники» (1796) -первое русское руководство по ботанике, в котором дается детальное описание общего строения растений и их частей (корня, стебля, листьев, цветов и т. д.), рассказывается об отдельных группах растений (например, папоротниках, грибах). В этом руководстве не встречаются научно не исследованных лекарственных растений. Н. М. Максимович-Амбодик описывает строго установленные виды растении на основе систематики животного и растительного мира Карла Линнея, Большое внимание уделяется порядку исследования растения; прекрасно сделанные рисунки дополняют содержание книги.

Н. М. Максимовичу-Амбодику принадлежит фундаментальный труд «Врачебное веществословие» (1783- 1789) - первое обобщающее руководство по лекарственным растениям, включающее 134 оригинальных цветных рисунка, выполненных очень искусно русскими художниками по специальному заказу и под наблюдением Н. М. Максимовича-Амбодика.

Каждое лекарственное растение описывается им очень подробно: внешний вид, географическое распространение, местонахождение, время сбора, способы сушки, условия хранения, а также использование данного растения человеком. Например, он сообщает, что из ели строят мореходные суда, делают бочки, разную посуду, покрывают крыши домов. «Что касается врачебной пользы... в аптеках употребляются молоденькие ветви или верхушки... с земными иглами и младыми еловыми шишками, из которых получают еловую смолу, использующуюся для приготовления мазей, пластырей. При описании лечебных свойств лекарственных растений он обращал также внимание и на противопоказания к их применению. Так, рекомендуя применять алоэ внутрь как слабительное средство, а также местно при гнойных ранах или язвах, он подчеркивал особо, что алоэ нельзя применять беременным, чахоточным (т. е. больным туберкулином) и подверженным какому ни есть кровотечению».

Н. М. Максимович-Амбодик подметил очень важную особенность, имеющую большое практическое значение: целебная сила одного и того же растения может быть различной в зависимости от возраста растения, периода его развития, времени сбора и условий хранения. В связи с этим все эти моменты разбираются им детально для каждой части растения (корни, листья, цветы). «Корни... коих вся сила через высушку пропадает, лучше употреблять свежие; хранить такие зимой а горшках, наполненных сухим песком. Душистые травы, высушенные па открытом воздухе, «теряют большую часть своей силы, потому что от солнечных лучей все то, что есть... душистое, летучее, уносится в воздух и вовсе исчезает». Н. М. Максимович-Амбодик предлагает растения сушить в печи, но не слишком горячен. Он отмечает и то, что целебная сила их при длительном хранении исчезает; следовательно, заготовленные и неиспользованные лекарственные растения надо периодически заменять свежими. Все эти рекомендации сохранили свое значение до настоящего времени.

Очень интересна классификация лекарственных средств, в основу которой Н. М. Максимович-Амбодик положил их действие на организм. Некоторые разделы данной классификации и названия в ней веществ существуют и в настоящее время: слабительные, рвотные, вяжущие, мочегонные («мочегонительные»), снотворные («усыпительные).

Подчеркивая положение о том, что каждое лекарство обладает строго определенным действием, он также обращал внимание и на то, что одно и то же лекарство не всегда и не во всяком «болящем теле одинаковым образом действовать может». Поэтому Н. М. Максимович-Амбодик, отвергая шаблонный подход в назначении лечения больном), считал важным и необходимым изучение механизма действия лекарств, понимание которого является основой их практического применения. В противном случае врач «в самом деле ничего достаточного ни для болящих полезного учинить невозможет». Кроме этого, Н. М. Максимович-Амбодик выступал против излишне сложных лекарственных комбинаций, отдавая предпочтение простым прописям, а также против того, чтобы начинать лечение больного с сильнодействующих средств. «Никогда нe следует начинать сильными лекарствами делать то, что легчайшими средствами исправить можно».

Во «Врачебном веществословии» так же, как и в других своих сочинениях, он указывает на то, что для достижения успеха в лечении необходимо знать свойства как больного организма, так и здорового; причем большое значение в выздоровлении он придает влиянию внутренних сил организма, а не только действию одних лекарств. Такое утверждение Н. М. Максимовича-Амбодика о необходимости индивидуального подхода к больному было важным и прогрессивным положением русской медицины второй половины XVIII века.

^ Заслуги Н. М. Максимовича-Амбодика в разработке отечественной медицинской терминологии.

Во второй половине XVIII века в России началась активная борьба русских врачей с врачами-иностранцами за право преподавания учебных дисциплин на русском языке, а также за право писать и печатать научные работы на родном языке. Так, профессор медицинского факультета Московского университета С. Г. Зыбелин одним из первых начал преподавать на русском языке

Преподаватель анатомии и хирургии Госпитальной школы в Петербурге К. И. Щепин на русском языке стал читать курс анатомии, Н. М. Максимович-Амбодик - акушерство.

Но и преподавание, и написание научных работ на русском языке, а также переводческая деятельность русских врачей серьезно осложнялись тем, что научной медицинской терминологии на русском языке еще не было. И это представляло огромные трудности, о чем красноречиво свидетельствуют многочисленные высказывания преподавателей и переводчиков. Так, К. И. Щепин жаловался, что "я на латинском языке десять коллегий (т. е. лекций) прочитаю лучше, нежели на русском языке одну». Переводчик Ф. И. Барсук-Моисеев писал: «Ничто столь не делало мне затруднений в сем переводе, как технические, искусством, т. е. изобретенные л в употребление введенные термины». Преподаватели и переводчики должны были сами придумывать русские слова, равноценные или близкие иностранным терминам. Иногда иностранная терминология просто заимствовалась, но такой путь избирался реже. Новосозданные термины нередко были неудобопроизносимыми, неуклюжими, и это остро чувствовали сами их создатели. «Изобретение приличных названий млн учебных слов сколь трудно есть, всякому упражняющему в пауках известно»,-- писал М. И. Шеин в 1761 г. при переводе книги И. 3. Плашера Основательные наставления хирургические».

Такое положение вызывало естественное стремление совершенствовать новые термины. Не всякий предложенный термин принимался другими переводчиками, и поэтому одному и тому же понятию соответствовало несколько наименований. И хотя это создавало дополнительные трудности, разработка русской научной терминологии продолжалась. Много врачей и преподавателей приняли участие в этом чрезвычайно важном для русской медицинской науки процессе, но особенно большую работу но созданию отечественной научной номенклатуры проделали Н. М. Максимович-Амбодик, А. П. Протасов, М. И. Шеин, С. Г. Зыбелин, М. М. Тереховский, Ф. И. Барсук-Моисеев.

Н. М. Максимович-Амбодик в труде «Первоначальные, основания ботаники» (1796) говорит об этим так: «... я принужденным себя нашел пополнить недостаток российских ботанических слов заимствованными от означения оных иностранных языках, а инде и от себя вымышленными речениями». Однако он не только придумывал, но и собирал русские научные теп мины, систематизировал их и издавал словари, заложив тем самым основы отечественной медицинской терминологии. Огромная работа по собиранию терминов, начатая им еще в студенческие годы, продолжалась в течение всей его жизни. Им было использовано огромное количество самых различных печатных н рукописных книг, из которых он черпал «славянские и российские слова.

Задуманный Н. М. Максимовичем-Амбодиком врачебный словарь должен был состоять из 3 книг: а,нагомико-физпологического, медико-хирургического и естественно-химико-исторического словарей.

Готовя словари к изданию, И. М. Макснмович-Амбодик прекрасно понимал их всеобщую пользу для врачей, переводчиков, но еще больше для учащейся русской молодежи. «Всяк, кто только собственным опытом искусился, упражняясь в сочинениях или переводах сего рода, неоспоримо признает, сколь нужен и полезен есть для всех, а паче новоучащихся врачебной науке, таковый Российский словарь!». В то же время он признавал и их недостатки. Ведаю, что таковой труд был бы несравненно исправным, если бы многие ученые люди захотели о том постараться н соединенными силами своими сочинить оный по-российски: а по тому самому может быть многие, употребленные наименования и переведенные с других языков слова некоторым покажутся недостаточными, либо неисправными, либо вовсе грубыми, однакож уповаю, чю мне в том прощено будет но крайней мере для того, что я, не имея лучшего к подражанию образна, по моей возможности, старался во свете издать Сей собственными трудами моими сочиненный врачебный словарь и тем самым побудить ученейших мужей к изданию впредь лучшего...».

Были изданы только два словаря: «Анатомико-физиологический словарь» (1781) и «Медико-хирургический словарь» (1785). На титульном листе «Анатомико-фнзиотогического словаря» написано «Для пользы российского юношества». Н. М. Максимович-Амбодик хотел облегчить учащимся усвоение таких дисциплин, как анатомия и физиология. Анатомия была особенно трудной для учащейся русской молодежи, так как именно анатомические термины в своем подавляющем большинстве не имели в русском языке слов, которые бы им вполне соответствовали.

Н. М. Максимович-Амбодик. как и большинство его современников, придавал очень большое значение изу-чению анатомии и физиологии, считая их необходимой основой для познания медицины». В связи с этим Н. М. Максимович-Амбодик считает необходимым предпослать словарю «краткое объяснение о пользе анатомии и физиологии», излагая в сжатом виде основы анатомии и физиологии на уровне современных европейских достижений. Например, им блестяще описаны внутриутробное кровообращение плода, иннервация мышц и др.

Лишь после такого «краткого объяснения» А. М. Максимович-Амбодик счел возможным дать «иполкование некоторых анатомико-физиологических наименований». Все приведенные термины даются параллельно на трех языках - русском, латинском, французском. Ради удобства пользования словарь разделен на две части. Первая часть-это русские слова, расположенные в алфавитном порядке; вторая часть - те же слова по-латыии в латинском алфавите. Такое же строение имел «Медико-хирургический словарь.

В 1804 г. был выпущен "Новый ботанический словарь», являющийся продолжением книги Н. М. Максимовина-Амбодика «Первоначальные основания ботаники" (1796). Словарь содержал перечень растений, названия которых были даны по систематике К. Линнея на латинском, немецком и русском языках.

Многие медицинские термины, введенные в XVIII вокс, не сохранились до наших дней. Исчезли, например, из научной терминологии «жилы боевые» (артерии, «теплораздутие» (эмфизема подкожная), «сидень» (рахит) и др. Однако значительная часть терминов прочно вошла в научный обиход И хотя в настоящее время эти словари представляют лишь исторический интерес, в те времена они были действительно как "златый ключ, отверзающий путь к познанию благородных и полезных паук" - так определил значение словарей И. М. Максимович-Амбодик, напечатав эти слова на оборотной стороне титульного листа "Анатомико-физиологического словаря". Вместе с тем словари, способствуя выработке научных терминов, послужили основой создания отечественной медицинcкой номенклатуры. Н. М. Максимович-Амбодик по праву считается одним из основоположников русской медицинской терминологии.
^ Вклад в отечественную медицинскую литературу

Н. М Максимович-Амбодик за свою 30-летнюю деятельность оставил большое научное наследие, поражающее как количеством написанных работ, так и разносторонностью тематики. Кроме капитальных сочинений по акушерству и фармакогнозии, ему принадлежат работы в области анатомии, физиологии, медицинской терминологии. Ряд его оригинальных переводных работ популярного значения сыграл огромную роль в распространении медицинских и санитарно-гигиенических знаний среди широких слоев населения.

В своих многочисленных сочинениях Н. М. Максимович-Амбодик предстает перед нами как представитель материалистического мировоззрения, последователь естественнонаучного материализма М. В. Ломоносова, считавшего основой познания действительности опыт и наблюдения.

С большой настойчивостью и последовательностью. Н. М. Максимович-Амбодик неоднократно высказывает мысль об опыте и наблюдении как основе всякой науки, в частности врачебной, но в то же время он не отрицал полностью и «умозрений» (теорий), считая, что опыты и теория должны быть тесно связаны между собой, дополняя друг друга.

Безусловно, прогрессивным было его представление о связи явлений, в частности о влиянии внешней среды на формирование организма. Внешний вид человека «часто различествует по причине различия страны, воспитания и образа жизни». Н. М. Максимович-Амбодик отрицал убеждение многих авторов, что темный цвет кожи негров является последствием проклятий Хама и Канна. Он писал: «Черных людей произвел климат и солнце, под коими Ноевы потомки пришли поселиться. Свойство человека не могло перемениться столь существенно без помощи физических причин».

Однако материализм И. М. Максимовича-Амбодика был не совсем последовательным. Так, он высказывал явно идеалистические взгляды на природу человека, якобы состоящего из тела и души или начала разумного и невидимого, считая его творением «высочайшего строителя». Такое противоречие не должно вызывать удивления, ибо он жил в эпоху, в которой идеалистическое мировоззрение являлось господствующим, В трудах Н. М. Максимовича-Амбодика прогрессивные мысли преобладали, и это даст нам полное право считать его представителем материалистического мировоззрения.

Подтверждением этого являются его взгляды на причину болезни как результат патологических изменении в организме и его мысли о предупредительной роли медицины в сохранении здоровья человека. Об этом он пишет во "Врачебном веществословии", которое включает в себя не только вопросы ботаники и фармации, но и вопросы о врачебной пауке вообще.

Давая определение «врачебному веществословию» как части врачебной пауки, главным назначением которой является «не токмо здравие человеческого тела защищать и сохранять, но и потерянное и поврежденное способными лекарствами возвращать и восстановлять». Н. М. Максимович-Амбодик делит врачебную науку на две части. «Первая показывает правила полезные и нужные, к соблюдению здравия относящиеся». Эту часть он называет «наукою здравие тела охраняющую», вторая имеет предметом то. «каким образом и коими средствами болезни... отвращать» исцелять должно».

Таким образом, совершенно четко сформулирована прогрессивная для XVIII века мысль о предупредительной роли медицины в сохранении здоровья человека. Об этом же говорится в эпиграфе к «Врачебному веществословию»: «Здравие соблюдается исполнением и употреблением всего того, что есть полезно...». Эти правила «полезные и нужные» являются по существу правилами гигиены и, следовательно, они касаются прежде вести вопросов питания, режима дня, одежды. а также окружающей среды. При приеме пищи должна быть умеренность, так как «излишнее пересыщение, равно как и излишнее воздержание.. вредим бывают; маленькие дети должны получать более легкую пищу, кормить их нужно почаще, по не в излишнем количестве». Большое значение он придает режиму дня и активные движениям: «старайтесь, чтобы ни один день не был без телодвижения»; вставать после сна он ре-комендует пораньше, «ибо утреннее время ко всяким трудам, подвигам и наукам есть наиспособнейшее». Одежда должна быть чистой и опрятной, так как это сесть наилучшее средство для сохранения здравия. Говоря о воздухе, советует заботиться о его чистоте, отмечая при этом наибольшую полезность деревенского и полевого воздуха.

«Врачебное веществословие» - труд, отражающий полно и научно медицинские знания того времени, был написан простым и ясным языком. Эта простота изложения делала доступным «врачебное веществословие" не только врачам и лекарям, но и любому грамотному человеку.

Интерес к вопросам медицины среди населения был обусловлен не только простой любознательностью, по и практически потребностью, вызванной почти полным отсутствием медицинской помощи, и связанной г. этим необходимостью широко прибегать к самопомощи при болезнях, травмах, отравлениях и т. д. Донести медицинские знания в доступной форме до широких народных масс - такую задачу преследует Н. М Максимович-Амбодик в этом труде. Он отмечал, что «Врачебное веществословие может быть полезно».

В 1782 г.: «Разве кто-то не должен быть ответственным, что до сих пор у лас пет почти ни одной книги по этой пауке, написанной на русском языке Мне, кажется, что это была прямая обязанность Медицинской коллегии...". Медицинская коллегия, созданная в 1763 г. как новый высший орган медицинского управления, начала проявлять заботу о русской медицинской литературе лишь с 80-х годов, когда ведущая роль в Медицинской коллегии перешла к русским врачам от врачей-иностранцев. В 1782 г. из членов Медицинской коллегии была создана комиссия для выяснения «всех надобностей до медицинского факультета касабщихся». В докладе от 26 октября 1782 г. комиссия отметила, что в России до сих пор почти нет медицинских книг на русском языке. В своих предложениях комиссия просила об отпуске 2000 руб ежегодно на издание медицинских книг на русском языке.

Передовые врачи, среди которых много было академиков, профессоров и преподавателей госпитальных школ, активно занялись переводческой деятельностью, видя в этом свой патриотический долг перед Родиной. Это А. П. Протасов, П. И. Погорецкий. М. М. Тереховский, Н. Я. Озерецковский, А. М. Шумлянский, N. X. Пекен, Д. Я. Писчеков, П. Гофман, В. М. Севергин, П. А. Загорский, В. И. Джунковский, Д. С. Самойлович. М. И. Шеин, И. Андриевский и многие другие.

Н. М. Максимович-Амбодик стал одним из самых, активных переводчиков. Ему принадлежит около 10 переводных работ, из них 6 на медицинские темы: «Краткое описание многих закоснелых мнений и злоупотреблений до беременных, родильниц и новорожденных относящееся...» Соссерота (перевод с французского, 1781); Руководство к познанию и врачеванию болезней человеческих с прибавлением главных немощей женскою пола и малолетних детей". И. Ф. Шрейбера (перевод с латинского, 1781); «Начальные основания врачебной науки) Гуме (перевод с латинского, 1786), «Фитология или естественная история о человеке касательно его зачатия, рождения, природы, строения тела, различных возрастов, деяний жизни, различий в человеческом роде примечаемых болезней, старости и смерти» Бальмонта де Бомара (перевод с французского. 1787); «О новом способе употребления ртути" и "Врачебные наставления о любострастных бполезнях» И. И. Пленка (переводы с латинского, 1790).

Его переводы можно условно разделить на научные руководства и научно-популярные работы. Первые предназначались в основном врачам, а также учащимся госпитальных и бабичьих школ, назначение вторых - распространение и популяризация медицинских знании среди широких слоев населения. Однако большенство своих переводов Н. М. Максимович-Амбодик в первую очередь предназначал Для «пользы учащегося врачебной пауке Российского юношества». Так будет написано не раз в предуведомлениях его переводов.

Стремясь облегчить учащимся усвоение содержания перевода книги И. Ф. Шрейбера "Руководство к познанию и врачеванию болезней», названия болезней, лекарств И. М. Максимович-Амбодик приводит только на русском языке, специально устранив из перевода латынь, так как большинство учащихся не знали, латынь или знали ее недостаточно. Эта книга М Ф. Шрейбера посвяшена вопросам общей патологии, диагностики и лечении различных болезнен, ран и лекарствам от яду". В последней главе дано хорошее клиническое описание «аглицкой немощи» (рахита).

Интересно отметить, что проф. И. Ф. Шрейбер жил в России и работал преподавателем Санкт-Петербургской госпитальной школы, являясь пленом Академии наук в Санкт-Петербурге. Но свое руководство он написал на немецком языке. В 1768 г. оно было переведено на латинский язык П. Погорецким. а Л. М. Максимович-Амбодик свой перевод делал уже с латинского.

«Краткое описание многих закоснелых мнений» Сиссерота, написанное «для всеобщей пользы человеческого рода», было во Франции удостоено акадеимической награды ты Нантской королевской академии (1776). В книге подробно говорится о вреде, приченяемом невежественными бабками, советы и помощь которых строились на многовековых предрассудках и суевериях. Так, бабки вешали на шею беременным и роженицам ладанкн (талисманы), которые должны были обеспечить благополучный исход родов; поэтому при возникающих осложнениях они не стремились оказать какую-либо активную помощь, надеясь на чудотворное дейстие ладанок. После родов бабки приказывали матерям носить испачканное белье, считая что часто меняемое белье «умножает кровотечение». Н. М. Максимович-Амбодик расценивал это как очень опасное заблуждение, являющееся причиной серьезных заболевании. Каждому такому закоснелому мнению он противопоставлял множество рациональных гигиенических правил, часть из которых введена им Например, в рекомендации при искусственном вскармливании приготовлять жидкую кашу не из муки, а из белого хлеба И. М. Максимович-Амбодик добавил - «иди из самой лучшей Майковой, либо смоленской крупы».

«Фнзиология или естественная история о человеке" - перевод статьи "Человек» из французского словаря Вальмона де Бомара. Если отбросить идеалистические представления о том, что "человек сложен из двух особых существ, т. е. души и тела», то остальные сведения о человеке, его развитии, строении и функциях организма отражали современные знания анатомии и физиологии, успешное развитие которых было связано с познаниями на основе опыта. В книге много цепных советов по уходу, вскармливанию и воспитанию маленьких детей, по особый интерес представляет глава XI "О началах и причинах болезней". Этой главы во французском оригинале статьи «Человек" нет. Очевидно, она написана Н. М. Максимовичем-Амбодиком.

Высказанные в этой главе взгляды па причины болезней и их лечение характеризуют врачебное мышление Н. М. Максичовича-Амбодика. Он считал, что болезнь возникает в результате патологических изменений в организме, не являясь чем-то неестественным. Это мнение, подкрепленное огромным клиническим опытом, являлось прогрессивным для медицины того времени. Выдвигая основанное на опыте положение о том, что нередко одна природа врачует человеческие болезни, т. е. то, что большинство заболеваний излечивается без посторонней помощи силами самого организма, Н. М. Максимович-Амбодик вместе, с тем подчеркивал, что в течение заболевания надо вмешиваться с помощью врачебного врачебного искусства заблаговременно, стараясь предупредить дальнейшее развитие болезни. Лечить надо соответственно индивидуальным особенностям больного, так как природа человека неодинакова, при этом учитывать надо и то, что одно и то же лекарство не на каждого человека производит одинаковое действие. Искусство лечения должно основываться на врачебном опыте. Все эти положения были прогрессивными и сохранились до нашего времени, составляя основу современной практической медицины.

Вставка собственной главы не должна удивлять нас, ибо это было в духе переводов того времени. Н. М. Максимович-Амбодик, как и другие переводчики, не переводил текст механически, дословно, слепо следуя оригиналу. В ряде случаев он высказывает свою точку зрения или другого автора. В этом отношении особенно показателен перевод книги И. И. Пленка «Врачебные наставления о любострастных болезнях» в которых 1/3 объема занимают примечания, написанные Н. М. Максимовичем-Амбодиком.

Перевод книги о венерических болезнях был сделан, по заказу военного ведомства и выдержал 3 издания (1790, 1798, 1800). Повышенный интерес к этой книге объяснялся очень большим распространением венерических болезней в России XVIII века. По специальному указу Екатерины I в 1762 г была открыта Первая гражданская больница специально для лечения венерических болезней. Н. М. Максимович-Амбодик. помимо преподавания в Калиникинскомм училище, открытом на базе этой больницы, являлся еще консультан-том в ней. В течение длительного времени он наблюдал и лечил беременных женщин, больных венерическими болезнями И выбор его в качестве переводчика книги о венерических болезнях был не случаен.

П. М. Максимович-Амбодик обладал большими познаниями и считался крупным специалистом по «любострастым болезням». Об этом красноречиво говорят его примечания. Они касаются и первую очередь описания случаен различных клинических проявлений, венерических заболевании, их лечения и осложнений, связанных с длительным приемом препаратов ртути. Говоря о лечении «белой грыжи» (так называлась гонорея), он подчеркивает большую эффективность местного лечения (впрыскивание ртути в мочеиспускательный канал), чем приема внутрь. Несколько раньше он пишет о том, что далеко не все выделения из мочеиспускательного капала есть проявление венерической болезни.

Особый интерес представляют рассуждении Н. М. Максимовича-Амбодика о лечении беременных, страдающих венерическими болезнями. По этому вопросу он приводит две точки зрения. Одна точка зрения принадлежит врачам, которые считали, что женщину нужно лечить после родов, чтобы не вызвать у нее выкидыша или преждевременных родов. Кроме того, они сомневались в том, что ртуть, принятая беременной, может проникнуть «в недра самого зародыша» и тем самым вылечить его. Вторая точка зрения Н. М. Максимовика-Амбодика. Подчеркивая то, что И. И. Пленк видел здоровых детей, рожденных от женщин, принимавших ртуть во время беременности, он говорит о необходимости лечения таких женщин, ибо считает, что ртуть «от беременной матери переселяется в самые внутренние недра утробного плода". Он сообщает также о том, что выкидыши у больных беременных наблюдаются и без всякого лечения ртутью.

Большую роль Н. М. Максимович-Амбодик отводил оформлению книг. Рисунки, данные в 6-й части «Искусства повивания», являются прекрасным дополнением к содержанию этой книги. Значительная часть их заимствована из европейских руководств, некоторые рисунки были сделаны Н. М. Максимовичем-Амбодиком (например, рисунок постели для родящей и родильницы). Большое число рисунков посвящено анатомии женских половых органов н строению плода.

Это лишний раз свидетельствует о том, что Н. М. Максимович-Амбодик придавал большое значение анатомическим познаниям. Много рисунков в данной работе посвящено различным положениям плода, механизму родов, медицинскому инструментарию, применяемому в акушерской практике. Все рисунки снабжены подробнейшим описанием, что еще более увеличивает их ценность Несомненно, что ими широко пользовался Н. М. Максимович-Амбодик в качестве учебных пособий па лекциях и занятиях.

Оформление трудов Н. М. Максимовича-Амбодика высоко оценил А. А. Сидоров в своей работе «История оформления русской книги» (М.- Л., 1946).
Вся жизнь Н. М. Максимовича-Амбодика, его огромный талант и эрудиция, необычайная энергия и работоспособность были отданы делу развития отечественной медицины и созданию отечественных акушерских кадров, практически до него не существовавших. Он был истинным патриотом Родины, мечтавшим о России как о центре мировой науки и кулmnуры, и он сделал немало для осуществления своей мечты, но его детальность и научные заслуги не были оценены и России при его жизни. И хотя он был хорошо известен европейским ученым, отзывавшимся о нем с большим уважением, его имя даже не упомянуто в первой "Истории медицины в России". написанной В. Рихтером. Этот факт является свидетельством тон жестокой борьбы, которая велась иностранцами против русских ученых. Но И. М. Максимович-Амбодик не был сломлен и, работая в трудных условиях своего времени, внёс неоценимый вклад в развитие медицинской науки.
Содержание

Жизненный путь H. M. Максимовича-Амбодика....

Основоположник отечественного акушерства и педиатрии....

Вклад в отечественную педиатрию....

Вклад в отечественную фармакогнозию....

Заслуги Н. М. Максимовича-Амбодика в разработке о отечественной медицинской терминологии.... Вклад в отечественную медицинскую литературу....

МАКСИМОВИЧ НЕСТОР МАКСИМОВИЧ (АМБОДИК)

Максимович (Амбодик), Нестор Максимович - акушер (1744 - 1812), профессор в Петербургских госпиталях и повивальном институте. Сын священника, учился в Киевской духовной академии, по окончании курса в которой (1768) определен в Петербургскую госпитальную школу, в Страсбурге получил степень доктора медицины. По возвращении в Петербург начал преподавание акушерства в адмиралтейском и военно-сухопутном госпиталях (1776). Главные труды: "Искусство повивания" (Санкт-Петербург, 1784 - 1786), "Врачебное веществословие" (Санкт-Петербург, 1783 - 1789), "Анатомо-физиологический словарь" (Санкт-Петербург, 1783), "Словарь медико-хриругический на латинском и российском языках" (Санкт-Петербург, 1780), "Новый ботанический словарь на российском, латинской и немецком языках" (Санкт-Петербург, 1795 - 1804; 2-е издание, 1808).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МАКСИМОВИЧ НЕСТОР МАКСИМОВИЧ (АМБОДИК) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МАКСИМОВИЧ в Литературной энциклопедии:
    Михаил Александрович — этнограф-историк. Р. в Полтавской губ. Учился в Московском университете, сначала на филологическом, потом на физико-математическом факультете. …
  • МАКСИМОВИЧ
    МАКСИМ́ОВИЧ Мих. Ал-др. (1804-73), естествоиспытатель, историк, филолог, ч.-к. Петерб. АН (1871). Проф., первый ректор Киевского ун-та. Тр. по археологии, ист. …
  • МАКСИМОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАКСИМ́ОВИЧ Карл Ив. (1827-91), рос. ботаник и путешественник, акад. Петерб. АН (1868). Тр. по систематике и географии цветковых р-ний. Один …
  • МАКСИМОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАКСИМ́ОВИЧ Десанка (1898-1993), серб. писательница. В стихах сб-ков "Запах земли" (1955), "Требую помилования" (1964), "Летопись потомков Перуна" (1976) - филос. …
  • МАКСИМОВИЧ
    Десанка (1898-1993) , сербская писательница. В стихах сборников «Запах земли» (1955), «Требую помилования» (1964), «Летопись потомков Перуна» (1976) - философская …
  • НЕСТОР в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    — царь Пилоса. Сын Нелея и Хлориды. Отец Арета и Антилоха. В молодости прославился ратными подвигами: в войне с Аркадией …
  • НЕСТОР в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Nestor, ??????). Сын Нелея и царь Пилоса в Мессении. Под Троей он выделялся из числа прочих героев своей мудростью, справедливостью …
  • НЕСТОР в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    В греческой мифологии царь Пилоса, сын Нелея. Единственный из двенадцати сыновей Нелея, уцелевший после воины пилосцев с Гераклом. В источниках …
  • НЕСТОР в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Гомер считал Нестора царем Пилоса (запад Пелопоннеса). Он - единственный сын Нелея, избежавший гибели в войне Геракла с его отцом. …
  • АМБОДИК
    Амбодик, врач, см. Максимович …
  • НЕСТОР в Большом энциклопедическом словаре:
    древнерусский писатель, летописец 11 - нач. 12 вв., монах Киево-Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Традиционно …
  • НЕСТОР в Современном энциклопедическом словаре:
    древнерусский писатель, летописец 11 - начала 12 вв., монах Киево-Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Традиционно …
  • НЕСТОР в Энциклопедическом словарике:
    древнерусский писатель, летописец 11 - начала 12 вв., монах Киево- Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. …
  • НЕСТОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Н́ЕСТОР ИСКАНДЕР (Александр), рус. писатель 2-й пол. 15 в. Ист. "Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 г.". Падение Византии …
  • НЕСТОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Н́ЕСТОР, др.-рус. писатель, летописец 11 - нач. 12 вв., монах Киево-Печерского мон. Автор житий кн. Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. …
  • НЕСТОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Н́ЕСТОР, в греч. мифологии царь Пилоса, один из участников Троянской войны. В "Илиаде" изображался старцем, славящимся мудростью и житейским …
  • НЕСТОР в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • НЕСТОР в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • НЕСТОР в словаре Синонимов русского языка:
    имя, историк, летописец, …
  • НЕСТОР в Словаре русского языка Лопатина:
    Н`естор, -а (мифол.; историк, …
  • НЕСТОР в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Нестор, (Несторович, …
  • НЕСТОР в Орфографическом словаре:
    н`естор, -а (мифол.; историк, …
  • НЕСТОР в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в греческой мифологии царь Пилоса, один из участников Троянской войны. В «Илиаде» изображался старцем, славящимся мудростью и житейским опытом. - …
  • АМБОДИК-МАКСИМОВИЧ НЕСТОР МАКСИМОВИЧ
    Нестор Максимович (1744 - 1812), русский учёный, один из основоположников акушерства, ботаники и фитотерапии (лечебного применения лекарственных растений) в России. …
  • ТИФУН (МАКСИМОВИЧ)
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Максимович Тифун ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь | …
  • МАКСИМОВИЧ ТИФУН в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тифун Максимович (1873 - 1914), священник, священномученик. Память 11 июля среди священномучеников …
  • ИОАНН (МАКСИМОВИЧ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоанн (Максимович) - имя двух святителей Православной Церкви: Свт. Иоанн, митр. Тобольский и всея Сибири (+ …
  • АРХИПОВ ВАСИЛИЙ МАКСИМОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Архипов Василий Максимович (1876 - 1938), псаломщик, мученик. Память 1 марта, …
  • ПОХОДЯШИН ГРИГОРИЙ МАКСИМОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Походяшин (Григорий Максимович, родился в 1760 г.) - мартинист и филантроп XVIII в., друг Н.И. Новикова, сын известного в …
  • МАКСИМОВИЧ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Максимович, Михаил Александрович - выдающийся ученый (1804 - 1873). Учился в новгород-северской гимназии и Московском университете, сначала по словесному, потом …
  • МАКСИМОВИЧ КАРЛ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Максимович, Карл Иванович - ботаник (1827 - 1891), член Академии Наук. Образование получил в Дерптском университете Состоял помощником директора Дерптского …
  • ВОРОТНИКОВ ПАВЕЛ МАКСИМОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Воротников Павел Максимович - русский композитор (1810 - 1876). Еще учась в кадетском корпусе, пробовал сочинять: его Allegro исполнялось кадетским …
  • ТУЧКЕВИЧ ВЛАДИМИР МАКСИМОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Владимир Максимович [родился 16(29).12.1904, село Яноуцы, ныне Черновицкой области], советский физик, академик АН СССР (1970; член-корреспондент 1968), член Президиума (с …
  • СЕМЁНОВ ИВАН МАКСИМОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Иван Максимович [р. 17 (30).8.1906, Ростов-на-Дону], советский график, народный художник СССР (1974). Член КПСС с 1941. Учился в Ростовском художественном …
  • ЛИТВИНОВ МАКСИМ МАКСИМОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Максим Максимович (настоящая фамилия и имя - Баллах Макс; партийный псевдоним - "Папаша", Максимович, Феликс и др.) }