Теория конструктов дж келли. Теория конструктов личностных. Формальные свойства конструктов

Теория личностных конструктов – когнитивная теория личности, разработанная в 50-х гг. XX в. американским персонологом Келли. Цель теории личностных конструктов состоит в объяснении того, каким образом личность интерпретирует и прогнозирует свой жизненный опыт, предвосхищает (конструирует) будущие события, управляет переживаемыми событиями.

Ключевым понятием Теории личностных конструктов, составляющим ядро личности, выступает понятие "конструкт личностный" – абстракция или обобщение из предшествующего опыта, создаваемого личностью классификационно-оценочного эталона и проверяемого ею на собственном опыте. Личность в Теории личностных конструктов представляет собой организованную систему более или менее важных конструктов. И, чтобы понять личность, достаточно знать конструкты, которые она создает и использует, события, включенные в эти конструкты, и то, как они соотносятся друг с другом. Если конструкт облегчает адекватность прогнозирования событий, он сохраняется личностью, если же прогноз не подтверждается, то конструкт подвергается пересмотру или исключается. Валидность конструкта проверяется личностью с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться. Личностный конструкт организует и регулирует поведение, реконструирует систему взаимоотношений, осуществляя понимание объектов в их сходстве и различиях, конструируя "образ Я".

Все личностные конструкты биполярны и дихотомичны (например, хороший-плохой). Каждый конструкт имеет два противоположных полюса: эмерджентный (полюс сходства элементов конструкта) и имплицитный (полюс контраста). Для создания конструкта необходимы по крайней мере три элемента (явления или предмета), два из которых должны быть похожими друг на друга, а третий – отличаться от первых двух. Сходство и различия должны присутствовать в пределах одного и того же конструкта. В предвидении событий личности выделяют конструкты, которые кажутся релевантными, и тогда выбирают, какой из полюсов релевантных конструктов будет применен. Выбор полюса конструкта называется в Теории личностных конструктов сложным выбором.

В соответствии с природой контроля, осуществляемого над элементами, в Теории личностных конструктов выделяются специфические типы личностных конструктов: упредительный, стандартизирующий входящие в него элементы; констелляторный, который может одновременно принадлежать различным областям, но является постоянным в своей области; предполагающий, оставляющий свои элементы открытыми для альтернативных конструкций и позволяющий личности быть открытой для нового опыта.

Ведущие формальные свойства конструктов определяют типы их классифицирования: 1) диапазон применимости, включающий в себя все события, при которых конструкт релевантен или применим (все конструкты имеют ограниченный диапазон применимости, хотя от конструкта к конструкту границы диапазона могут меняться); 2) фокус применимости конструкта, специфичный для применяющего его человека; 3) степень проницаемости конструкта, по которой конструкты могут различаться. Проницаемый конструкт допускает в свой диапазон применимости элементы, еще не истолкованные в пределах его границ. Непроницаемый конструкт, охватывая явления, которые составляют его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретации нового опыта. Степень проницаемости и непроницаемости конструктов относительна. Проницаемость относится только к области пригодности конструкта – конструкт по определению непроницаем для опыта, выходящего за диапазон применимости. В зависимости от особенностей применимости выделяются основные и периферические конструкты. По степени устойчивости и неизменности различаются также основные и ситуативные личностные конструкты. По особенностям диапазона выделяются всесторонние и частные конструкты. Конструкты могут быть жесткими, т. е. дающими неизменный прогноз, либо свободными, позволяющими делать различные прогнозы при сходных условиях.

Совокупность личностных конструктов представляет собой систему, важнейшей характеристикой которой является ее относит, когнитивная сложность, выражающая количество составляющих систему единиц, их разветвленность и связь. Система формируемых личностью конструктов имеет сложную иерархию и множество подсистем. Поскольку конструкт не усваивается извне, а всегда строится самим человеком, он всегда индивидуально определен, одноэкземплярен. Примеры личностных конструктов, которые человек использует с целью оценки повседневной жизни: "взволнованный-спокойный", "умный-глупый", "мужской-женский", "религиозный- нерелигиозный", "хороший-плохой" и "дружеский-враждебный". Система конструктов организуется в пирамидальную структуру, в которой составляющие ее конструкты находятся либо в управляющей, либо в подчиненной позиции. Конструкт может быть и совершенно независимым. Подчиняющие и подчиненные конструкты в системе одной личности не обязательно занимают такое же положение в системе другой. Чем более проницаемы (открыты) подчиняющие конструкты личности, тем больше возможность изменения внутри структуры, в которую они входят. Если же у личности отсутствуют подчиняющие конструкты для интерпретаций и изменений, она психологически ригидна.

Конструкты могут быть как вербальными, так и невербальными (так, в качестве первичных конструктов могут использоваться жесты, выражения лица и пантомимические паттерны). В качестве конструктов могут использоваться рисунки, цвета – все, что представляет интерес для экспериментатора.

Для измерения личностных конструктов в Теории личностных конструктов разработан методический принцип "репертуарных решеток" и репертуарный тест личностных конструктов (РТЛК).

В Теории личностных конструктов активно используется понятие кроль", подразумевающее форму поведения, логически вытекающую из понимания личностью мыслей и поступков др. людей, деятельностно связанных с ней. Принятие роли требует, чтобы по крайней мере один из взаимодействующих индивидов осознавал, к. о. др. индивид интерпретирует явления или события. Роли не обязательно должны быть обоюдными, т. е. личности не нужно анализировать исполнителя роли для того, чтобы быть включенной в социальные отношения. Для исследования ролей личности Келли разработал репертуарный тест ролевого конструкта (РЕП-тест).

Применение Теории личностных конструктов эффективно в понимании эмоц. состояний личности, психического здоровья и психических нарушений, а также в психоконсультативной и психотерапевтической практике.

Исследования, проведенные Келли и его последователями, показали зависимость между когнитивной сложностью системы конструктов личности и способностью личности к анализу и оцениванию воспринимаемых ею объектов и событий в их противоречивом единстве, что показывает возможность эффективного применения эксперимент, приемов и методов, разработанных в Теории личностных конструктов, как перспективных методов изучения личности и стимулирования личностного роста. В целом Теории личностных конструктов – оригинальное направление в теории личности, иллюстрирующее перспективный когнитивный подход к личности и механизмы ее исследования и развития, а также активно применяемые в практике методы ее изучения.

Список литературы

Н. И. Повякель. Теория личностных конструктов (Дж.А.Келли)

Джордж Келли (1905-1966 гг.) - американский психолог, профессор университета в Огайо. Над своим основным трудом "Психология личностных конструктов", опубликованным в 1955 г., Келли работал более 20 лет. Его теоретическая концепция, как впрочем, и теории Э. Эриксона, А. Маслоу и др., опирается на богатый практический и психотерапевтический опыт. Кроме всего прочего, их объединяет идея, согласно которой личность следует рассматривать как целостную, не разложимую на отдельные элементы систему. Не смотря на все это, теория Келли оказалась в стороне от классических работ, разрабатываемых в рамках психоанализа и гуманистической психологии (см. Хрестомат. 5.2 ).
Каждая из теорий личности имеет свой центр приложения, выраженный в конкретном объяснительном принципе. Так, в психоанализе центральным понятием является "бессознательное влияние", модель личности строится на поляризации двух начал - бессознательных величин и норм, правил, законов общества. З. Фрейд указывает на уровни функционирования инстинктивных сил (бессознательный, предсознательный и сознательный) и выделяет три подсистемы личности (Id, Ego, Super-Ego). Вся динамика личности сводится к различным типам преобразований бессознательных влечений. В теории К. Роджерса основополагающим понятием является представление о себе, или самооценка. У К. Левина - понятие поля. Для большинства отечественных психологов основным объектом анализа оказывается мотивационная сфера личности, ее направленность, а принципом - детерминация психического.
В некоторых работах в числе таких индивидуальных черт, которые рассматриваются в качестве главных особенностей личности, выделяются устойчивые когнитивные (cognitive) структуры. Это - составные элементы познавательного стиля личности.
Обычно в традиционных концепциях личности когнитивные (подсознательные) характеристики объяснялись с помощью других понятий. Несколько десятилетий назад американскую, а вместе с ней и значительную часть мировой психологии было принято считать бихевиористической . С 50-х г. ХХ в. в развитии зарубежной психологии наметилась тенденция рассматривать познание в качестве базового объяснительного принципа организации психики. Вместе с его введением, в экспериментальной психологии на Западе произошла своеобразная революция, связанная с возникновением нового направления - когнитивной психологии. Увеличилось количество работ по познавательным процессам - восприятию, мышлению, вниманию, памяти.
По-новому стали пониматься предмет и методы психологии. По мнению когнитивистов, поведение человека детерминировано его знаниями. Подчеркивание роли знания определило общую ориентацию исследователей. Теперь варьирование внешних условий, стимулов не является самоцелью, а выступает средством выявления структур знания - внутренних репрезентаций (представлений) объектов, событий, других людей.
Итак, когнитивная психология , ставшая одним из ведущих направлений современной психологии, возникла как реакция на бихевиористское отрицание внутренней структуры организации психологических процессов и принижение психоанализом роли знания в деятельности человека.
Когнитивная психология строится на положении о решающей роли знания, когнитивных структур и схем в протекании психических процессов и поведении человека. Первый этап развития когнитивой психологии связан с исследованиями Д. Бродбента, У. Найссера, Р. Аткинсона и др. Второй этап - с работами Ж. Пиаже по проблеме развития когнитивных структур, Дж. Брунера, С. Шехтера - создателя когнитивной теории эмоций, М. Айзенка, предложившего когнитивную теорию индивидуальных различий, Дж. Келли, М. Макони, Томе, занимавшихся проблемами личности.
Мы остановимся только на когнитивной теории личности Дж. Келли, где она представлена как система конструктов.
Внутри категории "познание" в качестве показателей поведения могут рассматриваться либо содержания наших представлений (самооценка, социальное содержание), либо формальные характеристики познания (структура когнитивного поля, наличие когнитивного баланса или диссонанса). Формальными характеристиками познания (например, когнитивным диссонансом, консонансом) занимался Леон Фестингер. Он разработал специальную теорию, которая показала, что индивид переживает чувство дискомфорта, если в его сознании сталкиваются логически противоречивые знания об одном и том же объекте или событии. Субъект стремится избавиться от этого дискомфорта реконструируя свои знания об объекте или событии, либо меняя социальные установки. Снятие противоречия приводит к состоянию консонанса , т.е. взаимной согласованности элементов когнитивной системы.
Концепцию Келли называют когнитивной, т.к. в ней подчеркивается характер восприятия человеком действующих на него стимулов, пути истолкования и преобразования этих стимулов в отношении к уже существующим структурам и особенностям поведения индивида, связанным с такими интерпретациями и трансформациями. В отличие от Л. Фестингера, Дж. Келли попытался исследовать как формальные, так и содержательные характеристики познания.
Как уже было сказано, разработке своей теории и метода исследования он посвятил более 20 лет. Когда в 1955 г. вышла книга "Психология личностных конструктов", она не имела шумного успеха, просто потому, что лишь очень немногие теории того времени использовали "категорию" в качестве единицы анализа психики (среди этих немногих были И. Толмен и Дж. Брунер). Сейчас теория личностных конструктов представляет собой одно из фундаментально и планомерно разрабатываемых направлений психологии.
Человеческая познавательная деятельность, по Келли, начинается с классификации и интерпретации фактов реальности. Последняя изучается не сама по себе, а как реальность в ее отношении к субъекту деятельности. Вместо понятия интерпретации, толкования он использует слово "конструирование". Человек конструирует реальность (истолковывает ее), выдвигая систему конструктов, внутри которой факты приобретают смысл. На основании построенных конструктов человек пытается прогнозировать события. Главная функция человеческой психики - исследование реальности в целях прогнозирования будущего и контроля за поведением. В этом положении содержится основной постулат теории Дж. Келли.

Понятие конструкта
Для интерпретации сущности личности используют специфическую единицу анализа - конструкт . Термин "конструкт" идентичен слову понятие, которое обобщает материал и создает возможность предсказать события.

  • Научное понятие - это логическая констатация связи, из которой путем дедукции может быть выведено объяснение данной фактической связи явлений. Основными свойствами научного понятия являются:
    • обобщение явлений;
    • констатация связи между ними;
    • возможность предсказания новых событий.

Понятие личностного конструкта вводится самим Келли.
Личностный конструкт характеризуется тем, что в нем представлено и сходство отдельных реалий, и их отличие от других элементов. Конструкты имеют форму биполярных понятий (белый - черный, эгоист - альтруист и др.) Этим они отличаются от научных понятий. Кроме того, научное понятие относится к явлению, существующему в природе, а личностные конструкты - изобретение субъекта, это истолкование, которое накладывается человеком на реальность.
Конструкт - средство логической организации опыта. Элементы, из которых он организуется и для истолкования которых используется, могут быть разными предметами, их свойствами, связями, а также людьми и их отношениями. В данном случае в понятие конструкта включается новый - социально-психологический - аспект.
Итак, конструкты являются средствами, способами толкования мира. Факты рассматриваются наблюдателем в соответствии с его точкой зрения, его конструктами. Например, констатация сходства и различия между высокими и низкими людьми, добрыми и злыми ведет к формированию конструкта.

Образование конструктов и их типы
Общий способ формирования конструктов состоит в том, что, прежде всего, для их организации необходимы три элемента. Два из них должны восприниматься как сходные, а третий - как отличный от первых двух. Признак, по которому два элемента расцениваются как сходные, образует полюс сходства , а признак, по которому они противопоставляются третьему, - полюс контраста , где элементы - это реалии, или объекты. Объекты обладают разными свойствами, и то, как субъект будет понимать связь между этими свойствами, зависит от выбранного им конструкта.

  • Выделяется три типа конструктов:
    • ограничительный;
    • констелляторный;
    • пропозициональный.

Ограничительный - позволяет истолковать элементы только внутри самого конструкта. Например, если это - книга, то это только книга.
Констелляторный - фиксирует какое-то число альтернатив, связанных с его элементами. Такие конструкты обеспечивают стереотипное мышление: "если это книга, то она должна состоять из отдельных страниц и иметь обложку, содержать текст".
Пропозициональный не относит отдельные свойства к другим элементам. За счет этого конструкта выражается философский подход к объекту: "Книга - это кладезь знаний". В этом смысле объекту может быть приписано множество разных характеристик - от перцептивных до ценностных свойств, вплоть до "французского акцента".

Основные характеристики конструктов
Конструкт характеризуется биполярностью, диапазоном применимости и индивидуальностью.
Биполярность означает, что у каждого конструкта имеется два полюса, полученные в опыте путем нахождения сходства и различия между тремя элементами. Полюса конструкта индивидуальны и не обязательно прямо противоположны друг другу как антонимы. Так, у одного человека полюсу "равнодушие" может быть противопоставлен полюс "забота", "милосердие", а у другого - тому же полюсу "равнодушие" - "эмоциональность", "восторженность". В процессе выявления личностных конструктов у испытуемого могут возникнуть трудности в вербализации одного из полюсов. В.В. Столин отмечает, что однополюсные конструкты указывают на то, что человек в своем сознании исключает саму возможность иного осмысления явления, события. По мнению Дж. Келли, это конструкты со скрытой оппозицией, с "погруженным полюсом", не представленном в сознании.
Диапазон применимости - это те объекты, которые могут быть истолкованы с помощью данного конструкта.
Индивидуальность связана с пониманием человека как активного исследователя реальности, который не просто усваивает готовое знание, но и исследует ее, конструирует, выдвигает гипотезы. Конструкты, эффективно предсказывающие события, остаются, неэффективные - разрушаются, каждый человек создает свою собственную, уникальную систему конструктов.
Кроме того, каждый конструкт имеет фокус и область приложения, за границами которых его использование для прогноза не эффективно. Область приложения конструкта - все явления, которые человек истолковывает при помощи данного конструкта. Фокус - те явления, истолкование которых при помощи данного конструкта наиболее эффективно, т.е. ведет к более точному прогнозу.

Развитие системы конструктов
Функционирование любого конструкта имеет целью предсказание событий, которое, по Келли, выполняет роль мотива и цели познавательной деятельности. Утверждение связи конструирования и прогнозирования - центральная посылка психологии личностных конструктов.
Направление совершенствования конструктивной системы может быть двояким: либо по принципу определения , когда составляется все более определенное мнение о небольшом количестве явлений, либо по принципу расширения , когда возникает установка иметь хотя бы смутное представление о достаточно широком круге вещей.
Накопление опыта происходит за счет формирования новых конструктов. Социальное взаимодействие рассматривается в качестве основной причины изменения конструктов, при этом конструирование изменений предшествует изменению поведения (сначала изменяется конструкт, а затем - форма поведения).
Характер изменения конструктов зависит от их проницаемости. Проницаемыми называются конструкты, в область приложения которых могут быть введены новые элементы. Непроницаемые конструкты используются для толкования событий прошлого.

Тест репертуарных решеток
Для диагностики личностных конструктов применяется Тест репертуарных решеток. На первом этапе тестирования выбирается исследуемая область, задается набор объектов (репертуар элементов). Элементы могут варьироваться в зависимости от задачи исследования. Это может быть конкретный набор объектов (имена реальных людей, литературных героев, названия предметов, рисунки), ролевой список (отец, мать, Я через 10 лет, положительно оцениваемый мужчина и др.) либо любой другой перечень элементов, составленный в ходе обсуждаемой с испытуемым темы. Количество элементов не должно быть меньше 8 и больше 25.
На втором этапе исследования применяется способ актуализации конструктов, например метод триад, или метод минимального контекста. Из репертуарного набора выбирают три элемента. В каждой тройке выделяются два сходных объекта; называется признак, по которому они схожи. Затем называется третий объект и признак, по которому он отличается от первых двух. Если элементов мало, то можно брать все тройки, учитывая, что после 30 троек редко появляются новые конструкты. Параметры, по которым сравниваются и различаются элементы, и являются полюсами конструкта.
При анализе результатов теста учитывается содержательная сторона конструктов, их количество и соотношение между ними. Конструкты организованы в иерархические системы и соподчинены по двум принципам: а) долевое соподчинение, когда полюс подчиненного конструкта входит в качестве элемента в полюс высшего по иерархии конструкта (конструкт "умный-глупый" своими полюсами входит в конструкт "хороший - плохой"); б) поперечное - оба полюса подчиненного конструкта включаются в категорию одного из полюсов высшего (оба полюса конструкта "умный-глупый" входят в полюс "оценочный" конструкта "оценочный-описательный).
Личностные процессы направляются по руслам конструктов, которые служат средствами предвидения событий. Эта система подвижна, изменчива, но все же структурирована. Каждый конструкт представляет собой улицу, по которой можно двигаться в двух направлениях. Новый конструкт задает и новое движение. В ситуации стресса человек не применяет новых, а движется по старым конструктам в ином направлении.

Конструкты и другие психические явления
Ядро личности представлено системой конструктов. Все другие - личностные и познавательные особенности - описываются посредством феномена конструкта. Так, тревожность рассматривается как состояние, возникшее под влиянием изменения конструктов. Фокусировка конструктивной системы на событии означает внимание, события, увязанные в систему конструктов - память, неструктурированные явления - забывание.
Рассматривая личность как изначально активного субъекта познания и прогнозирования, Келли не использует понятия мотивации. Этот термин, по его мнению, имеет смысл лишь тогда, когда личность представляется исследователю пассивным существом. Для него она априори деятельна.
Исследования последних лет указывают на то, что сложность формирующейся конструктивной системы зависит от сложности предъявляемой стимуляции, от типа отношений между ребенком и взрослым и др., но в целом процесс развития конструктивной системы ребенка остается пока не раскрытым.
Для осуществления реконструкции личности необходима психотерапевтическая работа с клиентом. Цель психотерапии по Келли - реорганизация системы конструктов, которая позднее проходит испытание в деятельности, в процессе исследования и прогнозирования реальности.

Теория личностных конструктов - когнитивная теория личности, разработанная в 50-х гг. XX в. американским персонологом Келли. Цель теории личностных конструктов состоит в объяснении того, каким образом личность интерпретирует и прогнозирует свой жизненный опыт, предвосхищает (конструирует) будущие события, управляет переживаемыми событиями.

Основным понятием в теории личности Дж. Келли является понятие «конструкт». Вот что пишет о конструктах Дж. Келли: «Человек смотрит на мир через прозрачные трафареты или шаблоны, которые он сам создает, а затем пытается подогнать к тем реалиям, из которых состоит мир. Подгонка не всегда оказывается хорошей. Однако без таких шаблонов мир предстает перед ним в виде настолько неразличимой однородности, что он не в состоянии извлечь из него никакого смысла. Для любого человека даже плохая подгонка своих шаблонов к реальности полезнее их полного отсутствия. Будем называть эти шаблоны, применяемые опытным путем к истинному положению вещей, конструктами. Конструкты суть, способы истолкования мира. Это они дают возможность человеку, да и более низкоорганизованным животным тоже, выстраивать лично поведения - будь она точно сформулированной или обязательно отыгрываемой выраженной словесно или совершенно безмолвной, согласующейся или расходящейся с другими мнениями поведения, разумно аргументированной или прочувствованной нутром» [Келли Дж.,2000, с. 18].

Таким образом "конструкт личностный" - это абстракция или обобщение из предшествующего опыта, создаваемого личностью классификационно-оценочного эталона и проверяемого ею на собственном опыте. Человек проявляет себя в конструкте как целостное существо, но через конструкт может проявляться и второстепенный фрагмент ума или души человека. Личность в Теории личностных конструктов представляет собой организованную систему более или менее важных конструктов. Конструкт не обязательно отражает психологическое свойство, это может быть физический признак («мало весит - много весит»), а также высказывание относительно объектов, не наделенных психикой, например, товаров из магазина. Чтобы понять личность, достаточно знать конструкты, которые она создает и использует, события, включенные в эти конструкты, и то, как они соотносятся друг с другом. Если конструкт облегчает адекватность прогнозирования событий, он сохраняется личностью, если же прогноз не подтверждается, то конструкт подвергается пересмотру или исключается. Валидность конструкта проверяется личностью с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться. Личностный конструкт организует и регулирует поведение, реконструирует систему взаимоотношений, осуществляя понимание объектов в их сходстве и различиях, конструируя "образ Я".

Все личностные конструкты биполярны и дихотомичны (например, хороший - плохой). С их помощью человек упорядочивает окружающую его действительность, познает ее, выражает к ней отношение, планирует действия и проверяет их успешность. Каждый конструкт имеет два противоположных полюса: эмерджентный (полюс сходства элементов конструкта) и имплицитный (полюс контраста). Для создания конструкта необходимы, по крайней мере, три элемента (явления или предмета), два из которых должны быть похожими друг на друга, а третий - отличаться от первых двух. Сходство и различия должны присутствовать в пределах одного и того же конструкта. Выбор полюса конструкта называется в Теории личностных конструктов сложным выбором.

Конструкты могут иметь вербальный, словесный, или невербальный вид, могут осознаваться в большой или меньшей степени. Каждый человек обладает собственной уникальной системой конструктов. Эта индивидуальная система конструктов, отличаясь стабильностью, в то же время находится в постоянном движении, она как бы живет, дышит.

В соответствии с природой контроля, осуществляемого над элементами, в Теории личностных конструктов выделяются специфические типы личностных конструктов:

  • · упредительный, стандартизирующий входящие в него элементы;
  • · констелляторный, который может одновременно принадлежать различным областям, но является постоянным в своей области;
  • · предполагающий, оставляющий свои элементы открытыми для альтернативных конструкций и позволяющий личности быть открытой для нового опыта.

Ведущие формальные свойства конструктов определяют типы их классифицирования:

  • 1) диапазон применимости, включающий в себя все события, при которых конструкт релевантен или применим (все конструкты имеют ограниченный диапазон применимости, хотя от конструкта к конструкту границы диапазона могут меняться);
  • 2) фокус применимости конструкта, специфичный для применяющего его человека;
  • 3) степень проницаемости конструкта, по которой конструкты могут различаться.

Проницаемый конструкт допускает в свой диапазон применимости элементы, еще не истолкованные в пределах его границ. Непроницаемый конструкт, охватывая явления, которые составляют его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретации нового опыта. Степень проницаемости и непроницаемости конструктов относительна. Проницаемость относится только к области пригодности конструкта - конструкт по определению непроницаем для опыта, выходящего за диапазон применимости.

В зависимости от особенностей применимости выделяются основные и периферические конструкты. Основные конструкты регулируют основную деятельность человека, периферические же конструкты могут меняться, не изменяя значительно основную структуру. По степени устойчивости и неизменности различаются также основные и ситуативные личностные конструкты. По особенностям диапазона выделяются всесторонние и частные конструкты. Конструкты могут быть жесткими, т. е. дающими неизменный прогноз, либо свободными, позволяющими делать различные прогнозы при сходных условиях.

Совокупность личностных конструктов представляет собой систему, важнейшей характеристикой которой является ее относительная когнитивная сложность, выражающая количество составляющих систему единиц, их разветвленность и связь. Система формируемых личностью конструктов имеет сложную иерархию и множество подсистем. Поскольку конструкт не усваивается извне, а всегда строится самим человеком, он всегда индивидуально определен, одноэкземплярен. Примеры личностных конструктов, которые человек использует с целью оценки повседневной жизни: "взволнованный-спокойный", "умный-глупый", "мужской-женский", "религиозный- нерелигиозный", "хороший-плохой" и "дружеский-враждебный". Система конструктов организуется в пирамидальную структуру, в которой составляющие ее конструкты находятся либо в управляющей, либо в подчиненной позиции. Конструкт может быть и совершенно независимым. Подчиняющие и подчиненные конструкты в системе одной личности не обязательно занимают такое же положение в системе другой. Чем более проницаемы (открыты) подчиняющие конструкты личности, тем больше возможность изменения внутри структуры, в которую они входят. Если же у личности отсутствуют подчиняющие конструкты для интерпретаций и изменений, она психологически фригидна.

Конструкты могут быть как вербальными, так и невербальными (так, в качестве первичных конструктов могут использоваться жесты, выражения лица и пантомимические паттерны). В качестве конструктов могут использоваться рисунки, цвета - все, что представляет интерес для экспериментатора.

В Теории личностных конструктов активно используется понятие «кроль», подразумевающее форму поведения, логически вытекающую из понимания личностью мыслей и поступков других людей, деятельностно связанных с ней. Принятие роли требует, чтобы, по крайней мере, один из взаимодействующих индивидов осознавал, каким образом другой индивид интерпретирует явления или события. Роли не обязательно должны быть обоюдными, т. е. личности не нужно анализировать исполнителя роли для того, чтобы быть включенной в социальные отношения. В теории личности Дж. Келли рассматриваются системы конструктов людей, изучаются общие и уникальные свойства этих систем, их структурные динамические и другие особенности для нормативной категории людей и при различных психических отклонениях. Для изучения системы конструктов личности Дж. Келли разработал новый психодиагностический метод - «технику репертуарных решеток». Как подчеркивал автор техника репертуарных решеток - это не столько перечень методик, сколько именно диагностический метод. В соответствии с ним психолог использует уже имеющиеся методики, или разрабатывает и применяет новые. Методики, выполненные в технике репертуарных решеток, называются по-разному: репертуарные тесты, репертуарные методики, тесты ролевых конструктов и т.д. Чаще перечисленные названия используются как синонимы.

Применение Теории личностных конструктов эффективно в понимании эмоциональных состояний личности, психического здоровья и психических нарушений, а также в психоконсультативной и психотерапевтической практике.

Исследования, проведенные Келли и его последователями, показали зависимость между когнитивной сложностью системы конструктов личности и способностью личности к анализу и оцениванию воспринимаемых ею объектов и событий в их противоречивом единстве, что показывает возможность эффективного применения эксперимент, приемов и методов, разработанных в Теории личностных конструктов, как перспективных методов изучения личности и стимулирования личностного роста. В целом Теории личностных конструктов - оригинальное направление в теории личности, иллюстрирующее перспективный когнитивный подход к личности и механизмы ее исследования и развития, а также активно применяемые в практике методы ее изучения.

Глава первая.

Конструктивный альтернативизм.

В этой главе вместо того, чтобы начать непосредственно с изло­жения нашей теоретической позиции, мы обращаемся назад, в про­шлое, чтобы раскрыть ее философские корни. Конструктивный альтернативизм не только лежит в основании нашей теории, но и выступает в качестве эксплицитной, периодически повторяющейся темы на всем протяжении последующего обсуждения нами психоте­рапевтических техник.

А. Отправные точки

1. Перспективы человека

Эта теория личности, фактически, началась с объединения двух простых идей, а именно, что нам, возможно, удалось бы лучше понять человека, если бы мы смотрели на него в перспективе столетий, а не судили о нем в мерцающем свете мимолетных мгновений: и что каждому человеку присуща своя, личная манера созерцать и обдумывать течение событий по которому, как обнаруживается, его так быстро несет. Быть может, в этом взаимодействии долговечного и преходящего мы откроем какие-то более обнадеживающие способы, которыми каждый отдельный человек способен перестроить свою жизнь. Эта мысль кажется заслуживающей дальнейшего развития.

Вообще говоря, ни мысль о многовековом развитии человече­ства, ни представление об искаженной личными пристрастиями при­роде человека не являются особенно новыми. Книги Ветхого Завета в своей последовательности рисуют знакомую всем эпическую жар-тину прогресса рода человеческого. Не осталось без внимания лю­бознательных ученых и течение жизни отдельного человека. Отли­чавшийся ясностью формулировок Уильям Джеймс был пленен стремнинами и водоворотами потока сознания. Туманно выражав­ший свои мысли Адольф Мейер настоятельно советовал ученикам проводить ось времени через факты жизни их пациентов. Обладав­ший тонким чутьем Зигмунд Фрейд пробивался сквозь поверхност­ные воды потока в поисках питавших его подземных источников. А импульсивный Анри Бергсон прыгнул с берега в самую стремнину этого потока и, когда его понесло течением, пришел к мысли, что мерилом времени могло бы служить состояние души. Что касается личной манеры смотреть на вещи, то Соломон в «Притчах» говорил по поводу завистливого человека; «Каковы мысли в душе его, таков и он»". А Шелли однажды написал: «Душа становится тем, что она созерцает». Джон Локк, пораженный во время одной вечерней дискуссии исключительной невосприимчивостью своих друзей к иде­ям друг друга, прежде чем отправиться спать, сел писать «Опыт о человеческом разумений» - работу, которую он, между прочим, за­кончил лишь двадцать лет спустя.

Выбор долговременной перспективы при рассмотрении челове­ка заставляет нас переключить свое внимание с факторов, которые выдают его импульсы, на факторы, которые представляются нам объяс­няющими его прогресс, В большой степени - хотя и не полностью -план человеческого прогресса был маркирован ярлыком «наука». Тог­да, вместо того чтобы заниматься «человеком - биологическим орга­низмом» или «человеком - счастливчиком", давайте посмотрим на «че­ловека - ученого».

В этом мы снова отступаем от привычной манеры смотреть на вещи. Когда мы говорим о «человеке-ученом», то имеем в виду всех людей, а не только их особый класс, представители которого публич­но достигли положения "ученых". Вместо того чтобы вести речь обо всех людях, взятых в совокупности их биологических или инстинк­тивных аспектов, мы говорим о тех же людях, но взятых в совокупно­сти аспектов их возможного сходства с учеными. Более того, речь идет об аспектах человеческого рода, а не каких-либо скоплений людей. Таким образом, представление о «человеке – ученом» - это специфи­ческая абстракция человеческого рода, а вовсе не конкретная класси­фикация особого рода людей.

Такая абстракция сущности человека не является совершенно новым приемом. Реформация привлекла внимание к священству всех людей в противоположность конкретной классификации только оп­ределенных лиц как священников. Демократические изобретения в политической сфере XVIII и XIX столетий вращались вокруг идеи неотъемлемого права всех людей управлять государством и противо­положность более древнему представлению о конкретном, ограни­ченном классе правителей. Сходным образом мы можем заменить конкретизирующее представление об ученых, отделяющее узкую группу лиц от остальных - не ученых, и подобно деятелям эпохи Реформации, утверждавшим, будто каждый человек сам себе священник, выдвинуть предположение, что каждый человек - по-своему - ученый.

Давайте посмотрим, что могло бы означать истолкование чело­века с точки зрения его сходства с ученым. Что, предположительно, характеризует мотивацию ученого? Обычно говорят так: конечная цель ученого- предсказание и управление. Это краткое утверждение часто]" любят цитировать психологи, характеризуя свои собственные устрем­ления. Однако, как ни странно, психологи редко приписывают анало­гичные устремления людям, занятым в их экспериментах в качестве испытуемых. Получается так, как если бы психолог говорил себе: «Я, будучи психологом и, следовательно, ученым, провожу этот эксперимент для того, чтобы улучшить предсказание определенного феномена и управление им; тогда как мой испытуемый, будучи всего лишь человеческим организмом, явно движим бьющими внутри него клю­чом неодолимыми влечениями или же вечно занят поисками пропи­тания и крова».

Итак, что можно было бы ожидать, если бы мы заново постави­ли вопрос о человеческой мотивации и воспользовались взглядами на человека в долговременной перспективе, чтобы сделать вывод о том, чем именно задается направление его устремлений? Увидели бы мы его вековой прогресс в качестве функции от инстинктивных по­требностей, биологических нужд или сексуальных побуждений? Ими, быть может, в этой перспективе он обнаружит массовую тенденцию Совершенно иного рода? Не окажется ли, что отдельная личность, каждая по-своему, присваивает себе скорее положение ученого, всег­да стремящегося предсказывать ход событий» в которые она вовлечена, и управлять им? Не будет ли каждый человек иметь свои теории, проверять свои гипотезы и оценивать свои экспериментальные доказательства? И если это так, то не будут ли различия между личными точками зрения разных людей соответствовать различиям между тео­ретическими позициями разных ученых?

В этом и состоит интригующая идея. Она берет начало по­пытки свести воедино точки зрения клинициста, историка, естествоиспытателя и философа. Но куна она ведет? В течение длительного времени некоторые из нас пытаются отыскать ответ на этот вопрос. Представленная на суд читателя рукопись и есть отчет о том, что по­казалось на наших горизонтах до настоящего времени.

В основе теории Дж. Келли лежат две философские идеи: 1) концепция конструктивного альтернативизма; 2) концепция исследовательской позиции личности.

Идея конструктивного альтернативизма состоит в том, что на любую вещь можно посмотреть с разных сторон; в мире нет вещи абсолютно однозначной. По мнению Дж. Келли, объективная реальность существует, но люди трактуют ее по-разному. Реальность неодинакова с разных точек зрения. В этом смысле, нет истинного способа интерпретации поведения человека; поведение человека никогда полностью не определено. Люди остаются свободными в толковании и пересмотре толкования действительности. Вместе с тем, автор не отрицает детерминации части мыслей и чувств человека предшествующими событиями.

Идея исследовательской позиции личности означает, что, следуя субъективному толкованию реальности, любой человек выдвигает гипотезыотносительно нее, с помощью которых он пытается прогнозировать и контролировать события жизни. Затем человек проверяет свои гипотезы (предположения), использую все имеющиеся психические процессы и механизмы.

Исходя из этих идей, Дж. Келли предполагает, что люди ориентированы преимущественно на будущие, а не на прошлые или настоящие события жизни. И все поведение человека можно понимать как предупреждающее по своей природе . Также Дж. Келли считал, что точка зрения человека изменчива, она сохраняет относительное постоянство в контексте трактовки лишь некоторых вещей. Еще один важный момент подхода Дж. Келли – это мнение относительно внутренней активности личности.

В основе когнитивной теории Дж. Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления в своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, автор концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события собственной жизни .

Структура . В основе теории Дж. Келли лежит понятие «личностный контрукт» как структурная единица личности. По мнению автора, человек судит о себе и мире с помощью понятийных систем, или моделей, которые он сам создает и затем пытается приспособить к объективной реальности. Подобные системы – инструмент систематизации и дифференциации мира. Эти понятийные системы, или модели Дж. Келли определяет как личностные конструкты. Личностный конструкт – это понятие или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или истолковать, объяснить или предсказать свой опыт. Используя их, человек осмысляет различные аспекты действительности в терминах схожести и контраста . В этом контексте теория личностных конструктов пытается объяснить, каким образом люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт с точки зрения сходства и различий.



Примерами личностных конструктов могут быть "чистый - грязный, "умный - глупый", "мужской - женский", "добрый - злой", "хороший-плохой" и "молодой - старый". Каждый человек воспринимает действительность путем собственных конструктов , необходимых для создания непротиворечивой картины мира.В случае, если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, его сохранит. Если же прогноз не подтвердится, использованный конструкт будет пересмотрен или исключен. Валидность конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться .

Согласно Дж. Келли, все личностные конструкты биполярны и дихотомичны по природе. Это означает, что человек отмечает сходство событий между собой и при этом их отличие от других событий. Именно этот когнитивный процесс наблюдения сходства и различий приводит к формированию личностных конструктов. Все конструкты имеют два противоположных полюса. То, в чем два элемента считаются похожими, называется эмерджентным полюсом , или полюсом сходства конструкта ; то, в чем они противоположны третьему элементу, называется имплицитным полюсом , или полюсом контраста конструкта . Конструкты являются продуктами предшествующего опыта. Следовательно, разнообразие индивидуальных конструктных систем можно объяснить различиями в прошлом жизненном опыте.

Все конструкты характеризуются определенными формальными свойствами: диапазон применимости, фокус применимости, проницаемость – непроницаемость конструкта.



Диапазон применимости включает в себя все события, для которых конструкт применим. При чрезмерном обобщении конструкта (применении его к неадекватно широкому кругу явлений), его прогностическая эффективность резко снижается. Так, конструкт «добрый - злой» вряд ли адекватно применим с проностической целью для круга неодушевленных явлений.

У любого конструкта есть фокус применимости – это те явления в рамках диапазона применимости, для которых конструкт наиболее адекватно выполняет описательно-прогностическую функцию. Вместе с тем, фокус применимости зависит от личностной трактовки явлений (например, «мягкий - твердый» стул и «мягкий - твердый» характер).

Проницаемость-непроницаемость – еще один характерный параметр конструктов. Проницаемый конструкт допускает в свой диапазон применимости элементы, еще не истолкованные в пределах его границ. Он открыт для объяснения новых явлений. С другой стороны, непроницаемый конструкт, охватывая явления, которые составляют его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретации нового опыта. Проницаемость относится только к области пригодности конструкта – конструкт по определению непроницаем для какого-то опыта, выходящего за диапазон применимости. Так, понятие "общительный - необщительный" не имеет смысла, если судить о погоде.

Кроме формальных свойств, конструкты можно описать при помощи типологии. В подходе Дж. Келли, личностные конструкты можно классифицировать в соответствии с природой контроля, который они осуществляют над описываемыми элементами . Различают упредительные, констелляторные и предполагающие конструкты.

Конструкт, который стандартизирует элементы для того, чтобы они были исключительно в его диапазоне называется упредительным конструктом . Это тип классификационного конструкта; то, что попало в одну классификацию, исключается из другой. Упредительный конструкт лежит в основе ригидного мышления по типу «ничего, кроме этого» . Так, строгий руководитель – это только строгий руководитель и ничего другого (например, чуткий супруг, преданный друг, справедливый отец). Систематическое использование упредительных конструктовпрепятствует реализации конструктивного альтернативизма, то есть не позволяет посмотреть на вещи с разных сторон, предположить их неоднозначность.

В констелляторном конструкте элементы могут одновременно принадлежать другим областям, но они постоянны в своем составе. Этот тип конструкта обусловливает шаблонное (стереотипное) мышление по типу «если…, то…» . Так, если человек молод, это значит, что он глуп. Констелляторные конструкты также ограничивают возможности возникновения альтернативных мнений; человек или явление рассматривается однозначно через призму стереотипного восприятия, где одна характеристика автоматически означает наличие определенной другой.

Конструкт, оставляющий свои элементы открытыми для альтернативных конструкций, называется предполагающим конструктом . Этот тип конструкта прямо противоположен упредительному и констелляторному конструктам, так как он позволяет человеку быть открытым для нового опыта и принимать альтернативную точку зрения на мир. Ему соответствует гибкое мышление . При всем соотествии этого типа конструкта идее конструктивного альтернативизма и исследовательской позиции лчности, он не может быть всегда предпочтительным, поскольку, может способствовать потере необходимых понятийных ориентиров. Личностная эффективность зависит не от удельного преобладания предполагающих конструктов, а от способности личности в процессе интерпретации и прогнозирования явлений, использовать адекватный тип конструкта и менять эти типы.

С точки зрения подхода Дж. Келли, личность представляет собой организованную систему более или менее важных конструктов, которые используются, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события.То есть,личность эквивалентна конструктам, используемым индивидом в целях предвидения будущего. Чтобы понять другого человека, надо знать что-то о конструктах, которые он использует, о событиях, включенных в эти конструкты, и о том, как они соотносятся друг с другом . Кроме того, личность с позиции этого подхода можно рассматривать как иерархически организованную систему личностных конструктов, находящихся в относительно стабильном состоянии. Эта стабильность и иерархия необходимы для управляемости и лучшей используемости системы личностных конструктов. Относительность же стабильного состояния необходима для адекватных изменений в системе личностных конструктов в соответствии с меняющейся реальностью и опытом индивида. В контексте системности личностные конструкты можно классифицироватьпо ряду критериев. По широте диапазона различают всесторонние и частные конструкты . По степени влияния на основную деятельность человека выделяют основные и периферические конструкты. По степени прогностической гибкости некоторые конструкты являются жесткими, то есть дающими неизменный прогноз, а другие – свободными, так как позволяют делать различные прогнозы при однотипных условиях.

Процесс и развитие . С точки зрения Дж. Келли, термин "мотивация" в его традиционном понимании как побудительной внешней или интрапсихической силы того или иного характера, не имеет смысла. Поего мнению, у людей для мотивации нет иной причины, кроме жизни как таковой, поскольку она есть постоянное движение и изменения . В этом смысле человек является воплощенным потоком, процессом изменений в любой момент своего существования. Исходя из этого, не требуется специальной концепции (например, влечения, потребности, инстинкты, поощрения, мотивы) для объяснения того, что является причиной или мотивацией поведения человека. Кроме того, с психотерапевтической позиции автора, исследование и обсуждение мотивации человека есть ни что иное, как интерпретация некого неясного феномена, лежащего в основе наблюдаемого поведения. Как персонолог и психотерапевт Дж. Келли утверждает, что мотивационные концепции в большей степени характеризуют того, кто их высказывает, а не того, чьи мотивы обсуждаются :

В контексте личностного роста и изменений автор формулирует так называемый основной постулат , который гласит, что процессы личности представляют собой каналы, проложенные в психическом пространстве. Используя объем и направление этих «каналов» человек понимает действительность и прогнозирует события будущего. Таким способом формируется, строится жизненный путь личности, так выстраивается ее поведение. С этой точки зрения, человека не интересует неподдающаяся прогнозу пустота, его внимание и психические усилия направлены на интересующие и поддающиеся прогнозу явления. Личностные конструкты и есть эти каналы, эти ориентиры в жизни. В каждой ситуации человек выбирает, какой именно конструкт применим для понимания реальности, или по какому какналу двигаться, чтобы оказаться там, где необходимо.

Основной постулат предполагает ряд частных выводов из него . Эти выводы отражают динамику формирования и развития системы личностных конструктов, являющейся, с точки зрения Дж. Келли, основой бытия с собой и с миром. Рассмотрим выводы из основного постулата.

1. Вывод об индивидуальности говорит об уникальности личности, субъективности восприятия и трактовки действительности в соответствии с особенностями личностных конструктов.

2. Вывод об организации : система личностных конструктов иерархически организована, тип органихации конструктов отличается у разных людей.

3. Вывод о прирамидальной структуре организации системы личностных конструктов: некоторые из конструктов находятся либо в подчиняющей, либо в подчиненной позиции относительно других частей системы. Подчиняющий конструкт включает в себя другие конструкты, а подчиненный конструкт включен в подчиняющий конструкт.

4. Вывод о непостоянстве иерархических отношений конструктов: иерархическая система личностных конструктов меняется в соответствии с ее прогностической функцией. Если эта функция страдает, система подвергается перестройке.

5. Вывод о выборе показывает, как человек проводит отбор полюса конструкта: человек выбирает тот полюс конструкта, который позволяет понять событие более полно, то есть, то, что будет полезнее всего для прогностической эффективности конструктной системы. Этот процесс получил название "продуманный выбор".

6. Вывод о конкретизации и расширении свидетельствует о направлении разработки конструктной системы. Если более важным оказывается подтверждение прежнего опыта использования конструкта и конструкт выполняет функцию прогноза, он конкретизируется и закрепляется. Другой тип разработки – расширение – включает в себя выбор конструкта, который с большей вероятностью позволит расширить понимание событий. Если прогноз оправдывается, конструкт становится валидным и более широко применимым.

7. Вывод о цикличности использования конструктов. Дж. Келли представляет цикл ориентировка-выбор-исполнение (О-В-И), который состоит в последовательном обдумывании нескольких возможных конструктов и выбора того из них, который окажется лучшим для интерпретации ситуации. В ориентировочной фазе человек рассматривает несколько конструктов, которые можно использовать для интерпретации данной ситуации. Фаза выбора наступает, когда человек ограничивает число альтернативных приемлемых конструктов и решает, какие именно наиболее уместны. Фаза исполнения предполагает выбор направление мысленных действий и поведения.

8. Вывод об опыте : именно новый опыт соприкосновения с незнакомыми явлениями служит почвой для изменения в системе конструктов личности.

9. Вывод о научении: подтверждение или опровержение гипотез относительно реальности с помощью личностных конструктов позволяют человеку пополнять и присваивать полученный опыт.

10. Вывод о модуляции уточняет, что изменение конструктной системы человека ограничено проницаемостью конструктов в пределах диапазона применимости, то есть, чем более проницаемы подчиняющие конструкты человека, тем больше возможность изменения внутри структур, к которым они относятся.

11. Выводе об общности: люди похожи в своих проявлениях, поскольку смотрят на мир схожим образом, используют похожие конструкты; или обладают похожей организацией конструктной системы.

12. Выводе о содружестве касается отношений между людьми и их конструктными системами. Чтобы плодотворно взаимодействовать с кем-то, человеку необходимо интерпретировать какую-то часть конструктной системы другого человека. То есть, для гармоничного взаимодействия необходимо, чтобы один человек психологически поставил себя на место другого, чтобы лучше понимать и прогнозировать его настоящее и последующее поведение.

Норма и патология . Одной из ключевых целей Дж. Келли было создание более эмпирического подхода в клинической психологии. Он полагал, что теория личностных конструктов может быть полезна для трактовки эмоциональных состояний, психического здоровья и психических расстройств, а также в терапевтической практике.

Рассмотрим в этом констексте четыре эмоциональных состояния: тревогу, вину, угрозу и враждебность.

Тревога определяется как осознание человеком неприменимости его конструктной системы для понимания текущих событий . Автор утверждает, что вопрос не в дефектности конструктной системы, а в неточности личностных ожиданий. В этой ситуации невозможны интерпретация и прогноз, а значит, нет возможности выстроить поведение. С этой точки зрения, задача психотерапии – помочь клиенту либо приобрести новые конструкты, которые позволят ему лучше прогнозировать тревожащие события, либо сделать имеющиеся конструкты более проницаемыми, чтобы привнести новый опыт в их диапазон применимости.

Вина . Определенные аспекты стержневой конструктной структуры называются стержневыми ролями , являются важными детерминантами нашего восприятия личности. Примерами таких стержневых ролей являются наши профессиональные роли, роли родителя, ребенка, друга. Стержневые роли очень важны и их неадекватное исполнение (со своей точки зрения или с точки зрения значимого другого) может пробуждать чувство вины , которая свидетельствует о нарушении во взаимоотношениях.

Угроза рассматривается как осознание того, что конструктная система может претерпеть серьезные изменения. Согласно Дж. Келли, угроза для человека – это психологическое насилие. Мысли о собственной смерти, возможно, являются наиболее страшным видом угрозы, если только они не интерпретируются как условие,при котром жизнь имеет смысл.

Враждебность в теории Дж. Келли – это попытка придерживаться непригодного конструкта при столкновении с противоречивыми фактами. Враждебный человек вместо признания неадекватности собственных ожиданий и необходимости их пересмотра, пытается заставить других вести себя так, чтобы удовлетворить собственное мнение о них.

С точки зрения теории Дж. Келли, психическое благополучие определяется четырьмя характеристиками:

1) желание оценивать прогностическую эффективность своих конструктов и проверять правильность своих интерпретаций по отношению к другим людям.

2) возможность отказаться от своих конструктов и переориентировать системы стержневой роли в случае ее недееспособности; возможность повысить проницаемость конструктов;

3) желание расширять диапазон, объем и охват конструктной системы; оставаться открытыми для новых возможностей личностного роста и развития;

4) широкий и гибкий репертуар ролей; возможность понимания других людей во взаимодействии с ними, путем умения встать на их место .

Согласно Дж. Келли, психическое расстройство последовательное применение личностного конструкта, несмотря на его неэффективность. Психические расстройства представляют собой очевидную непригодность системы личностных конструктов для достижения цели. Они включают в себя тревогу и настойчивые попытки человека вновь почувствовать себя способным к прогнозу событий. Плохо адаптированный человек не может прогнозировать события с большой точностью и, следовательно, терпит неудачу в познании мира или совладании с ним. Таким образом, люди страдают от психологических проблем из-за изъянов в своих конструктных системах.

В поисках условий, благоприятствующих изменению, Дж. Келли разработал специфическую технику терапии - терапию фиксированных ролей .. Эта техникаисходит из того, что психологически человек есть именно то, каким он себя представляет, а также то, что он делает. Терапия фиксированных ролей побуждает клиента интерпретировать себя поновому, вести себя по-новому и тем самым становиться новым человеком. Цель всей этой процедуры – стимулировать творческий процесс по отношению к себе и миру. В процессе терапии фиксированных ролей клиентам представляют набросок новой личности, которую просят сыграть. Опираясь на предварительное понимание данного клиента, составляется описание новой личности. Задача клиента заключается в том, чтобы вести себя так, как если бы он был этим человеком . Наброски личности, сделанные для каждого клиента в отдельности, предполагают развитие новой личности. Многие характеристики, представленные в наброске, резко контрастируют с реальным поведением человека.

Терапия фиксированных ролей направлена на перестройку личности в целом. Она предлагает клиенту новую роль, новую личность, в отношении которой можно проверить новые гипотезы; она предоставляет клиенту возможность выверить новые пути интерпретации событий, находясь под защитой воображаемой роли . После того, как набросок личности придуман, его предъявляют клиенту. Клиент решает, хотелось бы ему поближе узнать эту придуманную личность и будет ли он чувствовать себя достаточно комфортно с подобным человеком. Это делается для того, чтобы убедиться, что новая личность не несет слишком большой угрозы для клиента. На следующей фазе терапевт предлагает клиенту действовать так, как если бы он был этой самой личностью. На некоторое время клиента просят забыть о том, кто он есть на самом деле, и представить себя этим человеком. Клиент может сопротивляться, он может чувствовать, что это спектакль, лицемерие и притворство, но, принимая во внимание все эти трудности, его побуждают попробовать и понаблюдать, что получится. В течение последующих недель клиент живет в новой роли. Периодически он встречается с терапевтом, чтобы обсудить проблемы, возникающие при разыгрывании роли. Во время терапевтических сеансов возможны «репетиции» того, как воплотить в жизнь набросок новой личности, чтобы терапевт и клиент могли исследовать, как действует новая система конструктов, когда она используется в реальности. Цель терапевтического изменения - индивидуальная перестройка себя. Индивид отбрасывает некоторые конструкты, создает новые, делает одни конструкты более жесткими, другие более податливыми и создает систему конструктов, которая ведет к более точному прогнозу. Терапевт побуждает клиента воображать, экспериментировать, проговаривать альтернативы и реинтерпретировать прошлое в свете новых конструктов .