Что такое имидж педагога. Профессиональный имидж педагога. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Современными отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного имиджа педагога для учеников и учителей. Поданным Е. Русской, в списке десяти профессионально значимых качеств учителя в конце XX столетия имидж занимает второе место с точки зрения детей и лишь восьмое - с точки зрения самих учителей. Имидж учителя проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие. В образе конкретного учителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога. В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение. Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается черезпроцессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий..., способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.Внутренняя составляющая - это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом. Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно говорить об общем имидже педагога и ситуативном воплощении его образа. В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде образа-стереотипа. Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального учителя, каклюбовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться. Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен, - пишет В.М. Ше-пель.

Вопросы к экзамену по педагогике.

1.Предмет и объект педагогики, связь педагогики с другими науками 2. История развития педагогики 3.Функции педагогики 4. Отрасли современной педагогики 5. Вопросы (задачи) педагогики 6. Педагогический процесс как система и целостность 7. Компоненты педагогического процесса 8. Факторы формирования личности 9. Закономерности возрастного развития 10. Основные категории педагогики (общая характеристика) 11. Воспитание как категория педагогики 12. Обучение как категория педагогики 13. Образование как категория педагогики 14. Формирование как категория педагогики 15. Развитие как категория педагогики 16. Особенности педагогического общения 17. Стили педагогической деятельности 18. Компоненты педагогической техники 19. Мастерство педагогического общения 20. Понятие педагогической технологии 21. Традиционная теория обучения 22. Особенности организации проблемного обучения 23. Особенности организации программированного обучения 24. Развивающее обучение.

25.Планирование и проектирование в деятельности педагога. 27.Нравственно-психологический образ педагога. 28.Имидж педагога и педагогической деятельности.

Елена Зеленская
Имидж педагога

Слайд 2 (понятие «имидж » )

Кто создает имидж ?

Во-первых, сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе предоставить. Создание собственного имиджа – это очень важная часть работы педагога , являющего собой образец для подражания детей.

Во-вторых, имиджмейкеры - профессионалы , занимающиеся созданием имиджа для известных лиц .

В-третьих, средства массовой информации : печать, радио, телевидение.

В-четвертых, окружающие люди - друзья, родные, сотрудники.

Слайд 3 (составляющие имиджа )

Исходя из определения имиджа , выделены основные его составляющие :

1. Внешний облик, в котором отражаются самоуважение человека, род его занятий, внутренняя культура, то положение, которое он хотел бы занимать в обществе.

2. Соблюдение гигиенических требований, способствует развитию приятных отношений между людьми, тогда как неприятные запахи, исходящие от человека, могут стать причиной его неприятия окружающими.

3. Использование вербальных и невербальных средств общения – содержание речи, жесты поза, мимика.

4. Соответствие образа профессии, а также занятию, обсуждаемой теме беседы или выступления в каждый конкретный момент, деловому или дружескому окружению.

5. Соответствие внутренним установкам человека, его характеру и взглядам.

Слайд 4 (почему важен внешний облик)

Рассмотрим подробнее составляющие имиджа педагога .

Внешний облик и соблюдение гигиены имеют решающее значение, поскольку работа воспитателя предполагает тесное взаимодействие с воспитанниками, коллегами, социальным окружением. Воспитатель своим внешним обликом должен располагать к себе детей и взрослых. В нем должны отражаться любовь к людям, забота о воспитанниках, богатый внутренний мир, соответствие профессиональным и эстетическим нормам образовательного учреждения. Дети учатся у взрослых людей, и прежде всего у любимого воспитателя, правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из правил этикета : красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям.

Слайд 5 (особенности женского делового костюма)

Первое из требований к внешнему облику педагога - тщательная продуманность, современность и аккуратность костюма. Лучше быть одетым более официально, чем недостаточно. Костюм должен соответствовать профессии, должности, возрасту, особенностям фигуры, времени года.

В женском деловом костюме не может быть декольтированных вырезов, прозрачных блузок, очень коротких юбок, больших и броских украшений, обуви, в которой видны пальцы.

Женщине-воспитателю предпочтительнее на работе носить жакет с юбкой или платье в ансамбле с жакетом. Брюки в деловом женском костюме допустимы универсального покроя, однотонные, неярких цветов, из которых наиболее подходящие - черные, коричневые, синие. Брючный костюм делает женщину зрительно меньше, создает у окружающих впечатление ее неуверенности и слабости и нередко вызывает недовольство мужчин-коллег.

Слайд 6 (цветовая гамма)

Правильный выбор одежды помогает добиться делового успеха. Следует учитывать воздействие цветовой гаммы на окружающих. Наиболее выигрышно воспринимается костюм, имеющий не менее трех деталей и не более трех цветов. Предпочтительнее классическое цветовое решение, например, черный - белый - яркий, серый - белый - цветной, коричневый - бежевый - кремовый и др. Крикливо смотрится сочетание желтого и красного, синего и зеленого. Не меньшее значение в женском деловом облике имеют правильное использование косметики и прическа. Украшения, дополняющие деловой костюм, должны быть просты и лаконичны. Дополнением к деловому костюму служат очки, ручные часы, авторучка, пояс, шарф, перчатки, зонт, кейс или сумка. Все это дает дополнительную информацию о воспитателе и настраивает на деловые отношения.

Слайд 7 (мода)

Разумно сочетая требования моды со своим внешним видом, надо соблюдать такое правило : быть одетой слишком модно - признак дурного вкуса, отставать от моды недопустимо, надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза. Воспитатель не станет подчеркивать одеждой свою привлекательность, он будет демонстрировать на работе свой ум, профессиональные навыки и способности, более важные в деловых отношениях, чем внешность.

Воспитателю в детском саду желательно носить туфли, соответствующие сезону и костюму, на невысоких каблуках. Обувь надо чистить ежедневно, независимо от погоды : грязные туфли свидетельствуют о небрежности их владельца.

Слайд 8 (невербальные средства общения)

Далее коснемся такой составляющей имиджа , как использование невербальных средств общения (жестов, позы, мимики, расстояния) . В целях совершенствования своего профессионализма педагогу необходимо обратить внимание на умение предъявить себя окружающим наиболее выгодным образом.

В каждом конкретном случае самопредъявление имеет свои особенности, учитываемые при общении с детьми, родителями, сотрудниками. Важнейшими из них И. Н. Курочкина считает : доброжелательность и уважение к другим в сочетании с уверенностью и уважением к себе. В терминологии психологов такое качество называют ассертивностью – профессиональной уверенностью в себе.

Психологи утверждают : при вербальном (словесном) общении люди получают 35 % информации, при невербальном - 65 %.

В воспитателе привлекательны плавные и медленные движения, без суеты. Стоять надо прямо, не опираясь на что-либо и не держа крест-накрест ноги или руки, как говорят, в закрытой позе. Ходить следует прямо, поступью с носка. Уверенность педагогу придает посадка на всем сиденье стула, можно опираться на его спинку, но не развалившись, ноги держать вместе, ступни ставить нешироко одна от другой, руки свободно класть на колени. Немалую роль играют позы, настраивающие людей на общение либо, наоборот, мешающие ему. Так, например, менторская (руки за спиной) поза не способствует развитию взаимопонимания с воспитателем, вызывают реакцию недоверия у детей. Очень трудно воспитателю и детям понять друг друга, когда педагог возвышается над ребенком : для доверительного общения его участникам желательно видеть глаза собеседника на уровне своих глаз.

Слайд 10 (зоны общения)

Столь же важно учитывать зоны общения. Их четыре, и каждая наиболее выигрышна в той или иной ситуации.

Интимная зона используется при общении близких : родных и друзей

Вторжение в интимную зону воспринимается как угроза независимости или как заигрывание. В то же время воспитателю надо помнить, что дошкольники нуждаются в общении именно в этой зоне.

Личная зона удобна для деловых и дружеских контактов, официальных приемов, встреч, индивидуальной формы работы с родителями.

Социальная - для общения с малой группой детей или родителей, а также с посторонними и малознакомыми лицами.

Общественная - для встречи с большой социогруппой, например на родительском собрании, методическом совете.

Слайд 11 (позиции собеседников за столом)

Поэтому беседы, требующие взаимопонимания, надо проводить сидя, но не через стол : он разъединяет.

Посадив собеседника справа или слева от себя через угол стола, в так называемую угловую позицию, слегка наклонившись к нему, положив на стол руки открытыми ладонями, мы настраиваем человека на доброжелательный тон и откровенность.

Поставив стул собеседника рядом со своим по одну сторону стола, мы оказываемся в позиции делового взаимодействия. Эта позиция помогает успешному сотрудничеству соавторов. Так могут сидеть за столом заведующая с методистом, обсуждающие план действий, методист с воспитателем, обсуждающие вопросы будущего семинара.

Сесть от собеседника через стол целесообразно в том случае, когда надо защититься от него. Это конкурирующе-оборонительная позиция, являющаяся сигналом к тому, что стороны придерживаются своего мнения или стараются сохранить субординацию. Так заведующая или методист может посадить в своем кабинете несдержанного и претенциозного родителя, чтобы показать ему, кто здесь главный.

Существует еще независимая позиция - через стол по диагонали, ее обычно занимают люди, не желающие взаимодействовать. Такая позиция свидетельствует об отсутствии интереса друг к другу, даже враждебности.

Слайд 12 (искусство нравиться)

Умение нравиться и располагать к себе людей также является необходимым качеством в деловых и личностных контактах. Искренний, неподдельный интерес к другому человеку, его взглядам, мнениям, чувствам заставляет нас меньше говорить о себе и больше узнавать о других.

В развитии доброжелательных отношений большую роль играет искренняя улыбка.

Обращаясь к любому человеку, желательно называть его по имени или имени-отчеству, в зависимости от характера отношений. Услышанное имя настраивает его владельца на внимание к человеку, произносящему его, на общение с ним. Воспитатель, всегда обращающийся к детям по именам, формирует у них этикетное поведение. Называя во время консультационной беседы родителей по имени-отчеству, он настраивает их на себя, вызывает доверие к своим педагогическим подходам и требованиям.

Слайд 13 (умение слушать)

Слушать - значит для воспитателя слышать и понимать то, что говорится, реагировать, задавать вопросы, на которые детям и родителям хотелось бы ответить. Не стоит бояться, что соблюдение этого правила, как и первого из названных, не даст возможности самому рассказать о себе. Есть важное правило привлечения к себе внимания : говорить с другими о том, чем они интересуются. Особенно это ценно в общении с маленькими детьми.

Большинство людей самолюбивы и нуждаются в том, чтобы окружающие не только видели их значимость, но и говорили об этом. Воспитателю рекомендуется подчеркивать важность того или иного человека, ребенка в деловых и межличностных контактах, оценивать его достоинства, находить и отмечайте вслух то, что достойно похвалы. И как можно реже высказывать критические замечания.

Слайд 14 (заключение)

В завершение выступления необходимо отметить, что в воспитательном процессе важно научить детей умению нравиться. Задача воспитателя – своим имиджем , поведением, стилем общения показать, что любовь - это чувство, приобретаемое и подкрепляемое. Человек, желающий нравиться, должен сам много сил приложить для этого.

В. Гюго говорил : «Стиль подобен хрусталю : чем больше за ним ухаживаешь, тем ярче и выразительнее его блеск». Можно рассмотреть формирование имиджа как один из показателей компетентности современного педагога . Педагог создает культуру последующих поколений и он должен быть интересен как личность, следовательно образ педагога должен вдохновлять . Педагог обучает , даже когда не говорит ни слова, он учит своим поведением, отношением к детям, своей личностью. Каким бы специалистом ни был воспитатель, преподаватель, он должен постоянно совершенствовать свои личностные и профессиональные качества, создавая, таким образом, собственный имидж , образ личностного «Я» .

Имидж педагога не только помогает привлечь внимание, но и располагает к себе коллег, родителей и учащихся. Необходимо помнить о том, что взрослые являются примером для детей. Именно поэтому особое внимание учитель должен уделять своему облику. Он не должен быть вызывающим, кричащим. Вместе с этим в нем должен отражаться вкус, культура человека. Рассмотрим далее, из чего складывается имидж педагога. Фото некоторых примеров будут также представлены в статье.

Одежда

Формирование имиджа педагога - задача не такая простая, как может показаться на первый взгляд. В первую очередь следует обратить внимание на одежду. В манере одеваться выражается одно из ключевых правил: хорошо выглядеть - это означает проявлять уважение к людям вокруг. Требования, которые предъявляются к внешнему виду специалиста, помогают улучшить профессиональный имидж педагога. Правильно подобранная одежда способствует достижению успеха в деятельности. Чтобы избежать недоверчивого отношения со стороны коллег к не стоит появляться на работе в ультрамодных вещах. Работнику образовательного учреждения следует придерживаться следующего правила. Слишком модная одежда свидетельствует о дурном вкусе. Вместе с этим, не следует и отставать от современных тенденций. Проще говоря, необходимо одеваться модно, но так, чтобы не пострадал профессиональный имидж педагога. Учитель не должен подчеркивать свою привлекательность. На работе ему необходимо демонстрировать свой ум, навыки, способности. Они более важны, чем внешность.

Средства общения

Педагогический имидж педагога создает комплекс различных взаимосвязанных элементов, дополняющих друг друга. Одними из ключевых выступают Они могут быть невербальными и вербальными. Важно, как и что говорит учитель, способен ли он своими словами настроить детей на учебу, какие позы и жесты использует. Все это оказывает влияние на восприятие обучающихся. Чтобы создать привлекательный имидж педагога ДОУ или среднего образовательного учреждения, необходимо обратить особое внимание на умение представлять себя окружающим людям наиболее выгодным способом. Доказанным является факт, что порядка 35% информации ребенок получает при Остальные 65% приходятся на невербальные средства. Внутренний и внешний имидж педагога должны быть сбалансированы, уравновешены, соответствовать друг другу. Умение располагать к себе выступает как необходимое качество при установлении контактов с детьми, родителями, коллегами.

Структура речевого общения

Она состоит из:

  1. Значения и смысла фраз и слов.
  2. Речевых звуковых явлений. В частности, имеется в виду темп речи, модуляции высоты, тональность, ритм, тембр, дикция, интонация. Как показывает практика, наиболее привлекательной является спокойная, размеренная, плавная манера разговора.
  3. Выразительных качеств. К ним относят специфические звуки, появляющиеся в процессе общения. Это, в частности, шепот, смех, вздохи, кашель, паузы, звуки назализации и пр.

Информационные потоки

Большинство исследователей сходится во мнении, что словесным каналом люди пользуются для непосредственной передачи сведений. При этом невербальные средства применяются для "обсуждения" возникающих межличностных отношений, а в ряде случаев они заменяют словесные сообщения. Такое общение ценно тем, что выражается обычно самопроизвольно и бессознательно. Оно обуславливается отсутствием возможности подделать импульсы. В этой связи, люди больше доверяют чем словесному. Исследователи выделили 10 категорий информации, которая поступает ученику вне зависимости от слов, которые произносит преподаватель. Среди них:

  1. Индивидуально-личностная.
  2. Эмоциональная.
  3. Эстетическая.
  4. Психологическая.
  5. Возрастная.
  6. Социально-иерархическая.
  7. Половая.
  8. Пространственная и др.

Общее телесное самораспоряжение

Еще одним немаловажным элементом, составляющим имидж педагога школы , является манера перемещаться, излюбленные позы и точки. Отвлекающим фактором является повышенная подвижность. Каждый человек обладает своим диапазоном. У преподавателя-флегматика, например, умеренная подвижность. Психологический эффект при педагогическом воздействии практически не зависит от абсолютной степени Он обуславливается относительной мерой и уместностью в рамках возможностей преподавателя. Умеренная, а в ряде случаев намеренно ослабленная интенсивность воздействия зачастую приводит к желаемому эффекту.

Жестикуляция

Она считается одним из самых ярких элементов, составляющих . Здесь следует отметить один парадокс. Все, что наиболее частотно в двигательно-поведенческом облике человека, менее всего ему известно. Такая ситуация обуславливается наличием укоренившейся привычки использовать определенные жесты. Во многом она выходит на уровень автоматизированного поведения. Между тем, оценивая имидж педагога , окружающие, в первую очередь, внимание обращают на эту форму поведения. Жестикуляция во многом является определяющим фактором при составлении мнения о человеке.

Мимика

Даная поведенческая сфера отличается еще более высоким информационно-выразительным уровнем воздействия. Мимика тесно взаимодействует с речью преподавателя. Вместе с тем, она может использоваться педагогом и автономно, без какого-либо словесного сопровождения. В любом случае, мимическая выразительность является еще одним определяющим фактором, по которому оценивается

Интонация

Одно и то же сообщение преподавателя может восприниматься обучающимися по-разному. В связи с этим правильнее говорить об интонационном поведении учителя. Такая терминология обуславливается значительной сферой деятельности педагога. Интонационное поведение динамично, оно по силе воздействия зачастую превосходит прочие показатели.

Саморегуляция речи

Она выражается в способности учителя управлять громкостью голоса, темпо-ритмической характеристикой. Как известно, информационный аспект речи педагога еще не выступает в качестве передачи знаний. Немаловажно и то, как будет звучать содержательная речь. Значение этого требования усиливается, когда в качестве воспринимающих информацию выступают дети, то есть, основная аудитория преподавателя.

Личностные установки

Имидж современного педагога должен согласовываться не только с общепринятыми требованиями, но и гармонировать с его мировоззрением и восприятием. Создавая собственный образ, преподаватель совершенствуется. Личностные установки выражаются в его деятельности, в конкретных результатах. При этом работа рассматривается в качестве некой грани перехода внутреннего во внешнее. Как правило, это экспрессия, оригинальность, умение иллюстрировать неповторимость личности в каждом компоненте деятельности - от цели и задач до выбора содержания, приемов, способов и средств их выражения. Личностные установки проявляются и в в эмоциональных реакциях на поведение детей, в допустимой степени свободы при импровизациях на уроках.

Особенности

Внутренний образ, в первую очередь, связан с культурой учителя, свободой и непосредственностью, эмоциональностью, обаянием, изяществом. Личные качества позволяют быть оригинальным, использовать нестандартный подход, воплощать неожиданные сценарии, а также сохранять самообладание в публичных условиях. Имидж современного педагога , его облик представляет собой совокупность особых форм выражения его отношения к материалу, передачи собственной эмоциональной реакции на действительность. Он отражает умение вести самопрезентацию, способность вывести детей на игровой уровень.

Анализ

Структура и сущность преподавательской деятельности, продуктивность, связанная с ними, выступает в качестве одного из наиболее актуальных вопросов науки. Как правило, анализ этих важнейших феноменов заменяют общие рассуждения об образовательном искусстве. Творчество преподавателя, несомненно, неповторимо. Научный анализ деятельности учителя отдает должное оригинальности методов каждого педагога. Между тем, оценка не строится на описаниях. Она формируется на базе принципов сравнительного исследования, количественно-качественного анализа. В качестве предмета изучения при этом выступает не только непосредственная работа, но и .

Ключевые аспекты оценки

Существующие педагога - личностный, требуемый, воспринимаемый и пр. - раскрываются с двух сторон. В первую очередь, оценивается степень выполнения преподавателем требований, предъявляемых обществом. Социум создает представление об учителе как о просветителе и носителе нравственного опыта. Во-вторых, проявляется непосредственное отношение самого учителя к своему облику. Он сам формирует установки, цели, способы заявления о себе обществу. Во многих отношениях облик преподавателя является его социально-желательным образом. Для приобретения положительного имиджа, как отмечал Фромм, человеку необходимо иметь приятные личные и высокие профессиональные качества.

Задачи создания образа

Формирование имиджа - это целенаправленная активная деятельность. Она ориентирована на информирование о сильных сторонах преподавателя, отношений, которые обладают объективным значением в процессе успешного взаимодействия с детьми. Правильное представление об учебно-воспитательной цели имиджа для развития учащихся способствует созданию ответственного отношения к моделированию индивидуальности. Овладение педагогом основными принципами этики, совершенствование культуры и грамотная организация труда выступает в качестве ключевого аспекта при создании облика. Успешно спроектированный имидж педагога оказывает влияние на самоутверждение и последующее совершенствование своей работы.

Влияющие факторы

Формирование имиджа происходит под воздействием социальных явлений. Эти факторы выражают общественный алгоритм воспроизведения духовной жизни. Однако их роль ограничена обеспечением взаимодействия морали и нравственности. Можно говорить о том, что имидж является естественным алгоритмом духовной жизни социума. Он выражает не только желание конкретного человека нравиться как можно большему числу друг их людей или определенному субъекту. Он воплощает непосредственно правила, обеспечивающие его реализацию. Проще говоря, имидж выражает необходимость согласования психического восприятия с индивидуальным либо групповым опытом жизни.

Среди наиболее важных элементов построения имиджа педагога следует отметить следующие:

  1. Создание образа выступает только в качестве дополнения, а не замены деятельности учителя.
  2. Необходимо обращаться к формированию имиджа задолго до начала непосредственной работы в образовательном учреждении.
  3. В основе коммуникации необходимо использовать простой язык; рассматриваемые вопросы должны являться актуальными для каждого.
  4. В обязательном порядке следует привлекать экспертов со стороны.

При применении данных элементов, необходима стратегическая направленность педагогической техники.

Визуальные символы

Они являются эффективно воздействующими элементами имиджелогии. Визуальный канал считается основным по объему воспринимаемых сведений. Это обуславливается тем, что внешние параметры способны существенно видоизменять поведенческие акты человека. В соответствии с результатами социологических исследований, первое впечатление при встрече создается на 9% содержанием, на 37% голосом, а на 54% внешним обликом. Визуальное сообщение сохраняется дольше в индивидуальной памяти. В этой связи, его считают самым сильным средством воздействия на другого человека.

Заключение

Какой нужно создать имидж педагога? Реферат, приведенный выше, позволяет сделать следующие выводы. Преподаватель должен развивать не столько способность предъявлять себя обществу, сколько умение оценивать и видеть собственный облик и образ других. Важно понимать, что цель создания и совершенствования имиджа педагога не состоит в воспитании актера либо учителя в маске. Он должен стать преподавателем с творческими качествами. Их необходимо проявлять в зависимости от тех задач, которые решает педагог. Преподаватель постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного взаимодействия. Отсутствие культуры общения либо низкий ее уровень зачастую приводит к конфликтным ситуациям, напряженности в отношениях между преподавателем и обучающимися. Успешное их разрешение будет зависеть от психологической грамотности, профессионализма педагога. В качестве ключевых моральных норм, используемых в процессе взаимодействия с детьми, выступают: доверие, внимательное отношение к индивидуальным особенностям учеников, уважение достоинства ребенка, доброжелательность, чуткость.

Грамотное с психологической точки зрения восприятие преподавателем обучающихся будет способствовать установлению взаимопонимания и эффективного взаимодействия. Данная возможность во многом обеспечивается сформированными перцептивными умениями. Они представляют собой способности правильно оценивать эмоциональное состояние детей по выражению лица, речи, жестам, действиям. Существует 2 взаимосвязанных типа социальной перцепции. Первым является, собственно, умение воспринимать и слушать ребенка либо какого-либо другого человека. Второй тип - эмпатийный. Он выражает особую чувствительность к ребенку, сопереживание. Процесс восприятия, в первую очередь, предполагает культуру слушания. Как показывают многочисленные исследования, большая часть педагогических работников не обладает необходимыми навыками. Это, в свою очередь, означает, что даже при привлекательном облике учитель, не умеющий слушать, не будет восприниматься должным образом. При формировании имиджа необходимо обращать внимание на все значимые детали. Именно поэтому, при создании облика работа проводится, в первую очередь, с личными качествами. Достигнутые результаты переносятся во внешний облик. Имидж педагога - это гармоничный образ. В нем должны сочетаться культура, ум, умение слушать, внимание, способность грамотно применять визуальные и речевые средства.

Сегодня успех любой представительской или публичной деятельности предполагает наличие положительного имиджа. Так как педагог всегда на виду, он должен заботиться о своем имидже. Это требование рыночной экономики. В современном мире педагог должен быть конкурентноспособным. Зачастую, педагог остается невостребованным из-за неправильно спроецированного образа в сознание окружающих. Уже недостаточно быть просто профессионалом высокого класса. Профессиональный имидж является необходимым условием успешной профессиональной деятельности.

Имидж учителя - стереотип образа педагога в представлении учащихся, коллег, социального окружения.

Имиджи представителей разных профессий различаются функциями, которые они выполняют, составляющими, наиболее сильно влияющими на создаваемый образ, а также профессиональными требованиями к имиджу, уникальными для каждой из них.

Так, имидж педагога выполняет следующие функции:

Профессиональная - обеспечение высокого качества обучения и воспитания;

Социальная - развитие творческой активности учащихся, повышение статуса и престижа профессии учителя, повышение общественной значимости этой профессии;

Духовно - нравственная - формирование личности ученика, проявляющееся в отношении к окружающим людям, к природе, предметному миру, к духовным ценностям, формирование нравственных качеств учащихся;

Визуальная - формирование положительного внешнего впечатления, воспитание культуры внешности.

В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.

Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.

«Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий...», способен «оживить урок», сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

Внутренняя составляющая -- это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

А.Г. Оводова считает, что составными частями имиджа педагога являются:

1. Визуальная привлекательность - цветовая гамма костюма, правильно выполненный макияж, модная стрижка или укладка и т.д.

2. Красноречие - искусство речи, то есть ее гибкость, выразительность, оригинальность.

3. Невербальный имидж - приятные манеры, жесты, мимика, поза.

4. Пространство жизнедеятельности - оформление рабочего места, марка машины, ручка, кейс и т.д.

5. Образ жизни - отношения с окружающими, родственниками, моральные принципы, достоинства, поведение, характер, качества личности.

6. Привлекательность в глазах окружающих. «Совсем не обязательно, чтобы люди вас любили, просто вы должны им нравиться».

В подходе, предложенном А.А. Калюжного выдвигаются определенные требования к каждому из компонентов имиджа педагога.

Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем.

Педагог всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. В нем должны гармонично сочетаться богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них. Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Настоящий учитель не станет подчеркивать одеждой свою внешность, он будет демонстрировать свой ум, профессиональные навыки и способности. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей и, прежде всего, у любимого учителя правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям.

Внешний вид, в первую очередь, должен быть опрятным. Особое внимание необходимо уделять прическе, макияжу и маникюру. Волосы должны быть всегда чистыми, а прическа аккуратной - не лохматой, без выбивающихся прядей. Макияж должен быть в естественной цветовой гамме, следует избегать ярких цветов. Руки должны быть ухоженными, ногти не обломанными, ни в коем случае не допускается облупленный лак, особенно ярких оттенков.

В одежде необходимо разумно сочетать тенденции моды со своим внешним видом, соблюдая такое правило: быть одетым слишком модно - признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т. е. надо одеваться по моде, но ближе к классическому стилю.

Классика - это основа стиля учителя. Она символизирует следующие качества: уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическая гибкость, а также авторитет. Классический стиль - это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Например, одежда классического стиля имеет четкие, а порой и строгие формы, но не остаются без внимания модные пропорции и нюансы покроя, используются ткани новых фактур и актуальных цветовых оттенков.

Одежда учителя несет большую психологическую нагрузку:

1. Аккуратно, чисто и со вкусом одетый учитель воспитывает эти же качества в учениках.

2. Одежда учителя может отвлекать внимание во время урока, подрывая процесс обучения.

3. Сильно облегающая, чрезмерно открытая и короткая, а также прозрачная одежда может порождать в головах учеников сексуальные фантазии и переживания вместо осмысления и запоминания учебного материала. То есть, неправильно одетый учитель может породить очень много педагогических проблем, которые придется решать не один день.

Говоря об одежде, особо надо остановиться на аксессуарах. Деловой стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используются украшения, то только из благородных металлов (золото, серебро, платина) и натуральных камней. Идеальным вариантом считается наличие часов (на руке или висящих на цепочке) и гладкого обручального кольца.

Если есть необходимость в серьгах, то они должны быть небольшими, не висячими. Свисающие серьги будут двигаться в такт движениям головы, что будет отвлекать учеников от содержания урока. То же самое можно сказать и о свисающих браслетах, и многочисленных цепочках. Их нужно исключить, т. к. они не согласуются с деловым стилем.

К аксессуарам можно также отнести и очки. Очки должны быть точно подобраны к чертам лица и не должны отвлекать от мимики и выражения глаз. Оправа должна быть тонкой. Очки должны быть подогнаны так, чтобы они не сдвигались при движениях головы, не сползали вниз и нигде не жали. В противном случае вам придется постоянно их поправлять, что отвлекает учащихся, да и самого учителя.

Инструментом мощного воздействия на учеников является лицо учителя. Этим «инструментом» надо научиться в совершенстве владеть, уметь очень точно им управлять. Люди специально не подготовленные обычно не осознают выражение своего лица. Связано это с тем, что мимические мышцы имеют мало нервных окончаний, и их слабые импульсы надо научиться воспринимать. Когда наше лицо находится в спокойном состоянии, мимические мышцы расслаблены и лицо принимает иногда выражение неуместное в конкретной ситуации общения (например, опускаются уголки губ и лицо принимает недовольное или обиженное выражение).

В стандартных ситуациях общения предполагаются стандартные выражения лиц у его участников. Психологи называют такие стандартные выражения лиц масками. Психологическое значение маски очень высоко. С одной стороны, ее наличие позволяет личностно не вовлекаться в конкретную ситуацию общения, сохраняя психическую энергию.

Лицо учителя должно быть доброжелательно - заинтересованным. У ученика выражение лица учителя должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним. Такое выражение лица создает установку, что-то, что происходит на уроке самому учителю интересно и важно, а значит должно быть интересно и важно ученикам.

Вербальные и невербальные средства общения являются важными составляющими имиджа - что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты, мимику и позы мы используем, как мы сидим, стоим и ходим. Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим в наиболее выгодном свете. Объяснения должны быть понятны как по стилю речи, так и по актуальности.

Стоит отметить, что восприятие информации на слух менее объемно нежели визуальное, поэтому предложения должны быть не очень длинными и с паузами. Перед каждым уроком педагогу следует продумывать свою речь, чтобы она звучала более гладко и понятно, но, тем не менее, нельзя исключать и импровизационный момент, благодаря которому урок становится для учащихся более интересным и захватывающим. Педагог должен также владеть стилем неформального общения с учащимися, чтобы вызвать их доверие.

Голос педагога имеет огромное значение: он является средством, которое может возвысить значимость речи, но нередко выступает средством снижения этой значимости. Типичные ошибки начинающих учителей - слишком тихий или слишком громкий голос. Однотонный голос не позволяет учителю создавать ритм своей речи, ее мелодику. Голос должен содействовать успешности педагога. Работа над техникой речи может сыграть положительную роль в профессиональном становлении молодого специалиста и повышении успешности в деятельности педагога со стажем.

Не следует забывать о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Невербальное поведение - это язык подсознания. Оно исторически предшествовало появлению речи, а значит менее контролируемо интеллектом. Но это не повод пускать дело на самотек. Невербальное поведение - это проявление культуры (как личной, так и национальной).

Невербальный компонент общения играет существенную роль в процессе взаимодействия учителя с детьми, поскольку известно, что различные средства невербального общения оказываются в некоторых случаях более действенными, чем слова. Особое место в системе невербального общения учителя занимает система жестов.

Как отмечает Е.А. Петрова, жестикуляция педагога является для учеников одним из индикаторов его отношения к ним. Жест обладает свойством «тайное делать явным», о чем учитель должен всегда помнить. Большую роль жесты играют в обеспечении внимания учащихся, являющегося важнейшим условием эффективного обучения. Также в использовании жестов важна и такая функция, как активизация различных познавательных процессов. Жесты могут иллюстрировать рассказ учителя, с их помощью может осуществляться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного мышления. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.

Доказано, что 35 % информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65 % - при невербальном.

Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я» считается ведущей из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей является необходимым качеством в профессиональном общении.

Не менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая свой образ, мы тем самым и самовоспитываемся. Деятельность является гранью перехода личностного внутреннего во внешнее - продуктивное. Чаще всего - это непохожесть, внешнее самооформление, экспрессия, умение преподнести свою неповторимую личность, делать ее оригинальной в каждой составляющей педагогического процесса (от цели и задач до отбора содержания, средств, способов и приемов их подачи), а также в стиле общения, в эмоциональной реакции на поведение школьников, в импровизации на уроках.

Внутренний образ - это культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.

Внешний образ - это особые формы выражения отношения к материалу, передача эмоционального отношения к действительности, умение самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая постановка всего хода урока.

Таким образом, не смотря на существенные различия в классификациях компонентов имиджа педагога разных авторов, можно выявить некоторые общие компоненты: внешний вид, ораторское искусство, невербальный стиль, внутренний мир педагога, а также профессионально-значимые качества личности педагога.

«СЛАГАЕМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ПЕДАГОГА »

Кулевская Ирина Ивановна,

Учитель биологии

МБОУ Одинцовская гимназии №4

Одинцовского района

Московской области

Вы знаете, мне по-прежнему верится,

Что если останется жить Земля,

Высшим достоинством Человечества

Станут когда-нибудь учителя.

(Р.Рождественский)

Введение

Мир динамичен. Этого нельзя не признавать. За окном 21 век. Идет процесс непрерывного обновления информационного состояния общества. Скорость эволюционных изменений настолько высока, что человечество впервые за всю многотысячелетнюю историю оказалось в таком плотном информационном потоке. Причем эта плотность продолжает увеличиваться. Это касается всех сфер деятельности человека.

Например, в давние времена средневековый врач получал определённый набор знаний и навыков, работал с этим неизменным багажом всю жизнь, мог передать эти знания своему сыну и даже внуку, и этого было достаточно для их успешной профессиональной деятельности. Уровень знаний менялся очень медленно, незаметно на протяжении многих поколений. В первой половине ХХ века частоты биологического и социального времени совпали: каждому новому поколению приходилось обновлять знания отцов. В наши дни, после смены соотношения эталонных частот, врачу приходится постоянно пополнять свой багаж знаний, иначе он отстанет от современного уровня медицины и потеряет доверие к себе как профессионалу.

Постоянно увеличивающийся объём информации «напрягает» не только врачей. Связисты и учителя, пилоты и железнодорожники начинают понимать, что надо что-то менять, иначе они могут «утонуть» в этом информационном потоке.

Как и чему бы не обучали детей в школе, какой бы уровень знаний не давали выпускникам, они заведомо устареют в течение ближайших 10-15 лет. А в будущем – за еще более короткий срок, то есть логика социального мышления будет меняться на протяжении жизни не один раз. Поэтому нужно менять систему образования, которая великолепно учила и учит в настоящее время определенной фактологии, но мало учит, как самообразовываться в течение всей жизни.

Наверное, нет такого человека, который бы не замечал, как быстро взрослеет молодежь, все острее проявляют себя кризисные точки ее самосознания и самовыражения, все труднее дается ее моральное воспитание.

Все это приводит к необходимости принятия новых образовательных стандартов, изменению цели и парадигмы образования, к необходимости решения основных концептуальных педагогических задач.

Смена первого педагогического приоритета с «выучить» на «воспитать», ибо формирование общественно значимого мировоззрения - есть единственная основа благополучия общества и его членов.

Смена второго педагогического приоритета с «научить» на «научить учиться». Другими словами, необходимо перейти от педагогики фактологической к педагогике методологической, способной не только научить, но и, прежде всего, привить навыки и методологию самостоятельного освоения необходимых новых знаний. Тогда прекратятся бессмысленные попытки «нашпиговать» государственные образовательные стандарты всем объёмом знаний, накопленных человечеством и увеличивать сроки получения базового образования до неизвестно сколько лет.

Образовательные стандарты необходимы, но также очевидно, что нет стандартных учеников в связи с неравномерным развитием дарований и способностей людей, своеобразием восприятия, памяти и мышления, основанного на различии мозговых механизмов.

Поэтому хочется, чтобы учитель не дожидаясь, когда объективные требования времени трансформируются по инициативе государства в объективную реальность, начал работу над созданием имиджа Учителя Новой школы, который открывает детям мир, дарят истину и принимает первые детские открытия. Учителя, который будет образцом для подражания, эталоном всего правильного и мудрого.

Немецкий педагог, живший в середине 19 века, Адольф Дистервег, на основе личного опыта утверждал, что «самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он - олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания».

Реформирование образования, переход к гуманизации и демократизации школьной жизни, ориентация на развитие личности учащегося, а не только на простую передачу знаний, предъявляет принципиально новые требования к имиджу учителя.

Имидж учителя формирует сам учитель. Есть моменты, которые подрывают авторитет учительства как профессионального сообщества (чудовищные телепередачи, статьи и т.д.), но имидж конкретного педагога – «заслуга» конкретного человека. Конечно, хорошо, если статус Учителя поддерживается государством и обществом, однако это только сопутствующие факторы, хотя (однозначно!) очень важные.

Таким образом, целью настоящей работы является определение основных слагаемых имиджа педагога и обоснование его значимости в современном образовательном пространстве.

Понятие имиджа

Каждый человек имеет свой статусный образ. Иначе его можно назвать имиджем. Имидж (от англ. image – образ) – это совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим статусом.

В обыденном понимании слово «имидж» употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно сказать, что имидж – это образ, включающий внутренние и внешние характеристики.

«Существует ли специфический имидж учителя «Педагогический словарь» дает нам определение имиджа преподавателя как «эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими».

В современном, потерявшем многие былые ориентиры российском обществе, профессия учителя утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога. Но всегда ли только экономический фактор определяет имидж учителя и отношение к нему со стороны учащихся и родителей? Что могут сделать сами учителя, чтобы поднять престиж профессии?

Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами каждого педагога, ведь общее представление о любой профессии формируется в результате вычленения в общественном сознании типичных особенностей ее представителей.

Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения учителей, которые его понимают как «маску». Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное «быть, а не казаться». Всякие разговоры про имидж учителя воспринимаются им настороженно, как призыв быть неискренним.

Однако сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов восприятия учителя учеником является формирование образа учителя. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.

Есть и другая сторона проблемы – педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!

Современными отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного имиджа педагога для учеников и учителей. По данным Е. Русской, в списке десяти профессионально значимых качеств учителя в конце XX столетия имидж занимает второе место с точки зрения детей, и лишь восьмое – с точки зрения самих учителей.

В структуре имиджа профессионала, предложенный Л.М. Митиной, выделены три составляющие имиджа:

    внешний имидж

    процессуальный имидж

    внутренний имидж

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.

Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа , которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.

«Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий … », способен «оживить урок», сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

Внутренняя составляющая – это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Есть и другие точки зрения на структуру имиджа.

В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде образа-стереотипа.

Внешний имидж педагога

Значительную часть информации мы получаем благодаря зрению.

Именно поэтому визуальная привлекательность нашего образа так важна. Во все времена люди ценили гармонию и красоту. Эффект первого впечатления базируется на визуальном восприятии. По экспериментальным данным психологов внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих.

Визуальная привлекательность - это не только наши физические данные, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от нас. Это визитная карточка наших данных, которые подчеркнуты с помощью одежды, прически, макияжа.

Основной стиль учителя – это классика. Этот стиль символизирует следующие качества: уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическая гибкость, а также авторитет. Эти качества являются для учителя профессионально необходимыми. Классический стиль – это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Например, одежда классического стиля имеет четкие, а порой и строгие формы, но не остаются без внимания модные пропорции и нюансы покроя, используются ткани новых фактур и актуальных цветовых оттенков.

Говоря об одежде, следует вначале сказать два слова о современной ситуации в школе. «Демократизация» школьной жизни привела не только к отмене школьной формы, но и принесла лавину неуместной, неудобной, часто просто вульгарной одежды в школьный быт.

Одежда учителя несет еще большую психологическую нагрузку. А аккуратно, чисто и со вкусом одетый учитель воспитывает эти же качества в учениках.

Говоря об одежде, особо надо остановиться на аксессуарах. Деловой стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используются украшения, то только из благородных металлов (золото, серебро, платина) и натуральных камней. Идеальным вариантом считается наличие часов (на руке или висящих на цепочке) и гладкого обручального кольца.

Если вы носите серьги, то надо остановиться на небольших, не висячих серьгах. Свисающие серьги будут двигаться в такт движениям вашей головы. А если они еще и блестят, то внимание учеников может весь урок быть приковано к этим движущимся блестящим объектам.

То же самое можно сказать и о свисающих браслетах, и многочисленных цепочках. Их нужно исключить, т. к. они не согласуются с деловым стилем.

К аксессуарам можно также отнести и очки. Очки должны быть точно подобраны к чертам лица и не должны отвлекать от мимики и выражения ваших глаз. Оправа должна быть тонкой. Очки должны быть подогнаны так, чтобы они не сдвигались при движениях головы, не сползали вниз и нигде не жали. В противном случае вам придется постоянно их поправлять, что отвлекает учащихся, да и самого учителя.

Классический стиль подразумевает, что ваш макияж будет модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов – легкий. Прическа – современная, но без остромодных деталей.

Инструментом мощного воздействия на учеников является лицо учителя. Этим «инструментом» надо научиться в совершенстве владеть, уметь очень точно им управлять. Люди специально не подготовленные обычно не осознают выражение своего лица. Связано это с тем, что мимические мышцы имеют мало нервных окончаний, и их слабые импульсы надо научиться воспринимать. Когда наше лицо находится в спокойном состоянии, мимические мышцы расслаблены и лицо принимает иногда выражение неуместное в конкретной ситуации общения (например, опускаются уголки губ и лицо принимает недовольное или обиженное выражение).

Лицо учителя должно быть доброжелательно – заинтересованным. У ученика выражение лица учителя должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним. Такое выражение лица создает установку, что-то, что происходит на уроке самому учителю интересно и важно, а значит должно быть интересно и важно ученикам.

Следует сказать пару слов и о руках. Ни у кого не вызывает сомнения, что руки должны быть чистыми с ухоженными ногтями. Деловой этикет предписывает женщинам носить ногти средней длины, овальной формы и покрывать их светлым, (но в тон губной помаде), цветом. Бледно-розовым, тельным, светло- бежевым. Недопустимы в деловой обстановке накладные ногти.

Внешняя атрибутика классического стиля внушает уважение.

Но не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение является основой персонификации. Мы можем донести информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой и т.д.

Объяснения должны быть понятны как по стилю речи, так и по актуальности. Стоит отметить, что восприятие информации на слух менее объемно, нежели визуально. Предложения должны быть не очень длинными и с паузами.

Вербальное поведение – это социальный символ. Отработка данных навыков совершенствует ваш имидж.

Надо помнить, что нас не только слышат, но и видят. Поэтому не надо забывать о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Невербальное поведение – это язык подсознания. Оно исторически предшествовало появлению речи, а значит менее контролируемо интеллектом. Но это не повод пускать дело на самотек. Невербальное поведение – это проявление культуры (как личной, так и национальной). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.

Профессиональный имидж педагога

Профессия педагога - одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт человечества. По сути, педагог - это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитывается несколько десятков тысяч, профессия педагога считается неизменной, хотя каждая эпоха предъявляет к ее носителям новые требования.

П.Ф. Каптерев отмечает «специальные учительские свойства», такие как «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант».

Первое свойство объективного характера заключается в степени знания педагогом преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами, и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой педагогу приходиться иметь дело.

Второе свойство – субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте творчества. Второе включает педагогический долг и педагогический такт, и педагогическую самостоятельность, и педагогическое искусство. Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии.

Профессиональный педагогический долг. Под ним понимают совокупность требований, которые общество предъявляет к личности учителя, независимо от того, желает ли этого учитель или нет. Поэтому иногда возникает конфликт между личностью и обществом, точнее, между желанием и долгом.

Иногда учитель осознает свой долг, но не желает его выполнять из-за личных соображений. Это бывает редко, но вреда приносит много и ученикам, и обществу, и, в конечном счете, самому себе.

Чаще бывает так, что учитель понимает свой долг, но у него не хватает силы воли или других качеств доводить дело до конца. Такому учителю можно помочь, повысив требовательность к нему.

Чувство долга необходимо любому человеку, но учитель без него вообще не учитель.

Педагогическая справедливость. Справедливость – это одна из форм моральной оценки. Она опирается на соответствие между достоинствами людей (учеников) и их общественным признанием. Если это соответствие нарушается, возникает то, что мы называем несправедливостью. Справедливость – основа доверия учеников к учителю. Наличие справедливости особенно проявляется при оценке результатов труда учеников. Все учителя располагают тем же набором оценок – от «2» до «5», но у одного плохая оценка вызывает возмущение учеников, у другого ученики воспринимают ее как проявление справедливости. Почему? Да потому, что второй учитель учитывает и усилия ученика, и его прежний уровень, и его состояние.

Отсутствие справедливости – опасный враг: доказано, что в таких классах задерживается формирование коллектива, замедляется становление коллективистской направленности личности учащихся, а некоторые учащиеся превращаются в невротиков.

Профессиональная честь и достоинство. В понятие чести входит стремление учителя поддерживать свой престиж, свою репутацию. Иногда именно из-за этого стремления, если оно ложно понято, вырастает процентомания, организуется бурная деятельность перед проверкой школы, проводятся мероприятия для «галочки», существует так называемая «защита мундира» и т.п.

Да, учитель обязан бороться за честь и достоинство своей профессии. Но бороться одним – своей честной и достойной работой, честным и достойным отношением к учащимся.

Педагогическая совесть. Совесть – это некий общественный представитель в сознании учителя, представитель, который контролирует выполнение учителем его профессионального долга.

Совесть учителя отражает его этическую культуру. Это имеет двоякое значение: с одной стороны, создает в коллективе атмосферу взаимоуважения, с другой – формирует у учащихся этические нормы, их нравственное поведение в обществе.

Совесть учителя должна быть неподкупной и незапятнанной, иначе он потеряет моральное право воспитывать других.

Удачный профессиональный имидж определяется тем, насколько хорошо вы можете войти в необходимый образ, погрузиться в свою профессиональную роль. И чтобы наш имидж был органичен и притягателен для окружающих, не надо забывать быть обаятельным. Обаяние – это умение светиться людям. Обаятельный человек быстрее и легче добивается своих целей, при этом зарабатывая людские симпатии. Но обаяние – наша внутренняя установка. Чтобы любить людей, надо, прежде всего, полюбить себя. И в этом еще раз вам поможет работа над имиджем. Ухаживать за собой, заботиться о себе – это проявление любви к себе самому. Это хороший способ саморегуляции и повышения личной самооценки, прекрасный способ творческой самореализации. Это хороший психотерапевтический прием, а работа учителя связана с психическим напряжением и стрессами.

Говорят, что учитель должен обладать всеми хорошими качествами, но в большей степени, чем любой другой человек. Но все же профессионально наиболее значимыми считаются три группы качеств:

    качества, которые позволяют понимать внутренний мир учащихся, сопереживать ему;

    качества, которые обеспечивают владение собой;

    качества, способствующие активному воздействию на ученика.

Внутренний имидж педагога

Чем бы ни занимался человек, он всегда вызовет уважение людей, если он мастер своего дела. Это справедливо не только потому, что смотреть на то, как человек красиво работает, всегда приятно. Дело не в эффектности, а в эффективности труда.

Учитель, не владеющий методическим мастерством, учитель неквалифицированный – это беда не одного какого-либо коллектива, это беда всего общества.

Перед школой стоит задача – воспитать личность. Еще К.Д. Ушинский писал: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». Развивая эту мысль, А.В. Мудрик утверждает: «Только видя в себе личность, педагог может в каждом школьнике увидеть неповторимую личность».

Влияние учителя тем сильнее, чем ярче и самобытнее его личность. Это касается кругозора учителя, его общей культуры. Ведь невозможно дать другому того, чего не имеешь сам. Поэтому, чтобы учить и воспитывать других, надо, прежде всего, быть образованным и воспитанным самому. Нужно, чтобы кругозор учителя не ограничивался школьной программой. Индивидуальность учителя – главный источник мотивации к учению. Своим отношением к работе, своей заботой и заинтересованностью, выдумкой и творчеством он мотивирует учеников, пробуждает у них то же отношение к делу.

Личность учителя – важнейший фактор воспитания. Он проявляется не только в том, что ученики слышат от учителя, но и в том, что они видят в его поведении, в его поступках. Жизненной активности также может учить только тот учитель, который сам имеет интересы и увлечения.

Многие педагоги утверждают, что становление учителя – это в первую очередь формирование его как личности и лишь затем уже как «предметника», ибо качество труда есть качество души.

По мнению Г.Е. Глезермана, социально значимыми чертами всесторонне развитой личности являются:

    духовное и физическое развитие,

    научный и философский кругозор в сочетании с необходимой специализацией в какой-либо области знаний и практической деятельности, умственный и физический труд,

    знания в сочетании с высокой нравственностью и гражданским долгом,

    научное образование в сочетании с художественной культурой и высокими эстетическими вкусами.

Не случайно считается, что понятие личности имеет значение идеала, к которому человек должен стремиться.

Но личность – это не просто сумма отдельных (даже прекрасных) черт и свойств, а целостное образование.

Личность – явление социальное, она есть продукт развития общества. Конечно, каждая личность уникальна, неповторима, но главное – это не ее неповторимость, а ее направленность. Личность может быть направлена на себя – тогда она перестает быть общественной ценностью; она может быть направлена на пустяки – тогда она теряет свою ценность вообще; но если она проявляется во вредной для общественного прогресса деятельности, то она становится злом. Это значит, что во всякой деятельности личности должен быть нравственный смысл: чем более личностно значимые ценности совпадают с прогрессивными тенденциями общества, тем личность является более нравственно зрелой и ценной. Ее цельность и устойчивость в социальном плане – это «устойчивость ее ценностных ориентаций, вокруг которых группируются установки личности, ее интересы».

Модель имиджа педагога Что такое хороший учитель?

Исследование Е.А. Петровой показывает, что имидж «хорошего» учителя в восприятии всех изучаемых категорий учащихся и родителей четко связан с такими универсальными качествами, как миролюбивый, веселый, тактичный, откровенный, активный, щедрый, уверенный, сотрудничающий, организованный, трудолюбивый, умный и приятный.

На мой взгляд, качества, входящие в образ стереотипа «идеального» учителя, можно расценивать как «систему требований», предъявляемую учениками к имиджу учителя в современных условиях. Творческое же соотнесение со стереотипным образцом идеального учителя должно стать внутренним стимулом совершенствования и саморазвития каждого педагога с актуализацией собственных возможностей, с развитием творческого потенциала.

При этом никто не призывает учителя к некритическому следованию образцу (идеальной модели), несовместимому с его конкретным индивидуально-психологическим складом.

Работа педагога альтруистична, а значит, имидж учителя – это не только индивидуальная цель. Личность педагога способствует формированию личности ученика. Забота учителя о своем имидже – это немаловажная задача педагогической деятельности.

Обучение детей – это сущность труда учителя. Следовательно, забота учителя о своем имидже – это также профессиональное требование.

Какова же «модельная» личность учителя XXI века? И.И. Казимирская раскрывает следующие компоненты личности учителя XXI века.

    Гносеологический : осознание целостности человека и биосферы; осмысление места и роли педагогической деятельности в образовании личности.

    Аксиологический : осознание человека высшей ценностью жизни; осознание личности в единстве с окружающим миром, природой; признание самоценности каждого периода жизни человека; признание высшей целью образования саморазвитие личности и др.

    Творческий : организовать свою жизнь как пространство беспрерывного общекультурного и профессионального самосовершенствования; способность строить учебный процесс как совместную творческую деятельность и др.

    Коммуникативный : способность мыслить и строить учебно-воспитательный процесс в системе диалога; способность понимать другого, находить компромиссы, уметь вести дискуссию и др.

    Этический : способность осознавать культурно-творческие функции образования, культуру взаимоотношений; осознание педагогического процесса как двухдоминантного, в котором осуществляется диалог поколений; способность формировать эстетические критерии оценки явлений.

Добавим к портрету учителя, несущему здоровое начало в своей работе, нравственные черты характера:

    заботливость, душевность, доброжелательность, приветливость;

    внимательность;

    разумная требовательность;

    справедливость, снисходительность, терпеливость;

    готовность к взаимопониманию и взаимопомощи;

    толерантность (терпимость);

    самообладание;

    профессиональная гордость, уверенность в себе;

    требовательность к себе и к своей работе;

    стремление к новаторству и саморазвитию;

    трудолюбие, самообладание при решении педагогических задач;

    деловитость, целеустремленность, инициативность;

    правильная самооценка; подвижничество.

    визуальная привлекательность;

    вербальное поведение;

    невербальное поведение;

    манеры, этикет;

    соответствие необходимому образу;

Неотъемлемым компонентом личности учителя является его разносторонность, эрудиция, любовь к своему предмету, смелость признаться в незнании чего-либо, в своей неправоте. Именно все это лежит в основе профессионального мастерства, в основе педагогической интуиции, помогает преодолевать консерватизм, проявлять творчество, придает учителю уверенность в себе. Уверенность эта помогает приохотить к учению даже тех учеников, которые кажутся безнадежными. А наилучшим (и обязательным!) помощником в этом служит вера учителя в успех учеников.

И наконец – общительность. Хороший учитель не станет пренебрегать эмоциональной стороной общения с учениками: теплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружеский жест. Вместо окрика – юмор, это спасительное, всесильное и интеллигентное средство любой богатой личности. «Если вам интересны люди, то из вас выйдет прекрасный учитель. Если вы интересны людям, и они тянутся к вам, то смело идите в учителя. Ребятам так надо, чтобы учитель был привлекателен как человек».

Не следует думать, что учитель – это некий ангел, «набитый добродетелями» (В.Н. Сорока – Росиньский). Главное – определить свою «породу», найти то хорошее, на что следует опереться и что следует развивать. Специалисты различают три варианта соотношения личности и профессии:

    есть стойкие, практически невоспитуемые личные качества, которые противопоказаны для данной профессии; например, для учителя абсолютно противопоказаны: злорадство, склонность к тирании, эмоциональная глухота и др. В этом случае лучше подыскать себе другую профессию;

    есть качества или способности, которые выражены слабо, их можно развить или компенсировать за счет других способностей или способов работы;

    возможны также различные по способам, но равноценные по конечному результату варианты приспособления к условиям профессиональной деятельности.

Заключение

Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменным остаются такие качества «идеального учителя», как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

«Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен», пишет В.М. Шепель.

В каждой профессии есть свои «нельзя». Есть они и в учительской профессии: учитель не должен быть серым. Как точно заметил С.Л. Соловейчик: «Рядовой учитель – не очень законное сочетание слов: учитель не может быть рядовым, в противном случае он не учитель…Подавший заявление в педагогический институт, по сути, берет на себя обязанности стать идеалом человека хотя бы для будущих учеников».

Учитель – это не только профессия, это – жизненное кредо. Станете ли вы таким Учителем, зависит только от вас.

Изучение педагогической этики даёт материал, необходимый для анализа педагогического процесса как процесса нравственных отношений между его участниками. Нравственное творчество учителя включает в себя ряд компонентов, среди которых важнейшими являются такие, как осмысление нормы и её значимости в отношении к обществу, педагогической профессии; осмысление сложных обстоятельств ситуации, условия её возникновения; необходимость выбрать лучший вид поступка в соответствии с нравственно-педагогической нормой.

Список литературы

    Алехина Ия. Имидж и этикет делового человека. М., 2001

    Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя. /Народное образование №2, 2006.

    Журавлев Д. Имидж учителя – необходимость или дань моде? // Народное образование №7, 2003.

    Калюжный А.А. Технология построения имиджа учителя.//Имидж №5 Гуманитарное образование в школе: теория и практика.

    Капустина З. Имидж современного педагога//Учитель №1, 2006.

    Новокшонова М. Имидж педагога: знания, опыт, мастерство.//Учитель №3, 2005.

    Маценко В.Ф. Имидж: психология создания. Киев, 2002

    Панасюк. А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? М., 2001

    Попова Л. Имидж современного педагога. //Учитель №6, 2002.

    Смирнова Н.Е. Имидж учителя.//Преподаватель, 2001, №1.

    Фадеева Е.И. Тайны имиджа. М. 2002

    Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997.

    Шепель В.М. Имиджелогия: как нравиться людям. М., 2002

    Шепель В.М. Управленческая антропология: человековедческая компетентность менеджера. М., 2000