Как делать экскурсию по биологии. Организация и проведение экскурсий по биологии в общеобразовательной школе. Экологическая игра «Собери дерево»

Преподавание биологии успешно только в том случае, если работа учителя с учащимися во всех ее формах представляет собой целенаправленную систему обучения и воспитания, развивающую в единстве биологические понятия, диалектико-материалистическое мировоззрение, мышление и навыки самостоятельной практической работы.

В школе обучение и воспитание учащихся осуществляется в определенных формах организации учебной работы.

Форма преподавания – это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям проведения (в классе, в природе и т.п.), используемая учителем в процессе воспитывающего обучения.

В настоящее время в методике и школьной практике принята система форм организации учебной работы с учащимися по биологии: уроки и связанные с ними обязательные экскурсии, домашние работы, обязательные внеурочные работы (в уголке живой природы, на учебно-опытном участке и в природе) и необязательные внеклассные занятия (индивидуальные, кружковые и массовые) .

В методически правильно организованном процессе преподавания все формы обучения взаимосвязаны с основной формой – уроком, помогая развивать биологические понятия, мировоззрение, мышление и практические умения.

Экскурсия (от лат. excursio - прогулка, поездка) - коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т.п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью.

Учебная экскурсия - это проведение учебного занятия в условиях производства, природы, музея с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности. Отсюда характерный признак занятия: изучение объектов связано с передвижением учащихся, с их мышечными усилиями. Являясь самостоятельной формой обучения, экскурсия входит важной составной частью в систему учебно-воспитательной работы в современной школе и вносит свой весомый вклад в формирование всесторонне развитой личности.

Перед экскурсиями ставятся такие задачи: обогащать знания учащихся (на основе непосредственного восприятия, накопления наглядных представлений и фактов); устанавливать связи теорий с практикой, с жизненными явлениями и процессами; любовь к природе; развивать творческие способности учащихся, их самостоятельность, организованность в учебном труде, чувства коллективизма и взаимопомощи; обогащать эстетические чувства; развивать наблюдательность, память, мышление, эмоции; активизировать познавательную и практическую деятельность; воспитывать положительное отношение к учению.

В зависимости от типа, содержания и метода проведения экскурсии, возраста учащихся, местных условий и вида передвижения в состав экскурсионной группы может входить от десяти до сорока учеников.

Длительность учебной экскурсии (от 40 до 90 минут) определяется в зависимости от учебных задач, конкретных условий проведения, возраста учащихся. Каждая экскурсия связана с учебным материалом разных предметов .

Практика показывает, что экскурсии помогают ученикам охватить содержание обучения широко, всесторонне, увидеть взаимосвязь изучаемых на уроках законов физики и химии, физики и биологии, истории и географии, поэтому учебная экскурсия в большей степени, чем какая-либо другая форма обучения, способствует реализации межпредметных связей.

На экскурсии учащиеся не только усваивают новые знания или углубляют, расширяют имеющиеся, но и приобретают умения и навыки их применения.

Например, проводя на местности измерения и вычисления площадей, расстояний к отдаленным предметам и высоты деревьев способами «полевой геометрии», учащиеся учатся применять законы геометрии на практике, пользоваться простейшими приспособлениями и приборами, делать зарисовки, записи наблюдений, фотографировать, собирать тематические коллекции, работать с картой местности.

Экскурсия дает широкие возможности для более полного, комплексного использования методов обучения (и в первую очередь проблемных). Любая экскурсия предоставляет учителю возможность изучить своих воспитанников.

Известно, что в естественной и непринужденной обстановке быстрее проявляются те качества личности, которые не сразу и не всегда можно выявить в условиях урока.

Экскурсия обогащает знаниями и самого учителя, приобщая его к сфере материального производства, к людям труда, знакомя с современной технологией и техникой производства.

Школьная экскурсия - сложная форма учебно-воспитательного процесса.

Сложность организации и проведения экскурсии, значительные отличия ее от урока, необходимость специальной подготовки экскурсии нередко отпугивает учителей от этой эффективной формы обучения.

Высокая результативность экскурсии, решение поставленных познавательных и педагогических задач в большой мере зависят от личности учителя, его организаторских способностей, педагогического такта, умения владеть вниманием ребят.

Важнейшее назначение учебных экскурсий заключается в выявлении жизненности и актуальности учебного материала, в закреплении и конкретизации знаний, полученных на уроках, в применении знаний и умений на практике. Наглядность - существеннейший признак учебной экскурсии: удельный вес зрительной и слуховой наглядности в получении информации на экскурсии составляет более 70 процентов. Благодаря наглядности учащиеся быстрее усваивают знания, которые затем на уроках и других учебных занятиях становятся опорным фактическим материалом при восприятии новой темы, при обобщении и формировании соответствующих выводов. Экскурсионные наблюдения используются также для проверки, исправления, уточнения уже имеющихся у школьников знаний и представлений, для обогащения их новыми конкретными данными. Так, на экскурсии на промышленное или сельскохозяйственное предприятие происходит наглядное знакомство с практической деятельностью людей, с непосредственным использованием научных знаний, основы которых изучаются в школе, формируются представления о производственных процессах, организации производства, отношениях в коллективе. На экскурсиях по историческим местам осуществляется связь исторических, обществоведческих и экономических знаний с данными о современной, жизни села, города, республики, страны, учащиеся знакомятся с реальной народнохозяйственной практикой и задачами на будущее, что способствует формированию их коммунистического мировоззрения. Наблюдая и познавая явления общественной жизни, школьники сами готовятся к активному участию в различных сферах общественно полезной деятельности .

Школьники должны быть осведомлены о развитии и достижениях современной науки. В доступной форме на уроках, факультативах, в кружках учащиеся знакомятся с важнейшими научными открытиями. Но даже просмотр научно- популярного фильма или специальной телепередачи не оказывает на учащихся такого влияния, как полное впечатлений непосредственное соприкосновение с научной деятельностью в научно-исследовательском институте, на агробиостанции или в лаборатории.

Нередко на экскурсиях школьники выполняют простые исследования: изучают почву или листья методом химического анализа, проводят метеорологические или фенологические наблюдения, собирают материалы по истории родного края. При этом они используют методы научного исследования, приобщаются к научной деятельности.

Во время экскурсии учащиеся переносят знания в новую ситуацию, открывают для себя новые способы решения познавательных задач. Например, на экскурсии по изучению геологического строения местности школьники находят в овраге небольшого размера обкатанный кусок породы. Учащиеся знают, что камень становится гладким под воздействием воды и перекатывания. По степени обработанности его поверхности можно определить путь обломков от места залегания коренной породы и найти это место.

РАЗРАБОТКА УРОКОВ - ЭКСКУРСИЙ ПО БИОЛОГИИ 6 класс Курлыкова Н.Н., учитель биология Экскурсия № 1 Тема: Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Цель: Показать многообразие живых организмов на примере школьного парка, осенние явления в жизни растений и животных в климатических условиях Муромского края Задачи: Научить проводить фенологические наблюдения, выделять сезонные изменения в природе, жизни растений, наблюдать связь растений и животных с окружающей средой; Показать многообразие растений и животных; Воспитывать бережное отношение к природе Задание 1. Какие растения вам встретились? Какие изменилась их жизнь с наступлением осени? 2. Выясните, у каких растений листья опадают раньше, а у каких позже. В чем особенность листопада у различных растений? 3. Рассмотрите, найденные во время экскурсии плоды и семена. Выделите особенности их строения и способы распространения. 4. Какие животные вам встретились? Как изменилась их жизнь с наступлением осени? I. Этап – Разработка экскурсии 1. Постановка цели и задач 2. Разработка маршрута экскурсии II. Этап – Проведение экскурсии 1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе. 2. Выдать учащимся карточки – задания. Объяснить требования к выполнению отчеты по проведенной экскурсии 3. Проведение экскурсии – Движение по маршруту 1) Учащиеся с учителем выходят в школьный парк. При помощи учителя дети делают вывод о смене времен года, описывают погодные изменения, связанные с этим временем года. Называют приметы, по которым смогли определить наступление осени. 2) Осмотреть территорию школьного парка. Обратить внимание на разнообразие растительных форм: деревья, кустарники, травянистые растения. Дети при помощи учителя называют известные им виды растений. Обратить внимание на отличия хвойных и лиственных растений. 3) Проанализировать протекания листопада у различных растений. Рассмотреть листья. Сравнить листья деревьев, их размер, окраску. 4) Дети собирают плоды и семена. Определяют их видовую принадлежность. Вместе с учителем описать особенности их строения и распространения. 5) Обратить внимание учащихся на животных, встречающихся на маршруте. Обсудить чем они заняты. Как изменилась их жизнь с наступлением осени? 4. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы. III. Этап – Рефлексия 1. Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку) 2. Обсуждение представленных творческих работ. 3. Обратить внимание на стенд «Фенологический календарь». Сделать вывод о фенологических изменениях в жизни растений и животных, обратив особое внимание на климатические условия Муромского края. Экскурсия № 2 Тема: Зимние явления в жизни растений Цель: Выявить изменения в жизни растений, связанные с наступлением зимы на примере растений школьного парка. Задачи: Показать на конкретных примерах взаимосвязь организма со средой; определит влияние факторов среды на рост и развитие растений; развивать умения учащихся проводить самостоятельные наблюдения в природе; проводить работу по эстетическому и экологическому воспитанию учащихся. Задание 1. Назовите деревья и кустарники, рассмотренные вами во время экскурсии. 2. Опишите форму кроны березы, липы, дуба. 3. Опишите особенности коры различных деревьев: тополя, березы, дуба. 4. Зарисуйте побеги клена, каштана, тополя, дуба. Обратите внимание на расположение почек на стебле. Отметьте в чем их приспособленность к перезимовке. 5. Назовите увиденные вами вечнозеленые растения. Отметьте приспособленность этих растений к зимним температурам. 6. Подберите наиболее понравившееся вам стихотворение, загадку или пословицу о зимней природе. IV. Этап – Разработка экскурсии 1. Постановка цели и задач 2. Разработка маршрута экскурсии V. Этап – Проведение экскурсии 5. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе. 6. Выдать учащимся карточки – задания. Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии 7. Проведение экскурсии – Движение по маршруту 1) Предложить детям посмотреть вокруг и рассказать, в чем проявляется зимняя красота в природе. По каким климатическим изменениям мы узнаем о наступление зимы? В чем особенность этого времени года в нашем регионе? Какие видимые изменения произошли в жизни растений? Опять погода стужей дышит, Зато на окнах, сквозь лучи, Мороз опять узоры пишет Своей серебряной парчи. 2) Предложить детям определить, по каким признакам мы можем узнать деревья, когда с них опали все листья. Рассмотреть особенности кроны березы, липы, дуба. У березы боковые побеги многократно ветвятся. Однолетние побеги тонкие и обычно свисают вниз, поэтому береза принимает своеобразную поникшую форму. У липы боковые побеги отходят от ствола под углом вниз, а на концах ветви приподнимаются. Такое ветвление придает кроне липы овальную форму. У дуба форма кроны округлая, раскидистая, что также зависит от расположения боковых ветвей. 3) Рассмотреть кору деревьев. Отметить, что по цвету и структуре коры тоже можно «узнать» дерево. У дуба кора темная, почти черная, но с глубокими трещинами – бороздами. У тополя кора молодых веток серо-зеленая, а на более старом стволе – серо-бурая. Кору березы каждый из нас знает с самого детства. Белая, слоящаяся с глубокими черными бороздами. 4) Рассмотреть с учащимися побеги деревьев, предоставив им возможность самостоятельно называть цвет побегов, расположение почек на стебле, наличие и особенности строения почечных чешуек (дети делают записи и наброски в блокноты). 5) Рассмотреть вечнозеленые растения: Ель обыкновенная, Голубая ель. В чем их отличия. Обсудит на примере данных деревьев приспособленность хвойных растений к погодным условиям зимы. 8. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы. VI. Этап – Рефлексия 4. Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку) 5. Сравниванием свои наблюдения с «Фенологическим календарем» Слушаем выступления учащихся: стихи, пословицы, загадки о зимней природе. Делаем вывод об особенностях зимнего времени года в Муромском крае Экскурсия № 3 Тема: Мир растений малой Родины Цель: Начать знакомство учащихся с растительным миром Краснодарского края на примере школьного парка Задачи: Познакомит учащихся с видовым разнообразием растений школьного парка; научить отличать некоторые виды растений научить делать гербарии травянистых растений и листьев деревьев; воспитывать у учащихся бережное отношение к природе родного края. Задание 1. Перечислите рассмотренные вами на экскурсии растения. 2. Какие деревья растут в школьном парке? Изготовьте гербарий коллекции листьев различных деревьев. 3. Определите при помощи рисунков и собственного опыта, собранные вами растения, если найденного вами растения нет на этом рисунке, воспользуйтесь справочником-определителем или помощью учителя. Душистый колос Птичья гречиха, спорыш Ежа сборная Клевер ползучий (белый) Подорожник большой Ромашка пахучая 4. Оформите гербарии растений, собранных на экскурсии. 5. Подберите загадки о нескольких из собранных вами растений. VII. Этап – Разработка экскурсии 3. Постановка цели и задач 4. Разработка маршрута экскурсии VIII. Этап – Проведение экскурсии 9. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе. 10. Выдать учащимся карточки – задания. 11. Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии 12. Рассказать учащимся о правилах изготовления гербариев травянистых растений и листьев деревьев. 13. Проведение экскурсии – Движение по маршруту 1) Вступительное слово учителя посвящено климатическим особенностям стеной зоны Краснодарского края. 2) Рассматриваем вместе с учащимися деревья школьного парка. Дети их называют и собирают листья для гербария. 3) Предложить детям внимательно рассмотреть травянистые растения школьного парка. Помочь детям определить их видовую принадлежность и собрать материал для гербария. 14. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы. Основную часть территории Муромского края занимает лесная зона. Большинство растений, представленных в школьном парке, являются типичными представителями природной зоны. IX. Этап – Рефлексия 6. Рассматриваем приготовленные учениками гербарии. Выбираем наиболее удачные и составляем общую папку «Растения Муромского края, произрастающие в школьном парке» 7. Учащиеся загадывают друг другу приготовленные загадки. Экскурсия № 4 Тема: Природное сообщество и человек Цель: Познакомить учащихся со структурой природного сообщества и отразить роль человека в жизни биологических систем. Задачи: Познакомить учащихся с местными растительными сообществами, их видовым разнообразием; Закрепить знания о взаимосвязи растений с условиями внешней среды; Познакомить с многообразием дикорастущих растений, их приспособленностью к обитанию в сообществе; Показать влияние деятельности человека на растения сообщества. Задание 1. Опишите сообщество школьного парка по плану: 1) Какие деревья произрастают в данном сообществе? 2) Перечислить названия кустарников. 3) Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе? 4) Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)? 5) Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе? 6) Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения? 2. Составьте природоохранную памятку «Как вести себя во время пребывания на природе» I. Этап – Разработка экскурсии 1. Постановка цели и задач 2. Разработка маршрута экскурсии II. Этап – Проведение экскурсии 1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе. 2. Выдать учащимся карточки – задания. 3. Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии 4. Проведение экскурсии – Движение по маршруту 1) Обратить внимание учащихся на изменения, произошедшие с деревьями, кустарниками, травами. Рассмотреть вместе с детьми цветущие растения, предложить назвать их. 2) Предложить детям объяснить, как осуществляется рост, питание, цветение этих растений. 3) Изучение сообществ происходит по плану: Какие деревья произрастают в данном сообществе? Перечислить названия кустарников. Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе? Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)? Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе? Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения? 4) Совместно с учащимися разработать положения природоохранной памятки «Как вести себя во время пребывания на природе». 5) Беседа предложенным учителем вопросам: Как бы вы назвали данное растительное сообщество и почему? (уточнить название фитоценоза, используя принцип: название экосистемы определяет господствующая растительность местности) Определить, к какому типу относится почка данного участка. Есть ли взаимосвязь между типами почвы и растительностью? Какие породы деревьев произрастают в сообществе? Есть ли кустарники, как они расположены относительно деревьев? Что растет у самой земли? В чем причина именно такого расположения растений в фитоценозе? 5. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы. Мы сегодня наблюдали жизнь растений в фитоценозе. А что должен делать человек, чтобы не мешать жизни растений в растительных сообществах? К чему может привести неконтролируемая деятельность человека в фитоценозах? III. Этап – Рефлексия a. Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку) b. Выбираем самую полную природоохранную памятку «Как вести себя во время пребывания на природе» и закрепляем ее на стенде. c. Совместно с учащимися сделать вывод о влиянии человека на жизнь биоценозов.

Биологические экскурсии в школьном образовании

Биологические экскурсии – основная форма изучения живой природы, когда учащиеся не в классе, а непосредственно в природе наблюдают и исследуют живые объекты, процессы жизни. Однако продуктивность экскурсий пока остается незначительной. Причин тому несколько.

Во-первых, до сих пор не разработана система биологических экскурсий (их количество в школьной программе постоянно уменьшается и с 1970-х гг. снизилось на 70%), поэтому они используются фрагментарно. Во-вторых, низок научный потенциал биологии на экскурсиях: биология развивается в эколого-эволюционном направлении, а на экскурсиях преобладает описание учителем систематики и морфологии растений и животных, что не способствует повышению уровня знаний школьников и их интереса к биологическому образованию. В-третьих, в современном биологическом образовании признается приоритет развития социально активной, экологически грамотной, творческой личности, а на экскурсиях более активен учитель, чем учащиеся, поэтому развивающее влияние экскурсий невелико. В-четвертых, основной целью экскурсии остается формирование знаний, при этом роль непосредственного контакта ученика с объектами и явлениями живой природы в естественной среде в развитии у школьников ценностного отношения к живой природе, экологической культуры, приобретении опыта творческой деятельности незначителен. И, наконец, учителя испытывают потребность в методиках моделирования экскурсии в творческой развивающей среде, а соответствующие разработки в литературе не отражены.

Совершенствование содержания биологических экскурсий необходимо начинать с усиления в них эколого-эволюционного аспекта изучения живой природы. Такой подход мы реализовали как в названиях биологических экскурсий, например «Жизнь растений весной», «Естественные экосистемы (экосистема леса, луга, водоема)», «Экологические группы млекопитающих», так и в системе проблемных заданий, задач, проектов, которые помогают школьнику усвоить функциональные, значимые для жизни и профессиональной деятельности знания и умения в процессе самостоятельного их решения. Помимо умственного развития, это стимулирует интерес и мотивацию школьников к обучению. У них развиваются творческие способности: умение видеть и формулировать проблему, выдвигать гипотезы, выявлять закономерности функционирования живых организмов и экосистем и т.п. Все это пополняет жизненный опыт школьника, формирует творческую личность и экологически грамотного специалиста (какую бы профессию он в дальнейшем не выбрал).

Деятельностный подход на биологических экскурсиях мы реализуем, используя многообразные типы учебной деятельности: исследовательскую, проектную, конструкторскую (ландшафтное проектирование и фитодизайн), решение системы учебных творческих задач и экологическую деятельность по охране социоприродной среды.

На первом этапе экскурсии организуется деятельность с помощью заданий репродуктивного уровня . Учитель показывает учащимся, как определять вид или характеризовать экосистему, после чего школьники осваивают алгоритм этих действий. Усилить самостоятельность можно, предложив школьникам выполнять задание по эвристическим предписаниям (тоже с алгоритмами деятельности), например, «Как наблюдать жизнь растения», «Как описать компоненты экосистемы», «Как провести биологический эксперимент» и др.

Мы разработали и используем инструкции по организации эвристической и мыслительной деятельности. Это обучение анализу биологических объектов или процессов, сравнению, обобщению, установлению причинно-следственных связей в биологических процессах и т.п. Например, в задании требуется осуществить морфофункциональный анализ цветкового растения. Эвристическое предписание показывает шестикласснику, что нужно описать вегетативную часть (последовательно описывая его жизненную форму, корневую систему, побег, листья, стебель, жилкование) и генеративную часть (расположение и особенности строения цветка, плода). В результате работы на этом этапе формируются умения описывать и распознавать объекты и явления живой природы.

На следующем, частично-поисковом , этапе уровень самостоятельной деятельности школьников повышается: они должны перенести знания и известные способы деятельности в проблемную (необычную) ситуацию. Учитель обращает внимание на противоречия, трансформирует содержание биологического материала в проблемные вопросы, задания и задачи, с помощью которых создается проблемная ситуация.

Движущей силой мышления и условием активности ученика становится интеллектуальное затруднение при поиске ответа на проблемный вопрос. Так, например, при проведении экскурсий по темам: «Задачи на маршруте», «Природа спрашивает», «Обобщим увиденное в природе» учащиеся должны объяснить, почему листья одного дерева, расположенные внутри или снаружи, вверху или внизу кроны, по-разному приобретают осеннюю окраску или почему у плодов таких разных растений, как липа мелколистная, ясень обыкновенный, клен остролистный и клен ясенелистный на семенах имеются очень сходные образования – крылатки?

На экскурсии «Жизнь растительного сообщества» в задании требуется выяснить, почему лес возле города, села или школы, который мы наблюдаем многие десятки лет (сюда любили ходить еще наши бабушки и дедушки, родители), изменяется с годами и по сезонам. Есть ли у леса законы развития? На этой же экскурсии шестиклассники решают проблему: растения в лесу – отдельные организмы, но в то же время лес мы называем растительным сообществом, подразумевая связи между организмами. Какие связи между организмами существуют в лесу?

Исследовательский метод считается сложным, малоприменимым в основном образовании, но специфика обучения в природе – в сущности, уже исследование. Решая предложенные задания различного типа, ученик самостоятельно проходит те же этапы, что и в научном исследовании:

1) наблюдение и изучение биологических фактов и явлений;
2) установление непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка проблемы);
3) выдвижение гипотез (как научного предположения о решении проблемы);
4) построение плана исследования;
5) выяснение связей изучаемого явления с другими;
6) формулирование решения и его объяснение;
7) проверка решения;
8) выводы о возможности и необходимости практического применения полученных знаний.

Разработанные нами исследовательские задачи обязательно включают указания на то, как их выполнять. Под учебной исследовательской задачей понимается реально существующая в биологической науке проблема, выраженная в словесной, знаковой, графической или другой форме. Она требует объяснения и доказательства закономерных связей и отношений в объекте исследования. Рассмотрим конкретные примеры исследовательских задач.

К первому типу отнесем задания, которые используются на экскурсии в музей при изучении экологических групп млекопитающих, например: «Опишите приспособления лося или другого оленя к наземной жизни. Рассмотрите соотношение размеров конечностей и туловища у зайца, лисицы, ежа, барсука. Выявите основные формы передвижения наземных зверей. Могут ли быстро бегать и прыгать еж и барсук? Какие приспособления компенсируют недостаток скорости у этих зверей?» Или такое задание: «Охарактеризуйте условия среды, которые определяют разнообразие растений суходольного луга». Такие задания могут быть сформулированы на каждой экскурсии, а их выполнение формирует у школьников знания и умения находить взаимосвязи организма и среды.

Пример задания второго типа : «Необходимо определить приспособления птиц к условиям обитания в антропогенном ландшафте». При этом школьники изучают экологические группы птиц, обитающих в парке города, и выявляют их приспособления к этим условиям жизни. Одно из заданий – разработать и предложить систему мер по охране этих птиц – ориентирует на практическое применение знаний.

Исследовательские задания третьего типа , предполагают проведение школьником биологического эксперимента в природе, на школьном участке, в кабинете, дома. Например, на весенней экскурсии по изучению сезонных изменений растений школьники выполняют задание: «Изучите влияние леса на окружающую среду школы или поселка». В течение нескольких дней школьники проводят сравнительное измерение температуры воздуха в различных участках леса и убеждаются, что лес делает более мягким климат около села, и потому его надо беречь.

Учебно-исследовательские задания четвертого типа – это биологические и экологические исследования, в которых предполагается выбор наилучшего из нескольких решений проблемы. Например, предлагаются темы: «Исследование экологии животных в урбанизированной среде» или «Изучение мест гнездования птиц в городе и разработка проекта по их охране»; «Разработка проекта ландшафтного дизайна и зеленой архитектуры школьного или приусадебного участка».

Задачи пятого типа – это самостоятельные исследования проблем, имеющих научное теоретическое или прикладное значение и актуальную для региона тематику. Задания этого типа мы используем на экскурсиях, курсах по выбору, в классах профильного обучения биологии. Это, например, такие исследования: «Перспективы строительства автомагистрали (бензоколонки, жилого дома) и его влияние на окружающую среду школы (школа №25, г. Владимир)», «Исследование Ильинского луга как памятника природы города Суздаля – историко-архитектурного памятника ХI в. (г. Суздаль, МОУ №1)». Порой в такой работе раскрываются объективно новые знания, имеющие личностную и социальную ценность.

На биологических экскурсиях мы применяем и метод проектов . Проектная деятельность – самостоятельное решение школьником (группой) одной или целого ряда учебных биологических и экологических проблем и, главное, практическое применение полученных знаний. Исследуемые на экскурсии проблемы берутся из реальной жизни. Ученики под руководством учителя самостоятельно их решают и получают реальный и ощутимый результат. Любой проект как вид самостоятельной работы можно назвать творческим.

Проект может выполняться индивидуально или группой учащихся. Тематика проектов может быть различной: биологической, экологической, связанной с ландшафтным конструированием, природопользованием, сохранением социоприродной среды и здоровья. Проект как вид творческой деятельности достаточно сложен в организации. Поэтому учитель помогает школьнику преодолеть возникающие трудности и корректирует его деятельность.

Форму защиты проекта можно выбрать любую: доклад или тезисы доклада, научная статья, научный отчет, реферат, «монография», «защита микродиссертации», выставка ландшафтных или дизайнерских конструкций и проектов. Важно создать такую обстановку, в которой ученик мог бы, пользуясь результатами проведенного исследования, проявить себя.

Оценку работ мы проводим по следующим критериям: актуальность проблемы; правильность сформулированных задач и выбранных методов исследования, обработки полученных результатов; логика изложения материала; глубина проникновения в проблему; обоснованность выводов и доказательность рекомендаций, предложений. Важно при оценке учесть активность ученика (или группы) при работе над проектом, эстетическое, ценностное и экологическое осознание предлагаемых решений и, главное, социальную направленность результатов исследования. Эта направленность может выразиться в виде практических предложений; наказов по решению биологических и экологических проблем депутатам; делового письма с предложениями компетентным органам, в мэрию, парламент, Президенту России, правительствам других государств. Учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора проектной деятельности учащихся: он предлагает темы проектов, списки литературы, консультирует и оказывает помощь на всех этапах работы над проектом и при его оформлении.

Наивысшую степень самостоятельности выполнения имеют исследовательские проекты. Они включают самостоятельное формулирование проблемы, определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез, решение обозначенной проблемы, экспериментальное исследование, выводы и предложения по практическому использованию результатов.

Темы исследовательских проектов для разных возрастных групп различны. Например, шестиклассникам, которые ориентированы на непрагматичное восприятие живой природы, можно предложить тему: «Растение (название вида), занесенное в Красную книгу России, и его состояние в нашем лесу. Меры охраны».

Алгоритм выполнения проекта

1. Прочитать, что написано об этом растении в Красной книге.
2. Описать его биологию и условия обитания в лесу.
3. Изучить состояние растения в нашем лесу и выяснить, какие неблагоприятные факторы влияют на численность растений.
4. Предложить и обосновать мероприятия по сохранению его численности.

Для подростков, отличающихся большей активностью и интересом к природоохранной деятельности, можно предложить исследовать такие проблемы, как «Экологическая ниша речного бобра» или «Видовой и количественный состав рыб реки или озера (конкретных)». При выполнении проектов они должны прочитать необходимую литературу, установить видовой состав, распределение по возрастам, места обитания и особенности питания рыб. По результатам работы над проектом можно составить деловое письмо в Инспекцию рыбоохраны о состоянии запасов рыб в данном водоеме и возможности их увеличения.

Темы проектов, предлагаемых старшеклассникам, затрагивают общебиологический материал, нацелены на развитие всей системы исследовательских умений. Например, на биологических экскурсиях по изучению естественных и искусственных экосистем разрабатывается исследовательский проект: «Оценка состояния окружающего леса и меры по его улучшению». В проекте школьники решают следующие проблемы. Какие лесные экосистемы – неустойчивые или устойчивые – нужны лично вам, вашим родственникам, большинству жителей села, поселка или города, где вы живете? Взгляните на эту проблему с позиций охраны природы. Совпадают ли они? Являются ли окружающие леса устойчивыми системами?

Как повысить их экологическую устойчивость? Прочитайте специальную литературу и сделайте сообщение в школе, опубликуйте статью в газете, выступите с докладом на школьной научной конференции, по радио или на телевидении о практических шагах по улучшению состояния лесов. Обсудите ваши предложения в ближайшем лесничестве.

При таком подходе в готовом проекте школьника появится социально значимая информация: большинству жителей нашего поселка нужны устойчивые лесные экосистемы. Это старые, многоярусные смешанные леса с большой биомассой и высоким биоразнообразием. Они давали много древесины для строительства, в них было много ягод и грибов, на больших полянах – неплохие сенокосы. Старые леса перемежались с болотами, со средневозрастными лесами и молодняками хвойных и лиственных пород. В настоящее время преобладают средневозрастные березняки, много посадок сосны. Их затронули лесные пожары. Под пологом березы идет рост ели. Ярусная структура выражена слабо. Эти леса изменяются с возрастом. Лесов много, но старых деревьев нет. Поэтому здесь не гнездятся летучие мыши, совы и другие птицы-дуплогнездники, мало белок. Это показатели несложившейся видовой и пространственной структуры экосистемы леса. Для повышения устойчивости экосистем лесов школьники предлагают посадку широколиственных пород (дуба и липы) по тем местам, где они росли раньше; изготовление дуплянок и других гнездовий для летучих мышей, сов, синиц. Для увеличения биологического разнообразия по опушкам лесов и берегам речек и ручьев, по обочинам дорог намерены посадить разные виды ив, рябину, черемуху, калину, боярышник, шиповник. Обсуждают возможность восстановления плотин на малых реках для увеличения обводненности территории и уменьшения числа лесных пожаров. В проекте могут быть и предложения по восстановлению осушенных болот для уменьшения количества пожаров на торфяниках. Работая над проектом, школьники могут создать сценарий видеофильма, который отразил бы экологические проблемы Подмосковья.

Продолжение следует

Уроки – экскурсии

Введение

Экскурсия – одна из обязательных форм реализации практической части учебной программы по биологии. Данная форма способствует установлению связи теории с практикой, решению задач экологического образования.

проведение экскурсий на территории ОУ имеет преимущества:

1). Можно уложиться в 40-45 минут учебного времени. Не надо тратить время на длительный переход к месту экскурсии,

2). Ограниченная территория для работы нескольких групп дает возможность контролировать выполнение заданий учащимися, а при необходимости – оказать помощь в работе групп.

3). Учитель, зная о том, какие виды встречаются на территории ОУ, может сам или с помощью учащихся изготовить иллюстрированные определительные карточки для экскурсий. Можно изготовить гербарий растений, встречающихся на территории ОУ.

Подготовка к экскурсии

Действия учителя

1). Определяет участок на территории ОУ, где будет проходить экскурсия, разрабатывает маршрут. Участок выбирается таким образом, чтобы его можно было использовать для проведения всех сезонных экскурсий. Это позволит учащимся увидеть сезонные изменения в природе.

2). Продумывает правила безопасного поведения во время проведения экскурсии.

3). Продумывает задания для проведения экскурсии, составляет карточки-задания для групповых и индивидуальных наблюдений учащихся.

4). Готовит необходимое оборудование для проведения экскурсии.

Действия учащихся

1). Готовят простые карандаши и блокноты для записей во время экскурсии

2). Повторяют учебный материал, необходимый для выполнения заданий на экскурсии.

3) Распределяются по группам.

Правила техники безопасности при проведении экскурсий по биологии

1). Перед экскурсией учитель тщательно обследует тот участок окружения ОУ, куда будут выведены дети, выбирая места, где не существует опасности нападения хищников, ядовитых животных.

3). Перед выходом на экскурсию проводится перекличка учащихся класса и отмечаются присутствующие. вторая перекличка проводится по прибытии на место экскурсии, третья – по возвращении с экскурсии.

4).При проведении экскурсии запрещается использовать ядовитые вещества для замаривания насекомых (хлороформ, серный эфир).

5).При организации экскурсии нужно ознакомить учащихся с требованиями охраны природы, местными ядовитыми растениями, категорически запрещается пробовать любые растения на вкус.

6). На экскурсию учащиеся должны выходить в прочной обуви, что предохранит ноги от механических повреждений сучками, колючими растениями, острыми камнями, осколками стекла. Категорически запрещается на экскурсию выходить босиком.

7). Во время экскурсии запрещается разводить костры.

8). Во время экскурсии учащимся нельзя пить воду из открытых водоемов.

9). Инструкция по ТБ во время экскурсии для учащихся вывешивается на видном месте в кабинете биологии.

ЭКСКУРСИЯ №1 (5 класс)

Обучающая цель: создать условия для закрепления представлений о признаках живых организмов и тел неживой природы, явлениях живой и неживой природы, для формирования представлений о методах изучения живой природы.

Личностно-развивающие цели:

Способствовать формированию у учащихся умений наблюдать за объектами живой и неживой природы, планировать свою деятельность, систематизировать материал, выполнять отчеты;

Содействовать формированию у учащихся общеучебных умений, необходимых для работы в группе;

Способствовать развитию личностной мотивации учащихся по соблюдению правил поведения в природе.

Место проведения экскурсии : территория ОУ

Время проведения экскурсии : сентябрь

Продолжительность экскурсии : 40 минут

Оборудование:

Карточки красного и зеленого цвета на каждого учащегося;

Блокнот и карандаш.

Проведение экскурсии

    Учитель знакомит учащихся с правилами безопасного поведения во время проведения экскурсии.(Можно учащимся самим определить правила безопасного поведения на экскурсии). Попросить учащихся на карточках красного цвета написать по одному правилу, указывающему, что нельзя делать во время экскурсии. Затем учащиеся по очереди озвучивают эти правила. Учитель дополняет эти правила. Учитель раздает карточки зеленого цвета и просит учащихся написать по одному правилу, указывающему, что можно делать во время экскурсии. Необходимо, чтобы учащиеся усвоили общие правила безопасного поведения при проведении этой и последующей экскурсий. На следующих экскурсиях можно будет только напоминать общие правила ТБ во время экскурсии.

    Учитель предлагает уч-ся встать в круг и, подумав 1 минуту, закончить высказывание «Природа в моей жизни…» или «Природа для меня…». У-ль напоминает, что природа делится на живую и неживую, предлагает вспомнить отличие живых организмов от тел неживой природы.

    У-ль предлагает учащимся назвать синонимы к слову наблюдать. (Возможны ответы: видеть, осматривать, внимательно рассматривать и т.д.). Учитель вместе с учащимися подводит итог: наблюдение – это зрительной изучение, внимательное рассматривание определенных объектов или явлений живой природы. Оно позволяет описывать ее объекты и явления. наблюдения можно проводить невооруженным глазом или с помощью увеличительных приборов – бинокля, лупы, микроскопа. На экскурсии мы проводим наблюдения невооруженным глазом объектов живой и неживой природы.

    Уч-ся разбиваются на группы по 6 человек, выбираются разные участки на территории, определенной учителем. На выполнение заданий отводится 15 минут. Карточку-задание получает каждый ученик и она остается у него до следующего урока. Это облегчит выполнение домашнего задания. На следующем уроке учащийся сдает отчет об экскурсии вместе с карточкой.

    Группы представляют результаты своей работы.

    Подведение итогов. Учитель предлагает подсчитать сколько всего объектов живой и неживой природы удалось наблюдать классу во время экскурсии.

    Экологическая игра «Воронья охота»

Игра заключается в поиске различных природных объектов. Учащимся выдаются списки, содержащие перечисление этих объектов Их поиски потребуют от учащихся не только внимательности, но и творческого подхода.

Охотничий список:

  1. Семечко растения, принесенное ветром

    Кленовый лист

  2. Что-нибудь круглое

    Что-нибудь пушистое

    Что-нибудь острое

    Что-нибудь красивое

    Что-то, что может шуметь

    Что-нибудь белое

    Что-нибудь мягкое

    Что-нибудь бесполезное для природы (Не забывайте, что в природе ВСЕ имеет свое значение)

    Что-нибудь очень важное для природы (В природе ВСЕ важно!)

    Солнечная ловушка (Это все, что ловит солнечное тепло,- вода, камни, растения, животные)

    Что-нибудь похожее на себя

    Большая улыбка

Учащиеся находят объекты из этого списка на выбранных ими участках. А затем распределяют объекты по группам: живая и неживая природа.

    Рефлексия в конце экскурсии

Что было для вас самым интересным во время экскурсии?

Что нового вы узнали о территории ОУ?

9. Домашнее задание.

Оформить в тетрадях отчет об экскурсии по предложенному в карточках-заданиях плану. Повторить п. 1-2

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЭКСКУРСИЯ №1 (5 класс)

Живая и неживая природа. Наблюдения за живыми объектами.

Цель: определение объектов живой и неживой природы, наблюдения за явлениями живой и неживой природы.

Групповые задания

    Выберите понравившийся участок на территории, определенной учителем, опишите его и обоснуйте свой выбор.

    Найдите на выбранном участке тела живой и неживой природы. НЕ ломайте ветки, не рвите растения, не пугайте животных, не сорите.

    Заполните таблицу в ваших блокнотах; объекты природы запишите в первый столбик, а во второй и третий поставьте «+» или « -«.

Объекты природы

Живая природа

Неживая природа

    Какие явления живой природы вы наблюдаете на выбранном вами участке?

    Представьте результаты вашей работы другим группам. Расскажите, как вы определили объекты живой и неживой и какие явления живой природы вы наблюдали.

Подготовьте отчет об экскурсии по плану:

    Тема экскурсии

    Цель экскурсии

    Состав группы

Результаты работы группы:

    Перечислите найденные вашей группой объекты живой и неживой природы;

    Назовите признаки, которые вам помогли определить объекты живой природы;

    Нарисуйте наиболее понравившийся вам объект живой природы;

    Назовите явления живой природы, которые вы наблюдали на территории школы в этот день.

Ответьте на вопрос: Может ли живая природа существовать отдельно от неживой природы? Почему вы так думаете?

ЭКСКУРСИЯ № 1 (6 класс)

Обучающая цель: организовать деятельность учащихся, направленную на изучение видового разнообразия древесных, кустарниковых и травянистых растений на территории ОУ и на ознакомление с осенними явлениями в жизни растений.

Личностно-развивающие задачи :

Способствовать формированию у учащихся умений наблюдать за живыми организмами осенью, планировать свою деятельность, систематизировать материал изученный в начальной школе, оформлять отчеты;

Содействовать формированию у учащихся общеучебных умений, необходимых для работы в группе;

Способствовать развитию личностной мотивации учащихся по соблюдению правил поведения в природе.

Место проведения экскурсии : территория ОУ

Время проведения экскурсии : сентябрь

Продолжительность экскурсии : 40-45 минут

Оборудование:

Карточки-задания по количеству учащихся в классе;

Пакеты для сбора листьев;

Листы формата А4 на группу;

Блокнот и карандаш.

Подготовка к экскурсии. Учитель определяет участок на территории ОУ, где будет проходить экскурсия, разрабатывает маршрут. Участок выбирается таким образом, чтобы его можно было использовать для проведения всех сезонных экскурсий. Это позволит учащимся увидеть сезонные изменения в природе. Продумывает правила безопасного поведения во время проведения экскурсии. Продумывает задания для проведения экскурсии, составляет карточки-задания для групповых и индивидуальных наблюдений учащихся. Готовит необходимое оборудование для проведения экскурсии.

Проведение экскурсии

    Учащиеся вспоминают правила безопасного поведения во время проведения экскурсий. Учитель спрашивает: Какое правило бы хотели изменить или добавить. Учитель добавляет правила сам в зависимости от темы экскурсии.

    Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: «С каким цветом дл я вас ассоциируется слово осень ?». Почему именно с этим цветом?. (Обычно уч-ся называют желтый, красный, оранжевый). Учитель показывает листья древесных растений (липа, береза, клен, рябина…) соответствующей окраски и указывает на то, что не у всех деревьев листья ярких цветов. У ольхи, тополя листья становятся бурыми или серыми, у серени листья еще долго будут оставаться зелеными. на сегодняшней экскурсии мы поговорим о том, почему же именно осень может похвастаться таким разнообразием красок.

    Учитель сообщает о том, что летом листья деревьев и кустарников окрашены в зеленый цвет из-за зерен пигмента хлорофилла. Но в листьях есть и другие пигменты – желтого (ксантофилл), оранжевого (каротин) цвета. Летом хлорофилла в листьях так много, что остальные пигменты незаметны. Осенью сокращается световой день, хлорофилла образуется меньше, желтая окраска листьев становится заметной. В листьях содержится красящее вещество-антоциан. Это он окрашивает их во все оттенки красного цвета. Чем прохладнее, тем больше антоциана образуется в листьях. А вот листья ольхи и тополя не содержат в своем составе желто-оранжевых пигментов и антоциана. Тусклый цвет придают этим листьям продукты распада хлорофилла. Осенняя окраска характерна и для некоторых трав.

    С помощью жестов покажите, что происходит с листьями после изменения окраски? Какое явление живой природы вы сейчас изобразили? (ЛИСТОПАД). Причина листопада – изменение условий (сокращение светового дня, понижение температуры, изменение влажности). Ежегодно сбрасывая листву, дерево освобождается от вредных веществ, которые накопились за лето. В лесу слой листьев защищает проростки растений и корни деревьев от мороза, листья перегнивают и дают питательные вещества растениям, в сухих листьях зимуют многие насекомые. Хвойные деревья не сбрасывают хвою на зиму, кроме лиственницы, у которой иголки опадают осенью.

    Учащиеся делятся по желанию на группы по 6 человек. Группы получают одинаковые задания, но выбирают разные участки территории, определенные учителем. На выполнение заданий дается 15 минут. Карточку-задание получает каждый учащийся, она остается у него до следующего урока. Это облегчит выполнение домашнего задания. На следующем уроке учащийся сдает отчет об экскурсии вместе с карточкой.

    группы представляют результаты своей работы.

    Подведение итогов. Учитель предлагает подсчитать количество видов деревьев и кустарников, которые удалось описать классу во время экскурсии.

    Экологическая игра «Собери дерево»

Игра развивает память, реакцию, пополняет знания учащихся о видовом разнообразии растений и кустарников. К карточке с изображением листа дерева или кустарника надо найти плод. Можно данную игру провести по командам «Кто быстрее».

    Рефлексия в конце экскурсии.

Что для вас было самым запоминающимся на экскурсии?

Что было для вас самым интересным на экскурсии?

Насколько легко или трудно было каждому из вас справиться с заданиями?

Что нового узнали о территории школы?

10. Домашнее задание. Оформить в тетрадях отчет об экскурсии по предложенному в карточках-заданиях плану.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЭКСКУРСИЯ № 1 (6 класс)

Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений.

Карточка-задание для учащихся

Цель: определение видовой принадлежности деревьев и кустарников, наблюдение осенних явлений в жизни растений

Групповые задания

    Опишите свой участок территории школы.

    Установите видовой состав деревьев и кустарников на вашем участке (можно использовать подготовленные дома карточки).

    Заполните таблицу

Вечнозеленые растения

Листопадные деревья

Листопадные кустарники

    Соберите листья и плоды определяемых растений. не ломайте ветки, собирайте только опавшие плоды и листья, не сорите.

    Какие собранные вами плоды распространяются ветром, какие с помощью животных? Почему вы так думаете?

    Проследите последовательность изменения окраски листьев у одного вида деревьев. (Зеленый лист - частично изменивший окраску лист – полностью изменивший окраску лист).

    Какие осенние явления в жизни растений вы наблюдаете на выбранном вами участке?

    Представьте результаты вашей работы другим группам.

Индивидуальное домашнее задание

Подготовить отчет об экскурсии по плану:

    Тема экскурсии

    Цель экскурсии

    Дата и место проведения экскурсии

    Состав группы

Результаты работы группы:

    Опишите погодные условия и увиденные во время экскурсии приметы осени;

    Перечислите виды деревьев и кустарников, которые вы определили на вашем участке: вечнозеленые растения-…, листопадные деревья-…, листопадные кустарники-…;

    Зарисуйте листья и плоды 2-х растений вашего участка на территории школы;

    Назовите осенние явления в жизни растений, которые вы наблюдали на территории школы в этот день.

Ответьте на вопросы.

    Почему растения различных видов меняют окраску листвы не одновременно? Приведите примеры.

    Напишите небольшой рассказ на тему «Листопад», используя понятия: хлоропласты, хромопласты, вакуоли, фотосинтез.

ЭКСКУРСИЯ №2 (5 класс)

Живые организмы весной. Весенние явления в жизни живых организмов.

Цель:

    Развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять раннецветущие растения.

    На основе проведения наблюдений выяснить биологические особенности раннецветущих растений на территории ОУ.

    Формировать бережное отношение к природе.

    Развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования.

    Развивать диалектико-материалистические взгляды на природу.

Место проведения экскурсии : территория ОУ.

Время проведения: конец апреля – май.

Подготовка учителя к экскурсии:

    Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью (чтобы показать уч-ся особенности пробуждения природы).

    Приготовить карточки-определители травянистых раннецветущих растений.

    Провести беседу об охране природы.

    Познакомить учащихся с произведениями литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Левитан и др.).

Подготовка учащихся к экскурсии:

1. Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).

2. Ввести три новых понятия о весне и указать сроки их наступления:

календарная весна - 1 марта; астрономическая - 21 марта - день весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи; биологическая начало сокодвижения у клена остролистного (24 марта), а затем у березы бородавчатой (8 апреля).

3. Поручить учащимся подготовить характеристики каждого периода весны (март, апрель, май), и выступить на научно-практической конференции в роли метеорологов, ботаников, зоологов, озеленителей, лесоводов, художников.

4. Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы лес. Формировать умение правильно вести себя в лесу.

Ход урока.

Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу:

Учитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в весенний лес. Назовите, какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают)

    Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

    Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

    Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

    Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

    В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь

Введение в тему урока-экскурсии (создание эмоционального настроя).

Снова птицы летят издалека,

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (Появляются ландыши).

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

Основная часть

    Весенние изменения в неживой природе. Послушайте загадки о весенних месяцах.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Яростно река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?...(Май)

Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни стано­вятся длиннее; становится теплее).

Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).

- Какой весенний месяц самый холодный? (Март).

Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)

- Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака).

Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)

Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае).

2. Весенние изменения в живой природе .

Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных де­ревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).

Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).

- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: печеночница, хохлатка, ветреница, медуница, мать-и-мачеха).

Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежника­ми. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).

- Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в ко­торых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется не­много).

Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки.)

Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли? (Нет).

    Во время экскурсий вам придется выполнить задания по звеньям и предоставить письменный отчет о сегодняшней экскурсии.

Запишите план письменного отчета:

    красота весенней природы (сделать фотография первых весенних цветков);

    погодные условия;

    жизнь травянистых растений леса, луга, двора;

    жизнь древесных и кустарниковых пород;

    приметы весны в животном мире.

    создать презентацию в программе PowerPoint

4. А теперь проведем конкурссамых наблюдательных, самых смышленых и организованных друзей природы. Учащиеся делятся на звенья.

Задание для 1 г.: уч-ся выполняют его в лесу, отыскивая заданное число видов цветущих травянистых растений; определяют их, не срывая и оформляют записи в блокноте в виде таблицы:

Название растения

Особенности внешнего строения

Цветка (зарисовка)

Листьев (зарисовка)

Задание для 2 г: оно выполняется на основе решения учебной задачи такого содержания. Ни василек, ни колокольчик, ни ромашка не цветут - почему так быстро выросли и зацвели чистяк весенний, ветреница дубравная, медуница лекарственная, гусиный лук и другие первоцветы? Какие органы этих растений располагают питательными веществами? Почему первоцветы торопятся цвести?

Задание для 3 г: пронаблюдать за цветками раннецветущих растений и ответить на вопросы:

    Как часто насекомые посещают эти цветки?

    Какие выработались у этих цветков приспособления к перекрестному опылению?

    Чем обусловлена окраска цветков?

    Имеются ли у цветков нектарники?

    Возможно ли у этих цветков самоопыление?

    Как размножаются эти растения, если насекомых-опылителей в период цветения недостаточно?

Отвечая на эти вопросы, учащиеся рассматривают первоцветы и делают их фотографии.

Задание для 4 г: понаблюдайте за цветением деревьев и кустарников. Оформите записи в виде таблицы.

Название деревьев

и кустарников

Внешний вид соцветий

(схематические рисунки)

Растения

однодомные или двудомные

Пестичных

Тычиночных

Познавательные задачи

1. Цветение растений возможно при наличии запаса питательных веществ. Где находится запас питательных веществ у древесных растений?

2. Большинство деревьев цветет до распускания листвы. Какой способ опыления у деревьев? Как бы повлияло на плодообразование цветение деревьев в период полного облиствления?

3. Подсчитано, что у деревьев тычиночных соцветий больше, чем пестичных. Объясните данное явление.

4. Почему цветки древесных растений собраны в соцветия – сережка, метелка, кисть, а не в соцветия - корзинка, колос?

5. Когда деревья цветут, кустарники находятся в фазе бутонизации. Почему? Возможно ли у кустарников ветроопыление?

Обсуждение познавательных задач.

6. Практическое задание

Задание 1: Учащиеся находят красивый уголок природы, описывают его, пользуясь выдержками из художественной литературы. Затем находят место для посадки растений, выращенных на школьном участке, готовят яму, удобряют почву, размещают растения, поливают и мульчируют. Берут обязательства по уходу за посадками.

Заключительная беседа: о жизни деревьев, кустарников, многолетних травянистых растений весной. Обращение внимания на соответствие строения органов растений выполняемым функциям, на развитие растений во взаимосвязи с окружающей средой.

Задание на дом .

1.Каждое звено сдает отчет об итогах экскурсииПолюбуйся, весна наступает!, готовит страницу электронной книги о первоцветах, туда можно поместить легенды и стихи о весенних цветах, рисунки или фотографии.

2. Готовиться к конкурсам, которые будут проведены по результатам экскурсии:

    Подснежники

    Друзья природы

В конкурсе принимают участие все учащиеся. Каждый участник готовит 2 задания по весеннему лесу - по одному для каждого конкурса. Задания даются в запечатанном конверте, на котором указаны фамилия ученика, класс. Каждый ученик может получить 8 баллов за подготовку заданий.

Критерии оценки выполнения задания и его оформление:

Задание - оригинальное - 2 балла*2 задания = 4 баллов,

Обычное - 1 балл,

Неподготовленное - 0 баллов,

Оформление - красочное - 2 балла*2 задания = 4 баллов,

Отсутствие - 0 баллов.

Вместе с заданием ученик сдает анкету в виде:

Класс_________________ Фамилия__________________

Звено_________________ Имя______________________

Подготовка к конкурсу

Вид конкурса

Баллы за:

оформление

«Подснежники»

«Друзья природы»

Участие в конкурсе

Вид конкурса

Баллы за ответы

правильный

неточный

неправильный

«Подснежник»

«Друзья природы»

К началу конкурса жюри заполняет анкету каждого ученика, готовит оборудование к конкурсу. Организатор конкурса - учитель, он открывает конкурс, объявляет его условия: победителем может быть звено и каждый учащийся в отдельности. Один из членов жюри оглашает итоги подготовительного этапа, другой член жюри заполняет таблицу на классной доске:

Подготовка

Проведение конкурса (баллы)

«Подснежник»

природы»

Подведение итогов урока-экскурсии, объявление победителей конкурсов, выставление оценок в журнал .

А теперь, ребята, подумайте и скажите, побывав на такой экскурсии, что полезного для себя вы получили?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Предмет и основные задачи биологии в общеобразовательном обучении. Организация уроков биологии с использованием экскурсий. Содержание и методы подготовки экскурсий по ботанике в среднеобразовательной школе. Значение экскурсий в преподавании биологии.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2013

    История становления экскурсии как формы обучения биологии. Значение экскурсий в школьном биологическом образовании. Структура учебной экскурсии, методика ее проведения. Особенности организации экскурсий в музей при обучении курсу "Человек и его здоровье".

    дипломная работа , добавлен 28.10.2011

    Учебно-воспитательное значение экскурсий. Методика учебных экскурсий по экологии. Выбор объекта, организационные вопросы подготовки. Комплексные экскурсии и их проведение. Экскурсия на водоочистную станцию, в пожарное депо и отопительную котельную.

    дипломная работа , добавлен 06.10.2009

    Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу в дошкольном воспитании. Вклад педагогов в теорию и методику ознакомления дошкольников с природой. Значение экскурсий. Виды, содержание экскурсий в природу, их структура, методики провеления.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2007

    Особенности организации исследовательской работы учащихся при обучении биологии и экологии, деятельность педагога по развитию их интеллектуально-творческих способностей. Правила организации и снаряжения туристическо-краеведческих походов и экскурсий.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2015

    Психолого-педагогическое обоснование роли экскурсий в процессе формирования наблюдательности у школьников. Наблюдательность как одна из психологических особенностей младшего школьного возраста. Методика подготовки и проведения экскурсий по естествознанию.

    курсовая работа , добавлен 25.07.2010

    Психолого-педагогические аспекты развития воображения у школьников. Характеристика Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования. Способы организации и проведения уроков-экскурсий по изобразительному искусству.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2014

    Системный подход к обучению учащихся передовому производственному опыту. Организация и проведение экскурсий. Организация в училище работы по изучению и внедрению передового производственного опыта. Особенности формирования у учащихся трудовых навыков.