Общественно экономическая формация основанная на частной собственности. Капитализм как общественно-экономическая формация. Список использованной литературы

Практически в любой беседе о коммунизме каждый уважающий себя антисоветчик обязан заявить тезис, что, мол, коммунизм – это утопия. Более изысканный антисоветчик любит подавать этот тезис под «кисло-сладким» соусом, говоря: идея-то хороша, никто не спорит, но она несбыточна; строили коммунизм, ничего не построили, да ещё и страну развалили. А потом, исходя из этого тезиса, появляются другие не менее бредовые сказки наших «борцов за демократию» и прочих защитников «барыжьей» власти, играющих на патриотических чувствах: «Сталин был тиран, потому что строил коммунистическую утопию!» - кричат первые. «Сталин не был коммунист, он был государственник!» - кричат вторые.

Чтобы не продолжать полет фантазии спекулянтов и просто людей не до конца разбирающихся в данных понятиях, хотелось бы ответить на вопрос: является ли утопией коммунизм в принципе?


Первобытный коммунизм

Но я не хочу заострять внимание на этом тезисе, а перехожу к более актуальному и важному в контексте сегодняшнего дня.


Социализм есть коммунизм

Только абсолютные маргиналы будут спорить о том, что в СССР был социализм, поэтому хотелось бы разобраться, что такое социализм и с чем его едят? Для этого я хочу предоставить слово Владимиру Ильичу Ленину:

То, что обычно называют социализмом, Маркс назвал «первой» или низшей фазой коммунистического общества. Поскольку общей собственностью становятся средства производства, постольку слово «коммунизм» и тут применимо, если не забывать, что это не полный коммунизм…

В первой своей фазе, на первой своей ступени коммунизм не может еще быть экономически вполне зрелым, вполне свободным от традиций или следов капитализма». (В. И. Ленин, Соч., т. 25, изд. 4, стр. 442.)

Давайте разберёмся с данной цитатой. Возможно, товарищ Ленин допустил ошибку? Не могло же быть в СССР никакого коммунизма, а был только социализм, верно?

И вообще, какие общественно-экономические формации мы знаем из марксистской теории:

Первобытнообщинная

Рабовладельческая

Феодальная

Капиталистическая

Коммунистическая

Как мы видим, социализм не является какой-либо отдельной общественно-экономической формацией - значит, он должен быть частью какой-то из этих пяти. Первые две уже давно пройденный исторический этап, а вот последние три стоит рассмотреть поближе.

Буржуазная революция в России случилась в феврале 1917 года, а значит состоялся переход к капитализму, то есть от феодальной собственности на средства производства к частной. Буржуазия, которая до этого довольствовалась исключительно собственным капиталом, дотянулась до власти. Так как капитализм только что восторжествовал, в нем еще оставались пережитки старого строя. Но основная собственность уже - частная и, казалось бы, вот оно счастье, можно «жрать ананасы и жевать рябчиков». Но нет, пришли большевики и все испортили… Решили строить какой-то там социализм, отбирать собственность у «креативных» предпринимателей, или попросту говоря барыг.

Социализм пришел после капитализма, и он никак не связан с феодализмом. Соответственно, социализм должен принадлежать либо капитализму, либо коммунизму (как следующей стадии развития общества). Давайте разберем понятие капитализма. Большая советская энциклопедия дает такое определение:

Капитализм - общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наёмного труда капиталом; сменяет феодализм, предшествует социализму».

Хорошо, значит социализм следует после капитализма и им не является. А это подразумевает что социализм принадлежит следующей по списку формации – коммунизму:

Коммунизм - 1) сменяющая капитализм общественно-экономическая формация, основанная на общественной собственности на средства производства;

2) в более узком значении - высшая по сравнению с социализмом ступень (фаза) развития этой формации».

Соответственно, тезис Ленина о том, что социализм - это коммунизм, в значении общественно-экономической формации, является верным, если конечно не забывать, что это только ранняя стадия формации. И тут же мы видим второе более узкое значение коммунизма: коммунизм - высшая стадия коммунистической формации, которое сегодня часто путают с самой формацией.

То, что социализм является коммунизмом, подтверждает также конституция СССР от 1936 года:

Статья 4. Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком».

Ну и наконец хочется дать само определения социализма из БСЭ:

Социализм - первая (низшая) фаза коммунистической общественно-экономической формации, отличающаяся от её второй (высшей) фазы степенью экономической зрелости нового общества и уровнем развития коммунистической сознательности масс».

С социализмом вроде бы разобрались, но что же это нам дает в вопросе об утопичности коммунизма? Ведь социализм лишь первая фаза. Можем ли мы найти подобные примеры в других формациях и так ли они утопичны?


Утопичность капитализма

Все мы слышали эту великую фразу и одноименную работу: «Империализм как высшая стадия капитализма». Империализм, или монополистический капитализм, является высшей стадией развития капиталистической формации, точно так же, как и полный коммунизм является высшей стадией при следующей формации. Но также мы знаем о существовании низшей стадии капитализма - домонополистического капитализма. В ранней стадии капитализм уже имеет частную собственность на средства производства и, хотя он всё ещё несет в себе пережитки старого строя, он уже является капитализмом.

Представьте себе, что вы живете в буржуазной Франции начала 19 века, Великая Французская революция случилась более двух десятков лет назад. Феодализм кончился, наступил капитализм. Вы зажиточный крестьянин, владеющих землей и живущий за счет труда наемных рабочих. Вдруг, ни с того ни с сего, Наполеон отрекается и к власти приходят Бурбоны, но в этот раз они проводят контрреволюцию. Отбирают землю у крестьян и возвращают феодальную собственность. Потом выходят десятки тысяч газет, кричащих о невозможности и утопичности капитализма. Вы удивляетесь данному стечению обстоятельств: ведь вы уже однажды жили при капитализме, ведь собственность однажды была частная, а не феодальная. Да и в других странах, таких как Англия и Голландия, есть капитализм. Но это ни на секунду не умаляет антикапиталистической пропаганды. Все феодальные страны в унисон твердят одно и то же: феодализм свойствен человеку! Люди рождены неравными!

А теперь давайте вернемся в наше время и подумаем об абсурдности утопичности капитализма. Даже в его ранней стадии понятно, что это только начало и далеко не конец новой формации. В таком случае почему мы должны думать иначе о коммунизме? Ведь коммунизм в ранней стадии (социализм) уже был построен на Земле и до сих пор есть страны с общественной собственностью на средства производства. Контрреволюция в нашей стране сменила формацию, но не отменила того факта что формация уже однажды существовала.

Коммунизм - это не утопия, это реальность, которую можно воплотить уже сегодня.

Финал этой формации есть светлое будущее, но первая её стадия - это наше возможное настоящее.

взято здесь bd.su/политпросвещение/лживость-утопичности-коммунизма

Читая Маркса... (Сборник работ) Нечкина Милица Васильевна

III. Общественно-экономическая формация капитализма

Вопрос об общественно-экономической формации – важнейший вопрос для историка. Это – основа, самая глубокая основа всякого подлинно научного, т.е. марксистского, исторического исследования. В.И. Ленин в своей работе о Марксе (написанной для «Энциклопедического словаря» бр. Гранат) подчеркивает именно эту сторону дела: «Домарксовская „социология“ и историография в лучшем случае давали накопление сырых фактов, отрывочно набранных, и изображение отдельных сторон исторического процесса. Марксизм указал путь к всеобъемлющему, всестороннему изучению процесса возникновения, развития и упадка общественно-экономических формаций, рассматривая совокупность всех противоречивых тенденций, сводя их к точно определяемым условиям жизни и производства различных классов общества, устраняя субъективизм и произвол в выборе отдельных „главенствующих“ идей или в толковании их, вскрывая корни без исключения всех идей и всех различных тенденций в состоянии материальных производительных сил».

Нет и не может быть такой темы исторического исследования, которая не связывалась бы с этим центральным вопросом – вопросом общественно-экономической формации.

Основной темой «Капитала» является именно капиталистическая общественно-экономическая формация. Эпоха капитализма является сейчас одной из самых главных тем исторического исследования. С нею связано огромное количество исторических вопросов, изучаемых в настоящее время историками: история пролетариата и рабочего движения всех стран – и Французская революция 1789 г.; назревание пролетарской революции и краха капитализма – и чартистское движение; современный всеобщий экономический кризис – и промышленный переворот в Англии XVIII в.; мировая империалистическая война – и наполеоновские войны; восстание в голландском флоте Индонезии – и революция 1848 г.; китайская революция – и Парижская Коммуна. Эти примеры можно увеличить до огромного количества.

Связана ли историческая тема с эпохой финансового капитала и империализма или с эпохой промышленного капитала, все равно для изучения той и другой эпохи историку необходимо глубокое знание законов развития всей капиталистической формации в целом, без этого он ни шагу не сможет сделать в своем исследовании. В.И. Ленин ясно и сжато изложил в своей работе «Что такое „друзья народа“…», как полно и всесторонне осветил Маркс в «Капитале» общественно-экономическую формацию капитализма. Маркс изучил в «Капитале» и производственные отношения капиталистической формации, и вырастающие внутри нее классовые противоречия и классовую борьбу, и идеологию капиталистического общества. Охват получился настолько полный, всесторонний и глубокий, что капиталистическая формация предстала перед читателем «Капитала», по словам В.И. Ленина, «как живая».

Вот что пишет об этом В.И. Ленин: «Маркс… берет одну из общественно-экономических формаций – систему товарного хозяйства – и на основании гигантской массы данных (которые он изучал не менее 25 лет) дает подробнейший анализ законов функционирования этой формации и развития ее. Этот анализ ограничен одними производственными отношениями между членами общества: не прибегая ни разу для объяснения дела к каким-нибудь моментам, стоящим вне этих производственных отношений, Маркс дает возможность видеть, как развивается товарная организация общественного хозяйства, как превращается она в капиталистическую создавая антагонистические (в пределах уже производственных отношений) классы буржуазии и пролетариата, как развивает она производительность общественного труда и тем самым вносит такой элемент, который становится в непримиримое противоречие с основами самой этой капиталистической организации.

Таков скелет „Капитала“. Все дело, однако, в том, что Маркс этим скелетом не удовлетворился, что он одной „экономической теорией“ в обычном смысле не ограничился, что – объясняя строение и развитие данной общественной формации исключительно производственными отношениями – он тем не менее везде и постоянно прослеживал соответствующие этим производственным отношениям надстройки, облекал скелет плотью и кровью. Поэтому-то „Капитал“ и имел такой гигантский успех, что эта книга „немецкого экономиста“ показала читателю всю капиталистическую общественную формацию как живую – с ее бытовыми сторонами, с фактическим социальным проявлением присущего производственным отношениям антагонизма классов, с буржуазной политической надстройкой, охраняющей господство класса капиталистов, с буржуазными идеями свободы, равенства и т.п., с буржуазными семейными отношениями».

Маркс писал в своем предисловии к «Капиталу»: «Я смотрю на развитие экономической общественной формации, как на естественно-исторической процесс». В.И. Ленин справедливо видел в этом положении основную идею «Капитала». Эта мысль теснейшим образом связана с центральным выводом «Капитала» – неизбежностью гибели капитализма под натиском пролетарской революции.

Добавим, что историк должен обязательно использовать для изучения вопроса о гибели капитализма новые рукописи Маркса (опубликованные Институтом Маркса и Энгельса), в которых отражена подготовительная работа Маркса к «Капиталу». Именно вопрос об историчности капитализма, исторически преходящем капиталистическом способе производства, о неизбежности гибели капитализма и революционной ликвидации капиталистических отношений восставшим пролетариатом составляет преимущественную тему этих новых отрывков.

Из книги История античной философии в конспективном изложении. автора Лосев Алексей Федорович

I. ДОФИЛОСОФСКАЯ, ТО ЕСТЬ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ, ОСНОВА §1. ОБЩИННО-РОДОВАЯ ФОРМАЦИЯ 1. Основной метод общинно-родового мышления. Общинно-родовая формация возникает на почве родственных отношений, которые лежат в основе и всего производства, и распределения труда между

Из книги Археология знания автора Фуко Мишель

§2. РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ 1. Принцип. Общинно-родовая формация в связи с ее растущей мифологической абстракцией дошла до представления таких живых существ, которые уже не были просто физическими вещами и не были просто материей, но стали чем-то почти внематериальным.

Из книги Прикладная философия автора Герасимов Георгий Михайлович

Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

3. ФОРМАЦИЯ ОБЪЕКТОВ Пришло время упорядочить открытые направления и определить, можем ли мы внести какое бы то ни было содержание в эти едва намеченные понятия, которые мы называем «правилами формации». Обратимся, в первую очередь, к «формациям объектов». Чтобы

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

4. ФОРМАЦИЯ МОДАЛЬНОСТЕЙ ВЫСКАЗЫВАНИЙ Количественные описания, биографическое повествование, установление, интерпретация, выведение знаков, рассуждение по аналогии, экспериментальная верификация - и множество других форм высказываний - все это мы можем найти в

Из книги 4. Диалектика общественного развития. автора

Коммунистическая общественно-экономическая формация Период НЭПа в СССР завершился официальной национализацией практически всех средств производства в стране. Эта собственность стала государственной, иногда декларировалась в качестве общенародной. Однако у

Из книги Диалектика общественного развития автора Константинов Федор Васильевич

Общественно-экономическая формация Новая страница в истории решения рассматриваемой проблемы связана с теорией общественно-экономических формаций К. Маркса и Ф. Энгельса, сумевшей выделить из всего кажущегося хаоса социальных отношений отношения материальные, а

Из книги Ответы: Об этике, искусстве, политике и экономике автора Рэнд Айн

Существует ли «чистая формация»? Разумеется, не бывает абсолютно «чистых» формаций. Не бывает потому, что единство общего понятия и конкретного явления всегда противоречиво. Так обстоит дело и в естествознании. «Разве понятия, господствующие в естествознании,

Из книги Обнаженность и отчуждение. Философское эссе о природе человека автора Ивин Александр Архипович

Глава II. ОБЩИННО–РОДОВАЯ ФОРМАЦИЯ

Из книги автора

§2. Общинно–родовая формация 1. Традиционные предрассудки Всякого, кто приступает без предрассудков к ознакомлению с историей античной философии, удивляет одно обстоятельство, которое скоро становится привычным, но по существу требует решительного искоренения.

Из книги автора

Глава III. РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ

Из книги автора

4. Общественно–демонстративный тип а) Это, может быть, наиболее чистый и выразительный тип классической калокагатии. Он связан с внешне–показной, выразительной или, если угодно, репрезентативной стороной общественной жизни. Сюда, прежде всего, относится вся

Из книги автора

Из книги автора

1. Общественно-экономическая формация (Категория «общественно-экономическая формация» является краеугольным камнем материалистического поднимания истории как естественноисторического процесса развития общества по объективным законам. Без уяснения глубокого

Из книги автора

Общественно-политическая деятельность Что нужно предпринять в сфере политики, чтобы достичь ваших целей? Я не работаю ни на какую политическую партию и ни одной не продвигаю. В этом нет смысла. Но, поскольку среди вас много республиканцев и людей, интересующихся

Из книги автора

Современная общественно-экономическая ситуация Одна из тенденций новой и новейшей истории – модернизация, переход от традиционного общества к модернизированному обществу. Эта тенденция сделалась заметной в Западной Европе уже в XVII в., в дальнейшем она

К. Маркс в работе «К критике политической эконо­мии» квалифицировал капитализм как последнюю об­щественно-экономическую формацию в предыстории че­ловечества. В «Капитале» и примыкающих к нему тру­дах К. Маркс дал фундаментальное отображение (преи­мущественно логическим способом) процесса развития капитализма, его закономерностей. В. И. Ленин, про­должая и развивая исследования К. Маркса, замеча­тельно раскрыл закономерности развития капитализма на стадии его загнивания и умирания, в эпоху социали­стических революций.

Эпоха революционной борьбы с капитализмом, ре­волюционного перехода от капитализма к социализму требовала и требует прежде всего и главным образом обоснования неизбежности гибели капитализма. На пер­вом плане стоит, следовательно, рассмотрение именно. капитализма как преходящего исторического образо­вания.

С такой точки зрения все остальные стадии истории человечества выступают одинаково, как формации. Ка­питализм - формация, и все остальные стадии истории человечества с точки зрения исследования капитализма также выступают именно в качестве формаций. При таком подходе общая структура общества, в том числе диалектика производительных сил и производственных отношений, изменяется только как нечто особенное, но не замечается, что изменение особенного есть и измене­ние общего, что само общее изменяется, развивается, что каждая формация есть не просто формация, а ста­дия развития общества.

В будущую эпоху, когда на первый план выдвинется не отрицание капитализма, как в современную эпоху, а построение коммунизма, в теоретическом аспекте главным станет исследование истории человечества главным образом не с точки зрения преходящего харак­тера капитализма, а с точки зрения утверждения ком­мунизма. С точки же зрения утверждения коммунизма, т. е. не просто новой общественно-экономической фор­мации, а нового типа исторического развития, капита­лизм оказывается лишь одной из стадий, принадлежа­щей к более широкому процессу развития.

В таком случае задача построения коммунизма пред­стает значительно более широкой и глубокой; построе­ние коммунизма предполагает в практическом плане ко­ренное преобразование не только тех общественных от­ношений, которые сложились при капитализме, но и всего того, что наследуется от всей прежней истории человечества, а в теоретическом плане встает необходи­мость критического переосмысления всей протекшей ис­тории человечества.

Разумеется, построение коммунизма всегда было и остается конечной целью марксистов. И все же в сов­ременную эпоху непосредственно главной задачей явля­ется упразднение капитализма. Ее колоссальная слож­ность и трудность решения могут подчас заслонять со­бой более далекую перспективу и важность труда по разработке проблем, связанных с ее дальнейшим уясне­нием. Как говорят в таких случаях, «текучка заедает». Это выражение применимо не только к повседневным заботам, но и к главной задаче современной эпохи, если за ней мы перестаем видеть более далекую и более глубокую задачу - построение коммунизма в мировом масштабе.

Другой крайностью является воззрение на главную задачу современной эпохи как на такую, к осуществле­нию которой и сводится конечная цель, иначе говоря, отрицание капитализма представляется непосредственно тождественным с построением коммунистического общества, забвение того, что построение коммунизма есть. в частности, преобразование не только капитализ­ма, но всего унаследованного от прошлого историческо­го развития. Разумеется, преобразование в диалектиче­ском смысле, т. е. с сохранением ценного старого, но в преобразованном виде.

Капитализм - стадия завершения формирования человеческого общества. В каком смысле? Кратко предва­ряя дальнейшее изложение, скажем пока, что при капи­тализме впервые в истории человечества завершается в основном преобразование естественно возникших свя­зей, впервые во всемирно-историческом масштабе уста­навливается господство исторически возникших отноше­ний. Однако полного преобразования естественно воз­никших связей еще не происходит.

Если при феодализме определяющим видом произ­водства является земледелие, то при капитализме - промышленность. Подобно тому как земледелие может стать безраздельно господствующим, лишь став круп­ным землевладением и в таком значении крупным зем­леделием, так и промышленность может стать безраз­дельно господствующей как крупная промышленность и крупная промышленная частная собственность.

Когда промышленность становится определяющим видом общественного производства, тогда частная соб­ственность получает адекватную себе основу и дости­гает зрелой формы развития. Промышленность есть вид производства, заключающийся во вторичной, третичной и т. д. обработке продуктов добычи (в том числе по­лезных ископаемых), земледелия, скотоводства при по­мощи произведенных средств труда. В таком широком значении слова промышленность включает в себя ремес­ло как неразвитую стадию промышленности. Но разви­тая форма промышленности, т. е. собственно промыш­ленность, есть вторичная, третичная и т. д. обработка продуктов добычи, земледелия, скотоводства в крупных размерах при помощи произведенных, созданных трудом уже не ручных средств труда. Следовательно, решаю­щей, определяющей отраслью промышленности явля­ется производство средств производства. Адекватной основой частной собственности служит промышленность, ибо именно промышленность есть производство при по­мощи произведенных средств производства.

Поэтому и в области производственных отношений решающим становятся отношения по поводу средств производства, частная собственность на средства про­изводства. Поэтому класс собственников средств произ­водства является при капитализме господствующим классом. Но если средства производства принадлежат одному классу, то остальные лишены средств производ­ства, являются не-собственниками средств производства. При этом если произведенные средства производства играют решающую роль в производстве, то исторически возникшие отношения играют решающую роль по срав­нению с естественно возникшими связями. Следователь­но, учитывая лишь роль произведенных средств произ­водства и именно на их основе существующие истори­чески возникшие связи, надо сказать, что взятые в чис­том виде капиталистические отношения означают от­сутствие естественной связи собственников и не-собственников средств производства друг с другом, а тем самым отсутствие телесной принадлежности не-собственников средств производства собственникам. Этому соответствует юридическая свобода не-собственников средств производства (имеются в виду развитые отно­шения в чистом виде). Таким образом, при этих усло­виях единственно возможной связью собственников средств производства и не-собственников средств про­изводства остается труд не-собственников средств произ­водства при помощи средств производства, принадле­жащих не им. Поскольку решающую роль играют сред­ства производства, а значит, в конечном счете их соб­ственники, то одна часть труда присваивается соб­ственником средств производства, а другая идет на поддержание существования не-собственника средств производства. Причем так как не-собственпик не связан естественно возникшей связью с собственником средств производства, то он «отдает себя» не раз и навсегда, а только на тот или иной более или менее короткий про­межуток времени, и эта отдача все вновь и вновь возоб­новляется, т. е. не-собственник «отдает» лишь на время свою способность к труду. Сам действительный труд ему не принадлежит и не может принадлежать, если у него нет своих средств производства, к которым бы он мог применить свою способность к труду.

До сих пор, говоря об адекватной основе частной собственности, мы противопоставляли частную собствен­ность как исторически возникшие отношения естественно возникшим отношениям, и тогда для характеристики адекватной основы частной собственности и адекватной основы естественно возникших связей достаточно было провести различие между произведенными, созданными трудом и естественно возникшими средствами произ­водства.

Но теперь, когда мы подошли к рассмотрению развитой, зрелой частной собственности, неотвратимо встает вопрос о том, тождественны ли друг другу частнособ­ственнические отношения и всякие исторически возник­шие отношения.или частнособственнические отноше­ния - одна из форм исторически возникших отноше­ний?

До сих пор частнособственнические отношения нами рассматривались как непосредственно тождественные с исторически возникшими отношениями вообще. Разли­чие между частнособственническими отношениями как видом исторически возникших отношений и историче­ски возникшими отношениями вообще выступает и ста­новится существенно важным лишь тогда, когда созре­вает капитализм и условия для его упразднения, т. е. когда наиболее развитая всемирно-историческая форма частной собственности достигает зрелости и вместе с тем созревают условия для упразднения частной соб­ственности как таковой.

Отсюда следует, что научные воззрения на истори­чески преходящий характер частной собственности как таковой могли образоваться лишь в условиях зрелого капитализма и притом с позиций той общественной си­лы, которая заинтересована в коренном преобразовании, в упразднении капитализма, т. е. с позиций рабочего

Адекватной основой частной собственности, как осо­бого вида исторически возникших отношений служит ре­шающая роль в производстве не просто произведенных, созданных трудом средств производства, но созданных ручным трудом ручных средств труда, а значит, стано­вящаяся, образующаяся решающая роль ремесла в про­изводстве. А такая роль ремесла в производстве воз­можна лишь тогда, когда ремесло превращается в мас­совое занятие, когда ремесло становится крупным, т. е. тогда, когда осуществляется переход от ремесла к соб­ственно промышленности.

В ремесле в отличие от собственно промышленности главное значение имеют ручной, индивидуальный труд, качества индивида (его работоспособность, сила, лов­кость и т. д.), а также его умения, навыки, зависящие от природных задатков. Между тем как в машинной промышленности количество и качество производимой продукции в большей степени зависят от машин, чем от непосредственного труда производителя.

Поскольку адекватной основой частной собственности служат произведенные, созданные трудом средства про­изводства, постольку частная собственность есть исто­рически возникшее отношение. Но адекватной основой частной собственности как особого вида исторически возникших отношений являются созданные ручным тру­дом ручные средства производства. Поэтому частная собственность есть исторически возникшее отношение, внутри которого и в рамках которого как подчиненный момент присутствует еще не до конца преобразованная естественно возникшая связь: производство ручных средств труда и, шире, средств производства остается в значительной степени зависимым от природных данных производителя, от биологического вида человека. Таким образом, любая, в том числе и самая развитая, всемир­но-историческая форма частной собственности необхо­димо предполагает в той или иной степени, так или иначе естественно возникшие связи; частная собствен­ность как таковая есть формирующиеся специфически человеческие, исторически возникшие отношения.

В самой развитой исторической форме частной соб­ственности, капиталистической, естественно возникшие отношения как подчиненный момент вошли внутрь ее, в самый состав ее плоти и крови, и все же они оста­ются непреобразованными до конца. Возьмем отношение капиталистов (собственников средств производства) и рабочих (свободных не-собственников средств производ­ства). Имеется ли тут в подчиненном, но тем не менее до конца непреобразованном виде естественно возник­шая связь? С одной стороны, связь капиталиста и ра­бочего есть, несомненно, исторически возникшая связь. Более того, это такая связь, когда все основные компо­ненты процесса производства являются продуктом тру­да. В отличие от феодализма, где основное средство производства (земля) - по преимуществу естественно возникшее средство производства, при капитализме ос­новные средства производства - продукты прошлого труда. А рабочая сила, поскольку она зависит от по­вторения процесса производства, также представляет собой продукт прошлого производства, прошлого труда.

Однако, с другой стороны, имеет место нечто прямо противоположное. Капитализм есть господство товарно-денежных отношений, такое состояние общества, когда товарно-денежные отношения преобразуют соответственно себе все компоненты процесса производства: товаром становятся и средства производства, и рабочая сила. Систему таких общественных отношений гениально, с поистине железной логикой исследовал К. Маркс. Он же последовательно раскрыл двойственный характер това­ра и показал, что при капитализме общественные отно­шения людей проявляются лишь через отношения ве­щей, через отношения товаров как вещей, способных удовлетворить какие-либо потребности людей. Вещью, способной удовлетворить какую-либо потребность чело­века, т. е. потребительной стоимостью, может быть как вещь, созданная трудом, так и данная природой в го­товом виде. В обоих случаях вещь может быть това­ром и, значит, общественные отношения могут прояв­ляться и через вещи, данные природой в готовом виде. Хотя решающим для существования товарных отноше­ний служит то, что товар есть продукт труда абстракт­ного, создающего стоимость, т. е. особое общественное отношение, и конкретного, создающего потребительную стоимость. Тем не менее эта общественная связь может проявляться и через отношения вещей, данных приро­дой в готовом виде.

Кроме того, вещь, даже если она создана трудом, производством, остается пусть и искусственной, но не­живой природой, накопленным прошлым трудом.

Средства производства, представляющие собой на­копленный прошлый труд, играют в процессе производ­ства при капитализме определяющую роль. Господ­ствует накопленный прошлый труд над живым трудом. Господствуют собственники средств производства над свободными собственниками рабочей силы, лишенными средств производства. Средства производства есть на­копленный прошлый труд. Прошлый труд, будучи тру­дом, вместе с тем есть мертвый труд. Как мертвый труд средства производства ничем существенно не отличают­ся от остальных природных тел. Машина, не используе­мая в производстве, есть груда металла и т. п. и изме­няется лишь в соответствии с природными закономер­ностями. В общественное движение средства производ­ства включаются только в соединении с живым трудом. Таким образом, различие накопленного прошлого труда и живого труда заключено внутри труда, т. е. внутри общественного образования; мертвый, прошлый труд & отрыве от живого труда перестает быть трудом, а превращается лишь в тело природы, подчиненное сугубо природным закономерностям: господство прошлого, мертвого труда над живым трудом в их соединении друг с другом означает, что природные закономерности, при­родные связи, проникнув внутрь общественного разви­тия, продолжают господствовать в своем снятом виде над собственно общественными отношениями. Говоря по аналогии, побежденный, скрыв свое подлинное лицо, занимает руководящее положение в стане победителей, но он вынужден скрываться и вести себя в большей или меньшей мере в соответствии с чуждыми ему нормами, так или иначе воздействуя на них. Сам живой труд при господстве прошлого, мертвого труда выступает в осве­щении последнего: рабочая сила продается рабочим как вещь и в таком же качестве покупается собственни­ками средств производства, применение рабочей силы, т. е. живой труд, для собственника средств производ­ства - если брать его только в этом обличье - есть только придаток средств производства, только вещь. Рабочий интересует капиталиста (именно в качестве ка­питалиста) лишь как рабочий, но не как человек.

Подлинно полное преобразование общественным раз­витием естественно возникших связей означает господ­ство живого труда над накопленным прошлым трудом.

Стадии развития капитализма. 1. Стадия начала ка­питализма (до первоначального возникновения его сущ­ности) - образование ремесла в недрах феодализма. 2. Стадия первоначального возникновения сущности ка­питализма - переход к ремеслу, свободному от цеховых пут (вообще от пут его феодальной организации). 3. Стадия формирования сущности капитализма - ману­фактурный период, переход к широкому производству машин ремесленным, мануфактурным способом, переход к производству машин машинами. 4. Стадия зрелости капитализма - господство производства машин маши­нами. 5. Стадия загнивания и умирания капитализма- империализм.

О стадии начала капитализма мы уже писали в пре­дыдущем параграфе. Поэтому рассмотрим сразу стадию первоначального возникновения сущности. Сущность капитализма первоначально возникает там и тогда, где и когда образуется производство, в котором решающее значение имеют произведенные, созданные трудом сред­ства производства, в котором средства производства представляют собой частную собственность, не ограни­ченную цеховыми, феодальными путами, свободную ча­стную собственность, в котором определяющую роль в приведении в движение этих средств производства иг­рает труд работников, свободных в продаже своей ра­бочей силы и лишенных в той или иной мере жизненно важных для них средств производства.

Первоначальное капиталистическое по своей сущно­сти производство образуется, как правило, вне пределов досягаемости феодально организованного ремесла или путем разрушения феодальной организации ремесла. Феодально организованное ремесло рассчитано в луч­шем случае на сравнительно узкий рынок. По мере раз­вития производительных сил (совершенствования сель­скохозяйственных орудий, роста культуры земледелия, все большего использования сил природы - главным образом лошади, воды, ветра - в хозяйственных целях, совершенствования средств обработки продуктов добы­чи, земледелия и скотоводства...) увеличилась произво­дительность труда, а вместе с тем количество и много­образие продукции, поступавшей на рынок. Рост рыноч­ных связей в свою очередь стимулировал развитие про­изводства. Поступало на рынок и требовалось продук­ции все более разнообразной и в большем количестве. По мере роста рынка производство все в большей сте­пени работало на рынок. Пока, наконец, не образова­лось производство, в основном или целиком работающее на рынок, подчиненное требованиям рынка, т. е. капита­листическое производство.

Стадия формирования капитализма с количественной точки зрения есть превращение производств, в основном или целиком работающих на рынок, в преобладающие в производственной жизни и в конечном счете в жизни общества в целом. Решающая зависимость производ­ства от рыночной стихии в общем и целом рождает не­обходимость з постоянном увеличении количества произ­водимой продукции и гибком, быстром изменении ее качества, в овладении все более широким рынком и в расширении существующих рыночных границ. Пределом экстенсивного изменения рынка в масштабах всего че­ловечества служит образование мирового рынка; с об­разованием мирового рынка преимущественно экстен­сивное развитие капитализма становится преимущест­венно интенсивным, капитализм созревает.

Производство, работающее в основном или целиком на рынок, тем устойчивее - при прочих равных усло­виях, - чем оно крупнее. В отличие от феодализма для капитализма специфична крупная частная собственность не на естественно возникшее средство производства, а на произведенные, созданные трудом средства произ­водства. В количественном отношении собственно капи­талистическое производство отличается от феодально организованного ремесла в целом более крупными раз­мерами, большим количеством производимой продукции.

Производство продукции во все больших количест­вах осуществляется путем укрупнения производства и роста разделения труда сначала на унаследованной тех­нической базе - индивидуально приводимых в действие ручных орудиях труда. А поскольку при капитализме с необходимостью решающую роль в производстве играют произведенные средства производства, постольку рас­смотрение процесса формирования средств производ­ства, соответствующих развитому капитализму, самое важное для определения качественной и сущностной стороны процесса формирования капитализма.

Первая и самая простая возможность увеличения количества производимой продукции при индивидуаль­но приводимых в действие ручных орудий труда - простая кооперация, объединение производителей под одним началом, чаще прежде всего в области сбыта, а затем и производства. Но это все-таки скорее измене­ние качества в рамках преобладания количественного изменения. Более глубокое качественное изменение на той же технической основе возможно за счет разделения труда между производителями, объединенными под на­чалом одного и того же (или одних и тех же) собствен­ника (собственников). Углубление такого разделения труда ведет и к специализации индивидуально приводимых в действие ручных орудий труда. Это - ману­фактурное разделение труда.

Простая кооперация, мануфактурное разделение тру­да достаточны для такого укрупнения производства, чтобы впервые могли возникнуть капиталистические предприятия, т. е. чтобы собственник средств производ­ства был в состоянии применить такое количество рабо­чих сил свободных работников, которое позволило бы ему за счет труда рабочих и существовать самому, и приобретать средства производства для осуществления воспроизводства (характерным, устойчивым, необходи­мым для капиталистического воспроизводства является не простое, а расширенное воспроизводство). Но про­стая кооперация, мануфактурное разделение труда не­достаточны для того, чтобы капитализм созрел, встал на свои собственные ноги. Преобладание соответствия капиталистических производственных отношений харак­теру и уровню развития производительных сил возмож­но лишь в незрелом капиталистическом обществе: ка­питалистические частнособственнические отношения со­ответствуют индивидуально приводимым в действие ручным средствам труда, произведенным ручным тру­дом. Правда, абсолютного соответствия и тут нет, ибо капиталистическая частная собственность предполагает, как минимум, простую кооперацию индивидуально при­водимых в действие ручных орудий труда, а это значит, что в данном отношении труд по своему характеру не является лишь непосредственно данным ручным трудом, но имеет и собственно общественный характер (продукт труда производится совокупным трудом просто коопери­рованных рабочих). Тем более это относится к мануфактурно разделенному труду. И все же решающим остается то, что труд по-прежнему совершается при по­мощи индивидуально приводимых в действие ручных орудий труда. Такие орудия труда принципиально огра­ничивают возможности развития крупного производства, основанного на изготовлении и использовании произве­денных средств производства.

Зрелость капитализма. Как известно из «Капитала» К. Маркса, создание технической базы крупного произ­водства, в котором решающее значение имеют произве­денные средства производства, означает прежде всего и главным образом превращение орудия, непосредственно воздействующего на предмет труда, в рабочую часть машины. Тем самым развитие средств труда встало на совершенно новый путь по сравнению с ручными ору­диями труда. Если эффективность ручных орудий труда прямо пропорциональна главным образом трудовым уси­лиям человека (образованным его умениями, навыками, заинтересованностью в труде и т. д.), т. е. зависит глав­ным образом от непосредственного производителя, то с созданием и развитием рабочей части машины пропор­циональная зависимость эффективности производства от непосредственного производителя при применении одной и той же машины разными производителями ос­тается, но при применении разных машин эффектив­ность ч улучшение качества продукции все более опре­деляются не трудовыми усилиями непосредственного производителя, а применением и развитием машин. Ко­личество рабочих орудий, приводимое а действие человеком, их эффективность, качество их работы становят­ся главным по сравнению с непосредственными трудо­выми усилиями того, кто приводит в действие машины. Развитие производительности труда, улучшение качест­ва продукции зависят от количественной и качественной характеристики трудовых усилий при применении ма­шин, однако главная зависимость - зависимость от действия самих машин. Чем меньше развиты машины, тем, в общем и. целом, больше значение количества и качества трудовых усилий при их применении для уве­личения количества и улучшения качества продукция. И наоборот, чем более развиты машины, тем меньше значение количества и качества трудовых усилий при их применении для увеличения количества и улучшения качества продукции.

С превращением машинного производства в решаю­щую, господствующую отрасль производства главным для увеличения количества и улучшения качества про­дукции становится не применение средств труда и не качество и количество трудовых усилий производителя при применении средств труда, а качество и количество трудовых усилий при совершенствовании, развитии средств труда (тут машин).

Таким образом, в обществах, основывавшихся преи­мущественно на ручных орудиях труда, на первый план выступало применение (а не развитие) средств труда. Развитие средств труда определялось изменением коли­чества и качества трудовых усилий непосредственного производителя, применявшего средства труда. Поэтому с точки зрения развития общества для характеристики специфики различий докапиталистических общественно-экоиомических формаций наибольшее значение имеет определение изменения реального места, положения не­посредственных производителей в производстве (конеч­но, в связи с медленно изменявшимися средствами тру­да). а для характеристики капиталистической общест­венно-экономической формации наибольшее значение приобретает изменение средств труда (конечно, в связи с изменением реального места, положения непосред­ственного производителя в производстве). Соответствен­но для докапиталистических антагонистических форма­ций собственность на непосредственных производителей играет существенно большую роль, чем собственность на произведенные средства производства.

Машины - такое средство труда, которое, если оно играет главную роль в производстве, по своей сути тре­бует непрерывного развития производства.

Создание и распространение рабочей части машины обусловили необходимость соответствующего изменения двигательной и передаточной частей машины. С созда­нием и распространением рабочих частей машин обра­зуется как бы самодействующее средство труда, сред­ство, относительная независимость действия которого от трудовых усилий применяющего его производителя существенно отличается от относительной независимости ручных средств труда от производителя. Основной ма­териал для изготовления средств труда - железо, в от­личие от камня, дерева, кости, меди, бронзы позволяет создавать прочные, крупных размеров, состоящие из многих частей (в том числе движущихся относительно друг друга) средства труда. Преобладающей формой используемых при этом закономерностей необходимо яв­ляется механическая форма движения. Механическое, непрерывное, правильное движение частей рабочей ма­шины коренным образом отличается от функционирова­ния двигательной силы человека и животных, а также от нерегулярной механической силы воды и ветра, если они непосредственно применяются для приведения в движение машин. Требуется источник непрерывного, ре­гулярного механического движения. Источник механиче­ского движения по самой сути этой формы движения ле­жит вне ее, в иных формах движения. Поэтому изобре­тение и распространение рабочих частей машин, сделан­ных из железа, обусловили использование в качестве источника механического движения немеханических форм движения (тепловой, электрической) и преобразо­вание этих форм движения в механическую.

Следовательно, человек, животные в качестве просто двигательных сил исключаются из производства по мере того, как оно превращается в машинное и развивается в этом своем качестве. Поскольку физический труд че­ловека не сводится к его действиям, подобным действиям сил неживой природы, поскольку человек дей­ствует как живое существо, постольку такой труд не соответствует механической, вообще неживой природе машинного производства и подлежит вытеснению ма­шинным производством 6 . Таким образом, с развитием машинного производства нарастает противоречие между машинным, неживым производством и использованием при применении машин живого труда. Это противоречие разрешается посредством постепенного вытеснения жи­вого труда прежде всего из сферы применения готовых машин. Применение готовых машин превращается в та­кой процесс, который совершается сам по себе и лишь под контролем человека и в направлении, нужном че­ловеку.

Машинное производство становится на свои соб­ственные ноги тогда, когда машины начинают произво­диться машинами. С переходом к производству машин машинами наступает стадия зрелости капитализма. Соз­ревает конфликт между капиталистическими производ­ственными отношениями и характером и уровнем раз­вития производительных сил. Именно при машинном производстве, при котором количество и качество про­дукции являются существенно менее зависимыми от непосредственных трудовых усилий производителей, чем при применении индивидуально приводимых в действие ручных орудий, именно при машинном производстве впервые в истории открывается принципиальная воз­можность постоянного производства материальных благ в изобилии. Что же касается характера производитель­ных сил, то в отличие от мануфактуры, при которой крупное производство еще не было устойчивым, ибо не было независимого от производителей технического ске­лета, объединявшего работников мануфактуры в еди­ный «механизм», в машинном производстве имеется та­кой скелет в виде машины или системы машин, по отно­шению к которому работники выступают при капитализ­ме как его придатки. Тем самым в условиях машинного производства общественный характер труда стано­вится технической необходимостью. Если капиталисти­ческие производственные отношения в общем и целом соответствовали простой кооперации (кооперации работ­ников, применяющих индивидуально приводимые в дей­ствие ручные произведенные орудия труда) и мануфак­туре (хотя и тогда не абсолютно, ибо и тогда уже воз­ник, пусть в зародыше и в незрелом виде, общественный характер труда), то они перестали в общем и целом соответствовать машинному производству. Правда, и в последнем случае абсолютного несоответствия нет, ибо абсолютное несоответствие предполагает исчезновение всякого производства, всякого труда, кроме машинного производства, кроме действия машин. Только тогда, когда абсолютно исчезает труд, абсолютно исчезает и возможность присвоения прибавочного труда. Однако такая абсолютная машинизация существует как предел, достижение которого- практически бесконечно. Поэтому автоматический крах капитализма невозможен. Как за­мечательно глубоко показали классики марксизма-ленининизма и особенно К. Маркс в фундаментальнейшем произведении марксизма «Капитал», капитализм соб­ственным своим развитием создает общественную силу, заинтересованную в упразднении капитализма, в устра­нении всяких антагонистических классов, в построении бесклассового общества, силу, способную осуществить эти задачи, вынуждаемую своим материальным положе­нием к борьбе. А так как исторически преходящие ка­питалистические производственные отношения высту­пают лишь через отношения вещей, как вещные отношения (и это есть не просто иллюзия, а объективно существующая видимость), то капитализм на уровне этой видимости предстает вечным, непреходящим обще­ством. Требуется наука о капиталистических производ­ственных отношениях, чтобы за видимой оболочкой - движением вещей - вскрыть суть, исторически прехо­дящие общественные, а именно капиталистические про­изводственные отношения. Необходима теория, научно 0"босиовывающая неизбежность гибели капитализма и раскрывающая пути борьбы. В условиях жестокой эк­сплуатации весь рабочий класс не может сам подняться до уровня научного понимания капитализма. Научное понимание целей, задач, путей, способов борьбы вносит в рабочий класс коммунистическая партия, в свою очередь обобщающая опыт революционного (главным об­разом рабочего) движения против капитализма.

Все перечисленные стадии капитализма относятся к его прогрессивному развитию. Зрелость капитализма есть перелом, переход от его прогрессивного развития к регрессивному. Преобладание регресса характерно для стадии загнивания и умирания капитализма, т. е. для стадии империализма. Конечно, и прогрессивное разви­тие капитализма таило в себе моменты его регресса, поскольку с самого возникновения капитализма стали образовываться исторические предпосылки коммунизма. Кроме того, регрессивное развитие капитализма не ис­ключает его быстрый рост в том или ином отношении. «Было бы ошибкой, - писал В. И. Ленин, - думать, что эта тенденция к загниванию исключает быстрый рост капитализма... В целом капитализм неизмеримо быстрее, чем прежде, растет, но этот рост не только становится вообще более неравномерным, но неравно­мерность проявляется также в частности в загнивании самых сильных капиталом стран...» . Тем не менее сначала определяющим является прогрессивное, а затем регрессивное развитие капита­лизма.

Империалистическая стадия капитализма - та ста­дия, когда капиталистические производственные отноше­ния в общем и целом достигли пределов своего экстен­сивного развития и уже перешли на рельсы главным образом интенсивного развития.

Капитализм развивается преимущественно экстен­сивно в процессе своего становления. На стадии зре­лости. капитализма преобладает его интенсивное разви­тие. На империалистической стадии не только его экс­тенсивное развитие достигает пределов (господство свободной конкуренции сменяется господством монопо­лий, завершается раздел мира, завершается экстенсив­ное развитие рынка для капитализма в целом и т. д.), но и интенсивное развитие переходит на новую - по сравнению со стадией зрелости - ступень, имеющую своей основой автоматизированное машинное производ­ство.

И экстенсивное, и интенсивное развитие какого-либо процесса есть развитие в пределах одного и того же ко­ренного качества. Количественные и не коренные каче­ственные изменения происходят на протяжении всего существования процесса. Не существует абсолютно чис­тых только количественных или только качественных изменений. И все же при экстенсивном развитии пре­обладают, определяют «лицо» развития количественные изменения, а при интенсивном развитии на первый план выходят качественные изменения, но в «рамках» того же коренного качества, той же сущности.

Каков предел экстенсивного развития капиталисти­ческих производственных отношений?

Понятие общественно-экономической формации (экономического общества) можно сформулировать на основе изучения конкретных типов такой формации: античной и капиталистической. Большую роль в понимании этих сыграли Маркс, Вебер (роль протестантской этики в становлении капитализма) и другие ученые.

Общественно-экономическая формация включают в себя: 1) демосоциальное сообщество рыночно-массового потребления (исходная система); 2) динамично развивающуюся рыночную экономику, экономическую эксплуатацию и т. д. (базисная система); 3) демократическое правовое государство, политические партии, церковь, искусство, свободные СМИ и т. д. (вспомогательная система). Общественно-экономической формации присуща целерациональная деятельность, превалирование экономических интересов, ориентация на прибыль.

Концепция частной собственности и римское право отличают западные (рыночные) общества от восточных (плановых), в которых нет института частной собственности, частного права, демократии. Демократическое (рыночное) государство выражает интересы прежде всего рыночных классов. Его фундамент образуют свободные граждане, имеющих равные политические, военные и иные права и обязанности и контролирующие власть через выборы и муниципальное самоуправление.

Демократическое право выступает юридической формой частной собственности и рыночных отношений. Без опоры на частное право и власть рыночный базис функционировать не может. Протестантская церковь, в отличие от православной, становится ментальной основой капиталистического способа производства. Это показал М. Вебер в «Протестантской этике и духе капитализма». Буржуазное искусство осмысливает и воображает в своих произведениях буржуазное бытие.

Частная жизнь граждан экономического общества организована в гражданское сообщество, противостоящее обществен- но-экономической формации как институциональной системе, организованной рыночным базисом. Это сообщество частично входит во вспомогательную, базисную и в демосоциальную подсистемы экономического общества, представляя в этом смысле иерархическое образование. Понятие гражданского общества (сообщества) появилось в XVII веке в работах Гоббса и Локка, получило развитие в трудах Руссо, Монтескье, Вико, Канта, Гегеля и других мыслителей. Оно получило название гражданского в отличие от сословного общества подданных при феодализме. Маркс рассматривал гражданское общество вместе с буржуазным государством , как часть надстройки, а революционный пролетариат считал могильщиком и буржуазного гражданского общества, и либерального государства. Вместо них должно появится коммунистическое самоуправление.

Таким образом, понятие общественно-экономической формации представляет собой синтез промышленного общества Спенсера, общественно-экономической формации Маркса и социальной системы Парсонса. Оно в большей степени адекватно законам развития живой природы, основанным на конкуренции, чем политическое, основанное на монополии. В общественной конкуренции победу одерживает свободный, интеллектуальная, предприимчивая, организованная, саморазвивающаяся общность, для которой диалектическое отрицание традиционности ради современности, а современности ради постсовременности органично.

Типы общественно-экономических формаций

Общественно-экономическая формация известна в форме (1) античной, аграрно-рыночной (Древняя Греция и Рим) и (2) капиталистической (индустриально-рыночной). Вторая общественная формация возникла из остатков первой в условиях феодальной Европы.

Античная формация (1) возникла позже азиатской, около VIII века до н. э.; (2) из некоторых первобытнообщинных обществ, живущих в благоприятных географических условиях; (3) под влиянием азиатских обществ; (4) а также технической революции, изобретения железных орудий труда и войны. Новые орудия стали причиной перехода первобытно-общинной формации в античную только там, где были благоприятные географические, демографические и субъективные (ментальные, интеллектуальные) условия. Такие условия сложились в античной Греции, а затем в Риме.

В результате этих процессов возникла античная община свободных частных земельных собственников-семей, существенно отличная от азиатской. Появились античные полисы — государства, в которых вечевое собрание и выборная власть составили два полюса античного демократического государства. Признаком появления таких обществ можно считать появление монет на рубеже VIII-VII веков до н. э. Античные общества были окружены множеством первобытно-общинных и азиатских обществ, с которыми находились в сложных отношениях.

В греческих полисах происходил рост населения, вывод лишнего населения в колонии, развитие торговли, трансформировавшей семейное хозяйство в товарно-денежное. Торговля быстро стала ведущей отраслью греческой экономики. Социальный класс частных производителей и торговцев стал ведущим; его интересы стали определять развитие античных полисов. Происходил упадок античной аристократии, опирающейся на родовой строй. Лишнее население не только направлялось в колонии, но и вербовалось в постоянную армию (как, например, у Филиппа — отца Александра Македонского). Армия становилась ведущим орудием «производства» — грабежа рабов, денег и товаров. Первобытно-общинный строй Древней Греции превратился в античную (экономическую) формацию.

Исходную систему античного строя составляли семьи свободных греческих или италийских общинников, которые могли себя прокормить в благоприятных географических условиях (море, климат, земля). Они удовлетворяли свои потребности за счет собственного хозяйства и товарного обмена с другими семьями и общинами. Античное демосоциальное сообщество состояло из рабовладельцев, свободных общинников и рабов.

Базисную систему античной формации составляла частнособственническая экономика, единство производительных сил (земли, орудий труда, скота, рабов, свободных общинников) и рыночных (товарных) отношений. В азиатских формациях рыночная группа встречала отпор со стороны других социальных и институциональных групп, когда становилась богатой, поскольку покушалась на властную иерархию. В европейских обществах в силу случайного стечения обстоятельств торгово-ремесленный класс, а затем буржуа навязали свой тип целерациональной рыночной деятельности в качестве базисного для всего общества. Уже в XVI веке европейское общество стало по типу экономики капиталистическим.

Вспомогательную систему античного общества составляли: демократическое государство (правящая элита, ветви власти, бюрократия, право и т. д.), политические партии, общинное самоуправление; религия (жрецы), утверждавшая божественное происхождение античного общества; античное искусство (песни, танцы, живопись, музыка, литература, архитектура и т. д.), которое обосновывало и возвышало античную цивилизацию.

Античное общество было гражданским, представлявшим совокупность демосоциальных, экономических, политических и религиозных самодеятельных организаций граждан во всех системах общественного строя. В них существовали свобода слова, доступ к информации, право свободного выезда и въезда и иные гражданские права. Гражданское общество — свидетельство освобождения личности, с чем не знаком традиционный Восток. Оно открывало дополнительные возможности для раскрытия энергии, инициативы, предприимчивости индивидов, что существенно сказалось на качестве демографической сферы общества: его образовывали экономические классы богатых, обеспеченных, бедных. Борьба между ними стала источником развития этого общества.

Диалектика исходной, базисной и вспомогательной систем античной формации определяла ее развитие. Увеличение производства материальных благ вело к росту численности людей. Развитие рыночного базиса сказывалось на росте богатства и его распределении между социальными классами. Политическая, правовая , религиозная, художественная сферы общественно-экономической формации обеспечивали поддержание порядка, правовую регламентацию деятельности собственников и граждан, мировоззренчески оправдывали товарную экономику. Вследствие самостоятельности она оказывала влияние на базис товарного общества, тормозя или ускоряя его развитие. Реформация в Европе, например, создала новые религиозно-моральные мотивы труда и этику протестантизма, из которой вырос современный капитализм.

В феодальном (смешанном) обществе из остатков античного постепенно возникают основы либерально-капиталистического строя. Появляется либерально-капиталистическое мировоззрение, дух буржуазии: рациональность, профессиональный долг, стремление к богатству и прочие элементы протестантской этики. Макс Вебер критиковал экономический материализм Маркса, считавшего сознание буржуа надстройкой над стихийно сложившимся рыночно-экономическим базисом. По мнению Вебера, вначале появляются единичные буржуазные авантюристы и капиталистические хозяйства, оказывающие влияние на других предпринимателей. Затем они становятся массовыми в экономическом строе и формируют капиталистов из некапиталистов. Одновременно возникает индивидуалистическая протестантская цивилизация в виде единичных ее представителей, институтов, образа жизни. Она тоже становится источником рыночно-экономической и демократической систем общества.

Либерально-капиталистическое (гражданское) общество возникло в XVIII веке. Вебер вслед за Марксом утверждал, что оно появилось в результате комбинации ряда факторов: экспериментальной науки, рационального буржуазного капитализма, современного государственного устройства, рациональных правовых и административных систем, современного искусства и т. д. В результате сочетания перечисленных социальных систем капиталистическое общество не знает себе равных по адаптации к внешней среде.

Капиталистическая формация включает в себя следующие системы.

Исходная система образуется: благоприятными географическими условиями, колониальными империями; материальными потребностями буржуа, крестьян, рабочих; неравенством демо- социального потребления, началом формирования общества массового потребления.

Базисную систему образует капиталистический способ общественного производства, представляющий собой единство капиталистических производительных сил (капиталистов, рабочих, машин) и капиталистических экономических отношений (денег, кредита, векселей, банков, мировой конкуренции и торговли).

Вспомогательную систему капиталистического общества образует демократическое правовое государство, многопартийность, всеобщее образование, свободное искусство, церковь, СМИ, наука. Эта система определяет интересы капиталистического общества, оправдывает его существование, осмысливает его сущность и перспективы развития, воспитывает необходимых для него людей.

Черты общественно-экономических формаций

Европейский путь развития включает в себя следующие : первобытно-общинную, античную, феодальную, капиталистическую (либерально-капиталистическую), буржуазно-социалистическую (социал-демократическую). Последняя из них — конвергентная (смешанная).

Экономические общества отличаются : высокой эффективностью (производительностью) рыночной экономики, ресурсосбережением; способностью удовлетворять растущие потребности людей, производства, науки, образования; быстрой адаптацией к меняющимся природным и общественным условиям.

В общественно-экономических формациях произошел процесс трансформации неформальных ценностей и норм, характерных для традиционного (аграрного) общества, в формальные. Это процесс трансформации статусного общества, где люди были связаны множеством неформальных ценностей и норм, в контрактное, где люди связаны контрактом на время реализации своих интересов.

Экономические общества характеризуется: экономическим, политическим и духовным неравенством классов; эксплуатацией трудящихся, колониальных народов, женщин и т. д.; кризисами экономики; формационной эволюцией; конкуренцией из-за рынков сбыта и сырья; возможностью дальнейшей трансформации.

Гражданское сообщество берет на себя в экономическом обществе функцию выражать и защищать интересы и права граждан перед демократическим, правовым, социальным государством, образуя с последним диалектическую противоположность. Это сообщество включает в себя многочисленные добровольные негосударственные организации: многопартийную систему, независимые СМИ, общественно-политические организации (профсоюзные, спортивные и т. д.). В отличие от государства, являющегося иерархическим институтом и основанного на приказах, гражданское сообщество имеет горизонтальную структуру, основано на сознательной добровольной самодисциплине.

Экономический строй основан на более высоком уровне сознания людей, чем политический. Его участники действуют прежде всего индивидуально, а не коллективно, исходя из личных интересов. Их коллективное (совместное) действие более отвечает их общим интересам, чем это происходит в результате централизованного государственного вмешательства (в политическом обществе). Участники общественно-экономической формации исходят из следующего положения (я уже цитировал): «Многими из своих величайших достижений человек обязан не сознательным устремлениям и, тем более, не преднамеренно скоординированным усилиям многих, а процессу, в котором индивидуум играет не вполне постижимую для себя самого роль». Они умеренны в рационалистической гордыне.

В XIX в. в Западной Европе возник глубокий кризис либерально-капиталистического общества, подвергнутого жестокой критике К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте коммунистической партии». В XX в. он привел к «пролетарско-социалистической» (большевистской) революции в России, фашистской — в Италии и национал-социалистической в Германии. В результате этих революций произошло возрождение политического, азиатского типа общества в его советской, нацистской, фашистской и иных тоталитарных формах.

Во Второй мировой войне нацистское и фашистское общества были разгромлены. Победу одержал союз советского тоталитарного и западного демократического обществ. Затем советское общество потерпело поражение от западного в «холодной» войне. В России начался процесс создания новой государственно-капиталистической (смешанной) формации.

Ряд ученых считает общества либерально-капиталистической формации самыми передовыми. Фукуяма пишет: «Все страны, проводящие процесс модернизации, от Испании и Португалии до Советского Союза, Китая, Тайваня и Южной Кореи, двинулись в эту сторону». Но Европа, на мой взгляд, пошла значительно дальше.

Общественно-экономическая формация - центральное понятие марксистской теории общества или исторического материализма: "...общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером". Посредством понятия О.Э.Ф. фиксировались представления об обществе как определенной системе и одновременно выделялись основные периоды его исторического развития.

Считалось, что любое социальное явление может быть правильно понято только в связи с определенной О.Э.Ф., элементом или продуктом которой оно является. Сам термин "формация" был заимствован Марксом из геологии.

Законченной теории О.Э.Ф. у Маркса не сформулировано, однако, если обобщить различные его высказывания, то можно сделать вывод, что Маркс выделял три эпохи или формации всемирной истории по критерию доминирующих производственных отношений (форм собственности): 1) первичная формация (архаические доклассовые общества); 2) вторичная, или "экономическая" общественная формация, основанная на частной собственности и товарном обмене и включающая азиатский, античный, феодальный и капиталистический способы производства; 3) коммунистическая формация.

Основное внимание Маркс уделил "экономической" формации, а в ее рамках - буржуазному строю. При этом социальные отношения редуцировались к экономическим ("базису"), а всемирная история рассматривалась как движение через социальные революции к предустановленной фазе - коммунизму.

Термин О.Э.Ф. вводится Плехановым и Лениным. Ленин, в целом следуя логике концепции Маркса, значительно упростил и сузил ее, отождествив О.Э.Ф. со способом производства и сведя ее к системе производственных отношений. Канонизация концепции О.Э.Ф. в форме так называемой "пятичленки" была осуществлена Сталиным в "Кратком курсе истории ВКП (б)". Представители исторического материализма считали, что понятие О.Э.Ф. позволяет подметить повторяемость в истории и тем самым дать ее строго научный анализ. Смена формаций образует магистральную линию прогресса, формации погибают в силу внутренних антагонизмов, но с приходом коммунизма закон смены формаций прекращает действие.

В результате превращения гипотезы Маркса в непогрешимую догму в советской общественной науке утвердился формационный редукционизм, т.е. сведение всего многообразие мира людей только к формационным характеристикам, что выразилось в абсолютизации роли общего в истории, анализе всех социальных связей по линии базис - надстройка, игнорировании человеческого начала истории и свободного выбора людей. В своем устоявшемся виде концепция О.Э.Ф. вместе с породившей ее идеей линейного прогресса уже принадлежит истории социальной мысли.

Однако преодоление формационной догматики не означает отказа от постановки и решения вопросов социальной типологии. Типы общества и его природы, в зависимости от решаемых задач, могут выделяться по различным критериям, в том числе и социально-экономическому.

Важно при этом помнить о высокой степени абстрактности подобных теоретических конструкций, их схематичности, недопустимости их онтологизации, прямого отождествления с реальностью, а также использования для построения социальных прогнозов, разработки конкретной политической тактики. Если это не учитывается, то результатом, как показывает опыт, являются социальные деформации и катастрофы.

Виды общественно-экономических формаций:

1. Первобытно-общинный строй (первобытный коммунизм). Уровень экономического развития крайне низкий, используемые орудия примитивны, поэтому нет возможности производства прибавочного продукта. Классовое разделение отсутствует. Средства производства находятся в общественной собственности. Труд имеет всеобщий характер, собственность - только коллективная.

2. Азиатский способ производства (другие названия - политарное общество , государственно-общинный строй ). На поздних этапах существования первобытного общества уровень производства позволил создавать прибавочный продукт. Общины объединились в крупные образования с централизованным управлением.

Из них постепенно выделился класс людей, занятый исключительно управлением. Этот класс постепенно обособился, аккумулировал в своих руках привилегии и материальные блага, что привело к появлению частной собственности, имущественного неравенства и обусловило переход к рабовладению. Управленческий аппарат же приобретал все более сложный характер, постепенно трансформируясь в государство.

Существование азиатского способа производства как отдельной формации не является общепризнанным и являлось темой дискуссий на всем протяжении существования истмата; в работах Маркса и Энгельса он также упоминается не везде.

3.Рабовладение . Существует частная собственность на средства производства. Непосредственным трудом занят отдельный класс рабов - людей, лишённых свободы, находящихся в собственности у рабовладельцев и рассматриваемых как «говорящие орудия». Рабы трудятся, но не имеют собственности на средства производства. Рабовладельцы организуют производство и присваивают результаты труда рабов.

4. Феодализм . В обществе выделяются классы феодалов - собственников земли - и зависимых крестьян, находящихся от феодалов в личной зависимости. Производство (главным образом, сельскохозяйственное) ведётся трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых феодалами. Феодальное общество характеризуется монархическим типом правления и сословной социальной структурой.

5. Капитализм . Имеется всеобщее право частной собственности на средства производства. Выделяются классы капиталистов, - владельцев средств производства, - и рабочих (пролетариев), не владеющих средствами производства и работающих на капиталистов по найму. Капиталисты организуют производство и присваивают прибавочный продукт, производимый рабочими. Капиталистическое общество может иметь различные формы правления, но наиболее характерны для него различные вариации демократии, когда власть принадлежит выборным представителям общества (парламенту, президенту).

Основным механизмом, побуждающим к труду, является экономическое принуждение - рабочий не имеет возможности обеспечить свою жизнь иным способом, чем получением заработной платы за выполняемую работу.

6. Коммунизм . Теоретическое (никогда не существовавшее на практике) устройство общества, которое должно прийти на смену капитализму. При коммунизме все средства производства находятся в общественной собственности, частная собственность на средства производства полностью устранена. Труд имеет всеобщий характер, классовое разделение отсутствует. Предполагается, что человек трудится сознательно, стремясь принести обществу наибольшую пользу и не нуждаясь во внешних стимулах, таких как экономическое принуждение.

При этом общество предоставляет любые доступные блага каждому человеку. Таким образом реализуется принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям!». Товарно-денежные отношения упраздняются. Идеология коммунизма поощряет коллективизм и предполагает добровольное признание каждым членом общества приоритета общественных интересов перед личными. Власть осуществляется всем обществом в целом, на основе самоуправления.

В качестве общественно-экономической формации, переходной от капитализма к коммунизму, рассматривается социализм , при котором происходит обобществление средств производства, но сохраняются товарно-денежные отношения, экономическое принуждение к труду и ряд других особенностей, характерных для капиталистического общества. При социализме реализуется принцип: «От каждого - по способности, каждому - по труду».

Развитие взглядов Карла Маркса на исторические формации

Маркс сам в своих поздних работах рассматривал три новых «способа производства»: «азиатский», «античный» и «германский». Однако это развитие взглядов Маркса позднее было проигнорировано в СССР, где официально был признан только один ортодоксальный вариант исторического материализма, в соответствии с которыми «истории известны пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая».

К этому надо добавить, что и в предисловии к одному из своих основных ранних трудов на данную тему: «К критике политической экономии», - Маркс упоминал «античный» (а также «азиатский») способ производства, в то время как в других работах он (равно как и Энгельс) писал о существовании в античности «рабовладельческого способа производства».

Историк античности М.Финли указывал на этот факт как на одно из свидетельств слабой проработки Марксом и Энгельсом вопросов функционирования античного и других древних обществ. Ещё один пример: Маркс сам обнаружил, что община появилась у германцев лишь в I веке, а к концу IV века уже полностью у них исчезла, но несмотря на это продолжал утверждать, что община повсюду в Европе сохранилась с первобытных времен.