Язык их враг их. Процедура очищения оберега коловрат

Евпатий Коловрат – воевода, рязанский боярин, богатырь, герой народных сказаний о событиях тринадцатого века. Подвиг русского силача подробно описан в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Точная дата рождения Евпатия Коловрата неизвестна. Согласно данным некоторых источников, богатырь появился на свет около 1200 года. Эту дату принято считать годом рождения Евпатия.

В одном из источников упоминалось отчество боярина - Львович. Известно также, что в наиболее ранних сказаниях герой был назван Евпатием Неистовым. Родиной витязя считают село Фролово Шиловской волости. Евпатий – уроженец рязанской области, патриот, герой местного сопротивления времен татаро-монгольского нашествия.

Боярин при дворе

Коловрат был воеводой при дворе рязанского князя Юрия. Богатырь отличался огромной физической силой, был опытным воином, уважаемым командиром войска. На момент вторжения ордынцев витязю было около 35-37 лет. Князь Юрий понимал, что Рязань не выстоит против многотысячного войска, и отправил послов к князю Чернигова за помощью. Среди посланников был и Евпатий.


Поездка в Чернигов спасла Коловрата от гибели. Ожидая вестей от верных подданных, князь Юрий одарил хана подарками, чтобы усыпить его бдительность. Батый потребовал привести к нему первую красавицу княжества, которой была сноха рязанского правителя. В результате отказа молодой князь Фёдор был убит, его жена и сын погибли, а войско рязанского князя было истреблено в битве у реки Воронеж.

Князь Юрий принял смерть от врага на поле боя. Когда послы вернулись в Рязань, они нашли горы трупов и выжженную землю.

Подвиг русских богатырей

Когда Евпатий вернулся на родину, он узнал, что молодой князь Федор убит, его жена и наследник погибли, а народ рязанский был истреблен. Собрав из уцелевших мужчин небольшой полк, Коловрат отправился по следам ордынцев. Его миниатюрная армия насчитывала всего семнадцать сотен солдат.

Отряд Евпатия использовал тактические хитрости. Богатыри нападали из леса, ночью или под покровом тумана. Ордынцы начали верить, что сражаются с разгневанными духами. В армии хана началось брожение. Батый отправил на борьбу с неприятелем лучших воинов под предводительством своего шурина. Русские были отрезаны от пути к своему укрытию и окружены. Пленить предводителя рязанского сопротивления у ордынцев не получилось. Брат жены Батыя Хостоврул пал в бою, а русские воины не сдавались.


Евпатий Коловрат во главе воинства

Окончательную точку в сражении поставили машины для метания камней. Оружие, которое обычно использовали для осады городских стен, направили против отряда рязанских витязей. Почти все воины были забиты камнями. Живыми нашли только шестерых человек. Евпатий Коловрат погиб на поле боя.

Тело воеводы отдали выжившим воинам его отряда, чтобы они провели достойный обряд погребения. Предание гласит, что подобный жест Батыя был свидетельством его уважения к воинской доблести Коловрата.

Повесть о разорении Рязани Батыем

Данное древнерусское литературное произведение является наиболее полным источником сведений о Евпатии Коловрате. Сюжет повести рассказывает о нападении Батыя на Великое Княжество Рязанское в 1237 году. Самые древние сохранившиеся тексты этого произведения датируются шестнадцатым веком, до этого времени сказание передавалось в устной форме.

За триста лет история обросла подробностями и неточностями. Существует, как минимум, три варианта текста данной повести. Все они повествуют о том, с кем бился Евпатий Коловрат и как доблестно окончил свою жизнь.

Личная жизнь

Основным источником информации о судьбе рязанского боярина служит народное сказание. Личная жизнь воина в нем не описана. Возможно, у Евпатия была возлюбленная или жена, но фактов в пользу этой версии не сохранилось.

Память

Евпатий Коловрат стал героем русского фольклора наряду с такими богатырями, как Илья Муромец, Ратибор, Добрыня Никитич, Никита Кожемяка. История подвигов витязя стала одним из свидетельств силы русского духа. В 1985 году на базе народных сказаний был создан мультипликационный фильм «Сказ о Евпатии Коловрате».

Богатырю установили три памятника на территории Рязанской области. Два монумента расположены поблизости от предположительного места рождения героя. Третий памятник был установлен в 2007 году на Почтовой площади в Рязани.

В 2014 году стало известно, что режиссер Рустам Мосафир начал снимать кинокартину «Евпатий Коловрат. Восхождение». Фильм планировалось сделать максимально приближенным к историческим событиям. Через год в интернете появились первые кадры ленты, но по неизвестной причине проект был заморожен.

В то время также появилась первая информация, что российская кинокомпания «Централ партнершип» планирует выпустить фильм «Легенда о Коловрате». Фото со съемок и трейлер появились в интернете осенью 2016 года. Премьеру картины назначили на май 2017 года.

Исторический боевик с элементами фэнтези вошел в список самых ожидаемых фильмов года. Сюжет ленты имеет косвенное отношение к историческим событиям времен нашествия Батыя. Создатели фильма решили представить зрителю фэнтезийный вариант истории тринадцатого века, сосредоточив внимание на персонажах и их чувствах

В декабре 1237 года войско монгольского хана Батыя вторглось в пределы Руси. Первой из русских земель разорению подверглось Рязанское княжество. Это событие описано во многих древних летописях. Сохранилось и художественное произведение - «Повесть о разорении Рязани Батыем». Оно содержит множество деталей, о которых не сообщается в летописях. Среди прочего, там рассказывается о подвиге Евпатия Коловрата.

Согласно «Повести», Евпатий Коловрат был одним из знатных бояр Рязанского княжества. Когда его застигла весть о нашествии Батыя на Рязань, он находился в Чернигове вместе с одним из рязанских князей, Ингварем Ингваревичем. Очевидно, Коловрат был одним из бояр княжеской свиты. Когда Коловрат узнал о нашествии монголо-татар, он бросил своего князя и с малой, как пишут, дружиной (очевидно, это была собственная дружина боярина, не князя) помчался из Чернигова к Рязани. Но на месте Рязани Коловрат увидел только трупы и пепелище. Тем не менее, ему каким-то образом удалось собрать дружину в 1700 человек и выступить по следам Батыя. Нагнал он войско грозного завоевателя уже где-то в Суздальской земле.

Там дружина Коловрата внезапно напала «на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись… Почудилось татарам, что мёртвые восстали».

Устрашённый Батый направил, чтобы захватить Евпатия живьём, богатыря Хостоврула, сына своего шурина. Но Коловрат разрубил Хостоврула пополам. Татары смогли одолеть дружину Коловрата только с помощью стенобитных катапульт. Евпатий погиб. Его тело принесли Батыю. Хан похвалил храбрость сражённого врага и отдал его тело взятым в плен его дружинникам, которых, из уважения к доблести их предводителя, отпустил. Некоторые редакции «Повести» сообщают дополнительные сведения об Евпатии. В частности, по отчеству он был Львович. Дружинники привезли его тело в Рязань, где оно было торжественно похоронено в январе 1238 года.

Теперь попробуем разобраться в этих сведениях и сопоставить их с известными фактами. «Повесть», как положено героическому сказанию, изобилует фантастическими эпизодами и эпическими преувеличениями. Понятно, что использовать стенобитные орудия против живой силы в полевом сражении - абсолютно неэффективно, и что эти орудия (именовавшиеся на Руси «пороками») упомянуты только для того, чтобы подчеркнуть ярость Коловратовой дружины. Видимо, именно «пороки» больше всего поразили русских из всего военного арсенала монголов, и русские приписали этим орудиям свойства чудо-оружия.

Непонятно, откуда Коловрат, по прибытии в Рязанскую землю, смог собрать дружину из 1700 храбрых и могучих мужей, если Рязанская земля перед этим подверглась опустошению, и все ратные люди полегли в битвах. Если это не полный вымысел, то невольно спрашивается: где же и почему они отсиживались в то время, когда их земляки гибли в неравной борьбе с захватчиками?

Впрочем, древние источники всегда грешат преувеличениями в том, что касается численности войск, количества жертв войн, масштабов стихийных бедствий и т.д. Само упоминание того, что Коловрат перед погребением был отпет в соборе Рязани, показывает, что город отнюдь не был полностью разрушен монголами, если, конечно, эпизод с торжественными похоронами не был придуман позднее.

Но есть подробности, которые было незачем придумывать. Так, сын шурина Батыя назван по имени - Хостоврул. Это имя явно не монгольское и не тюркское. Насколько известно, до сих пор никто из историков не пытался объяснить ни его происхождение, ни то, откуда автору «Повести» могло быть известно имя сына ханского шурина.

«Повесть» известна по нескольким спискам, древнейшие из которых - не ранее второй половины XVI века, то есть отстоят от описываемых событий более чем на три столетия. Правда, сопоставляя их с другими памятниками, знатоки древнерусской литературы считают, что «Повесть» была сложена до конца XIII века. Но следует иметь ввиду, что датировки других памятников, относимых к этому времени, тоже гипотетичны.

Историки сомневаются в существовании самого князя Ингваря Ингваревича, если это, конечно, не Ингварь Игоревич, рязанский князь, правивший с 1217 года. Правда, он умер в 1235 году, но известие об его смерти в том году единичное, и нельзя исключать, что он был жив и в 1237 году. «Повесть» рассказывает, что в Рязани оказали сопротивление Батыю князья Юрий и Олег Ингваревичи (то есть его сыновья), и оба погибли. С каким именно князем мог находиться в Чернигове Коловрат, в точности установить невозможно. Но нет ничего невозможного в том, что он там был на момент Батыева вторжения. Как известно, рязанские князья были ветвью Ольговичей, княживших в Чернигове. Между двумя княжескими домами поддерживались близкие отношения.

Несмотря на обилие неправдоподобных деталей, вполне объяснимых жанром героического произведения, Евпатий Коловрат вполне может быть признан исторической личностью. Нет никаких противопоказаний тому, что рязанский боярин с таким именем действительно был, что он в декабре 1237 года находился в дружественном Рязани Чернигове, что он не успел на родину до решающей схватки земляков с Батыевой ратью, что он с толпою уцелевших воинов нападал на какие-то отставшие отряды монголов (партизанил, иначе говоря). Народная молва со временем приписала Евпатию невиданные подвиги и вплела его в сюжет героической саги.

Кстати, Коловрат это не фамилия, как почему-то многие думают. Фамилий в те времена на Руси вообще не было. По отцу, как уже сказано, Евпатий был Львовичем. Коловрат могло быть прозвищем либо вторым именем. Князья Рюрикова дома носили в то время славянские и скандинавские имена, и больше известны именно под ними, а не под христианскими именами, дававшимися им при крещении.

Вплоть до XVII века на Руси даже среди дворян сохранялась традиция называться вторым именем, связанным с каким-то человеческим качеством или чувством (Удача, Потеха, Обида, Истома и т.д.). Коловрат значит обращающийся, поворачивающийся. Возможно, этим прозвищем он был наделён за свою ловкость в рукопашном бою. Популярная ныне этимология имени Коловрат от обращения солнца по небосводу не имеет научного подтверждения.

Коловрат – это не просто сакральный образ солнца, а проекция целой вселенной, работающей циклично, где тьма всегда завершается приходом света. Образ солнца у славян тесно взаимосвязан с почитанием земли-матери. Не удивительно, что при таком значении символ Коловрат занял центральную роль в культуре наших предков. Современные приверженцы язычества, как и древние славяне, носят солнечный оберег Коловрат, чтобы обрести защиту и поддержку древних богов.

Больше о славянских оберегах и их значении читайте в статье.

Понять значение этого знака достаточно просто. Необходимо лишь внимательно вчитаться в название. «Коло» означает «круг», а «врат» подразумевает повторяемое движение – вращение. Коловрат олицетворяет цикличность всего мироздания – смену времени года, завершение ночи и наступление дня, а также переход от бед и несчастий к здоровью и процветанию. У него несколько ипостасей, хотя изначально символ обладал лишь одной формой – четырьмя лучами с загнутыми концами.

Сегодня же можно встретить Коловрат с шестью и даже с восемью линиями. Наиболее гармоничным среди них принято считать именно восьмилучевой Коловрат, ведь в восьми «пиках» объединены четыре стихии (земля, вода, воздух и огонь) и времена года.

Изображение символа легко узнать во многих славянских знаках. Наши предки, как и многие другие народы поклонялись Солнцу, и солярные – солнечные символы занимают одно из центральных мест в культуре. Различные вариации Коловрата применялись в празднествах, посвященных , отсюда и еще одно название знака.

Все виды Коловрата несут в себе светлое начало, но каждая вариация немного отличается от остальных – как внешне, так и по смыслу и значению:

  • Четырехлучевой знак - символ огня олицетворяет бога солнца Даждьбога,
  • Шестилучевой Коловрат имеет отношение к другому славянскому божеству – громовержцу .
  • Коловрат с восемью лучами – самый распространенный вариант, связывают со многими богами, в том числе Сварогом. Именно этот бог создал землю и все живое на ней, потому сей знак символизирует собой силу солнца и возрождение и имеет первостепенное значение в отношении остальных альтернатив.

Некоторые называют этот знак «свастикой», непременно вспоминая Гитлера и нацизм. Да, действительно, Коловрат и свастика это по сути одно и тоже, но не стоит боятся свастических изображений. Запятнанный фашизмом, первоначально символ свастики означал лишь свет и добро. Издавна славяне и другие народы использовали его как оберег, а о фюрере, конечно же, тогда еще никто не слышал.

Оберег Коловрат – один из немногих славянских символов, принимающих различные формы. Он играет количеством и направлением лучей, а значит может видоизменять свое значение.

«Посолонь» означает движение по направлению солнечного светила , а «противосолонь» – соответственно, имеет противоположное значение. Глядя на свастические изображения, легко запутаться, какое же из них направлено по солнцу, а какое – против. Давайте же разберемся, как правильно читать эти знаки. Простыми словами «посолонь» – это движение по часовой стрелке, а «противосолонь» – в обратную сторону. Но даже понимая это, люди все равно делают ошибку, когда речь идет о направлении Коловрата.

Этот знак символизирует вращение: при правостороннем лучи направлены влево, а при левостороннем – наоборот. Понять это не сложно, представив себе языки пламени, или кометы, непрерывно движущиеся по кругу. Очевидно, что «хвосты» у них при этом будут направлены в противоположную сторону.

Лучше понять этот принцип поможет видео, которое наглядно демонстрирует движение «посолонь».

Левосторонний коловрат, имеет ещё иное название, произошедшее от имени богини любви и красоты – Ладинец, и обладает собственным значением. Этот символ является женским и, в отличие от Коловрата правостороннего, знаменующего достаток, чистоту и связь с верховными сущностями, помогает проявить потаенные стороны человеческой натуры – интуицию, ясновидение и прочие магические способности. Как приятное дополнение, оберег Лады помогает развить женственность.

Кому и как следует носить оберег

Все славянские символы можно условно разделить на общие и узкопрофильные. Последние зачастую имеют одну трактовку и принадлежат лишь конкретному божеству, в то время как общие обладают целым букетом значений, из-за чего их образ реально составить лишь в общих чертах. Поэтому описать значение Коловрата несколькими словами, не получится.

Изображение Коловрата хранит в себе все светлое, что можно отыскать в человеческом мире. Оно приносит чистоту и порядок, дарит свет и гармонию, помогает достигнуть возрождения после упадка и вступить на путь истины. Солнечный знак подойдет всякому, кто погряз в нищете, проблемах или негативе и хочет поскорее завершить этот этап, не просто запустив новый цикл, а начав с шагов в верном направлении.

Перстень с Коловратом - хороший оберег для мужчин.

Самым универсальным способом ношения оберега считается подвеска, но на самом деле здесь отсутствуют какие-либо ограничения.

Кольцо Коловрат чаще всего выбирают мужчины, ведь такой массивный символ сложно разместить на миниатюрном женском колечке, а вот на перстне – вполне возможно. Женщины же предпочитают кулоны, а иногда даже, отдавая дань древнеславянским рукодельницам, наносят солнечный символ на одежду и аксессуары в качестве вышивки.

Мужчинам

Коловрат для мужчин подарит здоровье, оптимизм и поможет достичь успеха в продвижении по карьерной лестнице. Нося амулет с этим знаком, вы станете сильнее, начнете проще смотреть на жизнь, меньше переживать по пустякам и видеть возможности там, где до этого не замечали их. С такой защитой будет не страшна ни чужая зависть, ни черные магические ритуалы. Еще одной разновидностью Коловрата является – он имеет сходное значение и символизирует торжество добра над тьмой. Носиться оберег может исключительно мужчинами.

Женщинам

Вышивка Коловрат станет отличным оберегом для женщин.

Для женщин поспособствует улучшению чутья, помогающего на подсознательном уровне решать проблемы и даже предвидеть их заранее, защитив себя и близких от опасности. Этот знак посодействует в поисках женственности, поэтому даже представительницы прекрасного пола, не обладающие сильным магическим потенциалом, могут носить ладинец для развития утонченности и изысканности в характере.

Для тех, кто находится в положении, оберег также продемонстрирует еще одно, новое, значение – он станет прекрасным защитником, помогающим более гармонично провести и пережить этот непростой для организма период и защитить будущего ребенка от всего лихого.

Из чего изготавливается Коловрат

Чаще всего оберег Коловрат изготавливают из металла или дерева. Латунь и медь являются куда более «низменными» материалами по сравнению с золотом и серебром. Поэтому обычно мастера отдают предпочтение последним. У этих металлов мощнейшая энергетика, и амулет Коловрат, выполненный из них, станет более крепким и выносливым артефактом.

Однако не стоит в этом деле полагаться на чужие взгляды, ведь довольно часто неожиданным образом проявляется такая вещь, как несовместимость с тем или иным металлом. Она может выражаться не только на физическом уровне – в виде покраснений и неприятных ощущений, но и на ментальном.

Человек, долгое время контактирующий с неподходящим металлом, может ощутить непонятно откуда взявшееся раздражение, общую слабость в теле и даже сильную головную боль.

К максимально нейтральным прочным материалам относится серебро. Оно также используется в качестве защиты от злых сил, поэтому в тандеме серебро и Коловрат станут отличными компаньонами. Но в то же время Коловрат – это символ солнца, а серебро имеет «лунное» значение. Поэтому, если вы хорошо ладите с золотом, будет логичнее остановить выбор именно на нем, чтобы усилить действие амулета с солнечным значением.

Неплохим вариантом станет и украшение из кости животного или дерева, ведь подобное приобретение гораздо меньше ударит по карману, а значение символа останется прежним. Но в случае с деревом важно обратить внимание на то, из какой древесины изготовлена вещь. Славяне верили, что деревья обладают внутренним духом, имеющим свой пол.

Неплохим вариантом станет украшение из дерева.

Одни из них, такие, как дуб, олицетворяют мужскую силу и выносливость и прекрасно подойдут для мужчин, а вот береза и рябина, символизируют женское начало и не смогут найти общий язык с сильной половиной человечества.

Верно подобрать материал для украшения недостаточно. При выборе подвески не менее важно присмотреть правильный шнурок – многие люди недооценивают его значение. Если вы носите серебряное украшение и боитесь потерять его, когда развяжется нить, используйте цепочку из того же металла. А вот деревянные амулеты хорошо совпадают по энергетике со шнурками из натуральных тканей – вроде льна или хлопка. Шнурки из кожи не приветствуются, ведь несут в себе энергию мертвого животного.

Как очистить и зарядить оберег

Оберег Коловрат, как и любой другой артефакт, созданный человеком с определенной целью, обязательно должен быть активирован. Без прохождения специального обряда инициации амулет не сможет выполнять свое предназначение и превратится в простой талисман, способный лишь привлекать удачу – и то, если вы хорошенько в него поверите.

Древние славяне оставили своим потомкам немалое количество руководств по проведению подобных ритуалов, но далеко не все из доступных способов являются универсальными. Некоторые из них идеально созданы для работы с одними символами, но могут быть совершенно несовместимыми с другими. Этот важный момент стоит учитывать тем, кто решил приобрести славянский оберег Коловрат.

Солнцеворот содержит в себе живительную энергию солнца, поэтому наилучшим способом для «пробуждения» приобретенного магического атрибута будет использование родных ему энергий – солнечного света и огня.

Не стоит дожидаться летнего солнцестояния, как утверждают некоторые эксперты – это пустая трата времени. День «запуска» также не имеет значения – важно лишь наличие солнца. Выполнять процедуру надо на растущую луну – в идеале за несколько дней до полнолуния.

Для активации оберега отлично подойдет энергия солнца.

Проснувшись рано утром, выйдите на улицу и оставьте предмет на каком-нибудь возвышении - там, где на него попадут солнечные лучи. Жители многоквартирных домов могут вынести украшение на балкон. Количество часов зарядки не играет сильную роль – это индивидуальный выбор. Но при этом следует не забывать, что Коловрат относится к солярным знакам и держать его на подзарядке, когда небесное светило начало клониться к закату или и вовсе отошло на покой, совершенно не имеет смысла.

Активация с помощью огня является еще более простой процедурой, чем подпитка от солнца, ведь для этой цели не нужно ждать ясной погоды. Разводить костер тоже не придется – достаточно одной свечки. Зажгите свечу и подержите над ней Коловрат, поворачивая над пляшущим язычком разными сторонами в течение нескольких минут. В этом случае лучше снять шнурок и держать подвеску подальше от пламени, если она вырезана из дерева.

Издревле огонь считается одним из самых мощных средств, помогающих изгнать все нечистое, насланное не только злыми людьми, но и потусторонними силами. Поэтому активация огнем здесь обретает новое значение, удивительным образом трансформируясь в обряд очищения. Этот прием гораздо больше подходит для оберегов, вырезанных из камня, металла или других прочных материалов, но при должной осторожности может применяться и с деревянными объектами.

Если боитесь повредить дорогую сердцу вещь, воспользуйтесь более традиционным вариантом - оставьте амулет на ночь в поваренной соли. Не забудьте, что очистку следует проводить до того, как оберег будет наполнен положительной энергией солнечного света или очищающего огня – порядок действий имеет очень важное значение и потому не может быть изменен.

Можно ли носить Коловрат христианам

Постепенное возрождение культа язычества привело к тому, что традициями древних славян и значениями их магических символов начали сильно интересоваться люди, принадлежащие к другим религиям. Довольно часто люди, принявшие католичество или православие, спрашивают, можно ли им носить знак Коловрата.

Разумеется, никто не вправе запретить пользоваться языческими символами, однако значение оберега Коловрат несопоставимо с христианством.

Ученики Иисуса поклоняются одному Богу, в то время как у язычников их целый пантеон. Последние также имеют сильнейшую связь с природой, чему не уделяется внимание в более молодой религии, хоть обе они и представляют мир в качестве трехмерной модели, где есть место не только людям и богам, но и душам, покинувшим физическую оболочку.

Стоит также упомянуть принудительный обряд Крещения Руси, проведенный князем Владимиром, который славянские языческие верования заменил на византийские традиции. Едва ли божества оценят просьбу о поддержке от человека, почитающего «чужого» Бога, чья религия сравняла с землей капища с деревянными статуями и надолго вытеснила многобожество как таковое.

Задавать вопрос «Можно ли носить славянский символ христианину?» - то же самое, что спрашивать, можно ли носить Коловрат последователю Будды или Аллаха. Каждый самостоятельно определяет свою религию. Даже если за вас когда-то сделали этот выбор родители, проведя обряд посвящения в младенчестве, всегда можно отказаться от этой веры принять новую, более соответствующую вашим мироощущениям и тому, что для вас имеет первостепенное значение. Но сперва важно определиться - во что же вы все-таки верите?

9 февраля 2014 года молодой человек по имени зашел в церковь города Южно-Сахалинска и расстрелял из ружья находящихся там прихожан. Этот молодой человек увлекался неоязычеством .

«…и молиша его великимъ молениемъ, чтобы стоялъ крѣпко за православное хрестьяньство противу бесерменовству». – Повесть о стоянии на Угре // Полное собрание русских летописей. Т. 24: Летопись по Типографскому списку. Пг., 1921.

В 90-е годы ХХ века неоязыческие газеты в большом количестве тиражировали статьи с рисунками разного вида свастик с названиями и описаниями каждой. Названия вроде «громовик», «светокруг», «коловрат» т.п. были просто плодами фантазии авторов данных статей, ссылки на какие-либо научные исторические исследования не приводились. В этих статьях свастика называлась исконным славянским символом, хотя это утверждение ошибочно: разновидности свастик известны во многих культурах. Используется разновидность свастики и в Христианской Церкви; в частности, книга «Как выбрать нательный крест» (М.: Трифонов Печенегский монастырь; «Ковчег», 2002) приводит следующую информацию: «Крест “гамматический” (свастика). “Гамматическим” этот крест называется потому, что состоит из греческой буквы “гаммы”. Уже первые христиане в римских катакомбах изображали гамматический крест. В Византии эта форма часто употреблялась для украшения Евангелий, церковной утвари, храмов, вышивались на облачениях византийских святителей. В IX веке по заказу императрицы Феодоры было изготовлено Евангелие, украшенное золотым орнаментом из гамматических крестов. В книге “Матенадаран” изображен четвероконечный крест в окружении двенадцати гамматических крестов. И на Руси издавна употреблялась форма этого креста. Он изображен на многих церковных предметах домонгольского периода, в виде мозаики под куполом собора Святой Софии Киевской, в орнаменте дверей Нижегородского кафедрального собора. Гамматические кресты вышиты на фелони московского храма Николы, что в Пыжах».

«Самострел (старин.) – лук, вделанный в деревянную соху (приклад) с полосой (ложей); тетива спускалась с помощью ворота (коловрат самострельный) . В Западной Европе назывался арбалетом». – Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Пг.: Издательское общество «Ф. А. Брокгауз – И. А. Ефрон», 1907–1909.

Два последних понятия происходят от слова «чур», которое, согласно Малому энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, является именем собственным славянского мифологического божества, покровительствовавшего приобретению и наживе. Его символом были чурки и чурбаны, то есть межевые знаки.

Сalendae (календы) – названия первого дня каждого месяца в Древнем Риме. См.: Рубан Ю.И. Что такое календарь? // Библия в русском переводе. М., 1999. Также стоит отметить тот факт, что в нашем языке, в отличие от некоторых европейских, никаких языческих отголосков не осталось даже в названиях дней недели, что бесспорно подтверждает присутствие таких явных христианских наименований, как «суббота» и «воскресенье».

О Евпатии Коловрате известно только из одного источника — «Повести о разорении Рязани Батыем». Согласно этому произведению древнерусской литературы, после взятия монголами Рязани в декабре 1237 года Коловрат возглавил сопротивление захватчикам, сплотив вокруг себя 1,7 тыс. воинов.

Если верить хронологии описываемых в «Повести» событий, Коловрат погиб в бою в первой трети января 1238 года. В одном из списков этого литературного произведения утверждается, что торжественные похороны Евпатия состоялись 11 января.

Согласно другой точке зрения, которая основывается на сведениях об участии рязанцев в боях с монголами, Коловрат (или воин, ставший его прообразом) мог воевать с захватчиками до весны. Предполагается, что Евпатий погиб в битве на реке Сить 4 марта 1238 года, сражаясь в составе войска владимирского князя Юрия Всеволодовича, и был похоронен на левом берегу реки Вожа. Однако его могила так и не была обнаружена.

Не прекращаются споры историков и о происхождении имени героя «Повести». Евпатий — это изменённое греческое имя Ипатий, достаточно распространённое в Древней Руси. С прозвищем Коловрат история несколько сложнее. Прозвище на Руси, как правило, давалось по роду занятий человека. Наиболее популярная в среде учёных гипотеза такова: богатырь Евпатий стал известен как Коловрат за ловкость в бою («коло» — круг, «врат» — вращение).

«И была сеча зла и ужасна»

В 1237—1238 годах Русь подверглась масштабному вторжению Золотой Орды. Историки по-разному оценивают численность монголо-татарского войска (от 60 тыс. до 150 тыс.), но достоверно известно, что захватчики намного превосходили по мощи дружины русских князей.

Из-за феодальной раздробленности русские не могли выступить единым войском, что облегчило ордынцам завоевание княжеств. Нашествие возглавлял внук Чингисхана, правитель улуса Джучи (Золотой Орды) хан Батый. Первым городом, который подвергся разорению, стала Рязань, южная окраина северо-восточной Руси.

«Повесть о разорении Рязани» — один из основных источников информации о трагедии, которая произошла в декабре 1237 года с богатым городом на правом берегу Оки. Предчувствуя неминуемую гибель, рязанский князь Юрий пытался откупиться от Батыя. Но правитель Золотой Орды заявил о своих претензиях на «всю русскую землю» и потребовал «у князей рязанских дочерей и сестёр к себе на ложе». Рязанская знать собрала войско и приняла неравный бой неподалёку от города.

  • Диорама «Взятие Старой Рязани Батыем»
  • Фрагмент диорамы «Оборона старой Рязани в 1237 году»

«И напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало. И увидел царь Батый, что сила рязанская бьётся крепко и мужественно, и испугался. Но против гнева Божия кто постоит! Батыевы же силы велики были и непреоборимы: один рязанец бился с тысячей, а два — с десятью тысячами», — говорится в «Повести».

После победы Батый уничтожил окружавшие Рязань сёла и завладел столицей княжества. «Повесть» и данные археологических раскопок свидетельствуют, что монголы практически стёрли с лица Земли Рязань и вырезали всех уцелевших горожан. В конце декабря 1237 года полчища Батыя двинулись покорять Суздальское княжество.

Весть о нашествии на Рязань дошла до одного из «вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат», который в тот момент находился в Чернигове. «С малою дружиною» боярин «помчался быстро» в Рязанское княжество.

«И приехал в землю Рязанскую, и увидел её опустевшую — города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался в город Рязань, и увидел город разорённый, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены», — сообщает «Повесть».

«Смешалися все полки татарские»

Евпатий собрал небольшую дружину численностью около 1,7 тыс. человек и внезапно напал «на станы Батыевы» уже на территории расположенного к северу от Рязани Суздальского княжества.

«И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими. Почудилось татарам, что мёртвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился», — говорится в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Батый отправил на истребление русских своего «шурича» (сына шурина) Хостоврула, который пообещал привезти Коловрата живым. Войско Евпатия было окружено самыми боеспособными монгольскими отрядами. Хостоврул вызвал рязанского боярина на поединок и погиб в схватке с Коловратом.

«И стал Коловрат сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил — одних пополам рассекал, а других до сёдла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество пороков (осадных камнемётных орудий. — RT ), и стали бить по нему из бесчисленных пороков, и едва убили его», — так «Повесть» рассказывает о последнем бое Коловрата.

  • Кадр из фильма «Легенда о Коловрате» (2017)

Батый был восхищён мужеством Коловрата. Глядя на тело мёртвого боярина, он сказал: «Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня — держал бы его у самого сердца своего».

Хан повелел отпустить оставшихся в живых русских воинов и отдал им тело Коловрата. Если верить «Повести», герой сопротивления монголо-татарскому нашествию был похоронен в Рязани вместе с погибшими князьями и боярами.

Таинственный Коловр ат

У историков вызывает множество сомнений достоверность событий, описываемых в «Повести о разорении Рязани Батыем», которая была создана не раньше конца XIV века. Например, в произведении утверждается, что Коловрат и другие погибшие представители знати были отпеты и похоронены в Рязани, хотя она после захвата была полностью разрушена.

Исследователи обратили внимание, что «Повесть» рассказывает о князьях, которых в 1237 году уже не было в живых. В частности, упоминаются Давид Муромский (умер в 1228 году) и Всеволод Пронский (умер в 1208 году).

В тексте также говорится, что в боях с монголами участвует князь Ингварь Ингваревич, дискуссия о существовании которого до сих пор продолжается. Есть предположения, что Ингварь Ингваревич — это рязанский князь Ингварь Игоревич, правивший с 1217 года. Однако он умер в 1235 году — за два года до монгольского нашествия.

Под сомнение ставится и факт существования Коловрата, о котором ничего не сообщается в других произведениях и письменных документах Древней Руси. К тому же «Повесть» не уточняет происхождение Евпатия и его место во властной иерархии Рязанского княжества.

О Коловрате рассказывается как об одарённом полководце, мужественном и профессиональном воине, обладающем невероятной физической мощью. Евпатия принято представлять коренастым мужчиной крепкого телосложения, а по характеру рязанский боярин — храбрый и патриотичный русский воин. Такое описание роднит Коловрата с героями русского эпоса — богатырями Ильёй Муромцем, Алёшей Поповичем и Добрыней Никитичем.

Доктор филологических наук, специалист по древнерусской литературе Анатолий Дёмин подчеркнул в беседе с RT, что прозвище Коловрат никак не связано со знаком Солнца, славянской свастикой или иными языческими символами.

Дёмин отметил, что Коловрат выделяется своей человечностью на фоне типичных богатырей из русских былин. По его словам, несмотря на определённую гиперболизацию, Евпатий показан в целом обычным человеком, стремившимся защитить свою землю от захватчиков.

Народный герой

Рязанский боярин — достаточно популярный персонаж произведений российского искусства.

Подвиги Коловрата, в частности, воспел уроженец Рязанской губернии Сергей Есенин. В «Сказании о Евпатии Коловрате, о хане Батые, Цвете Троеручице, о Чёрном Идолище и Спасе нашем Иисусе Христе» (1912) он описывал богатыря как необычайно сильного человека, который двумя пальцами «вытягивал» «пешнёвые угорины» (раскалённые ломы). При этом Коловрат в стихотворении Есенина предстаёт не вельможей, как в «Повести», а кузнецом — человеком из народа.

Советские писатели обращались к Коловрату как к символу народного сопротивления захватчикам. Всплеск популярности рязанского богатыря произошёл в период Великой Отечественной войны. Евпатий стал героем произведений Сергея Маркова (1941) и Василия Яна (1942).

После распада СССР Коловрат также упоминался во множестве художественных произведений. В 2007 году в Рязани ему был установлен памятник.

  • Памятник Евпатию Коловрату на Почтовой площади в Рязани
  • Wikimedia Commons

Ещё два памятника Евпатию появились в посёлке Шилово и деревне Фролово.

В 2009 году заслуженный художник России Иван Коржев создал скульптуру Коловрата из литьевого камня: Евпатий сидит в задумчивой позе, легко придерживая правой рукой огромную секиру. В этом же году появился холст Максимильяна Преснякова. На картине израненный стрелами Коловрат держит в руках два меча, пытаясь подняться, чтобы продолжить бой с монголами.

В ноябре 2017 года на экраны российских кинотеатров вышел фильм «Легенда о Коловрате» режиссёра Джаника Файзиева. По сюжету в декабре 1237 года Евпатий отправился на переговоры с другими князьями, чтобы оказать совместное сопротивление нашествию монголов. Однако Рязань была сожжена, и Коловрат, собрав отряд мстителей, начал героическую борьбу с захватчиками.

Быль или легенда

Значительная часть историков считает, что в «Повести о разорении Рязани Батыем» переплетены вымысел и реальные события, а Коловрат является собирательным образом русских воинов, сражавшихся с ордынцами.

«То, что мы видим в этой повести, характеризует восприятие русского человека вовсе не XIII века. Евпатий описан достаточно достоверно, мотивы его воинов вполне оправданны. Но всё остальное, в частности восхваление Батыем русских воинов, напоминает сконструированную, более позднюю легенду, созданную в XV—XVI веках. Поэтому специалисты относятся к этому памятнику скорее как к литературному, а не документальному», — пояснил в интервью RT доктор исторических наук, профессор кафедры Истории и теории культуры РГГУ Константин Ерусалимский.

Историк-медиевист Клим Жуков придерживается такой же позиции. Он полагает, что большая часть событий «Повести о разорении Рязани Батыем», включая рассказ о Коловрате, не соответствуют действительности.

«К Коловрату стоит относиться как к легендарному, былинному герою. Есть ещё несколько персонажей, в чьих судьбах присутствует практически аналогичный сюжет героической борьбы с захватчиками. Один из них — Меркурий Смоленский, описание подвига которого относится к историческим памятникам литературы XV века», — отметил в беседе с RT Жуков.

Однако существует и альтернативная точка зрения. Её суть заключается в том, что Коловрат был реальным воином, который сплотил вокруг себя небольшой отряд, но автор «Повести» приписал ему некоторые качества былинных персонажей.

Этот подход основан на фактах, свидетельствующих об упорном сопротивлении монгольским туменам (тактическая единица монгольского войска), которое продолжили оказывать рязанцы и после падения столицы своего княжества.

«Многие исследователи считают, что памятник основан на реальных событиях, и ряд имен в нём абсолютно достоверен», — подчеркнул Ерусалимский.

Согласно летописям, Батый действительно разорил Рязанское княжество, но один из выживших князей, Роман Ингваревич, смог собрать ратников и принял бой с захватчиками на территории Суздальского княжества.

Также известно, что в первой половине января 1238 года произошло крупное сражение с монголами вблизи Коломны (к северу от Рязани). В битве принял участие великий князь Юрий Всеволодович, опасавшийся, что Владимирское княжество повторит участь Рязанской земли. В его войско влились и рязанские дружинники.

Предполагается, что на момент гибели Коловрату было около 35 лет, хотя достоверные сведения о том, когда и где он родился, отсутствуют. Есть версия, что Евпатий родился в деревне Фролово (нынешний Шиловский район Рязанской области) приблизительно в 1200 году.

Историк-фольклорист, доктор филологических наук Борис Путилов (1919—1997) в своих научных трудах утверждал, что «Повесть о разорении Рязани» не стоит рассматривать как исключительно литературное произведение с вымышленными персонажами. То есть он опровергал принятый в советский период подход к легенде о Коловрате как к выдумке автора «Повести».

«Рассказ о Евпатии Коловрате в сюжетном отношении далеко не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Для народной песни этот сюжет очень сложен, в нём много эпизодов (или мотивов), которые легко развиваются в рамках воинской повести, но которые значительно труднее развить в рамках народной песни», — говорится в статье Путилова «Песня о Евпатии Коловрате».

По мнению историка, рассказ о Коловрате характеризуется резкими поворотами сюжета и быстрой переменой мест действия. Отсутствие картинных зарисовок, свойственных былинному жанру, позволяет сделать вывод о наличии в «Повести» элементов документалистики. Соответственно, и сам рассказ о Коловрате мог иметь реальную основу.