Культура домонгольской руси презентация. Презентация по курсу истории России на тему: «Культура Руси в IХ — начале ХIII в. (домонгольский период)» (10 класс, история). Схема размещения мозаик

X- первая треть ХIII вв.

ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Древнерусская культура развивалась в
постоянном
взаимодействии
с
культурами окружающих народов.
Культура является религиозной.
Культура опиралась на многовековую
историю развития культуры восточных
славян. Именно в эпоху славянской
древности были заложены начала
русской духовности, языка, культуры в
целом.

ЛИТЕРАТУРА
АРХИТЕКТУРА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Древнерусская литература

пергамен
киноварь
миниатюра
финифть

Оклады рукописных книг

Остромирово Евангелие XI в.

Изборник Святослава XI в.

Мстиславово Евангелие XII в.

Жанр - это исторически сложившийся
тип
литературного
произведения,
отвлечённый образец, на основе
которого создаются тексты конкретных
литературных произведений.

летопись

Древнейшая русская летопись - "Повесть
временных лет". Ее автором считают
монаха Киево-Печерского монастыря
Нестора и датируют 1113 г.

Повесть временных лет дошла до нас в
рукописных копиях не старше XIV в.
Наиболее известные из них –
Лаврентьевская, Ипатьевская
Радзивилловская летописи.

Лаврентьевский список 14 в.

Лаврентьевский список приглашение Рюрика и его братьев

Ипатьевский список 14 в.

Радзивилловский список 15 в. Месть княгини Ольги

Житие (агиография)

жизнеописание знаменитых духовных
и светских лиц, канонизированных
христианской церковью

Слово (поучение, речи)

произведение, относящееся к жанру
красноречия.
торжественное красноречие
"Слово о законе и благодати«
нравоучительное красноречие –
"Поучение Владимира Мономаха"

«Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона (приблизительно 1049 год.)

Владимир Мономах «Поучение детям» (примерно 1096 год.)

"Слово о полку Игореве"

"Слово о полку Игореве"
В основе сюжета - поход 1185 года
русских князей на половцев,
предпринятый новгород-северским
князем Игорем Святославичем.
«Слово» было написано в конце XII
века, вскоре после описываемого
события (часто датируется тем же 1185
годом, реже 1-2 годами позже).

"хождения"

"хождения"
разновидность литературы путешествий
Их главное назначение - рассказать о
христианских
святынях,
в
них
содержатся также сведения о природе,
климате, обычаях других стран.
"Хожение
Палестину.
игумена
Даниила"
в

"Слово Даниила Заточника" вторая половина XII в.

"Слово Даниила Заточника"
вторая половина XII в.
Узник Лаче-озера, Даниил Заточник
обращается к князю, старается вновь
заслужить княжескую милость и
доказать князю свою полезность в
качестве мудрого советника.

" Молением Даниила Заточника " 30-х гг. XIII в.

" Молением Даниила Заточника "
30-х гг. XIII в.
Оно адресована Ярославу Всеволодичу,
в то время князю Переяславля
Залесского. Автор этой редакции дворянин, представитель новой
категории в рядах господствующего
класса. Характерной чертой "Моления"
является негативное отношение к
высшей знати - боярам.

Архитектура

архитектура
X-XII вв.
архитектура первой
трети XII- первой трети
XIII

Архитектура X-XI

многоглавие
крестово-купольный храм
неф
алтарные апсиды
барабаны куполов

ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ (ЦЕРКОВЬ БОГОРОДИЦИ) в Киеве (X в.)

Церковь
рухнула
во время взятия
Киева монголами
в 1240-м году,
когда в ней
укрылись жители
города.

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР в ЧЕРНИГОВЕ 1036 г.

СОФИЙСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ (1037-1056)

Собор Святой Софии в Киеве (современное состояние)

макет
В XI в. Софийский собор был
тринадцатикупольным.
Число глав (куполов) было
глубоко символично.
Тринадцать куполов
символизировали Иисуса
Христа и двенадцать
апостолов.

Церковь была построена из плинфы (широкий и плоский обожжённый кирпич). Мрамора Русь ещё не знала

Церковь была построена из плинфы
(широкий и плоский обожжённый кирпич).
Мрамора Русь ещё не знала

Храм св. Софии. Апсиды.

Храм св. Софии. Хоры.

Храм св. Софии.
Интерьер.

СОФИЙСКИЙ СОБОР В НОВГОРОДЕ (1045-1050)

Новгород был одним из древнейших
центров русской письменности, а
библиотека Софийского собора – одной
из
самых
крупных
книжных
сокровищниц на Руси. Здесь хранились
редкие рукописные и старопечатные
книги. Среди них – Остромирово
Евангелие.

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ СОБОР КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ (1073-1078)

Киев. СвятоУспенский собор
Киево-Печерской
лавры

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА В КИЕВЕ (XI в.).

Золотые ворота в Киеве (XI в.).
ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА В КИЕВЕ (XI
в.).

Архитектура XII в.

Владимиро-суздальское зодчество
Новгородское зодчество

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ ЗОДЧЕСТВО

ВЛАДИМИРОСУЗДАЛЬСКОЕ ЗОДЧЕСТВО
А. религиозные сооружения
Б. светские сооружения

Спасо-Преображенский собор в Переславль-Залесском (1152-1157)

Успенский собор на р. Клязьме во Владимире (1158-1160)

Успенский собор на р. Клязьме,

Архитектурное оформление

церковь Покрова на Нерли 1165 г.

Церковь Покрова на Нерли.
Реконструкция.1165.

Дмитриевский собор во Владимире 1197 г

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском 1230 – 1234 г.

Георгиевский собор в ЮрьевеПольском 1230 – 1234 г.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

Георгиевский собор в ЮрьевеПольском

Дворец Андрея Боголюбского

Золотые врата во Владимире

Новгородская и псковская архитектура

Уменьшение объемов.
Упрощение конфигурации каменных зданий.
Многоглавые церкви вытеснены одноглавыми.
Храмы строили не по княжескому заказу, а на
средства бояр и купцов или прихожан одной
улицы(уличан).
Упрощение техники строительства и
декоративной отделки позволяли в короткие
сроки строить экономичные сооружения,
соответствовавшие материальным
возможностям и эстетическим представлениям
заказчиков.

Новгород. Юрьев монастырь.XII век.

Георгиевский собор в Юрьевом монастыре в Новгороде

Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове

Сбор Спасо-Мирожского монастыря в Пскове.
Около 1156 г.

церковь Спаса на Нередице

Церковь Параскевы Пятницы 1207

НОВГОРОДСКИЙ СТИЛЬ
-мощь, монументальность
-Невысокие, крепкие
-Пяти- или одноглавые
-Вместо закомар скатное перекрытие
-Украшения: ниши, арки, кресты, розетки
-Арки и треугольники на барабанах
ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКИЙ СТИЛЬ
- Храмы стали выше и стройнее
- Стены более тонкие и лёгкие
- вместо скромных украшений
богатая каменная резьба на стенах
- Аркатурный пояс
- Вытянутые барабаны

Пятницкая церковь в Чернигове

Трехнефное
башнеобразное,
устремленное ввысь
однокупольное здание.
Толстые стены
выложены кирпичом
особой техникой
«в ящик» (снаружи и
изнутри ряды кирпичей,
а промежутки между
ними заполнены
раствором).

церковь Петра и Павла в Смоленске

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО

Христос-Пантократор
Архангелы
Апостолы
Евангелисты
40 мучеников
Деисус
Богоматерь-Оранта
Благовещение
Евхаристия
Отцы церкви
Система расположения росписей.

Мозаика

В Софийском соборе в Киеве
сохранилась мозаика с изображением
огромной фигуры богоматери Оранты.

Схема размещения мозаик:

Мозаика Софийского собора в Киеве 11 в.

Мозаики Софийского собора в Киеве 11 в.

перспектива, символика жестов и
цвета.
главное внимание уделялось
изображению лица и рук

ИКОНЫ
Двусторонняя икона середины XII века.:
Спас Нерукотворный и Поклонение кресту

Устюжское
Благовещение -
Спас Нерукотворный

Новгородская школа иконописания

Святой Георгий
храмовый образ Юрьева
монастыря в Новгороде
1030 год - основание Юрьева
монастыря
На
основе
рентгенографии
иконы
делается вывод о близости её
первоначальной живописи с
фреской
«Великомученик
Георгий» из Софии Киевской.
30-40 годы XII века -
освящение Георгиевского
собора Юрьева монастыря
свитой верёвочки.
ПОНЯТИЯ
ЭМАЛЬ –
стекловидная масса,
которая в зависимости
от добавления окислов металлов
при обжиге приобретает тот или иной
ЗЕРНЬ –
ювелирная техника,
узоры из маленьких
металлических шариков.
СХЕМА

Cлайд 1

Слюсарь Светлана Александровна учитель истории МКОУ «Косолаповская СОШ» Целинного района

Cлайд 2

Cлайд 3

Изучить особенности культуры Древней Руси. Познакомиться с устным народным творчеством, письменностью, литературой, зодчеством и изобразительным искусством.

Cлайд 4

Проект – это научно-исследовательская работа по какой-либо теме. Творческий проект – это объединение обучающихся для исследования какой-то темы на основе нескольких источников

Cлайд 5

Под влиянием каких факторов формировалась самобытная культура Руси? Каковы были особенности культуры Древнерусского государства? Каково было влияние христианства на древнерусскую культуру? О каких событиях повествуют былины? Кто является их героями? Как вы думаете, почему в Древнерусском государстве было много грамотных людей?

Cлайд 6

В одной из хроник под 1132 годом, когда после смерти великого киевского князя Мстислава все княжества Руси вышли из повиновения Киеву, записано – «И раздрася вся Русская земля». Наступил период, именуемый феодальная раздроблённость.

Cлайд 7

Состояние раздроблённости Руси, когда каждое княжество-государство в своей повседневной жизни могло рассчитывать, прежде всего, на собственные возможности и силы, оказывало решающее воздействие на культуру и искусство каждого из регионов. Что же происходит в это время? Растут и укрепляются города - экономические и административные центры сельскохозяйственных округов, усиливается социальное расслоение,

Cлайд 8

Растёт ряд местных очагов культуры, возникают художественные школы - новгородская, владимиро-суздальская, галицко-волынская, рязанская, школы Полоцка и Смоленска. Древнерусское искусство в ряде политических и культурных центров, где самостоятельно развивались живопись, архитектура, прикладное искусство, обладало всё ещё общими чертами, той единой, но уходящей Киевской Руси. Иначе говоря, единство художественной культуры сохранялось. Ведь у него было общее прошлое... После распада Киевского государства и до монголо-татарского нашествия литература продолжала следовать тем направлениям, которые установились при Ярославе и его потомках - писались летописи, жития, поучения.

Cлайд 9

Создавались военные машины, использовавшиеся при осаде и обороне крепостей - «пороки». Появились на Руси и свои врачи - «лечцы», находившиеся в ведении духовных властей. Развивалось шитье, плетение, вышивание.

Культура Руси домонгольского периода

Фуртай А.Л.


  • Религия восточных славян.
  • Культура: а)литература;

б) архитектура;

в) ремесло.

  • Костюмы.

Религия восточных славян

Перун (бог грозы), Белес (бог скота и богатства), Сварог (бог семейного очага), Дажьбог (божество Солнца), Посвист (славянский бог бури), Семаргл (бог огня и Луны), Стрибог

  • Религией восточных славян было язычество. В восточнославянском язычестве можно обнаружить все те стадии, которые были свойственны и другим языческим культам, существовавшим у других народов. Древнейший пласт - поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения, которые были вплетены в жизнедеятельность человека. Главными божествами славян являлись: Перун (бог грозы), Белес (бог скота и богатства), Сварог (бог семейного очага), Дажьбог (божество Солнца), Посвист (славянский бог бури), Семаргл (бог огня и Луны), Стрибог (бог ветра). В честь этих богов ставились идолы, которым приносились жертвы.
  • Религией восточных славян было язычество. В восточнославянском язычестве можно обнаружить все те стадии, которые были свойственны и другим языческим культам, существовавшим у других народов. Древнейший пласт - поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения, которые были вплетены в жизнедеятельность человека. Главными божествами славян являлись: Перун (бог грозы), Белес (бог скота и богатства), Сварог (бог семейного очага), Дажьбог (божество Солнца), Посвист (славянский бог бури), Семаргл (бог огня и Луны), Стрибог (бог ветра). В честь этих богов ставились идолы, которым приносились жертвы.
  • Религией восточных славян было язычество. В восточнославянском язычестве можно обнаружить все те стадии, которые были свойственны и другим языческим культам, существовавшим у других народов. Древнейший пласт - поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения, которые были вплетены в жизнедеятельность человека. Главными божествами славян являлись: Перун (бог грозы), Белес (бог скота и богатства), Сварог (бог семейного очага), Дажьбог (божество Солнца), Посвист (славянский бог бури), Семаргл (бог огня и Луны), Стрибог (бог ветра). В честь этих богов ставились идолы, которым приносились жертвы.
  • Религией восточных славян было язычество. В восточнославянском язычестве можно обнаружить все те стадии, которые были свойственны и другим языческим культам, существовавшим у других народов. Древнейший пласт - поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения, которые были вплетены в жизнедеятельность человека. Главными божествами славян являлись: Перун (бог грозы), Белес (бог скота и богатства), Сварог (бог семейного очага), Дажьбог (божество Солнца), Посвист (славянский бог бури), Семаргл (бог огня и Луны), Стрибог (бог ветра). В честь этих богов ставились идолы, которым приносились жертвы.

(славянский бог огня и Луны)


Перун (бог грозы)

Перуна не без оснований считают главным божеством языческого пантеона восточных славян. Перуна считают покровителем воинов и витязей. Его славят в дни победы и ему приносят жертвы, желая достижения военного успеха. Так же Перуну подвластны стихии природы и некоторые сферы жизни людей.

Перун – это, прежде всего, бог грозы, грома.

В Весенней грозе древний человек усматривал животворящий источник, обновление природы, отсюда - первостепенная роль Перуна.

Перун вооружен палицей, луком со стрелами (молнии - это стрелы, которые метал бог), и топором. Топор считался одним из главных символов бога.

Славяне представляли Перуна в виде немолодого мужчины с седой, серебряной головой и золотыми усами и бородой.

Само имя Перуна очень древнее. В переводе на современный язык оно означает «Тот, кто сильнее бьет», «разящий».

Перуна считали учредителем нравственного закона и самым первым защитником Правды.

Перун (бог грозы)


Сварог (бог семейного очага)

Бог огня, кузнечного дела, семейного очага. Небесный кузнец и великий воин. Сварог - кузнец. Он кует в небесной кузнице и, потому его связывают с огнем.

Сварог - хозяин и хранитель священного огня и его творец. Сварог очень способствовал развитию знаний. Сварог установил самые первые законы, по которым каждому мужчине полагалось иметь только одну женщину, а женщине одного мужчину.

Самое большое святилище Сварога находится в польском селении Радогост .

Сварогу поклоняются в Чехии, Словакии, где называют его «Рарогом».

(бог семейного очага)


Стрибог (бог ветра)

Стрибог - в восточнославянской мифологии бог ветра.

Имя Стрибога восходит к древнему корню «стрег», что означает «старший», «дядя по отцу». Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве», где ветры названы «стрибожьими внуками».

Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океяна.

Идол Стрибога был установлен в Киеве в числе семи важнейших славянских божеств.

Неизвестно существовал ли постоянный праздник в честь Стрибога, но его упоминали и почитали вместе с Дажьбогом. Вероятно, ветер, как и дождь, и солнце, считались важнейшими для земледельца.

Стрибога молили также мореплаватели, чтобы он дал «ветра в парус».

Стрибог (бог ветра)


Культура

К моменту принятия христианства на Руси уже существовала своя самобытная культура. Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного строительства. Образование Древнерусского государства было связано с процессом складывания единой древнерусской народности и единого русского литературного языка .

Русская культура домонгольского периода в целом стояла в одном ряду с западноевропейской и активно с ней взаимодействовала.


Литература

В эпоху перехода от доклассового общества к феодальному в устном народном творчестве русского народа, как и у народов Западной Европы, создается былинный эпос . Его сюжеты наиболее прочно сохранились в народной памяти и были записаны учеными много веков спустя. К IX - X вв. относится появление сюжетов былин "Михайло Поток", "Дунай", "Вольга и Микула". Особенно плодотворным для формирования былинного эпоса оказался конец X в. - период правления Владимира Святославича . Сам "Владимир Красное Солнышко" стал обобщенным образом правителя Руси, а его княжение - "эпическим временем" русских былин. Главные герои былин - Илья Муромец и Добрыня Никитич (его прообразом был дядя Владимира Святославича по матери - Добрыня, наставник и советник князя)

Илья Муромец


ЛИТЕРАТУРА

житие славян

летописи

берестяные грамоты

граффити (надписи на стенах)


Кирилл и Мефодий – создатели славянского алфавита

Не позднее конца IX - начала X вв. на Руси распространяются славянские азбуки - кириллица и глаголица . Созданные во второй половине IX в. Кириллом (Константином) и Мефодием и первоначально имевшие распространение в западнославянском государстве - Великой Моравии, они вскоре проникли в Болгарию и на Русь.

КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ, братья, христианские миссионеры у славян, создатели славянского алфавита, первых памятников славянской письменности и старославянского литературного языка.

Кирилл и Мефодий

Кирилл и Мефодий в 863 были приглашены из Византии князем Ростиславом в Великоморавскую державу для введения богослужения на славянском языке. Перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги.

Кирилл и Мефодий


Берестяные грамоты

Появление на Руси литературы на славянском языке, с одной стороны, и оживление и усложнение общественной жизни в условиях развития феодальных отношений и становления государственной структуры - с другой, способствовали широкому распространению грамотности . Ярким свидетельством этому являются берестяные грамоты - письма на бересте разнообразного (преимущественно делового) содержания. Авторами берестяных писем были люди из самых разных слоев древнерусского общества.

Наиболее ранние грамоты датируются XI веком. Они обнаружены при раскопках уже в девяти древнерусских городах, но основная масса находок - из Новгорода, где естественно-географические условия способствовали лучшей сохранности берестяных грамот.

Берестяная грамота

Летописание

Важнейшим жанром светской древнерусской литературы являлось летописание . Предметом спора исследователей остается время его возникновения (от конца X до второй половины XI вв.). Вероятнее всего, первому летописному своду предшествовали какие-то летописные записи. А первым летописным сводом, текст которого может быть реконструирован, является так называемый Начальный свод конца XI в., который вошел в состав Новгородской первой летописи.

В начале XII века в Киево-Печерском монастыре создается выдающееся произведение средневековой литературы "Повесть временных лет" (около 1113 г.). Автором ее первоначальной редакции принято считать монаха Нестора . Отвечая на поставленные в самом начале повествования вопросы ("Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть"), автор разворачивает широкое полотно русской истории, которая понимается как часть истории всемирной. (В то время всемирной считалась история библейская и римско-византийская). При написании "Повести" использованы многочисленные отечественные и переводные исторические и литературные произведения - Начальный свод, "Хроника" Григория Амартола и Симеона Логофета, библейские сказания, устные легенды и др.

монах Нестор


Русский эпос XI-XIII вв.

Во второй половине XII века помимо Киева и Новгорода летописание развивается в центрах большинства образовавшихся феодальных княжеств: Чернигове, Владимире-на-Клязьме, Галиче, Переяславле и др., при этом сохраняя свой общерусский характер. Русский эпос XI - начала XII вв. обогащается сюжетами, посвященными борьбе с половецкими набегами. Образ Владимира Мономаха, инициатора борьбы с кочевниками (в былинах они названы татарами), слился с образом Владимира Святославича. Были не только героические былины, но и такие, в которых описана мирная жизнь.

К середине XII - началу XIII вв. относится появление новгородских былин о Садко. Их ещё называют новеллы. Известны две былины о Садко – гусляре. В летописях есть упоминание о богатом купце Сотко Сытиниче, который славился своей щедростью. В Новгороде есть церковь Бориса и Глеба, которая, по преданию, построена на деньги богатого купца. Сотко и стал прототипом Садко – гусляра.


"Слово о полку Игореве"

В конце XII в. было создано самое поэтичное из произведений древнерусской литературы - "Слово о полку Игореве" , ставшее вершиной литературного творчества на Руси этого периода. Основа его сюжета - описание неудачного похода против половцев новгород-северского князя Игоря Святославича , совершенного в 1185 г. Главной идеей "Слова" стала необходимость единства русских князей перед лицом внешней опасности. При этом автор не является сторонником государственного объединения: его призыв направлен к согласию в действиях, против междоусобиц и княжеских распрей. Неизвестный автор "Слова" принадлежал, видимо, к дружинной знати одного из южнорусских удельных княжеств и обладал глубоким знанием русской действительности.

Изображение эпизода

из "Слово о полку Игореве"


Архитектура

В X - XII вв. развивается строительство из камня, в основном храмовое, и церковная живопись . До наших дней сохранились (правда, не в своем первозданном виде) выдающиеся памятники зодчества середины XI столетия - соборы св. Софии в Киеве и Новгороде , Спасский собор в Чернигове.

Собор св. Софии в Киеве

собор св. Софии в Новгороде


На рубеже XI и XII вв. начинается подъем монументального искусства Владимиро-Суздальской земли, а в период княжения Андрея Богалюбского и Всеволода Большое Гнездо оно переживает пышный расцвет. Возводится множество храмов, княжеских дворов и замков. К вершинам владимиро-суздальской архитектуры второй половины XII века относятся Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, Церковь Покрова на Нерли.

Дмитриевский собор во Владимире


Новый архитектурный стиль, отличающийся простотой сооружений и скромностью внутреннего убранства храмов, формируется в Новгороде в течение XII в. (Церковь Спаса на Нередице , 1198 г.). В архитектуре конца XII - начала XIII вв. преобладает сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля.

Памятники древнерусской живописи почти не сохранились, но из письменных источников известно о богатых росписях храмов и теремов, а по отдельным уцелевшим фрагментам можно судить о высоком мастерстве художников.

Церковь Спаса на Нередице


Виды ремесел

гончарное

стекольное

деревообработка

изготовление

одежды, обуви,

обработка кожи,

меха, прядение

льна, шерсти


Виды ремесел

Ювелирное дело


Сельское ремесло домонгольского периода характеризуется наличием разных форм ремесленного производства: вотчинного (феодально-владельческого), слободского типа (или типа русского "рядка" XV-XVI вв.), кустарного и домашнего. Для первых двух типична специализация производства и ориентация его на рынок. Происходит стандартизация ряда типов изделий, которые по технологии и качеству мало уступали продукции городского ремесла; формируются узкоспециализированные мастерские (оружейников, замочников и др.), возможно, с использованием организационных элементов ученичества, в рамках слободского и, возможно, вотчинного ремесла.

В Х в. основным материалом для строительства стационарного дома были сосна и камыш. Археологически зафиксирован тип наземного дома без подпола с открытыми очагами, обложенными известняковыми камнями. Жилища состояли из двух половин, одна из которых была жилой (Измерское селище). Вероятно, существовали и дома с подполом, в нем находились цилиндрические ямы - кладовки. Можно предполагать наличие полуземлянок, пол которых был заглублен в землю, а стенки обложены деревянными досками.

Около дома располагались хозяйственные постройки. Это были цилиндрические ямы с прокаленным дном и стенками, иногда с песчаной подсыпкой на дне. Сверху они, скорее всего, имели деревянное перекрытие или крышку. Служили они для хранения зерновых продуктов. Имелись и специальные погреба для хранения скоропортящихся продуктов. Они были с деревянным перекрытием и нередко со специальными ступеньками для удобства у дна. Расположение построек и характер булгарской усадьбы пока еще остается неясным. Скорее всего, хозяйственные постройки не составляли с жилыми единой системы, хотя ямы-хранилища были упорядоченно сконцентрированы у края усадьбы в один ряд в шахматном порядке.


Реконструкция наземных жилищ славян X-XIII вв.

Реконструкция

славянского жилища по В.В. Седову

Славянское жилище X-XIII вв.


Интерьер

В юрте мебели практически не было. Сидели на коврах, войлоке или шкурах, разостланных на полу. Для еды могли использоваться маленькие деревянные столики. В стационарном жилище интерьер дома был достаточно прост. Лавки, полочки на стенах, вероятно, сундуки и небольшие ларцы составляли домашнюю обстановку. Могли использоваться и небольшие столики для еды на одну персону.

Более состоятельные сельчане могли позволить себе использовать в хозяйстве металлическую посуду, в частности, котлы, подвешивавшиеся на металлических цепях к потолочной балке или на специальных распорках у очага.

Стены занавешивались тканью. Из ткани были сделаны и занавеси, отделявшие "мужскую" часть от "женской". У состоятельных и знатных господ ткань была шелковой - китайской или византийской. Определенные отличия, скорее всего, были в размерах и оформлении жилой юрты и той, что предназначалась для приемов.


Материал, из которого изготавливалась одежда в VIII - XIII вв., был следующим: шерстяные и шелковые ткани, а также материя из растительных волокон. Не исключено, что в какой-то мере использовалась и кожа. Хотя археологически следы ее в этом плане не зафиксированы. Это, кстати, отличает средневековый костюм от более ранних кочевнических костюмов, в изготовлении которых применялась в основном кожа и тонкий войлок. Одежда шилась из домотканой материи - грубого сукна или полотняной ткани; часть ее изготавливалась из более толстого льняного волокна. Вероятно, использовалась и более тонкая шерстяная ткань. Состоятельные люди могли себе позволить шить одежду из шелка. Широко использовалась меховая одежда. Скорее всего, наиболее распространенным был мех лисицы, белки, зайца, бобра. Для изготовления обуви применялась кожа. Выделывались кожи домашних животных - коров, лошадей, коз, овец. Использовалась кожа диких животных - лося и оленя. Для большинства небогатых людей наиболее доступной была обувь из лыка.


Женские костюмы

Верхней одеждой была запона - накладная одежда типа нарамника из полотна, не сшитая по бокам. Запона также была короче рубахи. Ее носили с поясом и скалывали внизу. Нагрудник - более короткая верхняя одежда с широкими короткими рукавами украшалась по низу, горловине и рукавам. Ее также носили поверх рубахи.

В женском костюме феодальной знати, кроме рубашки, были византийские формы одежды: туники, далматики, драпирующиеся плащи. Верхней женской одеждой были свиты с более широкими, чем в мужских, рукавами, из которых виднелись украшенные зарукавья сорочки. Головные уборы играли в женском костюме большую роль. Девушки носили распущенные длинные волосы или косу, заплетенную плоско, низко на затылке.

женские костюмы

женский костюм

феодальной знати


Мужские костюмы

Начиная с XI в. шапки были неотъемлемой частью русского мужского костюма и у знати, и у бедноты. Крестьяне носили круглые колпаки из войлока, грубого сукна с узкой меховой опушкой, люди состоятельные - из тонкого сукна или бархата, знать - бархатные или парчовые с украшениями из серебра, золота, драгоценных камней и с меховым околышем. Парадной княжеской одеждой были и туники из дорогих византийских паволок с длинными рукавами и боковыми разрезами внизу. Верхней одеждой является новгородская шуба - распашное прямое изделие из яркой шелковой или бархатной ткани с отложным воротником и длинными вшивными рукавами. Нижней одеждой знати и основной у крестьян с древнейших времен были рубахи и порты. Крестьянскую рубаху шили из холста, пестряди с подкладкой на груди и спине, которую пришивали красными нитками. Русские воины поверх одежды надевали короткую кольчужную рубашку с разрезами по бокам и короткими рукавами, а на голову - шолом с бармицей.

парадная мужская

княжеская одежда

одежда русских воинов


Русская культура домонгольского периода по всем своим компонентам стояла в одном ряду с культурой Западной Европы и активно с ней взаимодействовала.

Памятники, сохранившиеся до настоящего времени, позволяют сделать вывод о высоком уровне развития культуры Руси и поставить ее в один ряд с наиболее развитыми государствами того времени. Свидетельством тому является высокий уровень грамотности среди русского населения, широкое распространение переводной литературы и создание оригинальных памятников русской литературы; развитие всех видов искусства.

Синтетический характер русской культуры X начала XIII вв.; базировавшейся на языческой культуре восточных славян и христианской традиции Византии, создал условия для дальнейшего развития самобытной национальной культуры


  • Древнерусская архитектура / Раппопорт П.А. – С.-Петербург, 2004.
  • Искусство Древней Руси / Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. – М.: Издательство Эксмо, 2003.
  • Культура Древней Руси: домонгольский период / Колпакова Г.С., 2007.

Руси домонгольского времени, культуру ХШ -XV вв. - времени формирования Русского централизованного государства, культуру XVI и культуру XVII столетий. Русскую культуру до конца XVII в. обычно характеризуют как средневековую. С петровских преобразований утверждается новая русская культура. Основной чертой ее был светский, рационалистический тип культуры. Как отдельные периоды развития новой культуры рассматриваются: культура первой четверти ХУШ в., середины - второй половины XVIII в., первой половины XIX в., второй половины XIX в., начала XX в.



Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен, составивших ядро государства. Она испытала несомненное влияние кочевых народов и Византии. Традиции Византии - одной из наиболее развитых стран тогдашнего мира - оплодотворили народную, основанную на языческом мировоззрении культуру Руси. Они были переработаны, преломлены на русской почве.


Во второй половине Х II - начале Х III в. русская культура стала испытала определенное влияние западноевропейской романской традиции. Монголо - татарское завоевание резко изменило характер контактов и направление культурных связей Руси. В культуре домонгольской Руси можно выделить три периода: культуру восточного славянства, культуру Киевской Руси, культуру русских земель и княжеств периода раздробленности.



Особенности развития русской культуры IX-XVII вв. Это время господства средневековой культуры. Для нее, во - первых, характерна общая замедленность темпов развития. Медленно совершенствуются производительные силы, господствует натуральное хозяйство, консервирующее существующий уровень общественных отношений.


Во - вторых, характерной чертой культуры этого времени является традиционализм. Народ - земледелец, наблюдая за сменой времен дня и года, за жизнью отдельного человека, видел их повторение, движение по замкнутому кругу. Вековой опыт был самым надежным гарантом от катастроф. Отсюда авторитет старины, того, что многократно повторялось; следование образцам


В - третьих, отличительной чертой средневековой культуры является господство в идеологии религиозного мировоззрения. Светские рационалистические (от лат. " рацио " разум) представления присутствуют лишь в зародыше; они наиболее заметны в городах и в народной, бытовой культуре.


В - четвертых, для этого периода характерно накопление знаний, но научного объяснения многие факты и явления еще не получили. Несмотря на определенные отличия в развитии Руси по сравнению с западноевропейскими странами, русская культура формировалась и развивалась в общем русле европейской культуры. Это объясняется однотипностью социально - экономического развития Руси и европейских стран, сходством социальной структуры. Наконец общим были и христианские вечные ценности, определявшие тип культуры.


К сожалению, многие памятники культуры до нас не дошли. Значительная часть их погибла в огне пожаров, нашествий, войн. Например, когда в 1382 г. монголы осаждали Москву, ее жители снесли книги в Кремлевский собор. Летописец записал: книг было так много, что они подпирали своды здания. Когда же Тохтамыш обманом ворвался в Кремль, то эти несметные книжные богатства сгорели. Гибли книги и в последующие века. В огне пожара 1812 г. погиб единственный список " Слова о полку Игореве ". Большое число памятников культуры было уничтожено фашистами в годы Великой Отечественной войны. Многие памятники культуры погибли и в результате действий властей, громивших их по " идейным " соображениям.


1%83%D1%80%D0%B0+%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8+%D0%B4%D0%BE%D0%BC %D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0% B3%D0%BE+%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4%D0%B0&rpt=image 1%83%D1%80%D0%B0+%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8+%D0%B4%D0%BE%D0%BC %D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0% B3%D0%BE+%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4%D0%B0&rpt=image html

«Архитектура Древней Руси. Русь домонгольская» – презентация, которая расскажет о самых значительных памятниках архитектуры домонгольской Руси. Приняв в конце Х века христианство, киевский князь Владимир принял и византийскую культуру, которая скрестилась с языческими обычаями и художественными традициями славян, но, как более сильная на первых порах их заслонила.

Архитектура Древней Руси. Русь домонгольская

«Не знаем, на небе ли мы были или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом; только знаем, что там Бог с человеками пребывает, и Богослужение их лучше, чем во всех иных странах. Мы не можем забыть красоты той»,—

рассказывали посланцы князю Владимиру о своём посещении Софийского собора Константинополя.

«Мы взяли из Византии евангелие и традицию»
А.С. Пушкин

Приняв в конце Х века христианство, киевский князь Владимир принял и которая скрестилась с языческими обычаями и художественными традициями славян, но, как более сильная на первых порах их заслонила.

С принятием христианства в качестве образца был заимствован крестово-купольный тип храма, прямоугольный интерьер которого рядами опорных столбов делился на продольные части – нефы, четыре опорных столба соединялись вверху подпружными арками, поддерживавшими через паруса световой барабан, завершавшийся полусферическим куполом.

К подкупольному квадрату в центре храма обращены четыре полуцилиндрических свода, образующие в плане крестообразную структуру; отсюда название системы – крестово-купольная.

Восточная часть здания имела пристройку для алтаря в виде 1-3-5 полукружий – апсид.

Поперечное пространство в западной части храма называлось нартексом. В этой же западной части на втором ярусе располагаются хоры, где находились князь и его приближённые во время богослужения.

Во внешней отделке храма использовалось вертикальное членение фасада на прясла лопатками.

Наиболее распространённой в строительстве храмов техникой кладки в Киевской Руси была так называемая смешанная – стены воздвигали из тонкого кирпича-плинфы и камня на розовом известковом растворе – цемянке. На фасаде чередовался ряд кирпича с рядом цемянки, и оттого он казался полосатым, что уже само по себе было решением декоративного оформления экстерьера.

«О, светло-светлая и украсно украшена
земля Русская!

Десятинная церковь

Сразу после принятия христианства в Киеве был построен храм Успения Богородицы, так называемая Десятинная церковь (989-996) – первый известный нам каменный храм Киевской Руси. Десятинная церковь (князь выделил на её содержание десятую часть своих доходов – отсюда и название) была разрушена во время нашествия монголо-татар.

Десятинная церковь была богато «изукрашена»: об этом свидетельствуют фрагменты фресок и мозаик, плит наборного пола, обломки колонн, куски резных капителей обнаруженные археологами на площади, где стояла Десятинная церковь. Это была большая 25-главая шестистолпная церковь, с двух сторон обнесённая пониженными галереями, что придавало пирамидальный облик всему храму.

Десятинная церковь стояла на главной площади города. Тут же располагались княжеский дворец, хоромы дружины и городской знати. Княжеский терем и главные святыни города – соборы – стояли высоко над Днепром, «на горе».

У подножия холма, «на подоле», жили купцы, ремесленники, городская беднота. Киев рубежа Х-ХI века был хорошо укреплённым городом, стена на мощном земляном валу была деревянной, но ворота в ней были каменными.

В 1031-1036 гг. в Чернигове греческими мастерами был воздвигнут Спасо-Преображенский собор. Этот самый «византийский» храм Киевской Руси сохранился до наших дней почти целиком.

София Киевская

В 1037 г. Ярославом Мудрым в Киеве был заложен каменный Софийский собор, пятиапсидный, 13-купольный. Постройка собора связана с окончательной победой войска князя Ярослава над печенегами.

Также как и Десятинная церковь и Спасо-Преображенский собор, София имеет выраженную пирамидальную композицию. Пирамидальность, наращение масс – черты, чуждые византийскому зодчеству.

Ступенчатая пирамидальность, также как многоглавие, была исконно национальной чертой русского зодчества. Наибольшую декоративность фасадам сообщала живописная структура кладки со скрытым рядом и полосами необработанного камня.

Интерьер Софии Киевской был необычайно богат и живописен: хорошо освещённые алтарные помещения и центральное подкупольное пространство украшены мозаикой.

Столбы нефов, более тёмные боковые помещения под хорами, стены расписаны фресками. Полы были также мозаичными и из шифера. Ши́фер - строительный материал. Первоначально - плиты небольших размеров, изготовленные из глинистых сланцев. Также шифером назывался необработанный глинистый сланец.

Богородица в конхе апсиды Киевской Софии, стоящая с воздетыми руками – канонический тип Оранты (молящейся), — воспринималась киевлянами как образ защитницы города, олицетворение самой «матери городов русских» Её прозвали «Нерушимой стеной». По легенде, пока цела киевская Оранта, будет стоять и Киев.

«Где София, тут и Новгород»

Пятикупольный Новгородский Софийский собор (1045-1050), хотя и строился по образу и подобию Киевского, но всё же значительно отличался от последнего.

Новгородский храм был сложен из камней, скреплённых известковым раствором, впоследствии побеленных штукатуркой, что в сочетании с золотыми куполами, придало ему большую живописность. В Новгородской Софии чувствуется богатырская сила. Недаром собор почитался новгородцами, говорившими: «Где София, тут и Новгород»

София Полоцкая

В 1066 году была построена третья София в Полоцке, техника кладки которого аналогична киевской. Основной объем храма был строго центричен, его внутреннее пространство членилось крещатыми столбами на пять нефов. Храм принадлежал к сложному варианту крестово-купольной системы. Завершался собор семью главами.

Георгиевский собор Юрьева монастыря

В 1119 году князь Всеволод Мстиславич в древнем Юрьевом монастыре возводит каменный собор.

Георгиевский собор, как и Новгородская София, поражает величавостью и массивностью. Он господствует над огромными водными просторами при речном подступе к городу.

Имена древнерусских зодчих в подавляющем большинстве своем нам неизвестны. Но имя создателя Георгиевского собора сохранилось на страницах поздней новгородской летописи - им был «мастер Петр».

Георгиевским собором завершается монументальное княжеское строительство в Новгороде XII века.

В киевскую пору были заложены основы русской архитектурной традиции и намечены черты будущих строительных школ различных древнерусских княжеств эпохи феодальной раздробленности.

Приглашаю заглянуть на мой . Здесь есть маршрут, посвящённый архитектуре домонгольской Руси . Обстоятельное повествование о рождении и устройстве древнерусского храма любознательный читатель моего сайта найдёт на сайте Арзамас.

Удачи!