Мария последняя любовь петра 1. Кантемир мария дмитриевна. Переезд в Россию

Мария Кантемир – молдавская княжна, первая фаворитка царского двора, последняя любовь Петра Великого, на ладони которой был выжжен магический знак Тамерлана – три соединенных вместе кольца.

Она родилась в Турции. Ее учителем был грек – чёрный монах Асди Кандаиди. Он привил Марии любовь к книгам. Открыл для нее тайную, полную мистики библиотеку Хана Темира, Тамерлана.

Она читала много и подолгу. И однажды в одной из книг она находит старую выцветшую записочку на непонятном ей языке. Несколько слов и картинка – рисованная тушью маленькая девочка, как две капли воды похожая на Марию. Она сказала учителю: «Это мне послание от Тамерлана»

Она была маленькой девочкой, когда они с учителем поздним вечером сидели у окна, занимались астрономией, смотрели в телескоп, изучали звезды, как вдруг с неба упала звезда. «Это тайный знак» – сказал Кандаиди.

Мария тайно ночью уходит искать упавшую звезду. Ее разыскивали три дня. Подняли на ноги всю прислугу. Стали отчаиваться.

Кандаиди закрылся у себя в келье, три дня и три ночи беспрерывно молился.
На утро третьего дня Марию обнаружили спящую над книгами в библиотеке. Где ты была? – спросил ее отец, Дмитрий Кантемир.

Она не ответит. Просто протянет ему левую руку, покажет на ладони страшный ожег, след которого останется на всю жизнь в виде трех колец соединенных вместе. Это знак Тамерлана. Потом девочка расскажет отцу, что она держала звезду Тамерлана в руке.

Это случилось 9 апреля, как раз в тот самый день, когда родился Тамерлан, Аксак-Тимур, Железный хромец, Хромой Тимур, как называли его.

Мария сутками не вылезала из библиотеки Тамерлана. Она разговаривала с ним во сне. Она писала ему письма.

В ночном небе светила полная луна.

Однажды учитель Кандаиди услышал, как она разговаривает сама с собой на неизвестном ему языке. Что это за язык? – спросил учитель. Мария пришла в себя и ответила: «Это тюркский»

Учителю стало любопытно, откуда Мария знает тюркский язык. Мария так посмотрела на Кандаиди, что тот испугался. Мария заговорила на персидском. Сказала, что зря он тогда повернул войска на юг. «Нужно было продолжать завоевание Руси. Я уже был в шаге от Москвы». Кандаиди понял, что в Марию вселился дух Тамерлана.

Тамерлан, завоевав Елец, не пошел на Москву. Это случилось именно в тот день, когда москвичи встречали образ Владимирской иконы Пресвятой богородицы.

Ходили легенды, что в покоренном Ельце он влюбился в пленную княжну, сделал ее своей любимой женой, она его опоила, отговорила идти на Москву, где служили князю ее братья. Тамерлан пришел в себя только, как попал в переделку с арабами, во время которой ему отрубили два пальца на руке. После боя он понял, что княжна из Ельца его охмурила. И приказал отрубить ей голову. В наступление на Москву второй раз так и не пошел. Хотя мечтал всю жизнь.

Мария тоже мечтала. Мечтала увидеть Петра Первого, о котором ей рассказывал учитель.

А в полнолуние у нее начинались трансформации сознания. Ожег, в виде трех колец начинал болеть. Мария переставала контролировать ситуация. В ней просыпался дух Тамерлана и требовал покорить Москву.

После этих трансформаций, после переселения душ Мария подолгу болела. Она всей душой ненавидела полнолуние, которое приносило ей столько боли.

Тамерлан тянул ее в Москву. Просил, требовал, умолял, приказывал.

Уже через несколько лет Мария окажется под Москвой, в Царицыно, которое Пётр Первый с широкой руки подарит уже бывшему господарю Молдавии – отцу Марии – Дмитрию Кантемиру.

Тамерлан практически добился своей давней цели. Он оказался в нескольких километрах от Москвы. Но Марии было мало. Она хотела покорить Петербург. И ей это удалось.

Она все свои действия согласовывала со звездами. И советовалась со своим учителем Кандаиди.

Только теперь она не всегда слушалась совета черного монаха - Кандаиди. Ведь у нее появился другой советчик – Тамерлан.

Дождавшись нужного дня, выбрав час, она пришла к отцу. И в самом начале разговора в ней снова проснулась душа Тамерлана, который всегда был прекрасным дипломатом.

Черная магия железного хромца сделала свое дело. Дмитрий Кантемир предал турок, подписал с Петром тайный договор и перешел на сторону России. Подписывают договор. (перья – чернила – печати)

Здесь Мария увидела впервые русского царя. Тогда в ней проснулась женщина. Она полюбила Петра нежно, искренне и самозабвенно...

Это был первый внутренний конфликт духа Тамерлана и Марии Кантемир, которая в первую очередь всё-таки оставалась женщиной, а не политиком. Тамерлан требовал захвата Москвы. А Марию тянуло к Петру, в Петербург.

С того дня внутреннее противоборство Марии стало разрывать ее. Она не хотела того, чего хотел дух Тамерлана. Она поначалу не хотела власти. Она хотела любви.

Пётр попросту влюбился в молдавскую княжну. Все прелести царского двора были в её распоряжении. Ей всё было позволено. Даже критиковать царя.

Петр подолгу разговаривал с Марией. Слушал ее рассказы об астрономии, о звездах.

По секрету Мария рассказала Петру историю про то, что она держала звезду Тамерлана в руке. Поначалу он не поверил. Она показала ему обожженную руку. И вдруг в ней проснулся Железный хромец – Тамерлан.

Она боролась с желанием схватить нож и вонзить его в грудь царя. Но её женская сущность сопротивлялась этому желанию. Приблизило бы это Марию к покорению Москвы? Конечно, нет. Но она чувствовала в себе сумасшедший бандитский дух хана Тимура. Петр стоит напротив Марии. Она дотрагивается до ножа, лежащего на столе.

Полная луна освещала небо. В Марии в очередной раз проснулась душа Тамерлана. Нужно было сделать один шаг, вонзить нож в грудь и дело будет сделано.

Шаг отделял ее от убийства императора. Но Петр опережает, он целует ее ладонь, на которой выжжены три кольца Тамерлана.

И Тамерлан в ней растворяется. В это день Мария впервые познает сладость любви. Пётр в лице молдавской княжны обретет новую фаворитку. А дух Тамерлана в ожидании затаится. Что же будет дальше?

Через неделю Мария окажется в Петербурге. Будет блистать на балах, очаровывать мужчин но оставаться верной только своему первому возлюбленному – императору. (Здесь же впервые заявляем Федора Репнина)

Мария стала законодателем мод. На нее все ровнялись. Правда, на два дня в месяц она куда-то исчезала. Ее нигде не могли найти. Это случалось как раз в дни полнолуния, когда в Марии просыпался Тамерлан, бесновался, требовал покорить Москву, от которой он повернул войска несколько столетий назад.

Петр беспокоился за Марию. Не знал, что думать, даже ревновал. Он приказал тайной разведке следить за действиями Марии. Одним из этих разведчиков был Федор Репнин – незаконнорожденный сын фельдмаршала Репнина. Федор следит за Марией, которая говорит сама с собой на персидском.

Снова полная луна. В эту ночь Фёдор не сводил с нее глаз. Он был поражен красотой Марии. Она была прекрасна. Ее ярко рыжие волосы блестели под луной. Ее черные глаза будоражили воображение. Она единственный раз взглянула на Репнина.

В душе у него всё перевернулось. Он забыл обо всем на свете, бросился к ее ногам и стал признаваться в любви.

Мария же на незнакомом Федору персидском языке сказала «нет» и гордо подняв голову ушла.

Фёдор Репнин упал к ногам Петра. Он просил дать ему другое задание. Может быть даже серьезнее. Он просил послать его на смерть. Он кричал, что его душой завладели дьяволы. Пётр закурил трубку и сказал:

И сказал: Ты единственный, кому я доверяю. Не выпускай ее из виду.

Дух Тамерлана бесновался у нее внутри, просил немедленного захвата Москвы. Она не находила себе места. А через месяц стало ясно, Мария беременна.

На свою беду она многим рассказывала историю про гадалку, которая предсказала, что у нее родится мальчик и будто бы вокруг его головы – золотое сияние.

Гадалка подходит к Марии, берет ее руку и пугается. Мария спрашивает у нее – что такое? Метка дьявола – три кольца.
О предсказании донесли Екатерине.
Однажды к Марии пришел ее старый учитель Кандаиди. Он держал в руке кувшин с водой и говорил о том, что она перестала слушаться звёзд. Что она слушает только свое сердце. Что ребенок, которого она ожидает – азиатский демон. И на нее наведена порча. Кто? – спросила Мария. Твоя соперница – ответил учитель. Мария чувствовала, что императрица затевает что-то против нее. Кандаиди «Я целый год не выходил из кельи для того, чтобы заговорить тебе вот этот кувшин воды» Он говорил о том, что ребенок умрет, если не уехать, не скрыться от проклятий в Молдавии. Было полнолуние. «Тамерлан не может умереть! Он бессмертен!» – закричала Мария. Мария хватает кувшин с водой, разбивает его и выгоняет вон старого учителя. Учитель уходит.

Мария на самом деле мечтала стать императрицей. Она намекала об этом Петру. А он ждал, когда молдавская княжна родит.

Тем временем Федор Репнин продолжал следить за Марией. Он разрывался между долгом и страстью. И уже подумывал закончить жизнь самоубийством. Как вдруг Мария вызвала его к себе.

Федор входит к Марии. Та дает ему поцеловать перстень на своей руке. Кокетливо на него смотрит. Федор признается ей в любви, предлагает руку и сердце. Уговаривает ее сбежать от Петра, уехать с ним в Англию, где они смогут безбедно жить и воспитывать ребенка, который должен родиться. Мария предлагает Федору сделку – она поедет с ним, если тот убьет императрицу. Он соглашается. В этот момент гремит гром. Молния ударяет в огромный дуб за окном, который загорается. У Марии начинаются преждевременные роды.

Врач, подкупленный Екатериной второй, подсунул молдавской княжне вместо снадобья заговоренный на смерть отвар. Поэтому у Марии случились преждевременные роды.

По двору ходили легенды, что Мария родила мальчика похожего на Тамерлана, без двух пальчиков. По легенде - во время одной стычки Тимур лишился двух пальцев на правой руке. Ребенок умер через несколько часов после родов. А сама она чудом остается жива и у нее исчезает шрам от ожога, полученного в детстве.

К больной Марии пришел черный монах, учитель Кандаиди, дал ей в руку снадобье, сказал, чтобы она принимала его. И добавил, что он будет заботиться о ней. Мария с благодарностью посмотрела на учителя. Учитель сказал, что Тамерлан покинул ее. И это к лучшему. Еще он сказал, что на Марию послано серьезное проклятие. Он постарается справиться с этим. Он знает, как это делать.

Кандаиди добирается до тела мертвого ребенка, закутывает его в одеяльце, несет в сад, закапывает в полнолуние. Гремит гром, гроза. Мария широко открывает глаза и опускается без чувств.

Кандаиди вступает в мистическую войну с Екатериной. Старый учитель владеет черной магией лучше. Плюс ко всему он читает по звездам.

Императрица понимает, что справиться с черным монахом при помощи магии у нее не получится. И она находит другой путь.

Кандаиди запирают в тюрьму. И скармливают крысам.

После смерти ребенка Мария не выходит из своей спальни месяцами. Но когда узнает о смерти учителя, она бежит в сад, поднимает ладони к небу и просит дать ей силы. Просит послать ей еще одну звезду.

Но небо молчит. После смерти учителя судьба окончательно перестала благоволить Марии. Через месяц умирает в страшных мучениях мать. Еще через месяц погибает отец, которого она очень любила.

Мария замыкается в себе, теряет способность спать. Она продолжает требовать от Федора Репнина смерти Екатерины. Но он в нерешительности.

Цепь злоключений завершает смертельная болезнь императора Петра.

Федор Репнин помнит об обещании Марии уехать с ним за границу. И когда Петр заболевает, он решается пойти на убийство Екатерины.

Федор Репнин крадется, подходит к покоям Екатерины. Вдруг слышит голос: «Император скончался!!!»

Федора это не останавливает. И он врывается в покои Екатерины, чтобы совершить задуманное.

Вокруг начинается суета и хаос. Но Федора Репнина не останавливает даже смерть Петра. Он входит в палаты императрицы с обнаженным клинком. И видит перед собой двух вооруженных гвардейских офицеров. Екатерина была готова к тому, что ее придут убивать.

Федор ранит одного противника. Ему удается ускользнуть от другого. Он убегает от преследования.

Федор врывается в покои Марии. Просит ее собираться сейчас же. Бежать – сейчас или никогда. Мария решается на побег. Они бегут. Но их настигают на окраине Петербурга. Бьют палками, гонят раздетыми через весь город обратно во дворец. Федора Репнина четвертуют на следующий день. Марии Катемир как колдунье коротко остригут рыжие волосы и отправят в отцовское имение – в Царицыно, что под Москвой.

В старину Царицыно называли проклятым местом. Сюда и была сослана молдавская княжна, фрейлина двора, первая светская львица, последняя любовь Петра Первого – Мария Кантемир, чары которой рухнули с рождением мертвого ребенка, которого называли мертвым Тамерланом.
Здесь в Царицыно, Мария уже не протягивала ладонь к звездам, а просила у неба одного – смерти ненавистной соперницы, погубившей ее саму, возлюбленного императора Петра и духа Тамерлана, Хромого Тимура.

И однажды в ночном небе Мария увидела знак – три кольца Тамерлана. Она громко засмеялась и упала без чувств. Екатерина вскоре умерла. Но Мария не избавилась этим от проклятия, а только усугубила его.
Бессонница вконец измучила ее. Она ночи напролет бродила по царицынскому парку. Сама себе выжгла на ладони три кольца. Пыталась вновь обрести чары.
Почувствовав приближение смерти, Мария сожгла бесценные документы, среди которых были ее дневники, письма брата – поэта Антиоха Кантемира, записки Петра и самое дорогое воспоминание – послание от Тамерлана – несколько слов на тюркском и рисованный тушью портрет маленькой девочки.
Мария искупала грехи, строила церковь в селе Улиткино, которое позже было переименовано в Марьино, дарила иконы и церковную утварь. Спасло ли это ее от проклятия Екатерины? Большой вопрос.

По одной версии Мария на смертном одре шептала: «Иду к тебе, Пётр» По другой версии что-то бормотала на персидском. А кто-то даже слышал имя Тамерлана. Здесь на глубине пяти метров под храмом равноапостольной Марии Магдалины покоится прах княжны Кантемир. Она до конца жизни хранила верность своей первой и единственной любви – императору Петру Первому.

Петр I и Мария Кантемир – любовь и смерть

История жизни княжны Марии примечательна и может быть соотнесена с жизнью Марии Магдалины. Она родилась 29 апреля 1700 г. в день далекий от дня св. равноапостольной мироносицы Марии (22 июля) и следовательно крещена не в ее святое имя, и храм в память "кающейся грешницы" поставлен по другой причине.

История князей Кантемиров в России началась со злополучного Прутского похода. Россия вынуждена была уйти с Валахии (Молдавии), и вместе с петровским войском ушел и валашский государь Дмитрий Кантемир со своим семейством. Тогда у него были дочь Мария и 5 сыновей (по другим данным, две дочери, обе – Марии, одна из них умерла в 1720 г. 19-летней).

В 1721 г. между 49-летним Петром I и 20-летней Марией Кантемир вспыхнула любовь. В мае 1722 царь Петр выехал из Москвы в Нижний Новгород, Казань и Астрахань, откуда начался его Персидский поход. Его сопровождала Мария и отец ее Дмитрий Кантемир. У нее от Петра рождается сын, новая надежда царя на наследника. Напомним, что в 1719 г. в тюрьме умер его сын Алексей, а родившийся у Екатерины в 1720 сын умер в младенчестве.

Царь вернулся из похода в Москву в декабре 1722. История этой любви стала известна двору и была сообщена австрийским посланником императору. Учитывая возможное высокое назначение Марии, в 1723 г. ее отец был пожалован званием князя Римской империи, и она как бы получала тоже это звание и могла стать уже достойной по званию супругой царю Петру.

Но у Марии их сын тоже умирает, вместе с ним умирает не только надежда Петра, но и надежда Кантемиров на возвращение в Молдавию с Русским войском. В 1723 умирает и ее отец. Мария замыкается в имении Кантемиров, подаренное Петром. Она пребывает в опале при императрице Екатерине I, но приглашается ко двору фрейлиной при Анне Иоанновне. Мария не выходит замуж и не стремится к этому. К ней сватается грузинский царевич, но воспоминания мешают ей дать согласие. Она удаляется от двора и большую часть времени проводит в своем доме на Покровской в Москве. Отсюда идут ее письма к брату Антиоху в Париж, посланному туда дипломатом. В этой переписке ее последнее утешение. Но приходит новая трагедия – поэт и первый сатирик России, один из самых образованных людей страны Антиох умирает 1744 г. в Париже 35-ти лет.

В 1745 г. в поисках уединения Мария покупает Улиткино, и в ревизских сказках Улиткина появляется запись о "светлейшей княжне". Выбор был неслучаен. Соседнее Гребнево принадлежит давно ее близким родственникам, князю Ивану Юрьевичу Трубецкому, отцу Настасьи Ивановны – с 1717 г. второй жены князя Дмитрия Кантемира, «мачехи» Марии. Нет сомнения, что и сама Мария много раз бывала в Гребневе летними месяцами.

Мария Кантемир умерла 250 лет назад 9 сентября 1754 г., и улиткинцы говорят, что она погребена по завещанию под алтарем храма на глубине 5 метров. Осталась от нее множество писем и краткие сообщения современников.

…В 1761 году село было куплено у наследников Марии "содержателем шелковой фабрики" Андреем Яковлевичем Наврозиным и иноземцем Петром Матвеевичем Клоппом, и, таким образом, не только на севере края во Фрянове, но и в средней его части явилось промышленное шелкоткачество, что ускорило массовый переход в соседних селениях к домашнему шелкоткацкому ремесла. "Экономические примечания" 1773 г. сообщают, что в селе было 12 дворов с 80 крестьянами, принадлежащими шелковой фабрики содержателю А.Я.Наврозову, "женщины сверх полевой работы прядут лен для своего употребления и мотают шелк (разматывают шелковые нити с кокона шелкопряда)". Фабрика и село переходит затем к московскому купцу Панкратию Колосову, а затем к его сыну Ивану. Здесь были построены три каменных корпуса для фабрики "с водяной машиной". В производстве участвовали ткачей – 71 чел., переборщиков – 50, рисовальщик –1, десейный мастер – 1, сновальщиков – 2, мастер прядения шелка – 1, при трощении и развивке шелка женщин – 120, вспомогательных рабочих 13, всего 226 человек – все приписные крестьяне.

Фабрике было очень трудно конкурировать с массой появившихся "свободных" крестьянских небольших фабрик. Купец П.Колосов в конце XVIII века даже жаловался в Мануфактур-коллегию: "Ныне работа против прежнего со уменьшением за силою умерших людей и последовавших в материалах и шелках и во всем дороговизны, также и от размножившихся кустарей по селам и деревням крестьянами". К концу первой трети XIX века фабрика была вынуждена уступить первенство быстро захватившему лидерству щелковскому кусту предприятий и прекращает свою работу.

В 1832 г. здесь было 130 душ семей мастеровых и дворовых и 176 душ крестьянских. Была продолжена работа по расширению храма. В 1842 году был освящен новопостроенный правый – скорбященский придел, а к началу 50-х годов был закончен и левый – во имя святителя Николая, и трехъярусная колокольня. Эти новые работы связаны с именем священника храма о. Андрея Соколова.

В 1852 г. Марьино Улиткино тож "принадлежит разночинцам" (разных чинов небольшим владельцам), имеет 20 дворов со 155 душами, о фабрике уже не сообщается.

В 1912 году старая шелкоткацкая традиция была поддержана Трубинскими, Висковыми, более 100 лет занимавшимися шелкоткачеством, - здесь и в соседнем Топоркове отмечена фабрика Павла Петровича Вискова. Священник ц. Марии Магдалины протоиерей Иоанн Кротков был благочинным 3-го церковного округа Богородского уезда.

Храм был закрыт в 1934 г. Старожилы помнят, каким благолепием сиял храм до разрушения, какой великолепный был церковный хор. В одном из деревенских домов хранится осколок от сброшенного "богоборцами" советского времени и разбившегося колокола. Еще предстоит узнать судьбы последних священников, с которыми жестоко боролась советская власть. Известно, что в 1923 г. в храме служил о. Василий Сунгуров. Недавно было найдено в списках расстрелянных и его имя – священник Сунгуров Василий Арсеньевич (1876 – 21.9.1937), Московская о., Истринский р., д. Брыково, Богоявленская церковь. Еще предстоит проследить судьбу его семьи.

В истории местной церкви, составленной в 1990-е гг. так говорится об этих временах: "Подувшие после 1917 года "ветры перемен" начисто смели кресты с куполов и колокольни, а в середине 60-х годов сровняли с землёй и всю пристройку XIX века. – говорится в истории храма. - От былой красоты остался лишь четверик XVIII века, лишившийся светового барабана и апсида. При советской власти в храмовых стенах располагался клуб и кинотеатр, а в последние годы он был превращён в магазин. В такой печальной обстановке и началось возрождение святыни в 1996 году".

К престольному празднику 1998 г. был сделан временный иконостас и обустроен алтарь. Знаменательным событием стало перенесение 24 апреля 1999 года, накануне недели жен-мироносиц, иконы св. Марии Магдалины, которая долгие годы, после закрытия в 1934 году улиткинского храма, хранилась в Никольском храме Гребнева. Крестный ход из Гребнево в Улиткино восстановил как бы незримую благодатную нить между двумя храмами, рожденную 250 лет назад в год создания храма.

По материалам http://www.bogorodsk-noginsk.ru/atlas/sshelkovskiy/aniskinskiy.html

Любовница императора Петра Великого .

Биография

Начала обучаться русской и славянской грамоте у литератора Ивана Ильинского . В доме отца Мария познакомилась с царем Петром I. В 1720 году, ожидая обещанного вознаграждения за поддержку в войне, Кантемиры перебираются в Петербург и овдовевший Дмитрий женится на юной красавице Настасье Трубецкой и окунается в вихрь светской жизни.

Мария попыталась избегать утомительных увеселений, и этим навлекла недовольство царя, по приказу которого началось расследование, которое вели Павел Ягужинский и доктор Блументрост . 1 ноября в дневнике Ильинского записано: «Павел Иванович Ягужинский с доктором Лаврентием Лаврентьевичем (Блументростом) да с Татищевым (царским денщиком) приезжали осматривать княгиню и княжну: в правды ли немогут (нездоровы), понеже в воскресенье в сенате не были» .

В родительском доме Мария принимала Петра I, Меншикова , Фёдора Апраксина , французского посла Кампредона (6.11.1721). Поддерживала дружеские связи с Толстым, прусскими, австрийскими и другими дипломатами .

С Петром Первым

Зимой 1721 года начался роман царя с двадцатилетней Марией, который поощрял её отец, и, по некоторым догадкам, старый товарищ Петра I, интриган Пётр Толстой . В первые месяцы 1722 года, будучи в Москве, Мария отказала в своей руке князю Ивану Григорьевичу Долгорукову. В 1722 году Петр отбывал в персидскую кампанию : из Москвы в Нижний Новгород, Казань и Астрахань. Царя сопровождала и Екатерина , и Мария (вместе с отцом). Мария была вынуждена остаться в Астрахани с мачехой и младшим братом Антиохом, так как была беременна.

«В случае рождения сына у княгини, царица опасается развода с нею и брака с любовницею, по наущению Валахского князя».
(депеша французского посла Кампредона , 8 июня 1722 года) .

По другим указаниям, Мария всё же смогла родить сына. Император Священной Римской империи жалует её отца в 1723 году званием князя Священной Римской империи, что делало её статус выше . Но сын Марии умирает. Царь вернулся из похода в Москву в декабре 1722 года.

Вероятно, верна версия о том, что роды у Марии произошли, но они оказались неудачными, и новорожденный мальчик умер . Майков пишет:

Пока происходила эта экспедиция, в Астрахани, на государевом рыбном дворе, где было отведено помещение для Кантемирова семейства, совершилось издалека подготовленное темное дело. Княжна Мария преждевременно разрешилась недоношенным младенцем. Есть известие, что эти роды были искусственно ускорены мерами, которые принял Поликала, врач семьи Кантемиров, состоявший также при Царицыном дворе, - руководил же действиями Поликалы не кто иной, как приятель князя Димитрия П. А. Толстой. Ему не впервой было играть двойственную роль: сближая княжну с Петром, он в то же время хотел быть угодным Екатерине; несчастная княжна оказалась его жертвой, хрупкою игрушкой в его жестких руках. Теперь супруга Петра могла быть покойна; опасность, которой она боялась, была устранена .

Кантемиры уехали в орловское имение Дмитровку, где в 1723 году умирает и её отец. По его завещанию она получила драгоценности матери стоимостью в 10 тысяч рублей. Свои имения господарь завещал тому из сыновей, который по достижении возраста окажется наиболее достойным, это привело к многолетнему судебному спору четырёх сыновей со своей мачехой, которая требовала 1/4 (вдовью) часть состояния - судебные тяжбы будут тянуться много лет (до 1739 года) и результат будет зависеть от того, кто будет на престоле, человек, расположенный к Кантемирам, или же нет. Весной 1724 года Екатерина была коронована императрицей, а Толстой был возведён в графское достоинство. Когда осенью 1724 года Екатерина увлеклась Виллемом Монсом , связь разочарованного женой Петра с Марией возобновилась, но ни к чему не привела, поскольку в январе 1725 года он скончался.

После Петра

После смерти царя Мария серьёзно заболела, составила завещание в пользу братьев, назначив своим душеприказчиком Антиоха. «Пока сенат обсуждал вопрос о наследстве умершаго господаря, княжну Марию снова постигла тяжкая болезнь. Нравственною причиною ея были, очевидно, те треволнения, какия ей пришлось испытать в последние годы. Внимание Петра, возобновившееся после его разрыва с Екатериной из-за Монса, возродило честолюбивыя мечты в сердце княжны; но неожиданная кончина государя нанесла им внезапный решительный удар» .

После выздоровления проживала в Санкт-Петербурге, но отошла от жизни двора. При Екатерине I она находится в опале. При Петре II она переехала в Москву, где служили её братья; пользовалась расположением сестры нового царя, Натальи. В 1727 году Мария способствует свадьбе своего брата Константина с княжной М. Д. Голицыной . Благодаря милостям Анны Иоанновны , которая пригласила её ко двору фрейлиной (1730), Мария построила «в приходе Троицы на Грязех» два дома у Покровских ворот , пригласив Трезини . Когда двор решил вернуться в 1731 году в Петербург, Мария получила разрешение остаться в Москве. Эти милости были оказаны ей, так как её брат Антиох способствовал восшествию Анны на престол. В начале 1732 года Мария хлопотала в Санкт-Петербурге о получении новых вотчин, посетила Анну Иоановну, Елизавету Петровну , Бирона , Остермана , А. И. Ушакова. Хлопоты были связаны с продолжающейся тяжбой с мачехой.

Замуж Мария не выходит, отвергает руку грузинского царевича Александра Бакаровича, сына выехавшего в Россию в 1724 году Карталинскаго царя Бакара . Она удаляется от двора и подолгу живёт в своем московском доме, впрочем, ведя светскую жизнь и общаясь с московской знатью. Присутствовала на коронации в Москве императрицы Елизаветы и сумела расположить к себе доктора Лестока и канцлера Воронцова . В 1730-х годах в её доме был литературный салон . В 1737 к ней сватается Федор Васильевич Наумов , но она отказывает, так как понимает из его слов, что он больше прельщен её предполагаемым состоянием.

Она поддерживает переписку (на итальянском и новогреческом языках) со своим братом Антиохом, проживавшем в Париже. Переписка сохранилась и содержит ценные исторические сведения, часть из которых изложена эзоповым языком с целью обмана перлюстрации.

В начале января 1744 года она писала ему, что намеревается продать свои земли брату Сергею, а себе оставит лишь небольшой клочок, чтобы построить тут монастырь и постричься в нём. Раздосадованный этим известием, больной брат отвечал сестре письмом на русском языке, в котором сперва делал распоряжения на случай своего прибытия из Италии в Москву, а затем говорил: «О том вас прилежно прошу, чтоб мне никогда не упоминать о монастыре и пострижении вашем; я чернецов весьма гнушаюсь и никогда не стерплю, чтоб вы вступили в такой гнусной чин, или буде то противно моей воли учините, то я в век уже больше вас не увижу. Я желаю, чтоб по приезде моем в отечестве, вы прожили всю жизнь со мною и в доме моем были хозяйкою, чтоб сбирали и потчивали гостей, одним словом - чтоб были мне увеселением и спомощницей».

Антиох, страдавший хронической болезнью, скончался в марте 1744 года в 35-летнем возрасте. На свои средства Мария перевезла тело брата из Парижа в Москву и похоронила его рядом с отцом - в нижней церкви Никольского Греческого монастыря.

По местной легенде, Мария похоронена в построенной ею церкви .

Источники

  • Майков Л.
  • Сообщения современников об отношениях Петра к княжне Марии Кантемировой находятся в депешах де-Кампредона (Сборник Имп. Русск. Историч. Общества, т. XLIХ, стр. 114 и 352), и в записке цесарскаго дипломатическаго агента (Büsching’s Magazin für die neue Histone und Geographie, 13. XI); позднейшия - в Anecdotes Шерера (Londres. 1792), т. IV, и в Memoires du prince Pierre Dolgorouki. Généve. 1867. Ср. также Архив князя Куракина, т. I, стр. 93, и Сказания о роде князей Трубецких, стр. 183.

В литературе

  • Чиркова З. К. Мария Кантемир. Проклятие визиря.
  • Гордин Р. Р. Петру Великому покорствует Персида. - М .: АРМАДА, 1997.
  • Гранин Д. Вечера с Петром Великим

В кинематографе

  • «Пётр Первый. Завещание », (2011). В роли Марии Кантемир - Елизавета Боярская

Напишите отзыв о статье "Кантемир, Мария Дмитриевна"

Примечания

  1. По некоторым указаниям у Кантемира было две дочери по имени Мария, и вторая умерла в 1720 году. По другим указаниям, эту девочку звали Смарагдой. Также упоминается дочь Кантемира, видимо, от второго брака: Екатерине-Смарагда Дмитриевна Кантемир (1720-1761), камер-фрейлина, статс-дама императрицы Елизаветы Петровны, жена Дмитрия Голицына
  2. Густерин П. В. Первый российский востоковед Дмитрий Кантемир / First Russian Orientalist Dmitry Kantemir. М., 2008, с. 18-24.
  3. Густерин П. В. Первый российский востоковед Дмитрий Кантемир / First Russian Orientalist Dmitry Kantemir. М., 2008, с. 47-48.
  4. Майков Л. . // Русская старина, 1897. - Т. 89. - № 1. - С. 49-69.
  5. Сухарева О. В. . - М ., 2005.
  6. Густерин П. В. Первый российский востоковед Дмитрий Кантемир / First Russian Orientalist Dmitry Kantemir. М., 2008, с. 25.
  7. Антиох Кантемир // Москва: Энциклопедия / Глав. ред. С. О. Шмидт ; Сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. - М . : Большая Российская энциклопедия , 1997. - 976 с. - 100 000 экз. - ISBN 5-85270-277-3 .

Отрывок, характеризующий Кантемир, Мария Дмитриевна

– Вот, покушайте, барин, – сказал он, опять возвращаясь к прежнему почтительному тону и развертывая и подавая Пьеру несколько печеных картошек. – В обеде похлебка была. А картошки важнеющие!
Пьер не ел целый день, и запах картофеля показался ему необыкновенно приятным. Он поблагодарил солдата и стал есть.
– Что ж, так то? – улыбаясь, сказал солдат и взял одну из картошек. – А ты вот как. – Он достал опять складной ножик, разрезал на своей ладони картошку на равные две половины, посыпал соли из тряпки и поднес Пьеру.
– Картошки важнеющие, – повторил он. – Ты покушай вот так то.
Пьеру казалось, что он никогда не ел кушанья вкуснее этого.
– Нет, мне все ничего, – сказал Пьер, – но за что они расстреляли этих несчастных!.. Последний лет двадцати.
– Тц, тц… – сказал маленький человек. – Греха то, греха то… – быстро прибавил он, и, как будто слова его всегда были готовы во рту его и нечаянно вылетали из него, он продолжал: – Что ж это, барин, вы так в Москве то остались?
– Я не думал, что они так скоро придут. Я нечаянно остался, – сказал Пьер.
– Да как же они взяли тебя, соколик, из дома твоего?
– Нет, я пошел на пожар, и тут они схватили меня, судили за поджигателя.
– Где суд, там и неправда, – вставил маленький человек.
– А ты давно здесь? – спросил Пьер, дожевывая последнюю картошку.
– Я то? В то воскресенье меня взяли из гошпиталя в Москве.
– Ты кто же, солдат?
– Солдаты Апшеронского полка. От лихорадки умирал. Нам и не сказали ничего. Наших человек двадцать лежало. И не думали, не гадали.
– Что ж, тебе скучно здесь? – спросил Пьер.
– Как не скучно, соколик. Меня Платоном звать; Каратаевы прозвище, – прибавил он, видимо, с тем, чтобы облегчить Пьеру обращение к нему. – Соколиком на службе прозвали. Как не скучать, соколик! Москва, она городам мать. Как не скучать на это смотреть. Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае: так то старички говаривали, – прибавил он быстро.
– Как, как это ты сказал? – спросил Пьер.
– Я то? – спросил Каратаев. – Я говорю: не нашим умом, а божьим судом, – сказал он, думая, что повторяет сказанное. И тотчас же продолжал: – Как же у вас, барин, и вотчины есть? И дом есть? Стало быть, полная чаша! И хозяйка есть? А старики родители живы? – спрашивал он, и хотя Пьер не видел в темноте, но чувствовал, что у солдата морщились губы сдержанною улыбкой ласки в то время, как он спрашивал это. Он, видимо, был огорчен тем, что у Пьера не было родителей, в особенности матери.
– Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки! – сказал он. – Ну, а детки есть? – продолжал он спрашивать. Отрицательный ответ Пьера опять, видимо, огорчил его, и он поспешил прибавить: – Что ж, люди молодые, еще даст бог, будут. Только бы в совете жить…
– Да теперь все равно, – невольно сказал Пьер.
– Эх, милый человек ты, – возразил Платон. – От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся. – Он уселся получше, прокашлялся, видимо приготовляясь к длинному рассказу. – Так то, друг мой любезный, жил я еще дома, – начал он. – Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, и наш дом, слава тебе богу. Сам сем батюшка косить выходил. Жили хорошо. Христьяне настоящие были. Случилось… – И Платон Каратаев рассказал длинную историю о том, как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали ь солдаты. – Что ж соколик, – говорил он изменяющимся от улыбки голосом, – думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам пят ребят, – а у меня, гляди, одна солдатка осталась. Была девочка, да еще до солдатства бог прибрал. Пришел я на побывку, скажу я тебе. Гляжу – лучше прежнего живут. Животов полон двор, бабы дома, два брата на заработках. Один Михайло, меньшой, дома. Батюшка и говорит: «Мне, говорит, все детки равны: какой палец ни укуси, все больно. А кабы не Платона тогда забрили, Михайле бы идти». Позвал нас всех – веришь – поставил перед образа. Михайло, говорит, поди сюда, кланяйся ему в ноги, и ты, баба, кланяйся, и внучата кланяйтесь. Поняли? говорит. Так то, друг мой любезный. Рок головы ищет. А мы всё судим: то не хорошо, то не ладно. Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету. Так то. – И Платон пересел на своей соломе.
Помолчав несколько времени, Платон встал.
– Что ж, я чай, спать хочешь? – сказал он и быстро начал креститься, приговаривая:
– Господи, Иисус Христос, Никола угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос – помилуй и спаси нас! – заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому. – Вот так то. Положи, боже, камушком, подними калачиком, – проговорил он и лег, натягивая на себя шинель.
– Какую это ты молитву читал? – спросил Пьер.
– Ась? – проговорил Платон (он уже было заснул). – Читал что? Богу молился. А ты рази не молишься?
– Нет, и я молюсь, – сказал Пьер. – Но что ты говорил: Фрола и Лавра?
– А как же, – быстро отвечал Платон, – лошадиный праздник. И скота жалеть надо, – сказал Каратаев. – Вишь, шельма, свернулась. Угрелась, сукина дочь, – сказал он, ощупав собаку у своих ног, и, повернувшись опять, тотчас же заснул.
Наружи слышались где то вдалеке плач и крики, и сквозь щели балагана виднелся огонь; но в балагане было тихо и темно. Пьер долго не спал и с открытыми глазами лежал в темноте на своем месте, прислушиваясь к мерному храпенью Платона, лежавшего подле него, и чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе.

В балагане, в который поступил Пьер и в котором он пробыл четыре недели, было двадцать три человека пленных солдат, три офицера и два чиновника.
Все они потом как в тумане представлялись Пьеру, но Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого. Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые.
Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет; но зубы его, ярко белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости.
Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интонаций была особенная неотразимая убедительность.
Физические силы его и поворотливость были таковы первое время плена, что, казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь. Каждый день утром а вечером он, ложась, говорил: «Положи, господи, камушком, подними калачиком»; поутру, вставая, всегда одинаково пожимая плечами, говорил: «Лег – свернулся, встал – встряхнулся». И действительно, стоило ему лечь, чтобы тотчас же заснуть камнем, и стоило встряхнуться, чтобы тотчас же, без секунды промедления, взяться за какое нибудь дело, как дети, вставши, берутся за игрушки. Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, парил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни. Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы, очевидно, потому, что звуки эти ему было так же необходимо издавать, как необходимо бывает потянуться или расходиться; и звуки эти всегда бывали тонкие, нежные, почти женские, заунывные, и лицо его при этом бывало очень серьезно.
Попав в плен и обросши бородою, он, видимо, отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому, народному складу.
– Солдат в отпуску – рубаха из порток, – говаривал он. Он неохотно говорил про свое солдатское время, хотя не жаловался, и часто повторял, что он всю службу ни разу бит не был. Когда он рассказывал, то преимущественно рассказывал из своих старых и, видимо, дорогих ему воспоминаний «христианского», как он выговаривал, крестьянского быта. Поговорки, которые наполняли его речь, не были те, большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати.
Часто он говорил совершенно противоположное тому, что он говорил прежде, но и то и другое было справедливо. Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными и пословицами, которые, Пьеру казалось, он сам выдумывал; но главная прелесть его рассказов состояла в том, что в его речи события самые простые, иногда те самые, которые, не замечая их, видел Пьер, получали характер торжественного благообразия. Он любил слушать сказки, которые рассказывал по вечерам (всё одни и те же) один солдат, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни. Он радостно улыбался, слушая такие рассказы, вставляя слова и делая вопросы, клонившиеся к тому, чтобы уяснить себе благообразие того, что ему рассказывали. Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему (которою он невольно отдавал должное духовной жизни Пьера), ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать к Каратаеву.
Платон Каратаев был для всех остальных пленных самым обыкновенным солдатом; его звали соколик или Платоша, добродушно трунили над ним, посылали его за посылками. Но для Пьера, каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда.
Платон Каратаев ничего не знал наизусть, кроме своей молитвы. Когда он говорил свои речи, он, начиная их, казалось, не знал, чем он их кончит.
Когда Пьер, иногда пораженный смыслом его речи, просил повторить сказанное, Платон не мог вспомнить того, что он сказал минуту тому назад, – так же, как он никак не мог словами сказать Пьеру свою любимую песню. Там было: «родимая, березанька и тошненько мне», но на словах не выходило никакого смысла. Он не понимал и не мог понять значения слов, отдельно взятых из речи. Каждое слово его и каждое действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнь. Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал. Его слова и действия выливались из него так же равномерно, необходимо и непосредственно, как запах отделяется от цветка. Он не мог понять ни цены, ни значения отдельно взятого действия или слова.

Получив от Николая известие о том, что брат ее находится с Ростовыми, в Ярославле, княжна Марья, несмотря на отговариванья тетки, тотчас же собралась ехать, и не только одна, но с племянником. Трудно ли, нетрудно, возможно или невозможно это было, она не спрашивала и не хотела знать: ее обязанность была не только самой быть подле, может быть, умирающего брата, но и сделать все возможное для того, чтобы привезти ему сына, и она поднялась ехать. Если князь Андрей сам не уведомлял ее, то княжна Марья объясняла ото или тем, что он был слишком слаб, чтобы писать, или тем, что он считал для нее и для своего сына этот длинный переезд слишком трудным и опасным.
В несколько дней княжна Марья собралась в дорогу. Экипажи ее состояли из огромной княжеской кареты, в которой она приехала в Воронеж, брички и повозки. С ней ехали m lle Bourienne, Николушка с гувернером, старая няня, три девушки, Тихон, молодой лакей и гайдук, которого тетка отпустила с нею.
Ехать обыкновенным путем на Москву нельзя было и думать, и потому окольный путь, который должна была сделать княжна Марья: на Липецк, Рязань, Владимир, Шую, был очень длинен, по неимению везде почтовых лошадей, очень труден и около Рязани, где, как говорили, показывались французы, даже опасен.
Во время этого трудного путешествия m lle Bourienne, Десаль и прислуга княжны Марьи были удивлены ее твердостью духа и деятельностью. Она позже всех ложилась, раньше всех вставала, и никакие затруднения не могли остановить ее. Благодаря ее деятельности и энергии, возбуждавшим ее спутников, к концу второй недели они подъезжали к Ярославлю.

Дочь молдавского князя Мария Кантемир - последняя фаворитка Их роман начался уже на закате жизни первого русского императора. Он был осложнен дворцовыми интригами и браком Петра с Мария забеременела от царя, однако родившийся младенец вскоре умер. Фаворитка пережила самодержца на 32 года.

Семья

Родилась Мария Кантемир в 1700 году в семье молдавского князя Дмитрия Константиновича Кантемира. Детство девочка провела в Стамбуле, где проживал ее высокопоставленный отец. В 1711 году господарь Дмитрий присягнул русскому царю. Петр I тогда начал Прутский поход, собираясь укрепиться на Черном море и ослабить турецкого султана, чьим вассалом прежде был Кантемир. Военная кампания провалилась. Петру I пришлось подписать невыгодный мирный договор, а его молдавскому перебежчику остаться в России (Петр называл того «разумным и в советах способным»).

По примеру отца Мария Кантемир, имея румынские корни, получила греческое образование. Она знала латинский и итальянский языки, астрономию, основы математики, риторику, философию и историю. Чтение на древнегреческом открыло для нее античную литературу. Девушка увлекалась рисованием и музыкой.

Переезд в Россию

В 1711 году Мария Кантемир вместе с семьей переехала в Харьков, а в 1713 году оказалась в Москве. Кроме того, ее отцу были пожалованы большие имения в Севском и Курском уездах. Местом же постоянного жительства семьи стало подмосковное село с примечательным названием Черная Грязь. Оно располагалось на дороге, которая вела в новую столицу Санкт-Петербург. Прежде это имение принадлежало князю Василию Голицыну - фавориту

Кантемир Мария Дмитриевна поселилась в деревянном доме, выстроенном в старинном русском стиле. Одноэтажный, с отлогими крышами, он сильно отличался от привычной ребенку архитектуры. Марии вообще пришлось открывать мир заново. Русской грамоте ее стал обучать известный писатель и переводчик Иван Ильинский. Любовь к чтению у Марии также появилась благодаря матери Кассандре, одаренной множеством хороших качеств. Именно она отвечала за воспитание детей в те периоды, когда чадами не мог заняться отец. У Марии была сестра Смарагда и четверо братьев: Матвей, Константин, Сергей и Антиох (все они приходились друг другу почти погодками).

Стамбульский учитель

Еще одним учителем, повлиявшим на судьбу последней женщины Петра Великого, оказался Анастасий Кондоиди. Этот человек был греческим священником и связал свою жизнь с семьей Кантемиров еще в тот период, когда та жила в Стамбуле. В турецкой столице у русского царя, как и полагалось, была тщательно законспирированная шпионская сеть. Анастасий Кондоиди занимал важное положение среди тех московских тайных агентов. Свои сведения он передавал через дипломата Петра Толстого. Со всесильным графом Кантемир Мария Дмитриевна будет поддерживать отношения, уже находясь в столице.

Что касается Кондоиди, то именно он познакомил свою воспитанницу с итальянской культурой (священник провел немало времени на Апеннинском полуострове). Шпионская деятельность Анастасия вызвала подозрения в Стамбуле, и ему пришлось бежать из Османской империи. Он воссоединился с Кантемирами после их переезда в Россию, а в старости под именем Афанасия принял монашество.

Жизнь в Москве

Еще совсем молодая мать Марии Кантемир Кассандра скончалась в 1713 году в возрасте 32 лет. Чужбина тяготила ее, а испытания, связанные с переездами и потрясениями, подорвали хрупкое здоровье. Дети остались на попечении одного лишь отца. Он отдавал им все свое время, пока не наступил переезд Кантемиров в Петербург. Его причиной послужило сближение Дмитрия Константиновича и Петра.

В 1717 году царь прибыл в Москву, где прожил 2,5 месяца. Это был один из самых сложных периодов в жизни самодержца. Накануне за границу бежал его сын Алексей. Теперь царевича пытался вернуть на родину граф Толстой, а Петр в дурном настроении пребывал в Москве. В начале 1718 года последовало официальное отречение Алексея от престола. Церемония лишения права на престол состоялась в Успенском соборе. Тогда же Петр и Дмитрий Кантемир стали общаться гораздо больше прежнего. Бывший молдавский господарь начал часто посещать царя. К сожалению, предмет их частых бесед того времени так и остался тайной.

Знакомство с царем

Впервые Мария Кантемир увидела Петра I в 1711 году во время Прутского похода, когда тот вместе со своей супругой Екатериной посетил молдавскую столицу Яссы. Личное же знакомство состоялось в 1717-м в отцовском подмосковном доме. Петр 1, разобравшись со своими семейными делами (вернувшийся царевич Алексей умер в темнице), избавился и от многих своих приближенных чиновников, которых он заподозрил в измене. Теперь царь нуждался в новых людях. Этим обстоятельством и объясняется его вызов Дмитрия Кантемира в Санкт-Петербург.

Судя по тому как молдавский князь медлил с переездом, ему вовсе не хотелось покидать Москву. Тем не менее отказать грозному царю он не мог. В только что основанную столицу он взял с собой и детей, в том числе и юную Марию. Петербург встретил гостей невиданными в Москве порядками высшего общества. 57-летний вельможа влюбился в придворную красавицу Анастасию Трубецкую, на которой вскоре женился. После этого неожиданного поворота княжна Мария Кантемир вынужденно попрощалась с прежней степенной замкнутой жизнью.

В столице

Петербургский высший свет жил согласно привычкам царя. Петр 1 терпеть не мог московскую патриархальность и сделал новую столицу обителью западных обычаев. Для Марии, родившейся в Молдавии, такие порядки были тем более непривычными. Она с большой неохотой отказалась от привычного ей восточного платья и облеклась в модные в Петербурге европейские одежды.

Дмитрий Кантемир с молодой женой и старшей дочерью был регулярным гостем на царских праздниках. Петр любил устраивать ассамблеи, катания и балы. Особенно обильными были праздники в зиму 1721-1722 гг., наступившую после победы России над Швецией в Северной войне. До того Петр на протяжении двух десятилетий постоянно находился в дороге или в действующей армии. Он жил по нечеловеческому графику и точно так же заставил работать всю свою страну. Теперь настали недели невиданных торжеств. Их апофеозом оказался продолжавшийся несколько дней потешный маскарад. Мария Кантемир и Петр Первый несколько раз встречались на этом нескончаемом празднике. Кроме того, они виделись из-за совместной работы царя и князя Дмитрия.

Фаворитка

Чем могли привязаться друг к другу Мария Кантемир и Петр Первый? В первую очередь молдавская княжна была очень образованной, особенно по меркам и обычных, и знатных русских женщин того времени. Известно, что Петр отличался широкой эрудированностью и любознательностью. Он увлекался науками и постоянно тянулся к чему-то новому. Кроме того, Мария отличалась от окружающих женщин тем, что в ней было много чужеземного и особенно греческого. О внешности же девушки практически ничего не известно. Ее исторические портреты рисовались посмертно и составлялись по отрывочным сведениям современников.

Сама девушка быстро подчинилась обаянию Петра. Тем временем отец Марии Кантемир собирался выдать девушку замуж. Ее руки просил князь Дмитрий Константинович дал свое согласие, но Мария, у которой уже был роман с императором, отказала жениху. Здесь следует отметить, что царь жил в браке. У него была супруга - будущая императрица Екатерина I. Она являлась не просто женой государя. Екатерина оставалась многолетним товарищем самодержца. Жена сопровождала его в военных походах и не чуралась государственных дел. Заменить ее было совсем непросто.

Беременность

В 1722 году Дмитрий Кантемир написал царице обстоятельное письмо, в котором объяснял, что понятия не имел о связи дочери с самодержцем. Однако биографы и историки согласны во мнении, что князь лгал. Посредником между ним и Екатериной был все тот же граф Петр Толстой, известный своим интриганством. Честолюбивый бывший господарь надеялся на то, что любовница императора Петра Великого со временем станет его супругой, а Кантемиры и Романовы объединятся в династическом браке.

Планы Дмитрия Константиновича приблизились к осуществлению, когда стало известно, что Мария беременна. Меж тем Петр устал от мирной жизни и принялся за организацию похода в Персию. Отправляясь на восток, он взял с собой и Дмитрия с его дочерью в качестве свиты. Кантемир нужен был царю для того, чтобы составить воззвания на турецком языке для жителей пограничных с Персией областей.

Неудачные роды

Экспедиция в Персию стартовала из Астрахани в июле 1722 года. Петр на несколько месяцев увяз в новой войне. Пока его не было, Мария, оставшаяся в Астрахани, родила. Она разрешилась мальчиком, однако ребенок оказался недоношенным и быстро умер. После кончины малыша планы Дмитрия Кантемира о женитьбе Петра на его дочери рассыпались. Более того, во время похода в Персию князь серьезно заболел. Его сразила сухотка (от этого же недуга умерла сестра Марии Смарагда).

Кантемиры долгое время не решались выехать из Астрахани. Наконец, установилась прочная зимняя дорога. Сперва семья планировала добраться до Москвы, однако по пути свернула в поместье Дмитровку в современной Орловской области. Там Дмитрию Константиновичу стало еще хуже. Отец Марии скончался 1 сентября 1723 года.

Смерть Петра

Княжна Мария Кантемир, биография которой представляет собой типичный пример отвергнутой фаворитки, получила отцовское наследство, однако фактически оказалась отлученной от двора. В этом положении она занялась семейными делами. У девушки осталось четыре младших брата и совсем крохотная сестра от второго отцовского брака.

Ситуация кардинально поменялась осенью 1724 года. Императрица Екатерина завязала роман с камер-юнкером Виллимом Монсом. Об этой связи стало известно царю. Петр I был страшен в гневе. Он казнил Монса, но не стал расправляться с женой, которую незадолго до того сам короновал и сделал своей наследницей на троне. Тем не менее их отношения были разрушены. Тогда Петр вновь сблизился с Марией Кантемир. Однако и на этот раз связи царя и фаворитки было не суждено продолжиться. В начале 1725 года самодержец заболел, а 8 февраля скончался.

Дальнейшая жизнь

Со смертью Петра Мария оказалась в опале. Впрочем, продолжалась она недолго. Когда в 1727 году скончалась Екатерина I, княжна вновь стала придворной фигурой. Сначала она жила в Санкт-Петербурге, но затем переехала в Москву поближе к братьям, служившим в Первопрестольной. Мария пользовалась благосклонностью Натальи - сестры императора Петра I, а следующая правительница Анна Иоанновна в 1830 году сделала ее фрейлиной.

Кантемир так и не вышла замуж. Ее семейные отношения ограничивались заботой о братьях, сестре и многочисленными тяжбами с мачехой-ровесницей. Предметом спора оказалось, конечно же, наследство. В 1730 г. Мария Дмитриевна содержала в собственном московском доме К ней сватался вице-губернатор Санкт-Петербурга Федор Наумов, однако получил отказ.

Последние годы

В 1741 году Мария присутствовала на коронации взошедшей на престол после очередного Один из братьев княгини, Антиох, переехал в Париж. Родственники поддерживали любопытную для историков переписку на новогреческом и итальянском языках.

В 1745 году фаворитка Петра I приобрела подмосковную усадьбу Улиткино, где зажила тихой размеренной жизнью. Там она построила новую церковь, а в завещании указала, что хочет, чтобы на месте храма появился монастырь. Мария скончалась 9 сентября 1757 года.

Впервые маленькая Мария познакомилась с Петром еще во время эпопеи с Прутским походом и бегством семьи из Молдавии в Россию. Тогда ей было одиннадцать. Петр был по уши увлечен Екатериной. Но через несколько лет спокойной жизни неподалеку от Москвы Мария превратилась в одну из красивейших статс-дам императорского Двора. И в конце 20-х годов XVIII века между государем и княжной вспыхнуло взаимное и страстное чувство…

История князей Кантемиров в России началась со злополучного Прутского похода. Россия вынуждена была уйти с Валахии (Молдавии), и вместе с петровским войском ушел и валашский государь Дмитрий Кантемир со своим семейством. Тогда у него были дочь Мария и 5 сыновей (по другим данным, две дочери, обе – Марии, одна из них умерла в 1720 г. 19-летней).

По легенде, в 1721 г. между 49-летним Петром I и 20-летней Марией Кантемир вспыхнула любовь. В мае 1722 царь Петр выехал из Москвы в Нижний Новгород, Казань и Астрахань, откуда начался его Персидский поход. Его сопровождала Мария и отец ее Дмитрий Кантемир. У нее от Петра рождается сын, новая надежда царя на наследника. Напомним, что в 1719 г. в тюрьме умер его сын Алексей, а родившийся у Екатерины в 1720 сын умер в младенчестве.

Царь вернулся из похода в Москву в декабре 1722. История этой любви стала известна двору и была сообщена австрийским посланником императору. Учитывая возможное высокое назначение Марии, в 1723 г. ее отец был пожалован званием князя Римской империи, и она как бы получала тоже это звание и могла стать уже достойной по званию супругой царю Петру.

Но у Марии их сын тоже умирает, вместе с ним умирает не только надежда Петра, но и надежда Кантемиров на возвращение в Молдавию с Русским войском…

Кадр из фильма Владимира Бортко «Петр Первый. Завещание».

Известная история, связанная с «последним любовным увлечением» Петра Великого Марией Дмитриевной Кантемир (1700-1757) и её беременностью от императора, окончившейся выкидышем, спровоцированным лейб-медиком императрицы Екатерины Георгием Поликалой базируется на весьма шатких документальных основаниях и больше похожа на подобие авантюрного романа.

Единственным свидетельством о том, что подобное увлечение государя и его последствия имели место в действительности, базируется на документе от 8 июня 1722 года донесении французского посла в России Жака де Кампредона кардиналу Дюбуа.

Сообщая о начале Персидского похода, посол упомянул о распространявшихся в Санкт-Петербурге слухах о беременности Марии Кантемир от императора Петра:

«Царицу страшит новая склонность Монарха к дочери валашского господаря [Дмитрия Константиновича Кантемира]. Она, утверждают (on pretend), беременна уже несколько месяцев, отец же у нее человек очень ловкий, умный и пронырливый.

Царица и боится, как бы Царь, если девушка эта родит сына, не уступил убеждениям принца валашского и не развелся с супругою для того, чтобы жениться на любовнице, давшей престолу наследника мужского пола. Этот страх не лишен основания и подобные примеры бывали ».

Если доверять этому, довольно осторожному сообщению Кампредона, кстати, всё это время пребывавшего в Санкт-Петербурге и находившегося в личной переписке с Д.К. Кантемиром, трудно объяснить желание «пронырливого» молдавского князя найти поддержку в исполнении своего завещания именно у Екатерины, то есть явного врага его дочери и его «коварных замыслов».

Действительно, обострение болезни Д.К. Кантемира (сухотки, - диабета) на протяжении Персидского похода, привело к тому, что 28 сентября он написал завещание на имя государыни императрицы Екатерины I.

Предполагаемый портрет Марии Кантемир. Худ.: И.Н. Никитин, 1710-е - 1720-е гг.

Интересно, что сторонники авантюрного романа предпочитали не обращать внимания на другое письмо того же Жака де Кампредона, отправленное им через год после описываемых событий, 13 июля 1723 года, на имя французского короля:

«Поговаривают уже о поездке в Москву будущей зимой. Говорят даже, что там произойдет коронование Царицы, что царь приобщит ее к правлению и установит порядок престолонаследия.

Достоверно, что влияние Царицы усиливается с каждым днем и что только ради ее удовольствия Царь держит в отдалении, в деревне, господаря молдавского, дочь которого, казалось одно время, обратила на себя внимание Монарха»

Как раз во время написания этого письма князь Кантемир с семейством с продолжительными остановками, вызванными его болезнью, продвигался из Астрахани в направлении Москвы.

Оба своих сообщения де Кампредон, не скрывая того, основывал на слухах и домыслах, распространённых при дворе, вернувшемся в Санкт-Петербург из Москвы сразу после отъезда императора в Персидский поход. Поэтому куда большее доверие вызывают записи биографа семьи, И. Ильинского, лично присутствовавшего при Д.К. Кантемире в Дербенте и бывшего непосредственным свидетелем воссоединения семьи Кантемиров в Астрахани девятого октября 1722 года.

Дмитрий Константинович Кантемир, - отец Марии.

В некоторых изданиях дополнительным источником сведений об указанных событиях указывается записка, приписываемая «цесарскому дипломатическому агенту», то есть австрийскому послу, видимо, С.-В. Кинскому, которая была впервые опубликована в историко-географическом журнале «Магазин новой истории и географии» в 1777 году:

«Но среди всех царских любовниц никто не был для царицы так опасен, как молодая княжна Кантемир, которую царь по сравнению с другими особенно пылко любил, и Толстой в этой любви выступал в роли посредника, который впоследствии пользовался милостью царя и царицы и для царского удобства собирался сам жениться на этой даме и дать ей своё имя, желая тактично отвлечь внимание царицы от этой любви.

Но царь не хотел довольствоваться таким оборотом дел, желая самому вступить в брак с этой молодой княжной, столь велика, всё-таки была его любовь, однако, он не мог решиться пойти против своей царицы, русской Катерины первой, с произведёнными ею на свет его детьми, поскольку опасался Духовной коллегии, которая могла и вовсе воспрепятствовать этому; но поскольку измена была взаимной, разрешение на его венчание с княжной Кантемир в качестве супруги второго порядка (Gemahlin Secundi) могло быть получено после рождения у неё сына (потому что она была как раз тогда беременна).

В это же время царь предпринял поход в Персию, вследствие чего княжна Кантемир лишилась его внимания, и именно после того, как в время её неудачных родов в Астрахани у неё произошёл выкидыш, она попала в забвение, а царица, вопреки всему повсюду сопровождавшая царя, снова одержала победу».

Вызывают удивление многочисленные совпадения этой записки с донесениями де Капредона, что косвенно может свидетельствовать о том, что слухи о беременности Марии были переданы французскому посланнику от австрийского посла.

Но ненадолго вернёмся к легенде, наиболее полно отражённой в статье Л.Н. Майкова:

«Пока происходила эта экспедиция, в Астрахани, на государевом рыбном дворе, где было отведено помещение для Кантемирова семейства, совершилось издалека подготовленное темное дело. Княжна Мария преждевременно разрешилась недоношенным младенцем.

Есть известие, что эти роды были искусственно ускорены мерами, которые принял Поликала, врач семьи Кантемиров, состоявший также при Царицыном дворе, – руководил же действиями Поликалы не кто иной, как приятель князя Димитрия П. А. Толстой.

Портрет кисти Таннауэра. Граф Пётр Андреевич Толстой — государственный деятель и дипломат, сподвижник Петра Великого, один из руководителей его секретной службы.

Ему не впервой было играть двойственную роль: сближая княжну с Петром, он в то же время хотел быть угодным Екатерине; несчастная княжна оказалась его жертвой, хрупкою игрушкой в его жестких руках. Теперь су-пруга Петра могла быть покойна; опасность, которой она боялась, была устранена, и Толстой мог рассчитывать на благодарность Екатерины /…/

В Астрахани, среди семьи, князя встретили нерадостные вести: он застал дочь тяжко больною. Есть основание думать, что обстоятельства, сопрово-ждавшие ее болезнь, остались для него не выясненными; по крайней мере, врач Поликала продолжал находиться при нем. Но уже самый исход княжниной беременности уничтожал все тайные замыслы и надежды князя, и этого было совершенно достаточно, чтоб оконча-тельно разрушить его здоровье».

В своём рассуждении исследователь опирался на вышеприведённый анонимный и изданный через 70 лет после событий, «анекдот» о княжне Марии Кантемир как о «жене второго ранга», продолжающийся словами:

«…она [М.Д. Кантемир – прим. А.П.] была беременна; если она родит сына, он [Пётр I – прим. А.П.] будет должен объявить его наследником престола. Но Екатерина избежала такой немилости в результате двух довольно счастливых событий.

Неожиданно возникает необходимость экспедиции в Персию. Министры царя, желая проявить свою кипучую деятельность, вели спешную подготовку похода и торопили его [Царя – прим. А.П.] отъезд, что заставило его забросить все любовные приключения и все придворные интриги.

В то же самое время у Кантемир произошел выкидыш в Астрахани; это закончилось тем, что она потеряла своё место возле Императора, а Екатерина, которая сопровождала своего мужа в Персии и стойко выносила тяготы поездки и убийственно жаркий климат, вернула милость Петра ».

Петр I Великий.

Подчёркивавшееся анонимным автором участие П.А. Толстого в этих событиях в качестве сторонника интересов семьи Кантемиров привело к появлению «конспирологической» теории Л.Н. Майкова о его двойственном участии в указанных событиях, несмотря на то, что дальнейшая биография этой бесспорно выдающейся личности свидетельствует о личной приверженности Толстого заветам Петра и его беззаветной верности Екатерине после смерти императора.

Выраженную в завещании отца надежду на всё ещё возможный, по мнению Д.К. Кантемира, брак его дочери Марии со сватавшимся к ней И.Г. Долгоруковым, Л.Н. Майков был склонен трактовать как хитрую интригу, придуманную глубоко больным, измождённым, находящимся на пороге смерти человеком, призванную дать понять императрице, «…что для него осталась тайною близость Петра к его дочери ».

Наконец, окончательное оформление сплетен о близости императора и Марии Кантемир в жанр авантюрного романа принадлежит перу польского историка, писателя и публициста Казимира Феликсовича Валишевского (1849 – 1935), по словам которого:

«…когда Петр в 1722 году отправлялся в поход на Персию, его любовная интрига с Марией Кантемир тянулась уже несколько лет и казалась близкой к развязке, роковой для Екатерины.

Обе женщины сопровождали царя во время похода. Но Мария вынуждена была остаться в Астрахани, так как была беременна. Это еще больше укрепило ее приверженцев в победе. После смерти маленького Петра Петровича у Екатерины не было больше сына, которого Петр мог бы сделать своим наследником.

Предполагалось, что если по возвращении царя из похода Кантемир подарит ему сына, то Петр не колеблясь отделается от второй жены так же, как освободился от первой.

Если верить Шереру [предполагаемому автору анонимных анекдотов 1792 г. издания – прим. А.П.], друзья Екатерины нашли способ избавиться от опасности: вернувшись, Петр застал свою любовницу тяжелобольной после преждевременных родов; опасались даже за ее жизнь ».

Адольский И-Б.Г. «Портрет Екатерины I с арапчонком. 1725 г.

Любопытно, что ни один из авторов, придерживавшихся мнения о том, что описываемые авантюрные обстоятельства имели место в действительности, отчего-то, не указывает напрямую, при каких обстоятельствах Мария потеряла ребёнка: был ли это выкидыш, спровоцированный дальним путешествием, резкой сменой климата или болезнью, умер ли младенец в результате неудачных родов, или, всё же, прожил несколько дней, получив святое крещение.

Игнорирование многочисленных естественных факторов, которые могли бы привести к этому печальному событию, при настойчивых утверждениях об отравлении княжны подосланным врачом, также снижает доверие к подлинности этой истории.

Поводом для сомнения служит и то обстоятельство, что исследователи этой тёмной истории не только воздерживаются от указания даты этого события, но и уклонились от любых временных уточнений, как например, свершилось оно во время похода (18 июля – 9 октября 1722 г.) или уже после возвращения Д.К. Кантемира в Астрахань.

Согласно данным Байера, участвовавший в походе лейб-медик императрицы Георгий Поликала был приставлен к Кантемиру по указанию Петра I ещё в Дербенте и прибыл в Астрахань вместе с князем, а, значит, не мог участвовать в «коварной интриге» с отравлением одной из княгинь Кантемир до возвращения Д.К. Кантемира в Астрахань.

Особо следует обратить внимание на то, что ни один из сторонников «авантюрной версии» не обратил внимания ни на беременность мачехи Марии, светлейшей княгини Анастасии Кантемир, протекавшую как раз во время описываемых событий, ни на смерть её ребёнка в Астрахани в конце ноября того же 1722 года, сведения о чём были опубликованы Байером ещё в 1783 году.

Анастасия Кантемир, урожденная Трубецкая - мачеха Марии Кантемир.

Такая, довольно странная «избирательность» в толковании источников вкупе с «удвоением событий», думается, уже является поводом усомниться в том, что и мачеха и, бывшая её ровесницей, имевшая ту же фамилию, падчерица примерно в одно и то же время, находясь в одном и том же месте, на рыбном дворе в Астрахани, имели одну и ту же судьбу, связанную с потерей их младенцев-сыновей.

Между тем, непосредственный участник событий, И.И. Ильинский, на протяжении похода заведовавший получением писем для Д.К. Кантемира, ежедневно общавшийся с ним, и подробно отражавший в своём журнале историю семьи, ни словом не упоминает ни о беременности, ни о выкидыше, ни о болезни ни Марии, ни Анастасии Кантемир, упоминая, тем не менее, и о первых неудачных родах княгини Анастасии.

Так или иначе, достоверным следует почитать лишь то, что неопределённые слухи о беременности одной из княгинь Кантемир, всё же, носились в высшем Санкт-Петербургском обществе, так или иначе, достигнув ушей де Капредона и Кинского, которые не смогли или не сочли нужным узнать и поведать более точные сведения.

С другой стороны достоверные сведения о возможных встречах княжны Марии с государем исчерпываются немногочисленными упоминаниями о посещениях Петром I дома Кантемиров в Санкт-Петербурге и встречах семьи с императором в дни затяжного празднования Ништадского мира, на которых могла присутствовать Мария.

Думается, что отсутствие каких-либо более определённых данных об этом при высоком внимании современников и исследователей к дневному распорядку государя, делает эту историю ещё более сомнительной.

С другой стороны, отраженная в источниках мемуарного характера ревность светлейшего князя Д.К. Кантемира к его супруге Анастасии, обострившаяся в период её частых, едва не регулярных встреч, происходивших в то же самое время с другом её детства, герцогом Гольштейн-Готторпским была отмечена в дневнике Берхгольца, и уж конечно, не составляла тайны для общества вместе со «странным поведением» княгини валашской 14 апреля 1722 года (т. е. за 7 – 8 месяцев до родов) на званом обеде у австрийского посла графа Кинского – предполагаемого автора одного из двух главных источников, касающихся этой запутанной истории.