О психике животных. Общая характеристики психики животных. Стадии развития психики животных Психика у животных есть или нет

Сабақтың жоспары

Поурочный план

The plan of the lesson

Күні/ Дата/ Date:

Топ/ Группа/ Group:В - 12

Пән/ Предмет/ Subject: Психология

Сабақтың тақырыбы/ Тема занятия/ Theme: Психика животных

Сабақтың үлгісі / Тип занятия / Type of the lesson : Лекция

Сабақтың түрі/Вид занятия/ Kind of the lesson : Лекция беседа

Мақсаты/ Цели занятия/ Objectives:

білімдік / образовательная/ educational: формировать знания учащихся о развитии и функционировании психики животных

дамытушылық/ развивающая/ developing : развивать стремление учащихся получать новые знания

тәрбиелік/ воспитательная/ bringing-up: воспитывать желание к саморазвитию при получении новых знаний

Көрнекі құралдар/ Оборудование/ Resources: лекция, презентация

Сабақтың барысы/ План занятия/ Plan

    Организационный момент

    Контроль исходного уровня знаний

    Изложение нового материала

    Закрепление

    Объяснение домашнего задания

Ход занятия

    Приветствие на трех языках: Здравствуйте, Сәлематсіз бе, Good morning.

Организационный момент. Кто дежурный? Назовите отсутствующих. Какое сегодня число? Бүгiн нешесi? What date is it today? Кто сегодня отсутствует? Бүгін кім жоқ?

    Контроль знаний в форме тестирования.

    Целеполагание: видео ролик «Паук».

Во время просмотра этого видеоролика вы выдели как охотиться используя различные приспособления, питается паук. Как вы думаете, поведение паука инстинктивно или сознательно? (мнение обучающихся)

На этот вопрос и другие мы найдем ответ в течение лекции.

    Сообщение темы цели и плана занятия. Лекция.

    Жаңа сабақты түсіндіру

План:

    Чувствительность. Инстинктивное поведение животных.

    Навыки. Интеллектуальное поведение животных.

    Бекіту

1.Что такое инстинктивное поведение?

2.Назовите основные стадии развития психики и поведения животных.

3.Назовите отличительные характеристики интеллектуального поведения животных.

    Рефлексия «ОЦЕНКА СВОИХ ОТВЕТОВ »

«+»

« - «

«П»

«Н»

«О»

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;

«-» - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;

«П» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;

«Н» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;

«0» - не ответил

    Үй тапсырмасы

1.Знать содержание лекции

Әдебиет/ Литература/ Literature :

1.Маклакова А.Г. «Общая психология»

2.Интернет ресурсы

Лекция.

План:

1.Чувствительность. Инстинктивное поведение животных.

3.Навыки. Интеллектуальное поведение животных.

В отечественной психологии давно утвердилось мнение о том, что поведение животных по своей сути является инстинктивным поведением. С инстинктами связаны и те формы поведения, которые приобретаются конкретным животным в процессе его жизни.

Инстинктивное поведение - это видовое поведение, одинаково направленное у всех представителей одного и того же вида животных. Как правило, инстинктивное поведение определяется биологической целесообразностью и заключается в обеспечении возможности существования (выживания) конкретного представителя или вида в целом. Но было бы не совсем верно утверждать, что поведение животного является только генетически обусловленным и не изменяется в течение его жизни.

1.Чувствительность

Характерным признаком психической реакции является чувствительность организма к индифферентным раздражителям, которые при определённых условиях (совпадение их с биологически важными раздражителями) сигнализируют о возможности или необходимости удовлетворения биологических потребностей организма.

Чувствительность возникает на основе раздражимости . Чувствительность, считает А. Леонтьев, генетически есть не что иное, как раздражительность на воздействия, которые ориентируют организм в среде, выполняя сигнальную функцию.

Раздражительность присущая органической природе вообще. Благодаря ей в растительном мире происходят врожденные реакции, которые называют тропизмами.

Тропизм - это автоматические движения в определенном направлении растений и простейших организмов, которые предопределяются неодинаковостью физико-химических процессов в симметричных частях организма, которые вызываются односторонними влияниями раздражителей на организм.

Теорию тропизмов о животных разработал Ж. Леб. Однако эти реакции животных не механические, как считал Ж. Леб, - под влиянием опыта они набирают пластичности и изменчивости.

Согласно видам энергии, которые действуют на организмы в условиях их существования, различают фототропизмы, хемотропизмы, гелиотропизмы, гальванотропизмы и др. Например, подсолнечник движется под влиянием фото и термотропизмов; в направлении прорастания корней и стебля, в поведении червей и некоторых насекомых, которые зарываются в землю или ползут до верхушек растений, оказывается действие гео-, фото-или термо-тропизмов.

Различают следующие основные стадии развития психики животных :

    Элементарная сенсорная психика;

    Перцептивная психика;

    Интеллект.

Стадия элементарной сенсорной психики

Характерная особенность этой стадии развития психики заключается в том, что поведение животных обусловливается действием на организм отдельных свойств предметов, в окружении которых живут животные, - химических, световых, температурных и т.п.

Эта стадия свойственна преимущественно беспозвоночным и тем позвоночным, которые обитают в воде, земноводные и пресмыкающихся, у которых нет предметного восприятия. На этой стадии происходит дифференциация чувствительности к свету, осязанию, запахам, двигательная чувствительность, в результате чего возникают и развиваются анализаторы - касательный, зрительный, обоняние и слуховой.

Уровень развития анализаторов и рецепторной их части зависит от особенностей условий жизни живых существ. Да, у пауков, насекомых хорошо развита касательная чувствительность (на щупальцах, крылышках). Химическая чувствительность развита у пауков и других беспозвоночных. Она дифференцируется в них на обонятельную и вкусовую чувствительность.

У хруща насчитывают 50 тысяч органов обоняния, а у трутня - свыше 30 тысяч. Насекомые чувствительны к очень незначительным запахам. Пчела отличает запах оранжевой кожуры от 43 эфирных запахов. Пчелы реагируют на запах, не принимают чужих пчел.

Насекомые - это топохимические существа, то есть такие, которые имеют в организме зоны, чувствительные к химическим раздражений.

Общеизвестна чувствительность насекомых к температурным изменениям, зрительная чувствительность. Пчелы различают цвета и формы цветов, но не геометрические фигуры. Большинство насекомых являются глухими. Лишь те из них имеют слух, которые собственными движениями (крылышками) вызывают достаточно интенсивные колебания звуковых волн.

Например: как только насекомое попадает в паутину, паук бежит к нему и опутывает его своей нитью. Что вызывает это поведение паука? В специальных опытах было установлено, что подобное поведение паука обусловлено вибрацией паутины, передающей вибрацию крыльев насекомого. Как только вибрация прекращается, паук перестает двигаться к своей жертве, но стоит возобновить вибрацию, как паук вновь начинает двигаться. То, что именно вибрация паутины обусловливает поведение паука, доказывает следующий опыт: вибрирующий камертон, поднесенный к паутине, вызывает движение паука, в то же время вибрация крыльев мухи, схваченной пинцетом и поднесенной непосредственно к пауку, заставляет паука обратиться в бегство. Значит, действительно, движение паука к жертве обусловлено вибрацией паутины.

Невольно возникает несколько вопросов. Во-первых, чем объясняется побудительное действие тех или иных свойств предметов и, во-вторых, почему вообще возможно какое-либо поведение животных? Ответ на первый вопрос прост: вибрация паутины устойчиво связана у паука с поглощением и усвоением им пищи - насекомого, попавшего в паутину. Следовательно, подобное поведение животных имеет биологический смысл, поскольку связано с удовлетворением биологических потребностей, в данном случае с поглощением пищи.

Следует отметить, что биологический смысл воздействия предметов, возбуждающих и направляющих поведение животного, не является постоянным, а меняется и развивается в зависимости от конкретных условий жизни животного и особенностей среды. Если, например, проголодавшуюся жабу начать кормить червями, а потом положить перед ней спичку и комочек мха, то она схватит спичку, имеющую, подобно червям, удлиненную форму. Но если предварительно кормить жабу пауками, то она не обратит внимания на спичку и схватит мох. Округлые формы теперь приобрели для нее смысл пищи.

Стадия перцептивной психики

На ее основе развивается перцептивная стадия деятельности животных.

Для этой стадии характерно отображения предметов как целого, а не отдельных их свойств, как это наблюдается на сенсорном этапе развития психики .

Например, если самца оградить от пищи, то он будет реагировать не только на предмет, куда направлена его деятельность (на еду), но и на условия, при которых эта деятельность происходит, то есть пытаться преодолеть препятствие. На сенсорном этапе такой реакции на условия, при которых происходит жизнедеятельность животных, не бывает.

Стадия перцептивной психики свойственна млекопитающим. Она предопределяется существенными анатомо-физиологическими изменениями в организме: развитием больших полушарий головного мозга, и особенно их коры и дистантных анализаторов (зрительного, слухового), усилением интеграционной деятельности коры.

Условно-рефлекторная деятельность коры больших полушарий на уровне перцептивной психической деятельности является основой для образования воображения. Продолжительность хранения образов памяти увеличивается с эволюцией позвоночных животных. Так, при однократном возбуждении образная память действует: у крысы - по 10-20 секунд, у собаки - до 10 минут, у обезьяны - до 16 - 48 часов.

Продолжительность хранения образов памяти - ценная особенность перцептивного уровня развития психики. Эта особенность является важной предпосылкой возникновения интеллектуального поведения животных.

На стадии перцептивной психики происходят сложные изменения в процессах различения и обобщения представлений. Возникают дифференциация и обобщение образов предметов. Эти обобщения - не сумма отдельных ощущений, вызванных одновременным действием воздействий, свойств различных предметов, а их единство, своеобразная интеграция, которая является основой для переноса операции из одной конкретной ситуации в другую, объективно похожую на нее, что существенно усложняет поведение животных на данном этапе психического развития.

Успешность дифференциации и обобщения зависит не столько от степени сходства, как от биологической роли того, что влияет на животное. Развитие обобщения на стадии перцептивной психики связано с развитием интегративной зон коры больших полушарий головного мозга, которые объединяют движения в целостную операцию (двигательные поля), ощущения в целостный образ (сенсорные поля).

3.Стадия интеллекта

Психика большинства млекопитающих остается на стадии перцептивной. Но у антропоидов - человекоподобных обезьян - отражательная деятельность поднимается еще на одну ступень своего развития. Эту высшую ступень называют стадией интеллекта, или "ручного мышления" (А. Леонтьев).

Как показали исследования, обезьянам, особенно шимпанзе, свойственна элементарная умственная деятельность, зачатки наглядно-действующего мышления. Обезьяны быстрее, чем другие животные, учатся и переучиваются, проявляют большую подвижность процессов возбуждения и торможения.

И. Павлов отмечал, что аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга собаки - это конкретное, элементарное мышление. Однако умственная деятельность, интеллекта животных - это совсем не то, что разум человека. Между ними существуют очень большие различия.

Для стадии интеллекта характерно решение задач. Обезьяна (шимпанзе) в экспериментальных условиях не могла непосредственно достать пищу (банан, апельсин и т.п.). В клетке, где она находилась, лежала палка, с помощью которой можно было получить еду.

Ставилась задача: "догадается" ли обезьяна использовать палку, чтобы овладеть едой. Сначала шимпанзе пытается достать еду рукой, но терпит неудачу. Неудача на некоторое время отвлекает обезьяну от пищи. Она, увидев палку, манипулирует ею. Если палка и пища попадают в одно поле зрения, обезьяна направляет посох на еду и овладевает ею, подсовывая ее к себе.

Такие исследования проводились в разных вариациях. Обезьяны успешно решали поставленные перед ней в эксперименте задачи. Самые сложные из них были двухфазные задания, которые состояли в том, что пищу можно было достать длинной палкой, но вначале эту длинную палку нужно было достать короткой, которая была в пределах непосредственной досягаемости. Это задание обезьяны так же решали. Обезьяны способны объединять в один акт два действия последовательной операции, из которых первая является подготовительной для осуществления второй, решающей операции (двухфазные задания).

В жизнедеятельности животных легко заметить их взаимные отношения. Эти отношения проявляются в своеобразных движениях, позах, акустических сигналах. На разных этапах развития живых существ эти способы отношений и взаимовлияния набирают различной сложности. С их помощью животные сигнализируют об опасности, пище, гневе, страхе, передают ту или иную информацию. Но эти разновидности отношений, это "язык" животных носит инстинктивный характер, является выявлением эмоциональных состояний. В отличие от человеческого языка "язык" животных не является средством трансляции индивидуального опыта другим животным.

Интеллектуальное поведение антропоидов связано с развитием коры больших полушарий головного мозга, особенно лобных долей и при фронтальных их зон. Если у обезьяны уничтожить часть этих зон, то решение ими двухфазных задач становится невозможным.

Стадия интеллекта, свойственна высшим млекопитающим и достигла самого высокого уровня развития у человекоподобных обезьян, является предысторией возникновения и развития человеческого сознания.

Для всех стадий психического развития животных характерны фиксированность и индивидуальная изменчивость поведения. Фиксированными формами поведения, которые передаются наследственно, являются инстинктивные формы поведения.

Инстинкты

- это акты взаимодействия организма со средой, механизмом которых является система безусловных рефлексов.

Инстинктивно деятельность часто охватывает и механизмы тропизмов. Научное объяснение происхождения инстинктов дал Ч. Дарвин (1809 -1882), доказав, что строение поведения животных представляет собой органическое единство и становится результатом естественного отбора, тех изменений в физической организации и поведении, которые были вызваны внешними условиями и закрепились в организме в результате целесообразности их для жизнедеятельности организмов. Различают инстинкты питания, размножения, самосохранения и другие формы родового или видового приспособления к окружающей среде.

Инстинктивные формы поведения

- это большой силы мотив для организма . В зависимости от условий жизни и состояния организма возникают, чередуясь, те или другие акты поведения, размножения, защиты, акты связанные с питанием, и т.д.

В индивидуальном приспособлении животных к условиям жизни инстинкты кажутся осмысленными действиями, однако если нарушить такую цепь инстинктивных действий, животные все равно продолжают осуществлять следующие акты, в цепи инстинктивно действуя, хотя успеха это действие не обеспечивает.

Так, курица продолжает сидеть на залежах, даже если убрать из-под нее яйца, а пчела, начав опылять наполненные медом соты, будет продолжать это делать и тогда, если выпустить из сот мед. Итак, инстинктивные действия - это бессознательные, механические действия.

Инстинктивные действия в индивидуальной жизни животных могут изменяться. Например, можно добиться "мирного" сосуществования лисы и курицы, кошки и мыши. Однако такое индивидуальное изменение инстинкта наследственно не передается.

Изменчивость в фиксированных формах поведения проявляется в приобретении новых навыков и способов действий, которые возникают в результате многократного природного целесообразного выполнения движений и действий или в процессе дрессировки.


Психика животных О П. ж., в отличие от психики человека , нельзя получить сведений, основанных на отчетах об интроспекции . Все представления о существовании у животных субъективного опыта , о его содержании и о его связи с поведением и физиологическими процессами строятся по аналогии с нашими представлениями о психическом мире человека. П. ж. с древности вызывала глубокий интерес у философов и натуралистов, но ее систематическое целенаправленное исследование началось в конце XIX в. с появлением зоопсихологии . Споры о возможности изучать П. ж., которая принципиально недоступна наблюдению , разделили зоопсихологов на два противоположных научных лагеря. Сторонники такого изучения заявляли, что о П. ж. вполне можно делать научные заключения на основе наблюдений за поведением животных и данных об их физиологии. Отвергая любые варианты антропоморфизма , приверженцы объективистского подхода считали П. ж. недоступной для подлинно научного исследования и призывали ограничиться изучением только объективно наблюдаемых явлений поведения и физиологии. К середине 30-х гг. объективистское направление стало господствующим, исследование П. ж. за некоторым исключением практически прекратилось и возобновилось только на рубеже 70-х гг. нашего столетия. В настоящее время изучение П. ж. превратилось в новое активно развивающееся научное направление, которое чаще всего называют когнитивной этологией , реже психоэтологией или когнитивной сравнительной психологией . В рамках когнитивной этологии проблема П. ж. рассматривается одновременно в естественнонаучном, психологическом и философском плане.

Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Смотреть что такое "психика животных" в других словарях:

    Психика животных - [греч. psychikos душевный] внутренний мир животного, охватывающий весь комплекс предполагаемых субъективно переживаемых процессов и состояний: восприятие, память, мышление, намерения, сны и т. п., и включающий такие элементы психического опыта,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ПСИХИКА - (от греч. psyche душа). Свое понимание.П. советская психология строит на основе разработки теоретического наследства Маркса Энгельса Ленина, работ Сталина. Маркс указывал, что «сознание никогда не может быть чем либо другим, как сознанным… … Большая медицинская энциклопедия

    Высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. На уровне человека П. приобретает качественно новый характер, в силу того, что его… …

    ПСИХИКА - (греч.). Область душевных сил и способностей индивида. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПСИХИКА область душевных явлений, область чувства. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в… … Словарь иностранных слов русского языка

    ПСИХИКА - (от греч. psychikos душевный) специфический способ функционирования души. Традиционно психическая реальность противопоставляется, с одной стороны, физиологии организма, понимаемой биохимически, с др. понятию «душа», воспринимаемому как… … Философская энциклопедия

    ПСИХИКА - (от греч. psychikos душевный) совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Находится в единстве с… … Большой Энциклопедический словарь

    Согласно ей, у человека возникает особый вид функций психических функции психические высшие, полностью отсутствующие у животных. Автор Л. С. Выготский. По крайней мере два ее фундаментальных положения сохраняют значение поныне. Это положение об… … Большая психологическая энциклопедия

    Психика - Сюда перенаправляется запрос «Теория психики». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия

    Психика - (гр. душа) понятие, характеризующее внутренний мир человека и высших животных. Психика человека отличается от психики животных способностью оперировать знаковыми структурами, имеющими социальную природу. Психика определяется как одна из форм… … Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов

    психика - и; ж. [от греч. psychikos душевный] 1. Совокупность процессов и явлений, связанных с высшей нервной деятельностью человека и животных. Ощущения, восприятия, эмоции, память неотъемлемые элементы психики. 2. Душевная организация, душевный склад;… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Психика и психические процессы (система понятий общей психологии) , Чуприкова Наталия Ивановна , В книге обосновывается правомерность сложившегося в отечественной психологии понимания психики как отражения действительности и регулятора на этой основе поведения и деятельности. Как ответ… Категория: Психология Серия: Разумное поведение и язык Издатель: Языки славянской культуры , Производитель: Языки славянской культуры , Купить за 1201 грн (только Украина)
  • Мозг и психика животных. Влияние экспериментальных неврозов на слюноотделение собак , Чилингарян Лилия Ивановна , Монография Л. И. Чилингарян посвящена одному из интереснейших аспектов современной биологической науки - исследованиям мозга. Продолжая развитие условно-рефлекторной теории великого Павлова и… Категория: Зоология Серия: Психологические технологии Издатель:

Информация и раздражимость. Взаимодействие различных материальных систем имеет своим результатом взаимоотражение, которое выступает в виде механической деформации, перестройки, разложения атомов, электромагнитных сил, химических изменений, физиологических процессов, психики и сознания. Отражение представляет такой результат взаимодействия, в котором фиксировано то, что принадлежит отражаемому телу. Любое изменение одного объекта" в результате его взаимодействия с другим имеет нечто общее, соизмеримое с объектом-оригиналом. Оно представляет изоморфное, т.е. структурно подобное, отображение какой-либо стороны предмета. Так, некоторые окаменелости отчетливо хранят отпечатки древнейших рыб и растений.

Изоморфные отображения широко распространены в природе: отпечаток в любом объекте, полученный в результате взаимодействия последнего с другим объектом, по своей структуре изоморфен какой-либо стороне другого объекта. Например, подструктуре след от лапы животного на песке или снегу изоморфен той части лапы, которая участвовала во взаимодействии с песком или снегом. Любое отражение есть информация. Она выступает как мера неоднородности в распределении энергии. Всякая неоднородность несет с собой информацию. С понятием информации не связана ее осмысленность. Но она может быть и осмысленной. Информация - это сведения о чем-либо, отображение одного предмета или процесса в другом. Так, например, информацию несут речь, письмена, солнечный свет, складки горного хребта, шум водопада, шелест листвы, вид хищника для мелкого животного, а также афиша, извещающая человека о заседании или кино, вспышка лампочки во входном фотоэлементном устройстве автоматически регулирующейся машины и т.п. Материальное средство, с помощью которого передаемся информация, является сигналом.

У человека и животных непосредственные чувственные сигналы - ощущения и восприятия - составляют так называемую первую сигнальную систему действительности. У человека выработалась речевая, т.е. вторая сигнальная система действительности которая представляет, по выражению И.П. Павлова, “сигналы первых сигналов”.

Одним из важных аспектов взаимодействия любых живых организмов с внешней средой является извлечение ими информации об окружающей среде. Обмен информацией между животными выражается в характерных звуковых сигналах зверей и птиц, предупреждающих об опасности, сигнальных танцах пчел. Сложнейшие жизненные процессы, совершающиеся в растениях, также согласуются с изменениями окружающей среды. В этом приспособлении к изменениям условий существенную роль играет прежде всего способность растений улавливать, отражать происходящие изменения, получать о них информацию. Способность к получению и использованию информации об окружающем мире имеет столь важное значение для жизни вообще, что должна быть отнесена к числу фундаментальных свойств живой материи.

В неживой природе нет необходимости в использовании продуктов взаимодействия в функции особых моделей вещей. Нужда в функциональном замещении возникает в живой природе. У животных возникает особая приспособительная деятельность - поведение.

Одно из свойств живого - раздражимость. Жизнь возникает там, где появляются органические соединения, способные к саморегуляции, самовоспроизведению, самосохранению, размножению, самосовершенствованию путем эволюции и раздражимости. Раздражимость - такое свойство жизни организма, которое заключается в отражении воздействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и внешней ответной избирательной реакции.

В процессе эволюции простейшие формы раздражимости, свойственные низшим видам живых организмов, начиная с одноклеточных (например, амеба), растений, животных с низкоорганизованным нервным аппаратом (тропизмы, таксисы), сменяются высокоорганизованными формами поведения. Раздражимость - допсихическая форма отражения; это такое свойство организма, которое проявляется в виде лишь физиологической реакции, еще не связанной с возникновением субъективного образа объективного мира. Раздражимость является средством управления, регулирования приспособительного поведения.

Чувствительность, психика. Дальнейший этап в развитии форм отражения связан с возникновением у более высоких форм живой материи такого нового свойства, как чувствительность - способность иметь ощущения, отражающие свойства предметов, воздействующих на организм. Ощущения составляют начальную форму психики животных. Таким образом, психика не является свойством живой материи вообще. Она есть свойство высших форм органической материи. Возможно, что зачатки ощущений возникли у животных, не имевших нервной системы. Несомненно, однако, что, начиная с кишечно-полостных, психика становится функцией нервной системы и дальнейшее ее развитие связано с развитием нервной системы. У позвоночных животных непосредственным носителем психики становится мозг.

Одной из характерных черт животных организмов является активность, которая выявляется в их предметно направленном поведении. Последнее осуществляется посредством созданных эволюцией органов информации об окружающих вещах и процессах, а также контроля и управления поведением в соответствии с полученной информацией. Организм не просто реагирует на ситуацию, а сталкивается с динамически переменчивой ситуацией, ставящей его перед необходимостью вероятностного прогноза и активного выбора. Организм все время как бы ведет игру с окружающей средой: правила этой игры не определены однозначно, а ходы, “задуманные” противником, известны только с определенной степенью вероятности.

Об инстинкте. Чтобы разобраться, в чем состоят биологические предпосылки сознания, нужно с самого начала четко разграничить два вида действия животных: действия инстинктивные, врожденные, и действия, основанные на опыте, приобретенном в ходе индивидуального развития каждого животного. Главнейшие инстинкты - питания (пищевой), самосохранения (оборонительный), размножения (половой, родительский), ориентировочный, общения (стайный, стадный). Цыпленок, только что вылупившийся из яйца, без всякого обучения начинает клевать зерно, а только что родившийся теленок - сосать вымя коровы. Животные обладают бдительным инстинктом самосохранения, который вовремя дает им предостережение. Инстинкты бывают очень сложными и. на первый взгляд производят впечатление исключительной разумности. Так, бобры перегрызают стволы деревьев, валят, очищают их от ветвей, разгрызают на куски и сплавляют по воде. Из песка или мелких ветвей они строят на берегу реки сложные “многокамерные” жилища с подводными и надводными выходами. Для удержания воды на одном уровне бобры возводят плотины.

Инстинкт действует безошибочно только в постоянных условиях, Как только условия меняются, сразу же проявляется его бессозна^ тельный характер. Пчелы умело изготовляют соты, совершенные по форме и прочности. Но срежьте дно ячейки - и пчела не обратит на это внимания, будет продолжать заливать ячейку медом.

Инстинктивное поведение животных является результатом многовекового приспособления данного вида животных к определенным условиям их существования. Благодаря такого рода приспособлению животных к определенной среде обитания у них выработался соответствующий нервный аппарат, характер действия которого передается по наследству. Любопытно, что, предопределяя форму поведения, врожденные механизмы у значительной части животных не определяют объекта этого поведения: только что вылупившиеся птенцы одинаково клюют и зерна пшена, и опилки. Характер объекта дается опытом. Инстинкт - это цепной безусловный рефлекс, т.е. ряд последовательных рефлекторных движений, из которых каждое предыдущее является начальным толчком, для каждого последующего.

Элементарное мышление, у животных. Теперь рассмотрим другой вид поведения животного. Перелетные птицы ориентируются в своем длительном пути днем по солнцу, а ночью по звездам. Этому способствует опыт, накопленный и переданный десятками и сотнями тысяч птичьих поколений. И в естественных условиях, и в условиях эксперимента животные практически не только довольно дифференцированно воспринимают свойства и отношения вещей, но и отражают немалое число существенных в биологическом отношении связей в окружающем мире, учатся на своем опыте и используют этот опыт в жизни. А это и есть элементарное мышление.

Мышление животных достигает своего высшего уровня, например, у человекообразных обезьян и у дельфинов. Результаты опытов показали, что шимпанзе способен и к изменению формы предмета, совершенно непригодного к непосредственному употреблению в качестве орудия и требующего обработки посредством деформации пластичных предметов (проволоки), отчленения выступающих частей предметов (веток), вычленения частей из целых предметов путем их расщепления (досок). Многосторонний практический анализ, проводимый шимпанзе при дифференцировке им свойств целых предметов, а иногда и разных частей одного и того же предмета, находится в тесной связи с практическим синтезом. .Последний осуществляется при использовании обезьяной свойств предметов в процессе гнездостроения и при установлении связей между предметами в случаях решения экспериментальных задач, требующих употребления орудия.

Шимпанзе обладает обобщенными представлениями, котор определяют его деятельность, что особенно отчетливо видно.„, факта вычленения обезьяной орудия из целого предмета, например лучины из доски. Такого рода обработка материала примечательна тем, что шимпанзе вычленяет пригодную для употребления часть, исходя не из конкретного восприятия наличного предмета, частично или в целом пригодного для употребления, а пользуясь генерали-зованным зрительным образом пригодного орудия или представлением, выработавшимся во время прошлых опытов. Таким образом, анализ ситуации из сферы практического действия перемещается в сферу умственного действия и реализуется на основе известного обобщения существенных свойств пригодного орудия. Высокий уровень интеллекта шимпанзе обнаруживается не только в опознавании окружающих предметов, обладающих нужными свойствами, и последующем их использовании, но и главным образом в их видоизменении.

Характер деятельности интеллекта обезьян объясняется биологическими условиями их существования. Шимпанзе.не может мысленно оперировать представлениями, вообразить себе будущее соотношение частей составного орудия. Деятельность шимпанзе основана на отражении простейших жизненно важных связей вещей.

Думают ли животные? Да, думают. Но не так, как люди. Животное не осознает ни своих действий, ни своего места в мире и среди себе подобных. Животное не обладает ни сознанием, ни тем более самосознанием. Обезьяны могут иногда применять различные предметы для добывания пищи, например разбивать камнем орех, доставать палкой плод. Но эти предметы в руках обезьяны - не настоящие орудия, а действия с ними - не настоящий труд. Ни одна обезьяна не изобрела ни одного орудия

Психика животных - свойство мозга воспринимать окружающую действительность и отражать ее в форме регулируемых функций нервной системы, внутренний субъективный мир животного, охватывающий весь комплекс субъективно переживаемых процессов и состояний: восприятие, память, мышление, намерения, сны и т. п., и включающий такие элементы психического опыта, как ощущения, образы, представления и эмоции.

О психике животных, в отличие от психики человека, нельзя получить сведений, основанных на отчетах об интроспекции. Все представления о существовании у животных субъективного опыта, о его содержании и о его связи с поведением и физиологическими процессами строятся по аналогии с нашими представлениями о психическом мире человека. П. ж. с древности вызывала глубокий интерес у философов и натуралистов, но ее систематическое целенаправленное исследование началось в конце XIX в. с появлением зоопсихологии . Споры о возможности изучать П. ж., которая принципиально недоступна наблюдению, разделили зоопсихологов на два противоположных научных лагеря. Сторонники такого изучения заявляли, что о П. ж. вполне можно делать научные заключения на основе наблюдений за поведением животных и данных об их физиологии. Отвергая любые варианты антропоморфизма, приверженцы объективистского подхода считали П. ж. недоступной для подлинно научного исследования и призывали ограничиться изучением только объективно наблюдаемых явлений поведения и физиологии. К середине 30-х гг. объективистское направление стало господствующим, исследование П. ж. за некоторым исключением практически прекратилось и возобновилось только на рубеже 70-х гг. нашего столетия. В настоящее время изучение П. ж. превратилось в новое активно развивающееся научное направление, которое чаще всего называют когнитивной этологией, реже психоэтологией или когнитивной сравнительной психологией. В рамках когнитивной этологии проблема П. ж. рассматривается одновременно в естествен-нонаучном, психологическом и философском плане.

Поведение животных - регулируемое психикой отражение окружающей действительности, присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Термин «поведение» применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (поведение биологического вида, социальной группы). Первые попытки научно понять П. возникли на основе механистического детерминизма, в категориях которого П. трактовалась по типу взаимодействия физических тел. Эволюционное учение в биологии (Ч. Дарвин) позволило объяснить целесообразность П. живых существ, стимулировав разработку объективных методов исследования поведения в единстве его внешних и внутренних проявлений. На основе биологического детерминизма сложилось учение о высшей нервной деятельности животных, синонимом которой И. П. Павлов считал поведение. Бихевиоризм противопоставил П. сознанию, полагая, что предметом психологии является только поведение, которое было сведено к совокупности двигательных реакций на внешние стимулы. В дальнейшем сторонники бихевиоризма внесли в эту схему коррективы (Необихевиоризм). Своеобразие П. индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является, от групповых норм, ценностных ориентаций, ролевых предписаний.

Целостный комплекс всех проявлений поведения и психики животных, направленных на установление жизненно необходимых связей организма с окружающей средой составляет психическую деятельность животных - процесс психического отражения действительности как продукт и проявление активности животного в окружающем мире. Решающее значение имеют возрастающая активность, инициативность, лабильность, вариабельность, суверенность (по отношению к условиям среды) двигательной активности и соответствующие морфофункциональные преобразования в ходе филогенеза, особенно в эффекторно-сенсорной сфере (примат поведения в психическом отражении). Происходящие при этом ароморфозные или идиоадаптивные изменения строения и функции организмов обусловливают эволюционные преобразования психической деятельности животных, что, в свою очередь, обеспечивает возможность дальнейшей эволюции. У высших животных (на уровне перцептивной психики) ориентационный компонент психической деятельности осуществляется на основе формирования обобщенных психических образов, причем на высших филогенетических уровнях - на основе целостных образов всей среды обитания. Этим обеспечиваются наиболее адекватное, полноценное и биологически максимально адаптивное управление, корректировка и совершенствование внешней активности животного, в результате чего появляется возможность установления оптимальных для организма отношений с биологически значимым компонентом среды. В процессе эволюции (уже на низших этапах филогенеза) выделились и получили развитие два направления психической деятельности животных - локомоционное и манипуляционное (по К. Э. Фабри).

Итак, становится понятным то, что психика и поведение у животных – неотделимы друг от друга. Следовательно, психику в совокупности со всеми модусами и атрибутами поведения можно рассматривать как две стороны процесса адаптации.

С общебиологической и нейробиологической точек зрения всех представителей животного мира можно расположить в виде ряда (рядов), где порядок будет диктоваться возрастающей сложностью, разнообразием их внешней активности. Более всего известна схема классификации поведения, выделяющая пять типов адаптивных реакций: таксисы, рефлексы, инстинкты, рассудочная деятельность (иногда сюда же относят инсайт (интуиция)), разные формы научения. Этот список представляет собой пять способов решения задач жизнеобеспечения у животных. Каждый из перечисленных способов активного реагирования четко определяется принципом организации систем, которые управляют поведением. То есть за каждым из названных типов поведения стоит определенный тип устройства нервной системы. Такой ряд согласуется с эволюционной теорией прогресса.

После изучения данной главы студент должен:

знать

  • в каких ситуациях необходимо использовать генетически заданные способы поведения, а в каких искать их самостоятельно;
  • чему должны обучаться животные;
  • каковы преимущества жизни в сообществе;
  • как общаются животные;

уметь

Различать способы поведения животных, установившиеся в ходе эволюции, взятые из прошлого опыта или найденные в ходе поведения;

владеть

Навыками анализа поведения животных.

Как не укрепляй вертикаль, все равно тянет стать на четвереньки. А старые обезьяны все еще вспоминают, как они жили до эволюции.

Ф. Кривин

Врожденное или генетически заданное поведение

В этой главе мы проанализируем организацию и психическую регуляцию поведения животных. Подробнее об этом можно узнать при изучении таких дисциплин, как зоопсихология и сравнительная психология. Задача же этой главы – показать принципы построения поведения и возможности психики живых существ до человека, чтобы мы увидели общее и различия в организации деятельности животных и человека.

Начнем анализ с самых простых форм поведения, так называемого врожденного поведения. На самом деле речь пойдет о поведении живых существ, которое они осуществляют без предварительного обучения. Речь идет о генетически обусловленном поведении, которое может осуществляться не только сразу после рождения, но и спустя месяцы и годы после рождения.

К генетически заданному поведению относятся четыре разные поведенческие ситуации:

  • 1) внешний раздражитель (стимул) без предварительного обучения вызывает адекватное поведение. Например, раздражение губ новорожденного млекопитающего приводит к сосательной реакции детеныша; теплый предмет вызывает движение новорожденного к нему; болевой раздражитель вызывает реакцию ухода от него; вибрация паутины приводит к нападению паука на запутывающуюся в паутине жертву и т.д.;
  • 2) поведение возникает спонтанно без внешнего стимула из среды, заготовка корма на зиму у многих грызунов; строительство гнезда; сексуальное напряжение, перелетное беспокойство у птиц и т.д.;
  • 3) многие животные без предварительного обучения выполняют нужные двигательные акты. Например, новорожденный олененок, который должен следовать за матерью, через несколько десятков минут после рождения начинает ходить; птенцы водоплавающих птиц умеют плавать, многие птицы без обучения вьют гнезда и т.д.;
  • 4) многие живые существа без предварительного обучения правильно ориентируются в своей среде проживания. Например, инфузории при высокой концентрации в воде вредных веществ перемещаются к свету; некоторые мухи при опасности взлетают по направлению к солнцу; гусеницы ряда бабочек при падении с кустарника или дерева ползут вверх против гравитации и к свету; самка комара откладывает яички на блестящую при солнце поверхность воды и т.д.

Нетрудно заметить по описанным выше ситуациям, что на самом деле генетически определена либо причина поведения (генетически заданная детерминация), либо ориентировка и координация двигательных актов (ходьба, полет, плавание). Такое поведение описывается в понятиях "инстинкт", "рефлекс", "тропизмы", "таксисы". Если оно широко представлено у всех видов живых существ (у каких-то больше, у каких-то меньше), то возникает вопрос о преимуществах и возможностях такого поведения. Что делает такое поведение выгодным или даже необходимым и что дает возможность иметь такое поведение?

Начнем с выгоды и необходимости. Генетически заданное поведение включается самим изменением среды (или опосредованно, например, через изменение гормонального состояния) и тем самым позволяет сразу отвечать на возникшую угрозу или появление пищи. Оно также позволяет правильно ориентироваться при передвижениях в пространстве и адекватно отвечать на важные для жизни стимулы (раздражители от объектов). Для многих видов, особенно для насекомых, такое поведение как один из способов адаптации к среде проживания является просто необходимым.

Жизнь бабочек состоит из нескольких стадий (яйцо – личинка – куколка – имаго), и жизнь в каждой стадии занимает небольшое время, при котором некогда учиться новому поведению. При этом опыт одной стадии жизни (например, гусеницы) совершенно не нужен другой стадии (например, имаго, т.е. взрослому насекомому), поэтому не нужна и сама память. Очень часто задачи насекомых чрезвычайно просты и их мало. Например, у гусеницы – это питание и защита; у некоторых бабочек это только размножение (у них даже нет органов питания). При этом бабочки часто имеют маленькие размеры (большинство видов имеет размер 3–30 мм) и очень небольшое число нейронов нервной системы – от 250 до 900. Такие объемы нервной системы не позволяют иметь сложно устроенные механизмы. В этих условиях гораздо выгоднее иметь стандартно работающие управляющие устройства, обеспечивающие автоматические шаблонные ответы на ситуацию.

Естественно, возникает вопрос: почему эти шаблонные автоматические ответные реакции или ориентировки оказываются успешными ?

Такое поведение оказывается успешным только тогда, когда условия жизни данного вида остаются постоянными или меняются строго по определенному закону. Эти условия позволяют иметь рецепторы, настроенные именно па них, и механизм нужной ответной реакции. Отмеченное постоянство выявляется с помощью различных сенсорных модальностей: зрительной, слуховой, обонятельной, температурной, гравитационной, вибрационной и т.д.

Например, длина светового дня в течение года в средних широтах изменяется по синусоиде: от минимальной в декабре до максимальной в июне, что служит ориентиром для периода размножения многих видов, отлетного беспокойства птиц-мигрантов или времени их отлета и т.д. Практически параллельность солнечных лучей на Земле позволяет пчелам ориентироваться по углам направления полета к солнечным лучам. Положение Солнца на небосклоне Земли служит ориентиром для некоторых видов муравьев и пчел (туда – Солнце справа, а обратно – слева).

Наличие тени от непрозрачных предметов служит пусковым сигналом для ягненка в поиске молока матери (при кормлении мать становится над ягненком, создавая тень от света). Наседка подает сигналы тревоги для цыплят или другими звуками подзывает их к себе. Каждая семья пчел имеет свой запах, и стоящие на входе в улей сторожа по запаху определяют чужаков, а пчелы-санитары выносят мертвых пчел из улья, ориентируясь на их запах. Муравьи, уходя из гнезда, метят свой путь пахучим веществом и по нему возвращаются назад. Запах добычи ориентирует хищника в преследовании жертвы. Дождевые черви всегда затаскивают опавшие листья в нору, острым концом вперед, что позволяет листу закручиваться в трубочку. Ориентируются они при этом по химизму (вкусу) разных частей листа. Если из листа вырезать подобие листика с острым концом из основания черенка листа, то червь тянет лист не за острый конец (как выгодно), а за тупой, где сохранен химизм верхушки исходного листа.

Таких примеров великое множество, и всегда за ними стоит повторение ситуаций, представленных каким-то раздражителем. Но если живое существо вынуждено учитывать в своей жизни меняющиеся условия среды, то поведение перестает быть шаблонным.

Долгое время казалось, что у многих видов задана жесткая неменяющаяся программа поведения и определены объекты, которые однозначно вызывают нужное поведение.

Натуралист Жан Фабр считал, что у пчел существует жесткая программа поведенческих актов, которая не реагирует на изменение ситуации. Он помещал готовую к выходу из ячейки пчелу в стеклянную пробирку, заклеенную воском и дополнительно закрытую сверху бумажным конусом. Пчела быстро прогрызала восковую затычку, но бумажный конус оставался целым. Фабр объяснял это тем, что у пчелы "записано" в памяти, что необходимо прогрызать при выходе из ячейки только одно препятствие – крышечку ячейки. Поэтому вторая преграда оставалась всегда целой. При внимательном анализе выяснилось, что это была ошибка в эксперименте, чем часто грешит психология. Устройство челюстей пчел (жвал) не позволяет им захватывать гладкую поверхность бумаги, а если пробирку заклеить двумя или тремя перегородками из воска, то все они оказываются разрушенными, и пчела выходит на свободу.

Было выявлено, что часто записывается нс сам по себе двигательный акт, а конечный результат, который должен быть достигнут. Вспомните этот вывод И. М. Сеченова при анализе рефлексов. Сам конечный результат может быть достигнут разными способами. Так, оса, чтобы обездвижить кузнечика, должна ужалить его в нервный узел (ганглий). Но это происходит во время борьбы с кузнечиком, и оса наносит удары с разных сторон и в разных положениях, что никак нельзя записать в генотипе.

Оказалось также, что у многих видов предмет потребности не задан от рождения, как не задано узнавание матери. Этому детеныши учатся при жизни, запоминая после рождения запах, цвет, форму и размеры матери. (Об импринтинге мы говорили ранее, см. параграф 3.3.2.)

Э. Торндайк в конце XIX в. убедительно в экспериментах показал, что многие животные (начиная с грызунов – мышей, крыс) могут находить новые способы поведения, т.е. формировать поведение, которое не могло быть задано генетически.

Постепенно становилось понятным, что говорить только о генетически заданном поведении или только о приобретенном при жизни нельзя – поведение чаще всего включает в себя и врожденные элементы, и приобретенные при жизни. Поэтому напрашивается вопрос о том, что может и должно быть генетически заданным, а что надо устанавливать при жизни.

Врождены ли поводы, определяющие начало поведения ? Ответ на этот вопрос неоднозначен. На физические непредметные воздействия (энергетические потоки) и на постоянные неменяющиеся признаки объектов (цвет, запах) могут быть врожденные реакции. На объекты, которые меняются во времени (форма, цвет, размеры), нельзя иметь врожденные реакции. Закрепить генетически совокупность меняющихся признаков объекта (например, матери или пищевого объекта) невозможно, поэтому природа предусмотрела установление биологического смысла объекта при жизни детеныша (примеры импринтинга).

Что можно сказать про ориентировку поведения ? Мы уже говорили, что на постоянные неменяющиеся условия ориентировка может быть задана генетически, но для меняющихся условий среды требуется исследовательское поведение, выделяющее ориентиры "здесь и теперь" на основе образа ситуации. Способы поведения могут быть генетически заданы как умение некоторых видов птиц строить гнезда, по в новых необычных условиях или при нарушении естественных средств деятельности живых существ (клюва, конечностей и пр.) необходимо искать новые способы достижения нужного результата. Аналогична и ситуация с исполнением двигательных актов (бег, ходьба, полет и пр.). Сама координация работы разных мышц может быть генетически заданной в той части, где их работа не учитывает внешних условий. Но те стороны (параметры) движений, которые зависят от внешних условий, подлежат обучению. Например, голубь начинает летать без обучения, но он учится учитывать направление и силу ветра в полете, и свою скорость при посадке.

Изложенные факты позволяют сделать заключение о том, что генетически заданное поведение становится неэффективным, если живое существо сталкивается с новыми для себя обстоятельствами, где имеющиеся в его арсенале способы поведения неадекватны этим обстоятельствам и ему необходимо искать (создавать) новые способы поведения. Генетически заданное поведение также становится неэффективным в постоянно меняющихся условиях поведения, где ориентиры все время меняются и их значение необходимо устанавливать заново при осуществлении поведения.

  • Фабр Ж. (1823–1915) – французский энтомолог и писатель, член многих научных обществ, автор классического десятитомного труда "Энтомологические воспоминания" (в русском переводе "Жизнь насекомых").