Подвиг экипажа миноносца «Стерегущий. Эскадренный миноносец «Стерегущий Какому кораблю японцы поставили памятник

10.2010.

Памятник экипажу миноносца "Стерегущий"

1909-1911 - ск. Изенберг К. В., арх. Гоген фон А. И.

В 1909-1911 гг. в восточной части Александровского парка, рядом с Каменно-островским пр., сооружен памятник экипажу миноносца «Стерегущий», геройски погибшему 26 февраля 1904 г. во время русско-японской войны 1904-1905 гг.
Автор проекта и строитель памятника - скульптор К. В. Изенберг при участии архитектора А. И. фон Гогена. Работы производились по заказу и на средства Морского министерства Главным управлением кораблестроения и снабжений. Автор проекта бетонного фундамента «с прокладкой железа» - профессор Института гражданских инженеров В. Н. Соколовский.

Памятник представляет собой установленную на гранитном пьедестале бронзовую группу: на фоне креста изображены ниша отсека миноносца и две фигуры матросов, открывающих кингстон и иллюминатор.
Пьедестал изготовлен из большого монолита, по бокам которого установлены еще два монолита меньшего размера. Для цоколя и пьедестала использован красный финляндский гранит «Тевсала». На памятнике укреплены две бронзовых доски: с описанием эпизода гибели миноносца и с именами членов его команды. Последняя укреплена на среднем монолите с тыльной стороны.
Основанием памятнику служит приподнятая земляная площадка, куда ведут лестницы с гранитными ступенями.
В композицию памятника включены также два фонаря - маяка на гранитных столбах, установленных по бокам, и каскад
с бассейном. Памятник был обнесен железной решеткой.

Во время Русско-японской войны миноносец "Стерегущий" при возвращении с ночной разведки в Порт-Артур был атакован сразу несколькими японскими боевыми кораблями и после неравного боя превратился в плавучую развалину, после чего был затоплен уцелевшими членами экипажа, чтобы не достался японцам в качестве трофея.
Скульптура на памятнике - матросы В. Новиков и И. Бухарев открывают кингстоны, чтобы затопить миноносец.
Когда-то (до 1971 г.) из скульптурного иллюминатора лилась вода, поскольку памятник был по сути дела фонтаном.
Мемориальная доска со списком членов экипажа, установленная уже в советское время.
Четыре члена экипажа, в их числе и отличившийся трюмный машинист В. Н. Новиков, пережили эту страшную трагедию и благополучно возвратились на Родину.

Осматривавший "Стерегущего" перед буксировкой японский мичман Ямадзаки докладывал: "В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд - в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки - картина ужасная. Установленные для защиты койки местами сгорели. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико, также, видимо, были попадания в сложенный между трубами брикет. Кормовой минный аппарат был повернут поперек, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного - только на самой корме лежал один труп. Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя». В заключение Ямазаки сделал вывод: "Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию".

Все были убиты. Живыми были найдены только четыре человека из экипажа. Японцы попытались отбуксировать миноносец, но огонь береговых батарей и приближавшихся со стороны Порт-Артура русских кораблей заставил их отказаться от своих планов и затопить "Стерегущего".

Мужество экипажа русского миноносца настолько потрясло врага, что в Японии его команде был воздвигнут памятник - стела из чёрного гранита со словами: "Тем, кто больше жизни чтил Родину".

Вскоре после этих событий газета "Новое время" опубликовала версию событий, которая очень скоро превратилась в легенду. Суть её сводилась к тому, что, не желая попасть в руки врага и отдать ему российский корабль, оставшиеся в живых моряки Василий Новиков и Иван Бухарев приняли решение потопить судно и открыли кингстоны затопления. Вместе с телами убитых и раненых миноносец "Стерегущий" с развевающимся Андреевским флагом ушел под воду на глазах японцев. Легенда так ярко отражала дух российских моряков, что в неё поверили практически все. Но оказалось, что на "Стерегущем" вовсе не было кингстонов, а Василий Новиков как раз и есть один из четырёх спасшихся и взятых в плен матросов. За этот бой он был удостоен двух Георгиевских крестов. После войны Новиков вернулся в родную деревню Еловку. А в 1919 году был расстрелян односельчанами как помогавший колчаковцам. Такая вот судьба.

Как появился памятник "Стерегущему"? Существует версия, что по окончании русско-японской войны скульптор Константин Изенберг преподнес императору Николаю II сувенир – чернильницу, оформление которой воспроизводило героический и трагический момент гибели “Стерегущего”. Царю понравилось и он приказал поставить памятник “Стерегущему” по этой модели. Морской генеральный штаб представил царю доклад, в котором опроверг миф, распространённый через прессу. Но Николай II ответил: "Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца "Стерегущий". Архитектурную часть работы выполнил А.И. фон Гоген.

Платонов Артем

Японцы еще рассчитывали захватить русский миноносец. Мичман Ямазаки потом докладывал, что два русских матроса, завидя, что японцы крепят на "Стерегущем" буксир, перебежали по разбитой палубе и скрылись в машинном отделении, задраив за собой люк. Ямазаки предложил им сдаться, но в это время "Стерегущий" стал быстро крениться и погружаться. Моряки, оставшиеся неизвестными, открыли кингстоны и погибли вместе со своим кораблем...

Официальная версия

Рождение "Стерегущего"

1895 год. В Великобритании для Российского Императорского флота построен миноносец «Сокол», ставший первым кораблем в истории, сделанным из никелевой стали. По вооружению, скорости (29,7 узла) и мореходности «Сокол» стал одним из лучших в мире среди миноносцев. После испытаний корабля было решено немного доработать конструкцию (упрочнить корпус, увеличить толщину обшивки, оснастить корабли котлами улучшенной конструкции) и запустить улучшенные «Соколы» в серию.

1898 год. По заказу российского Главного управления кораблестроения в на Охтинском, Невском, Ижорском заводах и верфи в Або заложены 26 улучшенных миноносцев типа «Сокол». 12 из 26 миноносцев сделали разборными – их везли с Невского завода в Порт-Артур, где на полуострове Тигровый хвост был сооружен закрытый эллинг, рассчитанный на одновременную сборку трех миноносцев. И вот, 11 апреля 1900 года состоялась официальная закладка первого корабля на данном эллинге – "Баклана", вскоре переименованного в "Кондор", а затем в "Решительный". В том же году начали строить и "Кулик", через два года получивший новое название – "Стерегущий". В мае 1903 года его зачислили в состав 2-го отряда миноносцев Тихоокеанской эскадры, предназначенного "для защиты шхер и дальних бухт".

1904 год. Японско-российские отношения начинают стремительно портиться. 9 февраля японцы без объявления войны атакуют российские корабли на рейде Чемульпо и Порт-Артура. Начинается русско-японская война...

В этот же день «Стерегущий» с утра начал свою боевую вахту. Вначале отряженный в дозор, днем он дважды участвует в составе эскадры в атаке японцев, а вечером выходит на поиски вражеских кораблей. 14 февраля истребители «Стерегущий» и «Скорый» сопровождают минный крейсер «Всадник». 24 февраля вместе с истребителем «Сторожевой» отгоняют японские миноносцы от поврежденного броненосца «Ретвизан». Но бой, прославивший «Стерегущий», произойдет позже – 10 марта 1904 года...

Но вначале давайте посмотрим, что же предшествовало этому бою.

Предшествующие события

9 марта в 6 часов вечера миноносцы «Стерегущий» и «Решительный» под общим командованием капитана 2 ранга Боссе выходят в ночной дозор у мыса Ляотеньшань. Около часу ночи 10 марта на горизонте наблюдатели из Порт-Артура заметили какие-то огни, двигающиеся в сторону берега. Командующий флотом Тихого океана вице-адмирал С.О.Макаров приказал начальнику 1-го отряда миноносцев немедленно выйти в море, так как опасался, что неприятель может перехватить «Стерегущий» и «Решительный».

В начале четвертого ночи четыре корабля 1-го отряда («Выносливый», «Властный», «Внимательный» и «Бесстрашный») вышли из гавани и направились навстречу огням. Вскоре обнаружилось, что огни зажжены на четырех японских миноносцах – «Сиракумо», «Асасиво», «Касуми» и «Акацуки». Начальник отряда Н.А.Матусевич решает атаковать неприятеля...

Русские корабли, пользуясь тем, что они находились в тени горного массива Ляотеньшаня, подбираются незамеченными к вражеским кораблям почти вплотную. Наконец, в 3:30 с расстояния в 8 кабельтовых, «Выносливый», а затем и остальные русские миноносцы открывают огонь. Яркие вспышки выстрелов на мгновение выхватывают окрашенные в серо-оливковый цвет борта кораблей, а затем все снова погружается в темноту...

Хоть для японцев нападение и являлось полностью неожиданным, они очень быстро опомнились, дали полный ход и открыли ответный огонь. «Касуми» и «Асасиво» сосредотачивают огонь на вырвавшемся вперед «Выносливом». Вскоре один из снарядов попадает в машинное отделение, и миноносец лишается хода. Японцы приближаются к застывшему кораблю с трех сторон и начинают заваливать его снарядами. И хотя русские артиллеристы своей меткой стрельбой наносят ощутимый ответный урон, ситуация на «Выносливом» быстро ухудшается. Вскоре в кормовой части вспыхивает пожар, а взрыв в боевой рубке ранит начальника отряда Н.А.Матусевича. Кормовая часть миноносца окутывается смутно белеющим в темноте облаком – из перебитых труб отработанного пара обеих машин бьет мощная струя...

Но тут на помощь товарищу подоспел «Властный». Ведя огонь из всех орудий, он приближается к японским кораблям вплотную, и командир В.А. Карцев принимает решение таранить ближайший к себе миноносец – «Асасиво». Но японцы разгадывают этот маневр и стопорят машины, намереваясь пропустить корабль мимо себя и нанести ему таранный удар в ответ. Карцев командует резкий поворот, «Властный» выпускает в борт «Асасиво» две торпеды и проскакивает мимо. Японский миноносец после двух взрывов начинает крениться и тонуть...

Через несколько минут к «Властному» подбирается «Касуми» и, высветив того прожектором, начинает обстрел. «Властный» отвечает, и японец, не выдержав огня, гасит прожектор и резко меняет курс...

«Внимательный» и «Бесстрашный» тем временем вдвоем ведут бой с «Акацуки». Вскоре после взрыва в машинном отделении у японцев выходит из строя паровая магистраль, и миноносец превращается в неподвижную мишень. Закрепить успех русским морякам не удается – японец исчезает во тьме, а русские миноносцы вступают в перестрелку с оказавшимся рядом «Кацуми».

Вскоре противники теряют друг друга в темноте, и русские начинают отходить к берегу Лаотеньшаня – здесь, согласно инструкции, находится точка рандеву. «Внимательный» берет на буксир наиболее тяжело поврежденный «Властный», и в 7:00 отряд успешно прибывает на базу...

Последний бой «Стерегущего»

Помилуй нас Бог всемогущий

И нашей молитве внемли!

Так истребитель погиб "Стерегущий"

Вдали от родимой земли…

Наступление утра ознаменовалось густым туманом, окутавшим прибрежные воды. «Стерегущий» и «Решительный», возвращающиеся на базу после ночного дозора, в проливе Ляотешань внезапно обнаруживают крайне неприятное соседство. Пересекающимся курсом с ними идут четыре японских миноносца – «Акебоно», «Сазанами», «Синономе» и «Усугумо». Внезапная встреча стала для моряков полной неожиданностью. Однако, на «Стерегущем» и «Решительном» сразу же сыграли боевую тревогу, и русские артиллеристы первыми открыли огонь по японцам из двух 75-мм и четырех 47-мм орудий.

Используя единственный шанс вернуться в Порт-Артур и не принимать невыгодный бой (японские корабли были быстрее - 31 узел против 27, а также лучше вооружены - 6 орудий на каждом японском миноносце против 3 на каждом русском), оба корабля пошли на прорыв. Шедший в голове «Решительный», обмениваясь выстрелами в упор с «Акебоно» и «Сазанами», проскочить успел. «Стерегущему» повезло меньше – один из первых же японских снарядов попадает в котельное отделение и повреждает оба котла с главным паропроводом. Миноносец начинает стремительно терять ход... Командир «Решительного» Боссе принимает решение продолжать отход в Порт-Артур, иначе, как написал потом в рапорте командир эскадры Макаров, «повернуть «Стерегущему» на выручку, значило потерять вместо одного миноносца - два»...

Тем временем японские корабли пошли на сближение с потерявшим ход «Стремительным». Русские артиллеристы мужественно и метко отстреливались, но силы были явно неравны. Один за другим в полубак миноносца попадают три снаряда, корежа и разламывая ходовую рубку. Фок-мачта кренится и падает на правый борт. Один из снарядов попадает прямо в носовое 75-мм орудие, снеся половину ствола и уничтожив весь расчет. В кочегарке вспыхивает пожар, но кочегарам П. Хасанову, А. Осинину и трюмному машинисту В. Новикову удается его потушить...

Через час с начала боя смолкает последнее 47-мм орудие, и жестоко искалеченный «Стремительный», окутавшись дымом пожаров и паром из пробитых котлов, закачался на волнах. Все пространство от носа до первой трубы завалено частями тел и трупами – здесь полегла половина команды. С пробитых более чем в 10 местах бортов не доносится ни единого звука – 45 из 49 матросов и все 4 офицера, включая командира корабля, лейтенанта Сергеева, были мертвы...

Но победа японцам далась нелегко – досталось всем четырем миноносцам. Особенно пострадал «Акебоно», получивший 27 попаданий и вынужденный выйти из боя досрочно, и «Сазанами», отмеченный 10 попаданиями.

Видя, что русский миноносец не подает признаков жизни, японцы прекратили обстрел и спустили шлюпку. Мичман досмотровой партии Хитара Ямазаки, на найдя на борту живых (все четверо выживших – В.Новиков, А.Осинин, Ф.Юрьев и И.Хиринский, по видимому, в тот момент находились без сознания от ран), крепит на носу «Стерегущего» буксирный канат, и «Сазанами» начинает буксировку. Однако, вода, беспрепятственно вливающаяся в трюм сквозь несколько пробоин ниже ватерлинии, делает буксировку затруднительной – через 20 минут «Стерегущий» проседает и обрывает буксирный канат...

Из-за горизонта тем временем появляются дымы – вице-адмирал Макаров, узнав у вернувшегося «Решительного» о беде «Стерегущего», на крейсерах(?) «Новик» и «Баян» выходит навстречу врагу. Но к японским миноносцам уже успели присоединиться 5 крейсеров, а также приближалась броненосная эскадра, поэтому Макаров был вынужден вернуться обратно.

«Стерегущий» тем временем у всех на глазах медленно погружается под воду. Четверых оставшихся в живых моряков подбирают японцы...

Так как погиб «Стерегущий»?

Погибаю, но не сдаюсь!

Девиз моряков Императорского Военно-морского флота

10 марта 1904 года недалеко от Порт-Артура в неравном бою с японскими кораблями погиб русский миноносец «Стерегущий».
Миноносцы - корабли небольшие, и их гибель в морских боях отнюдь не редкость. Возможно, этот случай остался бы только в памяти свидетелей боя, да в штабных документах, но судьба распорядилась иначе.



Через несколько дней после боя в лондонской «Таймс» была опубликована статья, заставившая весь мир удивиться стойкости и самоотверженности русских моряков. Примечательно, что за несколько недель до этого газеты многих стран описывали подвиг «Варяга», и вот подобный подвиг совершает «Стерегущий», подтверждая, что русские моряки предпочитают гибнуть в бою, но не сдавать свой корабль врагу. Корреспондент, ссылаясь на рассказы японских моряков, писал, что лишенный хода «Стерегущий» принял неравный бой с японскими кораблями, но спустить флаг отказался. Вскоре палуба миноносца представляла из себя груду искореженного металла, среди которого лежали тела убитых моряков.

Японцы, подойдя на вельботе к миноносцу, чтобы взять его на буксир, увидели, что «35 убитых и раненых лежали на палубе русского миноносца. Но два матроса «Стерегущего» заперлись в трюме и не сдавались, несмотря на все увещевания. Они не только не сдались врагу, но вырвали у него добычу, которую он считал своей: открыв кингстоны, они наполнили миноносец водой и погребли себя вместе с ним в морских пучинах». Естественно, что статью перепечатали и российские газеты, которые часто черпали информацию у иностранных коллег. «Стерегущий» и его командир лейтенант Александр Сергеев стали известны всей стране.
Подвиг моряков произвел большое впечатление на российское общество, о нем долго писали газеты, ему посвящали стихи, проводили благотворительные акции по сбору средств семьям погибших моряков. Художник Н.С. Самокиш написал картину, на которой изобразил матросов, открывающих кингстон на гибнущем корабле. Уже после войны скульптор К. В. Изенберг на основе этой картины создал проект памятника «Двум неизвестным морякам-героям».
Императору памятник понравился, и был подписан контракт на его сооружение. Тогда-то и решили уточнить все детали легендарного боя, чтобы поместить на постаменте соответствующую надпись.

Оказалось, что в реальности события развивались немного не так, как их описывали газеты. На рассвете 10 марта возвращающимся из разведки миноносцам «Стерегущий» и «Решительный» путь к Порт-Артуру преградили 4 японских миноносца, обладавших более мощным вооружением. Русские корабли попытались прорваться с боем, но это удалось только «Решительному». У «Стерегущего» от прямого попадания снаряда были повреждены котлы, и он продолжил бой, практически потеряв ход. Не смотря на значительное превосходство противника, «Стерегущий» вел бой почти час.
Еще в начале боя Андреевский флаг прибили к мачте гвоздями, чтобы его случайно не сорвало взрывом. Поражает хладнокровие, с которым моряки действовали в бою. Командир корабля лейтенант Сергеев руководил боем лежа на палубе с перебитыми ногами. Когда он погиб, командование принял лейтенант Н. Головизнин, но и он вскоре был сражен осколком. Моряки не только вели огонь по противнику из четырех пушек (одной калибра 75 мм и трех калибра 47 мм), но и пытались бороться за живучесть корабля, получившего множественные повреждения и пробоины. На палубе «Стерегущего» укрыться негде, даже у его орудий не было щитов, но на место погибших к пушкам тут же становились те, кто еще мог вести бой. По свидетельству уцелевших, дольше всех из носовой пушки вел огонь получивший несколько ранений мичман К. Кудревич. Кочегары и машинисты подносили снаряды и тушили пожары. К концу боя кораблем командовал тяжело раненый инженер-механик В. Анастасов.

Когда замолчало последнее орудие, умирающий сигнальщик Кружков с помощью кочегара Осинина смог выбросил за борт сигнальные книги, привязав к ним груз. На корабле погиб командир, все офицеры и 45 из 49 матросов, которые исполнили ценой жизни последний приказ командира: «Выполнить свой долг перед Родиной до конца, не помышляя о позорной сдаче неприятелю родного судна» . Собственно, захватывать японцам уже было нечего. Это подтверждает и мичман с японского корабля: «Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя. Вообще, положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию...» .

К моменту подхода японского вельбота «Стерегущий» был полузатоплен, с него смогли снять только двух живых матросов и еще двух подобрали из воды, куда их отбросило взрывом. Японцы попытались буксировать «Стерегущего», но корабль продолжал погружаться и трос оборвался.
От Порт-Артура на помощь миноносцу уже спешили крейсера, посланные адмиралом Макаровым, и японские корабли предпочли уйти, не принимая бой, тем более что и они получили повреждения, имели убитых и раненых. Больше других пострадал миноносец «Акебоно», в который попало около тридцати снарядов. Английский корреспондент описал гибель русского корабля весьма правдиво, кроме одного: кингстоны на «Стерегущем» никто не открывал. В этом уже не было необходимости, да их и нет на кораблях этого класса. По большому счету, подвиг моряков не нуждался в дополнительной героизации, но легенда о кингстонах оказалась живучей. Японцы были поражены стойкостью русских моряков, возможно, это и послужило рождению легенды.
В Японии еще с самурайских времен умели уважать мужество своих противников. Не зря же они сохранили русское название на поднятом со дна «Варяге», а морякам «Стерегущего» даже поставили памятник с лаконичной надписью - «Тем, кто больше жизни чтил Родину» .

Но вернемся к памятнику в Петербурге. Императору представили докладную, в которой изложили подробности боя и опровергли версию о двух неизвестных героях, открывших кингстон. На ней монарх наложил резолюцию: «Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий ». Естественно, что ранее предполагавшуюся надпись делать не стали, но сам памятник оставили без изменения. Памятник в присутствии императора торжественно открыли 26 апреля 1911 года в Александровском парке. Когда отмечали 50-летие подвига «Стерегущего», на постаменте памятника укрепили бронзовую доску со списком его экипажа и изображением легендарного боя. Подвиг моряков «Стерегущего» увековечили не только в памятниках (уже в наши дни еще один установлен в Кронштадте), в апреле 1905 года российский военный флот пополнили два миноносца - «Лейтенант Сергеев» и «Инженер-механик Анастасов», а на Невском заводе заложили минный крейсер «Стерегущий». С этого времени корабль с гордым именем «Стерегущий» постоянно находится в составе флота.

А легенда о кингстонах продолжает свою собственную жизнь, даже в наши дни её можно встретить в публикациях о подвиге экипажа «Стерегущего», видимо, этому способствует и сам памятник. Еще в далеком 1910 году, предвидя такое развитие событий, начальник Исторической части Морского генерального штаба Е. Квашин-Самарин сказал: «Пусть легенда живет и живит будущих героев на новые беспримерные подвиги». И подобных подвигов российский флот знает немало. Так, в 1915 году погибла, приняв неравный бой, канонерская лодка «Сивуч», а в начале Великой Отечественной войны до последнего вел бой с тремя немецкими эсминцами сторожевой корабль «Туман».

См.также:

Миноносец "Стерегущий" - отечественный военный корабль типа "Сокол", который был заложен в Санкт-Петербурге в 1900 году. Первоначально назывался "Кулик". Летом 1902 года был спущен на воду в Порт-Артуре, получив известное наименование. На восток его доставили по железной дороге несколькими частями. Официально вступил в строй в августе 1903 года. Уже в феврале был уничтожен в неравном бою с превосходящими силами неприятеля во время Русско-японской войны. В той памятной битве "Стерегущий" вместе с миноносцем "Решительный" сражались против четырех японских военных кораблей. Они значительно превосходили русские суда по количеству экипажа, вооружению и водоизмещению.

В Порт-Артуре

В своей небольшой истории гибель миноносца "Стерегущий" осталась самым ярким событием. Ситуация развивалась стремительно. 26 февраля два корабля возвращались в Порт-Артур из ночной разведки. Фактически случайно они встретили четыре японских миноносца. Это были "Садзанами", "Акэбоно", "Усугумо" и "Синономэ". Со временем мощь противника усилилась, так как к ним присоединились крейсеры "Титосэ" и "Токива".

Командиры миноносцев "Стерегущий" и "Решительный" стремятся избежать сражения, но прорваться к Порт-Артуру удается только одному из них. "Стерегущий" оказывается окружен превосходящими силами противника, он вынужден принять неравный бой.

Неравный бой

Пока машина еще работала, миноносец "Стерегущий" рассчитывал в случае удачи прорваться в Порт-Артур. Но в 6 часов 40 минут японский снаряд разорвался в угольной яме, в результате чего были повреждены сразу два смежных котла.

Начал стремительно терять ход. На верхнюю палубу с докладом о произошедшем отправился кочегар Иван Хиринский. За ним поднялся еще и машинист Василий Новиков. В это время внизу оставались кочегар Алексей Осинин, кочегарный квартирмейстер Петр Хасанов. Вдвоем они пытались устранить возникшее повреждение, но в это время разорвался еще один снаряд в районе кочегарки № 2. Взрывной волной ранило Осинина. Через пробоину сразу же хлынула вода, которая практически мгновенно залила все топки. Кочегары задраили за собой горловины, выбравшись на верхнюю палубу.

Там они стали свидетелями последних минут этого сражения.

Конец истории

Орудия замолкало одно за другим. К этому моменту уже были убиты командир Сергеев и мичман Кудревич, которые так и не покинули своих постов. Погиб лейтенант Головизнин, который распоряжался спуском на воду вельбота. Мощным взрывом снаряда за борт выбросило инженера-механика Анастасова.

Окончательно орудия "Стерегущего" смолкли в 7:10. На воде оставался только практически полностью разрушенный остов миноносца, на котором уже не было мачт и труб. Палуба и борт были сильно изуродованы, повсюду лежали трупы героических защитников судна.

После этого японские корабли прекратили огонь, собравшись возле флагманского миноносца "Усугумо". Доклады, сделанные начальником отряда, дополнили картину произошедшего. "Синономе" и "Усугумо" получили незначительные повреждения. А вот два других японских судна едва оставались на плаву. В "Акебоно" попали 13 снарядов, а в "Саназами" - 8. На обоих кораблях было достаточно убитых и раненых.

В 8:10 японцы начали буксировку "Сазанами". К этому моменту подоспели два крейсера - "Новик" и "Баян", ими командовал адмирал Макаров. Японские корабли не стали принимать бой, было принято решение отступить. На борт они подняли четверых членов экипажа погибшего судна, которые остались в живых.

В 9:07 "Стерегущий" затонул. Как отмечено в документах того времени, направленных в Токио Морским генеральным штабом, это произошло в семи милях к востоку от маяка Ляотешань. Вот какова история гибели миноносца "Стерегущий".

Из экипажа "Стерегущего" выжили четыре человека. Это были кочегар Хиринский, минно-машинный квартирмейстер и исполняющий обязанности боцмана Юрьев, трюмный машинист Новиков и кочегар первой статьи Осинин. Когда они вернулись на родину, то были награждены знаками отличия военного ордена четвертой степени, которые в обиходе называли Георгиевскими крестами.

Технические характеристики

Миноносец был построен на Невском заводе. При этом он относился к классу эскадренных. Был спущен на воду в 1902 году на Невском заводе, а уже в 1904 году выведен из состава отечественного флота.

Длина судна составляла около 58 метров, а ширина - приблизительно 5 с половиной. Среди основных характеристик миноносца "Стерегущий" нужно отметить водоизмещение, которое составляло 259 тонн.

Осадка корабля - 3 с половиной метра, скорость - до 26 с половиной узлов, мощность - 3800 лошадиных сил.

Вооружение

На миноносце были минно-торпедное вооружение и артиллерия. В частности, это были два торпедных аппарата.

Всего на "Стерегущем" было установлено четыре артиллерийских орудия. Только одно из них было 75-миллиметровым, а еще три - 47-миллиметровыми. Таким было вооружение миноносца "Стерегущий".

Экипаж корабля состоял из 48 матросов и 4 офицеров.

Лейтенант Сергеев

До 1904 года капитаном корабля был лейтенант по фамилии Кузьмин-Караваев, про которого не сохранилось практически никакой информации. А вот уже во время Русско-японской войны бразды правления в свои руки взял Александр Семенович Сергеев, также имевший звание лейтенанта.

На момент гибели Сергееву было сорок лет. Известно, что в 1863 году он появился на свет в городе Курск, хотя изначально многими считалось, что будущий офицер родился в селе Стаканово. Его родители были дворянами.

Сергеев рос в семье, состоящей из четырех сыновей чиновника, входившего в местное губернское правление, Семена Александровича. Мать - Ольга Ивановна Баранцева. Александр был самым младшим ребенком.

Его крестили в Михайловской церкви Курска. Повзрослев, он начал обучаться в местном реальном училище, а после поступил в Петербургский морской кадетский корпус. Он его окончил в 1884 году в звании мичмана.

В 1890 году он продолжил свою карьеру в Кронштадте, оказавшись в минно-офицерских классах. Там его отправили служить на который в то время считался флагманом русской Средиземноморской эскадры. Там Сергеев и дослужился до звания лейтенанта. Всего он провел на этом судне около трех с половиной лет.

В 1893 году офицера наградили французским орденом Почетного Легиона Кавалерийского креста во время дружественного визита на "Императоре Николае I" во главе Средиземноморской эскадры во Францию.

После этого Сергеев преимущественно служил на Балтийском море. В частности, командовал малыми минными кораблями, являвшимися миноносками номерных миноносцев. Они входили в состав Петербургского отряда.

В Порт-Артур он был переведен непосредственно перед началом Русско-японской войны в первых числах 1904 года. На Тихом океане ему поручили командование эскадренным миноносцем "Стерегущий" 1904 года.

Смерть на капитанском мостике

Столкнулся с японскими кораблями Сергеев, когда возвращался из разведки, в которую отправился по приказу генерала Макарова. Миноносец был незамедлительно атакован японскими кораблями.

Сергеев выдержал около часа неравного боя, после этого приказал открыть кингстоны, чтобы затопить корабль. Сам он к тому времени уже был серьезно ранен.

Считается, что эта версия в действительности является легендой. По некоторым данным командир миноносца "Стерегущий" лейтенант Сергеев был убит в самом начале сражения. После этого командование на себя принял предыдущий командир Головизнин. При этом кингстоны никто не открывал - так как они отсутствовали на корабле подобного типа, их не предусматривали проектом.

По распространенной версии корабль затонул из-за весьма значительных повреждений, полученных во время боя.

Память о Сергееве

При этом информация о подвиге миноносца "Стерегущий" и его командира Сергеева быстро распространилась. В 1905 году был даже заложен эсминец "Лейтенант Сергеев", который с 1908 года входил в состав военно-морских сил России, базируясь на Дальнем Востоке. Со временем он был переведен во флотилию Северного Ледовитого океана, до 1924 года находился среди кораблей Красного флота.

В 1910 году его отец построил каменную церковь в деревне Стаканово, которая сегодня находится на территории Курской области. Она появилась в память о двух сыновьях Семена Александровича, которые погибли на Русской-японской войне.

Подробные обстоятельства произошедшего на миноносце можно узнать из исторического романа "Порт-Артур", который впервые увидел свет в 1940 году. Некоторые сцены произведения посвящены как раз Сергееву.

Награды

Лейтенант Александр Семенович Сергеев не раз был отмечен высокими наградами.

Помимо ордена Почетного легиона, он в 1895 году получил третьей степени. Это самый младший по старшинству орден в иерархии государственных наград. Интересно, что чаще всего им награждали чиновников, но иногда он доставался также и военным.

В 1896 году Сергеев был удостоен серебряной медали в память о царствовании императора России Александра III. Известно, что последнюю значительную награду ему вручили в 1898 году. Это был орден святой Анны третьей степени. Он был самым младшим в иерархии отечественных орденов до 1831 года, когда появился орден святого Станислава.

Памятник "Стерегущему"

К 1911 году было завершено строительство памятника геройской гибели миноносца. Он стал последним в Санкт-Петербурге, сооруженным до революции, а также единственным на территории всего города, выполненного в стиле модерн.

Скульптором стал Константин Васильевич Изенберг. А важные для монумента расчеты по прочности фундамента выполнял профессор Соколовский. Скульптурная композиция была отлита в мастерской, специализирующейся на художественной бронзе. Работами руководил мастер Гаврилов.

Памятник "Стерегущему" представляет собой часть корпуса корабля и двух матросов, которые стремительно открывают кингстоны. Это иллюстрирует распространенную в то время легенду о том, что корабль затопили сами русские матросы, поняв, что положение безнадежное. Это было сделано, чтобы он только не достался врагу.

Торжественное открытие

На суд публике памятник впервые был представлен в апреле 1911 года. На открытии присутствовал император Николай II. Он появился на Каменноостровском проспекте в Александровском парке.

Через месяц журнал "Искры" напечатал у себя фотографии с торжественной церемонии открытия памятника.

Открытый кингстон сильно вредил самому монументу. В середине 30-х годов через него подавалась вода, которая фактически разрушила памятник. Такая же ситуация сохранилась в период с 1947 по 1971 год.

В результате в 60-е годы непосредственно у пьедестала были установлены бетонные чаши, которые должны были собирать дождевую воду. Но это никак не повлияло на ситуацию. Коренным образом удалось решить вопрос только после того, как в 1970 году Ленгорисполком принял решение о демонтаже всей системы.

Примечательно, что в 1954 году была проведена масштабная реставрация памятника, работами руководил сын скульптора Владимир Изенберг. Например, удалось восстановить мемориальную доску, на которой перечислялись все члены экипажа.

Отражение в культуре

Не может не впечатлить геройская гибель "Стерегущего", который, как все подозревали, потонул не добровольно. Со временем она стала регулярно упоминаться в историях прочих советских и российских кораблей.

В Курске, где родился Сергеев, школа № 18 названа в его честь. Даже гимн этого среднего учебного заведения называется «Песня о "Стерегущем"».

Также композиция "Гибель Стерегущего" есть в репертуаре певицы, исполнительницы жанра кантри-фолк, Жанны Бичевской.

В результате песня Бической стала настолько популярной, что миноносец в своем романе "Крейсер" упоминает Валентин Пикуль. Также упоминание о нем можно встретить и в романе "Господа офицеры!".