Название деталей ордера. Виды капителей и самостоятельный монтаж на пилястрах Что такое капитель в архитектуре

Название "капитель" происходит от латинского "голова, вершина" , что соответствует действительному расположению этой детали. Капители были не просто украшением колонны, но и принимали на себя вес балок или перекрытий, что увеличивало прочность конструкции в целом.

Капитель состоит из:

  • эхина - круглой подушки профиля,
  • абаки - верхней квадратной плиты.

Появившись в глубокой древности, колонные ордера сформировались в стили, которые в свою очередь дали основу для развития современных особенностей внешнего вида капителей и прочих деталей колонны.

Несомненная классика - греческие ордеры, среди которых:

  • тосканный,
  • дорический,
  • ионический,
  • коринфский.

Дорический ордер отличается от прочих простотой и лаконичностью, как правило, дорические капители состоят из двух частей - округлого эхина и прямоугольной абаки.

Ионическая капитель имела специфические завитки декора по сторонам - волюты, а также ее особенностью была полоска с орнаментом - киматием. Рельефный орнамент - характерный признак ионической капители, как и завитки. Этот ордер воплощает изящность и утонченность, легкость форм.



Яркая черта коринфского ордера - капитель в виде плодовой или цветочной корзины. Растительный орнамент повторял черты листьев репейника и аканта, причем не только с лицевой стороны, что можно считать признаком коринфского ордера. Мы не преувеличим, если скажем о том, что этот ордер - самый яркий и пышно украшенный.

Тосканный - древнеримский вариант греческого доринского ордера. Особенность капителей тосканного ордера - массивность, визуальная тяжесть элементов, минимум декора.



Римляне также создали и композитный ордер, взяв за основу черты ионического и коринфского. На коринфской капители появились волюты ордера ионического, а также дополнительные скульптурные детали.




Византийская капитель характеризуется четкими гранями, цельностью, небольшими размерами. С точки зрения эстетики и технологии византийские капители не имеют аналогов. В Византии считалось, что сотворить капитель – как родить произведение искусства. Именно поэтому византийские капители отличатся особенной роскошью.

Готическая капитель возводилась, как правило, на территории Западной Европы в Средние века. Готическую капитель легко узнать – её верхняя часть украшена округлыми узорами и листьями. Общий тандем напоминает природную форму, на которой разместились декоративные растения.



Современные капители

Современное архитектурное искусство ни в коем случае не отрицает классические колонны с выразительными капителями и надежными базами. Роскошные особняки украшаются аристократичными колоннами, чем подчеркивается вкус и статус обитателей дома.


Современные архитекторы и дизайнеры часто внедряю такой элемент, как капитель, при строительстве домов и проектировании интерьеров для них. Капители обычно украшают помещения и фасады, где есть колонны. Но встречаются и более интересные воплощения – например, осветительные приборы в форме капителей. В таком случае они выполняют исключительно эстетическую миссию, придавая интерьеру нотку величественности и роскоши.

Монументальная архитектура

Быть может, вы будете удивлены, но капители часто окружают вас в обычной жизни, стоит лишь немного присмотреться. Капитель - это детище великой древней архитектуры. Сложно сказать, как в или Риме люди, не имевшие оборудования и специальной техники, могли возводить настолько сложные монументальные постройки. А ведь они не только сохранились до наших дней, но и способны поразить своей величественной красотой даже самого искушенного современного архитектора.

Капитель - это верхняя часть колонны, которая является соединяющим элементом между горизонтальным сводом и самой колонной. Часто такой элемент используется и в венчающей части стоек или пилястр. Форма, размеры и орнамент таких изделий могут быть совершенно разными, от самых скромных и неброских до невероятно сложных и величественных. Вы наверняка уже видели подобные.

Они не просто красивы

На первый взгляд может показаться, что капитель - это всего лишь украшение колонны. Но это не совсем так. Данная часть строения несет в себе очень важное функциональное назначение. Имея форму трапеции, расширяющейся кверху, капитель увеличивала площадь соприкосновения с самой колонной, принимая на себя основную нагрузку. Благодаря такой надежной опоре, колонны получали лучшую устойчивость, а верхние своды не разрушались под тяжестью огромного веса.

В зависимости от того, в какое время возводилась постройка и кем, значительно отличалась и сама капитель. Архитектура каждого народа и времени несла в себе свой определенный стиль и Выполнялись элементы из разного материала, такого как дерево или камень.

Различные виды

Безусловно, время накладывало свой отпечаток на архитектуру. Менялись вкусы, мода и стиль построек, благодаря чему появились и различные виды капителей. На сегодняшний день выделяют несколько основных:

  • тосканский (самый скромный);
  • дорический (достаточно простой);
  • ионический (средней сложности);
  • коринфский (самый замысловатый).

Своеобразные виды появлялись в древней Мексике, Японии и даже в славянской архитектуре. Часто они были смешанного типа, сочетая классику с местными орнаментами, подчеркивая свой определенный стиль.

Капители сегодня

Капители популярны в современной жизни ничуть не меньше. Эти элементы часто украшают собой или любые просторные помещения, в которых есть колонны. И да, это именно они являются своеобразным отличительным знаком. Если капитель есть, значит, если нет, то обычный столб.

Капителям отводится важная роль не только при постройке домов. Многие дизайнеры переняли идею и начали украшать ими практически все что угодно. Можно встретить осветительные приборы в форме капителей, и ими даже обзавелась некоторая мебель и предметы декора. Основная задача - конечно же, эстетическая, такой элемент придает изделиям роскошь и свой определенный шарм.

Наши современники наиболее часто используют резные капители из дерева, камня или вылепливают их из глины и других материалов. Современное строительство редко применяет капители для поддержания потолочных балок, мы научились возводить достаточно прочные конструкции и без них. В основном такие элементы используются для украшения интерьеров или уличных фасадов.

Теперь вы точно знаете, что же такое капитель, откуда она появилась и как используется. Возможно, вскоре вам, так же как и вашему другу, повезет увидеть величественную роскошь византийской архитектуры и прародителей всех современных капителей.


Хотите нечто подобное? Звоните обсудим… Девяткин Александр — скульптор

Колонна из бетона. Изготовление на заказ

Конструктивно, предлагаемые колонны, могут быть из двух половинок соединённых горизонтальным швом. Либо из сегментов, где руст (ствол колонны) скрепляется горизонтально, наставленными друг на друга сегментами. В первоначальном виде их делают из гипса. Потом формуют для изготовления архитектурных деталей из любого материала.

из сегментов выглядят массивно и внушительно. А также могут иметь абсолютно любую высоту.

Руст колонны может быть с каннелюрами (продольными резными желобками), гладким (без швов), или с рельефным орнаментом.

Колонны так же могут быть исполнены под или изготовлены банально из или . В руках мастера вы можете не отличить от натурального мрамора. В принципе, такие колонны, можно также назвать декоративными колоннами.

Подробнее о колоннах, а так же к какому ордеру они принадлежат можно узнать скользя вниз по странице.

Капители

Капители (верхние завершения колонн) могут быть вылеплены по желанию заказчика и по предлагаемым эскизам. Классические капители бывают в дорическом (простые в орнаментах), ионическом (сложнее) или коринфском (сложные) ордерах. Ажурные капители выполняется с наборными отдельно листьями и выглядит воздушно. Большие капители, выполненные в полимер бетоне, конструктивно легкие и прочные. Создают меньше сложностей с монтажом. О полимербетоне вы можете узнать на странице «Лепнина полимербетон».
Капители так же как и колонны, могут быть исполнены под искусственный (оселковый) мрамор.

ГРЕЧЕСКИЙ ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР

Название дорического ордера происходит от наименования дорийских племен, вторгшихся в Эгейский мир с севера на рубеже XII-XI вв. до н.э. и поло¬живших конец преобладанию ахейцев в крито-микенской культуре. Дорийцы расселились, в основном, в материковой Греции, на этой же территории складывается и дорический ордер .

Каменные ордерные постройки как целостные и художественно выверенные композиции, обобщившие строительные традиции и образы деревянной архитектуры, появляются в начале VI в. до н.э. Традиционно все исследователи, начиная с Витрувия, образно сравнивают пропорциональный строй дорического ордера со строгой мужской красотой, подчеркивая тем самым его монументальный, мощный и торжественный характер. Витрувий писал, что дорический ордер подражает «голой и неокрашенной мужской красоте». Зная отношения греков к красоте человеческого тела, можно сказать, что Витрувий имел в виду красоту спортсмена-олимпийца, героя и, в конечном счете, олимпийского бога.

Дорический ордер скуп в применении декора , он сам является основным выразительным элементом строения - в той же степени, что и конструктивным.

Особенности греческого дорического ордера

В дорическом ордере колонны лишены базы, они устанавливаются непосредственно на стилобат. Дорические колонны достаточно массивны: в первоначальных каменных постройках отношение их диаметра к высоте колебалось около 1:4,5-1:5. В дальнейшем пропорцияколонны становились бо¬лее легкими, в величайших произведениях греческой архитектуры соотношение составляет 1:5,48 как в ордере Парфенона и Пропилеев, но никогда не достигает изящества ионического ордера. Стволколонны (фуст) суживается кверху от самого низа, но не равномерно. Заметное сужение начинается примерно с 1/3 высоты ствола, визуальная «припухлость» колонныв этой части называется энтазис.

Поверхность колонны усложнена каннелюрами (каннелюра - французское слово, дословно означающее «желобок»). В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями, одна каннелюра непосредственно переходит в другую, не оставляя гладкой цилиндрической поверхности ствола. Обычное количество каннелюр в постройках классического периода - 20.

Капитель (от позднелатинского - головка) - венчающая часть колонны или пилястры, на которую визуально опираются расположенные выше несомые элементы. В дорическом ордере капитель отделяется от ствола горизонтальными врезами гипотрахелиона или шейки, таких врезов бывает от 1 до 4. Сама дорическая капитель состоит из двух частей: эхина и абаки.

Абака (по-гречески - стол) - квадратная в плане плита, изображающая элемент, который подкладывали под балку (архитрав) при сооружении деревянных предшественников ордера.

Эхин (по-гречески буквально «морской еж», из его раковины изготавливали сосуды, сходные по форме с данной частью капители) - круглый в плане элемент, напоминающий подушку или усеченный конус. Его роль заключается в передаче нагрузки от прямоугольных частей антаблемента на круглый ствол колонны. Нижняя часть эхина украшалась врезными профилированными поясками - ремешками, количество которых варьировалось от одного до пяти.

ГРЕЧЕСКИЙ ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР

Название ионического ордера происходит от родственных дорянам ионийских племен, заселивших материковую Грецию. Ионический ордер складывается позже дорического. Хронологически более ранний, так называемый мало-азийский вариант в своем первоначальном виде (без фриза) появляется в середине VI в. до н.э.

Аттический вариант впервые возникает в 525 г. до н.э. в сокровищницах, построенных ионийскими городами в Дельфах. Дальнейшее развитие аттического ионического ордера происходит уже в V в. до н.э. при сооружении ансамбля Афинского Акрополя, где эта ордерная система получает свое наивысшее развитие (так же, как и дорический ордер).

В ионическом ордере исследователи традиционно усматривают подражание или, быть может, сходство с утонченной, изысканной женской красотой, дополненной разнообразными украшениями. В классическую эпоху греки не изображали женское тело обнаженным - такие произведения либо принадлежат эпохе эллинизма, либо вообще являются римской копией (репликой) греческих произведений.

Достоверно не известно, пытались ли греки передать в ордерных композициях принципы мужского и женского начала, можно лишь утверждать, что такие ощущения классические ордера вызывают у многих поколений исследователей и зрителей.

Особенности ионического ордера

Ионический ордер существует в двух основных вариантах: малоазийском и аттическом. Основным считается малоазийский ионический ордер, первоначально сложившийся без фриза. Аттический вариант появился позднее как модификация первоначального, малоазийского. Естественно, что у обоих вариантов есть много общих черт, объединяющих их в единую ордерную систему. Основанием ионического храма, так же как и дорического, служил стереобат. Чаще всего он имел три ступени, но иногда делался более высоким многоступенчатым, а в отдельных случаях мог иметь ступени только со стороны главного фасада, при этом с трех остальных сторон основание ограждалось вертикальными стенками. Такое основание получило распространение в римской архитектуре (поэтому оно называется латинским словом подий, что в переводе означает высокое основание).

Колонна ионического ордера, в отличие от дорического, делится на три части: база (т.е. основание - французское слово, восходящее к греческому первоисточнику), ствол, капитель.

База, являющаяся опорной частью колонны, нередко сама опирается на квадратную в плане плиту - плинт (что и означает по-гречески плита), который не считается обязательным элементом. База и в малоазийском, и в аттическом вариантах состоит из одних и тех же чередующихся выпуклых и вогнутых элементов. Выпуклые элементы базы - полувалы, или торусы, часто украшались орнаментальной порезкой («плетенкой») или горизонтальными желобками, по смыслу аналогичными каннелюрам.

Вогнутые элементы - скоции (что по-гречески означает «темнота») - обычно оставались гладкими. Образно база изображает сжимающее усилие, которое передается от ствола колонны основанию храма. За счет различного композиционного соподчинения скоций и торусов и за счет различных переходов от одного элемента к другому зодчие в Аттике и Малой Азии создавали очень различные по характеру базы, которые совершенно по-разному выражали тектонику работы основания колонны.

Ионическая колонна стройнее дорической по пропорциям: ее высота в эпоху архаики равнялась восьми диаметрам (1:8), а позднее превышала девять диаметров (например, 1:9,52 в портике восточного фасада Эрехтейона). Утонение ствола кверху также было меньше, чем в дорическом ордере, энтазис либо отсутствует, либо выражен очень слабо. Поверхность ствола колонны обрабатывалась 24 каннелюрами, представлявшими в плане половину окружности (или часть эллипса), причем борозды отделялись друг от друга полосками цилиндрической образующей ствола (дорожками). Благодаря более глубоким бороздам и выраженным граням дорожек, игра светотени на ионических колоннах гораздо эффектнее, чем на дорических.

В стремлении к легкости и изяществу ордерных композиций греческие зодчие расставляли колонны необыкновенно широко, вплотную приблизившись к предельным конструктивным возможностям материала. Так, в храме Геры Самосской, например, интерколумний достигал 8,47 м - для древности это очень значительный пролет.

Ионическая капитель, в отличие от достаточно однотипной дорической капители, встречается в значительном количестве вариантов. Капительсостоит из прямоугольной в плане абаки, которая только к концу VI в. до н.э. приближается к квадрату. Ионическая абака много тоньше дорической и выглядит почти как дощечка, подкладываемая под балку.

Под абакой располагаются подушка с волютами (волюта по-итальянски - завиток) и эхином. Волюты, называемые иногда завитками подушки, выглядят действительно как завитки со стороны фасада, по боковым же сторонам капители волюты соединяются между собой валами, называемыми балюстры (итальянский термин). Своим видом балюстры напоминают свиток.

Эхин располагается под подушкой и между волютами, он как бы выходит из-под волют. Получается, что эхин в ионической капителипредставлен только на главном фасаде и лишь некоторой своей частью. Эхин и абака ионической капители чаще всего украшены богатой порезкой, более мелкой у абаки и крупной, в виде иоников, у эхина. Ионики (греческий термин), иначе называемые овы, представляют собой орнамент из яйцеобразных элементов, чередующихся обычно с листьями и стрелками, например, в четвертных валах антаблемента.

В орнаментах, украшающих эхины ионических капителей, между овами присутствуют только стрелки. В связи с тем, что главный и боковой фасады ионической капители выглядят по-разному, возникла необходимость особого решения угловых капителей ордера. Начиная со второй половины V в. до н.э., впервые в Афинах, а затем повсеместно, начинают встречаться капители, у которых угловая волюта повернута и располагается под углом 45° к обоим фасадам.

Особенности коринфского ордера

Коринфский ордер, по суждению Витрувия, не был самостоятельным по происхождению. Все его отличие состояло в более высокой и пышной капители, происхождение которой связано с красивой легендой о Каллимахе, коринфском скульпторе, который увидел на могиле юной девы оставленную там корзинку с дорогими для усопшей вещами, накрытую черепицей. Проросший лист аканта увил ее как бы четырьмя волютами.

Восхитившись этой красотой, скульптор изваял первые капители, названные коринфскими. Альберти в вопросе об этом ордере следовал мнению Витрувия, но Серлио обратил внимание на замечательные и совершенно самостоятельные ордерные композиции памятников Рима. Особенно он выделял ордер Пантеона, который стал прототипом коринфского ордера и для Виньолы.

Коринфский ордер существовал в двух разновидностях. Более ранняя из них, характерная для эпохи республики, называется итало-коринфской. Древние и ренессансные авторы не отделяли итало-коринфский ордер от римско-коринфского, получившего распространение в период Империи.

База итало-коринфского ордера сходна с аттической базой ионического ордера . Отличие заключается в том, что она опиралась на квадратную плиту, не имела полочки под верхним валом, а скоция была сведена к двум почти пря¬мым линиям, пересекающимся под углом. Для предотвращения нижнего вала от скалывания при случайном перекосе колонны база опирается на подий лишь своей серединой, соответствующей диаметру колонны. По краю базы оставлялся круговой зазор. Каннелюры с промежуточными дорожками внизу близко подходят к базе, а наверху, напротив, оставляют достаточно высокую гладкую шейку. Каннелюры не имеют закруглений на концах вверху и внизу колонны, они обрезаны по горизонтальной линии.

Особенно выразительным и запоминающимся элементом в итало-коринфском ордере является капитель. Она была разработана и выполнялась в мягком туфе, а не в мраморе, как римско-коринфская, и, соответственно, не достигла такого совершенства, тонкости проработки, зато отличалась пышностью и исключительной сочностью форм. В этих капителях геометрический характер волют подчеркивался живостью и реалистичностью листьев аканта, которые были к тому же сильно загнуты, что отличает итало-коринфскую капитель от греческих образцов.

Ряды акантовых листьев практически равны по высоте, они образуют как бы двойную корону. Листья «растут» непосредственно от шейки капители - от этого уровня можно проследить практически все жилки листьев и завитков волют. Волюты велики и массивны. Их спирали, закручивающиеся к центру, сильно выступают из вертикальной плоскости. Между срезанным углом абаки и волютой помещался маленький листок аканта.

Особой отличительной и запоминающейся чертой данной капители служит громадный шести лепестковый цветок, прикрывающий середину каждой стороны капители от верха акантового венца до верха абаки. Высота цветка составляет почти половину высоты всей капители. Антаблемент итало-коринфского ордера в большей степени, чем другие его элементы, носит следы эллинистического влияния, которое сказывается в простоте и конструктивной четкости построения. Выносная плита сильно выступает за плоскость фриза, поддерживающая часть плиты не развита (она состоит из полочки и выкружки), так что тектонический смысл конструкции ясен с первого взгляда. Венчающий гусек большой, его вогнутая часть значительнее выпуклой.

Профилировка карниза исходит, в основном, из геометрических построений. Простота и четкость обломов хорошо контрастирует с великолепными, нарядными капителями, а также с богатством скульптурного фриза. Итало-коринфский ордер господствовал по всей Италии до середины I в. до н.э., когда вместе с переходом к мрамору он уступил место римско-коринфскому.

Первыми образцами, из которых родился римско-коринфский ордер, были храм Весты на Бычьем рынке и Кастора и Поллукса в Коре. Капитель классического коринфского ордера разделяется условно на три яруса - два яруса завитков аканта и верхний ярус волют. Цветок в этой капители небольшой, он точно укладывается в высоте абаки. Листы аканта гораздо более стилизованы, чем в итало-коринфском ордере. Фасции архитрава часто получают дополнительные орнаментальные украшения. В антаблементе получили развитие элементы, поддерживающие выносную плиту; иногда они настолько пышны, что плита теряет свой тектонический смысл.

Антаблемент может быть двух типов: модульонный и на зубчиках. Эти типы разработал Серлио, основываясь на трактате Витрувия. В качестве модульонного типа Серлио приводит ордер портика Пантеона. Образцами коринфского ордера с антаблементом на зубчиках служит обычно храм Кастора и Поллукса в Риме. В целом римско-коринфский ордер превосходил по пышности и итало-коринфский, и ионический ордера в эпоху Империи ему постепенно начинают отдавать предпочтение.

Последний из канонических ордеров - сложный, или композитный. Для Витрувия такой ордерной системы не существовало, он лишь констатировал, что были «и другие виды капителей, воздвигавшихся на тех же колоннах и носящих различные названия». Альберти оставил подробное описание сложной капители, представляющей сочетание ионической и коринфской вместе взятых. Самый ранний канон сложного ордера создал Серлио, основываясь на постулате Витрувия о возможности его построения в закономерностях любого ордера (Серлио отдал предпочтение закономерностям коринфского). На этих основах уже базировался Виньола, который оставил любопытное соображение по поводу происхождения композитной капители: «древние римляне… создали эту композицию, чтобы сочетать воедино как можно больше красоты».

К разряду сложных Виньола относил вообще всякие капители, не подчиняющиеся каноническим построениям и правилам. В составе композитного ордера, начиная с I в. н.э., появляются капители, в которых волюты заменяются фигурами реальных или мифических животных и птиц. Такие капители в чем-то были характерны для Рима, т.к. удовлетворяли главным требованиям - пышности и декоративности форм. Однако они не стали доминирующими в архитектуре Римской империи, а только наметили то направление в развитии зодчества, которое получило свое наивысшее воплощение в романской архитектуре средневековой Европы.

Эпохи прошлого сегодня мало кого интересуют, однако в архитектуре много напоминаний о расцвете древней Греции и веках Эпохи Возрождения, в частности – различные виды капителей, используемых в колоннах и пилястрах.

Какие бывают виды капителей?

Современная планировка не исключает таких изысков архитектуры, как колонны, полуколонны и пилястры. Первыми вполне можно заменить простенок, особенно, если данные опорные элементы будут стоять в паре, а между ними найдется место красивой ширме. Что касается полуколонн, они устанавливаются только у стен и могут использоваться в качестве контрфорсов, значительно усиливая надежность постройки. Пилястры же являются только украшением и монтируются на стены в декоративных целях.

Причем любой из перечисленных архитектурных элементов снабжается капителью, то есть верхушкой, форма которой зависит от стиля. По типу узора различают дорическое, ионическое, коринфское, тосканское и сложное оформление капители. Все они выглядят совершенно по-разному, причем первые три ордера из перечисленных относятся к Древней Греции. Ионический вариант имеет симметрично расположенные спиральные волюты, как называют элементы орнамента. Дорические отличаются простотой, они обычно практически не имеют орнамента, лишь симметрично расположенные выступы и канавки.

Коринфский стиль, напротив, обычно перенасыщен скульптурными изображениями листьев и цветов аканта. Тосканский стиль принадлежит Древнему Риму и строгостью весьма напоминает дорический. Сложные виды капителей колонн, как это ясно из названия, имеют орнамент весьма непростой, как правило, в нем насчитывается до 16 листьев. В прошлом колонны вытесывались из камня целиком или собирались из трех частей (базы, ствола и капители) без каких-либо скрепляющих растворов.

Сегодня же фуст или, иначе говоря, тело колонны соединяет в себе несколько деталей. И поскольку опорные элементы выпускаются, по большей части, в виде отливок, каждый сегмент составляется из двух вертикальных половинок. При этом очень часто при сборке используется армирование капители колонн, особенно в местах соединения с фустом и абакой. Если же капитель имеет излом для повышения устойчивости под высокими нагрузками, усиление конструкции не требуется. В качестве армирующих элементов используются 10-миллиметровые прутья, располагающиеся по углам и серединам сторон капителей.

Как осуществить монтаж пилястры с капителью?

Современная промышленность выпускает разнообразные полимерные колонны и пилястры, предназначенные для украшения дома. Состоят они из нескольких деталей, которые собираются по определенной схеме, и, казалось бы, ничего сложного в монтаже нет. Однако очень важно знать, как правильно крепить каждую часть пилястры, а также капитель к стене. Далее вы сможете ознакомиться с подробной схемой сборки.

Монтаж пилястры с капителью - пошаговая схема

Шаг 1: Подгонка пилястры по высоте стены

Ранее уже упоминалось, что пилястры сегодня выпускаются в виде нескольких отдельных сегментов, которых может насчитываться от двух и более. Исходя из высоты стены, с учетом того, что сверху может быть запланирована отделка потолочным бордюром, а внизу имеется плинтус, определяем общую длину пилястры с капителью, после чего собираем фуст из нужного количества частей. Каждую деталь необходимо обработать по торцу, придав ему угол 90 градусов к декоративной поверхности.

Шаг 2: Разметка под установку пилястры

Выбрав место, где будет находиться пилястра, проводим вертикальную линию для подгонки по ней кромок всех частей декоративной пристенной стойки. Определяем порядок расположения деталей, после чего берем самую нижнюю, смазываем клеем ее тыльную сторону и прикладываем к стене по сделанной ранее разметке.

Для фиксации лучше всего использовать жидкие гвозди.

Шаг 3: Сборка частей пилястры встык

Далее берем следующую деталь, покрываем ее тыльную и нижнюю торцевую плоскость клеем, который можно наносить извилистой пунктирной линией, охватывая как можно большую площадь. Прикладываем очередную часть к предыдущей плотно встык так, чтобы каннелюры, как называются вертикальные желобки на теле пилястры, совпадали в точке соединения двух деталей. Прикладываем правило, чтобы убедиться в расположении частей на одной плоскости.

Шаг 4: Установка капители и страховочная фиксация деталей пилястры

Если потолки высокие, при необходимости клеим еще одну часть фуста, после чего крепим описанным способом капитель.

Убедившись, что сборка выполнена ровно, фиксируем все детали к стене шурупами, во избежание отхождения пилястры от стены, пока клей не высохнет полностью.

Шаг 5: Обработка стыков

После того, как клей полностью схватится, можно выкручивать шурупы из пилястры. Отверстия от саморезов, равно как и стыки, желательно замазать шпаклевкой.

Если места соединения почти незаметны, лучше сначала скрыть их под слоем , которая должна быть в тон пилястре.

Шаг 6: Монтаж орнаментальных накладок

Если на поверхности пилястры есть гладкие участки, их можно украсить при помощи декоративных панно.

Орнаментальные элементы, которые часто входят в комплект, смазываются по тыльной стороне клеем и прикладываются на заранее размеченные под них участки.

Шаг 7: Монтаж поверх капители потолочных плинтусов

Пилястры обычно монтируются на том этапе отделочных работ, когда потолочные бордюры еще не установлены . Это позволяет подвести капитель непосредственно под потолок, либо оставить место для плинтуса. Поэтому, если бордюры по верху стены все-таки запланированы, под них следует оставить строго необходимое расстояние. Когда пилястра будет прочно зафиксирована клеем, можно приступать к монтажу , крепя его клеящим раствором к верхнему торцу капители или ее краю.

Промазываем акрилом детали

Когда жидкий акрил застынет, приступаем к покраске всей пилястры, при этом декоративные накладки можно выделить цветом, например, под золото или бронзу.

Как пилястры и капители используются в интерьере?

Несмотря на то, что пилястры и колонны подходят далеко не к каждому стилю отделки помещения, им можно найти место почти в любом в доме, причем совсем не обязательно внутри, а, к примеру, для украшения фронтона и крыльца. По большей части, пилястры используются, если оформление комнат выполнено в классическом или античном стиле. Также колонны прекрасно гармонируют с готическим антуражем.

С помощью пилястр можно красиво выделить проемы между помещениями, также подобные декоративные элементы подходят для зонирования большого пространства.

Изготавливаются колонны и пилястры из травертина и мрамора, а также из гранита и искусственного акрилового камня. Однако большей популярностью пользуются полимерные модели, которые значительно легче, что упрощает их перевозку и монтаж. Форму пилястры могут иметь различную, округлую или угловатую, причем визуальное изменение пропорций комнаты с помощью этих декоративных элементов зависит от ширины изделия. Узкие модели делают помещение визуально выше, широкие придают интерьеру монументальность.

caput - голова) - венчающая часть колонны или пилястры . Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке , обычно имеющей квадратную форму.

Капитель в архитектурных ордерах

Используется во многих архитектурных стилях, начиная с древнего Египта и античности . Капители египетских колонн обычно украшались стилизованными цветками или бутонами папируса. Также встречались лотосовидные капители и колонны с капителями в форме стилизованных листьев пальмы.

Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель (1 на рисунке) - простая круглая подушка-эхин ; у ионической капители (2) - на эхине вылеплены два завитка-волюты ; коринфская капитель (3) представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов . Композитная капитель является синтезом ионической и коринфской.

Капитель в современном строительстве

В современной архитектуре капителью также называется деталь монолитного, сборного либо сборно-монолитного каркаса, опирающаяся на тело колонны и предназначенная для восприятия приопорных моментов от вышележащего перекрытия и снижения риска его разрушения в результате продавливания.

См. также

Напишите отзыв о статье "Капитель"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Капитель

Мюрат подвинулся к переводчику в велел спросить, где русские войска. Один из русских людей понял, чего у него спрашивали, и несколько голосов вдруг стали отвечать переводчику. Французский офицер из передового отряда подъехал к Мюрату и доложил, что ворота в крепость заделаны и что, вероятно, там засада.
– Хорошо, – сказал Мюрат и, обратившись к одному из господ своей свиты, приказал выдвинуть четыре легких орудия и обстрелять ворота.
Артиллерия на рысях выехала из за колонны, шедшей за Мюратом, и поехала по Арбату. Спустившись до конца Вздвиженки, артиллерия остановилась и выстроилась на площади. Несколько французских офицеров распоряжались пушками, расстанавливая их, и смотрели в Кремль в зрительную трубу.
В Кремле раздавался благовест к вечерне, и этот звон смущал французов. Они предполагали, что это был призыв к оружию. Несколько человек пехотных солдат побежали к Кутафьевским воротам. В воротах лежали бревна и тесовые щиты. Два ружейные выстрела раздались из под ворот, как только офицер с командой стал подбегать к ним. Генерал, стоявший у пушек, крикнул офицеру командные слова, и офицер с солдатами побежал назад.
Послышалось еще три выстрела из ворот.
Один выстрел задел в ногу французского солдата, и странный крик немногих голосов послышался из за щитов. На лицах французского генерала, офицеров и солдат одновременно, как по команде, прежнее выражение веселости и спокойствия заменилось упорным, сосредоточенным выражением готовности на борьбу и страдания. Для них всех, начиная от маршала и до последнего солдата, это место не было Вздвиженка, Моховая, Кутафья и Троицкие ворота, а это была новая местность нового поля, вероятно, кровопролитного сражения. И все приготовились к этому сражению. Крики из ворот затихли. Орудия были выдвинуты. Артиллеристы сдули нагоревшие пальники. Офицер скомандовал «feu!» [пали!], и два свистящие звука жестянок раздались один за другим. Картечные пули затрещали по камню ворот, бревнам и щитам; и два облака дыма заколебались на площади.