Как различать простые и сложные предложения. Простое предложение. Виды простых предложений. Восклицательные и невосклицательные

Инструкция

Выучите определения простого и сложного предложений. Закрепите эти знания на конкретных примерах. В правилах обязательно приводятся варианты таких предложений, и следует очень внимательно с ними ознакомиться.

Различайте простые и сложные предложения по наличию одной или нескольких грамматических основ. Выделите ее в предложении: найдите подлежащее и сказуемое. Если вы определили только одну грамматическую основу, то перед вами – простое предложение. В противном случае разбираемое предложение является сложным.

В таких предложениях грамматических основ может быть несколько. Чаще всего это простые предложения, связанные между собой по смыслу, причем первое из них не имеет интонационной завершенности. Простые конструкции в составе сложного предложения разделяются или союзами. При отсутствии соединительных союзов предложение является сложным бессоюзным.

Отличите простое предложение от сложного, осуществив его синтаксический . Отметьте главные и второстепенные члены, особое внимание уделите однородным и сказуемым. Если при разборе вы выяснили, что в предложении присутствуют именно они, а не вторая основа, то смело утверждайте, что перед вами простое предложение. Чаще всего соединяют и сказуемые союзы «и», «а», «но».

Выучите правила пунктуации в простых предложениях с однородными членами. Обратите усиленное внимание на союзы «и», «а», «но». Зная эти правила, вы без труда отличите однородные члены простого предложения от составных частей сложного.

Внимательно относитесь к предложениям, содержащим соединительные союзы. Чтобы безошибочно отличать союз «и» в простых и сложных предложениях, потренируйтесь, разбирая по составу простые предложения с однородными членами.

Читайте больше художественной литературы, обращая внимание на такие предложения. Практикуйтесь как можно чаще.

Видео по теме

Полезный совет

Если предложение делится по смыслу на две и более завершенные части, то оно является сложным.

Простые предложения представляют собой основу синтаксиса, они отличаются наличием только одной связи между подлежащим и сказуемым или могут состоять лишь из одного главного члена. Для чего нужны простые предложения, и как они используются в речи?

Простые предложения чаще всего применяются в научном или официально-деловом стиле, так как позволяют придать точность, подчеркнутую логичность, отвлеченно-обобщенный характер. Также часто встречаются такие предложения в разговорной речи, придавая ей живость, экспрессивность, выразительность.

Простые предложения с подлежащим и сказуемым настолько распространены, что трудно описать все сферы их применения. В зависимости от стилевой окраски они используются в разных стилях речи и выполняют разные функции, от информативных до описательных.

Односоставные простые предложения по своему назначению и применению. Например, определенно-личные придают речи динамичность, лаконизм благодаря неполноте (отсутствию подлежащего). «Люблю тебя, Петра творенье», «Ожидаем хороший эффект», «Узнаю вас повсюду». В таких предложениях концентрирует внимание читателя на действии, благодаря этому появляется экспрессия, читатель вовлекается в решение проблемы.

Неопределенно-личные простые предложения чаще в разговорной или художественной речи для придания живых интонаций: «Ему коня подводят», «Стучат!». Нейтральность таких позволяет их употреблять и в научном стиле, например, «Железо получают восстановлением из окислов».

Обобщенно-личные предложения очень часто встречаются среди афоризмов, пословиц и поговорок благодаря высокой экспрессии: «Сердцу не прикажешь», «Поспешишь – людей насмешишь», «Голой овцы не стригут». Именно из-за яркой экспрессивности такие конструкции редко используются в научном или официальном стиле.

Безличные предложения отличаются большим разнообразием применения, они могут использоваться и в разговорной речи («Больно», «Хочется есть», «Ни души»), и в художественных произведениях («Быть твоею сестрою отрадной мне завещано давней судьбой»), и в деловых бумагах («Запрещается выдавать книги…»), и в публицистике («Строительной организации предстоит возвести…»).

Инфинитивные предложения прекрасно подходят для выражения эмоций или афоризмов, они часто применяются в пословицах, в художественной речи («От судьбы не уйти», «Так держать!», «Быть бычку на веревочке»).

В номинативных предложениях заложены большие способности к описаниям и изображениям. С их помощью авторы создают обстановку, картины природы, дают оценку миру: «Золото холодное луны», «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека».

Видео по теме

На вопрос как определить сложное предложение или простое???? заданный автором хромосомы лучший ответ это ДВА ПРИМЕРА:


Ответ от Tamara. [гуру]


Ответ от Европеоидный [эксперт]
сложное если несколько грамматических основ.


Ответ от Мария Алексеева [гуру]
две самостоятельные основы предложения. если между ними поставить точку, а смысл не поменяется - это сложное. мама готовила ужин,. а папа смотрел телек.


Ответ от Простосердечный [гуру]
у сложного предложения несколько подлежащих и сказуемых, а в простом только одно


Ответ от Айгерим самиева [новичек]
если предложение состоит из нескольких основ после каждой из которых ставится запитая то это предложение сложное
например:
яблоко упало на землю, а лиса погналась за ним


Ответ от Ilya xaxa [активный]
ДВА ПРИМЕРА:
1"Дождь прошёл, снова засияло солнце, а в лесу защебетали птицы".Это СЛОЖНОЕ предлож., оно состоит из 3-х простых предложений. Речь идёт и о дожде, и о солнце, и о птицах. (3 грамматические основы)
2."Ребята встретились недалеко от школы и двинулись в поход до вечера". Это простое, здесь речь идёт только о ребятах- одна грамматическая основа.


Ответ от светлана [ВЛАДИМИРОВНА] посполитак [новичек]
здравствуйте.
я готова ответить на вопрос есть два прризнака если одна грамматическая основа катя пошла гулять о ком говориться о кате это простое предложение.
катя, маша и настя они пошли гулять тоесть там несколько грамматических основ катя, маша, настя и или 3 предложение простых =это называется сложное


Ответ от Даша Ковалёва [новичек]
ДВА ПРИМЕРА:
1"Дождь прошёл, снова засияло солнце, а в лесу защебетали птицы".Это СЛОЖНОЕ предлож., оно состоит из 3-х простых предложений. Речь идёт и о дожде, и о солнце, и о птицах. (3 грамматические основы)
2."Ребята встретились недалеко от школы и двинулись в поход до вечера". Это простое, здесь речь идёт только о ребятах- одна грамматическая основа.


Ответ от Ёофия Гуненко [новичек]
В просто предложении одно сказуемое и одно подлежащее например: Утята крякают возле болота это предложение простое: Кто? Что? Утята, утята что делают.? крякают. А сложное предложение это когда два подлежащих и два сказуемого например: Ваня моет пол, а Катя протирает пыль: Кто что? Ваня, Ваня что делает моет, Кто что? Катя, Катя что делает? Протирает


Ответ от Прикол [гуру]
Хз аллилуя



Ответ от Денис Скурыгин [новичек]
фигнчя


Ответ от Александр Факелов [новичек]
простое-подлежащее и сказуемое и второстепенные члены предложения. сложное-несколько подлежащих или сказуемых, обособленных причастным или деепричастным оборотом, прямой речью.. да учебник почитай а не в ответах зависай-3-й класс или 5-й. что с образованием то у вас? тоже нужен репетитор, чтобы учебник почитать?

Вам знакомо научное название, которое начинается словом сложные...

Слова, при образовании которых сложились два корня, называются сложными.

Например, носорог (два корня нос- и рог-, буква о - соединительная гласная), пылесос (корни пыл- и сос-, буква е - соединительная гласная).

Сложными бывают и предложения. В них, как и в словах, соединяется несколько частей.

Тема урока: «Простое и сложное предложения. Союзы».

Прочитайте предложения и подумайте, чем они отличаются друг от друга?

1) Прозвенел звонок.

2) Ребята зашли в класс.

3) Начался первый урок.

4) Прозвенел звонок, ребята зашли в класс, начался первый урок.

Найдём грамматические основы.

Предложение, в котором одна грамматическая основа, - простое предложение.

1, 2 и 3 предложения простые , так как в каждом из них по одной основе.

4 предложение сложное , состоит из трёх простых предложений. В каждой части сложного предложения есть свои главные члены, своя основа.

Предложение, в котором две и больше грамматических основ,- сложное предложение. Сложные предложения состоят из нескольких простых предложений. Сколько простых предложений, столько и частей в сложном предложении.

Части сложного предложения - это не просто соединённые вместе простые.

Объединившись, эти части продолжают, дополняют друг друга, превращают разные мысли в одну, более полную. В устной речи на границе частей сложного предложения нет интонации конца каждой мысли.

Помни: в письменной речи между частями сложного предложения чаще всего ставятся запятые.

Определим, сложное предложение или простое. Сначала найдём главные члены (основы) предложений и посчитаем, сколько основ в каждом.

1) На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса.

2) Распевают синицы, звонко отстукивает клювом дятел.

3) Скоро солнце получше пригреет землю, почернеют дороги, обнажатся на полях проталины, зажурчат ручейки, пожалуют грачи. (По Г. Скребицкому)

1) На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса .

2) Распевают синицы , звонко отстукивает клювом дятел .

Кто? синицы, что делают? распевают - первая основа.

Кто? дятел, что делает? отстукивает - вторая основа.

Это сложное предложение, состоит из двух частей.

3) Скоро солнце получше пригреет землю, почернеют дороги , обнажатся на полях проталины , зажурчат ручейки , пожалуют грачи .

Что? солнце, что сделает? пригреет - первая основа.

Дороги почернеют - вторая основа.

проталины обнажатся - третья основа.

Ручейки зажурчат - четвёртая основа.

Грачи пожалуют - пятая основа.

Это сложное предложение, состоит из пяти частей

Прочитайте сложные предложения. Понаблюдайте, с помощью чего соединяются части сложного предложения?

1) Зима приближается , холодное небо часто хмурится .

Части 1 сложного предложения соединяются при помощи интонации. Между частями предложения стоит запятая.

2) Днём пригревало солнце , а ночью морозы доходили до пяти градусов.

3) Ветер затих , и погода улучшилась .

4) Солнце только ещё поднималось , но его лучи уже освещали верхушки деревьев.

Части 2, 3, 4 предложений соединяются при помощи интонации и союзов а, и, но . Перед союзом стоит запятая.

Каждый из союзов выполняет свою работу. Союз и соединяет слова, а союзы а, но ещё и помогают что-то противопоставить.

При письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы (и, а, но), запятая ставится перед союзом.

Предложения нашего языка очень разнообразны. Иногда при одном подлежащем может быть несколько сказуемых или при одном сказуемом может быть несколько подлежащих. Такие члены предложения называются однородными. Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. В схеме каждый однородный член мы будем обводить в кружок.

Какой вывод можно сделать из сравнения этих схем?

В первой строке даны схемы сложных предложений, а во второй строке - схемы простых предложений с однородными сказуемыми (они показаны в кружке).

В простых предложениях с однородными членами и в сложных предложениях между их частями используются одни и те же союзы: и, а, но.

Помни!

1. Перед союзами а, но всегда ставится запятая.

2. Союз и требует особого внимания: соединяет однородные члены - запятая чаще всего не ставится; употреблён между частями сложного предложения - запятая обычно нужна.

Потренируемся. Поставим пропущенные запятые.

1) Ночью собака подкралась к даче и улеглась под террасой.

2) Люди спали и собака ревниво сторожила их. (По Л. Андрееву)

3) Пеликан бродил вокруг нас шипел кричал но в руки не давался. (По К. Паустовскому)

4) Весна сияет на небе но лес ещё по-зимнему засыпан снегом. (М. Пришвин)

1) Ночью собака подкралась к даче и улеглась под террасой.

Предложение простое, так как одна основа, одно подлежащее и два сказуемых - собака подкралась и улеглась. Союз и соединяет однородные сказуемые, поэтому запятая не ставится.

2) Люди спали , и собака ревниво сторожила их.

Предложение сложное, так как две основы - люди спали, собака сторожила. Союз и соединяет части сложного предложения, поэтому перед союзом нужна запятая.

3) Пеликан бродил вокруг нас, шипел , кричал , но в руки не давался .

Предложение простое, так как одна основа, одно подлежащее и 4 сказуемых - пеликан бродил, шипел, кричал, не давался. Перед союзом но всегда ставится запятая. Запятые ставим между однородными сказуемыми.

4) Весна сияет на небе, но лес ещё по-зимнему засыпан снегом.

Предложение сложное, так как две основы - весна сияет, лес засыпан. Перед союзом но всегда ставится запятая.

Рассмотрите схемы и решите, за какими схемами скрываются сложные предложения, а за какими - простые с однородными членами; в каких их них нужно поставить знаки препинания.

Первые три схемы отражают строение простого предложения с однородными главными членами. Они обведены в кружок. В 1 схеме запятая не нужна, так как однородные подлежащие соединяет союз и . Во 2 и 3 схемах должны быть поставлены запятые. 4 схема соответствует сложному предложению. В ней тоже должна быть поставлена запятая между частями сложного предложения.

Предложения, в которые входят слова что, чтобы, поэтому, потому что , - чаще всего сложные. С этих слов обычно начинается новая часть сложного предложения. В таких случаях перед ними всегда ставится запятая.

Приведём примеры.

Мы увидели , что волчица пролезла вместе с волчатами в нору.

что ставится запятая.

Всю ночь зима вязала кружевные узоры, чтобы принарядились деревья . (К. Паустовский)

Это сложное предложение, перед словом чтобы ставится запятая.

Птицы умеют сообщать обо всём голосом, поэтому они поют.

Это сложное предложение, перед словом поэтому ставится запятая.

Я люблю сказки, потому что в них добро всегда побеждает зло.

Это сложное предложение, перед словом потому что ставится запятая.

1. Как-то днём Винни - Пух прогуливался по лесу и ворчал себе под нос новую песенку.

2. Винни - Пух вставал рано, по утрам он старательно занимался гимнастикой.

3. Винни незаметно дошёл до песчаного откоса.

(Б. Заходер)

3.

1 предложению соответствует 3 схема, так как это простое предложение с одним подлежащим (Винни-Пух) и двумя сказуемыми (прогуливался и ворчал).

2 предложению соответствует схема 1, так как это сложное предложение имеет две основы (Винни-Пух вставал, он занимался). Запятая разделяет части предложения.

3 предложению соответствует 2 схема, так как это простое предложение с одной основой (Винни дошёл).

На уроке вы узнали, что предложение, в котором две и больше грамматических основ,- сложное предложение. Части сложных предложений соединяются при помощи интонации и союзов а, и, но . При письме части сложного предложения разделяются запятой.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  3. Zankov.ru ().
  • Найди в предложениях главные члены. Какое предложение текста сложное - 1-е или 2-е? Как называется оставшееся предложение?

На вершине ольхи сидела птичка и разевала клюв. Перья на раздутом горлышке трепетали, а песни я не слышал.

(По В. Бианки)

  • Вставь две пропущенные запятые в предложениях.

Зима пряталась в дремучем лесу. Выглянула она из укрытия а в траве миллионы маленьких солнышек прячутся. Разозлилась зима! Махнула она рукавом и запорошила снегом весёлые огоньки. Щеголяют теперь одуванчики в жёлтом платье а потом в белой шубке. (По И. Соколову-Микитову)

Найди предложение с союзом и . Что он соединяет - однородные члены или части сложного предложения? Нужные для ответа слова подчеркни.

  • Впиши союзы и, а, но. Подчеркни основы, отметь однородные члены и поставь, где нужно, запятые.

Шарик в воду залезал _ дядя Фёдор его намыливал _ шерсть расчёсывал. Кот по берегу ходил _ грустил о разных океанах. (По Э. Успенскому)

Кот воровал рыбу мясо сметану _ хлеб. Однажды он разрыл жестяную банку с червями. Их он не съел _ на банку с червями сбежались куры _ склевали наш запас. (По К. Паустовскому)

Конспект урока по русскому языка

Программа: Школа России

Класс: 4

Учебник: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс; Часть 1

Тема:

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: формирование умения отличать сложное предложение от простого предложение с однородными членами предложения

Образовательные:

    совершенствовать у обучающихся знания о простых и сложных предложениях.;

    совершенствовать навык определения однородных членов предложения;

    Анализировать свою деятельность.

Развивающие:

    Развивать логическое мышление, память;

    Развивать умение выбирать главное и обобщать, систематизировать материал;

    Развивать умение контролировать и оценивать свою работу и работу одноклассника.

Воспитательные:

    Воспитывать умение сотрудничать;

    Воспитывать чувство ответственности за дело, аккуратности, добросовестности, чувства долга;

    Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.

УУД:

Познавательные:

    Осуществлять поиск необходимой информации для выполнение учебных заданий с использованием учебной литературы;

    Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

    Преобразование модели с целью выделения общих законов, определяющих данную предметную область.

Регулятивные:

    Принимать и сохранять учебную задачу;

    Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

    Оценивание качества и уровня усвоения материала.

Коммуникативные:

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    Учитывать разные мнения;

    Контролировать свои действия и действия других людей.

Личностные:

    Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

    Учебно-познавательный интерес к новому учебному действию и способами решения новой частной задачи;

    Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих.

Основные ресурсы: учебник;

Дополнительные ресурсы: методическое пособие, презентация. Форма работы на уроке: фронтальная групповая и индивидуальная.

Ход урока:

Этап урока,

цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Организация начала занятия

Цель: подготовка учащихся к работе на занятии

а) Приветствие

У: -Здравствуйте! Ребята. Давите друг другу улыбнемся и начнем урок

б) Запись числа, классная работа

Открываем тетради. Записываем число, классная работа.

Двадцать пятное сентября. Классная работа.

У: Кто записал ставим ручку на локоток.

в) минутка чистописания

У: Давайте с вами проведём минутку чистописания. А перед тем как начать вспомним, для чего же нам нужна эта минутка?

А) приветствие учителя, одноклассников. Настрой на работу.

Б) запись числа, классной работы.

В) выполнение минутки чистописания в соответствии с требованиями

    Словарная работа

Цель: закрепление навыка правописания слов с непроверяемыми орфограммами, обогащение словарного запаса

У: Знакомит учащихся с новыми словарными словами.

- Каждый урок русского языка мы знакомимся со словами и сих правильным написанием.

Сегодня новое словарное слово мы узнаем, соединив верно буквы, (салйд) которые являются орфограммами в следующих существительных:

клю ч , б е реза, со л нце, д о бро, уло в , сев е р, сро к .

Написать слово на доске.

Получилось слово «человек». В этом слове две непроверяемые безударные гласные «е» и «о», парная согласная «к»

Человек – это живое существо, но и животные тоже живые существа. А чем человек отличается от животного?

Прочитайте пословицу на доске: «Человека ценят не по словам, а по делам». (слайд)

У: Объясните значение этой пословицы?

Д: выделяют орфограммы

Д: комментированная запись

Человек умеет говорить, мыслить, трудиться.

    Актуализация полученных знаний

Цель: воспроизведение учащимися необходимых и достаточных знаний для введения нового

У: На прошлом уроке мы отличали простые предложения от сложных, учились ставить в них знаки препинания.

У: На дом Вам было задано выучить правило.

У: К доске выходит рассказать правило 1 _____________.

У: Хорошо, попробуй применить это правило на первом предложении.

(дети записывают предложение в тетрадь, один ученик работает у доски)

У: Это предложение простое или сложно? Почему сложно? Можно ли разделить одно сложное предложение на простые?

У: Выдели грамматическую основу. Выдели границы простых предложений с помощью квадратных скобок.

У: Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая.

У: Хорошо, садись (______)

У: К доске выходит рассказывать правило 2)_____________

У: Попробуй применить правило к следующему предложению.

У: Подчеркни грамматическую основу, расставь запятые, обозначь границы простых предложений в составе сложного.

У: Хорошо, садись (_________)

Работа с правилом.

Д:

1) Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.

2) Добро будет вознаграждено, и справедливость восторжествует.

    Подготовка к основному этапу занятия

Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели.

А) Переход к теме урока

У: Ребята, посмотрите на последнее предложение.

У: можем ли мы сделать из этого сложного предложения просто?

У: Какие простые предложения у нас получатся?

У: А чем отличается простое предложение от сложного?

Б)Название темы (обязательно)!

У: Как вы думаете. Какая же тема нашего урока?

Тема: Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?

Тема урока вывешивается на доску (приложение 1)

В)Постановка цели урока (дети)

Определите цели урока, используя опорные слова:**

Мы познакомимся с…

Мы узнаем…

Мы вспомним…

Мы будем уметь…

Мы сможем поразмышлять…

Сегодня на уроке мы научимся отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами.

Г)Мотивация

А для чего нам это нужно?

А) Переход к теме урока

Д: да.

Д: 1) Добро будет вознаграждено. 2) Справедливость восторжествует.

Д: В сложном предложении две и более грамматических основ, в простом предложении только одна грамматическая основа.

Дети предполагают тему урока, учитель корректирует и объявляет тему урока.

    Усвоение новых знаний и способов действий

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

1 .Поиск путей решения проблемы:

У: Давайте вспомним что такое однородные члены предложения и когда ставится между ними запятая (приложение 2)

У: записываем упражнение 54

У: Прочитайте. Выпишите сначала простые предложения с однородными членами.

2,3,5) У: какие здесь однородные члены предложения? (застучали, зашлепали)

У: Почему они являются однородными членами предложения?

(потому что отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.)

У: Почему между ними ставиться запятая? (потому что их связывает интонация перечисления)

У: Подчеркните грамматическую основу.

1, 4, 6) У: Все ли пустые предложения мы выписали?

У: Давайте теперь выпишем сложные предложения.

У: Объясните постановку запятых.

Дети вспоминают что такое однородные члены предложения и когда между ними ставиться запятая.

Упражнение 54

Простые

2) Крупные капли дождя застучали, зашевелили листьями.

3) Острым клювом дятел долбит деревья и добывает из-од коры жуков и личинок.

5) Сова охотится не днем, а ночью.

Сложные

1) Прокричала иволга, щёлкнул в кустах соловей

4) Повар готовил обед, а собаки лежали у двери кухни.

6) Утро было морозное, но лужи не замерзли.

    Первичное проверка понимания

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представление и их коррекция

Устно.

У: Упражнение 53 выполняем устно.

У: Прочитайте, Где пропущены запятые? Объясните свой ответ.

1) Ветер на море гуляет и кораблик обгоняет.

У: Пропущена ли здесь запятая?

У: Почему нет?

У: Простое это предложение или нет?

Работа с упражнением

Д: нет, не пропущена. Потому что здесь два однородных члена предложения гуляет и подгоняет соединены одиночным союзом и.

Д: Простое, потому что в нем одна грамматическая основа.

    Закрепление знаний и способов действия

Цель: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

У: Как отличить простое предложение с однородными членами от сложного?

У: Когда ставятся запятые перед однородными членами предложения?

У: Когда ставиться запятая в сложных предложениях?

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

1)Для того чтобы отличить простое предложение от сложного нужно выделить грамматическую основу, если в предложении 2 и более грамматических основ, то это предложение сложно.

    Рефлексия

Цель: мобилизовать учащихся на рефлексию своего поведения.

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Что нового узнали на уроке?

Просмотрите классную работу и поставьте на полях себе оценку за урок.

Оценивание своей деятельности на уроке.

    Информация о домашнем задании

Цель: обеспечить понимания цели, содержания и способов выполнения д/з

Выполнить задание 53 в рабочей тетради;

Учебник 56 . Прочитай, озаглавь текст. Найди в тексте простые предложения с однородными членами и сложные предложения. Подчеркни в них грамматическую основу.

Запись домашнего задания.

    Оценка работы класса

Цель: оценка деятельности учащихся

Дети, а затем учителем называются конкретные ученики, кто активно работал, ставятся отметки с коментраием- обоснованием

Оценивание собственной деятельности и деятельности одноклассников

Приложение 2

Однородные члены предложения

В предложении может быть несколько членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову . Такие члены предложения называются однородными.

Запятая между однородными членами ставится :

1) Если однородные члены соединены интонацией перечисления

О, О, О.

Улетают на юг стрижи, зяблики, жаворонки

2) Если однородные члены сведены союзами а, но:

О, а О.

О, но О.

3) Если союз И повторяется, то запятая ставится

И О, И О.

И мама, И папа вчера ходили в магазин

Не лесть, а честь украшает дружбу.

Снег выпал, но растаял.

Запятая между однородными членами не ставится , если два однородных члена соединены союзом и :

О и О.

Тихая и теплая заря занималась над землей.

Предложение являет собой слово или сочетание слов. Слова в нем грамматически организованы. От словосочетаний предложение отличает смысловая и интонационная законченность. В русском языке предложения делятся на две основные категории: простые и сложные. Иногда выделяют случай сближения этих категорий: так называемый «переходный тип». Основным различием является их структура.

Структура

Первостепенный признак, по которому отличают простые предложения от сложных, — это количество предикативных единиц. Предикативная единица или ядро предложения – это его основа, то есть сочетание подлежащего и сказуемого.

Например, «На завтрак мама варит манную кашу». Подлежащее «мама» и сказуемое «варит» составляют предикативную единицу данного предложения.

Иногда, если предложение односоставное, предикативная основа может быть представлена только сказуемым или только подлежащим.
Например, «Едут!» Предикативная основа «едут» представлена одним сказуемым, логическое подлежащее предполагается, но в самом предложении отсутствует.

В простом предложении выделяют одно предикативное ядро. В сложном – два и более. Таким образом, «Едут!» и «На завтрак мама варит манную кажу» — предложения простые.

Пример сложного предложения: «На завтрак мама варит манную кашу, потому что детки ее любят больше всего». В данном примере две предикативные основы: «мама варит» и «детки любят».

Состав

Еще один признак отличия простого и сложного предложения – это состав. В какой-то степени этот параметр перекликается с предыдущим.

Простое предложение состоит из слов и словосочетаний. А сложное – из простых предложений, то есть его можно разбить на несколько предложений, которые в купе дадут тот же смысл, что и одно сложное.

Например, простое предложение «Витя ест сливочное мороженое со вкусом клубники» состоит из следующих слов и словосочетаний: «Витя», «ест мороженное», «сливочное мороженое», «мороженое со вкусом клубники».

Пример сложного: «Витя ест обычное сливочное мороженое, потому что у него аллергия на пищевые добавки». Можно разбить это предложение на простые, при этом смысл не будет утерян: «У Вити аллергия на пищевые добавки. Он ест обычное сливочное мороженое».

Связь

Отличительным признаком сложных предложений является тип связи между простыми предложениями в составе сложного. Простые предложения могут соединятся сочинительными союзами или просто сочинительной связью: «Петя пил гранатовый сок, а Ваня кушал бананы». Или «Петя пил гранатовый сок, Ваня кушал бананы».

Связь может быть подчинительная. Тогда в сложном предложении простые будут соединяться подчинительными союзами, и одно из них будет главным, а остальные – придаточными. Например, «Петя пил гранатовый сок, который Ваня купил для своего друга».
В простых предложениях подобных связей быть не может.

Переходные типы предложений

Иногда простое и сложное предложение, хотя и обладают своими особенностями, могут сближаться. Например, «Петя пил гранатовый сок, который Ваня купил для своего друга» и «Ваня купил гранатовый сок, чтобы угостить друга». В первом случае это сложное предложение, а во втором – простое, осложненное инфинитивным оборотом с союзом, которое в предложении является не частью сложного, а обстоятельством цели в простом.

Порядок действий

С учетом описанных отличий можно вывести пошаговую инструкцию работы с данными видами предложений. Чтобы определить сложное предложение или простое, нужно следовать следующему алгоритму:

  1. Определить предикативную единицу или единицы.
  2. Посчитать, сколько их. Если две и более, значит, перед нами определенно сложное предложение.
  3. Проверить, раскладывается ли данное предложение на компоненты.
  4. Выяснить, какие это компоненты: слова и словосочетания или простые предложения.
  5. Если вероятность сложного предложения высока, отметить наличие сочинительной или подчинительной связи между компонентами сложного предложения.
  6. Проверить, не является ли данное предложение примером случая сближения простых и сложных предложений, не выглядит ли оно как простое, осложненное оборотом.