Амелия океан. Амелия эрхарт. Это всё японцы

Исследователи установили подлинность обломка самолета, который с большой долей вероятности может принадлежать пропавшему Lockheed Model 10 «Electra». Как стало известно, результаты химического анализа металла могут стать доказательством того, что Эрхарт приземлилась на Маршалловых островах.

  • Как утверждает Дик Спинк (Dick Spink), Амелия Эрхарт и её штурман Фред Нунан совершили аварийную посадку на атолле Мили.
  • Школьный учитель потратил $50,000 (£32,700), пытаясь доказать, что его гипотеза верна.
  • В ходе недавней экспедиции, были обнаружены два предмета, указывающие на присутствие там какого-то воздушного судна, предположительно, самолёта Эрхарт.
  • Этими предметами являются: алюминиевая створка лючка от вспомогательной силовой установки и крышка, закрывавшая барабан колеса на одной из стоек шасси самолёта.
  • В настоящее время, специалисты американской металлургической компании Alcoa, на заводах которой производили дюралюминий для фирмы Lockheed, проводят химический анализ найденных фрагментов, а также других деталей её самолёта, которые демонтировали с него во время ремонта в 1937 году. Позже результаты анализа сопоставят между собой, чтобы подтвердить или опровергнуть эту теорию.

Таинственное исчезновение известной писательницы и пионера авиации по-прежнему будоражит умы многих историков, а также исследователей по всему миру. Кто-то утверждает, что у неё закончилось топливо где-то над западной частью Тихого океана. В то же время, другие предполагают, что она приземлилась на атолле, который сейчас больше известен как Никумароро (Nikumaroro) в архипелаге Феникс, а потом экипажа не стало в результате голода и обезвоживания. В следующем месяце именно на этом клочке суши посреди бескрайнего океана начнутся поисковые работы в рамках проекта, бюджет которого составляет почти $500,000 (£327,000).

Однако же у школьного учителя есть своя версия произошедшего, которая приблизительно звучит так: её самолет разбился на Маршалловых островах, на атолле под названием Мили. Как утверждает Дик Спинк, вскоре он сможет раздобыть и предоставить на суд широкой общественности доказательства этой теории. Как и все прочие гипотезы, предположение Дика основывается на свидетельствах островитян-аборигенов, чьи предки могли стать невольными свидетелями произошедшего. За годы поисков, он потратил около $50,000, чтобы доказать всем. что он прав в своих догадках.


Атолл Мили на Google Earth

«Мир должен узнать правду», - сказал 53-летний «поисковик» в интервью журналу National Geographic. - «На Маршалах мне удалось получить свидетельства от многих людей того, что их предки видели её самолёт». Напомню, что Эрхарт была первой женщиной, совершившей трансатлантический перелёт, но бесследно исчезла в 1937 году вместе со штурманом Фредериком Нуманом при попытке облететь вокруг земли на двухмоторном Lockheed «Electra».

В то же время, представители некоммерческой организации Международная группа по поиску исторических самолетов (Group for Historic Aircraft Recovery (TIGHAR)), которая занимается поиском «исчезнувших бортов» заявляют, что теория школьного учителя несостоятельна и, скорее всего, Эрхарт совершила посадку на атолле Никумароро, в районе острова Хауленд (Howland Island). Но выслушав на Маршалловых островах несколько историй о чём-то похожем на Локхид Электру, Дик убеждён, что она была там.

Его собственное расследование основывается на устной информации, полученной путём опроса нескольких десятков аборигенов, предки которых, вероятно, могли стать очевидцами каких-то определённых событий. По их словам, кто-то из местных видел, как какой-то блестящий самолёт приземлялся на острове в то время.

Однако не устными свидетельствами едиными. Благодаря сотрудничеству с аэрокосмическим гигантом, фирмой Parker Aerospace, Дик получил новый импульс в своей работе. Этому немало поспособствовал технологический задел фирмы в области производства спектральных анализаторов и систем контроля. Дело в том, что ранее в этом году, специалисты компании вместе с учителем истории отправились на атолл Мили. С помощью своих приборов они обнаружили небольшую алюминиевую крышку и часть механизма стойки шасси, предположительно от самолёта Амелии Эрхарт.

Заглушка красного цвета, закрывающая барабан колеса с внешней стороны на левой стойке шасси у самолётов модели Lockheed L-10E «Electra».

«Мы привезём более сложное оборудование, чтобы найти другие части самолёта», - сказал Джон Джеффри, директор по развитию бизнеса на территории США в Parker Aerospace. Кстати, в настоящий момент, именно эта фирма спонсирует поисковый проект Дика Спинка.

Как писали в газете The Skagit Valley Herald, авиационный механик Джим Хейтон (Jim Hayton) узнал в найденном фрагменте антипылевую заглушку, закрывающую барабан колеса с внешней стороны на левой стойке шасси у самолётов модели Lockheed L-10E «Electra», которые оборудовались покрышками Goodyear Air Wheel. «Как много Lockheed L-10E могли совершить аварийную посадку на этом крошечном атолле? Правильно, только один», - говорит Хейтон.

Как сообщают в National Geographic, в настоящее время, специалисты металлургической компании Alcoa, на заводах которой производили дюралюминий для фирмы Lockheed, проводят химический анализ найденных алюминиевых фрагментов. Потом они сопоставят результаты их материаловедческого анализа с данными по деталям самолёта, которые были демонтированы с «пташки» Амелии во время её ремонта после аварии в 1937 году. В Alcoa обещают, что данные будут уже скоро. Если в результате этого, будет найдено совпадение, то, возможно, удастся раскрыть тайну того, что случилось с Амелией Эрхарт и Фредом Нуланом.

Во время их злополучного перелёта, они испытывали проблемы с радиосвязью, что лишало их возможности полноценно осуществлять контакт с диспетчерами на земле. Вероятно, радио-антенна была повреждена во время одного из взлётов или посадок. Скорее всего, именно по этой причине, Береговая охрана США не смогла связаться с ней спустя 19 часов после их последнего взлёта.

К началу июля экипаж пролетел более 22 тысяч миль, успешно преодолев 80 % маршрута - через Атлантику, экваториальную Африку, Аравию, Индию и Юго-Восточную Азию. Некоторые из 28 этапов перелёта были официально зарегистрированы как мировые рекорды. График перелёта был очень плотным, фактически не оставляя времени для полноценного отдыха. 2 июля 1937 года Амелия и Фред Нунан вылетели из Лаэ - небольшого городка на побережье Новой Гвинеи, и направились к маленькому острову Хоуленд, расположенному в центральной части Тихого океана. Там предполагалась дозаправиться перед следующим полетом - до Гонолулу. Но этим планам не суждено было сбыться.

Незадолго до возможного крушения, на земле слышали обрывочные радиосообщения, в которых сообщалось, что они не видят аэродрома. К слову, этот этап полёта был наиболее длинным и опасным - разыскать после почти 18 часов полёта в Тихом океане островок, лишь слегка поднимающийся над водой, было сложнейшей задачей для навигационной технологии 30-х годов. По распоряжению президента Рузвельта на Хоуленде была построена взлётно-посадочная полоса, специально для перелёта Эрхарт. Здесь самолёт ожидали официальные лица и представители прессы, а у побережья находился сторожевой корабль береговой охраны «Итаска», периодически поддерживавший с самолётом радиосвязь, служивший радиомаяком и пускавший дымовой сигнал в качестве визуального ориентира.

Алюминиевый фрагмент, обнаруженный Диком Спинком в ходе исследования местности на атолле Мили.

Согласно донесению командира корабля, связь была нестабильной, с корабля самолёт слышали хорошо, но Эрхарт на их вопросы не реагировала. Она сообщила, что самолёт в их районе, остров они не видят, бензина мало, и запеленговать радиосигнал корабля ей не удалось.

Радиопеленгация с корабля также не принесла успеха, так как Эрхарт появлялась в эфире на очень короткое время. Последняя принятая от неё радиограмма была: «Мы на линии 157 — 337… Повторяю… Повторяю… мы движемся по линии». Судя по уровню сигнала, самолёт должен был показаться над Хоулендом с минуты на минуту, однако так и не появился; не последовало и новых радиопередач.

Судя по последнему сообщению, штурман определил посредством астрономической навигации, что они находятся на «линии положения» 157 — 337 градусов (зелёная линия на карте слева), проходящей через остров, но, не зная своего положения по широте, они летали вдоль этой линии, пытаясь найти остров.

Поисковая операция началась почти сразу после того, как стало ясно, что по расчётам, на борту «Локхид-Электра» закончилось топливо. Прежде всего, поиски осложнялись размером территории, на которой они осуществлялись. Это была самая масштабная и дорогая подобная операция за всю историю американского флота. Множество кораблей, включая крупнейший в мире авианосец «Лексингтон» и линкор «Колорадо», покинув базы в Калифорнии и на Гавайских островах, срочно направились в центральную часть Тихого океана.

Корабли и 66 самолётов в течение 2 недель осмотрели 220 000 квадратных миль водной поверхности; было проверено множество небольших необитаемых островов и рифов, но все усилия оказались безрезультатны. Через 14 дней руководство флота заявило, что надежды более нет: по всей видимости, Амелия Эрхарт и Фред Нунан, потерпев крушение, погибли в океане. Таким образом, несмотря на беспрецедентные поиски, найти Эрхарт так и не удалось. 5 января 1939 года она была объявлена умершей, хотя неофициальные поиски продолжались и значительно позже.

Кроме основной, почти сразу в прессе начали появляться конспирологические версии её исчезновения. В течении многих лет одной из самый популярных была та, согласно которой женщина-пилот была захвачена японцами и замучена до смерти из-за подозрений в шпионаже.

Винтовка вместо куклы

Она родилась в Канзасе. Отец - адвокат, дед по материнской линии - судья и один из богатейших людей штата, все просто помешаны на приличиях. Словом, девочке, казалось бы, светила очень респектабельная, обеспеченная и скучная жизнь. Правда, Амелия быстро начала показывать черты, совсем не свойственные юной леди. Она отлично ездила верхом, запоем читала приключенческие романы, а куклам предпочитала винтовку, подаренную отцом.

В университете Амелия некоторое время занималась естественными науками, но в 1920 году произошло событие, перевернувшее её жизнь: она попала на выставку аэропланов в Калифорнии. Самолёты привели её в восторг, энтузиазма не убавил даже смех лётчиков над ней, девушкой, решившей от избытка сумасбродства посвятить себя авиации.

Продала аэроплан

А между тем лётные школы для женщин в США уже существовали и Эрхарт быстро нашла себя в одной из них. Инструктор позднее говорила и о её энтузиазме, и о талантах к пилотажу, и о лихачестве: в одном из первых тренировочных полётов Амелия чуть не попала точно в провода линии электропередачи, под которыми решила пролететь.

Перелёт между Ньюфаундлендом и Уэльсом продлился почти 21 час. Эрхарт летела не одна, в экипаже были двое мужчин, она была раздосадована, что сделала сама далеко не всю работу. Но именно за ней закрепилась слава первой женщины, перелетевшей через океан.

После этого перелёта юная энтузиастка стала настоящей иконой. Но теперь от неё ожидали только новых рекордов.

В другой раз она врезалась в эвкалипт, а едва выбравшись из-под обломков, стала готовиться к интервью: на аварию самолёта сбежались журналисты. Впрочем, энтузиазм и мастерство искупали всё: Эрхарт не упускала ни минуты для тренировок. Когда она получила наследство, то смогла не только оплатить лётную школу, но даже приобрести собственный маленький аэроплан.

Она начала с выступлений перед публикой на авиашоу. В те времена это было исключительно рискованное занятие. "Этажерки" постоянно бились даже при безошибочных действиях пилота. В этом Амелии быстро предстояло убедиться. Из-за неурядиц в семье и нехватки денег ей пришлось продать свой аэроплан. Лётчик, которому она его уступила, на глазах у неё взлетел… и камнем рухнул с тридцатиметровой высоты. Да и её собственные полёты становились всё более рискованными. Она выжимала из "этажерок" всё возможное и один за другим ставила рекорды скорости и высоты. Вскоре на неё обратили внимание. Немолодая лётчица Эми Гест собиралась организовать первый перелёт женщины через Атлантический океан. Эрхарт была отличной лётчицей, а кроме того - молодой и обаятельной, так что дело быстро сладилось.

Вышла замуж

В 1931 году Амелия Эрхарт всё-таки изменила своей юношеской клятве не выходить замуж и пошла под венец с издателем Джорджем Путнэмом. Его покорила непостоянная и энергичная лётчица, но та поставила ему сразу множество условий, в частности, ни в коем случае не пытаться препятствовать её полётам. Эрхарт даже заставила супруга поставить соответствующую подпись в контракте! И буквально из-под венца она бросилась покорять Атлантику уже соло.

Перелёт века она собиралась совершить на лёгком Lockheed Vega. Эта машина имела много достоинств и один огромный недостаток: очень высокие требования к пилоту - а ведь Эрхарт предстояло провести многие часы в воздухе без возможности хоть на секунду утратить контроль над машиной. Она взяла много дополнительного топлива, а вот радио на самолёте не было - в случае чего спасения было ждать неоткуда.

Рекорд

20 мая 1932 года самолёт стартовал с Харбор-Грейс, что на Ньюфаундленде. Амелия вела себя так, будто отправляется на пикник: шуточки и никакого волнения.

Шасси оторвались от земли, и Амелия Эрхарт на своей "веге" осталась один на один со стихией. Та сразу же показала характер. Вскоре самолётик влетел в грозу. "Вегу" кидало из стороны в сторону, ветер рвал обшивку, ещё немного - и у самолёта начали бы ломаться крылья. Высотомер сломался. Затем треснули топливопроводы. Шторм миновал, но самолёт сорвался в штопор. Эрхарт стабилизировала свою "этажерку" почти у самой воды и смогла найти оптимальную высоту - просто по наитию, приборы не работали. Но теперь возникла новая беда: из топливопровода медленно утекало горючее. Наступал рассвет, лётчица была до предела измотана.

Первоначально Эрхарт собиралась лететь во Францию, но теперь это было исключено и она решила садиться на любую сушу, какая найдётся в океане. Самолёт шёл между двумя слоями облаков. Когда они слегка разошлись, внизу неожиданно показалась полоска земли. Обнаружив вожделенную сушу, Эрхарт тут же направилась к ней. Куда точно она прилетела, Амелия не представляла. В любом случае это была земля и появилась она очень вовремя: у "веги" уже прогорал выхлопной коллектор, продолжение полёта могло привести к катастрофе в любой момент.

К остановившемуся самолёту подошёл какой-то мужчина, и Эрхарт смогла хотя бы выяснить, где находится. Ей чрезвычайно повезло: землёй, несколько минут назад выступившей из тумана на горизонте, оказалась Северная Ирландия. То, что "вега" дотянула, было феноменальным сочетанием мастерства и удачи: на борту сложно было найти функционирующий прибор, крылья и двигатель были готовы рассыпаться в любой момент.

Зато теперь Амелия Эрхарт была первой женщиной, преодолевшей океан по воздуху, и единственным человеком в мире, кто сумел совершить такой подвиг дважды. Так что в ближайшие месяцы Амелия просто наслаждалась славой. В Лондоне её принял принц Уэльский, в Париже - Сенат в полном составе, в Брюсселе - королевская семья Бельгии… На родине восторг публики тоже превосходил все ожидания. Триумф Амелии делал её образцом и примером для подражания. По улицам ходили восхищённые толпы. Все скептики были разом посрамлены, а лётчица ездила и летала по городам, выступая перед фанатами с неизменным успехом. Но теперь Эрхарт оказалась и заложницей собственной славы.

От Амелии ждали, что она непрерывно станет обновлять рекорды. Да она и сама стремилась к новым достижениям. В ближайшие годы Эрхарт не пропускала ни одной новой модели самолёта, испытывала парашюты и даже водолазные костюмы. Однако это всё было не совсем то, что нужно. Превзойти саму себя Эрхарт могла только одним способом - совершить кругосветный полёт.

20 мая 1937 года Амелия Эрхарт вместе со штурманом Фредом Нунаном вылетела с аэродрома во Флориде. Путнэм, предчувствуя недоброе, пытался отговорить жену перед вылетом, но ту уже поздно было останавливать.

Без посадок осилить кругосветное путешествие было нереально, но даже отдельные перелёты стали тяжелейшим испытанием. Эрхарт и Нунан шли на восток. Большую часть маршрута они преодолели к июлю. За спиной остались Атлантика и Евразия. Впереди лежал самый сложный этап - Тихий океан.

Пропала

Амелия стоит рядом с Lockheed Electra 10E перед её последним рейсом в 1937 году.

2 июля на Новой Гвинее Эрхарт и Нунан получили прогноз погоды: шторм. Ветер усиливался, и разумным было бы приостановить вылет, но лётчики решили не ждать. Почему - спросить уже не у кого. Однако все отмечали, что в последние дни Эрхарт и Нунан выглядели измождёнными. В последнем письме домой Амелия утверждала, что больше рекордов ставить не собирается.

Утром 2 июля "Электра" стартовала с аэродрома Лаэ. На всякий случай впереди её ждал катер с радиостанцией. Но радио долго молчало, и почти через сутки после старта на рассвете просигналило на катер: "Мы где-то рядом, но не видим вас". А затем - "Нас сносит!" Больше Эрхарт никогда не выходила на связь.

За что была награждена Крестом Лётных Заслуг (англ. Distinguished Flying Cross ) . Она написала нескольно книг-бестселлеров о своих полетах и сыграла важную роль в формировании «Девяносто девять » - организации женщин-пилотов, была избрана ее первым Президентом .

В 1935 году Эрхарт начала работать на факультете авиационного отделения Университета Пердью в качестве приглашенного преподавателя. Занимая эту должность она стремилась привлечь больше женщин в сферу авиации и консультировать их в вопросах карьеры. Она также была членом Национальной Партии Женщин и одним из первых сторонников «Поправки о Равных Правах» .

В 1937 году при попытке совершить кругосветный полет на двухмоторном легком транспортном и пассажирском самолёте, Локхид Модель 10 Электра (англ. Lockheed Model 10 Electra ), который был финансирован Университетом Пердью , Эрхарт пропала без вести в центральной части Тихого океана в районе острова Хауленд . Очарование ее жизнью, карьерой, а также деталями исчезновения продолжаются и по сей день.

Ранние годы

Амелия Эрхарт в детстве

Амелия Мэри Эрхарт родилась 24 июля 1897 года в г. Атчисон, штат Канзас , в семье адвоката Эдвина Эрхарта. Супруга Эдвина, Эми, была дочерью местного судьи. Амелия была старшим ребёнком в семье; вторая дочь, Мьюриэл, родилась через два с половиной года.

С ранних лет сестры Эрхарт пользовались необычайной для того времени свободой выбора интересов, друзей и развлечений. Амелия с детства была отличной наездницей, плавала, играла в теннис и стреляла из подаренной отцом винтовки 22 калибра. Читать она научилась в четыре года и с ранних лет поглощала множество разнообразной литературы, но особенно притягивали её книги о великих открытиях и приключениях. В результате, несмотря на свою принадлежность к «слабому полу», среди детей с соседних улиц Амелия стала признанным лидером и заводилой. Её отметки в школе почти всегда были отличными, особенно по естественным наукам, истории и географии. В возрасте 10-ти лет Амелия впервые увидела самолёт , но в тот момент не испытала к нему особого интереса. Позже она описывала его как «штуку из ржавой проволоки и дерева, совсем неинтересную».

Со временем финансовое положение семьи ухудшилось; Эдвин Эрхарт начал сильно пить, что постепенно погубило его карьеру адвоката. В поисках новой работы семья несколько раз переезжала - сначала в Де Мойн (Айова), затем в Сент Пол (Миннесота). К г. семье пришлось познать настоящую бедность, когда платья подрастающим дочерям шили из старых оконных занавесок… В итоге Эми, забрав дочерей, переехала к родственникам в Чикаго . Тем не менее осенью 1916 г., использовав деньги, полученные по завещанию, мать отправила Амелию в элитный колледж Ogontz School в Пенсильвании .

Замужество

В начале 1931 года Амелия Эрхарт приняла предложение о браке своего «пресс-агента» и делового партнера Джорджа Путнама, который к этому времени развелся с первой женой. Исключительно тихая и семейная брачная церемония прошла 7 февраля 1931 года в небольшом доме матери Путнама в штате Коннектикут; никто из репортеров не был на неё допущен, и уже через два дня молодожены вернулись к своей работе. По мнению большинства друзей и родственников их брак оказался удачным и был организован на тех принципах равноправного партнерства и сотрудничества, которые исповедовала Амелия. Тем не менее некоторые из журналистов, незнакомых с семьей, были склонны описывать его как «брак по расчёту». Эта версия, однако, была опровергнута в 2002 году, когда в распоряжение музея Университета Пардью (Индиана) была передана личная корреспонденция Эрхарт и Путнама, в том числе их любовные письма - хранившиеся до тех пор в частном семейном архиве.

Зенит карьеры: достижения, известность, общественная деятельность

Весной 1931 года Эрхарт одной из первых женщин-пилотов осваивает автожир ; в апреле она установила на нём новый мировой рекорд высоты - 18451 фут. На рубеже 20-30-х годов автожиры активно рекламировались как недорогая, более безопасная и в перспективе массовая альтернатива самолётам. В реальности, однако, первые образцы автожиров славились высокой аварийностью, особенно на взлете и посадке. Демонстрационный образец автожира Питкэрна - многократно повреждавшийся, разбивавшийся и восстанавливавшийся - пилоты на фирме окрестили «Чёрной Марией» («Black Marie»), поскольку никому из них не удавалось налетать на этом аппарате хотя бы несколько часов без аварий и инцидентов. Общее мнение пилотов, ознакомившихся с машиной, сложилось быстро и гласило, что, «вероятно, максимальное время, которое кто-либо сможет безаварийно налетать на подобном аппарате, составляет не более 10 часов».

Тем не менее весной 1931 года Эрхарт стала первой женщиной-пилотом, пересекшим на автожире «Питкэрн PS-A2» всю территорию США; чистое время в полёте составило 150 часов, с 76 посадками для дозаправки (требовавшейся примерно каждые 2 часа). При этом весь путь с востока на запад не был отмечен ни единой аварией. Проблемы, однако, «настигли» её на обратном пути. В г. Абилин, штат Техас , во время взлета на пути автожира оказался «пыльный дьявол» - внезапно возникающий небольшой пылевой вихрь - специфическое природное явление, характерное для этих мест. Из-за внезапно возникшего разрежения воздуха аппарат, только что набравший скорость и оторвавшийся от земли, упал на неё с высоты нескольких метров и полностью разрушился. При этом, однако, Эрхарт оказалась даже не ранена. На следующий день заводской пилот пригнал с завода Питкэрна новый автожир и летчица продолжила свой путь на восток.

1932 год - Одиночные полеты через Атлантику

На следующий год Амелия Эрхарт стала первой женщиной, принявшей участие в знаменитой трансамериканской гонке на приз Бендикса. Гонка 1933 года была отмечена целой чередой тяжелых аварий и катастроф с гибелью пилотов и самолётов. Эрхарт была одним из немногих участников, сумевших пройти весь маршрут до конца, и перед завершением гонки могла претендовать на первое место. Однако, «подвела матчасть» - неполадки в моторе привели к сильному перегреву, а затем вибрация разрушила крепление верхнего входного люка кабины; воздушный поток сорвал люк, крышка которого чуть не снесла киль самолёта. В результате Эрхарт пришла третьей.

Через несколько дней Эрхарт побила собственный прошлогодний рекорд на трансамериканском маршруте, устанавливая новое рекордное время в полёте - 17 часов 7 минут 30 секунд. При этом незадолго до завершения перелета вибрация и воздушный поток снова разрушили крепление верхнего входного люка кабины, и последние 75 миль - до посадки - Эрхарт вела самолёт одной рукой (другой приходилось удерживать крышку люка над головой, так как, если бы её сорвало, она могла бы повредить или снести киль самолёта).

А. Эрхарт рядом со своим самолётом Vega 5b c. 1935

Загадочные исчезновения. Мистика, тайны, разгадки Дмитриева Наталия Юрьевна

Амелия Эрхарт

Амелия Эрхарт

Прошло уже более 75 лет со дня необъяснимого исчезновения легендарной американской женщины-пилота Амелии Эрхарт, а интерес к этой странной и запутанной истории не угасает, как и интерес к самой личности этой удивительной женщины.

Когда женщина становится авиатором, это уже само по себе достойно восхищения. Амелия же была не просто одной из женщин-пилотов, а авиатором выдающимся, имеющим яркие достижения и рекорды, благодаря которым ее имя вошло в мировую историю авиации. Она впервые в мире в одиночку осуществила перелет с Гавайских островов в Калифорнию и через Атлантический океан. Уже в самом начале авиационной карьеры, в 1922 г., Амелия установила свой первый мировой рекорд высоты, поднявшись на 4300 м. Ее имя не сходило с первых полос газет.

Неудивительно, что такая страсть к небу вдохновляла Амелию на все новые и новые подвиги. Она не могла остановиться на достигнутом и всегда рвалась побить чужие рекорды. Поэтому, когда в 1932 году знаменитый американский летчик Уилли Пост облетел вокруг земного шара, Амелия Эрхарт задалась целью тоже совершить кругосветное воздушное путешествие. Она готовилась к этому полету в течение пяти лет. И вот, в 1937 г., наконец, решилась. Этот полет должен был стать последним ее великим рекордом, после чего Амелия намеревалась оставить большую авиацию и посвятить себя подготовке молодых пилотов на факультете авиационного отделения Университета Пердью.

Курс должен был лежать вдоль экватора - это самый длинный кругосветный маршрут. Весь мир, затаив дыхание, следил за тем, как протекал полет. Амелия Эрхарт и ее штурман, опытный летчик Фред Нунан, совершали полет на двухмоторном аэроплане «Локхид Электра».

По тем временам это был один из наиболее совершенных летательных аппаратов. Полет осуществлялся с остановками для заправки. Он был почти уже закончен - оставались всего три отрезка пути: из Папуа Новой Гвинеи до острова Хауленд в Тихом океане, затем от него до Гонолулу и, наконец, оттуда до Окланда (штат Калифорния), где полет должен был завершиться.

Роковым оказался перелет к острову Хауленд. Корабль американской морской пограничной охраны «Итаска», помогающий направлять их полет, принял 2 июля 1937 г. последнюю радиограмму с указанием координат аэроплана. Из нее следовало, что «Локхид Электра» находится уже совсем близко к пункту назначения. После этого пилоты несколько раз предприняли попытки установить голосовую связь с командиром судна. Но сделать это не удавалось. Возможно, вышла из строя антенна на борту аэроплана. До острова Хауленд оставались считанные мили, когда связь с аэропланом прервалась, и он был потерян из виду. Что помешало экипажу аэроплана совершить посадку, так и не удалось установить.

Разумеется, незамедлительно были предприняты все возможные меры по поиску пропавшего воздушного судна и его экипажа. Но установить их местонахождение так и не удалось. После двухнедельных тщательнейших поисков было объявлено, что самолет и находившиеся на его борту Амелия Эрхарт и Фред Нунан пропали в море. Официальная версия произошедшего гласила, что на аэроплане кончилось горючее, и он упал в воду. Членов экипажа объявили погибшими.

Но такие результаты поиска не удовлетворили авиационную общественность. Через некоторое время была образована инициативная группа, в состав которой входили видные историки авиации и опытные летчики. Эта группа, существующая и продолжающая свои исследования и по сей день, носит название TIGHAR (Международная Группа по восстановлению исторической правды об авиации). В течение десятилетий TIGHAR вела поиски следов аэроплана и членов экипажа, неоднократно отправляя экспедиции к Тихому океану.

В ходе исследований была выдвинута версия о том, что из-за некоторых нестыковок карты и нарушения связи Амелия Эрхарт и Фред Нунан сбились с курса. Они ошибочно направились не к Хауленду, а к другому острову, носящему ныне название Никумароро, расположенному на 650 км южнее. Предполагалось, что им даже удалось совершить посадку, но аэроплан получил сильные повреждения и не смог больше подняться в воздух.

Сами же Амелия и Фред выжили и провели свои последние дни, ведя на острове жизнь робинзонов.

Нельзя с уверенностью сказать, что все находки, обнаруженные на Никумароро, могли принадлежать только потерпевшим крушение летчикам. Остров не был необитаемым, его населяло небольшое количество аборигенов. Кроме того, туда ежегодно приезжали ловцы жемчуга.

Эта версия тщательно исследовалась не только самой группой TIGHAR, но и многими историками и археологами. Последние признали ее ненаучной. Однако TIGHAR привела многочисленные доказательства своей правоты.

Вот некоторые из их доводов.

1. После исчезновения Амелия еще 5 дней отправляла радиосигналы, исходящие из квадрата, в котором находился остров Никумароро. Это говорит о том, что аэроплан не упал на дно океана, а находился на суше, хоть и поврежденный.

2. В 1940 г. на острове вблизи следов от костра были найдены части женского скелета. Вокруг валялись останки съеденных птиц и черепах. Скелет был отправлен на экспертизу, но патологоанатом сделал заключение, что это останки кого-то из аборигенов, временами приплывавших на остров с соседних населенных островов.

3. Результат экспертизы не удовлетворил членов группы TIGHAR, они организовали экспедицию на Никумароро. На месте предполагаемой стоянки они обнаружили женскую туфлю, косметичку, разбитые флаконы из-под лосьонов, сломанный перочинный ножик.

Странным в этой истории представляется, что все находки могут быть отнесены только к Амелии Эрхарт. Но нет никаких следов пребывания на острове Фреда Нунана. Не были также найдены обломки аэроплана.

Исследователи предполагают, что он мог быть смыт приливными волнами в море. Для установления этого факта необходимо предпринять новую экспедицию, что и планируют совершить члены группы TIGHAR в ближайшее время. Последняя же их экспедиция состоялась в 2012 г., в год семидесятипятилетия таинственного исчезновения Амелии Эрхарт и ее штурмана.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 великих загадок XX века автора

Из книги Величайшие загадки XX века автора Непомнящий Николай Николаевич

ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЕТ АМЕЛИИ ЭРХАРТ …Позади осталась большая часть кругосветного пути, но впереди ждало самое трудное - бросок через просторы Тихого океана. Летом 1937 года американская летчица Амелия Эрхарт совершала полет вокруг Земли. Она не была первой в этом нелегком и

Из книги Фантасмагория смерти автора Ляхова Кристина Александровна

Королева Атлантики. Амелия Эрхарт Знаменитая американская летчица Амелия Эрхарт прославилась тем, что стала первой женщиной, пересекшей Атлантический океан по воздуху. Она трагически погибла, пытаясь установить новый рекорд: облететь на самолете вокруг всего земного

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Амелия Эрхарт: воздушная одиссея с трагическим финалом По натуре и по призванию Амелия Эрхарт была рекордсменкой. Она дважды пересекала по воздуху территорию США от океана до океана, совершила беспосадочный перелет из Мехико в Нью-Йорк, первой из женщин-пилотов

Из книги Великие люди, изменившие мир автора Григорова Дарина

Амелия Эрхарт – легендарная летчица Об Амелии Эрхарт у нас знают немногие, в отличие от Соединенных Штатов и Западной Европы, где она остается одной из самых популярных исторических фигур вот уже на протяжении многих десятилетий. Если проводить аналогии, то ее

Фав

Амелия Эрхарт стала легендой авиации ещё при жизни, а её исчезновение - одна из загадок века. Что произошло в июле 37-го? Как погибла лётчица? Поиски ответов затянулись на 80 лет. В 2018 году антрополог Ричард Янц заявил: правда установлена.

30-е годы Амелия Эрхарт встретила в зените славы. Она уже побила множество рекордов, в том числе стала первой женщиной-пилотом, перелетевшей Атлантический океан. И поставила себе новую грандиозную задачу - совершить кругосветный перелёт по самому протяжённому маршруту. Лётчице предстояло преодолеть маршрут в 29 тысяч миль(46 тысяч км).

« Локхид-Электра» Амелии Эрхарт

Университет Пердью в Индиане как раз подарил Эрхарт новейший двухмоторный моноплан -« Локхид-Электра» L-10E. На нём 1 июня 1937 года она вместе с навигатором Фредом Нунаном вылетела из Майами. Лётчики успешно преодолели большую часть маршрута, поставив несколько мировых рекордов. Впереди расстилался Тихий океан.

2 июля Амелия и Фред вылетели из Лаэ(Новая Гвинея) и направились к острову Хауленд в центральной части Тихого океана. Там их ждали официальные лица, пресса и корабль береговой охраны.

Связь с самолётом была нестабильной, а затем и вовсе прервалась.

Когда, по расчётам встречающих, на борту Эрхарт должно было закончиться топливо, начали поиски. Однако операция с участием авианосца« Лексингтон» и линкора« Колорадо» не принесла результатов. Ни Эрхарт, ни Нунана, ни моноплан так и не нашли.

Хотя официально лётчиков объявили умершими в 1939 году, энтузиасты ещё долго продолжали поиски и строили теории. С годами сформировались три основные версии.

Сценарии гибели

Она утонула

Это самое очевидное предположение. Эрхарт и Нунан не смогли найти крошечный остров после 18-часового перелёта, у них кончилось топливо, и самолёт упал в океан. Правда, эту версию подтвердить сложно: всё океанское дно, как ни крути, не обыщешь.

Атолл Никумароро

Возможно, борт приземлился на другом острове. В 1940 году британцы исследовали атолл Никумароро(в 400 км от Хауленда) и нашли там фрагменты скелета. А также несколько вещей, которые, по идее, могли принадлежать Эрхарт и Нунану: женский ботинок, старинный секстант(навигационный измерительный инструмент. - Прим. ред.) и фляжку ликёра« Бенедиктин». За эту версию крепко держится некоммерческая организация TIGHAR(The International Group for Historic Aircraft Recovery), которая занимается расследованием исчезновений самолётов.

Это всё японцы

Есть версия, что американцы приземлились где-то более или менее благополучно, но их захватили в плен японцы. Такой точки зрения придерживается журналист Майк Кэмпбелл, написавший биографию Эрхарт. Он предполагает, что лётчиков приняли за американских шпионов и сгубили в тюрьме.

Есть и более экзотические теории. Например, что Эрхарт всё надоело, и она тайно вернулась в США, где жила под другим именем.

Или, скажем, что она осталась в Японии и работала на англоязычном пропагандистском радиоканале под псевдонимом Токийская Роза. Но главными тяжеловесами на историческом ринге всё-таки являются три вышеперечисленные версии.

Останки с Никумароро

Фрагменты скелета с атолла Никумароро(13 единиц: череп, части костей ног и рук) исследовали в том же 40-м году. Их отправили на острова Фиджи, где доктор Худлесс - директор Центрального медицинского института Фиджи - пришёл к заключению: останки принадлежат плотному невысокому мужчине средних лет.

К сожалению, со временем там же на Фиджи кости ухитрились потерять или выкинуть(причём вместе с секстантом).

Доктор Худлесс, вероятно, был не в курсе, что останки могут принадлежать известной лётчице. Поэтому и не заботился о сохранности« находки» для будущей, более продвинутой экспертизы.

Возможно, он даже не рассматривал вариант« это может быть женщина».

Всё, что нам осталось - это его измерения. И надежда, что доктор сделал их не левой пяткой.

В 1998 году в TIGHAR попали записи Худлесса. Специалисты проверили его измерения и пришли к выводу: кости всё-таки принадлежали женщине, ростом выше среднего. Как раз такой и была Эрхарт.

В 2015 году противники этой версии вроде бы снова доказали, что останки мужские. Но профессора антропологии из Университета Теннеси Ричарда Янца, входившего в команду TIGHAR ещё в 1998 году, опровержение не устроило. В январе 2018 года его работа под названием Amelia Earhart and the Nikumaroro Bones - A 1941 Analysis versus Modern Quantitative Techniques(«Амелия Эрхарт и кости с Никумароро - исследование 1941 года против современных количественных методов». - Прим. ред.) была опубликована в журнале Forensic Anthropology(«Криминалистическая антропология». - Прим. ред.) , издающемся при Университете Флориды.

Совпадение в 99%

Итак, что же он включил в свою работу? Во-первых, профессор проконсультировался со специалистами по историческому костюму. Те изучили одежду Эрхарт и уточнили обхват её талии и длину ноги по брюкам.

Во-вторых, Янц взял данные из водительского удостоверения и лицензии пилота(это, конечно, делали и раньше). Он подобрал фотографию Эрхарт(где она держит в руке канистру с маслом), по которой можно более или менее точно определить длину двух костей её руки. Учёный перепроверил методы определения роста, использованные Худлессом на Фиджи, и пришёл к выводу, что они существенно устарели. Современные исследования выдают иные результаты.

Но самое главное - он прогнал данные о костях через программу Fordisc. Это платформа для антропологов(соавтором которой сам Янц и является), которая умеет сравнивать введённые данные с выборкой людей, живших в то же время, и определять пол, происхождение и телосложение по скелету.

В случае с Эрхарт в выборку вошли 2700 американцев, умерших в середине 20 века. Программа показала, что кости на 99% совпадают с измерениями одной Эрхарт.

В заключение Янц заявил:« До тех пор, пока не будут предоставлены категорические доказательства того, что останки не принадлежат Амелии Эрхарт, наиболее убедительным является вывод, что они принадлежат ей».

И теперь мы можем предположить, как закончилась жизнь великой лётчицы. Никумароро - крошечный необитаемый остров, поросший пальмами. Из-за постоянных засух он непригоден для жизни. Эрхарт могла выжить на острове недели(возможно, месяцы), прежде чем умереть на его юго-восточном побережье.

Увы, её собственные слова, сказанные прессе перед последним полётом, оказались пророческими:« Скоро рекорды перестанут быть основным двигателем прогресса в авиапромышленности, и главным человеком в авиации уже теперь является не лихой пилот-сорвиголова, а хорошо подготовленный авиационный инженер».