Общение как вид деятельности человека. Лекция по обществознанию на тему «Общение Вопросы и задания
Общение является одним из основных условий существования человеческого общества и личности. Каждый из нас живет и работает среди людей. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми – родителями, сверстниками, учителями, коллегами. Одних мы любим, других нет, к третьим относимся нейтрально, третьих терпеть не можем…
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
В процессе общения происходит социализация человека, приобщение его к духовной жизни общества, формирование у него духовных и культурных потребностей. Таким образом, общение – это сложная коммуникативная деятельность человека, субъектом и объектом которой является личность, включенная в общественные отношения.
Посредством общения люди устанавливают контакты друг с другом, обмениваются информацией, добиваются взаимного понимания, воздействуют друг на друга, побуждают совершать действия и поступки. Таким образом, общение
как социально-психологическое явление выполняет 3 основных функции:
1) коммуникативную
, посредством которой устанавливаются контакты между субъектами,
2) перцептивную
, обеспечивающую восприятие и осмысление полученной информации,
3) интерактивную
– направленную на осуществление взаимодействия между субъектами при выполнении совместной деятельности.
В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.
Цель общения – это то, ради чего возникает общение. Цели общения удовлетворяют социальные, культурные, познавательные, творческие, эстетические и другие потребности.
Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного человека к другому. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.
Средства общения бывают вербальные и невербальные.
Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка.
Невербальное общение не предполагает использования звуковой речи, языка в качестве средства общения. Это общение с помощью мимики, жестов и пантомимики. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.
Литература: Н.И. Шевандрин «Социальная психология в образовании» Г.В. Щекин «Основы психологических знаний» Р.С. Немов «Психология» П.А. Сорокун «Общая психология»____________________________________________________
Понятие общения всплывает не только в науках об обществе и человеке, но и в естественных науках. С точки зрения обществознания , общение - это способ передачи информации от одного человека другому. Это также процесс установки и эволюции контактов между людьми или группами людей.
Общение - это такой вид совместной деятельности человека, без которого невозможен любой другой вид совместной деятельности. Общение сопровождает многие виды труда.
Уникальность общения как вида деятельности заключается в следующем. Практически все виды деятельности строятся по принципу субъект-объект, то есть человек воздействует и модифицирует объект, - то, на что направлена его деятельность. Общение обычно строится по принципу субъект-субъект , то есть равноправное взаимодействие двух индивидов.
Функции общения.
В структуре общения психологи выделяют три стороны - восприятие, коммуникация и взаимодействие . Отсюда можно вывести три основные функции общения .
- Перцептивная функция. Она же - аффективно-коммуникативная . Проявляет эмоциональную сферу человека, его отношение к тому, что его окружает.
- Информационно-коммуникативная функция . Функция обмена информацией. Именно эту функцию чаще всего ассоциируют с понятием общения.
- Интерактивная функция . Она же - регуляционно-коммуникативная . Функция организации совместной деятельности.
Цели и виды общения.
Целей общения человека множество, но все они делятся на два типа:
- Общение как средство достижения какой-то другой цели , которая к общению отношения не имеет. Например, спросить у прохожего, как пройти на автовокзал, имеет реальную цель - не опоздать на автобус, и эта цель не связана напрямую с общением.
- Общение как самоцель . Когда вы звоните другу поболтать, ваше общение - это самоцель.
- Когнитивное . Обмен информацией.
- Эмоциональное. Обмен эмоциями. Эмоциональное заражение - то, благодаря чему возможен такой вид общения. Пример - рассказать кому-нибудь анекдот, чтобы поднять настроение.
- Мотивационное. Чаще всего цель такого общения - переубедить кого-либо, уговорить, агитировать и т.д.
- Деятельностное. Обмен умениями и навыками. Любая спортивная секция или кружок любителей пения - пример деятельностного общения.
- Материальное. Обмен материальными ценностями.
В качестве вывода можно заключить, что столь сложная деятельность, как общение,
Виды
общения
Общение чрезвычайно многогранно, может быть различных видов.
Различают межличностное
и массовое
общение. Межличностное общение
связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по
составу участников. Массовое общение – это множество непосредственных контактов
незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами
средств массовой информации.
Выделяют также межперсональное
и ролевое
общение. В первом случае
участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими
индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации
совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как
носители определенных ролей (покупатель – продавец, учитель – ученик, начальник
– подчиненный).
В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения,
так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе
такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как
некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.
Общение может быть доверительным
и конфликтным
. Первое отличается тем, что
в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность – существенный
признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать
интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием
людей, выражениями неудовольствия и недоверия.
Общение может быть личным
и деловым
. Личное общение – это обмен
неофициальной информацией. А деловое общение – процесс взаимодействия людей,
выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.
Наконец, общение бывает прямое
и опосредованное.
Прямое
(непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей
друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации
возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение – это
взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и
видеотехники).
В социальной психологии многообразие общения может быть охарактеризовано и по
типам.
Императивное
общение – это
авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения
контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к
определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной
стороной. Конечная незавуалированная цель императивного общения – принуждение
партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания
и требования.
Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения
«начальник – подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных
условиях, в чрезвычайных обстоятельствах. Можно выделить и те межличностные
отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и
супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система
педагогических отношений.
Манипулятивное
общение – это форма
межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера с целью
достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция
предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает
стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При
манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная
личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств.
Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с
другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого
себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы
поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень
собственной жизни.
Манипуляции используются непорядочными людьми в бизнесе и других деловых
отношениях, а также в средствах массовой информации. При этом владение и
использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой
сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в
остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции
отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной
привязанности.
Объединенные на основе общих признаков, императивная и манипулятивная формы
общения составляют различные виды монологического общения, поскольку человек,
рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается
сам с собой, не видя истинного собеседника, игнорируя его как личность.
В свою очередь, диалогическое
общение
– это равноправное субъек-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное
познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого
взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного
развития.
«Контакт масок»
-
формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности
личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости,
безразличия, скромности, участливости и т. п.) – набор выражений лица, жестов,
стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не
задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться от собеседника».
Примитивное
общение,
когда
оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если
нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или
последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то
теряют интерес к нему и не скрывают этого.
Светское
общение.
Суть
светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают,
а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому
что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и
не определяют характера коммуникаций.
Виды общения по средствам:
1) вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить;
2) невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Важнейшей невербальной составляющей процесса общения является умение слушать.
Виды общения по целям :
1) биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;
2) социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
Виды общения по содержанию:
1) материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;
2) когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;
3) кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;
4) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;
5) мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.
По опосредованности:
1) непосредственное общение – происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.;
2) опосредствованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.);
3) прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.);
4) косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).
Другие виды общения:
1) деловое общение – общение, целью которого является достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности;
2) воспитательное общение – предполагает целенаправленное воздействие одного участника на другого с достаточно четким представлением желаемого результата;
3) диагностическое общение – общение, целью которого является формулировка определенного представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации (таково общение врача с пациентом и т. п.);
4) интимно-личностное общение возможно при заинтересованности партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.
Прочитаем информацию
.
Общение
как философское понятие - специфический для субъектов способ взаимных отношений, способ бытия человека во взаимосвязях с другими людьми.
Общение классифицируют по
1. используемым средствам общения
:
- непосредственное - общение, которое происходит с помощью естественных органов (руки, голова, голосовые связки и т.д.).
- опосредованное - общение, которое происходит с использованием специальных средств и орудий (приспособленных или изобретенных)
- прямое - общение, которое предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга.
- косвенное - общение, которое осуществляется через посредников (других людей).
- общение между реальными субъектами (между двумя людьми)
- общение реального субъекта с иллюзорным партнером (человек с животным)
- общение реального субъекта с воображаемым партнером (подразумевается общение человека со своим внутренним голосом)
- общение воображаемых партнеров (литературные персонажи)
- диалог
- обмен мнениями в виде монолога или реплик
- социализации - формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности.
- познавательная - познание людьми друг друга.
- психологическая - осуществление определенного воздействия на психологическое состояние человека.
- отождествления (противопоставления) - выражение причастности человека к группе: «Я - свой» или «Я - чужой».
- организационная - организация совместной деятельности людей.
Коммуникация - процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает), а обратная связь между субъектами отсутствует.
Общение как вид деятельности
Общение - вид деятельности, в процессе которой происходит обмен информацией между равноправными субъектами деятельности, а также обмен идеями и эмоциями.Структура общения :
- субъект - тот, кто является инициатором общения (человек, социальные группы, слои, сообщества, человечество в целом).
- цель - то, ради чего у человека возникает необходимость в общении.
- содержание - та информация, которая передается в межличностных контактах от одного к другому.
- средства - способы передачи, переработки, расшифровки информации (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.).
- получатель информации - тот, кто принимает информацию (человек, социальные группы, слои, сообщества, человечество в целом).
- общение - элемент любой деятельности, а деятельность - необходимое условие общения, эти два понятия тождественны, т.е. между ними можно поставить знак равенства.
- общение - один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т.д.
- общение и деятельность - это противоположные понятия, две разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать и без деятельности.
1. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. - М. : Эксмо, 2008. 4.Обществознание: ЕГЭ-2008: реальные задания / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. - М. : АСТ: Астрель, 2008. 2. Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. 3. Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2007. Общение общении с другим человеком с момента своего рождения. Общение с другими людьми является жизненно важной необходимостью для человека любого возраста. Через общение человек получает знания об окружающем мире, благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения, осваивают правила поведения, применяют их на практике. Общение способствует развитию интересов человека или наоборот может тормозить его. Многим людям не уютно среди других людей из-за неумения общаться. Общение играет большую роль в развитии личности, какое общество, такое и общение. Общение – это обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности, усвоение информации.
-
Что такое общение ? Какова роль общения в развитии личности ? Общение – это широкое и много плавное понятие. Человек нуждается в общении с другим человеком с момента своего рождения. -
Что такое общение ? Какова роль общения в развитии личности ? Общение – это широкое и много плавное понятие. Человек нуждается в общении с другим человеком с моме. Загрузка. -
Что такое общение ? Какова роль общения в развитии личности ?
Решающую роль в защите прав человека на международном уровне играет ООН. Часто вопросы защиты прав и... подробнее ». -
Что такое общение ? Какова роль общения в развитии личности ?
Человек нуждается в общении с другим человеком с моме. Правовое государство и его основные признаки. -
С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой - какова роль этого явления (и процесса, и «продукта» его) в структуре общения в целом, в развитии ... -
Социальные статусы и роли личности в обществе.
Общение - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия... -
Этапы развития общения со взрослым изучала Лисина М.И. и отметила, что содержание общения взрослого должно соответствовать
Следует помнить и о том, что развитие движений в детстве тесно связанно с формированием ядра личности : например в тех, случаях... -
Какова роль общения в деятельности сотрудников правоохранительных органов?
Большой вред наносится, когда вместо оценки конкретных действий человека критикуется его личность , характер. -
> Общение (коммуникация) - это способ бытия человека в условиях взаимоотношений, взаимоде. Какова роль правосознания юристов?
Он должен иметь в виду, что правонарушители - часто личности сильные, целенаправленные, вести с которыми поединок не просто, если плохо... -
Личностное общение – влияет на развитие человека как личности , формирует черты характера, интересы и склонности, жизненные цели и принципы, мировоззрение и т. п.
Найдено похожих страниц:10