Календарь развития шестимесячного ребенка. Долгожданные шесть месяцев: что должен уметь полугодовалый ребенок Что должен ребенок в 6 месяцев

Полгода жизни – первый «юбилей» малыша, в это время он начинает бурно развиваться, проявляя свои личностные качества. У него появляется характер, предпочтения, привычки, происходят психические и физические изменения. В этом возрасте существенно меняется рацион и режим дня ребенка, растет вес и рост человечка, ему особенно необходимо внимание родителей и общение с ними.

Физическое развитие ребенка в полгода

Речь идет не только о весе и росте, но и навыках маленького. Здоровый ребенок 6 месяцев осваивает новые движения и позы, он хорошо сидит, облокотившись на вертикальную поверхность. Теперь можно устроить его в коляске сидя, но долго держать его в таком положении не надо – он будет уставать.

В конце 6 месяца необходимо ввести прикорм. Первые полгода жизни можно кормить его только грудным молоком, но теперь пришла пора знакомить человечка и с другой пищей. При этом не стоит полностью прекращать грудное вскармливание – малыш будет с удовольствием питаться молоком мамы до года и даже дольше.

Спит карапуз в полгода по 14-16 часов в день, при этом 10 часов он спит ночью, а днем спит 2 – 3 раза по 2 часа. Если ребенок спит днем 3 раза, то самый длительный сон должен приходиться на середину дня, а утром и вечером отдых может быть достаточно коротким.

Вес и рост человечка продолжают увеличиваться, но если не ввести прикорм, то вскоре малыш перестанет расти. Таблица роста и веса полугодовалых девочки и мальчика дает следующие данные:

Показатели роста и веса относительны – они указаны для среднего младенца. Если он не достигает нужных размеров, не волнуйтесь, посмотрите на взрослых, которые сильно отличаются друг от друга по росту и весу. Главное, чтобы ребенок рос от недели к неделе, чтобы налицо было его развитие.



В полгода малыш уже может сидеть самостоятельно, но только если за ним есть вертикальная опора

Психоэмоциональные показатели развития и навыки

Что умеет полугодовалый человечек, что является нормой? Выше говорилось, что он сидит, опираясь на вертикальную поверхность. Он активно двигается, крутится, переворачивается со спины на живот и обратно, совершает попытки ползти. Если малыш не умеет переворачиваться, но он активен, смеется, общается – не беда, навык разовьется чуть позже.

Список основных навыков шестимесячного нормального ребенка:

  1. Ребеночек сидит в коляске и в детском стульчике. Когда он бодрствует в кроватке, то пытается сесть сам. Если сидеть он еще не может, ничего страшного в этом нет. Подождите несколько недель, прежде чем бить тревогу, ведь не все малыши развиваются строго по графику, норма у всех немного разная.
  2. Когда ребенку 6-7 месяцев, он пытается ползти. Если поверхность ровная и удобная, у него получается ползать. Положите недалеко от ребенка яркую игрушку, стимулируйте его желание подползти к ней – это очень полезное умение. Те, кто в раннем детстве хорошо ползал, не имеют болезней позвоночника в более старшем возрасте (рекомендуем прочитать: ). Кроме того, ползание подготавливает ребенка к хождению во взрослой жизни, у него развиваются необходимые мускулы.
  3. Шестимесячный малыш может сам брать предметы. Он пробует их «на зуб», трясет, ударяет друг о друга, пытаясь найти игрушкам применение. В это время зарождается понимание причинно-следственных связей, потряс колокольчик – он зазвенел, выкинул мячик из кроватки – он пропал. У малыша складывается первичное понимание сути вещей.
  4. Карапуз громко смеется, кричит, поет на своем непонятном языке. Он пытается имитировать звуки, которые слышал от родителей. В лепете все еще преобладают гласные звуки, но появляются и согласные.
  5. Маленький человечек очень любит играть с родителями. Он кричит от восторга, когда папа подкидывает его вверх и ловит, ему нравится, когда мама качает его на коленках или на вытянутых ногах. Он любит, когда его кружат, держа под мышками. Только делайте все это осторожно, подальше от мебели, чтобы не навредить маленькому.

Посмотрите видео про поведение полугодовалого малыша – это поможет вам оценить развитие вашего чада.

Сводная таблица навыков и умений малыша в 6 месяцев:

Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность При подтягивании за ручки карапуз присаживется и поднимается на ножки, пытается переступать, опираясь на вю стопу. Пританцовыввает - пружинит на твердой опоре. Подползая и переставляя ручки, передвигается по кроватке (манежу). Переворачивается с животика на спинку. Сидит, но быстро теряет равновесие.
Действия с предметами Манипулирует игрушками, перекладывая их из одной руки в другую. Учится схватывать предметы: сначала находит глазами, затем целенаправленно подводит ручку и берет. Тянет игрушки в рот, "изучая" их не только пальчиками, но и деснами.
Навыки Кушает с ложечки, снимая еду губами. Пьет из чашки (из рук взрослого).
Зрение Развивается острота зрения: малыш изучает объект в деталях, любит мелкие предметы.
Слух Реагирует на интонации, свое имя. Радуется, когда взрослый к нему обращается. Любит музыку - "подпевает".
Эмоции Все больше привязывается к близкому взрослому (маме), появляется настоящая привязанность и любовь. Незнакомцев может воспринимать с тревогой. Общение с близкими обретает ситуативно-деловой характер: малышу нужно, чтобы взрослый вовлекал его в дело, подбадривал, хвалил. Обижеся, если на него не образают внимания или отбирают игрушку.
Речь Произносит отдельные лепетные слоги, а к концу месяца звуков в его лексиконе становится уже около 40, и малыш вовсю лепечет.
Интеллект Все исследует и изучает. Учится узнавать: т.е. соотносит новые впечатления о предмее с теми, что уже знакомы ему. На вопрос "Где…" уже четко отвечает - находит взглядом предмет. Совершает какое-либо действие только лишь для того, чтобы совершить другое, т.е. достичь желаемого - преодалевает трудности.



Поводы для волнения

Есть моменты, которые могут служить поводом для обращения к врачу:

  • если малыш не пытается потанцевать, когда его поддерживают за подмышки в положении стоя;
  • если он не пытается сесть во время бодрствования и не сидит, опираясь на подушки, когда его посадят родители;
  • если при игре он не перекладывает предметы из одной ручки в другую;
  • если он не хочет на ручки;
  • если не прислушивается, не вздрагивает, когда какие-то шумы произведены вне его поля видимости;
  • если он не узнает родителей, не лепечет что-то на своем языке, не улыбается.

Обратившись к врачу в этих случаях, вы получите рекомендации по дополнительным упражнениям с ребенком 6 и более месяцев. Возможно, врач назначит какое-то обследование и лечение.

Прикорм шестимесячного ребенка

Если ребеночек находится на грудном вскармливании, то 6-ой месяц – лучшее время для начала прикорма. Имейте в виду, что речь идет о конце периода. Не вводите новые продукты в меню, если ребенку неполных 6 месяцев. Если малыша кормили молочной смесью, то прикорм надо начать месяца на 2 раньше, поскольку он быстрее набирает вес.

Шестимесячному среднему грудничку уже не хватает материнского молока или смеси, чтобы компенсировать затраты энергии на активное движение – ему нужно больше полезных веществ – белков, жиров, минералов, микроэлементов. В том числе нужны растительные белки.

При позднем введении прикорма малыш труднее адаптируется к взрослой пище, иногда начинаются связанные с дефицитом витаминов болезни – рахит, анемия, гипотрофия, недостаток роста. Он не получает вовремя навык жевания, у него может нарушиться вкусовое восприятие пищи. К тому же, если вводить прикорм позже 7-ого месяца, придется добавлять одновременно несколько продуктов, а это нежелательно – возможно развитие аллергии на какой-либо продукт или нарушение работы пищеварительного тракта. Перед введением прикорма поговорите с педиатром.

Состав прикорма зависит от особенностей малыша. Если он обладает избыточным весом или у него часто бывают запоры, надо начать с овощей – можно сделать пюре из кабачков или цветной капусты (рекомендуем прочитать: ). Подойдет также капуста брокколи. Если малыш худощав, начните с каш, ему подойдут каши из гречки, риса и кукурузы. Пюре делают из вареных овощей блендером. Каши варят на воде без соли и сахара.



Овощной прикорм подойдет для тех малышей, которые набрали чуть больше положенного веса или страдают запорами – содержащаяся в овощах клетчатка позволит улучшить работу ЖКТ

Первые прикормы должны состоять из 1 продукта: например, пюре только из кабачков, каша только из гречки. Календарь введения различных продуктов в рацион малыша говорит о том, что смешанные овощные пюре и каши из нескольких злаков лучше вводить в меню после седьмого месяца. Прикармливать стоит в первой половине дня, чтобы в случае плохой реакции малыша – рвоты, болей, поноса, вы могли справиться с ситуацией до вечера. Начинайте прикорм с 1 чайной ложки.

Режим питания

Прикорм удобно начинать летом, когда в продаже есть много качественных овощей. Старайтесь сделать пюре однородным и негустым – блендер позволяет это осуществить. Если пюре получается густым, добавьте в него воду от варки овощей. Каша не должна содержать комков – крупу можно сначала размолоть до состояния муки.

Питание ребенка 6-ого месяца жизни выглядит так: сначала вы даете ½ или 1 чайную ложку прикорма, затем докармливаете малыша молоком. За 10 дней доведите количество прикорма до 180 грамм и полностью замените 1 кормление прикормом. Новый продукт давайте только тогда, когда малыш привык к предыдущему.

Следите, нет ли у ребенка аллергии на какой-либо продукт. Если появится сыпь или красные пятна, исключите последний добавленный продукт. Проверьте, нормальный ли у малыша стул.

Малыш ест пять-шесть раз в день. Режим питания выглядит так:

  • 1 кормление – рано утром дают грудное молоко;
  • 2 кормление – поздним утром дают немного фруктового пюре, затем мамино молоко;
  • 3 кормление – днем дают овощное пюре или кашу;
  • 4 кормление – ранним вечером дают фруктовое пюре, затем грудное молоко;
  • 5 и 6 кормление – на ночь и ночью дают только грудное молоко.

Время кормления может быть разным у разных детей, оно зависит от предпочтений ребенка. Ночью ребенка можно не кормить, если он спит и не требует еды, надо только соблюдать интервал между кормлениями – не меньше 3,5 часов.

Известный педиатр обращает внимание на то, что некоторые трудности в жизни 6 – 7 месячного малыша – это норма. У человечка начинают резаться зубки, поэтому он может беспокоиться и плохо спать. Доктор Комаровский советует подольше гулять с малышом, купать его в прохладной воде, поплотнее накормить на ночь, чтобы он заснул. Перед сном можно сделать ребеночку расслабляющий массаж. Главное – не переживайте, и помните, что все трудности временны. Зубки лезут по очереди и периоды беспокойства долго не длятся. Вес вашего малыша может немного уменьшиться в это время – относитесь ко всему спокойно, тогда будет спокоен и ваш малыш.

6 месяц жизни ребенка

Ребенок пытается познать окружающий мир. Он стремится найти применение находящимся рядом предметам. Он может взять в руки игрушку и играть с ней. В то же время, потеряв к игрушке интерес, малыш роняет ее. Если младенцу не дотянуться до предмета, он смотрит на него и при этом медленно сжимает и разжимает кулачки. В его представлении игрушка приобретает особый смысл. Это не просто предмет, а нечто такое, что можно взять, попробовать на вкус и ощупать.

Относясь приветливо к новому человеку, ребенок, тем не менее, всегда отдает явное предпочтение тем, кого знает. Раскапризничавшегося малыша могут успокоить только родители. Становится разнообразней и палитра чувств крохи. Раньше его жизнь протекала между двумя состояниями – когда он был счастлив или несчастлив.

Теперь же в поведении малыша можно заметить более разнообразные реакции на происходящее – он может быть возбужден, доволен, спокоен, насторожен, опечален, испуган. Расширение гаммы чувств влечет за собой и качественное изменение лепета . В этом возрасте за издаваемыми ребенком звуками стоят вполне определенные просьбы – «посмотри на меня», «возьми меня на руки», «мне это не нравится».

Учимся понимать друг друга

К 6 месяцам ребенок уже освоил многие согласные звуки и среди его лепета можно услышать повторяющиеся «ма-ма-ма», «да-да», «та-та-та». Когда малыш произносит такие сочетания, как «ма-ма» или «па-па», родители обычно подхватывают и повторяют их, явно получая от этого наслаждение.

Младенец, отвечая на их восторги, произносит эти слова снова и снова. Вот так получая поддержку, он делает первый шаг от бессвязного лепета к осознанной речи. И хотя малыш не вкладывает смысла в то, что произносит, его речевые упражнения являются необходимым условием для овладения речью.

Кроха находит способы позвать в комнату маму или заставить ее обратить на себя внимание, если она отвернулась. Отвечая на зов малыша, мать тем самым дает ему представление о том, какой силой обладает человеческая речь. Когда мама и папа, ненадолго расставшись с ребенком, возвращаются обратно, он восторженно приветствует их, изо всех сил размахивая руками, возбужденно подпрыгивая и издавая громкие звуки.

Вижу, слышу, ощущаю…

Для ребенка особенно важным становится образы, с которыми он сталкивается. До этого малыш ударял по предмету в поисках интересных ощущений, затем хватал его, чтобы засунуть в рот. Теперь же младенец берет предметы, чтобы рассмотреть их. Прежде чем взять погремушку в рот, он трясет ее, вертит и внимательно изучает.

По мере того как у маленького человечка накапливаются знания об окружающем мире, он продолжает с особым вниманием относится к звукам, его окружающим. На этом жизненном этапе он учится различать голоса на слух. Если малыш слышит голос знакомого ему человека, но не видит его, он своим радостным возбуждением даст вам понять, что узнал этого человека. Когда вы входите к ребенку в комнату, обращаясь к нему, он заулыбается еще до того, как увидит вас. Если же в комнату войдет незнакомый человек и заговорит с ним, лицо малыша будет недоверчивым и настороженным.

Младенец делает новые открытия, связанные и с собственным голосом. Он обнаруживает, что если положить в рот палец или игрушку, звук, который издает он сам, поменялся. Именно этим можно объяснить необычайное использование соски малышом. Теперь она нужна ему скорее для изучения собственного голоса, нежели для успокоения.

Кроха учится не только общаться, но и взаимодействовать с окружающим миром. Ему нравится играть со всем, будь то мама или водичка в ванночке. Большинство детей уже умеют брызгаться и делают это, как только попадают в воду. Обычно они бьют по воде сразу двумя руками. Когда ваш малыш научился играть в эту игру, он будет разбрызгивать воду себе в лицо и в глаза, вскрикивать от восторга и снова брызгаться. Он как бы пытается понять, как надо реагировать. Когда вода попадает ему в лицо.

Во время купания ребенок может вволю наиграться в воде и одновременно узнать, какие у него есть части тела. Если родители поддерживают малыша за спинку, он дотянется до пальцев ног и потрогает их. Затем, пока его вытирают, обнаружит пупок или с удовольствием потрогает свой нос и уши. А если вы близко наклонитесь к малышу, он попытается ощупать ваше лицо и «сравнить» его со своим.


Занятия с ребенком в 6 месяцев

Обеспечьте малыша возможностью получать разнообразные ощущения от прикосновений. Пусть он трогает предметы разной температуры (кубик льда или только что сваренное яйцо), текстуры, жидкости и сыпучие вещества. Окружите любимое чадо разнообразными наглядными материалами – это могут быть и детские картинки, и репродукции картин, и фотографии.

Дайте ребенку большую блестящую кастрюлю, чтобы он мог посмотреться в нее. Пусть он повертит, похлопает и поступит по ней со всех сторон. Как правило, малышам нравится «игрушки» взрослых. Подержите младенца перед большим зеркалом, где он мог бы видеть себя во весь рост. Пусть кроха внимательно рассмотрит сове изображение. Покажите ему, где в зеркале мама, а где он.

В этом возрасте детям очень нравится обнаруживать новые интересные предметы, посему ваш ребенок будет с удовольствием играть в куклы-неваляшки. Стоит ему уронить такую игрушку, как она тут же самостоятельно принимает стоячее положение. Воображение малыша поражает эта необычная реакция на его действия.

Посадите малыша в домашние детские качели и начните осторожно раскачивать. Когда качели «уйдут» от вас, скажите: «До свидания», а когда вернутся обратно: «Здравствуй». Хотя малыш еще не понимает смысла сказанного, он догадывается, что вы употребляете два разных слова. А через некоторое время обнаружит, что слова, звучащие по-разному, имеют разное значение.

Когда ребенок начнет проводить эксперименты со своим голосом, вы заметите, что он отчетливо произносит несколько звуков: б, м, д, а, и, у. Попробуйте повторять их вслед за сыном или дочкой. Произнося звуки, положите пальцы малыша на свои губы. Пусть он ощутит вибрацию вашего голоса и дрожание губ.

Физическое развитие ребенка на 6 месяце

Учите ребенка поднимать и опускать ручки. Для этого посадите малыша в высокий детский стул и, опустив его руки вниз, спросите: «Ты большой?» Затем поднимите руки над головой и скажите: «Вот какой я большой!» Вскоре малыш сам начнет играть с вами в эту игру.

Дети любят слушать веселые песенки и стишки, сидя на коленках у мамы или папы. Особенно их забавляют песенки с «сюрпризом». Ребенок заранее предчувствует, что его ждет в конце песни, и подает знак улыбкой или смехом. Такая реакция свидетельствует о постепенном укреплении памяти.

Прикрепите к передней спинке детской кроватки пластмассовые кольца. Малыш будет стремиться схватить их и подтянуться вперед. В теплое время года выйдите с ребенком на улицу и в месте, где есть небольшой уклон, расстелите на траве одеяло. Положите кроху на одеяло и, придерживая, помогите ему несколько раз перевернуться.

Первая серьезная дата для малыша и его родителей – полгода с рождения. Развитие ребенка в 6 месяцев значительно отличается от того, каким оно было два-три месяца назад. Высокие темпы в приобретении навыков и умений позволяют малышу к возрасту полугода стать более подвижным, самостоятельным и социализированным. Чтобы оценить уровень физического, умственного и эмоционального развития, молодой мамочке можно свериться с нормами для данного возраста.

Прибавки в росте и весе для полугодовалого ребенка

В идеале до достижения ребенком 6 месяцев он должен питаться только грудным молоком. С полугода постепенно и поэтапно в меню малыша начинает вводиться и другая еда. Именно поэтому в возрасте полугода вопрос о росте и весе малыша стоит достаточно остро. Прибавки показывают, наедается ли ребенок, хватает ли ему маминого молока. Также недостаточный или избыточный вес может сигнализировать о возможных проблемах со здоровьем малыша.

Если исходить из среднестатистических показателей, то рост ребенка может находиться в пределах от 64 до 67 см. Его вес при таком росте составляет от 6800 до 7200 г. За шестой месяц малыш еще вырастет примерно на 2-2,5 см. Его прибавка в весе составит 600-700 г.

Это лишь примерные показатели для полугодовалых детей. Индивидуальные характеристики роста и веса должен ежемесячно проверять педиатр. Как правило, они рассчитываются исходя из данных показателей при рождении. А дети, как известно, появляются на свет и большими, и маленькими.




Способности малыша в 6 месяцев

Каждой маме очень хочется гордиться собственным ребенком! Самые ответственные родители ежемесячно записывают достижения малыша в специальный дневник. К полугоду кроха меняется день ото дня, приобретая все новые и новые умения. Если говорить о нормах развития, что должен уметь ребенок в 6 месяцев?

Его способности можно разделить на несколько групп, принадлежащих к определенной области развития:

  • физическому;
  • осязательному;
  • эмоциональному;
  • интеллектуальному.

Рассмотрим каждую из них и перечислим, что умеет малыш в 6 месяцев.



Малыш умеет:

  • Переворачиваться на бок и перекатываться на спину, чуть позже на живот.
  • Хватает ножки ручками и поднимает к ним голову.
  • Цепко держит игрушку в руках, перекладывает из руки в руку, берет ее из любого положения, а не только из рук мамы.
  • Может держать одновременно две погремушки в обеих руках, как правило, малыш начинает стучать ими друг о друга.
  • Делает подобие «мостика», упираясь головой и ногами в дно кроватки.
  • Раскачивается, стоя на четвереньках.
  • Старается ползти, «подползая» к интересующему его предмету.
  • Учится сидеть.
  • Старается вставать рядом с удобной опорой.

Особое внимание в полгода следует уделять именно двигательной активности ребенка. Если не в полгода, то в семь месяцев он поползет. А пока многие дети стараются «подползать». Другими словами, поднимают корпус, опираются на ручки и отталкиваются ножками. Так они пробуют дотянуться до яркой игрушки или чего-то другого не менее интересного.

Если мама замечает, что многое из описанного не получается у малыша, стоит сказать об этом педиатру. Также хорошо стимулирует двигательную активность специальный массажный комплекс. Это не тот общеукрепляющий массаж, который делает мама. Курс должен проводить профессиональный детский массажист. Уже после первых занятий активность малыша возрастает, а мышцы укрепляются.




Малыш должен:

  • Тянуть предметы в рот.

Облизывать и засовывать в рот все, что попалось в руки – это не вредная привычка. В шесть месяцев познание окружающего мира происходит именно через рот. Эта особенность будет сохраняться у ребенка вплоть до того времени, когда он начнет говорить. Рот малыша полон нервных окончаний и рецепторов, что позволяет ему определять не только вкус, но и сформировывать впечатления о размерах и характере поверхности предмета.

Зная неизбежность подобных детских исследований предметов через рот, родители должны следить за чистотой игрушек и пола в доме. Считается, что если игрушка имеет на себе «родные, домашние» микробы, то они не столь опасны для малыша. Особенно внимательной маме нужно быть на улице, при посещении поликлиники или других общественных мест. Упавшая там пустышка или игрушка должна быть немедленно убрана до дома, пока ее не помоют кипяченой водой с мылом.



Развитие малыша в эмоциональном и интеллектуальном плане

Ребенок способен:

  • Заниматься игрушками: рассматривать их, стучать, выбрасывать и подбирать;
  • Устанавливать причинно-следственные связи;
  • Лепетать;
  • Различать эмоции (положительные и отрицательные);
  • Различать своих и чужих;
  • Понимать, о каком предмете идет речь, находить его взглядом.

Интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка в 6 месяцев идет полным ходом. Малыш начинает понимать связь между поступками и их следствиями. Также в это время кроха уже проявляет интерес к еде. Это хорошо, так как именно в шесть месяцев начинают вводить прикорм.

Родителям стоит насторожиться, если ребенок не реагирует на звуки, издаваемые вблизи него, или не просится на ручки.

Развиваемся и играем одновременно!

Для полноценного развития в полгода нужно проводить игры с ребенком. Как известно, многие познавательные процессы лучше усваиваются, если происходят в форме игры. Они могут быть направлены как на физическое и двигательное развитие, так и на эмоциональное и интеллектуальное.

Для проведения игр необходимы игрушки для детей. Они непременно должны быть качественными и подобранными согласно возрасту. Вот несколько полезных игрушек, которые заинтересуют и отвлекут малыша:

  • Развивающие коврики и дуги. Данный вид игрушек помогает детям устанавливать причинно-следственные связи. Например, малыш нажимает на кнопочку – зажигается лампочка, ребенок ударяет по игрушке – она смеется и т. д. Кроме того, застегивание и расстегивание замочков, нажатие на кнопочки, игра с липучками помогают развивать мелкую моторику рук.
  • Головоломки-спирали, по которым нужно передвигать бусины. Такая игрушка развивает мелкую моторику. Однако нужно следить, чтобы она была сделана качественно: не имела острых углов и бусины были бы надежно закреплены.
  • «Ударные» игрушки. Имеются в виду пищащие молоточки, барабанчики, деревянные ложки. Малыши очень любят стучать, осознавая, что их действие производит громкий звук. Подобные манипуляции делает ребенок в 6 месяцев с огромным удовольствием!
  • Заводные игрушки. Данный вид игрушек стимулирует у малыша двигательную активность. Ребенку так хочется догнать ползущего жучка или скачущего зайчика, что он поневоле начинает двигаться в его сторону.
  • Прорезыватели в форме игрушек. В шесть месяцев у ребенка уже начинают зудеть десны в ожидании появления первого зуба, и малышу хочется их чем-то почесать. Специальные аптечные прорезыватели выполнены из разрешенного материала, имеют шероховатости для лучшего стимулирования десен, их можно замораживать. Это их свойство пригодится впоследствии, когда у ребенка «полезут» зубы.

Еще одним способом отвлечь ребенка являются . Так считают многие родители. Включая телевизор или компьютер, они выигрывают немного свободного времени для отдыха. Однако не многие дети в полгода способны интересоваться мультфильмами. Большинство просто никак на них не реагирует.

Возможно, это своеобразный внутренний способ защиты детей от излишней информации. Также просмотр мультфильмов опасен для детских глаз. Поэтому педиатры советуют начинать приучение детей к телевизору не раньше, чем в 2-3 года. Так что пока малышу исполнилось только 6 месяцев, о телевизоре лучше забыть.

В течение первых месяцев жизни ваш ребенок набирал в весе примерно по 600-900 грамм в месяц. На этапе развития ребенка в 6 месяцев он уже должен быть в два раза тяжелее, чем при рождении. К этому времени он набирает вес примерно по 400 грамм в месяц. Скорость его роста также чуть снизится, примерно до 1,2 сантиметра в месяц.

Если на пятом месяце развития малыш научился вставать на четвереньки, то в 6 месяцев ребенок, скорее всего, уже начнет самостоятельно садиться. Сперва он будет опираться на ручки, помогая себе, но очень скоро сможет сидеть без всякой поддержки. И будет делать это с огромным удовольствием! Ведь его кругозор в таком положении намного шире, он больше вовлечен в общение с окружающими и имеет больше возможностей для игр.

Шестимесячный малыш уже давно умеет переворачиваться со спины на животик и обратно, а некоторые дети к этому времени даже могут таким нехитрым способом передвигаться по полу. Они вполне способны ползти вперед, но чаще всего – двигаются пока только в направлении назад, отталкиваясь ручками от пола и скользя на животе. Как бы потешно и нелепо это ни выглядело – малыш делает все правильно: он двигается в ту сторону, куда ему с точки зрения мышечного напряжения двигаться легче и удобнее. Вот увидите, не пройдет и пары недель – ваша кроха будет ползать во всех направлениях и с поразительной ловкостью.

Развитие ребенка в 6 месяцев: сон по-взрослому

На этапе развития в 6 месяцев ребенок уже спокойно может проспать всю ночь до утра - порой он крепко спит до восьми часов подряд. Многие родители, у детей которых в этом возрасте все еще есть трудности с засыпанием, обращаются к методу педиатра Ричарда Фербера.

Метод Фербера заключается в том, чтобы укладывать малыша в кроватку, пока он еще не заснул. Если ребенок при этом плачет, вы не подходите к нему сию же минуту, а некоторое время выжидаете. Причем каждую ночь вы увеличиваете время реакции на плач и подходите на две-три минуты позже, чем в прошлый раз.

Конечно, этот метод сработает не для каждого ребенка, да и не для каждого родителя. Но попробовать стоит, никакого вреда ребенку вы не наносите, а скорее научиться самостоятельно засыпать – в его же интересах.

Теперь, когда ваш ребенок может переворачиваться со спины на животик, не беспокойтесь, если вы обнаруживаете его спящим не в той позе, в какой вы его укладывали. Риск возникновения , которым так напуганы все современные молодые мамы, к шестому месяцу развития ребенка снижается практически до нуля. Тем не менее, лучше все-таки на время сна убирать из кроватки все мягкие игрушки, подушки и тому подобное.

Цвет глаз: последние перемены

Наверняка вы подметили, что к 6 месяцам у вашего малыша цвет глаз уже не такой, каким был при рождении. Светлые глазки к этому времени нередко меняют цвет на более темный. Но если у вашего малыша глаза все еще небесно-голубые – очень высоки шансы, что они такими останутся отныне и навсегда.

Меню и рацион: как и что должен есть ребенок в 6 месяцев

Если к шестому месяцу развития ребенка вы еще не , ваш врач, скорее всего, порекомендует вам это сделать. Начинают обычно с обогащенной железом кашки, разведенной в молоке или . Или – со специальных детских творожков и кефира.

Когда ребенок привыкнет к этим продуктам, начните давать ему перетертые фрукты и овощи. Желательно не смешивая, по одному виду за раз. Каждый раз, когда вы кормите ребенка чем-то новым, ждите несколько дней, чтобы убедиться, что у него нет аллергии на этот новый продукт. Аллергия может проявляться несколькими признаками, но самые распространенные – это тошнота, понос, кожная сыпь.

Если признаки аллергии не проявились в течение 48 часов, значит они уже и не проявятся.

Большинство врачей не считают, что яйца и рыба могут вызывать у шестимесячного ребенка аллергию. А вот мед ребенку давать не стоит, по крайней мере, до тех пор, пока ему не исполнился год. В меде могут содержаться бактерии, которые взывают у детей ботулизм. , ждите до года. Хотя продукты, сделанные на основе молока – специальные детские йогурты или творожки – давать можно.

Если ребенку не нравится какой-либо новый продукт, подождите два-три дня, а затем попробуйте покормить его этим продуктом снова. На этом этапе развития дети очень переменчивы, их вкусы могут меняться ото дня ко дню.

Ребенок в 6 месяцев: особенности общения

Чтобы помочь шестимесячному малышу, который уже вовсю улыбается, смеется и произносит различные звуки (пока не складывая их в слова) скорее овладеть навыками общения, читайте ему сказки и рассказывайте истории. Можно делать это в любое время дня, чем чаще, тем лучше.

В этот период дети узнают людей и окружающие их предметы. Ваше ребенок уже будет чувствовать себя комфортно в окружении родных – мамы, папы, бабушки и дедушки. Так же как и в окружении любимых и знакомых игрушек. Наконец, 6 месяцев - это тот оптимальный возраст, когда малыша нужно .

Что умеет ребенок в 6 месяцев: резюме

Итак, сведем результаты в емкий список. В возрасте 6 месяцев ребенок уже обычно:

  • умеет переворачиваться со спины на животик и обратно;
  • демонстрирует готовность к ползанию – подтягивается на ручках, отталкивается и «скользит» на животе назад;
  • может сидеть некоторое время с поддержкой или без нее;
  • пытается вставать, хватаясь за бортик кроватки;
  • охотно берет игрушки обеими руками и очень любит играть в положении сидя;
  • любит бросать предметы и наблюдать, как они падают;
  • активно произносит звуки и слоги;
  • откликается на свое имя и уже может по названию узнавать некоторые предметы;

На что следует обратить внимание при уходе за 6-месячным малышом

Первое, над чем следует установить ежедневное и тщательное наблюдение – кожа ребенка. Ведь 6 месяцев – это традиционный срок начала введения прикорма, и не удивительно, что новый рацион, словно в зеркале, отражается на состоянии кожи малыша. и любое покраснение – сигнал к тому, чтобы на время уменьшить дозу прикорма, или даже «отложить» дегустацию нового продукта на 10-20 дней.

Кроме того, в 6 месяцев ребенку для развития крайне полезны занятия гимнастикой и . Ведь его двигательная активность увеличивается с каждым днем – это значит, что растет и нагрузка на мышцы и суставы. Массаж и гимнастика помогают достойно выдерживать усиленную нагрузку.

И наконец – общение. Теперь, когда ребенок все более и более осознанно пытается вступить в диалог с вами, общаться с ним не только крайне полезно, но и невероятно приятно.

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 6 минут

А А

Последнее обновление статьи: 02.07.2019

Важным событием для каждого родителя является достижение ребенка 6-месячного возраста. С момента своего рождения малыш уже много чего узнал, многому научился, привык к членам семьи. Мама и папа пристально следят за своим чадом, стараются научить его всему как можно быстрее, боятся, чтобы малыш не начал отставать в своём развитии от своих сверстников, поэтому их интересует вопрос «Что должен уметь ребенок в 6 месяцев?».

Физиологическое развитие

Рост полугодовалого ребенка должен составлять 64-68 см, а вес — 6,8-8,5 кг. Отклонение от нормы на 1 кг в весе и на несколько сантиметров в росте не должно вызывать опасений. В соответствии с набором веса необходимо корректировать питание. Если у ребенка наблюдается недостаток веса, то в прикорм следует вводить каши, способствующие увеличению массы тела. Если же кроха хорошо набирает вес, а возможно и имеет его избыток, то основную часть прикорма должны составлять фруктовые и овощные пюре. Чтобы грудничок хорошо рос и полноценно развивался, он должен получать все нужные микроэлементы и витамины.

Ниже представлена таблица физического развития ребенка – нормы роста и веса девочек и мальчиков по данным ВОЗ и педиатров России:


В конце 5 месяца жизни дети учатся самостоятельно переворачиваться со спинки на животик и обратно. После освоения этого навыка, ребенок начинает его часто практиковать. Малыш не просто лежит на животике, он опирается на ручки, пытается приподняться, старается встать на коленки.

Грудничок может цепляться за бортики коляски, спинку кроватки, подтягиваться и садиться. Большинство детей в полугодовалом возрасте могут самостоятельно сидеть, но их спинкам все еще нужна поддержка.

Лежа на животе, шестимесячный ребенок может опираться лишь на одну руку, а второй брать какие-нибудь предметы. Ему хочется все трогать, щупать, изучать. Если он не может дотянуться до интересующего предмета, то будет смотреть на него, разжимая и сжимая кулачок.

Появляется осознание, что у него две ручки. Он берет игрушку, перекладывает ее из одной руки в другую, сравнивая ощущения и убеждаясь, что на ощупь она одинаковая в обеих ручках. Малыш может взять в каждую руку по игрушке.

Некоторые родители фиксируют на видео все достижения своих малышей, поэтому они знают, в каком возрасте у их ребенка появилось то или иное умение. Впоследствии это может пригодиться при появлении второго ребенка в семье.

В полгода многие малыши начинают перемещаться. Кто-то пятится назад, отталкиваясь руками, кто-то вращается вокруг себя на животике, а кто-то уже передвигается на четвереньках. Если ребенок научился ползать в 6 месяцев – это хорошо. Если же он еще не умеет этого делать, ничего страшного в этом нет. Некоторые малыши вообще не ползают. Пропуская этот этап развития, они сразу встают на ножки и пытаются ходить.

Родители должны всячески способствовать развитию мышц ребенка. Нужно делать регулярный массаж ножек и спинки, выкладывать ребенка на пол, так как на ровной поверхности ему будет удобнее развивать свои двигательные навыки. Пол должен быть очищен от мусора и посторонних предметов, которые могут навредить грудничку.

Шестимесячный ребенок еще не готов ходить, но он подготавливает тазобедренные мышцы к этому процессу. Если малыша поднять и удерживать за подмышки, он станет отталкиваться ножками, пританцовывая и подпрыгивая. Если поднимать за ручки ребенка из положения лежа, то он будет сам стараться подтянуться и сесть.

Быстро развивается мелкая моторика рук. Пальчики крепко и уверено удерживают различные предметы. Малыш активно интересуется мелкими предметами, пытается их взять сначала ручкой, а если не получается, то двумя пальчиками. Он трясет игрушки, слушая издаваемый ими звук, стучит ими друг об друга, выкидывает их, внимательно следя за полетом и падением. Игрушки исследуются не только руками, но и ртом, облизывая и кусая их.

Если ребенок не интересуется мелкими предметами, это не является признаком отставания в развитии. Просто малышу интересны более крупные игрушки.

В этом возрасте крохе нравится, когда меняют положение его тела в пространстве: качают влево-вправо, вверх-вниз, поднимают повыше, кружат по комнате. В эти моменты тренируется вестибулярный аппарат, а малыши получают массу удовольствий, они радуются, улыбаются, смеются.

Более наглядно увидеть умения шестимесячного ребенка можно на видео в конце статьи.

Сон 6 месячного ребёнка

Сон полугодовалого ребенка составляет 14-15 часов в сутки. Ночью он может спать 10-11 часов, а днем – два раза по 1,5-2 часа. В теории крохе уже не нужны кормления ночью. На практике же ребенок, питающийся грудным молоком, продолжает просыпаться как минимум 2 раза за ночь.

Режим сна 6 месячного ребенка:



Родителям рекомендуется формировать у ребенка режим дня. Так будет легче и маме, и малышу, особенно когда он пойдет в садик и школу. Для этого нужно стараться укладывать грудничка спать ежедневно в одно и то же время, часто гулять на улице, устраивать сон на воздухе и каждый день купать малыша.

Психоэмоциональное развитие

Что умеет ребенок в 6 месяцев? В полгода малыш хорошо видит окружающие предметы, с интересом их осматривает. Сидя на ручках у родственника, он будет трогать его волосы, застежки на одежде. Если на улице малыш будет не спать, а бодрствовать, то он будет изучать мир: деревья, птичек, собак и кошек, людей. Нужно обязательно формировать пассивный словарный запас ребенка, показывать на животных, машины, озвучивая названия живых существ и различных предметов. Кроха уже хорошо знает, как его зовут, откликается на свое имя, запоминает названия игрушек, которые видит каждый день.

Полугодовалый малыш начинает понимать речь взрослых. Он имитирует услышанные звуки, лексикон пополняется слогами «гу», «да», «ге», «де», «бу». Он лепечет не только когда с ним рядом кто-то есть, но и наедине с самим собой.

Ребенок часто проявляет свои эмоции, реагируя на членов семьи, на происходящие рядом события. Он улыбается, радуясь появлению близкого родственника, смеется, когда с ним играются или недовольно морщится, раздражается, когда его что-то не устраивает. Теперь родителям проще определять самочувствие малыша.

Обостренный слух ребенка позволяет услышать не только скрип открываемой двери, но и шелест бумаг, тихий шепот, легкий шорох шагов. На все эти звуки он мгновенно реагирует, поворачивая голову к их источнику.

Шестимесячный ребенок хорошо знает всех членов семьи и может отрицательно реагировать на чужих людей, приходящих в дом, особенно, если незнакомцы хотят взять его на руки. Расстроенная кроха быстро успокоится, как только попадет в мамины руки.

Малыш начинает понимать причины и последствия разных действий. Он осознанно нажимает на кнопочку игрушки, зная, что после ее нажатия заиграет музыка. Ему нравятся коробочки, сундучки, кастрюльки, которые можно открывать и закрывать, прятать в них игрушки.

Таблица: что умеет ребенок в 6 месяцев


Как определить проблемы в развитии ребенка

Есть несколько опасных признаков, которые должны насторожить родителей:

  1. Малыш не старается научиться сидеть. У него это не получается даже при поддержке взрослых.
  2. Когда ребенка удерживают за подмышки, он не упирается и не отталкивается ножками.
  3. Игрушки не перекладываются из одной маленькой ручки в другую.
  4. Нет реакции на звуки, источники которых располагаются вне поля зрения.
  5. Малыш не просится, чтобы его взяли на руки.
  6. Ребенок не улыбается, не лепечет, не узнает маму, папу.

Игры для развития полугодовалого ребенка

Взрослые могут способствовать полноценному развитию малыша, постоянно уделяя ему внимание, разговаривая с ним и играя в развивающие игры.

Детки обожают игры с коробочками, шкатулочками, бутылочками. Им нравится открывать и закрывать их, прятать и находить в них различные предметы. Можно взять обычную картонную коробку из под чая и спрятать туда игрушку, а затем помочь малышу найти ее.

Можно играть с различными предметами, давать их трогать малышу, чтобы он ощущал разницу в материалах и формах.

Хорошо тренируют мелкую моторику рук игрушки, представляющие собой спирали, по которым нужно двигать предметы (обычно шарики). Такие игрушки продаются в любом детском магазине, они привлекают малыша яркими цветами и подвижными деталями.

Полезным для ребенка будет массаж ручек. Мама должна ежедневно легко массировать не только ножки, ручки, спинку, но и каждый маленький пальчик. На сегодняшний день можно найти множество видео пособий для мам, на которых демонстрируются методы развития ребенка.

Когда мамы общаются друг с другом, то делятся достижениями своих малышей. У кого-то ребенок проходит некоторые этапы развития быстрее, а у кого-то медленнее. Не стоит сравнивать умения маленьких деток, ведь каждый малыш – уникален.

Читайте далее: