От 1 года до 4. От года до двух: основные этапы развития и взросления ребенка. Причин такого поведения две

Наверное, каждая мама хорошо знает, как должен развиваться грудной ребенок, во сколько месяцев держать головку, а во сколько самостоятельно сидеть. Ситуация меняется, когда ребенок достигает возраста 1 года. Лишь немногие родители могут ответить на вопрос, типа «Когда ребенок должен научиться кататься на велосипеде или завязывать шнурки?» В этой статье мы постарались ответить на наиболее распространенные родительские вопросы.

Родителям необходимо помнить, что развитие каждого ребенка индивидуально и навыки вашего малыша могут отличаться от нормативных. Если только ваш ребенок не отстает от какого-то навыка на несколько месяцев либо отстает по нескольким навыкам сразу, поводов для беспокойства нет. Дети, родившиеся раньше срока, могут чуть отставать от детей, родившихся в срок. Как правило, к двум годам эта разница сглаживается. Но если помимо того, что ребенок «отстает» по нескольким пунктам, у него есть и другие тревожные симптомы: он редко улыбается, чрезмерно капризен, произносит слишком мало звуков или слишком редко, родителям следует обратить на это внимание врача.

В возрасте 1 года (12-14 месяцев) ребенок обычно:
· Ходит, либо делает 2-3 шага без поддержки.
· Хорошо стоит.
· Кладет предмет в коробку.
· Ставит друг на друга два кубика.
· Реагирует на простую команду, не сопровождающуюся жестами (например, «Дай!»).
· Кроме «ма-ма» и «па-па» говорит еще от 1 до 6 слов.
· Много лепечет.

Учеба: Уже в этом раннем возрасте можно начать учить ребенка буквам, цифрам, цветам и формам. Не думайте, что это слишком рано. Даже если полное понимание приходит немного позднее, эта информация так или иначе откладывается в мозгу ребенка. Разумеется, учеба должна быть ненавязчивой и происходить в игровой форме с помощью картинок, стихов и игрушек.

В 1,5 года (16-18 месяцев) ребенок:
· Хорошо ходит и бегает.
· Любит карабкаться по лестнице.
· Пьет из чашки.
· Пробует самостоятельно есть ложкой.
· Указывает на называемые взрослым знакомые предметы.
· Понимает несколько простых фраз.
· Показывает на игрушке нос, рот и глаза.
· Чиркает карандашами.
· Поднимает, наклоняясь, игрушку и переносит ее с места на место.
· Выражает жестами или звуками любовь, удовольствие, возбуждение.
· Отдает предпочтение любимым игрушкам.
· Говорит по крайней мере 15 слов.

Пустышка: Если вы давали ребенку пустышку, то лучше убрать ее от ребенка не позже полутора лет. До этого возраста применение пустышки считается, в общем, безвредным. У детей, которые сосут пустышку до 3-4 лет, могут впоследствии возникнуть проблемы с речью.

Первые обязанности: В этом возрасте начните приучать ребенка к чистоте и порядку - убирать за собой игрушки, класть белье в корзину для грязной одежды или приносить салфетки к обеденному столу. И если сначала ему понадобится ваша помощь, вы будете удивлены, как быстро он научится делать все это самостоятельно. По мере взросления ребенка добавляйте к этому новые обязанности, такие как: поливать цветы, вытирать за собой, если опрокинул стакан с водой, застилать свою кровать и относить в мойку грязную посуду (пластиковую).

Первое посещение зубного врача: Первый визит ребенка к зубному врачу должен состояться примерно через 6 месяцев после появления у малыша первого зуба. В дальнейшем посещайте врача раз в полгода-год, особенно если у ребенка есть проблемы с зубами – пятна на зубах или неправильный прикус.

Первый велосипед: Его можно купить ребенку уже сейчас. И даже если умение крутить педали придет позднее, ребенок может с удовольствием кататься взад-вперед, отталкиваясь ногами от земли, или наслаждаться ездой, когда вы сами толкаете велосипед.

В 2 года ребенок:
· Хорошо бегает и прыгает.
· Строит башню из 4-6 кубиков.
· Кидает и пинает ногой мячик.
· «Кормит» с ложечки куклу.
· Самостоятельно поднимается и спускается по лестнице.
· Знает свое имя и говорит о себе в третьем лице, называя по имени.
· Показывает на себе нос, рот и глаза.
· Разглядывает картинки в книге.
· Может самостоятельно снять некоторые предметы одежды.
· Говорит от 15 до 50 слов (отклонения от этих цифр вполне нормальны).
· В своей речи использует несколько словосочетаний из двух слов.
· Начинает контролировать мочевой пузырь и кишечник.

Первое «творчество»: К двум годам у ребенка существенно улучшается координация «глаза-руки». Поэтому в этом возрасте многие малыши любят рисовать («калякать»), раскрашивать, строить из кубиков, составлять картинки из простых паззлов и кубиков.

«Взрослая» кровать: В возрасте двух лет пора переселять ребенка из детской кроватки в большую кровать. В этом возрасте многие дети пытаются выбраться из своей детской кроватки, перекидывая ногу через поручень. Это может быть опасно.

Первый четвероногий друг: Не заводите домашних животных, пока ребенку не исполнится 2 года. В этом возрасте ребенок может с интересом следить, например, за рыбками в аквариуме, без особого вреда для них и для себя. С такими питомцами, как кошка или собака, лучше подождать, пока ребенок не научится быть более осторожным и понятливым, то есть пока ему не исполнится хотя бы 3-4 года.

В 3 года ребенок:
· Спускаясь и поднимаясь по лестнице, поочередно переставляет ноги.
· Может одеться и раздеться самостоятельно (с переменным успехом).
· Ездит на трехколесном велосипеде.
· Понимает и выполняет комбинированные команды из двух частей («Подними лопатку и положи в ведерко!»).
· Строит фразы из 4-5 слов.
· Использует в своей речи местоимения («Я», «ты» и т.д.)
· Членораздельно и понятно произносит большую часть слов.
· Хорошо понимает обращенную к нему речь (в разумных пределах сложности).
· Указывает в книжке по крайней мере на 4 знакомых предмета.
· Знает названия по крайней мере 6 частей тела.
· Играет и/или общается с другими детьми.
· Приучен к туалету (мелкие происшествия вполне допустимы).

К 3 годам у ребенка существенно улучшаются навыки речи. Уделите больше внимания разучиванию стишков и песенок, читайте с ребенком больше книжек, внимательно рассматривая и обсуждая картинки.

В 4 года ребенок:

· Уже хорошо контролирует свое тело. Он становится настоящим «специалистом» в области застегивания и расстегивания пуговиц, шнурков, молний, пугая вас стремлением к полной самостоятельности и независимости. Он так же умело пользуется ложкой и вилкой. В этом возрасте совершенно нормально, если ваш пухлый малыш превратится в долговязого «живчика». Не пугайтесь, постепенно за несколько лет детский жирок ребенка «растает» и сменится мышцами. Рост и вес ребенка должны увеличиваться равномерно. Если вес растет быстрее, чем рост, то ребенок может быть склонен к полноте. Обратите внимание на внутренние бедра и верхние предплечья ребенка – если жирок там висит складками, это тоже признак лишнего веса. В этом случае стоит пересмотреть рацион ребенка и давать ему более полезную и здоровую пищу, а также активней вовлекать его в подвижные игры. Если ребенок за полгода заметно не вырос, проконсультируйтесь с врачом: некоторые дети могут испытывать недостаток гормона роста.
· Словарь четырехлетки может содержать уже 1000 слов! Он уже может строить фразы из 6-8 слов, а его речь уже понимают в достаточной степени посторонние люди.
· В этом возрасте дети начинают интересоваться своим телом и различиями между мужчинами и женщинами. Поэтому такой популярной становится игра «в доктора».

Шнурки: Ребенок должен уметь завязывать шнурки к тому времени, когда начнет посещать детский сад, в любом случае к 4-5 годам. Ботинки на липучке, конечно, удобнее, но тогда развитие мелкой моторики рук вашего ребенка (например, умение писать) займет гораздо больше времени.

Плавание: Ребенок может научиться плавать самостоятельно уже в 4 года. В этом возрасте можно записать его в бассейн. До 4 лет у ребенка, в среднем, еще недостаточно развиты соответствующие навыки и координация.

Информация о принципах детского питания полувековой давности, безусловно, будет интересна родителям и врачам как материал для сравнения. Глава, написанная известнейшим российским педиатром, содержит не только основные нормативы и подходы, принятые в то время, но и меню на неделю, и даже раскладку блюд (сколько и какого продукта надо взять, чтобы получилось требуемое кушанье).

При правильно составленном пищевом рационе ребенок к концу первого года жизни получает достаточно разнообразное питание; он уже не только хорошо глотает полужидкую и густую пищу, но умеет и достаточно хорошо жевать. К этому времени значительно нарастает активность ферментов пищеварительных соков желудочно-кишечного тракта ребенка, вкусовые восприятия его становятся более дифференцированными; у детей уже часто имеются свои привычки, свои любимые и нелюбимые блюда. Все эти моменты необходимо учитывать при составлении диеты для детей в возрасте старше одного года.

Пища, получаемая ребенком этого возраста, прежде всего должна покрывать всю его калорийную потребность и быть качественно полноценной, т. е. содержать необходимые ребенку полноценные белки, жиры и углеводы, достаточное количество минеральных солей и витаминов. Пища детей старше одного года должна давать достаточное количество пищевых шлаков, необходимых для поддержания нормальной моторной деятельности кишечника. Следует обращать большое внимание на разнообразие и вкусовые качества пищи. При кормлении ребенка пища должна иметь надлежащую температуру, вид ее должен возбуждать аппетит.

Потребность в основных пищевых ингредиентах. Белков дети в возрасте от 1 года до 4 лет должны получать в количестве 3-3,5 г на 1 кг веса, или около 30-50 г за сутки. За счет белков должно покрываться от 10 до 15% всей калорийной суточной потребности, причем 60% вводимых белков должно быть животного происхождения.

Жиров ребенок должен получать 3,5-4 г на 1 кг веса, или 40-50 г за сутки, причем 75% жиров, получаемых детьми этого возраста, должны быть животного происхождения. До 1,5 лет за счет жиров должно покрываться около 40% всех калорий, после 1,5 лет - несколько меньше, т. е. около 30-35%.

Углеводов дети в возрасте от 1 года до 4 лет должны получать от 10 до 15 г на 1 кг веса, т. е. около 160-200 г в сутки. За счет углеводов должно покрываться около 45-50% калорийности суточного рациона.

В качественно правильно составленной диете детей старше одного года соотношение между белками, жирами и углеводами приблизительно такое: 1:1,2:3,5.

Калорийный коэффициент. Количество необходимых ребенку калорий колеблется от 80 до 100-110, в среднем около 90 на 1 кг веса. Калорийная ценность суточного рациона детей этого возраста составляет около 1 500 калорий нетто или около 1 800 калорий брутто.

Правильно составленный пищевой рацион содержит вполне достаточное для ребенка количество минеральных солей. При однообразном питании легко может возникнуть крайне вредное для детей солевое голодание. Растущий организм ребенка нуждается в несколько больших по сравнению с другими солями количествах натрия и хлора, а потому поваренную соль надо добавлять к пище в количестве, необходимом для обеспечения ее вкусовых качеств, приблизительно не менее 0,05 г на 1 кг веса ребенка.

В суточном пищевом рационе ребенка должно быть некоторое преобладание щелочных радикалов над кислотными.

Относительно высокая потребность детей раннего возраста в жидкости должна полностью покрываться водой, входящей в пищу, и дополнительным питьем кипяченой воды. Последней дети должны быть вполне обеспечены, особенно в жаркие дни.

Правильно составленный пищевой рацион, включающий полноценные продукты, подвергнутые правильной кулинарной обработке, покрывает потребность детей в витаминах. Дети должны получать в день 25-30 мг витамина С, 1 мг витамина А, 1-2 мг витамина B 1 , 2 мг витамина В 2 и 250-500 ИЕ витамина D.

При неполной обеспеченности продуктами, достаточно богатыми витаминами (восстановленное молоко, мясные консервы, растительные масла и т. д. содержат очень мало витаминов), в конце зимне-весеннего сезона, когда овощи и фрукты теряют при хранении витамины, а также в недостаточно благоприятных климатических условиях (мало ультрафиолетовых лучей) или при наличии у детей признаков гиповитаминозов необходимо дополнительно вводить препараты витаминов.

Количество молока в суточном пищевом рационе здоровых детей без проявлений экссудативного диатеза в возрасте от 1 года до 1,5 лет должно быть не менее 600-700 мл, в возрасте от 1,5 до 4 лет - 500-600 мл, но не должно превышать 600-650 мл. Молоко желательно давать частично в виде простокваши или кефира.

Яйца - ценный пищевой продукт; применение их в питании детей желательно, но злоупотребление ими безусловно вредно. Детям до 1,5 лет лучше давать только желтки, причем не более одного в день; детям в возрасте от 1,5 лет можно давать яйца по одному в день или через день.

Детям с явлениями экссудативного и нервно-артритического диатеза яичный белок давать не следует; в большинстве случаев можно разрешать им желтки, хотя и они иногда могут вызывать кожные явления или усиливать их.

Мясо и рыбу необходимо применять в питании детей достаточно широко. В возрасте от 1 года до 1,5 лет дети должны получать мясо 3-4 раза в неделю в количестве около 30-40 г на прием. Детям, имеющим не менее 4-6 зубов и научившимся сравнительно хорошо жевать, можно давать котлеты, при отсутствии достаточного количества зубов и плохом жевании лучше давать мясо в виде фарша или фрикаделек. Детям в возрасте от 1,5 до 2,5 лет количество мяса можно увеличить до 45-50 г на прием и давать его 4-5 дней в неделю. Более 50-60 г мяса в день не следует давать детям даже старшего ясельного возраста; целесообразно сохранить в их диете 1-2 вегетарианских дня.

В пищу ребенка можно употреблять различные сорта мяса - кур, говядину, телятину, дичь и т. д. Жирную свинину, баранину и богатые жиром сорта рыб детям до 2-2,5 лет лучше не давать.

Помимо мяса, дети должны получать достаточное количество овощей.

Супы в диете детей безусловно желательны: они богаты солями и экстрактивными веществами, полезное действие которых бесспорно; с супами легче давать овощи, от которых в другом виде дети нередко отказываются. Однако не следует злоупотреблять супами.

Хлеб - крайне ценный пищевой продукт, но употребление его детьми в неограниченном количестве совершенно недопустимо; это относится и к различным сортам печенья, сухарей, булочек и т. д. Детям от 1 года до 1,5 лет следует давать только белый хлеб; целесообразно давать им иногда и корочку черного хлеба. После 1,5 лет дети получают черный и белый хлеб. При достаточном количестве всех остальных продуктов им вполне достаточно 50-75 г черного и 100-150 г белого хлеба. Часть мучнистых углеводов следует давать в виде блинчиков, булочек, пирожков и т. д.

Овощи, фрукты, ягоды и т. д. надо широко использовать в детском питании: они богаты солями и витаминами, дают значительное количество пищевых шлаков и не способствуют развитию бродильных и гнилостных процессов в кишечнике. Надо обращать внимание на правильную кулинарную обработку овощей, которая обеспечивала бы хорошие вкусовые качества готовой пищи и вместе с тем достаточное сохранение в ней витаминов и солей.

Фрукты, ягоды, морковь, огурцы, редиску и т. д. следует частично давать в сыром виде.

В возрасте старше 1,5 лет дети должны иногда получать небольшие количества неострого сыра, селедки, икры. Однако злоупотребление этими продуктами недопустимо.

Очень острые закуски и соусы, большое количество пряностей и сладостей, алкогольные напитки, крепкий натуральный кофе и крепкий чай детям давать не следует.

Хорошие конфеты, фруктовые и прочие мармелады и т. д. давать детям, конечно, можно и нужно. Шоколад и какао несколько возбуждают нервную систему, и потому злоупотреблять ими не следует. Натуральный мед - ценный и легко усваиваемый продукт, но некоторые дети обнаруживают к нему идиосинкразию.

Число приемов пищи. Детей в возрасте от 1 года до 1,5 лет надо кормить 4-5 раз в сутки, старше 1,5 лет - 4 раза. Горячую пищу ребенок должен получать не менее 2-3 раз в сутки.

Распределение дневного рациона в течение дня должно соответствовать приблизительно следующим отношениям.

Первый завтрак - около 20
Второй завтрак - около 10-15
Обед - около 35-40
Полдник - около 10-15
Ужин - около 20

Завтрак - около 15-20
Обед - около 40-50
Полдник - около 10-15
Ужин - около 20-30

Часы приема пищи могут изменяться в зависимости от особенностей детского учреждения. Они должны быть тесно увязаны со всем режимом жизни детей и строго соблюдаться, так как в противном случае легко нарушается распорядок жизни детского коллектива, что неизбежно ведет к срыву всей работы.

Прием пищи - важный эмоциональный момент в жизни ребенка, и его надо правильно использовать для воспитания детей, привития им культурных навыков. Детей старше года надо приучать мыть руки перед едой и после нее, пользоваться салфеткой, быть опрятными и дисциплинированными за столом, полоскать рот после еды и т. д.

В деле организации питания детей в яслях, домах ребенка и других учреждениях для детей раннего возраста ведущая роль принадлежит детскому врачу. Врач не может стоять в стороне от этого дела и не должен перепоручать его хозяйственным работникам и работникам кухни.

Установить определенный режим питания удается только при строгом регламентировании всей жизни детского коллектива.

Желательно, чтобы все питание детей в возрасте первого года жизни, особенно в летнее жаркое время, приготовлялось в яслях; соответственно этому необходимо составлять и меню: всю пищу, требующую приготовления, давать в яслях, а матери выдавать на руки для дачи ребенку дома уже приготовленную пищу - смеси в бутылочках, цельное молоко, простоквашу, сухарики и т. д.

В круглосуточных яслях режим устанавливается такой же, как и в доме ребенка.

Примерное меню для круглосуточных яслей и домов ребенка для детей от 1,5 до 3 лет
(В скобках всюду показан номер блюда, указанный в разделе "Раскладки блюд", приводимом ниже)

Первый день

Завтрак
Каша манная (8).
Кофе с молоком (4).
Булка с маслом (6).

Обед
Борщ из рубленой свеклы (16).
Мясные биточки с рисом (19).
Какао (5).

Полдник
Чай с молоком (3).
Домашняя булочка (7).

Ужин
Картофельное пюре (24).
Молоко (1).

На сутки: калорий около 1590, белков 44 г, жиров 39 г, углеводов 255 г.

Второй день

Завтрак
Каша рисовая (10).
Кофе с молоком (4).
Булка с маслом (6).

Обед
Суп-похлебка (17).
Пудинг мясной с картофельным пюре (22).
Пюре фруктовое (37).

Полдник
Молоко (1).
Домашняя булочка (7).

Ужин
Каша манная розовая (9).
Молоко с булкой (1).

На сутки: калорий около 1580, белков 45 г, жиров 40 г, углеводов 245 г.

Третий день

Завтрак
Кофе с молоком (4).
Булка с маслом (6).
Яйцо с булкой.

Обед
Суп с рисом (15).
Картофельные котлеты с белым соусом (26).
Взбитый творог (38).

Полдник
Какао (5).
Домашняя булочка (7).

Ужин
Оладьи (30).
Молочный кисель (33).

На сутки: калорий около 1600, белков 43 г, жиров 42 г, углеводов 255 г.

Четвертый день

Завтрак
Каша-размазня гречневая (11).
Кофе с молоком (4).
Булка с маслом (6).

Обед
Суп-пюре картофельный с гренками (14).
Запеканка из вермишели с мясом и белым соусом (23).
Компот фруктовый (34).

Полдник
Чай с молоком (3).
Сухари.

Ужин
Сборные овощи (28).
Мусс (36).

На сутки: калорий около 1590, белков 40 г, жиров 37 г, углеводов 263 г.

Пятый день

Завтрак
Картофельное пюре (24).
Кофе с молоком (4).
Булка с маслом (6).

Обед
Суп с фрикадельками (13).
Овощные биточки с белым соусом (27).
Пюре фруктовое (37).

Полдник
Простокваша с сахаром и сухарями (2).

Ужин
Блинчики (29).
Кофе с молоком (4).

На сутки: калорий около 1700, белков 48 г, жиров 38 г, углеводов 294 г.

Шестой день

Завтрак
Каша манная (8).
Кофе с молоком (4).
Булка с маслом (6).

Обед
Суп пюре гороховый с гренками (18).
Котлеты с макаронами и томатным соусом (21).
Кисель (32).

Полдник
Молоко (1).
Домашняя булочка (7).

Ужин
Картофель под бешамелью (25).
Молоко (1).

На сутки: калорий около 1600, белков 50 г, жиров 40 г, углеводов 254 г.

Седьмой день

Завтрак
Яйцо (крутое или всмятку).
Кофе с молоком (4).
Булка с маслом (6).

Обед
Бульон с рисом (12).
Тефтели с овощным соусом (20).
Крем в чашечках (35).

Полдник
Простокваша с сахаром (2).
Булочка.

Ужин
Пирожки с морковью (31).
Кофе с молоком (4).
Булка.

На сутки: калорий около 1550, белков 48 г, жиров 49 г, углеводов 230 г.

Примечания.

  1. Хлеб распределяется между всеми приемами пищи более или менее равномерно.
  2. Количество молока с кофе, с чаем и т. д. может несколько изменяться, в зависимости от использования молока для приготовления пищи.

Раскладка блюд

N Блюдо Кол-во, г
1 Молоко:
порция 100-200
2 Простокваша с сахаром и сухарями:
молоко 150-200
сахар 10
булка 50
3 Чай с молоком:
чай 0,5
молоко 50
сахар 10
вода до 150
порция 160
4 Кофе с молоком:
кофе 3
молоко 40
сахар 10
вода 100
порция 150
5 Какао:
какао 2
сахар 10
молоко 50
вода 100
порция 100
6 Булка с маслом:
булка 50
масло 8
7 Домашняя булочка:
мука (в счет хлеба) 40
сахар 5
жир 2
дрожжи 3
порция 50
8 Каша манная:
манная крупа 20
молоко 40
сахар 5
масло 4
вода 100
порция 150
9 Розовая манная каша:
манная крупа 25
морковь 50
молоко 50
сахар 5
масло 4
вода 100
порция 200
10 Рисовая каша:
рис 25
молоко 40
масло 4
сахар 5
вода 100
порция 150
11 Каша-размазня гречневая:
гречневая крупа 30
молоко 50
масло 4
вода 100
порция 150
12 Бульон с рисом:
рис 15
морковь 20
брюква 10
картофель 50
масло 2
кости от 60 г мяса -
вода 250
порция 200
13 Суп с фрикадельками:
мясо 40
морковь 20
брюква 10
картофель 200
молоко 50
масло 4
вода 200
порция 200
14 Суп-пюре картофельный с гренками:
картофель 200
лук 3
заправка:
яйцо 1/5 шт.
молоко 100
масло 2
вода 200
порция 200
булка (для гренок) 30
масло 3
15 Суп с рисом:
рис 15
морковь 20
брюква 10
картофель 50
молоко 100
томат 5
лук 3
мука 5
сметана казеиновая 10
масло 4
вода 200
порция 200
16 Борщ из рубленой свеклы:
свекла 80
капуста 50
морковь 20
брюква 10
молоко 100
лук 3
вода 200
заправка:
яйцо 1/10 шт.
сметана 10
молоко 20
порция 200
17 Суп-похлебка:
морковь 20
брюква 10
картофель 50
лук-коренья 5
масло 2
вода 150
порция 200
18 Суп-пюре гороховый с гренками:
горох 40
картофель 50
лук 3
мука 5
масло 3
вода 250
порция 200
булка (для гренок) 30
19 Мясные биточки:
мясо (мякоть) 30
булка 10
жир на обжарку 4
рис 25
масло 3
порция: биточки, гарнир 100
20 Тефтели с морковно-брюквенным соусом:
мясо (мякоть) 35
булка 40
мука 5
морковь 100
брюква 150
молоко 30
масло 4
порция: тефтели, гарнир 120
21 Котлеты с макаронами и томатным соусом:
мясо 50
булка 10
жир на обжарку 4
порция 45
макароны 30
вода 150
порция 150
мука 5
томат 5
сметана 10
вода 50
порция 50
22 Пудинг мясной с картофельным пюре:
мясо (мякоть) 30
булка 10
яйцо 1/3
масло 2
порция 40
картофель 200
молоко 30
масло 3
порция 150
сметана 10
вода 50
порция 50
23 Запеканка из вермишели с консервами:
вермишель 40
консервы мясные 25
яйцо 1/5 шт.
жир 3
вода 100
порция 150
масло 2
мука 3
молоко 20
вода 30
порция 50
24 Картофельное пюре:
картофель 250
молоко 50
масло 4
порция 200
25 Картофель под бешамелью:
картофель 250
мука 5
молоко 304
масло 3
сыр 5
порция 200
26 Котлеты картофельные с белым соусом:
картофель 250
мука картофельная 5
яйцо 1/5 шт.
жир на обжарку. 4
порция 2 котлеты по 50-60
масло 2
мука 3
молоко 20
вода 30
порция 50
27 Овощные биточки с белым соусом:
овощи 250
рис 10
молоко 20
масло 5
порция 2 биточка по 50-60
масло 2
мука 3
молоко 20
вода 30
порция 50
28 Сборные овощи:
картофель 100
морковь 100
капуста или брюква 50
мука 5
молоко 50
масло 5
вода 200
порция 200
29 Блинчики:
мука белая 35
молоко 20
сахар 5
яйцо 1/5 шт.
жир 6
порция 80 (3-4 блинчика)
30 Оладьи
мука (в счет хлеба) 40
молоко 30
дрожжи 5
масло растительное 6
порция 2 шт. по 50
31 Пирожки с морковью:
мука 40
дрожжи 5
морковь 100
рис 10
яйцо 1/5 шт.
сахар 2
масло 2
порция 2 шт. по 50
32 Кисель:
сухие фрукты 15
сахар 10
картофельная мука 5
вода 150
порция 100
33 Молочный кисель:
молоко 100
вода 50
сахар 15
картофельная мука 10
порция 150
34 Компот:
сухие фрукты 15
сахар 5
картофельная мука 3
вода 100
порция 100
35 Крем:
молоко 50
сахар 10
яйцо 1/5 шт.
масло 2
порция 50
36 Мусс:
манная крупа 20
клюква 15
сахар 15
вода 200
порция 200
37 Пюре фруктовое:
сухие фрукты 15
сахар 5
картофельная мука 3
вода 50
порция 50
38 Творог соевый (приготовляется из 300-400 г соевого молока):
творог соевый 50
сахар 10
порция 60

Помните слоган «все лучшее детям»? Еще несколько лет назад он воспринимался так, что родители скупали своим чадам самую качественную одежду, дорогие игрушки, полезную еду. Сегодня фраза «лучшее детям» включает в себя еще и качественные занятия на развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка.

Каждой маме хочется вырастить из своего малыша вундеркинда. Поэтому буквально с пеленок в ход идут обучающие карточки, пособия, сортеры, вкладыши и прочие развивающие пособия.

Существуют целые методики для развития способностей малышей от рождения до трех лет. К слову, согласно одной известной теории, развивать ребенка нужно именно в этом возрасте, ибо после трех «уже поздно».

Давайте разберемся, какие именно игры и занятия соответствуют тому или иному этапу развития ребенка.

Развивающие игры для детей до года

Большинство детей в возрасте до года не умеют еще даже ходить, а тем более говорить. Но при этом у них отлично развиты тактильные ощущения и хватательные рефлексы.

А значит нужно дать им возможность как можно больше щупать, трогать и (да-да!) ломать.

Поэтому лучшим развивающим занятием для малыша в возрасте до года могут стать:

  • постройка башен из кубиков и стаканчиков, но позвольте ребенку не только собирать, но и разбирать свои творения (иначе как он еще сможет постичь механику?;)
  • рисование пальцами рук и ног, ибо удержание в маленьких ладошках кистей и карандашей пока является непосильной задачей, а вот обмакнуть всю пятерню в баночку с краской и размазать по листу ватмана - пожалуйста!
  • сортировка подручных предметов: фасолинки и макаронины можно складывать в горлышко бутылки, спички (которые обычно детям не игрушка, хотя мы так не считаем) попробуйте вместе протолкнуть в дуршлаг, а пуговицы - в копилку.
  • игры с водой также приводят малышей в восторг! Дайте вашему проказнику возможность перелить одну жидкость в другую, при этом в идеале они должны быть разных цветов.
  • и еще один простой способ увлечь вашего ребенка надолго - дать поперебирать ленточки: привяжите их к столу или стулу и посадите малыша, пусть наслаждается тактильными ощущениями.

Развивающие игры для детей от 1 до 2 лет

С малышами от года простор для фантазии уже шире, дети уже ходят и могут говорить простые слова. Поэтому можно сделать акцент на парных занятиях:

  • малыш уже умеет отлично сравнивать предметы, а значит предложите ему найти пары для его любимой варежки или носочка. Кстати, сделать это можно прямо во время разбора «стирки» или «сушки».
  • ребенок уже созрел для аппликаций, так что позвольте ему собрать из цветной бумаги снеговика (по принципу сначала маленький круг, потом средний и в завершение маленький) или елочку, попутно объясняя, в чем кроется подвох.
  • лепка тоже идет в ход! Малыш уже способен катать колбаски и колобков, а с вашей помощью складывать из них еще и любимых мульт-героев (Смешариков, например).
  • еще один простой способ развлечь ребенка подручными средствами: дайте ему втулку от бумажных полотенец и стопку разноцветных резинок для волом, пусть попробует нарядить цилиндр!
  • ну и самое главное и интересное - дайте ему возможность обслужить себя самому: пусть пробует расстегивать молнии, застегивать пуговицы и клепки, дергать липучки, распутывать шнурки - это не только познавательно, но и весело!

Развивающие игры для детей от 2 до 3 лет

Самый интересный возраст - от 2 до 3 лет!

Вы уже освоили со своим ребенком лепку, аппликации, простейшее конструирование…. Что же еще?

  • в ход пошла еда - поиграть в макарошки! Заранее приготовьте спиральки и бантики (лучше разных цветов) и сложите их в миску. Предложите малышу накормить свои игрушки, но мишка любит только красные макароны, а зайка - зеленые. Если задача покажется слишком легкой, то пусть ребенок попробует сортировать еду ложкой, а не руками.
  • развитие навыков швеи. Вам понадобиться плотный картон, дырокол и шнурки. Наделайте вместе с ребенком в картонном полотне много отверстий и начните плести узор с помощью шнура или веревки. Можно добавить для разнообразия пуговицы и бусины.
  • есть дома трубочки? Пора осваивать новую технику рисования! Капните на лист белой бумаги цветной краской и предложите ребенку раздуть кляксу. Кто в итоге у вас получился: паук, снежинка или солнышко? Дорисовывайте нужные элементы и развивайте фантазию вместе!
  • моторика у вашего малыша уже хорошо развита, а значит в ход идут мелкие предметы. Например, скрепки. Высыпьте на лист белой бумаги коробочку очень крупных цветных скрепок и предложите соединить цепь, которая станет отличным украшением для мамы или бабушки!
  • и на десерт: начинайте приобщать ребенка к домашним обязанностям! Пусть поможет закреплять белье на сушилке прищепками, а крупу для гречки сортировать в 4 руки гораздо интереснее. Поверьте, эти поднадоевшие лично вам занятия ребенку способны доставить уйму радости и удовольствия! Тем более, если мама будет рядом.

Но самое главное — помните. В первую очередь вы и малыш должны получать УДОВОЛЬСТВИЕ. Результаты и усвоение материалов — вопрос второстепенный. Ребенок обязательно научится считать, выучит цвета, ушки и глазки, все предметы в доме, а любовь к играм и обучению второй раз заложить будет очень сложно!

Но иногда родители теряются, не зная, все ли правильно и вовремя осваивает их чадо.

Конечно, каждый ребенок развивается по-разному, в свои собственные часовые рамки, но самое важное в развитии навыков речи - говорить с ним. Ребенок изначально черпает словарь и учится говорить, слушая разговоры родителей.

В качестве приблизительного ориентира, по которому можно судить о навыках речи вашего ребенка, ниже представлены по возрастам. Если вас беспокоит, что у ребенка задержка или трудности в развитии, обратитесь за советом к специалисту.

1 год

Ребенок только начинает общаться, не считая плача. В этом возрасте он уже может уметь:

Говорить пару слов. весьма ограничен в этом возрасте, но читая и разговаривая с ребенком каждый день, вы будете его увеличивать. Самые главные слова в этом возрасте - «мама» и «папа» действительно отвечают своему значению, ведь ребенок, произнося их, не имеет в виду собаку или чашку.

Имитировать ваш голос. Даже, если говорить много слов малыш еще не умеет, он много тараторит на «своем» языке, пытаясь изобразить похожие на человеческую речь звуки. К 8-9 месяцам родители уже должны слышать от ребенка бормотание гласных и согласных до того, как бессвязные звуки к 1 году превратятся в слова.

Правильно реагировать. Узнает ли ребенок ваш голос? Поворачивает ли голову на звук? Смеется ли, когда смеется кто-то рядом? - это язык восприятия, который также развивается у ребенка. В таком возрасте малыши общаются своими желаниями и намерениями, просто показывая на предмет или глядя на него. Он должен также уже уметь следить за вашими глазами и смотреть туда, куда вы указываете. Такая реакция намного важнее количества произнесенных малышом слов.

Следовать простым указаниям. Кроме реакции ребенок должен слушать и понимать простые команды и просьбы, например, поднимать ручку, когда вы просите «вверх», отдавать вам игрушку по вашей просьбе, пить молоко, когда вы говорите или соответствующе реагировать, если вы произносите «нет» (хотя, разумеется, он снова попробует сделать то, что вы ему запретили).

2 года

В этом возрасте становится отчетливо видно, своевременно ли развитие речи у ребенка или он отстает. Вероятно, в этом возрасте ваш малыш сможет:

Расширять свой словарный запас. К 2 годам словарный запас постоянно используемых слов у ребенка должен достичь около 50 слов - дай, баба, пить и т.д. Вообще, в отношении языка этот возраст самый захватывающий и смешной, так как ребенок повторяет все, что слышит и запоминает многое из этого разнообразия лексики.

Связывать слова. Уже в этом возрасте ребенок способен связывать смысловые цепочки - мой мяч или машинка едет. Не волнуйтесь, если произношение на этом этапе немного отстает - вам будет понятна лишь половина из того, что тараторит ваше чадо.

Использовать местоимения. К 2 годам ребенок начинает понимать значение слов «я» и «ты», хотя и не всегда правильно ими оперировать. Например, папу он может назвать «она», а себя - «ты». Это нормально, просто требует времени и практики.

Идентифицировать объекты и части тела. Ребенок в таком возрасте уже может указать на нос, глаза, рот и так далее, называя части тела, хотя показывать поначалу проще, чем вербализировать. Малыш также должен уметь указывать на правильные картинки, когда вы спрашиваете его, где мячик или собачка.

3 года

В три года малыш превращается в настоящего болтуна. Ему по силам:

Ясно выражать мысль простыми предложениями. В этом возрасте вы уже должны легко понимать, что говорит ребенок - хотя бы 75 процентов его речи. Вы вполне можете вести диалог, отвечая на его вопросы, и слушая, как прошел его день.

Составлять более длинные ряды слов. Малыш будет поражать вас своим умением соединять в предложении от 3 до 6 слов, при том, что предложения будут оконченными и логическими, например: «Мама сейчас кушает».

Подбирать правильное слово. Дни, когда на желаемый предметы можно было просто указать, прошли. Теперь, малыш знает слово практически для всего, что ему нужно, поэтому с легкостью должен уметь об этом попросить.

Выполнять указания, состоящие из двух частей. Еще одна веха в развитии - понимание и реакция на более сложные команды и запросы. Ребенок должен уметь реагировать на такие команды, как «Сними туфли и положи на полку». То есть, просьбы должны быть достаточно простыми и банальными, чтобы ребенок понял, что ничего нового от него не хотят. А вот, если речь идет о незнакомой задаче, тут может потребоваться объяснение.

4 года

Все, это официально территория больших мальчиков и девочек. Малыш растет не по годам, а по часам, и речь развивается не менее стремительно. Итак, в этом возрасте ребенок способен:

Выражать свои мысли в более сложных предложениях. Теперь ребенок сможет рассказать вам целую историю - например, о приключениях в садике - а вы сможете понять каждое слово (или почти каждое). В 4 года ребенка будут понимать не только члены семьи, но и незнакомцы.

Определять цвета, формы и буквы. Специалисты утверждают, что в этом возрасте ребенок должен знать хотя бы несколько цветов, форм и буков. В любой момент, даже за завтраком, вы можете заняться изучением нового, например, объяснив, что хлеб - это короткое слово, а вот яичница - уже более длинное.

Иметь представление о времени. Вероятно, ребенок еще не умеет называть время, но понимать общую идею (утро - завтрак, день - обед, вечер - ужин) вполне способен. Детям важно обеспечить своего рода рутину, повторяющееся расписание, так как в таком случае они способны сконцентрироваться на изучении новых предметов и слов вокруг себя, а не на ознакомлении с новыми заданиями.

Реагировать на более сложные команды. В 4 года ребенок должен уметь выполнять просьбы или указания, состоящие из 3-4 частей, например «Отложи книгу, почисти зубы и иди в кровать». Он также должен уметь выражать и свои желания более сложным путем, например «На ужин хочу пиццу и потом посмотреть перед сном». Восприятие очень важно, поэтому если ваш ребенок не понимает и не воспринимает то, что вы говорите, возможно, вам следует обратиться к специалисту.

Спасибо огромное за недельку! Это оказывается так просто и не требует много времени!!!

Как казалось бы,а сколько счастья у ребёнка в глазах когда ты с ним играешь! Прошла 2 недельку игр и вижу изменения в ребёнке(1,6 года), начал выдумывать / фантазировать! Берет например деталь от конструктора и говорит, что это машина, показывает как она едет! Кушая хлебец, делает вид что едет паровоз и кричит «ту-ту» 😉

мама Виктория

Наталья, спасибо Вам большое за интересные и очень полезные материалы по играм с детками (я прошла Недельку полезных игр и Недельку первых игр).

Раньше я не понимала, как играть с ребёнком, сюжеты не придумывались и все ограничивалось чем-то вроде того, что одна игрушка спрашивает другую «Как тебя зовут?» и т.д. И это было ужасно скучно для меня. А почему-то додуматься, что можно разыгрывать все действия, которые в течение дня делает ребёнок, я сама не смогла 🙂 После недельки первых игр стали играть с дочкой с удовольствием и легкостью, а главное, я сама стала получать от этого удовольствие. И что немаловажно, в тренинге без лишней воды было дано психологическое обоснование необходимости игр с ребёнком, а когда понимаешь, что и зачем ты делаешь, это очень мотивирует. Наталья, я очень рада, что познакомилась с Вами и Вашими замечательными и полезными проектами.

мама Александра

Мой отзыв для мам, которые сомневаются, проходить ли недельку первых игр. Однозначно ДА! За символическую стоимость вы получите полностью всю информацию для начала игры с ребенком. Вы начнёте играть 100%!

Я пришла на Недельку за вдохновением и получила его сполна)) Открыла для себя стиль мама-фея! Для общения с ребенком -отличная находка!
Все задания даются с примерами и даются намётки, как детализировать сюжет. У меня фантазия не очень развита, поэтому для меня это важно.
Ещё понравилась обратная связь! Спасибо!

Я счастлива, что прошла эту Недельку с Натальей и её командой)
Огромная Вам благодарность от меня и дочери!
И спасибо всем мамочкам нашей Недельки, кто выкладывал свои отчеты, я все прочитала и забрала себе в копилку!

мама Анна

Наталья, огромное спасибо за организацию такой недельки.

1. Я пришла на нее за вдохновением и мотивацией. Честно говоря, методичка занятия с целлофаном уже давно лежит у меня. Но как-то неясно для меня было что с этим делать, не могла решиться. Неделька сдвинула ситуацию с мертвой точки.

2. Жизнь стала интереснее! До прохождения недельки я чувствовала, что игра с сыном стала меня тяготить, зашла в какой-то тупик. Мне хотелось развивать сюжет, а сын его еще не удерживает. Сейчас наши игры обновились, стало интересно играть, наблюдать за тем, как мой ребенок познает мир, и идти за ним в этом процессе , при этом предлагая новые материалы.

3. Стало развиваться мое личное творческое начало, отношения с сыном улучшились, мне опять стало интересно быть мамой!

4. Из того, что было в недельке, мне хватило всего. Не хватало немного времени (так сейчас сложились обстоятельства). И если бы не неделька, я бы на игру с сыном выделяла бы время по остаточному принципу.

Очень помогли отчеты других участниц. В них я нашла и варианты игр, и поддержку (что-то может пойти не так - это нормально).

Наталья, очень Вам благодарна!

мама Татьяна

Отдельное спасибо всем участницам, которые щедро делились своим опытом, своими идеями и находками. Это для меня очень ценно.

Очень понравилась конкретность и сжатость материалов . Для вечно спешащих мам - это большой плюс! Игры по результатам Недельки у нас получились! Сужу об этом потому, что сын неоднократно обращался к материалам и инициировал игры )

Для себя отметила, что формат Недельки неплох, но всегда хочется получить наставничество или подумать о том что могло бы быть лучше. Как способ самостоятельно задуматься о заданной теме, поискать самостоятельно идеи и напитаться со-творчеством с другими участниками - это здорово и эффективно.

Всех от души благодарю! И желаю интересных и творческих игр!

мама Надежда

Нас неделька захватила, увлекла. Мы с сыном замечательно и с пользой провели время. Огромный плюс для меня в данном проекте - это теоретический материал, который был представлен так легко и доступно. Второй плюс - это то, что к каждому заданию предлагался огромный перечень обыгрывания ситуаций, манипуляций с предметами. Третий плюс - настраивающие мини-советы. Например, отключить телефон и настроится на игру с ребенком и т.д.

На недельку мы пришли с ознакомительной целью - попробовать поучаствовать в проектах именно данного автора. Результат отличный! Будем принимать участие и в других проектах автора! Ждем продолжения!

Отдельная благодарность участникам за подробные отчеты и подсказки.

Мама Юлия

Наталья, большое спасибо за организацию недели предметных игр! Надеюсь, что они будут проходить регулярно (и по другим играм тоже будут). Мы поиграли с удовольствием!
Мне не скучно играть с ребенком и очень нравится, но, всегда кажется, что можно играть ещё интереснее, полезнее и больше. Сюда я пришла, чтобы почерпнуть новые идеи для игр, понять возможности предметной деятельности (я, наверно, ее недооценивала), проанализировать свои игры и найти пробелы, а также понять, как происходит переход от одного вида игры к другому.
Цели достигнуты))).
Мне понравилось, что:
1. Кроме игр были предоставлены методические материалы об играх и раннем развитии, написанные простым и понятным языком.
2. Были предоставлены игры разной сложности, материал дан от простого к сложному (от исследования к игре с предметом). Можно выбирать под возраст и интересы ребенка.
3. Игры не требуют длительной, какой-то особой подготовки, а проходят при этом очень живо и интересно.
4. Игр много, не на неделю. Можно продолжать играть дальше.
5. Есть простор для собственного творчества! Начиная играть с предметом, понимаешь, а как и в каких играх ещё его можно использовать. И понимаешь — вариантов море!..

А самое классное то, что ребенок игры запоминает, воспроизводит и просит повторить!!!
Ещё раз спасибо!

Мама Юлия