Краткая история 4 ноября день народного единства. Что такое День народного единства? Как появился праздник и почему про него никто не знает. Традиции Дня Единства в России

Этот праздник, который возродился в стране относительно недавно, до сих пор у некоторых людей вызывает недоумение, так как те не знают, по какому поводу торжество. Учредили его в честь освобождения Москвы от польской интервенции в XVII веке. Это официальный выходной день, пришедший на смену седьмому ноября, утратившему данный статус. Он являет собой символ народного единения и отмечается всеми гражданами РФ. Теперь он становится все популярнее, постепенно восстанавливая былую известность.

История праздника

Связана дата с далекими событиями XVII века, когда Москве досаждали польские интервенты. Одним из толчков к народному возмущению стало убийство поляками патриарха Гермогена, призывавшего дать отпор чужеземцам. В 1611 году старостой Кузьмой Мининым был сделан призыв к созданию ополчения. Главным воеводой стал новгородский князь Дмитрий Пожарский. Угроза тогда была серьезная – поляки настаивали на признании государя иноземного происхождения на русском престоле, заручившись поддержкой бояр. Но ополченцы, состоявшие из представителей всех сословий и народов, освободили страну, штурмом взяв Китай-город и продемонстрировав образец единения народа.

В 1649 году государь Алексей Михайлович назначил 4 ноября Днем Казанской иконы Божией Матери, с которой освободители вошли в Москву. При СССР праздник отменили, посчитав религиозным. Возродился он лишь в 2004 году, когда потребовалось полностью убрать параллели с годовщиной Октябрьской социалистической революции, которая отмечалась 7 ноября. Потому этот праздник сложно назвать новым – впервые его отметили много лет назад. Причем главных героев тех помнили очень долго, еще Петр I тепло отзывался о Кузьме Минине, называя его «спасителем Отечества».

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков. Праздник отмечали в России вплоть до Революции 1917 года. В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

С 7 ноября, кстати, поступили красиво — теперь в этот день официально отмечается годовщина знаменитого Парада на Красной площади в ноябре 1941 года. Тогда парад вроде бы затеяли в честь 24-й годовщины всё той же Октябрьской революции, но современникам он больше запомнился по другой причине — демонстрацией военной мощи в осажденной нацистами и вчистую проигравшей первые месяцы Великой Отечественной войны Москве. Впрочем, вернемся к празднику 4 ноября — самое время посмотреть, почему именно наши законодатели выбрали эту дату.

Смутное время начинается

В конце XVI века Россия вступила в один из самых нестабильных периодов своей истории. В 1598 году умер последний царь из династии Рюриковичей, Фёдор Иоаннович, не оставивший после себя наследников. Страна была разорена — сказывались бесчисленные завоевательные походы Ивана IV Грозного, особенно трудно России далась Ливонская война. Историки писали, что простой люд в те годы смертельно устал — и от войн, и от власти, которую после жестокой опричнины попросту перестал уважать. Серьезным фактором нестабильности стали неурожаи, спровоцировавшие чудовищный голод 1601-1603 гг., жертвами которого стали до 0,5 млн человек.

Власть в лице нового монарха, бывшего боярина Бориса Годунова, не сидела сложа руки. Люди толпами стекались в Москву, где им из государственных запасов выдавали хлеб и деньги. Но доброта Годунова сыграла против него же — хаос лишь усиливался из-за сформировавшихся в столице крестьянских банд (в них входили холопы и слуги, изгнанные из дворянских усадеб из-за отсутствия у помещика денег и работы).


Смутное время началось из-за распространения слухов о том, что законный наследник престола — царевич Дмитрий Иванович из династии Рюриковичей — всё-таки жив, а не умер, как было принято считать до того. Но слухи распускал самозванец, вошедший в историю под именем «Лжедмитрий ». Заручившись поддержкой польских аристократов и приняв католицизм, в 1604 году он собрал войско и отправился в поход на Москву. Победить ему помогли не столько собственные таланты, сколько неудачи властей — предательство воеводы Басманова и смерть Годунова. 20 июня 1605 года Москва встречала Лжедмитрия ликованием. Но бояре и простые москвичи довольно быстро поняли, что новый царь уж очень ориентирован на Польшу. Последней каплей стало прибытие в столицу польских подельников Лжедмитрия — 16 мая 1606 года вспыхнуло восстание, в ходе которого самозванец был убит. Страну возглавил представитель «суздальской» ветви Рюрикович, знатный боярин Василий Шуйский.

Спокойнее, впрочем, не стало. Первые два года новой власти всерьез угрожали восставшие казаки, крестьяне и наемники Ивана Болотникова — было время, когда разозленные боярским самоуправством мятежники стояли под Москвой. В 1607 году объявился новый самозванец — Лжедмитрий II (известен и как «Тушинский вор») — через год под его властью были уже семь значимых российских городов, включая Ярославль, Владимир и Кострому. В том же году Ногайская орда и крымские татары впервые за долгие годы решилась на набег по русским землям.

Вместе с Лжедмитрием II на Русь (пока неофициально) пришли польские войска. Вели они себя даже для интервентов, мягко говоря, вызывающе — грабили города (даже те, которые добровольно согласились на власть нового «царя»), облагали местное население непосильными налогами и «кормились» в них. Поднялось национально-освободительное движение, его поддержала и власть — Россия заключила Выборгский договор со Швецией, по которому в обмен на Корельский уезд получила 15-тысячный отряд наемников. Вместе с ними талантливый русский полководец, родственник законного царя Михаил Скопин-Шуйский нанес интервентам несколько чувствительных поражений.


Но тут России снова не повезло. Царь Шуйский и его брат Дмитрий, испугавшись популярности Скопина-Шуйского, отравили молодого военачальника (а то ещё власть отнимет!). А тут, как назло, польский король Сигизмунд III объявил войну измученному внутренними проблемами соседу и осадил мощную крепость Смоленск. Но в битве 4 июля 1610 года при Клушине русские войска, возглавляемые бездарным Дмитрием, из-за предательства немецких наемников были разгромлены поляками. Узнав о успехах польской армии, с юга к Москве пришел Лжедмитрий II.

В самой столице была уже новая власть — бояре потеряли последние остатки доверия к «боярскому царю» Шуйскому и свергли его. В результате к власти пришел совет из семи бояр, вошедший в историю как Семибоярщина. Новые правители сразу же решили, кто станет их царем — выбор пал на польского королевича Владислава.

Но здесь уже воспротивился народ — правителя-католика не хотел никто. Люди решили — лучше уж «свой» Лжедмитрий, чем Владислав. Самозванцу один за другим начали присягать даже те города, которые ранее с ним отчаянно боролись. Семибоярщина испугалась Лжедмитрия II и пошла на неслыханный шаг — впустила в Москву польско-литовские войска. Самозванец бежал в Калугу. Народ был на его стороне — людям очень не нравилось то, как вели себя в стране польские интервенты. Самопровозглашенный Рюрикович и правда начал бороться с поляками — освободил несколько городов, разбил войско польского гетмана Сапеги. Но 11 декабря 1610 года он поссорился с охранниками-татарами и был убит. Стало ясно, что никто, кроме самих русских, страну не спасёт.

Народные ополчения

Их было два. Первое возглавил рязанский дворянин Прокопий Ляпунов. Его власть признали бывшие сторонники Лжедмитрия II: князь Дмитрий Трубецкой, Григорий Шаховской, казаки Ивана Заруцкого. Поляки знали о заговоре и нервничали: в результате бытовую ссору на рынке они приняли за начало восстания и вырезали тысячи москвичей. Только в Китай-городе число жертв доходило до семи тысяч…

В конце марта 1611 года Первое ополчение подошло к Москве. Ополченцы взяли несколько районов Москвы (Белый город, Земляной город, часть Китай-города), а затем выбрали «временное правительство» под названием «Совет всей земли) во главе с Ляпуновым, Трубецким и Заруцким. Но на одном из военных советов ополчения казаки восстали и убили Ляпунова. Два оставшихся члена совета решили держать Кремль с засевшим в нем польским гарнизоном в осаде до подхода Второго ополчения.

Проблемы следовали одна за другой. Поляки после долгой осады взяли Смоленск, крымские татары разорили Рязанщину, шведы из союзников превратились во врагов — под их натиском пал Новгород. А в декабре Псков захватил уже третий по счёту Лжедмитрий… Вскоре весь северо-запад России признал очередного самозванца.

Второе ополчение возникло в сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде. Его основу составили крестьяне северных и центральных регионов России, а также горожане. Возглавил его нижегородский земский староста Кузьма Минин. Его поддержали сначала посадские люди, а затем и все остальные — служилые люди (военные) и воеводы, духовенство, городской совет. На общем сходе горожан с проповедью выступил протопоп Савва, а затем и сам Минин призвал сограждан освободить страну от оккупантов. Вдохновленные его речью горожане решили, что каждый житель Нижнего Новгорода и уезда передаст на содержание «ратных людей» часть своего имущества. Распределять доходы доверили Минину — доверие к нему было стопроцентным.

Для военного руководства он пригласил князя Пожарского. Лучшей кандидатуры трудно было и придумать — вельможа был Рюриковичем, в 1608 году разбил войска Лжедмитрия II, сохранил верность московским царям, а в марте 1611 года принял участие в битве за Москву, где был тяжело ранен. Нижегородцам пришлись по душе и его личностные качества: князь был честным, бескорыстным, справедливым человеком, а решения принимал обдуманные и рациональные. Делегация из Нижнего Новгорода ездила к залечивавшему раны Пожарскому в его имение за 60 км несколько раз — но князь, согласно этикету тех времен, неизменно отказывал и согласился только тогда, когда к нему приехал архимандрит Феодосий. Условие было только одно — Пожарский был готов сотрудничать только с Кузьмой Мининым, которому в делах хозяйственных верил безоговорочно.


В Нижний Новгород Пожарский прибыл в конце октября 1611 года. Довольно быстро ему удалось увеличить число ополченцев с 750 до 3 000 человек — ряды освободителей пополнили служилые люди из Смоленска, Вязьмы и Дорогобужа. Им сразу же начали выплачивать и жалование — от 30 до 50 рублей в год. Узнав об этом, к ополчению начали присоединяться рязанцы, коломенцы, казаки и стрельцы из окраинных городов.

Хорошая организация работы (как с деньгами, так и с людьми) быстро привела к тому, что Второе ополчение — точнее, созданный им Совет всей земли — стало «центром силы» наряду с московской «семибоярщиной» и казацкой вольницей Заруцкого и Трубецкого. При этом новые руководители — в отличие от деятелей Первого ополчения — с самого начала четко знали, чего хотят. В декабрьской грамоте, адресованной населению Вологды, они писали, что хотят покончить с междоусобицами, очистить Московское государство от врагов и не чинить произвол.

Из Нижнего Новгорода ополчение вышло в конце февраля 1612 года. Дойдя до Решмы, Пожарский узнал, что Псков, Трубецкой и Заруцкий присягнули Лжедмитрию III (под его именем скрывался беглый монах Исидор). В результате было решено временно остановиться в Ярославле. Древний город стал столицей ополченцев.

Здесь ополченцы задержались до июля 1612 года. В Ярославле окончательно сложился Совет всей земли, в него вошли представители знатных родов — Долгорукие, Куракины, Бутурлины, Шереметевы, но возглавляли его по-прежнему Пожарский и Минин. Кузьма был неграмотным, поэтому за него «прикладывал руку» князь. Для издания документов Совета — грамот — требовались подписи всех его членов. Характерно, что из-за существовавшего тогда обычая местничества подпись Пожарского была лишь 10-й, а Минина — и вовсе 15-й.

Из Ярославля ополчение вело и военные действия (против польско-литовских отрядов и казацкой вольницы Заруцкого, отсекая последних от коммуникаций), и дипломатические переговоры — шведов решили усмирить хитростью, предложив брату короля русский престол, а у Священной Римской империи попросили помощь также в обмен на престол для ставленника императора. Впоследствии и шведу Карлу-Филиппу, и немецкому принцу Максимилиану отказали. Параллельно велась работа по восстановлению порядка на подконтрольной территории и вербовке новых ополченцев. В результате численность Второго ополчения выросла до 10 000 хорошо вооруженных обученных ратников.

Время действовать настало в сентябре (по новому стилю). 12-тысячный отряд польского гетмана Ходкевича попытался деблокировать запертый в Кремле польский гарнизон. 2 сентября состоялось первое сражение Московской битвы: в нём с 13 до 20 часов вечера сражались конные отряды Пожарского и Ходкевича. Странно повёл себя вроде бы поддержавший Второе ополчение князь Трубецкой: попросив у Пожарской 500 конников, он не давал им принять участие в битве и поддержать ополченцев. В результате приданные князю конные сотни самовольно покинули его и вместе с частью казаков Трубецкого помогли Пожарскому сначала отбросить поляков на исходные позиции, а затем и оттеснить их к Донскому монастырю.

3 сентября состоялось новое сражение. Князь Трубецкой опять предпочел не вмешиваться в бой, в результате чего поляки заняли важный укрепленный пункт и захватили в плен гарнизон из казаков. От поражения ополченцев спасло вмешательство келаря Троице-Сергиевого монастыря Авраамия Палицына — он пообещал казакам Трубецкого, что им выплатят жалование из монастырской казны, и после этого они все-таки присоединились к ополчению.

Решающее сражение произошло 4 сентября. Ополченцы бились с поляками в течение 14 часов. В ходе боя отличился Кузьма Минин — его небольшой конный отряд совершил дерзкую вылазку и посеял панику в стане Ходкевича. Чаша весов склонилась на стороне воинства Пожарского — вместе с казаками Трубецкого он обратил поляков в бегство. Уже на следующий день с остатками своей армии гетман ушел из Москвы.

Оставался польский гарнизон — два отряда полковников Струся и Будилы, защищавший район Китай-город и Кремль. В цитадели находились и бояре-изменники, и будущий царь Михаил Романов. После месячной осады Пожарский предложил противникам сдаться и взамен обещал сохранить им жизнь, но высокомерные поляки ответили категорическим отказом. 4 ноября по новому стилю ополченцы взяли штурмом Китай-город (эту дату мы и отмечаем как День народного единства), но Кремль оставался под контролем оккупантов. В польском стане царил голод — по свидетельствам очевидцев, интервенты опустились до людоедства. 5 ноября они все-таки сдались. Войска Будилы попали в плен к Пожарскому, и князь, как и обещал, сохранил им жизнь. Отряд Струся пленили казаки — и вырезали всех поляков до единого. 6 ноября 1612 после торжественного молебна войска князя Пожарского под звон колоколов со знаменами и хоругвями вошли в город. Москва была освобождена.

В январе 1613 года в Москве состоялся первый в истории всесословный Земский собор — на нём присутствовали представители всех сословий, включая и крестьянство. Кандидатуры зарубежных претендентов на русский престол — польского принца Владислава, шведа Карла Филиппа и других — были отклонены. Не заинтересовал делегатов и «воренок» — сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II Иван. Но не нашла полной поддержки и ни одна из восьми «русских» кандидатур, в том числе и самого Пожарского. В итоге собравшиеся проголосовали за «компромиссный» вариант — сына влиятельного патриарха Филарета Михаила Романова. Избрание, положившее начало новой династии, состоялось 7 февраля 1613 года.

Смутное время в России, правда, ещё не закончилось. Новому царю пришлось разбираться с мятежным атаманом Заруцким, шведами и 20-тысячным отрядом поляков, которые вместе с запорожскими казаками осадили Москву в 1618 г.

До 1640 года Романовым верой и правдой служил герой Смуты князь Пожарский — Михаил Федорович и Алексей Михайлович доверяли ему самые ответственные дела.

Итоги Смуты были тяжелыми. Московское государство на 100 с лишним лет потеряло выход к Балтике, на несколько десятилетий — стратегическую крепость Смоленск. Количество распаханных земель сократилось в 20 раз, способных на ней работать крестьян — в 4 раза. Многие города — к примеру, Великий Новгород — были полностью разорены. Но самый важный итог все-таки был со знаком «плюс» — Русь в условиях внешней агрессии и внутренних неурядиц сохранила свою независимость.


Памятник Минину и Пожарскому в Москве от благодарных потомков

Сегодня, 4 ноября, в России празднуют День народного единства. Но, как выяснилось, многие не знают, в честь чего отмечают этот праздник, хотя и радуются выходным дням. Однако выходные не мешают пользователям соцсетей иронизировать над странной красной датой, но мы пока расскажем, в честь чего и как вообще она появилась.

День народного единства отмечают в России с 2005 года. Именно тогда он стал государственным праздником. Согласно другим источникам, этот праздник также называется Днём воинской славы. И отмечают его в честь освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году.

Изгнание польско-литовских интервентов из Кремля

Как и почему поляки захватили Москву

Сложный был год: налоги, катастрофы, проституция, бандитизм и недобор в армию. С последним мириться было нельзя, и за дело принялись знающие люди. Семь самых знатных бояр, взявших власть в свои руки. Они так и назывались — семибоярщина.

К власти они пришли, когда правитель того времени — Василий Шуйский — в июле 1610 был свергнут. По-нашему — импичмент. А поскольку наследников у него не было, то пришлось править боярам. Хотя они особо и не сопротивлялись.

В то смутное время, когда после смерти Ивана Грозного род Рюриковичей иссяк и править больше было некому, бояре не придумали ничего лучше, чем посадить на царство поляков. Хотя сперва взять в руки власть пытался Борис Годунов.

Потом власть пытались взять в руки другие мальчики, хотя, может быть, их и не было, но по итогу бояре отдали трон эффективным менеджерам из Польши, с которыми Россия накануне воевала. На трон по документам вошёл польский правитель Владислав IV, а в Москве разместился польский гарнизон.

Однако польская власть гражданам не понравилась. За два года, что правила интервенция, в стране разгулялись воровство, содомия, а местами и каннибализм, если верить некоторым . В итоге собралось ополчение, которое решило выгнать новую власть на мороз, причём в прямом смысле.

Как поляков изгоняли из Москвы

Митинг начался в Нижнем Новгороде. Собрал его местный староста (что-то вроде губернатора) Кузьма Минин. Начальником операции назначили князя Пожарского, что имел дальнее родство с Иваном Грозным и вообще родом Рюриковичей. Да и проживал недалеко, в 60 километрах от Нижнего в собственном имении.

Пожарский на удивление быстро согласился возглавить ополчение, и вместе с Мининым они пошли на Москву изгонять иноземцев. Правда, быстро это сделать не удалось. Пришлось и город осаживать, и с польскими войсками биться, что даже на одном из барельефов запечатлели.

Но в итоге-таки Москву взяли. К тому же польские войска там уже сами были ослаблены голодом и холодом, так как брать было нечего и есть, впрочем, тоже. Позднее такую тактику применят к войскам Наполеона, но это уже другая история.

Но в 1612 году интервентов-таки выгнали. А Минину и Пожарскому по сей день стоит памятник в Москве.

Почему празднуют День народного единства

Однако вернёмся к празднику. При чём тут 4 ноября, лишние выходные и почему он называется День народного единства. Если верить той же «Википедии», то День народного единства был намеренно введён властями, чтобы отвлечь внимание людей от другой памятной даты — 7 ноября, когда была совершена революция по старому стилю.

В целом идея сделать праздничным 4 ноября была высказана межрелигиозным советом в 2004 году. В Госдуме идею поддержали. Также за неё замолвил слово патриарх Алексий Второй.

Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру.

После этого, а также обращения инициативной группы к председателю Госдумы Борису Грызлову, праздник появился в российском праздничном календаре.

Однако некоторые неблагонадёжные элементы не только не знают, в честь чего появился праздник, более того — подшучивают над ним.

До сих пор многие не понимают – какой именно праздник отмечают в России 4 ноября. Да не просто праздник, а полноценный выходной. С такой помпой имеет право на существование только очень важная и большая дата.

Какой праздник 4 ноября: биография Дня народного единства в России

В России сменился режим, но остались старые, любимые праздники, например, 7 ноября – красный день календаря. На протяжение 70 лет советские люди отмечали годовщину Великой Октябрьской Социалистической революции.

С исчезновением СССР и сменой курса, праздник убрали, но рефлекс остался. Нужно было народу этот праздник чем-то заменить. Покопались историки с политиками в прошлом, и нашли отличную дату – 4 ноября 1612 года – изгнание поляков из Москвы. Новая дата отлично легла на старую революционную кальку и с 2005 года Россия вновь получила ноябрьский праздник – День народного единства.

Что такое День народного единства: прелюдия к празднику

Праздник народного единства России связан с Мининым и Пожарским, именно под их руководством удалось избавить Москву от интервентов. На тот же период жизни России приходится эпоха смуты: ни духовных вам скреп, ни национальной идеи – сплошное пьянство, разврат, самозванцы у власти, и как итог – распад страны на отдельные княжества.

Как сказано в исторических справках того времени, в стране произошло разорение московского царства, установилась семибоярщина, которая и допустила до Кремля польских интервентов. Хотели поляки усадить на престол Короля Владислава.

Минин и Пожарский призывают к народному единству

Большинство жителей московского царства не собирались мириться с такой участью и устроили в 1611 году, как бы сейчас сказали, несогласованный митинг с беспорядками. Правда, тот «московский майдан» удалось быстро погасить. В этом же году к горожанам обратился Кузьма Минин. В своей пламенной речи он призвал создавать сопротивление, тогда-то он и произнес свое знаменитое: «не пожалеем животов наших» и помимо войска собрал приличную сумму денег на его содержание.

Минин предложил назначить во главе ополчения новгородского князя Пожарского. Впрочем, сам князь не сразу согласился возглавить сопротивление и выдвинул условие, чтобы в помощники ему выдали человека, которого бы выбрали сами жители. Единогласно таким человеком был выбран Минин. Совпадение, тонкий расчет или же единственно правильная стратегия? Возможно и то, и другое. Но это совершенно не важно. Главное – результат: поляки изгнаны, земля отвоевана.

Праздник День народного единства: современная Россия

Этот политический посыл с изгнанием врагов из России вполне может взять на вооружение какая-нибудь популярная партия, например, ЛДПР. Соберет Владимир Вольфович многотысячный митинг, где-нибудь в центре Москвы и провозгласит очередную – 402-ю годовщину изгнания поляков из Москвы и будет встречен оглушительными аплодисментами патриотически настроенных масс.

Когда День народного единства в России?

Ежегодно, 4 ноября, Россия отмечает большой государственный праздник – День народного единства, дань предкам, освободившим страну от польских захватчиков. Объединитесь и поздравляйте всех с этим большим праздником! Теперь-то Вы сможете ответить на вопрос «Какой праздник в России отмечают 4 ноября?», а кроме этого сможете изложить подлинную биографию Дня народного единства!

Праздник был учрежден Федеральным Законом "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", подписанным в декабре 2004 года президентом России Владимиром Путиным.

День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время - период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, - было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.
Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение "пресветлого московского царства". Власть в Москве узурпировала "семибоярщина" во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.
В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. "Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!" - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.
В сентябре 1611 года "торговый человек", нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: "Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело".
По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения "третью деньгу". Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор "пятой деньги": каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал "выборным человеком всею землею". Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.
огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество "даточных людей" из крестьян.

Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов , входивших в состав русской державы.

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.
Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны - дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.
Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
В День народного единства в разных городах нашей страны политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные мероприятия.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников