Иерихон самый древний город мире. Иерихон – самый древний город на Земле. Про самый древний город Иерихон

Израиль Координаты Координаты :  /  (G) (O) 31.856111 , 35.463056 31°51′22″ с. ш. 35°27′47″ в. д.  /  31.856111° с. ш. 35.463056° в. д. (G) (O) Численность населения 19800 Год переписи 2005 Дата основания 8 тысячелетие до н.э.

Вид на Иерихон с юга.

Иерихон - самый низко расположенный город в мире (250–260 м ниже уровня моря) и один из древнейших непрерывно населённых городов мира: он многократно упоминается в Библии , где именуется также как «город пальм» (ивр. ‎Ир hа-Тмарим ) (Втор. , Суд. , 2Пар. ).

Достопримечательности

Руины древнего Иерихона лежат к западу от центра современного города. Первые следы жизни людей здесь относятся к 8-му тыс. до н. э. Здесь открыты мощная башня (8 метров) эпохи докерамического неолита A (8400-7300 до н. э.), захоронения периода халколита, городские стены бронзового века, возможно, те самые, что, по преданию, пали от громких труб израильских воинов (знаменитые «иерихонские трубы»), руины зимнего дворца-резиденции Ирода Великого с банями, бассейнами и пышно украшенными залами, а также мозаичный пол синагоги (V-VI века).

У подножия холма Тель-ас-Султан находится источник пророка Элиши , по слову которого, согласно Библии, негодная для питья вода этого источника «стала здоровою до сего дня» (4Цар. ). В 3 км севернее современного города расположены руины византийского города и роскошного дворца омейядского халифа Хишама ибн Абд аль-Малика (VIII-IX века).

История

Взятие Иерихона. Миниатюра Жана Фуке

Раскопки древнего города

Башня первого города в Йерихоне (начало 8 тысячелетия до н.э.)

Тоблер и Робинсон в середине XIX века вели раскопки холма среди равнины, неподалеку от Иордана, но ничего не нашли. В 1868 году Уоррен тоже копал на холме, и тоже ничего не обнаружил. В 1894 году на тот же холм обратил внимание учёных Блайз, полагая, что под ним все-таки скрывается Иерихон. А немецкий археолог Зеллин в 1899-м изучил поверхность холма и обнаружил несколько черепков ханаанейской посуды. Он пришёл к выводу, что его предшественники были все же правы: вероятнее всего, под наслоением скрывается древний город. Тем более что здесь сохранилась деревня под названием Эриха…

В 1904 году немцы Тирш и Гельшер побывали здесь и собрали новые данные, указывающие на правильность выводов тех, кто пытался обнаружить Иерихон именно в окрестностях Эрихи. Но честь первооткрывателя все же принадлежит Зеллину. В 1907 году раскопки Зеллина добыли материалы, подтвердившие всё, о чём мечтала археология: он обнаружил дома и часть городской стены с башней (пять рядов каменной кладки и сырцовая кладка высотой 3 метра). Наконец, в 1908 году были организованы серьёзные раскопки (Восточное общество Германии), руководителями работ которых были Зеллин, Ланген-Эггер и Ватцингер. В 1909-и к ним присоединились Нёльдеке и Шульце.

Несмотря на значительные недостатки, с которыми были произведены раскопки, даже на то обстоятельство, что учёные непременно желали «подогнать под Библию» многие открытия, главный вклад Зеллина и его коллег в науку тот, что история Иерихона перестала быть исчисляемой с Иисуса Навина и учёный мир получил один из древнейших городов Ханаана , уходящий своим началом в 3-4 тыс. до н. э.

Наиболее значительные раскопки памятника были проведены британскими экспедициями под руководством Джона Гарстанга в 1930-1936 годах и Кетлин Кеньон в 1952-1958. Их результаты позволили установить, что поселение на месте библейского Иерихона появилось около 10 тыс. лет назад (мезолит), и таким образом Иерихон является древнейшим среди открытых до сих пор центров возникновения цивилизации. Раскопки слоев, относящихся к эпохе неолита, показали процесс перехода от охоты и собирательства к ирригационному земледелию и начало городской цивилизации (каменные крепостные стены, дома из необожженного кирпича).

Иерихон докерамического неолита (около 9 тыс. лет назад) - самый древний из известных городов мира. В 5 тыс. до н. э. в Иерихоне появились новые поселенцы, носители культуры лепных керамических сосудов. В 3 тыс. до н. э. Иерихон был процветающим городом, обнесенным мощной стеной из необожженного кирпича. Он подвергся разрушению около 2000 г. до н. э. вторгшимися в Ханаан кочевниками, но вскоре был отстроен и обнесен оборонительными сооружениями, характерными для периода гиксосов . Разрушенный вновь, по-видимому, в ходе войн, в результате которых египтяне вытеснили гиксосов из Ханаана, Иерихон вскоре опять был восстановлен и оказался первым укрепленным пунктом на пути вторгшихся в Ханаан израильских племен.

При начатых в 1970-х гг. Рахелью Хахлили раскопках к западу от Иерихона обнаружен обширный некрополь (площадь 10 кв. км) эпохи Второго храма. Раскрыто более 120 могил с деревянными расписными гробами и каменными оссуариями (свыше 30) с надписями на иврите и греческом языке. В некоторых случаях указано, что погребенный родился в Иерусалиме. В 1981 г. найден богатый склеп семьи Голиат - священников Иерусалимского храма.

При Константине Великом, здесь была христианская церковь, с епископом во главе. С течением времени Иерихон стал приходить в упадок.

Средневековье

В 724 г. халиф Хишам начал близ Иерихона строительство огромного (площадь около 2 га) зимнего дворца с великолепной лепкой и мозаичными полами. Строительство было нарушено землетрясением и не возобновлялось.

В 1099 г. Иерихон был захвачен крестоносцами.

Государство Израиль

В местной тюрьме по соглашению с Израилем содержатся террористы - убийцы Р. Зееви . При этом город по-прежнему окружен израильскими армейскими блокпостами, казино, пострадавшее в ходе военных действий, не функционирует, иностранные туристы и израильтяне в Иерихоне практически не появляются. Археологические раскопки не проводятся с момента передачи этого района под контроль Палестинской автономии.

Въезд израильтянам в Иерихон запрещен за исключением редких случаев, когда израильская армия дает разрешение на въезд туристическим группам.

Согласно оценке, в 2003 г. в Иерихоне жили около 20 тыс. человек, подавляющее большинство - мусульмане. Основные источники дохода населения - сельское хозяйство (субтропические и тропические культуры) и обслуживание туристов (до октября 2000 г.). Исторические памятники: городище древнего Иерихона, источник Элиши, комплекс дворцов хасмонейской и иродианской эпох (к юго-западу от города), греческая церковь святого Закхея (в центре современного Иерихона, с древней сикоморой во дворе, является святым местом христианства), дворец халифа Хишама (в северо-восточной части города), синагога «Шалом аль-Исраэль».

Монастырь Святого Герасима

Монастырь Святого Герасима (

Долгое время древний Иерихон «прятался» от археологов - раскопки холма недалеко от Иордана проводились с середины XIX в., но ни Тоблер и Робинсон, ни Уоррен ничего не нашли. Расположенная рядом деревня под названием Эриха недвусмысленно намекала: упомянутый в Танахе город был где-то здесь! Но он скрывался под холмом, и найти хоть что-то - а именно осколки посуды времен Ханаана - посчастливилось лишь немцу Зеллину на самом рубеже двух веков - в 1899 г. Он же нашел «подтверждение» легенды из Танаха - упавшие городские стены! Впрочем, датировка падения этих самых стен до сих пор под большим вопросом.

В 1929 г. английский ученый Джон Герстенг раскопал - глубоко копал! — остатки поселения, относящегося к каменному веку!

В 1953 г. Кэтлин Кеньон нашла крепость, относящуюся к 8 тысячелетию до нашей эры. Именно с этого момента Иерихон обрел статус «древнейшего города на Земле» - более ранние находки не свидетельствовали о том, что здесь был именно город. Крепость же подтвердила: город существовал!

По всей видимости, Иерихон построен людьми эпохи докерамического неолита около 8000 г. до н.э., то есть его возраст более 10 000 лет.

Коллекция чудес

Теперь в Иерихоне можно увидеть следующие исторические достопримечательности:

  • Крепость 8400-7300 гг. до н.э.
  • Натуфийские захоронения.
  • Древние стены города (те самые, условно «библейские»), относящиеся к бронзовому веку.
  • Развалины «зимних» дворцов Хасмонеев и Ирода Великого - можно видеть руины терм и бассейнов, несомненное влияние древнеримской культуры, которую весьма уважал царь Ирод.
  • Архитектурные «фрагменты» города византийского периода.
  • Хеттская постройка - «дом Хилани».
  • То, что осталось от дворца халифа Хишама аль-Малика (рубеж VIII и IX вв. н.э.).

Дворец Хишама (Хирбет аль-Мафджар) - одна из исторических загадок Иерихона. Впервые о нем упомянул американский археолог Фредерик Блисс, но было это в 1894 г. А тогда Иерихон еще не «поддавался» археологам! .Лишь в 1934 (раскопки продолжались 14 лет - до 1948) открылось миру это чудо мусульманской архитектуры. Археолог Гамильтон утверждал, что постройка принадлежит не Хишаму, а правившему после него Валиду II. До сих пор этот вопрос не выяснен, и название «дворец Хишама» можно считать условным.

Это невероятно красивый архитектурный комплекс, пострадавший от времени, но тем не менее до сих пор поражающий воображение: Омейядский халифат, похоже, был богат на художественные таланты. Мозаика «Древо жизни», находящаяся на полу одной из бань - красивейшая из всех известных мозаик Ближнего Востока.

Также в Иерихоне есть ряд достопримечательностей, которые условно можно отнести к культовым:

  • Синагога I в. до н. э..
  • Еще одна синагога - более позднего, византийского времени
  • Источник пророка Елисея.
  • Гора Каранталь и православный монастырь Искушения IV в.
  • Древо Закхея.

Упавшие стены

В Танахе (в Ветхом Завете) Иерихон упомянут более 70 раз. А самая эффектная легенда относится ко времени после смерти Моше, великого пророка, которому Бог дал заповеди на горе Синай. Его преемник, вождь иудейского народа Йешу бен Нун (в русской традиции Иисус Навин) сразу после смерти Моше говорил с Богом, и Творец повелел ему идти за Иордан и завоевать земли от пустыни до Евфрата и моря на западе. На пути евреев стоял Иерихон, и Йешу - к тому времени известный полководец - решил взять город.

Семь дней еврейские войска шли маршем вокруг городских стен (Йешу действительно был очень грамотным военачальником - в результате этих действий осаждаемые решили, что врагов слишком много!). На седьмой день иудейская армия в последний раз семижды обошла вокруг города - впереди шли священники с Ковчегом завета, трубящие в шофары.Затем Йешу приказал всей армии одновременно крикнуть - и этого-то якобы стены города уже не выдержали… Йешу был очень не похож на стереотипного беззащитного еврея из анекдотов - он приказал уничтожить и город, и всех его жителей (включая стариков, женщин, детей и домашнюю скотину). Лишь один дом не подвергся уничтожению - тот, в котором жила Раав, дама легкого поведения. Йешу высоко оценил ее смелость - она прятала у себя еврейских разведчиков, которых он посылал.

Согласно Устной Торе, этим вниманием к блуднице Йешу бен Нун не ограничился - он женился на ней, и она стала праматерью пророчицы Олдамы и пророков Эрмияху и Йэхезкеля.

В городе существует «дом Раав» разумеется, не настоящий, это хеттская постройка, более известная как «дом Хилани».

Иерихон и христианство

В Иерихоне и возле него находится несколько святынь, значимых для всего христианского мирового сообщества.

Гора Каранталь (Сорокадневная, или гора Искушения) - по преданию, то место, где Иисуса искушал Сатана (или дух, ему подчиненный).

На горе располагается монастырь Искушения. Все монастырские помещения - кельи и прочие - вырублены в камне. Есть и келья, ставшая часовней Искушения - якобы та самая, где Иисус 40 дней держал пост. Монастырь можно посетить, если идти в гору пешком (где-то полчаса) или из Иерихона по канатной дороге (и еще 15 минут все же придется пройти). На сегодняшний день монастырь пуст - там проживает единственный монах-грек.

Ключ пророка Элиши (в русской традиции Елисея) - место, где Элиша сотворил чудо (по преданию, вода источника была непригодна для питья, Элиша сделал ее питьевой).

Монастырь св. Георгия Хозевита - один из самых древних монастырей в мире - находится в 5 км от Иерихона, в долине Кельт. Он существует с IV в. н.э. И тоже, подобно монастырю Искушения, расположился на скалах, на некоторые постройки просто страшно смотреть - они на отвесной скале.

Монастырь «начался» с пяти сирийских христианских отшельников, которые стремились к уходу от мира и выбрали местом своего поселения скалу с пещерой, в которой когда-то проживал самый известный и популярный пророк иудейского мира - Элияху. Три года и шесть месяцев Элияху прожил в пещере, никак не заботясь о собственном существовании - но ворон, посланный Господом, приносил ему еду. Вот и пятерых монахов совершенно не испугала жизнь в безлюдной пустыне.

В 480 г. в этот монашеский уголок прибыл из Египта св. Иоанн Хозевит, который, собственно, и превратил скит в монастырь.

Жизнь обители. Закхеево древо

Вскоре новообразованная обитель пополнилась братией самого разного происхождения - сирийской, армянской, грузинской, русской. В конце VI в. настоятелем монастыря стал св. Георгий Хозевит, чье имя обитель носит и теперь. Ему пришлось пережить страшные события: персидский набег 614 г. превратил монастырь в руины и унес 14 жизней монахов, оставшиеся просто сбежали - иначе их бы постигла та же участь.

Георгий пытался возродить монастырь, но у него ничего не получилось.

Того же самого хотели и крестоносцы - но и у них ничего не вышло. На собственном примере рыцари Креста показать ничего не могли, а без духовных образцов никто добровольно не удалится в пустыню.

Монастырь прекращает свое существование до конца XIX в. — а именно, до 1878 г., когда некий греческий монах по имени Калиникос - и с ним другие братья Святого Гроба Господня в Иерусалиме - не обратили внимания на разрушенную пустынную обитель. И не взялись ее восстанавливать.

С 1901 г. монастырь св. Георгия Хозевита воскрес.

Дерево Закхея - это то самое, на которое якобы забрался легендарный библейский мытарь (сборщик податей), чтобы увидеть Иисуса. История Закхея довольно забавна: он, обладая большим богатством и немалым авторитетом среди горожан и других мытарей, был маленького роста. Узнав, что Мессия пройдет через его город, он, чтоб точно увидеть его среди огромной толпы, влез на смоковницу. Тут уже его увидел сам Иисус…

Кстати, почитаемое православными христианами древо Закхея - не смоковница, а сикомор.

Город Иерихон сегодня

История современного Иерихона (Джерико, в современном английском произношении) отражает, словно в зеркале, извечный конфликт Эрец Исраэль и арабского мира. В 1948 г. в ходе войны за независимость Израиля его заняла армия Трансиордании, по завершению Шестидневной войны в 1967 г. сюда пришли победители - Армия обороны Израиля.

В 1993 г. Иерихон вошел в состав свежесозданной Палестинской национальной автономии.

После Интифады Аль-Аксы - с 2000 г. — гражданам государства Израиль запрещено появляться в Иерихоне. Иногда ЦАХАЛ разрешает допуск туристическим группам.

Палестинский оазис православной культуры

В 2011 г. в Иерихоне открылся Российский музейно-парковый комплекс, который возник на земле, называемой Русская Палестина, как бы «вокруг» православной святыни - дерева Закхея. Комплекс включает в себя:

  • Музей.
  • Мемориальный парк.
  • Места проведения археологических раскопок в 1883-1884, 1891 и 2010 гг.

В музее можно ознакомиться с историей археологических исследований XIX и XX вв. и уникальными находками с раскопок - в частности, с образцами христианского искусства 6-17 вв.

РМПК находится по адресу г. Иерихон, ул. Дмитрия Медведева (да, у палестинских властей бедноватая фантазия и великое желание иметь хорошие отношения с РФ).

Часы работы:
с 9:00 до 17:00 (ежедневно);
с 17:00 до 21:00 (посещение музея по предварительной договоренности).

РМПК в сети: адрес сайта Российского музейно-паркового комплекса: http://rmpc-jericho.ru

В кино

Существует американский телесериал, созданный в 2006 г. - «Иерихон. Город обреченных».

В нем рассказывается история о жизни небольшого городка в штате Канзас после того, как его жители увидели в небе в стороне крупного города Денвер ядерный гриб. Все коммуникации в городке вышли из строя, но население успело узнать, что увиденный ими взрыв был не единственным. Люди впадают в панику, так как им кажется, что они - единственные оставшиеся в живых жители Америки. Под влиянием страха смерти из них «вылезают» худшие человеческие качества.

Вообще-то это американская традиция - давать даже маленьким городишкам звучные названия больших городов (вспомним Санкт-Питерсберг у Марка Твена, Салем (Иерусалим) у Стивена Кинга). В этом сериале название «Иерихон» несет символический смысл - имелось в виду, что этот город тоже приговорен к уничтожению, как его знаменитый реальный «тезка».

Как добраться

Прямого транспорта из Иерусалима в Иерихон не существует, добираться в любом случае придется с пересадками. Вариантов несколько:

  • Через Рамаллу, столицу Палестины. Автобусом из Иерусалима от Старого города. Из Рамаллы ходят маршрутки до Иерихона.
  • Через Абу-Дис, путь тот же - маршрутка.
  • Из других городов - Вифлеема и Хеврона, можно доехать маршруткой с пограничного пункта с Иорданией «Мост Алленби».

На автомобиле - если он арендован в Израиле - лучше не стоит ехать в Иерихон. Учтите, израильская страховка не действует на территории ПНА.

Вопросы безопасности пусть беспокоят вас только во время явных обострений политических конфликтов - те, кто посещал Иерихон, отзываются о местном населении как о дружелюбных и не настроенных на агрессию людях.

Достопримечательности

Библейский рассказ «Взятие Иерихона» (Иисус Навин)

В течение семи дней армия окружает городские стены. На седьмой день войско обошло город семь раз, в сопровождении священнослужителей, дующих в трубы (Нав. 6:14-16).

Библейский текст следующего за этим эпизода имеет две интерпретации.

  • Первая, традиционная, основанная на переводе, называемом Септуагинта : «И вострубили в трубы, народ восклицал громким голосом, и от этого обрушилась стена до основания, и войско вошло в город, и взяли город» (то есть стена обрушилась сама собой, или от звука труб и боевых кличей).
  • Вторая, менее популярная и основанная на более поздних переводах: «И вострубили в трубы, и раздались воинственные кличи народа, идущего на приступ. Стена города рухнула до основания, и войско вошло в город и взяло его» (после не значит вследствие .)

Взяв город, Иисус приказывает истребить всё его население. Пощажена была только блудница Раав и её домочадцы. Сам Иерихон был полностью разрушен и сожжён, причём Иисус произнёс заклятие, запрещающее восстанавливать город (Нав. 6:25) и пользоваться серебром, золотом, медью и железом, обнаруженном в городе, для бытовых нужд: всё это должно было быть передано в будущее храмовое хранилище.

Один из воинов еврейской армии «взял из заклятого», и из-за этого в следующей битве войско потерпело поражение. Иисус, узнав про нарушение запрета, обнаружил у одного из воинов золотые предметы, взятые на руинах Иерихона, после чего мародёр был казнён, и божественный гнев утих (Нав. 7:1-26).

В дальнейшем Иисус вступил в сражение с несколькими армиями ханаанских племён, выступивших против него как в одиночку, так и совместно, и победил их, истребив всех жителей их городов, за исключением ханаанеев, живших в Газере , которые не вышли воевать против войска Иисуса и впоследствии остались жить среди колена Эфраима, после раздела страны между коленами.

Но после раздела страны и смерти Иисуса некоторые евреи соблазнялись идолопоклонством окрестных народов. Всякий раз после такого нарушения завета соседние цари шли на них войной и с лёгкостью побеждали их и уводили провинившихся в плен.

История

В 1904 году немцы Тирш и Гельшер побывали здесь и собрали новые данные, указывающие на правильность выводов тех, кто пытался обнаружить Иерихон именно в окрестностях Эрихи. Но честь первооткрывателя все же принадлежит Зеллину. В 1907 году раскопки Зеллина добыли материалы, подтвердившие всё, о чём мечтала археология: он обнаружил дома и часть городской стены с башней (пять рядов каменной кладки и сырцовая кладка высотой 3 метра). Наконец, в 1908 году были организованы серьёзные раскопки (Восточное общество Германии), руководителями работ которых были Зеллин, Ланген-Эггер и Ватцингер. В 1909-м к ним присоединились Нёльдеке и Шульце .

Холм, в плане напоминающий эллипс, протянулся с северо-северо-востока на юго-юго-запад, и город занимал площадь 235000 метров квадратных. Археологи раскопали полностью (на севере) ширину городской стены, равную 3 метрам, открыли вторую городскую стену шириной 1,5 метра.

Был открыт ещё кусок стены на том же северном склоне холма с каменным цоколем и сырцовой кладкой высотой 7 метров. Исследовав площадь 1350 метров квадратных между городскими стенами и пробными северными раскопками, ученые обнаружили в верхних слоях позднее мусульманское кладбище, а в нижних слоях - остатки городских построек.

Раскопки на западной стороне холма обнаружили каменные лестницы, сооруженные после разрушения городских стен, под лестницами также находились остатки значительно более ранних домов. В северной части холма открыты стены хеттского здания (здание «Хилани»). Ближе к восточной стене, которая не сохранилась, раскопаны остатки домов. Неподалеку от внутренней городской стены открыты кварталы, занимаемые домами, а также улица под стеной. На площади 200 метров квадратных к западу обнаружена городская стена и остатки зданий, а под стеной найден византийский некрополь. Возле юго-западной стены раскопаны остатки дома иудейской эпохи.

Первоначально археологи насчитали восемь наслоений, последовательно сменявших один другой: мусульманский, самый поздний, представленный могилами; слой византийский; позднеиудейский, с обломками аттической посуды классической эпохи; древнеиудейский, с обломками аттической посуды классической эпохи; древнеиудейский (дом над древней стеной), израильский, к которому относятся дом «Хилани», дома в центре (ближе к восточной отсутствующей стене) могилы, лестницы и внешняя городская стена, поздне-ханаанейский (находки между внешней и внутренней городскими стенами и керамика); древнеханаанейский - остатки города с домами и внешней и внутренней городскими стенами, и, наконец, первоначальный слой, тоже разделяющийся на несколько периодов, к которому относятся дома под внутренней городской стеной, некоторые массивы кирпичей на северо-западе…

Город назывался Лунным из-за культа Луны. Начальный и ханаанский периоды Иерихона, из которых последний обозначается разрушением массивных кирпичных стен на северо-западе и возведением двух городских стен - наружной и внутренней, скрывавших город наподобие двух колец. Особенно неприступен он был с востока, откуда донимали кочевники. Население города и в начальный период, и в ханаанский - было одно и то же. В древнейшем слое найдены кремнёвые орудия, орудия из других камней, так называемые чашечные камни .

После разрушения города начального периода Иерихон несколько сдвинулся к югу холма. Ханаанейские стены возведены уже в 3-2 тысячелетии до н. э. Факт разрушения Зеллин соотнес с нашествием «четырех царей Востока», описанным в Книге Бытия .

Двойная крепостная стена Иерихона - исключение для Палестины . Зато у хеттов это обычный способ защиты городов.

Ханаанейский Иерихон красив. В нём ощущаются эгейские и вавилонские мотивы, хотя в основном он самостоятелен. В одном из домов найден каменный божок, аналогичный изделиям Гезера . Погребений ханаанейского периода в городе не обнаружено. Город был разрушен с востока, где уничтожена вся городская стена, и подожжен (всюду следы пожара), после чего некоторое время оставался почти необитаемым. Впрочем, часть населения продолжала жить в Иерихоне, и это археология связывает с поздне-ханаанейским периодом. Период характеризуется так называемой наколотой керамикой. Зеллин посчитал, что на этот раз Иерихон был разрушен израильтянами. В израильскую эпоху в городе долго оставались ханаанейцы, пока целиком не ассимилировались с завоевателями. Однако раскопки начала века показали, что в позднеханаанский период нет никаких следов присутствия другого народа. До нашествия израильтян в середине 2-го тысячелетия до н. э. оставалось ещё несколько столетий… Собственно израильский слой в Иерихоне сам Зеллин датировал XI-IX вв. до н. э. Израильский Иерихон характеризуется необычайным оживлением всей жизни города. Сказывалось влияние связей с арамейскими областями. Построены лестницы поверх разрушенных стен, возведена новая импозантная стена…

Построен дворец «Хилани» в хеттском стиле. Город заполнила разноцветная разнообразная керамика, даже стилизованная под металл. Дворец и стену израильского Иерихона строил Хиил, вероятно, наместник царя Ахава . Иерихон сделался центром значительной области, а крепость защищала от моавитян .

В израильском Иерихоне раскопаны погребения. Они совершались во дворах домов. При костяках обнаружены глиняные сосуды. Дети погребались под полом домов.

В конце VIII века до н. э. царство израильское погибло. Были разрушены стены израильского Иерихона, но город не прекратил своего существования. Над ним два свои периода - ранний и поздний - прожил иудейский Иерихон. Город уже не был укрепленным, но в нём кипела жизнь. Ранний иудейский Иерихон был собран у восточного склона холма. Город торговал через финикийские гавани с Кипром и Египтом . Среди находок встречаются кипрские вазы, индийская керамика, аттические и эллинские сосуды, амулеты, божки и демоны. Иудейский город подвергся разрушению при Содекии вавилонским царем Навуходоносором , напавшим внезапно: в домах осталось много утвари. Город был выжжен, и массы людей уведены в плен.

Новый Иерихон стал отстраиваться на севере (в пределах прежнего). При Артаксерксе III уже уведены в плен все жители. Жизнь на холме прекратилась.

Современная история

Примечания

Ссылки

  • Иерихон - статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • А. Варкин, Л. Зданович, «Тайны исчезнувших цивилизаций», М. 2000.

Иерихон (по-еврейски произносится Йерихо ) – известный город, лежавший в пределах колена Вениаминова. Обычное значение слова следующее: благоухающий, благовонный , но, по мнению некоторых толкователей, оно означает месяц или луну , которую могли боготворить основатели Иерихона.

В первый раз Иерихон упоминается в Библии в XXII главе кн. Числ. (ст. 1) в следующих словах: и отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона , каковые слова с небольшими изменениями повторяются раз восемь или девять в означенной книге.

Гора Нево, в земле Моавитской, равно как и вершина горы Фасги представляются в кн. Второзакония лежащими против Иерихона (). Из третьего стиха XXXIV главы видно, что Иерихон назывался городом Пальм , название, встречаемое и в кн. Судей (), но, вероятно, не об одном и том же месте. По Фюрсту, первая цитата в кн. Судей указывает на известную местность на Синайском полуострове, по другим – на Ен-Гедди . Вторая же цитата в кн. Судей Фюрстом относится прямо к г. Иерихону, который назывался еще городом Пальм даже во времена Ахаза ().

Прежде чем израильтяне перешли Иордан, Иисус Навин посылал двух соглядатаев осмотреть землю и Иерихон. В то время в Иерихоне имел пребывание царь, который, услышав о прибытии в город чужестранцев, требовал у Раавы-блудницы выдачи соглядатаев, с тем чтобы наказать их. Город был окружен стеной, имел ворота, а дом Раавы, в котором скрылись юноши на ночлег, находился на стене – обстоятельство, много способствовавшее их бегству, потому что Раав спустила их на веревке через окно, и они, скрываясь три дня в горах, благополучно возвратились затем к Иисусу Навину (). После того Иисус Навин перевел народ через Иордан против Иерихона () и поставил стан в Галгале, на восточной стороне Иерихона, где евреи на равнинах Иерихонских совершили Пасху в 14-й день месяца вечером (). Стены осажденного города чудесным образом пали, по семидневном обхождении вокруг его с Ковчегом Завета и трубных звуках священников. Иерихон был взят, и все в нем было предано мечу и истреблению (). Верою пали стены Иерихона , говорит ап. Павел, по седмидневном обхождении ().

По завоевании города Иисус Навин произнес грозное проклятие на того, кто дерзнул бы восстановить оный. На первенце своем он положит основание его, говорил он, и на младшем своем поставит врата его (ст. 25). Так и исполнилось, именно: когда, во дни ц. Ахава, некто Ахиил из Вефиля дерзнул восстановить Иерихон, то, по словам свящ. летописателя, на первенце своем, Авираме, он положил основание его и на младшем своем сыне, Сегубе, поставил ворота его ().

При разделении Земли Обетованной южная граница колена Ефремова и северная Вениаминова проходили близ Иерихона, но город был отдан последнему ().

Затем мы встречаемся с Иерихоном уже во времена Давида (), хотя, быть может, он находился в означенное время уже в развалинах, так как восстановление оного Ахиилом произошло только в царствование Ахава. Здесь, как в уединенном пустынном месте, имел пребывание пр. Илия; поблизости оного находилось училище пророков, где жили сыны пророческие (), равно как здесь находился источник, вредные воды которого пр. Елисей сделал здоровыми (). Означенный источник существует и доселе и находится в 20 минутах пути от г. Сорокадневной.

Войско Навуходоносора поразило и взяло в плен иудейского ц. Седекию на равнинах Иерихонских ().

Некоторые из уроженцев Иерихона возвратились из плена () и помогали в восстановлении стен Иерусалимских ().

Иерихон неоднократно упоминается в апокрифических книгах. Я возвысилась, как пальма в Енгадди, говорит Премудрость, и как розовые кусты в Иерихоне (). См. также (; и др.).

При римлянах Иерихон был царской резиденцией, и здесь умер Ирод Великий.

Указания на Иерихон в Новом Завете немногочисленны, но они особенно замечательны в том отношении, что указывают на неоднократное посещение Иерихона Господом (, , ). Кто из нас не читал с душевным умилением трогательную притчу Спасителя о благодетельном самарянине, начинающуюся так: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам (). Дорога, ведущая из Иерусалима в Иерихон, через так называемую пустыню Иерихонскую , по свидетельству путешественников, и в настоящее время небезопасна по причине нередко случающихся на ней разбойнических нападений.

Об Иерихоне упоминают также Иосиф Флавий, Страбон, Птоломей, Иустин, Плиний и многие другие древние писатели. Одни из них указывают на исторические судьбы его, другие же – на удивительное плодородие иерихонской местности в древние времена. В царствование Константина и в последующее время в Иерихоне существовала христианская с епископом во главе.

Теперь поблизости древнего Иерихона стоит небольшая бедная и грязная деревушка, называемая арабами Эр-Риха, с несколькими бедными хижинами и жалкими обывателями, числом около 200 человек. На месте Закхеева дома видны развалины четырехугольной башни. Вместо прежней роскошной растительности теперь здесь растут одни дикие колючие кустарники; пальмовых деревьев и иерихонских роз, которыми в древности так славился Иерихон, теперь почти не существует. Бальзамовых деревьев также нет, вместо них в изобилии растет дерево цаккум, названное так по имени Закхея, а равно много различных диких цветов. С вершины Сорокадневной горы открываются прекрасные живописные виды на равнину Иерихонскую и на окрестности оной.

Вконтакте

Один из древнейших непрерывно населённых городов мира, многократно упоминается в Библии, где именуется также как «город пальм» (Втор.34:3, Суд.3:13, 2Пар.28:15).

История

  • Натуфийская культура - около 10000–9600 г. до н. э., сезонные, а затем постоянные стоянки натуфийских охотников и собирателей.
  • Докерамический неолит A - около 9500 г. до н. э. –8500 г. до н. э. Здания этого периода имеют круглую форму и построены из саманного кирпича. Очаги располагались внутри и снаружи домов. Обнаружена каменная стена, высотой 3.6 м и шириной в основании 1.8 м. Стена предположительно использовалась для защиты от наводнения, а башня, находящаяся внутри, для религиозных целей.

В позднем бронзовом веке Иерихон был процветающим городом, обнесённым стеной из кирпича-сырца. По одной из версий, город был разрушен древними евреями, вторгшимися в около 1550 г. до н. э.

С этого времени о нем долго, почти ничего не слышно, и только в царствование Ахава некий Ахиил нарушил заклятие и восстановил его, потеряв при этом всех своих сыновей.

После этого Иерихон опять занял видное положение и играл немалую роль в истории. О нем упоминают , Страбон, Птолемей, Плиний и др.

При Константине Великом здесь была христианская церковь, с епископом во главе.

С течением времени Иерихон стал приходить в упадок.

В VII в. после завоевания страны арабами здесь поселились евреи, изгнанные мусульманами с Аравийского полуострова. В ходе сражений между крестоносцами и мусульманами Иерихон был разрушен и лежал в развалинах вплоть до XIX в.

Современная история

Но после раздела страны и смерти Иисуса некоторые евреи соблазнялись идолопоклонством окрестных народов. Всякий раз после такого нарушения завета соседние цари шли на них войной и с лёгкостью побеждали их и уводили провинившихся в плен.

Достопримечательности

Руины древнего Иерихона лежат к западу от центра современного города. Первые следы жизни людей здесь относятся к 8-му тыс. до н. э

В Иерихоне открыты мощная башня (8 м) эпохи докерамического неолита (период А, 8400-7300 до н. э.), захоронения периода халколита, городские стены бронзового века, возможно, те самые, что, по преданию, пали от громких труб израильских воинов (знаменитые «иерихонские трубы»), руины зимнего дворца-резиденции Ирода Великого с банями, бассейнами и пышно украшенными залами, а также мозаичный пол синагоги V-VI в.

У подножия холма Тель-ас-Султан находится источник пророка Елисея (Элиши), по слову которого, согласно Библии, негодная для питья вода этого источника «стала здоровою до сего дня» (4Цар .2:19-22).

В 3 км севернее современного Иерихона расположены руины византийского города и роскошного дворца омейядского халифа Хишама ибн Абд аль-Малика (VIII-IX в.).

К западу от Иерихона возвышается Сорокадневная гора (гора Искушения, гора Каранталь), где, по преданию, Иисус Христос постился сорок дней, искушаемый дьяволом. Учёные предполагают, что в окрестных холмах скрываются археологические ценности, сравнимые с