Что после свидетельство о предоставлении временного убежища. Предоставление убежища в России иностранцам: способы, получение, продление. Предоставление политического убежища

Некоторые люди приезжают в РФ для получения временного убежища. При этом мало кто из приезжих знает, что необходимо сделать, чтобы получить подобный статус, а также какие документы и куда надлежит их подавать в данной ситуации. В статье все эти вопросы будут детально рассмотрены.

На территории РФ существует такая возможность, как оформление временного убежища. Это право для иностранных граждан предусмотрено федеральным законом. Временное убежище могут получить иностранные граждане, которые находятся в определенном положении, обозначенным действующим законодательством.

Получить разрешение на временное убежище можно единственным способом, порядок которого определен законом. Этот способ представляет собой следующий алгоритм:

  • сбор нужных документов, которые прописаны в соответствующем законе РФ;
  • обращение лица в отделение Федеральной миграционной службы, расположенного по месту пребывания;
  • написание заявления на оформление временного убежища. Нужную форму заявления можно получить у сотрудника ФМС;
  • рассмотрение сотрудником ФМС поданного заявления и пакета документации иностранным гражданином. Под данный этап отводится три дня. На это время лицу на руки выдают справку, которая выступает в качестве подтверждения законного пребывания человека на территории России. Также данная справка будет удостоверять личность заявителя;
  • прохождение собеседования у сотрудника ФМС. В ходе нее необходимо будет заполнить опросный лист и анкету;
  • прохождение человеком медицинского освидетельствования. Данная процедура является необходимой и проводится на бесплатной основе. Помимо медицинского осмотра нужно будет пройти государственную дактилоскопическую регистрацию. Если человек прибыл с семьей, все ее члены также должны пройти данную процедуру;
  • затем человек получает положительный или отрицательный ответ от сотрудников ФМС.

Выдача данного вида убежища проводится только тогда, когда были установлены явные причины, которые требуют от человека временного пребывания в РФ. При положительном результате временное убежище выдается на один год. Подтверждением данного статуса является соответствующее свидетельство о наличии временного убежища. По окончанию срока действия разрешение можно продлить, пройдя повторно всю процедуру.

Получив соответствующее свидетельство, человек получает право на работу без оформления нужного для других категорий граждан разрешения. Также можно рассчитывать на получение социальной и медицинской помощи.

В случае получения отказа, иностранный гражданин имеет полное право обжаловать его в суде.

Следует знать, что все документы, которые были поданы заявителем сотрудникам ФМС, будут храниться в отделении, в которое были поданы. Процедура получения временного убежища бесплатная и не требует уплаты государственных пошлин. Заплатить придется только за фотографию.

Сегодня граждане Украины могут оформить данный статус по упрощенной процедуре. В данном случае срок получения разрешения составит всего три дня. Сокращение срока и упрощение оформления стало возможным благодаря отмене нужной ранее процедуры медицинского освидетельствования.

Необходимо помнить, что при выезде за территорию страны, данный статус автоматически теряется. Перед тем как покинуть РФ следует забрать все документы, которые были оставлены в отделении ФМС. Потерять этот статус можно и в ряде других случаев, предусмотренных действующим законодательством. При утрате разрешения на ограниченное пребывание человек должен в течение одного месяца покинуть пределы страны.

Необходимо помнить, что получение статуса «беженец» и временное убежище – это разные вещи, которые путать не стоит. Получив временное разрешение, вы не можете получить гражданство по упрощенной форме, а также определенные виды социальной материальной помощи, которые выдаются при наличии статуса «беженец».

Помимо этого существует еще и политический вариант получения данного статуса. Предоставление политически мотивированного убежища является частью мер помощи, которую может оказать государство иностранным гражданам. Политическое убежище предоставляется только с разрешения президента РФ. Обычно данный вид убежища оформляют лица, которые преследуются за политическую и общественную деятельность. Но эта деятельность не должна противоречить демократическим принципам и правовым нормам, установленным международным сообществом.

Кому предоставляется

Получить временное убежище на территории РФ могут только определенные категории граждан:

  1. иностранные лица, которым было отказано в выдаче статуса «беженец». Причем высылка таких граждан за пределы страны будет противоречить гуманным соображениям;
  2. люди, которые не имеют гражданства.

Следует знать, что при отсутствии гражданства оформление временного пристанища возможно в следующих ситуациях:

  • при наличии определенных условий, согласно которым данное лицо может быть признано беженцем. Однако при подаче соответствующего заявления человек изъявляет устную просьбу о возможном предоставлении ему разрешения на ограниченное пребывание на территории России;
  • в случае если человек не имеет права на получение статуса «беженец» по причинам, которые предусмотрены действующим законом. Тем не менее, имеются определенные гуманные причины, исходя из которых, депортация данного лица за пределы страны невозможна. В такой ситуации решение о выдаче разрешения принимается правительством страны.

Учитывая вышеизложенную информацию можно заключить, что получение временного пристанища является срочной и исключительной мерой помощи российского государства иностранным гражданам, которые по ряду причин не могут вернуться к себе на родину.

Необходимые документы

Как уже отмечалось выше, сбор нужной документации следует проводить до посещения отделения ФМС, иначе недостающие документы нужно будет донести, а это в значительной мере затянет процедуру получения разрешения на неопределенный срок.

Итак, список нужных документов включает:


Для некоторых документов (свидетельства, выданные при рождении детей, заключении брака или развода) требуется наличие перевода на русский язык. Допускается самостоятельный перевод.

Количество копий, которые нужно предоставить в ФМС зависит от региона оформления. Поэтому их число следует сделать с запасом, чтобы потом не бегать за недостающей копией.

При приезде в Россию семьей, для получения разрешения на ограниченное по времени проживание, следует предоставить вышеизложенный перечень документов для каждого члена семьи.

Получение разрешения на временное убежище требует от гражданина иностранного государства соблюдения определенных условий, а также сбора всей нужной документации, указанной в соответствующем законе. Выдача желаемого документа возможна только после полного прохождения установленной законом процедуры.

Видео «Получение временного убежища на территории РФ»

В репортаже рассказывают о том, какие документы необходимо подготовить для получения временного убежища.

Если на работу в организацию приняты сотрудники в статусе "получившие временное убежище", в отношении их доходов применяется специальный порядок исчисления НДФЛ. На практике возможна следующая ситуация. В середине года работник представляет в бухгалтерию организации загранпаспорт с отметкой "разрешено временное проживание". В настоящей публикации дана правовая оценка данного обстоятельства с точки зрения НДФЛ.

Статус "получено временное убежище"

Временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории России в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" (далее - Закон N 4528-1), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. В частности, в настоящее время действуют Постановление Правительства РФ от 09.04.2001 N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации" и Постановление Правительства РФ от 22.07.2014 N 690 "О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке".
Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:
1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории РФ;
2) не имеют оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона N 4528-1 лицу, получившему временное убежище, выдается свидетельство установленной формы.
Свидетельство является основанием для законного пребывания данного лица на территории России. При получении свидетельства национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, получившего временное убежище, передаются на хранение в орган по контролю и надзору в сфере миграции.
Федеральным законом от 04.10.2014 N 285-ФЗ внесены изменения в п. 3 ст. 224 НК РФ, в соответствии с которыми ставка НДФЛ в отношении дохода от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории РФ, устанавливается в размере 13%. Действия положений данного Закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
Данное положение представляет собой исключение из общего правила, согласно которому доходы от источников в России, получаемые нерезидентами, облагаются НДФЛ по ставке 30% (абз. 1 п. 3 ст. 224 НК РФ).
Нельзя говорить о том, что статус "получено временное убежище" приравнивает иностранца к резидентам РФ. Так, в частности, если иностранный гражданин или лицо без гражданства, признаваемое беженцем или получившее временное убежище на территории РФ, не является налоговым резидентом и его доходы облагаются по ставке 13%, вычеты по НДФЛ (в том числе стандартные вычеты на ребенка) не предоставляются. Такой вывод изложен, например, в Письме ФНС России от 30.10.2014 N БС-3-11/3689@.
Вместе с тем в данном случае речь идет все-таки о неких налоговых преференциях. Поскольку вопреки общему правилу, предполагающему определение налогового статуса (резидент/нерезидент) на каждую дату получения дохода, в отношении лица, получившего временное убежище, ставка 13% может применяться с первого дня работы.
Если сотрудник, имевший ранее статус "получивший временное убежище", предъявляет работодателю паспорт с отметкой о разрешении на временное проживание, данное обстоятельство может вызвать у практикующих специалистов закономерные вопросы:
- как изменится порядок исчисления НДФЛ и с какого момента;
- как быть, если сотрудник не сразу уведомил работодателя об изменении своего статуса;
- нужно ли пересчитать налог, рассчитанный за прошлые периоды.

Статус "разрешено временное проживание"

Статус "получивший временное убежище" существенно отличается от статуса "разрешено временное проживание". Люди, получившие статус беженца или временное убежище, должны на время пребывания в России сдать свой национальный паспорт. Если же гражданин принимает решение отказаться от этого статуса, ему возвращаются документы и он отбывает на родину. Если человек принял решение остаться в России, у него остается его национальный документ. В рассматриваемом случае в паспорте ставится штамп о получении разрешения на временное проживание в России. К сожалению, нормы действующего законодательства не содержат ответа на вопрос, как быть, если сотрудник в статусе "получивший временное убежище" получает разрешение на временное проживание. Отсутствуют и официальные разъяснения контролирующих ведомств по данной ситуации.
Ответственность за правильность определения налогового статуса физического лица - получателя дохода возлагается на организацию - источник его выплаты (Письмо Минфина России от 16.03.2012 N 03-04-06/6-64).
Поэтому практикующим специалистам ничего не остается, кроме как применить общий порядок исчисления НДФЛ.
В соответствии с п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, которые фактически находятся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Следовательно, лица, которые находятся на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не являются налоговыми резидентами РФ.
Важно обратить внимание на следующее существенное обстоятельство. Статьей 7 НК РФ предусмотрено применение правил и норм международных договоров РФ даже в случае, если НК РФ установлены иные правила и нормы.
Так, например, ст. 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонения от уплаты налогов от 08.02.1995 предусмотрено, что физическое лицо считается резидентом того государства, где:
- оно располагает постоянным доступным для него жилищем;
- если оно располагает постоянным, доступным для него жилищем в каждом Договаривающемся Государстве, оно считается резидентом того Договаривающегося Государства, в котором оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов - место проживания семьи и нахождения бизнеса);
- если оно обычно проживает в обоих Государствах или обычно не проживает ни в одном из них, оно считается резидентом того Государства, национальным лицом, т.е. гражданином которого оно является.
Если при применении указанных общих правил получается, что гражданин не является налоговым резидентом, НДФЛ следует рассчитать по ставке 30%, даже несмотря на то что ранее налог исчислялся по ставке 13%.
Дополним, что налоговые нерезиденты не имеют права на применение налоговых вычетов по НДФЛ (стандартных, социальных, профессиональных и имущественных). Данный вывод следует из п. 3 ст. 210 и п. 1 ст. 224 НК РФ.

Дата изменения порядка исчисления НДФЛ

Датой получения разрешения на временное проживание необходимо считать дату фактического проставления штампа в паспорт. Аналогичные разъяснения можно найти на сайтах региональных УФМС России (см, например, http://www.fmsmoscow.ru/docs/temp_residence/memo_foreign_citizen.html).
Важно понимать, что указанное правило действует и в тех случаях, когда информация об изменении в правовом положении гражданина не была своевременно получена работодателем (налоговым агентом), в том числе по вине сотрудника.
Поэтому, если, например, сотрудник-нерезидент получил разрешение на временное проживание в феврале, НДФЛ с февральской зарплаты нужно будет рассчитать уже по ставке 30%. Ведь при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (п. 2 ст. 223 НК РФ).
Далее на каждую дату получения дохода бухгалтеру необходимо будет определять налоговый статус гражданина (резидент/нерезидент) исходя из количества дней пребывания в РФ в течение 12 предыдущих календарных месяцев (то есть по общим правилам).
Актуальным является вопрос: возникает ли необходимость пересчитать НДФЛ за период, предшествующий дате получения разрешения на временное проживание (когда сотрудник еще находился в статусе "получено временное убежище").
Имеются разъяснения контролирующих ведомств по аналогичной ситуации, когда сотрудник, на начало года имевший статус резидента, впоследствии становится нерезидентом. Если такой сотрудник не имеет права на обложение его доходов 13% НДФЛ и если статус резидента до конца года у него не восстановится, НДФЛ, ранее (в начале года) удержанный по ставке 13%, необходимо пересчитать по ставке 30%.
То есть пересчет производится в тот момент, когда понятно, что налоговый статус до конца года не изменится. Это следует из положений п. п. 1, 2 ст. 226 НК РФ и Письма Минфина России от 05.04.2012 N 03-04-05/6-444.
По мнению автора, аналогичный подход следует применять и в рассматриваемой ситуации. НДФЛ рассчитывается нарастающим итогом с начала года. Поэтому пересчитать налог за период с начала года нужно будет только в тот момент, когда будет понятен налоговый статус по итогам года.
Разницу между суммами налога, рассчитанного по ставкам 30% и 13%, следует удержать из любых денежных средств, которые выплачиваются сотруднику. Однако необходимо принимать во внимание предельный размер удержания. Он составляет 50% от суммы выплаты (п. 4 ст. 226 НК РФ).
Бывает, что в связи с увольнением сотрудника или по каким-либо другим причинам налоговый агент в течение календарного года не смог удержать доначисленную сумму НДФЛ.
В этом случае он должен письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу о невозможности удержания налога и его сумме в срок не позднее одного месяца со дня окончания соответствующего налогового периода (пп. 2 п. 3 ст. 24, п. 5 ст. 226 НК РФ).
После окончания года и направления такого сообщения в инспекцию обязанность налогового агента по удержанию НДФЛ прекращается. Налог должен будет уплатить сам гражданин (в рассматриваемом случае сотрудник, получивший разрешение на временное проживание).

К сожалению, сегодняшние политические и военные конфликты вынуждают множество людей покидать родные страны и искать помощь в соседних государствах.

Программы по поддержке иностранцев, оказавшихся в трудной ситуации, гарантируют комфортное и безопасное пребывание при соблюдении ряда условий. Свидетельство о временном убежище для многих граждан Украины в России, приобрело значительную актуальность в настоящее время.

Нестабильная ситуация заставляет иммигрантов оформить статус беженца. Из-за конфликта в стране население Украины нуждается в помощи, поэтому принимающая сторона обеспечивает иностранцев всем необходимым для безопасной и спокойной жизни.

Иммигранты вправе оформить:

  • ВУ (позволяет пользоваться правами наравне с другими жителями страны);
  • Статус беженца (действителен 3 года, включает финансовую поддержку и пенсионное обеспечение);
  • Политическое убежище;
  • Гражданство по программе переселения.

Временное убежище дает гражданам Украины следующие преимущества:

  • Единовременное пособие;
  • Услуги переводчика;
  • Бесплатное медицинское обслуживание;
  • Получение профессионального образования;
  • Возможность заниматься трудовой деятельностью;
  • Материальная помощь.

Россия – не единственная страна, которая охотно помогает иммигрантам в трудной ситуации. Программы помощи беженцам существуют по всему миру. Иммигрант, который обратился за помощью, получает проживание в период конфликта, трудоустройство, финансовую поддержку и т.д.

Размер материальной помощи устанавливается в соответствии с определенным регионом. Для оформления данной помощи необходимо подать соответствующее заявление в органы соцзащиты.

Свидетельство о временном убежище для граждан Украины – удостоверение личности претендента, подтверждающее законное проживание в стране. Срок действия –1 год. Оформление производится в течение 1 рабочего дня, для подачи заявления следует обратиться в УФМС.

Временное убежище – определение и особенности

Временное убежище в России - право на краткосрочное пребывание в стране, которое оформляется в случае, если иностранец является претендентом на статус беженца или пользуется временным проживанием по причине тяжелой болезни или невозможности вернуться в свою страну из-за эпидемии, голода или военного конфликта.

Документы на получение:

  1. Заявление;
  2. Паспорт;
  3. Фотографии;
  4. Подтверждение пройденной дактилоскопии.

Для оформления статуса временного убежища претендент подает указанную выше документацию и соответствующее заявление. Во время рассмотрения заявки предоставляется справка, подтверждающая временное пребывание в стране. Далее в течение недели заявитель и его семья обязаны пройти медкомиссию и получить сертификат о состоянии здоровья в двух экземплярах (первый – для медучреждения, второй – для заявителя). Сертификат действует 1 год с момента получения.

Национальный паспорт украинца хранится в УФМС. Такая особенность российского законодательства, заставляет некоторых украинцев отказываться от статуса. Изъятие паспорта значительно влияет на пересечение границы. Выезд из России становится невозможным, а нарушение порядка ведет за собой аннулирование ВУ.

Получение ВУ гражданами Украины

Статус беженца в России для Украинцев присваивается в случае, если иммигрант подвергается личным преследованиям и не может проживать в Украине.

Чтобы получить статус беженца в России гражданину Украины следует обратиться в управление Федеральной миграционной службы, заполнить анкету и представить необходимые документы:

  1. Заявление с указанием причины выезда из своей страны (причина подтверждается соответствующими
  2. документами);
  3. Опросный лист;
  4. Фотографии;
  5. Паспорт;
  6. Анкета;
  7. Сведения о пройденной дактилоскопии.

При положительном решении украинцу присваивается статус беженца и выдается удостоверение, которое действует 3 года со дня выдачи. Украинский паспорт хранится в УФМС на протяжении установленного срока.

Беженцам предоставляется единовременное пособие, а также следующие гарантии:

  • Внеочередное предоставление места в школе или детском саду для ребенка;
  • Право пользования бесплатным медицинским обслуживанием и оформление страхового полиса;
  • Трудоустройство без дополнительных справок и разрешительной документации.

В анкету для оформления временного убежища вносятся паспортные данные заявителя, причины предоставления ВУ в РФ.

После заполнения анкеты с иностранцем проводится собеседование. Результаты вносятся в опросный лист и зачитываются иностранцу при помощи переводчика. Следует отметить, что сотрудник миграционной службы имеет право провести индивидуальную беседу с оформлением дополнительных опросных листов.

Условия продления свидетельства

Временное убежище гражданам Украины предоставляется на 1 год, далее документ можно продлить на такой же срок. Заявление подается не позднее, чем за 30 дней до срока окончания свидетельства. Свидетельство можно ежегодно продлевать неограниченное количество раз.

Следует учесть, что продление действительно, пока существует причина получения статуса. Когда какой-либо конфликт в стране заканчивается, иностранцы обязаны покинуть территорию РФ.

Аннулирование права на ВУ, основные причины:

  1. Нарушение миграционного порядка: пересечение границ государства;
  2. Получение гражданства другой страны;
  3. Устранение причин, которые являлись поводом для получения данного статуса;
  4. Сокрытие судимости или возбуждение уголовного дела в России;
  5. Выявление факта недостоверности информации, ложных справок, фиктивности.

При подаче письменного заявления в управление по вопросам миграции о продлении срока временного пребывания, иностранец обязан повторно подтвердить обстоятельства, по которым он вынужден просить временное проживание. Если заявление не было подано в установленный срок по уважительным причинам, то заявителю можно подать заявку в течение месяца после истечения срока документа. Госпошлина на данный вид документа не взимается.

Оформление гражданства и политическое убежище для иностранцев

Политическое убежище – официальное право на пребывание в пределах России для лиц, которые нуждаются в защите из-за угрозы жизни и здоровью по причине политической или общественной деятельности в своем государстве.

После оформления заявления с претендентом проводится беседа. Иностранец заполняет установленную анкету, в которую вписываются паспортные данные иностранного гражданина, причины получения ПУ. Кроме того, заявитель обязан документально подтвердить изложенные обстоятельства и пройти процедуру дактилоскопии.

Политическое убежище не имеют право оформить следующие лица:

  • Иностранные граждане, прибывшие из государств, с которыми установлен безвизовый режим посещения страны;
  • Иностранцы, имеющие уголовную судимость;
  • Граждане страны, где не существуют какие-либо преследования;
  • Заявители, представившие сведения, не соответствующие действительности.

Право на ПУ аннулируется в случае, если претендент пересекает границы России, тем самым нарушив миграционный порядок, или получает гражданство другого государства.
Если претендент желает оформить постоянное проживание, то ему необходимо стать участником государственной программы «Соотечественник». В итоге беженцы из Украины получают российское гражданство по упрощенной схеме.

Право на участие в государственной программе предоставляется следующим лицам:

  • Гражданам с действующим ВНЖ;
  • Иностранцам, имеющим РВП;
  • Беженцам, которые официально оформили данный статус.

Для получения гражданства в РФ, претенденту необходимо собрать пакет документов и подать заявление в УФМС. Следует учесть, что программа применяется не в каждой области (например, в Московской или Ленинградской области получить проживание невозможно). Статус участника государственной программы предоставляется на 60 дней. В данный период претенденту предоставляется:

  • Получение пособия;
  • Компенсирование расходов на переселение;
  • Упрощенное оформление гражданства;
  • Время на оформление отказа от гражданства Украины.

Необходимые документы

  1. Паспорт;
  2. Справка о доходах;
  3. Вид на жительство;
  4. Диплом об образовании;
  5. Сертификат на знание русского языка, истории страны и основ законодательства;
  6. Подтверждение отказа от предыдущего подданства.

Данный перечень обязателен, независимо от причины получения статуса. Список документации обязательно нужно уточнить у сотрудников миграционной службы. После подачи заявления, представленные сведения проверяются в УФМС, и принимается решение. Результат сообщается в срок от 6 месяцев до 1 года.

Трудоустройство иностранных граждан

Иностранец, который получил ВУ, имеет право заниматься трудовой деятельностью без дополнительного разрешения.

Прием на работу гражданина Украины осуществляется по следующим документам:

  1. Свидетельство о ВУ;
  2. Справка о несудимости;
  3. Диплом об образовании;
  4. Страховое свидетельство;
  5. Подтверждение стажа или сведения о предыдущем месте работы;
  6. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

Прием на работу иммигрантов с Украины производится в том же порядке, как и для граждан России. Украинцы, получившие соответствующий статус имеют те же права и обязанности, как и любой другой житель страны.

Следует отметить, государство должно оказать содействие в получении профессионального образования и поиске работы наравне с другими гражданами страны.

Проще говоря, работодатель имеет право принимать на работу не только беженцев, но и лиц со свидетельством ВУ или иным статусом, на тех же условиях, какие предусмотрены для российских граждан.

Таким образом, законодательство обеспечивает беженцам безопасное временное пребывание в стране и возможность последующего оформления гражданства, при желании претендента навсегда остаться в России.

Временное убежище - официальная законодательная мера, принятая во всех цивилизованных странах в соответствии с Женевской конвенцией ООН. Право на получение в Российской Федерации убежища могут люди, подвергшиеся насилию, религиозным или политическим преследованиям. Данный факт подтверждает еще один документ - декларация о территориальном убежище, принятая членами ООН во второй половине ХХ века. Все вышеперечисленное подтверждает межнациональный статус указанной процедуры.

После распада Союза в 1993 году в созданной Российской Федерации впервые провозгласили право на предоставление временного убежища. Перебраться в другую страну легально на некоторое время позволит иностранцу сохранить свою жизнь и здоровье, а также получить материальную, психологическую и медицинскую помощь.


В наши дни бытует мнение, что указанное право появилось вследствие военных действий на востоке Украины, но это отнюдь не так. Вынужденные переселенцы из многих стран мира пользовались данным статусом задолго до украинцев из Донбасса и восточных областей. Так, в Российской Федерации искали временный приют беженцы из Горного Карабаха, Ирака, Палестины, Афганистана и других государств.

Законодательный аспект

Просьба о предоставлении убежища на определенное время поступает от граждан других государств. Также обращаться за помощью имеют право так называемые апатриды - люди, не имеющие гражданства ни одной из стран. Данное право позволяет определенное время легально находиться и проживать в России.

Зачастую иностранцы покидают свою родину по таким причинам:

  • расовая дискриминация;
  • политические гонения;
  • религиозные преследования;
  • разворачивание боевых действий;
  • массовый голод;
  • существование биогенного терроризма;
  • эпидемии;
  • военный или террористический конфликт.

За последнее время нельзя не отметить массовый приток граждан из Украины на территорию Российской Федерации. Мигранты появились из-за военного конфликта на востоке страны. Из гуманных соображений правительство не может отказать украинцам в приюте на некоторое время. Переселенцы пребывают на территорию Российской Федерации, руководствуясь разными целями.

Русские по этническому происхождению переселенцы занимаются вопросами смены гражданства. Специально для них процедура получения российского гражданства изменилась, а ее срок уменьшен (был шесть месяцев, стал три). Некоторые из граждан собираются оформлять статус беженца или переселенца. Что делать тем украинцам, которые верят в скорое урегулирование конфликта и собираются вернуться домой?


Вот в таких ситуациях возникает надобность просить убежище на некоторое время у правительства страны. Подать прошение можно в следующих случаях:
  • при наличии обстоятельств, по которым граждан могут признать беженцами;
  • при наличии обстоятельств, не позволяющих произвести депортацию.

В первом случае гражданин, имеющий все основания для получения статуса беженца или вынужденного переселенца, по своим личным мотивам не собирается получать данное правовое положение. Тем самым иностранец все равно нуждается в поддержке, поэтому может претендовать на временное пристанище. Ко второму случаю можно отнести украинцев, мигрирующих в Российскую Федерацию на краткосрочный отрезок времени.

Временное убежище в России предоставляет правительство через органы Федеральной миграционной службы (сокращенно ФМС). Данная служба в своей деятельности руководствуется законом «О беженцах». Среди функций ФМС выделяют: контроль над переселенцами, ведение учета их численности, надзор за их деятельностью, оказание социальной поддержки и материальной помощи. От решения указанной службы часто зависит судьба прибывших иностранных граждан, ведь именно представители ФМС решают, предоставить запрашиваемый статус или нет.

Порядок регистрации

Регистрацию проходят в органах ФМС все желающие получить временное убежище, чтобы в результате рассмотрения территориальные службы выдали мигрантам специальное свидетельство. Данный документ является правовой основой для легального пребывания граждан в Российской Федерации.

Если иностранец находится в пределах своей страны и собирается получить временное убежище в РФ, ему необходимо записаться на прием в российское посольство. Там ему разъяснят порядок регистрации и дадут четкие указания. Для украинцев действует прием беженцев на украино-российской границе. Если мигрант уже прибыл в Российскую Федерацию, то необходимо сразу посетить местное управление ФМС.

В учреждении миграционной службы мигрант вместе с уполномоченным представителем составляет ходатайство о предоставлении убежища на определенное время. В содержании ходатайства нужно обязательно указать на обстоятельства, побудившие к переезду. Писать рекомендуется в официальном стиле, придерживаясь конкретной структуры заявления. В отделении ФМС зачастую предоставляют образец для граждан, чтобы упростить написание.

После составления заявления, мигрант проходит собеседование, отвечая на вопросы представителя ФМС. Далее необходимо пройти дактилоскопию, то есть снять отпечатки пальцев. При подаче ходатайства у граждан имеются следующие документы:

  • ходатайство с указанием всех прибывших членов семьи мигранта;
  • удостоверяющие личность документы (то есть, из какой страны прибыл мигрант, например, паспорт гражданина Украины);
  • карта отпечатков пальцев;
  • документы, указывающие на родственные связи с другими членами семейства (свидетельство о браке, свидетельство о рождении детей и т.д.);
  • четыре фотографии стандартного образца (делаются на месте).

Как только все документы поданы, мигрантам выдается справка на срок до десяти дней. За это время переселенца направляют в медицинский центр на медосмотр, после чего выдают медицинское заключение. Документ выдается в двух экземплярах и действует ровно двенадцать месяцев со дня выдачи.

На протяжении десяти дней комиссия в составе ФМС будет принимать решение. Если временное убежище полагается, то для граждан выдадут свидетельство о его предоставлении. Так как национальный паспорт будет храниться в отделении ФМС, то указанное свидетельство играет ту же роль, что и документы, удостоверяющие личность граждан. Свидетельство также гарантирует мигрантам право на проживание в Российской Федерации, регистрацию брака и многие другие права, равнозначные с правами россиян.

Права мигранта

Если украинцам или другим мигрантам предоставили временное убежище, значит, правительство берет на себя контроль над соблюдением ряда прав. Например, переселенцы теперь имеют право на легальное проживание, на вольное трудоустройство и свободную жизнедеятельность в Российской Федерации. Ко всему перечисленному, мигранты, получившие временное убежище, имеют право:

  • при необходимости использовать услуги переводчика;
  • получать государственную компенсацию за стоимость билетов и провозку багажа;
  • на бесплатное медицинское лечение;
  • без очереди устраивать детей беженцев в образовательные учреждения (школы, детские сады и т.д.);
  • становиться на учет в центр занятости.

Право на бесплатное оказание медицинских услуг напрямую связано с выдачей страхового полиса. Каждое перечисленное право реализуется только при наличии специального свидетельства о получении убежища. Срок его действия составляет один календарный год.

В зависимости от надобности, социально незащищенным семьям полагается дополнительное материальное пособие. Для его получения нужно написать заявление в органы миграционной службы, в содержании которого ясно и лаконично изложить причину прошения. К особо нуждающимся группам могут относиться семьи, в которых одни инвалиды или пенсионеры, а также многодетные семьи. Обычные переселенцы, получившие временное убежище, также могут просить о пособии, правда его размер устанавливается индивидуально для каждого случая.


Переселенцам с Украины редко удается оформить пособие. Помимо всего для оформления дополнительной помощи, придется собрать документы, свидетельствующие о такой надобности. К таким относятся свидетельства о рождении детей, документы, подтверждающие инвалидность, пенсионное удостоверение и прочее.

Как продлить статус

Закон предусматривает ряд действий, лишающий мигранта полученного статуса. Если совершить выезд за пределы страны, которая предоставила убежище, то процедуру регистрации придется проходить заново. Все привилегии и права, полученные из-за статуса, будут сняты. Придется возобновлять процесс с самого начала. Снова собирать документы, становиться на учет и беседовать с представителями ФМС. Лучше не уезжать за границу на протяжении действия полученного статуса.

Права на получение убежища утрачивают мигранты, получившие российское гражданство. В подобном случае данная программа попросту не нужна, так как вид на жительство получен, и мигрант становится полноценным гражданином России. Убежища лишается переселенец, совершивший на территории Российской Федерации преступление или террористический акт.

При нарочном сообщении неправдивой информации, гражданина депортируют из страны без права на получение временного пристанища. Бывает, граждане лукавят и заведомо предъявляют фальшивые документы. За такое также последует немедленная депортация из страны. Государству хватает своих мошенников, так зачем же еще иностранные?

Так как срок действия свидетельства составляет двенадцать месяцев, его придется продлевать. Совершить продление временного убежища несложно. Нужно подать в ФМС необходимые документы (медицинское заключение и прочее), а также написать письменное заявление о продлении. Юристы рекомендуют обращаться не позже тридцати дней до окончания срока давности свидетельства.

Многих волнует, на каких основаниях продлевается срок. Все достаточно просто: сохраняется причина получения убежища - сохраняется и возможность продления. Например, украинцы, обратившиеся с подобной просьбой, имеют право пребывать на территории нашего государства до тех пор, пока на их родине не закончатся военные действия.

На принятие решения о получении данного статуса уходит девяносто дней. В соответствии с поправками в закон, для украинского населения срок сокращается до трех дней. Упрощенный порядок позволяет беженцам оформить документацию быстрее, но в 2019 году отменили некоторые льготы.

Раньше украинцам разрешалось легально пребывать в России девяносто дней, после чего продлевать указанный срок каждые три месяца. Сейчас нужно в течение трех месяцев подать заявление на получение убежища, иначе пребывание будет считаться нелегальным.

Временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 12 ФЗ от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (ред. от 28.12.2010), решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.

Лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства, гражданином которого оно является. 15

Условия предоставления временного убежища

Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:

1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным ФЗ «О беженцах», но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Гуманными причинами могут являться:

Тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности;

Реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо вследствие внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства), куда это лицо должно быть выдворено;

Реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

При этом перечень гуманных причин, дающих основание для предоставления временного убежища, является примерным, законодателем не ограничен.

Порядок предоставления временного убежища

Предоставление временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 № 274 (ред. от 28.03.2008) «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».

Согласно ст. 12 Федерального закона «О беженцах», решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом миграционной службы, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.

Форма заявления о предоставлении временного убежища устанавливается Федеральной миграционной службой. В заявлении указываются прибывшие с лицом члены его семьи.

На время рассмотрения заявления выдается справка о рассмотрении заявления, которая является подтверждением законного пребывания лица и прибывших с ним членов его семьи на территории Российской Федерации на период рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища, либо территориальный орган Федеральной миграционной службы делает отметку в свидетельстве о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, выданном лицу в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона "О беженцах", о продлении срока его действия, если лицо ранее обращалось с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации.

Лицо, подавшее заявление и получившее справку или имеющее свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу с отметкой о продлении срока его действия, обязано встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".

Срок рассмотрения заявления составляет три месяца. В случае принятия решения об отказе в предоставлении временного убежища территориальный орган миграционной службы в течение трех рабочих дней со дня принятия решения вручает или направляет лицу уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения.

Лицо, подавшее заявление, и прибывшие с ним члены его семьи подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации по месту подачи заявления, а также должны пройти обязательное медицинское освидетельствование и получить медицинское заключение.

Однако, следует помнить, что обязанность по направлению лиц, обращающихся с заявлением о предоставлении временного убежища, на медицинское освидетельствование их лично и прибывших с ними членов их семей, возложена на органах миграционной службы. 16

Лицо, подавшее заявление, и прибывшие с ним члены его семьи не проходят медицинское освидетельствование, если они в течение 1 года прошли медицинское освидетельствование в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 6 Федерального закона "О беженцах".

В соответствии с п. 7 «Порядка Предоставления временного убежища на территории РФ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 года № 274, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию РФ либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории РФ (например, состоянии здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица. 17

Согласно разъяснительного ответа ФМС РФ № МС-2/6-11358 от 03.08.2009 года - состояние здоровья заявителя или его несовершеннолетнего члена семьи может стать основанием для предоставления временного убежища на территории РФ, в связи с невозможностью получить необходимую неотложную помощь для лечения этого заболевания в стране исхода.

При этом следует иметь в виду, что основанием для предоставления временного убежища является ни наличие у них заболевания, а невозможность получить неотложную медицинскую помощь для лечения этого заболевания на территории государства гражданской принадлежности или постоянного проживания. В этой связи у заявителя появляются обоснованные опасения стать жертвой жестокого, бесчеловечного обращения или даже пытки. Лицо при возвращении на родину обрекается на неоправданные страдания. Исходя из этого, российское законодательство не приводит исчерпывающего перечня заболеваний, при которых может быть предоставлено временное убежище. Возможности разных государств по оказанию гражданам неотложной медицинской помощи при одном и том же заболевании различны и могут меняться по времени.

Лицо, подавшее заявление, и прибывшие с ним члены его семьи должны пройти обязательное медицинское освидетельствование и получить медицинское заключение. Обязанность по направлению лиц на медицинское освидетельствование их лично и прибывших с ними членов их семей, возложена на органы миграционной службы.

По результату рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища территориальный орган миграционной службы принимает решение о предоставлении временного убежища либо об отказе в предоставлении.

Временное убежище предоставляется на срок до одного года. Срок предоставления временного убежища может продлеваться на каждый последующий год на основании письменного заявления лица о продлении срока предоставления временного убежища и при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.

Заявление подается не позднее чем за 1 месяц до истечения срока предоставления временного убежища. При наличии у лица уважительных причин пропуска срока подачи заявления, этот срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц. 18

Свидетельство о предоставлении временного убежища

В соответствии с Порядком оформления, выдачи и обмена свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации (Приложение N 4 к Приказу ФМС России от 25 марта 2011 г. N 81), оформление и выдача иностранному гражданину или лицу без гражданства свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации осуществляется территориальным органом ФМС России на основании решения о предоставлении ему временного убежища.

Свидетельство выдается лицу, получившему временное убежище, на срок до одного года.

Для оформления свидетельства лицо, получившее временное убежище, представляет в территориальный орган ФМС России четыре личные фотографии и две фотографии каждого члена семьи, не достигшего возраста восемнадцати лет, сведения о котором вносятся в свидетельство.

Свидетельство оформляется и выдается в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицу временного убежища.

Бланки свидетельств, изготовленные до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 23.04.2012 N 363, признающего утратившими силу старые образцы бланков свидетельств, используются для оформления свидетельств о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации до их израсходования, но не позднее 1 января 2013 года. Свидетельства, оформленные на указанных бланках, действительны до истечения сроков их действия (Постановление Правительства РФ от 23.04.2012 N 363).

Лицо, получившее временное убежище, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:

    получение услуг переводчика и получение информации о порядке предоставления временного убежища о своих правах и обязанностях;

    получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания;получение направления в центр временного размещения;

    сопровождение представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти в центр временного размещения и на охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;

    получение питания и пользование коммунальными услугами в месте временного содержания или центре временного размещения;

    медицинскую и лекарственную помощь;

    получение содействия в направлении на профессиональное обучение в центре временного размещения или в трудоустройстве;

    подачу заявления о прекращении рассмотрения ходатайства.

    пользование жилыми помещениями на условиях найма (поднайма);

    оказание содействия в выезде за пределы Российской Федерации;

    пользование иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. 19

Лицо, получившее временное убежище, и прибывшие с ним члены обязаны:

сообщить в течение семи дней в территориальный орган миграционной службы сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации;

сняться с учета в территориальном органе миграционной службе при изменении места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальный орган Федеральной миграционной службы;

соблюдать Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в месте временного содержания или центре временного размещения;

пройти обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата;

сообщать сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении временного убежища.

Лицо, получившее временное убежище, утрачивает его:

    в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежища;

    при получении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого государства;

    при выезде к месту жительства за пределы территории Российской Федерации.

Лицо, получившее временное убежище, лишается его, если это лицо:

    осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;

    сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для предоставления этому лицу временного убежища, либо допустило иное нарушение Закона Российской Федерации "О беженцах".

Территориальный орган миграционной службы, принявший решение об утрате или о лишении лица временного убежища, принимает меры по организации его добровольного выезда, а в случае отказа лица от выезда принимает меры по его выдворению (депортации) за пределы Российской Федерации.

В случае принятия решения об отказе в предоставлении временного убежища

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого принято решение об отказе в предоставлении временного убежища, вправе оспаривать такое решение в судебном порядке.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин праве обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ вы можете подать заявление об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы, в просительной части которого необходимо поставить вопрос о признании решения Управления Федеральной миграционной службы незаконным и просить суд обязать Управление Федеральной Миграционной службы повторно рассмотреть заявление о предоставлении временного убежища на территории РФ.

Срок подачи заявления об оспаривании не должен превышать (ст. 10 ФЗ «О беженцах») один месяц со дня получения лицом уведомления в письменной форме о принятом решении или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если лицом не был получен на нее ответ в письменной форме.

Данное заявление подается в суд по месту жительства лица либо по месту нахождения территориального органа миграционной службы.

В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти…..» обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения возлагается на территориальный орган миграционной службы, принявший данное решение.