Журналисты фрилансеры площадки для работы. Работа журналистом-фрилансером – теперь это просто. Основные обязанности журналиста

Несмотря на то, что работать на себя без привязки к офису можно практически в любой сфере деятельности, больше всего фрилансеров приходится на представителей творческих профессий - дизайнеров, архитекторов, пиарщиков и журналистов.

На данный момент рынок труда в сфере средств массовой информации переживает кризис. Спрос во много раз превышает предложение. Каждый год факультеты журналистики по всей стране тысячами выпускают молодых журналистов. И это только высшие учебные заведения. Также сейчас множество различных курсов, школ и мастерских, откуда тоже выходят «специалисты» с документальным подтверждением своих навыков. Сюда же можно добавить тех, кто считает, что журналистика - это их призвание. Средствам массовой информации не нужно столько работников в штат. Поэтому возникает необходимость самореализации в какой-то другой форме.

Популярность фриланса среди журналистов (и представителей других профессий) заключается в ряде преимуществ, которые даёт такая работа.

Во-первых, для молодых и начинающих важен финансовый фактор. Если оплата материалов молодых авторов не слишком высока, то это окупается большим количеством заказов и количеством потраченных усилий. Во фрилансе простой принцип - чем больше работаешь, там больше получаешь. Кроме того, с такой работой не связаны дополнительные затраты.

Во-первых, не нужно арендовать помещение, потому что можно работать из дома, из кафе (в случае, если там есть wi-fi, то платить не придётся даже за Интернет), из парка и т.д. Во-вторых, не нужно тратить деньги на транспорт до места работы и обратно, на какие-то сопутствующие расходы.

Также фриланс актуален для молодых женщин. Молодая мама может работать в то время, когда её ребёнок спит. Она постоянно находится дома, что позволяет ей успевать по хозяйству. С этим может быть связан и минус, который заключается в том, что не происходит смены обстановки, но как бы там ни было, не надо тратиться на няню или навязываться родственникам и соседям.

Журналист-фрилансер может попробовать себя в новом качестве, разрабатывая и доводя свой материал до конца собственными усилиями. Это будет полностью его работа, в которую не внесут коренных изменений другие участники традиционного журналистского процесса (за исключением редактора-заказчика, конечно). Например, Сергей Довлатов говорил, что в журналистике каждому разрешается делать что-то одно. А фрилансер полностью отвечает за все стадии создания своего материала, если конечно он не хочет творить в коллективе.

Как и фрилансеры из другой деятельности, журналист должен выполнять ряд задач, если работает в свободном режиме:

  • · Поиск клиентского заказа;
  • · Выполнение заказа в срок и в соответствии с требованиями;
  • · Получение соответствующего вознаграждения.

Несмотря на видимую лёгкость виртуальной работы, получить достойный заказ порой оказывается непросто. Ведь на понятный, удобный и хорошо оплачиваемый заказ сразу же приходят десятки откликов. И чтобы получить работу, необходимо хорошо себя зарекомендовать с самого начала. Например, описать свои способности и умения в профиле на сайтах для фрилансеров. Но помнить при этом, что всё придётся доказывать на деле. К тому же нередко для работы в сфере фриланс-журналистики требуется высшее образование. Например, когда речь идёт о работе литературным редактором.

Наибольшим спросом сейчас пользуются услуги рерайтеров и копирайтеров. Несмотря на кажущееся сходство, они имеют главное отличие: рерайтеры переписывают чужой текст своими словами, а копирайтеры придумывают свой уникальный текст.

Также для журналиста немаловажную роль играет то, что фриланс позволяет выбирать. Это не редакционное задание, которое может создавать когнитивный диссонанс у журналиста. Тут творческий человек вправе выбирать именно ту тему, на которую ему писать интересно. Правда, дедлайн существует и для фрилансеров. Но его рамки всё же несколько мягче, нежели для штатных сотрудников редакций, особенно редакций информационных.

Особенно распространён фриланс в региональной журналистике. Как правило, редакции изданий находятся в крупных городах, а то и в столицах. И для того, чтобы минимизировать расходы на корреспондентский пункт в отдалённом районе страны, редакции пользуются услугами фрилансеров. При этом официально такой журналист не закреплён за СМИ и может свободно работать на несколько заказчиков сразу.

Но, несмотря на большое количество положительных сторон, фриланс в журналистике имеет также и недостатки. Например, нестабильный заработок. Фрилансеры получают хорошие гонорары за свои работы (если речь идёт об опытных профессионалах, а не о начинающих журналистах), но в то же время их заработок не является постоянным. Также не может быть и речи о том, чтобы попасть в штат (разве, что в случае уникального таланта журналиста) и о трудовом договоре. Фрилансер не имеет льгот, отпуска, потому что сам себе начальник, больничного и т.д.

Чтобы ответить на вопрос о том, кто такой фрилансер, обратимся к универсальному источнику знаний Википедии. Фрилáнсер (англ. freelancer - свободный копьеносец, наёмник; в переносном значении - вольный художник) - человек, выполняющий работу без заключения долговременного договора с работодателем, нанимаемый только для выполнения определённого перечня работ (внештатный работник). Также фрилансером является работник, приглашенный для выполнения работ в ходе аутстаффинга. Будучи вне постоянного штата какой-либо компании, фрилансер может одновременно выполнять заказы для разных клиентов. Термин фрилансер впервые употребляется Вальтером Скоттом в романе «Айвенго» для описания «средневекового наёмного воина».

Работа современного фрилансера, какую бы сферу деятельности он для себя ни избрал, заключается в поиске клиентских заказов, их выполнении в срок в соответствии с требованиями ну и, конечно, получении соответствующего вознаграждения за свой труд. Самым сложным кажется сегодня этап поиска разовой работы для себя. В наше время цифровых технологий это представляется делом нехитрым. Чтобы получить информацию о заказах, достаточно зарегистрироваться на крупнейших российских сайтах для фрилансеров (таких, к примеру, как free-lance.ru). Заказчики размещают здесь свои объявления, называя требования, сроки и предварительную стоимость работ. Проблема состоит в том, что мониторить эти объявления нужно практически постоянно, поскольку уже через несколько минут после публикации находится до 10-ти, а иногда и до нескольких десятков желающих выполнить заказ. Здесь и появляется оборотная сторона медали - жесткая конкуренция в виртуальном бизнесе. На первый план в работе выходят такие качества, как пунктуальность, пониженные требования к оплате и, конечно, профессионализм. Последний состоит в том числе и в умении работать с клиентами, понимать и выполнять их требования и пожелания.

В основном, от пишущей братии в Интернете требуются два вида работ, которые принято называть на англоязычный манер. А именно рерайтинг (переписывание чужих статей другими словами) и копирайтинг (написание своих собственных, так называемых уникальных статей). Может попасться и более традиционная работа - рекламные тексты для брошюр, придумывание слоганов и названий. Подробнее о том, что такое регайтинг и копирайтинг, мы поговорим в следующий раз. Теперь нас интересует несколько другой вопрос.

Какую же конкретно работу могут заказать фрилансеру-журналисту? Обратимся все к тому же сайту free-lance.ru и посмотрим на несколько последних объявлений.

1. Поиск и рерайт новостей по информационной безопасности. Необходимо постоянно заниматься наполнением новостной ленты портала по информационной безопасности. Способ получения новостей на ваше усмотрение: рерайт новостей с тематических сайтов, перевод с заруб ежных источников и т.д. При этом заказчик довольно требователен. Ему нужны: уникальные с точки зрения поисковиков новости, соблюдение теметики, новости относительно свежие, актуальные, преимущественно общие новости, а не о конкретных продуктах. В день необходимо около 5 новостей. При этом стоимость подобной работы не называется. Логично предположить, что работодатель выберет того, кто попросит меньше всех.

Если Вы - действующий журналист либо близки к журналистике, подумайте и прикиньте для себя - сколько времени вам потребовалось бы на такую работу, какую сумму вы смогли бы за это получить?

Отвечая на подобные объявления, важно уметь грамотно себя преподать. Уже на момент написания этой статьи на объявление работодателя ответили четыре претендента на эту работу. Все они так или иначе обратили внимание на то, что хорошо владеют тематикой и смогут грамотно выбирать новости для сайта, выразили готовность прислать образцы работ. Также они назвали цену за свой труд, предлагая оценивать работу по количеству знаков - в среднем 30 рублей за 1000 знаков. Такой способ оценки работ действительно принят в среде как редакционных журналистов, так и фрилансеров. Однако, в данной ситуации нужно учитывать интерес заказчика - его не волнует количество знаков в новостях, каждый раз подсчитывать их неудобно. Гораздо более выгодно в этом случае предложить несколько способов оплаты, в том числе не познаково, а за неделю работы, уточнить график (с выходными или без) и т.п. Такой подход, уверена, понравится работодателю больше, чем необходимость самому высчитывать и контролировать знаки.

Кроме того, один из претендентов допустил совсем уж неуместную грамматическую ошибку, показав уже на первом этапе свой непрофессионализм.

С удовольствием выполню работу. Пишу очень хорошо, с тематикой знаком тесно. Стоимость – 30 руб/к.

Пишите мне в icq: ****** , если такой возможности нет, то пишите в проект. Отвечу и там и там.

Примеры предоставлю при личной переписки.

Здесь вам и неумение элементарно склонять слова (при личной переписки), так и безграмотность в выборе конструкций (пишите в проект). Сумев избежать подобных ошибок, вы наверняка сможете обойти конкурентов и получить заказ.

2. Литературный редактор для серии путеводителей. Работа состоит в литературном редактировании текста (анализ и оценка рукописи, исправление различного рода ошибок: грамматических, стилистических, композиционных и прочих). Кроме того, требуется проверка источников материала и согласование текста после литературной правки с автором и главным редактором. Здесь мы видим смежный с журналистской профессией труд - работу литературного редактора. Именно поэтому так важно на этапе обучения журналистике большое внимание уделять такому предмету, как Стилистика и литературное редактирование. Однако грамотный, хорошо подготовленный журналист вполне справится и с этой работой. Тем более, что сегодня в помощь нам выступают виртуальные словари и программы проверки орфографии.

Эта вакансия примечательна тем, что объявляются требования для кандидата. А именно - наличие высшего образования (да-да, и в интернете без него никуда), отличное владение русским языком и опыт подобной работы. Кроме того, важно уверенное владение ПК и текстовыми редакторами (Microsoft Word).

3. Написать текст для буклета о ресторане. Любому журналисту, который давно работает в профессии, в своей практике приходилось так или иначе заниматься рекламными статьями. Поэтому подобная работа может показаться, что называется, плёвым делом. Тем более, что работодатель дает все исходные данные и просит добавить всякой воды. Примечательно в этом примере только то, что один из кандидатов предложил свои услуги за 500 рублей.

На сайтах фриланса большую роль играет продолжительность вашей жизни в профессии. На многий сайтах существуют такие методы оценки, как присвоение званий (по отзывам работодателей и количеству выполненных работ). Важное значение имеет грамотное составление своего портфолио - страницы-визитки с примерами ваших работ, динамикой карьеры в профессии. Ну и, конечно, большую часть информации об особенностях профессии вы можете почерпнуть не из обучающих статей вроде этой, а непосредственно на самих сайтах - внимательно изучая деятельность ваших коллег (они же конкуренты).

Еще один пласт журналистской работы в интернете - так называемые биржи статей. От сайтов для фрилансеров они отличаются тем, что здесь вы более самостоятельны в выборе темы для статьи - вы предлагаете покупателю свой товар - уникальную статью на определенную тему. И уже непосредственно заказчик, рассмотрев все параметры вашей статьи, принимает решение о покупке. Плюсы таких бирж, помимо возможности писать на близкую и понятную тему, в том, что можно не беспокоиться об оплате - вопрос купли-продажи берет на себя биржа, свои деньги за статью, если она продана, вы получаете в любом случае, без надувательств. Однако за возможность найти заказчика и за услугу проведения сделки биржа берет 10% от денег, полученных с каждой статьи. Подробнее ознакомиться с принципами работы бирж можно на примере textsale.ru.

Если говорить в целом о сложности или легкости журналистского заработка в Интеренете, то можно с уверенностью отметить - как таковой разницы в работе журналиста и копирайтера нет. Интернет требует к себе столько же (а иногда и больше) времени, чем работа в редакции. Кроме того, конкуренция здесь жестче. Пробиться и сделать себе имя, обрести свой круг заказчиков и удержать их, сложнее. С другой стороны, Интернет представляет большую свободу в графике работы (пиши хоть по ночам), а также независимость от финансового положения отдельной редакции (у нас с деньгами туго, зарплата будет в следующем месяце....наверно). Это особенно актуально для региональной прессы, которая финансово гораздо более уязвима по сравнению со столичными изданиями. Рецепт успеха же в обоих случаях одинаков (в Интернете этот механизм даже более честен, поскольку не зависит от прихоти редакторов) - пунктуальность, аккуратность, исполнительность, профессионализм и определенная доля творческого подхода к теме и таланта в ее раскрытии.

Приведем здесь раздел Плюсы и минусы фриланса из Википедии (практически со всем здесь перечисленным можно согласиться)

Плюсы

* нет транспортной проблемы - фрилансер работает дома, ему не требуется каждый день добираться в определённое место;

* благоприятная атмосфера - можно обустроить рабочее место по своему вкусу;

* отсутствие возможности прервать контракт постоянного найма;

* ответственность только за свои действия;

* свобода в выборе рабочего задания;

* выполнение только своей работы - никто не попросит «подменить».

Минусы

* все расходы несет сам фрилансер

* не всегда есть гарантии получения вознаграждения за работу

* нестабильность доходов

* отсутствие соцпакета

* отсутствие оплачиваемых выходных и отпуска

* необходимость самому вести бухгалтерию и платить налоги

* не всегда есть подходящие предложения

* дополнительные затраты на рабочее место

* сложность организации коллективной работы и получения больших заказов

* ограниченность рынка предложений по типу заказов

Желаю вам успехов, какую бы из двух сторон одной профессии - онлайновую или оффлайновую - вы для себя ни выбрали!

Можно сколько угодно читать советы для западных журналистов на фрилансе , но какой в этом смысл, если ты живешь в суровой российской реальности, получаешь гонорары в рублях и постоянно сталкиваешься с «местной спецификой»? Мы решили собрать для блога советы нескольких российских журналистов, которые работают только на фрилансе. Получилась целая энциклопедия правил журналистов-фрилансеров с главами о финансах, заказчиках, времени, самопродвижении и многом другом.

Дарья Шипачева

Фриланс-проекты: VC.ru, Секрет фирмы, Здоровье@mail.ru, Cosmopolitan

Я никогда толком не искала заказчиков. Они находили меня сами. Конечно, для этого потребовалось некоторое время провести «в рынке» – полтора года я работала в штате в РБК, ходила на конференции, знакомилась с людьми, добавляла их в друзья на фейсбуке.

Для меня фейсбук – самый главный рабочий инструмент. Когда начинаются разговоры о том, что его могут заблокировать в России, я покрываюсь холодным потом. Я никогда не искала заказы через базы фрилансеров (точнее, пыталась искать, но ни разу не нашла) – всегда только через фейсбук или личный контакт на профильных мероприятиях.

Не надо стесняться хвалить себя и выкладывать свои статьи в ленте. Именно так тебя часто находят новые заказчики. Можно давать комментарии и писать статьи о карьере в тематические СМИ – это тоже дает поток заказов. Недавно я начала постепенно переходить от деловых тем к науке: теперь пишу о медицине, биотехнологиях и генной инженерии. Я обновила информацию в поле «О себе» на страничке фейсбука – ко мне тут же пришло несколько человек с заказами по научным публикациям.

Не советую быть излишне высокомерными и избегать заказов по копирайтингу. Сегодня журналистика трансформируется, и интересные статьи мы читаем не только в независимых медиа, но и, например, в блогах разных компаний, в рассылках. Не знаю, как вы, а я точно читаю. И иногда думаю – было бы здорово писать для этой компании! Кстати, платят за это обычно больше, чем за статьи в СМИ.

Забудьте про материальную стабильность, оплачиваемые отпуска и больничные. Теперь вы сами себе бухгалтер, HR и финансовый аналитик.

Чтобы не сойти с ума, заведите себе CRM. Я выбрала «Битрикс24». Она бесплатная, там удобно вести учет сделок, строить графики денежных поступлений по месяцам. Раз в пару месяцев я открываю свой интернет-банк, смотрю поступления и разношу по заказчикам и датам. Это помогает понять, какая работа приносит мне стабильные и значительные суммы, а какая – больше нервотрепки, чем денег. От последней, конечно же, стоит отказываться. Лучше взять побольше заказов у тех, кто платит регулярно и хорошо (если это возможно).

Раньше у меня была большая проблема с тем, чтобы сказать «нет» на любое предложение посотрудничать. Ведь чем больше заказов я возьму, тем больше заработаю – а как можно отказаться от денег? Со временем я поняла: часть заказчиков отнимает у меня столько времени и моральных сил, и это никак не компенсируется теми деньгами, что они платят. За то же время, что я пишу одну статью для них, я могла бы написать две-три для других изданий – причем более интересных для меня. Когда работаешь только ради денег, без энтузиазма, особенно если не случился контакт с заказчиком, ты будешь работать очень медленно и с плохим результатом. Это не нужно никому: ни вам, ни заказчику.

Всех денег не заработаешь, а вот выгорание и нервный срыв – легко. Первое время на фрилансе я работала без выходных, а через пару месяцев поняла: долго я так не выдержу. Теперь суббота и воскресенье для меня такие же выходные, как и для всех. Правда, государственные праздники я не всегда отмечаю. Вот, например, это 23 февраля я решила проигнорировать: планов на отдых у меня все равно нет, работы много, а лишние выходные мне никто не оплатит.

Денег, конечно, мне не хватает. На фрилансе есть определенный потолок той суммы, которую ты можешь заработать. Мне говорят: «Просто возьми побольше заказов!». Но написание текстов – это не выпечка тортов: есть какой-то предел моих творческих и умственных способностей. По сути, это один текст в день, максимум – два. Однажды я написала за день три текста (дедлайны так неудачно сошлись), и потом отпаивала себя корвалолом.

Единственный путь больше заработать – повышать цену за тот же объем текста. Знаю, что некоторые авторы не соглашаются писать тексты меньше чем за 20-30 тысяч рублей! Не знаю, правда, есть ли у них заказчики. Если да, то я завидую их авторитету и профессиональной наглости, которая позволяет запрашивать такие суммы. Так как средняя цена за текст сегодня – 3-5 тысяч рублей.

Планирование - это моя самая большая проблема. Для работы с задачами и дедлайнами я раньше тоже использовала CRM, но потом как-то забросила это дело. Теперь держу все в голове, и это иногда сводит с ума. Могу вскочить посреди ночи, вспомнив, что у меня сегодня был какой-то дедлайн, а я не отправила статью. Потом перечитать переписку, понять, что ошиблась с датой, выдохнуть и снова лечь в постель.

И еще один момент, который может оказаться сюрпризом для тех, кто плохо представляет себе работу фрилансера. Это отпуск.

Первое: у СМИ нет выходных, поэтому ты можешь понадобиться в любой момент. И работа есть всегда, за исключением, может, новогодних и майских праздников – в это время в редакциях сидят только дежурные сотрудники, и ты можешь с чистой совестью отдохнуть. В остальное время заменить тебя некому. Так что я максимально двигаю все дедлайны, освобождая хотя бы несколько дней для отдыха. Больше 10 дней на фрилансе у меня не получалось выкроить, а чаще это мини-отпуска в три-пять дней.

Второе: отпуск не оплачивается. Поэтому его надо планировать заранее и копить деньги не только на поездку, но и проживание в этот период. И смириться с мыслью о потерянном доходе.

И старайтесь не болеть. Больничный ведь тоже никто не оплатит. И страховки нет. Так что лучше вести здоровый образ жизни, закаляться, принимать витамины, заниматься спортом.

Тот факт, что нельзя расслабиться и даже поболеть нормально, конечно, давит на психику. Следить нужно также за состоянием нервной системы: высыпаться, отводить время для отдыха в течение дня, разграничивать рабочее и нерабочее время. Я стараюсь вечером выходить из квартиры, и когда возвращаюсь, то дом из режима «офис» переходит в режим «отдых». Но не у всех получается так переключаться, поэтому иногда лучше выбрать для работы коворкинг, антикафе или обычную кофейню недалеко от дома.

Иван Кузнецов

Фриланс-проекты: «Моя планета», «Арриво», TripSecrets, BigPicture, Bird in Flight. Сейчас издаёт первый в России сборник интервью с известными путешественниками

Найдите постоянную удаленную работу. Как ни странно, но это первый совет, который я дам. За тексты фрилансерам в целом платят меньше, чем дизайнерам за сайты, иллюстраторам - за картинки, а программистам - за код. Если дизайнер может взять крупный заказ сразу на 100 тысяч (например, нарисовать сайт), то журналисту за ту же стоимость придется написать 20-30 больших статей в популярные издания. Постоянная удаленная работа в редакции или компании нужна, чтобы покрыть основные расходы: аренду, еду, транспорт, интернет. Но так вы точно будете знать, что получите в конце месяца n-ную сумму и не останетесь на улице без еды.

Переезжайте в провинцию. Если вы не привязаны к Москве или Петербургу и не боитесь маленьких городов (или даже деревень) - жить в провинции будет дешевле. Самая затратная статья расходов, конечно, аренда жилья. В Москве однокомнатная квартира стоит 35-40 тысяч, в Питере - 20-25, в Сочи или Владивостоке - 15-20. Это четыре самых дорогих города России. Ну, может быть, еще Екатеринбург. Во всех остальных городах - аренда еще дешевле. В столице Карелии, Петрозаводске, где я жил в прошлом году - 10-15 тысяч. В четыре раза меньше, чем в Москве! Транспорт также дешевле. А вот коммунальные платежи, еда и связь - более-менее, на одном уровне.

Пишите о том, в чем разбираетесь. Это золотое правило, которое должен усвоить любой, кто зарабатывает на жизнь написанием текстов. Только так они получаются честными, живыми и яркими. Ведь если хорошо знаешь какую-то тему, сможешь легко об этом рассказать. Редакторы это очень ценят. Лучше профессионально разбираться в спорте, путешествиях или финансах, чем быть любителем в 10 областях. Работу нужно искать по этому же принципу. Скажем, вы редактор, ищете работу на спортивном сайте. А тут отличная вакансия на N+1. Забудьте о ней! Совершенствуйтесь в своей теме.

Дружите с редакторами. Журналистика - это почти как шоу-бизнес. Серьезно. Без связей здесь не сделать и шагу. Нет, большинство крупных популярных изданий не скрывают контактов и откликаются на письма, присланные в редакцию. Но это долгий, муторный и часто малоэффективный способ. Вам ответят, дадут одну статью в месяц, а потом ждите до следующего. Так ничего не заработаешь. Чтобы писать больше, нужно дружить с редакторами и другими журналистами, постоянно о себе напоминать, предлагать идеи материалов, серии публикаций и целые рубрики. И везде нужно быть первым: журналистов много, а бюджеты редакций и компаний ограничены.

Станьте отличным продавцом. Любой фрилансер - не только журналист, всегда работает на двух работах. Первая - по профилю, вторая для всех фрилансеров одинаковая - продавец. Нужно уметь «продавать» себя, так о себе рассказывать, чтобы покупателю (заказчику) было не отвертеться. Нужно быть в меру наглым, общительным и держать слово. От качества ваших товаров (текстов) зависит, будут ли новые заказы. Это особенно важно на первых порах, когда журналист работает на имя. Кстати, личный бренд для журналиста тоже важен. Как и в шоу-бизнесе, фрилансеру нужно постоянно «светиться» и быть на слуху, знать всех и каждого в тусовке.

Осваивайте смежные сферы деятельности. Просто журналисты сегодня мало кому нужны. Если раньше можно было прислать редактору текст в вордовском файле и на этом успокоиться, сегодня журналист - это, скорее, продюсер, который руководит процессом от и до. Придумать идею, написать текст, подобрать фото, дождаться публикации и проверить - нет ли в ней косяков - все это ваша работа, за которую зачастую не платят отдельно. Нужно уметь верстать лонгриды, обрабатывать фотографии, монтировать видео, разбираться в контекстной и прочих видах рекламы, и даже программировать… Чем больше у вас навыков, тем больше вероятность, что вы получите работу.

Экономьте деньги и время. Это еще одно золотое правило. Людям часто не хватает денег или времени. Их мало не потому, что вы мало зарабатываете, а потому что много тратите или проводите время впустую. Например, я не так часто покупаю новую одежду, питаюсь, в основном, дома, бережно отношусь к технике (а она дорогая) и путешествую, используя все возможные способы экономии. И почти все время работаю (не смотрел ни одной серии «Шерлока»!). У семейных людей расходы, конечно, возрастают (я живу один), но и здесь можно относиться к финансам и самому ценному - времени - бережно.

Мария Карнаух

Фриланс-проекты: приложения Коммерсанта и РБК, Russia Beyond The Headlines

Вы можете писать о чем угодно и откуда угодно. Жизнь фрилансера за границей совершенно не означает, что ваш удел теперь - вести блог о путешествиях. Вы можете писать для любых изданий, на любые темы, но с одной оговоркой: вы не встречаетесь со спикерами лично и не ходите на мероприятия. На самом деле ни первого, ни второго для написания хорошего материала не нужно (если не брать репортаж). Вменяемый спикер с удовольствием ответит на ваши вопросы по телефону, будь он главой компании или чиновником в Минобразования.

Используйте технологии. Для того, чтобы брать комментарии, достаточно иметь аккаунт в скайпе, фейсбук и иногда e-mail. Спасибо Microsoft за то, что с помощью скайпа можно звонить на любые телефоны - хоть мобильный, хоть городской. Однако не забывайте, что номер при каждом новом звонке одному и тому же спикеру будет отображаться по-разному - иногда как звонок из США, иногда - как засекреченный номер. Как правило, любой, даже самый подозрительный, спикер успокаивается после фразы «Не пугайтесь, я звоню со скайпа». Кстати, у скайпа есть собственная программа записи, которая позволяет записывать звонки сразу на компьютер - незаменимая в работе вещь.

Именно в Фейсбуке я нахожу большую часть спикеров. Как правило, они отвечают на сообщения.

Не обязательно сразу говорить, что вы живете в другой стране или городе. Как показывает мой опыт, заявление «я живу в Стамбуле и пишу заметки отсюда» обескураживает - что спикера, что потенциального работодателя. Поэтому я советую начинать переговоры о работе на новое издание с обсуждения портфолио. А место жительства упоминать можно уже в конце, когда редактор поверил в ваши профессиональные качества. Спикерам вообще необязательно знать, откуда вы работаете - для них главное, на какое издание.

Успешные фрилансеры: журналисты, копирайтеры и иные акулы пера - вызывают и зависть – им как минимум не нужно вставать ранним утром, и недоумение – как они находят заказчиков и обеспечивают себя работой? Предположений много, но ответить на вопрос могут только компетентные люди. Итак, знакомьтесь.

Лилия Скопинцева, журналист-фрилансер

Я работаю в качестве фрилансера несколько лет, после того как ушла с офисной работы. До этого также были удаленные подработки. В первую очередь заказы появляются благодаря давним знакомым и экс-коллегам. Далее следуют соцсети (наиболее эффективна, например, для меня лично – Facebook). В плане площадок – как ни странно, несколько интересных заказов приходило благодаря размещению резюме на Avito, но при этом там нужно отсеивать около 80 % неинтересных «копеечных» предложений и приглашений сетевого маркетинга.

Договор чаще оформляется, особенно если речь идет о долгосрочном (не разовом) сотрудничестве. Иногда с заказчиком можно договориться о некоторой предоплате с переводом на телефон или Яндекс-деньги, но это не часто.

В целом заказов сейчас стало меньше по сравнению с прошлым годом, поэтому пребываю в размышлении: либо стараться найти больше заказов, либо все-таки сдаваться на «постоянку».

Анна Лютенко, фрилансер-копирайтер


Как фрилансер я работаю уже 7 лет. Но только год назад полностью ушла из офиса в «свободное плавание». В такой свободе есть преимущества: она спасает в трудных ситуациях, например, когда ты сильно и долго болеешь и ни о какой работе в офисе речи быть не может. Она позволяет выбирать только интересные проекты (ну, в какой-то степени). Мне такой режим работы позволил оставить дочь на семейном обучении. До 12 дня я учу дочь, после – работаю.

Есть и недостатки. В найме не надо регулярно искать работодателя и работу. Один раз нашел и работаешь. Фрилансер должен какую-то часть времени тратить на продвижение и переговоры. Есть сезонность. Например, сейчас я уже думаю, как нагрузить себя в ноябре – декабре, чтобы пережить «мертвый» январь.

Продвигаюсь я в основном через Facebook. Сделала себе лендинг, ссылку на него оставляю в объявлениях. В ноябре думаю сделать группу и продвигать посты. Кроме того, держу связь с друзьями. Двое моих бывших коллег создали свою компанию. Я помогаю им с текстами. С бывшим боссом делаем энциклопедию email-маркетинга.

В общем и целом фриланс – это драйв, много-много возможностей для быстрого профессионального развития, но при этом много тревоги.

Анна Тюрина, фрилансер-журналист


У меня есть официальная работа в проекте, который из-за кризиса заморозили. Поэтому пришлось фрилансить в ожидании возвращения на прежнюю должность. Трудностей в поиске нет – у меня множество знакомств в этой сфере, и всегда подворачивается халтура.

В фрилансе есть два типичных момента, которые меня смущают: отсутствие стабильного заработка и рабочего места. Вроде бы я из тех людей, которым нужны посиделки с коллегами в обед и шопинг 5 числа каждого месяца. Хотя 2 года без офиса показали мне, что можно продуктивно работать без этого всего. Стоит лишь заняться самодисциплиной.

Еще момент: мой муж сегодня фрилансит для журнала GQ. Как Светлане, учителю средней школы, попасть на его место, чтобы подработать? Послушаю.

Ирина Климакина, фрилансер – копирайтер, редактор, корректор


Фриланс подразумевает свободу – от вредных начальников, от строгих рамок трудовых будней, от взрывающего мозг звонка будильника по утрам. И это привлекает. Но отсутствует главное – стабильность, поэтому поиск заказчиков, особенно постоянных – главная задача для фрилансера. Особенно сложно новичкам. Первые годы ты работаешь на репутацию, на свой рейтинг, на создание положительного имиджа. Но затем имидж работает на тебя.

И если сначала ты сам ищешь заказчиков, то спустя несколько лет нередко уже заказчики ищут тебя: обращаются по рекомендации других клиентов, выбирают по каталогу (чем выше рейтинг – тем легче тебя найти). Но несмотря на это простои в работе все же иногда случаются. Обычно я их использую для отдыха, воспринимая как знак: настало время расслабиться и заняться собой.

Многие фрилансеры уверены, что рецепт от простоев один: не стоит хранить яйца в одной корзине, то есть не нужно надеяться на один сайт, а искать заказчиков везде, где только можно. Я же консервативна и с самого начала веду основную фрилансерскую деятельность на одном сайте – fl.ru. Я нашла свою нишу – пишу на темы, связанные с медициной и здоровьем. И мои заказчики меня находят.

Юлия Кожухова, фрилансер-копирайтер


Профессионально занимаюсь копирайтингом с 2007 года, начинала, так сказать, на рассвете фриланса. Изначально в поиске заказчиков возникали некоторые трудности, так как не всем было известно о существовании бирж удаленной работы. Сейчас проще. Ко мне обращаются как постоянные, так и новые клиенты посредством сервиса freelance.ru и по рекомендациям.

Говорят, что фриланс скоро умрет. Я с этим не согласна, ведь необходимость в создании сайтов, их продвижении, написании уникального контента всегда актуальна. Особенно сейчас, когда современный человек повсеместно использует интернет.