Что такое декаданс в литературе определение. Джон Гальяно: гламурный декаданс. Известные красотки декаданса

Гений, скандалист и абсолютный романтик, тоскующий по XVIII веку, совершил одну из главных революций, добавив в ДНК одного из ведущих модных бредов интонации, навсегда изменившие мир моды. Разделяя всепоглощающую страсть Диора к женственности, Джон Гальяно представил ее через призму порочной романтики и декаданса.

Являясь креативным директором Дома Christian Dior с 1996 по 2011 год, Гальяно был неоднократно удостоен престижных наград Великобритании и Франции, назван современниками главным дизайнером поколения, обласкан модными критиками и сильными мира сего, а после - в одночасье уволен со всех постов, лишен титулов и званий, а бойкот ему объявили даже те, кто ранее не смел упоминать имя Гальяно без подчеркнутого подобострастия. Ко дню рождения enfant terrible мировой моды ELLE выбрал главные факты о нем.

ФОТО Getty images

Я создаю одежду для каждой, кто наслаждается своей женственностью", - Джон Гальяно

В 1985 году молодой выпускник Central Saint Martins Джон Гальяно представил в Лондоне свою дипломную работу, вдохновленную образами Французской революции. Работа стала сенсацией - коллекцию сразу выкупили владельцы магазина Browns.

В 1988 году никому не известный Гальяно получает звание «Лучший дизайнер года» за коллекцию Blanche Dubois, где он впервые применил свой знаменитый прием - асимметричный крой, ставший позже фирменной чертой дизайнера. На Гальяно обращает внимание Дом Balenciaga - его имя произносят с особым трепетом, предрекая мировую славу.

ФОТО Getty images

Главной коллекцией в творчестве Гальяно стала Princess Lucretia, показанная в частном особняке Парижа в 1993 году. Дизайнер, вдохновившись историей об останках царской семьи Романовых, создал коллекцию бальных платьев принцессы-беглянки, куда вошли атласные бальные платья, стеганые накидки и юбки из тафты. Гальяно не был бы собой, если создал простую ровную коллекцию без авангардных придумок - так, кринолин он нанизал на электрические провода.

В 1995 году Бернар Арно приглашает Гальяно на пост креативного директора Дома Givenchy, но уже через год появляется амбициозная идея оживить культовый Dior, который в середине 90-х имел имидж консервативного бренда для возрастных буржуа. Только Гальяно под силу было полностью изменить вектор развития Дома - ежегодно он стал выпускать 12 коллекций, каждая из которых шокировала принципиально новым подходом к переосмыслению традиционных ценностей Dior.

- Гальяно в Dior творит один шедевр за другим. Став предвестником гламура 00-х, он представляет самое эстетское из его воплощений - небрежный декаданс. Чувственные образы с каскадами и ожерельями, пыльно-сиреневые шлейфы, головокружительной высоты каблуки, русалочьи хвосты, скроенные по косой силуэты, бахрома, украшения, вышивка - в каждой коллекции дизайнер вновь изобретал формулу элегантной избыточности.

ФОТО Getty images

Каждый показ Джона Гальяно - настоящее театрализованное представление. Только он мог устроить на подиуме будуар или окатить моделей водой. Именно Гальяно превратил дефиле в перфомансы, а символический выход дизайнера - в настоящее действо. Каждое его появление в конце шоу всегда было обставлено с особой помпой, а образы знойного мачо-стриптизера или пирата со смоки-айз, ставшего предвестником образа Джека Воробья из «Пиратов Карибского моря», волновали общественность не меньше самой коллекции.

1 марта 2011 года Джон Гальяно был скандально уволен из Дома Christian Dior за публичные антисемитские высказывания. Французский трибунал признал его виновным и приговорил к штрафу. Преданный анафеме, дизайнер оказался в атмосфере тотального бойкота - друзья публично отрекались от него, знаменитости, в числе которых были Натали Портман и Карл Лагерфельд, выступали с обличительными речами в его адрес, ни один Дом не осмеливался предложить ему работу.

После увольнения в жизни некогда великого Гальяно наступила черная полоса – полное творческое забвение, череда судебных разбирательств, курс лечения от алкогольной и наркотической зависимости. Среди тех немногих, кто поддержал дизайнера, оказалась Кейт Мосс, пригласившая друга создать ее свадебное платье, которое сейчас представлено в экспозиции лондонского Музея Виктории и Альберта среди других модных мировых шедевров.

Многие эксперты придерживаются мнения, что почва для увольнения Гальяно из Dior подготавливалась давно – мол, прошла его эпоха, будущее за минимализмом, а не нафталиновыми пышными платьями и километрами шелковых оборок. У руководства компании просто не было повода отправить дизайнера в отставку, не вызвав при этом гнева у обожающей его публики. Нетрезвые высказывания стали отличным предлогом для расставания с Гальяно.

Модельер и сам на протяжении нескольких лет в судебном порядке пытался доказать несправедливость своего увольнения. По его словам, за 17 лет работы в Dior, когда он трудился сутки напролет, его физическое и моральное состояние были подорваны. Руководители компании были осведомлены о его пагубных пристрастиях и не пытались ему помочь. Однако после рассмотрения исков от Гальяно с целью взыскания с Dior суммы от 2 до 13 миллионов евро, суд признал увольнение дизайнера обоснованным. Более того, Гальяно обязали уплатить бывшим работодателям штраф размером… 1 евро.

Они выступали против старых, академических форм искусства, искали новые формы самовыражения, более гибкие и более соответствующие усложнённому мироощущению современного человека.

Характерными чертами декадентства обычно считаются отход от общественности и отвращение к повседневной жизни (taedium vitae ), что проявляется в искусстве отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства , эстетизмом , модой на демонизм («Там, внизу », «Скорбь Сатаны »), преобладанием формы над содержанием, стремлением к внешним эффектам, стилизации и т. д.

Происхождение термина [ | ]

Французское слово décadence обозначает упадок, культурный регресс . Изначально, в эпоху Просвещения , термин использовался для обозначения культурных явлений Римской империи эпохи её заката. То, что называют «стилем декаданса, - писал Готье , - есть не что иное, как искусство, пришедшее к такой степени крайней зрелости, которую вызывают своим косым солнцем стареющие цивилизации» .

Обвинения в декадансе со времени Дезире Низара использовались для оскорбления Виктора Гюго и других французских романтиков. Теофиль Готье , Шарль Бодлер и другие наследники заветов романтизма переосмыслили это клеймо как знак почёта, как символ отрицания того, что они считали «банальностью прогресса». Бестселлером 1884 года стал роман Гюисманса «Наоборот », прозванный «библией декадента».

В 1885 г. сатирики Габриэль Викер и Анри Боклер опубликовали сборник пародийных стихотворений «Расслабления. Декадентские стихи Адоре Флупетта ». Поль Верлен (главная мишень пародии) был отнюдь не против, когда его называли декадентом. В 1886-1889 гг. Анатоль Бажю издавал журнал «Декадент» (Le Décadent ), в котором среди прочих «проклятых поэтов » публиковался и Верлен.

Поскольку враждебно настроенные критики смешивали декадентство с символизмом , Жан Мореас опубликовал в газете «Фигаро » от 18 сентября 1886 года «Манифест символизма», где перечислил основные ценности символистов и попытался провести между декадентами и символистами некую границу. Полемика о содержании термина «декадентство» продолжалась и в последующие десятилетия.

Конец века [ | ]

В советском искусствоведении декадентство воспринималось как кризисное явление европейской культуры последней четверти XIX - начала XX веков. Произведения этой эпохи отмечены настроениями уныния, пессимизма, болезненности, безнадёжности, неприятия жизни, крайнего субъективизма (при сходственных, близких к тенденциозным, эпатирующих формулах и штампах - стилистических приёмах, пластике, композиционных построениях, акцентуациях и т. д.). Во многих отношениях декадентство служит синонимом понятия fin de siècle .

К писателям-декадентам причисляли в Великобритании Оскара Уайльда и сотрудников «Жёлтой книги », а также популярнейшую романистку Марию Корелли , в Италии - д’Аннунцио , в Австрии - Шницлера , в Польше - С. Пшибышевского , во Франции - Гюисманса , в Бельгии - Роденбаха . Относительно слабо был представлен декадентский эстетизм в странах Нового света, в том числе в США .

К числу русских декадентов в 1890-е гг. относили символистов старшего поколения - таких, как Бальмонт , А. Добролюбов , Коневской , Ф. Сологуб , Мережковский , Зинаида Гиппиус , а также ранний Брюсов . После первой русской революции русские декаденты перестали считаться маргиналами и вместе с ростом популярности их произведений пополнили собой литературный истеблишмент .

Декадентство и символизм [ | ]

Декадентство - явление сложное и противоречивое, которое имеет источником усталость от лицемерной викторианской морали, кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными контрастами, - одиночество, бездушие и антагонизмы действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, отрицание исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей.

Основным вопросом обозначения границ декадентства становится разделение его с символизмом . Ответов существует довольно много, но господствующих из них два, первый говорит о различности этих течений в искусстве, большим приверженцем и изобретателем его был Ж. Мореас , второй - о невозможности их разделения или отсутствия необходимости в таковом.

Неодекадентство [ | ]

Декадентские идеи оказались вновь востребованными на исходе XX века. В частности, определённые черты декадентской эстетики унаследовал готический постпанк . Характерным примером может служить альбом Disintegration группы The Cure (1989). Также декадентством музыкальные критики называли творчество группы Joy Division , выпустившей два студийных альбома и в значительной степени повлиявшей на становление жанра готик-рок . Декадансом своё творчество называли группы «Агата Кристи », «Dead Can Dance », «Оберманекен », «Пикник » и другие. В кино с декадансом сравнивали постсоветскую «чернуху » («Зелёный слоник »); «текстом эпохи петербургского декаданса» критики называли фильм А. Балабанова «Про уродов и людей » (1998) .

В феврале 1999-го года писательница Маруся Климова и художник Тимур Новиков организовали фестиваль постпанка «Тёмные ночи », который прошёл в концертном зале петербургского Зоопарка . Второй фестиваль состоялся год спустя в петербургском клубе «Декаданс». Эти эпатажные и шумные акции стали своеобразной манифестацией независимого искусства Санкт-Петербурга и Москвы , берущего своё начало в андеграунде советских времён . В дальнейшем декаданс как современное настроение вобрал в себя черты гламура и готики . Эти популярные в начале века стили были объединены в декадентских фестивалях «Бархатное подполье» . Первый фестиваль состоялся в 2005 году в московском Клубе на Брестской , автором идеи выступил журналист и музыкант Владимир Преображенский, сегодня организатор салонных вечеров «изысканного удовольствия» . С тех пор фестивали и декадентские салоны фестиваль «Бархатное подполье» стали проходить в Москве регулярно, породив субкультуру «бархатных».

Примечания [ | ]

  1. David Weir. Decadence and the Making of Modernism . University of Massachusetts Press, 1995. ISBN 9780870239922 . P. 16.

Декаданс - слово французского происхождения. Обозначает упадок, распад, разложение укладов общества. Как понятие было введено в обиход историками Франции в XIX веке.

История образования

Изначально этим понятием обозначались события, происходившие в Римской империи в период II-IV веков. На фоне упадка экономики, формирования противоречий в социуме, снижения уровня нравственности и политических противоречий активно развиваются и процветают направления культуры и искусства.

Писатели, философы, художники и музыканты тех времен продвигают в массы оккультизм, мистику. За счет неудовлетворенности текущим положением в произведениях происходит идеализация старины, придание ей романтического оттенка. Даже стиль разговора в обществе возвращается к стилю старых времен.

Ярким примером произведений того времени становится «Золотой осел» Апулея. В произведении описаны приключения представителя знати на фоне колдовства, иронических реплик и безнравственного эротизма. Все это показывает, насколько хуже стали моральные принципы общества.

За счет того, что в творчестве появляется примесь мистического, можно смело отметить, что общество постаралось отрешиться от обыденности, политики и экономических проблем. В произведениях присутствует некая сила, которая исполняет желания человека, потворствует его низменным порывам.

Позже, в конце XIX века, подобные настроения поразили мастеров и философов Европы. Произошел новый упадок в общественных проявлениях, изменились политические веяния. В рядах творческого бомонда поселились апатия, чувствительность и болезненное восприятие происходящего. В произведениях появились сюжеты о смерти, вечной любви и красоте окружающего мира. Образы героев эпатажны: нескрываемый эротизм и чувственность, мистический взгляд на вещи, вера в символику.

К концу XIX века общество развивалось быстрыми темпами, в сознании людей появилось много информации, которую можно было применить на практике. Поэтому декаданс принял форму запутанных и завуалированных проявлений . Его уже нельзя назвать направлением искусства в полной мере — это настроение времени.

Проявление декаданса в искусстве

  • Литература в рамках декаданса включает в себя направления по типу неоромантизма, модерна и символизма. Произведения приняли пышные формы за счет возвышенных эпитетов, сравнительных оборотов и ярких образов. Стиль написания не имеет определенного характера: это и меланхолия, и агрессивное отношение, и ностальгия. На фоне общественного упадка, в стихах Теофиля Готье, Шарля Бодлера, Поля Варлена, Артюра Рембо показан упадок божественного. Прозу декаданса стоит изучать на примере «Соломеи» Оскара Уайльда. В ней есть и эротика, и тревожность мыслей, и обращение к библейским мифам. В литературе, также известны Шарль де Монтескье, Виктор Гюго, Шарль Бодлер, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов, Федор Сологуб, Иннокентий Анненский, Константин Бальмонт, Николай Добролюбов.
  • Драматургия. Прослеживается стремление каждого человека к счастливой жизни, поиск пути в рамках бытия. Ярчайшее произведение тех времен — «Синяя птица» Мориса Матерлинка.
  • Живопись. Картины того времени нарисованы густыми красками, лица людей холодные, печальные. Здесь, как и в литературе, каждый художник самостоятельно выбирал стиль. Произведения отражали и мифические сюжеты, и библейские сцены и реалистичные события. Над своими произведениями в то время трудились Михаил Врубель, Ромейн Брукс, Данте Габриэль Россетти, Франс фон Штук.
  • Музыка. В период декаданса были пересмотрены мифы, сказки, баллады, легенды. В произведениях стало важным выразить настроение нового времени, степень изменения жизни, отречься от стандартов. Музыка для балета приобретает новые формы - она теперь делает акцент на костюмы, движения героев, декорации. Знамениты произведения Николая Андреевича Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Сергея Дягилева, Иоганна Штрауса, Александра Бородина, Игоря Стравинского, Балилла Прателла, Луиджи Руссоло, Клода Дебюсси.

Декаданс современности

В наше время декаданс продолжают почитать и освещать для общества. В начале столетия в Санкт-Петербурге прозаик Маруся Климова и художник Тимур Новиков провели фестиваль искусств «Темные ночи» в стиле декаданс. Позже эту идею подхватили журналист Владимир Преображенский и группа «Бостонское чаепитие» и провели новый москвоский фестиваль .

Современный декаданс стремится к тому, чтобы стать отдельным направлением, «Куртуазным декадансом». Он представляет собой сообщество дизайнеров, музыкантов, танцоров, художников, погруженных в атмосферу эзотерики, мистицизма, изящества, аристократизма. Фактически, это интерпретация декаданса в стиле арт-хаус.

Декаданс

Термин «декаданс» (франц. decadence – упадок) охватывает кризисные явления духовной и общественной жизни, отмеченные настроениями неприятия окружающей реальности, индивидуализмом, чувством безнадежности, тоской по идеалам, обостренной чувствительностью к преходящим мгновениям бытия, эмоциональной напряженностью переживаний необратимости смерти. Для многих поэтов и художников Серебряного века было характерно особое умонастроение, связанное с «концом века», исчезновением четких ориентиров и правил в сфере морали, ощущением «конца» традиционного искусства и начала всеобщей деградации, упадка. Такой тип мирочувствования получил название «декаданс», или «декаденство». Понятием «декаденство» обозначаются различные течения в искусстве и литературе конца XIX – начала XX в., для которых были характерны отрицание общепринятой «мещанской» морали, культ красоты как самодовлеющей и самодостаточной ценности, сопровождающийся эстетизацией греха и порока, противоречивыми переживаниями отвращения к жизни и утонченного наслаждения ею.

Декаданс был эстетической программой и этической установкой в творчестве французских поэтов Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо. Во Франции издавался журнал «Декадент» (1886–1889), основанный Анатоль Байу, в котором понятие декаданса связывается с упадком вкуса и нравов, болезнью пессимизма, вырождением, психологически изощренным и искусственным, аномальным . Понятие «декаданс» стало одним из основных в критике культуры Ф. Ницше, связывавшего декаданс с возрастанием роли интеллекта и ослаблением изначальных жизненных инстинктов, «воли к власти». В русской поэзии рубежа XIX–XX вв. к декадентскому крылу относится поэзия С. Надсона, К. Фофанова, М. Лохвицкой, воплотившая некоторые предсимволистские тенденции. Д. Мережковский говорил о декадентстве как об эпохе разочарования и пересмотра эстетических норм. Тяготение к смерти, ее воспевание обнаруживаются в поэзии Ф. Сологуба, упоение собственной личностью – в раннем творчестве И. Северянина, воспевание «мимолетностей» – у К. Бальмонта.

Ф. Сологуб писал о принципиальном одиночестве человека, его «вечных» страхах: «Мы – пленные звери, / Голосим, как умеем. / Глухо заперты двери, / Мы открыть их не смеем». Ф. Гофман в статье «О религии искусства» создал негативный портрет русского декадентства, выявляя такие черты, как «пустословие», «бессодержательность», «мистический мир», «зачарованность смертью», «оторванность от всего мира», эстетизация ужаса, страха, одиночества. Н. Бердяев считал, что декадентство – симптом «душевной болезни» времени. «Декадентство, – писал философ, – есть отражение бытия <…> в нем есть тоска по бытию, но нет реальности бытия» .

Декаденты заменяют мистику мистификацией, трансформируют религиозные переживания в эстетические, используют неклассические способы познания мира, гипертрофически интересуются «дьявольским», сатанинским, магическим, колдовским, оккультным, воспевают грех во всех его проявлениях как наиболее очевидное проявление «слишком человеческого». Черты декаданса можно обнаружить во многих произведениях символистов. В. Розанов подчеркивает, что «декадентство – это ultra без того, к чему бы оно ни относилось; это утрировка без утрируемого; вычурность в форме при исчезнувшем содержании: без рифм, без размера, однако же и без смысла поэзии – вот decadence» . В. Брюсов писал: ««Декадентов» единит не стиль, но сходство и сродство мировоззрений» . Различные названия декадентского мироощущения – индивидуализм, эстетство, обреченность, душевная усталость, пессимизм – подчеркивают особый эмоционально-психологический склад представителей декаданса, кризисность сознания, ощущение общего неблагополучия, отсутствие четких ориентиров и связей с реальностью. Наиболее ощутимыми декадентскими настроениями были пронизаны 1910-е гг. Свидетельница собраний на «Башне» Вяч. Иванова – центра «нового искусства» символистов и образования «Цеха поэтов», куда вошли акмеисты, Е. Кузьмина-Караваева вспоминала: «В этот период смешалось все. Апатия, уныние, упадочничество – и чаяние новых катастроф и сдвигов. Мы жили среди огромной страны словно на необитаемом острове. Россия не знала грамоту, – в нашей среде сосредоточилась вся мировая культура – цитировали наизусть греков, увлекались французскими символистами, считали скандинавскую литературу своею, знали философию и богословие, поэзию и историю всего мира, в этом смысле были гражданами вселенной, хранителями великого культурного музея человечества. Это был Рим времен упадка. Мы не жили, мы созерцали все самое утонченное, что было в жизни, мы не боялись никаких слов, мы были в области духа циничны и нецеломудренны. <…> Глубина и смелость сочетались с неизбывным тленьем, с духом умирания, призрачности, эфемерности» .

Отвергая все общечеловеческие императивы, сомневаясь в общепризнанных правилах, в том числе и религиозных догматах, декаденты безбоязненно экспериментировали во всех областях человеческого духа. В некотором смысле своей радикальностью и смелостью культурная революция Серебряного века подготовила духовную почву революции социальной.

И. Бунин – противник декаданса и модернизма с возмущением писал: «Чего только не проделывали мы за последние годы с нашей литературой, чему только не подражали, каких только стилей и эпох не брали, каким богам ни поклонялись? <…> Мы пережили и декаданс, и символизм, и натурализм, и порнографию, и богоборчество, и мифотворчество, и какой-то мистический анархизм, и Диониса, и Аполлона, и «пролеты в вечность», и садизм, и приятие мира, и неприятие мира, и адамизм, и акмеизм… Это ли не Вальпургиева ночь» .

И в то же время декадентское искусство, принципиально отрицая возможность оптимистического взгляда на жизнь в целом, искало оригинальные творческие решения, яркую и парадоксальную образность, способную воплотить утонченные идеи, упадническое умонастроение при интересе к неординарным явлениям, архаике и современной мировой культуре. «Декадентское бытие формировало личности, обладавшие яркими, неординарными характерами и захватывающими судьбами», – отмечает современный исследователь Ю. Зобнин . Неправомерно отождествлять декаданс и символизм как литературное направление.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

В последнее десятилетие fashion-фотографы стали все чаще эксплуатировать эстетику декаданса – пессимистичного умонастроения, царящего в европейской культуре в конце XIX – начале XX века. Они перенесли эту настроенческую метафизику в интерьер, потому что антураж увядания способен идеально подчеркнуть или оттенить нарочито роскошные элементы туалетов haute couture. Через эту утонченную стилизацию мода на интерьерный декаданс проникла и в жилой интерьер. И эксперты Абитанта готовы раскрыть для вас несколько секретов декорации пространства в этой элегантной стилистике.

1. Эстетика декаданса в интерьере начинается, конечно же, со «обшарпанных» стен. Современные производители обоев и тканей для обтяжки стен предлагают много вариантов дизайна и широкий спектр фактур, имитирующих старые обветшалые покрытия: «остатки» античной фрески, рокальной лепнины и т.д. Возможен вариант и черновой штукатурки.

2. «Обшарпанные» стены не следует более украшать ничем! Они должны быть пусты и представать во всей красоте своей монументальной запущенности.

3. Межкомнатные двери, оконные проемы и их оформление должны также иметь потертый и уставший вид. В этом случае лучше подобрать антикварные варианты, либо умело состаренные копии.

4. Для большой залы лучше всего подойдет в стилистике XIX века, для небольшого пространства – один или несколько (возможно, и разностилевых) легких винтажных светильников (подвесных, настольных, торшеров, бра и т.д.). Здесь уместна и толика индустриальной эстетики.

5. Пространство не должно быть перегружено мебелью и предметами декора! Достаточно сделать акцент на одном массивном предмете обстановки – антикварном, винтажном или состаренном гардеробе, обеденном столе и т.д. Остальные предметы подбираются также из «барахольных» кладовых и могут кардинально разниться по стилю и фактурам.

6. Общая цветовая гамма интерьера должна быть «притушенной»: это легкие пастельные оттенки с преобладанием серого, розового, зеленого, бежевого, фиолетового…

7. Но затем в композицию необходимо ввести несколько ярких экстравагантных доминант. Это может быть текстиль с богатой фактурой, гирлянда из шифона, бумаги или перьев, огромный букет из сухих гортензий или полевых трав и т.д.

8. Не стоит забывать, что декаданс был эпохой роскошных фактур! При выборе текстиля (гардин, покрывал, постельного белья, подушек и т.д.) отдайте предпочтение шелку, атласу, бархату, меху и тканям с элементами искусной ручной вышивки и т.д. А при покупке предметов декора (ваз, бокалов, сервиза и т.д.) – бронзе, серебру, латуни, фарфору, стеклу и т.д. Антикварные модели придадут интерьеру особо элегантную аутентичность.

9. Эстетику увядания отлично подчеркивает стекло! Введите в интерьер гигантское напольное зеркало в старинной оправе, стеклянную витрину с гербарием, серию аптекарских бутылочек или просто объемный стеклянный сосуд.

10. В завершении в интерьер можно ввести одно из произведений классического искусства: бюст, статуэтку, литографию, масляную живопись…