Лёгкие крейсера типа «Линдер. Лёгкие крейсера типа «Линдер Типа leander легкий крейсер

Австралийские крейсера были модифицированы и их выделяют в отдельный проект «Улучшенный Линдер» или «тип Перт». Разработаны на основе тяжёлого крейсера «Эксетер».

Лёгкие крейсера типа «Линдер»
Leander-class light cruisers

Лёгкий крейсер «Линдер»
Проект
Страна
Операторы
Предшествующий тип «Эмеральд »
Последующий тип «Аретьюза »
Построено 8
Потери 3
Основные характеристики
Водоизмещение Стандартное: 6985-7270 ,
полное: 8904-9189 т
Длина 159,1/169 м
Ширина 16,8-17 м
Осадка 5,8-6 м
Бронирование Пояс - 76 мм;
траверзы - 32 мм;
палуба - 32 мм;
погреба - до 89 мм;
башни - 25 мм; барбеты - 25 мм
Двигатели 4 ТЗА Parsons
Мощность 72 000 л. с.
Скорость хода 32,5 узла
Дальность плавания 5730 морских миль на 13 узлах
Запас топлива 1785 т мазута и 19 т дизельного топлива
Экипаж 570 человекa
Вооружение
Артиллерия 4 × 2 - 152-мм/50 Mk XXIII ,
4 × 2 («Ахиллес» - 4 × 1) - 102-мм/45
Зенитная артиллерия 3 × 4 12,7-мм пулемёта Vickers .50
Минно-торпедное вооружение 2 × 4 533-мм ТА
Авиационная группа 1 катапульта, 1 гидросамолёт
Медиафайлы на Викискладе

Первые британские крейсера нового поколения. Все корабли этого типа были названы в честь героев древнегреческой мифологии.

История создания

В 1928 году начались работы над проектом 6000-тонного крейсера, призванного заменить списываемые корабли типа «Таун» . Анализ использования крейсеров типов «Чатам », «Аретьюза », «Каледон » и «Даная » показал, что для обеспечения 27-узлового хода при волнении 4 - 5 балла нужно водоизмещение не менее 6000 тонн. На «конференции по 6-дюймовым крейсерам» 30 января 1929 года рассмотрели пять эскизных проектов со 152-мм и 140-мм артиллерией. Все они имели водоизмещение 6000 т, длину по ватерлинии 157 м, ширину 15,85 м, мощность силовой установки 60 000 л. с., максимальную скорость 31,25 узла (30 узлов в полном грузу) и дальность плавания 6000 миль 16-узловым ходом. Основные различия были в вооружении и бронировании. На конференции пришли к выводу, что бронирование должно обеспечивать защиту от 152-мм снарядов на дистанциях от 50 до 80 кбт. и от 120-мм - на дистанциях свыше 35 кбт. Под таким требования подходили 76-мм пояс и 51-мм бронепалуба. Водоизмещение всех проектов пересчитали под эти толщины .

Поскольку новый крейсер предназначен для действий не только в составе флота, но и на океанских коммуникациях, уже после закладки головного корабля было принято решение о включении в состав вооружения второго самолета и 53-футовой катапульты (вместо 46-футовой), позволявшей использовать самый тяжелый бортовой разведчик того времени - поплавковый биплан «Фэйри IMF». Кроме того, решено было установить второй зенитный дальномер HACS на кормовой надстройке и защитить мостик 12,7-мм броней. В результате проектное водоизмещение возросло до 7184 дл. т.

Конструкция

Крейсера типа «Линдер» были спроектированы на основе крейсеров типа «Йорк» , с аналогичной схемой бронирования, но меньшие по размеру и с менее мощной силовой установкой. Корпус набирался по продольной схеме и делился на 15 отсеков.

Энергетическая установка

Главная энергетическая установка состояла из четырёх турбозубчатых агрегатов Парсонса и четырёх трёхколлекторных паровых котлов Адмиралтейского типа . Все котлы имели форсированное дутье, подогреватели топлива и воздуха, а в носовом котельном отделении оборудовались пароперегревателями для использования на экономическом режиме хода. Котлы и турбины стояли попарно в трех котельных и двух машинных отделениях. «Линдеры» стали последними британскими крейсерами, имевшими традиционную линейную компоновку энергетической установки. Рабочее давление пара в котлах - 21,28 кг/см² (21 атм.), температура - 315°С .

Электроэнергию вырабатывали два турбогенератора мощностью по 300 кВт по одному в каждом машинном отделении. Сеть постоянного тока питали два дизель-генератора мощностью по 300 кВт.

Дальность плавания составляла 5730 миль 13-узловым ходом, 5100 миль 20-узловым ходом, на скорости 30 узлов крейсера могли пройти 1910 миль. Имеются данные по расходу топлива основными турбинами на «Акилезе», согласно которым на 12-узловом ходу он сжигал 3,6 т мазута в час, на 20-узловом - 7 т/ч, на 30-узловом - 26 т/ч. Данные по расходу топлива крейсерскими турбинами неизвестны. В некоторых справочниках приводится дальность плавания крейсеров серии в 10 300 миль 12-узловым ходом.

Бронирование

Вся броня - гомогенная, нецементированная. Схема бронирования «линдеров» по конструкции в целом повторяла «Эксетер». Броневой пояс прикрывал отсеки энергетической установки и выполнялся из 76,2-мм плит гомогенной нецементированной стали «NC» на 25,4-мм подкладке из среднеуглеродистой стали Дюколь «D». Он опускался ниже ватерлинии на?, а по высоте доходил до главной палубы (в районе машинно-котельных отделений - до верхней палубы). Поперечные траверзы одинаковой толщины - 25,4 мм, броневая палуба - 31,8-мм (25,4-мм «NC» на 6,4-мм подкладке), продолжавшаяся в оконечности, в районе отсека кормового редуктора она имела 37-мм скосы. Кроме того, все переборки между котельными и машинными отделениями изготавливались из 6,3-мм броневой стали. Рулевой привод защищался 37-мм палубной броней и 31-мм скосами, замыкавшимися 25-мм траверсами. Башни имели толщину 25/25/25 мм - лоб/борт/крыша. Барбеты и податочные трубы имели толщину 25 мм. Погреба башен главного калибра защищались с бортов 89-мм броней, сверху - 51-мм палубой, спереди и сзади - 76-мм траверсами. Конструктивная противоторпедная защита отсутствовала.

Общий вес брони головного «Линдера» составлял 871 т (11,7 % водоизмещения), у последующих кораблей он возрос до 882 т,

Представители

Серия Линдер

  • «Линдер» (HMS Leander , HMNZS Leander ) - заложен 8 сентября 1930 г., спущен 24 сентября 1931 г., вошёл в строй 24 марта 1933 г.
  • «Ахиллес » (HMS Achilles , HMNZS Achilles , HMIS Delhi , INS Delhi ) - заложен 11 июля 1931 г., спущен 1 сентября 1932 г., вошёл в строй 6 октября 1933 г.
  • «Нептун» (HMS Neptune ) - заложен 24 сентября 1931 г., спущен 31 января 1933 г., вошёл в строй 12 февраля 1934 г.
  • «Орион» (HMS Orion ) - заложен 26 сентября 1931 г., спущен 24 ноября 1932 г., вошёл в строй 18 января 1934 г.
  • «Аякс» (HMS Ajax ) - заложен 7 февраля 1933 г., спущен 1 марта 1934 г., вошёл в строй 12 апреля 1935 г.

Серия Улучшенный Линдер

Три крейсера типа Линдер были переданы Австралии, где они были переименованы в честь австралийских городов. Основным их отличием от прототипа стал переход на эшелонное расположение энергетической установки. Из-за несколько возросшей длины броневого пояса, прикрывающего ЭУ, пришлось увеличить ширину корпуса для сохранения остойчивости. Благодаря широкому использованию сварки, реальное водоизмещение всех трёх кораблей улучшенного проекта оказалось меньше проектного.

  • HMS Amphion → HMAS Perth
  • HMS Apollo → HMAS Hobart
  • HMS Phaeton → HMAS Sydney

Оценка проекта

Зарубежных аналогов «Линдер» немного. Французские крейсера типа «Дюгэ-Труэн» и итальянские «Кондоттьери» ранних серий при равенстве в артиллерии главного калибра существенно уступали в бронировании, артиллерии ПВО, дальности плавания и мореходности, хотя «на бумаге» имели превосходство в скорости (непросто реализуемое на практике, как показал печальный пример «Коллеони »). Немецкие лёгкие крейсера, начиная с типа «К» и заканчивая «Нюрнбергом», были хуже защищены, имели менее эффективную зенитную артиллерию дальнего боя и меньшую дальность плавания. Конечно были и недостатки. «Линдеры» получились не столь универсальными, как того ожидалось. Для эскадренной службы они оказались крупноватыми (в целях экономии создали тип «Аретьюза»), к тому же крейсера не обладали достаточной маневренностью для лидирования эсминцев и не соответствовали обязательному требованию минимального силуэта. Для действий в океане дальность плавания нужна была побольше (проблему решили на «улучшенных „Линдерах“»). Опыт войны показал, что «Линдерам» не хватает запаса водоизмещения для усиления зенитного вооружения и установки нового оборудования. «Линдеры» имели линейное расположение силовой установки, «улучшенные „Линдеры“» - эшелонное. Однако опыт войны не дал ответа на то, какая компоновка энергетической установки лучше: линейная или эшелонная.

Сравнительные ТТХ
Основные элементы «Дюгэ Труэн » «Альберико да Барбиано » «Луиджи Кадорна » «Перт » тип «К» «

Британские «вашингтонские» крейсера (тип «Каунти») обладали мощным вооружением, высокой скоростью хода и значительной дальностью плавания, но имели слабую защиту и, главное, были слишком дорогими. Между тем, в Адмиралтействе считали, что для обеспечения интересов империи им необходимо не менее 100 крейсеров. Впоследствии аппетиты пришлось умерить до 75 единиц: 45 из них должны были охранять торговые пути в океане, 15 - служить в составе Флота метрополии и 15 - в дальневосточных водах. Первым шагом, направленным на ликвидацию противоречия между требуемым числом боевых единиц и их стоимостью, стала закладка серии Йорк . Постепенно британские адмиралы укреплялись в намерении восстановить тип небольшого крейсера с артиллерией калибром не более 6 дюймов, поскольку такие корабли при неизменной величине капиталовложений могли строиться в больших количествах. В 1928 г. начались работы над проектом 6000-тонного крейсера

В начале 1928 г. Комитет по военно-морскому планированию под руководством Первого морского лорда адмирала Ч. Мэддена приступил к выработке так называемой «крейсерской политики». На заседании «конференции по 6-дюймовым крейсерам» 30 января 1929 г. было рассмотрено пять эскизных проектов со 152-мм и 140-мм артиллерией. Все они имели водоизмещение 6000 т, длину по ватерлинии 157 м, ширину 15,85 м, мощность силовой установки 60 000 л.с., максимальную скорость 31,25 уз. (30 уз. в полном грузу) и дальность плавания 6000 миль 16-узловым ходом. Основные различия касались вооружения и бронирования. Дальнейшая проработка проектов свелась к приведению к единому знаменателю именно этих параметров.

Варианты размещения артиллерии имели как плюсы, так и минусы. К достоинствам открытых установок относились более высокая скорострельность в начальный период боя, надежность, меньшая площадь цели, представляемая щитом, кроме того, стоимость двух одинарных установок была ниже, чем одной спаренной башни; к недостаткам - не­возможность долговременного поддержания высокого темпа стрельбы из-за усталости заряжающих, меньшая эффективность стрельбы ночью, поскольку прислуга ослеплялась вспышками собственных орудий, плохая защита от осколков и непогоды, наконец, открытые установки требовали 10 человек расчета на одно орудие, а спаренная башня обслуживалась всего 15 артиллеристами. Было отмечено, что 140-мм калибр предпочтительнее для открытых установок с ручным заряжанием, тог­да как для башенных с силовым приводом преимущество переходило к 152-мм орудиям с их более тяжелым снарядом. Испытания 152-мм башенной установки дали хорошие результаты, что и определило окончательный выбор проекта 3, обеспечивавшего наибольшую огневую мощь.

Возможности ПВО Противо-воздушная оборона для нового корабля оговаривались особо. В первоначальном проекте зенитное вооружение соответствовало тяжелым крейсерам и состояло из четырех 102-мм универсальных орудий и двух перспективных счетверенных 12,7-мм пулеметов. Для управления зенитным огнем предусматривался специализированный директор - так называемая «система управления огнем при больших углах возвышения» (High Angle Control System - HACS). Поскольку новый крейсер предназначался для службы в составе флота и должен был усиливать ПВО Противо-воздушная оборона соединений линкоров, Первый морской лорд распорядился установить два дополнительных зенитных пулемета и придать орудиям главного калибра углы возвышения не менее 50°, чтобы обеспечить возможность ведения заградительного огня по самолетам.

Специалисты конструкторского отдела Адмиралтейства под руководством Уильяма Бэрри в первую очередь взялись за совершенствование силовой установки. В первоначальном проекте она занимала три отсека и включала в себя четыре котла и четыре турбозубчатых агрегата, при­чем мощность ТЗА, работавших на внешние валы, составляла 20 000 л.с., а у внутренних была вдвое меньше. Взяв за основу проект тяжелого крейсера Йорк , конструкторы полностью перекомпоновали силовую установку.

Измененный проект Совет Адмиралтейства утвердил 9 января 1930 г. Однако к тому времени был изучен опыт эксплуатации силовых установок крейсеров типа «Каунти», показавших хорошие результаты, что позволило увеличить рабочее давление пара с 18 до 21 атм. В результате мощность силовой установки была повышена до 72 000 л.с., а скорость увеличилась более чем на узел и составила 32,5 уз. Предпринимались попытки внедрения в проект новинки того времени - бульбовидной оконечности. Прогонки модели в опытовом бассейне в Хэсларе показали, что в диапазоне скоростей от 25 до 32 уз. бульб уменьшает сопротивление на 1,75% и дает прибавку в скорости на 1/8 уз. Но в окончательном варианте от него отказались.

Поскольку новый крейсер должен был действовать не только в составе флота, но и на океанских коммуникациях, уже после закладки головного корабля начальник авиационного отдела Адмиралтейства на­стоял на включении в состав вооружения второго самолета и 53-футовой катапульты (вместо 46-футовой), что позволило бы использовать самый тяжелый бортовой разведчик того времени - поплавковый биплан «Фэйри IMF». Одновременно Контролер Адмиралтейства адмирал А. Чэтфилд потребовал, чтобы крейсера были оборудованы для использования в качестве флагманских кораблей. Кроме того, решено было установить второй зенитный дальномер HACS на кормовой надстройке и защитить мостик 12,7-мм броней. В результате проектное водоизмещение возросло до 7184 т. Окончательные изменения Совет Адмиралтейства утвердил 4 июня 1931 г., когда на верфях уже кипела работа.

Линдер1933 /1949

30.4.1937 передан Королевскому Новозеландскому флоту. Действия по защите коммуникаций в Индийском океане (9.1939- 5.1940).

27.2.1941 потопил итальянский вспомогательный крейсер «Ramb I».

Участвовал в подавлении антибританского мятежа в Ираке (4.1941).

Участвовал в боевых действиях против французских сил в Сирии (6 - 7.1941).

Участвовал в защите коммуникаций в Тихом океане (3 - 6.1943).

Включен в состав 9-й дивизии крейсеров оперативного соединения TF. 18 ВМС Военно-морские силы США (7.1943).

13.7.1943 торпедирован и тяжело поврежден японскими эсминцами в ночном бою у о. Коломбангара. Ремонт

Возвращен Королевскому флоту в мае 1944.

15.12.1949 продан на слом.

Акилез1933 /1979

После вступления в строй входил в состав Флота метрополии.

31.3.1936 передан Королевскому Новозеландскому флоту. Участвовал в бою у Ла-Плата , поврежден.

5.1.1943 поврежден японским бомбардировщиком в районе о. Гуадалканал.

22.6.1943 дополнительно поврежден в результате внутреннего взрыва.

12.9.1946 возвращен Королевскому флоту. 17.9.1946 выведен в резерв.

15 августа 1947 г. была провозглашена независимость Индии - на первых порах под покровительством британской короны. Хорошо осознавая значение флота для обороны страны, ее руководство прилагало усилия для пополнения корабельного состава - разумеется, за счет бывшей метрополии, имевшей переизбыток кораблей. 5 июля 1948 г. в Ширнессе крейсер "Акилез" был официально передан индийскому флоту под новым именем «Дели» (бортовой номер С47).

15 сентября 1948 г. «Дели» прибыл в Бомбей, став флагманом индийского флота. В конце года крейсер посетил с дружественным визитом порты Восточной Африки, Сейшельские острова и Маврикий. «Дели» возглавлял первый парад индийского флота в Бомбее, а в 1956 г. сыграл сам себя в известном фильме История битвы у Ла-Платы .

Осенью 1957 г. в Индию прибыл крейсер «Майсор», сменивший «Дели» в качестве флагманского корабля флота, в связи с чем последний был переклассифицирован в учебный крейсер, став флагманом учебной эскадры.

Несмотря на свой учебный статус, «Дели» активно участвовал в боевых действиях против португальских анклавов Гоа и Диу в декабре 1961 г. Главный калибр крейсера поддерживал действия войск в Диу: вел огонь по старой цитадели и аэродрому, сыграв, как считается, решающую роль в прекращении португальского сопротивления в этом анклаве.

В октябре 1969 г. под флагом вице-адмирала Барбоза «Дели» совершил учебный поход в Австралию, Новую Зеландию и на Фиджи. В Новой Зеландии он побывал в Веллингтоне и Окленде, где совершил выход в море с 95 ветеранами "Акилез" на борту, развив при этом на короткое время 22-узловый ход.

В 1970 г. в составе учебной эскадры «Дели» совершил свой последний дальний поход в Танзанию, а по возвращении в Индию его окончательно вывели из активного состава флота. С мая 1971 по август 1972 г. крейсер прошел ремонт в Бомбее, после чего был превращен в стационарное учебное судно в Кочине. В конце 1977 г. крейсер своим ходом перешел из Кочина в Бомбей, куда прибыл 23 декабря и ошвартовался у Южного мола военно-морской верфи. Там началась его подготовка к окончательному списанию и разборке. Некоторое время обсуждался проект превращения крейсера в музей, однако реализовано это не было. 30 июня 1978 г. последний командир «Дели» спустил флаг. Корабль исключили из списков индийского флота, в составе которого он прослужил 30 лет - ровно вдвое больше, чем в британском.

Башня «Y» и директор главного калибра крейсера были подарены Новой Зеландии, где сохраняются до сих пор у ворот Девонпортской военно-морской верфи в Окленде. Там же, в Оклендском военном музее, экспонируется корабельный колокол "Акилез". Еще одна башня установлена у здания артиллерийского училища индийской армии в Деодали.

Нептун1934 /1941

После вступления в строй входил в состав Флота метрополии.

В 1937 г. передан в подчинение Африканской станции.

Перехватил в Южной Атлантике германские суда «Inn» (5.9.1939) и «Adolf Woermann» (22.10.1939).

Дважды поврежден во время налетов германских бомбардировщиков на Чатем (9.2.1941 и 16.2.1941).

В 1941 г. придан Южно-Атлантическому командованию.

В 18 часов 18 декабря из Ла-Валетты на поиск очередного итальянского конвоя направились крейсера "Нептун", «Аурора», «Пенелопа», эсминцы «Кандагар», «Хэвок», «Лэнс» и «Лайвли». Следуя полным ходом, к полуночи соединение вышло к африканскому побережью в 20 милях от Триполи. Эскадра шла кильватерной колонной - впереди крейсера, за ними эсминцы. Руководивший операцией командир "Нептун" кэптен Рори О"Конор чувствовал себя в безопасности, поскольку считал, что располагает полными данными о неприятельских минных полях, к тому же глубина в 150 м считалась недоступной для итальянских мин. Однако ему не было известно, что еще в июне итальянские крейсера выставили в этом районе заграждение из немецких контактных мин типа ЕМС.

В 1.05 О"Конор приказал уменьшить ход до 24 уз., намереваясь развернуться для поиска судов противника вдоль побережья, как вдруг минутой позже под левым бортом головного "Нептун" в районе миделя раздался взрыв. Шедшая за ним «Аурора» (кэптен Эгню) начала отворачивать вправо, но в 1.08 тоже подорвалась. Командир «Пенелопы» кэптен Никол решил, что два передних мателота торпедированы подводной лодкой, поскольку раньше мин на такой глубине не встречалось. Его крейсер также повернул вправо, и в 1.10 под левым бортом напротив мостика прогремел взрыв, но параван спас корабль от серьезных повреждений.

Оправившись от потрясения, командиры «Ауроры» и «Пенелопы» повернули свои корабли на северо-восток и 10-узловым ходом осторожно вывели их с минного поля. Принявший командование соединением кэптен Эгню приказал «Пенелопе» остаться с поврежденным "Нептун", а сам в сопровождении «Лэнса» и «Хэвока» повел «Аурору» на Мальту.

В 1.12 и 1.25 "Нептун" подорвался кормой еще на двух минах. На помощь ему вызвался пойти «Кандагар», готовый в случае необходимости снять команду. Командир «Пенелопы» решил не подходить к поврежденному флагману ближе, чем на 2,5 мили, все сообщения передавались через эсминец «Лайвли». В 2.18 «Пенелопа» получила приказ О"Конора подготовиться к буксировке, как только "Нептун" сдрейфует с минного поля. Флагманский крейсер стоял в 2 - 3 милях, с креном 11 ° и сильно осев на корму. На «Пенелопе» убрали параваны и подготовили буксирные концы. Настал момент, когда Никол решил рискнуть и начал сближение, но в 3.04 подорвался «Кандагар». Взрыв мины вызвал детонацию кормового погреба, вся кормовая часть эсминца была затоплена, руль и винты оторваны.

«Пенелопа» сразу отвернула, с "Нептун" просигналили: «Держитесь подальше». Слабая надежда спасти «подранков» сохранялась до 4 часов утра, когда прогремел новый взрыв, сопровождавшийся яркой вспышкой. "Нептун" подорвался в четвертый раз. Этого удара его израненный корпус не мог выдержать. Крейсер резко повалился на левый борт и перевернулся. Поскольку близился рассвет и оставаться на месте было опасно, «Пенелопа» радировала «Кандагару»: «Я, очевидно, не смогу помочь. Да будет с вами Бог» - после чего вместе с «Лайвли» на большой скорости ушла на Мальту.

После гибели "Нептун" немногие спасшиеся пытались вплавь добраться до «Кандагара», но тонули в декабрьском море. Известно, что командир корабля с 14 членами экипажа находились на спасательном плотике, с которого уцелел единственный моряк - старший матрос Норман Уолтон. Он был подобран итальянским эсминцем в канун Рождества. По его словам, кэптен О"Конор умер днем ранее.

Орион1934 /1949

После вступления в строй входил в состав Флота метрополии.

В 1937 г. передан в состав 8-й эскадры крейсеров Американо-Вест-Индского командования. Входил в состав 7-й эскадры крейсеров Средиземноморского флота.

Участвовал в бою у Мыс Матапан , Критской кампании.

29.5.1941 тяжело поврежден германскими пикирующими бомбардировщиками в р-не о. Крит.

Передан в состав Флота метрополии (5.1944).

Продан на слом 19.7.1949.

Аякс1935 /1949

После вступления в строй находился в подчинении Американо-Вест-Индского командования.

Участвовал в бою у Ла-Плата , поврежден.

8 - 11 октября Средиземноморский флот провел четыре транспорта на Мальту. Итальянское командование решило нанести удар по возвращающемуся конвою ночью силами 11-го дивизиона эсминцев («Артильере», «Авьере», «Дженьере», «Камича Нера») и 1-го дивизиона миноносцев («Аироне», «Альчоне», «Ариэль»), развернутыми в 110 милях восточнее Мальты.

В 1.35 12 октября миноносец «Альчоне» первым обнаружил британский крейсер и в 1.57 с дистанции 9,5 кбт. выпустил ему в левый борт две торпеды, после чего круто отвернул, чтобы повторно атаковать с другого направления, но потерял контакт. Флагман дивизиона «Аироне» установил визуальный контакт с противником и почти одновременно с «Аль­чоне» выпустил две торпеды с дистанции около мили, затем еще две с 5 кбт и открыл огонь из 100-мм орудий. То же самое сделал подоспевший с левого фланга «Ариэль».

Атакованным кораблем был "Аякс" (кэптен Э. Маккарти). Несмотря на установленный недавно радар типа 279, британский крейсер обнаружил неприятеля визуально, на дистанции всего 20 кбт и сразу отрыл сокрушительный огонь по «Ариэлю». Миноносец успел выпустить только одну торпеду, прежде чем снаряды буквально засыпали его. Потерявший ход и объятый пожаром миноносец в 2.14 взорвался и мгновенно затонул."Аякс", между тем, совершил маневр уклонения от выпущен­ных торпед и перенес огонь на «Аироне», находившийся теперь всего в 2 кбт от него. Некоторое время корабли перестреливались, идя параллельными курсами. "Аякс" получил попадания двух 100-мм снарядов в центр корпуса и основание мостика. Сколько снарядов угодило в «Аироне», остается только догадываться. Несмотря на дымовые завесы, миноносец очень быстро потерял ход и в 2.10 затонул. Командир итальянского дивизиона капитан 3 ранга Бафни отказался покинуть свой тонущий корабль, но воздушным пузырем его выбросило на поверхность, и самоотверженный офицер был спасен подоспевшей шлюпкой.

Мы оставили руководство флота «владычицы морей» на границе 20-х и 30-х годов XX века в глубоких раздумьях относительно будущего крейсерского флота. Полностью заменить старые крейсера предельными 10-тысячетонными «вашингтонскими», вооруженными восьмидюймовыми орудиями, явно не удалось. Англии требовалось 50, в самом худшем случае - 40 крейсеров, тогда как число построенных «каунти» и строящихся «урезанных» «эксетеров» не превышало полутора десятков. Остальной «парк» составляли «ветераны» времён Первой мировой, вооружённые шестидюймовками, ещё вполне пригодные для борьбы со вспомогательными крейсерами, но уже не способные противостоять современным «коллегам» вероятных противников в дуэльной ситуации. И, что хуже всего, во всяком случае с точки зрения лордов Адмиралтейства, они не подходили для совместных действий с флотом, поскольку крейсера, развивавшие в лучшие свои годы 29 узлов, а теперь едва ли способные надолго превысить 26 - 27, не могли вести в атаку быстроходные эсминцы. Требовалось срочно найти решение задачи, ставшей традиционной для раскинувшейся на полмира империи: прикрыть все свои торговые пути и вымести с них вражеские рейдеры. Одновременно следовало не забыть о линейном флоте, для непосредственного сопровождения которого требовалось не менее двух десятков крейсеров. И всё это при весьма ограниченных средствах.

Единственное решение выглядело достаточно очевидным: нужно уменьшить размеры. Но здесь не стоило увлекаться, так как слишком маленькие новые корабли могли оказаться не лучше старых, особенно в части действий в открытом океане. Поэтому главным требованием к новому крейсеру, работы над которым начались в 1928 году, стало обеспечение хорошей мореходности и большой дальности - для работы на океанских коммуникациях, а также высокой манёвренности - для действия совместно с эсминцами в составе главных сил. Чисто боевые качества, такие, как вооружение и скорость хода, оставались на втором плане. Правда, что касается защиты, англичанам стало явно неуместно «клепать» один за другим «голые» крейсера: ведь число более сильных противников множилось с каждым годом. Так что решили снабдить новые «универсалы» трехдюймовым бортовым поясом. Поскольку водоизмеще ние с самого начала ограничивалось шестью тысячами тонн, в итоге вооружение автоматически откатывалось к проверенным и привычным для данного класса шестидюймовым орудиям. Предельные «вашингтонские» 203-мм в такой небольшой корабль уже никак не помещались.

Британским конструкторам удалось создать в указанных пределах более чем приемлемый проект. «Линдер» и его систершипы получили по восемь 152-мм орудий в башнях, обширный броневой пояс в районе механической установки и достойную защиту погребов в виде традиционных «бронеящиков». Корпус создавался на основе «малых вашингтонцев» - «Эксетера» и «Йорка» - и имел достаточно высокий борт, что позволяло сохранять высокий ход на волнении при действиях в океане. Да и предельная скорость в 32,5 узла выглядела вполне достойно для своего времени. Тем более, что в соответствии с новой практикой достигалась она без какой-либо форсировки турбин: англичане наконец полностью отказались от выжимания лишних узлов на испытаниях, разве что дезориентирующих противника, но едва ли достижимых на службе.

Всё это выглядело бы совсем здорово, если бы удалось уложиться в запланированное водоизмещение. Но на деле в ходе проектирования «шеститысячники» «потолстели» ровно на тысячу тонн, что сказалось и на стоимости, достигшей 600 тысяч фунтов стерлингов. Так в очередной раз битва за экономию оказалась проигранной. Тем не менее, скромные (пусть и относительно) универсальные крейсера пришлись по душе и морякам, и руководству Адмиралтейства. «Линдер» мог бы стать новым стандартом британского флота: первоначально предполагалось заказать 14 единиц. Но здесь вмешался не раз уже упомянутый Лондонский морской договор 1930 года, ограничивший общий тоннаж во всех категориях военных судов. В результате Англии предстояло экономить буквально каждую тонну водоизмещения. В категории «В», куда попадали крейсера с 6-дюймовыми орудиями, она имела резерв в 91 000 т, в который укладывались только 13 «семитысячников». После долгого изучения «тришкиного кафтана» лорды Адмиралтейства решили ограничиться лишь девятью единицами. Правда, вторая серия «линдеров» предполагалась улучшенной. Все тактико-технические характеристики сохранились, но изменилась схема расположения механической установки. Вместо традиционной линейной (в которой ближе к носу размещались одно за другим три котельных отделения, за ними следовали два турбинных) конструкторы применили эшелонную, в соответствии с которой котельные и турбинные отделения чередовались. Так удалось достичь более высокой живучести: теперь корабль не терял ход после любого единичного попадания, даже торпедного - по крайней мере, теоретически. Для осуществления задумки пришлось применить более мощные котлы, число которых ограничивалось теперь всего четырьмя (по два в каждом отсеке). Визуально крейсера лишились красивой широкой трубы, украшавшей первую пятёрку: её заменили две широко расставленные узкие. По иронии судьбы, все заложенные корабли второй серии попали «младшим братьям» - австралийцам. «Фаэтон» передали ещё на стапеле (он вошёл в строй как «Сидней»), а «Аполло» и «Амфион» стали австралийскими «Пертом» и «Хобартом» уже после того, как проплавали в составе Ройял Нейви два-три года.

После всех этих упражнений у англичан оставался совсем небольшой резерв водоизмещения, а новых крейсеров не хватало уже хронически. Без современного прикрытия оставались главные силы, а флотилии эсминцев не имели достойных лидеров. Между тем проектанты усиленно трудились за чертёжными досками. Ещё в 1929 году лорды Адмиралтейства получили от них для изучения пять проектов, отличавшихся полной пестротой размеров, компоновки и вооружения. Водоизмещение варьировалось от 3000 т до 5800 т, скорость - от традиционных 31,5 уз. до претенциозных 38-ми. Но наиболее разнообразным выглядело вооружение. Предлагались шесть и даже восемь шестидюймовок в двухорудийных башнях, а также пять таких же пушек или шесть 140-мм в старомодных палубных щитовых установках. Последние варианты, по сути дела, сводили новые крейсера к повторению старичков типа «С» в технологически более современном варианте, что, конечно, никак не соответствовало велению времени. Но наибольшие возражения вызвала защита: только самый крупный, 5800-тонный имел броневое прикрытие, да и то только на протяжении механической установки, а более мелкие вообще практически были без брони. Такая ситуация никак не устраивала моряков. От конструкторов потребовали на основе среднего варианта водоизмещением в 4200 т с вооружением из шести 152-мм орудий в трёх башнях создать хорошо защищённый крейсер, да ещё с эшелонным расположением машин и котлов. При этом разрешалось увеличить водоизмещение только до 5 тысяч тонн.

Естественно, очередная попытка залить литр «огненной воды» в одну полулитровую бутылку вновь не удалась. Инженеры и так совершили настоящий подвиг, создав маленький аккуратный кораблик, одновременно неплохо вооружённый и относительно прилично защищённый - толщина броневого пояса составляла 70 мм, а «ящичных» погребов - 76 мм. Любопытно, что стоимость снизилась почти в точности в соотношении числа башен: «Аретьюза» стоила около 1200 тыс. фунтов, как раз на четверть меньше, чем «Линдер». Но шестидюймовки на малышах достойно «уплотнили» 102-мм зенитным калибром в количестве четырёх спаренных установок, что давало в сумме восемь стволов - вдвое больше, чем на океанских «универсалах». Надо сказать, что такое вооружение утвердилось в качестве стандартного, и некоторые «линдеры» ещё до начала Второй мировой войны успели перевооружить аналогичным образом.

В итоге англичане вполне преуспели в создании действительно «лёгких» крейсеров, что продемонстрировал и ход боевых действий в разразившейся войне. Даже самые маленькие «аретьюзы» проявили себя весьма достойно. Все они сражались в основном в Средиземном море, где главной неприятностью оставались подводные лодки и авиация. Головной корабль серии в 1942 году «уловил» авиационную торпеду в районе носовых башен. Хотя при этом пострадала едва ли не половина экипажа, свыше 200 человек, крейсер добрался до порта и встал на ремонт, продолжавшийся полтора года. Меньше повезло «Галатее», в которую попали сразу три торпеды с германской субмарины и-557. Маленький крейсер конечно же не мог выдержать такого испытания и затонул за три минуты, унеся с собой большую часть команды - 430 человек. Почти столько же погибло на «Пенелопе», также ставшей жертвой немецкой подводной лодки и-557, удачно применившей новое оружие - самонаводящуюся акустическую торпеду. Надо сказать, что «малышки» успели до этого сильно навредить противнику. «Пенелопа» и «Аврора» образовали ядро знаменитого Соединения К, базировавшегося на блокированной итальянцами и немцами Мальте. В ноябре 1941 года они пустили на дно все семь судов итальянского конвоя «Дуйсбург», а заодно и прикрывавший их эсминец «Фульмине». Несколько дней спустя к грудам железа прибавились транспорты союзника Италии - германские «Просида» и «Марица», а 1 декабря за ними последовали два ценившихся немцами и итальянцами на вес золота танкера и эсминец сопровождения «Альвизе да Мосто».

Последний из уцелевших миникрейсеров, «Аврора», помимо успехов в составе Соединения К добилась нескольких других побед, как совместных со «старшими товарищами», потопив в начале 1941 года германский танкер «Бельхен» и в октябре - учебный артиллерийский корабль «Бремзе», так и персональных. При высадке союзников в Северной Африке крейсер продемонстрировал, что вполне годится для борьбы с самыми крупными эсминцами. 8 ноября 1942 года он сражался с тремя эскадренными миноносцами правительства Виши, заставив два из них выброситься на берег. А на следующий день его шестидюймовки полностью вывели из строя большой лидер «Эпервье». Почти через год ему выпало тяжёлое испытание: в корабль попала германская авиабомба калибром в полтонны. В принципе, такое попадание вполне могло «прикончить» и более крупный крейсер, однако «Аврора» смогла дойти до спасительного порта. Тщательно отремонтированный крейсер ждала ещё долгая жизнь. В 1948 году Англия передала его гоминдановскому правительству Китая. Бывший «британец», переименованный в «Чунцин», стал самым крупным кораблём тогдашнего китайского флота. В марте 1949 года он перешёл в руки коммунистической Народно-освободительной армии, но в итоге затонул на рейде в Таку. Пролежавший на дне два года, многострадальный крейсер подняли и ввели в строй советские специалисты. Он несколько раз менял названия и завершил свой «жизненный путь» на заводе по разделке в 1966 году.

178.Лёгкий крейсер «Пенелопа» (Англия, 1936 г.)

Строился на верфи ВМС в Чатэме. Стандартное водоизмещение - 5270 т; полное - 6665 т; максимальная длина - 154,33 м; ширина - 15,56 м; осадка - 5,1 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки - 64 000 л.с., скорость - 32,25 узла. Бронирование: пояс - 57 мм, защита погребов 51 - 76 мм, палуба - 25,4 мм, башни - 25,4 мм. Вооружение: три 152/50 мм орудия, восемь 102/45-мм орудий, два зенитных пулемёта, два трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата. В 1935 - 1937 гг. построено четыре единицы: «Аретьюза», «Аврора, «Пенелопа» и «Галатея». Модернизированы в начале войны с установкой восьми 40-мм зенитных автоматов. «Галатея» погибла в декабре 1941 г., «Пенелопа» - в феврале 1944 г., «Аврора» передана Китаю в 1948 г., «Аретьюза» сдана на слом в 1950 г.

179.Лёгкий крейсер «Линдер» (Англия, 1933 г.)

Строился на верфи ВМС в Девонпорте. Стандартное водоизмещение - 7100 т; полное - 9200 т; максимальная длина - 169,01 м; ширина - 16,81 м; осадка - 6,22 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки - 72 000 л.с., скорость - 32,5 узла. Бронирование: пояс 102 мм, защита погребов - 88 - 25 мм, палуба 32 мм, башни 25 мм. Вооружение: восемь 152/50 мм орудий, четыре 102/45-мм зенитные пушки, два четырёхтрубных 533-мм торпедных аппарата. В 1933 - 1935гг. построено пять единиц: «Линдер», «Аякс», «Ахиллес», «Орион» и «Нептун». Модернизировались в годы войны - были установлены дополнительные зенитные автоматы. На «Ахиллесе» в 1944 г. снята одна из задних башен и заменена на четыре 4-ствольных 40-мм «пом-пома». Уцелевшие единицы к концу войны несли 12 - 21 40-мм и до 18 20-мм автоматов. «Нептун» погиб на минах в декабре 1941 года, «Ахиллес» передан Индии в 1948 г., остальные сданы на слом в 1949 г.

180.Лёгкий крейсер «Хобарт» (Австралия, 1936 г.)

Строился на верфи ВМС в Девонпорте. Стандартное водоизмещение - 6900 т; полное - 8950 т; максимальная длина - 171,1 м; ширина - 17,27 м; осадка - 5,97 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки - 72 000 л.с., скорость - 32,5 узла. Бронирование: пояс 102 мм, защита погребов 88 - 25 мм, палуба 32 мм, башни 25 мм. Вооружение: восемь 152/50 мм орудий, четыре 102/45-мм зенитных пушки, два четырёхтрубных 533-мм торпедных аппарата. В 1935 - 1936гг. построено три единицы: «Сидней», «Пёрт» и «Хобарт». Перед войной одиночные 102-мм установки заменены на спаренные. «Хобарт» модернизирован в годы войны с установкой четырнадцати 40-мм и десяти 20-мм зенитных автоматов. «Сидней» погиб в декабре 1941 года, «Пёрт» - в марте 1942 года. «Хобарт» сдан на слом в 1962 г.

Не меньше отличились и старшие товарищи «аретьюз», «линдеры». Причём как в успехах, так и в повреждениях. Пожалуй, самым знаменитым в этом отношении стал «Сидней». Свою военную карьеру он начал в июне 1940 года, когда в составе эскадры потопил итальянский эсминец «Эсперо». А в следующем месяце последовал настоящий триумф. «Сидней» с пятью эсминцами лихо атаковал два итальянских лёгких крейсера, каждый из которых имел такое же вооружение, как и у него самого. В итоге преследования был потоплен «Бартоломео Коллеони», сам же «австралиец» пострадал не сильно, ограничившись попаданием в дымовую трубу. А вот возвращение в родные воды оказалось фатальным. В ноябре 1941 года в долгом походе по охране торговых путей у западного побережья он встретился с германским вспомогательным крейсером «Корморан». Затяжная монотонная служба сказалась на бдительности: англичане подпустили подозрительный транспорт слишком близко. Немцы внезапно подняли боевой флаг и открыли ураганный огонь из всех орудий. «Сидней» получил торпеду и десяток снарядов ещё до того, как сам смог открыть огонь. У него осталось в строю только два орудия, отстреливаясь из которых крейсер самым малым ходом отходил от коварного противника, теперь превышающего его в огневой мощи. В результате «Корморан» всё же был наказан. Он получил значительные повреждения и был оставлен командой. Но сам «Сидней», вроде бы благополучно оторвавшийся от неприятеля, пропал со всем экипажем, не оставив после себя никаких следов или сообщений. Только в наши дни, после длительных поисков, обшарив многие мили океанского дня, водолазы обнаружили останки крейсера, буквально изрешеченного снарядами. (В нём насчитали более сотни попаданий!)

Что касается остальных австралийцев, то, как мы уже знаем, «Пёрт» погиб в неравном бою с японскими тяжёлыми крейсерами при попытке прорваться из ловушки в Яванском море. А вот «Хобарт» благополучно прошёл через всю войну, хотя и был поражён торпедой с японской подводной лодки. Но гибели от рук японцев он всё же не избежал: в 1962 году отслужившего по максимуму ветерана продали на разделку в Японию.

Не менее активно действовали и «линдеры» первой серии. «Аякс» и «Ахиллес» вместе с «Эксетером» участвовали в бою с германским «карманным линкором» «Адмирал граф Шпее» у берегов Уругвая и добились примерно 20 попаданий в своего грозного противника уже после того, как «Эксетер» вышел из строя. Появившись на Средиземном море, «Аякс» в октябре 1940 года утопил в одном сражении сразу пару итальянских миноносцев и ещё один повредил. Он поучаствовал практически во всех крупных боях на этом театре, временами играя совершенно несвойственную лёгкому крейсеру роль, находясь под огнём вражеских линкоров и тяжёлых крейсеров.

Его напарник «Ахиллес» оказался на Тихом океане, где «добросовестно» служил мишенью для японских самолётов. Его военная карьера закончилась на манер британской «Авроры»: в том же 1948 году крейсер передали получившей независимость Индии. Переименованный в «Дели», он долго служил флагманом индийского флота и ещё в 1961 году стрелял боевыми снарядами по португальским войскам, безуспешно пытавшимся отстоять свои маленькие колонии-анклавы Гоа и Диу. Служба ветерана двух флотов завершилась только в 1979 году.

«Нептун» также входил в состав Соединения К и стал жертвой итальянских мин, подорвавшись сразу на четырёх. Хотя тонул он медленно, но зато в одиночестве, и вместе с крейсером погибла почти вся его команда.

Огромные потери в людях понёс и «Орион», тяжело повреждённый германскими бомбардировщиками при эвакуации войск с острова Крит. От двух прямых попаданий погибло и получило ранения 560 человек, включая солдат, переполнивших кубрики крейсера. Тем не менее корабль уцелел, как уцелел и «Линдер» после попадания сокрушительной 610-мм японской торпеды, содержавшей свыше 400 кг взрывчатки.

Успехи Британии в создании более или менее «экономного» типа крейсера не остались незамеченными потенциальными потребителями в других странах. В 1934 году аргентинское правительство приняло специальную программу, заказав учебный корабль по типу «Аретьюзы». Настойчивые латиноамериканцы решили пройти уже известным нам путём, считая, что корабль может быть «резиновым». Они потребовали усилить вооружение, заменив двухорудийные башни на трёхорудийные, и одновременно обеспечить приём, как минимум, 60 курсантов. Знаменитая фирма «Виккерс-Армстронг», конечно же, выполнила пожелания, но за счёт роста водоизмещения до 6500 тонн. Немного пострадала и скорость, упавшая до 30 узлов. Но всё же в итоге Аргентина получила очень достойный корабль, хорошо вооружённый и защищённый, причём за цену, меньшую, чем британские «малыши» - всего около 1175 тыс. фунтов стерлингов. Правда, в эту сумму со знаком «минус» вошли некоторые «экспортные маленькие хитрости», такие, как уменьшенное число водонепроницаемых переборок, более лёгкая конструкция и повсеместное применение сварки (корпуса своих крейсеров англичане предпочитали собирать при помощи более дорогой клёпки в наиболее ответственных местах). Тем не менее «Ла Аргентина» прекрасно прослужила весьма долгий срок, совершив массу дальних походов и выйдя в отставку только в 1945 году.

Между прочим, для Аргентины опыт с экономичным вариантом самого современного крейсера был уже не первым. Началась история с освоением последних достижений кораблестроения в 1926 году, когда правительство далёкой страны приступило к решительному обновлению своего крейсерского флота, представленного лишь «антиками» не менее чем четвертьвекового возраста. Аргентинцы хотели не более не менее, чем настоящие тяжёлые крейсера, но… дешёвые. Они объявили международный конкурс, который выиграла итальянская фирма «ОТО». Проект представлял собой «Тренто», уменьшенный по всем параметрам. Башен осталось только три, а орудия в них имели оригинальный 190-мм калибр. Понятно, что разработку новой пушки не хотел оплачивать ни заказчик, ни производитель, так что итальянцы использовали старый британский вариант, применённый ещё на броненосных крейсерах типов «Сан-Марко» и «Пиза». Тем не менее подобный экспромт оказался вполне удачным: почти 91-кг снаряд, выпущенный с приличной начальной скоростью (за счёт более мощного заряда), мог пробить броню любого корабля этого класса в мире! Так итальянцы получили очень приличные корабли небольшого водоизмещения, скоростные, совсем неплохо вооружённые и защищённые, к тому же стоившие всего 1225 тыс.фунтов стерлингов за штуку - столько же, сколько британские «аретьюзы», имевшие, кстати, такое же число орудий, но со снарядами вдвое меньшей массы. Такой «экономический вариант», промежуточный между лёгкими и тяжёлыми крейсерами, вызвал определённый ступор в мире кораблестроения. Он резко нарушал сложившиеся к тому времени в главных морских странах традиции строить 10 000-тонные «максимальные» тяжёлые крейсера. На всякий случай, «Апьмиранте Браун» и «25 Мая» обвинили в обычных недостатках, таких, как слишком лёгкая конструкция, ненадёжные механизмы, общая перегрузка, что не помешало аргентинской парочке благополучно проплавать 30 лет. Служба их протекала достаточно безмятежно. Единственное ЧП произошло во время манёвров в октябре 1941 года, когда «Браун» в тумане‘протаранил собственный эсминец, а ему в корму врезался форштевень линкора «Ривадавия». Итальянская «лёгкая конструкция» выдержала испытания, хотя корабль пришлось ремонтировать три месяца. Без прочих серьёзных происшествий крейсера прослужили до 1960 года, когда их наконец вывели из состава флота. Перед своим концом им довелось вернуться на далёкую родину, в последний раз перейдя Атлантический океан: их продали на слом итальянской фирме.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.