Идрис хаджи исрапилов биография. Попрощался и ушёл…

Ученый, богослов, государственный деятель, мюрид и наиб имама Шамиля Идрис из Эндирея известен на Северном Кавказе со второй половины XIX века. Отец Идриса был известным человеком в Дагестане, кадием и хафизом (знавшим Коран наизусть). Начальное исламское образование он получил у отца и у других ученых Индирея. Для получения более глубоких знаний Идрис отправился в горный Дагестан, к известным алимам того времени. За несколько лет он овладел основательно гуманитарным циклом наук – логикой, юриспруденцией, арабской филологией и т. д.

Кроме того, изучил все исламские науки. После окончания учебы Идрис вернулся в родное селение и, полный сил, начал преподавать в одном из самых популярных на кумыкской низменности Индиреевском медресе. Имея глубокие знания, сочетающиеся с добрыми деяниями, Идрис быстро приобрел уважение и почет не только среди односельчан, но и во всей округе.

Участие в газавате

Но деятельность Идриса совпала с набиравшим силу на Северном Кавказе движением под предводительством имамов против царского режима. Идрис и раньше был знаком с имамами и другими участниками движения, и зная о чистоте их намерений, с радостью принял весть об объявленном газавате. Но из истории мы знаем, что не все в Дагестане вначале присоединились к газавату. В некоторых селах, особенно крупных, ученые разделились на две группы – сторонников газавата и его противников. Так произошло и в Индирее. На стороне газавата выступили вставшие впоследствии героями Кавказской войны наиб имама Шамиля Ташав-хаджи и Идрис, к тому времени уже получивший уважительное прозвище – эфенди. Здесь разворачивалась иногда публичная полемика, в которой проявлялось красноречие и полемический талант дискутирующих.

Но надо заметить, что Индирей находился на оккупированной, подвластной царской России территории. И публичное выступление в защиту газавата могло привлечь внимание и соответствующее наказание со стороны царской власти. Но Идриса-эфенди это не остановило. Его решительные выступления против тирании царизма и критика тех, кто был против газавата, принесли ему славу смелого, не отступающего от Шариата человека. Вскоре Идрис-эфенди был назначен Шамилем наибом, где он проявил себя в качестве предводителя и отважного воина. Он имел славу одного из самых боевых имамов, участвовал чуть ли не во всех крупных сражениях. За это был награжден имамом всеми знаками боевого отличия. Идрис-эфенди призывал индиреевцев и других жителей плоскости во имя сохранения веры и свободы переселиться в горы, где крепка власть имамата, бросить хозяйство, вплоть до того, чтобы сжечь дома, дабы не достались врагу. Но, как бы там ни было, ему приходилось вести и дела в своем наибстве, используя политические хитрости. Он несколько раз, рискуя, тайно встречался с царскими генералами, заодно выведывая планы царской России на Кавказе. Эти встречи имели и положительный результат.

Клевета

Но не всем нравилась такая тактика работы Идриса, и скоро имаму Шамилю донесли, что наиб имеет тайные связи с русским командованием. Идрис знал, что имам попадает под влияние окружающих и может поверить доносам, и срочно спрятался у шамхала Тарковского. Оттуда он написал письмо имаму, объясняющее суть происходящего и заодно поведал о предательстве некоторых наибов. Прочитав письмо, имам убедился, что на Идриса донесли, пожалел о намерении убить его, и сказал, расплакавшись: «Теперь мое государство и могущество накануне распада». Так пишет Назир из Доргели в книге «Нузхат».

Идрис всецело поддерживал идеи и мысли имама Шамиля, а Гази-Мухаммада считал восстановителем и оживителем Ислама. Он не только делами, но и словами со свойственным ему красноречием отвечал на все выступления против газавата и имама. Особенно резко он выступал против своих же односельчан, критикующих имамат. Он утверждал, что имамы посланы Аллахом для восстановления Шариата, возвышения Ислама и освобождения Родины от завоевателей. Некоторые историки показывают, что Идрис-эфенди был слишком суровым и радикально настроенным к тому, что отрицается Шариатом. Думаю, что эта строгость и суровость была необходима в то время, когда повсюду наблюдался нравственный и духовный спад. Только такие меры и справедливые решения, согласно Шариату могли привести разрозненные нации к единству под знаменем Ислама, и вести их на защиту отечества, каким бы грозным ни был противник.

Труды

Идрис-эфенди, как и все ученые, оставил духовное наследство. Его перу принадлежат книги «Тухфат ал-абрар» , «Баварик ал- Хавариф» . «Баварик» – касыда, написанная в ответ на касыду Мама-Киши Индиреевского. Здесь Идрис опровергает все выпады Мама-Киши. Кроме этого, сохранились несколько тахмисов (пятистиший), составленных в классической стихотворной форме. Также найдены несколько его комментариев к богословским вопросам. Его глубокое знание арабской литературы и языка вылилось в правильный стиль. Кроме того, Идрис отличается справедливым и смелым подходом к освещаемой теме. Наследие и жизнедеятельность Идриса-эфенди изучается и в ближайшее время готовится к изданию труд, посвященный этому великому сыну Дагестана. Надеюсь, в этой работе будут освещены многие неизвестные события его жизни.

Имам-хатыб Идрис-хаджи Асадулаев. Центральная Джума-мечеть Махачкалы. Проповедь от 11 декабря.

Именем Всемилостивого Аллаха! Да благословит Аллах и приветствует Мухаммада , его род и сподвижников. Амин.

Уважаемые братья ! Мы часто слышим аят Священного Корана (смысл): « Я сотворил людей и джиннов для поклонения Мне ». Это должно стать основным смыслом нашей жизни. И для разъяснения, как правильно жить, Всевышний Аллах отправил к народам 124 тысячи пророков. Хвала Аллаху, который возвеличил нашу общину, подари в лучшего из нас – Пророка Мухаммада (с.а.с.).

Обратите внимание на первые действия Пророка (с.а.с.) в призыве к праведной жизни. Когда Всевышний возложил на него пророческую миссию, он собрал свой род и сказал: « Поверите ли вы мне, если я скажу, что за этой горой есть войско, готовое напасть на вас? » « Да, о, Мухаммад, мы поверим тебе, ибо мы ни разу не слышали от тебя лжи », – ответили ему. Пророк (с.а.с.) слыл среди арабов как «доверенный» и был готов перенести любые трудности во благо других. Также Пророк (с.а.с.) жил честной, правильной и справедливой жизнью. Зная это, так ему ответили люди из его рода. После этого Посланник Аллаха (с.а.с.) обратился к ним с призывом к правильной жизни. Он призвал принять ислам. Такой ислам, каковым, по сути, являлась вся жизнь Посланника (с.а.с.).

Здесь мне хотелось бы обратить внимание на один момент. Это забота Пророка (с.а.с.) о своих родственниках. Миссия, возложенная на него, была очень ответственным делом. Это дело он начинает с призыва к своим родственникам, к самым близким себе людям. В хадисе Посланник Аллаха (с.а.с.) говорит: « Тот, кто верует в Аллаха и в Судный день, пусть укрепляет и поддерживает родственные узы ». Какое же большое значение придает Пророк (с.а.с.) укреплению родственных уз, связывая это с самым ценным из веры – верой в Аллаха и Судный день. В другом хадисе Посланника Аллаха (с.а.с) говорится следующее. Как-то ему встретился бедуин из племени Хафъан , который спросил у Пророка (с.а.с.): « Ты ли тот человек, который утверждает, что он пророк Аллаха? » « Да », – ответил Пророк (с.а.с.). « Тогда скажи мне, какие наиболее любимые для Всевышнего деяния? » – спросил бедуин. Пророк (с.а.с.) ответил: « Вера в Аллаха », и дальше на его расспросы Пророк (с.а.с.) ответил: « Поддерживание родственных уз ». В нескольких аятах Корана Всевышний, устрашая и предупреждая, призывает к укреплению и сохранению родственных уз.

Хочу привести случай из жизни любимых внуков Пророка (с.а.с.) Хасана и Хусейна . Однажды между ними произошло нечто, из-за чего они были в обиде друг на друга. Так проходит два дня и на третий они оба стали переживать, волноваться и не находить себе места. Они вспомнили слова Пророка (с.а.с), что Всевышний не принимает мольбу людей трех категорий, и одна из категорий – того, кто не разговаривает с родственниками более трех дней. Они вспомнили об этом хадисе на третий день. Тогда к Хусейну пришел сподвижник и посоветовал ему, как младшему, подойти и пожать руку старшему брату. На это Хусейн ответил, что слышал слова Пророка (с.а.с.), что из двух братьев, находившихся в ссоре, тот, кто первый подойдет и пожмет руку, раньше войдет в рай, и что ему (Хусейну) стыдно входить в Рай раньше старшего брата. То есть, даже будучи в обиде, сподвижники желали друг другу только добро и только хорошее. Они же на третий день так волновались и ждали, пока другой первым подойдет, чтобы получить больше вознаграждения.

Абдурахман бин Авф передает, что слышал от Пророка (с.а.с.) слова Всевышнего: « С тем, кто поддерживает родственные узы, Я поддерживаю связь. А с тем, кто разрывает родственные узы, Я разрываю связь ». Сегодня мы видим, что из-за незначительных дел друг с другом не разговаривают даже братья. Разве этот мир стоит того, чтобы разрывать отношения с родным братом или сестрой? Всевышний Аллах в Коране в трёх местах проклинает того, кто разрывает родственные узы. Понимаете, насколько опасно проклятие Аллаха?! В хадисе, переданном имамом Ахмадом , говорится: « Тому, кто разрывает родственные узы, Рай запретен ».

Дорогие братья! Мы в этом мире путники, и каждый уйдёт из него. Впереди у нас два пути – в Рай или Ад. Третьего не дано. Тот, кто разрывает родственные связи, согласно хадису отправится в Ад. В другом хадисе Посланник Аллаха (с.а.с.) говорит: « Тот из вас, кто желает увеличения земного блага и желает долгой жизни, пусть поддерживает и укрепляет родственные связи ». Все хадисы, которые мы привели из Корана, происходят из-за одной беды, о которой Пророк (с.а.с.) говорил еще 1400 лет назад и остерегал нас от этого. Это любовь к мирскому. Сказано: « Любовь к мирскому является главой всех бед ». Нам необходимо смотреть на мир другими глазами и по-другому его оценивать. Мы не придаем значения тому, что может лишить нас вечного счастья. Казалось бы, человек всю жизнь совершает богослужение, посещает мечеть, выплачивает закят, постится, совершает хадж и готов встретиться с Аллахом, но оттого, что он не поддерживал родственные узы, все его деяния окажутся тщетными и он попадет в Ад. В чем же смысл нашего богослужения и всей жизни? Не пора ли нам забыть все обиды, укоры и пожать друг другу руки, следуя примеру внуков Посланника Аллаха (с.а.с.)? Да поможет нам Всевышний первыми подойти, попросить прощения и пожать руку своим родственникам, если есть среди нас такие. Амин.

статья опубликована в номере: 20 (537) / от 15 октября 2017 (Мухаррам 1439)

Так как вряд ли кто-то знает человека лучше, чем его сын, мы решили обратиться к одному из сыновей Идриса-хаджи, Юнусу. Он рассказал: «Обучение отцу доставалось очень тяжело. Он рассказывал, что для изучения знаний его отправили в село Муни Ботлихского района. Понимая, что у родителей нет возможности помогать ему, он нанимался копать землю и на полученные деньги покупал книги. На еду почти ничего не оставалось, и одну лепёшку он иногда растягивал на неделю. Дедушка рассказывал, что когда поехал к сыну и увидел его, то не мог сдержать слёз.

Учился он во многих местах, стойко перенося трудности. Учился сам, затем учил детей, старался помогать людям. Мама ему во всём помогала. Один ученик рассказал, что когда он в очередной раз пришёл на урок, то увидел маму лежащей на диване, она болела. Видя её состояние, он хотел уйти, но она сказала: «Заходи, сынок, если ты уйдёшь из-за меня, то я не прощу этого себе».

В 1989 году он переселился в город. Работал помощником имама, а в 1992-1993-х годах его назначили имамом. Все знают, что, какие бы тяжёлые времена ни были, его главной целью было объединение и братство народа. Он никогда не разделял людей и при разговоре обращался только со словами «братья по вере».

До поездки в хадж он болел уже два месяца. Я попросил его обратиться к врачу, так как он сильно ослаб и похудел. Когда ему косвенно, без подробностей, сообщили о серьёзной болезни желудка, он решил отправиться в хадж, сказал, что попрощается там, а по возвращении и здесь. Я не стал перечить ему. После возвращения из хаджа, будучи уже в тяжёлом состоянии, он пришёл в мечеть, чтобы со всеми попрощаться. На следующее утро позвонила его жена и сказала, что отцу очень плохо. Я вызвал «скорую помощь», но он сказал, что при этой болезни не требуется помощь, и попросил поблагодарить медиков и отправить их обратно. Затем он произнёс слова завещания, прочитал суру «Ясин» и ушёл на тот свет». Когда мы спрашивали прихожан мечети об Идрисе-хаджи, все отзывались о нём очень хорошо, с благодарностью.

Так, один из них, Магомед Шарипов, сказал: «Он был очень хорошим, отзывчивым человеком, старался всем помочь, со всеми находил общий язык. Я уже давно переселился в Махачкалу, все эти годы посещал эту мечеть и могу с уверенностью сказать, что Идрис-хаджи очень достойно и ответственно выполнял свою работу. Мечеть посещают разные люди, и он ко всем обращался одинаково. Пусть Аллах ﷻ сделает его обитателем Рая».

Другой прихожанин, Мухтар Магомедов, тоже тепло отозвался о своём имаме: «Идриса-хаджи, да помилует его Аллах ﷻ, я знал более 20 лет. С его назначением имамом мечеть стала обновляться. Такого минбара раньше в ней не было. В прежние времена тому, кто хотел помолиться, приходилось искать мечети. Когда они стали открываться, он говорил: «Мечеть мы не заберём с собой, заберём деяние, совершённое нами, поэтому помогайте кто чем может - за помощь, оказанную кому-либо здесь, вам будет вознаграждение на том свете». Сейчас есть все условия для прихожан

Обучают детей, работают медресе. У меня с ним были дружеские отношения, он мне всегда говорил: «Будь постоянен в выполнении обязательного, после него облегчится и другое». Сам он был знающим человеком, отвечающим чётко и понятно спрашивающему, человеком, который направлял на истинный путь. Когда он читал проповедь, все с восхищением смотрели и слушали его». Понимание чужих проблем и нюансов души - редкое качество, присущее лишь отзывчивым людям, каким и вспоминают имама его прихожане, говоря, что, для того чтобы проявить отзывчивость, недостаточно не совершать плохих поступков, напротив, необходимо оказывать помощь. И не только тогда, когда о помощи просят, а тогда, когда очевидно, что она необходима. «При общении он всегда улавливал просьбу о помощи без слов. Откликнуться на такую просьбу может не любой. Ведь только истинно верующий и отзывчивый человек может бросить собственные дела и ринуться на помощь.

В своих проповедях Идрисхаджи всегда призывал мусульман к единению. Активно призывал верующих не разделяться и следовать за знающими», - отмечают прихожане. Сын Идриса-хаджи, Юнус, в разговоре отметил, что перед уходом в мир иной отец позвал его и завещал следовать за Муфтием Дагестана, подчеркнув, что он является из числа авлия Всевышнего, в чём нет сомнений.

«Если ты ищешь довольства отца, то ищи это довольство через довольство шейха Ахмада-афанди», - сказав это, мой отец покинул этот мир. Говоря о покойном, заместитель Муфтия РД Ахмад Кахаев отметил, что встретил Идрисахаджи в этом году на священных землях Мекки и Медины при совершении обрядов хаджа. «Беседуя с ним, мы долго обсуждали духовно-просветительскую работу в регионе. В связи с этим он выразил благодарность Муфтияту республики за поддержку и внимание, оказанные мечети, а также особо отметил слаженную работу духовенства под руководством Муфтия Дагестана шейха Ахмада-афанди».

Все мы от Аллаха ﷻ, и к Нему наше возвращение. Коллектив редакции газеты «Ас-салам» выражает глубокие соболезнования родным и близким, всем мусульманам региона в связи с уходом в мир иной известного дагестанского учёногобогослова современности, имама одной из крупных мечетей Республики Дагестан Идриса-хаджи Исрапилова. Все мы скорбим и обращаемся ко Всевышнему Аллаху ﷻ с молитвами принять душу, вернувшуюся к Нему, одарить Своей Милостью и наделить его благами жизни вечной. Желаем родным и близким крепости сил и стойкости духа. Хорошим человеком был Идрис-хаджи, да смилуется над ним Аллах ﷻ и сделает его обитателем Рая! Амин!

МУХАММАДАРИФ КУРБАНОВ