Некрасов я у двери гроба. Николай Алексеевич Некрасов. я у двери гроба!…. «О Муза! » Некрасов

О Муза! Я у двери гроба!
Пускай я много виноват,
Пусть увеличит во сто крат
Мои вины людская злоба —
Не плачь! завиден жребий наш,
Не наругаются над нами:
Меж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь
Живому, кровному союзу!
Не русский — взглянет без любви

На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу…

Анализ стихотворения «О Муза! Я у двери гроба!» Некрасова

Стихотворение «О муза! Я у двери гроба!» (1877 г.) считается последним произведением Некрасова, написанным им накануне смерти. Великий гражданский поэт действительно обращается к главному источнику своего вдохновения с предсмертными словами. В какой-то степени стихотворение можно считать поэтическим завещанием Некрасова.

Произведение подводит общий краткий итог размышлениям поэта над своей жизнью и поэтическим призванием. Ранее Некрасов уже достаточно полно изложил свои взгляды в стихотворении «Муза» (1852 г.).

Умирающий поэт (Некрасов в последние годы жизни сильно болел и предчувствовал свою близкую смерть) в качестве последнего собеседника выбирает свою Музу, которой всегда был верен. Он честно признается ей в том, что был «много виноват». Хотя, как считал сам Некрасов, его вина состоит в том, что он недостаточно заботился о крестьянстве в практическом плане. Главным оружием поэта в борьбе против несправедливости являлись его смелые и обличительные произведения. За это Некрасов на протяжении всей жизни подвергался яростным критическим нападкам, даже со стороны своих собратьев по перу. Он предчувствует, что «людская злоба» значительно приукрасит все его невольные прегрешения, чтобы опорочить имя защитника простого народа.

Некрасова не пугает такая безрадостная перспектива. Он не сдается и обращается к Музе со словами: «Не плачь!». Непонимание современников — обычное явление, сопутствующее всем передовым идеям. Поэт уверен, что его поэтическое творчество все же нашло отклик в «честных сердцах». Благодаря этому существует «кровный союз» людей, которые любят свою несчастную Родину и мечтают добиться торжества добра и справедливости.

В финале произведения Некрасов прямо указывает на национальный характер своего творчества. Иностранец («не русский») никогда не сможет понять и прочувствовать собственным сердцем все страдания русского народа. Муза Некрасова — это не прекрасная и нежная девушка, вдохновляющая поэтов воспевать любовь и цветы. Его Муза — это «бледная», «кнутом иссеченная» до крови крестьянская женщина, вся вина которой состоит лишь в том, что она не принадлежит высшему сословию.

Некрасов слишком критично относился к собственной деятельности. Его творчество вдохновило многих людей и пробудило огромный интерес к бедственному положению простого крестьянства. Измученная Муза поэта заслужила свое право на существование в русской поэзии.

«О Муза! Я у двери гроба!» Некрасов

«О Муза! Я у двери гроба!» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «О Муза! Я у двери гроба! » написано в 1877 г. Оно считается последним стихотворением Некрасова, по воспоминаниям его родной сестры. Стихотворение - жизненный итог и поэтическое завещание писателя. Опубликовано оно в «Отечественных записках» № 1 за 1878 г.

В последние годы жизни писатель тяжело болел. Чувствуя скорую кончину, он обращается к любимому образу свой поэзии - Музе.

Литературное направление и жанр

Стихотворение нужно рассматривать в контексте всего творчества Некрасова как поэта-реалиста. Оно играет ту же роль в творчестве Некрасова, что и стихотворение «Памятник» в творчестве Пушкина, а также другие стихотворения-памятники (Горация, Державина). В стихотворении «О Муза!..» Некрасов делает вывод о роли поэта и поэзии, о значении собственной поэзии в жизни общества. Стихотворение относится к жанру гражданской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из трёх строф. Некрасов не разделяет их пробелами, да они и неотделимы одна от другой, потому что ни первая, ни вторая строфа не заканчивают предложения, которое продолжается в следующей строфе. Такой приём делает монолог непрерывным. Лирический герой как будто торопится сказать всё до конца, успеть высказаться.

Стихотворение можно разделить на три смысловых отрывка. В первом лирический герой кается перед Музой - аллегорией творчества поэта. Во второй части лирический герой подбадривает свою Музу, соединяет себя с ней, ассоциируя своё творчество с источником этого творчества.

В третьей части Некрасов описывает Музу. Он противопоставляет отношение к Музе (творчеству) русского и нерусского сознания. Темы, поднятые революционным демократом Некрасовым в творчестве, неинтересны и несимпатичны для иностранца: народная жизнь вместе со всеми её страданиями.

Тема стихотворения «О Муза!..» - народное признание творчества поэта.

Основная мысль: Муза Некрасова близка русскому народу.

Тропы и образы

Образ Музы - лейтмотив творчества Некрасова. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом» Музу лирический герой называет родной сестрой молодой крестьянки, которая молча сносит избиение кнутом. Ещё в молодости Некрасов определяет приоритеты своего творчества: близость к народу и готовность терпеть страдания (Некрасов немало пострадал от цензоров). Образ Музы возникает и в других стихотворениях поэта. В одном из поздних Некрасов говорит о Музе: «Сестра народа - и моя». Последнее стихотворение подводит итог поэтической деятельности поэта. Тот, кто не понимает русского народа (не русский) далёк от темы народных страданий, а значит, не любит «бледную, в крови, кнутом иссеченную Музу». Эпитеты, описывающие Музу - метафорические характеристики творчества.

Зато честные сердца соединены с поэтом живым, кровным союзом (эпитеты), который долго не порвётся. То есть писатель долго будет интересен своему народу. Это перекличка с пушкинским: «И долго буду тем любезен я народу».

Эпитет кровный отсылает к цитате из другого стихотворения о роли поэта и поэзии: «Дело прочно, когда под ним струится кровь» («Поэт и Гражданин»). Кровный союз - это союз единомышленников, занятых одним благородным делом.

Стихотворение начинается с обращения к Музе и метафорического поэтизма «у двери гроба». Ожидая смерти, лирический герой кается перед Музой. Некрасов видел предназначение поэта в том, чтобы служить народу. Он просит прощения, очевидно, за те компромиссы, на которые приходилось идти с цензурой, или за отход от народной тематики в творчестве.

Некрасов знал, что у него много недоброжелателей. Он сталкивался с ними и как поэт, и как редактор «Современника», в конце концов, закрытого. Эту мысль он передаёт с помощью метафоры: людская злоба увеличит его вину «во сто крат».

Лирический герой просит Музу не плакать. Он не разделяет себя и своё творчество. Судьба и поэта, и его стихов завидна: «Не наругаются над нами». Поэт будет в почёте, пока есть сердца, которым близки его стихи. Некрасов на пороге смерти утверждает дело своей жизни: донести до русского народа идеалы правды и гуманизма.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка кольцевая.

Муза Некрасов анализ стихотворения по плану

1. История создания . Творчество Н. А. Некрасова вызывало неоднозначную оценку современников.

Революционные демократы восхищались его стихотворениями, представители т. н. "чистого искусства" относились к нему с пренебрежением, реакционеры подвергали яростной критике.

Некрасову принадлежит большое количество "оправдательных" произведений, в которых он объясняет свое понимание сущности и назначения поэзии. К ним относится стихотворение "Муза" (1852 г.).

2. Жанр произведения - гражданско-философская лирика.

3. Основная тема стихотворения - размышления поэта над источниками своего вдохновения. Некрасов обращается к традиционному для поэзии образу Музы. Но он с самого начала отрекается от классического образца. Нелегкое детство под тиранией отца, юношеская бедность привели к тому, что поэту явилась не "поющая и прекрасная" дева, а "скорбящая и болящая" Муза, напоминающая измученную крестьянскую женщину.

Некрасов в достаточно раннем возрасте впервые обратил внимание на несправедливые страдания простого народа. Убогая и печальная судьба крестьянства произвела большое впечатление на чуткую душу поэта. Борьба за улучшение положения крестьян стала его призванием на всю жизнь. Поэтому приливы вдохновения Некрасов сравнивает с жалобной песнью и стонами. В эти причитания вплетается и "разгульная песня", напоминающая о широкой душе русского народа.

Посещающая Некрасова Муза "гармонии волшебной не учила". В ее песнях сочетались "проклятья, жалобы, бессильные угрозы". Собственная нелегкая судьба поэта подтверждала все обвинения Музы, призывавшей "начать упорный бой". При этом Муза поэта изначально "любящая и нежная". Дух мщения и жестокости налетает порывами, когда уже невозможно совладать с возмущением от царившей повсюду несправедливости. Каждый такой яростный порыв сменяется "божественно-прекрасною минутой" христианского смирения и всепрощения.

Образ "непонятной девы" у Некрасова тождественен загадочной русской душе. По этому поводу существует поговорка: "Из нас, как из древа, - и дубина, и икона". Некрасов утверждает, что с этой скорбной Музой он с детства связан "прочным и кровным союзом". Она научила его четко различать добро и зло, сочувствовать человеческим бедам и страданиям, а самое главное, - благословила поэта на его нелегкий путь обличения несправедливости.

4. Композиция стихотворения последовательная.

5. Размер произведения - шестистопный ямб с преобладающей парной рифмовкой.

6. Выразительные средства . Некрасов использует большое количество положительных ("прекрасные", "любящей", "божественно-прекрасной") и отрицательных ("безумном", "плачущей", "ожесточенный") эпитетов. Описание Музы построено на разнообразных метафорах ("подругой любящей","печальной спутницы... бедняков") и олицетворениях ("играла бешено... колыбелью", "шептала надо мной"). В основе стихотворения лежит противопоставление между классической (пушкинской) и реалистической (некрасовской) Музами.

7. Главная мысль произведения заключается в том, что в тяжелые для родины годы поэт обязан забыть об эфемерном счастье и идиллии и посвятить свое творчество всем безвинно страдающим и униженным.

Николай Алексеевич Некрасов

О Муза! я у двери гроба!
Пускай я много виноват,
Пусть увеличит во сто крат
Мои вины людская злоба —
Не плачь! завиден жребий наш,
Не наругаются над нами:
Меж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь
Живому, кровному союзу!
Не русский — взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу…

Николай Некрасов

Согласно свидетельству родной сестры Некрасова Анны Буткевич, стихотворение «О Муза! я у двери гроба!..» — последнее произведение, написанное Николаем Алексеевичем перед самой смертью.

Анна Буткевич

Неудивительно, что в нем затрагивается тема поэта и поэзии. Именно она была важнейшей для Некрасова в течение всей жизни. Одно из первых ее упоминаний встречается в небольшой зарисовке 1848 года «Вчерашний день, часу в шестом…». В этом стихотворении лирический герой рассказывает о том, как во время прогулки по Сенной площади в Петербурге увидел картину избиения кнутом молодой крестьянки. В последних двух строках он назвал Музу родной сестрой той несчастной женщины. Удивительным образом переплетаются два некрасовских стихотворения, написанных с промежутком почти в тридцать лет. В произведении «О Муза! я у двери гроба!..» транслируется сходная мысль. Некрасов характеризует Музу следующими словами: «бледная», «в крови», «иссеченная кнутом».

Естественно, совпадение, описанное выше, неслучайно. Музу свою Николай Алексеевич сравнивал с крестьянкой, подчеркивая народность собственных стихотворений. Кроме того, он имел в виду трудности, с которыми сталкивался на протяжении всего творческого пути. В разное время критики и официальная цензура находили множество поводов для гонений на Некрасова. Например, после реформы 1861 года его обвиняли в устаревшем подходе к проблемам крестьян. Якобы простой народ начал жить хорошо, а знаменитый литератор почему-то упорно продолжает сокрушаться о его нелегкой доле. Не раз критиковали Некрасова и за преданность социальной тематике. Даже Фет, редко участвовавший в различных публичных полемиках, отказывался считать Николая Алексеевича из-за этого истинным поэтом.

В стихотворении «О Муза! я у двери гроба!..» есть отсылка к еще одному произведению Некрасова - «Муза» (1852). В нем поэт в очередной раз подтверждает верность своей Музе - выразительнице народных чаяний. Союз с ней Николай Алексеевич называет «прочным и кровным». В последнем стихотворении эта мысль несколько видоизменена. Муза становится связующим звеном между поэтом и «честными сердцами». Место прилагательного «прочный», относящегося к союзу, занимает определение «живой». При этом Некрасов не отказывается от эпитета «кровный». Союз с «честными сердцами» необыкновенно важен для Николая Алексеевича. Он служит своеобразным ключом к бессмертию. Поэт жив, пока народ помнит его творчество, пока находит лирика отклик в людских душах.

В начале стихотворения герой говорит, что он «много виноват». Мотив вины стихотворца перед Музой, перед народом не единожды встречается у Некрасова. Николай Алексеевич часто раскаивался, что свой талант направлял не в то русло. Как правило, имеются в виду его произведения, написанные не повелению Музы, а для поддержания существования журнала «Современник», во главе которого он стоял на протяжении почти двадцати лет.

Среди либерально настроенных людей второй половины девятнадцатого столетия творчество Некрасова пользовалось огромной популярностью. Несмотря на это, современники не смогли в полной мере оценить лирику Николая Алексеевича. Столь важная задача легла на плечи литературоведов века двадцатого. Вполне очевидно, что порой Некрасов слишком увлекался остросоциальной тематикой в ущерб художественной ценности стихотворений. Он и сам это прекрасно понимал, прося не включать некоторые свои произведения в сборники. Тем не менее, новизна и оригинальность слога Николая Алексеевича оказали огромное влияние на русскоязычную поэзию.

Самым популярным поэтом 70-х годов 19 века, по признанию многих исследователей и критиков, был Н.А. Некрасов. В своем творчестве он ставил проблемы, волновавшие не одно поколение поэтов: назначение поэта и поэзии, гражданские мотивы, проблема общечеловеческих идеалов.

Его творчество иногда называют «поэтической исповедью», в которую неизменно вплетаются строки, исполненные гражданского пафоса. Неудивительно, что именно к читателю-гражданину, читателю-другу, к Музе обращается поэт на пороге смерти, надеясь на поддержку. Он надеется на понимание единомышленников в служении народу.

Стихотворение «О Муза! я у двери гроба…» при первой публикации в «Отечественных записках» 1878 года сопровождалось примечанием: «Это стихотворение, по свидетельству сестры покойного, А.А. Буткевич, было последним, которое он написал». Поэтому многие исследователи творчества Некрасова склонны расценивать его «последнее слово» как своеобразное завещание. Что же волнует поэта "у двери гроба»?

Поднимая тему назначения поэта и поэзии, Некрасов использует традиционный прием обращения к Музе в значении «поэзия». Но в данном случае Муза обозначает еще и непосредственно творения известного поэта. Знаменательно то, что сам Некрасов не мыслит себя отдельно от своего творчества. Он и его произведения – единое целое. Это подчеркивает местоимение «наш»:

…завиден жребий наш,

Не наругаются над нами.

Поэзия для Некрасова – это та нить, которая соединяет его с народом, и эта связь вечна:

Меж мной и честными сердцами

Порваться долго ты не дашь

Живому, кровному союзу!

Неслучайны в данном случае эпитеты: «живому, кровному союзу». Настоящий поэт жив до тех пор, пока память о нем живет в сердцах народа. А так как «поэт» и «его произведения» - это, в понимании Некрасова, синонимы, неделимое целое, то «союз» всегда будет «живым». Ведь творения поэта бессмертны.
Под «кровным союзом» поэт имеет в виду родственный союз. Этот союз возможен лишь с «честными сердцами», то есть с людьми, понимающими свое истинное призвание – «быть гражданином».

Пускай я много виноват,

Пусть увеличит во сто крат

Мои вины людская злоба…

Не плачь! завиден жребий наш,

Не наругаются над нами…

Почему же он говорит: «завиден жребий наш»? Видимо, потому, что, если поэт смог взволновать своим творчеством умы и сердца людей, подвигнуть их к спорам, – это уже большая заслуга. Это уже признание как «честными сердцами», так и теми, кто источает злобу. Примечательно и слово «наругаются». Форма этого глагола выражает длительность действия. Следовательно, такие споры, положительные и отрицательные высказывания будут длиться долго, не одно и не два поколения.

Последнее стихотворение Некрасова представляет собой монолог, точнее, скрытый диалог с Музой. Именно с обращения к ней он начинает свое произведение и упоминанием о ней заканчивает его. Некрасов так описывает свою Музу:

…На эту бледную, в крови,

Кнутом иссеченную Музу…

Поэзия в России переживала разные периоды: взлеты и падения. Многие поэты подвергались гонениям, ссылкам за свои произведения. Зачастую их творения не доходили до широких масс, так как цензура накладывала запрет на издание. Ведь известно, что поэзия намного глубже затрагивает струны человеческой души, нежели проза. Именно поэтому Некрасов рисует такой яркий образ Музы: «бледная, в крови, кнутом иссеченная». И только русский человек способен понять этот образ. Не случайно автор говорит:

Не русский – взглянет без любви…

Без любви, без трепета невозможно смотреть на русскую поэзию, зная историю ее развития. Именно это и хотел сказать Некрасов своим читателям «у двери гроба». С одной стороны, он утверждает бессмертие поэзии. С другой – это скрытое обращение, призыв к поэтам-соратникам продолжать свой тернистый путь, несмотря на все препятствия.

Этим стихотворением Некрасов подводит итог своему творческому пути. Если бы выпала такая возможность, он повторил бы его от начала до конца. Поэт – это не профессия, это состояние души, жизненный путь.

Повесть А. И. Куприна «Поединок» развивает тему о состоянии русской армии на период начала XX в. Писатель начал свою повесть в 1902 г., но вплотную занялся ей в 1904 г. (по другим источникам - в 1905 г.). Это было время войны России с Японией, кроме того, скоро должна была грянуть первая русская революция. Тему повести можно определить словами ее главного героя - подпоручика Ромашова: «Каким образом может существовать сословие, - спрашивал себя Ромашов, - которое в мирное время, не принося ни одной крошки пользы, поедает чужой хлеб и чужое мясо, одевается в чужие одежды, живет в чужих домах, а

Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» является одним из самых известных произведений русской литературы. Действие романа разворачивается в конце пятидесятых годов XIX века. В это время Россия стояла на пороге больших преобразований. Общество раскололось на два противоборствующих лагеря: либералов и революционеров-демократов. И те, и другие понимали необходимость проведения реформ, но по-разному относились к их осуществлению. В результате неизбежно возник конфликт между двумя политическими течениями России. Выразителем идей разночинцев-демократов в романе является Евгений Базаров. Ему противопостав

Не секрет, что Валентин Распутин был очень привязан к русской земле. Свое творческое кредо он формулирует так: «...защищать совесть, веру и красоту», но стремление это очень тесно в его произведениях привязано к отече­ству, к русскому народу. Красоту Валентин Григорьевич видит и в человеке, и в его внутреннем мире, и, конечно же, в природе. Достаточно тяжело среди его литературно­го наследия найти произведение, в котором, несмотря на тему или сюжет, не делался бы акцент на красоте (под­час довольно суровой) и величии окружающей природы. Его идея, авторский призыв всегда одинаково понятны в люб