Коучинг: что это такое, виды. Технологии и методы тренингов по развитию и достижению целей. Что такое коучинг простыми словами, как он работает, и, чем отличается от обычного тренинга Приемы коуча

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Ответить на вопрос, что такое коучинг, совсем не сложно, ведь он объединил все известные техники, принципы и подходы, направленные на всестороннее развитие личности.

При этом он не повторяет ни одну из существующих методик, а предлагает принципиально новый подход к максимально полному раскрытию потенциала конкретного человека.

Одно из лучших определений коучинга дано педагогом-теоретиком Гарвардского университета Тимоти Гелвеем:

коучинг не учит, а помогает учиться.

Эта технология позволяет правильно расставить приоритеты в жизни, определить достойные цели и достичь их.

История возникновения коучинга

Термин коучинг (coaching) пришёл из английского языка, где он соответствовал процессу подготовки студента к сессии (в буквальном переводе означает «тренировка» , а коучер — соответственно, тренер).

На сленге Оксвордского университета коучем (coach) именовали человека, помогавшего готовиться к экзаменам. Важно, что не обучающего, а только помогающего готовиться к сдаче.

Сам английский термин coach образован от названия венгерского коча – конной коляски. Значит можно сказать про коучинг, что это такое средство, которое помогает человеку быстрее двигаться в пути к намеченной цели.

Позже термин коуч пополнил спортивный лексикон, а сегодня им обозначают специалистов, работа которых связана с наставничеством, консультированием и инструктированием.

Как профессия коучинг сформировался в 90-х годах ХХ века, после чего он стал охватывать все сферы человеческой деятельности. Профессиональное проходит и консультаций , основанных на:

  1. работах Дэниела Гоулмена об эмоциональном интеллекте;
  2. сократовских методах ведения диалога;
  3. методических наработках ведущих спортивных тренеров.

Обязательно следует обратить внимание на прямую связь достигаемых коучингом результатов с физическим и психическим здоровьем человека, поэтому рекомендации опытных тренеров обязательно учитываются опытными коучами.

Что это такое простыми словами

Максимально полно суть этого направления в формировании лидера определил Тимоти Гелвеем

– это достижение максимальной эффективности человека путём полного раскрытия его внутреннего потенциала.

Именно формирование мышления, направленного на использование заложенных в человеке способностей, можно считать основной целью коучинга. Это отличает его от наставничества, менторства и других методик.

Ниже приведены очень простые и понятные определения коучинга, каждое из которых раскрывает его суть, но с разных точек зрения:

Очень хорошо сформулировано это понятие в книге «Эффективный coaching» Майлза Дауни:

«Коучинг — это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека».

Обратите внимание на то, что профессионал никогда не предлагает готовых решений или методик, даже если они ему известны. Именно пробуждение в обучаемом человеке его внутренних способностей и дарований можно считать основной задачей, для решения которых приглашают коучей (использовать могут методы из психологии, например, ).

Эффективность профессиональной деятельности коуча определяется его способностью направить беседу в нужное русло путём формулирования вопросов, подталкивающих обучаемого к принятию решений. Клиент должен сам сформулировать цель и сам найти оптимальный путь её достижения, а иначе цель тренинга не достигнута.

Основные типы коучинга

Методика активации внутреннего потенциала настолько эффективна, что применяется во всех областях человеческой деятельности. Сегодня основными направлениями являются:

  1. лайф-коучинг – улучшающий жизнь клиента во всех проявлениях. Он особенно эффективен с людьми, занимающими активную жизненную позицию, но по каким-то причинам не находящим решения в сложной ситуации. Это не возможность переложить ответственность за выбор решения на коуча, а получение исключительно методической помощи;
  2. административный коучинг – направлен исключительно на руководителей крупных компаний, которые принимают ответственные решения. Особенность работы руководителя в том, что на управляемом предприятии он не имеет права быть некомпетентным в любом вопросе. Проблемы он должен решать с незаинтересованным специалистом в условиях строгой конфиденциальности;
  3. бизнес-коучинг – является разновидностью административного, но охватывает специалистов, подотчётных высшему руководству. Как правило, обучаемые имеют широкие полномочия по реализации принятых решений, но только после одобрения и проверки руководителем.

Эти виды охватывают все основные направления работы современных коучей. Существует и множество других направлений, но именно в бизнесе эффективность работы с коучем приносит осязаемый результат, часто выражающийся огромными суммами прибыли.

Очень интересен спортивный коучинг . Здесь достижения наставника могут быть намного скромнее, чем у обучаемого. При этом он помогает правильно поставить цель и определяет методы её достижения.

Физические данные в спорте значат многое, но опыт наставника позволяет существенно сократить путь к достижению рекордных результатов. В бизнесе всё точно так же.

Эффективность работы коуча

Всё чаще собственник предприятия или его руководитель выбирает для повышения эффективности работы коучинг потому, что такое решение позволяет максимально полно использовать потенциал его ведущих специалистов.

Индивидуальные или групповые занятия с руководителями высшего звена призваны не столько решать текущие задачи, сколько намечать новые цели и разрабатывать стратегию их достижения. Эффективность проведённых тренингов и сессий определяется просто и ясно: результат достигнут или нет.

Важным является осознание того факта, что ответственность за процесс ведения коучинга лежит на коуче, но за полученный результат полную ответственность несёт именно клиент.

Если клиент занимает максимально активную позицию в постановке целей и поиске решений, то результат будет достигнут. Чтобы оказать максимально возможную помощь заказчику в процессе работы коуч должен обладать определёнными качествами , основными из которых являются:

  1. коммуникабельность и терпимость, без чего невозможно объективно оценить собеседника и принять его проблему;
  2. хорошее понимание процессов, происходящих на конкретном предприятии и в данной отрасли в целом;
  3. психологической совместимостью с обучаемым, без чего эффективного сотрудничества не получится.

Заказчик должен быть уверен, выбирая коучинг, что это мероприятие принесёт прибыль. Обучаемый должен быть морально, физически и психологически готов работать над повышением своего потенциала.

Если ответной реакции со стороны обучаемого не будет, то тренинг не сработает:

Задача коуча помочь раскрыть скрытые возможности человека, но захотеть это сделать он должен сам. Вкладывать большие деньги в проведение коуч-сессии можно только в том случае, если руководитель осознал суть требующей решения проблемы или необходимость в определении новых целей.

— это не работа над ошибками , а создание оптимальных условий для активизации всех заложенных в человека природой возможностей.

В процессе работы создаётся доброжелательная обстановка для беседы, в которой ученик:

  1. САМ формулирует задачу;
  2. САМ ищет оптимальное решение;
  3. САМ определяет этапы реализации.

Итого

Хороший коучинг — это что-то такое, чего нельзя достичь в одиночку. Такой метод совместного поиска решений самых трудных задач не только эффективен, но и важен для формирования твёрдой уверенности в своих силах у руководителя.

Практически решение всплывает само, но при очень тонком взаимодействии с коучем. При этом прошедший тренинг специалист имеет право заявить об авторстве найденного решения проблемы, что тоже очень важно.

Независимо от полученного результата, коуч-сессия укрепляет уверенность человека в собственной уникальности и талантливости.

Как правило, коучей нанимают для тех, кто уже доказал свою способность эффективно решать сложные технические, технологические или организационные задачи, но нуждается в лёгком толчке для более полного раскрытия своих возможностей. Чем выше ранг обучаемого, тем больше он нуждается в непредвзятой оценке своих достижений и помощи в поиске путей дальнейшего личностного роста.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое тренинг - в чем преимущество перед семинарами и лекциями, отличия от курсов и коучинга Что такое смелость и каковы ее проявления - портрет смелого человека и как развить в себе это качество Что такое оффер и как его правильно создать Презумпция невиновности - что это такое на бумаге и в жизни Что такое дискуссия Сила воли - что это, понятие воли в психологии и как ее развить Что такое компромисс Прецедент - что это в обычной жизни и судебной практике Резолюция: что это и какие функции она выполняет в обществе Что такое амбиции и амбициозность - это хорошо или плохо, и можно ли стать амбициозным человеком Что такое мотивация

В этой статье я хочу пролить свет на тему коучинга, так как на постсоветском пространстве собралось очень много неоднозначной информации о коучинге и коучах. Одни люди попали к правильным коучам и очень довольны результатом, в то время как другие попали к шарлатанам и поняли, что просто потеряли деньги.

Кроме того, я дам вам несколько инструментов, чтобы вы на себе ощутили, что такое коучинг.

В этой статье я расскажу:

  • Кто такой коуч (история, определение).
  • Отличие коуча от психолога, тренера, консультанта.
  • Как отличить коуча от шарлатана.
  • По каким вопросам клиенты обращаются к коучу.
  • Чем может быть полезен коуч клиенту.
  • Как выглядит обычная коучинговая сессия.
  • Сколько может зарабатывать коуч.
  • Может ли коучинг быть полезным для вас.
  • Можете ли вы стать коучем.
  • Что нужно, чтобы стать коучем.
  • Мой путь коуча: как я им стал и что мне это дало.

Уверен, что мои мысли покажутся вам объективными, так как, с одной стороны, я сертифицированный коуч, а с другой стороны - коучинг не является источником моего дохода, так как моя основная работа - управление персоналом на крупнейшем украинском телеканале. Кроме того, я сам нанимаю коучей для развития сотрудников компании и вижу разных представителей этой профессии.

Уже несколько лет я сертифицированный коуч. Когда я говорю окружающим о том, что я коуч, мне задают постоянно одни и те же вопросы:

  • Кто такой коуч? Это что, тренер личностного роста?
  • А как ты работаешь с клиентами? Ты, наверное, даёшь им советы?
  • Правда ли, что клиенты за одну коуч-сессию платят 100 долларов?
  • И ты правда только задаёшь вопросы?

У всех давно на слуху слово «коуч». У каждого из нас при слове «коуч» возникают разные ассоциации. Кто-то представляет себе тренера личностного роста, кто-то психолога, кто-то шарлатана-инфобизнесмена, а кто-то, может, и заядлого НЛПера.

Конечно, всё это не имеет никакого отношения к коучингу. Просто все эти люди в своё время уловили тренд популярности коучинга и начали среди прочих регалий приписывать себе новомодное слово «коуч».

Настоящие коучи вообще ничему не учат.

Но все, наверное, сойдутся в одном: коучи хорошо зарабатывают. И это действительно правда. Коучинговая сессия даже у начинающего коуча стоит уже 50 долларов, а вот опытные коучи берут от 100 до 200 долларов. Но есть и такие, которые могут брать 500 или даже 1 000 долларов, но это обычно очень известные коучи, которые работают с собственниками бизнеса, и эта работа ограничивается либо серией интенсивных коуч-сессий, между которыми пауза в 6–12 месяцев, или, наоборот, эпизодическими встречами один раз в месяц.

Но что самое поразительное - настоящие коучи (а кто такой настоящий коуч, я расскажу ниже) вообще ничему не учат. Они не говорят, какие решения принимать, не заставляют работать лучше или больше. И что не менее поразительно, они говорят с клиентом не о его прошлом, а, как правило, о будущем.

Так за что люди, которые задают вопросы о будущем, получают тысячи долларов от своих клиентов?

Попробуем разобраться. Начнём с определения.

Что такое коучинг?

Официальная версия:

Коучинг (англ. coaching - обучение, тренировки) - метод консультирования и тренинга, отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч не даёт советов и жёстких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом.

Моя версия:

Коучинг - это особый вид работы коуча с клиентом, благодаря которому клиент добивается выдающихся результатов быстрее, радостнее и проще, чем он сам бы работал над их достижением.

Немного истории

ТИМОТИ ГОЛВИ

Всё началось с Тимоти Голви, который был автором концепции внутренней игры, которая легла в основу коучинга. Впервые концепция изложена в книге «Внутренняя игра в теннис» (The Inner Game of Tennis), изданной в 1974 году. Именно эту дату и можно считать датой рождения коучинга.

Идея внутренней игры пришла ему в голову во время работы инструктором по теннису.

Противник в голове гораздо опаснее соперника по ту сторону «сетки». Задача тренера - помочь игроку устранить или смягчить внутренние препятствия. В результате проявится природная способность человека учиться и добиваться эффективности. Цель «внутренней игры» - уменьшить любое вмешательство в раскрытие и воплощение полного потенциала человека.

Тимоти Голви

ДЖОН УИТМОР

Он развил идеи Голви в применении к бизнесу и менеджменту. Джон Уитмор - британский автогонщик, один из ведущих бизнес-тренеров Великобритании, создатель популярной модели коучинга GROW.

Джон был учеником Тимоти Голви. В 2007 году получил награду президента Международной федерации коучинга (ICF), которой было отмечено признание его работы по продвижению коучинга во всём мире.

ТОМАС ЛЕОНАРД

Считается создателем коучинга в том виде, в котором мы знаем его сегодня.

Томас был консультантом по финансам. Однажды он обратил внимание, что самые успешные из его клиентов не столько просят его о консультации по финансам, сколько спрашивают личные бизнес-советы. Руководителям бизнеса и первым лицам компаний было интересно узнать, как быстро реагировать на меняющуюся экономическую обстановку, как эффективно управлять сотрудниками, а кто-то просто не мог сформулировать свои дальнейшие профессиональные цели.

Вот лишь небольшая часть достижений Томаса:

  • Основатель Университета коучей (Coach University - www.coachu.com), Международной федерации коучей (ICF), Международной ассоциации сертифицированных коучей (International Association of Certified Coaches - IAC) и проекта CoachVille.com .
  • Разработал 28 персональных и профессиональных программ.
  • Автор шести книг для коучей и 14 внутренних эксклюзивных работ для студентов Университета коучинга.
  • Среди более 28 разработанных им программ у нас очень популярна Clean Sweep.

Как развивался коучинг

  • С 70-х до середины 80-х - этап зарождения коучинга в США.
  • Середина 80-х - коучинг начал распространяться в США.
  • Середина 80-х - коучинг активизировался в Германии.
  • Конец 80-х - в Германии началось развитие персонала через коучинг.
  • Начало 90-х - в Европе и США стартовало разделение коучинга на специализации.
  • Середина/конец 90-х - в Европе и Америке коучинг активно набирает обороты.
  • С 2002 года и по сегодняшний день - фаза углубленной профессионализации.

Отличие коучинга от других видов помощи и консультирования показано на графике:

Таким образом, коучинг - это единственный способ консультирования, в котором именно клиент является экспертом, а коуч только задаёт вопросы.

Как же отличить настоящего коуча от настоящего шарлатана?

Коуч Шарлатан
Учился в сертифицированной школе
коучей (ECF или ICF) и может предъявить свой сертификат
Не учился коучингу совсем, учился по книжкам, учился у другого коуча, учился в несертифицированной школе
Вызывает доверие, не давит своим авторитетом, не навязывает услуги Не вызывает доверия, убеждает в необходимости своих услуг, использует приёмы манипулирования
Задаёт много вопросов Много рассказывает, даёт советы
На вопрос о цене даёт прямой ответ с конкретной цифрой Не называет цену, спрашивает, на какую сумму вы рассчитываете, предлагает заплатить «сколько можете»
Имеет специализацию (карьерный коучинг, лайф-коучинг, бизнес-коучинг) Готов работать с любым запросом
Может рассказать о собственном удачном опыте в выбранной сфере. Например, предлагая коучинг для руководителей, может рассказать
о своём как минимум 5-летнем опыте управления командой от 20 человек
Не может подтвердить наличие опыта в выбранной теме. Так, например, занимаясь коучингом отношений, сам не имеет партнёра

»
Отдельно хочу рассказать о «коучах», которые учились в Эриксоновском университете коучинга.

Стоит отметить, что из-за того, что Мэрилин Аткинсон потратила много лет жизни, называя своё прежнее учение НЛП новомодным словом «коучинг», сейчас многих учеников этой школы воспринимают как коучей. Я не хочу оспаривать их право называться так, как им хочется, но обязан пролить свет на этот вопрос.

Кто такой Эриксон, именем которого называют его учение:

  • Итак, Эриксон (Erickson) Милтон Хиланд (1901–1980) - один из самых популярных американских психотерапевтов XX столетия.
  • Написал более 140 работ по психотерапии . В 1923 году разработал ряд методик гипнотерапии , в том числе метод поднятия руки.
  • Эриксон - основатель и президент Американского общества клинического гипноза (American society of clinical hypnosis ), основатель и редактор журнала American Journal of Clinical Hypnosis. Регулярно проводил свои знаменитые семинары гипнотерапии и короткой прямой психотерапии .

В биографии Эриксона не указывается, что он был учеником одного из известных на то время коучей (они в списке выше). Кроме того, сам Эриксон не называл себя коучем, а свою науку - коучингом.

Но вот появилась Мэрилин Аткинсон, которая учила своих последователей НЛП. Однако на каком-то этапе начала называть себя коучем, не указывая, у кого она училась. Вот информация о ней:

  • Мэрилин Аткинсон - президент Международного Эриксоновского университета, доктор психологии, коуч, всемирно известный тренер, ученица Милтона Эриксона , известного психолога.
  • Мэрилин является автором многих работ, с 1985 года ведёт преподавательскую и консультативную деятельность в ведущих корпорациях мира, является основателем и президентом Международного Эриксоновского университета (Канада) и по сей день.
  • Мэрилин является автором книг по коучингу: «МАСТЕРСТВО ЖИЗНИ: внутренняя динамика развития», «ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ: пошаговая система», «ЖИЗНЬ В ПОТОКЕ: коучинг».

Поэтому коучи, получившие международную сертификацию, часто оспаривают право Аткинсон называть себя коучем, как и её учеников.

По каким вопросам клиенты обращаются к коучу?

Круг вопросов, с которыми клиенты обращаются к коучу, действительно очень велик. Вот некоторые из них:

  • Планирование бизнеса, бюджетирование, постановка целей.
  • Установление баланса между работой и личной жизнью.
  • Решение сложных ситуаций.
  • Достижение максимальной производительности на работе.
  • Решение бизнес- и личных проблем.
  • Принятие ключевых решений и разработка стратегий.
  • Повышение продаж.
  • Управлять своей жизнью вместо того, чтобы давать другим людям управлять мною.
  • Увеличить прибыльность моей компании по крайней мере на….
  • Убрать адреналин из моей жизни, чтобы я не выгорал.
  • Ускорить моё собственное развитие.
  • Разработать путь моего собственного роста.

Пример конкретных запросов, с которыми работал я:

  • Какое развитие карьеры выбрать.
  • Как устранить свои слабые стороны, чтобы стать маркетинг-директором.
  • Научиться управлять компанией (человек недавно стал партнёром).
  • Как поговорить с акционером о своём развитии.
  • Повышение уровня своего дохода на 50% за 6 месяцев.
  • Создание пассивного дохода в размере 200 долларов за 10 месяцев.
  • Покупка машины (не в кредит) за 1 год.
  • Карьерный рост до должности руководителя за 1 год.
  • Снижение уровня стрессов и напряжённости, чтобы работа была в кайф.
  • Найти бойфренда к концу года.
  • Обретение жизненного баланса (чтобы работа не была в ущерб другим сферам жизни).
  • Повышение уровня самочувствия и энергии.
  • Научиться управлять своим временем, определять свои возможности и эффективно определять сроки завершения задач.
  • Наведение порядка в жизни (вместо существующего хаоса).
  • Похудеть на 5 кг за 3 месяца.

Как выглядит обычная коучинговая сессия?

Обычная коучинговая сессия длится 60–90 минут. Если встречи частые, может сокращаться до 30–45 минут. Встречи обычно проходят в кафе или ресторане, а также на рабочем месте клиента (в его кабинете или переговорке). Реже клиент приезжает к коучу в офис.

Перед коучинговой сессией клиент формирует свой запрос - некое задание на время сессии. За время сессии клиенту с коучем предстоит найти решение его запроса.

Результатом коучинговой сессии является чёткое понимание клиента, что делать для достижения его цели, и план действий, обычно на неделю.

Во время сессии коуч задаёт клиенту вопросы и применяет различные коучинговые инструменты.

Типичная коучинговая сессия строится по модели GROW , которую придумал Уитмор:

  • Goal - какая у тебя цель? Чего ты хочешь добиться?
  • Reality - опиши свою ситуацию сейчас.
  • Options - какие есть варианты достижения цели? Кто может тебе помочь? Что тебе нужно? Давай проведём брейнсторминг.
  • Will - что нужно сделать для достижения цели? Какие ближайшие шаги? Когда бы ты мог это сделать?

Одна из задач коуча - поднимать планку клиента. То есть помогать клиенту ставить более высокие цели, чтобы он добивался в жизни большего.

Теперь, как и обещал, даю один из инструментов коучинга.

Это инструмент комплексной оценки жизни клиента и поиска слабых мест в ней.

Здесь 30 вопросов. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет».

А теперь посчитайте свою оценку отдельно в каждой сфере. Если сфера набрала меньше шести «да», значит, там есть проблемы. Если восемь и больше - всё отлично. Между шестью и восемью - стоило бы улучшить.

А теперь ваша цель - за 90 дней сделать так, чтобы собрать все 30 «да». Слабо? ;)

Сколько может зарабатывать коуч?

Чаще всего коуч берёт 100 долларов за коучинговую сессию.

Клиенты не обращаются разово, а покупают в среднем 5–10 коучинговых сессий (частные клиенты берут обычно пять, корпоративные - 10). В таких случаях коуч может делать скидки.

Коуч не загружен на 100% всего времени. Хорошей считается загрузка 40–60%, так как оставшееся время требуется для передвижения по городу, привлечения новых клиентов, ведения сайтов и так далее.

Многие коучи проводят тренинги, за которые в целом тоже берут около 100 долларов в час.

Возьмём обычный рабочий день человека - 8 часов. При загрузке 40% наш коуч отработает 3 часа в день. Это будет три коучинговых сессии длительностью по 60 минут. За такой день коуч заработает 300 долларов (при условии, что коуч не давал скидок).

За 20 рабочих дней коуч зарабатывает 6 000 долларов.

Это человек, который не занимается другим видом деятельности, кроме коучинга. Таких немного, но я знаю нескольких представителей.

Чаще же доход коуча колеблется в районе 3 000 –10 000 долларов.

Если коучинг не является основной деятельностью для человека и кроме него есть постоянная работа, такой коуч проводит не более одной сессии в день. И не на все 5 дней у него есть клиенты. Обычно это 3–4 дня. Что даёт 300–400 долларов в неделю или 1 200–1 600 долларов дополнительного дохода в месяц.

Есть и такие коучи, которые практикуют коучинг исключительно для поддержания своего опыта и проводят одну сессию в неделю. Что даёт 400 долларов в месяц.

Может ли коучинг быть полезным для меня?

Готов ли ты к коучингу?

Оцени от 1 до 4, где 1 - неверно, 4 - совершенно верно.

Можно рассчитывать, что я буду вовремя приходить на встречи 1 2 3 4
Я буду соблюдать договорённости и держать слово 1 2 3 4
Я хочу слушать и принимать советы от моего коуча 1 2 3 4
Я говорю прямо и обещаю моему коучу отношения «без игр» 1 2 3 4
Я сразу же скажу коучу, что не получаю желаемого результата,
если у меня появится такое ощущение
1 2 3 4
Я догадываюсь, что у меня есть убеждения, ограничивающие
моё развитие, и сейчас настало время совершить шаги
по продвижению вперёд
1 2 3 4
Я готов расширять свои рамки и заменить неэффективное
поведение более эффективным
1 2 3 4
Я полностью готов выйти на новый уровень в своей жизни 1 2 3 4
Я хочу экспериментировать с идеями и концепциями,
которые будет предлагать коуч
1 2 3 4
Я сразу же скажу коучу о том, что он пересекает мои личные границы,
и в этом случае попрошу его поменять свой подход
1 2 3 4
Я готов меняться ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС 1 2 3 4
Я знаю, чего хочу, и буду использовать коуча, чтобы достичь этого 1 2 3 4
Я полностью осознаю, что вся ответственность за результаты лежит на мне 1 2 3 4
Я хочу, чтобы коуч всегда говорил мне правду при любых обстоятельствах 1 2 3 4
У меня есть необходимые ресурсы для оплаты коучинга,
и я считаю коучинг стоящей инвестицией в мою жизнь
1 2 3 4

»
___________ общий балл

Итог:

  • 60–53. Ты очень хороший кандидат для коучинга!
  • 52–47. Ты готов. Лёгкое сопротивление сдерживает тебя. С этого можно начать коучинг.
  • 46–39. Ты в выжидательной позиции. Перед тем как начать работу, нам сначала лучше поговорить о том, почему ты думаешь о коучинге.
  • 38–0. Возвращайся, когда будешь готов принять решение. Сейчас ты не готов взять ответственность и сделать значительные изменения в жизни. Коучинг для тех, кто ГОТОВ. Сейчас, возможно, ещё не твоё время. Этот срез даёт тебе понимание, где ты находишься сейчас.

Могу ли я сам стать коучем?

Вы можете смело дать положительный ответ на этот вопрос, если сможете ответить «да» на все пункты:

  • Вы хотите помогать другим людям добиваться своих целей.
  • Готовы стать образцом для них и для этого добиваться своих целей в разных сферах жизни.
  • Готовы выделить время на обучение и базовую практику коучинга (более 100 часов).
  • У вас есть время для проведения коучинговых сессий после окончания обучения.
  • Готовы учиться, тренироваться проводить сессии в присутствии других, получать обратную связь от тренера.

Что нужно, чтобы стать коучем?

Алгоритм здесь следующий:

  1. Выберите школу, которая вам подходит по местоположению, времени проведения курсов, отзывам и имеет сертификацию ICF.
  2. Насобирайте деньги на курс (1 000–2 000 долларов).
  3. Пройдите курс обучения (в среднем 1–3 месяца интенсивных аудиторных занятий по 2–3 дня в неделю или 10–12 месяцев онлайн-занятий один раз в неделю по 60–90 минут).
  4. Начните проводить бесплатные коучинговые сессии. Нужно провести минимум 100 часов.
  5. Начните рассказывать окружающим о том, что вы стали коучем.
  6. Создайте свой сайт.
  7. Начните привлекать клиентов.

Мой путь коуча: как я им стал и что мне это дало

Изначально обучаться коучингу я пошёл совсем не для практики коучинга, а для улучшения своих навыков руководителя. Моя команда выросла с 2 до 10 человек, и нужно было научиться ими эффективно управлять. Так как все основные книги по менеджменту на тот момент я прочитал, то советы по управлению я искал в области лидерства.

Тренинги по лидерству не вызвали у меня интереса и уважения, поэтому я переключился на коучинг. Я познакомился с коучем, который рассказал и показал мне, что такое коучинг, и моё обучение началось. Учился я в Международной академии коучинга MAXIMUM (не сочтите за рекламу) у Максима Цветкова в течение 10 месяцев, каждую неделю по 90 минут в формате вебинаров.

Выполняя все домашние задания, я начал ставить себе цели, работать над их достижением и увидел эффективность коучинга как способа достижения целей (хотя хотел просто научиться управлять людьми).

Коучинг работает как волшебство: достаточно поставить перед собой цель и осознать пути её достижения, как ты автоматически начинаешь над ней работать.

По окончании курса я уже имел чёткие цели во всех сферах жизни. Кроме того, мои сотрудники заметили перемены в моём стиле управления, и наши отношения стали на порядок лучше.

Для получения сертификата мне нужна была практика коучинга, поэтому я стал коучить всех знакомых. Так получилось, что многие из них очень быстро добились своих целей. Один из моих подчинённых после месяца коучинга ушёл на более высокую должность в другую компанию с заработной платой в два раза выше. :)

Я понял, что коучинг работает как волшебство: достаточно поставить перед собой цель и осознать пути её достижения, как ты автоматически начинаешь над ней работать.

Сертификат я получил и начал неактивно коучить тех клиентов, которые приходили ко мне в основном по рекомендации. Со временем таких клиентов становится больше. Но для меня основной приоритет - это моя карьера: я хочу стать СЕО через 5 лет, поэтому коучингу я не уделяю столько времени, сколько мог бы. Для меня это, скорее, возможность заработать карманные деньги на любимые игрушки (телефон, ноутбук) на выходных.

Что мне дал коучинг:

  • Достижение ряда целей (карьера, здоровье, зарплата).
  • Опыт управления людьми в более демократичном стиле.
  • Знакомство с новыми и интересными личностями.
  • Осознание своего предназначения.
  • Более сбалансированную жизнь.
  • Улучшение взаимоотношений с окружающими.

С дополнительной информацией на тему коучинга и развития можно ознакомиться на моем сайте . :)

В числе популярных профессий коуч занимает одну из передовых позиций. Почему так происходит? В чем особенность этой специальности? Кто такой коуч? Легко ли ним стать? Какими знаниями и навыками необходимо обладать? Чем отличается коуч и тренер? Можно ли освоить эту профессию самостоятельно, либо необходимо пройти серьезную подготовку? Где и как происходит обучение коучей? Не переоцениваются ли те услуги, которые оказывают коучи? Можно ли обойтись без них? Ответы на эти вопросы содержатся в публикации.

Кто такой коуч?

Коуч - это человек, который посредством непрерывного сотрудничества помогает клиенту найти ответы внутри себя самого. Его основная роль - выработать у клиента понимание, каким образом он может реализовать поставленные задачи. Коуч помогает в достижении профессиональных, либо личных . В классическом понимании представитель этой профессии не должен влиять на принятие решений клиентом. Его задача организовать процесс таким образом, чтобы человек сам добился желаемой цели.

Это не значит, что коуч не может в некоторые моменты перенимать на себя роль ментора, когда ставится такая задача, например, во время обучения новых коучей.

Чем отличается коуч от тренера?

Еще одним близкородственным понятием к слову «коуч» можно назвать тренера. Во многом размытие границ между этими двумя профессиями обусловлено появлением коучей-самоучек, которые переквалифицировались из тренеров в новое для себя направление, не пройдя профильного обучения и применяя привычные для них методы.

Чем отличается коуч от тренера? Степенью и методами воздействия на аудиторию. Коуч должен выработать определенные психологические установки своих воспитанников, которые позволят им принимать верные решения практически интуитивно. При этом он не учит, не наставляет, не дает ответы. Тренер же выполняет больше техническую роль.

Например, он может повысить навыки сотрудников относительно бухгалтерской программы, научить рациональному применению своего времени, подсказать более эффективные приемы продаж и т.д. Он должен «разжевать и положить в рот», а коуч только стимулирует «жевательный» процесс.

Коуч не дает ответы , его основная задача – развить у человека умение самому , искать необходимые пути и решения.

Многие профессиональные сферы требуют определенных задатков , например лидерских качеств. Тогда, грани между этими специальностями стираются и работу выполняет коуч-тренер в одном лице. Он помогает лучше овладеть профессией и выработать у клиента понимание правильной стратегии поведения. Встречается и коуч-консультант, который на консалтинговой основе способствует налаживанию бизнеса или решению других вопросов.

Какими знаниями и навыками должен обладать коуч?

В отличие от тренера, коуч должен быть силен в , поскольку сферой его работы является разум и . Что такое коуч? Это психолог, мудрец, профессионал в выбранном направлении. Человек, в котором сочетается жизненный опыт с фундаментальными знаниями.

Поэтому, многие люди работают тренерами и консультантами, а вот стать коучем решаются единицы. Слишком велика и цена ошибок. Поэтому велик риск попасться в руки шарлатану. Подыскивая для себя или своей компании коуча, желательно уделить внимания этому не меньше, чем при выборе стоматолога или адвоката.

Как стать коучем?

Поскольку специальность коуча не урегулирована академической наукой и бюрократическим аппаратом, то найти специальный вуз по этому профилю невозможно. Все академии и прочие школы лицензируются такими же академиями и школами. Вот почему риск шарлатанства возникает еще на стадии обучения. Как же выбрать себе учителя или учебный центр? По конкретным делам, по отзывам учеников и клиентов, по их количеству, статусу. Также важно всегда слушать свой внутренний голос. Ведь подводит реже показных дипломов или наград.

Один из самых известных учебных центровМеждународная Федерация Коучинга (ICF), объединяющая более 24 000 профессиональных коучей из 50 стран мира. Это самая большая некоммерческая ассоциация специалистов данного профиля.

Согласно идеологии ICF , коучи должны выполнять следующую роль:

  • Стимулировать самостоятельное развитие клиента;
  • Считать его надежным и ответственным;
  • Определять те цели, которые клиент хочет реализовать;
  • Помогать ему в самостоятельной разработке необходимой стратегии.

Согласно этим принципам строится и процесс подготовки будущих коучей . Отвергать роль коуча для коучей также не верно. Никто ведь не пойдет лечиться к врачу-самоучке и не отдаст своего ребенка к учителю-аматору. Соответственно в этой специальности также нужен учитель. Во всяком случае, на него всегда можно будет переложить ответственность за неудачный подход к своему клиенту.

Согласно международной сертификации, существуют такие профессиональные уровни коучинга:

  • АСС (Ассоциированный Сертифицированный Коуч) – выдается после 60 часов обучения и не менее 100 часов практики;
  • PCC (Профессиональный Сертифицированный Коуч) – требует от 125 часов учебы и более 500 часов практики;
  • MCC (Сертифицированный мастер коуч) – степень посвящения, которую можно получить после 200 учебных часов и 2500 часов практической деятельности.

Но многие коучи-аматоры поступают по-другому. Они начинают с самообразования и практики, а лишь потом, в определенный момент, ищут себе наставника либо просто переключаются на какую-нибудь другую работу. Не обладая достаточными знаниями и умениями в коучинге, они допускают целый ряд ошибок, в лучшем случае, просто не принося пользу. Навязывают клиентам свое мнение, пытаются решить вместо них возникшие проблемы. В общем, ведут себя не профессионально и некорректно, тем самым подрывая авторитет коучинга.

По области применения различаются карьерный коучинг , бизнес-коучинг , коучинг личной эффективности , лайф-коучинг . Карьерный коучинг в последнее время называют карьерное консультирование , включающее в себя оценку профессиональных возможностей, оценку компетенций, консультирование по карьерному планированию, выбор пути развития, сопровождение в поиске работы и т. п., связанные вопросы.

Бизнес-коучинг направлен на организацию поиска наиболее эффективных путей достижения целей компании. При этом проводится работа с отдельными руководителями компании и с командами сотрудников.

Лайф-коучинг заключается в индивидуальной работе с человеком, которая ориентирована на улучшение его жизни во всех сферах (здоровье, самооценка, взаимоотношения).

По участникам коучинга различаются индивидуальный коучинг , корпоративный (групповой) коучинг .

По формату - очный (личный коучинг, фотокоучинг) и заочный (интернет-коучинг, телефонный коучинг) виды коучинга. Важно понимать что данные выше направления коучинга неразрывно связаны между собой и органично вписываются в систему обучения клиентов.

Коучинг в психологии

Коучинг – новое направление психологического консультирования, использующее современные психотехнологии, ориентированные на эффективное достижение намеченных целей. Хотя на самом деле коучинг нечто большее, чем консультирование.

Коуч не учит своего клиента, как делать. Он создает условия для того, чтобы обучаемый сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь желаемого, сам выбрал наиболее целесообразный способ действия и сам наметил основные этапы достижения своей цели.

В коучинге идет обучение клиента достижению целей оптимальными путями в кратчайшие сроки. Коучи способствуют тому, чтобы их клиенты научились минимальными усилиями добиваться лучших результатов. В основе коучинга лежит использование психологии оптимизма и успеха. Именно поэтому этот вид консультирования активно развивается за рубежом и в нашей стране.

В основе коучинга лежит идея о том, что человек является не пустым сосудом, который надо наполнить, а он более похож на жёлудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом. Необходимо питание, поощрение, свет, чтобы достичь этого, но способность вырасти уже заложена в нас.

В коучинге создается живая атмосфера сотворчества: со стороны коуча это в первую очередь следование за интересами клиента и направляющие «волшебные вопросы», со стороны клиента – это смелость исследования своих выборов, творческий поиск и принятие решений, направленных на достижение желаемого, обретение радости от успехов и достижений, включение внутреннего «драйва».

В настоящее время коучинг – одно из самых популярных и востребованных направлений психологической помощи, улучшающих жизнь, как самим клиентам, так и приносящее ощутимый финансовый доход самим коучам. Одна из привлекательных сторон работы коуча в том, что зарплата эффективного коуча обычно в несколько раз, а то и на порядок выше, чем у практических психологов и психотерапевтов.

Основоположники коучинга

Джон Уитмор (англ. John Whitmore ) - Автор книги «Коучинг высокой эффективности», изданной в 1992 г. Развил идеи Голви в применении к бизнесу и менеджменту.

Томас Дж. Леонард (Thomas J. Leonard) - основатель Университета коучей (Coach University - www.coachu.com), Международной Федерации Коучей, Международной ассоциации сертифицированных коучей (International Association of Certified Coaches - IAC) и проекта CoachVille.com.

Термины, используемые в коучинге

Коуч (англ. Coach ) - специалист, тренер, проводящий тренировку.

Клиент - человек или организация, заказывающая услуги тренировки каких либо навыков. В терминологии, используемой британскими тренерами, человека, получающего услугу коучинга, также называют игроком.

Сессия - особым образом структурированная беседа тренера с клиентом/игроком.

Формат коучинга - это способ взаимодействия между клиентом и тренером в процессе коучинг-сессии, а также средство такого взаимодействия.

Ключевым элементом в коучинге является осознание, которое становится результатом усиления внимания, концентрации и чёткости. Осознание - это способность отбирать и ясно воспринимать относящиеся к делу факты и информацию, определяя их важность. Ответственность - ещё одна ключевая концепция и цель коучинга.

Индивидуальный коучинг достаточно часто применяется для:

  1. развития топ-менеджеров и первых лиц компании;
  2. поддержки менеджера в адаптации к новой роли/должности;
  3. ускорения развития талантливых сотрудников.

Содержание индивидуального коучинга

  1. Постановка целей - «Чего ты хочешь?»
  2. Анализ текущей ситуации - «Что происходит?»
  3. Наработка вариантов - «Что нужно сделать?»
  4. Реализация и контроль - «Что ты будешь делать?»

Самые полезные коучинговые вопросы

  • Что еще?
  • Если бы ты знал ответ, то что бы сказал?
  • Какие могут быть последствия для тебя и других?
  • Какими критериями ты пользуешься?
  • Что для тебя в этом самое трудное?
  • Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?
  • Представь себе диалог с самым мудрым человеком, которого ты знаешь. Что он скажет тебе делать?
  • Я не знаю, что делать дальше. А ты?
  • В чем ты выиграешь / проиграешь, если так сделаешь / скажешь?
  • Если бы так сказал / поступил кто-то другой, что бы ты почувствовал / подумал / сделал?
  • Что ты будешь делать?
  • Когда ты намереваешься это сделать?
  • Достигнешь ли ты при этом своей цели?
  • Какие возможны препятствия на пути?
  • Кому следует знать об этом?
  • Какая поддержка тебе нужна?

См. также

Примечания

Литература

  • Джон Уитмор Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом = Coaching for Perfomance: Growing Human Potential and Purpose. - М .: «Альпина Паблишер», 2012. - 312 с. - ISBN 978-5-9614-1972-6
  • Станислав Шекшня Как эффективно управлять свободными людьми: Коучинг. - М .: Альпина Паблишер, 2011. - С. 208. - ISBN 978-5-9614-1614-5
  • Бессер-Зигмунд К., Зигмунд Х. Самокоучинг: Культура личности менеджеров и руководителей = Coach Yourself: Personlichkeitskultur fur Fuhrungskrafte. - СПб. : Издательство Вернера Регена, 2010. - С. 176. - ISBN 978-5-903070-27-5
  • Лаврова О. В. Любовь в эпоху постмодерна: Ad hoc коучинг о людях "До востребования". - М .: «Дело и сервис», 2010. - С. 448. - ISBN 978-5-8018-0461-3
  • Трейси, Брайан Технология достижений: Турбокоучинг по Брайану Трейси = TurboCoach: A Powerful System for Achieving Breakthrough Career Success. - М .: Альпина Паблишер, 2009. - С. 224. - ISBN 978-5-9614-1044-0
  • Дауни, Майлз Эффективный коучинг: Уроки коуча коучей = Effective Coaching Lessons from the Coaches" Coach. - М .: Добрая Книга, 2008. - С. 288. -

Бегущий за велосипедом

Английский коуч Джина Харрис, автор книги «Коучинг и личностный рост», объясняет свою работу, используя аналогию с выбором и покупкой велосипеда: «Коуч выслушает все, что вы скажете о своем желании заняться велосипедным спортом. Он задаст вопросы, чтобы понять, каким именно видом езды вы хотите заняться и знаете ли, какую модель велосипеда предпочесть. Он может попросить вас собрать информацию о велосипедах и веломагазинах и попросит назвать конкретный день, когда вы купите велосипед. Он поможет вам на него взобраться и будет бежать рядом, пока вы будете учиться, и проверять время от времени, действительно ли это доставляет вам удовольствие. Он не поможет вам подняться, когда вы упадете, но будет настаивать, чтобы вы поняли, почему это произошло и как вам избежать этого в дальнейшем. Вместе вы обсудите, что дает вам опыт езды на велосипеде и кем вы хотите стать: профессиональным велосипедистом или просто любителем, или же вы предпочтете вообще забыть об этом, поскольку, попробовав, вы поймете, что это не так увлекательно, как вам казалось. Что бы вы ни решили, коуч будет слушать, уточнять и поддерживать вас».

Не инструмент, а творческий метод

if(docid!=180239){toggleElement("anons180239");} Понятие «коучинг» пришло в Россию недавно, но уже прочно вошло в моду, хотя для многих сама суть этого явления остается не до конца ясной. Исследуя растущее число посвященных ему мероприятий, книг, статей и просто опросов, можно выделить несколько наиболее популярных определений. Коучинг – это бизнес-консультирование, психологическое консультирование, тренерство, организационный менеджмент, методика личностного роста и т. д. Так скорее ответят те, кто знаком поверхностно, а то и вовсе не знаком с индустрией коучинга. Люди же вовлеченные в процесс скорее дадут нам более глубокие определения. Так, Эдуард Стак, за 20 лет подготовивший множество специалистов по коучингу, говорит о том, что коуч – это «прежде всего садовник: его профессия и трудна, и увлекательна». А коучинг – это не инструмент, а творческий метод, требующий личностных изменений, затрагивающий установки и поведение, требующий большой самоотдачи. По определению Тимоти Голви, известного коуч-консультанта, «коучинг – это искусство создания с помощью беседы и поведения среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям так, чтобы оно приносило удовлетворение. Это искусство, которому нужно учиться прежде всего на опыте».

Менеджмент или психотерапия?

Тяжело не согласиться, что без специальных знаний легко заблудиться в названиях, пытаясь сделать выбор в пользу того или иного направления психологической или организационной помощи. Итак, постараемся внести некоторую ясность в этот вопрос. Зачастую путают коучинг и менеджмент. Менеджмент – это помощь в обучении руководить, направлять, управлять, не будучи основательно включенным в межличностные отношения. Психологическое консультирование или психотерапия призваны решать скорее задачи внутриличностного разлада. Коучинг же направлен на получение высоких результатов через развитие людей.

Перспектива коуча состоит в том, чтобы подталкивать людей вперед, дать им безграничную веру в собственные силы, вызвать желание полнее отдаться делу для получения результата. Принципиальное отличие этого метода от психологического консультирования состоит в том, что его результатом становится достигнутая цель. В настоящий момент можно говорить о большом количестве различных направлений в коучинге, но объединяет их все понимание основной задачи коучинга – помочь клиенту реализовать себя, найти путь к решению поставленных задач. Как метод коучинг позволяет помочь каждому человеку раскрыть себя, изменить свое видение и подход к решению профессиональных задач. Индивидуальный коучинг уместен там, где необходима работа с отдельным человеком и его задачами, групповой коучинг скорее всего будет нам знаком как тим-билдинг (team-building), а коучинг организационных перемен характеризуется глубинными коллективными изменениями.

Тренер для карьеры

По мере продвижения на жизненном и профессиональном пути человек постепенно открывает в себе новые способности и желания, строит планы, оценивает перспективы. Мы все, как нам кажется, знаем, что и как необходимо предпринять, чтобы наши жизненные планы успешно реализовывались, но в то же время у нас часто возникают сложности, когда требуется совершить действие в ситуации малопредсказуемой или плохо изученной, ситуации профессионального выгорания. Именно в такой момент особенно важно быть достаточно гибким, адаптироваться к изменяющимся условиям, уметь мыслить стратегически, верить в себя. И именно здесь коучинг может стать тем «спасательным кругом», который каждый, по сути, бросает себе самому. Для получения результата в коучинге необходимо пройти пять этапов. Первый и самый важный из них – процесс установки цели. Когда он достигнут, переходят к анализу реальности. Далее следует поиск новых возможностей, непосредственное принятие решения и осознание этого решения. Продолжительность мероприятий может варьироваться от отдельных встреч до длительного сопровождения.

Цена индивида

Виктор, 28 лет, занимал должность менеджера среднего звена в отделе закупок, и после трехлетней успешной работы получил повышение. На новой позиции он столкнулся с рядом неожиданных трудностей, так как появился новый уровень ответственности, расширился список обязанностей, возникла необходимость в навыках управления и планирования более высокого уровня. Дополнительное обучение как источник новой информации оказалось неэффективным. Коучинг как способ развития комплексных способностей человека помог Виктору в короткие сроки успешно адаптироваться к новой ситуации.

Также коучинг может оказаться полезным в ситуации принятия решения по поводу смены сферы деятельности. Например, переход из наемных работников к управлению собственным бизнесом или переход на работу в компанию, чья деятельность не соотносится с предыдущим профессиональным опытом. Однако наряду с позитивными изменениями у жизни в стиле коучинг есть и негативная сторона. Каждый человек в своей профессиональной деятельности как сотрудник компании является частью системы. Задачей любой системы является сохранение целостности, но слишком сильные изменения отдельного сотрудника за счет индивидуального коучинга могут сделать для него пребывание в системе в дальнейшем невозможным, тогда он скорее всего сменит работу. Такие случаи встречаются достаточно часто. Тем не менее групповой коучинг и коучинг организационных перемен практически незаменимы при работе с командой.

Коучинг в России

За рубежом коучинговая индустрия появилась четверть века назад, но до сих пор коучинг как официальная специальность не существует ни в одном государстве. Это дополнительное образование, курсы повышения квалификации. Знаменитое учебное заведение за рубежом – Международный Эриксоновский университет коучинга под руководством Мэрилин Аткинсон. За последние 10 лет в России сформировалось немало курсов, центров, школ, академий, где проводят как групповые, так и персональные коуч-тренинги. Старейшей организацией, родившейся в 1998 году, стала Международная академия коучинга, основателем и директором которой является глава представительства Международной федерации коучинга ICF в России и директор Международной академии коучинга (МАК) Светлана Чумакова. Тогда же появилась компания Kaplan & Galata coaching, образованная врачом-психиатром Романом Капланом и тренером по восточным единоборствам Юрием Галатой.

Внедрение коучинга было обусловлено тем, что тогда в России появилось много иностранных компаний, которые уже применяли эту методику. Бывшим гражданам СССР, устраивавшимся туда, приходилось привыкать к рыночным условиям и вдумчиво работать над собой. Ученица Светланы Чумаковой Юлия Даниленко – руководитель современного учебного заведения «Центр современных бизнес-технологий». Отличие коуча от психоаналитика она объясняет так. Вся работа психоаналитика направлена на то, чтобы исследовать проблему, из-за которой человек не может идти дальше вперед. Поэтому психоаналитик делает анализ корневых причин, вытаскивая человека в состояние баланса. К психоаналитику сформировано отношение, как к врачу. Коуч занимается сферой, которая простирается от состояния баланса к истинным желаниям и целям. Психоанализ и коучинг путают, потому что они близки по технике. На самом же деле коучинг, выросший из психоанализа, психотерапии и НЛП, – отдельное направление, помогающее человеку разобраться, чего он хочет в жизни.

Якорь психфака

В отличие от тех, кто учится коучингу с чистого листа, профессиональным психологам сложнее перестраивать сознание, методы работы с клиентом, потому что в голове у них царит диагностика. А если на клиента смотрят как на больного, он это чувствует. Коуч же – это человек, который знает и верит, что пациент, который перед ним сидит, «скорее жив, чем мертв». Поэтому он может дать гораздо больше эмоционально и энергетически для состояния уверенности, что все разрешимо. Услугами коучеров, как правило, пользуются зрелые и энергичные люди в возрасте от 27 до 45 лет. В основном это владельцы бизнеса, менеджеры и директора иностранных и российских компаний, желающие сделать карьеру и добиться личностного роста. Российский коучинг отличен от западного. На Западе поддерживают тех, кто уже успешно двигается, в России главная задача – разобраться, чего вообще человек хочет.

Часто приходится работать с коммерсантами в состоянии кризиса. Один из коучеров, занимающийся частной практикой, рассказал «НГ», как два года назад провел две коуч-сессии с директором компании, которая на тот момент имела 3 млн. убытков, банки отказывались давать кредиты, а работникам нужно было платить зарплату. Прошло два года, этот руководитель явился к коучеру с цветами и сказал, что сейчас их оборот составляет 6 млн. долл. А вот опыт работы с VIP-персонами закончился не совсем адекватно. Это были иностранцы, пришедшие на российский рынок. Генеральный директор попросил, чтобы специалист «коучил» его директоров, только не его самого. А когда его спросили, чего он ожидает от занятий, он ответил: увеличения продаж. Ему объяснили, что коучинг не занимается продажами, он отвечает за цели и интересы, которые должны быть у людей, чтобы они быстрее выработали единую стратегию.

Коуч – не жилетка!

В настоящее время создается Профессиональная ассоциация русскоязычных коучей. Она будет решать вопросы становления профессионального сообщества, популяризации коучинга и формирования рынка коуч-услуг. Как говорят в профессиональном сообществе, психоаналитик работает с прошлым и проблемами, а коуч – с будущим и возможностями. Коуч обходится без «истории болезни». Он занимается индивидуальным способом мышления человека. Следуя за интересом клиента, он не старается что-то изменить без его просьбы. Он воспринимает его целиком, со всем его багажом как представителя разных систем – социальной, профессиональной, семейной, родовой. Коуч разделяет ответственность за процесс и результаты, но не должен становиться мамой, жилеткой, помойкой или советником. К тому же в процессе обучения клиент может просить о конфиденциальности и возможности говорить иносказательно, не называя персонажей и деталей.

Коучинг – это мировоззрение и философия, наука и искусство, а истинного коуча делает практика. К сожалению, школы коучинга в основном учат технике и зачастую дают мало практики. К тому же вызывает беспокойство продажа коуч-услуг. В гуще безработных коучей без практики рынок ведет жестокий отсев. Через год после обучения остаются лучшие, остальные применяют навыки в своей профессиональной и личной жизни. Коучи-контрактники из отечественных школ коучинга, как и современные западные, получают запросы от менеджеров и коммерсантов, заинтересованных в личностном развитии и карьере, изменении статуса от работы по найму до создания своего дела. Обычно это делается за 6–10 еженедельных встреч.

Дайте мне точку опоры!

В Москве работают Институт интегративной психотерапии и коучинга, Московский Гештальт Институт и множество частных коучинг-центров. К услугам коучеров прибегают и известные люди. В их числе, например, кинопродюсер Елена Яцура. Она решилась на это, потому что, по ее словам, личностное саморазвитие – полезное дело. Встретив свою старую подругу, с которой не виделась много лет, она выяснила, что та занимается коучингом. Решила попробовать. Как рассказала Елена Яцура корреспонденту «НГ», на занятиях они брали некомфортную ситуацию, в которой человек чем-то недоволен. Это означало, что в этой ситуации заложена точка приложения усилий, на которой нужно потренироваться. Они начинали разбирать ее, смотреть, в чем причины, которые всегда заложены внутри. Елена заметила, что, когда задают вопросы, возникает ощущение, что ты впервые заговорил об этом вслух. Елена считает, что коучинг не имеет отношения к психоанализу. У человека есть врожденный набор качеств; вопрос в том, насколько они развиты. Словом, коучинг помогает настроить инструмент личности, чтобы жизнь стала более гармоничной.

  • Обучение, Развитие, Тренинги

Ключевые слова:

1 -1