Александрийская площадь. Александрийский столп: история, особенности строительства, интересные факты и легенды. Добыча камня для будущей колонны

Александрийский столп (Александровский, Александринский) - памятник Александру I, победителю Наполеона в войне 1812-1814 годов. Колонна, возведенная по проекту Огюста Монферрана, была установлена 30 августа 1834 года. Ее венчает фигура Ангела, выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским.


А лександрийский столб - это не только архитектурный шедевр в стиле ампир, но и выдающееся достижение инженерной мысли. Самая высокая колонна в мире, сделанная из монолитного гранита. Её вес составляет 704 тонны. Высота памятника - 47,5 метров, гранитного монолита - 25,88 метра. Она выше колонны Помпея в Александрии, колонны Траяна в Риме и, что особенно приятно, Вандомской колонны в Париже - памятника Наполеону.

Начнем с краткой истории ее создания

Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Точка установки колонны со стороны выглядит точным центром Дворцовой площади. Но на самом деле она расположена в 100 метрах от Зимнего дворца и почти в 140 метрах от арки здания Главного штаба.

Строительство памятника было поручено Монферрану. Сам он его видел несколько иначе, с конной группой внизу и с множеством архитектурных деталей, но его поправили)))

Для гранитного монолита — основной части колонны — была использована скала, которую наметил скульптор в предыдущие его поездки в Финляндию. Добыча и предварительная обработка производились в 1830—1832 годах в Пютерлакской каменоломне, которая находилась в Выборгской губернии (современный город Пютерлахти, Финляндия).


Эти работы проводились по методу С. К. Суханова, руководили производством мастера С. В. Колодкин и В. А. Яковлев.Д ля обтёски монолита потребовалось пол года. Над этим ежедневно трудились 250 человек. Руководителем работ Монферраном был назначен каменных дел мастер Эжен Паскаль.

После того, как каменотёсы, обследовав скалу, подтвердили пригодность материала, от неё была отсечена призма, значительно превосходившая своими размерами будущую колонну. Были использованы гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть её на мягкую и упругую подстилку из елового лапника.

После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили около 25 тыс. пудов (более 400 тонн). Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путём, для этого была задействована барка особой конструкции.

Монолит же был оболванен на месте и подготовлен к транспортировке. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник К.А. Глазырин, который сконструировал и построил специальный бот, получивший имя «Святой Николай», грузоподъёмностью до 65 тыс. пудов (почти 1065 тонн).

При погрузке произошла авария - веса колонны не выдержали брусья, по которым она должна была вкатиться на судно, и она едва не рухнула в воду. Монолит загружали 600 солдат, за четыре часа совершивших марш-бросок длиной 36 вёрст из соседней крепости.

Для выполнения погрузочных работ был сооружён специальный мол. Погрузка производилась с деревянной платформы на его окончании, совпадающей по высоте с бортом судна.

Преодолев все трудности, колонну погрузили на борт, и монолит отправился в Кронштадт на барже, буксируемой двумя пароходами, чтобы оттуда отправиться к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга.


Прибытие центральной части колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года. За все вышеперечисленные работы отвечал подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев.

С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран.

Сначала была проведена геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра площади на глубине 17 футов (5,2 м) был обнаружен подходящий песчаный материк.

Подряд на сооружение фундамента был отдан купцу Василию Яковлеву. До конца 1829 года рабочие успели вырыть котлован. При укреплении основания для Александровской колонны рабочие наткнулись на сваи, которыми был укреплён грунт ещё в 1760-х годах. Вышло так, что Монферран повторил вслед за Растрелли решение о месте для памятника, угодив в ту же самую точку!

В декабре 1829 года место для колонны было утверждено, и под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай. Затем сваи были срезаны под ватерпас, образовав площадку под фундамент, по оригинальному методу: дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки. Ранее с применением похожей технологии был заложен фундамент Исаакиевского собора.

Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с0 105 монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года. Туда же поместили отчеканенную по проекту Монферрана платиновую медаль с изображением Александровской колонны и датой "1830 год", а также закладную доску со следующим текстом:

"В лето от Рождества Христова 1831-е начато сооружение памятника, воздвигаемого Императору Александру благодарною Россиею на гранитном основании, положенном в 19-й день ноября 1830 года. В Санкт-Петербурге при сооружении сего памятника председательствовал граф Ю. Литта. Заседали: князь П. Волконский, А. Оленин, граф П. Кутайсов, И. Гладков, Л. Карбоньер, А. Васильчиков. Сооружение производилось по начертанию того же архитектора Августина де Монтферанда".

Работы были закончены в октябре 1830 года.

После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, привезённый из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала.

Инженерная задача установки столь крупного монолита была решена О. Монферраном следующим образом: монолит закатили на катках через наклонную плоскость на платформу, построенную вблизи от фундамента. И камень свалили на кучу песка, предварительно насыпанную рядом с платформой.

"При этом так сильно вздрогнула земля, что очевидцы — прохожие, бывшие на площади в тот момент, почувствовали как бы подземный удар". Затем его передвинули на катках.

Позже О. Монферран вспоминал; "Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор..."

Альбом с рисунками Монферрана.

К июлю 1832 года монолит колонны был на подходе, а пьедестал уже завершён. Настало время приступить к выполнению самой сложной задачи — установке колонны на пьедестал.

На базе разработок генерал-лейтенанта А. А. Бетанкура по установке колонн Исаакиевского собора в декабре 1830 года была сконструирована оригинальная подъёмная система. В неё входили: строительные леса в 22 сажени (47 метров) высотой, 60 кабестанов и система блоков.

30 августа 1832 года посмотреть на это событие собрались массы народа: они заняли всю площадь, а кроме этого окна и крыша Здания Главного штаба были заняты зрителями. На поднятие приехал государь и вся императорская семья.

Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит.

После установки народ закричал "Ура!" А восхищенный император произнес: "Монферран, Вы себя обессмертили!"

Гранитный столб и стоящий на нем бронзовый ангел держатся исключительно за счёт собственного веса. Если подойти к колонне совсем близко и, задрав голову, посмотреть вверх, захватывает дух - колонна покачивается.

После установки колонны оставалось закрепить на пьедестале барельефные плиты и элементы декора, а также выполнить окончательную обработку и полировку колонны.

Колонна была увенчана бронзовой капителью дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней был установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом.

Параллельно со строительством колонны, в сентябре 1830 года О. Монферран работал над статуей, предполагаемой к размещению над ней и, согласно пожеланию Николая I, обращённой к Зимнему дворцу. В первоначальном проекте колонну завершал крест, обвиваемый змеёй для декорации крепежа. Кроме того, скульпторами Академии художеств предлагались несколько вариантов композиций фигур ангелов и добродетелей с крестом. Существовал вариант с установкой фигуры святого князя Александра Невского, но первым вариантом который был утвержден являлся крест на шаре без ангела, в таком виде колонна даже присутствует на некоторых старых гравюрах..

Но в итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским с выразительной и понятной всем символикой, — «Сим победиши!».

Орловскому пришлось несколько раз переделывать скульптуру Ангела, прежде чем она понравилась Николаю I. Император пожелал, чтобы лицу Ангела придали сходство с Александром I , а морда змеи, попранной крестом Ангела, должна была непременно походить на лицо Наполеона. Если и напотинает, то отдаленно.

Первоначально Александровскую колонну обрамляла временная деревянная ограда со светильниками в виде античных треножников и гипсовыми львиными масками. Столярную работу из изготовке ограды выполнил "резной мастер" Василий Захаров. Вместо временной ограды в конце 1834 года было решено поставить постоянную металлическую "с трёхглавыми орлами под фонарями", проект которой Монферраном был составлен заранее.

Парад при открытии Александровской колонны в 1834 году. С картины Ладурнёра.

Для размещения почётный гостей Монферраном была сооружена специальная трибуна перед Зимним дворцом в виде трёхпролётной арки. Она была украшена так, чтобы архитектурно соединиться с Зимним дворцом.

Перед трибуной и колонной прошел парад войск.

Надо сказать, что кажущийся теперь совершенным, монумент порой вызывал у современников критику. Монферрана, например, упрекали в том, что он якобы потратил предназначенный для колонны мрамор на строительство собственного дома, а для памятника использовал дешевый гранит. Фигура Ангела напоминала петербуржцам часового и вдохновила поэта на следующие насмешливые строки:

"В России дышит все военным ремеслом:
И Ангел делает на караул крестом".

Но молва не пощадила и самого императора. Подражая своей бабке, Екатерине II , начертавшей на пьедестале Медного всадника "Петру I - Екатерина II", Николай Павлович в официальных бумагах называл новый монумент "Столб Николая I Александру I", что сразу же дало жизнь каламбуру: "Столб столба столбу".

В честь этого события была отчеканена юбилейная монета номиналом 1 рубль и полтора рубля


Грандиозное сооружение внушало петербуржцам восхищение и трепет с момента основания, но предки наши всерьез боялись, что Александровская колонна рухнет, и старались обходить ее стороной.

Чтобы развеять обывательские страхи, архитектор Огюст Монферран, благо жил неподалеку, на Мойке, стал ежедневно совершать моцион вокруг своего детища, демонстрируя полную уверенность в собственной безопасности и правильности расчетов. Прошли годы, войны и революции, колонна стоит, архитектор не ошибся.

15 декабря 1889 года случилась почти мистическая история - министр иностранных дел Ламсдорф сообщил в своём дневнике, что с наступлением темноты, когда зажигаются фонари, на монументе появляется светящаяся буква "N".

По Петербургу стали ползти слухи, что это предзнаменование нового царствования в новом году, но на следующий день граф разобрался в причинах явления. На стёклах фонарей было вытравлено название их изготовителя: "Simens". При работе светильников со стороны Исаакиевского собора на колонне отражалась эта буква.

С ней связано много баек и легенд)))

В 1925 году было решено неуместным наличие на главной площади Ленинграда фигуры ангела. Была предпринята попытка укрыть его колпаком, что собрало на Дворцовую площадь достаточно большое количество прохожих. Над колонной повис воздушный шар. Однако, когда он подлетал к ней на необходимое расстояние, тут же дул ветер и отгонял шар. К вечеру попытки укрыть ангела прекратили.

Есть легенда, что в то время, вместо ангела всерьез планировали поставить памятник Ленину. Выглядело бы это примерно так))) Ленина не поставили, так как не могли определиться в какую сторону Ильичу руку протягивать...

Колонна прекрасна и зимой и летом. И прекрасно вписалась в Дворцовую площадь.

Есть еще одна интересная легенда. Это случилось 12 апреля 1961 года, после того как по радио прозвучало торжественное сообщение ТАСС о запуске первого пилотируемого космического корабля. На улицах всеобщее ликование, настоящая эйфория в масштабе страны!

Уже на следующий день после полета у ног ангела, венчающего Александрийский столб, появилась лакончиная надпись: "Юрий Гагарин! Ура!"

Какой именно вандал смог таким способом выразить свое восхищение первым космонавтом и как ему удалось забраться на такую головокружительную высоту, так и останется загадкой.

Вечером и ночью колонна не менее прекрасна.


Александровская колонна - (нередко её ошибочно называют Александрийский столп, по стихотворению А. С. Пушкина «Памятник», где поэт говорит об известном Александрийском маяке) — один из известнейших памятников Петербурга.
Воздвигнут в стиле ампир в 1834 году в центре Дворцовой площади архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном.

Памятник Александру I (Александровская колонна). 1834. Архитектор О.Р. Монферан

История создания
Этот памятник дополнил композицию Арки Главного штаба, которая была посвящена победе в Отечественной войне 1812 года. Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Однако предложенную идею установки ещё одной конной статуи Петру I он отверг.

1. Общий вид строительной конструкции
2. Фундамент
3. Пьедестал
4. Пандус и помост
5. Подъем колонны
6. Ансамбль Дворцовой площади

Открытый конкурс был официально объявлен от имени императора Николая I в 1829 году с формулировкой в память о «незабвенном брате». Огюст Монферран откликнулся на этот вызов проектом воздвижения грандиозного гранитного обелиска, но этот вариант был отклонён императором.

Эскиз того проекта сохранился и находится в настоящее время в библиотеке Института инженеров путей сообщения. Монферран предлагал установить громадный гранитный обелиск высотой 25,6 метра (84 фута или 12 саженей) на гранитном цоколе 8,22 метра (27 футов). Лицевую грань обелиска предполагалось украсить барельефами, изображающими собой события войны 1812 года в снимках со знаменитых медальонов работы медальера графа Ф. П. Толстого.

На пьедестале планировалось выполнить надпись «Благословенному — благодарная Россия». На пьедестале архитектор видел всадника на коне, попирающем ногами змею; впереди всадника летит двуглавый орёл, за всадником следует богиня победы, венчающая его лаврами; коня ведут две символические женские фигуры.

На эскизе проекта указано, что обелиск должен был превзойти все известные в мире монолиты своей высотой (тайно выделяя обелиск установленный Д. Фонтана перед собором св. Петра). Художественная часть проекта превосходно выполнена акварельной техникой и свидетельствует о высоком мастерстве Монферрана в различных направлениях изобразительного искусства.

Пытаясь отстоять свой проект, архитектор действовал в пределах субординации, посвятив Николаю I своё сочинение «Plans et details du monument consacr è à la mémoire de l’Empereur Alexandre», но идея всё же была отвергнута и Монферрану было недвусмысленно указано на колонну как на желаемую форму памятника.

Итоговый проект
Второй проект, который впоследствии и был реализован, заключался в установке колонны, высотой превышающей Вандомскую (воздвигнутую в честь побед Наполеона). В качестве источника вдохновения Монферрану была предложена Колонна Траяна в Риме.


Колонна Траяна в Риме

Узкие рамки проекта не позволили архитектору уйти от влияния всемирно известных образцов, и его новое произведение стало лишь лёгким видоизменением идей предшественников. Художник выразил свою индивидуальность, отказавашись от использования дополнительных украшений, подобных барельефам, спирально обвивающим стержень античной колонны Траяна. Монферран показал красоту гигантского полированого монолита розового гранита высотой 25,6 метров (12 саженей).

Вандомская колонна в Париже — памятник Наполеону

Кроме того, Монферран сделал свой монумент выше всех существующих. В этом новом виде 24 сентября 1829 года проект без скульптурного завершения был утверждён государем.

Строительство велось с 1829 года по 1834 год. С 1831 года председателем «Комиссии о построении Исаакиевского собора», отвечавшей и за установку колонны был назначен граф Ю. П. Литта

Подготовительные работы

Для гранитного монолита — основной части колонны — была использована скала, которую наметил скульптор в предыдущие его поездки в Финляндию. Добыча и предварительная обработка производились в 1830—1832 годах в Пютерлакской каменоломне, которая находилась между Выборгом и Фридрихсгамом. Эти работы проводились по методу С. К. Суханова, руководили производством мастера С. В. Колодкин и В. А. Яковлев.


Вид каменоломни Пютерлакс во время работ
Из книги О. Монферрана "План и детали мемориального памятника, посвященного императору Александру I", Париж, 1836

После того, как каменотёсы, обследовав скалу, подтвердили пригодность материала, от неё была отсечена призма, значительно превосходившая своими размерами будущую колонну. Были использованы гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть её на мягкую и упругую подстилку из елового лапника.

После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили около 25 000 пудов (более 400 тонн). Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путём, для этого была задействована барка особой конструкции.

Монолит же был оболванен на месте и подготовлен к транспортировке. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник Гласин, который сконструировал и построил специальный бот, получивший имя «Святой Николай», грузоподъёмностью до 65 000 пудов (1100 тонн). Для выполнения погрузочных работ был сооружён специальный мол. Погрузка производилась с деревянной платформы на его окончании, совпадающей по высоте с бортом судна.


Прибытие кораблей с каменными блоками в Петербург

Преодолев все трудности, колонну погрузили на борт, и монолит отправился в Кронштадт на барже, буксируемой двумя пароходами, чтобы оттуда отправиться к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга.

Прибытие центральной части колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года. За все вышеперечисленные работы отвечал подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев, дальнейшие работы производились на месте под руководством О. Монферрана.

Деловые качества, необыкновенная смётка и распорядительность Яковлева, были отмечены Монферраном. Скорее всего он действовал самостоятельно, «на свой страх и счёт» — принимая на себя все финансовые и иные риски, связанные с проектом. Это косвенно подтверждается словами

Дело Яковлева кончено; предстоящие трудные операции касаются вас; надеюсь, что у вас будет успеха не меньше, чем у него

— Николай I, Огюсту Монферрану по поводу перспектив после выгрузки колонны в Санкт-Петербург

Работы в Санкт-Петербурге


Конструкция гранитного пьедестала и лесов с каменным основанием для установки колонны

С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран.


Макет подъема Александровской колонны

Сначала была проведена геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра площади на глубине 17 футов (5,2 м) был обнаружен подходящий песчаный материк. В декабре 1829 года место для колонны было утверждено, и под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай. Затем сваи были срезаны под ватерпас, образовав площадку под фундамент, по оригинальному методу: дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки.


Денисов Александр Гаврилович. Подъем Александровской колонны. 1832

Этот способ был предложен генерал-лейтенантом А. А. Бетанкуром — архитектором и инженером, организатором строительства и транспорта в Российской империи. Ранее с применением похожей технологии был заложен фундамент Исаакиевского собора.

Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года.

Работы были закончены в октябре 1830 года.

Строительство пьедестала

После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, привезённый из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала.


Общий вид строительных конструкций

Инженерная задача установки столь крупного монолита была решена О. Монферраном следующим образом:

1. Установка монолита на фундамент
* Монолит закатили на катках через наклонную плоскость на платформу, построенную вблизи от фундамента.
* Камень свалили на кучу песка, предварительно насыпанную рядом с платформой.

«При этом так сильно вздрогнула земля, что очевидцы — прохожие, бывшие на площади в тот момент, почувствовали как бы подземный удар».

* Были подведены подпорки, потом работники выгребли песок и подложили катки.
* Подпорки подрубили и глыба опустилась на катки.
* Камень вкатили на фундамент.
2. Точная установка монолита
* Канаты, перекинутые через блоки, натянули девятью кабестанами, и приподняли камень на высоту порядка одного метра.
* Вынули катки и подлили слой скользкого, очень своеобразного по своему составу раствора, на который посадили монолит.

Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор
— О. Монферран

Постановка верхних частей пьедестала представляла значительно более простую задачу — несмотря на бо́льшую высоту подъёма, последующие ступени состояли из камней значительно меньших размеров, чем предыдущие, к тому же и работники постепенно приобретали опыт.

Установка колонны

К июлю 1832 года монолит колонны был на подходе, а пьедестал уже завершён. Настало время приступить к выполнению самой сложной задачи — установку колонны на пьедестал.


Бишебуа, Л. П. -А. Байо А. Ж. -Б. - Подъем Александровской колонны

На базе разработок генерал-лейтенанта А. А. Бетанкура по установке колонн Исаакиевского собора в декабре 1830 года была сконструирована оригинальная подъёмная система. В неё входили: строительные леса в 22 сажени (47 метров) высотой, 60 кабестанов и система блоков, и он воспользовался всем этим следующим образом:


Подъем колонны

* По наклонной плоскости колонну подкатили на особую платформу, находившуюся у подножия лесов и обмотали множеством колец из канатов, к которым были прикреплены блоки;
* Другая система блоков находилась на вершине лесов;
* Большое число канатов, опоясывающих камень, огибало верхние и нижние блоки и свободными концами были намотаны на кабестаны, расставленные на площади.

По окончании всех приготовлений был назначен день торжественного подъёма.

30 августа 1832 года посмотреть на это событие собрались массы народа: они заняли всю площадь, а кроме этого окна и крыша Здания Главного штаба были заняты зрителями. На поднятие приехал государь и вся императорская семья.

Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади инженеру А. А. Бетанкуру потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит.

Каменная глыба наклонно приподнялась, неспешно поползла, затем оторвалась от земли и её завели на позицию над пьедесталом. По команде канаты были отданы, колонна плавно опустилась и стала на своё место. Народ громко закричал «ура!». Сам государь был очень доволен успешным окончанием дела.

Монферран, Вы себя обессмертили!
Оригинальный текст (фр.)
Montferrand, vous vous êtes immortalisé!
— Николай I Огюсту Монферрану по поводу завершённой работы


Григорий Гагарин. Александрийская колонна в лесах. 1832—1833

После установки колонны оставалось закрепить на пьедестале барельефные плиты и элементы декора, а также выполнить окончательную обработку и полировку колонны. Колонна была увенчана бронзовой капителью дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней был установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом.

Параллельно со строительством колонны, в сентябре 1830 года О. Монферран работал над статуей, предполагаемой к размещению над ней и, согласно пожеланию Николая I, обращенной к Зимнему дворцу. В первоначальном проекте колонну завершал крест, обвиваемый змеёй для декорации крепежа. Кроме того, скульпторами Академии художеств предлагались несколько вариантов композиций фигур ангелов и добродетелей с крестом. Существовал вариант с установкой фигуры святого князя Александра Невского.


Эскизы фигур и групп, венчающих колонну. Проекты
Из книги О. Монферрана

В итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским с выразительной и понятной всем символикой, — «Сим победиши!». Эти слова связаны с историей обрятения животворящего креста:

Римский император (274—337) Константин Великий, поручая матери Елене поездку в Иерусалим, сказал:

— Во время трёх сражений я видел на небе крест, а на нём надпись «Сим победиши». Найди его!

— Найду, — ответила она.

Отделка и полировка памятника длилась два года.


С-Петербург. Александрийская колонна.
"Гильдбург середина 19 в.
Середина XIX в. Гравюра на стали.

Открытие памятника

Открытие памятника состоялось 30 августа (11 сентября) 1834 года и ознаменовало окончание работ по оформлению Дворцовой площади. На церемонии присутствовали государь, царское семейство, дипломатический корпус, стотысячное русское войско и представители русской армии. Оно осуществлялось в подчёркнуто православном антураже и сопровождалось торжественным богослужением у подножия колонны, в котором принимали участие коленопреклонённые войска и сам император.


Бишебуа, Л. П. -А. Байо А. Ж. -Б. - Торжественное открытие Александровской колонны

Это богослужение под открытым небом проводило параллель с историческим молебном русских войск в Париже в день Православной Пасхи 29 марта (10 апреля) 1814 года.

Нельзя было смотреть без глубокого душевного умиления на государя, смиренно стоящего на коленях впереди сего многочисленного войска, сдвинутого словом его к подножию сооруженного им колосса. Он молился о брате, и все в эту минуту говорило о земной славе сего державного брата: и монумент, носящий его имя, и коленопреклоненная русская армия, и народ, посреди которого он жил, благодушный, всем доступный <…> Как поразительна была в эту минуту сия противоположность житейского величия, пышного, но скоропреходящего, с величием смерти, мрачным, но неизменным; и сколь красноречив был в виду того и другого сей ангел, который, непричастно всему, что окружало его, стоял между землею и небом, принадлежа одной своим монументальным гранитом, изображающим то, чего уже нет, а другому лучезарным своим крестом, символом того, что всегда и навеки

— Послание В. А. Жуковского «Императору Александру», раскрывающее символику этого акта и дающая толкование новому молебну


Чернецов Григорий и Никанор Григорьевичи. Парад по случаю открытия памятника Александру I в Санкт-Петербурге. 30 августа 1834 года. 1834

Парад при открытии Александрийской Колонны в 1834 году. С картины Ладурнёра

Затем на площади был провёден военный парад. В нём участвовали полки, отличившиеся в Отечественной войне 1812 года; всего в параде принимало участие около ста тысяч человек:

…никакое перо не может описать величия той минуты, когда по трем пушечным выстрелам вдруг из всех улиц, как будто из земли рождённые, стройными громадами, с барабанным громом, под звуки Парижского марша пошли колонны русского войска… Два часа продолжалось сие великолепное, единственное в мире зрелище… Вечером долго по улицам освещенного города бродили шумные толпы, наконец освещение угасло, улицы опустели, на безлюдной площади остался величественный колосс один со своим часовым
— Из воспоминаний поэта В. А. Жуковского



Рубль с портретом Александра I в честь открытия Александрийского столпа 1834 года.

В честь этого события в том же году тиражом 15 000 был выбит мемориальный рубль.

Описание памятника

Александровская колонна напоминает образцы триумфальных сооружений античности, монумент обладает удивительной чёткостью пропорций, лаконизмом формы, красотой силуэта.

Текст на табличке памятника:
Александру I благодарная Россия

Это самый высокий монумент в мире, выполненный из цельного гранита и третий по высоте после Колонны Великой Армии в Булонь-сюр-Мер и Трафальгарской (колонны Нельсона) в Лондоне. Она выше аналогичных монументов мира: Вандомской колонны в Париже, колонны Траяна в Риме и колонны Помпея в Александрии.


Сравнение Александровской колонны, колонны Траяна, колонны Наполеона, колонны Марка Аврелия, и так называемой "колонны Помпея"

Характеристики

* Общая высота сооружения 47,5 м.
o Высота ствола (монолитной части) колонны 25,6 м (12 саженей).
o Высота пьедестала 2,85 м (4 аршина),
o Высота фигуры ангела 4,26 м,
o Высота креста 6,4 м (3 сажени).
* Нижний диаметр колонны 3,5 м (12 футов), верхний — 3,15 м (10 футов 6 дюймов).
* Размер постамента — 6,3×6,3 м.
* Размеры барельефов — 5,24×3,1 м.
* Размеры ограды 16,5×16,5 м
* Общий вес сооружения 704 тонны.
o Вес каменного ствола колонны около 600 тонн.
o Общий вес навершия колонны около 37 тонн.

Сама колонна стоит на гранитном основании без каких-либо дополнительных опор, лишь под действием собственной силы тяжести.

Пьедестал колонны, украшенный с четырёх сторон бронзовыми барельефами, был отлит на заводе Ч. Берда в 1833—1834 годах.


Пьедестал колонны, лицевая сторона (обращённая к Зимнему Дворцу).
Наверху — Всевидящее Око, в круге дубового венка — надпись 1812 года, под ним — лавровые гирлянды, который держат в лапах двуглавые орлы.
На барельефе — две крылатые женские фигуры держат доску с надписью Александру I благодарная Россия, под ними доспехи русских витязей, по обеим сторонам от доспехов — фигуры, олицетворяющие реки Вислу и Неман

Над украшением пьедестала работал большой авторский коллектив: эскизные рисунки выполнил О. Монферран, по ним на картоне художники Дж. Б. Скотти, В. Соловьев, Тверской, Ф. Брюлло, Марков писали барельефы в натуральную величину. Скульпторы П. В. Свинцов и И. Леппе лепили барельефы для отливки. Модели двуглавых орлов изготовил скульптор И. Леппе, модели базы, гирлянд и других украшений — лепщик-орнаменталист Е. Балин.

Барельефы на пьедестале колонны в аллегорической форме прославляют победу русского оружия и символизируют отвагу российской армии.

В барельефы включены изображения древнерусских кольчуг, шишаков и щитов, хранящихся в Оружейной палате в Москве, в том числе шлемы, приписываемые Александру Невскому и Ермаку, а также броня XVII века царя Алексея Михайловича, и что, несмотря на утверждения Монферрана, совсем сомнительно, щит Олега X века, прибитый им ко вратам Царьграда.

Эти древнерусские изображения появились на произведении француза Монферрана стараниями тогдашнего президента Академии художеств, известного любителя отечественной старины А. Н. Оленина.

Кроме доспехов и аллегорий на пьедестале с северной (лицевой) стороны изображены аллегорические фигуры: крылатые женские фигуры держат прямоугольную доску, на которой гражданским шрифтом надпись: «Александру Первому благодарная Россия». Под доской изображена точная копия образцов доспехов из оружейной палаты.

Симметрично расположенные фигуры по бокам вооружения (слева — прекрасной молодой женщины, облокотившейся на урну, из которой изливается вода и справа — старика-водолея) олицетворяют реки Вислу и Неман, которые были форсированы русской армией во время преследования Наполеона.

На других барельефах изображены Победа и Слава, записывающие даты памятных битв, а, кроме того, на пьедестале изображены аллегории «Победа и Мир» (на щите Победы начертаны года 1812, 1813 и 1814), «Правосудие и Милосердие», «Мудрость и Изобилие».

На верхних углах пьедестала расположены двуглавые орлы, они держат в лапах дубовые гирлянды, лежащие на выступе карниза пьедестала. На лицевой стороне пьедестала, над гирляндой, посередине — в кружке, окаймлённом дубовым венком, Всевидящее Око с подписью «1812 года».

На всех барельефах в качестве элементов декора изображено вооружение классического характера, которое

…не принадлежит современной Европе и не может уязвить самолюбие никакого народа.
— О. Монферран


Скульптура ангела на цилиндрическом пьедестале

Колонна и скульптура ангела

Каменная колонна представляет собой цельный полированный элемент из розового гранита. Ствол колонны имеет коническую форму.

Верх колонны венчает бронзовая капитель дорического ордера. Её верхняя часть — прямоугольная абака сделана из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом, внутри которого заключён основной опорный массив, состоящий из многослойной кладки: гранита, кирпича и ещё двух слоёв гранита в основании.

Памятник венчает фигура ангела работы Бориса Орловского. В левой руке ангел держит четырёхконечный латинский крест, а правую возносит к небу. Голова ангела наклонена, его взгляд устремлён на землю.

По первоначальному проекту Огюста Монферрана, фигура на вершине колонны опиралась на стальной прут, который позже был удалён, и при реставрации 2002—2003 годов выяснилось, что ангел держится за счёт своей собственной бронзовой массы.


Alexander Column top

Мало того, что сама колонна выше Вандомской, фигура ангела превосходит по высоте фигуру Наполеона I на Вандомской колонне. Кроме того, ангел крестом попирает змея, что символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия, одержав победу над наполеоновскими войсками.

Чертам лица ангела скульптор придал сходство с лицом Александра I. По другим сведениям фигура ангела - скульптурный портрет петербургской поэтессы Елисаветы Кульман.

Лёгкая фигура ангела, спадающие складки одежды, чётко выраженная вертикаль креста, продолжая вертикаль монумента, подчеркивают стройность колонны.


Цветная фотолитография XIX века, вид с восточной стороны, изображена будка караульного, ограда и канделябры фонарей

Ограда и окружение памятника

Александровская колонна была окружена декоративной бронзовой оградой, выполненной по проекту Огюста Монферрана. Высота ограды около 1,5 метров. Ограду украшали 136 двуглавых орлов и 12 трофейных пушек (4 по углам и 2 обрамляют двустворчатые ворота с четырёх сторон ограды), которые венчали трёхглавые орлы.

Между ними были размещены чередующиеся копья и древки знамён, увенчанные гвардейскими двуглавыми орлами. На воротах ограды в соответствии с замыслом автора висели замки.

Кроме того, проект предусматривал установку канделябр с медными фонарями и газовым освещением.

Ограда в своем оригинальном виде была установлена в 1834 году, полностью все элементы были установлены в 1836—1837 годах.

В северо-восточном углу ограды была караульная будка, в которой находился одетый в парадную гвардейскую форму инвалид, днём и ночью охранявший памятник и следивший за порядком на площади.

Всё пространство Дворцовой площади было замощено торцами.


Санкт-Петербург. Дворцовая площадь, Александровская колонна.

Истории и легенды, связанные с Александровской колонной

* Примечательно, что и установка колонны на пьедестал и открытие памятника состоялось 30 августа (11 сентября по новому стилю). Это не случайное совпадение: это день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург, главный день празднования святого Александра Невского.

Александр Невский — небесный защитник города, поэтому ангел, взирающий с вершины Александровской колонны, всегда воспринимался прежде всего, как защитник и страж.

* Для проведения парада войск на Дворцовой площади по проекту О. Монферрана был построен Жёлтый (ныне — Певческий) мост.
* Петербуржцы после открытия колонны очень боялись, что она упадёт и старались не приближаться к ней. Эти страхи были основаны как на том обстоятельстве, что колонна не была закреплена, так и на том, что Монферран вынужден был в последний момент внести изменения в проект: блоки силовых конструкций навершия — абака, на которой установлена фигура ангела, была изначально задумана в граните; но в последний момент пришлось заменить кирпичной кладкой со связующим раствором на основе извести.

Для того, чтобы развеять страхи горожан, архитектор Монферран взял за правило каждое утро прогуливаться вместе с любимой собачкой прямо под столпом, что и делал почти до самой смерти.


Sadovnikov, Vasily. View of the Palace Square and the General Staff building in St. Petersburg


Sadovnikov, Vasily. View of the Palace Square and Winter Palace in St. Petersburg

* В перестройку в журналах писали, что существовал проект установить на столпе огромную статую В. И. Ленина, а в 2002 году СМИ распространяли сообщение о том, что в 1952 году фигуру ангела собирались заменить бюстом Сталина.


"Александровская колонна и Главный штаб". Литография Л. Ж. Арну. 1840-е гг.

* Во время возведения Александровской колонны ходили слухи о том, что этот монолит получился случайно в ряду колонн для Исаакиевского собора. Якобы, получив колонну длиннее необходимой, приняли решение об использовании этого камня на Дворцовой площади.
* Французский посланник при петербургском дворе сообщает любопытные сведения об этом монументе:

По поводу этой колонны можно припомнить предложение, сделанное императору Николаю искусным французским архитектором Монферраном, который присутствовал при её иссечении, перевозке и постановке, а именно: он предлагал императору высверлить внутри этой колонны винтообразную лестницу и требовал для этого только двух работников: мужчину и мальчика с молотом, резцом и корзиной, в которой мальчик выносил бы обломки гранита по мере его высверления; наконец, два фонаря для освещения рабочих в их трудной работе. Через 10 лет, утверждал он, работник и мальчик (последний, конечно, немного вырастет) окончили бы свою винтовую лестницу; но император, по справедливости гордясь сооружением этого единственного в своем роде памятника, опасался, и, может быть, основательно, чтобы это высверление не пробило внешние бока колонны, и потому отказался от этого предложения.

— барон П. де Бургоэн, французский посланник с 1828 по 1832 годы

* После начала реставрации 2002—2003 годов неавторитетными газетными изданиями стали распространяться сведения о том, что колонна не цельная, а состоит из некоего количества «блинов», настолько искусно подогнанных друг к другу, что швов между ними практически не видно.
* К Александровской колонне приходят молодожёны, и жених несёт невесту на руках вокруг столпа. Согласно поверью, сколько раз жених с невестой на руках обойдёт колонну, столько детей у них и родится.


Александровская колонна в Санкт-Петербурге
Гравюра Г. Джордена с оригинала А. Г. Викерса. 1835. Офорт на стали, ручная раскраска. 14x10 см

Работы по дополнению и реставрации

Через два года после установки памятника, в 1836 году под бронзовым навершием гранитной колонны на полированной поверхности камня стали появляться бело-серые пятна, портящие внешний вид монумента.

В 1841 году Николай I повелел провести осмотр замеченных тогда на колонне изъянов, но заключение освидетельствования гласило, что ещё в процессе обработки кристаллы гранита частично выкрошились в виде небольших впадин, которые и воспринимаются как трещины.

Александром II в 1861 году был учреждён «Комитет для исследования повреждений Александровской колонны», в который вошли учёные и архитекторы. Были возведены леса для осмотра, в результате которого комитет пришёл к заключению, что, действительно, на колонне присутствуют трещины, изначально свойственные монолиту, но было высказано опасение, что увеличение числа и размеров их «может породить обрушение колонны».

По поводу материалов, которыми следует заделать эти каверны, шли дискуссии. Русским «дедушкой химии» А. А. Воскресенским был предложен состав, «который должно было придать закрывающей массе» и, «благодаря которому трещина в Александровской колонне остановлена и закрыта с полнейшим успехом» (Д. И. Менделеев).

Для регулярного осмотра колонны на абаке капители закрепили четыре цепи — крепёж для подъёма люльки; кроме того, мастерам приходилось периодически совершать «восхождение» на монумент для очистки камня от пятен, что было непростым делом, учитывая большую высоту колонны.

Декоративные фонари у колонны выполнены через 40 лет после открытия — в 1876 году архитектором К. К. Рахау.

За всё время с момента своего открытия до конца XX века колонна пять раз подвергалась реставрационным работам, носящим скорее косметический характер.

После событий 1917 года пространство вокруг памятника было изменено, а ангела на праздники закрывали окрашенным в красный цвет брезентовым колпаком или маскировали шарами, спускаемыми с зависающего дирижабля.

Ограда была демонтирована и переплавлена на патронные гильзы в 1930-х годах.

В период блокады Ленинграда монумент был укрыт лишь на 2/3 высоты. В отличие от коней Клодта или скульптур Летнего сада скульптура осталась на своём месте и ангел получил ранение: на одном из крыльев остался глубокий осколочный след, кроме этого монументу были нанесены более сотни мелких повреждений осколками снарядов. Один из осколков застрял в барельефном изображении шлема Александра Невского, откуда был извлечён в 2003 году.


Арка Генштаба и Александрийская Колонна

Реставрация проведена в 1963 году (бригадир Н. Н. Решетов, руководителем работ был реставратор И. Г. Блэк).

В 1977 году на Дворцовой площади были проведены реставрационные работы: вокруг колонны были восстановлены исторические фонари, асфальтовое покрытие было заменено гранитом и диабазовой брусчаткой.


Раев Василий Егорович.Александровская колонна во время грозы. 1834.


В. С. Садовников.Около 1830 г.


Санкт-Петербург и пригороды

Является знаменитая Александрийская колонна. Образ её с детства входит в сознание нескольких поколений русских людей, даже тех, кто никогда не бывал на Но хрестоматийные стихи Пушкина, где она упоминается, известны каждому. При этом далеко не каждый вспомнит, что воздвигнута была Александрийская колонна в честь ознаменования победы русского оружия над Наполеоном в года. Нередко она воспринимается не более чем ось симметрии и центр общей композиции, объединяющий в единое целое гениальные творения Росси и Растрелли. Конечно же, это простая условность, но её принято считать символическим центром не только Дворцовой площади, но и всего Санкт-Петербурга.

История создания

Александрийская колонна на дворцовой площади была воздвигнута по проекту великого архитектора Огюста Монферрана. В её воздвижении есть некоторый элемент случайности. Сорок лет своей жизни Монферран посвятил Гранит для строительства его колоннад добывался в карельских скалах. Одна из монолитных заготовок весила тысячу тонн, а её розовый гранит был удивительного качества. Длина тоже сильно превышала необходимую. Резать такой подарок природы было просто жаль. И было принято решение использовать монолит целиком. Изготовлена Александрийская колонна была прямо на месте добычи монолитной заготовки. Работу выполнили русские мастера-камнерезы. Для её доставки в столицу по Неве пришлось конструировать и строить специальную баржу. Действие происходило в 1832 году. После доставки на место назначения и проведения всех подготовительных работ окончательный монтаж её занял всего полтора часа. В вертикальное положение Александрийская колонна была приведена через систему рычагов при помощи физических усилий двух с половиной тысяч рабочих и солдат столичного гарнизона. Завершено создание конструкции было в 1834 году. Чуть позже пьедестал был украшен орнаментом и обнесён невысоким заграждением.

Некоторые технические подробности

Колонна на Дворцовой площади и по сей день является самым высоким триумфальным сооружением подобного типа во всей Европе. Высота её составляет 47 с половиной метров. Она тщательно отполирована и по всей длине имеет равный диаметр. Уникальность этого монумента ещё и в том, что он ничем не закреплён и стоит на твёрдом основании исключительно под действием собственного веса. Не столь далёк уже двухсотлетний юбилей этого сооружения. Но за это время не наблюдалось даже малейшего отклонения от вертикали шестисоттонного монолита. Не наблюдается и признаков просадки фундамента под ним. Такова была точность инженерного расчёта Огюста Ришара Монферрана.


Во время войны рядом с колонной рвались бомбы и снаряды дальнобойной артиллерии. Александрийская колонна пережила тех, кто по ней стрелял и, судя по всему, стоять неколебимо намерена ещё очень долго. Металлический ангел на её вершине тоже ничем не закреплён, но улетать никуда не собирается.


На Дворцовой площади Санкт-Петербурга высится уникальный монумент – колонна, увенчанная скульптурным изображением ангела с крестом, а в основании обрамленная рельефными аллегориями победы в Отечественной войне 1812-го года.

Посвященный полководческому гению Александра I, памятник носит название Александровской колонны, а с легкой руки Пушкина зовется «Александрийским столпом».

Возведение монумента пришлось на конец 20-х – начало 30-х годов ХIХ века. Процесс документировался, и потому каких-либо тайн в появлении Александровской колонны быть не должно. Но если тайн нет, очень хочется их придумать, не так ли?

Из чего сделана Александровская колонна

В сети полно уверений об обнаруженной слоистости в материале, из которого изготовлена Александровская колонна. Дескать, мастера прошлого, не умея механически обработать твердый , научились синтезировать гранитоподобный бетон – из которого и отлили монумент.

Альтернативное мнение еще радикальней. Александровская колонна вообще не монолитна! Она составлена из отдельных блоков, водруженных друг на друга подобно детским кубикам, а снаружи облицована штукатуркой с большим количеством гранитной крошки.

Есть и вовсе фантастические версии, способные посоперничать с заметками из палаты №6. Однако на деле ситуация не так сложна, а главное – весь процесс изготовления, транспортировки и установки Александровской колонны задокументирован. История возникновения главного монумента Дворцовой площади расписана чуть ли не по минутам.

Выбор камня для Александровской колонны

Огюст Монферран или, как он сам именовал себя на русский манер, Август Монферанд до получения заказа на монумент в честь победы в Отечественной войне 1812-го года строил Исаакиевский собор. Во время заготовительных работ в гранитном карьере на территории современной Финляндии Монферран обнаружил монолит размером 35 х 7 метров.

Монолиты такого рода – большая редкость и еще большая ценность. Так что нет ничего удивительного в бережливости архитектора, приметившего, но не пустившего в дело огромной гранитной плиты.

Вскоре у императора возникла идея памятника Александру I, и Монферран нарисовал эскиз колонны, памятуя о наличия пригодного материала. Проект был одобрен. Добычу и доставку камня для Александровской колонны поручили тому же подрядчику, который обеспечивал материалом строительство Исаакия.

Искусная добыча гранита в карьере

Для изготовления и водружения на уготованное место колонны требовалось два монолита – один для стержня сооружения, другой – для постамента. Камень для колонны высекали первым.

Первым делом рабочие очистили гранитный монолит от мягкой почвы и всякого минерального мусора, а Монферран тщательно осмотрел поверхность камня на предмет наличия трещин и дефектов. Изъянов не нашлось.

Используя молоты и кованые зубила, работники грубо выровняли верхушку массива и сделали прорезные углубления для крепления такелажа, после чего пришла пора отделения фрагмента от природного монолита.

По нижней кромке заготовки под колонну высекли горизонтальный уступ на всю длину камня. На верхней плоскости, отступив от края достаточное расстояние, вдоль заготовки прорубили борозду в фут глубиной и полфута шириной. В этой же борозде вручную, при помощи кованых шлямбуров и тяжелых молотов пробурили скважины на расстоянии фута одна от другой.

В готовые скважины поместили стальные клинья. Чтобы клинья работали синхронно и дали ровную трещину в гранитном монолите, была использована специальная распорка – железный брус, уложенный в борозду и выравнивающий клинья в ровный частокол.

По команде старшего молотобойцы, расставленные по одному человеку на два-три клина, принялись за дело. Трещина прошла точно по линии скважин!

При помощи рычагов и кабестанов (лебедок с вертикальным расположением вала) камень опрокинули на наклонно выложенную постель из бревен и елового лапника.


Таким же способом был добыт и гранитный монолит для пьедестала колонны. Но если заготовка для колонны изначально весила примерно 1000 тонн, камень для пьедестала откололи в два с половиной раза меньшим – «всего» 400 тонн весом.

Длились карьерные работы два года.

Транспортировка заготовок для Александровской колонны

«Легкий» камень для пьедестала доставляли в Петербург первым, в компании нескольких гранитных валунов. Общая масса груза составила 670 т. Нагруженную деревянную баржу поместили меж двух пароходов и благополучно отбуксировали в столицу. Прибытие судов пришлось на первые дни ноября 1831-го года.

Выгрузка производилась с использованием синхронной работы десяти волокущих лебедок и заняла всего два часа.

Транспортировку большей заготовки отложили на лето следующего года. Бригада каменотесов тем временем скалывала с нее лишний гранит, придавая заготовке округлую форму колонны.

Для перевозки колонны построили судно грузоподъемностью до 1100 тонн. Заготовку в несколько слоев обшили тесом. На берегу для удобства погрузки соорудили пристань из бревенчатых срубов, забалластированных диким камнем. Площадь настила пристани составляла 864 квадратных метра.

В море перед пристанью выстроили бревенчато-каменный мол. Дорогу к пристани расширили, очистили от растительности и выходов камня. Особо прочные останцы пришлось взрывать. Из множества бревен устроили подобие мостовой для беспрепятственного перекатывания заготовки.

Передвижение подготовленного камня к пристани заняло две недели и потребовало усилий более чем 400-т рабочих.

Погрузка заготовки на судно не обошлась без неприятностей. Бревна, выложенные в ряд одним концом на пристань, другим – на борт судна, не выдержали нагрузки и переломились. Камень, однако, не ушел на дно: утонуть ему не дало судно, распертое между причалом и молом.


У подрядчика было достаточно людей и подъемной техники, чтобы выправить ситуацию. Однако начальство для верности вызвало солдат из близлежащей воинской части. Помощь нескольких сотен рук оказалась кстати: за два дня монолит подняли на борт, укрепили и отправили в Петербург.

Во время происшествия никто не пострадал.

Подготовительные работы

Чтобы избежать случайностей при выгрузке колонны, Монферран перестроил петербуржский причал так, чтобы борт судна прилегал к нему без зазоров по всей своей высоте. Мера оказалась успешной: переваливание груза с баржи на берег прошло безукоризненно.

Дальнейшее перемещение колонны велось по наклонным настилам с конечной целью в виде высокой деревянной платформы со специальной тележкой наверху. Тележка, передвигаемая на подкладных роликах, предназначалась для продольного движения заготовки.

Камень, вырубленный для пьедестала монумента, был еще осенью доставлен к месту установки колонны, накрыт навесом и отдан в распоряжение сорока каменотесов. Обтесав монолит сверху и со всех четырех боков, рабочие перевернули камень на песочную кучу – дабы исключить раскалывание глыбы.


После обработки всех шести плоскостей пьедестала гранитный блок водрузили на фундаментную основу. Фундамент для пьедестала опирался на 1250 свай, вбитых в дно котлована на одиннадцатиметровую глубину, опиленных по уровню и вмурованных в каменную кладку. Поверх четырехметровой кладки, заполнившей котлован, выложили цементный раствор с мылом и спиртом. Податливость растворной подушки позволила выставить монолит пьедестала с высокой точностью.

За несколько месяцев каменная кладка и цементная подушка пьедестала схватились и набрали требуемую прочность. К моменту доставки на Дворцовую площадь колонны пьедестал был готов.

Установка колонны

Установка колонны массой в 757 тонн – непростая инженерная задача даже сегодня. Однако инженеры двухсотлетней давности справились с решением проблемы «на отлично».

Расчетная прочность такелажа и вспомогательных конструкций была троекратной. Рабочие и солдаты, привлеченные к поднятию колонны, действовали с большим воодушевлением – отмечает Монферран. Грамотная расстановка людей, безупречная организация управления и остроумная конструкция лесов позволили поднять, выровнять и установить колонну менее чем за час. Еще два дня ушло на выправление вертикальности монумента.

Финишная обработка поверхности, а также монтаж архитектурных деталей капители и скульптуры ангелы заняли еще два года.

Стоит отметить, что никаких скрепляющих элементов между подошвой колонны и пьедесталом нет. Монумент покоится исключительно за счет свих исполинских размеров и отсутствия в Петербурге сколько-нибудь заметных землетрясений.

Ссылки на дополнительную информацию

Чертежи и другие документы о строительстве Александровской колонны в Петербурге:

Если говорить о достопримечательностях Санкт-Петербурга, Александровскую колонну нельзя обойти вниманием. Это - уникальный архитектурный шедевр, который был воздвигнут в 1834 году. Где находится Александровская колонна в Санкт-Петербурге? На Дворцовой площади. В 1828 году император Николай I издал указ о сооружении этого величественного памятника, призванного восславить победу его предшественника на троне и старшего брата Александра I, одержанную в войне с Наполеоном Бонапартом. Информация о Александровской колонне в Санкт-Петербурге представлена вашему вниманию в этой статье.

Рождение замысла

Принадлежит идея сооружения Александровской колонны в Санкт-Петербурге архитектору Карлу Росси. Перед ним стояла задача распланировать весь архитектурный комплекс Дворцовой площади и находящихся на ней зданий. Первоначально обсуждалась идея сооружения перед Зимним дворцом конной статуи Петра I. Она бы стала второй после знаменитого Медного всадника, находящегося неподалёку на Сенатской площади, воздвигнутого в царствование Екатерины II. Однако Карл Росси в итоге от этой идеи отказался.

Два варианта проекта Монферрана

Для того чтобы принять решение, что же будет установлено в центре Дворцовой площади и кто станет руководить этим проектом, в 1829 году был организован открытый конкурс. Победил в нём другой петербургский архитектор - француз Огюст Монферран, прославившийся тем, что ему довелось руководить постройкой Исаакиевского собора. Причём изначальный вариант проекта, предложенного Монферраном, конкурсная комиссия отвергла. И ему пришлось разработать второй вариант.

Монферран, как и Росси, уже в первом варианте своего проекта отказался от сооружения скульптурного памятника. Поскольку Дворцовая площадь весьма велика по размерам, оба архитектора резонно опасались, что любая скульптура, если только она не будет иметь совсем уж гигантские размеры, визуально затеряется в её архитектурном ансамбле. Сохранился эскиз первого варианта проекта Монферрана, но точная дата его изготовления неизвестна. Монферран собирался соорудить обелиск, подобный тем, что устанавливались в Древнем Египте. На его поверхности планировалось разместить барельефы, иллюстрирующие события наполеоновского нашествия, а также изображение Александра I на коне в костюме древнеримского воина, следующего в сопровождении богини Победы. Отвергая этот вариант, комиссия указала на необходимость возведения сооружения непременно в виде колонны. Учтя это требование, Монферран разработал второй вариант, впоследствии и осуществлённый.

Высота Александровской колонны в Санкт-Петербурге

По замыслу архитектора, по своей высоте Александровская колонна превзошла Вандомскую колонну в столице Франции, прославлявшую военные триумфы Наполеона. Она вообще стала высочайшей в истории из всех подобных колонн, выполненных из каменного монолита. От основания постамента и до кончика креста, который держит в своих руках ангел, 47,5 метра. Возведение такого грандиозного архитектурного сооружения было не простой инженерной задачей и заняло много этапов.

Материал для строительства

Строительство велось 5 лет, с 1829 по 1834 годы. Занималась этими работами та же комиссия, которая контролировала и сооружение собора Св. Исакия. При изготовлении материала для колонны была использована монолитная скала, выбранная Монферраном в Финляндии. Методы добычи и способы транспортировки материала использовались те же, что и при строительстве собора. Из скалы выпилили огромный монолит в форме параллелепипеда. С помощью системы огромных рычагов он был уложен на заранее приготовленную поверхность, которую плотно устлали еловым лапником. Это обеспечивало мягкость и упругость во время падения монолита.

Та же самая скала использовалась и при выпиливании из неё гранитных глыб, предназначенных для фундамента всего запроектированного сооружения, а также для создания скульптуры ангела, которой предстояло увенчать его вершину. Самая тяжёлая из этих глыб весила около 400 тонн. Для транспортировки всех этих гранитных заготовок к Дворцовой площади использовалось судно, специально построенное для выполнения этой задачи.

Закладка фундамента

После исследования места, на котором предстояло установить колонну, началась закладка фундамента сооружения. Под его основание забили 1250 сосновых свай. После этого площадку залили водой. Это сделало возможным создать строго горизонтальную поверхность при срезании верхней части свай. По старинному обычаю в основание фундамента заложили шкатулку из бронзы, наполненную монетами. Все они отчеканены в 1812 году.

Возведение гранитного монолита

В работах по выполнению проекта Монферрана использовалась уникальная инженерная подъёмная система, разработанная генерал-майором А. А. Бетанкуром. Она была снабжена десятками кабестанов (лебёдок) и блоков.

То, как именно с помощью этой подъёмной системы производилась установка гранитного монолита в вертикальное положение, наглядно проиллюстрировано на макете, находящемся в экспозиции музея города Санкт-Петербурга, который размещается в доме коменданта Петропавловской крепости. Водружение монумента на отведённое место происходило 30 августа 1832 года. При этом использовался труд 400 рабочих и 2 000 солдат. Процесс подъёма занял 1 час 45 минут.

Чтобы наблюдать за этим уникальным событием, на площадь пришло великое множество народу. Людьми была заполнена не только Дворцовая площадь, но и крыша здания Генерального штаба. Когда работа успешно завершилась, и колонна встала на предназначенное место, раздалось дружное «Ура!» По свидетельствам очевидцев и государь, император, присутствовавший при этом, также был весьма доволен и горячо поздравил автора проекта с успехом, сказав ему: «Монферран! Вы себя обессмертили!»

После успешного водружения колонны предстояло установить на пьедестале плиты с барельефами и декоративные элементы. Требовалось, кроме того, отшлифовать и отполировать поверхность самой монолитной колонны. Выполнение всех этих работ заняло ещё два года.

Ангел-хранитель

Одновременно с возведением Александровской колонны на Дворцовой площади Санкт-Петербурга с осени 1830 года шла работа над той скульптурой, которую согласно замыслу Монферрана предстояло установить на вершине сооружения. Николай I хотел, чтобы эта статуя была размещена лицом к Зимнему дворцу. Но каким будет её облик, определилось не сразу. Рассматривалось довольно много разных вариантов. Был и такой вариант, в соответствии с которым Александровскую колонну увенчивал бы лишь только один крест с обвивающейся вокруг него змеёй. Она задекорировала бы собою элементы крепежа. Согласно другому варианту, предполагалось установить на колонне статую, изображающую князя Александра Невского.

В конце концов, был утверждён вариант со скульптурой крылатого ангела. В его руках - Латинский крест. Символика этого изображения вполне наглядна: она означает, что Россия сокрушила власть Наполеона и тем самым установила мир и процветание для всех европейских стран. Работу над этой скульптурой выполнял Б. И. Орловский. Её высота - 6,4 метра.

Церемония открытия

Официальное открытие памятника было назначено на символичную дату 30 августа (11 сентября). В 1724 году в этот день в Алесандро-Невскую лавру были перенесены мощи Александр Невского, который с тех пор считается защитником и небесным покровителем города на Неве. К венчающему Александровскую колонну ангелу также относятся как к ангелу-хранителю города. Открытие Александровой колонны завершало окончательное оформление всего архитектурного ансамбля Дворцовой площади. На торжествах по случаю официального открытия Александровой колонны присутствовало всё императорское семейство во главе с Николаем I, армейские подразделения численностью до 100 тысяч и иностранные дипломаты. Было совершена церковная служба. Солдаты, офицеры и император преклонили колени. Подобное богослужение с участием армии проводилось в Париже на Пасху в 1814 году.

Событие это увековечено и в нумизматике. В 1834 году отчеканены 15 тысяч мемориальных монет номиналом в 1 рубль.

Описание Александровской колонны в Санкт-Петербурге

Образцом для творения Монферрана послужили колонны, воздвигавшихся в эпоху Античности. Но Александровская колонна превзошла всех своих предшественниц и по высоте, и по массивности. Материалом для её изготовления послужил розовый гранит. В её нижней части помещён барельеф с изображением двух фигур женщин с крыльями. В их руках доска с надписью: «Александру І-му благодарная Россия». Ниже помещено изображение доспехов, слева от них молодая женщина, а справа изображён старик. Эти две фигуры символизируют две реки, находившиеся на территории военных действий. Женщина изображает Вислу, старик - Неман.

Ограда и окружение памятника

Вокруг Александровской колонны в Санкт-Петербурге, краткое описание которой представлено вашему вниманию выше, сооружена полутораметровая ограда. На ней были помещены двуглавые орлы. Их общее число 136. Она украшена, копьями и древками флагов. Вдоль ограды установлены военные трофеи - 12 французских пушек. Стояла у ограды и караульная будка, в которой круглосуточно дежурил солдат-инвалид.

Легенды, слухи и поверья

Когда шло сооружение Александровой колонны, среди петербуржцев распространились упорные слухи, явно не соответствующие действительности, о том, что огромная гранитная заготовка для её сооружения получилась случайным образом в ходе изготовления колонн для Исаакиевского Собора. Этот монолит якобы по ошибке получился больше по размеру, чем требовалось. И тогда, чтобы он не пропадал, якобы и возникла мысль - использовать его для сооружения колонны на Дворцовой площади.

После того как Александровская колонна в Санкт-Петербурге (кратко о ней знает каждый, кто интересуется историей города) была поставлена, в первые годы многие не привыкшие к такому зрелищу знатные особы опасались, что она рухнет. Они не верили в надёжность её конструкции. В частности, графиня Толстая строжайше приказала своему кучеру не приближаться к колонне. Боялась находиться рядом с нею и бабушка М. Ю. Лермонтова. А Монферран, пытаясь развеять эти опасения, часто в конце дня совершал длительные прогулки возле колонны.

Барон П. де Бургоэн, служивший в 1828-1832 годах посланником Франции в России, свидетельствовал, что якобы Монферран предлагал Николаю I создать винтовую спиральную лестницу внутри колонны, что позволило бы подниматься на её вершину. Для этого требовалось вырубить полость внутри колонны. Причём Монферран якобы утверждал, что для осуществления такого замысла будет достаточно одного мастера, вооружённого резцом и молотком, и мальчика-подмастерья с корзиной, в которой он будет выносить обломки гранита. Работу они вдвоём сделали бы, по расчетам автора Александровской колонны в Санкт-Петербурге Монферана, за 10 лет. Но Николай I, опасаясь, что такие работы могут повредить поверхность сооружения, не захотел реализовывать этот замысел.

В наши времена возник такой свадебный ритуал, в ходе которого жених носит свою избранницу на руках вокруг колонны. Считается, что сколько кругов он пройдёт, столько в их семье будет детей.

По слухам, советские власти якобы вынашивали планы демонтажа статуи ангела-хранителя на Александровской колонне. А вместо него якобы предполагалось поместить скульптуру Ленина или Сталина. Этому нет документальных подтверждений, но то, что в довоенные годы в праздники 7 ноября и 1 мая ангела укрывали от людских глаз, - исторический факт. Причём применялись два способа для его укрытия. Либо его накрывали полотнищем, которое спускали с дирижабля, либо закрывали воздушными шарами, наполненными гелием и поднимавшимися от поверхности земли.

"Ранение" ангела во время ленинградской блокады

Во время Великой Отечественной войны, в отличие от многих других архитектурных шедевров, Александровская колонна в Санкт-Петербурге, интересные факты о которой мы собрали в этой статье, не была полностью замаскирована. И в ходе артобстрелов и бомбёжек она получила многочисленные попадания от осколков снарядов. Самому ангелу-хранителю осколком пробило крыло.

В 2002-2003 годах выполнены крупнейшие с момента создания Александровской колонны работы по её реставрации, в ходе которых из неё вынули около полусотни осколков, остававшихся там со времён войны.