Рассказ индейской женщины-шамана. «Выходец из социальной нормы»: интервью с женщиной шаманом

Женщина шаман

Бог успакаивает беспокойных

И беспокоит успокоенных

Неизвестный

Утром, после освежающего душа под водопадом, напряжение и боль в ногах, спине и плечах стихли. Хотя я еще не набрал полную силу, но простое питание и постоянные упражнения на свежем воздухе придавали мне больше жизненных сил, чем я испытывал когда-либо за последние несколько лет.

После скромного завтрака - папайя, бананы и вода из водопада - мы двинулись дальше вдоль гряды вулканических скал, выросших из океана миллионы лет назад. Мы оба ритмично дышали в такт своим шагам. Очевидно, Мама Чиа прекрасно знала этот путь или инстинктивно чувствовала, куда нужно сворачивать на очередной развилке.

Я еще раз попросил Маму Чиа рассказать о своей жизни.

Обычно я не рассказываю о ней, - начала она, - но я думаю, кое-что окажется для тебя полезным.

Что именно?

Возможно, вы даже станете знаменитой и начнете сниматься в рекламе пива, - пошутил я.

Улыбнувшись, она ответила:

У тебя это лучше получится. Я предпочитаю оставаться неизвестной. Просто я верю, что одна жизнь способна вдохновить другие.

Ну что же, я готов слушать, - сказал я, подходя поближе к ней, насколько это позволяла узкая тропка.

Я родилась здесь, на Молокаи, в 1910 году. И отец, и мать были наполовину гавайцами, наполовину японцами. Как и у этого острова, у меня богатое наследие, но недостаточно сильное тело, - она многозначительно взмахнула тростью.

По-моему, очень даже сильное, - возразил я. - Мне довольно трудно поспевать за вами. Она усмехнулась и кивнула:

Джек Лондон однажды сказал: «Жизнь иногда сдает нам хорошие карты, но игру приходится продолжать и при совершенно неудачной раздаче». Я надеюсь, что сделала со своими картами лучшее, что только могла. Ребенком я постоянно уставала. У меня были самые разные аллергии, и я часто болела. Большую часть времени мне приходилось оставаться в постели, и я не могла даже холить в школу.

Мой отец любил рассказывать мне о том, что Тедди Рузвельт был болезненным и хрупким мальчиком, но вырос «настоящим мужчиной» и стал президентом Соединенных Штатов. Рассказы отца вселяли в меня определенные надежды, но мое тело, казалось, слабело с каждым днем.

Мама Чиа приостановилась, вынула из сумки горсть орехов, поделилась со мной и продолжила:

Когда мне исполнилось семь лет, мои родители пригласили местного кахуна купуа, шамана по имени Папа Кахили. Он был очень сильным знахарем. Все, кого он лечил, преклонялись перед его искусством, а те, кто знал и понимал древний Путь, очень уважали его.

Мои родители были набожными христианами и не очень-то верили в духов природы. Но я все слабела и слабела, и ни один врач не мог помочь мне, и тогда их любовь превозмогла страх и недоверие, и они попросили Папу Кахили осмотреть меня.

В первый раз, когда мы встретились, он не дал мне никаких лекарств. Не было и никакой ритуальной магии, которой так боялись мои родители. Он просто ласково поговорил со мной. Я почувствовала искреннюю заботу, которая от него исходила. Я еще не знала этого, но именно в тот день и началось мое исцеление.

Позже он начал давать мне лекарства, которые сам делал из растений, и говорил со мной о многих вещах - о целительной силе, кроющейся внутри меня самой. Он рассказывал мне воодушевляющие истории, благодаря которым в моей голове появлялись прекрасные образы и мечты. Папа Кахили брал меня с собой в путешествия, и каждый раз я возвращалась домой все более окрепшая и сильная.

Ваши родители так и не смирились с ним? - спросил я.

Только много месяцев спустя. Они называли его «человеком Божьим», и им очень нравилось, что он никогда не говорил, что сам исцелил меня - он утверждал, что его направлял Бог и что через него действовал Святой Дух.

Шло время, и в Европе началась Первая мировая война. В газетах пишут о самых великих событиях истории. Но о Папе Кахили никогда не писали в газетах, и он никогда не станет предметом исторических книг. Он был частью тайной истории, которая похожа на подземную реку, дающую жизнь цветам на поверхности земли. И все-таки в нашем крохотном мире он был одним из величайших людей.

Когда закончилась война, мне было уже восемь, и я достаточно окрепла для того, чтобы ходить в школу. Хотя я была толстухой, застенчивой и не очень-то симпатичной, у меня даже появилось несколько друзей. Следующие семь лет я лихорадочно наверстывала все, что упустила, все, что полагается делать обычной девушке: я ездила на Оаху и другие острова, весе-

лилась на вечеринках, гуляла по магазинам с подружками и даже назначала свидания мальчикам.

В конце концов я вдруг устала от вечеринок, путешествий и магазинов. Я всегда чувствовала себя в чем-то отличающейся от других людей - пришельцем в незнакомой стране. Но теперь я чувствовала себя отчужденно даже по отношению к своим друзьям. Им по-прежнему нравились бурные сборища и модные новинки, а я предпочитала читать или просто сидеть среди деревьев, покрытых лунным светом, - она махнула тростью, показывая на окружавшие нас со всех сторон и сверху деревья кукуй.

Может быть, долгие годы детства, проведенные в одиночестве в постели, когда я могла развлекаться только чтением, вновь возвращали меня ко всему этому и выработали во мне привычку размышлять об иных, более серьезных вещах. Так или иначе, но я все больше времени проводила в одиночестве.

Мама Чиа, - сказал я, - мне очень неловко вас прерывать, но я понимаю, что вы имеете в виду, когда говорите о чувстве отличия от окружающих.

Она приостановилась, посмотрела на меня и кивнула.

Пожалуйста, - попросил я, - продолжайте.

Я понимала, что разочаровываю своих родителей, и мне хотелось сделать что-то такое, что позволило бы им гордиться мной. Отец тяжело работал на сахарном заводе и с трудом накопил денег на мою учебу в колледже. Поэтому я старалась изо всех сил и прочитала намного больше, чем все мои сверстники, - мне очень хотелось исполнить надежды родителей. В 1928 году я поступила в Стэнфордский университет.

Вы учились в Стэнфорде? - изумленно спросил я.

Да, - ответила она. - Почему это тебя так удивляет?

Ну… Даже не знаю…

В детстве я все время лежала в постели - и читала, читала… Моим родителям было довольно трудно и дороговато доставать мне книги на самые разные темы. Я думала, что серьезно отстаю от школьной программы, но когда пришла в школу, то оказалась одной из лучших учениц. И я очень неплохо сдала вступительные экзамены в университет…

А вот в этом мы отличаемся! - усмехнулся я. Она улыбнулась в ответ.

Родители считали, что мне осталось найти себе хорошего мужа, но самым важным для меня была учеба - в университете можно было узнать столько нового, а библиотеки были просто забиты книгами, и я совсем не собиралась упускать такую прекрасную возможность. Меня интересовало человеческое тело - наверное, из-за собственных проблем со здоровьем, - и поэтому я поступила на медицинский факультет.

Уже старшекурсницей я наткнулась на небольшую статью о традициях гавайских кахуна, и это меня полностью поглотило. Кроме того, я много читала о других системах духовной и сакральной медицины, включая гипноз и психоанализ, работающие с разумом на основе принципов веры и убеждения. Я осознала, что моим призванием является именно целительство, а не традиционная медицина.

Вы не верите в традиционную медицину?

Я очень ценю средства и технологии современной западной медицины, - возразила она. - Но я убеждена, что большинство врачей, как и их пациентов, больше беспокоятся о быстром облегчении симптомов болезни с помощью лекарств и хирургии, чем об обучении и воодушевлении пациентов. Они редко пытаются помочь больным изменить те привычки и тот образ жизни, которые стали причинами их болезни, и начать жить в гармонии с законами природы. Когда-нибудь медицина изменится, - убежденно заявила она. - Как только люди поймут, что именно на самом деле важно.

Одновременно со всеми этими событиями я познакомилась со своим будущим мужем, чего совсем не ожидала. Однажды, на ступеньках библиотеки, я выронила из рук книгу. Прежде чем я успела нагнуться, неизвестно откуда возник симпатичный молодой человек, схватил книгу и с улыбкой протянул мне. Мы разговорились - и больше не замолкали. Его звали Брэдфорд Джонсон. Мы обвенчались сразу после окончания университета. Я никогда не понимала, как он - красивый, атлетически сложенный мужчина - мог влюбиться в такую дурнушку, как я. Я часто шутила, что, наверное, спасла ему жизнь в прошлом воплощении и теперь он выплачивает свой долг!

В 1932 году, когда мы окончили учебу, Брэдфорд начал преподавать в Калифорнии, а я уже была беременна. Мы были так счастливы! - Голос Мамы Чиа дрогнул, и я едва расслышал ее следующие слова. - Мы потеряли ребенка… - Несколько минут Мама Чиа грустно молчала. - И я узнала, что никогда не смогу иметь детей. Никогда. Я почувствовала себя так, словно мое тело меня предало.

Брэдфорд был очень чутким человеком. Он сказал, что мы могли бы взять приемного ребенка, но так получилось, что мы оба все время были слишком заняты… Во всяком случае, у меня есть племянник и две племянницы. - Она попыталась улыбнуться, но ее улыбка быстро растаяла.

Через месяц внезапно умер мой отец. Мать осталась совсем одна, и я была нужна ей. Брэдфорд нашел преподавательскую работу на Оаху, так что я проводила будние дни здесь, на Молокаи, рядом с матерью, а выходные - на Оаху, с мужем. Так продолжалось до тех пор, пока школу, в которой работал Брэдфорд, не закрыли во время Великой Депрессии. Он тоже переехал к нам, на Молокаи. Это были трудные времена, но у нас, по крайней мере, была крыша над головой и огород.

Наступил 1941 год. Бомбардировка Перл-Харбора. Это и последующие события стали одними из самых страшных в моей жизни. - Мама Чиа остановилась и повернулась к панорамному виду джунглей далеко внизу и океану за ними. - Я не привыкла к таким разговорам. Немногие люди знают эти вещи обо мне, а у меня самой нет особой потребности ими делиться… Ты понимаешь? Может быть, нам следует на этом и остановиться?

Я коснулся ее руки и сказал:

Я испытывал очень теплые чувства и к Сократусу, и много раз просил его рассказать о прошлом, но он всегда мне отказывал. Это задевало меня, хотя я ему об этом и не говорил. И, может быть, то, что я не знаю, кто он и откуда, - еще одна упущенная возможность моей собственной жизни. Вы ведь хотели узнать, интересна ли мне ваша жизнь?

Она молча кивнула, но на ее лице не было никакого выражения, пока я не заметил, что в ее глазах, неподвижно глядящих на синий океан, стоят слезы. Высоко над нами проносились облака, которые, казалось, цепляются за горные пики. Мама Чиа подняла свою трость, жестом показала, что мы должны продолжать путь, и, когда я последовал за ней, продолжила:

Брэдфорд тогда был в Гонолулу и видел разрушение Перл-Харбора. Как любой порядочный выпускник Стэнфорда, он пошел в Военно-Морской Флот, чтобы помочь защитить свою страну. И как бесчисленное множество других женщин, я каждое утро, каждую ночь молилась за своего мужа.

Поползли гнусные слухи о том, что люди японо-американского происхождения будут перевезены в специальные лагеря на континенте, чтобы избежать саботажа и диверсий. Я не верила, что такое может случиться, просто не могла поверить. Но эти слухи оказались правдой. Хотя я была японкой только частично, мы с матерью перебрались в эту изолированную и незаметную часть острова. Маме было тогда за шестьдесят, и она страдала от множества болезней, облегчить которые было не в моих силах.

На Молокаи вернулся Папа Кахили, который провел около десяти лет с одним местным шаманом в Африке. Я попросила его помочь моей матери. Но он был уже очень стар, и его работа в Африке - непрерывное сражение с голодом, дизентерией и огромным числом других болезней - отняла у него все силы. Он сказал, что Дух призывает мою несчастную мать и скоро она освободится от своего бренного тела и страданий, - а он сам уйдет вслед за ней.

Он подолгу разговаривал с моей матерью и успокаивал ее. Через неделю после его возвращения она тихо скончалась во сне. Мне было очень одиноко, и я целыми днями помогала старому Папе Кахили. Набравшись смелости, я попросила его учить меня пути кахуна. Я чувствовала, что это моя судьба.

И он заплакал, он рыдал скупыми слезами старика, потому что он всегда знал об этом - все эти годы, - но ему приходилось ждать, пока я сама не попрошу его. Он принял меня в свою семью и посвятил в традиции кахуна.

Папа Кахили давно отправился в мир духов, но я всегда чувствую его присутствие рядом со мной. Так происходит с каждым, у кого был учитель. Он обучил меня, как я могу помогать тем, кто в этом нуждается.

Я начала помогать тем людям, которым служил он сам, здесь, на Молокаи. Кроме того, я прошла дополнительное обучение навыкам акушерки. В студенческие годы я видела много смертей, - сказала она. - Я хотела уравновесить их, помогая появиться на свет новым жизням. Я все-таки смогла участвовать в чуде рождения, хотя эти дети были не моими.

Потом я получила извещение от Департамента Военно-Морского Флота. Еще до того, как я открыла его, я знала содержание письма - каждое слово в нем. Выплакавшись, я дрожащими руками открыла конверт. Письмо подтвердило то, что снилось мне уже несколько дней-Брэдфорд, мой муж, пропал без вести в море.

Война закончилась, и ко мне пришло беспокойство. Слишком много призраков прошлого, слишком много воспоминаний. Я накопила денег и в 1952 году…

Мне было шесть лет, - вставил я.

Да, когда тебе было шесть лет, я отправилась в двенадцатилетнее кругосветное путешествие. Я следовала не карте, а своей интуиции. Первые два года я провела на континентальной части Соединенных Штатов. Я передвигалась поездами, автобусами и просто пешком. Я знакомилась с людьми, к которым направляло меня Высшее Я, я приходила туда, куда оно звало меня.

Вы когда-нибудь были в Беркли, штат Калифорния? - спросил я.

Да, - ответила она. - Я проезжала через Беркли, но, если тебя именно это интересует, то с Сократусом я познакомилась только через восемь лет. Потом я отправилась в Северную Европу - изучала традиции и знания друидов, потом проехала через Испанию и Центральную Европу, потом еще южнее, через несколько африканских городов. Затем я отправилась к ближневосточной и арабской культуре, а дальше - в Индию, Непал, Тибет и на Памир…

Я был там, - прервал я, - но не нашел того, чего искал.

Я очень рада, что путешествовала уже в зрелом возрасте. Если бы я была моложе и еще не прошла необходимой подготовки, я пропустила бы школу.

Какую школу? - переспросил я, вспоминая слова Сок-ратуса.

Потом я посетила Китай и нашла там новых друзей, с которыми посетила Таиланд и немного путешествовала по островам Индонезии…

Какую школу? - повторил я.

Тайную школу в Японии.

Что значит «тайную»?

Никакой рекламы и узкая специализация, - улыбнулась она, но потом добавила уже серьезно: - Ее могут увидеть лишь немногие. К тому времени я уже многое знала об исцелении тела и ума. Мне хотелось познать духовный путь, но, кроме того, я хотела пройти через физические испытания и узнать, смогу ли я изменить свое непослушное и слабое тело. И учитель показал мне, на что я способна. Именно там я познакомилась с одним из самых необычных учеников - с человеком, которого ты называешь Сократусом.

Там? - переспросил я, повернувшись к ней и чуть не натолкнувшись лбом на выступающий из скалы камень. - Расскажите мне о Сократусе - и про эту школу! На что это было похоже? И что он делал там? Мама Чиа помолчала.

Если Сократус сам не рассказал тебе, значит, у него были на то причины. - Она заметила мое разочарование и добавила:

Поверь, если Сократус что-то рассказывал, а что-то не рассказывал, то это предназначалось для твоей же пользы. Я тоже не думаю, что пришло время говорить об этих вещах.

Но где эта школа? Кто учитель? Какие еще места мне предстоит посетить?

Сейчас не время, - повторила она. - Многие вещи тебе придется познать, основываясь на собственном опыте, интуиции и предчувствиях.

Я окончательно расстроился, огляделся и обнаружил, что мы находимся в самой высокой точке в округе.

Я бы хотела закончить свой рассказ, - вновь заговорила Мама Чиа. - Это поможет тебе понять, где мы сейчас и что нам предстоит сделать вместе. Я провела в этой школе два года и три месяца. В первый раз за всю жизнь мое тело обрело приличную форму, хотя я и не стала особо крепкой или мускулистой. Но я могла бегать] Я могла подпрыгивать в воздух, разворачиваться и наносить удары ногами. В это трудно поверить, - она вспоминала об этом с явным удовольствием, - но я действительно стала неплохим акробатом и бойцом. - Мама Чиа подняла над головой свою трость и сделала несколько резких вращательных движений, хотя и не очень быстрых. - Я очень много узнала о своих силах и о моем духе.

И я узнала еще больше о целительстве. В 1964 году я вернулась домой, на Молокаи, и меня переполняли энтузиазм и энергия. Я была готова творить чудеса и исцелять прокаженных. И тут ко мне прибежал Сей Фуджимото. Обезумевший от горя, он сказал, что его только что родившийся сын внезапно заболел. Мы выбежали на дорогу и сели в его старый грузовик. Сей рассказал, что у ребенка начались судороги, а потом он потерял сознание. Сей был в полной панике. Его жена, Мицу, была не в лучшем состоянии - совершенно не в себе.

Все мы были бедными и жили изолированно от цивилизации, поэтому о вертолете и речи не могло быть. В любом случае, было слишком поздно. Ребенок был в очень плохом состоянии. - Мама Чиа замолчала, присела и жестом предложила мне сделать то же самое. Мы уселись на камни, россыпью покрывающие склоны вершины, и она печально продолжила:

Я сделала все, что могла. Я использовала все свои знания и всю свою силу. Чтобы помочь ребенку, я израсходовала всю свою волю и энергию. Я шептала молитвы Богу, я призывала Его милость. Но ребенок все равно умер.

Глаза Мамы Чиа наполнились слезами. Она посмотрела на меня.

В мире немного вещей, которые могут причинить большее страдание, чем смерть ребенка, - сказала она. - Ни религия, ни философия не могут вылечить сердце, израненное подобной потерей. Только время имеет власть - оно позволяет забывать. Семья Фуджимото оплакивала свое дитя долго, очень долго…

Ребенок умер у меня на руках. И что-то внутри меня тоже умерло. Он снился мне по ночам. Сначала я была убеждена, что могла бы спасти его, если бы только старательнее училась, больше знала и умела… Потом у меня возникла навязчивая идея о том, что мне просто не суждено лечить людей. Эта мысль полностью овладела мной, и, несмотря на протесты тех, кому я помогла, несмотря на искреннюю благодарность Фуджимото за все мои усилия по спасению их ребенка, я поклялась никогда больше не заниматься целительством. Меня не покидало чувство стыда, я чувствовала себя шарлатаном. Я потеряла веру в себя и в Дух.

Именно тогда, в 1965 году, я переехала на Оаху и пошла работать в банк. И я снова начала набирать вес.

Это вас беспокоило? - спросил я. - Я имею в виду, после вашего обучения в той школе не хотелось ли вам снова вернуться к хорошей спортивной форме? - У каждого есть сильные и слабые стороны, - ответила она. - Часто всю мою волю отбирали эмоции - так и случилось в то время, когда я работала в банке. Я просто не заботилась об изменении себя, у меня для этого не было достаточных оснований. Я погрузилась в скучный, но безопасный образ жизни: дом, работа, привычная улыбка, надеваемая сутра вместе с деловым костюмом. Сейчас, когда я вспоминаю то время, оно кажется мне адом. Но я сама выбрала тогда, какой мне быть и что делать. Все это продолжалось почти два года, пока я не получила письмо от Сократуса. Это было шесть лет назад.

В 1967 году? - уточнил я.

Да. Я не знаю, как он нашел меня и почему он вообще решил написать мне. Мы ничего не знали друг о друге уже много лет. Но его письмо было просто чудесным. Оно напомнило мне все, о чем я успела позабыть. Его слова укрепили и вдохновили меня. Они снова вселили в меня чувство цели.

Да, у него это неплохо получается, - улыбнулся я.

Да, - повторила она, улыбаясь в ответ, - у него это очень неплохо получается. Именно тогда он сообщил мне о тебе, о том, что однажды ты отправишься искать меня. Я вернулась на Молокаи и с тех пор занималась тем делом, для которого была рождена. А мой внутренний взор следил за тобой.

А все остальное, как говорится, уже история, - вновь улыбнулся я.

Ну, не совсем, - сказала Мама Чиа, и ее лицо засияло. - Три недели назад я помогла появиться на свет сыну Мицу и Сея Фуджимото!

Здорово! - воскликнул я. - Обожаю счастливые завершения историй!

Мама Чиа остановилась и отдыхала, прислонившись к стволу дерева. С очень серьезным лицом она сказала:

Я надеюсь, что завершение твоей истории будет не менее счастливым.

Изначально шаманами могли быть только женщины и передавалось это “свойство” исключительно по женской линии. Жрицами огня в древности всегда были женщины, какой культ ни возьми, хоть шаманизм, хоть древний Египет, хоть древнеславянский… “Хранительница очага” - оттуда и пошло. А сам шаманизм наверное самая древнейшая языческая религия. К примеру, глянем на “женское начало” древне-сибирского шаманизма:
Палеолитические фигурки женщин, «духов-владычиц разных стихий» были найдены исследователем Азии А. П. Окладниковым во время Ленской историко-археологической экспедиции 1941-1943 гг. По бассейну реки Лены обнаружено 28 пунктов с палеолитическими находками. Женщины той далекой эпохи считались сверх-могущественными существами. Родство признавалось только по женской линии. Домашнее хозяйство подчинялось полностью женщине-матери. Она была независима, занимала в обществе ведущее, главенствующее положение.

Как утверждает ученый-востоковед Г. Ц. Цыбиков «Первыми жрецами были женщины». Они обязаны были смотреть за огнем и делать ему приношение. Как хранительницы домашних святынь, служительницы культа изображались на скалах. Изготовлялись женские фигурки из камня, кости, бивня мамонта. Первой шаманкой была женщина(«утган»- ут-огонь, ган-женский род), получившая дар шаманства от орла - жрица огня, первая служительница культа. О том, что шаманство генетически связано с материнским родом, что женщины сыграли большую роль в формировании и развитии шаманской идеологии - говорят и другие исследователи: К. Рычков, А. Золотарев, А. Анисимов, С. Пурэвжав.

У многих народов Сибири существует целый цикл удаганской мифологии.
Особенно богаты божественными девами ранние эпические сказания. Небесные шаманки исполняют волю Урун Айыы Тойона, охраняют богатырей айыы. Они оживляют умерших, излечивают раненых, борются со злыми шаманками нижнего мира. Имеют атрибуты: шаманский костюм, бубен и колотушку.
Вообще, среди обитателей верхнего мира нет мужчин-шаманов, есть только божественные девы-удаганки. Только в нижнем мире единовластно хозяйничают шаманы и шаманки абаасы.
В среднем мире образ женщины выступает в роли праматери всего живущего и всего растущего. Персонифицированный образ хозяйки земли Аан Алахчын наделяется качествами удаганки-шаманки. Она и прорицательница богатырских судеб, и защитница заповедной страны, и невидимка-волшебница серединной земли.
Старинный культ богини-матери и шаманки-удаганки в пережиточных формах сохранился у Сибирских народов до начала XX века. В историческом фольклоре имеется целый ряд легенд и преданий, которые свидетельствуют об устойчивом характере религиозных верований, подтверждающих силу и могущество женщин шаманок. В одном рассказе, записанном Г. В. Ксенофонтовым в 1925 году, дословно говорятся следующим образом: «У шамана была младшая сестра-шаманка светлых, небесных духов. Недовольная действиями старшего брата-шамана, покинула навсегда его обитель. И через дымовое отверстие, превратившись в птичку, улетела к небожителям. Брат-шаман не смог удержать ее. Сестра, как шаманка была сильнее его. Второй случай, подтверждающий верховенство удаганок над шаманами описывается в широко распространенном цикле рассказов об удаганке Алысардаах. Ей судьбой было предсказано стать великой шаманкой. Ее должны были воспитывать и посвящать в удаганку великие шаманы. Шаман Екечеен сразу признает, что он не сможет ее обучить колдовскому ремеслу, так как душа будущей удаганки Алысардаах воспитывалась значительно выше, чем гнездо шамана Екечеен.
Если покопаться и дальше в глубь мифологического и исторического фольклора, то сведений о женском шаманстве, о силе и мощи удаганок - достаточно много.
К примеру у некоторых современных народностей до сих пор есть поверья, что мужчине для того, чтоб получить шаманский дар требуется время, обучение и т.д., но для того, чтоб ему в совершенстве овладеть шаманским знанием, необходимо стать «настоящей женщиной». Отсюда и женская атрибутика в одежде, повадках, причёске и даже есть реальные “превращенные шаманы”, они доведя подражание женской природе до крайнего предела, становятся самыми сильными шаманами, сочетая в себе два начала – мужское и женское. У шаманов-мужчин, которые сохраняют свой пол, помощниками и наставниками зачастую являются «девушки-духи».


Да… и о “чёртовой матери” всё и всех поглощающей!
…. вот правда ещё всё и всех родящей, если уж быть до конца объективным и рассмотреть монетку с двух сторон))) “из праха в прах обратишься”…
Во всех космических процессах ясно прослеживается взаимосвязь двух начал - мужского (идея) и женского (творение/рождение). Оба эти начала должны быть соединены в высшей реальности, но именно женское космическое начало представляет собой господствующую силу во Вселенной и занимает доминирующее положение во всех древнейших религиозных системах. В совокупности начал идёт творческий процесс созидания и он идёт не “из ничего”, он берёт “материю”(энергию) из бесконечного океана женской энергии(прах земной, прана, воды жизни), куда поступает от разрушения, отслуживших своё жизне-элементов. Некий - круговорот.
Смотрим:
Библия - “… создал человека из праха земного…” - прах-прана-энергия жизни-женское начало.
Богиня–Мать представляла собой Землю или Природу, в которой заключена творческая сила всей жизни.
Славянская мифология - Богиня плодородия Мокошь, которая прядет бесконечную пряжу – всепроникающую энергию мироздания. Мокошь, Марена, Море, Мор, Мара - созвучные имена, связанные с водной стихией, с живым и мертвым началом.
В аккадском пантеоне - богиня-мать Аруру, создающая из глины героя эпоса о Гильгамеше Энкиду, она также является создательницей людей, определившей их судьбы.
Древние арабы поклонялись богине неба и дождя Аллат, которая ассоциировалась с Каабой в Мекке, святыней домусульманских времен.
В Армении был распространен культ богини-матери, плодородия, любви и воды Анахит.
Древние персы поклонялись богине чистоты и непорочности Анахите. В именах этих богинь явно прослеживается связь с названием сердечной чакры – Анахаты - места пребывания любви.
В мифологии ингушей и чеченцев известна богиня Аза – покровительница всего живого. В некоторых мифах она выступает в роли матери солнца.
Древний Египет - Маат - мать мира. Хатор – древнейшая богиня-мать, которая почиталась как небесная корова, родившая солнце. Ну и т.п….


Вот ещё:
Согласно правилам сакральной геометрии, со времен глубокой древности прямые линии принято считать мужскими, а изогнутые – женскими. К геометрическим символам, выражающим женское начало, относятся дуга, спираль, но самой главной женской формой на Земле является сфера (шар, круг). Сфера – это мать. Наряду с кубом (мужской формой), это две самые важные формы во всей Реальности, когда речь идет о первоначальных взаимосвязях в Творении.
Форма сферы присутствует повсюду, она является источником всего. Основа всего нашего существования выполнена из «шариков» - сфер различных размеров. Атомы – это сферы, мы живем на сфере – Земле. Луна, Солнце, звезды – это сферы. Вся Вселенная – от макрокосма до микрокосма – создана из маленьких сфер тем или иным способом. Световые волны, двигающиеся сквозь пространство, тоже являются сферами, они распространяются сферически.
….. Форма сферы (шара, круга) – самая женская форма на Земле.

Мужское начало не должно быть женоподобным. Мужчина - идеолог. А каковы “идеи”, таково и творение. Вот, что имеем к настоящему моменту: ведь любая “идея” воплощается в жизнь… и поглощается смертью, давая жизнь новому.

В последнее время в прессе было немало публикаций о шаманских традициях бурят. Гораздо меньше простым читателям известно об обычаях, обрядах и современном состоянии эвенкийского шаманизма. Эвенки (они же тунгусы или хамниганы) – это коренные жители Бурятии, населявшие территорию Восточной Сибири до самого Дальнего Востока задолго до появления там монгольских племен. По всей территории Бурятии, практически все лесные местности были заселены эвенками.

По словам шаманов, эвенкийская космогония похожа на мироустройство, которое проявляется и в бурятском шаманизме. И там и там мироздание делится на верхний мир – «небеса», срединный – «земля» и нижний. После смерти души хороших людей попадают на небеса, а души грешников в нижний мир, где они отбывают наказание, после чего перерождаются.

Эвенкийский шаман Сергей Попов, считает, что традиции шаманов разных народов сходны процентов на 70. Само слово «шаман» эвенкийского происхождения и переводится как «неистовствующий». У бурят шаман назывался «боо» - «поющий», а у якутов «ойун» - «творящий». Наряду со сходством, существуют и отличия. У эвенков встречаются божества, имеющие женское начало (к примеру «Хозяйка вселенной», «Матушка-Зима» и др.), а в бурятском пантеоне, в-основном, мужские боги.

По мнению эвенкийской шаманки Светланы Ворониной, божества на самом деле те же, просто их и именуют иначе, и почитают в другом качестве. Помимо богов небесных светил, духов деревьев и камней, эвенками почитались и звери-тотемы – они верили, что духи предков после смерти переселялись в животных: медведей, волков, ястребов, змей и т.п. Светлана рассказала, что и сама она из рода «Чильчигир» - волка. Одним из самых почитаемых духов у эвенков был дух медведя. Обычно к нему обращались только в случаях большой беды.

Эвенки считают, что шаманом становятся не по собственному желанию, а по воле потусторонних сил и выбранный ими человек заболевает «шаманской болезнью». Его начинают преследовать видения, он ощущает душевный дискомфорт, со здоровьем возникают проблемы, а помимо их и жизненные неудачи. Причем, происходит это не только с избранным, но и с его близкими.

Светлана Воронина рассказала, что сама она шаманской болезнью не болела, но, в свое время, ей заболела мама шаманки. Врачи помочь больной не смогли, но посоветовали обратиться к шаманам. Позже выяснилось, что в нашем роду были предки-шаманы, которые и требовали, чтобы кто-то из рода посвятил себя шаманизму. Собрался совет рода и объявил, что шаманкой должна стать Светлана. Она поначалу отказывалась, но обстоятельства сложились так, что Светлана вынуждена была принять обряд. Из-за отсутствия эвенкийских шаманов, посвящение пришлось принимать у шаманов бурятских, которые выполнив обряд посвящения, отказались дальше обучать Светлану и посоветовали искать эвенкийских шаманов. С большим трудом Воронина сумела найти наставницу в Бурятии.

Нечто подобное произошло и у Сергея Попова. Хоть он и был русским, его далекие предки вели род из баргузинских эвенков. Семья Сергея, обрусев, утратила эвенкийские традиции. Когда Светлана Воронина предсказала Сергею, что он будет шаманом, тот в ответ рассмеялся. Но через год у него начались большие проблемы, которые и заставили Попова принять обряд посвящения, после которого у него началась новая жизнь. Сергей заострил внимание на том, что эвенкийские шаманы не стремятся ни к славе, ни к материальному достатку и бизнеса на своих способностях не ведут. Учится шаманизму ему также пришлось у бурятских шаманов, но повезло найти наставников и из эвенков. И один из них, Орочен Берельтуев, хорошо знал обряды эвенков. Из-за того, что многие мистические практики с годами утрачены, приходилось ездить в соседние регионы и известным шаманам.

После посвящения в шаманы у человека начинается совсем другая жизнь. У него совершенно не остается времени на работу и мирские занятия. Все время уходит на то, чтобы решать проблемы других людей, совершая обряды «очищения», «восстановления души» и другие. У каждого шамана есть еще и узкая «специализация». К примеру – целительство. В быту шаман также имеет ряд ограничений. Желательно не пить, не курить, не ругаться нецензурной бранью, а также следует избегать плохих мыслей. «Нужно достигать доверия богов. – говорит Сергей Попов – Если мы будем веровать, что у нас есть боги, и только к ним мы обращаемся или через них – боги, бурханы, святые, у каждого по-разному они называются – если верить в это, то можно получить их доверие. А мы, шаманы, просто проводники, посредники».

Костюм эвенкийского шамана представляет собой старинную национальную одежду, сшитую из кожи, или замши. Все остальные атрибуты точно такие же, как и у бурятских шаманов. По словам Светланы Ворониной, и сама атрибутика и материалы, из которых ее необходимо изготовить, она часто видела в снах. Все ритуальные предметы могут принадлежать только одному шаману. После его смерти их или хоронят вместе с ним, или просто сжигают.

Идолов для поклонения издревле изготавливали из сосны, или лиственницы, вырезая на одной стороне бревна человеческое лицо. Другую сторону расщепляли и растягивали в стороны на 70-80 сантиметров и фиксировали, а само бревно ставили вертикально. Получалось подобие человека с расставленными ногами. Существовало поверье, что если пройти между «ног» идола, то это может оградить от злых духов и принести удачу на охоте.

Эвенки Баунтовского района ежегодно 7-го или 14 января уходят в лес. Там они собираются и разжигают костер. Шаман вызывает богов и просит у них благополучия эвенкийскому народу. Сергей Попов пояснил, что 7 января происходит слияние неба и земли, открываются прямые врата на небо и именно в этот день боги всегда слышат просьбы людей. Собрания людей в лесу происходят неосознанно. Люди просто испытывают желание идти в лес. «Иногда я говорю, что нужно идти в лес в определенный день и обзваниваю людей» - рассказывает Светлана Воронина.

В настоящее время эвенкийский шаманизм переживает сильный упадок. Шаманов осталось не более 10 человек. Почти все они проживают в глухих, удаленных районах и ведут закрытый образ жизни.

Многие не верят в способности шаманов и скептически относятся к их предсказаниям. Это личное дело каждого, но остается фактом, что в свое время один из самых известных якутских шаманов Семен Васильев, умерший в 2013 году, предсказал: «Меньше, чем через год после моей смерти начнется война на Украине, погибнет много мирных жителей. Через два – Европа содрогнется от нашествия беженцев, которых на улицы выйдет столько, что машине негде будет проехать. Через 40 лет случится землетрясение сильное в Европе, много людей погибнет. А Америку к 2050 году затопит почти полностью. Россию хотели разбомбить инопланетяне, но передумали, так что ничего с нашей страной не будет. Инопланетяне летают вокруг нас, каждую ночь летают, просто видят их не все. Их вторжение на Землю произошло много лет назад, цель пребывания у нас – изучение и наблюдение за человечеством. При этом представителей внеземных цивилизаций могут увидеть лишь избранные, от простых глаз они скрыты».

Часть предсказаний Семена Васильева уже сбылись. Сбудутся ли остальные - покажет время.

Михаил Осташевский.


Isdzan - Apache Woman by Howard Terpning

Однажды я жила в лагере рабов, - сказала она, подавая ему миску с бизоньими ягодами. - Я была рабом 12 лет.
- Как ты сбежала? - с интересом спросил он.
- Я сбежала, как только моей дочери исполнилось 12 лет, - ответила она. - Мой хозяин тоже был рабом. На самом деле, все люди в том лагере были рабами и не знали этого.
- Если все были рабами, что или кто держало вас в подчинении? - спросил он. - Ты говоришь серьезно?
- Очень серьезно, - улыбнулась она. - Нашим хозяином был закон, наша традиция. Я жила одна с мужчиной и ребенком. Он был из народа Черного Вигвама. Каждая семья жила отдельно, каждая в своем вигваме. Женщины лагеря никогда не помогали друг другу, и каждая женщина воспитывала своих собственных детей. Мужчины лагеря занимались охотой и земледелием. У каждой семьи был свой кукурузный сад. Никто никогда никому не помогал. Мужчины собирались вместе на охоте, но после охоты возделывали землю порознь. Это было ужасно.
Обо мне очень хорошо заботились. Мой муж любил меня и старался во всем мне угодить. Будучи женщиной, я жила внутри и руководила своим маленьким миром, моим вигвамом. Но снаружи я была беспомощна. Самым удивительным было то, что, даже хотя мужчины создавали законы и руководили лагерем, они тоже были беспомощны. (…) Если муж женщины умирал, она оставалась одна до тех пор, пока не найдет нового мужа. Она теряла все. Свой вигвам - вообще все. Вигвам и сад доставался родителям мужа.
- Невероятная глупость! - Рассмеялся Танцующее Дерево. - Земли достаточно для всех. От центра каждого лагеря земля простирается на десять тысяч шагов, - он снова рассмеялся.
- Но в том лагере было не так, - нахмурилась она. - Было строжайше запрещено создавать самому новый сад. Вся земля в лагере, насколько хватало глаз, была поделена на участки и разделена между людьми. Нарушить закон в том лагере означало изгнание или смерть.
Много лет я не видела ничего плохого в такой организации - ничего. До сих пор поражаюсь, когда думаю об этом! Я не понимала безумия и одиночества нашей жизни, пока моей дочери не исполнилось семь зим.
Я всегда буду помнить о том, как началось мое пробуждение. Я работала в саду, когда ко мне прибежала моя сестра. Я увидела, что она плачет. Я спросила, что случилось. и она ответила, что ее муж разошелся с ней, выбросил ее на улицу ради другой женщины. Другой семьи в лагере у нас не было - мы были новоприбывшими. У нас никого не было - ни братьев, ни сестер, никого.
Моя сестра была на семь лет старше меня, очень красивая женщина. Ее муж отказался от нее, утверждая, что она бесплодна. Начиналось время охоты, и мужчины только что покинули лагерь. Сестра пришла ко мне, и мы думали, что нам делать. Единственным неженатым человеком в лагере был ужасный иссохший старик, у которого было много земли и еще больше власти. Согласно закону, сестре пришлось бы выйти замуж за этого человека. Ситуация была страшной.
Мы пошли за советом к женщине, которую звали Старейшая Мать. Она не была старше нас, как ты можешь подумать, но она была богата. У нее были родители и много сыновей. Мы поговорили с ней о моей сестре. Ее единственный совет заключался в том, что сестра должна сделать что-нибудь полезное. Я спросила ее, что она имела в виду под «полезным», и она сказала, что если моя сестра смогла бы делать что-то, что не могут мужчины, она бы сохранила свое место в лагере. Если же нет, то ей придется выйти за единственного оставшегося мужчину.
Моя сестра и я все ждали, когда вернется муж. Нам отчаянно нужна была помощь, и он был единственным, к кому мы могли обратиться. Когда он, наконец, пришел, мы рассказали ему о нашей проблеме. Никогда не забуду тот день. Ответ мужа меня ошеломил. Я была настолько парализована страхом и отвращением, что просто стояла и тряслась.
- Что такого ужасного мог он сказать? - улыбнулся Танцующее Дерево.
- Он сказал, что у моей сестры только два варианта, - сказала она, глядя ему в глаза. - Только два. Один - выйти за старика. Второй - купить мужа из другого лагеря. В те времена не было лошадей. Ближайший лагерь был в двенадцати днях пути. Это было опасным путешествием. И я знаю, что он имел в виду под «купить мужа»! Он хотел на самом деле сказать - продать мою сестру, так же, как мы с ней были проданы нашими родителями. Я даже знала цену. Одно путешествие стоило бы двадцать поясов с перьями и двадцать одеял. Это была цена за сопровождение, которое бы потребовалось.
Мы обе умоляли моего мужа позволить сестре остаться с нами до следующей весны. Мы наделись, конечно, что что-нибудь изменится. Наши слезы и мольбы убедили его попросить совет разрешения. Он не был человеком, который пошел бы против власти. Он боялся совета.
Мы затаили дыхание. Его не было весь день. Мы убирали урожай в саду и все смотрели через плечо, не идет ли он. Поздно вечером он наконец вернулся. Я спросила его, где он был и почему так долго не возвращался. Он ответил, что провел вечер за азартными играми.
«Быстро говори, - сказала я, - что сказал совет?» Он зевнул и сказал, что совет разрешил сестре остаться. Мы плакали от радости! Но ко времени первого снега, когда начался зимний танец, моя радость превратилась в слезы. Я возвращалась с реки, когда вдруг я услышала звуки рядом с местом, где мы хранили кукурузу под землей. Я обнаружила, что звуки исходили от кукурузы кива. Я стала всматриваться, опасаясь, что что-то случилось. Я увидела, что моя сестра вышла собирать кукурузу. Мой муж последовал за ней и попытался изнасиловать ее.
Я просто стояла там, как стебель сухой травы. Что-то внутри меня оборвалось, как будто лопнула тетива. Мне было все равно, что мой муж хотел заняться любовью с моей сестрой. Не это волновало меня! Я начала плакать, потому что теперь я чувствовала то, что чувствовало столько женщин до меня. Я раньше порой ходила в ужасе, зная, что в один день я могу оказаться женщиной, которую оставят, но я никогда не позволяла себе думать об этом. На самом деле, со временем я стала относиться к этому свысока, думая, что это никогда не случится со мной. Я мечтала о дне, когда у меня будут богатства и внуки. Теперь я понимала, что если мой муж бросит меня, у меня ничего не будет, я ничего не смогу делать, и что только он, мой муж, давал мне право быть личностью в лагере. Именно в тот момент я полностью осознала свое рабское положение.
Той ночью, лежа рядом с мужем, я не спала. Я думала о других женщинах вокруг меня. Думала о своей дочери. Думала о танцах и совете. Я видела все таким, каким оно было - ничем! Словно я стояла на горе и смотрела на людей из моего лагеря. Я смотрела на детей. Смотрела, как они играют. Они были одинокими, такими же одинокими, как ожидающие их матери. Я видела матерей, воспитывающих детей в полном одиночестве. Я смотрела, как дети растут и становятся такими же, как я и другие мужчины и женщины. Я смотрела, как женщин выдавали замуж в другие вигвамы, где они будут так же одиноки. Я смотрела, и у меня лились за них слезы.
На следующее утро я спросила сестру, изнасиловал ли ее муж. Она ответила, что он сделал бы это, если бы я не проходила мимо.
Ко времени Подготовки к Весенним Танцам я была полностью отодвинута в угол. Мой муж даже не спал больше со мной. Он спал с сестрой, которая боялась остановить его. Мы с ней много говорили об этом и пытались думать о побеге. Я делилась с ней всеми своими мыслями, а она со мной. Когда пришло время Конца Танца Посева, мы обе знали, что нам надо бежать. Мы собрали еду и одеяла и спрятали их у реки. Поздно ночью мы взяли двух наших собак и еще двух собак, украденных у семьи Помогающих Дождю, и тихо ускользнули из лагеря.
Мы путешествовали шестьдесят дней. Мы были измучены, оборваны и близки к голодной смерти, когда встретили Два Поющих Рога. Это был молодой человек, из племени, зовущего себя Народом. (…) Он взял нас в свою деревню, где нас накормили и дали нам одежду. Мы обе стали частью того Народа, и я никогда не покидала его.
- Я не все понимаю в твоей истории, - нахмурился Танцующее Дерево. - Чем отличалось отношение к тебе во втором лагере?
- Ко мне относились как к человеку, - улыбнулась она. - Настоящему человеку. Мой ребенок был ребенком среди других детей. Все дети принадлежали Народу. Все дети были братьями и сестрами. Среди Народа царило равенство, радость и смех. Совет был равным. Половина его членов были мужчины, половина - женщины. Шаманы, женщины и мужчины, были равны. Никто не владел землей! Никто не владел другим человеком. Каждый имел право высказаться. Если законы не нравились Народу, они меняли его. Все люди работали вместе. Мы все участвовали в работе. Каждый вигвам был отдельным и обладал силой сам по себе, но каждый из них был частью единого круга, всего лагеря. Никакая женщина не была рабой мужчины в том лагере. Не было соревнования между женщинам за еду и богатство, и никогда - за мужа! Если муж женщины умирал, заботу о ней брал круг Народа (the circle of People). Какое чудесное место, чтобы растить мою дочь!