= боголюбская икона божией матери =. Боголюбская икона Божией Матери (фото). О чем молиться? Боголюбская икона божией матери где находится

Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в ХII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174; память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери.

В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло.

Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви. Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, «Божия Матерь возлюбила это место», а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским. Чудотворная икона Божией Матери, принесенная из Вышгорода, впоследствии была перенесена из Боголюбова монастыря во Владимир, в Успенский собор, а явленная икона оставлена в Боголюбове и названа Боголюбской (в настоящее время икона принадлежит Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику).

Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке

История образа

Боголюбская икона относится к числу самых любимых на Руси образов Богородицы. Появление извода, его всенародное почитание, тесно связано с деятельностью великого князя Андрея Боголюбского. Это одна из первых икон домонгольского периода, созданная на территории русского княжества.

Летописи сохранили память об Андрее Юрьевиче, как об одном из благочестивых правителей, пытавшихся объединить разрозненные княжества. Великий князь также был известен своей религиозностью.

Интересный факт

Возможно, что именно по указанию вел. кн. Андрея Боголюбского были учреждено на Руси церковное празднование Всемилостивого Спаса и Покрова Пресвятой Богородицы.

С его религиозностью исследователи связывают и историю написания Боголюбской иконы Божьей Матери. Князь путешествовал. Из Владимирского женского монастыря он вез знаменитую чудотворную икону (известную нам, как Владимирская икона Богородицы). На подъезде к городу, лошади, на которых перевозили икону, встали, как вкопанные, словно их сдерживала невидимая сила. Запрягли свежих лошадей, но и они не желали двинуться с места.

Полезные материалы

Князь Андрей решил, что это особый знак, тут же приказал служить молебен Пречистой Деве и дал обет, основать здесь монастырь. Когда он вернулся к себе в шатер, то стал свидетелем чуда — ему было видение Божией Матери, державшей в левой руке свиток с текстом молитв, а правой указывающей на образ Спасителя. Она приказала князю перенести свой честной образ во Владимир и выполнить обет – построить монастырь на месте привала.

Андрей быстро исполнил волю Пречистой, и, желая увековечить память о чудесном явлении, выстроил церковь в честь Рождества Богородицы, после чего созвал лучших русских иконописцев, которые и написали образ, в точности по рассказу князя. Обе иконы, и Владимирская, и свеженаписаная, Боголюбская были торжественно внесены в новый храм, а в честь чудесного образа установлено празднование (1 июля).

Интересный факт

С этого времени великого князя Андрея Юрьевича стали именовать Боголюбивым или Боголюбским, потому что сама Богородица «возлюбила это место».

Иконография

Боголюбскую икону Божьей Матери правильно будет отнести к типу «Агиосоритиссы» (от греч. – «Просительница»). Название этого очень популярного в Византии и балканских странах иконографического извода, происходит от имени чтимой иконы, находящейся в часовне св. Раки Халкопратийского храма в Константинополе. Икона представляет собой ростовое изображение Богородицы, близкое к деисусному чину иконостаса; Она развернута в профиль, в позе «деисис» (или моление). В верхнем правом углу писали Христа, с молитвой к Которому обращается Богородица. В зависимости от извода, Господь или Богородица могли держать в руках свиток с молитвенным обращением.

Самыми ранними образами такого типа считаются: ныне потерянная мозаика в базилике св. Димитрия в Фессалониках четвертого века, миниатюрное изображение Христианской Топографии Космы Индикоплова девятого века; икона, датируемая одиннадцатым-двенадцатым веком из Синайского монастыря св. Екатерины;

Название «Агиосоритисса» впервые встречается в начале десятого века, в основном на византийских печатях, позже и на монетах двенадцатого века, эпохи Мануила I Комнина. Тип Агиосоритиссы был хорошо известен и пользовался популярностью в греческом, балканском искусстве. Самым ранней иконой этого извода на Руси считается Боголюбская икона Божьей Матери, написанная, предположительно в 1157 году.

Интересно, что историки, изучавшие проблему датировки образа считают, что Боголюбская создана, примерно на пол столетия позже Владимирской иконы Божией Матери. Оба образа тесно связаны: Андрей Юрьевич везде возил с собой Владимирский образ, который почитал чудотворным, возможно, что ориентируясь на его, князь и решил воплотить в жизнь новую, необычную для Руси иконографию. Семантически, взаимосвязь читается очень хорошо: когда реставраторы раскрыли древний лик, сходство двух икон стало очевидным.

Интересный факт

Боголюбская, одна из немногих, домонгольских икон, сохранивших в себе древний лик.

По мнению главных исследователей иконы, эволюция образа связана с поистине всенародным его почитанием, в первую очередь, с появлением извода «Богородицы Молебной» или «Моления о народе» (названия иконографии известны из сохранившихся монастырских описей), распространившегося на Руси уже в XV в. Иконы этого типа, в целом, повторяю Боголюбскую, но Христос представлен со свитком, как бы отвечающим на моление Богородицы. Перед Пречистой Девой могут быть изображены предстоящие донаторы, святые, стоящие во главе коленопреклоненного простого люда или припадающий местный святой (или целый сонм святых).

К числу таких памятников, как правило, принадлежали небольшие заказные домашние, встречаются и массивные, храмовые образы, композиционно входящие в состав житийных циклов Богоматери. Ярким примером является клеймо «Рождества Богородицы», середины шестнадцатого века. В это время образ получает элемент иерархии, – через обращение молящегося к святым, а потом через них к Божьей Матери, молитва как бы получает многократное усиление, – восходит ко Господу, посредством близких к нему святых и, самой Богородицы.

Описание

Боголюбская заключает в себе ростовое изображение Божьей Матери стандартного для иконостаса размера, написано оно на доске 185 на 105, по мнению реставраторов, неоднократно поновлялось, в результате чего авторская живопись имеет плохую сохранность. Предстоящие (5 фигур) могли быть дописаны в кон. двенадцатого века, в период разорения Боголюбовского удела, рязанским великим князем Глебом. Появление в среднике образа Христа, а в руке Богоматери – свитка, возможно, было обязано приезду во Владимир киевского митрополита Максима и его вмешательству в состав образа, относится приблизительно к концу тринадцатого, началу четырнадцатого века.

Этим же временем датируется серебряный оклад иконы. Реставрационные работы выявили следы множества креплений от деталей особого убранства Боголюбской, отделанного драгоценными камнями, что согласуется с летописным рассказом о сугубо украшенных образах, заказанных князем Андреем для его дворцовой Владимирской церкви. В последующие столетия оклад иконы неоднократно менялся. В 19 веке металлический свиток его получил текст:

«Владыко многомилостиве, Сыне и Боже Мой, молю Тя, да пребудет Божественная благодать на людех Твоих и светозарный луч славы Твоея да нисходит выну на место, Мною избранное».

Реставрации святыни

С этого времени начались почти столетние реставрационные работы по спасению древнерусской святыни – с иконой работало четыре поколения реставраторов. Пережила она и десятки разного уровня вмешательств, неправильное хранение, постоянные поездки по весям и селам России, безостановочное многовековое экспонирование. В 60-х гг. XIX в. обновлением иконы занимался потомственный иконописец из крестьян И. И. Шорохов, в 1900 г. образ был снова «исправлен». В это время на икону, бывшую уже в плачевном состоянии, под оклад надета тканевая прослойка, личное письмо покрыто слюдой.

В 1918 г. Боголюбская попала в руки профессиональных реставраторов, участников «Комиссии по сохранению и реставрации памятников древней живописи» в России во главе с Г. О. Чириковым под наблюдением А. И. Анисимова, В. Т. Георгиевского и И. Э. Грабаря, которые и выявили ее плохую сохранность.

В период с 1946 по 1978 год возникло полное понимание необходимости срочных реставрационных работ, их результатом и стало почти полное раскрытие лика Боголюбской иконы, частично одежд, фрагментов первоначальной живописи в доличном письме. По ставшей доступной авторской живописи, можно проследить художественную близость иконы к столичной византийской иконографии двенадцатого века, возможно, ее создателем был мастер, хорошо знакомый с греческим искусством.

С 1993 по 2009 года Боголюбский образ возвращается в действующий храм, в специальном киоте, который должен был создавать своеобразный климат контроль. К несчастью это не помогло создать нужные условия для безопасного бытования иконы. На ней появился налет, а затем и плесень. Образ снова перенесли в реставрационные мастерские, где, и началась уже полномасштабная реставрация. Настоящие спасательные работы шли до 2016 года, на данный момент икона хранится под особым наблюдением «на столе» в музее, ее экспонирование под вопросом.

В чем помогает молитва пред этим образом Богородицы

Перед Боголюбской иконой традиционно возносят молитвы об исцелении от болезней, при всякой скорби душевной и телесной. Молят Пречистую о скором заступничестве в сложных жизненных ситуациях. Сугубо молятся о защите от стихийных бедствий, эпидемий, утишении национальной розни, об урожае, мире в стране, о путешествующих. Вспоминая чудеса исцеления, явленные Боголюбской иконой, просят о выздоровлении больных детей.

Чудеса, совершенные Богоматерью через святой образ

Иконография:
Боголюбская икона Божией Матери
Датировки: XVII в.
Иконописная школа или художественный центр:
Ярославская школа
Происхождение: Из церкви Владимирской Богоматери (?) в Ярославле.
Материал: Дерево, левкас, темпера
Размеры иконы: высота 36 см, ширина 23,6 см
Икона из деисусного чина. В центре композиции ростовое изображение Богоматери со свитком в руке. Икона из деисусного чина. В центре композиции ростовое изображение Богоматери со свитком в руке. Ее нимб окружен ангелами. По сторонам от фигуры Богоматери сюжеты: ‘Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот’, ‘Рождество Богородицы’, ‘Моление о благополучном чадородии’, ‘Неблагополучные роды’.
И-575. © Ярославский художественный музей.

Образ считается чудотворным, по двум причинам: он написан во исполнение воли Пресвятой Богородицы и славен многими чудесами, происходившими от него.

Особую славу Боголюбская икона Божьей Матери сникала многочисленными чудесами исцелений при моровых поветриях. В 1771 году г. Владимир постигло непреодолимое тогда бедствие, – эпидемия чумы. Остановить ее не могли. У людей была лишь одна надежда – на помощь Божию. Тогда, по просьбе народа и духовенства в город внесли древнюю чудотворную святыню. Городское начальство некоторое время колебалось, потому что местный лекарь, по вероисповеданию протестант, г-н Флейшер уверял, что большие скопления людей сейчас опасны, но вскоре, от отчаяния, сдалось.

Боголюбская икона была торжественно внесена в городские пределы, совершены молебны и крестный ход. Из 200 заболевших почти все выздоровели (умерло трое), а в ноябре чума прекратилась. Лекарь был так впечатлен, что вместе со всей семьей перешел в православие.

Во Владимире же, в честь чудесного избавления, установилась благочестивая традиция крестных ходов с Боголюбской иконой.

По вере в Господа, от иконы чудеса совершались постоянно, многие из них записывались в специально заведенную для этого книгу, которая хранилась при монастыре. Владимирские епархиальные ведомости так описывают одно из исцелений:

«Во время крестного хода крестьянин Аким Федоров со своим семейством пожелал принесть Царице Небесной теплыя молитвы при доме своем, куда немедленно и была принесена св. икона. Аким Федоров, за обычным молебном, помолившись Царице Небесной, приложился к иконе сам и его семейные, за тем взял сына своего седяку (не могшаго ходить по слабости ног), Ивана, 5-ти лет, приложил и его, и нагнулся до земли под икону, чтобы пронесли ее чрез него с сыном, что и сделано. Потом вставши, Федор посадил сына при доме, а сам пошел проводить св. икону Божией Матери. В это время седяка Иван сказал ему: «Тятенька, и я пойду с тобою». Отец отвечал: «Куда тебе!» Но Иван встал и пошел за ним, – и с того времени, благодарение Царице Небесной, начал ходить безпрепятственно. Сказание сие об исцелении крестьянского сына Ивана засвидетельствовано в представленной рукописи подписью двух очевидцев чуда».

Где находятся сама икона и особо почитаемые списки с нее

Икона хранится во Владимиро-Суздальском музее города Владимира (ул. Мира, 19). До этого она находилась в Успенском Княгинином монастыре, но была перемещена в музей ради лучшей сохранности святыни.

Пресвятая Богородица Боголюбская
Иконография:
Боголюбская-Московская икона Божией Матери
Датировки: XIX в.
Материал: Дерево, масло
Размеры иконы: высота 35,7 см, ширина 31 см
Изображение Богородицы в рост.
© Самарский областной художественный музей

Она имеет множество списков, все они хорошо изучены, многие почитаются и сейчас. Чтимый образ Божьей Матери Боголюбская-Московская (домонгольского периода) находилась в Москве, в Китай-городе, считается надвартницей, возможно из города Пронска. Она известна защитой от чумных поветрий 1771 года, за что снискала себе всенародное почитание. Кроме Спасителя и Богородицы, на иконе изображались и предстоящие святые угодники: святители Петр, Алексей, Иона и Филипп, – митрополиты Московские, блаженные Василий и Максим, святитель Василий Великий, св. апостол Петр, св. Алексий, человек Божий, апостол Симеон, сродник Господень, мученица Параскева и преподобномученица Евдокия. Эту икону любил и чтил царь Пётр Первый.

Зимаровская икона - название происходит от имени села Зимарово в Рязанской области. Это список владимирской Боголюбской иконы. В тринадцатом веке была сломана (пострадала после нашествия татар) некий крестьянин нашел два обломка иконы в кустах, и, когда он поднес их друг-к другу, половинки срослись, немного неровно, одна чуть выше другой. Сейчас копия её находится в Борисоглебском соборе города Рязани. В селе Городище Рязанской области, в храме св. Георгия хранится ещё один список Зимаровской Боголюбской иконы, знаменитый исцелениями уже в наше время.

Икона Боголюбская-Угличская так же, как и оригинал, получила известность благодаря чудесному избавлению от эпидемий, случившихся в 1654 году.

Юрьевская икона Богородицы была подарена Петром Первым своему стольнику Борису Мироновичу Батурину. В 1771 году по молитвам к ней была отвращена моровая язва. По наследству, икона в 1838 году поступила в приходский храм села Юрьевского, Боровского уезда, Калужской области.
Широко известны и другие списки с чудотворной иконы Божией Матери Боголюбская, прославившиеся в разное время по милосердию Царицы Небесной.

Часовня и святой источник

В Калужской области в городе Таруса есть часовня и святой источник в честь Боголюбской иконы. Этот образ дважды спасал жителей города от холеры в 1848 и в 1870 годах. В честь этих событий появилась традиция совершать в эти дни (1 июля и 7) августа крестные ходы.

Адрес: Калужская область, Тарусский район, город Таруса, ул. Ефремова, 7.

Акафист и молитвы

Кондак 1
Взбранной Воеводе, Боголюбивей Царице, превысшей всякаго создания, Деве и Матери Христа Бога, похвальная восписуем Ти раби Твои, Богородице! Ты же, яко Боголюбивая и Всемилостивая Мати, благоизволившая явити пресветлый Свой лик благоверному нашему князю Андрею, от бед и скорбей сохрани ны и храм сей, да зовем Ти:

Икос 1
Ангелов превысшую вся Небесныя Силы величают Тя, Богородицу Царицу, мы же грешнии на земли, чудному Божию о Тебе смотрению дивящеся, всею душею, сердцем и устнами дерзаем глаголати:

Радуйся, Благословенная в женах Дево Благодатная; радуйся, Всевышняго Мати, Духа Святаго пребывание.

Радуйся, Царице Небесе и земли и всех Небесных Сил высшая; радуйся, Ангелы чтимая, от Серафим воспеваемая.

Радуйся, благословляемая на Небеси и славимая на земли; радуйся, воистину Присноблаженная и Пренепорочная.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Кондак 2
Видящи Премилосердная Матерь Божия земное скорбное житие наше, немощи и болезни, благоизволи явити чудо, избрав сосуд благодати и милостей Своих к нам, благочестиваго князя Андрея. Обаче и мы с радостию несказанною припадаем к Тебе, Владычице, и из глубины души благодарим Тя, нашу дивную Заступницу, воспевающе Богу: Аллилуиа.

Икос 2
Разумети хотя чудо, явленное милостию Твоею, Пресвятая Богородице, егда кони, везшии святый образ, сташа, и людие к шествию подвигнути их не возмогоша, благоверный князь Андрей начат со слезами молитися к Тебе, Владычице, да покажеши, Пречистая, волю святую Свою; Ты же в видении благоволила еси открыти преблагий совет Твой. Темже и мы, чудо сие воспоминающе, преклоньше колена, взываем сице:

Радуйся, прославившая место обители Твоея дивным чудодействием и в сем милость преизобильную нам показавшая; радуйся, страну Владимирскую светом Своим озарившая и лучи света на всех нас простирающая.

Радуйся, Всеблагая наша Наставнице, любовию нас привлекающая; радуйся, Охранительнице наша от бед и болезней.

Радуйся, у Господа спасения нашего Ходатаице, Царице наша Небесная; радуйся, за вся благодеяния Твоя благодарению нас научающая.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Кондак 3
Сила Вышняго осеняет всех, с верою и благоговением притекающих к Тебе, Пречистая Госпоже Богородице, и уповающих на Твою милость, понеже всякое благое прошение приемлеши тепле. Благоверный князь моляше Тя, Владычице, явити волю Твою, преисполнився трепета пред таинством Твоего произволения. Такожде и мы к Тебе, Пречистая, прибегаем, умиленно вопиюще: Всемилостивая Покровительнице наша, научи и нас прославляти всечестное и всехвальное имя Твое и достойно воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 3
Имеяй на пути, яко Боготечную звезду, честный образ Твой, Владычице, благоверный князь в прилежней молитве своей пред чудотворною Твоею иконою сподобися яве узрети Тя, Царицу Небесную, теплое ходатайство Твое Богу приносящую о месте явления Твоего и о всем мире. О Божия Мати, Пречистая Богородице! Со умилением припадаем к Тебе и, богатыя Твоея милости ожидающе, умильно вопием Ти:

Радуйся, Радосте наша и крепкая Заступнице; радуйся, Покрове наш и наше Утешение.

Радуйся, Охранительнице наша и наше Упование; радуйся, Отрадо наша и дивное о нас попечение.

Радуйся, Похвало наша, чудесы нас удивляющая; радуйся, Прибежище наше и залог вечнаго спасения.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Кондак 4
Недоумевает ум наш, како достойно есть восхвалити Тя и дивное явление Твое, Пресвятая Владычице: яко солнце лучи испущающи, предстала еси молящемуся князю и тако рекла еси: «Не хощу, да образ Мой несеши в Ростов, но во Владимире постави Его; на сем месте во имя Моего Рождества церковь воздвигни и обиталище иноком состави», и, воздевши Свои Божественнеи руце ко Владычнему образу, скрыся от духовных очес его. Преклоняем и мы колена пред Тобою, Боголюбивая Мати, и Твоя чудная явления и веления разумеюще из глубины души воспеваем Богу: Аллилуиа.

Икос 4
Слыша Господь моления Твоя, Богоизбранная Царице Небесная, обеща выну исполнити, яко Преблагия Матере, прошения Твоя. Ты же, о Владычице, тогда рекла еси ко Господу усты Своими: «Владыко Многомилостиве, Господи, Иисусе Христе, Сыне и Боже Мой, молю Тя, да пребудет Божественная благодать на людех Твоих, и светозарный луч славы Твоея да нисходит всегда на место сие, Мною избранное». Истинно исповедуем, о Пречистая, яко скоро помогаеши с верою к Тебе прибегающим, и, со умилением воспевающе Тебе, зовем сице:

Радуйся, Молитвеннице наша пред Господем и Сыном Твоим; радуйся, Заступнице всего рода человеческаго и Защитнице народа православнаго.

Радуйся, Матернюю любовь Твою всегда нам являющая и вся благая нам дарующая; радуйся, радости нам, благодати же и славы вечная Ходатаице, дивная наша Утешительнице.

Радуйся, бытие обители и ниспослание на ню благодати предвозвестившая; радуйся, в память Твоего явления храм во славу Рождества Твоего устроити указавшая и тамо Церкви Христовой дивное украшение явившая.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Кондак 5
Яко лучезарную звезду, в пределах Владимирских явленную, узре князь Андрей Пресветлый образ Твой, Владычице, и в явлении сем уразумев знамение велия попечения Божия о месте явления Твоего, даде ему имя Боголюбивое. О Царице и Владычице! Освети и нас светом Твоим Небесным, сохраняющи нас под кровом Твоим благим, услыши всеумиленныя молитвы восхваляющих Тя и воспевающих Богу: Аллилуиа.

Икос 5
Видение чудное Богоматере и святыя словеса Ея приемля с радостным трепетом, благоверный князь умиленно со слезами паде на землю и сладостно возблагодари Всевышняго, яко сподобися узрети Тя, Пресвятую Богородицу. Посем ускори церковь заложити, идеже ныне Боголюбивая обитель, именем Твоим красующися, молится за весь мир пред пречистым Твоим образом. Созерцающе в таковом сбытии знамение благодати, дерзаем воспевати сице:

Радуйся, Милостивая, яко устроила еси тихое пристанище ищущим спасения; радуйся, Пресветлая, яко свет подаваеши всем хотящим жити в преподобии и тем показуеши правыя стези к Царствию Небесному.

Радуйся, теплая Ходатаице о живущих в обителех Твоих, милость Свою выну им обещавшая; радуйся, яко в трудех иноческих им всегда помогаеши и к трудолюбию подвизаеши.

Радуйся, яко в келлиях монашеских на молитву вразумляеши и к добродетельному житию ревностно возбуждаеши; радуйся, Хранительнице дивная обителей святых, яко Твоею благодатною силою оныя зиждятся и преспевают в благочестии.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Кондак 6
Проповедует вся земля Российская богатыя милости Твоя, Владычице, и дивное благодатное князя Андрея вразумление. Сему последуя, благоверный князь повеле образ написати тем подобием, якоже ему явися Пречистая, и, обрет святую икону, поклонися, радостно со слезами благодаря Бога и скорую нашу Помощницу, взывая: Аллилуиа.

Икос 6
Возсия благодать неизреченная от цельбоносныя иконы Твоея, Пресвятая и Боголюбивая Мати. Слышим и видим величие чудес, от нея бываемое, со удивлением взираем на сию икону, яко на Пресветлое лице Самой Пречистыя Девы. О Госпоже, Царице и Владычице! Ты выну воздвизаеши руце Твои на моление за нас пред Сыном Твоим, не презри и вопиющих Ти похвальная сия:

Радуйся, во утешение нам даровавшая образ Твой чудотворный; радуйся, новую милость и новую благодать сим в Церкви являющая и тем путь спасения показующая.

Радуйся, Покровительнице наша, от бед нас спасающая и в скорбех быстрое облегчение нам посылающая; радуйся, сострадательнейшая к болезнем нашим, скорую помощь нам подающая.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Кондак 7
Хотя благоверный князь достойно почтити пресвятую волю Твою, Владычице, собра архиереи, священники и людей множество, да ублажат Тя хвалебно собором. О чуднаго торжества! О премудрости судеб Твоих, Владычице! Преславно преносится чудотворная Твоя икона в дивный храм всечестнаго Рождества Твоего. Чудодействием прославляется церковь Твоя, о Госпоже Богородице, и вси предстоящии, радости и умиления исполнении, преклоньше колена, целуют Твой пречистый образ и взывают: О, Мати Боголюбивая, осени всесильною Твоею десницею и нас, воспевающих Богу: Аллилуиа.

Икос 7
Дивна дела Твоя, Владычице! Вси людие, здравии и болящии, богатии и нищии, вси прибегаем к Тебе, сострадательнейшей Матери нашей. Не отрини нас от лица Твоего, буди милостива к нам, недостойным рабом Твоим, во всех путех жизни нашея, защити и помилуй от всея души любовию вопиющих Тебе таковая:

Радуйся, ненадеющихся надеяние и печальных утешение; радуйся, о скорбящих попечение и бедствующим помоще.

Радуйся, алчущих Кормительнице и нищих одеяние; радуйся, убогих Заступнице и болящих исцеление.

Радуйся, старцев Покровительнице и юных Воспитательнице; радуйся, враждующих примирение и обидимых Защитнице.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Кондак 8
Дивное чудо пренесения преславныя иконы Твоея, Владычице, торжественно вси чествуем и на всякое лето в сей светлый праздник благодарне воспоминаем вся неизчетная благодеяния чудес, Тобою, Пречистая, от иконы дивно источаемых; и тя, угодниче Божий Леонтие, в помощь призываем, чтуще с любовию честную память твою, да молитвами твоими сподобимся у Пречистыя обрести благодать, еще же непрестанно воспевати Господу: Аллилуиа.

Икос 8
Все величие чудес Твоих, Пречистая, несть исчислити возможно, егда безбожный царь Батый, разоряя грады и веси и храмы сожигая, со многою ратию приблизися и ко святей обители Твоей, Пречистая, вниде в церковь и, обрет чудотворную икону, дерзостно положи руку на драгая ризы, храм со всем богатством огню предаде, точию един образ Твой, Владычице, цел обретеся и ничимже поврежден бысть. О велие чудо! О, коль дивны знамения благодати являеши нам, Пречистая! Кто не ублажит Тя? Кто не воспоет Твоя славная чудеса? И мы, грешнии, со умилением взирающе на святую икону Твою, толь чудесно от погибельнаго пламене сохраншуюся, со слезами взываем сице:

Радуйся, яко купина, огнем горевшая и неопальна пребывшая; радуйся, яко благодать Тебе дадеся силу огненную угашати.

Радуйся, в годину напастей и испытаний оставльшая нам святую икону Свою во утешение; радуйся, яко благостынею Своею угашаеши в нас огнь нечестия пламенем огня Божественнаго.

Радуйся, прославившая чудесы икону Твою; радуйся, яко молитвою и лобызанием иконы Твоея вси мы приемлем благодатное утешение.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Кондак 9
Все упование возлагаем на Твою благость, Пресвятая Владычице! Милосердию Твоему несть конца, величие же Твое кто исповесть? Предстоящи с мольбою у Престола Всевышняго, коль многое множество чудес являла еси нам, Пречистая, коль дивно спасла еси славный град Москву от грознаго врага Тамерлана, коль чудно объят его великий страх пришествием Твоим в матерь русских градов и понуди абие отступити со всем воинством. Не умолчим никогда, Заступнице наша Преславная, о всех Твоих благодеяниих, да не будет под спудом свет чудес Твоих. И ныне, предстояще пред Пречистым Твоим образом и молящеся умиленною душею и сокрушенным сердцем, взываем Богу: Аллилуиа.

Икос 9
Витии многовещаннии не довлеют по достоянию воспети хвалу и благодарение Пречистей, како царственный град сохрани от татарских полчищ. Егда вся рать вражия отступаше от предел Московских, царь Иоанн со скорбию и слезами отпусти чудотворный образ Твой, Боголюбивая Владычице, в избранную обитель Твою, идеже со умилением и радостию неизреченною сретоша его людие, и от мала до велика, вси, преклоньше колена, ублажаху Тя, Пречистая. И мы, сея радости мысленне причащающеся, Царице Небесней вопием благодарне:

Радуйся, премилосердая Утешительнице наша, святую икону дати нам изволившая; радуйся, от нашествия врагов иноплеменных нас дивно спасшая.

Радуйся, царей наших несокрушимый щите; радуйся, отечества нашего благонадежное утверждение.

Радуйся, воинства крепкая защито, от меча вражия сохраняющая; радуйся, от разорения, плена и лютыя смерти святою десницею Твоею всех уповающих на Тя избавляющая.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Кондак 10
Спасти хотя свою душу, благочестивый царь Феодор, любовию божественною разжигаем, добре подвизася, пребывая в посте и молитве, и, вельми любя Боголюбивую обитель, часто ю посещаше. Единожды же с теплою молитвою пред чудотворною Твоею иконою, Боголюбивая Мати, от усердия своего в дар Тебе принесе носимый на персех своих честный крест, каменьми драгими украшенный. Взирающе на сие дивное украшение иконы Твоея, о Пречистая, радуемся вси духовно о сем, како Тя, Царицу и Владычицу, славят и чтут вси вернии, и молящеся вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 10
Стена, ограждающая ны от всяких болезней, бываеши Пресвятая Богородице, егда со умиленною молитвою призываем в помощь нашу Твое Матернее милосердие. Аще бо Ты не бы предстояла, Боголюбивая Мати, молящи о нас, кто бы нас избавил от смертоносных ран и язв всегубительных! Со умилением созерцаем, како на пути благодатнаго шествия Твоего вси болящии чудесно исцеляхуся и струпи на телесех во мгновение ока врачевахуся. Темже и мы, припадающе к цельбоносней иконе Твоей, молим Тя, Владычице: не остави ны милостию Твоею пребогатою, избави ны от всяких болезней, наипаче же от смертоносныя язвы и пагубы. О Пресвятая Богородице! Благоспешно спаси нас и помилуй с верою и любовию вопиющих Ти из глубины души:

Радуйся, страны нашея православныя дивная Покровительнице, многажды от бед и напастей ю избавлявшая; радуйся, страдальцев благодатным утешением венчающая и разслабленным скорое возставление дающая.

Радуйся, слепым прозрение и хромым от недуга их дивное избавление даровавшая; радуйся, пораженных различными недугами и болезньми чудесно исцеляющая.

Радуйся, скорбящих родителей в лишении чад их утешающая благодатною Твоею помощию; радуйся, Целительнице наша в страданиих телесных и благая Утешительнице в печалех наших душевных.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Кондак 11
Пение благодарственное всеумиленно приносит Тебе, Боголюбивая Мати, вся страна Российская за чудное избавление от смертоносныя язвы, толь гибельно ю поразившия. Светлии дни дивных исцелений начертаны на сердцах верующих, и моления теплыя возносятся на всякое лето в память сего радостнаго торжества, егда святая икона Твоя, Владычице, с пении духовными приносится в славный град Владимир. Красуйся и ликуй, благословенный граде! Торжествуйте, правовернии, зряще несомую икону Владычицы, источающую неизчетныя исцеления всем притекающым к ней с верою и любовию! Преклоняем и мы колена пред Тобою, Пресвятая Богородице, величаем Тя и молим: приими милостивно и от нас жертву хвалы и прославления, приносимую Тебе от недостойных раб Твоих, вопиющих Богу: Аллилуиа.

Икос 11
Светозарную икону Твою, Боголюбивая Мати, с благоговением зрим в Божественных храмех Твоих, радующеся. Кто не прибегаше к Тебе, Владычице? Кто не покланяшеся, кто не лобызаше Твоя пречистыя стопы? Кто не умоляше Тя, Заступницу нашу? О Пресвятая Дево, приими веру и усердие наше, направи путь наш на стези истины, умоли Господа и Сына Твоего, да спасет нас, имиже весть судьбами, да не погибнем в нераскаянии о наших грехопадениих, и услыши моления к Тебе взывающих:

Радуйся, Благодатная, всеми добродетельми преукрашенная, Своею благодатию нас не оставляющая; радуйся, Хранительнице наша, в час смертный тьму вражию отгоняющая и по смерти нас упокоевающая.

Радуйся, Милостивая, милость Свою нам являющая в день испытания, воньже открыются дела наша, добрая же и злая; радуйся, Милосердая, заступление нам посылающая и тем в будущем вечныя радости сподобляющая.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Кондак 12
Благодатию Божественною осеняема, святаго Иоанна Предтечу с лики Архангел зрим стоящия окрест Пречистыя Матере Боголюбивыя, вкупе же ублажаем и тя, угодниче Божий. Помози нам, немощным, имети веру непоколебиму, ум чист, силы и произволение освящати души наша постом и молитвою и выну полагати хранение устом нашим, да молитвами Владычицы и твоими сподобимся достойно воспети Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще неисчетная знамения и чудеса Твоя, Пресвятая Богородице, умиленно припадаем к пречистому образу Твоему, Боголюбивая Мати, лобызающе его со страхом и трепетом, хвалим Тя яко неисчерпаемый источник благодати, и молим: буди Ходатаица о нас, воздвигни руце к Сыну Твоему, да выну в жизни сей и в будущей милосердие Его неотступно будет от нас, взывающих Тебе:

Радуйся, Присноблаженная, паче земнородных ведущая блаженство пребывати с Богом; радуйся, и нас причастники сего блаженства соделывающая.

Радуйся, Пренепорочная Дево, всецело стяжавшая чистоту, смирение и непорочность; радуйся, дарующая нам благая сия, да будем угодны Тебе и Богу.

Радуйся, Всемилостивая Царице, простирающая на нас, грешных, милость Свою во всякое время живота нашего; радуйся, чадолюбивая Мати, дарующая нам Свое Матернее заступление в час смерти.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Кондак 13
О Мати Боголюбивая, Царице Небесная, Всемощная наша Предстательнице! Малыя сия услышавши смиренныя мольбы наша, призри на ны милостивым Твоим оком; буди нам скорая Заступница в день кончины нашея и в час смертный явися нам Сама, Пречистая, простирающи руку помощи, отгоняющи духов злобы, ищущих поглотити душу нашу при разлучении от тела, и сподоби нас в будущей жизни в веселии и радовании возвеличити и прославити Тя, яко Преблагую Покровительницу нашу, да спасеннии Тобою, в безконечнем веце вопием Богу: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й «Ангелов превысшую…» и кондак 1-й «Взбранной Воеводе…».

Молитва первая
О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему, приими наше хвалебное пение сие и пролей теплую Твою молитву о нас, грешных, ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас. О Предивная Владычице! покажи на нас чудныя милости Твоя: избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и ссоры, сохрани от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы, подай нам Свою милостивую помощь на пути, в мори и на суше, да не погибнем люте. О Всемилостивая Боголюбивая Мати, с твердым упованием возсылаем к Тебе нашу убогую молитву! Не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни живота нашего, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

Молитва вторая
О Чудная и Высшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати! Услыши нас, грешных и недостойных раб Твоих, в час сей молящихся и припадающих к Тебе с воздыханием и слезами и умильно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице; избави нас от всякия скорби и печали; огради от всякия напасти и злых клевет, от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Матерь наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, Егоже умоли, Владычице, да, спасеннии Тобою, славим и в будущем веце Всесвятое Имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.

Боголюбская икона Божией Матери , одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери.
В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места.
Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло.
Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Боголюбская Икона, подобно Владимирской иконе отличается необыкновенно мягким, возвышенным, «трогательным» письмом.
Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви. Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, "Божия Матерь возлюбила это место", а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским.
Чудотворная икона Божией Матери, принесенная из Вышгорода, впоследствии была перенесена из Боголюбова монастыря во Владимир, в Успенский собор, а явленная икона оставлена в Боголюбове и названа Боголюбской.
В настоящее время, с 1992 г.,Чудотворный Образ находится в Свято-Успенском девичьем Княгинином монастыре во Владимире.
Икона принадлежит к иконографическому типу Агиосоритиссы, распространенному в византийском искусстве XI–XII вв.: Богоматерь представлена в рост с молитвенно воздетыми руками, Ее фигура обращена вправо, взор направлен вверх к благословляющему Иисусу Христу, изображенному в небесном сегменте. Свиток в руке Богоматери, дописанный позднее, сближает Боголюбскую икону с иконографией Богоматери Параклисис (Заступница). Некоторые аналогии средневизант. времени (изображения на печатях, эмалевая пластина на Хахульской иконе Божией Матери), гравированное изображение Богоматери на русском серебряном ковчеге XV в.) позволяют предположить, что первоначально Богоматерь была представлена в молении перед благословляющей десницей Иисуса Христа в небесном сегменте.
Икона очень пострадала от времени, однако во II половине XX века она была отреставрирована М. В. Романовой.

Списки с Боголюбской иконы

Боголюбская икона, считающаяся чудотворной, множество раз становилась образцом для создания списков, образовав самостоятельную иконографическую композицию, известную в нескольких изводах. Наиболее почитаемы списки:
Боголюбская-Московская, написана в 1157 году и находилась ранее в Москве на Соляной площади, над Варварскими воротами Китай-города. На этой иконе в качестве припадающих изображены святители Пётр, Алексий, Иона и Филипп, митрополиты Московские, блаженные Василий и Максим, преподобная Параскева, святитель Василий Великий, апостол Пётр, Алексий, человек Божий, апостол Симеон, сродник Господень, преподобномученица Евдокия.
Боголюбская-Угличская - В Угличе, в церкви св. Димитрия царевича.
Боголюбская-Зимаровская - В приходской церкви села Зимарова, Рязанской губернии, недалеко от Раненбурга, находится древний список с Боголюбской иконы Божией Матери. Предание повествует, что эта икона раньше находилась над воротами г. Пронска и во время татарского нашествия была расколота и брошена в кусты. Но икона срослась, и с тех пор стала известна как чудотворная. В XVIII веке она перешла в собственность помещика села Зимарова Лопатина. В 1771 г. во время мировой язвы в Москве, икону перенесли туда для исцеления больных. После смерти Лопатина икона была отправлена в село Зимарово.
Боголюбская –Юрьевская - В селе Юрьевском, Боровского уезда Калужской губернии. Эта икона подарена Петром Великим Батурину за заслуги, а с 1838 г. перешла во владение села Юрьевского. Икона Богоматери прославилась многими чудесами и исцелениями, так в 1771 г. жители села Юрьевского были спасены от мировой язвы, а в 1848 г. от холеры. В 1853 г. спаслись от холеры г.Боровск и г.Малоярославец.

Боголюбская Московская икона Божией Матери (празд. 18 июня), чудотворный образ, с XVIII в. находился над Варварскими воротами Китай-города в Москве (по др. сведениям, появился там в царствование Петра Алексеевича (1696–1725), что косвенно подтверждают изображения на иконе святых, соименных членам царской семьи); в настоящее время хранится в московской церкви святых апостолов Петра и Павла на Кулишках у Яузских ворот.
Датировка иконы (размер: 198x126 см) затруднена из-за поновлений. По иконографическим особенностям (поза, жест и свиток в руке Богоматери, фигура благословляющего Иисуса Христа) близка к типу древней Боголюбской иконы Божией Матери. Отличительная особенность московской иконы в том, что на ней перед Богоматерью изображены в неск. рядов молящиеся святые: Московские митрополиты Петр, Алексий, Иона и Филипп, блаженные Василий и Максим Московские, прп. Параскева, свт. Василий Великий, Алексий, человек Божий, сщмч. Симеон, сродник Господень, еп. Иерусалимский, ап. Петр, прмц. Евдокия и мц. Параскева.
Размещение иконы такого извода над Варварскими воротами можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, изображение московских чудотворцев, молящихся Богоматери за человеческий род, символизировало покровительство Богоматери и святых Москве и было связано с традицией помещать на городские ворота икону, выполнявшую защитные функции. Во-вторых, икона была установлена над воротами Китай-города, обращенными в сторону Владимира, недалеко от которого хранилась почитаемая Боголюбская икона. Наконец, изображения блаженных Василия и Максима Московских на иконе напоминали о том, что в противоположном от ворот конце ул. Варварки находятся храмы, где погребены эти святые (собор Покрова на Рву и церковь Максима Блаженного).
Эта икона прославилась во время эпидемии чумы в 1771 г. Жители Москвы, узнавшие о том, что г. Владимир был избавлен от эпидемии после перенесения туда из Боголюбова Боголюбской иконы Божией Матери, начали служить молебны перед одноименной иконой над Варварскими воротами. Большое стечение народа на молебен к спускаемой со стены иконе вызвало беспокойство светских и духовных властей. Московский архиеп. Амвросий (Зертис-Каменский) приказал прекратить молебны и, по некоторым данным, имел намерение убрать икону со стены. Это стало причиной народных волнений, приведших к убийству Московского архиепископа.
В XIX в. празднование в честь иконы длилось 3 дня и сопровождалось крестным ходом к Варварским воротам. В 1880 г. по ходатайству Московского митрополита свт. Иннокентия (Вениаминова) для чудотворного образа устроили часовню в Варварской башне и пристроили шатровое крыльцо (архит. Н. В. Никитин). Над воротами вместо помещенной в часовню чудотворной иконы поставили ее список, который тоже прославился чудотворениями и замещал древнюю икону в те дни, когда она участвовала в крестных ходах. После закрытия часовни в 1923 г. икона была перенесена в церковь апостолов Петра и Павла у Яузских ворот, а икона-заместительница в 1918 г. попала в церковь Воскресения Христова в Сокольниках, где находится и в настоящее время.
Иконография Боголюбской Московской иконы восходит к изображениям молящейся Богоматери с припадающими начала XVI в.- одному из вариантов иконы «Богоматери Молебной» с группой молящихся вселенских и русских святых. С конца XVII в. такие иконы стали именоваться Боголюбскими из-за иконографического сходства с древней Боголюбской иконой.
Прославление Боголюбской Московской иконы после эпидемии 1771 г. привело к появлению с нее списков, некоторые датируются 80-ми гг. XVIII в. Эти иконы довольно точно повторяют прототип, но состав святых на иконе и на списках может не совпадать. С идеей заступничества Богоматери и московских чудотворцев за свой город связаны изображения Московского Кремля, отличающиеся высокой степенью точности, и тексты молитв, помещавшиеся в нижней части икон. На иконах XIX в. молитвенные тексты, как правило, не встречаются, а изображение Кремля приобретает стилизованные формы. Кроме того, в этот период состав предстоящих Богоматери святых часто менялся в зависимости от пожеланий заказчика (напр., икона 2-й четв. XIX в. из собрания Гос. музея палехского искусства).

Боголюбская-Угличская. Икона Божией Матери Боголюбская-Угличская прославилась чудесным прекращением моровой язвы в 1654 году. Во время смертоносной эпидемии посадский житель Углича Афанасий Кустов шел по городскому земляному валу и, поравнявшись с храмом в честь благоверного князя Димитрия Угличского, увидел трех отроков, которых принял за детей воеводы, жившего недалеко от храма. Однако один из них велел Афанасию объявить в городском собрании, чтобы жители города молились Господу Богу и Пречистой Его Матери и призывали в помощь святых чудотворцев Димитрия царевича и Романа Угличского. Жители города немедленно собрались в храм благоверного Димитрия царевича, совершили молебное пение перед иконой Божией Матери Боголюбской, и моровая язва тотчас прекратилась.

Боголюбская Зимаровская икона Божией Матери (празд. 18 июня), чудотворный список Боголюбской иконы Божией Матери, по преданию стоявший над воротами г. Пронска. Во время разорения города татарами икона была расколота на 2 половины и брошена в кусты, однако чудесным образом срослась (одна половина оказалась немного выше другой) и была явлена в день Благовещения Пресв. Богородицы. В память об этом чуде на месте явления иконы был возведен Благовещенский храм. Далее сведения об иконе не встречаются вплоть до 1771 г., когда в Центральной России разразилась эпидемия моровой язвы. Одному из заболевших москвичей в тонком сне было указано обрести икону в доме помещика В. А. Лопухина на Пречистенской ул. Икону нашли на чердаке, и после отслуженного молебна больной получил исцеление. Весть о чуде привела в дом помещика огромное число паломников, и икона была передана в храм, где служил духовный отец Лопухина. Ок. 1780 г. икону перевезли в родовое имение Лопухиных - с. Зимарово Раненбургского уезда Рязанской губернии, где с нею совершались крестные ходы по всей губернии. Особыми чудотворениями Боголюбская Зимаровская икона прославилась в 1831, 1848, 1855, 1860, 1871 и 1892 гг., когда в Рязанской губернии свирепствовали эпидемии холеры. Так, например, известен случай исцеления в 1860 г. насельницы Казанского Явленского девичьего монастыря в Рязани, о чем свидетельствует надпись, вышитая золотом на ризе списка с чудотворной иконы, выполненного в благодарность за исцеление. В 1849 г. икона избежала гибели в пожаре, будучи вывезена накануне в Скопинский уезд; деревянный храм, в котором она пребывала, полностью сгорел. С 1889 г. чудотворную икону ежегодно привозили в губернский центр на 1–1,5 летних месяца, где она поочередно пребывала в каждом монастыре и храме, а также в домах горожан. Эта традиция сохранялась и после Октябрьской революции: в дневнике рязанского священника И. И. Проходцова имеется запись за 1919 г.: «…19 июля привезли неожиданно Боголюбскую икону в город на лошадях». В 1925 г. прошение о пребывании иконы в Рязани было отклонено управлением милиции. В настоящее время местонахождение иконы неизвестно.
Боголюбская Зимаровская икона была написана по подобию образа, созданного по велению князя Андрея Боголюбского, лишь немного отличаясь размерами (186,7x97,8 см), хранилась под серебряным позолоченным окладом, в нижней его части имелась надпись: «…первая риза сделана г. Лопухиным, вызолочена Шиловским, переделана в 1855 году»; на окладе над главою Богородицы - венец с драгоценными камнями.

Иконография Боголюбской иконы Божией Матери. В XVIII - нач. XX в. параллельно существуют 2 основных иконографических извода. Первый извод представлен многочисленными иконами и эмалевыми образками - списками Боголюбской иконы Божией Матери Эти памятники известны в 3 основных вариантах: 1-й точно копирует древний образец; во 2-м варианте (распространяется с конца XVII в. ?) присутствует изображение припадающего к Богоматери кн. Андрея Боголюбского (икона 2-й половины XVIII (?) в., поновленная в середине XIX в., в иконостасе придела святых Киприана и Иустины собора Покрова на Рву в Москве), иногда с изображением монастыря (икона 1-й четв. XVIII в., ГВСМЗ). Этот иконографический тип иллюстрирует легенду о явлении Богоматери князю Андрею. 3-й вариант, возможно, появившийся в начале XVIII в., включает изображение Боголюбского монастыря, помещенное у ног Богоматери (иногда с церковью Покрова на Нерли). Некоторые поздние списки Боголюбской иконы Божией Матери воспроизводят крест, приложенный к образу царем Феодором Алексеевичем и прикрепленный к ее окладу у правого плеча Богоматери.
2-й извод восходит к типу «Моление о народе» и включает изображения святых, молящихся Богоматери (чаще всего московских чудотворцев), что связано с почитанием Боголюбской Московской иконы; особый тип «Моление о народе» (с фигурой предстоящего митр. Петра) получил распространение в старообрядческом медном литье XVIII–XIX вв.

В 2007 г. исполнилось 850 лет со времени явления Боголюбской иконы Божией Матери. В день празднования Боголюбской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил поздравление архиепископу Владимирскому и Суздальскому Евлогию и всем верующим епархии с 850-летием явления чудотворной иконы:
«Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка!
Сердечно поздравляю Вас, духовенство, клир и верующих со знаменательной датой в жизни Владимиро-Суздальской епархии - 850-летием Боголюбской иконы Божией Матери.
Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.
Весьма отрадно, что это знаменательное событие собрало людей, для которых православная вера - неиссякаемый источник воды живой, дающей силы для достойного следования по дороге жизни в соответствии с евангельскими заповедями Христа Спасителя.
Как Предстоятелю Русской Православной Церкви, мне весьма радостно сознавать, что ныне в душах верующих вновь теплится духовная лампада. Мы вновь получаем возможность мудрым словом и добрым делом открыто свидетельствовать перед всем миром о Христе Спасителе. Посему, когда возрождаются искони присущие Церкви формы социального служения, все мы призваны принять посильное участие в столь благом и важном деле.
Прославляя ныне Царицу Небесную, вознесем нашу соборную молитву о всех жителях нашего Отечества, дабы и над ними простерла Пресвятая Богородица свой благодатный Покров и Своим ходатайством смягчила ожесточенные грехом сердца, даровала скорбящим утешение, обиженным заступление, обижающим страх Божий, и наставила на путь исправления и спасения. Всех, кто чтит Матерь Божию и просит Ее помощи, Она принимает под свой державный Покров.
Надеюсь, что нынешнее торжество станет заметным событием в духовной и культурной жизни Владимиро-Суздальской епархии, а здешние храмы и в дальнейшем будет местом молитвенного единения православных христиан.
Молитвами Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, да сохранит Господь Церковь, народ наш в мире, единстве и благоденствии, а всем трудящимся во благо Церкви и Отечества нашего да воздаст сторицею и сохранит их на многая и благая лета!
Божие благословение да пребывает со всеми вами!»
+ Алексий, Патриарх Московский и всея Руси

Тропарь, глас 1:

Боголюбивая Царице, Неискусномужная Дево, Богородице Марие! Моли за ны Тебе Возлюбившаго и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земли плодов изобилие, пастырем святыню и всему человечу роду спасение. Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междуусобныя брани сохрани. О Мати Боголюбивая Дево! О Царице Всепетая! Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша.

Молитва:

О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

(www.pravmir.ru; ru.wikipedia.org; www.bogolub.narod.ru; ezh.sedmitza.ru; nesusvet.narod.ru; www.sedmitza.ru; days.pravoslavie.ru; img.travel.ru; www.solovki-monastyr.ru; picasaweb.google.com; images.google.ru; www.someplaces.spb.ru; www.cirota.ru).

Дева днесь предстоит Сыну, руце Свои к Нему простирающи, святый князь Андрей радуется, и с ним Российская страна торжествует, нас бо ради молит Богородица Превечного Бога.

Кондак Пресвятой Богородице
в честь иконы Ее Боголюбской

Ныне насчитывается немногим более трех десятков доподлинно «домонгольских», то есть написанных еще до Батыева нашествия, русских икон. Среди них и несколько образов Богородицы, в том числе «Великая Панагия» из Ярославля, иконы «Знамение» Новгородская, «Умиления» Белозерская, Печерская-Свенская… К ним принадлежит и чудотворная икона Богородицы Боголюбская, исполненная утонченнейшей пластики и удивительной одухотворенности.

Написан этот образ в 1157 году. Примечательно, что целых девять лет пребывал он при княжьем дворе, в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове, рядом с другой великой чудотворной иконой, впоследствии поименованной Владимирской, пока ту не перенесли в Успенский собор града Владимира (а оттуда в 1395 году – в Москву). Тем самым Боголюбская – одна из первых икон, написанных русскими мастерами, – словно бы переняла благодатную силу соседствовавшего с нею прижизненного (письма апостола Луки) образа Пречистой, став своего рода хранителем первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси.

Еще в 1155 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский покинул киевский Вышгород, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях; взял он с собою и чудотворный образ Царицы Небесной. Когда князь подъехал к Владимиру на расстояние семи верст, кони, везшие повозку с чудотворной, замерли как вкопанные. Благочестивый князь узрел в этом знамение и дал обет устроить на том месте обитель во имя Пречистой. Помолившись, он был удостоен видения Богородицы, в правой руке державшей свиток, а левую простершей к Сыну Своему.

Такой и изобразили княжеские мастера Богоматерь на иконе, написанной в память об этом событии (происшедшем 18 июня по старому стилю) и установленной в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове. Название для этого пригородного дворца (впоследствии вокруг него разрастется и предместье Владимира) избрал сам князь, узревший, что «Матерь Божия возлюбила место сие».

Князь Андрей часто уединялся здесь для молитвы; тут он и принял в 1174 году мученическую кончину от рук своих же подданных – бояр Кучковичей.

Половцы и татары не раз разоряли эту обитель, но Пречистая всегда оставалась верною Защитницею принятого Ею под Свой Матерний покров монастыря, и слава его, и внешнее благосостояние век от века росли.

В XV веке великий князь Василий Темный повелел поставить список с чудотворной в дворцовую Сретенскую церковь Московского Кремля. А богомольный царь Федор Алексеевич в 1680 году украсил первый образ Боголюбской золотым крестом.

На позднейших списках с чудотворной часто изображают еще и встающие от земли очертания самого монастыря с фигурой склонившегося перед Пречистой князя Андрея, вошедшего в историю с тем же именем, что и основанная им в Боголюбове обитель.

В 1915 году замечательный русский византолог Н.П. Кондаков (1844-1925) сетовал, что Боголюбская, этот «драгоценный по строгости общего типа памятник», клонится, «к сожалению, к окончательному разрушению».

Поэтому еще в 1918 году в самом Боголюбове были предприняты первые пробные раскрытия иконы. По сделанным тогда фотоснимкам (в цвете) видно, что раньше сохранность иконы была намного лучше. Дело в том, что после 1918-го реставраторы Владимире-Суздальского музея не раз пропитывали ветшавшую доску иконы (липовую, из трех частей) парафином, что к середине XX века привело к резкому ухудшению ее состояния. Поэтому в 1956 году Боголюбская была передана из Владимиро-Суздальского музея реставраторам Центральных реставрационных мастерских (ныне Всероссийский реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря).

Восемь лет, с 1963-го по 1971-и, реставратор М.В. Романова снимала парафин четыреххлористым углеродом. С 1965-го по 1968-й она постепенно раскрывала живопись по бокам, снимая многослойные (от XIX до конца XIII века) записи; только к 1970 г. удалось дойти до первоначальной надписи на свитке, причем оказалось, что и сам свиток этот, и изображение Спаса в правом верхнем углу дописаны не ранее XIII века, а текст надписи («Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, услыши молитву мою…») уже в XVIII столетии; изначально их не было.

Хитон (нижнее одеяние) Богородицы – зеленовато-серого цвета, мафорий (плащ, покрывающий и Ее главу) – коричневый, тени на нем написаны сажей, а освещенные места выделены яркой киноварью. На челе и плече Пречистой сохранились отверстия для накладных звезд из драгоценного металла, некогда украшавших мафорий; вероятнее всего, таким же был изначально венец вокруг Ее главы.

Сверху написаны Спас, Богородица, Иоанн Предтеча, Архангелы Михаил и Гавриил – в этом предание видит изображение личных моленных икон князя Андрея Боголюбского.

Семь лет (1971-1976) ушло у М.В. Романовой на то, чтобы тонировать утраченные места. Еще в процессе реставрации Боголюбская икона впервые за несколько десятилетий была показана на выставке (1974) в Третьяковской галерее: там можно было узреть, пусть и «хрупкое», видение изначального ее облика, подлинную икону, а не репродукции с фотопластинок 1918 года, единственно доступные нескольким поколениям искусствоведов.

Из московских списков наиболее чтимым был образ над Варварскими воротами Китай-города. На нем помимо Пречистой изображены молящиеся московские святители и блаженные, и сам этот особый извод, в XVII столетии известный как «Моление о народе», был святыней собственно московской, охранявшей жителей белокаменной столицы.

Ко дню празднования Боголюбской, то есть к 18 июня по старому стилю, перед этим образом служили торжественный молебен, после чего икона спускалась со своего обычного места вниз и на три дня ставилась в специальной шатровой часовне-»палатке». На это время езда через Варварские ворота прекращалась – вся площадь заполнялась богомольцами, желавшими приложиться к чудотворной. Именно здесь в 1771 году зародился знаменитый «Чумной бунт» после того, как архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский) запретил страждущим москвичам искать у Боголюбской исцеления от чумы. Шатровую часовню XIX века снесли в 1928 году, спустя пять лет та же участь постигла и сами древние Варварские ворота – ныне лишь основание их можно видеть в близлежащем подземном переходе. Сам чудотворный список пребывает ныне в Петропавловском храме у Яузских ворот (каждую пятницу ему служится здесь молебен с акафистом), а его «заместительница» (на время, пока образ спускался в часовню) – в Воскресенском храме в Сокольниках (акафист по понедельникам).

В первопрестольной столице Боголюбской иконе Божией Матери был посвящен еще и летний собор Высокопетровского монастыря (усыпальница бояр Нарышкиных); в северной же столице – лишь домовый храм при Александро-Невском приюте – доме призрения бедных духовного звания в конце Невского проспекта.

Чудотворные списки с Боголюбской имелись в Калужской губернии в селе Юрьевское Боровского уезда (эта икона в середине XIX столетия избавила от холеры города Боровск и Малоярославец) и в Тарусе (прославилась в 1848 году); в Рязанской губернии в селе Зимарово близ Раненбурга (прославилась также в 1848 году); в Тамбовской губернии в городах Козлов и Ела-тьма (прославились в 1771 и 1831 годах), в Ярославской губернии в угличском храме во имя царевича Димитрия (прославилась в 1654 году). Все они принесли чудесное прекращение моровых язв и поветрий; это стало отличительной особенностью благодатного воздействия всех списков с Боголюбской.

В ее честь были устроены обители: мужская «Киновия», приписная к Троице-Сергиевой лавре (на полуострове близ Гефсиманского скита); женские в губерниях Пермской (в селе Сарсы-Вторые Красноуфимского уезда) и Костромской (в лесных дебрях под городом Макарьевом).

Возобновленная к началу 1990-х, Боголюбская обитель под Владимиром сохранила все свои храмы, включая древнейший Рождественский, соборный Боголюбский (где у правого столпа пребывала чудотворная) и приписной к монастырю, всемирно знаменитый храм Покрова Богородицы на Нерли.

Образа Боголюбской пребывает ныне в специальном «климатическом киоте» в местном ряду собора Успенского Княгинина монастыря во Владимире.

Тропарь, глас 1:

Боголюбивая Царице, Неискусомужная Дево, Богородице Марие! Моли за ны Тебе Возлюбившаго и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земли плодов изобилие, пастырем святыню и всему человеческому роду спасение. Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междуусобныя брани сохрани. О Мати Боголюбивая Дево! О Царице Всепетая! Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша.

Молитва

О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

Среди немногих икон, дошедших до нас с домонгольского периода, Боголюбская икона Божьей Матери является одной из наиболее значимых.

История иконы

История Боголюбской иконы связана с настоящим чудом, произошедшим в 1157 году, когда князь Андрей Долгорукий отправился из Вышгорода в Суздаль для утверждения там великокняжеского престола. Князь славился своим благочестием; при нем находилось несколько очень почитаемых икон, в том числе и чудотворная икона Божией Матери, получившая впоследствии название Владимирской.

18 июня (1 июля по новому стилю) неподалеку от города Владимира телега, на которой везли икону, вдруг встала, и сдвинуть ее с места не удавалось никакими усилиями. Когда же князь уединился в походном шатре, чтобы помолиться, ему явилась сама Матерь Божия и наказала поместить Свою чудотворную икону, которую он вез, во Владимире, а на том месте, где случилась остановка, возвести церковь и основать обитель. Князь же повелел написать икону Богоматери, какой увидел Ее явление.

Через два года Боголюбская икона Божьей матери, как ее стали называть, была с торжественным молебствием внесена в храм, воздвигнутый по повелению Богоматери. Когда во времена монгольского нашествия храм был сожжен, уцелела лишь икона «Богоматерь Боголюбская». Впоследствии она не раз защищала монастырь, и после вражеского разорения он восстанавливался и приобретал еще большую славу.

Наибольшую известность приобрела Боголюбивая икона Божией Матери, когда в 1771 году разразилась эпидемия чумы, но благодаря иконе она не коснулась ни монастыря, ни близлежащего села Боголюбово. Когда же икону перенесли во Владимир, то эпидемия там чудодейственным образом прекратилась.

Описание иконы

Подлинная Боголюбская икона дошла до нас в катастрофическом состоянии: очень плохая сохранность, многочисленные последующие наслоения не позволяли увидеть ее первоначальный облик, и лишь благодаря реставраторам мы имеем представление о том, какой красочной она была. Особенность этой иконы в том, что, в отличие от византийских образцов, лик Богородицы более соответствует славянским представлениям об идеале красоты. Это подчеркивает более яркий румянец на Ее щеках и ярко-голубые, а не карие глаза.

На Боголюбской иконе Богоматерь изображена по описанию самого князя: Она стоит в полный рост, Ее лик и руки, воздетые в молитве, обращены к Иисусу, образ Которого помещен в правом углу вверху. В правой руке Богоматери свиток с молитвой, а над Ее главой – клейма с пятью иконами, которые князь вез с собой.

По иконографическому типу Боголюбская икона относится к Агиосоритиссе (Заступнице, Просительнице) и считается «обетной» иконой.

Нередко списки с нее писались «по обету», и тогда внизу мог быть изображен заказчик списка, припадающий к стопам Богоматери. Широко распространен также список с коленопреклоненным князем Андреем Боголюбским.

Иногда на списках иконы изображали целую группу святых и угодников, преклонившихся перед Матерью Божией и возносящих Ей молитву, а наверху – Иисуса Христа, благословляющего Свою Матерь – Царицу Небесную (это подчеркивает царский венец на Ее главе). В храмах подобные изображения Богоматери Агиосоритиссы служат обычно парными образу Христа Милосердного.

В чем помогает Боголюбская икона Божией Матери

За свою долгую историю Боголюбская икона Божией Матери приобрела славу чудотворной – она помогает в защите от эпидемий и различных болезней, но ее значение не только в этом, но и в защите от разного рода стихийных бедствий (пожаров, наводнений, засухи, голода и пр.).

К ее помощи прибегают также, если возникают внутригосударственные или межнациональные конфликты.

О чем молятся Боголюбской иконе Божией Матери

Чудотворной Боголюбской иконе Божией Матери молятся о защите от эпидемий, об исцелении от болезней. Матери молятся о здоровье и благополучии своих детей, особенно если они находятся вдали от родины, а отправляющиеся в путешествие – о том, чтобы дорога была удачной. Именинники, день рождения которых приходится на 1 июля, день почитания Боголюбской иконы, молятся ей о защите и покровительстве.

Молитва иконе

О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.