Параплан или дельтаплан – что выбрать? Мотодельтапланы и дельталеты: виды особенности и как сделать дельтаплан с мотором своими руками Каким людям не стоит летать

Дельталет «Ветер» относится к летательным аппаратам тяжелее воздуха с аэродинамическим способом создания подъемной силы, типа «летающее крыло» с балансирным способом управления (дельтаплан) Взлет и посадка дельталета производится с трехколесного (зимой - лыжи) шасси. Дельтаплан шарнирно закреплен на шасси. Сила тяги обеспечивается двухтактным двигателем внутреннего сгорания с толкающим воздушным винтом постоянного шага. Экипаж и пассажир размещаются в креслах, закрепленных на шасси и оснащенных ремнями безопасности. Состав экипажа - 1 человек. Расположение кресел - одно за другим по направлению полета.

Как устроено крыло дельталета?

Крыло - это каркас из алюминиевых труб расчаленных тросовыми растяжками. На каркас натянут парус из дакрона или полианта. Аэродинамическую форму крылу придают латы из алюминиевых трубок.

Что делать, если в полете откажет двигатель?

При отказе двигателя дельталета в полете необходимо спокойно сориентироваться (у Вас будет достаточно времени, так как дельталет планирует долго, если есть высота), выбрать наиболее подходящую площадку для посадки и сесть.

В какую погоду можно летать на дельталете?

Ветер до 12 м/сек, температура от -30 до +30. Зимой лучше всего поставить дельталет на лыжи и по возможности использовать кабинный вариант.

Длина взлетно-посадочной полосы для мотодельтаплана и условия взлета-посадки?

Для взлета - посадки вполне подходит любая проселочная дорога или участок ровной земли без канав и рытвин длиной около 80 м. Обратите внимание на наличие ЛЭП.

Может ли дельталет выполнять фигуры высшего пилотажа?

Дельталет относится к летательным аппаратам неакробатической категории и может выполнять следующие виды полета:

  • любые маневры, присущие нормальному полету,
  • горизонтальные восьмерки, боевые развороты,
  • глубокие виражи с углом крена не более 60 град.,
  • восходящие и нисходящие спирали.

Обязательно следить за запасом высоты! Следить за скоростью! И вообще сначала научитесь летать!!!

Как перевозить дельталет?

Подойдет любой легковой автомобиль с прицепом. На прицеп грузим тележку, крыло в сложенном состоянии помещаем на багажник или прицеп.

Какие есть средства спасения?

В принципе особой потребности в спасательных системах на дельталете нет. Но если очень хочется можете, конструкция тележки позволяет использовать средства типа ППС любой фирмы (например «Мвен», г. Казань).

Какие существуют скоростные режимы для мотодельтаплана?

Скорость сваливания нашего дельтаплана 50 км/ч. Взлетная, посадочная 60 км/ч. Крейсерская без кабины 80-95 км/ч, с кабиной 85-100 км/ч. Максимально допустимая 110 км/ч. Максимально достижимая 150 км/ч. Во всем диапазоне скоростей дельталеты «Ветер» ведут себя ровно, не склонны к раскачиванию.

Продолжительность полета?

3 часа или 240 км.

Какие моторы ставят?

Базовые двигатели для наших дельталетов HIRTH3203, 65 л.с. Возможно устанавливать и многие другие: РМЗ500, РМЗ640, HIRTH2703, ROTAX503, ROTAX582, ROTAX912 - это те что мы сами устанавливали на своих аппаратах. Возможна установка и «Субару», и других автомобильных двигателей, но настоятельно не рекомендуем, очень ухудшаются летные характеристики. (Автомобильный двигатель - автомобилю, а дельталету -легкий)

Вместимость бензобака?

40 литров.

Какие помехи для полетов?

Дождь, туман. А вот птицы не мешают.

На каких высотах летает мотодельтаплан?

От 1,5м до 3км. Можно выше, но не нужно. Рабочая высота при перелетах 200-400м, при хим. Работах 1-3м.

Какое топливо используется?

Автомобильное топливо АИ96 (можно АИ92).

Летают ли мотодельтапланы зимой?

Летают, лучше с кабиной в ней тепло. А аппарат нужно поставить на лыжи.

Обучение полетам? Какие документы выдают?

Обучение зависит от индивидуальных особенностей человека и начинается от 1 месяца. Экзамены сдаются на аттестационной комиссии ОФ СЛА России, по результатам выдается свидетельство пилота любителя или профессионала.

Человека всегда манило небо. В 70 годы прошлого столетия людей заинтересовал дельтапланеризм.

Полеты на дельтапланах, то есть легких безмоторных летательных средствах, получили любовь людей, склонных к экстремальным видам спорта и отдыха.

Буквально через 10 лет, дельтапланеристы стали участниками Олимпийских игр. Но человеку всегда мало. Дельтаплан подразумевает лишь парение в воздушных потоках. Желание расширить возможности безмоторного летательного аппарата привели к созданию новых видов дельтапланов, которые бы оборудовались двигателями.

Настольная книга конструктора и пилота

Расцвет исследований и экспериментов в области дельтапланов в СССР пришелся на 70-е годы. Что дало толчок бурному развитию в начале 80-х моторных сверхлегких летательных аппаратов. Книга «Мотодельтапланы: Проектирование и теория полета » была написана Клименко А.П. и Никитиным И.В. - непосредственными участниками тех легендарных событий.

Не смотря на прошедшие годы, большая часть информации в этой книге не утратила актуальность. Она до сих пор считается настольной книгой конструктора и летчика мотодельтаплана. И, хотя эта книга не переиздается в наше время, благодаря развитию информационных технологий, мы можем предложить всем желающим электронную версию книги в формате PDF . Мотодельтапланы: Проектирование и теория полета

Мотодельтапланы

Сверхлегкие летательные конструкции развиваются по двум направлениям:

  1. Управление рулевыми аэродинамическими поверхностями, к которым относится элерон, интерцептор и т.д.
  2. Балансирное управление

Дельтапланы относятся к летательным аппаратам с балансирным управлением. Были успешные попытки сделать крыло с рулевыми поверхностями, но это слишком усложняет конструкцию и снижает ее надежность.

Телегу от дельталета используют и для полетов с парапланом. Об этом рассказано в другом нашем материале.

Появился новый вид летательной конструкции, которой дали название мотодельтаплан (МД). Существует несколько групп сверхлегкого летательного аппарата (СЛА).

I группа - СЛА, которые стартуют за счет силы разбега пилота, и имеют следующие преимущества:

  • Маленькая масса;
  • Возможность установления двигателя с малой мощностью;
  • Использование для старта площадок с неровной поверхностью.

СЛА первой группы имеют минусы: их нельзя использовать при транспортировке необходимого груза. Кроме того, авиаторам приходится выполнять более серьезные физические нагрузки по сравнению с мотодельтапланами второй группы. Самый популярный вид компоновки двигателя является вариант, когда он находится под крылом МД.

II группа СЛА - имеет шасси, которое бывает колесным или поплавковым. Второй вариант используется для старта с водной поверхности. Вторая группа МД имеет возможность перевозки полезного груза. Аппараты более безопасны, чем из первой категории, так как пилот жестко зафиксирован ремнями и огражден конструкцией; просты в плане взлета и посадки.

При посадке часто происходят ситуации, когда мотодельтаплан сталкивается с поверхностью земли, если его траектория сильно наклонена. Тогда пилот, находящийся под наклоном вперед, может сильно удариться головой или грудью о землю. Единственное защитное действие, которое может предпринять пилот, это завершить полет на СЛА, ногами «поймав» поверхность земли.

Не замерзнуть занимаясь зимними видами спорта вам поможет термобелье. Особенно если вы прочитаете нашу статью и подберете именно то, что вам нужно.

Если вы ищите новые места для покатушек на горных лыжах, смотрите материал о горнолыжном курорте Шерегеш: pro-extrim.com/moutains/alpine-skiing/sheregesh-skiing.html

Компоновка двигателей

Различают несколько категорий закрепления двигателя:

  • Под крылом ЛА. Преимущества компоновки № 2 - установка двигателя на крыло происходит быстро. К тому же, винт находится далеко от пилота, что повышает уровень безопасности и комфортности. За рубежом МД с компоновкой № 2 пользуются наибольшим спросом и поставлены на поток.
  • На мачте. Категория № 3 использовалась, когда мотодельтапланы только начали конструироваться. Недостаток компоновки, что конструкция склонна к потере управляемости и устойчивости.
  • Два мотора: либо на крыле, либо на подкосах. Аппарат с двумя двигателями не имел ожидаемого успеха из-за усложнения конструкции и наименьшей степени комфортности по сравнению с другими МД.
  • На мототележке. Компоновка в подвеске пилота имеет массу преимуществ. Мототележка предназначена для транспортировки груза и пассажиров. Ее закрепляют на крыле летательного средства. К ней непосредственно крепятся шасси, кресло пилота и другие элементы. МД с компоновкой № 5 имеют несложную конструкцию, доступны по цене, обладают отличными эксплуатационными качествами. Выгодно отличаются от других МД усиленным каркасом. Разбора и сборка занимает немного времени, также как и замена крыла. Управление ими напоминает управление спортивным видом дельтаплана.
  • На крыле и подкосах. Встречается реже всего. При небольшой массе имеют существенный минус - невозможность управлять ЛА, когда аппарат накреняется или совершает угловое движение по отношению к главной поперечной оси (тангаж).
  • На фюзеляже. Не эффективная в целом компоновка, которая разрабатывалась на начальном этапе развития мотодельтапланеризма. Используются только в случае рулевой поверхности больших размеров.
  • Два или больше двигателей, на мототележке. Аналог № 5. Различие их в количестве двигателей. ЛА с 2-х моторными тележками изготавливают только, как экспериментальный вариант. Некоторое преимущество перед № 5 и другими аналогиями тележек в том, что балансировать и лететь можно, даже когда работает только один двигатель.
  • Желающим научиться паркуру посвящена наша статья об этом новом виде экстремального спорта.

    Схемы мототележек

    Вантовая

    Легкая мототележка, быстро складывается, хранение ее занимает мало места. Модель - МД типа «Космос». Недостатки - не так прочна и надежна, как другие схемы.

    Преимущества: минимум силовых элементов. По массе немного тяжелее, чем вантовая схема, но производственные и эксплуатационные качества на уровне вантовой. Реже ломается, отличается высокой прочностью и надежностью, что при аварийных ситуациях положительно сказывается на ударных нагрузках. Используется для эксплуатации в жестких условиях. Модель панельного МД - МАИ-2, который построил А.Русак.

    Схема мало используется, хотя и обладает высокой прочностью. Более того, при поломке одного из силовых элементов, вся система остается работоспособной. Минусами схемы являются: множество соединительных элементов и невозможность ее сложить.

    Самая сложная из всех существующих систем. Это полая балка с обшивкой из стеклопластика. Она имеет маленькое аэродинамическое сопротивление. Но невозможность ее сложить усложняет процесс транспортировки. Пример балочной схемы МД - Т-4 на базе спортивного дельтаплана «Славутич-Спорт».

    Дельталеты

    Этот летательный аппарат имеет корпус, колесное, лыжное или поплавковое шасси, мотор с толкающим винтом и крылом управления (как у дельтаплана, но большей площади). Взлетная масса дельталета не должна превышать 495 кг с земли, 500 кг - с воды (по классификации Международной авиационной федерации).

    В основном их делают с трехколесными шасси, которые в зимнюю пору заменяют на лыжи. Если планируется полет с водной поверхности, то дельталет снабжается поплавками. Бывает, когда у ЛА вместо модуля стоит корпус-лодка. Такой вид подразумевает полеты только с воды.

    Крыло дельталета представляет собой дюралевый каркас, который разделен стальными тросами и обтянут мягкой дакроновой обшивкой. Он закрепляется при помощи шарнира к модулю (мототележке).

    Помните, что такое азимут? Здесь вы можете прочитать о том как правильно ориентироваться с помощью компаса.

    Любой дельталет дает авиатору больше возможностей, так как он не ограничивается полетами в воздушных потоках, а зависит от объема топливного бака и наличия в нем топлива. На дельталете можно осуществлять полеты при разных погодных условиях. Плюсами дельталета являются:

    • малый вес в собраном виде;
    • простая сборка и разборка;
    • удобная эксплуатация и обслуживание;
    • универсальность (использование в качестве глиссера или аэросаней);
    • практически не ломается;
    • неприхотливость в отношении скорости и направления ветра.

    Аэродинамические качества ДЛ ниже, чем у дельтаплана. Тем не менее пилот дельталета в случае отказа двигателя может легко спланировать на землю на «крыле».

    Для взлета необходим ровный укатанный участок поверхности, который имел бы в длину от 150 до 250 м; для посадки - от 100 до 150 м. Тележка при разбеге не должна подпрыгивать. Большинство полетов на дельталете происходят на высоте 150-500 метров, хотя при желании можно подняться и до 5000.

    Собираем мотодельтаплан своими руками

    Дельтапланеризм в России имеет довольно солидную историю. Полетам на дельтаплане обучали еще в ДОСААФ. Тем не менее, нельзя сказать, что дельтапланерный спорт находится в пике своего развития. Производство мотодельтапланов с международным уровнем качества практически отсутствует. С другой стороны, у энтузиастов, желающих научиться летать на мотодельтаплане зачастую не хватает средств на приобретение нового аппарата (новый мотодельтаплан стоит не менее 250 тысяч рублей). Частичным решением проблемы является организация региональных клубов дельтапланеристов. Где можно купить мотодельтаплан или дельталет вскладчину. Расходы на содержание и обслуживание аппарата также распределяются на участников клуба. Кроме того каждый вносит посильную помощь в ведении аэроклубного хозяйства (взлетно-посадочная полоса должна поддерживаться в надлежащем состоянии, ангары, где хранятся аппараты тоже требуют ухода и т.п.) Новичкам такие аэроклубы могут предложить обучение полетам на мотодельтаплане.

    Кроме того, многие мастера успешно собирают дельтаплан с мотором своими руками. Для этого по-отдельности приобретаются различные модули. Вот к примеру перечень деталей, которые необходимо купить для того, чтобы сделать мотодельтаплан своими руками:

    • Крыло дельтаплана - новое будет стоить от 50 тыс. рублей
    • Модуль или «тележка» - готовая к эксплуатации стоит примерно 75 тыс. рублей
    • Двигатель - часто используют от небольших иномарок. Например Suzuki G13BB - 50-60 тыс. рублей

    Конечно же, могут быть различные варианты. Например телегу вы можете спректировать и собрать по чертежам, тогда вам нужно будет купить лишь шасси и приборную панель.

    На вопрос Как называется дельтаплан с мотором? Как параплан, только крыло жесткое? заданный автором Beiznik лучший ответ это Дельталёт.

    Ответ от 2 ответа [гуру]

    Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Как называется дельтаплан с мотором? Как параплан, только крыло жесткое?

    Ответ от Skydiver9 [гуру]
    Мотодельтаплан


    Ответ от Кристина егорова [мастер]
    «Мото-дельтаплан»: дельтаплан с мотором
    Он был задуман как средство получения экспериментальных данных об устойчивости, управляемости и других аэродинамических характеристиках такого рода аппаратов. Ставилась также задача - довести до высокого уровня безопасность полетов, получить материал для разработки технических требований и норм летной годности, которым должен соответствовать мотодельтаплан. Ведь во многих странах подобные сверхлегкие аппараты применяются не только в спортивных целях, но и для химической обработки посевов с воздуха, связи, наблюдения за состоянием лесных массивов и акваторий, кино- и фотосъемки.
    Этот мотодельтаплан обладает отличными взлетно-посадочными характеристиками и малой скоростью полета, что в данном случае - преимущество, способствующее повышению безопасности. По технике пилотирования он доступен пилотам-дельтапланеристам средней квалификации, поэтому может служить «летающей партой» и будущим летчикам, и конструкторам, и любителям.
    «Мотодельтаплан» представляет собой гибрид обычного дельтаплана и мототележки. Конструктивная простота, малый вес, складываемость, балансирный принцип управления и наличие двигателя позволяют значительно расширить сферу применения этого сверхлегкого летательного аппарата.
    По схеме - летающее крыло расчалочного типа с трехколесной мототележкой и толкающим воздушным винтом. Выбор такой компоновки продиктован следующими соображениями.
    Во-первых, линия действия тяги винта проходит вблизи центра тяжести аппарата или несколько ниже его, создавая кабрирующий момент. Это желательно: при отказе двигателя мотодельтаплан автоматически переходит на режим планирования, уменьшая полетный угол атаки. А трехколесное шасси делает взлет и посадку, в том числе вынужденную, безопасными.
    Во-вторых, мототележка позволяет увеличить взлетную массу - повысить грузоподъемность и полезную эффективность.
    В-третьих, за счет установки мягкого кресла обеспечиваются более комфортные условия для пилота при сохранении балансирного принципа управления.
    И наконец, в-четвертых, «Мотодельтаплан» конструктивно прост и удобен в эксплуатации. К этому следует добавить, что мототележка пригодна и для его наземной транспортировки.
    В качестве крыла использован серийный учебно-тренировочный дельтаплан «Славутич-УТ» , о котором я рассказывал в статье "Дельтаплан - своими руками".
    Основные силовые элементы его конструкции усилены трубами из Д16Т: боковые лонжероны - внутренними рессорами 40x2 и 36x2 в местах с пиковыми изгибающими моментами; килевая и поперечная балки - бужами, соответственно 40х2 и 39x1.9. Причем килевая балка усилена в месте установки нижних задних тросов, смещенных на 500 мм вперед для обеспечения зазора между ними и воздушным винтом.
    Диаметр боковых нижних тросов увеличен до 3,5 мм (вместо 2,5 мм на серийной модели). Несущий швеллер центрального узла удлинен для больших возможностей балансировки.
    На грифе трапеции смонтирована комбинированная ручка управления дельтапланом и двигателем, что позволило увеличить диапазон изменения центровки. Мототележка подвешивается под крылом в одной точке на двухстепенном шарнире. В остальном крыло дельтаплана «Славутич-УТ» изменений не претерпело.
    Мототележка ферменно-расчалочной конструкции выполнена из труб Д16Т. Элементы горизонтальной треугольной рамы имеют 40х1,5; вертикальной - 40x2. Ось основных колес шасси также из труб 40х2 и 45x1,5. Горизонтальная и вертикальная рамы замкнуты силовым каркасом кресла пилота. Сиденье сшито из авиацента и усилено капроновыми лентами и поролоном; оно имеет привязные ремни с быстродействующим замком фиксации. Для большей жесткости и надежности вертикальная рама связана с горизонтальной регулируемыми растяжками 2,5 мм.
    Все соединения элементов каркаса - шарнирные, позволяющие легко складывать мототележку.
    На вертикальной раме, позади кресла смонтированы моторама и предохранительная опора. Основные колеса шасси размером 280x85 мм - от карта. Ступицы отштампов


    Вторая статья для желающих начать летать самостоятельно.
    Сегодня мы будем рассматривать варианты сжигания дохлых мамонтов (бензина) для приобретения кинетической энергии.

    Парящий полет ()

    • Параплан
    • Дельтаплан
    • Планер
    Моторный полет (под катом)
    • Самолет
    • Мотодельтаплан (дельталет)
    • Паратрайк (аэрошют)
    • Парамотор (карлсон, мотопараплан)
    • Мотопланер

    Первый раз за штурвал самолета я сел в 18 лет. До первого самостоятельного вылета налетал 25 часов и совершил около 100 взлетов и посадок. Сейчас мой суммарный налет на всем, что летает - порядка 400 часов. Это жутко мало, чтобы считать себя опытным пилотом, но достаточно, чтобы подсесть на “летную иглу”. Приглашаю и вас стать авиазависимыми .


    У авиаторов есть такая поговорка - погоду надо ждать на аэродроме. Если её несколько переиначить, то можно сказать: Авиацию надо любить - летая.

    Говорить я буду про летательные аппараты с максимальной взлетной массой до 600 кг, иначе эта тема станет бесконечной. В статье будет использовано сокращение ЛА , которое означает летательный аппарат .

    Любой моторный ЛА - это всего лишь планёр с двигателем . Если в воздухе у вас откажет двигатель, то вы превращаетесь в пилота плохого планёра. И ваши шансы на спасение равны вашим навыкам.

    В прошлой статье было много вопросов касательно безопасности полетов как таковых.
    Сейчас я постараюсь больше внимания уделить рискам полета.

    В воздухе еще никто не оставался. Все возвращаются на землю. (с) народная мудрость

    Что может случиться в полете (упорядочены по уменьшению вероятности):
    • Отказ двигателя
      Это может застать вас врасплох, если вы к этому не готовы. Если тренироваться - это не страшно. Нестрашный пример. Разрушители мифов даже проверяли .
    • Ошибка пилотирования при взлете или посадке
      Обычно означает недостаточный уровень подготовки или переоценку своих сил. Регулярные тренировки позволят минимизировать вероятность такого происшествия.
    • Сложная метеообстановка
      Погода не изменяется мгновенно. На 20 минут вперед ее вполне можно предсказать визуально, оценив динамику развития. А наличие мотора позволяет облететь плохую погоду или вернуться назад.
    • Нарушение ограничений летательного аппарата
      Большинство ЛА имеют предельные параметры эксплуатации. Если вы их не знаете или не умеете их соблюдать, то вам еще рано летать без инструктора.
    • Столкновение с наземными препятствиями
      Наиболее часто врезаются в провода, т.к. их не заметно. Мне таких случаев известно довольно много. Многие с летальным исходом. Однако все инструкции запрещают полет над препятствиями ниже 50м. Если вы летите с огибанием рельефа - вы сами создали себе угрозу. Бывают неудачные аэродромы.
    • Столкновение с другим ЛА
      Большинство полетов происходят по правилам “визуальных полетов ”. Это значит, что вы обязаны вертеть головой на 360 градусов для предотвращения этого. Столкновение наиболее вероятно в местах скопления ЛА. Не лезьте в толпу.
    • Потеря ориентировки и, как следствие, посадка вне аэродрома
      Наиболее частая проблема у новичков. С воздуха земля выглядит совсем не так, как на карте. Даже имея в руках карту, можно заблудиться. Сейчас GPS спасает от этой проблемы, если он отказывает - проблем может быть много. Я летаю с двумя GPS-приемниками с независимыми источниками питания.
    • Столкновение с птицей
      Да, бывает. Последствия такого столкновения аналогичны столкновению с птицей на автомобиле. Но и вероятность аналогичная.
    • Ухудшение самочувствия
      Если перед полетом вы испытываете проблемы со здоровьем - не летите. Внезапное ухудшение самочувствия - довольно редкая ситуация.
    Важные особенности моторного полета
    • Чем меньше ЛА - тем более он подвержен воздушным потокам (в полете колбасит больше), но и тем больше свободы передвижения.
    • Наличие двигателя требует внимания к показателям его работы и соблюдения регламента обслуживания. Забить на странный звук - рискованно. Например перегрев - это очень опасно .
    • Наличие двигателя расслабляет . Возникает иллюзия, что в любой момент можно дать газу и улететь от опасности. Обычно это так, но если в этот момент откажет двигатель, можно наломать дров.
    • Взлет имеет ряд особенностей:
      1. Если двигатель расположен в носу (тянущий винт), то создается гироскопический момент, который стремится развернуть самолет в сторону вращения винта. Его нужно компенсировать рулем направления.
      2. Если двигатель расположен сзади (толкающий винт), то разворачивать вас будет в противоположную сторону. Бывают факапы .
    • Обычно есть несколько топливных баков. Переключаются они обыкновенным механическим вентилем. Можно неправильно переключить вентиль и даже при наличии топлива получить отказ двигателя в воздухе.
    • ЛА могут продаваться в двух видах: как готовое изделие и как KIT-набор (авиационный конструктор “лего”). KIT-набор дешевле и можно (в теории) собрать самостоятельно, что дает возможности по кастомизации.
    • Технически, летать возможно в любую погоду. Полеты в дождь и снег создают дополнительные риски, но пилот волен сам принимать решение о полете.
    • В Европе уровень развития частной авиации как минимум в 10 раз выше, чем в СНГ. Например, в Англии 112 летных школ, а в Украине - 3.
    • Большая авиация летает на специальных, авиационных, двигателях. Для малой авиации часто используются двигатели от газонокосилок, мотоциклов, снегоходов и автомобилей. Их надежность зависит от квалификации обслуживающего персонала. Авиационные двигатели стоят дороже.
    • Многие двигатели работают на обыкновенном А-95.
    • В моторных ЛА часто используют не индивидуальное средство спасения (парашют), а система спасения всего ЛА (большой парашют).
    • Большинство учебных программ состоят из теории и не менее 40-45 летных часов.

    Каким людям не стоит летать

    • С повышенной эмоциональностью.
      Не справитесь с эмоциями в воздухе - быть беде.
    • Излишне самоуверенным.
      Уровень вашей подготовки оценивают более опытные пилоты. И ваше мнение может с их мнением не совпадать. Нужно уметь смиряться.
    • Любителям нарушать законы и плыть против течения.
      Одно дело нарушать государственные законы, и совсем другое - законы аэродинамики.
    • Экстремалам
      Вся авиация построена на безопасности полетов. Если вы ищите здесь экстрим - вы его легко найдете. Только я с вами рядом летать не хочу.
    • Ленивым или не желающим учиться
      Можно взлететь и приземляться, обладая лишь механическими навыками управления. Отсутствие знаний теории странным образом притягивает проблемы.

    Самолет


    С этих ЛА начиналась авиация. Самолет братьев Райт как раз относится к этой категории. По сути это воздушный автомобиль. Можно пролететь над домами или набрать километр высоты и смотреть на землю свысока. Полная свобода действий! Полет на маленьком самолете ничуть не похож на полет пассажиром на большом.

    Факты:
    • Вес пустого самолета от 80кг до 300кг.
    • Скорость от 50км/ч до 220км/ч.
    • Цена нового от $40 000.
    • Взлет с воды, снега или грунта. Взлетная дистанция около 150м. Можно меньше .
    • Для посадки обычно хватает 300м. Мастерам хватает и 20м.
    • В качестве спасательной системы используется парашют для всего самолета. Реально спасает .
    • Расход бензина А-95 около 9л / 100км* (при отсутствии ветра).
      На расстояния в рамках запаса топлива перелет на самолете может быть дешевле, чем на авто, т.к. полет происходит по прямой и с аналогичным автомобильному расходом.
    * - в авиации не измеряют расход топлива на 100 км. Все меряется в часах работы двигателя при различной мощности. Приведенная цифра является усредненным значением.
    Плюсы
    • Это реально самолет. Взял и полетел, куда нужно. Зависимость от погоды минимальна. Можно летать над облаками .
    • Конструкция серийных самолетов отработана, много информации в интернете. Можно сделать с нуля что-то .
    • В зависимости от двигателя самолеты могут набирать до 6000м. Выше 4000м человеку нужно кислородное оборудование.
    • Самолет может сам рулить по земле. Это очень удобно, но всегда нужно учитывать наличие крыльев, т.к. ими легко зацепить что-то.
    • При должной подготовке можно путешествовать через континенты и даже между ними .
    • Можно купить KIT-набор (конструктор) и собрать его самостоятельно.
    • Некоторые отлично умеют крутить пилотаж . И даже такие .
    Минусы
    • Это полноценный самолет, а значит на него требуются документы, (которые нужно регулярно продлевать) и пилотское свидетельство.
    • Хотя самолет технически и может летать до 6000м, на практике в СНГ можно летать лишь до 900-1500м. Выше - нужно согласовывать. В разных странах законодательство отличается.
    • При полете по маршруту вы обязаны иметь работающую радиосвязь и вести радиообмен с диспетчерами, что требует специфических навыков.
    Медицинские требования
    В Европе управлять самолетом может даже инвалид, в СНГ же требуется пройти реальную медкомиссию.
    Но есть поговорка: медкомиссию не проходит только жадные или мертвые. Так что это не является непреодолимой проблемой. Ситуация потихоньку улучшается, и Европейские нормы приходят в наш мир.

    Мотодельтаплан (дельталет)


    Это именно та штуковина, на которой имел честь летать Путин .
    Если проводить аналогию самолет=автомобиль, то мотодельтаплан=мотоцикл.
    Есть и совсем новая тенденция nanoTrike - почти табуретка с мотором
    Продолжая аналогию, это воздушный мопед.

    Факты:
    • Состоит из двух частей: дельтаплана (крыла) и тележки с мотором. Некоторые дельтапланы настолько универсальны, что могут быть использованы и для моторного, и для парящего полета.
    • Вместо колес могут быть установлены поплавки для взлета с воды или лыжи для снега.
    • Часто используется для авиахимработ.
    • Как правило, кабина открыта.
    • Вес пустого от 100кг до 300кг.
    • Скорость от 50км/ч до 150км/ч
    • Бывают 1,2-х и 3-х местные.
    • Цена нового от 20 000$ до 100 000$
    Плюсы:
    • Достаточно универсален и компактен для хранения.
    • Это почти полноценный транспорт.
    • Более интуитивен в управлении, чем самолет, т.к. близок к велосипеду.
    • Чувство полета более яркое, т.к. нет кабины.
    • Из него можно прыгнуть с парашютом .
    • Есть специальные летные школы, где можно научиться летать по специально разработанным программам.
    • Все узлы легко доступны для обслуживания и ремонта.
    • Может сам рулить по земле.
    Минусы:
    • “Ветер в харю, а я шпарю” - это про мотодельтаплан. Летать без закрытого шлема не очень комфортно, зимой - особенно. А с ним резко снижается обзорность и впечатления. Бывают извращенцы .
    • Полет не столь комфортен, как в самолете.
    • Летать надо в комбинезоне, т.к. даже если на земле жарко, от набегающего потока будет холодно, а чем выше - тем еще холоднее. А на земле в комбинезоне жарко.
    • Инверсное управление. Для многих пилотов это очень не удобно, т.к. обратно самолетному.
    • Более подвержен влиянию воздушных потоков. Сильный порыв ветра или восходящий поток может выбить ручку управления из рук.
    • Нужно прикладывать физические усилия, чтобы лететь по прямой.
    • В случае посадки/падения на лес вас ничто не защищает. Пример .

    Еще фото

    nanoTrike в полете

    nanoTrike на земле

    Парамотор (мотопараплан)


    Это реализация идеи Карлсона. Одеть на спину двигатель и, используя параплан, лететь. Отличное хобби выходного дня.

    Факты
    • Вес двигателя от 7кг до 20кг.
    • Скорость полета от 20км/ч до 60км/ч
    • В качестве транспорта практически не используются.
    • Обычно одноместные. Но тандемные полеты практикуют.
    • В качестве спасательной системы используется парашют. Таки спасает.
    • Стоимость нового порядка 6000$.
    Плюсы
    • Если научились летать на параплане, научиться летать на парамоторе не сложно, а горизонты полета расширяются в разы.
    • Низкий расход топлива.
    • Чувство полета более природное, т.к. нет кабины.
    • Низкая скорость взлета и посадки.
    • Компактен.
    Минусы
    • Обучение происходит, только слушая инструктора на земле. Ошибки за вас никто не исправит.
    • Методик подготовки пилотов не существует. Обучают действующие пилоты по своим индивидуальным программам.
    • Если двигатель откажет в воздухе - ни аэродинамического качества, ни запаса скорости у вас нет. Посадка перед собой.
    • Взлет и посадка с ног. Риск травмы.
    • Для комфортного взлета требуется ветер.
    • Крыло может схлопнуться в воздухе.
    • Нужно обладать достаточной физической силой, чтобы взлетать и приземляться с двигателем за спиной.
    • Назвать это транспортом сложно. Скорее развлечение.

    Паратрайк (аэрошют)


    Это смесь мотодельтаплана с парапланом. Т.е. взяли очень большой параплан, тележку от мотодельтаплана, переделали ее, соединили с парапланом - и получилось вот такое чудо.

    Факты
    • Вес пустого от 60кг до 150кг
    • Бывают 1,2 и 3-х местные.
    • Скорость от 25км/ч до 60км/ч
    • Вместо колес могут быть установлены лыжи.
    • Стоимость нового порядка 9000$.
    Плюсы
    • Малая взлетная и посадочная скорость.
    • Экипаж находится внутри жесткого каркаса.
    • Природное чувство полета.
    • Удобно взлетать в штиль.
    • В отличие от парамотора, вероятность схлопывания крыла ниже.
    • На нем дешевле всего катать двух человек.
    • Компактность транспортировки.
    • Благодаря очень ровному полету с него часто проводят видеосъемку с воздуха.
    • Это уже фактически транспорт. Некоторые улетают очень далеко .
    • Можно летать над облаками .
    Минусы
    • Если он все-таки схлопнется в водухе - развернуть его может быть трудно.
    • Нет школ, где были бы разработаны программы обучения. Научиться можно только у существующих пилотов, которые будут учить на свое усмотрение.
    • Сам перемещаться по земле почти не может.

    Мотопланер


    Мотопланера можно условно поделить:
    • С не убираемым двигателем. Это фактически самолет и для него актуально все, что написано выше.
    • С убираемым двигателем. А вот это настоящий планер!
    Двигатели бывают:
    Плюсы
    • Это планер, и у него есть страховка в виде мотора. Другие плюсы не важны.
      Если не понятно, прочитайте .
    Минусы
    • Бывают только 1-о и 2-х местные.
    • Современные весьма дороги.
    • Небольшой моторесурс (сколько всего часов может отработать двигатель).
    • Чувство наличия двигателя может загнать планериста в ситуацию, когда только двигатель может его спасти. А если он не запустится - быть проблемам.

    В статье не рассмотрен Автожир , т.к. у меня с ним мало опыта.

    Выводы

    Главное: хотите научиться летать безопасно - начинайте с парящего полета.
    • Самолет - это воздушный автомобиль. На нем можно перелететь из пункта А в Б.
    • Мотодельтаплан - это мотоцикл или мопед.
    • Паратрайк - это фан. Дальние перелеты на нем редкость.
    • Парамотор - это возможность почувствовать себя карлсоном и слетать к малышу в небе максимально дешево.
    • Мотопланер - это полеты на планере без буксировщика и со страховкой.
    Количество мифов и стереотипов об авиации крайне велико. Некоторые из них была сделана попытка развеять. И в завершение еще один момент.

    Если вы считаете что полёты это удовольствие для богатых, то заблуждаетесь.
    Есть варианты даже для тех у кого размеры дохода не позволят летать на коммерческой основе.

    Вне зависимости от ситуации с финансами, первое что нужно сделать - ПРИЙТИ НА АЭРОДРОМ . Совершите ознакомительный полёт (естественно, платно). В процессе этого вы не только поймете, насколько вам это интересно, но и обретете первых авиационных знакомых. Оптимальным вариантом будет попробовать не только самолёт, но и планер - это два разных мира и концепции.

    Возвращаясь к варианту когда нет денег: можно летать (в т.ч. учиться), если выполнять какие-то работы на аэродроме. Работа это зачастую неквалифицированная (копать что-то или строить), но вы же хотите летать, да? Вакансии и объявления о таком не вывешиваются при входе на аэродром, но о них можно узнать в приватной беседе. Вот для чего вам и понадобятся знакомые на аэродроме.

    Еще одной точкой приложения ваших сил, а также способом знакомства с миром авиации является волонтерство по профессии. В качестве, разработчиков, дизайнеров, художников, администраторов ОС, электронщиков and so on.
    Аэродромам, авиационным учебным центрам, федерациям авиационных видов спорта, как и прочим «земным» структурам, требуются сайты, графика и прочая IT-помощь. Также в помощи нуждаются коллективы авиареставраторов, среди которых есть команды поднимающие в небо исторические аппараты.

    Если желание есть, а кому помочь неясно, обращайтесь к Спиридонову Алексею ([email protected]) в России и к Воронину Антону по Украине.

    Расскажите об этом предложении своим друзьям/подругам. Наш опыт показывает, что желающих контрибутить в этой области достаточно, но большинство не имеют точек пересечения с авиационным миром.
    Ремарка для тех кто думает, что эта такая попытка привлечь бесплатную рабочую силу: авиация в России и Украине в большинстве случаев, это занятие для подвижников и фанатов, где, как и на заре летания, все держится на энтузиастах. Впрочем, в главной авиационной стране - Америке, многое похоже.