Как установить байпас на отопление. Установка байпаса. Байпас с обратным клапаном

Многие из тех, у кого дома устанавливалась система индивидуального водяного отопления, наверняка могли слышать от мастеров, которые делали работу, о необходимости установки циркуляционного насоса через систему байпаса. Естественно, что с мастерами никто не спорит, - нужно, значит нужно. Однако вопрос остался. Что же это такое, и для чего нужен байпас в системе отопления. Может, можно и без него обойтись?

Что такое байпас

Этот термин заимствован их английского языка и означает обвод, обходной путь. С точки зрения гидродинамики, а если точнее, движения жидкости по трубам, это дополнительный путь для тока в обход основной магистрали. Кстати, такие устройства можно встретить не только в отопительной системе, но и везде, где есть сложная трубная система транспортировки чего-либо, и не только жидкости. В качестве примеров можно привести газовые магистрали, нефтепроводы, а также водоснабжение.

Для чего нужны обходные пути на трубных магистралях

Давайте рассмотрим, как работает такой трубный обвод на примере системы водяного отопления. Часто байпас здесь можно увидеть перед отопительной батареей. Это вертикальный участок трубы, что сообщает горячую магистраль с отводящей. Зачем это нужно?

Представьте, что в разгар отопительного сезона что-то случилось с батареей, потекла, например. То есть, необходимо ее снимать и ремонтировать, или заменять другой. Но как это сделать, если отопление работает и выключать его очень нежелательно, так как за окном мороз? Вот здесь и пригодится обходной путь, через который можно перенаправить движение теплоносителя, пока будут идти ремонтные мероприятия. Для этого просто нужно перекрыть краны, ведущие к радиатору и открыть то запорное устройство, что находится на обводной трубе (если оно есть). Таким образом, жидкость из подающей магистрали будет сбрасываться в обратку, что никак не повлияет на работу отопительного контура в целом. А батарею можно снимать и ремонтировать при работающем отоплении.

Байпас перед батареей нужен не только для аварийных ситуаций. Благодаря его наличию можно регулировать объем проходящей через радиатор жидкости, и, как следствие, его температуру. Для этого используется запорный кран на подающей трубе. Если его немного прикрыть, движение теплоносителя через батарею станет менее интенсивным, и она начнет остывать. Та часть циркулирующей жидкости, что отсеклась частично закрытым краном, через обводную трубу будет сбрасываться в обратную магистраль.

Как видно из приведенного примера, обвод предусматривает не только наличие дополнительного пути, но и запорных элементов, с помощью которых можно перенаправлять ток жидкости.

Байпас с циркуляционным насосом

При врезке в отопительный контур циркуляционного насоса в большинстве случаев также делается обводной участок трубопровода. Причем подкачивающее устройство устанавливается именно на обводе. Вся система байпаса в этом случае состоит из таких структурных элементов:

Обходной трубопровод с насосом врезается в участок обратной магистрали недалеко от входа в котел. На участке обратки между входом и выходом обвода устанавливается запорный кран.

Работает система так. Когда включен циркуляционный насос, краны на обводном трубопроводе открыты, и движение жидкости происходит именно по этому пути. Шаровый кран, находящийся на основной магистрали в этот период полностью закрыт. При необходимости ремонта насоса или замены фильтра, вначале открывается кран на обратке, запорная же арматура, установленная на байпасе, напротив, закрывается. В этом варианте отопление продолжает работать, но циркуляция происходит естественным путем.

То же самое нужно сделать, если в сети по каким-либо причинам пропадет электричество и циркуляционный насос перестанет работать. С помощью имеющейся запорной арматуры движение теплоносителя перенаправляется через основную обратную магистраль. Если байпас оборудован автоматическим обратным клапаном, стоит только открыть кран на обратке.

Установка трубного обвода с циркуляционным насосом

Монтаж обходной трубы обычно производится при устройстве отопительной системы. Однако бывают случаи, когда приходится делать врезку в действующий отопительный контур. Понятно, что такую работу лучше проводить в теплый сезон, когда водяное отоплений не функционирует. Перед установкой обвода с насосом необходимо слить теплоноситель из системы.

Характер работ и их сложность сильно зависит от того, из какого материала применен трубопровод для обустройства отопительного контура. С металлопластиковой трубой работать гораздо проще. Для полипропилена и металла понадобятся соответствующие сварочные устройства, поэтому работой с таким материалом занимаются сугубо специалисты.

Даже если трубопровод металлопластиковый, врезку байпаса лучше доверить специалистам. Если все же есть желание сделать работу самостоятельно, можно ориентироваться на следующую схему:

  1. Сначала собирается участок обвода, что располагается параллельно обратной магистрали. Последовательность такова: угловое соединение - труба - кран - труба - фильтр - насос - труба - угловое соединение.
  1. От обратки отрезается участок, примерно равный общей длине горизонтального участка обвода. На левый и правый конец обратной магистрали устанавливаются тройные соединения. Между ними монтируется участок трубопровода с врезанной запорной арматурой.
  1. Собранный участок обходного трубопровода соединяется с магистралью равными по длине фрагментами трубы. Здесь следует быть внимательным и не перепутать стороны. Необходимо, чтобы стрелка на корпусе подкачивающего устройства совпадала с током теплоносителя.

Теперь вы знаете, что такое байпас и зачем это устройство включается в отопительный контур. Поэтому вопросов по поводу предназначения обходного пути для теплоносителя и целесообразности его установки больше возникать не должно.

С помощью байпаса в системе газопровода и отопления частного дома устанавливают все основные элементы. Эта простая конструкция может облегчить ремонт и профилактическое обслуживание подключаемых к основной магистрали коммуникационных устройств, а также увеличивает экономичность и эффективность отопительной системы. Этот элемент в виде куска трубы позволяет решать различные задачи и поэтому является немаловажной частью любой схемы.

    Показать всё

    Общие сведения

    Байпасный обвод - это труба, служащая для прохождения теплового носителя в обход конкретного участка системы отопления или параллельно ей.

    Как правило, в этом месте находится какое-то коммуникационное устройство. Один конец обходящей трубы в системе отопления подсоединяют к подходящему патрубку, другой - к выводящему.

    Между обводной трубой и входным патрубком огибаемого устройства необходимо врезать запорную арматуру. Она дает возможность полностью направить поток теплового носителя по альтернативному трубопроводу или отрегулировать объем поступающей воды.

    Чтобы появилась возможность полностью отключить оборудование, запорную арматуру устанавливают и на отводящей трубе - между байпасом и выходным отверстием устройства.

    Байпас нужен в системе отопления. Установка этого устройства дает множество преимуществ:

    • облегчается обслуживание отопительной системы;
    • при значительном количестве батарей повышается общее КПД и снижаются расходы энергии;
    • решается проблема с завоздушиванием труб и радиаторов по причине их разгерметизации;
    • можно пользоваться оборудованием даже в аварийных ситуациях.

    КАК СДЕЛАТЬ БАЙПАС ИЗ ПРОПИЛЕНОВОЙ ТРУБЫ

    Основные виды

    Запорную арматуру необходимо монтировать не только на входящем и выходящем патрубке, но и непосредственно на байпасе в системе водоснабжения. С учетом типа применяемого оборудования отличают несколько разновидностей обводных труб:

    • автоматические;
    • с механическим управлением;
    • нерегулируемые.

    Все виды байпасов имеют определенные особенности использования и конструкцию.

    Нерегулируемая обводная труба

    Неуправляемая установка байпаса в системе отопления представляет собой простую обводную трубу без дополнительных устройств. Просвет трубопровода все время открыт, и поток воды происходит в неуправляемом режиме. Эти байпасы чаще всего используются во время подключения батарей.

    Во время проектирования отопительной системы необходимо учесть, что теплоноситель будет проходить с минимальным гидравлическим сопротивлением. Потому проходное сечение нерегулируемой обводной трубы, которая установлена вертикально, обязано быть меньше, в отличие от диаметра главной магистрали. В противном случае под воздействием силы тяжести тепловой носитель начнет уходить в находящийся ближе байпас.

    Горизонтальная схема работает по другим принципам. Горячий теплоноситель стремится кверху, поскольку у него меньшая удельная плотность. Потому байпас при нижней разводке, как правило, устанавливают равным по сечению с главной трубой магистрали, а выходящий к батарее патрубок - меньшим.

    Уменьшенное сечение входящей трубы батареи повышает напор теплоносителя, это способствует равномерной циркуляции жидкости по контуру.

    Обводная труба с шаровым краном называется ручным байпасом. Этот кран является идеальным для обходного маршрута теплоносителя, так как в открытом положении он не снижает внутренний диаметр труб.

    Соответственно, не создает сопротивление для протекающей воды. Использование запорного механизма дает возможность контролировать объем жидкости, которая проходит через обход. В случае если кран закрыть, то весь поток теплового носителя пойдет по главной магистрали.

    Необходимо не забывать, что у рабочих элементов этих кранов существует свойство прикипать, если долго не пользоваться оборудованием. Потому кран необходимо регулярно проворачивать, даже если это не нужно.

    Сфера использования ручных байпасов в системе обогрева - обвязка циркуляционных насосов и подсоединение батарей в однотрубном контуре.

    Байпас где нужно ставить,а где нет.

    Автоматические конструкции

    Используется этот байпас для циркуляционного насоса. Электрический насос монтируется в систему для повышения скорости передвижения воды, это снижает тепловые потери, обеспечивает равномерный обогрев помещений, повышает общее КПД.

    Направление потока теплоносителя в автоматической насосной обвязке производится без участия человека. Во время работы насоса вода проходит через него, а байпас закрывается.

    В случае если насос останавливается, в результате выхода из строя или отключения электричества, то вода начинает проходить через байпас. Крыльчатка устройства ограничивает либо закрывает передвижение теплоносителя.


    Автоматические байпасы могут быть нескольких типов:

    • инжекционный;
    • клапанный.

    В последнем случае в обводную трубу устанавливают обратный клапан, создающий минимальное сопротивление и почти не препятствующий передвижению воды в самотечном режиме.

    Во время включения насоса скорость потока повышается. Тепловой носитель из выходящей трубы проходит в магистраль и передвигается по обоим направлениям. Затем он проходит беспрепятственно по контуру, а во время передвижения назад упирается в обратный клапан.

    Так как давление у выходящего патрубка больше в отличие от входящего, шарик прижимается к седлу и закрывает просвет трубопровода. К минусам клапанного байпаса относится чувствительность к качеству воды . При попадании грязи это приводит к его поломке.

    Инжекционный байпас работает по принципу гидроэлеватора. В магистраль большого сечения подключается насос с меньшим диаметром на выходе в трубопровод. Во время включения насоса часть потока попадает в диффузор входящего патрубка, проходит через это устройство, получая ускорение.

    Выходящий патрубок имеет маленькое сужение, представляющее сопло, через которое теплоноситель под напором попадает в магистраль с высокой скоростью. Сзади среза входящего патрубка создается разряжение. Благодаря этому затягивается вода из байпаса. Так весь поток с ускорением проходит далее по магистрали. Это направленное движение воды не допускает появление обратного потока.

    Перевод ГРП на байпас

    Предназначение байпасного участка

    Любое устройство, которое подключено с помощью байпаса, можно снять с основной магистрали обычным закрытием входящего и выходящего крана. После этой процедуры весь поток воды начнет проходить по обходной трубе.

    Устройство, которое отключено от магистрали, можно легко отремонтировать или произвести необходимое обслуживание. Причем не потребуется отключать всю систему или сливать полностью воду.

    В системе частного отопления обходные трубы используют в таких случаях:

    С учетом места использования подключение байпаса своими руками имеет определенные особенности.

    Для отопительных батарей

    Подсоединение батарей с помощью байпаса производят лишь в однотрубной схеме подключения. Для коллекторной и двухтрубной разводки врезка обходных труб не имеет смысла. Радиаторы в этом случае подсоединены параллельно и к каждому подходит теплоноситель одинаковой температуры из основной магистрали. Поломка одного из контуров отопления при установке запорной арматуры, не повлияет на работу всей системы.

    При однотрубной схеме в результате последовательного подсоединения батарей вода охлаждается с учетом прохождения по контуру. Чем больше теплоотдача радиатора, тем холодней будет теплоноситель на выходе.

    Если в однотрубной схеме не находятся байпасы, то первая батарея заберет наибольшее количество тепла, а к последней пойдет уже холодная вода.

    При подключении насосного оборудования

    Подсоединять насос с помощью байпаса есть смысл лишь в системе, которая приспособлена под самотечное передвижение теплоносителя.

    Должен быть монтирован коллектор, выполнены все требуемые уклоны и установлен трубопровод необходимого сечения. Насос в этой системе требуется для улучшения эффективности работы.


    Если же отопительная система изначально задумывалась как принудительная, то во время отключения электроэнергии или выхода из строя насоса она не будет работать в любом случае. Вода не сможет циркулировать без перегоняющего оборудования. Потому при этой схеме разводки насос монтируют без байпаса - непосредственно на линии магистрали.

    Основная особенность подсоединения насоса с помощью обвода - это возможность возникновения противотока в байпасе и появления замкнутого круга прохождения жидкости по контуру насос-байпас. Поэтому в обводном патрубке обязана находиться запорная арматура - обратный клапан.

    Во время работы насоса это оборудование закрывает просвет трубы с байпасом. Если насос перестает работать, то обратный клапан открывается и начинается естественное передвижение жидкости.

    Установка Циркуляционного Насоса. Сварка Байпаса. Своими Руками. DIY

    Обводная труба во время организации теплых полов считается одним из элементов смесительного узла. Потому она устанавливается постоянно, и без нее обогрев пола не сможет нормально работать.

    Жидкость в основной магистрали может доходить до 85 °C, а в контуре водяного пола - не более 50 °C. Для подготовки теплового носителя применяется смеситель с трехходовым клапаном, пропускающим только требуемый объем горячей воды.

    Другой поток поступает в байпас, перемешивается с выходящей холодной жидкостью из коллектора и направляется далее по основному трубопроводу к котлу.

    Особенности монтажа

    Монтаж байпасов различных видов в отопительную систему имеет определенные особенности. Во время подключения батарей отопления:

    • запрещается устанавливать кран на байпас в многоэтажных домах;
    • перемычку необходимо ставить максимально близко к батарее;
    • сечение обходной трубы подбирается на размер меньше трубопровода главной магистрали.

    Установку байпаса на батареи можно производить как при обустройстве новой отопительной системы, так и во время модернизации уже находящейся. Для этого нужно подготовить патрубки необходимого сечения, запорную арматуру и 2 тройника.

    На входящем патрубке можно установить один из нескольких вариантов оборудования:

    На выходящий патрубок монтируется запорный или шаровой кран. Все части соединяются друг с другом с помощью сварки либо резьбы. Необходимо обеспечить герметичность соединений, после монтажа выполнить пробный пуск и устранить протечки.

    Во время подсоединения насоса, как правило, байпас является частью главной магистрали. Так как он обеспечивает прохождение воды в естественном режиме, то запрещается сужать его внутреннее сечение.

    Для установки удобней всего купить готовый насосный узел требуемой конфигурации. Это позволит правильно расположить все элементы и обеспечит надежность стыков.

    Довольно простое инженерное устройство - байпас - дает возможность сделать отопительную систему более эффективной и добиться необходимого теплового режима в доме или квартире. Выход из строя отдельных частей основной магистрали или отключение электроэнергии не доставит значительных проблем. Горячая вода будет циркулировать, а в помещениях будет постоянно тепло.

Байпас - сборка и врезка, самое основное в этом деле.

Байпас - сборка.

Купленный байпас, перед врезкой в систему нужно подогнать по размеру насоса. Все детали раскладываются на ровной поверхности – на столе. Подгонка, осуществляется путем накручивания основной трубы - по муфте, установленной на запорный вентиль. Накручивать нужно до тех пор, пока расстояние между резьбовыми соединениями насоса и запорной арматуры – не достигнет минимального расстояния, где-то по 2 миллиметра с обеих сторон, достаточного что-бы вставить насос. Накрутив насос и убедившись все стороны стоят ровно и без перекосов, подтягиваем зажимную гайку на муфте.

На этом этапе, важно лишь достичь правильной длинны байпаса, поскольку все краны (кроме основного) и насос – перед сваркой нужно опять снять, иначе от температуры нагрева оплавятся их пластмассовые и резиновые части.

Если расстояние между насосом и резьбовыми соединениями большое – не стоит пытаться накручивать насос в надежде что все “растянется”. Лучше сразу добавить дополнительный сгон.

Байпас - врезка

Когда все детали байпаса будут подогнаны и подтянуты, можно снимать насос и готовиться к врезке байпаса в систему отопления. По правильному – насос располагают в метре от котла, на трубе обратной подачи воды (обратка). Но не всегда это можно реализовать на практике, зачастую котлы устанавливают близко к стене, где ни будь в углу комнаты, где он не будет никому мешать, врезать байпас в таких условиях местоположения котла - нереально. Народные умельцы нашли выход из положения. Врезку стали делать – прямо над котлом, конечный результат от этого нисколько не меняется (кроме эстетического вида).

Врезку байпаса делают так: Размечают в нужном месте трубы его точный размер и вырезают. На обоих концах труб снимают хорошую фаску и вставляют байпас. Проводя эти работы, нужно следить чтобы в систему не попадала стружка и другой мусор. Байпас выравнивают, центруют по трубе и обваривают. Работа это кропотливая – все зависит от мастерства сварщика, малейшие поры на сварном шве, неизбежно приведут к подтекам воды.

Когда байпас уже установлен, можно приступать к завершающей его сборке. Важный момент: Все резьбовые соединения перед скручиванием – нужно обязательно перепаковать подмоткой. Не стоит этим пренебрегать, в противном случае устранять потеки воды, вам придется на месте, а это не так удобно, как если бы это делать на столе. А так же - при сборке, не забывайте про указательные стрелки , на всех деталях, они должны указывать одно направление.

Сама сборка уже не представляет особой сложности – главное установить фильтр грубой очистки перед насосом, да и сам насос не поставить “вверх ногами”.

Хороший человек всегда нажмет на кнопку

Циркуляционный насос является основным элементом наряду с водогрейным котлом, если конструкция системы отопления предполагает наличие принудительной циркуляции. Даже при использовании сил гравитации и естественной циркуляции насос способен улучшить и дополнить показатели системы в лучшую сторону. При установке оборудования, как того требуют правила, обязательно используется байпас для циркуляционного насоса в системе отопления. Его наличие обусловлено целым рядом причин, игнорировать которые попросту не следует.

Зачем нужен

Байпас – это перемычка, соединяющая вход и выход одного из элементов отопительного контура, обходной путь, по которому вода может течь, не заходя в радиатор, насос или даже котел.

Для циркуляционного насоса байпас нужен, чтобы:

  • исключить из работающего контура насос;
  • настраивать производительность контура отопления;
  • предотвращать режим холостого хода;
  • в любой момент демонтировать оборудование для ремонта или технического обслуживания.

Циркуляционный насос позволяет монтировать трубопровод от котла к радиаторам по произвольным маршрутам, повышает скорость течения теплоносителя, делает его не зависящим от других параметров системы, тем самым повышая теплоотдачу и эффективность. Однако он же делает систему отопления зависимой от электричества.

Если по какой-то причине электричества нет, остается надеяться на блок бесперебойного питания или же переключиться в режим естественной циркуляции, насколько это позволяет конструкция. Только вот насос сам по себе создает сопротивление току теплоносителя в нерабочем состоянии. Байпас как раз и призван разрешить эту проблему.

Для насоса байпас выполнен как продолжение основной трубы от котла к контуру отопления с большим диаметром. В то время как насос подключается параллельно этому участку. Если дать возможность воде течь в обход, то и сопротивления никакого не будет. Для этого на байпасе устанавливается клапан или шаровой вентиль.

Второй момент, когда не обойтись без байпаса – это спуск теплоносителя и наполнение системы вновь. Насос не позволит свободно наполняться трубам и радиаторам жидкостью, создавая препятствие. Результатом может стать образование воздушной пробки, от чего сложно избавиться. Полностью открытый ток по байпасу целиком снимает проблему.

При обустройстве байпаса обязательно монтируются шаровые вентили по входу и выходу насоса, для его быстрого демонтажа. При этом отопление работает в режиме естественной циркуляции, не захолаживая дом.

Последний случай с тонкой настройкой производительности используется достаточно редко. Достаточно установить одну из двух-трех скоростей насоса, чтобы регулировать скорость потока и напор. Однако если на каждом радиаторе имеется свой терморегулятор очень важно предусмотреть защиту насоса. Если все радиаторы перекрыты, и в системе повышается сопротивление току теплоносителя, то байпас спасает от перезагрузки на оборудование, замыкая контур частично на себя.

Как собрать

Байпас для циркуляционного насоса в идеале представляется продолжением обратной трубы, идущей от радиаторов к котлу. Параллельно выбранному участку трубы устанавливается насос, для которого врезаются патрубки. Чтобы предотвратить постоянный ток через байпас, нужна запорная арматура или клапан.

По линии включения насоса устанавливаются:

  • шаровой вентиль;
  • фильтр грубой очистки;
  • насос на соединениях американках;
  • шаровой вентиль.

По краям данной сборки устанавливаются колена и патрубки для врезки в основную трубу. Порядок элементов указан согласно направлению тока жидкости, так фильтр должен быть строго перед насосом. Диаметр труб подбирается равный выходному сечению насоса, в то время как для байпаса используется та же труба что и для самой обратки.


Схема сборки байпаса

На участке самого байпаса устанавливается только запорная или регулирующая арматура: шаровой обратный клапан, шаровой или игольчатый вентиль.

Шаровой обратный клапан предпочтительней для организации байпаса циркуляционному насосу. Он действует по принципу золотника. Если насос включен, то шар внутри клапана под воздействием напора перекрывает ток через байпас. Если же насос выключен, то преобладает прямой ток жидкости от котла в обход насоса, и клапан этому не препятствует.

Шаровой вентиль имеет две позиции закрыт/открыт. Устанавливать его в промежуточных положениях запрещено, так как быстро истирается и покрывается осадком поверхность запорного шара, что приводит к порче тефлоновой вставки. Если необходимо тонко настроить пропускную способность байпаса, то предпочтение отдается игольчатому вентилю, только учитывая, что проходное сечение у него существенно меньше, чем у шарового того же размера.

Лучше воспользоваться готовыми решениями. Производятся подготовленные байпасы для циркуляционных насосов. В них уже вмонтированы шаровые клапаны или вентили на общем участке трубы и вся обвязка для насоса, включая фильтр и крепления. Готовый байпас может оказаться куда надежнее по сборке и долговечнее в эксплуатации. Место установки насоса унифицировано, и подходит для любой модели подходящей мощности и пропускной способности. Выбирать предстоит по диаметру основной трубы и производительности.

Установка

Перед установкой следует спустить полностью теплоноситель из системы. Циркуляционный насос с байпасом монтируется на обратной холодной трубе непосредственно возле котла отопления. Это снижает воздействие высоких температур на оборудование.


Необходимо первоначально определить оптимальный вариант включения:

  • Для пластиковой трубы лучше использовать разборные соединения по типу американки и подсоединять собранный заранее блок насоса с байпасом. Ветку с насосом подключать с помощью тройников впаянных в основную трубу.
  • Для стальных труб вначале ввариваются патрубки для ветки с насосом, а после уже вентиль на байпасе.

Следует учитывать при работе со сваркой, что вентили не переносят перегрева. Особенно шаровые, у которых может деформироваться тефлоновая вставка. Место соединения основной трубы следует дистанцировать от вентиля с помощью протяженных патрубков или штуцеров минимум на 20 см с обеих сторон. Запорная арматура при этом объединяется со штуцерами резьбовыми соединениями.

Ориентировать всю конструкцию надо таким образом, чтобы выходы насоса располагались строго вертикально или горизонтально, а рабочий вал строго горизонтально. Это повысит живучесть оборудования, снизит выработку деталей. Ко всем вентилям должен сохраняться свободный доступ и ничто не должно мешать их перекрытию. Следует предусмотреть запас пространства для простоты демонтажа насоса и других элементов.

Итак, начнем с того что ответим на вопрос – что такое байпас в системе отопления? Байпас – так называемый циркуляционный насос в параллельном трубопроводе.

Большинство современных насосов уже имеют в своем базовом оснащении этот компонент, наличие которого позволяет:

Байпас в нашей жизни

Если вы житель дома, в котором используются котлы предыдущих поколений, то также можете воспользоваться всеми преимуществами байпаса. Для этого достаточно вырезать небольшой вертикальный участок трубы отопления, и на ее место (при помощи сварки) смонтировать специальную конструкцию своими руками, которая представляет собой и необходимые для его исправной работы элементы.

Наибольшую популярность получила схема, в которой байпас на отопление вмонтирован не в основную линию теплоносителя, а подключен к параллельной трубе. Для реализации такой конструкции вам потребуется сам насос и три вентиля. Также, в схеме имеется несколько конструктивных особенностей, которые также следует учесть.

Основные вопросы и понятия

Первый и практически самый важный вопрос – выбор подходящих вентилей. На сегодняшний день известно два типа кранов: шаровые и с подвижным штоком.

Штоковые краны

В бытовых отопительных системах штоковые краны показали себя с самой наилучшей стороны – помимо того, что они надежные, они еще и пригодны к ремонту. Изношенные шайбы или потекший сальник можно легко заменить даже самостоятельно.

В таких кранах, из-за способа перекрытия просвета применяется вставка имеющая внутренний диаметр в 2 раза меньше номинального. Получается, что дюймовый кран имеет внутренний диаметр всего полдюйма.

Поэтому, такие краны очень редко применяются в системах отопления, так как суженный диаметр значительно снижает скорость потока горячей воды и тем самым вносит дополнительные теплопотери.

Шаровые краны

Шаровые краны – внутри корпуса есть небольшой шар, имеющий сквозное отверстие. Благодаря своим конструктивным особенностям, в таких кранах нет уменьшения просвета для протока. При поломке шаровые вентили не ремонтируются, а подлежат замене.

Еще один существенный минус – при долгом неиспользовании крана происходит так называемое «прикипание» шарика к уплотнителю, что может вызвать массу проблем с его закрытием и эксплуатацией в целом.

Что мы получили в итоге:

  • Получается, что в систему отопления лучше ставить шаровой тип кранов, или же штоковые, но удвоенного диаметра;
  • В обязательном порядке открывать и закрывать шаровые краны по несколько раз в год;
  • Покупать только высококачественные вентили, чем переживать по поводу дешевого крана (долговечность таких моделей всегда остается под вопросом, тем более что цена на краны от известных фирм не на много отличается от дешевых аналогов).

Выбор запорной арматуры

Следующий этап – выбор запорной арматуры на основную линию. Если ее не будет, то при включении системы циркуляция теплоносителя будет производиться по малому контуру, который образован из основной линии и байпаса.

Для перекрытия можно использовать как обратный клапан, так и шаровой вентиль. В первом случае для перекрытия используется подпружиненная пластина, которая при включении давлением закрывает клапан и обеспечивает правильную работу системы.

Шаровой вентиль, как и кран, имеет в своей конструкции шар с отверстием, который при повороте открывает/перекрывает поток теплоносителя. Их главное отличие – клапан может работать без человеческого вмешательства, а вентиль нет.

Что касается качества, то вентиль на первом месте, так как клапан под воздействием теплоносителя с примесями химии и мелкими частицами ржавчины может быстро прийти в негодность.

Помните!
Установка байпаса в системе отопления не должна быть капитальной – в связи с высоким уровнем износа деталей, все элементы должны демонтироваться при помощи простого разводного ключа для быстрой замены.

В последнее время, народные умельцы приспособили в такие конструкции гайки-американки, которые стали прекрасной альтернативой обычным крепежным элементам. Это решение очень практично, особенно в те моменты когда требуется быстро снять насос. Но есть одно небольшое условие – при следует под прижимные гайки установить небольшие резиновые прокладки.

С выбором вентиля вроде разобрались, теперь разберемся с его установкой: в состав конструкции входит отрезок трубы необходимой для вашей системы длины (на концах в обязательном порядке должна быть нарезана резьба). Что примечательно, с одного конца резьба должна равняться резьбе уплотнительной муфты и соединительной гайки.

Установка механического фильтра

Нередко в конструкции отопительных систем с байпасом встречаются механические фильтры. В конструкции такого насоса имеется специальная металлическая сеточка, которая задерживает накипь и мелкие кусочки ржавчины. В случае загрязнения фильтр легко разбирается и сеточка чистится путем продувки.

Такие фильтры необходимо монтировать в следующих случаях:

  • В вашу отопительную систему залита «жесткая вода», которая при нагревании выделяет осадок в виде солей магния и кальция. Во многих населенных пунктах страны для отопительных систем используется именно такая вода, и ее легко определить по наличию накипи в чайнике;
  • Отопительные системы в вашем доме не подвергались ревизии уже более 10 лет;
  • При покупке дорогостоящего циркуляционного насоса.

Подведем итог

В целом, смонтировать своими руками байпас не сложно и при наличии некоторых навыков доступно каждому. У нас представлена фото и видео инструкция, которая познакомит вас с байпасами поближе и наглядно продемонстрирует, что это такое.