Что олицетворяет гермес. Молитва богу торговли меркурий. Влияние на культуру и искусство

Эмиль Александр Хопфгартен (Берлин, 1821-1856, Висбаден)
1844
Немецкая школа
Сзади на основании скульптуры высечено «EMIL HOPFGARTEN FEC ROMA 1844»
Мрамор, вырубка

Скульптура изображает Гермеса - греческого бога торговли, предприимчивости и разумности, дающих богатство и прибыль, а также ловкости, обмана, воровства и красноречия. Гермес был также посланником богов, покровительствовал пастухам и путешественникам, был вхож в подземное царство Аида, когда сопровождал туда души умерших. Он изобрёл меры, числа, азбуку и обучил им людей.
В скульптуре из собрания ТОХМ Гермес изображен сидящим на горе Хелидорея (Аркадия, место рождения бога) и играющим на лире, которую он изобрел, сделав из панциря большой черепахи. В легенде о Гермесе говорится, что, будучи совсем юным, он украл у своего брата Аполлона стадо коров. Рассерженный Аполлон пустился на поиски воришки. Однако, услышав чудесные звуки лиры, смягчился и попросил Гермеса отдать ему инструмент. Хитрец согласился обменять лиру на стадо коров. Гермес стал пасти коров, наигрывая на свирели. Аполлону же захотелось иметь и этот инструмент. Тогда в обмен на свирель Гермес получил крылатый жезл вестника – кадуцей, при помощи которого он передавал послания олимпийских богов смертным. Свойство жезла примирять врагов Гермес решил проверить, поместив его между двумя борющимися змеями. С тех пор кадуцей обвивают змеи. Еще один атрибут этого бога – крылатая шляпа, которая вместе с крылатыми сандалиями помогала ему быстро перемещаться в пространстве и времени.
Автором «Гермеса» является немецкий скульптор Эмиль Александр Хопфгартен (1821-1856). Обучался Эмиль Александр в Прусской Академии искусств (Берлин) и у немецкого скульптора Эмиля Вольфа (1802-1879). В 1840 году он отправился в Италию, где в течение трех лет был учеником у Вильгельма Хопфгартена, своего дяди, совершенствуя мастерство и изучая памятники скульптуры в Риме, Неаполе, Флоренции. Именно в этот период была исполнена скульптура «Гермес» (1844) из собрания Тульского музея. Хопфгартен как молодой скульптор, находящийся в начале своего творческого пути и впитывающий достижения и находки своих предшественников часто использовал их композиции в качестве образцов. Так в «Гермесе» ясно угадывается прообраз - композиция знаменитой скульптуры Торвальдсена «Меркурий со свирелью» (1818), слегка измененная Хопфгартеном и данная в зеркальном отображении. Вот эта необычная поза полусидящей, полустоящей фигуры привлекла в свое время датчанина своей оригинальностью и пластической привлекательностью, а позже его ученики и последователи осваивали ее в своих произведениях. К сожалению Э.А. Хопфгартен, обладая талантом скульптора, блестящей профессиональной выучкой, стремлением к совершенствованию, не успел реализоваться как самостоятельный мастер, с присущим ему собственным почерком. Он ушел из жизни в возрасте 35 лет, на самом пике своих творческих возможностей.

Гермес (Гермий, Эрмий), греч., лат. Меркурий - сын Зевса и плеяды Майи; вестник богов и проводник душ умерших в аид, бог торговцев, ораторов, изобретателей, паломников и путешественников, атлетов, мошенников и воров.

Гермес был самым ловким, изобретательным и хитрым из всех богов, что и доказал в первый же день своей жизни. Утром он родился (в пещере под горой Килленой в Аркадии), вскоре удрал из своей колыбели, днем изобрел лиру и научился на ней играть, затем украл у Аполлона пятьдесят коров (и втащил их в пещеру за хвосты, чтобы следы шли в обратном направлении), а вечером, вернувшись как ни в чем не бывало, закутался в пеленки и уснул с самым невинным видом. Когда же Аполлон явился, чтобы наказать его, Гермес так ловко отговаривался и лгал так бессовестно (говорить и лгать он тоже научился за один день), что Аполлон не выдержал и поволок его прямо к Зевсу. Проделки младшего сына привели верховного бога в восторг, но для порядка он велел вернуть украденных коров. Вместо ответа Гермес достал лиру и начал играть так искусно и красиво, что восхищенный Аполлон предложил оставить ему украденных коров в обмен на лиру. Гермес согласился, а Аполлон на радостях дал ему в придачу золотой жезл и добрый совет: отправиться на Парнас, к тамошним жрицам, чтобы они научили его искусству гадания. Последовав этому совету, Гермес получил полную подготовку для выполнения своих будущих обязанностей на Олимпе.

Однако на Олимп Гермес попал не сразу и не без труда. Его мать, будучи богиней невысокого ранга, считала общество олимпийских богов слишком изысканным и предпочла оставить сына при себе, на земле. Гермес сторожил стада аркадских пастухов, а чтобы не скучать, изобретал всякую всячину. Вместо лиры, которую он , Гермес придумал пастушью свирель; не желая утруждать себя разжиганием огня по старинке, он изобрел огниво. Позже он изобрел также числа, меры и алфавит. В конце концов, земная жизнь наскучила Гермесу, и он стал отпрашиваться у матери на Олимп. Когда же мать усомнилась, примут ли его боги в свою компанию, Гермес заявил, что в таком случае он соберет шайку разбойников и станет их предводителем. Этот довод показался Майе весьма убедительным, и она отпустила сына.


Вопреки ожиданиям, боги оказали ему теплый прием, так как уже были наслышаны о многих его проделках. Зевс тут же доверил Гермесу ответственный пост: назначил его своим личным вестником. Правда, такие же функции осуществляла богиня радуги Ирида, но Гермес быстро превзошел ее: если Ирида только передавала повеления Зевса, то Гермес и выполнял их. Вскоре он расширил круг своей клиентуры и стал не только вестником, но и советником остальных богов. Однако охотнее всего он работал на Зевса, который доверял ему особо деликатные и сложные дела. Все поручения Гермес выполнял успешно и вовремя (см., например, статьи « » и «Ио»). Ареса Гермес вызволил из медной бочки, в которую его упрятали Алоады. Многие герои были благодарны Гермесу за помощь, в том числе Персей, Геракл, Орфей, Одиссей. По приказу Зевса он воскресил юного Пелопса, убитого отцом, Танталом.

Так же, как богам и героям, Гермес оказывал помощь и простым смертным, обращавшимся к нему. Он оберегал стада простых пастухов, сопровождал путников, давал силу и ловкость атлетам, быстроту ног - бегунам, помогал купцам получать прибыль - вообще любой усердный работник мог получить от него поддержку. Гермес не отказывал в помощи даже мошенникам и ворам, но только при условии, что они действовали с умом. Глупцам и лентяям нечего было ждать от Гермеса, поэтому только они и жаловались на него.

Из-за множества дел и поручений у Гермеса не хватало времени для женитьбы. Однако это не означает, что он не оставил после себя потомков. Красавица Полимела из подарила ему сына Эвдора, который в троянской войне был одним из предводителей . Нимфа Фемида (или Кармента) родила ему сына Эвандра, плодом любви Гермеса и богини Афродиты был Гермафродит. Некоторые авторы утверждают, что его сыновьями были Силен, Сатир и Пан. Из остальных его сыновей известны и Дафнис. Одиссей и Сисиф считали Гермеса своим предком.


Греки поклонялись Гермесу с древнейших времен; об этом свидетельствуют хотя бы памятники линейного письма «Б», относящиеся к 13-14 вв. до н. э. и найденные в Кноссе. Примерно в 3 в. до н. э. его культ переняли римляне и отождествили со своим богом торговли и прибыли Меркурием. Первоначально он был богом - покровителем стад и, соответственно, дарителем богатства, которое проистекало из разведения скота. С развитием рыночного хозяйства Гермес стал богом торговли, а так как торговля связана с поездками, а также порой и с мошенничеством, он стал заодно богом путешественников и мошенников. Воры уважали его за воровской талант, проявленный в первый же день после рождения (Гермес демонстрировал его и в дальнейшем - например, в шутку украл у Зевса скипетр, у Посейдона - трезубец, а у Ареса - меч). Своего патрона и защитника видели в Гермесе вестники, глашатаи и послы, а также, как ни странно, врачи, так как он умел лечить и знал толк в целебных травах, и спортсмены, для которых этот «быстроногий бог» был образцом ловкости и проворства.

Функции и приключения Гермеса известны нам из множества литературных памятников, начиная с «Илиады» и «Одиссеи»; ему посвящен также самый длинный из гимнов Гомера. Он был центральной фигурой комической пьесы Софокла «Ищейки» (сохранилось около половины текста). Греки представляли себе Гермеса в двух обликах: как древний бог пастырей он выглядел бородатым стариком, как вестник богов - стройным юношей со скипетром-кадуцеем и крылышками на ногах и на шлеме. Статуи Гермеса ставили, в частности, на распутьях (гермы - четырехгранные столбы с изображением его головы и с надписями, сообщающими, куда ведет дорога), часто ими украшали лечебные заведения и почти всегда - спортивные сооружения.

Из античных изображений Гермеса сегодня, бесспорно, занимает первое место мраморный оригинал статуи Праксителя «Гермес с младенцем Дионисом» (ок. 340 до н. э.), обнаруженный в 1877 г. немецкими археологами в Олимпии. Сохранилось немало римских копий греческих оригиналов работы Лисиппа и учеников Праксителя. На многочисленных вазах Гермес в основном изображен как проводник душ умерших в загробное царство.

Со времен Ренессанса Гермес - один из наиболее часто изображаемых античных богов, поэтому перечислить даже лучшие его статуи практически невозможно; назовем лишь имена нескольких авторов: Сансовино, Джамболонья, Де Фриз, Ж. Б. Пигаль. Среди европейских художников, изображавших Гермеса, были Корреджо, Тинторетто, Рубенс и др.


Гермес со своими атрибутами (особенно крылатой шляпой) в прошлом столетии украшал чуть ли не каждый банк, страховую контору, торговую палату и т. д. - говорить о шедеврах искусства тут не приходится. С поэтами и композиторами ему везло больше. Врхлицкий посвятил ему свои стихотворения «Летящий Меркурий» (1899) и «Гермес» (1891), Гайдн - одну из своих симфоний, Враницкий - оперу. Имя Гермес с древних времен носит ближайшая к Солнцу планета (употребляется латинская форма: Меркурий).


На фото: модная сумка Hermes Birkin

Гермес — сын Зевса и Майи, богини дождевых туч, одной из дочерей Атласа. Его родина — Аркадия, где он родился в гроте горы Киллена. Тотчас после рождения он проявил основные черты своей натуры — хитрость и проворство. Подобно всем богам, развиваясь чудесным образом, он через 4 часа спрыгивает с колен своей матери и изобретает лиру, воспевая затем любовь Зевса и Майи.
Если Аполлон первоначально означал ласковое, нежное солнечное сияние, то Гермес по своему стихийному значению был представителем ветра и дождя. Дождь и солнечное сияние — оба исходят от высшего божества неба или, на языке мифологии, являются его сыновьями. Но и потеряв свое стихийное значение, оба они остаются добрыми, благодетельными существами. Поэтому понятно, что Гермес имеет в своей природе много общих черт со своим братом. Главное же различие между ними заключается в том, что Аполлон, как бог света, стал представителем высшего разума, тогда как Гермес олицетворяет собой практическую житейскую мудрость.
Прежде всего, он бог плодотворного дождя, а значит, является подателем всех благ в разнообразных обстоятельствах человеческой жизни. Он способствует умножению стад, он же ниспосылает людям благословение и успех во всех предприятиях. Грекам, которые во все времена были ловкими торговцами, Гермес должен был представляться особенно достойным поклонения как страж улиц и дорог, а также приятный спутник путешествующих купцов. Поэтому на больших дорогах ему воздвигали в знак поклонения так называемые гермы, каменные столбы или деревянные сваи с одной или несколькими головами (последние на перекрестках), которые в то же время служили указателями дорог. Они нередко располагались и на городских улицах и площадях. Но Гермес не только охраняет купцов в дороге, он также вселяет в них ум и лукавство, помогающее им перехитрить других.
Принимая значительное участие в жизни людей, Гермес в то же время является самым быстрым послом Зевса и искусным исполнителем его приказаний. В этом качестве его часто изображают поэты. С помощью своей золотой крылатой обуви он быстрее ветра мчится через земли и моря, чтобы выполнить поручения своего отца Зевса или других олимпийцев. Так, Зевс посылает его к нимфе Калипсо передать приказание о том, чтобы она отпустила Одиссея; к Эгисфу, чтобы удержать его от убийства Агамемнона; к Энею, чтобы принудить его к быстрому отъезду от Карфагена. Ему достаются иногда и более трудные поручения, например, убийство стоглазого стража Аргоса. В этом мифе стоглазый Аргос, несомненно, означает усеянное звездами небо. Гермес, бог ветра и дождя, делает его невидимым посредством вызванных им облаков.
Будучи посланником богов, Гермес является прообразом всех земных герольдов, которые в древности служили царям как посредники во всех трудных делах, и поэтому постоянно носит герольдский жезл. Это тот самый жезл, который некогда подарил ему Аполлон; он состоял из трех ветвей, одна из которых образовывала рукоятку, две других расходились вилкообразно и на конце сплетались в узел. Лишь позднее две последние ветви были обращены в змей. Этим жезлом Гермес наводит глубокий сон и пробуждает спящих. С этим жезлом сопровождает он души в преисподнюю. Всякая душа, покинув этот свет, предпринимает свое путешествие в царство теней в сопровождении Гермеса. В случаях, когда для предсказания вызывается дух кого-либо из усопших, он препровождает их души снова на землю. Таким образом он сделался посредником между двумя царствами. Так как сны тоже исходят из преисподней, то, естественно, их посылает спящим Гермес. Поэтому его молили перед отходом ко сну о хороших сновидениях.
Но самое идеальное представление о Гермесе заключалось в том, что под его специальным покровительством воспитывались юноши. В самом деле, можно ли было найти лучший образец для греческого юношества, чем посла богов, достигшего одинакового совершенства, как в физическом, так и в духовном отношении? Он самый быстрый бегун, самый ловкий метатель диска и кулачный боец, и если не выступает, подобно Аполлону, представителем высшего проявления духа, то все же обладает высшим практическим рассудком, которому греки придавали такое большое значение. Места состязаний и гимназии поэтому считались его учреждениями и их украшали его изображениями. Исходя из представления о Гермесе как о наставнике юношества, поэты сделали его даже изобретателем письменности. Ему приписывалось также искусство красноречия, на что греки остроумно намекали, принося ему в жертву преимущественно языки убитых животных.
Римский Меркурий, как уже показывает его имя (от mercari вести торговлю), был для римлян исключительно богом торговли и имел мало общего с греческим Гермесом. Его культ был введен вместе с культом Цереры, но остался чисто плебейским. Сословие купцов почитало в нем своего покровителя и приносило жертвы ему и его матери Майе в майские дни.
Первые художественные изображения бога представляли его то пастухом (несущим барана), то герольдом послом богов, но всегда в виде сильного бородатого мужа. Впоследствии Гермес приобрел более юношеский облик. С тех пор он всегда является безбородым, в полном расцвете юношеской силы, с широкой грудью, стройными и сильными ногами, слегка вьющимися волосами. Во внешнем образе бога удивительно соединены привлекательность и сила. Выражение ласковой благосклонности, витающей вокруг его тонких губ, и умный, пытливый взгляд задумчиво наклоненной головы — главные черты, из которых слагается образ Гермеса на фризе Парфенона

Гермес (Меркурий)

Hermes (Mercurius) (῾Ερμη̃ς) (῾Ερμείας)

РОЖДЕНИЕ ГЕРМЕСА (МЕРКУРИЯ)

Гомер, Вергилий, а также почти все древние авторы единодушны во мнении, что Гермес, или Меркурий (далее по тексту Меркурий), сын Зевса (Юпитера) и Майи, дочери Атланта, одной из Плеяд (Hesiod. theog. 938), рожденный в пещере на ледяной вершине аркадской горы Киллены* (поэтому Κυλλήνιος).

Мать Меркурия - Майя, произвела его на свет на вершине горы, ибо Меркурий Философов всегда рождается на высоте. Заметим, однако, что "Майя" было одним из имён Кибелы или Земли, и имя это означает "мать" или "кормилица", или "бабушка". Неудивительно поэтому, что она была матерью Меркурия Философов, или скорее его кормилицей, как говорит Гермес: "nutrix ejus terra", что означает "Земля вскармливает его" (Изумрудная скрижаль Гермеса Трисмегиста). Поэтому Кибела считалась бабушкой богов, т.к. Майя - мать Меркурия Философов, а от этого Меркурия рождаются все герметические боги.

С точки зрения Герметической Философии интересно мнение Павсания по этому поводу, который противоречит Гомеру и Вергилию и утверждает, что Гермес родился на горе Корик, вблизи Танагры и что новорожденного обмыли в воде набранной из трёх родников.

Философский Меркурий должен быть очищен и обмыт трижды в своей собственной воде, также состоящей из трёх; и потому Михаил Майер повторил вслед за одним из древних: "Найдите женщину, стирающую бельё и делайте как она" ** . Бельё это пишет этот же автор, нельзя выстирать простой водой, а только той, которая превращается в лёд и снег под знаком Водолея. Поэтому-то, наверное, Вергилий и писал, что гора Киллена быля ледяная - Gelido culmine*** . В этой аллегории мы видим три омовения: первое - при заливке стирального раствора, второе - при стирке белья в воде, чтобы удалить грязь, снятую мылом, третье в чистой и светлой воде, чтобы получить чистое и белоснежное бельё.

Жан д"Эспанье по этому поводу пишет: "Меркурий Философов рождается, с двумя первородными пятнами - это грязная и нечистая земля, которую он впитал при своём зачатии, и которая смешалась с ним при коагуляции; второе пятно связано с водянкой. это сырая и нечистая вода, укрывавшаяся между кожей и плотью, от малейшего тепла она испаряется. Но её нужно очистить от этой земной проказы влажной баней и естественным омовением".

Некоторые древние авторы говорят, что Гермеса взрастили на портулаке, т.к. он жирный и полон влаги. Именно поэтому, очевидно Раймунд Луллий утверждает, что это растение имеет меркуриальную природу, так же как и большой лунник, мальва, чистотел и пролесник. Некоторые авторы заявляют даже, что китайцы умели извлекать из дикого лунника естественную жидкую ртуть.

Как только Меркурий родился, Юнона дала ему свою грудь, из которой молоко текло столь обильно, что младенец пролил его, и из пролитого молока образовался Млечный путь. По утверждению некоторых авторов, указание вскармливать дитя получила Опса, и с ней произошло то же самое, что и с Юноной.

Юнона даёт Меркурию своё молоко, т.к. когда меркурий очистится от своих пятен, сверху образуется вода молочного цвета, опадающая на него как бы для его питания. Сами мифологи считают Юнону влагой воздуха.

ВНЕШНОСТЬ МЕРКУРИЯ

Меркурия изображали красивым, высоким молодым человеком, очень жизнерадостным, с живыми глазами и спокойными чертами лица, свидетельствующими о тонком уме, и ласковой доброте. Его юношеский вид подчёркивал его подвижность.

Египтяне изображали Меркурия с наполовину чёрным и наполовину золотым лицом, а часто и с серебряными глазами. Этим они несомненно хотели указать на три главных цвета герметического делания - чёрный, белый и красный, в которые окрашивается меркурий в операциях Искусства, где меркурий, по выражению Философов, есть все: всякий ищет в меркурии мудрость, ибо он превращает, с ним превращают и посредством его приготавливают магистерий.

СВОЙСТВА И ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА МЕРКУРИЯ

Гимн Hom. hymn. in Merc. указывает на то, как Гермес, аркадский бог пастбищ, благодаря своей хитрости и ловкости доходит до своего достоинства и высокого положения в числе олимпийских богов и как он разграничивает круг своей деятельности от Аполлона, с которым у него первоначально много общих качеств.

Ум, ловкость и изворотливость во всех случаях - вот основные черты характера Меркурия. Благодаря этим качествам он, начиная с Гомера, - глашатай богов, гонец, исполнитель воли Зевса, посланник, приводящий своею ловкостью все к хорошему исходу (διάκτορος от глагола διάγω). Гермес никогда не бывает, подобно Ириде, только простым вестником.

И остальные свойства Гермеса, по которым он близок роду человеческому, как бог, приносящий помощь и дарующий счастье и благосостояние, основываются на одном коренном качестве, на его ловкости и изворотливой хитрости.

На природу и характер Меркурия довольно ясно указывает и свойство вскормившего его. Меркурий, как утверждают, воспитывался у Вулкана; однако он не проявил благодарности своему наставнику за его заботу, более того - он похитил инструменты Вулкана.

Наделённый таким плутоватым характером, мог ли Меркурий остановиться на этом? Он украл Венерин пояс, скипетр Юпитера, волов Адмета, пасшихся под надзором Аполлона. Аполлон захотел отомстить, но Меркурий воспрепятствовал его желанию, лишив того лука и стрел. Как только он родился, так сразу же поборол Купидона. Когда он вырос, ему давали много поручений. Он подметал зал, в котором собирались боги. Он делал всё необходимое, разносил приказания Зевса (Юпитера) и других богов. Он бегал день и ночь, главенствовал на собраниях, словом, не знал ни минуты покоя.

Однако плутовство Меркурия не обычного сорта. Он украл инструменты Вулкана примерно так, как может обворовать ученик своего учителя, становясь таким же учёным и занимаясь потом самостоятельно постигнутым искусством. Он всё почерпнул в школе Вулкана, и сам завладел его работой и качествами. То, что он похитил разукрашенный пояс Венеры и скипетр Юпитера, означает, что он становится то одной, то другим в течение операций Великого Делания.

Беспрестанно трудясь над очищением материи этого Искусства, Меркурий подметает зал собраний и готовит его к приёму богов. То есть различных красок: чёрного или Сатурна, затем серого или Юпитера, цитринового или Венеры, белого или Луны, или Дианы, шафранового или цвета ржавчины - Марса, пурпурного - Солнца или Аполлона, а также и других, встречающихся на каждой странице писаний адептов.

МЕСТО МЕРКУРИЯ В БОЖЕСТВЕННОЙ ИЕРАРХИИ

Посланник богов и проводник мёртвых к Аиду

Послания богов, разносившиеся им день и ночь, - это циркуляция в сосуде в течение Великого Делания. Зевс делает его глашатаем богов, имеющим также обязанность провожать мертвых к Гадесу. Работа, которую выполнял Меркурий, сопровождая мёртвых в мир Плутона и выводя их оттуда, означает растворение и коагуляцию, фиксацию и приобретение летучести материей Великого Делания.

Бог сновидений

Меркурий всегда считался самым бдительным из богов. Он не спал ни днём не ночью, и, если верить Гомеру**** , уже в первый день своей жизни он играл на кифаре, а вечером того же дня выкрал коров у Аполлона. Поэтому, в качестве посланника Зевса он также являлся богом сновидений и податель сна, закрывающий посредством своего жезла глаза людей и возбуждающий их снова к жизни. Поэтому ему приносили возлияния перед сном.

Бог изобретений и открытий

Меркурий - бог разнообразных изобретений и открытий. Он изобрёл лиру, приладив девять струн к черепашьему панцирю, подобранному им на берегах нила, и первым определил три тона музыки: низкий, средний и высокий. Тона музыки и лад инструментов, изобретённых Меркурием, указывают на пропорции, вес и меру как веществ, входящих в состав магистерия, так и способа установления силы огня, который нужно подавать постепенно, как пишет Николай Фламель, и в геометрической пропорции, согласно д"Эспанье.

"Возьмите одиннадцать крупинок вашей земли, крупицу нашего золота и две крупицы нашей, а не вульгарной Луны, поместите всё в наш сосуд и на наш огонь. Результатом этих пропорций получите гармоничное целое, о котором мы уже говорили, когда речь шла о дочери Марса и Венеры Гармонии".

Меркурий изобрёл также сирингу, буквы и числа, богослужения, оливковое дерево и т.д.

Бог гимнастики (ἐναγώνιος)

Бог ловкого, умного слова (λόγιος, facundus)

Бог промышленности и торговли

Бог, доставляющий богатство посредством хитрости и обмана, даже посредством кражи и ложной клятвы, если все это исполняется только с известного рода грацией и изворотливостью.

Бог дорог

Бог стад и пастбищ

Он сохраняет и множит стада, он бог стад и пастбищ. Благотворящий бог справедливо заслуживает названия ἐριούνιος, ἀκάκητα, δωτὴρ ἐάων, χαριδότης.

Бог науки и религии

Страбон говорит, что Меркурий дал законы египтянам, обучил философии и астрономии жрецов Фив. Марк Манилий***** , в свою очередь, утверждает, что Меркурий первым заложил основы религии у египтян, установил её обряды, открыл им причины многих природных явлений.

Бог воров и жуликов

Меркурий - покровитель жуликов, т.е. шарлатанов и тех суфлёров, которые разорились, работая с материей, называемой ими ртутью, а теперь силятся возместить свои убытки за счёт кошелька невежественных и слишком легковерных глупцов.

Бог, приносящий прибыль и благо

Уже в догомеровское, в пеласгийское время он был бог, приносящий прибыль и благо, имеющий обширный круг действий, приводящий все в жизни природы и человеческой, и его могущество было велико на небе и на земле. Но, когда в благоустроенном небесном царстве на Олимпе он должен был подчиниться Зевсу и взять свое место среди остальных олимпийских богов, он лишился своей первоначальной полной власти и должен был довольствоваться положением слуги, подвластного высшему распорядителю и управителю мира; но и в этом подчиненном положении все-таки его деятельность весьма разнообразна.

ДЕЯНИЯ МЕРКУРИЯ

Кража коров, лука и стрел у Аполлона

Тотчас после рождения Гермес оставляет пелены и пещеру матери и крадет 50 коров из стада богов, которое Аполлон пас в Пиерии. Аполлон узнает вора посредством своего дара предвещания; но т.к. Гермес не хочет сознаться, то Аполлон уводит его на Олимп и представляет Зевсу, который приказывает ему возвратить коров. Но когда Аполлон слышит, как Гермес играет на лире, которую он сделал себе из черепахи, он за этот инструмент отдает ему своих коров, которых с тех пор пасет Гермес; также он дает ему золотой, с тремя ветками, жезл счастья и богатства и отправляет его к Фриям, трем крылатым девам на горе Парнассе, чтобы он от них научился предвещанию нижней степени, между тем как он сам оставляет за собой высшее предвещание.

Меркурий, говорится в мифе, не только похитил быков, которых сторожил Аполлон, но даже и у него самого украл лук и стрелы.

Освобождение Арея из оков Алоадов

Превращение Батта в камень

Меркурий превратил Батта в пробный камень, ибо Философский Камень и есть истинный пробный камень, служащий для опознания и отличия тех, кто бахвалится, что знает, как совершить Великое Делание, кто оглушает остальных своей болтовнёй и кто не сможет подтвердить свои слова делом. К тому же пробным камнем проверяют золото, и это вполне отвечает истории с Баттом.

После кражи быков и лука со стрелами у Аполлона, Меркурий переоделся и явился к Батту спросить, не слышно ли чего об угнанных волах. Его изменённая одежда - это Меркурий Философов, бывший сначала летучим и текучим, а теперь ставший фиксированным и принявшим вид порошка; порошок этот есть золото, и, по-видимому, сам не способен его производить, хотя и добывает его из других металлов, содержащих части начало золота. После из трансмутации необходимо обратиться за помощью к Батту или пробному камню, чтобы выяснить, что сделалось с несовершенными металлами, которые тот видел до их трансмутации. Овидий приводит ответ Батта:

..."Стадо

Там под горой", - отвечал. И было оно под горою.

Внук же Атланта, смеясь...

Метаморфозы, II, 703-705

Сначала они находились на одних горах

Защита Одиссея от козней Кирки

(Hom. Od. 10, 277 слл.);

Сопровождение Приама в палатку Ахиллеса

Убийство камнем Аргуса, сторожащего Иону

После растворения материи и разложения, эта материя Философов приобретает всевозможные цвета, исчезающие, лишь, когда, она начинает коагулироваться в камень и фиксироваться. Это Меркурий убивает камнем Аргуса, (почему, вероятно, и получил название ᾽Αργειφόντης).

Муза! Гермеса восславим, рождённого Майей от Зевса!

Благостный вестник богов, над Аркадией многовечной

И над Килленою царствует он...

(Гомеровские гимны, III, 1-3)

Вам же Меркурий - отец, а он на студёной Киллене

В горных лесах был зачат и рождён Юпитеру Майей...

(Энеида, VIII, 138-139)

Реальный словарь классических древностей, (0015/0340-346).