Приставка как часть слова. Приставка. Русские и иноязычные приставки

Открытый урок по русскому языку в 3 классе.

Тема урока : Приставка – значимая часть слова. Как найти в слове приставку?

Цели урока : 1. Познакомить с приставкой как значимой частью слова;

формировать умения выделять приставки в словах, образовывать

с помощью приставок новые слова; познакомить со значением

приставок.

2. Развивать память, умение выделять главное, проводить анализ,

делать выводы, способствовать развитию речи учащихся.

3. Воспитывать умение совместной деятельности при работе в па-

рах, прививать любовь к родному языку.

Ход урока:

    Подготовительный этап.

Отгадайте загадку: Перед корнем я стою

Слово новое я создаю

Если только я захочу –

Значение слова я изменю. (Приставка)

Контроль учителя за лексическим значением слов с приставками.

2 ученика выходят к доске . Учитель предлагает одному из них:

Разрезать лист бумаги;

Надрезать лист бумаги;

Вырезать треугольник;

Срезать угол.

Другой ученик записывает на доске названия тех действий, которые выполняет первый ученик (разрезать, надрезать, вырезать, срезать).

Что общего у этих слов?

Слова относятся к одной части речи. Это глаголы, т.к. отвечают на вопрос «что сделать?». Все они имеют одинаковый корень - рез - . Это однокоренные слова.

- Выделите в них корень. А чем различаются эти слова?

- Эти слова отличаются по смыслу (значением).

А какая часть придаёт им разное значение?

- Та, которая стоит перед корнем. Что такое корень?

Эта часть называется ПРИСТАВКОЙ. Именно приставки придают выразительность глаголам. Указывают на интенсивность действия, на разнообразные оттенки его проявления, порой придают словам разговорную окраску и приставки имеют разные значения.

Перед корнем есть приставка

Слитно пишется она.

А при помощи приставки

Образуются слова! Приставки в словах выделяются «домиком»!

Выделите в этих словах приставки и назовите их.

2. Постановка учебной задачи.

Предположите, о какой части слова пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

- Речь пойдёт о приставке.

Приставок великое множество.

В -, ВО - , ВЫ - , О - , ОБ - , ОБО - , НА - , НАД - , ПО - , ПОД - , ПОДО - ,

ПЕРЕ - , ПРО - , ПРЕД - , ПРИ - , ОТ - , ДО - , ЗА - , С - , СО - , РАС - ,

РАЗ - , ЧЕРЕЗ - , БЕЗ - , ИЗ - .

(Вывешиваются карточки с различными приставками на доску).

На доску вывешивается карточка – помощница:

……………….. - это ……………….. слова, которая

стоит ………………. и служит для………………. .

Что вы уже узнали о приставке?

- Приставка – это (значимая) часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Что вы бы ещё хотели узнать о приставке?

- Закрепить знания о приставках;

Учиться образовывать новые слова с помощью приставок;

Как писать приставки;

Узнать, зачем нужна приставка в русском языке и какое значение имеют приставки.

    Этап закрепления.

(Распечатанные слова на доске) –

Образуйте от слов: ПОЛЗ, СВИСТЕЛ, МЫЛ, НЁС, ВЁЗ, ЛЕЗ новые слова с приставками НА - , ЗА - , ПЕРЕ - , ПО - , ОТ - , ПРИ - , В - , ВЫ - , ДО - .

(распечатать приставки).

Из слов, которые вы записали, назовите антонимы. Что это за слова?

- Вполз – выполз, влез – вылез.

Что сделало эти слова антонимами ?

- Приставки.

- Каждая приставка имеет своё лексическое значение. Посмотрите: (распечатать и вывесить слова на доску) : ВБЕЖАТЬ, ВТЕРЕТЬ, ВКОПАТЬ, ВКРУТИТЬ.

Можно ли назвать эти слова однокоренными?

- Нет, у них разный корень и разное значение.

Что у них общее?

- Приставка одинаковая (в -).

- Подумайте, какое значение придаёт эта приставка словам?

- Внедрение чего – либо во что – то.

Аналогично разбирается значение приставок: до - (закончить действие),

пере - (повторить действия заново),

от - (лишиться чего – то);

за – (начало действия),

у - (направление движения в сторону).

Так как понять значение приставки?

- Нужно проанализировать несколько разных по значению слов, которые имеют одну и ту же приставку.

А вы заметили, как пишется приставка со словом?

- Вместе.

- Как найти приставку в слове?

Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет ПРИСТАВКОЙ!

(Приехать, ехать, заехать, переехать, уехать).

    Упражнения в образовании новых слов с использованием приставок.

1) Работа в парах.

Вставить подходящие по смыслу приставки:

……ступила осень. В воздухе ……холодало. Вода в водоёмах …..темнела. С кустов и деревьев …….летает листва. ……лётные птицы ……..бираются ……летать в тёплые края.

(Текст написан на доске. Фронтальная проверка.)

Какая пара не испытывала затруднений в работе? Кто ошибался? Кому нужна помощь?

2) Работа с разноуровневыми карточками.

Уровень 1.

Уровень 2.

Уровень 3.

Скажите одним словом:

    Рефлексия.

Подводим итоги. Что такое приставка? Как найти приставку в слове? Для чего служат приставки?

Игра «Назови приставку».

Безоблачный, выписать, водиться, списать, побелить, заморозить, переход, прибить, проверить, загораживать, сгореть, задуть, доплыть, написал, безобразный, отцепить, расцвёл, входим.

Что нового узнали о приставках?

Чему вы можете научить других?

Какие задания вызвали затруднения7 Почему?

Уровень 3.

Скажите одним словом:

Соединить с помощью клея два листа бумаги.

Соединить два куска ткани с помощью иголки и нитки.

Соединить с помощью верёвки.

Уровень 3.

Скажите одним словом:

Соединить с помощью клея два листа бумаги.

Соединить два куска ткани с помощью иголки и нитки.

Соединить с помощью верёвки.

Уровень 3.

Скажите одним словом:

Соединить с помощью клея два листа бумаги.

Соединить два куска ткани с помощью иголки и нитки.

Соединить с помощью верёвки.

Уровень 2.

Образуйте от данных слов однокоренные слова, обозначающие начало действия и выделите приставки:

Кричать - ……………………, кипеть - …………………….., дрожать - ……………………, говорить - ……………………….. .

С какими приставками надо употребить данные слова, чтобы действие уже закончилось? Приставки выделите:

Читал - ………………………., строил - …………………………,

Шил - …………………………., смотрел - ………………………… .

Уровень 2.

Образуйте от данных слов однокоренные слова, обозначающие начало действия и выделите приставки:

Кричать - ……………………, кипеть - …………………….., дрожать - ……………………, говорить - ……………………….. .

С какими приставками надо употребить данные слова, чтобы действие уже закончилось? Приставки выделите:

Читал - ………………………., строил - …………………………,

Шил - …………………………., смотрел - ………………………… .

Уровень 1.

Подберите и запишите однокоренные антонимы к словам:

Вышел - ………………., налил - ………………., отплыть - …………………, внёс - …………………... .

Уровень 1.

Подберите и запишите однокоренные антонимы к словам:

Вышел - ………………., налил - ………………., отплыть - …………………, внёс - …………………... .

Уровень 1.

Подберите и запишите однокоренные антонимы к словам:

Вышел - ………………., налил - ………………., отплыть - …………………, внёс - …………………... .

Уровень 1.

Подберите и запишите однокоренные антонимы к словам:

Вышел - ………………., налил - ………………., отплыть - …………………, внёс - …………………... .

Уровень 3.

Скажите одним словом:

Соединить с помощью клея два листа бумаги.

Соединить два куска ткани с помощью иголки и нитки.

Соединить с помощью верёвки.

Уровень 2.

Образуйте от данных слов однокоренные слова, обозначающие начало действия и выделите приставки:

Кричать - ……………………, кипеть - …………………….., дрожать - ……………………, говорить - ……………………….. .

С какими приставками надо употребить данные слова, чтобы действие уже закончилось? Приставки выделите:

Читал - ………………………., строил - …………………………,

Шил - …………………………., смотрел - ………………………… .

Скажите одним словом:

Соединить с помощью клея два листа бумаги.

Соединить два куска ткани с помощью иголки и нитки.

Соединить с помощью верёвки.

Деменкова Ирина Николаевна - учитель начальных классов

Цели:

1 ) познакомить с приставкой как частью слова, организовать наблюдение за лексическим значением приставок, научить выделять ее из состава слова, употреблять в словах;
2) способствовать развитию речевой деятельности, обогащению словарного запаса, совершенствовать навыки работы в парах;
3) воспитывать заботливое отношение к природе.

Оборудование: интерактивная доска, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент. Слайд 1. Звонок.

Прозвенел звонок.
Начинается урок. (Садитесь.)
Наш урок пойдет вам впрок.
Старайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Отметку пять!

Слайд 2. Правила посадки.

II. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

Слово делится на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Составить слово из частей.

Слайд 3. Расставь знаки.

– Посмотрите на знаки обозначения частей слов. Расставьте их так, как они могут стоять в слове. (Знаки перемещают на интерактивной доске, остается )

(2-й ученик работает на магнитной доске)

Сегодня на уроке мы узнаем, какая часть слова так обозначается, где она стоит, для чего служит.

III. Орфографическая минутка.

Слайд 4. Птицы. Слова.

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится
?Угадали? Это …..(птица)

– Наступила зима. Перелётные птицы улетели в тёплые края.

Зимующие переселяются ближе к жилью людей. Почему?

– Каких птиц можно увидеть в городе?

– Объясним написание названия птиц.

– По какому признаку слова можно разделить на 2 группы?

(Двусложные, трехсложные; с проверяемой безударной гласной и непроверяемой)

– Составьте предложения с записанными словами. (Устно)

IV. Работа по развитию речи.

Слайд 5. Восстановите предложение.

– Восстановите предложение. (перемещают слова на интерактивной доске)

– Запишите. Выделите изученные орфограммы.


Найдите и подчеркните главные члены предложения.

V. Первичное усвоение новых знаний.

Выпишите глагол. (летят)

– Определите корень.

– Образуйте однокоренные глаголы от данного с корнем -лет–

Слайд 6. Птицы в полёте.

Слайд 7. Приставки.

– Проведем наблюдение, как образуются слова.

Используйте данные части.

– Что нужно сделать, чтобы новое слово читалось? (приставить часть, присоединить)

при – , у – , на – , от – , под – , пере – , с –

(Соединяют на доске, пишут в тетради.)

– Обратить внимание, приставляемая часть пишется слитно со словом.

– Объясните смысл слова (сразу после записи)

прилетят – появятся
улетят – исчезнут
налетят – соберутся вместе
отлетят – отсоединятся ото всех
подлетят – приблизятся
перелетят – переместятся с одной ветки на другую
слетят – переместятся, пропадут

– Как образовывали новые слова? (приставляли части, присоединяли)

– Эта часть слова называется приставкой и выделяется знаком ¬

– Определите её место в схеме состава слова.

(перед корнем – на магнитной доске)

– Выделите приставки в словах.

Слайд 8.Выделить приставки.

Обобщение: – Какая часть слова называется приставкой?

– Для чего служит приставка?

– Как пишется со словом?

Обратите внимание, приставки разные, но пишутся всегда слитно .

VI. Физминутка (подвижная).

Слайд 9. Прыгающие птицы.

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок завертелась как волчок.
Вот присела на минутку, почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень
Тири-тень, тири-тень.

VII. Организация усвоения способов деятельности (первичное закрепление).

Слайд 10. Как найти приставку.

– Определим алгоритм нахождения приставки.

– Можно ли сразу назвать приставку?

нарисовать

– Какую часть слова нужно сначала найти?

Придумайте родственные, однокоренные слова. Выделите корень.

– Можем ли мы теперь назвать приставку? Выделите.

– Образуйте новые слова с корнем –рис– , но с другими приставками .

Работайте в парах. (срисовать, дорисовать, зарисовать, …)

Проверка.

Обобщение : – Какая последовательность действий должна быть, чтобы правильно определить приставку?

(Подобрать однокоренные слова, выделить корень, приставку)

– Прочитаем алгоритм по учебнику с. 129

VIII. Физминутка (для глаз).

Слайд 11. Фигуры.

Рисуй восьмёрку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
– Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза откроем наконец.
Зарядка закончилась.
Ты молодец!

IX. Творческое применение знаний.

Слайд 12 . Дети в лесу у кормушек.

– Рассмотрите иллюстрацию.

Зачем дети приехали на лыжах в лес?

– Почему важно помогать пернатым зимой?

– Кто из вас уже помогает птицам?

Кто будет делать это обязательно?

– Возьмите карточку с текстом.

Прочитайте задание.

Впишите в слова подходящие по смыслу приставки.

…..шла зима. Леса и поля …..крылись белым пушистым снегом. Трудно птицам найти корм. Вот и ….летели они к жилью людей. Ребята …..весили для пернатых кормушки. Они …..готовили для птиц корм.

…..помните, птицам страшен не холод, а голод.

Выполните работу самостоятельно.

Кому трудно, поднимите руку. (подсказка с приставками раздаётся индивидуально)

Проверка. (вписываем приставки) Слайд 13. Текст.

– Какое предложение выражает главную мысль текста?

– Придумайте заголовок тексту. (появляется на экране)

Слайд 14. Лето. Летают, поют птицы.

Помните, птицы – наши друзья. Зимой они ждут помощи. Весной, летом пернатые отблагодарят людей: защитят урожай от вредителей, порадуют красивым пением.

X. Рефлексия.

Слайд 15. Угадай часть слова.

  1. Игра “ Угадай часть слова”

(Дети пишут на интерактивной доске)

– Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

– Главная часть слова, передающая его смысл.

– Изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении.

– Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

– Какие части слова служат для образования новых слов?

– Где стоит ¬, а ^ ?

– На последующих уроках мы будем учиться правописанию приставок.

  1. Инструктаж по домашнему заданию.

– Дома выучить правило, запомнить алгоритм нахождения приставки, выполнить упр. 4 с.130. Оно подобно заданиям, выполненным в классе.

  1. Отметки (комментировать)
  2. Дайте оценку нашему уроку, используя прилагательные.

Слайд 16. Поздравление с Новым годом.


Цели:

Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала.

Организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога

Организовать формулировку темы, цели урока.

Создание проблемной ситуации.

Ребята, посмотрите, что произошло! Я приготовила для вас карточки с заданием, но слова разлетелись на части, помогите мне их восстановить. Работа в группах.

1. Составьте из данных частей слова и запишите их. Обозначьте известные вам части. Работа в группах

школприа_______________________

школьшкольный_______________________

школшкольныйприа_______________________

Какие слова у вас получились?

(школа, школьный, пришкольный)

Проверка.

Читаем слова и называем части.

Что вы можете сказать об этих словах?(однокоренные)

Какие слова называются однокоренными?

В каком слове выделены не все части? Почему? (мы не знаем что это за часть слова)

Самооценка (на листе поставьте плюс)

2.Постановка учебной проблемы.

Вы, наверное, догадались, что это и будет тема нашего урока.

Открыли учебники на стр. 143., прочитали тему урока и записали.

Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшний урок?

Какие вопросы вас интересуют на уроке?

Что это? (Выставление вопросов)

Где находится?

Как обозначается?

Для чего служит?

Имеет ли значение?

Как найти?

3.Физминутка для глаз

Чтобы отдохнули наши глаза, не вставая с места, посмотрите вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг, первую букву своего имени.

4.Работа в парах. Прием «Инсерт» Игра «Знаю, не знаю, узнал»

Итак, игра «Знаю, не знаю, узнал» в парах

(значки: + уже знал; ! новое; ? - не понял, есть вопрос, - не согласен, могу дополнить)

Чтобы нам больше вспомнить и узнать новое о частях слова, я предлагаю вампоработать с текстом «Части слова».Он разделен на части.Ваша задача:

Определить, что в тексте вам хорошо знакомо,

С чем вы встретитесь впервые;

С помощью специальных значков сделать пометки в тексте

Приступайте.

Анализ текста.

Что повторили?

Что узнали о приставке?

Самооценка(на листе поставьте плюс)

5.Составление кластера (заменить вопросы)

На какие вопросы мы можем уже ответить?

Часть слова

Для образования новых слов.

Имеет значение.

Ответили на все вопросы?(нет)

Ответы на некоторые вопросы найдите рубрике «Тайна языка» с 144

Итак, где стоитприставка? (перед корнем)

Какобозначается?

Опираясь на полученные из текста знания, ответьте на возникшие у вас вопросы и разберите оставшееся слово.

В слове пришкольный приставка при…

А какое значение получило слово? (находящийся рядом)

Частью слова, которая расположена перед корнем, называется приставка. Она служит для образования слов. Потому слова, составленные с помощью приставки, имеют другое значение. Например, писать - переписать, нести - принести, брать - собрать.

Русские и иноязычные приставки

Различают приставки по происхождению. Существуют русские и иноязычные.

  • Среди русских: из-, от-, под-, о-, при-, пре-, про-, под- и другие.
  • Среди иноязычных - ультра-, нано-, контр-, интер-, анти- и другие.

Иноязычных приставок гораздо меньше, чем русских.

Количество приставок в слове

В словах может быть одна приставка: при-шить, две: без-вы-ходный, три и более: по-на-вы-черкивать. Есть слова, в которых нет ни одной приставки: домашний.

Значение приставок

По значению выделяют множество типов приставок. Например, приставка при- может означать

  • приближение, присоединение: приплыть, приклеить;
  • неполноту действия: прилечь;
  • нахождения недалеко: пригород.

Существуют синонимичные приставки и антонимичные. К первому типу относят: не-, без- (незлой, безответственный), вы-, из- (выселить, избегать), сверх-, пре-, наи- (сверхскоростной, прекрасивый, наилучший) и другие. К антонимичным - в-, вы- (въехать - выехать), над-, под- (подводный - надводный), при-, у- (прибежать - убежать). Второй тип образует пары по значениям.

Некоторые части слова, которые раньше были приставками, «приросли» к корню слова. Потому они употребляются только с приставками. Например, восторгаться, обожать, исчезать.