Квартал Шкапина-Розенштейна: бизнес-класс без излишеств

В галерее Art re.FLEX открылась фотовыставка «Городская топология. Шкапина». О том, почему название одной из питерских улиц дано в родительном падеже, и как наш город выглядел непосредственно после блокады, у авторов выставки Натальи Захаровой и Игоря Лебедева разузнала корреспондент «Фонтанки».

radio-noizz.livejournal.com

В галерее Art re.FLEX открылась фотовыставка «Городская топология. Шкапина». О том, почему название одной из питерских улиц дано в родительном падеже, и как наш город выглядел непосредственно после блокады, у авторов выставки Натальи Захаровой и Игоря Лебедева разузнала корреспондент «Фонтанки».

Об улице Шкапина петербуржцы начали говорить в 2003-м, когда недалеко от Обводного канала немецкие кинематографисты снимали кино под названием «Бункер». Они сочли, что для съемок разрушенного союзниками Берлина лучшего места, чем современная питерская улица не найти. Да что там немцы, падкие на российскую экзотику! Даже отечественный режиссер Александр Буравский свой телевизионный фильм «Ленинград», посвященный блокаде, снимал здесь неподалеку – на территории завода «Красный треугольник».

Район этот и правда был не из престижных: фотограф Наталья Захарова, чья семья жила на Шкапина в течение пяти поколений, рассказывает, что крыс в их доме можно было встретить даже на седьмом этаже. Крысы были не единственным злом – неблагоприятная экологическая ситуация сочеталась с неблагополучной историей заселения – после революции в этот, тогда еще отдаленный от центра район, выселяли криминальный элемент.

В шестидесятые-восьмидесятые «Шкапуха» считался бандитским районом. И только визит европейских кинематографистов заставил петербуржцев, как высокопоставленных, так и не очень, обратить внимание на это колоритное место. Сразу же после окончания съемок администрация города, недовольная тем, что имидж Петербурга был подпорчен в глазах Европы, взялась за реконструкцию района - улиц Розенштейна, Шкапина и Обводного канала, а фотограф Наталья Захарова принялась фотографировать разрушаемые дома.

До начала расселения Наталии и в голову не приходило фотографировать собственную улицу. Казалось бы – радуйся, что сможешь улучшить свои жилищные условия за счет государства. Ан нет, Наталья почти физически ощущала страх родного дома, который стоял в ожидании разрушения как смертник, приговоренный к казни. Этот страх даже мешал ей спать.

Не знаю, способны ли вещи испытывать какие-то чувства, но зрители при созерцании работ Натальи Захаровой ощущают настоящий ужас. От этих, вполне реалистических фотографий, обработанных в авторской манере, остается ощущение полноценного фильма ужасов, в котором вполне себе одушевленные вещи и дома представляют для человека реальную опасность. И это не имеет отношения к ленинградскому фотоандеграунду, который в семидесятые снимал обшарпанные стены домов и бродящих среди них полупьяных люмпенов. Там фактура не пугала, а навевала ощущение новизны художественного взгляда на мир. А у Захаровой, на акварельно размытых фотографиях дома-призраки разевают рты-подъезды в немом крике и пялятся пустыми глазницами окон. Нечто похожее было, пожалуй, только у Николая Матренина. На снимках совсем нет людей, и только надписи на стенах выдают их былое присутствие. Это взгляд изнутри. Приблизительно так должны выглядеть фотографии, которые сделал бы единственный выживший после глобального катаклизма человек.

По сравнению с ними работы Игоря Лебедева напоминают спокойный взгляд стороннего наблюдателя – какого-нибудь инопланетянина, исследующего наш мир до и после катастрофы. Он фиксирует дома и живущих в них людей, которые, несмотря на грязь, крыс и запах резины, исходящий с завода «Красный треугольник», могут веселиться и заниматься своими мелкими земными делами. Виды разрушенных домов не представляются достойными какого-то особого внимания, просто потому, что и до катастрофы их жизнь не казалась ему чем-то особенным. Не случайно Игорь, снимавший улицу Шкапина по дороге на основную работу, называет свои фотографии сканированием территории. Он даже иногда подшучивал над шкапинскими аборигенами, называя себя работником КУГИ, фотографирующим их дома перед расселением.

Но, несмотря на разницу во взглядах, сходятся фотографы в одном – эти странные петербургские места надо было сохранить. Для Игоря это уникальное культурное пространство, которое следовало бережно модернизировать. А для Натальи – дом родной, который безумно жалко…

СПРАВКА:
Квартал Шкапина-Розенштейна, объявленный городскими властями «депрессивным», будет застраивать компания «Главстрой-СПб». Градостроительный совет Петербурга уже одобрил концепцию, разработанную архитектурным бюро «Земцов, Кодиайнен и партнеры». На сравнительно небольшой территории площадью 5 га планируется разместить 320 тысяч квадратных метров офисных зданий. Архитекторы обещают, что высота новых зданий по внешним фасадам не будет превышать 27 метров, с незначительными вставками до 32 метров. Высота внутриквартальной застройки ограничена архитектором на уровне 42 метров. Доминантой комплекса станет здание, максимально удаленное от Обводного - высота его будет 63 метра.

Инвестиции в проект, по словам менеджера «Главстроя» Сергея Миллера, составят 10 миллиардов рублей (425 миллионов долларов). Строительство должно быть полностью завершено к 2014 году.

Елена Некрасова,
Фонтанка. ру

Квартал Шкапина - Розенштейна хотят превратить в рынок до конца кризиса
Смольный готов удовлетворить просьбу руководства ООО «Главстрой–Санкт-Петербург» об организации мелкооптового рынка вместо делового квартала Шкапина - Розенштейна. на время кризиса.«В кризис возникла проблема: как я буду эту недвижимость сдавать и продавать, - заявил генеральный директор ООО «Главстрой–Санкт-Петербург» Игорь Евтушевский. - Именно поэтому мы решили попросить у губернатора временной организации в квартале Шкапина - Розенштейна. мелкооптового рынка». Евтушевский обещает, что после окончания кризиса компания вернется к первоначальным планам.Пока решение не принято: на прошлой неделе Валентина Матвиенко находилась в отпуске. Однако исполняющий ее обязанности вице–губернатор Александр Вахмистров сообщил, что такая просьба со стороны компании кажется ему разумной. «Договор, подписанный между городом и инвестором, не подразумевает коммерческого использования этого участка, - говорит Вахмистров. - Но мы понимаем, что сейчас кризис и в принципе какое–то время рынок может там сущ.. Смольный готов удовлетворить просьбу руководства ООО «Главстрой–Санкт-Петербург» об организации мелкооптового рынка вместо делового квартала Шкапина - Розенштейна . на время кризиса.
«В кризис возникла проблема: как я буду эту недвижимость сдавать и продавать , - заявил генеральный директор ООО «Главстрой–Санкт-Петербург» Игорь Евтушевский. - Именно поэтому мы решили попросить у губернатора временной организации в квартале Шкапина - Розенштейна . мелкооптового рынка» . Евтушевский обещает, что после окончания кризиса компания вернется к первоначальным планам.
Пока решение не принято: на прошлой неделе Валентина Матвиенко находилась в отпуске. Однако исполняющий ее обязанности вице–губернатор Александр Вахмистров сообщил, что такая просьба со стороны компании кажется ему разумной. «Договор, подписанный между городом и инвестором, не подразумевает коммерческого использования этого участка , - говорит Вахмистров. - Но мы понимаем, что сейчас кризис и в принципе какое–то время рынок может там существовать. Только если это будет не просто контейнерный рынок, а, например, облагороженный рынок сельскохозяйственной продукции, направленный на удобство садоводов, приезжающих на Балтийский вокзал . » .
По его словам, в отличие от любого другого проекта площадка на Шкапина-Розенштейна . расчищена и это дает инвестору определенные привилегии. «Использование этой территории под рынок позволит инвестору покрывать расходы на аренду, а городу - создать рабочие места» , - поясняет он. Вахмистров подчеркнул, что высказывает свое личное мнение. Однако оно может стать решающим: вице–губернатор не только временно заменял Валентину Матвиенко, но и многие годы возглавлял строительный блок в городе.
Впрочем, другие структуры Смольного пока не разделяют этого оптимизма. Как заявил председатель КУГИ Игорь Метельский, подобное использование объекта противоречит целям предоставления конкурсного предложения. Если власти все же согласятся на предложение девелопера, то будет заключаться дополнительное соглашение о разрешении коммерческого использования земли, например, сроком на 1 год.

Движение «Живой город» объединяет людей, которые любят Санкт-Петербург и неравнодушны к его судьбе. Цель нашего движения – сохранение уникального архитектурного облика нашего города.

Разнообразные листовки и стикеры, которые вы можете скачать, распечатать и расклеить (или раздать) самим.

Иллюстрированные отчеты об акциях (собраниях, круглых столах, флэш-мобах), проведенных «Живым Городом» или с его участием.

Снесенные исторические здания (наиболее значительные, на наш взгляд, утраты последнего десятилетия).

Высотное строительство варварски вторгающееся в архитектурную среду города.

Дома в Петербурге, имеющие историческую, архитектурную и культурную значимость - которым грозит разрушение или радикальная перестройка.
Угрозы уплотнительной застройки, уничтожения скверов и парков.

Борьба против строительства небоскреба Газпром-сити (теперь Охта-Центр) на Охте. Историческое значение местности, отданной под строительство.

Уникальный рукотворный остров Санкт-Петербурга с богатой историей, на глазах уходящей в небытие. Исторические очерки об острове, основная информация о реконструкции.

Красивый и неплохо сохранившийся город в Ленобласти, ровесник Петербурга, основанный Петром I, может измениться до неузнаваемости и не в лучшую сторону. В историческом центре недавно расселены почти все старинные деревянные дома. После расселения дома-памятники практически беззащитны перед мародерами и пожарами.

Исторический центр Выборга стремительно разрушается. Весной 2013 года начался снос целого квартала в исторической Крепостной части города. Объявления об общественных слушаниях и материалы градостроительных экспозиций. Архив материалов, размещенных на сайте в предыдущие годы.

Ковенский пер., дом 20
Ведутся незаконные работы на крыше исторического дома (предположительно надстройка мансардой).

Звенигородская ул., дом 7
Бывш. корпус Фуражного двора лейб-гвардии Семёновского полка в начале мая 2018 года решили снести по указанию Минкульта.
Удалось добиться сохранения лицевой и южной торцевой стен здания. Но работы пока продолжаются..

Особняк Рыжкина (Лиговский пр., 127)
Собственник довел историческое здание до руин и попытался незаконно снять с учета и разобрать. В настоящее время КГИОП обязал застройщика представить проект восстановления здания. Но опасность сноса все еще существует.

Сад Агрофизического института (Гражданский пр., д.14)
Сад, разбитый по указанию академика Иоффе, хотели вырубить ради строительства 23-этажного жилого дома. В настоящее время руководство города не намерено разрешать застройку, однако руководство института пока не оставляет эту идею.

Дача Роггенхагена
Памятник деревянного зодчества начала XX века заброшен и находится на грани гибели. Планов на его реставрацию у владельца - детского санатория «Жемчужина» - пока нет.

Дом Крутикова (11-я Красноармейская ул. 7)
Фонд имущества пытался выставить дом на аукцион с условием обязательного (!) сноса.
Скандальные торги отменены, но здание остается заброшенным и разрушается.

Старый Выборг
Исторический центр Выборга стремительно разрушается при полном попустительстве местных властей.
Весной 2013 года начался снос целого квартала в исторической Крепостной части города.

Церковь «Кулич и пасха»
Летом 2012 года перекрыт лучший «открыточный» вид на известнейший памятник архитектуры.
КГИОП пока отказался согласовать незаконную надстройку.

Дом Волкова (Ломоносов, Еленинская ул. 26)
Погибает один из последних памятников деревянного зодчества Ораниенбаума.

Дом Абаза (наб. р. Фонтанки, дом 23)
ООО «Фонтанка-отель» в течение нескольких лет вынашивало планы сноса исторического дома, оставив только часть фасадной стены. Здание, имеющее мемориальную ценность, удалось поставить под охрану КГИОП, но новая экспертиза ООО «АРС» согласовала его радикальную реконструкцию.

Стремянная ул., дом 6
Возможно, готовится очередная «реконструкция со сносом» от нынешних хозяев «Невского паласа».

Уткина дача (Уткин проспект, дом 2)
Памятник архитектуры федерального значения заброшен и стремительно разрушается.
Осенью 2012 года усилиями вице-губернатора Кичеджи удалось, наконец, обеспечить ему охрану от хулиганов.
Разработан проект реставрации, но работы пока не начались.

Пробирная палата (наб. канала Грибоедова, дом 51)
На месте снесенного в 2008 году памятника – «озеро», на котором летом жарят шашлыки гастарбайтеры.

Галерная ул., дом 6
Историческое здание снесено в 2007 году компанией Елены Батуриной. Новый проект грубо противоречит действующему закону. В конце 2011 г. строительство возобновлено после долгого перерыва, что привело к появлению больших трещин в соседних домах.
В январе 2014-го новостройка сдана в эксплуатацию как «элитный» апарт-отель, удалось добиться только снижения высоты по Галерной на 1 этаж.

Бывш. к/т «Прогресс»(пр.Стачек, д.18)
Здание бывшего кинотеатра «Прогресс» (в составе здания бывшего Кировского райсовета, пр.Стачек,18) –выдающийся образец ленинградского архитектурного авангарда, объект культурного наследия федерального значения, находится в крайне плачевном состоянии.

Дом Шагина (наб. р. Фонтанки, 145б)
Аварийное историческое здание на набережной Фонтанки в Коломне уже более 20 лет ждет капитального ремонта. В первые дни 2012 года инвестор начал сносить здание, не имея никаких разрешений. Снос удалось остановить, но дом остался у застройщика, и судьба его пока неясна.

Башни газового завода на Обводном
Так называемые «угольные башни», являющиеся важной составной частью уникального комплекса бывш. Главного газового завода, не состоят под охраной. В настоящий момент идет их снос.

Особняк С. У. Богомолова (пр. Стачек, дом 48, литера И)
Единственное в Автово историческое здание, сохранившееся без радикальных перестроек. Выявленный объект культурного наследия. Заброшено, разрушается.

Светлановский пр., д.15
Компания «ЛЭК» пыталась добиться разрешения построить 75-метровый «муравейник» на месте бывшего детсада завода «Светлана», в охранной зоне ОКН рег. значения «Больница Ольгинского приюта».

Новая Ладога, бывш. Штаб Ладожской флотилии
Особняк купца Луковицкого, в котором в 1941-1944 годах находился штаб Ладожской флотилии, федеральный памятник, сгорел летом 2014 года и с тех пор стоит без крыши и перекрытий.

Дом Рогова - краткая историческая справка.

Информация из сообщества

Внимание! Сообщество является площадкой для дискуссий широкого круга общественности. Мнения, высказанные в сообществе, могут не совпадать с официальной позицией движения, если не указано обратное.

south_thungus

Сегодня к офисам компании «Петербургская недвижимость» (Setl City) в Калининском, Центральном и Московском районах вышли активисты с требованием не сносить дом Басевича и поменять политику компании.


Стройки Setl City регулярно вызывают скандалы, делают невыносимой жизнь тех, кто живет рядом, и ухудшают ситуацию в городе. Предложение снести дом Басевича стало неожиданной, но последней каплей.

На севере города Setl City построила одиозный ЖК «Полюстрово парк», после чего из зеленых насаждений в окрестностях осталось только Богословское кладбище. Сейчас компания застраивает территорию завода «Светлана», превращая (https://vk.com/svetkollaps) уютный район в подобие Мурина или Кудрова, где нет дорог и социальной инфраструктуры.

В центре города компания снесла дом Чистякова , изображавший старую Москву в фильме «Собачье сердце». Теперь такого яркого места нет и в Петербурге.

Панораму Большой Невки изуродовали высотным ЖК «Риверсайд. По проекту в нем должны были быть собственные котельные, но по факту через Черную речку перекинули уродливую теплотрассу, превратив в ад жизнь людей в соседнем квартале.

На Петроградской стороне, где находится дом Басевича, Setl City тоже имеет недобрую репутацию. Во время стройки элитного ЖК на ул. Мира, 37, соседний дом пошел трещинами, но застройщик признал свою ответственность только после вмешательства спикера Заксобрания Вячеслава Макарова.

Снесенный дом в Дегтярном переулке обещали воссоздать, но появился безвкусный новодел на два этажа выше, про который даже ряд защитников старого города говорят, что здание в современной архитектуре смотрелось бы лучше, чем такое «воссоздание». Можно себе представить, как «воссоздадут» дом Басевича, фасад которого гораздо сложнее и богаче, чем у дома Чистякова!


Пикеты 13 февраля прошли у ЖК «Планетоград, стройки у Чесменского дворца, у офисов «Петербургской недвижимости» на Московском, Невском и Гражданском проспектах. Акции будут продолжаться до тех пор, пока от планов сноса дома Басевича не откажутся.

tigrik_altaica

11 февраля 2020 года в селе Паша Ленинградской области полностью снесли деревянное здание Дома культуры, являвшегося одной из достопримечательностей села.


Снос, как водится, объяснили самыми благородными намерениями - построить в Паше новый Дом культуры. Однако строительство началось уже несколько месяцев назад рядом со зданием старого ДК. Новый дом культуры и отреставрированное деревянное здание могли прекрасно соседствовать друг с другом, но администрация Пашского сельского поселения делала все возможное, чтобы избавиться от дома, который, между прочим, сама воспринимает как «лицо» села. На заставке официальной страницы Администрации Пашского сельского поселения ВКонтакте до сих пор можно полюбоваться фотографией деревянного ДК 1930-х годов постройки. А самого здания уже нет.


Краеведы подавали заявку о том, чтобы зданию присвоили статус объекта культурного наследия. И встретили яростное сопротивление и администрации Паши, и Комитета по культуре Ленинградской области, который принимает решение о статусе здания. Местные активисты подвергались давлению со стороны администрации. Комитет по культуре сформировал комиссию, которой предстояло принимать решение о судьбе здания. В нее входили только чиновники. Когда градозащитники пожаловались на состав комиссии в прокуратуру, в нее включили еще одного человека - архитектора-реставратора Ирэн Хаустову, которая оказалась единственным специалистом с профильным образованием в этой комиссии. Решение комиссии оказалось легко предсказуемым…
Петербург и область стремительно теряет здания, являющиеся интереснейшими примерами советской архитектуры. Петербург лишился легендарного СКК, Паша - Дома культуры… Почему-то чиновники берут на вооружение худшее из советского наследия - пренебрежение архитектурным достоянием прошлого - и не хотят сохранять зримые памятники достижениям советской архитектуры.

Пытаясь отрицать тот очевидный факт, что теперь здание могут в любой момент снести и виноват в этом лично С.В. Макаров, КГИОП не придумал ничего лучшего, как написать что... со статусом памятника нельзя приспособить здание под поликлинику или школу! То, что множество поликлиник и больниц, не говоря уже об учебных заведениях, статус памятника имеют, не смутило.

Напомним, на заседании рабочей группы 23 января должна была обсуждаться безграмотная заказная экспертиза о лишении здания статуса памятника. Однако, когда до этого пункта повестки дошла очередь, Макаров объявил , что решение принято три года назад и обсуждения не будет. По всей видимости, сделал он это потому, что понял - большинство членов группы проголосует за то, чтобы здание стало памятником, и "договориться" с ними не получилось. Как прокомментировал это действие депутат Ковалев, "теперь ни один человек не поверит, что в Петербурге нет коррупции".

Квартал Шкапина-Розенштейна – один из тех самых "депрессивных" районов старого Петербурга, что должны уступить место современным деловым центрам. Жить здесь и вправду было не сладко – экологически вредные предприятия все расширялись, а оказавшиеся в их санитарных зонах дома десятилетиями не ремонтировались. Никто не спорит с тем, что эта зона бедствия давно нуждалась в экстренной помощи. Но едва ли тотальное уничтожение всей, без разбору, исторической застройки – единственное из возможных решений. Наверняка нашлись бы иные, компромиссные пути, если бы ставилась задача не тотальной зачистки территории под новое строительство, а грамотного сосуществования современной и старинной архитектуры, которой можно было дать вторую жизнь, наполнив новым содержанием.

О дурной репутации квартала между Шкапина (Везенбергской) и Розенштейна (Лейхтенбергской) сегодня слышал всякий, кому не лень. Обе улицы за последние полвека приобрели известность как некое подобие трущоб и жутковатое и не безопасное место. Дурную репутацию закрепили в общественном сознании наши СМИ, особенно активизировавшиеся после того, как руководство города объявило о намерении коренным образом взяться за этот район.

Между тем история его довольно примечательна, и далеко не всегда была столь печальна.

Освоение территории к югу от Обводного канала началось задолго до революции, еще в XVIII веке. В то время она еще не входила в границы города и развивалась довольно медленно. Строительство Балтийской железной дороги (1857) и заводов Русско-американского товарищества резиновых мануфактур "Треугольник" (1860-е годы) ускорила и развитие территории, и ее интеграцию в городскую инфраструктуру.

Настоящий строительный бум пришелся на начало ХХ века, когда здесь началось массовое возведение многоквартирных домов, ориентированных в основном на рабочих и служащих окрестных предприятий. Именно тогда и сформировался облик двух улиц, отходящих от набережной Обводного канала на юг – Везенбергской и Лейхтенбергской. Свои названия они получили в 1909 и 1880 годах соответственно, по городам Великого княжества Финляндского. Улицы застроили капитальными пяти-семиэтажными домами, выдержанными, в основном, в стиле старого северного модерна, по проектам многих талантливых архитекторов – Н.И. Товстолеса, Г.И. Котенкова, Л.В. Котова (почти половина домов по Везенбергской улице – их авторства) и даже М.С. Лялевича и Б.Я. Зонна. Здесь до сих пор сохранились единственные в городе постройки работы И.К. Бредаля, Б.А. Иванова.

Однако, если в 1860-х годах бурная деятельность Товарищества "Треугольник" всячески способствовала развитию и благоустройству района, после революции картина изменилась кардинально. К 1917 году заводы Товарищества "Треугольник" занимали 18 участков на Обводном канале и прилегающих проездах. Впоследствии, когда обширной территории вокруг предприятия был придан статус санитарно-защитной зоны (СЗЗ), они непрерывно расширялись, делились и размножались, и в результате разрослись более чем вдвое – до 43-х участков (включая дочерние предприятия, созданные на базе 2-го производства "Треугольника", и их ведомственные нежилые объекты).

Кроме того, здесь мы имеем дело едва ли не с "эксклюзивным" случаем, когда дирекции предприятий за последние 85 лет не предприняли практически никаких мер для ограничения прогрессирующего невиданными темпами загрязнения и деградации окружающей среды, и с упорством, достойным лучшего применения, избегали ознакомления с экологически чистыми технологиями. Результатом первобытного поведения "Треугольника" и его дочерних предприятий, их сугубо потребительского отношения к городу, стало уничтожение 29 ценных зданий исторической застройки и захват 31-го участка, загрязнение воздушной среды, превышающее допустимые ПДК вредных веществ в десятки раз. В целом же из 86 исторических зданий только на двух улицах – Шкапина и Розенштейна, - к 2003 году уцелело лишь 51.

Очередное расширение самого "Треугольника" сдвинуло его СЗЗ таким образом, что произошло ее слияние с СЗЗ Балтийской железной дороги. Это привело уже к катастрофе общегородского значения: в 1960-е годы были объявлены "непригодными" для постоянного проживания полностью две улицы – Шкапина и Розенштейна. После этого деградация городской среды пошла нарастающими темпами: дома, требующие капитального ремонта, принципиально не ремонтировались даже косметически. Капитальный жилой фонд постройки в основном 1910-х годов (перекрытия по металлическим балкам, с бетонным заполнением) активно разрушался и приобрел вид закопченной и загаженной трущобы, в то время как тысячи горожан десятилетиями дожидались улучшения жилищных условий.

Описанная ситуация в целом типична для Старого Города: явления такого порядка имеют место в Рождественской слободе, на Самспониевской набережной и в других промзонах. И даже такой дикий вариант, как вышеописанный – тоже не единственный. Например, администрация Балтийского завода догадалась отгородить половину Кожевенной линии и включить ее в состав своей территории. Результатами стали выпадение этого важнейшего городского проезда из планировочно-транспортной структуры района, парализующее его дальнейшее развития, почти полное уничтожение исторической застройки по 19-ти участкам.

Между тем и улица Шкапина, и Кожевенная линия, равно как и многие другие районы исторически сложившегося "промышленного пояса" решением Исполкома Ленсовета от 1989 года включены в охранную зону центра Петербурга – а значит, снос и искажение их облика запрещены законом. Все нормативные акты, действующие в сфере реконструкции и строительства на территориях, представляющих ценность, предписывают не уничтожать, а ремонтировать, не разрушать, а реставрировать.

В 2003 году, по приказу губернатора Владимира Яковлева, снесли дом 12 по Шкапина (арх. Котенков Г.И., 1914) – якобы вследствие "самообрушения". Про режим охранной зоны предпочли при этом не вспоминать, равно как и о том, по чьей вине здание оказалось в таком состоянии. Но все же при прежнем городском руководстве этот снос здесь был единичным случаем. Со сменой смольнинской команды ситуация изменилась в корне. В 2005 году снесли дом 11 по Шкапина. А затем приговорили к той же участи весь исторический квартал (около 50 домов), дабы освободить место для некоего (не существовавшего даже на уровне эскизного проекта) "делового центра". В дело пошли извлеченные из архивов советских времен экспертизы, к ним присовокупили новые, сочиненные будто под копирку. Так полсотни зданий вдруг и одномоментно признали "неремонтопригодными". Только за 2006 год на Шкапина и Розенштейна было снесено 11 исторических домов, еще 18 – расселено и подготовлено к сносу.

  • Здание на углу Шкапина и Обводного канала (124) – жилой дом, арх.Голосуев А.К., постр.1907, стиль модерн, 4-5 этажей
  • Шкапина,22 – жилой дом, арх.Товстолес Н.И., 1910-11 гг., модерн, 6 этажей
  • Шкапина,24 – жилой дом, арх.Котов Л.В., 1910, модерн, 6 этажей
  • Шкапина,28 – жилой дом, арх.Котов Л.В., 1912, модерн, 5 этажей – в 1980-х прошел комплексный капремонт с надстройкой 6 этажа
  • Шкапина,30 – жилой дом, арх.Котов Л.В., 1911, модерн, 5 этажей – в 1980-х прошел ККР, надстроен 6 эт.
  • Шкапина, 36-40, жилой дом,арх.Бредаль И.К., 1914 – неоклассицизм, 6 эт. Единственная сохранившаяся постройка этого автора.
  • Шкапина, 39 – жилой дом, арх.Нагель Н.И., 1914
  • Шкапина, 41 – мастерские А.А.Шиндлера – арх.Кох Э.И., 1914 – эклектика, 2 этажа; одни из двух существующих построек этого автора
  • Шкапина, 43-45 – склады-холодильники Торгового дома «Бр.Вестей» - арх.фон Постельс Ф.Ф., 1908, 1914 – кирпичный стиль, эклектика, 2-4 эт.
  • Шкапина, 44-46 (натурная адресация – дом 44) – мебельно-столярная фабрика «Л.Фролик и Ко», арх.Асеев В.М., 1911, - кирпичный стиль, 2-4 этажей, одна из двух существующих построек этого автора; в советские период снесены лицевые постройки, сохранились остальные здания
  • Шкапина, 48 (натурная адресация – 46) – гараж и мастерские Товарищества автомобильно-омнибусного сообщения, арх.Иванов Б.А., Покровский С.В., 1908, 1913-1914; в советский период снесены лицевые постройки, сохранились остальные здания; единственные сохранившиеся работы этих авторов

Подготовлены к сносу (расселены, без кровли):

  • Шкапина,3 – жилой дом, арх.Товстолеса Н.И., 1911 – модерн, 6 этажей
  • Шкапина,5 – жилой дома, арх.Товстолес Н.И., 1909 г. – модерн, 6 эт.
  • Шкапина, 31 – арх.Нагель Н.И., 1914 – модерн, 7 этажей – заканчивается расселение, готовится к сносу
  • Розенштейна, 1 - угол Обводного канала (128) – жилой дом, автор не известен, эклектика, 5 этажей
  • Розенштейна,3 (натурная адресация – 7) – Производственные здания Товарищества резиновых изделий «Треугольник», арх.Гельман Е.И., надстройка и новый корпус – 1903-1906, - кирпичный стиль, 3 эт.

Планируетсяснос :

  • Розенштейна, 8-12 – производственные здания фабрики искусственной шерсти и пряжи Ю.К.Клейбера (впоследствии – «Буш, Тис и Ко» - арх.Брусилов М.А. –дом 8, (надстройка и расширение, 1875) – кирпичный стиль, 3-4 этажа; одна из трех существующих работ автора.
  • Арх.Гиргенсон Г.О. – перестройка и расширение, 1890-е гг., новые здания – 1906,1913) - дом 10 (снесен), дом 12 – кирпичный стиль, 4 этажа, в сов.период снесены лицевые постройки, сейчас планируется снос сохранившегося дворового флигеля.
  • Розенштейна, 28 – здание в стиле сталинского классицизма

Расселены, лишены кровли, подготовлены к сносу:

  • Розенштейна, 16 – жилой дом, арх.Гизе В.Ф., 1898 – эклектика, 4 этажа
  • Розенштейна, 18 – жилой дом, арх.Богусский Л.В., 1902 – модерн, 5 эта
  • Розенштейна, 20 – жилой дом, арх.Эпельбаум Б.А., 1903 – кирпичный стиль, 5 эт. ; одна из двух существующих работ автора
  • Розенштейна, 22 – жилой дом, арх.Зонн Б.Я., 1903 – модерн, 6 этажей
  • Розенштейна, 24 – жилой дом, автор не известен, модерн 5 эт.
  • Розенштейна, 26 – жилой дом, арх.Баниге С.В., 1913 – неоклассицизм, 5 эт.
  • Розенштейна, 32 -жилой дом, арх.Самсонов П.С., 1904 – модерн, 4 эт.
  • Розенштейна, 34 – жилой дом, арх.Дмитриевский К.И., Еремеев М.Ф.,1910 – модерн, 5 эт.; одна из двух существующих работ архитектора Дмитриевского.
  • Розенштейна, 36 – жилой дом, арх.Кондратьев С.П., 1899-1900 – эклектика, 4 эт.
  • Розенштейна, 39 – жилой дом, арх.Лялевич М.С., 1902-1904 – модерн, 6 эт.

"Самым неблагополучным кварталом Петербурга" в свое время окрестили улицы Шкапина и Розенштейна . Аварийные дома, обрушение зданий, смертельная экологическая обстановка, пожары, бунты бомжей... И вот, наконец, долгожданное решение городских властей: снести все эти дома и полностью реконструировать квартал. Администрации Адмиралтейского района до 2 октября поручено завершить расселение жилых домов.

По словам начальника жилищного отдела Адмиралтейского района Дианы Чапуриной, из 1082 семей, которые оказались "подвергнуты" расселению, на данный момент осталось 23 семьи, до сих пор не переехавших. В райжилотделе уверяют, что новое жилье предоставляется в соответствии с нормативами, что большинство граждан только довольны - из жуткого "гетто" люди попадают в благоустроенные квартиры, пусть даже не столь близкие к центру, как прежние. Если учесть, что на Шкапина было множество коммуналок и никакие риэлтеры никогда не смогли бы их расселить (кто будет покупать в этой местности квартиры, хоть десять "евроремонтов" в них сделай?), то, пожалуй, для многих это действительно так.

Тем не менее до сих пор идут судебные процессы - люди хотят большего, чем им предлагает власть. "Аппетиты" граждан психологически, пожалуй, вполне объяснимы - в течение многих лет они жили в неблагоприятном районе, обзавелись кучей болячек, по улицам боялись ходить ночью... Ведь еще в 1968 году Лен-горисполком принял первое решение о расселении улицы Шкапина в связи с неблагополучной санитарной обстановкой - результатом деятельности ныне почившего в бозе "Красного треугольника".

Стоимость одной лишь рекультивации земли здесь, согласно оценкам специалистов, составляет почти 2 млн долларов за гектар. Нет сомнения: не случись обрушений и необходимости что-то экстренно решать - людям никто и никогда не заплатил бы ни копейки компенсации за погубленное здоровье, за здоровье детей, которые вынуждены были гулять на здешних чудовищных детских площадках. Так что же удивительного, если от своего сомнительного "счастья" люди хотят получить как можно больше?

Несмотря на то что еще в сентябре прошлого года губернатор Валентина Матвиенко посоветовала жилищному комитету "не миндальничать" с отказниками, они упираются по сей день. Собственники жилья требуют доплат, исходя из рыночной стоимости квартир, требуют компенсаций за переезд (ведь, по известной поговорке, это половина пожара). Те же, чья площадь является неприватизированной, упираются просто так - и судятся. Доказывают, к примеру, что квартиры нужно давать не на одну, а на три семьи, и т. д. Впрочем, Диана Чапурина убеждена, что все разрешится к общему удовольствию.

Но наличествует еще и такой момент. Есть распоряжения администрации Адмиралтейского района о предоставлении ряду граждан из "нехорошего места" квартир в других районах - в Кировском (пр. Народного Ополчения, 167/21) и Красногвардейском (ул. Осипенко, 4, корпус 1). Вот тут-то и обозначилась проблема.

Заселиться в эти дома оказалось невозможно, потому что они не переведены на постоянное электроснабжение и не приняты на баланс районными жилищными агентствами. И понятно, что люди, в последние годы прожившие на улице Шкапина порой без электричества и воды, не хотят вселяться в дома (пусть даже новые), в которых нет постоянного электроснабжения - потом можно долго его дожидаться... Когда эта проблема будет решена, начальник отдела строительства Красногвардейского района Андрей Галахов ответить затруднился.

Возможно, что расселение - действительно вопрос нескольких дней. Возможно - опять затянется, ведь в свое время глава жилищного комитета Юнис Лукманов уже объявлял торжественно, что ВСЕ жильцы со Шкапина переедут в новые дома с января по март 2006 года. Летом же со ссылкой на официальных лиц по телеканалам прошли репортажи о ЕДИНСТВЕННОЙ нерасселенной квартире на Шкапина...

Тем временем печально знаменитая бывшая Везенбергская (так улица Шкапина называлась прежде, а построены здесь были дома для работников "Треугольника") неожиданно ухитрилась стать не просто отравленной аварийной территорией, но и своего рода фактом петербургского культурного пространства. Этому немало способствовали нашумевшие съемки фильма о бомбежках Берлина.

В молодежных кругах стало модным совершать вылазки на знаменитую улицу, фотографировать руины, парадные, дворы, промзону "Красного треугольника". В ходе этих вылазок ребята обнаруживали удивительные вещи - то подпольный цех по сортировке цветных металлов, то разоренный музей того же "Красного треугольника".

Вот зарисовка молодой писательницы Марии Ряховской: "Мы доехали до улицы Шкапина. Район Балтийского вокзала. Заброшенные дома. Идешь поздно вечером, поднимаешь голову и смотришь на десятки окон вверх. Пустые квартиры. В них ветер. Вдруг раскроется дверь, и с плачем, хохотом и воем вывалится пьяная компания. Кинут бутылкой в окно, оно выплюнет брызги стекол. Скроются так же внезапно, как и появились. Банда Азазелло! Странно, в этих покинутых домах не отключали электричество и воду.

А еще на этой дикой улице Шкапина был один черный дом, с подтеками, оставшимися от пожара, с вынутыми внутренностями. Только четыре стены, как после бомбежки в сорок втором году. Куда девалось остальное? Может, прилетел инопланетный корабль с краном, снял крышу, вынул квартиры с населением и улетел, сыпля огненными искрами? Такие дома я видела в кино, когда показывали разрушенную немцами Варшаву".

К слову, помимо расселения жилых домов в повестке дня - еще не до конца решенный вопрос нежилого фонда, "частников", многочисленных магазинчиков, кафешек (кстати, были среди них и вполне приличные) и прочих предприятий малого бизнеса.

Так или иначе, с карты города это закопченное пятно скоро будет стерто. А что будет дальше? Бизнес-центры? Офисы? Престижная деловая зона в непосредственной близости от знаменитой "Балтийской жемчужины"?..

Автору этих строк вспоминается один знакомый художник. Он писал здесь пейзажи - но необычные. Освобождал мысленным взором здешнее пространство от хлама, грязи и копоти, оставлял линии и плоскости - брандмауэры, кирпичные строения, решетки оград - и вписывал в них плющ, арки, каменные вазы с декоративными кустарниками, скамеечки, фонтанчики и флюгеры, стоянки для велосипедов.

Получались удивительные картины, напоминающие то ли Финляндию, то ли Швецию, - стильное место, куда с удовольствием можно было бы ездить на работу или для того, чтобы поиграть в боулинг. В том числе и бывшим жителям этого квартала - приезжать и радоваться, что бывшая "малая родина" стала чистой и красивой, достойной называться частью городского центра. А не безликой "бизнес-зоной", которых и так сегодня плодится в избытке.