Пакт о мире символ цветовой. Электронная библиотека международного центра рерихов. Описание знака «Знамя Мира»


Везде — так назвал свою статью, посвященную знаку Знамени Мира Н. К. Рерих. Действительно, знак этот, предложенный им для охранительного Знамени, необычайно широко распространен в искусстве разных времен и народов. Находя его на различных изображениях, Н.К.Рерих записывал свои наблюдения. Первый список был небольшой: «Прислана копия с древней иконы Святого Николая Чудотворца... утвержденная к печатанию митрополитом Антонием. Из других мест прислан снимок с издания типографии Киево-Печерской Лавры шестидесятого года — Служба Преподобному Сергию, игумену Радонежскому Чудотворцу. Из Испании посылается снимок с изображением Святого Доминга из „Силоса" (археологический музей Мадрида). Также из Испании посылается изображение Святого Михаила, работы Бартоломео Вермехо (1440)».


Увиденное в Пекине пробудило еще целый ряд образов: «В Храме Неба тоже оказался знак Знамени. Тамга Тамерлана состоит из того же знака. Знак трех сокровищ широко известен по многим странам Востока. На груди тибетки можно видеть большую фибулу, представляющую собою знак. Такие же фибулы видим мы и в кавказских находках, и в Скандинавии. Страсбургская мадонна имеет знак этот так же, как и святые Испании. На иконах Преподобного Сергия и Чудотворца Николая тот же знак. На груди Христа, на знаменитой картине Мемлинга, знак запечатлен в виде большой нагрудной фибулы. Когда перебираем священные изображения Византии, Рима, тот же знак связывает Священные Образы по всему миру. На горных перевалах нерушимо остается тот же знак. Для выражения быстроты, поспешности, нужности знак несет Конь Белый. А видали ли вы в подземельях в Римских катакомбах тот же знак?».


В 1935 г. во время монгольской экспедиции Н. К. Рерих опять встречает знакомое изображение: «Скала монастыря Шара Мурена вся усеяна синими знаками Знамени Мира. На черкесских клинках гурды тот же знак. От монастыря, от священных предметов и до боевого клинка везде тот же знак. На щитах крестоносцев можно его видеть и на тамге Тамерлана, на старинных английских монетах и на монгольских печатях — везде тот же знак. Не значит ли эта повсеместность, что всюду о нем нужно вспомнить? Не значит ли, что поверх отдельно народных обозначений всюду живут объединительные и напоминательные знаки, лишь бы разглядеть их и запомнить твердо? Оба условия: разглядеть и запомнить — одинаково нужны».


«Разглядеть» и выявить во всей полноте пространственно-временное бытование знака — задача достаточно сложная. Так же непросто «запомнить» и объединить все разнородные памятники искусства со знаком Знамени Мира какими-то семантическими взаимосвязями. Соответствующие исследования пока еще очень малочисленны. Несомненно, ученым предстоит здесь большая работа. В какой-то мере картины самого Николая Константиновича Рериха могут служить в данном случае путеводной звездой. К произведениям со знаком Знамени Мира Н. К. Рерих относил не только те, где знак изображен в своем полном завершении, но и без окаймляющей окружности, и даже тогда, когда три окружности разнесены достаточно далеко, как на иконах Святого Николая или Сергия Радонежского. Кроме того, в древнерусском искусстве встречается и слитное изображение кругов в виде трилистника, родословная которого также имеет глубокие корни.
Знак Знамени Мира появляется еще в эпоху камня. В Хакасии, в поселении Малая Сыя, датировка радиокарбоном которой составляет 34~32 тыс. лет, В. Е. Ларичев обнаружил небольшую каменную пластину. На ней аккуратно просверлено три круглых отверстия, образующих треугольную композицию. Как считает ученый, в начальный период верхнего палеолита проводились достаточно точные астрономические наблюдения и данная пластина могла использоваться для этих целей в качестве измерителя-визира. Обращает на себя внимание применение золотого сечения при изготовлении этого уникального произведения.
На донце глиняного неолитического сосуда из Триполья три круга в центре разделяют убывающий и возрастающий серп луны. Различные фазы ночного светила, перемежающиеся рядом черточек, по-видимому, говорят о счете по лунному календарю. Узор же на внешней кайме из тридцати лепестков свидетельствует о солнечном месяце.


С календарными представлениями связана серия более поздних произведений, в основе которых также лежит знак Знамени Мира. Протоиндийское «колесо времени» представляло собой окружность с шестью спицами, вероятно, по числу сезонов. Другим обозначением года был сердцеобразный символ. На датированной третьим тысячелетием до н.э. печати изображен тур — единорог, знаменующий собой год, на плече которого начертан лепесток лотоса с тремя колесами. Известен также амулет сердцеобразной формы с тремя концентрическими кругами, передающими календарную информацию.


Бляшка IV в. до н. э. из Анапы состоит из трех больших и тридцати одного малых полусфер. Последние распределены кольцами в количестве 12,13,13. Хронологический алгоритм был, надо полагать, достаточно универсальным. Левое кольцо позволяло фиксировать по месяцам земной год.
В подобной же бляшке из бронзы трансильванской группы скифо-сарматского времени три больших круга окружены двенадцатью маленькими. В сумме они составляют пятнадцать — половину месяца. Однако здесь каждый большой круг рассечен двумя дугами, вследствие чего появляется возможность прибавлять и отнимать не только целые числа, но и полуцелые. Так можно получить число 31 и число 29,5 — значение лунного синодического месяца.
Бляшки словен новгородских первой половины первого тыс. н. э. состоят только из трех полусфер, но зато каждая из них окружена манжеткой с насечками. Иногда четыре такие бляшки объединяются в одну сложную композицию с центральным отверстием.


Замечательные украшения тех же словен — лунницы — выполнены в виде серпа луны с тремя кругами в центре, каждый из которых состоит из трех маленьких полусфер. Лунницу из Старосиверского окаймляют тридцать маленьких полусфер, орнамент же из мелких точек, видимо, также содержит числовую информацию.
Удивительно, что среди некоторых венгерских находок средневекового времени встретилась сердцеобразная фигура, которая почти точно повторяет проиндийский символ года. Такую же форму имеют бляхи тюхтятской культуры в Хакасии 1Х-Х вв.


В наскальном искусстве знак Знамени Мира также появляется с эпохи камня. Так, круг с тремя точками и три соединенные окружности выбиты в Монголии на каменных плитах в Аршан-хаде и Цагаан-айриге еще в мезолитическое время. Круг с тремя точками, как считает Э.А.Новгородова, может быть сравним с антропоморфными фигурами эпохи палеолита, напоминающими женские и мужские символы. Знак Знамени Мира можно обнаружить среди амурских изображений Сакачи-Аляна неолитического времени и петроглифов Ангары эпохи бронзы.


А. П. Окладников, нашедший подобный знак на горе Тэбш в Монголии, охарактеризовал его как «три кольца, соединенных вместе и образующих как бы треугольник, похожий на символ Пакта Рериха». Именно такие изображения воспроизводит в своих картинах Н.К.Рерих «Святые камни. Монголия» (1935~ 1936) и «Монголия. Всадники» (1935-1936). Чингиз-хан на одноименной картине («Чингиз-хан (Всадник. Монголия)». 1937) имеет на груди те же три круга.


Нормальные и перевернутые изображения знака с центральным кругом внизу, называемые в археологии личинами, нашли отражение в картине Н. К. Рериха «Заклятие земное» (1907). Художник реконструирует один из наиболее загадочных обрядов древности, связанный с масками — личинами, и археологически точно воспроизводит петроглифы Сакачи-Аляна и Форта Руперт (США). Поразительно близкий сюжет, подтверждающий верность реконструкции Рериха, был недавно открыт в урочище Мугур-Саргол (Тува). Здесь на скалах, выступающих из Енисея, выбит человек в странной полусогнутой позе с посохом, шагающий среди антропоморфных личин. Как отмечает исследователь енисейских петроглифов М. А. Дэвлет, эту композицию можно отчасти связать с группой танцующих человечков в петроглифах Карелии и мелкой пластики Прибалтики. Огромная трехчашечная личина видна у Н. К. Рериха среди облаков в эскизе декорации «Великая жертва» (1910) к балету И.Стравинского «Весна Священная», а также в полотне «Путь великанов» (1910).


Для интерпретации трех соединенных кругов в петроглифах Сакачи-Аляна и горы Тэшб А. П. Окладников привлекает бытующие в Азии легенды, где говорится о трех солнцах. Два из них убивает космический стрелок, одно остается. Символом полуденного солнца или небесным оком называл И. Т. Савенков так называемый «третий глаз» на окуневских стелах эпохи бронзы. Там он вместе с двумя обычными глазами образует композицию, подобную знаку Знамени Мира. К солнечной символике восходят и праславянские фибулы и браслеты VII в. до н. э. На бронзовом браслете из радолинского клада представлено три солнечных диска, два из которых сопровождаются лебедиными шеями. Три солнца, считает Б. А. Рыбаков, выражают идею движения светила: восходящее солнце — утро, полдень и вечер русских сказок. Само же сочетание солнечной темы с темой лебедей встречается в искусстве и мифологии достаточно широко. Как Знамя Мира с лучами выглядит солнце на шаманских бубнах алтайцев конца XIX — начала XX вв.


Обнаруженные нами на Алтае три выбитые по кольцу окружности из грота Куйлю, относящиеся к концу эпохи камня, возможно, представляют собой символическое изображение души.
Самые последние изображения Знамени Мира появились на Алтае в 1975 г. Тогда, в марте, группа Е. Великанова, спускаясь с вновь открытого перевала Рериха (второе название — перевал 30-летия Победы) в сторону Кучерлинского озера, оставила для будущих восходителей этот знак на скале в качестве ориентира. В том же году, в июле, группа под моим руководством совершила первое восхождение на пик Рериха с запада. На вершине пика трое участников нарисовали красной краской три знака Знамени Мира. В этот момент мы увидели прекрасное зрелище — лавину с Белухи.
В декоративно-прикладном искусстве знак Знамени Мира в неолитическое время фигурирует как композиционный принцип на эламской керамике и как узорный мотив на венчике мачанского сосуда культуры Яншао. В Китае знак продолжает использоваться в ранний период династии Западной Чжоу 1Х-Х вв. до н. э. и изображен на бронзовой фигурке оленя в V-Ш вв. до н. э.


Три круга из трех концентрических колец украшают изделия из Кобанского могильника Х-VII вв. до н. э. Широко был распространен знак Знамени Мира в скифо-сарматское время среди памятников Трансильванской и Потисской групп, в том числе на изящной золотой серьге из раскопок В.Д.Кубарева. Мотив из трех полусфер используется на памятнике из Пантикапея (IV в.), на бронзовом кельтском браслете и как декоративный элемент латёнского стиля.
В памятниках эпохи средневековья знак Знамени Мира можно обнаружить среди предметов Лядинского могильника (древняя Мордва 1Х-Х1 вв.), на украшениях Вымской культуры Прикамья, а также среди инвентаря памятников Молчановского типа финно-угров. В керамике знак продолжает появляться в начале II тысячелетия в Армении и Грузии.
В XVIII в. трехточечным узором расписана датская прялка, а позднее разноцветные сферы появляются на декоративном панно из Монголии.


Н.К.Рерих в статье «Везде» упоминает о черкесских боевых клинках со знаком Знамени Мира, но этот знак существовал еще в эпоху бронзы в Триалетской культуре Дагестана, в фибуле из Мингечаура, в украшениях скифо-сарматского времени из Северной Осетии, в амулете из Мокрой Балки VII-VШ вв.
Что касается тамги Тамерлана, то у нее на территории Средней Азии были свои предшественники среди изделий из Маргианы IV-I вв. до н. э. и Мархаматского комплекса из Ферганы 1-IV вв. н. э.
Говоря о старинных английских монетах, Н. К. Рерих, надо полагать, имел в виду гроут короля Эдуарда I, выпущенный в 1279 г., с эффектным повтором трех кругов в четырех секторах круга. Еще более древним денежным знаком в Европе была кельтская золотая монета II в., так называемая радужная чашечка с тремя кругами и окаймляющим полукольцом. Вспоминая кельтские древности, Н. К. Рерих создает эскиз костюма Изольды к опере Р.Вагнера «Тристан и Изольда» (1912). В верхнем правом углу листа художник дает крупным планом деталь декоративного убранства костюма с характерными для кельтского искусства строгим контуром и тремя кругами.


На денге Б. А. Тверского (1460), схематически изображающей поединок Геракла с Немейским львом, те же три круга. Вообще, в древнерусском искусстве немало примеров использования знака Знамени Мира. Действительно, как упоминает Н. К. Рерих, мы находим его на иконах Чудотворца Николая и Преподобного Сергия. Дионисий рисует знак на образе Григория Богослова и Кирилла Белозерского. Поэтому не случайно и у самого Н. К. Рериха на двух версиях картины «Святой Сергий» (1932, ГТГ, МЦР) также присутствует знак Знамени Мира.


На иконах XIV в. тремя кругами помечены шапки Святых Бориса и Глеба. Более ранняя традиция нанесения знака на одежду восходит, по-видимому, к античному времени, например, к боспорской пелике IV в. до н. э. из Пантикапея. Знаком из трех точек отмечены одежды Девы Марии на новгородских царских вратах XIII в. Затем такой же узор обнаруживается на древнеболгарской иконе XIV в. В картине Н. К. Рериха «Труды Мадонны» (1931) плащ Святой Заступницы также декорирован орнаментом из трех элементов в треугольной композиции.
В раннем византийском блюде-дискосе три круга обрели смысловую наполненность и временную соподчиненность. Идея воскресения через страдание и смерть выражена с помощью трех евангельских сюжетов. Прочтение композиции начинается с нижнего правого круга со сцены Распятия, затем идет к левому кругу с Гробом Господним и заканчивается верхним кругом с Вознесением.


В гениальной «Троице» Андрея Рублева как бы незримо присутствует круг, символизирующий триединство Божества. Н.К.Рерих в своей картине «Знак Троицы» (1932), выявляя этот круг и сближая нимбы ангелов, получает ясную композиционную формулу. Знак Знамени Мира раскрывается здесь через знак Троицы. Согласно мифологическим представлениям, на вершине мировой горы, куда Н.К.Рерих помещает Троицу, находится Дом Божий. Сияя на фоне небесного Иерусалима, Знак Троицы — Знак Знамени Мира с чашей Христа славит гармонию Высших Сил и Высшую любовь в ее жертвенном подвиге.
Высшая Мудрость в древнерусском искусстве также отмечена знаком Знамени Мира. Он находится на книге, которую держит Христос в новгородском «Де-исусе» XV в. из национального музея Стокгольма.
Узором из трех точек и пересекающихся синусоид расписан свод в церкви Архангела Михаила «на Сковородке».

Знак Знамени Мира присутствует на омофорах русских святых: например в иконе XVI в. московских святителей — митрополитов Петра, Алексея, Ионы или на деревянном барельефе XVII в. с изображением соловецких старцев Зосимы и Савватия. Однако чаще всего в такой омофор облачены Никола Можайский или Никола Зарайский. Последний художник итальянского Возрождения Я.Тинторетто также изображает Святого Николая с тремя золотыми шарами — символом благодеяния.
Два мастера XV в. — русский Амвросий и Ян ван Эйк из Нидерландов — помещают Богоматерь на постамент с тремя кругами.


Вообще, все раннее Северное Возрождение и наследие интернациональной готики насыщено знаком Знамени Мира. Так называемый готический трилистник из трех кругов присутствует почти во всех готических соборах как основной декоративный элемент стен и витражей. Он украшает западный фасад собора Парижской Богоматери и западный фасад церкви Сен-Никез в Реймсе. Стрельчатые окна готических соборов обычно завершаются трилистником. Такое же маленькое оконце изображено Яном ван Эйком в его знаменитом Гентском алтаре. Художники иллюминированных готических рукописей выводили золотом три слившихся круга. На груди у Уты из Наумбургского собора шестилучевая звезда имеет на своих окончаниях три полусферы.


Однако в западном искусстве встречается и неслитное изображение трех кругов. В таком варианте они присутствуют на брюссельских шпалерах начала XVI в. «История рыцаря Лебедя» и «Легенда о Саблонской Мадонне».
Знамя Мира было освящено в 1931 г. в Брюгге, где сама ратуша декорирована готическим трилистником. В том же году Н. К. Рерих создает серию произведений, отражающих смысл и назначение охранительного полотнища. Это его известные картины-плакаты «Зарево» и «Знамя Мира. Pax cultura». В триптихе «Fiat Rex!» знак нарисован дважды: на рукоятке меча и на щите воина. По-видимому, это крестоносец. (Вспомним рериховское замечание о знаках на щитах крестоносцев.) Это явно не античный воин, хотя в то время также на щитах бывал знак Знамени Мира. Его можно видеть на черно-фигурном аттическом кувшине из Ольвии VI в. до н. э.
«Знамя Мира» (1931) на вершине горы среди панорамы снежных пиков выражает свою причастность белому небесному высокогорью, увенчанному «подвигами лучших искателей истины».

Отблеск искусства Леонардо да Винчи несет на себе «Мадонна Орифламма» (1932). Здесь все, как в ренессансных образах, наполнено любованием и человеческим обликом Богини и открывающимися космическими далями. Орифламма — алая боевая хоругвь французских королей — призывает здесь не к сражению, а к охране всей красоты мира. Мафорий на голове Владычицы отмечен тремя кругами, как украшали обычно корону Богоматери художники XV в., в частности Жан Фуке.
«Мадонна Защитница» (1932) раскинула свой плащ, охраняя храмы, дворцы и соборы всего мира. Н. К. Рерих трансформирует здесь популярный в эпоху Возрождения образ Богоматери Милосердие (например, произведение французского художника XV в. А. Картона). На груди Защитницы большая фибула со знаком Знамени Мира, как и у Архангела Михаила в «Страшном суде» Рогира ван дер Вейдена. Интересно отметить, что там в каждом круге еще три малых круга.


«София-Премудрость» (1932) ведет свои истоки уже не от католических образов, а от православных, хотя здесь Рерих вместо спокойного и торжественного образа икон создает произведение необычайно динамичное и экспрессивное. Его София летит на коне, как это принято для изображения воителя Архангела Михаила — предводителя светлых сил. Здесь вместо нимба Софии изображен диск солнца. Согласно традиции, София держит закрытый список и «в нем неведомые и сокровенные тайны Божий». Н.К.Рерих раскрывает список. На нем — Знамя Мира и трижды повторенное древнее слово, означающее «свято». В книге художника «Держава Света» в 1931 г. было написано: «Пусть теперь женщина — Матерь Мира — скажет: “Да будет Свет!” Каков же будет Свет? И в чем будет заключаться огненный подвиг? — В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано — Любовь, Знание и Красота». Применяя эти мысли к данной картине, можно прочитать свиток следующим образом: «Свята Любовь. Свято Знание. Свята Красота». Видимо, настало время, чтобы люди осознали и оберегли эти высшие духовно-эволюционные ценности. Ведь на них будет покоиться краеугольный камень будущей Культуры, через них придет новый мир. В охваченном пожаром небе София реет над символическим мировым городом, окруженном общей кремлевской стеной. Вход к нему идет от узнаваемой всеми Китайской башни.


На темы Востока Н. К. Рерих написал несколько произведений со знаком Знамени Мира. Своеобразным эпиграфом к ним можно считать картину «Тибет» (1933). Расходящиеся из небесного фокуса линии гор как бы осеняют высшим светом монастырь — символ земной мудрости. На смысловой центр полотна указывает тибетская хоругвь, где изображен конь с тремя горящими кругами — сокровищем мира Чинтамани. Легенду о Чинтамани, запечатленную кем-то на каменной глыбе, Н. К.Рерих перенес к себе на холст в картине «Белый камень» (1933).
Художник оживляет этот сюжет в своих полотнах «Знаки Чинтамани» (1937) и в раннем варианте «Сокровище Мира. Чинтамани» (1924).
Изображение коня с сокровищем мира нарисовано также в раскрытом свитке в картине Н.К.Рериха «Приказ Ригдена» (1933)- Могучий и пламенеющий, с золотой короной из трех сфер, Ригден посылает в мир своих огненных вестников.

Подобной же короной увенчаны на византийском моливдовуле VII в. Констант II с сыном. Узор из трех жемчужин украшает корону и плащ императора франков в картине французского художника Мейссонье «Карл Великий» (1840). Круг с тремя разноцветными кругами: желтым, синим, красным держит герой Н.К.Рериха в картине «Бхагаван» (1931. Рига, Художественный музей).
Картина Н.К.Рериха «Оттуда» (1936) изображает «тибетскую женщину, сидящую на каменистом берегу реки, одетую в халат, орнаментированный тремя кругами знака Знамени Мира». В картине «Мысли огненные» (1934) на груди у героини фибула с тремя кругами, какие носят тибетки; высокий женский образ с пламенной чашей на фоне священной Канченджанги как бы отодвигает своей духовной энергией наползающие на мир темные тучи.

Следует отметить, что еще задолго до того, как Н. К. Рерих предложил охранное знамя, этот знак уже присутствовал в произведениях художника. Помимо «Заклятия земного», в том же 1907 г. Н.К.Рерих рисует знак Знамени Мира на плаще Архангела Михаила на иконе из иконостаса для фамильной церкви Каменских в женском монастыре в Перми. По-видимому, Н.К.Рерих продолжает здесь определенную художественную традицию. В западной иконографии она просматривается в упомянутых выше образах Святого Доминга из «Силоса», Святого Михаила Бартоломео Вермехо и Рогира ван дер Вейдена, а также Святого Маврикия мастера из Мулена. Среди староболгарских памятников три белые

точки на красных плащах Архангелов можно обнаружить на иконе XVI в. «Спас Эммануил с Архангелами», а также на иконе XVII в. «Архангел Михаил». В эскизе «Царица небесная» (1910) для росписи Талашкинской церкви Рерих украшает трон каймой из трех кругов в полуокружье. В 1912 г. Н.К.Рерих пишет эскизы декораций и костюмов к пьесе А.Н.Островского «Снегурочка» на сцене Петербургского драматического театра Рейнеке. Костюм Снегурочки украшен большими кругами и маленькими, объединенными по три и оканчивающимися завитком. Такой же декоративный мотив обрамляет герб Сибири из Жалованной грамоты 1690 г.

Знак Знамени Мира в своем полном завершении с внешним кругом оказался на скоморошьем костюме, написанном Н.К.Рерихом к опере А.П.Бородина «Князь Игорь», в листе «Скоморохи Скула и Ерошка» (1914). Костюм Жреца из балета «Весна священная» (1912) также декорирован орнаментом из трех красных колец.
Эти круги в ранних работах Н. К. Рериха на русскую тематику появились, конечно, не случайно. Ведь еще в эпоху неолита на русской равнине от Камы до Прибалтики процветала волосовская культура (название от пос. Волосово в бассейне Волги), в которой был широко распространен кружковый орнамент, в том числе и из трех кругов. Такой же орнамент из трех кругов прослеживается и на глиняной посуде в андроновскую эпоху в Сибири. Сам Рерих, исследуя истоки русского костюма, писал, что равнина России и Сибири несет в своих недрах «наслоения самые неожиданные».

Подчас для своих образов Н. К. Рерих привлекает известные шедевры мирового искусства. В триптихе «Жанна Д"Арк» (1931) за основу центральной композиции «Вечная Матерь» он берет знаменитый витраж Шартрского собора (здесь те же густые синие и красные тона). Рисунок короны Богоматери включает в себя на этой картине три красных круга, образующих знак Знамени Мира.
В картине «Меч Мира» (1933) герой Н.К.Рериха напоминает статую воина из Аллеи Духов — погребального сооружения минских императоров Шисаньлин близ Пекина XV-XVII вв. Художник рисует на шлеме воина знак Знамени Мира, меч в горизонтальном положении, а руки в жесте моления. Н.К.Рерих создал здесь образ, исполненный огромной внутренней силы и духовной мощи, направленной на благо мира. Характерно, что в древнерусском искусстве три круга часто объединяются в трилистник. Наиболее четко в окаймляющем круге он выведен у Андрея Рублева в Евангелии Андроникова монастыря. Этот очень древний символ фигурирует на древнеегипетской богине неба Хатор XIV в. до н.э., на фаюмском портрете II-III вв. н. э., на одеянии Святого Дмитрия в византийской мозаике VII в. Уместно вспомнить здесь и одно из ранних на Востоке изображений трилистника на скульптуре жреца из Мохенджо-Даро III тыс. до н. э. и его повторение на мужском одеянии из Безе-клика средневековья. На плече у рериховского «Ярослава Мудрого» (1941) красуется тот же слитный из трех кругов знак трилистника.
Также и на костюмах японских актеров начала XVIII в. в качестве обличительного знака использовались моны в виде кольца с тремя кругами внутри.

Идеи «Пакта Рериха» и Знамени Мира вдохновляют и других мастеров кисти и резца. Прежде всего, значительны портреты самого Н.К.Рериха, написанные его сыном С. Н. Рерихом в 30-40 гг. XX в. Среди них есть такие, где автор Пакта изображен рядом со Знаменем Мира.
На одном из портретов Н. К. Рерих предстает на фоне Гималаев рядом с камнем, где нарисован конь с Сокровищем Мира. В стилистическом отношении этот народный примитив близок кельтскому образцу 1-го тыс. до н. э., а тот в свою очередь — еще более древнему памятнику II-го тыс. до н. э. с территории Франции. В России подобный сюжет — конь с тремя кругами на спине — известен среди шаманских изображений XI-XII вв. н. э., относящихся к пермскому звериному стилю. Среди памятников этого типа поражает серебряная пластина — как бы Знамя Мира, покоящееся на квадратном пьедестале. Квадрат обрамляют тридцать и семь маленьких кружков. Знаменная триада окружена кружками, дающими в сумме также число 30. Все это указывает, надо полагать, на календарный смысл изделия.
В 1937 г. была создана интересная скульптура «Мадонна Знамени Мира». Ее автор — ваятель из Литвы Д. Тарабильдене.

Из произведений последних лет со Знаменем Мира следует отметить картину тувинского художника Саая Сарыг-Оола «Экспедиция Н. К. Рериха в Центральной Азии» (1978), а также монументальное мозаичное панно новосибирского художника В.П.Сокола «Советская Сибирь».
Итак, даже на основании рассмотренных примеров можно сделать заключение, что эти изображения, графически соответствующие знаку Знамени Мира, были чрезвычайно широко распространены с самых ранних этапов истории человечества. Этот символ объединяет культурные традиции разных народов, отражая их «устремление к Высшему». Самые сакральные изображения несли на себе знак, соответствующий Знамени Мира. Разные религии, разные народы отмечали знаком триады своих воителей за правду, великих Святых и великих Учителей. С их делами, с их приходом люди связывали и связывают надежду на будущее. Поэтому вполне закономерно, что знак Знамени Мира в философии Живой Этики является символом новой эры.

Знамя Мира является символом Пакта Рериха, первого в истории Международного Договора о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников, который был подписан в Вашингтоне 15 апреля 1935 года. По определению самого Николая Константиновича Рериха это Знамя символизирует Красный Крест Культуры и призвано защищать все культурные сокровища человечества. Поэтому оно называется еще Знаменем Культуры и является универсальным объединяющим знаком для всех народов на основе Культуры.

Знак Знамени Мира – Знак Триединcтва – один из древнейших символов человечества. Знамя Мира имеет на белом фоне три амарантовых круга в кольце, символизирующие единство прошлого, настоящего и будущего в пространстве Вечности; синтез искусства, науки и религии в кольце Культуры; три ключа жизни – любовь, красоту, знание, христианскую Троицу и др. Трудно найти более подходящий символ, объединяющий все народы и расы, прошедший через тысячелетия человеческой истории. На основании этого, Знак Триединства был выбран Н.К. Рерихом для Знамени Мира — Охранителя высших сокровищ.»… Этот Флаг — эмблема мира, не только одной страны, но цивилизации в целом! » (Николай Рерих)

Знамя Мира

Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это — прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру.

Н.К. Рерих. Чинтамани

Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века — вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих. Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре. Бывает особенно ценно заглянуть в эволюцию человеческого сознания в самых разных его проявлениях.

Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские «Три Сокровища» говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак — на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских, и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии, и на Коптских древностях. Он же — на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на Буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.

Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища, — там должно быть такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских. Распространенность знака Знамени Мира настолько велика и неожиданна, что люди чистосердечно спрашивают, был ли этот знак достоверным или он вымышлен в позднейшие времена. Нам приходилось видеть искреннейшее изумление, когда мы доказывали распространенность этого знака с древнейших времен. Теперь человечество в ужасе обращается к троглодитному мышлению и предполагает спасать в подземных хранилищах, в пещерах свое достояние. Но Знамя Мира именно говорит о принципе. Оно утверждает, что человечество должно согласиться о всемирноcти и всенародности достижений человеческого гения. Знамя говорит: «noli me tangere» — не прикасайся — не оскорби разрушительным прикосновением сокровища мира.

Изображение в Храме Неба. Китай

Три драгценности. Вышивка. Монголия

Герб Самарканда

Икона Святого Николая

Андрей Рублев. Троица

Маттео Джованни. Мадонна с младенцем и двумя Ангелами

Фрагмент изображения Тамерлана

Домский собор

Керамика Древней Греции

Керамика. Китай

Ханс Мемлинг. Христос с ангелами, славящими Бога Отца

Знамя Мира, белый флаг с тремя кругами в кольце амарантового цвета, является символом Пакта Рериха, первого в истории международного договора о защите культурного наследия человечества.

Договор был подписан 15 апреля 1935 года в Вашингтоне представителями 20 стран Северной и Южной Америки.

По замыслу Рериха этот знак должен водружаться на объекты, подлежащие охране, как своего рода Красный Крест Культуры.

Происхождение символа теряется в глубокой древности. Ему придавалось сокровенное значение в разные времена и у разных народов. Об этом Н.К. Рерих писал во многих произведениях, в том числе в очерке «Знамя Мира» (1939г.)

Несмотря на древность происхождения, он никогда не использовался как отличительный знак какого-либо верования. Н.К. Рерих назвал его также символом Триединства, понимал сокровенный смысл этого знака и не возражал против различных интерпретаций, если они исходили из понятий синтеза и объединения.

«Не может быть международного соглашения и взаимного понимания без Культуры. Не может народное понимание обнять все нужды эволюции без Культуры. Потому Знамя Мира вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к понятию Культуры. Человечество не умеет явить уважение к тому, что есть бессмертие духа. Знамя Мира даст понимание этого великого значения. Не может человечество процветать без знания величия Культуры. Знамя Мира откроет Врата к лучшему будущему. Когда страны на пути к разрушению, то даже малодуховные должны понять, в чем заключается восхождение. Истинно, спасение в Культуре! Так Знамя Мира несет лучшее будущее». Иерархия. §331

«Истинно, Знамя Мира объединит все культурные задания и даст миру то достижение, которое так необходимо. Так несущие устремленное искание откликнутся на все утверждения. Народы, истинно, объединятся под этим Знаменем». Иерархия. §334


«...Символом Пакта Рериха стало Знамя Мира, несущее в себе не только идею защиты Культуры, но и эволюционный характер этой Культуры. Знамена Мира, международный знак эволюции, вывешены по всему миру там, где защищается Культура. «Будет время, когда Знамя Мира, Знамя Культуры, - писала Е.И.Рерих, - покроет весь мир». (…)

15 апреля 1935 года, когда Пакт Рериха о защите Культуры был подписан главами ряда государств, Н.К.Рерих еще раз напомнил всем о значении и эволюционной сути Знамени Мира, символа этого пакта.

"Пусть Знамя развевается над очагами Света, над святилищами и твердынями прекрасного. Пусть оно развевается над всеми пустынями, над одинокими тайниками Красоты, чтобы от этого зерна священного процвели пустыни. Знамя поднято. В духе и сердце оно не будет опущено. Светлым огнем сердца процветет Знамя Культуры. Да будет!"

"Да будет", - повторим и мы вслед за великим нашим соотечественником, принесшим на нашу планету столь необходимое нам знание о Культуре и Космической эволюции».

Шапошникова Л.В. Пакт Рериха. В основе - красота и знание.
Газета "Культура", № 14, 14-20 апреля 2005.

«...Знамя Мира было освящено в 1931 году в Брюгге, где сама ратуша декорирована готическим трилистником. В том же году Н. Рерих создал серию произведений, отражающих смысл и назначение охранительного полотнища. Это известные его картины-плакаты "Зарево" и "Знамя Мира. Pax cultura".»

.
Журнал «Мир Огненный», № 4 (15). 1997. с.78

«Потому так необходимо утверждать в духе начало женское. Ибо знамя великого равновесия мира дано поднять женщине. Так настало время, когда женщина должна завоевать право, у неё отнятое и которое она отдала добровольно...» Мир Огненный III. §241

Н.К. Рерих

Владычица Знамени Мира

Владычица червоннопламенная!
Владычица Знамени Мира!
К Тебе, Владычица, мы прибегаем.
Кто же поднимет знак Мира,
Знак сохранения Высших Сокровищ?
Кто же кроме Тебя придёт к нам
Помочь Знамя поднять,
Знак созидания народам?
Бурно море и губительны вихри
Но Ты Знамя поднимешь
И Наполнишь сердце людское
Сознанием о священном хранении Духа.
Ведь Ты знаешь, насколько нельзя отложить этот знак.
Ведь Ты знаешь, сколько уже разрушений Землю унизило.
Знаешь Ты все поношения самого лучшего, нужного людям.
Если стадо не знает опасности
Ведь Ты, пастырем будучи, Мирное Знамя поднимешь.
И ветры нагорные всюду Приказ несут Твой:
Сохранить, и строить, и складывать Светлое завтра.
Твой Пламень Червонный тьму разгоняет.
Дыхание Твоё исцеляет все раны
И Рука Твоя, разве не строит,
Легко прикасаясь к созидательным камням творения?
Вот мы и просим Тебя поднять
Этот знак Триединности Мощной.
Знаем мы, что Ты не откажешь,
Ибо противно Тебе разрушение и
Уничтожение прекрасных начал.
Ты не терпишь хаоса, Ты не терпишь
Смятения, и потому Ты поднимешь и
Сохранишь и Укажешь народам знак
Охранения мирных прекрасных сокровищ!
Знак Путеводный для каждой творческой Мысли!
Знак Утверждения и Света.
Помоги, Владычица Знамени Мира!»

«Отблеск искусства Леонардо несёт на себе «Мадонна Орифламма». Здесь всё, как в ренессансных образах наполнено любованием и человеческим обликом Богини, и открывающимися космическими далями. Орифламма – алая боевая хоругвь французских королей – призывает здесь не к сражению, а к охране всей красоты мира. Мафорий на голове Владычицы отмечен тремя кругами, как украшали обычно корону Богоматери художники ХV века, в частности Жан Фуке».

Маточкин Е. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха
Мир Огненный. Журнал № 4 (15). 1997. с.78

«В марте 1914 года мною была закончена картина «Зарево». На фоне бельгийского замка, около изваяния бельгийского льва, на страже стоял в полном вооружении рыцарь. Все небо уже было залито кровавым огненным заревом. На башнях и окнах старого замка уже вспыхивали огненные иероглифы. Но благородный рыцарь бодрствовал в своем несменном дозоре. Через четыре месяца все уже знали о том, что этот благородный рыцарь, конечно, был сам король Альберт, охранивший достоинство бельгийского льва.

Имя короля Альберта, весь его творческий подвиг во благо своей страны, его военное геройство, его широкие взгляды и глубокое доброжелательство всегда были для меня драгоценными. Поистине, радостно и в наши смущенные времена иметь перед собой такой ясный облик героя – рыцаря без страха и упрека, блестяще прошедшего всю свою жизнь в неустанных трудах к процветанию народа.

Человечество должно беречь своих героев. Также должно оно беречь и память о них, ибо в ней уже будет здоровое созидательное вдохновение. Жизнь уныла без героя. Тем ценнее, если такие герои не только имеются на страницах преданий, переходя в божественные мифы, но они оказываются посланными и в наше

время. Они трудятся, создают и борются за благо в эти дни. Люди могли их видеть. Множество соратников могли ощущать прикосновение ободряющей руки и слышать зовущее слово. Не оставлены и наши времена. Имя короля Альберта останется в ряду этих несомненных героев, так нужных не только своей стране, но для чести и достоинства всего человечества.

Героизм – не самость. Героизм есть истинный альтруизм. В героизме живет и сияет самоотречение и самопожертвование. Слава сопутствует герою, но она является не умышленным написанием, но естественным гербом его славного щита.

И сейчас в пустыне Монгольской тоже является радость иметь возможность записать эти слова. Ведь в каждом добром начертании уже есть нечто зовущее, объединяющее и открывающее сердце. Мы должны быть признательны герою, который подвигом своим помогает нам открывать сердце и дружелюбно посмотреть в глаза соседа».

Рерих Н.К. «Король Альберт». Листы Дневника. I т. МЦР. Бисан-Оазис. 1995. с.486,487

Николай Константинович имел в виду события, связанные с началом Первой мировой войны, когда Германия, объявив ультиматум нейтральной Бельгии, потребовала пропустить свои войска через её территорию к границам Франции. Получив отказ, 4 августа 1914 года Германия вторглась в пределы Бельгии и атаковала пограничную крепость Льеж. Бельгийская армия, возглавляемая королём Альбертом, оказала ожесточённое сопротивление, но ей пришлось отступить перед более сильным врагом. Вскоре почти вся территория Бельгии была оккупирована германскими войсками.

Прошли годы. Миновали тяжкие времена. В начале тридцатых годов Бельгия становится одной из первых стран мира, где нашли поддержку идеи Пакта Рериха. В этом, считал Николай Константинович, большая заслуга принадлежала просвещённому правителю Бельгии, королю Альберту. (…)

В 1931 году, прозревая зарево новых войн, Николай Константинович повторяет картину 1914 года, изображая в её правом верхнем углу Знамя Мира. Нет, не ушли в прошлое армагеддонные времена, - словно бы напоминает Рерих и призывает усилить Священный Дозор. Потому и стоит благородный рыцарь на страже; а над «грозовым, заблудившимся миром» реет спасительный Стяг с начертанными на нём словами КУЛЬТУРА и МИР.

Великий дар. О картине Н.К.Рериха «Зарево». Восход. Журнал. № 4 (144). 2006

Запечатлен Ангел Молчания тою же рукою и мыслью, что сложила образ Софии - Премудрости Божией. Пламенны крылья устремленной Софии, пламенны же и крыла Ангела Благого Молчания. (…) Благовествует Агни-Йога: первый завет грому подобен, но последний творится в молчании. Сперва Вестник Пламенный, а затем Сама Пречистая София - Премудрость...

Н.К. Рерих «Держава Света». О Вечном… М. 1994 г. с.169-170

«...В 1932 году Рерих создает картину "София-Премудрость Божия", где изображает царственное женственное существо, реющее над миром на огненном коне. Интересно сравнить рериховскую Софию с ее каноническим изображением в древнерусской иконописи, описание которого приводит Флоренский: «...ангепообразная фигура в царском далматике, с бармами и омофором. Длинные волосы ее не вьются, но падают на плечи. Лицо и руки ее - огненного цвета, за спиною - два большие огневидные крыла, на голове - золотой кадуцей, в левой - закрытый список, прижимаемый к сердцу; около головы - золотой нимб, над ушами - тороки или "слухи"», кроме того, Флоренский приводит и собственную расшифровку символики ее изображения: «крылья Софии - явное указание на какую-то особенную близость ее к горнему миру. Огненность крыльев и тела - указание на духоносность, на полноту духовности. Венец в виде городской стены - обычный признак Земли-Матери в ее различных видоизменениях, выражающий, быть может, ее покровительство человечеству, как совокупному целому». По поводу же списка сказано, что «в нем неведомые и сокровенные тайны Божий».

Прежде всего, следует отметить, что Рерих вместо спокойного и торжественного образа традиционных икон Софии создает произведение необычайно динамичное и экспрессивное. Его София летит на коне, как это принято для изображения Архангела Михаила - воеводы-предводителя светлых сил. Вместо нимба Софии - диск солнца. Она сама как посланец солнца, как воитель Света. Детальное сравнение с описанием Флоренского показывает, что, в основном, Рерих строго придерживается иконописных правил, кроме одного бросающегося в глаза отличия. София держит список не в левой руке, а в правой, и этот список раскрыт. На списке изображен символ Знамени Мира - три круга в окружности и написано трижды по-древнегречески слово, " Αγιωζ" что значит “свято". Знамя Мира, или Международный Флаг Культуры был предложен Рерихом для охраны Искусства и Науки, всех творений человеческого гения. В картине это Знамя развевается над соборами и дворцами, библиотеками и музеями.

Все они представляют один мировой город за общей, кремлевской стеной, как бы, символизируя единство созданий человеческих рук. По мысли автора «предложенное Знамя имеет на белом фоне в круге три соединенные амарантовые сферы как символ Вечности и единения».

В образе героической Софии Рерих воплощал свою веру в наступление эпохи Матери Мира и возлагал большие надежды на женщину в дальнейшем развитии человечества. В его книге "Держава света" в 1931 году было написано: «В тяжкие дни космических катаклизмов и человеческого разъединения и дегенерации, забвения всех высших принципов бытия, дающих истинную жизнь и ведущих к эволюции мира, должен подняться голос, призывающий к воскрешению духа, к внесению огня подвига во все действия жизни, и, конечно, этим голосом должен быть голос женщины, испившей чашу страдания и унижения и закалившейся в великом терпении. Пусть теперь женщина - Матерь Мира - скажет: Да будет Свет! Каков же будет этот Свет и в чем будет заключаться огненный подвиг? - В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано - Любовь, Знание и Красота».

Применяя эти мысли к данной картине, можно прочитать свиток еще и следующим образом: «Свята Любовь. Свято Знание. Свята Красота». Видимо, настало время, чтобы люди осознали и оберегли эти высшие духовно-эволюционные ценности. Ведь на них будет покоиться краеугольный камень будущей Культуры, через них придет новый мир. Вся красно-желтая, в пламени солнечного диска рериховская София вновь возвращает нас к соловьевскому толкованию апокалиптического сюжета. Наверное, нельзя более убедительно изобразить образ жены, облаченной в солнце, чем это сделал в своей картине Рерих. И рожденное ею слово - это и есть те неведомые сокровенные тайны Божии, которые начертаны в раскрытом свитке. Смысл картины близок к мыслям Булгакова: «...и над дольним миром реет горняя София, просвечивая в нем как разум, как красота, как...хозяйство и культура».

В песнопениях, посвященных Софии, говорится, что «от нея же изыде огонь Божества». Так и в полотне Рериха все небо охвачено пожаром, в его пламени мчится на коне божественная София».

Маточкин Е.П. «Н.К. Рерих и русский космизм». Часть I

«На краю пропасти, у горного потока, в вечернем тумане показываются очертания коня. Всадника не видно. Что-то необычное сверкает в седле. Может быть, это конь, потерянный караваном? Или, может быть, он сбросил всадника, перепрыгивая через пропасть? Может быть, этого коня, ослабшего, бросили на пути и теперь, отдохнувший, он ищет владельца? Так мыслит рассудок, но сердце вспоминает другое. Сердце помнит, как от Великой Шамбалы, от священных горных высот, в сужденный час сойдет конь одинокий и на седле его, вместо всадника будет сиять Сокровище Мира: Норбу Ринпоче-Чинтамани - Чудесный Камень, Мира Спаситель.

Не пришло ли время? Не приносит ли конь одинокий Сокровище Мира?»

Рерих Н.К. «Держава Света». Священный дозор. Рига. Виеда. 1992. с.193,194

«...Снова вокруг костра поднято десять пальцев и рассказ, убедительный в своей простоте, воодушевляет людские сердца. Теперь сказ идет о знаменитом черном камне. В прекрасных символах старый путник расскажет вам, как в незапамятные времена из других миров упал чудесный камень - Чинтамани индусов или Норбу Ринпоче тибетцев и монголов. И с тех пор часть этого камня блуждает по земле, возвещая новую эру и великие мировые события. Будет сказано, как некий владыка владел этим камнем и как темные силы пытались похитить сокровище.

Ваш друг, слушая эту легенду, шепчет вам:

«Камень этот черен, необуздан и пахуч и зовется Началом Мира. И он шевелится, как одухотворенный. Так завещал Парацельс». А другой наш спутник улыбнется:

«Камень изгнанник, блуждающий камень Вольфрама фон Эшенбаха».

Но рассказчик у костра продолжает свой сказ о чудесных силах камня; как камень проявляется и как он указывает мировые события.

«Когда камень горяч, когда камень дрожит, когда камень изменяет свой цвет, - этими явлениями камень предсказывает владельцу будущее и дает возможность знать врагов и опасности или счастливые события».

Слушатель спрашивает:

«А не этот ли камень на башне Ригден-Джапо? Не он ли дает лучи, проникающие все океаны и горы на благо людей?»

Рассказчик продолжает:

«Черный камень скитается по земле. Знаем, что китайский император и Тамерлан владели камнем. Знающие люди говорят, что великий Соломон и Акбар владели сокровищем, давшим им чудесные силы. Сокровище мира - так называется камень».

Рерих Н.К. «Держава Света». Священный дозор. Рига. Виеда. 1992. с.185

«Картина «Чинтамани» (1935-1936) теснейшим образом связана со сказанием о чудодейственном Камне, способном влиять на жизнь людей. Упоминание об этом Камне встречается в преданиях самых разных народов. На Западе - это Чаша Грааля, на Востоке - священный символ Чинтамани, Сокровище Мира. Но что кроется за этими легендами? Согласно эзотерической традиции Востока, Камень этот был послан на Землю из созвездия Орион, и на месте его падения была основана Обитель Учителей Знания и Света - Шамбала. Там он пребывает и по сей день, являясь связующим звеном между Землей и Дальними Мирами, а его осколок путешествует в мире, появляясь на пороге великих событий. На картине Сокровище изображено в седле одинокого белого коня, спускающегося с горной вершины. Если Камень посылается в мир, значит, скоро в истории Земли откроется новая страница...»

Музей имени Н.К.Рериха. Путеводитель. Под общей редакцией Л.В.Шапошниковой.
МЦР. Мастер-Банк. М. 2006. с.187,190

Картина «Белый камень. Конь счастья» перекликается с картиной «Сокровище мира. Чинтамани». В ней также на седле коня без всадника изображен Символ Триединства в языках стилизованного пламени в окружении священных символов. Тот же сюжет мы можем увидеть на картине «Конь счастья» (серия «Майтрейя», 1925 г.)

Видели белого коня Святого Егория.

Видели белых коней Флора и Лавра.

Видели белых коней Световита, и на белых конях мчались валькирии. Слышали о коне Исфагана. Видели стерегущих храмы оседланных коней Арджуны. Слышали о коне Гесэр-хана, даже видели удары подков его. Знали коня Химавата с огненной ношей Чинтамани.

На картинах китайских олени несут то же пламенное сокровище. Словно бы олень Святого Губерта. И поступь коня белого очерчивает пределы государства. И опять герои на белых конях. И в Монголии Цаган Мори белый конь - будет отмечен всякими сказаниями. Мчится на нем и Ригден-Джапо, и в отсветах пламенных конь становится огненным. И когда народ ожидает будущее с одной стороны, Великий Всадник обращает лица ждущих в сторону другую - туда, куда нужно.

Именно белый конь в сказаниях народа принадлежит герою. Именно белому коню предоставлено и одному ходить, принося великую весть….

Н.К. Рерих «Эрдени Мори». Листы дневника. Том 1, МЦР, М. 1995

«Легенду о Чинтамани, запечатленную кем-то на каменной глыбе, Рерих перенес к себе на холст в картине "Белый камень"».

Маточкин Е. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха
«Мир Огненный». Журнал №4/15. 1997. с.79

Шара-Мурен – местность во Внутренней Монголии (Китай), которую Н.К. и Ю.Н. Рерихи посетили летом 1935 года в ходе Манчжурской экспедиции (1934 – 1935 гг.) на пути из провинции Чахар в Суй-юань. В Шара-Мурене находился одноименный буддийский монастырь, который был резиденцией воплощенного ламы (хубилгана) Чу-чжи-стон ринпоче. По некоторым сведениям, позднее монастырь был разрушен.

Скала монастыря Шара Мурена вся усеяна синими знаками Знамени Мира. На черкесских клинках гурды тот же знак. От монастыря, от священных предметов и до боевого клинка везде тот же знак. На щитах крестоносцев можно его видеть и на тамге Тамерлана. На старинных английских монетах и на монгольских печатях - везде тот же знак.

Не значит ли эта повсеместность, что всюду о нем нужно вспомнить? Не значит ли, что поверх отдельно народных обозначений всюду живут объединительные и напоминательные знаки, лишь бы разглядеть их и запомнить твердо? Оба условия: разглядеть и запомнить - одинаково нужны. Как же запомнить то, что не удалось вообще разглядеть. Да и к чему разглядеть, если не удастся осознать и запомнить. (…)

Всякая подлинность лишь докажет, сколько знаков существеннейших рассыпано везде. Только увидеть, только запомнить, только донести. Трудно донести струи благодати. Иногда они впитаются в сердце и тогда вернее всего сохранятся. Также для того, чтобы увидеть и запомнить, необходимо и доброжелательство неискривленное, без всяких самодельных оков. Ужасны построенные темницы, но еще ужаснее темницы домодельные. А между тем везде так много чудесного, так много прекрасного.

Лишь бы усмотреть и запомнить.

Н.К.Рерих. «Везде» Листы дневника т.1. МЦР, М. 1995

«...Ночью горят все звездные палаты. Сияют все чудные знаки. Открыта Книга Величия. За горою полыхнул луч света. Кто там? Там кто прошел? Не Эрдени Мори?

На скалах Шара-Мурена знаки сокровища. Наран-Обо притаил камень чудесный. Везде прошел Эрдени Мори».

Рерих Н.К. Эрдени Мори. Врата в будущее. Рига. Угунс. 1936. с.135

«В наскальном искусстве знак Знамени Мира также появляется с эпохи камня. Так, круг с тремя точками и три соединенные окружности выбиты в Монголии на каменных плитах в Аршанхаде и Цагаан-айриге еще в мезолитическое время. Круг с тремя точками, как считает Э. Новгородова, может быть сравним с антропоморфными фигурами эпохи палеолита, напоминающими женские и мужские символы.

Знак Знамени Мира можно обнаружить среди амурских изображений Сакачи-Аляна неолитического времени и петроглифов Ангары эпохи бронзы. А. Окладников, нашедший подобный знак на горе Тэшб в Монголии, охарактеризовал его как "три кольца, соединенных вместе и образующих как бы треугольник, похожий на Символ Пакта Рериха". Именно такие изображения воспроизводит в своих картинах Н. Рерих «Святые камни. Монголия» (1935-1936)».

Маточкин Е. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха

«Мир Огненный», журнал, № 4 (15). 1997. с.76

«...Но среди конкретных, узнаваемы картин прошлого появляются полотна необычные и странные. ...На них тоже прошлое. С теми же конкретным деталями, с тем же историческим настроением. Но они как бы выпадают из знакомых нам эпох. В них меньше условности, у них загадочные названия. В них как будто живет не история, а легенды о ней. На полотнах все реально, но что-то стало необычным, призрачным, как в неясном воспоминании.

Над тайными травами гнутся причудливо одетые ведуньи. Пронзительно и мудро смотрят глаза колдунов, в которых светятся безвременье и тайное знание. Фантастические лики и знаки древних заклятий возникают в неверном свете месяца. Заклинают землю заклинают огонь, заклинают воду...»

Шапошникова Л.В. Мастер. МЦР. Мастер-Банк. 1998. с.52,53

«...Нормальные и перевернутые изображения знака с центральным кругом внизу, называемые в археологии личинами, нашли отражение в картине Рериха «Заклятие земное» (1907). Художник реконструирует один из наиболее загадочных обрядов древности, связанный с масками-личинами, и археологически точно воспроизводит петроглифы Сакачи-Аляна и Форта Руперт (США). Поразительно близкий сюжет, подтверждающий верность реконструкции Рериха, был недавно открыт в урочище Мугур-Саргол (Тува). Здесь на скалах, выступающих из Енисея, выбит из камня человек с посохом в странной полусогнутой позе, шагающий среди антропоморфных личин. Как отмечает исследователь енисейских петроглифов М. Дэвлет, эту композицию можно отчасти связать с обширной группой танцующих человечков в петроглифах Карелии и мелкой пластики Прибалтики».

Маточкин Е. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха
«Мир Огненный». Журнал № 4 (15). 1997. с.76

«Следует отметить поразительный факт, что ещё задолго до того, как Рерих предложил охранное знамя, этот знак уже присутствовал в произведениях художника. Помимо «Заклятия земного», в том же 1907 году Рерих рисует знак Знамени Мира на плаще Архангела Михаила на иконе из иконостаса для фамильной церкви Каменских в женском монастыре в Перми. По-видимому, Рерих продолжает здесь некую негласную художественную традицию. Среди западной иконографии она просматривается в упомянутых выше образах Святого Доминга из "Силоса", Святого Михаила Бартоломео Вермехо и Рогира ван дер Вейдена, а также Святого Маврикия - мастера из Мулена (95). Среди староболгарских памятников три белые точки на красных плащах Архангелов можно обнаружить на иконе XVI в. "Спас Эммануил с Архангелами" (96), а также на иконе XVII в. "Архангел Михаил" (97).

Маточкин Е. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха
«Мир Огненный». Журнал № 4 (15). 1997. с.80

Знамя Мира – неотъемлемая принадлежность Пакта Рериха об охране культурных ценностей и в военное и в мирное время.

Оно представляет собой белое полотнище, на котором изображена амарантовая окружность, а внутри неё три амарантовых круга.

Каждое знамя несёт определённую символику. Не исключение и Знамя Мира.

Что оно обозначает? Н. К. Рерих в 1939 году писал: «Просят объяснить, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Теперь объясняют его разно: одни говорят, что это прошлое, настоящее и будущее, объединённые кольцом вечности. Для других ближе пояснение, сто религия, знание и искусство в кольце вечности. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения…»

Конечно, эта трактовка, которую дал Николай Константинович, необыкновенно близка к смыслу, к содержанию Пакта Рериха.

Нельзя сказать, что эти знаки возникли только в эпохи, приближенные к нашему времени. Нет, наоборот, эти знаки ведут к далёкому доисторическому (до Рождества Христова) времени.

В давние времена само течение времени мыслилось циклически. «За рождением уж смерть приходит, а за смертью вновь рождение идёт», то есть, вся история повторяется во времени. Так в гимнах древнеиндийской Ригведы победа бога – громовержца над змием может быть и в прошлом, и в будущем или в настоящем времени.

Как и многим из нас сейчас, так и в далёкие прошедшие времена для развитого человека понятна двухполюсность каждой проявленной вещи, каждой энергии. Но, кроме того есть срединное состояние между ними или над ними. И это понятие выражалось тремя точками: две в один ряд, а одна над ними.

В древних земледельческих культурах точка обозначала всходы, или полураспустившийся росток, то есть была символом зарождающейся жизни. Но в каждом ростке отмечается корешок, стебелёк, листочек, то опять же это обозначение триединства.
Но возможно, что три точки – это триединство жизни: отец, мать и ребёнок.

К такому триединству можно отнести изображение трилистников на одеждах жрецов в долине Инда в 1V – 11 тысячелетиях до нашей эры. Такие же трилистники имелись на одеждах жрецов в Ирландии еще до возникновения христианства.

Имеется еще трактовка этого символа, относящаяся к трем мирам. В древней Индии этими тремя мирами были небо, земля и воздух между ними. А при возникновении буддизма утверждались миры: «мир страстей» - наша земля, преисподняя и мир богов; затем «мир форм» и еще более высокий «мир без форм», который был более утонченным.

И в Учении Живой Этики отмечаются миры: кама – страстей, рупа – формы и арупа – без формы. Они соотносятся с Плотным, Тонким и Огненным мирами.

Ученые предлагают еще одно толкование триединства – солярный знак: рассвет, полдень, закат. Это отражалось в деревянной резьбе русских изб. А в «Слове о полку Игореве» солнце названо трехсветным.

И еще одна трактовка знака триединства. Ученые считают. Что в древности у первобытных людей не было счета, а была тройственность – три грамматических числа: единственное, двойственное и множественное. Отсюда в сказках трехглавый змей (сверхпрожорливость), отсюда и поговорка: «Ест в три горла», отсюда и три сказочных царства, три трудные задачи героя (проверка всех возможных качеств). Даже считалось, что заклинания надо произносить три раза.

Триединство имеет место в религиозных и философских системах. Так в древнем Египте имелась триада богов: Матерь, отец, сын. Примером являются Изида, Осирис и Гор. В греческих Великих Дионисских мистериях три трагических поэта должны были создать три трагических поэмы.

И у неоплатоников была триада: дух, душа и тело.

И в христианстве имеется множество изображений троицы на образах, на иконах, на одежде духовных лиц, даже на рыцарском оружии.

Велико также символическое значение круга. Он означает целостность, завершенность. В «Тайной Доктрине» Е.П.Блаватской представлено первое после Пролайи (замирания) возникновение Вселенной в виде белого круга на черном фоне.

В буддизме на танхах (буддийских иконах) небо Тушиты (высшее Небо) отграничено радужным кругом. Можно также вспомнить «Три драгоценности» в буддизме (Будда, Его Учение и Община). Можно также вспомнить три тела Будды, три степени познания: невежество, логическое знание и высшее – интуитивное. Последнее, как говорит нам Учение Живой Этики, является чувствознанием сердца.

Обращает на себя внимание, что Знамя Мира выполнено в двух цветах: амарантовом и белом.

Белый цвет, как всем известно, означает чистоту. Это символ Света, сияния и Красоты. Он связывается с Высшим Миром и образом Матери Мира. Красный цвет (амарантовый), цвет крови, символизирует нижний мир, мир плотной материи, мир страстей, мир животной жизни. А соединение этих цветов символизирует связь Мира Высшего (Мира Духа) и низшего (тела).

Много значений имеет Знамя Мира, во многих религиях использовался его символизм. Но его значение гораздо глубже, оно сакральное. И всю глубину значения символов мы не можем считать исчерпанным. Н.К.Рерих сказал: «Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан лишь на одном фольклоре. И никто, ни одна страна, ни одна организация, ни одна религия не имеет права считать его только своим. Он принадлежит всему миру. «Знак Триединства оказался раскинутым по всему Миру», - писал Н.К.Рерих.

И еще одна цитата Н.К.Рериха: «Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские «Три Сокровища» говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские, несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских. Он же на изображениях Гесер - Хана и Ригден Джапо. Он же на тамге Тамерлана Он же был и на гербе папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских и на картине Тициана. Он же на старинной иконе святого Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении преподобного Сергия. Он же на гербе Самарканда. Он же в Эфиопии и на коптских древностях. Он же на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех гималайских нагорий. Он же и на буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.
Вот почему для знамени всеобъединяющего был избран тот же знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия»

В работе использовался материал статьи А.Л.Барковой «Символика Знамени Мира Рериха» с сайта «День Культуры»
и Н.К.Рерих Знамя Мира» М. 1999год

Рецензии

http://agnivesti.ru/news28698
Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых сокровищ». (Н.К.Рерих, ПРИВЕТ КОНФЕРЕНЦИИ ЗНАМЕНИ МИРА, Держава Света, 1931 г.).

Недавно, 24 июня 2019 года, Хамовнический районный суд города Москвы рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве к Международной Общественной Организации Лиги Защиты Культуры (МЛЗК) о ликвидации некоммерческой организации, о признании прекратившей деятельность и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).