Можно ли христианам есть свинину? Можно или нет есть православным свинину Можно ли кушать свинину христианам

Левит 11 конкретно говорится о том что свинину есть нельзя, а после того как бог дал свой завет сказал что будет вам это в роды вечные, ведь для всевышнего 1 день как 1000 и 1000 дней как 1. Сам Иисус говорил что он пришел не нарушить а исполнить закон. Объясните пожалуйста почему христиане едят свинину ведь бог сказал что не чиста она для нас

Отмечено как решение

  • ответ скрыт

    Пользователь

    Можно. И вот по каким причинам:

    1). Очень многие заповеди и постановления Ветхого Завета имели ограниченное время действия и носили временный характер (до постановления Нового (лучшего) Завета, который принес Христос). Среди них и заповеди о жертвоприношениях, и о квасном, и об омовениях, и о соблюдении праздников, и т.д. и т.п. Ныне все они недействительны, ибо упразднены вместе с Ветхим Заветом (Евр. 8:6-13).

    2). Апостол Павел обширно разъясняет, что отныне у верующих во Христа нет ограничений в вопросе о пище, поскольку пища никак не влияет ни на веру, ни на духовность человека, ни на его положение в глазах Бога (об этом говорил еще и сам Господь до Павла - см. Мат. 15:17,18 "Еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст--из сердца исходит--сие оскверняет человека".

    Вот что говорит Павел, в частности:

    "Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? ... Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога".

    "Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего..." (Кол. 2:16).

    "Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести" (1Кор. 10:27).

    "Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее" (1Кор. 10:25,26).

    "Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: не прикасайся, НЕ ВКУШАЙ, не дотрагивайся" (Кол. 2:20,21).

    "Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак И УПОТРЕБЛЯТЬ В ПИЩУ ТО, ЧТО бОГ СОТВОРИЛ, ДАБЫ ВЕРНЫЕ И ПОЗНАВШИЕ ИСТИНУ ВКУШАЛИ С БЛАГОДАРЕНИЕМ" (1Тим. 4:1-3).

    Спасибо (1)
    • Если бы это пояснение было истиной, то ложью были бы слова Самого Творца: Я есмь Альфа и Омега, началоа и конец, первыц и последний.
      Вообще, не вижу, чтобы Павел своими мутными рассуждениями разрешал есть свинину: ОН ГОВОРИЛ О ВЕГИТАРИАНСТВЕ. Те, кто думают, что делают зло, употребляя в пищу мясо вообще (неважно какое), не имеют веры в то, что всё создано и дано человеку на благо, с определёнными правилами, поэтому и слабы в вере.

      А как в словах Павла можно видеть разрешение на поедание свинины "Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести" (1Кор. 10:27), ведь сразу после этого он предупреждает, если вам скажут, что "идоложертвенное, то не ешьте"?! Ешьте... Не ешьте... Моя совесть спокойна и чиста, когда я знаю, как по Истине правильно и моей душе отрадно своим действием или поступком прославить своего Создателя. А если я буду "плясать под "дудку" неверных, то кого я прославляю? То есть, чью волю обнародываю? А ещё проще, какой пример подаю? Не даром христианские наставники повыкидывали из канонической Библии свидетельства Маккавейских войн, а то бы весь мир узнал, как Создатель наказывает за нарушение завета Его.
      Был же еврейский учитель, который отказался есть говядину только потому, что враги хотели всем объявить, что он ест свинину для примера молодёжи. Отказался старик и его зверски убили, а мы теперь должны для спокойствия совести(!!!) есть то, что нам положат в тарелку неверные (несоблюдающие заповеди)?! Неужели никому не кажутся слова Павла абсурдными или извращёнными?! Какого духа в душе имеешь, если веришь такому бреду?
      Опираясь на евангелие, опираешься на религиозное пособие: путиводитель в христианство. А кто сказал, что христианство - Истина?
      Ищи Истину в сердце своём, потому, как истинные поклонники, поклоняющиеся в духе и истине, и закон Элохим написан не на бумаге, но в сердцах истинных поклонников.
      Кстати, для этого не нужно разбивать лоб о пороги церквей...

      Спасибо (0)
    • ответ скрыт

      Пользователь

      В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного. Почему же тогда Иисус так говорил?

      При горе паслось большое садо свиней. И попросили черти и бесы Иисуса: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус им разрешил. И когда демоны, вошли в свиней; и устремилось стадо численностью в две тысячи с крутизны в море, и потонули в море

      Ну, а по идее-то - действительно ж Христос ничего из Старого Завета "не отменил".
      Он только "добавил" в части, касающейся морально-нравственных вещей

      Если же тот закон к нам не относится, то и 10 заповедей не стоит соблюдать так как они были даны в ветхом завете. Я этого не понимаю. 10 заповедей из старого закона взяли а все остальное не стали????????

      Спасибо (2)
      • Очевидно кто то лоббирует...

        Спасибо (0)
      • ответ скрыт

        Пользователь

        Дмитрий, получилось ли у вас ВНИМАТЕЛЬНО прочитать написанное выше и поразмышлять над приведенными из Нового Завета (из посланий) отрывками? Если ответ на этот вопрос «нет», то тогда трудно понять, зачем вообще пытаться отвечать на ваши вопросы. Если ответ «да», то тогда непонятно, как все приведенные мной совершенно конкретные цитаты, являющиеся разъяснением апостола Павла касательно пищи, стройно и непринужденно вписались в ваше видение вопроса о свинине (такой примерно вывод напрашивается ввиду того обстоятельства, что ни одна из приведенных цитат не породила в вашем сознании соответствующих дополнительных вопросов, которые должна была породить).

        Например, я процитировал такое указание Павла в отношении вопроса о пищи:

        "Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести" (1Кор. 10:27).

        Давайте рассмотрим суть его слов поглубже. Неверные - это (еще) неуверовавшие во Христа язычники. Именно ЯЗЫЧНИКИ - обратите внимание, что Павел адресует свое послание коринфянам - жителям отнюдь не Иудеи и не Израиля, и не Иерусалима. Коринф - это исконно языческая земля, «древнегреческий полис», уже долгое время находившийся под юрисдикцией других язычников - римлян - на момент написания апостолом его послания. Ввиду всех этих обстоятельств получается, что когда кто-либо из уверовавших во Христа жителей Коринфа (не евреев по рождению!) собирался пойти к язычникам в гости и участвовать в застолье, то согласно повелению апостола такие братья должны были есть ВСЁ, что им предлагалось, даже не задавая вопросов и не интересуясь происхождением пищи. Теперь представьте себе на минуту, что могло входить и входило в повседневное меню язычников, не имевших и отдаленного подобия рецептов «кошерной» пищи, которая определяла стол евреев по Ветхому Завету? Там была отнюдь не только свинина, Дмитрий, а куда более «экзотические» с точки зрения евреев блюда. Посмотрите, если есть необходимость, соответствующие источники на тему кулинарных пристрастий как греков, так и римлян. И Павел говорит, что всё это мы можем есть со спокойной совестью! Как вам это кажется? То же самое он говорит о мясном рынке: «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» (1Кор. 10:25). И тут же добавляет очень важную фразу: «Ибо Господня земля, и что наполняет ее». Исключений, как легко можно видеть, Павел не делает ни в контексте этих указаний, ни в контексте других, связанных с теми или иными видами пищи. И вообще он говорит: «Никто да не осуждает вас за пищу, или питие…» (Кол. 2:16). И опять никаких оговорок, ровным счетом НИКАКИХ.

        Остальные вопросы в ваше посте требуют не менее объемных ответов. На этом форуме, честно говоря, не очень удобно вести дискуссии. Невозможно цитировать ключевые слова и фразы собеседника, невозможно делать выделения, и т.п. и т.д. Серьезные и глубокие дискуссии лучше вести на более специализированных форумах, где есть все соответствующие условия и инструменты. Например на таком: http://forum.dobrie-vesti.ru/index.php

        Всего наилучшего вам в ваших поисках!

        Спасибо (1)
      • ответ скрыт

        Пользователь

        1). Очень многие заповеди и постановления Ветхого Завета имели ограниченное время действия и носили временный характер (до постановления Нового (лучшего) Завета, который принес Христос). Среди них и заповеди о жертвоприношениях, и о квасном, и об омовениях, и о соблюдении праздников, и т.д. и т.п. Ныне все они недействительны, ибо упразднены вместе с Ветхим Заветом (Евр. 8:6-13).

        Мне это вообще кажется очень странным!! Получается все то что говорил сам Всевышний пророку Моисею, давая закон, формируя общество и моральные нормы, перечеркивает апостол в своих посланиях. Господь говорил что этот закон будет в роды вечные, а Иисус конкретно ничего такого что бы перечеркивало этот завет не говорил..

        Тем не менее спасибо вам за ответы, за внимание и за сайт. Храни вас Господь

        Спасибо (3)
      • ответ скрыт

        Пользователь

        Спасибо (0)
      • ответ скрыт

        Пользователь

        Свинину запрещено есть всем людям писания!!!

        В Коране запрет выглядит следующим образом:
        - "Верующие! Ешьте из тех благих снедей, какими Мы наделяем вас, и благодарите Бога, если вы Ему поклоняетесь. Он запретил вам в пищу мертвечину, кровь, свинину и то, что было заколото с именем других, а не Аллаха. Но кто принужден будет к такой пище, не будучи своевольником, нечестивцем, на том не будет греха: Бог прощающий, милостивый"
        (Священный Коран 2:172, 173)

        В ТОРЕ:
        - ...И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот животные, которых можно вам есть из всего скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте...
        Левит. 11:2-3

        В Библии есть похожее:
        - ...А свинья, хотя копыта раздваивает, но жвачки не жует, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь...
        (Второзаконие 14:8, Библия)

        Спасибо (0)
      • ответ скрыт

        Пользователь

        Не вводите людей в заблуждение. Нельзя есть свинину. Читайте внимательно ВСЮ библию а не выборочно. Никогда ЙЕШУА НЕ ОТМЕНЯЛ ЗАКОН ТОРЫ. не говорите бред. Читайте левит 11 и деяние 10 видение Петру..где гов не о пище а о разрешении Бога проповедовать Петру язычникам и давать им покаяние и жизнь вечную. Ни Петр ни иудеи никто кроме язычников ни ел свиней и грязн пищу и спустя 10 лет после воскреш Иисуса когда Петр видел это видение он 3 раза говорил -нет я не могу есть грязных животных т к не понимал что это идет речь о проповеди и разреш в покаянии язычникам. Никто никогда не ел свиней из иудеев и апостолов. Для начала надо понимать что является пищей а потом цитирировать библию. Вы приходите в гости и вам говорят-ешьте всё вы мой гость..вы ведь не будете есть корм собачий. И это не значит что если вы съедите его то она очиститься и т д. Думайте что советуете

        Спасибо (0)
      • ответ скрыт

        Пользователь

        Нельзя есть свинину! А в библии есть много изменений. Это все политика

        Спасибо (0)
      • ответ скрыт

        Пользователь

        Если Иудеи жили раньше по закону, то Иисус прямо призывает жить по Духу, неужели читающие Библию не понимают самого главного смысла перехода от Старого к Новому Завету? Помните как Иисус сказал: " Написано в Законе так, а Я вам говорю...." .Теперь насчёт иудеев и мусульман..... Первые не приняли и не хотят принимать Христа, потому что не хотят терять свою избранность, тоесть быть избранным народом, ведь по учению Христа он уже таковым не является, и даже наоборот " Дьявол-отец ваш" сказал он иудеям.
        Ну а мусульмане это большая секта, которую создал Дьявол в противовес Христианам. Ислам появился на 500 лет позже Христианства и если кто думает, что если в Каране стоят похожие заветы Мухамеда,как в Библии, то глубоко ошибается. В том и заключается всё дело, что Дьявол изощрённый лжец и обманщик и умеет точно подделываться даже под самого Бога и творить чудеса и обольщать людей.А свинина это предлог, который использует Сатана, чтобы заставить мусульман нас Христиан ненавидеть. Ну а про иудеев я вообще молчу, там они и без свинины нас хуже скота считают. Как сказал Бог-Отец-Вседержитель: Никто ко мне не прийдёт, только как ч/з Сына моего. Иисус есть дверь в Царствие Небесное! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и вовеки веков! Аминь!

        Спасибо (0)
        • Ты дурак? Сам ты дбявол,Ислам-это религия мира и спокойствия,если не знаешь ничего о нашей религии,лучше промолчи,так хоть за умного сойдешь

          Спасибо (0)

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Большинство из православных христиан уверены в том, что исключительно в дни поста нельзя есть мясо, а также скоромную пищу. Однако в действительно все выглядит более сложнее, ибо в Ветхом завете можно отыскать довольно большой перечень тех продуктов, которые запрещено употреблять не только во время поста, к числу которых относится и свинина. А вот почему именно православным можно есть свинину или почему запрещается — вы узнаете из нашей статьи.

Почему православным нельзя есть свинину

Согласно писания, представленного в Ветхом завете, употребление в пищу животных, умерших естественной смертью (то бишь которым не спустили кровь), а также мясо удушенных божьих тварей запрещено. К тому же под запрет попадает поедание кровяной колбасы и аналогичных продуктов, при изготовлении которых используется кровь животного.

Воспрещение же такого рода связано со Священным писанием, где говорится, что – душа божьей твари находится в крови ее. Нельзя ни в коем случае вкушать душу животного вместе с его плотью. Если же верующий будет поедать вместе с пищей кровь божьих тварей, то он обретет образ того животного чью кровь он поглотил.

Следует отметить, что согласно Ветхому завету в основном к нечистой звериной плоти относятся:

  • крабы, раки, а также рыба у которой отсутствует чешуя;
  • зайцы и кроли;
  • дохлое зверье (то бишь без выпущенной крови);
  • жареная кровь птиц и животных;
  • конина.

Но при всем при этом нечистое мясо, такое как, к примеру, свиное мясо, разрешается употреблять в периоды голода или же нужды.

Что говорит Священное писание

Однако почему православные едят свинину практически как повседневное блюдо, без какой-либо особой нужды? Что касается этого вида мяса, то тут также не все так просто, ведь на счет этого в Священном писании приведены следующие слова:

«А свинья, хотя копыта раздваивает, но жвачки не жует, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь» (Библия. Второзаконие 14:8).

Немаловажным является тот факт, что все существующие запреты на употребление в пищу свиного мяса указаны лишь в Ветхом Завете, ибо основным предназначением такого закона считалось, то что он должен был подготовить православных людей к приходу Иисуса Христа, Сына Божьего. Вот что об этом говорил :

«Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя» (Гал.3:24,25).

Поэтому с приходом Спасителя, согласно Новому Завету необходимость в придерживании обрядового закона попросту отпала и даже более того, если убеждать верующих следовать ему означало бы возведение стены между языческими народами и Священным писанием.

Посему ниспослал Господь особое Откровение, поясняющее это:

«На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз [был] глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян.10:9-15).»

Из этого следует, что любой человек волен принимать или не принимать в пищу свиное мясо и при этом это никак не отразится на его отношениях с Всевышним.

Господь всегда с Вами!

Запрет на употребление в пищу полностью основан на их вере – . Дело в том, что главное священное писание мусульман – Коран – содержит предписания, строго ограничивающие последователей исламской веры в тех или иных поступках. Считается, что мусульманин сможет максимально приблизиться к Аллаху, только строго соблюдая все его предписания. В частности, это касается употребления в пищу свиного мяса.

Исследования, проводимые сегодня диетологами, по-своему объясняют, не рекомендовано употреблять в пищу. Дело в том, что у этих животных непростая система мочевыделения, что приводит к избыточному количеству мочевой кислоты в их мясе. Люди, употребляя свинину в пищу, потребляют около 90% этой кислоты. Разумеется, это отрицательно влияет на организм человека.

Древнейшее учение – Каббала – утверждает, что запрет на свинину в Библии касается физического, но не духовного мира человека.

Более того, доказано, что в свинине нередко находятся яйца ленточных червей. Не стоит забывать, что свиньи – это всеядные животные. Кроме того, они имеют поразительное анатомическое сходство с человеком: у них одинаковая с людьми температура тела, а некоторые внутренние органы вообще могут быть использованы для пересадки людям.

В медицине известны случаи, когда дети рождались со свиными атавизмами (свиные хвостики, рыльца). Возможно, именно этот факт лег в основу священных писаний в качестве запрета на употребление человеком ему же подобных организмов. Другими словами, не исключено, что свинину нельзя есть и просто из этических соображений.

Употребление свинины в исламе

Мусульмане должны безоговорочно соблюдать этот запрет, поскольку поклонение исламу - это основа всей их жизни. Можно только догадываться, что подобные ограничения призваны обеспечить безопасность не только душе любого верующего мусульманина, но и его телу. Дословно в Коране по этому поводу говорится следующее: «Истинный мусульманин должен питаться только качественной пищей. Ему непременно стоит отказаться от крови и свинины. Только тогда он сможет рассчитывать на прощение и снисхождение Аллаха. Только тогда он спасет собственную жизнь».

Есть еще одно объяснение, почему мусульманам нельзя есть мясо свиней, согласно ему, в жарких странах, где в основном проповедуется ислам, свинина портится очень быстро. Но это утверждение не выдерживает критики.

Христианский запрет на свинину

Он связан с тем, что Иисус Христос в Новом Завете сравнил свиней и собак с людьми, которые в своей жизни не хотят проникаться Божественным Откровением, не чтут Всевышнего. Употребление в пищу собак вообще считается грехом у православных христиан. Исключение есть только одно – вынужденное употребление в пищу этих животных во имя своего спасения. В принципе, то же самое касается и свинины. Любопытно, что никто и ничего не говорит о собачьих «соратниках» - кошках.

Учение Нового Завета уделяло внимание внутреннему миру человека, его мыслям. Тем не менее у людей и по сей день возникают разногласия, связанные с внешними проявлениями и обычаями, такими как употребление свинины в пищу.

История появления запрета

Человеку в Эдемском Саду не нужна была пища животного происхождения. Адам и Ева питались растениями и практически не нуждались в пище, так как были они идеальными и тела их значительным образом отличались от тела современного человека.

После грехопадения потребность в пище возросла. Тело стало немощным, появились болезни и смерть. Теперь праотцы не могли обойтись без животных. Их приносили в жертву Богу, ведь только так после изгнания из Рая люди могли общаться с Богом.

Евреи получили запрет на свинину для того, чтобы отделиться от язычников

После великого потопа Господь разрешил Ною употреблять в пищу все, кроме человека.

Важно! И только евреям, избранному народу, было запрещено употреблять свинину, чтобы этим самым отличаться от язычников.

В Левите и Второзаконии сказано, что евреям запрещалось употреблять мясо верблюда, свиньи, тушканчика и зайца. Мясо жвачных животных с раздвоенными копытами разрешалось. Такое постановление иудеи должны были исполнять, дабы очиститься, понять свою греховность и достойно принять в мир Спасителя.

В Новом Завете Спаситель делает акцент на том, что оскверняет человека не пища, а то, что исходит от сердца человеческого. Господь открыл апостолу Павлу, что даже язычники и всякое животное перестало быть нечистым. А что Бог освятил и очистил, то нельзя считать нечистым. Следовательно, употреблять в пищу свинину православным можно.

Интересно! Апостол Иаков в книге Деяний в письме к язычникам главным образом советовал, чтобы они не употребляли в пищу кровь животных. По сей день не употребляют кровь животных и православные христиане.

Цитаты из Священного Письма

В современном мире православные люди держат пост, в большинстве своем, отказываясь от рыбы, мяса и молочных продуктов.

Пост должен сопровождаться усердной молитвой, иначе такой пост по свойству своему будет подобен обычной диете. Но и злоупотреблять им тоже не стоит.

О постах:

Важно! Святые отцы говорили, что пост создан для человека, а не человек для поста. В данном случае воздержание от мяса может помочь усмирить человеческую плоть, тем самым помочь на время поста создать благоприятное состояние для молитвы и покаяния.

Именно поэтому монахам и запрещено употреблять в пищу мясо. Запрещается христианам употреблять кровь животных, так как сказано, что в крови животного его душа. Иных запретов на пищу в Новом Завете для христиан нет.

Православная церковь считает, что блюда из свинины вполне допустимы

Как доказательство, можно привести цитаты из книг Священного Писания. Например, для ритуальной чистоты, евреям запрещалось употреблять мясо таких животных:

«Не ешь никакой мерзости. Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы, олень и серна, и буйвол, и лань, и зубр, и орикс, и камелопард. Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на обоих копытах глубокий разрез, и который скот жует жвачку, тот ешьте; только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта с глубоким разрезом: верблюда, зайца и тушканчика, потому что, хотя они жуют жвачку, но копыта у них не раздвоены: нечисты они для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь (Второзаконие 14:3-8)».

Уже в Новом Завете мы видим, как Христос относится к подобным вещам: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека (Мф. 15:11)».

«Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть (Титу 1:15)».

Как и было сказано ранее, единственное, о чем предупреждали апостолы, было: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите (Деян.15:28-29)». Здесь говориться, что нельзя употреблять кровь животных и мясо умершего животного, которому не спустили кровь.

Последнее доказательство того, что православным христианам разрешено употреблять в пищу все: «Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет её. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то всё, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести (1 Коринфянам 10:25-27)».

Естественно, у любого человека, а особенно у православного, должна быть понимание меры в употреблении пищи. Нужно рассчитывать, что и в каком количестве нужно съесть, чтобы позже не исповедоваться в грехе чревоугодия.

Можно ли есть свинину? Протоиерей Всеволод Чаплин

«Пища должна укреплять тело,
а не вызывать болезнь
»

Святитель Василий Великий

Бесспорно то, что для младенца голос матери важнее даже самого звонкого голоса раскрасивой погремушки. Так и мы, в поисках ответа на наши вопросы, минуя неглубокие полуправды, будем припадать своим младенческим сердцем к самому родному и близкому нам родительскому Божиему голосу.

Триединый Господь поставил Церковь на земле и, освятив Её личным присутствием, сохраняет и направляет Её Своей безграничной любовью.

Православие – это горная тропа, восходящая над пропастью в Небесный Иерусалим. По тропе этой следовать можно только твёрдым шагом, на двух ногах – двумя заповедями: любовью к Богу и любовью к ближнему. Ступени же, от которых отталкиваются эти ноги есть Священное Предание и Священное Писание, где немало внимания уделено тому, что мы вкушаем.

Когда мы говорим о мясе, то это может означать следующее:

  • мясо — это мышечная масса убитого животного, употребляемая в пищу;
  • мясом также называется само блюдо, приготовленное из такой мышечной массы;
  • к мясу относится и мышечная часть рыбы;
  • мясом может называться собственно мышечная ткань;
  • а также это может быть мякоть плодов, окружающая семя.

Понятно, что мы будем обсуждать отношение Православия к животному мясу. Такое мясо делится обычно на говядину, свинину, баранину, конину, курятину и др.

Грех ли убивать животных ради еды?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к Священному Писанию, выше которого Святая Церковь никогда не превозносится.

В книге Бытия () написано, что Господь дает нам “всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя ”, и говорит, что нам “сие будет в пищу ”. Здесь для первых людей отчетливо сказано, что только растительная пища предназначена для человека.

Однако, после всемирного потопа, когда восемь человек вышли из ковчега на голую землю, несомненен тот факт, что такая бесплодная почва не могла накормить их ещё долгое время. Тогда Господь и разрешил им вкушение мяса. То есть Сам Вседержитель, Творец всей вселенной, благословляет вкушение мясной пищи по сложившимся обстоятельствам. Но и тут Он не говорит: “разрешаю вам на время”. Он просто благословил.

Господь есть Любовь и всё творимое Им есть благая забота о всем живом в земной нашей жизни и, важно, за ее чертой. Следовательно, ни умерщвление всех людей на планете во время потопа, ни смерть животных по Божиему благословению не противоречит Его благому промыслу о всех нас, как бы ужасно это нас ни впечатляло.

«Ошибается тот, кто считает,
что пост лишь в воздержании от пищи.
Истинный пост есть удаление от зла…
»

Свт. Василий Великий.

Вопрос читателя: Вегетерианство спасёт мир?

Некоторые люди ошибочно считают, что полное воздержание от мясной пищи приведёт человечество к высшей нравственной точке своего развития и, как следствие этого, мир будет спасен. Однако, страницы Священного Писания говорят, что такой закон не работает. Господь уничтожил потопом всё вегетерианское население земли. Да-да, до Ноя всё человечество питалось только лишь растительной пищей и, несмотря на это, всё равно на земле воцарилось полное растление нравов, растление такой низости, что Господу пришлось пойти на такой решительный крайний шаг.

«Берегись измерять пост простым
воздержанием от пищи.
Те, кто воздерживается от пищи,
а ведет себя неподобающе,
уподобляются дьяволу,
который хотя ничего не ест,
однако ж не перестает грешит
ь».

Святитель Василий Великий.

Любое ли мясо для потребления в пищу благословил Господь?

Есть одна важная оговорка, которую сделал Господь при благословении мясной пищи. Он разделил всех животных на чистых и нечистых (Ветхий Завет).

  • ЧИСТОЕ животное имеет всего два признака - оно должно быть:
  1. парнокопытным и
  2. жвачным .
  • НЕЧИСТАЯ пища - это животные, у которых отсутствует хотя бы один из этих признаков. Это означает, что такое мясо для употребления в пищу не годится.

Также к нечистой пище относится идоложертвенное мясо, то есть туша, оставшаяся от животного, после принесения его в жертву идолу.

Вопрос читателя: «Помогите разрешить спор внутри нашей семьи! Наша тётя говорит, что у православного человека должно быть много запретов касательно еды и эти запреты не должны ограничиваться только постом. Она говорит, что православный человек должен готовить мясную пищу только по праздникам, а пищу других народов, узбекскую, японскую, корейскую, татарскую, нам нельзя. А моя мама ей отвечает, что, помолившись, можно вкушать любую пищу. Кто же прав?

В этом споре интересно то, что здесь при определённых условиях оказаться правыми могут обе женщины. Всё зависит оттого, куда направлен духовный взгляд каждой из них. «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную », говорит апостол Иоанн. И если эти женщины смотрят именно так на ту еду, как на подкрепление сил для освоения пищи духовной, то это попросту разговор двух ангелов, призывающих друг друга вступить на радость своего пути.

Для первой, видимо, воздержание необходимо от опасения потерять дарованное ей некогда драгоценнейшее чувство Бога. Пытаясь его сберечь, она неумело, возможно, переживает за всех своих близких, которые, по ее взгляду, это чувство не берегут.

А для второй – вполне возможно, что на духовной высоте её сердца пища нужна лишь для того, чтобы хотя бы ещё один день созерцать светотканное лицо Господа нашего Иисуса Христа. Так некогда Сам Господь по голодной человеческой необходимости благословляет апостолу вкушение нечистой пищи во время его молитвенного делания ().

Первому типу людей для спокойствия их совести необходимо определиться, что’ по ветхозаветным законам разрешается употреблять христианину, а что нет. Это также полезно и для людей, нечаянно свернувших с богоспасаемого пути для поклонения своему животу или самой пище, о которых, как говорит апостол Павел, «написано: народ сел есть и пить, и встал играть» (), а точнее, поправляет Лопухин «плясать », то есть блудодействовать.

«Возобладай над чревом,
пока чрево не возобладало над тобой
».
Свт. Василий Великий.

Так «…пищу других народов.. нам нельзя» ?!

В продолжение вопроса от нашего читателя давайте коротко определимся в различиях пищевых ограничений православного человека и представителей других религий, близких и неблизких нам по отношению к Священному Писанию Ветхого Завета. Для этого необходимо коротко упомянуть о наших общих запрещающих понятиях в области питания.

Исламская пища – разрешается условно

«Халяль » – это понятие разрешенного и дозволенного в исламе. Противоположное по смыслу понятие – это «харам ». Обычно, этими словами обозначают допустимую и недопустимую пищу.

К харамной у мусульман относиться:

  • свинина и производные её,
  • недозволено потребление мяса с невыпущенной кровью и падаль,
  • а также мясо с выпущенной кровью, но приготовленное без произненсения имени Аллаха.

*Мусульманам разрешается есть мясо, которое
было приготовлено только «людьми Писания».
К ним относятся христиане, иудеи и сами мусульмане.

Иудейская пища – разрешается

«Кашрут » – это свод иудейских законов о запретах в области потребляемой пищи. Пища по этим законам может быть кошерной и некошерной или пригодной и непригодной для потребления.

*«Духовная чувствительность человека,
употребляющего некошерные продукты,
понижается, его сердце «закрывается»
для восприятия духовных идей
».
Иудейская мудрость.

Нельзя есть:

  1. животное, если оно не имеет раздвоеное копыто и не жует жвачку. Это, к примеру, такие животные, как конина, медвежатина, волчатина, собачатина, свинина, зайчатина, мясо лисы и др.
  2. птиц: «орла, грифа и морского орла, коршуна и сокола с породою его, всякого ворона с породою его, страуса, совы, чайки и ястреба с породою его… » и других. Из птиц можно есть только тех у кого «есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле », то есть это курицы, индюшки, гуси и другие домашние птицы.
  3. животное, если оно погибло своей смертью (падаль) или было удавлено или убито током, то есть кровь животного осталась невыпущенной (из мёртвого животного кровь не выпустить, так как всякое движение по сосудам прекращается с остановкой сердца).
  4. рыб и всех обитателей речных, морских и океанских, которые не имеют плавников и чешуи. То есть сюда можно отнести крабов, мурен, акул, китов, молюсков, рачков, раков и лангустов и многое другое.
  5. жаренную кровью, в том числе кровяную колбасу, бифштексы с кровью и гематоген (пояснения см. дальше).

Различие чистых и нечистых животных и запрещение в Ветхом Завете употреблять нечистых животных в пищу имело специальное и временное значение: научить евреев чистоте жизни и сердца, и было внешним средством отличия и отделения евреев от других народов. С пришествием Мессии такое отделение сделалось излишним: все народы, принявшие Евангелие, освящены и очищены кровию Христа; посему в царстве благодати нест Еллин ни Иудей, обрезание и необрезание, но всяческая и во всех Христос ().

«Мясо можно есть только то, которое заколото,
а не убито электрическим током или задушено.
Определить это можно по цвету:

светлое мясо – с выпущенной кровью;
тёмное мясо – с невыпущенной (мертвечина);

синее – удавленина ».

Отец Даниил Сысоев

Камнем преткновения является распространённый принцип заготовления мяса у тайцев и некоторых других родственных им народов. Перед тем, как убить животное, его долго избивают с целью пропитать живое мясо кровью.

Христианам лучше бы вообще создать
свои скотобойни и магазины,
где заведомо продавалось
бы ритуально чистое мясо..
.».
Священник Олег Стеняев

Почему нельзя есть кровь, в том числе и жаренную, кровяную колбасу, бифштексы с кровью и гематоген?

В книге Бытия мы читаем наставление Божие: «только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте » (). Эти наставления Вседержитель делает для Ноя и его семьи после потопа. То есть, благославляет есть плоть, но запрещает есть душу. По слову Божиему, кровь соединена с душою того, кого окормляет: «душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает » (). Слово «душа» в данном случае обозначает жизнь. Здесь Господь говорит о том, что всякая кровь должна быть использована либо для жертвоприношения Ему, либо пролита на землю. Отсюда древняя традиция у «людей Писания», то есть у иудеев, мусульман и христиан, выпускать кровь у животного перед потреблением его мяса в пищу.

А далее, в книге Левит мы находим результат отступления от этой заповеди: «обращу лице Мое на душу того <..> и истреблю ее из народа ее » (), говорит Господь. Люди Ветхого Завета ревностно исполняли обрядовые правила. Собором апостолов, который состоялся около 50 года в Иерусалиме, было утверждено положение, по которому на христиан из язычников непосильные иудейские правила не накладывались. В то же время было указано о необходимости воздержания от удавленины и крови (). Подробнее в разделе .

Гематоген хоть и является
производным крови крупного рогатого скота,
однако, приём его в лечебных целях
возбраняться не может
».

Отец Олег Стеняев

Кровь нельзя есть, но как она может очистить душу?

В указаниях на то, что «кровь сия душу очищает», говорится об окроплении Божиего жертвенника в качестве залога за содеянный грех (подробно в книге Левит).

Этот кровавый акт при поверхностном взгляде на историю Священного Писания кажется бессмысленным и жестоким. Однако, всё остаётся труднообъяснимым до тех пор, пока на свет ни появляется Господь Иисус Христос. Спаситель Сам стал «тельцом» для жертвенника и окропил Кровью Своею Жертвенник-Крест, чтобы раз и навсегда очистить души наши от пропасти богоотчуждённости. Это Божие указание есть прообраз Великой будущей Жертвы за наши грехи. «Христос <..> со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление » (), говорит апостол Павел в письме к иудеям.

Вот так Богочеловек примирил человека через Свою Кровь с Богом Отцом. Так и мы через вкушение Крови и Плоти Божией, шагом минуя непреодолимую пропасть, становимся причастными Царству Небесному.

Почему установлены запреты на пищу?

В Апостольских правилах есть особые указания на отношение христиан к Ветхому и Новому Заветам. Там сказано: «Книги же яко подобает почитати Ветхого и Нового Завета суть ». Поэтому Православная Церковь анафематствовала, то есть отлучила от Себя, всех тех, кто усомнился в святости и богодухновенности книг Ветхого и Нового Заветов.

Святитель Амвросий Медиоланский называл оба Завета «чашами премудрости» в наших руках, потому что, говорил он, из «обеих пьете Христа ».

Договор Бога с людьми

Слово «завет» означает договор. Под «Ветхим Заветом» подразумевается договор с древними праведными патриархами, то есть отцами и представителями народов земли, – Ноем, Авраамом, Исааком и Иаковом. Их можно представить драгоценными семенами, упавшими сеятелю в руку в период всемирной засухи. Цель Господа – уберечь от болезней и смерти жизнь в этих семенах, то есть сохранить чистоту веры и рода, в котором должен появиться на свет Христос, Спаситель мира. Поэтому Он выдвигает строгие требования в вере, преданности и послушании. Взамен же даёт Своё благословение и обещает даровать спасение народу Божиему.

Забота Всевышняго о людях Своих заключалась в Его заповедях, некоторыми из которых были заповеди о внимательном отношении к пище. Однако, необходимо понимать, что теперь, когда Христос уже родился, жил между нами, был распят, воскрес и восседает одесную Бога Отца, это ветхозаветный договор, строгий по понятным уже причинам, приведен в исполнение. А ныне для нас тянется время Нового Завета, договора между всему людьми без выделений и разграничений, договора «покаяния-прощения», главным критерием которого является наша личная совесть.

Критерий воздержания от пищи – наша совесть?

Из чего исходил Господь, устанавливая такие разделения, сказать трудно. Быть может, здесь отражаются некие санитарные соображения, но скорее всего то, о чём знает только Бог, а мы можем только догадываться. Одно ясно, если заповедь – это тропа, то нарушение заповеди – это болото в стороне от неё, – можно завязнуть и никогда не выбраться. Так, невидимые границы этой спасительной тропы – Божиего «договора», ныне пришедшего в исполнение – инерционно, подобно раскрученному велосипедному колесу, тянутся и до нашего времени. Так, к примеру, апостол Лука рекомендует «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда», но тут же ставит на этом грубом пьедестале заповедь новой высоты, Нового Завета, заповедь суда собственной совести: «не делать другим того, чего себе не хотите» ().

А апостол Павел, подтверждая отмену Христом необходимости ветхозаветного закона, говорит, что закон этот не может «сделать в совести совершенным» исполняющего его, ибо доходит только «до плоти». Эти заповеди были установлены, говорит он «только до времени исправления». Только Христос, пишет апостол Павел, «Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» ().

О благословении на нарушение по необходимости этой заповеди говорит и апостол Пётр. Ему было видение, в котором к нему во время голода и молитвы спустился с отверстого неба «некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю». В этом полотне находились «всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные». Господь призвал Петра поесть, однако Петр, испугавашись, ответил, что он «никогда не ел ничего скверного или нечистого». И Господь ответил ему: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» ().

Так, на «Апостольском» соборе было принято и ограничить эту заповедь постановлением воздерживаться от крови , удавленины и идоложертвенного мяса (), то есть приносимого на поклонение идолам. Но всё же, на высоте своей боголюбивого сердца апостол Павел разрешает вкушение всего, «что продаётся на торгу, <..> без всякого исследования, для спокойствия совести» христианского сердца. При этом он находится уже на такой высоте, что личность его растворяется в подвиге бесконечной любви. «Для слабых я был слаб, чтобы приобрести слабых, для всех я стал всем, чтобы спасти, кого можно» (), говорит христоподобный апостол Павел.

Для той любви, которой любил апостол Павел, нет никакого ограничения, ничего чистого и нечистого, никакого закона, ибо он стал выше закона. Так и для нас закон этот нужет только с целью приобретения такой безграничной и жертвенной любви к Господу и ближнему своему. Нам, кто всё ещё страстные желания чрева своего путает с жизненнонеобходимой истиной.

Диакон Владимир Рождественский,
физиотерапевт НИДОИ им. Г.И. Турнера